Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
1 4 октября 1958 г., N5 242 (13 01} Л Е Н И Н С К О Е З Н АМ Я Сегодня в Липецке открыв ается всесоюзное совещание по вопросам производства чугунных труб БОЛЬШЕ ТРУБ НАШИМ СТРОЙКАМ! Сегодня в Липецке начинает работу всесоюзное совещание, по священное вопросам производ ства чугунных труб. Такие трубы в Липецком сов нархозе производят два завода— трубный и «Свободный сокол*. Труболитейщики настойчиво бо рются за совершенствование тех нологии производства, за увели чение выпуска продукции. На этой странице рассказы вается о некоторых достижениях труболитейщиков, об их планах на будущее. Г оворят труболитейщики Наши обязательства 1800 тонн плана решил Чего мы ждем от совещания Коллектив нашего труболитейного цеха горит желанием больше выпу стить высококачественной продук ции. полнее удовлетворять потреб ность городов и сел в водопроводных и канализационных трубах. Каждому литейщику, бригадиру и мастеру приятно, когда потребители хорошо отзываются о нашей продукции. Одн ако за последнее время у нас появился брак. В августе он соста вил 10,8 процента от всей выпуска емой продукции, в сентябре— 8 про центов. Ос обенно неблагополучно в этом отношении с водопроводными трубами диаметром в 350 и 400 миллиметров. Естественна, что та кое положение очень тревожит наш коллектив. Большие надежды мы возлагаем ка совещание по производству чу гунных. водопроводных и канализа ционных труб. Выражаем уверен н ость. что высококвалифицирован ные специалисты и научные работ ники помогут нам усовершенство вать технологию по отливке водо проводных труб, что даст нам воз можность ликвидировать брак. Нас интересуют конкретные меро приятия, которые бы до минимума свели потери металла при производ стве труб. Каждый из литейщиков кровно за интересован в том. чтобы неуклонно повышать производительность труда. В эт ом направлении нами кое-что де лается в цехе, но пока еще не в до статочной степени. Х очется, чтобы специалисты подсказали нам путь к высокой выработке. И последнее. Хотя в настоящее время у нас сделано немало по об легчению трудоемких процессов, но нынешние условия работы литейщи ков пока остаются нелегкими. П ора серьезно заняться вопросами полной механизации тоудоемких процессов, упразднением старых методов отлив ки водопроводных труб и внедрением в производство последних достиже ний современной техники. А. ГОРЯЙНОВ, старший мастер труболитейного цеха завода «Свободный сокол». труб сверх годового отлить в честь XXI съезда коллектив нашего трубного цеха. Тру болитейщики верны своему слову. С на чала года выдано строй кам на 1287 тонн канализационных труб больше, чем положено планом. Этих труб достаточно для устройства канализации в 20 четырехэтажных жилых зданиях. Став на предсъезд овскую вахту, рабочие нашего цеха усилили свою борьбу за повышение производитель ности труда и увеличение выпуска продукции. П одхватив почин Нико лая Мамая, передовые машинисты центробежных машин обязались от ливать трубы сверх плана не толь ко в каждую смену, но и за каждый час работы. Эти обязательства вы полняются. Т ак бригада машиниста центробежной машины т. Бобылева в своих обязательствах записала еже сменно отливать дополнительно к плану 17 труб. На 16 труб больше сменного задания решили выдавать члены бригады т. Брылева. Обе бригады перевып олняют свои обяза тельства, выдают ежедневно по 40—45 сверхплановых труб. Моя бригада тоже стремится за каждую смену давать по полторы сотни труб, т. е. на 30— 40 штук больше плана. И нам эт о удается. Мы стараемся не допустить ни ми нуты простоя машины. Заливщики и машинист работают в тесном контак те. Пока я готовлю машину, залив щики подают металл. Таким образом не допускается простой оборудова ния и охлаждение изложни ц. В цехе нет людей, которые бы не выполняли норм. Средний пр оцент выработки на одного рабочего со ставляет более двухсот процентов. Отдельные перед овики дают гораздо больше. Росту производительности труда способствует творчество ра ци онали заторов. Например, по предложению т. Белолипского был укорочен ротор машины, что позволило заменять калибрующую втулку прямо в ма шине. Вся операция занимает 10— 15 минут. А ведь д о этого на заме ну втулки тратили почти час. Прежде мы крепили каркасы на центробежных машинах шпильками. Теперь перешли на пружинный спо соб, который дает возможность со кращать вспомогательное время. Наш участок, где мастером т. Иса ев. с на чала октября выполняет план на 104 процента. Но сейчас мы ра ботаем неритмично. О чень лихорадит работу плохое снабжение шихтовыми материалами. Слу чаются простои из-за недостатка металла. Совнархоз должен вмешаться и наладить снаб жение завода нужной шихтой. Коллектив трубного завода прило жит все усилия к тому, чтобы не только выполнить, но и перевыпол нить со циалисти ческие обязатель ства, взятые к XXI съезду партии. Н. ФЕДОРОВ, машинист центробежной машины Липецкого трубного завода. Новая, совершенная техника В ближайшие дни на заводе « С во бодный сокол» вступит в строй пер вая очередь цеха центробежной от ливки водопроводных труб. В цехе устан овлены новые маши ны, каждая из которых должна обеспечить производительность не менее 20 труб в час. Сейчас коллектив цеха проводит горячее опробование машин. Пер вые же пробные отливки в про мышленных условиях нашего цеха показали, что эти машины вполне могут работать на полуавтоматиче ском и автоматическом режимах. Осв оение нового технологического процесса даст возможность отливать трубы с гораздо лучшими качест венными показателями по прочности, гидроиспытанию и внешнему виду, чем в существующих карусельных цехах. Горячее опр обование агрегатов Растет цех—растут люди Всп оминается 1935 год — год рождения нашего труболитейного цеха. Как и всякое молодое пред приятие, он переживал большие оо- ганиззционные трудности. Все основ ные работы в цехе по отливке труб производились ручным способом. На пример. земля в опоку загружалась лопатами. Суш ку форм осуществля ли посредством «камельков», так как доменный газ тогда еще не был подведен. Вручную трудились много. Одна ко, несмотря на эти тяжелые усло- ния, молодой коллектив не падал духом. Люди из о всех сил стреми лись дать стране больше водопро водных труб хорошего качества. И мы с честью справлялись с этим. Отгремела Вели кая Оте чественная война. Фронтовики вернулись к мирному труду и с новой анергией взялись за дело. Цех рое на наших глазах. П оявились новые механизмы и оборудование: был установлен уборочный транспортер, который в значительной степени облегчил тя желый труд подручных рабочих. Если раньше засл онка сушильных печей открывалась вручную, что подчас было небезопасным делом, то сейчас это производится автоматиче ски. П оставлены двухшпиндельные очистные машины, сделана рекон струкция плавильных вагранок, значительно усовершенствован тех нологический процесс изготовления стержней. Оснащение наше го цеха новой техникой сказалось на производи тельности труда. Т ак. в рекордном 1940 году мы заливали в течение смены по 140 водопроводных труб диаметром в 100 миллиметров, а те перь мы за такой же прриод време ни делаем уже 218 труб. Вместе с цехом выросли и его лю ди. На заводе с уважением отзыва ются о трудовых *елах бригад И. Ф. Наза рова, В. И. Меж она. о шишель- никах Т. А. Исаеве, И. Н. Марьине. Они из о дня в день перевыполняют смачные задания. Мы уверены, что и в дальнейшем наш цех будет расти, оснашаться совершенным оборудованием. Мы не пожалеем своих усилий и знаний для того, чтобы дать стране больше продукции отличного качества, М. ТЮЛЕНЕВ, мастер карусельного отделения труболитейного цеха завода «Свободный сокол». плавильного отделения показало, что вагранки новейшей конструкции с подогревом дутья и охлаждением плавильного пояса обеспечат цех жидким чугуном высокой темпера туры и хорошего качества. О чень удачно решен проектировщиками вопрос удаления провалов ( остатки жидкого чугуна, шлака, кокса) из- под вагранок. На днях монтажниками «Метал- лургпрокатмонтажа» будут сданы в эксплуатацию воздухонагреватели, которые обеспечат подогрев дутья в вагранках до температуры 400 гра дусов. Исп ользование горячего дутья в чугунолитейном производстве так же является новинкой, и освоение этого процесса, внедрение его в производство позволят повысить тем пературу чугуна, снизить расход кокса и явятся хорошей школой для литейщиков нашего и других эко номических районов. Все трансп ортные операции в це хе. начиная с подачи жидкого чугу на и кончая выдачей готовой про дукции на склад, будут осущест вляться с помощью конвейерных линий, управляемых с трех пультов. Уже сейчас опробованы часть кон вейеров и линий передач. Уста новлены контрольно-измерительные приборы и автоматические регуля торы. при помощи которых будет осуществляться контроль над тех нологическим процессом. Вместе с тем следует отметить, что строительство завершается не достаточно быстрыми темпами. Стр о ителям и монтажникам треста « Ли- пец кетрой» необходимо в эти пред пусковые дни приложить максимум усилий для скорейшей сдачи цеха в эксплуатацию. Б. ПОДКОПАЕВ. машинист центробежной машины цеха центробежной отливки труб завода «Свободный сокол». ☆ Э к о н о м и м м ет а л л Д олгое время у нас большим злом был выпуск тяжеловесных труб. Без пользы расходовались многие тонны металла. Еще в пр ошлом году вес многих тоуб превышал установ ленную ГОСТ ом норму на один — полтора килограмма. В наст оящее время трубный цех не отливает «тяжеловесов». Вес ст о миллиметровой трубы меньше уста новленного по норме на один — два килограмма. За счет чего нам удается снижать вес труб? . В цехе был проведен ряд техни ческих мероприятий, которые позво лили уменьшить затраты металла на трубы. Прежде вс его изменили объем дозирующих ковшей. Ковши сделали с таким расчетом, чтобы расходовать допустимый минимум жидкого металла. П роизведена замена шкива жело ба центробежной машины. От эт ого скорость поступательного движения желоба увеличилась на какие-то 0,02 метра в секунду. Как будто немного, но это помогло машинистам добиться более равномерного рас пределения металла по всей поверх ности. В ит оге повысилось ка чество труб и снизился расход чуг гуна. Главная роль в борьбе с «тяжело весами» принадлежит, конечно, нам — машинистам и заливщикам. Точ ное соблюдение технологии, содер жание машин в хорошем состоянии обеспечивают выпуск качественных труб, позволяют уменьшать их вес. А благ одаря этому мы экономим тонны металла в год и готовим из сэко номленного чугуна дополнительные трубы для строек. Только в сентяб ре наш цех сберег 1 43,4 тонны чу гуна. Д остигнутые показатели далеко не являются пределом. Наши новаторы продолжают искать пути экономии металла. Одним из главных путей экономии металла мы считаем уменьшение брака. Н. СТЕПАНОВ, машинист центробежной машины Липецкого трубного завода. Б о л ь ш о й э к о н о м и ч е с к и й э ф ф е к т С первых дней своего существо вания Липец кий трубный завод вы давал трубы длиной в полтора мет ра. Постепенно нам удалось перейти на длину 1,75 метра. И на этом пределе мы остановились. Мысль о том. чтобы повысить выпуск продук ции с тех же пл оща дей за счет 'удлинения труб, воз никла' у нас с рационализатором М. М. Путилиным еще в пр ошлом году. Но легко сказать—перейтина двухметровые трубы. Осуществить же эт о было очень трудно. Пришлось модернизировать центр обежные ма шины. удлинить ротор, рубашку, изложницы, желоба. II вот в настоящее время цех от ливает двухметровые трубы.. Когда подсчитали экономический эффект, который дает это нововведение, то цифра получилась внушительная — 190 тысяч рублей. П овысилась производительность труда. У таких передовых машини стов. как тт. Глазун ов, Боев, выра ботка возросла на 10 процентов. С. ПЛАХОТИН, машинист центробежной машины, рационализатор трубного завода. На заводе «Свободный сокол» готовится к пуску новый цех центробежной отливки труб. На снимке (слева направо): передовые строители цеха — бригадир электромонтажников управде- «Центроэлектромонтаж» В. М. Фарафонов, бригадир монтажников управления «Металлургпро- катмонтаж» Б. Н. Григорьев, бригадир штукатуров, стройуправления № 3 треста «Липецкстрой» А. Ф. Бровкина и мастер этого стройуправления В. Н. Максимов, * - Фото. И. Нарциссова. П р о и з в о д с т в » ч у г у н н ы х в одопро в одных тру б в СССР За годы Советской власти произ водство чугунных водопроводных труб в нашей стране возросло в 8 раз по сравнению с 1913 годом. Но все же этот рост нельзя считать до статочным, а замену чугунных труб стальными нельзя признать рацио нальной. Стальные трубы обладают меньшей стойкостью против корро зии и выходят из строя через 15—20 лет. в то время, как чугунные трубы выдерживают нередко без ремонта весь срок службы здания или соору жения, т. е. более 100 лет. Кроме то го, ремонт стальных трубопроводов, особенно в современных городах, требует значительных затрат и свя зан с большими неудобствами. За последние годы, в США и Анг лии отношение выпуска чугунных водопроводных труб к выпуску стальных труб повышается. Во Франции и ФРГ это отношение за последние годы не выросло, однако является довольно высоким. Во Франции, например, выпуск чугун ных труб составляет по отношению к стальным более 70 процентов. В Советском Союзе относительный вы пуск чугунных труб составлял в 1951 году всего 15 процентов, а к 1956 году он снизился до 12 процентов. По имеющимся в литературе све дениям, в послевоенный период в различных государствах построено и пущено до десяти цехов и заво дов для выпуска чугунных напорных (водопроводных)) труб. Почти во всех вновь построенных цехах ис пользуются центробежные машины с металлическими^, интенсивно охлаж даемыми формами (принцип де-Ла- во). Только в Чехословакии постро ен цех с применением центробежных машин, работающих на песчано футерованных формах. Применение песчано-футерованных Форм на тру болитейном заводе в Чехословакии объясняется тем, что применение до рогостоящих кокилей при неболь шом объеме производства невы годно. Для отливки труб боль шего диаметра в ФРГ построен цех полунепрерывной отливки чугунных водопроводных труб. В СССР в послевоенный период была проделана значительная рабо та по освоению новых методов про изводства литых чугунных труб и по вставлялись" О чень тяже- Десять лет на зад чугун н ы е трубы отливались в земляных фор мах, в которые песчаные стержни, лым был труд литейщиков, а про изводительность низкая: брига'да из 5 человек вырабатывала 2 трубы в час. С 195 0 года крупнейшие заво ды страны для отливки чугунных канализационных труб стали при менять центробежные машины Покровского. Ротор ее состоит из металлической изложни цы, вл о- Так создавалась машина „Липецк" 1зк.Иь*си. На снимке: трубном заводе. многороторная машина «Липецк», созданная на Фото. И. Нарциссова. женной в кожух. Расплавленный чугун подается в изложницу при помощи желоба.?, Вращением рото ра жидкий металл отбрасывается на стенки изложницы и застывает. П олучается гладкая (снаружи и в н у т р и ) чугунная труба. Внедре ние этих машин зна чительно улучшило качество литья, снизи ло его себестоимость. В десять раз увели чилась производитель ность тоуда литейщиков: трое ра бочих на этой машине дают по 20 труб в час. С дальнейшим р остом индуст риализации страны, п ростом жи лищного строительства повыси лась потребность в трубах. С ейчас машины Покровского уже не удовлетворяют требова ниям литейного производства. Ос новным недостатком этих машин является малый коэффи циент исп ользования машинного време ни. Имеющийся V нас единствен ный ротор, даже п р и в о д я н о м ох лаждении. требует перррыва в ра боте, чтобы охладить изложницу. На с м рн у пришла многоротор ная центробежная машина. Идея ее с оздания зародилась на Липец ком трубном заводе. Ди ректор завода II. Кузьмичев.и главный инженер Е. С орокин решили реконструировать ма шину Покровского в многоротор- 1 н у ю . В апреле эт ого года в Ли пец к приехал главный конструк тор Научно - исследовательского института А. И. Бу чнев. В скоре он основательно разработал эскиз новой машины. Составлен был план ее создания, определена смета. В помощь т. Бучневу ди рекция завода прикрепила двух конструкторов — А. Ти хомирова и И. Ан дросова, а также выде лила опытных слесарей В. Ка ретни кова. А. Бурцева и А. Ива нова. Они совместно создавали чертежи и тут же воплощали их в детали. Это резко сокращало сроки создания машины. А ктивное участие в конструи ровании новой машины, которую решили назвать « Липец к», при нимали также начальник техниче ского отдела А. Киреев, на чаль ник инструментального цеха В. Филип пов. Начальнику элек- гроиеха Н. Сероштанову было по- оучено разработать оригинальную электоосхему «Липе ц ка». Весь коллектив завода при стально следил за созданием ма шины. Кому поручалось то или иное дело, тот непременно ста рался гделать его на «отлично». В феврале 195 8 года, точно в намеченный срок, в трубном цехе, установили толь ко что созданную двадцатироторную машину цен тробежного литья « Липец к». Ис пытание дал о хорошие результа ты. Это был праздник не только для авторов машины, но и всего заводского коллектива. ...В от расплавленный чугун по лился в закрепленный посредине станин ротор-изложницу. Закру тились валы, а за ними заполнен ный ротор... Пять се кунд, и тру ба отлит а! Машинист-литейщи к нажал кнопку, и подаватели пе редвинули горячий ротор на сле дующую позицию вправо. Здесь другой рабочий вынимает горячую тоубу. и пока он кладет ее в шта бель. уже отлита новая труба. Машина «Липец к.» с успехом заменяет три машины П окров ского. За 9 месяцев она выдала 10 тысяч высококачественных труб. Полностью оснащенная, она сможет выпускать в час 120 труб. Обслуживает ее только 1 машинист- л и т р й щ и к . Коллектив трубного завода планирует в 1960 году заменить все машины Покровского маши нами «Липе ц к». Это позволит дать стране дополнительно мил лионы чугунных труб. И. ФРОЛОВ, секретарь партбюро трубного завода. проектированию оборудования и це хов для труболитейного производст ва с учетом последних достижений. В 1950 г. Гипромез выполнил ряд работ и экономических расчетов по выбору наиболее целесообразного способа центробежной отливки вот допроводных труб. Таким способом в то время был центробежный спо соб отливки в металлические интен сивно охлаждаемые формы. На ос нове расчетов Гипромеза были со ставлены проектные задания на строительство цехов центробежной отливки водопроводных труб на ли пецком металлургическом заводе «Свободный сокол» и на Косогор ском металлургическом заводе. В 1951 году была изготовлена пер вая опытная центробежная машина этой серии для труб диаметром 200 -300 мм. и установлена на Ма кеевском труболитейном заводе. В 1950 г. Научно-исследователь ским трубным институтом была про ведена исследовательская работа по центробежной отливке чугунных во допроводных труб диаметром 50 мм в песчано-футерованные формы. На основании результатов этой работы была спроектирована центробежная машина для отливки труб диамет ром 50 мм и длиной 2,2 м. Проект этот подвергся на Макеевском тру болитейном заводе некоторой пе ределке, и машина была построе на силами завода. На этой экс периментальной машине Трубным институтом совместно с заводом освоена технология центробежной отливки, труб диаметром 50 мм в подсушенные песчано-футерован ные формы. В 1952 г. была спроек тирована заводом совместно с инсти тутом, а затем изготовлена центро бежная машина улучшенной кон струкции для отливки труб того же диаметра, но длиной 3,2 м. Эта ма шина являлась полупромышленной, а выявленные в процессе эксплуатации недостатки ее конструкции были уст ранены в следующей машине (тип МП 50/4), которая была пущена на Макеевском труболитейном заводе как промышленный агрегат в февра ле 1953 г. Эта машина успешно ра ботает и сейчас. В настоящее время Гипросталь разрабатывает проект строительства цеха двухдюймовых труб с исполь зованием опыта центробежной от ливки на Макеевском труболитейном и Старотрубном заводах, применяя максимальную степень механизации и автоматизации всего производствен ного цикла. Первоуральский Старотрубный за вод в 1956 г. установил у себя две центробежные машины для отливки 50-миллиметровых труб длиной 3,2 м в сырые песчано-футерованные фор мы. Конструкция взятой за основу центробежной машины Макеевского завода была усовершенствована, а для набивки форм применена горизонтальная, пуансоно-шнековая системы инженеров Я Е. Семенова, Я. С. Богорада и А. Д . Дроздова. Руководство и работники липец кого завода «Свободный сокол» так же уделяют много внимания изуче нию и освоению методов центробеж ной отливки чугунных труб. В 1957 г. здесь были проведены эксперименты на опытной центробежной машине В—264, установленной на Липецком трубном_-эвведе^ На первом этапе исследования было отлито 160 труб диаметром 95 мм, с толщиной стенки 8—8,5 мм при длине 2 м Отливка производи лась в подогретый кокиль с тонким покрытием на основе ацетиленовой сажи. Полученные трубы не выдер жали гидравлического испытания, дав течь при незначительном повы шении давления. На втором этапе проведения опы тов отлили 30 труб диаметром 95 мм в чугунной изложнице с вентиляци онными отверстиями и слоем пес чано-смоляного покрытия толщи ной 1— 1,5 мм. Полученные по этой технологии трубы имели чистую и гладкую внутреннюю поверхность; на наруж ной поверхности наблюдалась неко торая шероховатость При гидравли ческом испытании все трубы выдер жали давление свыше 40 атмосфер. Проведенные исследования завод считает только началом работы. Дальнейшие изыскания должны быть направлены на выбор оптимального состава покрытия кокиля и отработ- ку технологии отливки труб в смен- ные горячие изложницы на машинах конвейерного типа.; На основе накопленных исследо вательских материалов по техноло гии центробежной отливки чугунных водопроводных труб за последнее время в СССР создано несколько интересных проектов центробежных машин. В августе 1954 г. на Синарском трубном заводе была установлена экспериментальная машина для по лунепрерывной • отливки чугунных- водопроводных труб диаметром 150 мм и длиной 4,3 м по методу, предложенному изобретателем А. Н. Мясоедовым. Проведенную на Синарском заво де работу можно условно разбить на три этапа: 1) совершенствование элементов конструкции машины; 2) испытание различных литниковых систем и конструкций кристаллиза торов с целью устойчивого получе ния полномерных груб; 3) выявление технологических особенно с т е й с целью получения высокого процента годных труб по гидроплотности и размерам. Результаты работы по первым двум этапам вполне положительные. Работы по третьему этапу находятся в стадии завершения В настоящее время выход годных труб в отдельные благоприятные пе риоды достигает 80—85 процентов, однако в сечениях стенок труб еще наблюдается значительное количест ву литейных дефектов — неслитин, спаев, газовых раковин. Необходимо дальнейшее совершенствование лит никовой системы и кристаллизатора. В связи с этим необходимо испытать возможность отливки труб больше го диаметра. Успехи отливки- чугунных труб полунепрерывным способом как у нас, в СССР, так и за границей (ФРГ)) позволяют надеяться, что в ближай шем будущем чугунные трубы боль шего диаметра и трубы с толстыми стенками можно будет успешно по лучать на полунепрерывных установ ках. На основе анализа общего хода развития труболитейного производ ства и ориентировочных экономиче ских оценок, для условий массового производства чугунных водопровод ных труб в СССР мы утверждаем, что в ближайшем будущем водопро водные чугунные трубы мелкого сортамента (диаметром до 200 мм), будут производиться на конвейерных машинах, трубы Среднего сортамен та—на машинах с интенсивно ох лаждаемым кокилем, трубы крупно го размера (диаметром 500 мм и вы ш е)—на установках . полунепрерыв ной отливки. Для решения поставленных задач работники Трубного института стре мятся провести ряд экспериментов и исследований по технологии кон вейерных машин, накопить необхо димый статистический материал, выявить расходные коэффициенты и различные нормативы, а также пред полагают своими силами разрабо тать вариант технического проекта конвейерной центробежной машины. Сейчас силами совнархозов и тру болитейных заводов следует реши тельно заменять карусельный способ на центробежный. Строящиеся в настоящее время за воды необходимо оборудовать цен тробежными машинами с интенсивно охлаждаемыми металлическими фор мами, производство которых можно считать освоенным. Необходимо также интенсифици ровать разработку конструкций кон вейерных центробежных машин и создать технологию отливки на них чугунных водопроводных труб. Для труб большого диаметра следует создать полупромышленные уста новки, использующие метод полуне прерывного литья Я. ОСАДА, кандидат технических наук. Б. ХАХАЛИН, кандидат технических наук.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz