Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1958 г.,-X - 23 (1082 ) О Н Е К О Т О Р Ы Х В О П РО С А Х М Е Ж Д У Н А Р О Д Н О Г О П О Л О Ж Е Н И Я '(П р о д о лж е н и е . Н а ч а л о н а 3 -й стр.у. Соединенных Штатов Америки был Вудро Вильсон (не помню, кто его сменил и с кем советский народ кончал начатые им «переговоры»), В Польше у власти находился пан Пиясудский. Многих из этих господ, которые пытались вести такие «пе реговоры» с советским народом, уже нет на свете, но некоторые еще, живы. Так пусть нынешние сторон ники «опросов» посоветуются с те ми, кто организовал интервенцию против Республики Советов, пусть они с ними посоветуются, чем та кие «переговоры» и «опросы» кон чаются. (Бурны е аплодисменты). Позднее, когда в некоторых стра нах к власти пришли фашисты, они также пытались организовать по добный «опрос». Гитлер объявил войну коммунизму, заявив, что он уничтожит коммунизм. С первых дней захвата власти в Германии он стал готовиться к войне. Ему помог ли монополистические группы Со единенных Штатов Америки и неко торых других стран. Они усиленно старались натравить гитлеровскую Германию против Советского Союза. Фашисты подло и вероломно напа ли на нашу Родину. Мы должны это напомнить г-ну Аденауэру, а то он, может быть, уже забыл, что именно фашистская Германия по-разбойни чьи напала на Советский Союз. Гит лер, Геббельс и другие орали, что Советский Союз — это колосс на глиняных ногах. Некоторые запад ные политические деятели нашеп тывали фашистским главарям, что немецкие танки врежутся, войдут в тело Советского государства, как нож входит в масло. Такая политика поощряла, подстрекала Гитлера на разбойничьи дела. И немецкие фа шисты, напав на Советский Союз, думали, что их армии совершат не что вроде легкой прогулки. Воспользовавшись внезапностью нападения и другими факторами, ко торые складывались тогда не в на шу, пользу, немецкие войска подо шли к подступам Москвы и Ленин града, дошли до Сталинграда. Но чем все это кончилось? Кончилось полным разгромом германского фа шистского государства. Советские Вооруженные Силы, весь советский народ, поднявшийся на священную Отечественную войну, сломали хре бет фашистскому зверю, разбили гитлеровские армии и тем самым еще раз показали, какая участь ожидает тех, кто строит свои авантюристиче ские расчеты на непрочности социа листического строя. Когда Советская Армия вела упор ные бои с гитлеровскими армиями, народы оккупированных немецкими захватчиками стран подняли в сво их странах’ партизанскую войну про тив фашизма. На определенном эта пе в борьбу против фашизма вместе с Советскими Вооруженными Сила ми включились рабочий класс и трудовое крестьянство Польши, Ал бании, Югославии, Чехословакии, Болгарии, Румынии, Венгрии, кото рые под руководством своих комму нистических партий внесли большой вклад в разгром гитлеровских орд. В результате разгрома фашизма, в результате народно-демократиче ских революций в ряде европейских стран народы установили у себя на родно-демократический строй. Раз ве это не голосование, товарищи? Разве это был не всенародный оп рос в странах Европы, народы кото рых твердо встали под знамя марк сизма-ленинизма, успешно развива ют свое хозяйство, свое народное государство, свое общество на со циалистических началах? (Продол жительные аплодисменты). Какого же еще «опроса» народа хотят господа империалисты? Разве это был не убедительный способ вы ражения воли народов? Видимо., они хотят силой навязать народам со циалистических стран капиталисти ческие порядки. Но ведь этот метод «опроса» они испытали на нашей стране. Вспом ните 1919 год, когда Колчак, захва тив почти всю Сибирь, двинулся к Москве, когда Юденич угрожал ре волюционному Петрограду, когда белые армии Деникина, захватив Орел, подходили к Туле, рвались к Москве. Тогда лишь небольшая часть советской земли была свобод ной. Но в результате усилий нашей партии, возглавившей борьбу рабо чего класса и трудового крестьянст ва, Республика Советов отразила натиск интервентов и внутренней контрреволюции. Советский народ, как богатырь в былинных сказани ях, развернул свои могучие плечи, наголову разбил силы контрреволю ции и выгнал с родной земли вой ска интервентов. Весь народ участвовал в борьбе е врагами. Великий вождь нашей партии, нашего народа В. И. Ленин вооружил партию и народ ясной идеей, указал пути борьбы рабочего класса, всех трудящихся за свою свободу, за строительство новой жизни без капиталистов и помещи ков. Рабочий класс, весь народ под держали идею Ленина, поддержали ленинские устремления, пошли за нашей Коммунистической партией по пути марксизма-ленинизма. Так в борьбе за свою свободу наш на В ы ст уп л еп и е то в. Н . а Х Р У 1Ц В В А п а совещании передовиков сельского х о зя й ст ва Б елорусской ССР 2 2 я н в а р я 1 9 5 8 г. род решал вопрос о выборе пути, о своем государственном строе. В условиях мирного развития тру дящиеся Советского Союза и стран народной демократии, являющиеся полноправными хозяевами своей судьбы, строителями новой жизни, творцами самого демократического общества, в соответствии с консти туциями своих государств выбирают органы власти на основе свободного волеизъявления. Голосуя на выбо рах в органы государственной вла сти за лучших сынов и дочерей сво их народов, трудящиеся облекают их большим доверием, дают им на каз верно и преданно служить делу коммунистического строительства, И вот сейчас, когда наш народ пожинает плоды своих побед, до стигнутых за сорок лет Советской власти, господа империалисты хо тят сбить его с этого единственно правильного и испытанного пути. Но, господа, время не то, и песни другие. (Бурны е аплодисменты). Вопрос о государственном строе в любой стране — это внутреннее дело народа этой страны. Ясно, что это совсем не такой вопрос, как, например, вопрос о ликвидации «хо лодной войны» или прекращении гонки вооружений. Если некоторые государственные деятели западных держав хотят поставить на обсуж дение вопрос о социалистическом строе в странах народной демокра тии, то представители социалистиче ских стран вправе сказать: может быть, тогда следует обсудить вопрос и о том, долго ли будут господство вать империалисты в капиталистиче ских странах, не пора ли им усту пить место у власти трудящимся? (Аплодисменты). Почему же вы, г-н Эйзенхауэр и г-н Даллес, считаете, что вы можете ставить вопрос о социалистическом строе в европейских странах народ ной демократии, о Советском Союзе, но не хотите предоставить равных прав другим странам поставить та кой же вопрос в отношении капи талистических стран? Но мы не ставим и не собираемся выдвигать на обсуждение при международных встречах вопроса о социальном строе в той или иной стране, по скольку этот вопрос каждый народ решает по своему усмотрению. Мы стоим на позициях невмешательства одних государств во внутренние де ла других государств. И мы говорим представителям за падных держав: давайте проводить политику. мирного сосуществования и не вмешиваться во внутренние дела. Вмешательство одних госу дарств во внутренние дела других государств, как учит опыт истории, неизбежно ведет к конфликтам, к военным столкновениям. Опыт ис тории также показывает, что попыт ки империалистов навязать свою во лю народам, освободившимся от ка питалистического гнета, кончались для империалистов позорным про валом. (Аплодисменты), Таково наше мнение по этому во просу. Теперь перейдем к германскому вопросу. В руководящих кругах не которых западных держав, как толь ко речь заходит о желательности созыва совещания на высоком уров не, считают необходимым выдвигать на первый план так называемый германский вопрос и требовать, что бы именно обсуждением этого воп роса занялось международное сове щание. Но что такое германский вопрос в условиях сегодняшнего дня? Это прежде всего вопрос взаи моотношений между двумя сущест вующими на территории Германии суверенными государствами с раз личными общественными система ми. Это— проблема контакта, сбли жения и объединения в той или иной форме обоих этих государств с целью восстановления националь ного единства Германии, как едино го, миролюбивого, демократического государства. Советский Союз не раз излагал свою точку зрения по этому вопро су, заявляя, что германский вопрос может решаться только германским народом. Советский Союз, со своей стороны, будет содействовать тому, чтобы было осуществлено воссоеди нение Германии. На каких началах должно проходить такое воссоедине ние? Думаю, что это решат сами немцы. Очевидно, что г-н Аденауэр не захочет, чтобы в Западной Гер мании было перестроено хозяйство на социалистических началах. Оче видно также, что трудящиеся Гер манской Демократической Республи ки не захотят ликвидировать своих социалистических завоеваний и не согласятся реставрировать капита лизм. Поэтому надо признать тот исторический факт, что в Германии существуют два государства с раз личным социальным устройством: социалистическая Германская Демо кратическая Республика и капита листическая Федеративная Респуб лика Германии. Правительством ГДР было сделано разумное предло жение: в интересах мирного восста новления единства страны на пер вых порах создать Германскую кон федерацию, представляющую собой договорное объединение двух суве ренных государств для проведения общей политики по определенному кругу внешних и внутренних во просов. Игнорируя все предшествующие заявления Советского правительства по германскому вопросу и самый факт существования двух суверен ных германских государств, г-н Эй зенхауэр в своем послании вновь требует, «чтобы мы теперь энергич но приступили к осуществлению воссоединения Германии посредством свободных выборов, как мы об этом договорились». Но ведь известно, что такой до говоренности никогда не было! Об этом широко пишут в буржуазной западной прессе, в том числе и в американских газетах и журналах. Вот, в частности, что пишет амери канский историк Ф. Шуман: «Не могу понять, какую цель, помимо запутывания вопроса, мо жет преследовать извращение совет ской политики в отношении Герма нии в редакционных статьях и офи циальных заявлениях. Зачем нужно повторять, что руководители России согласились в Женеве в 1955 году на воссоединение рейха, а потом отказались от своего обязательства? На этом совещании на высшем уров не было согласовано, что воссоеди нение Германии на основе свобод ных выборов должно быть осущест влено в соответствии с националь ными интересами германского наро да и интересами европейской безо пасности. В Женеве, задолго до Женевы, и даже после Женевы в сотнях поли тических заявлений и дипломатиче ских нотах московские деятели, ко торые руководят страной, понесшей самые тяжелые по сравнению со всеми другими участниками потери в двух мировых войнах, развязан ных германской агрессией, дали оп ределение «европейской безопасно сти» в плане демилитаризации и нейтрализации Германии. Мы можем согласиться с таким определением или не согласиться с ним. Однако, мне кажется, что бес полезно выдвигать обвинения в «неискренности». Мы заявляли и заявляем, что как по вопросу о странах народной де мократии, так и по германскому во просу в таком направлении, так, как ставят эти вопросы господа Эй зенхауэр, Даллес, Аденауэр, — мы встречаться не собираемся. По этим вопросам позиция наша ясна. В своем послании г-н Эйзенхауэр выдвигает как «самый важный воп рос, стоящий сегодня перед миром», требование запретить использование космического (межпланетного) про странства для испытаний снарядов, предназначенных для военных це лей, а также прекратить производ ство такого оружия, которое преду сматривает использование межпла нетного пространства. Вот, оказывается, какой вопрос их интересует! Мы говорим: давай те запретим испытание атомного и водородного оружия. Это оружие производится в США, в Англии, в Советском Союзе, говорят также, что Франция скоро будет производить его у себя. Соглашение о запреще нии испытаний этого оружия было бы достигнуто на равных началах. Контролировать осуществление это го соглашения было бы не трудно, так как при современном уровне техники невозможно скрыть взрывы атомных и водородных бомб. Но нам говорят: давайте устано вим контроль. Мы уже выражали свою готовность пойти на разумный контроль, чтобы исключить произ водство секретных взрывов. Однако западные державы, препятствуя ре шению проблем, связанных с запре щением атомного и водородного ору жия, выдвигают теперь совершенно новый вопрос— о запрещении ис пользования космического (меж планетного) пространства, то есть фактически запретить межконтинен. тальные баллистические ракеты. Но позвольте, Советский Союз имеет такие ракеты, а западные державы их не имеют. Таким образом, пра вительство США хочет вырвать из общей проблемы разоружения толь ко один вопрос— о межконтинен тальной ракете, не желая при этом делать никаких практических шагов в сторону запрещения оружия мас сового уничтожения людей. Смысл такого предложения США состоит в том, чтобы запретить оружие, ко торое может угрожать территории США, но сохранить в своих руках все другие виды оружия, с помощью которых США хотели бы держать в страхе весь мир. Значит, они хо тят запретить то, чего у них нет. а самим продолжать вооружаться. Нет уж господа, так не бывает. Разумеется, нельзя отрицать важ . ности вопроса о контроле над* ис пользованием космического прост ранства, но рассматривать этот вопрос необходимо как часть общей проблемы разоружения, в том чис ле и вопрос о зацрещении атомного и водородного оружия. В интересах укрепления мира, в достижении со глашения по вопросам разоружения Советский Союз был бы готов обсу дить вопрос и о межконтинентальной баллистической ракете, если запад ные державы согласятся на запре щение атомного и водородного ору жия, прекращение его испытаний, ликвидацию военных баз, которыми США окружили Советский Союз и другие социалистические страны. Империалистические круги США хотят сохранить свои военные базы, создать стартовые площадки для за пуска ракет с территорий соседних нам стран и таким образом ежеднев но угрожать нам, заявляя, что они могут стереть с лица земли города Советского Союза. Ведь это же факт— не мы угрожаем США свои ми базами (у нас вообще нет ни в одной стране своих военных баз), а западные державы создают много численные-такие базы. Но мы гово рим: если американские военные базы расположены вблизи границ Советского Союза, то и, наоборот, Советский Союз находится не далеко от этих баз. И в слу чае, если агрессоры развяжут воен ные действия, то Советский Союз располагает уже отработанным, со вершенным оружием для уничтоже ния не только этих баз, но и для ответного сокрушительного удара по более.отдаленным объектам. Так что давайте не будем пугать один другого, а проявим здравый смысл и договоримся на взаимно приемлемой основе о ликвидации со. стояния «холодной войны», прекра щении гонки вооружений, о созда нии условий мирного сосуществова ния государств, для упрочения ми ра во всем мире. (Продолжительные аплодисменты). Хочу сказать несколько слов в связи с утверждениями г-на Эйзен хауэра о том, что с Советским пра вительством трудно, дескать, догово риться, так как оно состоит из ате истов, безбожников, а правительства западных держав руководствуются якобы моралью, которая зиждется на религиозной основе. Поэтому как, мол, вести переговоры с таким пра вительством, если оно не связано божеской моралью. Господин Эйзенхауэр утверждает, что «будущее принадлежит не идее регламентированного безбожного го сударства, а людям— богобоязнен ным, миролюбивым людям всего мира». Очевидно, г-н президент хочет как-то скомпрометировать нас перед общественным мнением, хочет под черкнуть, что с советскими руково дителями нельзя договориться пото му, что они не верят в бога. Он как бы говорит, что правительство, ко торое придерживается атеистиче ских взглядов, делает зло, а прави тельство, которое верит в бога, яко бы делает добро. Сам г-н Эйзенхауэр хорошо знает, что это не соответствует истине. Хо чу обратить внимание на факты, а факты свидетельствуют о следу ющем. Люди, которые говорят, . что они верят в бога и руководствуются яко. бы божественными принципами, на чали агрессивную войну против Египта, Это не безбожники, не Со ветское правительство начали вой ну, а премьер-министр Англии г-н Иден и премьер-министр Франции Ги Молле после поклонов перед крестом отдали приказ английским и фран цузским войскам бомбардировать Каир, убивать мирных людей, жен щин, стариков, детей. В то же время Советский Союз, руководители которого являются атеистами, приложил вместе с дру гими миролюбивыми государствами громадные усилия к прекращению этой войны. И, как все знают, вклад Советского Союза в это дело был ог ромным. Следовательно, люди, кото рые себя считают верующими в бо га, заявляют, что они совершают богоугодные дела, начали войну, а Советское правительство, состоящее из атеистов, приложило все усилия, чтобы остановить эту войну. Спра шивается: чья же, мораль сильнее, чья же мораль гуманнее? г Далее. Руководители некоторых правительств, которые постоянно взывают к богу, усиленно толкали Турцию на агрессивную войну про тив Сирии. В этом районе должна была разыграться новая кровопро литная война. Советский Союз сде лал все, что от него зависело, чтобы предотвратить возникновение вой ны. Надо прямо сказать, что это большая заслуга Советского Союза, Советского правительства. Независимо от вероисповедания и цвета кожи людей, советский народ руководствуется интересами укреп ления мира. Или возьмите такой вопрос: пра вительства, во главе которых стоят люди, заявляющие, что они верят в бога, продолжают сейчас кровопро литую войну в Алжире. Войска этих правительств, состоящие из людей, «верующих» в бога, имеют в своей среде и священников, которые бла гословляют убийство людей и слу жат молебны победе того оружия, которым убивают беззащитных ара бов в Алжире. Вот, господа, ваше верование в бога! Другие правительства, состоящие также из верующих, заявляют, что они руководствуются принципом божьим, но на деле ничего не пред, принимают для прекращения такого истребления людей. Так, некоторые «верующие» правительства, прикры ваясь крестом, прикрываясь верой в бога, убивают людей. Разве это спра ведливо? Английские самолеты бом бардируют селения маленького йе менского государства, убивают детей и стариков, и это не считается нару шением религиозной морали потому, что гибнут от бомб люди с темным цветом кожи. Может быть, г-н президент вспом нит о том, как люди, заявляющие о своей набожности, сделали все для смены не угодного нм правительства и изгнания нежелательного им пре зидента Гватемалы, организовали там интервенцию во имя прибылей кучки монополистов. И все это прикрыва лось тем, что делается во имя укреп ления веры в господа бога. Нельзя не сказать, г-н президент, о таком положении, что атеистиче ское правительство Советского Сою за настаивает на запрещении атомно го и водородного оружия, а государ ственные деятели, начинающие и кончающие свои обращения призы вом к богу, хотят сохранить смерто носное оружие, занимаясь при этом всякого рода крючкотворством, чтобы помешать достижению соглашения о запрещении атомного и водородного оружия. Да если бы действительно был бог, разве он не осудил бы этих деятелей, прикрывающихся его име. нем? А по чьему приказу были сброше ны первые атомные бомбы на Хиро симу и Нагасаки, вызвавшие гибель тысяч и тысяч людей, в том числе беззащитных женщин, стариков и детей? Человек, который отдал этот приказ, как известно, занимал пост президента США. Г-н Трумэн счита ет себя верующим человеком, он каждое свое выступление заканчи вал призывом к богу, расточал сло ва о миролюбии, гуманности и брат стве. Но Вы, г-н президент, нигде не высказали осуждения столь жесто ких действий г-на Трумэна. Вам, г-н президент, как и каждо му непредубежденному человеку, со вершенно ясно, что Советское прави тельство всегда свято выполняло и выполняет свои обязательства. Вам известно также и то, что многие де ятели, заявляя о своей вере в бога, делают нередко как раз совершенно иное. Вспомните о том, как были нарушены некоторыми правительст вами свои обязательства о проведе нии свободных выборов во Вьетнаме. Да мало ли можно привести других примеров! Так что давайте, г-н Эй зенхауэр, не будем тревожить вопро сов религии, вопросов вероисповеда. ния людей. Мы стоим за свободу религиозных убеждений людей и уважение рели гиозных взглядов каждого человека, каждого народа. Но вместе с тем мы стоим за то, чтобы никто, прикрыва ясь религиозными убеждениями, не мог убивать людей, не мог использо вать веру в бога во вред другим народам. Давайте эти вопросы не де лать предметом споров. Товарищи! В ответ на предложе ния Советского правительства полу чены послания от премьер-министра Англии г-на Макмиллана, премьер- министра Франции г-на Гайяра. кан цлера Федеративной Республики Гер мании г-на Аденауэра и Глав прави тельств ряда других государств. Г-н Макмиллан выразил согласие с мнением Советского правительства о пользе личных контактов между государственными деятелями Совет ского Союза и западных держав. Он пишет: «Вы заявляете, что личные контак ты между советскими государствен ными деятелями и государственными деятелями Запада могли бы, по Ва шему мнению, в значительной степе ни способствовать достижению взаи мопонимания. Я согласен с тем, что такие встречи играют определенную роль в достижении того урегулиро вания, которого мы все желаем». Премьер-министр Англии заявил, что предложение Советского прави тельства о созыве совещания на вы соком уровне изучается английским правительством и ответ будет дан позднее. Мы выражаем надежду, что анг лийское правительство придет в ко нечном итоге к тому выводу, что для урегулирования наиболее неот ложных международных проблем тре буется прежде всего созыв совеща ния на самом высоком уровне. Известно, что г-н Макмиллан внес предложение о заключении пакта между странами, входящими в НАТО, и странами Варшавского договора. Советское правительство положи тельно отнеслось к заявлению г-на Макмиллана о заключении между соответствующими странами пакта о ненападении. К сожалению, позднее, очевидно, под влиянием каких-то сил, г-н Макмиллан несколько отошел от сво его первоначального предложения. В связи с этим возникает вопрос — не боятся ли в некоторых кругах самой идеи пакта о ненападении, за заключение которого последователь но выступал и выступает Советский Союз, идеи, которая находит все большую поддержку всех миролюби вых народов и правительств некото рых государств? Г-н Макмиллан берет пцд защиту существование Североатлантического союза и нынешнюю внешнюю поли тику западных держав, пытаясь при этом переложить ответственность за срыв переговоров по разоружению на Советский Союз. Обходя молчани ем предложенный Советским Союзом конкретный план по разоружению и, в частности план прекращения ядер- ных испытаний и запрещения ядер- ного оружия, как первого шага на пути к разоружению, г-н Макмиллан вновь выдвигает на первый план в качестве основы для переговоров по разоружению уже отвергнутый нами план западных держав. Он по суще ству отрицательно относится к пред ложению о создании в Европе зоны, свободной от атомного и водородного оружия. В послании г-на Макмиллана нет ответов на ряд вопросов, поднятых в послании Советского правительства от 10 декабря, в частности, ничего не говорится по поводу советских предложений по Ближнему и Средне му Востоку, о сокращении численно сти иностранных вооруженных сил в Германии, о прекращении пропа ганды войны в печати и по радио, порождающей чувства взаимного не доверия и подозрительности. Премьер-министр Франции г-н Гайяр в своем ответном послании высказывается против конкретных предложений Советского правитель ства по ослаблению международной напряженности. Несогласие с совет скими предложениями об отказе от использования ядерного оружия он мотивирует тем, что подобное меро приятие не способствовало бы умень шению опасности войны, а, наоборот, оно могло бы ее только усилить. На. личие ядерного оружия в руках не которых держав якобы само по себе способно остановить любую агрес сию. С подобным утверждением вряд ли могут согласиться простые люди, которые хотят жить в мире и борют ся против угрозы новой войны. В са. мом деле, можно ли спокойно жить в условиях, когда каждый день и каждый час над головой летают бом бардировщики с атомными и водород ными бомбами. Не напоминает ли это положение человека, обреченно, го на казнь, над головой которого ви сит нож гильотины. И этот человек должен лежать и ждать, не зная, ког да опустится этот нож и будет от рублена его голова. Это ужасное со стояние. Государственные деятели, особенно деятели великих держав, от которых зависит решение вопроса о запрещении атомного и водородного оружия, должны позаботиться о бы стрейшем решении этой проблемы, чтобы отвести от человечества страшную угрозу, снять это бремя с человечества. Г-н Гайяр ставит под сомнение эффективность предложения о созда. нии безатомной зоны в центре Евро пы на том основании, что она якобы игнорирует политический аспект европейской проблемы. Отклоняется также советское предложение о заключении пакта о ненападении между странами НАТО и Варшавского договора. Однако в конце послания г-на Гайяра имеются высказывания, с ко торыми нельзя не согласиться. В частности, указывается, что наши правительства должны были бы ру ководствоваться в своем поведении духом взаимопонимания и лояльно сти, что «соглашения, содействую щие, даже частичному, урегулирова нию конкретных проблем...- сопро. вождались бы торжественным под тверждением твердой воли договари. вающихся государств никогда не прибегать к агрессии». В послании высказывается готов ность «изучить пути нового рассмот. рения разделяющих нас проблем» в области разоружения, а также «во зобновить дискуссию о конкретных проблемах Европы», в том числе и по проектам, выдвинутым Советским правительством. Соглашаясь с принципом проведе, ния совещания Глав правительств, г-н Гайяр обусловливает это прове дением предварительного совещания министров иностранных дел для то го, чтобы уточнить надлежащим об разом программу возможного совеща. ния на более высоком уровне, ого вариваясь, что в задачу министров иностранных дел не должно входить обсуждение вопросов по существу. Эта позиция французского прави тельства отличается от позиции пра вительства США, которое, как изве стно, настаивает на созыве совеща ния министров иностранных дел для рассмотрения международных во просов по существу. Нельзя не остановиться на пози ции правительства Федеративной Республики Германии. Выступая 15 января по радио, канцлер Феде ративной Республики Германии г-н Аденауэр охарактеризовал послания Советского правительства как тща тельно подготовленный маневр, в котором нет серьезной попытки к достижению взаимопонимания. Он сделал необоснованное заявление о том, будто «Советы сейчас прежде всего стремятся сеять смуту в ми ре». Оставим на совести г-на Аде науэра такие беспочвенные утверж дения. Созыв совещания, говорит г-н Аденауэр, ничего не даст, ибо, если оно не увенчается успехом, оно лишь приведет к еще большему обостре нию положения. Тем не менее сле дует согласиться с предложением от носительно созыва совещания с той оговоркой, что не нужно приглашать слишком большое число участников и что путем тщательной дипломати ческой подготовки необходимо уста новить, что существуют возмож ности для достижения взаимопони мания. Г-н Аденауэр выступает также против плана создания в Централь ной' Европе зоны, свободной от атом ного оружия. В своем официальном ответе на Послание Советского правительства г-н Аденауэр неправильно излагает позицию Советского правительства в вопросе воссоединения Германии. Он утверждает, что на Женевском совещании Глав правительств четы рех держав была будто бы дости гнута договоренность по вопросу в воссоединении Германии. Я уже го ворил, что такое утверждение не соответствует действительности и противоречит фактам. Позиция, занятая правительством г-на Аденауэра, вызвала разочаро- вание и осуждение не только меж дународной общественности, но и в самой Западной Германии. Фракция социал-демократической партии в бундестаге заявила, что ответное письмо г-на Аденауэра «не способ ствует вообще какому-либо прогрес су в вопросе разоружения, а также в деле воссоединения, так как оно ограничивается лишь тем, что либо отвергает обвинения, либо повторяет известные упреки по адресу Моск вы. Конкретные возможности про двинуть вперед дело разоружения отклоняются». Фракция свободной демократической партии в бунде стаге также осуждает тот факт, что «федеральное правительство кате горически отклоняет идею создания свободной от атомного оружия зоны в Европе». Товарищи! Советское правитель ство считает, что вполне назрела необходимость созыва совещания ру ководящих государственных деяте лей на высоком уровне с участием Глав правительств. Мы готовы в любое время принять участие в т а - ком совещании. Имеются ли в настоящее время такие вполне определенные между народные вопросы, которые требуют своего неотложного решения и кото рые могут быть решены уже сего дня? Ответ может быть только один: да, такие вопросы имеются »>их немало. Разве государственные деятели, хоть сколько-нибудь обеспокоенные судьбами народов, могут оставаться пассивными и мириться с нынеш ним положением вещей, когда на растающая, как снежная лавина, гонка в области производства ору жия, все более мощного по своей уничтожающей силе, создает опас ность военной катастрофы? Разве можно мириться с тем, что атмосфера «холодной войны» делает эту опасность все более близкой и реальной? Советское правительство уже официально сообщило всем державам свою точку зрения на вопросы, ко торые следует обсудить в первую очередь. Назову некоторые из них. Что мешает договориться о н е медленном прекращении испытаний атомного и водородного оружия, чтобы таким образом положить ко нец вредному влиянию эксперимен тальных взрывов на здоровье людей? Разве обсуждение этого вопроса в самом срочном порядке не назрело? Давно назрело! А разве не пора договориться, наконец, о прекращении так назы ваемой «холодной войны»? Ведь на протяжении более десятка лет мир живет в обстановке «холодной войны», которая лихорадит народы. На ее почве враги мира системати чески культивируют вражду и не нависть между народами, подогре вают военный психоз. «Холодная война» и гонка вооружений, тол кающая мир все дальше по наклон ной плоскости к атомной войне,— это вещи, тесно связанные между собой. Не пора ли положить конец «холодной войне»? Давно пора! То же следует сказать о прекра щении пропаганды войны, которая в некоторых западных странах ве дется изо дня в день и принимает все более разнузданный характер. Кто может отрицать, что в США на ходятся люди как гражданские, так и военные, которые систематически выступают с открытыми призыва ми к войне, в том числе к атомной войне? Пора признать, что такого рода пропагандистские упражнения стали слишком опасным делом в нынешних условиях для того, чтобы можно было позволить им продол жаться далее! Мы считаем также, что настало время достигнуть договоренности о сокращении количества иностран ных войск, находящихся ныне в Германии и в пределах других евро пейских государств. При этом, когда мы говорим о сокращении этих войск, имеется в виду, что это дол жно быть лишь началом, лишь пер вым этапом, так как в конечном счете дело должно дойти до полного вывода всех иностранных войск с территорий других государств, ^азве это не является естественным для мирного времени? Разве не назрел вопрос о том, чтобы уже сегодня договориться, по крайней мере, о необходимости осуществления соот ветствующими державами этого важ ного шага? Сама жизнь подсказывает необ ходимость решения такого важного вопроса, как создание в Централь ной Европе зоны, свободной от ка- них бы та ни было видов ядерного оружия, охватывающей такие госу дарства, как Германская Демокра тическая Республика, Польша, Че хословакия и Федеративная Рес публика Германии. Как известно, три из этих государств уже заявили о своем согласии на создание такой зоны. Нет нужды доказывать ис ключительную важность и пользу для дела мира осуществления этого предложения, выдвинутого прави тельством Польши. (О к о н ч а н и е н а 5 -й ст р.). Г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz