Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
'иажааьиим н'смдштьаэдц.. ци Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ЗАВТРА « а августа 1»оо Ш К О Л У , ЗА П А Р Т У ! Детский сад № 4 г. Липецка. Сюда в последний раз пришли Коля Степанищев и Сережа Логачев, что бы проститься с друзьями по играм и воспитательницей Лидией Александровной Фурсовой. Завтра Коля и Сережа пойдут в школу. Фото Л. Черкашина. Шкода в новом учебном году Итоги прошлого учебного года го ворят о том, что педагогические коллективы школ нашей области больше уделяли внимания приобще нию учащихся к труду, насыщали учебный материал примерами из окружающей жизни. Преподавание физики, химии биологии и других предметов лучше увязывалось с ис пользованием основ этих наук в промышленном и сельскохозяйствен ном производстве. Небезуспешными были поиски новых, более эффек тивных методов и приемов ведения уроков, больше было самодеятель ности в работе комсомольских и пионерских организаций. Ш кольники приняли активное участие в уходе за посевами к у к у рузы, картофеля, свеклы. Многие учащиеся стали разводить кроли ков. помогали колхозникам выращи вать цыплят. Улучшилась постанов ка работы на пришкольных участ ках. Почти все школы области вы ращивают картофель, урожай кото рого даст им дополнительные сред ства. Общая площадь таких посевов составляет 1200 гектаров. Лучших результатов в органи зации производительного труда учащихся достигли школы Лебе дянского, Усманского, Краснянско го и Нашш гинского районов. Хо рошо прошла производственная практика учащихся средней школы Л1» 3 1 . на Липецком тракторном заводе. 80 человек получили 3-й разряд по специальностям токаря, слесаря и шлифовщика. Многим учащимся Троекуровской средней школы вместе с аттестатом зрелости вручен документ на право вождения автомобиля и трактора. Старшеклассники этих школ с нового учебного года будут обу чаться по экспериментальному учебному плану. Третью часть учебного времени им предстоит трудиться на заводе или в колхо зе. В связи с этим срок обучения для них увеличивается на 1— 2 года, зато после окончания школы юноши и девушки будут иметь не только общее среднее образование, но и высокую производственную квалификацию. Задачи, поставленные XX съез дом КПСС перед советской школой, потребовали коренной перестройки самой системы народного образова ния и содержания методов учебной работы. Если раньше средняя шко ла ограничивалась подготовкой учашихся к поступлению в выс шую школу, то теперь она должна основательно готовить своих вы пускников к труду, не допуская какого бы то ни было снижения их общеобразовательного уровня. Ор ганы народного образования и ра ботники шко^т уже в наступающем учебном году должны уделять зна чительно больше внимания трудо вому воспитанию учащихся, укреп лению материальной базы школ, установлению их повседневных связей с производством. Итоги прошлого учебного года свидетельствуют о некотором со кращении второгодничества, о по вышении общего уровня успевае мости учащихся. Однако лаже бег лый анализ статистических отче тов школ вызывает неудовлетво ренность. Успеваемость повыси лась главным образом за счет младших классов, число учащихся в которых быстро возрастает. Успе ваемость же учащихся в 10-х, 7-х и 4-х классах не только не повысилась, но даже снизилась по сравнению с предыдущим годом. Контрольные работы по математике и русскому язы ку в середине учеб ного года, а также письменные и устные экзамены при приеме в пе дагогические институты показали, что во многих школах допущено несоответствие школьной оценки знаниям учащихся. Либерализм, завышение оценок, а порой и гру бое очковтирательство все еще не изжиты. Серьезные недостатки имелись в преподавании химии, значение ко торой достаточно ясно показано в решении майского Пленума ПК КПСС, наметившего большую про грамму развития химической про мышленности в нашей стране. Школа должна готовить пополнение для химических предприятий. К сожалению, до нынешнего года больше половины средних школ области не имели кабинетов хи мии. Теперь этот недостаток устра няется. Во все школы направлены комплекты оборудования и реакти вов. Преподавание химии должно быть резко улучшено. Практика показала, что даже при наличии оборудования и реактивов уроки химии часто не были наглядными. Химические вещества и их свойст ва описывались заочно, в виде пе ресказа текста учебника, химиче ские реакции проделывались на доске, сводились к арифметическо му уравниванию символов и ва лентности веществ. Этого терпеть нельзя. Учащиеся должны не толь ко знать химические вещества, но и уметь обращаться с ними. В новом учебном году программа по химии дополняется разделом о высокомолекулярных веществах. Учителям надо хорошо подгото виться к изучению этого важного раздела. Усиливая заботу о политехниче ском обучении, об укреплении ма териальной базы школ, мы не дол ж ны забывать и об идейно-полити ческом. нравственном воспитании учащихся. Решающая роль в этом деле принадлежит , гуманитарному циклу учебных предметов, кото рые в некоторых школах все еще недооцениваются, считаются второ степенными. Под предлогом раз грузки учащихся, отдельные учи теля истории даже в старших классах перестали приучать уча щихся к чтению учебника и до полнительной литературы. Внимание всех работников на родного образования и школ с первых дней учебного года должно быть направлено на полный охват всех детей обучением. В прошлом году не все дети посещали заня тия, часть их без всяких причин оставила школу. Особенно много де тей выбыло из 8-х классов. Некото рые школьники в первые дни учебы оказывались занятыми то домаш ними, то общественными работами, приходили в школу с опозданием, попадали в отстающие, а потом выбывали. Этого допускать нель зя. Большое значение для привле чения учащихся в 8-е классы име ют школы-интернаты, в которых надо образцово наладить воспита тельную работу. В летний период школы попол нились учебным оборудованием. Учащиеся помогали колхозу Учашиеся 8-х и 9-х классов Зен- кинс.кой средней школы Чаплыгин ского района решили оказать кол хозу «Оборона страны» практиче скую помощь и выработать в тече ние лета не менее чем по 7 5— 90 трудодней. Свое слово они сдержали. Особен но хорошо работали Александр Яьяков, Василий Бадулин, Николай Болотов и Василий Катасонов. Они возили навоз на поля колхоза, уча ствовали в строительстве телятника, косили и убирали вику на сено, скирдовали солому из-под комбайна. Каждый из них заработал за лето от 110 до 120 трудодней. Правление колхоза выдало школь никам на заработанные трудодни аванс. И. КАТАСОНОВ, колхозник сельхозартели «Оборона страны». Некоторые из них получили новые классные комнаты, мастерские, ка бинеты. Имеется достаточное коли чество учебников и тетрадей. Все школы и отделы народного образо вания укомплектованы педагогиче скими кадрами. Вот почему роди тели и вся общественность вправе ожидать, что в образовании и вос питании детей в новом учебном году будут достигнуты значитель ные успехи. . Однако достигнуть этих успехов без эффективного внутршпкольяого контроля и пра вильного руководства школами со стороны отделов народного образо вания трудно. Следует больше про водить семинаров-экскурсий для изучения опыта лучших школ, шире практиковать контрольные работы по физике и химии с тем, чтобы -на основе выявления поло жительного опыта добиться ликви дации серьезных недостатков в преподавании этих предметов. В прошлом году с помощью ра ботников средних й семилетних школ была проверена деятель ность всех начальных школ обла сти. Такую эффективную форму конт роля и помощи учителям началь ных школ надо повторить и в этом году. Хорошие результаты должны дать такие формы методической работы, ка к постоянные семинары руководителей школ, школы пере дового опыта, семинары-практику мы учителей иностранных языков, семинары-экскурсии учителей гео графии, химии и биологии. Хуже всего у нас осуществля лось руководство семилетней ш ко лой. Больше половины руководи телей семилетиях школ не имеют необходимого образования, некото рые не справляются со своими обязанностями. Органы народного образования, областной институт усовершенствования учителей, рай онные и городские педкабинеты должны принять меры к укрепле нию этого слабого звена. Если работники просвещения не пожалеют усилий для выполнения поставленных перед ними задач, полностью используют помощь об щественности, деятельность наших школ в наступающем учебном году значительно улучшится. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. В 38- й средней Завтра вновь раздастся звонок, широко распахнутся гостеприимные двери школ, и многоголосая, хорошо отдохнувшая за лето детвора сядет за парты, заполнит учебные кабине ты, мастерские... — Готовясь к новому учебному году, главное внимание мы уделяли укреплению материальной базы, — рассказывает директор Липецкой средней школы 31 Николай Га врилович Беляев.— Большую помощь в этом деле нам оказали дирекция тракторного завода, родители и сами учащиеся. Школа к приему своих питомцев готова. Здесь хорошо оборудованы мастерские, кабинеты, лаборатории. За лето много приобретено слесар ного инструмента, приведены в по рядок станки, отремонтированы учебные приборы, наглядные посо бия. В школьной мастерской стоят в полной готовности токарные, свер лильные и фрезерные станки, три электроточила, два электрофуганка, циркулярная пила; дополнительно приобретено 300 резцов, 200 раз личных сверл. Шефы выделили свыше тонны годного для^обработки металла. / Под руководством мастера школы П. М. Мамонтова учащиеся сами привели в порядок моторы, почисти ли и покрасили станки, наточили инструмент. Всего в мастерской обо рудовано 48 рабочих мест. Гордостью школы является авто мобильный класс,, в котором есть все необходимое для наглядного изучения автомобиля и мотоцикла. В школе имеется также одна ав томашина и два мотоцикла на ходу. Значительно пополнилась обору дованием и столярная мастерская. Как известно, младшие школьники увлекаются выпиливанием и выжи ганием. Для них закуплено 20 комп лектов соответствующего инструмен та. В новом учебном году решено организовать круж ок резки по де реву. Интересно, что эт^ мысль подал рабочий экспериментального цеха тракторного завода т. Лосев, изъявивший желание заниматься с ребятами. Тракторный завод по заказу шко лы изготовляет для ее электротех нического кабинета 15 электрощи тов, которые будут установлены на лабораторных столах. Большое внимание уделено обо рудованию химического кабинета. Он располагает теперь достаточным количеством приборов, реактивов, химикатов, посуды. Имеется 20 ла бораторных столов на 40 рабочих мест. Уже четыре года в школе регу лярно проводятся занятия в хими ческом круж ке, которым руководит учительница Л. А. Хорол. Она лю бит свой предмет и дает учащимся глубокие знания. Кружковцы выпу скают стенгазету «Химический ве стник». Первый номер ее в новом учебном году решено посвятить ма териалам майского Пленума ЦК КПСС. Силами учащихся школа ра диофицирована. В подготовке школы к новому учебному году большую работу про делал родительский совет школы и, в первую очередь, его политехниче ская комиссия. Председатель комис сии т. Ткачевская много приложила усилий для пополнения материаль ной базы. Учащиеся средней школы № 31 с большим желанием овладевают производственными специальностя ми. За лето 80 юношей и девушек, проходя производственную практику на тракторном заводе, получили квалификацию токарей, фрезеровщи ков, шлифовщиков, слесарей. Уча щийся 9 класса Валерий Логунов овладел двумя специальностями — токаря-операционника и токаря ши рокого профиля, ученица Галина Урбан научилась работать одновре менно на двух фрезерных станках. Мастера и инженеры тракторного завода с большим вниманием отно сятся к будущим рабочим, переда ют им свой богатый опыт и знания. В новом учебном году средняя школа Л; 31 будет работать по экс периментальному плану Министер ства просвещения РСФСР. Два девя тых и два десятых класса в поряд ке опыта переводятся на 11-летний срок обучения, что даст возможность увеличить количество часов на про изводственную практику, улучшить подготовку учащихся к полезному труду. В. СТЕЦКЖ , инспектор областного отдела народного образования. Новые з дания для детей В деревне Петропавловской Тер- бунского района на холме стоит вы сокое с большими окнами здание. — Постарались строители! Ш ко ла, что надо1 —• говорят рабочие совхоза «Пятилетка». В совхозе «Пятилетка» это уже вторая школа. В минувшем году на центральной усадьбе хозяйства бы ло построено типовое зданне семи летней школы, . а нынче ко Дню строителя сдано помещение для на чальной школы. ...Известно, что на территории нынешнего Тербунского района в годы войны шли горячие бои. Фа шистские оккупанты разрушили зна чительную часть зданий. Сразу же после войны трудящие ся района занялись восстановлением школ. Одновременно шло строитель ство новых помещений. Особенно широко оно разверну лось в 1957 году. В тот год весной были заложены фундаменты сразу шести школьных зданий в дрревяях Борковского, Покровского, Солдат ского, и других сельсоветов. Работа закипела дружно. В стро ительстве Грязновской начальной школы активное участие принял колхоз имени Жданова (председа тель т. Перекрестов). Сейчас шко ла готова к приему детей. В Покровском сельсовете постро ена мастерская для семилетней шко лы. Этим летом к зданию школы пристроены еще 3 классных ком наты. Значительную помощь в строи тельстве помещения Петровской на чальной школы оказала сельхозар тель имени Калинина (председатель т. Волобуев).. Первого сентября во всех 6 новых, хорошо оборудованных школах про звенит звонок, и дети сядут за парты. Строительство школьных помеще ний становится в Тербунском рай оне поистине всеобщим делом. По примеру колхозов имени Жданова, имени Калинина, имени XX партий ного съезда и совхоза «Пятилетка» взялся за сооружение семилетней школы в Березовском сельсовете колхоз имени Кирова (председатель т. Кащеев). В успешном ходе школьного стро ительства большая заслуга сельских и районного Советов депутатов тру дящихся. Председатели сельсоветов тт. Шалимов, Минаев, Налетов вся чески помогали строительству. С. БЕЗЛЕПКИН . (Соб. корр. «Ленинского знамени»). 3 Н а к а Смотрит солнце В окна нашей виолы: Все ли здесь готово , Все ли хорошо? Во дворе, За новым частоколом, Стройные березки Собрались в кружок. Видно, срочно Обсуждают что-то, Льется ручейком их Мирный разговор. Тронул август Легкой позолотой Молодых подружек Лиственный убор . Тихо, ярко Догорает лето За околицей Большим-большим костром. С песнею, Не раз в походах петой, Завтра 'утром в школу Мы, друзья, ‘придем. И березок, Вторя разговору. : ъ . н у н е ™ Зазвенят а наши Бодро голоса. До свиданья, И поля, и горы, До свиданья, реки, Рощи и леса! Теплый ветер Пахнет свежим хлебом, Разливает запах Дынь и огурцов. Синевы у 'нас В глазах полнеба, И в загаре руки, Шея и лицо. Пусть бездымно Догорает лето За околицей Большим-большим костром. С песнею, Не раз в походах петой, Завтра утром в школу Мы, друзья, придем! Борис ЦВЕТАЕВ, учитель. с. Ярлуково Грязинского района. „Двери школьные сегодня открываются для нас!" Эту песенку пели выпускни» ки детского сада 1 на про щальном утреннике. За 4 года пре бывания здесь малыши подросли, многое узнали-и стоят сейчас на по роге новой, школьной жизни. ...Аккуратная стопка тетрадей и учебников, карандаши, перочистка, азбука. Сколько раз любовно пере бирали их детские руки. И вот уже остались считанные часы, когда все это торжественно будет уложено в новенький портфель, и Вова Силу анов, сразу повзрослевший в учени ческой форме, отправится в школу. Вместе с ним пойдут и его друзья по детскому саду Вова Поллаков, Нина Ивойлова, Вера Павлова, Таня Басова. Четыре года из ворот дома ?(5 3 по улице Ленина каждое утро вы ходила эта дружная компания ма лышей. Ребята весело бежали в детсад. Там их встречала любимая воспитательница Анастасия Платов новна Горбунова. • День был заполнен, скучать не когда. Ребята учились читать сти хи и рассказывать сказки, рисо вать, лепить, конструировать. — Скорее бы в школу! — в один голос говорят малыши. В. ПОПКОВА. У & " ■ ч ч Я & Ё У Й Н Дочь рабочего прокатного цеха и работницы жилищно-коммунально го отдела Новолипецкого завода Лариса Алексашина была воспитан ницей детского сада. Завтра она идет в школу. У первоклассницы появились новые за боты. * На снимке: мать Лариеы Людмила Семеновна помогает собрать до чери все необходимое для первого дня занятий. Фото Л . Черкашина, Д о б р о п о ж а л о в а т ь , р е б я т а ! Последний день августа. Молодые деревца: березки, тополи, клены, ко торыми заботливо обсажена Казин- ская средняя школа, тронуты свежей позолотой. Пожелтела трава. И толь ко цветы, густо разросшиеся перед школьным зданием, продолжают пышно цвести. — Их вырастили учащиеся млад ших классов, — сообщил нам дирек тор школы Петр Герасимович Крут- ских. — Все лето за ними стара тельно ухаживали. В нескольких метрах от школы — новый цементный колодец. — Раньше нам в реке приходи лось воду брать, — рассказывает Петр Герасимович.— Особенно много хлопот было в зимнее время. А те перь у нас свой колодец. При школе имеется большой дере вянный сарай для топлива, крытый железом. Здесь лежат штабели сухих дров. Заходим в школу. «Добро пожаловать, ребята!» — алеет лозунг на видном месте. И в уютных, чистых коридорах, и в про сторных светлых классах — образ цовый порядок. Полы и панели по крашены масляной краской, на бе лых стенах — плакаты, призываю щие мальчиков и девочек хорошо учиться, на подоконниках — живые цветы. В глаза бросаются четкие надписи: «Кабинет физики», «Кабинет химии», «Учебная мастерская». «Физкуль турный зал». — В прошлом го д у .наше школь ное здание было расширено за счет новой пристройки, — поясняет Федор Митрофанович Фролов, се кретарь парторганизации школы. — Теперь мы имеем возможность*уроки химии, физики, физкультуры прово дить в специально оборудованных кабинетах. В каждом из таких кабинетов для учителя имеется кафедра, а для уче ников —• столики, за которыми будет удобно работать, не мешая друг другу. В шкафах много различных приборов, реактивов, химикатов. Неплохо и в учебной мастерской. Площадь ее 50 кв. метров. Здесь установлено 12 верстаков, имеются необходимые инструменты для рабо ты по дереву и металлу.1Занятия по труду будут вести опытные препода ватели. ...Все преподаватели в сборе. Одни, еще раз уточнив списки уча щихся. оформляют классные журна лы, другие вносят последние по правки в планы воспитательной работы, третьи вполголоса, чтобы не мешать работающим, ведут беседу. Раиса Ивановна Ролдугина— пре подаватель физики. Она недавно вер нулась с курсов усовершенствования учителей и теперь рассказывает сво им коллегам о том, ка к проходили за нятия, что нового она узнала. — Эти курсы мне дали много полезного, — говорит Раиса Иванов на, — они помогут интереснее про водить уроки физики. Учителя — Валентина Алексеевна Воробьева. Тамара Петровна Быкова, Людмила Михайловна Кургасова — заочники Липецкого педагогического института. Успешно выполнив план летней экзаменационно-лабораторной сессии, они перешли на последний курс. —- Не за горами и государствен ные экзамены. — сказала Валенти на Алексеевна Воробьева. — Скоро и мы получим высшее образование. Библиотека Казинской средней школы недавно пополнилась новой художественной литературой. Татья на Васильевна Фролова, заведующая библиотекой, внимательно осматри вает книжные полки: все ли у нес в порядке? ...То небольшой группой, то в оди ночку заходят в школу мальчики и девочки. Они покупают в школьном ларьке тетради, карандаши, черниль ный порошок, перья. Домой уходят довольные: у каждого теперь есть все необходимое для занятий! В коридоре послышались детские голоса. Это собрались первоклас сники для знакомства со школой. Одеты малыши чисто и опрятно. Учительница Валентина Семеновна Платкова рассаживает их за парты, объясняет, как надо сидеть, как вести себя в классе, в школе. Люба Шульгина. Нина и Валерий Землянухины — члены редколлегии — внимательно читают первый номер школьной стенгазеты, который они только что выпустили. В корот ких столбцах стенгазеты рассказы вается о летнем отдыхе ребят, о том. как они трудились на колхозных полях. Заслуживает внимания работа уча щихся Казинской школы на при школьном участке. На площади в че тыре гектара ребята 5— 7 классов под руководством учительницы био логии Нины Тихоновны Ивановой вырастили богатый урожай карто феля. Ученики на практике убедились, что проведенная ими яровизация семян картофеля намного увеличила урожай. — Картофель, который соберем с пришкольного участка, *— сказал директор школы П. Г. Крутских, — мы продадим государству, а на вы рученные деньги приобретем необхо димый инвентарь и оборудование для Школы. Во время нашей беседы с директо ром школы подошла группа девушек- десятиклассниц. Это — комсомолка Клава Попова, которая возглавляла работу на школьной птицеферме, и ее помощницы Нина Попова, Нина Севостьянова. Валя Фурсова, Аня Присекина и Женя Фурсова. — Петр Герасимович. — обрати* лаеь к директору Клава Попова, — вчера мы передали нашему колхозу своих питомцев. Свое слово сдер жали: вырастили для сельхозартели тысячу несушек. Директор школы, поблагодарив девушек за добросовестный труд, спросил у Клавы: — Как, понравились Москва, сельскохозяйственная выставка? — Все очень понравилось! В июле правление сельхозартели «Россия» послало молодую птични цу Клаву Попову экскурсантом на сельскохозяйственную выставку в Москву. Много нового и ценного уз нала там девушка. К школьным воротам, гудя мото ром. подкатила грузовая автомаши на. О молодом водителе Алексее Та- болинс мы узнали следующее. В прошлом году он окончил Казинскую среднюю школу. На уроках машино ведения хорошо изучил автомобиль и получил права шофера третьего класса. Сейчас работает шофером на школьной автомашине. А в этом году права шофера полу чили выпускники Серафим Кочега ров, Вячеслав Попов, Николай Беля ев. Серафим Путилин и Николай Долгов. Главная задача — преодоление отрыва обучения от жизни стоит на первом плане в работе Казинской средней школы. Б. НИКОЛАЕВ, Грязинский район,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz