Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ 22 сентября 1 9 5 8 г., >5 224 (1 2 8 3 ) В П р е з и д и у м Ц К К П С С Об укреплении свя зи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране (Предложения, изложенные в публикуемой записке товарища Н. С. Хрущева , одобрены Президиумом Ц К КПСС) В настоящее время наша система образования в средней и высшей школе вызывает много разговоров. По этому поводу высказывается очень много критических замечаний, которые отражают действительное положение дел. В беседах, которые мне пришлось иметь с секретарями ЦК компартий союзных республик, с секретарями крайкомов, обкомов партии и с дру гими товарищами, которые думают над вопросами народного образова ния или имеют непосредственное к ним отношение, наконец, в многочи сленных беседах с гражданами вы явилась серьезная неудовлетворен ность теперешним положением дел в средней и высшей щколе. Воспитание подрастающего поко ления, призванного воздвигать ве личественное здание коммунистиче ского общества,— дело первостепен ной важности. Особенно велика роль образования в наше время, когда без самого широкого использования последних достижений науки и но вейшей техники невозможно ус пешное развитие народного хозяйст ва страны. В своем выступлении на ХТП съез де комсомола я уже высказал неко торые соображения по этому ж и з ненно важному вопросу. Думаю, что было бы полезно более подробно из ложить принципиальные соображе ния по улучшению всей нашей си стемы народного образования в стране. Нет сомнения, что за сорок лет Советской власти среднее и высшее образование в Советском Союзе до стигло больших успехов. Если в до революционной России в 1914 году в начальной и средней школе обуча лось всего 9,6 млн. человек, то в истекшем 1 9 5 7— 58 учебном году число, учащихся в нашей общеобра зовательной школе составляло 28,7 млн. человек. А вместе со школой взрослых 30,6 млн. человек. За это время почти в 40 раз увеличилось количество учащихся в старших классах средних школ. Особенно ве лики успехи народного образования в Ряде союзных республик, населе ние которых в прошлом было почти сплошь неграмотным. Например, в школах Узбекской ССР теперь обу чается свыше 1,3 млн. человек, в то время, ка к в 1914 году на тер ритории современного Узбекистана было немногим более 17 тыс. школь ников. Значительны также успехи в де ле высшего и среднего специально го образования. В дореволюционной России в высших учебных заведе ниях и техникумах обучалось всего 182 тыс. студентов, теперь число их превышает 4 млн. человек. Наша высшая школа подготовила замеча тельные кадры советской интелли генции— инженеров, агрономов, зо отехников, учителей, врачей и дру гих специалистов. В настоящее время в Советском Союзе работает около 6,8 млн. специалистов с выс шим и средним специальным обра зованием. Наши успехи во всех от раслях народного хозяйства, выдаю щиеся достижения советских уче ных, инженерно-технических работ ников, труд которых обогатил Со ветскую Родину и все человечество открытиями мирового значения, во многом связаны е тем, что советская высшая школа смогла подготовить такие квалифицированные кадры, которые способны решать самые сложные и ответственные задачи. Тем не менее мы не можем быть удовлетворенными постановкой дела и самой системой высшего и сред него образования. В работе наших школ и высших учебных заведе нии имеются крупные недостатки, которые не могут быть далее тер пимы. Главным, коренным пороком на шей средней и высшей школы яв ляется их оторванность от жизни. За этот недостаток работники народ ного образования и высшей школы не раз подвергались критике, но по ложение практически почти не ме няется. О средней школе Наша общеобразовательная шко ла страдает тем, что мы очень мно- гое взяли от дореволюционной гим назии, ставившей своей целью дать выпускникам определенную сумму абстрактных знаний, доста точных для получения аттестата зрелости. Государство и школу тог да не интересовало, какова будет дальнейшая судьба выпускников. Какова направленность средней школы, когда она готовит человека на аттестат зрелости? Это приобре тение определенного курса акаде мических знаний, не связанных с производством. 1о недавнего време ни у нас был известный недостаток в молодежи, имеющей законченное среднее образование. В первые го ды Советской власти, когда возник ла необходимость заполнить высшие учебные заведения рабочими, крестьянами, их детьми, а также детьми служащих, ученых, предста вителей трудового народа, средняя школа, собственно, приспосаблива лась к тому, чтобы подготовить та ки х людей для поступления в выс шие учебные заведения. А так как средняя школа не могла быстро справиться с этой задачей, и, са мое главное, она не могла спра виться с тем, чтобы дать в вузы подготовленных людей, уже связан ных с производством, из состава рабочих и крестьян, Советская власть пошла на создание рабочих факультетов, куда брались взрос лые рабочие, где они получал^, под готовку за среднюю школу и на правлялись в высшие учебные за ведения. Но постепенно необходимость в этом отпала, и рабочие факультеты давно уже не существуют. Средняя школа также перестала служить только для подготовки молодежи к поступлению в вузы. В нашей стране выдвинута и осуществляет ся задача получения молодежью всеобщего среднего образования. Мы стремимся всю нашу моло дежь, миллионы юношей и девушек пропустить через среднюю школу— десятилетку. Естественно, что все они не могут быть поглощены выс шими учебными заведениями и средними специальными учебными заведениями. Поэтому было бы не лепо ставить задачу, что все юно ши и девушки, получившие среднее образование, должны поступить в вузы. Но наша школа-десятилетка в на стоящее время не решает задачи подготовки молодежи к жизни, а готовит ее только для поступления в вузы. У молодежи, оканчивающей среднюю школу, * также в се:%дх, в ‘ педагогических коллективах крепко держится мнение, что так и должно быть, что наша средняя школа призвана готовить людей только для того,., чтобы обеспечить комплектование высших учебных раведений, чтобы затем эти люди пелтчали высшее образование. Жизнь давно уже показала, что такое представление о задачах сред ней школы является неправильным. Значительная часть юношей и де вушек и раньше по окончании средней школы не поступала в высшие учебные заведения. А в последние годы, в связи с возрос шим количеством заканчивающих десятилетку, в вузы поступает меньшая часть юношей и девушек. Большинство же из них, кончая учебу в средней школе и получив аттестат зрелости, оказывается не подготовленным к жизни и не зна ет, куда идти дальше. В высшие учебные заведения мы можем в современных условиях принимать в год примерно 450 ты сяч человек, из которых на дневное отделение— около половины. Боль шинство же молодых людей, про учившись десять лет в школе, по окончании ее оказывается не под готовленным к практической ж и з ни. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших среднюю шко лу не поступило в вузы и техни кумы свыше 2,5 миллиона человек. Из выпускников средней школы только в 1957 году не поступило в вузы и техникумы свыше 800 ты сяч человек. Эти юноши и девушки, в силу оторванности программы обучения^ в средней школе от жизни, север-' шенно не знают производства. I общество не знает, ка к лучше ис пользовать этих молодых, полных жизненных сил людей. Получается, что значительная часть молодежи и родителей ' оказывается неудовле творенной таким положением. П чем дальше, тем этот процесс не ослабляется, а усиливается. Думаю, что такое, положение должно вы звать у нас серьезную озабочен ность. Едва ли можно признать такое положение правильным, и многие товарищи, с которыми мне прихо дилось беседовать, выражают сом нение в правильности существую щей у нас системы организации всеобщего десятилетнего обучения. Очевидно, следует, обучая и вос питывая детей в школах, уже с первого класса психологически го товить их к тому, что они должны будут в дальнейшем принимать участие в общественно-полезной деятельности, в труде, в создании ценностей, необходимых для разви тия социалистического государства. Физический труд от умственного труда у нас еще существенно ат- личается, а по наследству от ста рого осталось еще такое положение, что ка к бы отдается предпочтение какой-то части молодежи, которая обязательно должна зачисляться в высшие учебные заведения и не ид ти на заводы или в колхозы. А остальные — это те, кто «не вы шли в люди» и «не проявили спо собностей». Они-то и должны идти на производство. Это в корне непра вильно и противоречит нашему учению и нашим устремлениям. Юноши и девушки, окончившие среднюю школу, ка к правило, счи тают. что единственно приемлемым для них жизненным путем является продолжение образования в выс шем или, в крайнем случае, в среднем специальном учебном заве дении. Часть окончивших десяти летку неохотно идет работать на фабрики, заводы, в колхозы и сов хозы, а некоторые из них даже считают это для себя оскорблейием. Такое барски-пренебрежительное, неправильное отношение к физиче скому труду проявляется и в семь ях. Если мальчик или девочка пло хо учатся, то родители и окружаю щие их люди пугают ребенка тем, что в случае, если он не будет хо рошо учиться, не получит золотой или серебряной медали, не сможет попасть в вуз, будет работать на заводе простым рабочим. Физиче ский труд превращается для детей в какое-то пугало. Я уже не гово рю о том, что такие рассуждения являются оскорбительными для тружеников социалистического об щества. С таким порочным положением, 5 »гда в нашем обществе воспитыва ются люди, не уважающие физиче ский труд, оторванные от жизни, мириться дальше нельзя. Ведь в социалистическом обществе труд должен оцениваться по своей по лезности, должен стимулироваться не только оплатой, но и, это глав ное, — большим уважением нашей советской общественности. Нужно постоянно внушать молодежи, что главное для общества— то, чем ж и вет общество, это производитель ный труд, потому что только он создает материальные ценности. Труд — это жизненная потребность для каждого советского человека. Надо сказать, что существовав шая до последнего времени практи ка создания привилегированных ус ловий при поступлении в вузы, для лиц, оканчивающих школу с золо той или серебряной медалью, еще больше осложняла положение. Дело в том, что на учителей оказывалось большое влияние со стороны неко торых родителей, стремившихся к тому, чтобы их дети получили ме дали. Кроме того, имеется много непра вильного и в самой практике отбора молодежи и ее зачисления в высшие учебные заведения. Хотя и сущест вуют конкурсные экзамены при приеме в высшие учебные заведе ния, но нужно признать, что для зачисления в вуз часто оказывается мало успешно выдержать экзамены. Здесь также сказывается большое влияние родителей. Недаром среди молодежи, поступающей в вузы, весьма распространено такое вы сказывание, что после того, как они сами пройдут конкурс, начи нается конкурс родителей, а он за частую все и решает. Это создает условия неравных возможностей для поступления в высшие и сред ние специальные учебные заведе ния. Как же устранить все эти недо статки нашей школы? Необходимо решительно перест роить систему воспитания нашего подрастающего поколения в шко лах. Самое главное в этом деле — надо дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети должны готовиться к полезному труду, к участию в строительстве коммунистического общества. И всякий труд на фабри ке или в колхозе, на промышлен ном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в учреждении, честный, полезный труд для общества яв ляется священным трудом и необ ходимым для каждого человека, ко торый живет и пользуется благами общества. Каждый человек, живя в коммунистическом обществе, дол жен вносить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее разви тие этого общества. Подготовка на шего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду, воспи тание у нашей молддежи глубокого уважения к принципам социалисти ческого общества— эта задача дол жна стать главной задачей нашей школы. Школа призвана готовить разно сторонне образованных людей, хо рошо знающих основы наук и вме сте с тем способных к системати ческому физическому труду, воспи тывать- у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценно стей. необходимых для общества. Какие практические мероприятия целесообразно было бы осуществить в этом направлении? По моему мнению, в обществен но-полезный труд на предприятиях, в колхозах и т. д. следовало бы включать всех учащихся без иск лючения после окончания ими се ми-восьми классов. И в городе, и в деревне, и в рабочем поселке все выпускники школ должны пойти на производство, никто не должен ми новать этого. Это, во-первых, будет демократично, так как будут созда ны более равные условия для всех граждан: ни положение родителей, ни их ходатайства не будут осво бождать кого бы то ни было от про изводительного труда; во-вторых, это будет прекрасной школой вос питания всей молодежи в духе ге роических традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. Таким образом, единственно возможным и необходимым услови ем преодоления недостатков нашей школы должно быть, чтобы все юноши и девушки за время обуче ния в школе готовились к участию в физическом труде на заводах, фабриках, в колхозах, совхозах, в любом труде, который является по лезным для общества. Вся система нашего среднего и высшего образования должна быть построена так, чтобы обеспечить хорошую подготовку кадров — ин женерно-технических, сельскохо зяйственных. медицинских, науч ных, педагогических, кадров рабо чих, тружеников сельского хозяй ства — всех кадров, необходимых для нашего государства. Надо по ставить это дело так, чтобы подго товка всех наших кадров была бо лее высокая и квалифицированная, чем до сих пор. С этой целью представляется це лесообразным разделить среднее об разование на два этапа. В качестве первого этапа, по-видимому, следу ет иметь семи- или восьмилетнюю школу, обучение в которой должно быть обязательным для всех. Ра ботники народного образования, многие родители утверждают, что восьмилетий срок обучения позво лит лучше решить задауу необходи мой общеобразовательной и поли технической подготовки школьни ков. По-видимому, это правильно, но целесообразнее решать эти во просы каждой союзной республике самостоятельно с учетом своих ус ловий. Надо будет также серьезно продумать содержание программы и организацию занятий в этой шкоде. В восьмилетней школе, на первом этапе среднего образования, главное внимание должно быть уделено изучению основ наук, политехниче ской подготовке и трудовому вос питанию, воспитанию коммунисти ческой нравственности, физической подготовке детей и развитию у них хорошего художественного вкуса. При этом нельзя допускать пере грузки школьников, вредно отража ющейся на их здоровье. Нельзя забывать и об особенно стях женского труда. Мужчины и женщины в нашей стране при рав ном количестве и качестве труда получают равное вознаграждение. Но все же, в результате специфи ческих бытовых условий, на жен щине лежит много других обязанно стей. причем совершенно неизбеж ных: умение ухаживать за ребен ком, вести домоводство, в какой-то мере заниматься кулинарией. В бу дущем еще шире развернется об щественное питание, но, видимо, м в общественном питании труд жен щин будет преобладающим. Поэтому нужно обучать девочек за время учебы в школе кулинарии, кройке и шитью и другим специальностям, свойственным женщинам. Все это надо предусмотреть в программах школьного обучения. Надо серьезно улучшить матери альную базу школ, ликвидировать, наконец, многоеменность занятий, обеспечить школы современным учебным оборудованием. Второй этап получения среднего образования может идти по не скольким путям. Один из них мо жет быть, например, таким: школы после 7 — 8-летнего обучения школьника в последующие два или три года должны будут главный упор делать на специальное профес сиональное обучение учащихся. В городах и рабочих центрах, рабочих поселках дети, получившие 7— 8-летнее образование, должны, может быть, идти в школы типа фабЗауча. Они будут продолжать учебу, но чтобы эта учеба была тесно связана с профессиональным образованием, помогала учащимся приобретать производственные зна ния и трудовые навыки; не только абстрактное знание производства, но и трудовые навыки. В сельской местности учащиеся, после 7— 8 лет обучения в школе, должны будут получать практиче ские и теоретические знания по агрономии, зоотехнике и другим от раслям сельского хозяйства или обучаться 2 — 3 года какому-либо ремеслу, так ка к и на селе моло дежь может обучаться определен ным видам ремесла. Таким образом, юноши и девуш ки, окончив школу, получат и соот ветствующее образование и ремес ленные, производственные навыки, будут вступать в жизнь подготов ленными людьми. Но можно пойти и по такому пу ти: заканчивать первый этап полу чения среднего образования моло дежью 8-летним обучением в шко лах с тем. -чтобы после окончания восьмилетки все юноши и девушки шли работать на производство. ГГри такой организации общеобразова тельной школы нам придется еже годно определять на работу в бли жайший период времени ат 2 до 3.5 млн. подростков, примем, при мерно 40 проц. из них в городе и остальных — в деревне. Задача устройства на работу та кого большого количества молоде ж и — дело не простое, тем более, I что в настоящее время хозяйствен ники очень неохотно берут на ра боту подростков и молодежь, не достигших 18 лет. Но это задача первейшей партийной и государст венной важности. Необходимо будет сломить бюрократические рогатки, препятствующие устройству под ростков на работу в народном хо зяйстве, и поручить Госплану СССР разработать перспективный план трудоустройства подростков, кото рые будут кончать восьмилетнюю школу. Такой план должен быть конкретизированным в условиях каждого административного эконо мического района, с учетом устрой ства подростков на работу по ме сту их жительства. При этом, очевидно, следует про думать вопрос об установлении для подростков брони на предприятиях для беспрепятственного поступле ния их на работу после окончания восьмилетней школы и о создании специальных цехов на предприяти ях и подборе рабочих мест, соот ветствующих возрасту и возможно стям подростков, со строгим соблю дением техники безопасности. Молодежи, идущей на производ ство по окончании обязательной школы (с 8-летним сроком обуче ния), необходимо предоставить воз можность различными путями овладеть профессией. Одним из та ких путей может быть обучение юноши или девушки профессии не посредственно на производстве, преимущественно через организа цию краткосрочных курсов и бри гадное ученичество. Другим путем может стать освоение профессии юношей или девушкой в специаль ной одно- или двухгодичной про фессиональной школе. Вопрос о сроке обучения, программе и орга низации обучения в такой школе надо будет хорошенько продумать и обсудить. Возможно, окажется целесообраз ным не всю молодежь, а часть ее (кто пожелает и будет удовлетво рять соответствующим требованиям) после окончания обязательной 8- летней школы обучать определен ной профессии в школах фабрично- заводского ученичества и в анало гичных сельскохозяйственных шко лах, о которых сказано выше и в которых учащиеся, наряду с освое нием той или иной профессии, бу дут изучать и общеобразовательные дисциплины. Такие школы у нас до недавнего прошлого были, и они себя вполне оправдали. Через шко лы ФЗУ и ФЗО на базе с р м и л с т к и . н которые принимались юноши и де вушки, окончившие семилетку, про шли сотни тысяч человек, ставших благодаря обучению в этих шко лах квалифицированными рабочими, имеющими к тому же среднее обра зование. ‘Немалая часть выпускни ков таких школ, проработав 2— 3 года на производстве, пришла затем в вузы и, успешно закончив их, работает теперь инженерами в на шей промышленности, на транспор те, в строительстве. В сельской местности для про фессиональной подготовки подрост ков можно было бы использовать широкую сеть восьмилетних школ обязательного обучения, организо вав при них годичные или полуго дичные курсы, где выпускники восъмилстних школ получали бы по выбору ту или иную массовую про фессию сельскохозяйственного про изводства. Такие курсы можно ор ганизовать также непосредственно и при крупных совхозах, МТС и РТС. В качестве второго этапа, даю щего законченное среднее образо вание, представляется наиболее це лесообразным обучение юношей и девушек без отрыва от производ ства. Видимо, нам надо на произ водстве и.иигь вечерние (сменные) школы рабочей молодежи. Все юно ши и девушки, пришедшие на за вод, если будут иметь желание, смогут получить образование в та кой школе. Вероятно, надо будет иметь хорошо продуманную систему заочного образования, в которой дело обучения учащихся должно быть поставлено весьма квалифи цированно: широко издавались бы лекции, соответствующие учебные пособия, систематически давались бы желающим необходимые кон сультации. Надо избежать таю то положения, когда вечерние школы ставят своей задачей только подготовку к по ступлению в высшие учебные заве дения, ведь в этих школах будет учиться значительно больше моло дежи, чем будет потребность для пополнения вузов. Следовательно, в них для учащихся должна быть создана возможность получать не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершен ствовать. углублять профессиональ ное образование, чтобы готовились более квалифицированные, образо ванные рабочие и работницы, кол хозники и колхозницы и другие тру женики нашего общества, которые имели бы законченное среднее об щее, а также и специальное образо вание. Следовательно, у нас по-прежне му будет сохранена возможность каждому получить среднее образова ние в объеме теперешней 10-летки, но не через нынешнюю школу, отор ванную от жизни, а через вечернюю или заочную сеть обучения, которую нам надо будет всячески развивать и совершенствовать. Может полу читься так, что юноша или девушка, кончая восьмилетнюю школу, не бу дет ощущать потребности дальше учиться: человек устал или еще не дорос до сознания необходимости иметь среднее образование. Некото рое время этот юноша или девушка не будут учиться, будут работать. У этих молодых людей получится ка кой-то пропуск в учебе, но когда они войдут в жизнь и у них пробу дится сознание и потребность попол нить свое образование, то они все гда будут иметь возможность учить ся, получить среднее, а далее и выс шее образование. Таким образом каждый юноша и девушка смогут при желании полу чить полное среднее образование в вечерних учебных заведениях, рабо тая на фабриках и заводах, участ вуя в труде, не обязательно физи ческом, а, может быть, работая в конторе, но живя полезным трудом в обществе. Такая система воспи тания будет помогать людям не отрываться от жизни, чтобы наши юноши и девушки вступали в жизнь подготовленными людьми, полно ценными тружениками коммунисти ческого общества, непосредственно своим трудом участвовали в созда нии материальных благ, необходи мых для этого общества. Надо уже в школе начинать готовить людей для производства, для полезного труда в обществе. Дать им макси мально возможное образование и потом направлять на производство. Работая на производстве и учась в школе, молодой человек легче най дет свое положение в обществе, определит свои склонности и жела ния, Он может специализироваться в какой-то области и, поработав па производстве, пойти в соответствую щее учебное заведение. Но сначала его нужно испытать на вечерних за нятиях без отрыва от производства. Повторят, что в этом деле не долж но быть никаких исключений, неза висимо от положении родителей в обществе и занимаемых ими постов. Задолго до пролетарской револю ции В. И. Ленин указывал, что пра вильная постановка воспитания мо лодежи при социализме возможна лишь при соединении обучения с производительным трудом молодого поколения. «Для того, чтобы соеди нить всеобщий производительный труд с всеобщим обучением, — пи сал В. И. Ленин, — необходимо, очевидно, возложить на всех обязан ность принимать участие в произ водительном труде» (т. 2, стр. 441, подчеркнуто В. И. Лениным). После XX съезда КПСС в наших школах, начиная с младших клаесов. введен труд, в V— V II классах дети занимаются по два часа в неделю в школьных мастерских, в старших V III— X классах введены практику мы по сельскому хозяйству, машино ведению и электротехнике по два часа в неделю и производственная практика непосредственно на пред приятиях и в колхозах по 60 — 80 часов в год. Это бесспорно хорошее дело, но это еще далеко не соедине ние обучения с производительным трудом, а скорое обднес знакомство учащихся с различными видами труда взрослых. Еще К. Маркс указывал, что дети соответствующего возраста должны ежедневно работать на производстве, и это совершенно верно, так как только при этом условии юноши и девушки познают всю сложность и всю прелесть труда и по-настоящему включатся в рабочий коллектив и его интересы. При разработке конкретных поло жений о перестройке работы нашей школы нужно будет подумать о предо ставлении известных льгот учащимся школ рабочей и сельской молодежи, успешно совмещающим учебу с ра ботой на производстве. Может быть, следует освобождать их на 2— 3 дня в неделю от работы на производстве, с тем, чтобы эти дни они могли пол ностью посвятить учебе. Что касается срока обучения в этих школах, то с целью избежания чрезмерной перегрузки его придется, по всей установить в 3— 4 года. Этот вопрос также требует специального изуче ния. Еще раз хочу подчеркнуть, что из ложенные в моей записке предложе ния по изменению системы школьно го образования отнюдь не направле ны к тому, чтобы сократить масшта бы среднего образования и заменить его семи- или восьмилетним обучени ем. Широкое развитие сети вечерних и заочных школ даст возможность получить всем желающим закончен ное среднее, а затем и высшее обра зование. Мы не можем забывать о том, что в настоящее время, несмотря на обязательность сеаилетнего обуче-' ния. значительная часть молодежи не получает не только полного сред него образования, но и не заканчи вает семи классов. По данным ЦСУ СССР, за последние годы седьмой класс заканчивает даже с учетом второгодников примерно 80 процен тов от числа детей, поступивших в первый класс. Это означает, что мы далеко еще не полностью осущест вили в жизни принцип обязательного семилетнего обучения. Думаю, что изложенные выше предложения по изменению системы народного образования будут содей ствовать выполнению на деле прин ципа обязательного обучения в цеми- летней или восьмилетней школе. Что касается введения всеобщего обязательного полного среднего обу чения в том виде, как это практи ковалось у нас до сих пор, то по всем данным делать это сейчас было бы нецелесообразно. Возникает вопрос — следует ли полностью переходить на предла гаемую систему народного образова ния или целесообразно сохранить в известной части существующую сей час среднюю школу, внеся в ее ра боту нужные изменения? Есть мне-* ние. что какое-то относительно не большое число полных средних по литехнических школ можно было бы оставить, но при обязательном усло вии увеличения в них удельного веса обучения трудовым навыкам и участия в «производительном труде, а при поступлении в вуз требовать от окончивших эти школы производ ственного стажа в два года. Этот вопрос также требуется внимательно и всесторонне обсудить и после обсуждения найти более правильное решение. Надо предусмотреть в новой системе народного образования, что для особо одаренных детей, у кото рых в раннем возрасте явно про явились способности, наприйер, в математике, в музыке, в изобрази тельном искусстве, для них надо иметь, в виде исключения, соответ ствующие средние школы, в кото рых оми получали бы среднее обра зование. необходимое для дальней шего обучения в соответствующих высших учебных заведениях. Это нужно для того, чтобы наше госу дарство могло правильно развивать и использовать таланты, рожденные в народе. Если будет признано необходи мым реорганизовать школы, а этого настоятельно требует жизнь, надо проделать эту работу так, чтобы не получилось разрыва в подготовке необходимых контингентов для укомплектования высших учебных заведений. Надо сделать так, чтобы в переходный период от существую щего теперь порядка обучения в школе к новому не пострадало дело подготовки специалистов для нашего народного хозяйства в специальных средних и высших учебных заведе ниях страны. Видимо, в этот переходный пе риод (в течение 3— 4 лет) какое-то количество существующих ныне школ-десятилеток следует сохра нить. Возможно, будет признано це лесообразным делать отбор среди способных учеников в существую щих школах, чтобы собрать в опре деленных школах особенно одарен*- ных детей, проявивших, например, наклонности к изучению физики, ма тематики, биологии, черчению и т. п. Их следует лучше готовить для по ступления в высшие учебные заве дения в соответствии с выявленны ми склонностями. Тогда наши спе циальные высшие учебные заведения будут получать юношей и девушек, более подготовленных к овладению точными и другими науками. учащихся вероятности, О высшей школе Так же, как и в отношении сред ней школы, представляется целесо образным внимательно рассмотреть систему высшего образования. В настоящее время многие молодые лю ди, оканчивающие вузы, плохо зна ют практику дела, недостаточно под готовлены к работе на производстве. Теперь юноши и девушки в 17 лет кончают десятилетку. И сразу же после этого поступают в институт и заканчивают его в 2 2— 23 года. Какой же при этом получается спе циалист? Нельзя также забывать о том, как у нас сейчас молодежь выбирает профессию, когда сразу после окон чания школы поступает в высшее учебное заведение. Во многих, а мо жет быть, и в большинстве случаев этот выбор является случайным. По этому часто бывает, когда юноше или девушке не удается поступить в то высшее учебное заведение, которое ими было избрано, они готовы подать заявление в любое другое, хотя бы и совершенно иного профиля, лишь бы только получить высшее образова ние. Немало и таких случаев, когда молодые специалисты, только что окончившие высшее учебное заведе ние, не чувствуют никакою влече ния к полученной профессии и либо (Окончание на 3-й стр.). 1\ % Г % ч ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz