Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

'иажааьиим н'смдштьаэдц.. ци Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ ЗАВТРА « а августа 1»оо Ш К О Л У , ЗА П А Р Т У ! Детский сад № 4 г. Липецка. Сюда в последний раз пришли Коля Степанищев и Сережа Логачев, что­ бы проститься с друзьями по играм и воспитательницей Лидией Александровной Фурсовой. Завтра Коля и Сережа пойдут в школу. Фото Л. Черкашина. Шкода в новом учебном году Итоги прошлого учебного года го­ ворят о том, что педагогические коллективы школ нашей области больше уделяли внимания приобще­ нию учащихся к труду, насыщали учебный материал примерами из окружающей жизни. Преподавание физики, химии биологии и других предметов лучше увязывалось с ис­ пользованием основ этих наук в промышленном и сельскохозяйствен­ ном производстве. Небезуспешными были поиски новых, более эффек­ тивных методов и приемов ведения уроков, больше было самодеятель­ ности в работе комсомольских и пионерских организаций. Ш кольники приняли активное участие в уходе за посевами к у к у ­ рузы, картофеля, свеклы. Многие учащиеся стали разводить кроли­ ков. помогали колхозникам выращи­ вать цыплят. Улучшилась постанов­ ка работы на пришкольных участ­ ках. Почти все школы области вы­ ращивают картофель, урожай кото­ рого даст им дополнительные сред­ ства. Общая площадь таких посевов составляет 1200 гектаров. Лучших результатов в органи­ зации производительного труда учащихся достигли школы Лебе­ дянского, Усманского, Краснянско­ го и Нашш гинского районов. Хо­ рошо прошла производственная практика учащихся средней школы Л1» 3 1 . на Липецком тракторном заводе. 80 человек получили 3-й разряд по специальностям токаря, слесаря и шлифовщика. Многим учащимся Троекуровской средней школы вместе с аттестатом зрелости вручен документ на право вождения автомобиля и трактора. Старшеклассники этих школ с нового учебного года будут обу­ чаться по экспериментальному учебному плану. Третью часть учебного времени им предстоит трудиться на заводе или в колхо­ зе. В связи с этим срок обучения для них увеличивается на 1— 2 года, зато после окончания школы юноши и девушки будут иметь не только общее среднее образование, но и высокую производственную квалификацию. Задачи, поставленные XX съез­ дом КПСС перед советской школой, потребовали коренной перестройки самой системы народного образова­ ния и содержания методов учебной работы. Если раньше средняя шко­ ла ограничивалась подготовкой учашихся к поступлению в выс­ шую школу, то теперь она должна основательно готовить своих вы­ пускников к труду, не допуская какого бы то ни было снижения их общеобразовательного уровня. Ор­ ганы народного образования и ра­ ботники шко^т уже в наступающем учебном году должны уделять зна­ чительно больше внимания трудо­ вому воспитанию учащихся, укреп­ лению материальной базы школ, установлению их повседневных связей с производством. Итоги прошлого учебного года свидетельствуют о некотором со­ кращении второгодничества, о по­ вышении общего уровня успевае­ мости учащихся. Однако лаже бег­ лый анализ статистических отче­ тов школ вызывает неудовлетво­ ренность. Успеваемость повыси­ лась главным образом за счет младших классов, число учащихся в которых быстро возрастает. Успе­ ваемость же учащихся в 10-х, 7-х и 4-х классах не только не повысилась, но даже снизилась по сравнению с предыдущим годом. Контрольные работы по математике и русскому язы ку в середине учеб­ ного года, а также письменные и устные экзамены при приеме в пе­ дагогические институты показали, что во многих школах допущено несоответствие школьной оценки знаниям учащихся. Либерализм, завышение оценок, а порой и гру­ бое очковтирательство все еще не изжиты. Серьезные недостатки имелись в преподавании химии, значение ко­ торой достаточно ясно показано в решении майского Пленума ПК КПСС, наметившего большую про­ грамму развития химической про­ мышленности в нашей стране. Школа должна готовить пополнение для химических предприятий. К сожалению, до нынешнего года больше половины средних школ области не имели кабинетов хи­ мии. Теперь этот недостаток устра­ няется. Во все школы направлены комплекты оборудования и реакти­ вов. Преподавание химии должно быть резко улучшено. Практика показала, что даже при наличии оборудования и реактивов уроки химии часто не были наглядными. Химические вещества и их свойст­ ва описывались заочно, в виде пе­ ресказа текста учебника, химиче­ ские реакции проделывались на доске, сводились к арифметическо­ му уравниванию символов и ва­ лентности веществ. Этого терпеть нельзя. Учащиеся должны не толь­ ко знать химические вещества, но и уметь обращаться с ними. В новом учебном году программа по химии дополняется разделом о высокомолекулярных веществах. Учителям надо хорошо подгото­ виться к изучению этого важного раздела. Усиливая заботу о политехниче­ ском обучении, об укреплении ма­ териальной базы школ, мы не дол­ ж ны забывать и об идейно-полити­ ческом. нравственном воспитании учащихся. Решающая роль в этом деле принадлежит , гуманитарному циклу учебных предметов, кото­ рые в некоторых школах все еще недооцениваются, считаются второ­ степенными. Под предлогом раз­ грузки учащихся, отдельные учи ­ теля истории даже в старших классах перестали приучать уча­ щихся к чтению учебника и до­ полнительной литературы. Внимание всех работников на­ родного образования и школ с первых дней учебного года должно быть направлено на полный охват всех детей обучением. В прошлом году не все дети посещали заня­ тия, часть их без всяких причин оставила школу. Особенно много де­ тей выбыло из 8-х классов. Некото­ рые школьники в первые дни учебы оказывались занятыми то домаш­ ними, то общественными работами, приходили в школу с опозданием, попадали в отстающие, а потом выбывали. Этого допускать нель­ зя. Большое значение для привле­ чения учащихся в 8-е классы име­ ют школы-интернаты, в которых надо образцово наладить воспита­ тельную работу. В летний период школы попол­ нились учебным оборудованием. Учащиеся помогали колхозу Учашиеся 8-х и 9-х классов Зен- кинс.кой средней школы Чаплыгин­ ского района решили оказать кол­ хозу «Оборона страны» практиче­ скую помощь и выработать в тече­ ние лета не менее чем по 7 5— 90 трудодней. Свое слово они сдержали. Особен­ но хорошо работали Александр Яьяков, Василий Бадулин, Николай Болотов и Василий Катасонов. Они возили навоз на поля колхоза, уча­ ствовали в строительстве телятника, косили и убирали вику на сено, скирдовали солому из-под комбайна. Каждый из них заработал за лето от 110 до 120 трудодней. Правление колхоза выдало школь­ никам на заработанные трудодни аванс. И. КАТАСОНОВ, колхозник сельхозартели «Оборона страны». Некоторые из них получили новые классные комнаты, мастерские, ка­ бинеты. Имеется достаточное коли­ чество учебников и тетрадей. Все школы и отделы народного образо­ вания укомплектованы педагогиче­ скими кадрами. Вот почему роди­ тели и вся общественность вправе ожидать, что в образовании и вос­ питании детей в новом учебном году будут достигнуты значитель­ ные успехи. . Однако достигнуть этих успехов без эффективного внутршпкольяого контроля и пра­ вильного руководства школами со стороны отделов народного образо­ вания трудно. Следует больше про­ водить семинаров-экскурсий для изучения опыта лучших школ, шире практиковать контрольные работы по физике и химии с тем, чтобы -на основе выявления поло­ жительного опыта добиться ликви­ дации серьезных недостатков в преподавании этих предметов. В прошлом году с помощью ра­ ботников средних й семилетних школ была проверена деятель­ ность всех начальных школ обла­ сти. Такую эффективную форму конт­ роля и помощи учителям началь­ ных школ надо повторить и в этом году. Хорошие результаты должны дать такие формы методической работы, ка к постоянные семинары руководителей школ, школы пере­ дового опыта, семинары-практику­ мы учителей иностранных языков, семинары-экскурсии учителей гео­ графии, химии и биологии. Хуже всего у нас осуществля­ лось руководство семилетней ш ко­ лой. Больше половины руководи­ телей семилетиях школ не имеют необходимого образования, некото­ рые не справляются со своими обязанностями. Органы народного образования, областной институт усовершенствования учителей, рай­ онные и городские педкабинеты должны принять меры к укрепле­ нию этого слабого звена. Если работники просвещения не пожалеют усилий для выполнения поставленных перед ними задач, полностью используют помощь об­ щественности, деятельность наших школ в наступающем учебном году значительно улучшится. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отделом народного образования. В 38- й средней Завтра вновь раздастся звонок, широко распахнутся гостеприимные двери школ, и многоголосая, хорошо отдохнувшая за лето детвора сядет за парты, заполнит учебные кабине­ ты, мастерские... — Готовясь к новому учебному году, главное внимание мы уделяли укреплению материальной базы, — рассказывает директор Липецкой средней школы 31 Николай Га­ врилович Беляев.— Большую помощь в этом деле нам оказали дирекция тракторного завода, родители и сами учащиеся. Школа к приему своих питомцев готова. Здесь хорошо оборудованы мастерские, кабинеты, лаборатории. За лето много приобретено слесар­ ного инструмента, приведены в по­ рядок станки, отремонтированы учебные приборы, наглядные посо­ бия. В школьной мастерской стоят в полной готовности токарные, свер­ лильные и фрезерные станки, три электроточила, два электрофуганка, циркулярная пила; дополнительно приобретено 300 резцов, 200 раз­ личных сверл. Шефы выделили свыше тонны годного для^обработки металла. / Под руководством мастера школы П. М. Мамонтова учащиеся сами привели в порядок моторы, почисти­ ли и покрасили станки, наточили инструмент. Всего в мастерской обо­ рудовано 48 рабочих мест. Гордостью школы является авто­ мобильный класс,, в котором есть все необходимое для наглядного изучения автомобиля и мотоцикла. В школе имеется также одна ав­ томашина и два мотоцикла на ходу. Значительно пополнилась обору­ дованием и столярная мастерская. Как известно, младшие школьники увлекаются выпиливанием и выжи­ ганием. Для них закуплено 20 комп­ лектов соответствующего инструмен­ та. В новом учебном году решено организовать круж ок резки по де­ реву. Интересно, что эт^ мысль подал рабочий экспериментального цеха тракторного завода т. Лосев, изъявивший желание заниматься с ребятами. Тракторный завод по заказу шко­ лы изготовляет для ее электротех­ нического кабинета 15 электрощи­ тов, которые будут установлены на лабораторных столах. Большое внимание уделено обо­ рудованию химического кабинета. Он располагает теперь достаточным количеством приборов, реактивов, химикатов, посуды. Имеется 20 ла­ бораторных столов на 40 рабочих мест. Уже четыре года в школе регу­ лярно проводятся занятия в хими­ ческом круж ке, которым руководит учительница Л. А. Хорол. Она лю­ бит свой предмет и дает учащимся глубокие знания. Кружковцы выпу­ скают стенгазету «Химический ве­ стник». Первый номер ее в новом учебном году решено посвятить ма­ териалам майского Пленума ЦК КПСС. Силами учащихся школа ра­ диофицирована. В подготовке школы к новому учебному году большую работу про­ делал родительский совет школы и, в первую очередь, его политехниче­ ская комиссия. Председатель комис­ сии т. Ткачевская много приложила усилий для пополнения материаль­ ной базы. Учащиеся средней школы № 31 с большим желанием овладевают производственными специальностя­ ми. За лето 80 юношей и девушек, проходя производственную практику на тракторном заводе, получили квалификацию токарей, фрезеровщи­ ков, шлифовщиков, слесарей. Уча­ щийся 9 класса Валерий Логунов овладел двумя специальностями — токаря-операционника и токаря ши­ рокого профиля, ученица Галина Урбан научилась работать одновре­ менно на двух фрезерных станках. Мастера и инженеры тракторного завода с большим вниманием отно­ сятся к будущим рабочим, переда­ ют им свой богатый опыт и знания. В новом учебном году средняя школа Л; 31 будет работать по экс­ периментальному плану Министер­ ства просвещения РСФСР. Два девя­ тых и два десятых класса в поряд­ ке опыта переводятся на 11-летний срок обучения, что даст возможность увеличить количество часов на про­ изводственную практику, улучшить подготовку учащихся к полезному труду. В. СТЕЦКЖ , инспектор областного отдела народного образования. Новые з дания для детей В деревне Петропавловской Тер- бунского района на холме стоит вы­ сокое с большими окнами здание. — Постарались строители! Ш ко ­ ла, что надо1 —• говорят рабочие совхоза «Пятилетка». В совхозе «Пятилетка» это уже вторая школа. В минувшем году на центральной усадьбе хозяйства бы­ ло построено типовое зданне семи­ летней школы, . а нынче ко Дню строителя сдано помещение для на­ чальной школы. ...Известно, что на территории нынешнего Тербунского района в годы войны шли горячие бои. Фа­ шистские оккупанты разрушили зна­ чительную часть зданий. Сразу же после войны трудящие­ ся района занялись восстановлением школ. Одновременно шло строитель­ ство новых помещений. Особенно широко оно разверну­ лось в 1957 году. В тот год весной были заложены фундаменты сразу шести школьных зданий в дрревяях Борковского, Покровского, Солдат­ ского, и других сельсоветов. Работа закипела дружно. В стро­ ительстве Грязновской начальной школы активное участие принял колхоз имени Жданова (председа­ тель т. Перекрестов). Сейчас шко­ ла готова к приему детей. В Покровском сельсовете постро­ ена мастерская для семилетней шко­ лы. Этим летом к зданию школы пристроены еще 3 классных ком­ наты. Значительную помощь в строи­ тельстве помещения Петровской на­ чальной школы оказала сельхозар­ тель имени Калинина (председатель т. Волобуев).. Первого сентября во всех 6 новых, хорошо оборудованных школах про­ звенит звонок, и дети сядут за парты. Строительство школьных помеще­ ний становится в Тербунском рай­ оне поистине всеобщим делом. По примеру колхозов имени Жданова, имени Калинина, имени XX партий­ ного съезда и совхоза «Пятилетка» взялся за сооружение семилетней школы в Березовском сельсовете колхоз имени Кирова (председатель т. Кащеев). В успешном ходе школьного стро­ ительства большая заслуга сельских и районного Советов депутатов тру­ дящихся. Председатели сельсоветов тт. Шалимов, Минаев, Налетов вся­ чески помогали строительству. С. БЕЗЛЕПКИН . (Соб. корр. «Ленинского знамени»). 3 Н а к а Смотрит солнце В окна нашей виолы: Все ли здесь готово , Все ли хорошо? Во дворе, За новым частоколом, Стройные березки Собрались в кружок. Видно, срочно Обсуждают что-то, Льется ручейком их Мирный разговор. Тронул август Легкой позолотой Молодых подружек Лиственный убор . Тихо, ярко Догорает лето За околицей Большим-большим костром. С песнею, Не раз в походах петой, Завтра 'утром в школу Мы, друзья, ‘придем. И березок, Вторя разговору. : ъ . н у н е ™ Зазвенят а наши Бодро голоса. До свиданья, И поля, и горы, До свиданья, реки, Рощи и леса! Теплый ветер Пахнет свежим хлебом, Разливает запах Дынь и огурцов. Синевы у 'нас В глазах полнеба, И в загаре руки, Шея и лицо. Пусть бездымно Догорает лето За околицей Большим-большим костром. С песнею, Не раз в походах петой, Завтра утром в школу Мы, друзья, придем! Борис ЦВЕТАЕВ, учитель. с. Ярлуково Грязинского района. „Двери школьные сегодня открываются для нас!" Эту песенку пели выпускни» ки детского сада 1 на про­ щальном утреннике. За 4 года пре­ бывания здесь малыши подросли, многое узнали-и стоят сейчас на по­ роге новой, школьной жизни. ...Аккуратная стопка тетрадей и учебников, карандаши, перочистка, азбука. Сколько раз любовно пере­ бирали их детские руки. И вот уже остались считанные часы, когда все это торжественно будет уложено в новенький портфель, и Вова Силу­ анов, сразу повзрослевший в учени­ ческой форме, отправится в школу. Вместе с ним пойдут и его друзья по детскому саду Вова Поллаков, Нина Ивойлова, Вера Павлова, Таня Басова. Четыре года из ворот дома ?(5 3 по улице Ленина каждое утро вы­ ходила эта дружная компания ма­ лышей. Ребята весело бежали в детсад. Там их встречала любимая воспитательница Анастасия Платов новна Горбунова. • День был заполнен, скучать не­ когда. Ребята учились читать сти­ хи и рассказывать сказки, рисо­ вать, лепить, конструировать. — Скорее бы в школу! — в один голос говорят малыши. В. ПОПКОВА. У & " ■ ч ч Я & Ё У Й Н Дочь рабочего прокатного цеха и работницы жилищно-коммунально­ го отдела Новолипецкого завода Лариса Алексашина была воспитан­ ницей детского сада. Завтра она идет в школу. У первоклассницы появились новые за­ боты. * На снимке: мать Лариеы Людмила Семеновна помогает собрать до­ чери все необходимое для первого дня занятий. Фото Л . Черкашина, Д о б р о п о ж а л о в а т ь , р е б я т а ! Последний день августа. Молодые деревца: березки, тополи, клены, ко­ торыми заботливо обсажена Казин- ская средняя школа, тронуты свежей позолотой. Пожелтела трава. И толь­ ко цветы, густо разросшиеся перед школьным зданием, продолжают пышно цвести. — Их вырастили учащиеся млад­ ших классов, — сообщил нам дирек­ тор школы Петр Герасимович Крут- ских. — Все лето за ними стара­ тельно ухаживали. В нескольких метрах от школы — новый цементный колодец. — Раньше нам в реке приходи­ лось воду брать, — рассказывает Петр Герасимович.— Особенно много хлопот было в зимнее время. А те­ перь у нас свой колодец. При школе имеется большой дере­ вянный сарай для топлива, крытый железом. Здесь лежат штабели сухих дров. Заходим в школу. «Добро пожаловать, ребята!» — алеет лозунг на видном месте. И в уютных, чистых коридорах, и в про­ сторных светлых классах — образ­ цовый порядок. Полы и панели по­ крашены масляной краской, на бе­ лых стенах — плакаты, призываю­ щие мальчиков и девочек хорошо учиться, на подоконниках — живые цветы. В глаза бросаются четкие надписи: «Кабинет физики», «Кабинет химии», «Учебная мастерская». «Физкуль­ турный зал». — В прошлом го д у .наше школь­ ное здание было расширено за счет новой пристройки, — поясняет Федор Митрофанович Фролов, се­ кретарь парторганизации школы. — Теперь мы имеем возможность*уроки химии, физики, физкультуры прово­ дить в специально оборудованных кабинетах. В каждом из таких кабинетов для учителя имеется кафедра, а для уче­ ников —• столики, за которыми будет удобно работать, не мешая друг другу. В шкафах много различных приборов, реактивов, химикатов. Неплохо и в учебной мастерской. Площадь ее 50 кв. метров. Здесь установлено 12 верстаков, имеются необходимые инструменты для рабо­ ты по дереву и металлу.1Занятия по труду будут вести опытные препода­ ватели. ...Все преподаватели в сборе. Одни, еще раз уточнив списки уча­ щихся. оформляют классные журна­ лы, другие вносят последние по­ правки в планы воспитательной работы, третьи вполголоса, чтобы не мешать работающим, ведут беседу. Раиса Ивановна Ролдугина— пре­ подаватель физики. Она недавно вер­ нулась с курсов усовершенствования учителей и теперь рассказывает сво­ им коллегам о том, ка к проходили за­ нятия, что нового она узнала. — Эти курсы мне дали много полезного, — говорит Раиса Иванов­ на, — они помогут интереснее про­ водить уроки физики. Учителя — Валентина Алексеевна Воробьева. Тамара Петровна Быкова, Людмила Михайловна Кургасова — заочники Липецкого педагогического института. Успешно выполнив план летней экзаменационно-лабораторной сессии, они перешли на последний курс. —- Не за горами и государствен­ ные экзамены. — сказала Валенти­ на Алексеевна Воробьева. — Скоро и мы получим высшее образование. Библиотека Казинской средней школы недавно пополнилась новой художественной литературой. Татья­ на Васильевна Фролова, заведующая библиотекой, внимательно осматри­ вает книжные полки: все ли у нес в порядке? ...То небольшой группой, то в оди­ ночку заходят в школу мальчики и девочки. Они покупают в школьном ларьке тетради, карандаши, черниль­ ный порошок, перья. Домой уходят довольные: у каждого теперь есть все необходимое для занятий! В коридоре послышались детские голоса. Это собрались первоклас­ сники для знакомства со школой. Одеты малыши чисто и опрятно. Учительница Валентина Семеновна Платкова рассаживает их за парты, объясняет, как надо сидеть, как вести себя в классе, в школе. Люба Шульгина. Нина и Валерий Землянухины — члены редколлегии — внимательно читают первый номер школьной стенгазеты, который они только что выпустили. В корот­ ких столбцах стенгазеты рассказы­ вается о летнем отдыхе ребят, о том. как они трудились на колхозных полях. Заслуживает внимания работа уча­ щихся Казинской школы на при­ школьном участке. На площади в че­ тыре гектара ребята 5— 7 классов под руководством учительницы био­ логии Нины Тихоновны Ивановой вырастили богатый урожай карто­ феля. Ученики на практике убедились, что проведенная ими яровизация семян картофеля намного увеличила урожай. — Картофель, который соберем с пришкольного участка, *— сказал директор школы П. Г. Крутских, — мы продадим государству, а на вы­ рученные деньги приобретем необхо­ димый инвентарь и оборудование для Школы. Во время нашей беседы с директо­ ром школы подошла группа девушек- десятиклассниц. Это — комсомолка Клава Попова, которая возглавляла работу на школьной птицеферме, и ее помощницы Нина Попова, Нина Севостьянова. Валя Фурсова, Аня Присекина и Женя Фурсова. — Петр Герасимович. — обрати* лаеь к директору Клава Попова, — вчера мы передали нашему колхозу своих питомцев. Свое слово сдер­ жали: вырастили для сельхозартели тысячу несушек. Директор школы, поблагодарив девушек за добросовестный труд, спросил у Клавы: — Как, понравились Москва, сельскохозяйственная выставка? — Все очень понравилось! В июле правление сельхозартели «Россия» послало молодую птични­ цу Клаву Попову экскурсантом на сельскохозяйственную выставку в Москву. Много нового и ценного уз­ нала там девушка. К школьным воротам, гудя мото­ ром. подкатила грузовая автомаши­ на. О молодом водителе Алексее Та- болинс мы узнали следующее. В прошлом году он окончил Казинскую среднюю школу. На уроках машино­ ведения хорошо изучил автомобиль и получил права шофера третьего класса. Сейчас работает шофером на школьной автомашине. А в этом году права шофера полу­ чили выпускники Серафим Кочега­ ров, Вячеслав Попов, Николай Беля­ ев. Серафим Путилин и Николай Долгов. Главная задача — преодоление отрыва обучения от жизни стоит на первом плане в работе Казинской средней школы. Б. НИКОЛАЕВ, Грязинский район,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz