Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
По залам Всесоюз н ой п ромы шле нной Я Е Н И Н С К О Е ’ ЯНЖЖЯ * тая * 195 * г„ Л 159 П « * ) Что задума н о — будет сдела н о! Если вам, читатель, доведется по бывать в Москве, не забудьте за гля нуть на Всес оюз ную п р омышле н ную выставку, обязатель н о зайдите в павильо н, на фр о нт о не к ото р ого к ру п ным и буквами на писа н о: «Хи мическая п р омышле нн ость». П р ой дитесь по его обши рным, с ветлым залам. То, что вы здесь увидите, в не ве р оят ных гига нтск их масшта бах будет ско р о делаться для совет ского человека, а этому не льзя не рад оваться, этим не льзя не восхи щаться! Все п редста вле нн ое в павильо не я вляется п р одуктом нашей расту щей и ра звивающейся не вида нным и в исто р ии темпами химической п р о мышле нн ости. А п редста вле н о здесь оче нь мн ого... Нельзя ото р вать глаз вот от этой комфо ртабе ль н ой и удоб н ой ква рт и ры, где все, букваль н о все, нач и ная от око нных пе ре пле тов и ко нчая скатертью на ст оле, сдела н о из пластиков. Химия отк ры вает н овую э ру в ст р оительстве, э ру пластических масс, и уже неда леко то в ремя, к огда из н овых, к рас и вых и п р оч ных матер иалов, р ожде н ных эт ой наук ой, ст р оители будут возводить наст оящие дво рцы д ля т рудящ ихся. ...Бы пе рех одите из зала в зал, и вашему взо ру п редста вляются все н овые я н овые п редметы и вещи. Так п хочется п р икос нуться рукам и к изящ н ой пове рхн ости све рхск о р ост н ого легкового автомобиля, вы пуще нн ого^ Московским автозаводом име н и Лихачева. — пот р огать, по щупать. убедиться, ибо т рудн о, поч ти не возмож н о пове р ить, что и ку зов этой великолеп н ой маши ны сде ла н це ликом из пластмассы, А вот в ми н иатю ре п редста вле н О г р ом ный цех х имического п ред п р иятия по пе рераб отке си нтет иче ских мате р иалов. Слож н ое пе ре плете н ие автоматических ли н ий и узлов. Только позд нее вы догады ваетесь. что и эта действующая мо дель также сдела на из пластических мате р иалов. О пластических массах т д ру гих п р одуктах химической п р омышле н н ости советские люди уже имеют нек ото р ое п редста вле н ие по мелким п редметам д омаш не го обихода. И тепе рь, пожалуй, н икого не уд и вишь тем. что из этих мате р иалов будут изготовлять детали автомо билей и д ру гих маши н, стр оить дома и п р оизводить м н огие д ру гие п редметы наше го быта. Но вот пе ред вами вещи, кото рые п р иводят в изумле н ие даже людей, как гово р ится, видавших виды. К рас ивые, то нчайшей раб оты тка н и и ков ры, мех овые шубки и модель ная обувь, искусстве нная шерсть, « пуховые» шали из кап р о на и оп тическое стекло—все это и м н огое д ру гое мож н о без п реу величе н ия на звать чудом наше го века. Нет, это не заме н ители! Это — чудес ные, крас ивые и п р оч ные матер иа лы! На сте не — изумитель ный по к рас оте, шелковистый кове р. Е го мож н о сти рать и тут же с н ова ве шать на стену.., с ове ршенн о сухим. А вот белая детская шубка. ?Ее не возмож н о отличить от меховой. Сде ла на шубка из си нтет ического во лок на, Пре имущество ее пе ред шубк ой из натура ль н ого меха со стоит не т олько в том, что о на д ол говеч нее, н о и в том, что ее тоже, оказывается, мож н о сти рать,- Пр ислушайтесь, о чем гово р ит экску рс овод, п р исмот р итесь, как реа ги руют посетители выставки на т о. что о н показывает и что расска зывает. Вы услышите возгласы изумле н ия, а на лицах увидите вы ражен ие нед ове р ия, кото р ое тут же без остатка рассе ивается, ибо, пе ре фра зи руя извест ную погово рку о фактах, мож н о сказать: вещи, вы ставле нные на мн огочисле нных стендах и стеллажах — «уп рямые вещи», не требующ ие доказательств. Пе ред вами обыч ная, вык рашен ная бе лой к раск ой рыбачья ш люпка. Вы видели десятки и сот н и подоб ных ш люпок на наш их реках. Н о эта — особе нная, ибо сдела на т оже из пластмассы. Хо р оша же о на тем, чт о во м н ого ра з легче де ре вя нн ой, и не т о нет, ес ли ее даже до к рае в на пол н ить водой. Вам покажут пряжу, н ем н огим толще человеческого волоса, на по ми нающую п ряжу из ше рст и. Но это не шерсть и не ше лк, хотя по своей п р оч н ости о на п ре восходит и то и д ру гое. Экску рс овод расска зы вает: ш нур, т олщи н ой в са нт имет р, с витый из этой п ряж и, уде рж ивает г ру з в десять то нн! Ле гко п редста вить. как п р оче н и долговече н бу дет к остюм, изготовле нный из «хи мической п ряж и»! Эта п ряжа— из н ит р о на, искусстве нн ого полиме р н ого мате р иала, кото рый не б оится н и моли, н и сти рк и, н и г ря зи, н и масля ных пяте н, к матер иал, сот ка нный из нее,— нежен и мягок, подоб н о мате р иалу из натура ль н ой ше рст и. Уходящих из павильо на х имиче ской п р омышле нн ости за н имает од на мыс ль: когда же все эти замеча тель ные вещи появятся на полках и п р илавках наш их магази н ов? Изделия из пластмасс и полиме р ов уже наш ли ши р окое п р име нен ие в нашей п р омышле нн ости. М н огие детали из этих мате р иалов исполь зуются на Е лецком элеме нтн ом за воде. Реко нструкц ия Да нк овского химзавода, пуск коксохимическо го цеха на Н оволипецком металлу р гическом заводе во м н огом будут способствовать решен ию г ранд иоз н ой* задачи, поставле нн ой нашей па рт ией пе ред раб от н иками химиче ской п р омышле нн ости. Наша па рт ия сказала свое ав то р итет н ое слово в не обходимости всеме рн ого ра звития химической п р омышле нн ости и уско рен ия п р о изводства си нтет ических мате р иа лов, из кото рых де лаются эти вещи, чтобы п редметы, выставле нные в павильо не х имической п р омышле н н ости. были не т олько здесь, на выставке, н о и на п р илавке мага зи на, а также в га рдер обе совет ского человека. Ж что я * 1 па рт ия задушив — будет сдела н о! С, ГРИИЯЕВ. ( С м д шлрр, «Л ен инско го V к з намен и»). Завов слоистых пластикой У п равления химической промышлен ности Ленинградского совнархоза выпускает облицовочный матери ал, имитирующий мрамор, мала хит я венные породы дерева. На снимке: в цехе декоративно- облицовочных пластиков. Фото П. Федотова , '{Фотохроника ТАСС) , В ми ре э лект р одвигателей Этот элект р одвигатель мощ н остью 5 ватт не воль н о п р ивлекает в н има н ие м н огих посетителей выставки. О н легко уместится яа ладо н и. Не подалеку уста н овле н тя говый двига тель. п редна з наченный д ля магист ра ль ных э лект р овозов. У не го мас сив ный у гловатый ко р пус. Имея мощ н ость 525 киловатт, ои весит около пяти с полови н ой то нн. Оба экс по ната выставле ны 1 зале, где показывают свои достиже н ия за воды элект р отех н ической п р омыш ле нн ости. Вот оди н из элект р одвигателей по стоя нн ого тока, уста на вливаемых на те пловозе «ТЭ-3». О н получает э нер гию от ге нерат о ра, к ото рый в ра щается д изелем. П р име нен ие такой элект р ической пе редач и обеспечивает высокие ходовые качества локомоти ва. Этот двигатель, изготовле нный Харьк овским заводом тепловоз н ого элект р ообо руд ова н ия, демо нстр и рует ся в ра з ре зе. К элект р ическим маши нам, в за висимости от условий, где им п р и дется раб отать, п редъя вляются ра з лич ные треб ова н ия. Те из н их, кото рые используются в уголь ных шах тах или в с реде, с оде ржащей па ры бен зи на, д олж ны быть вз ры вобез опас ным и, Такие элект р одвигатели тоже показа ны на выставке. Оди н из н их— для п р ивода мощ н ого уголь н о го комбай на «Д о нбасс-2». Е го мож н о включать, с ра зу давая пол н ое на п ря жен ие сети. Изоляция у не го влаго- и маслостойкая, о на изоготовле на на ос н ове стеклотка н и со слюдой и п р о пита на кремн ий-о р га н ическим ла ком. За послед нее в ремя э лект р отех н и ческие п ред п р иятия ра з раб отали и о р га н изовали выпуск т рехфа з ных ас и нхр о нных д вигателей еди н ой се пии общеп р омышле нн ого на з наче н ия. Оди н так ой к ру п ный м ото р м ощ н остью 75 киловатт демо нстр и рует М осковский завод име н и Влади ми ра И льича. По с ра в нен ию с элек т р одвигателем ста р ого об ра зца у не го более высокий коэффицие нт по лез н ого действия, а по весу о н легче на 80 к илог рамм ов. Во в ремя раб оты элект р омото р из дает обыч н о ха рактерный шум, в за висимости от мощ н ости ои бывает больше или ме ньше. Харьк овский сов нарх оз п редста вил на выставку малошум ный д вигатель. Не ме нее и нтересны и экспо н и руе мые эт им сов нарх озом ге рмет иче ские элект р одвигатели. Им не страшна влага. О н и п редна з начены д ля п р ивода це нтр обеж ных нас осов в а рте зиа нск их скважи нах. В застекле нн ой н ит р иле п ред ста вле на сер ия мик р одвигателей постоя нн ого тока. О н и выпускаются четы рех габа р итов, п р и этом на и больший наружный д иамет р к о р пу са— 35 миллимет р ов, на име нь ш ий—20 миллимет р ов. Все о н и оле нь похожи на пат р о нч ики для иголок. И ря д о м с этажи экспо натам и-— макет элект р одвигателя-гига нта, п реянааяаченя ого для п р ивода с редне го г ребн ого ви нта ат ом н ого ледокола «Ле н и н». Макет за н имает це нтра ль н ое место в экспозиции, на нем марка ле н и н г радск ого завода «Элект р осила». Мощ н ость двигате ля— 14.400 киловатт, вес — 178 то нн. Он м ожет раб отать п р и качке с к рен ом до 45 г радус ов, п р и ча стых пе ре г ру зках, виб рац ии и уда рах. Предста вле нные яа выставке элект р одвигатели свидетельствуют О ШИРОКИХ возмож н остях и большом масте рст ве раб от н иков нашей э лек т р отех н ической п р омышле нн ости. А. М ЕДВЕДЕВ . Отлично работали в лоне бригады, руководимые прорабом строи тельного управления «Коксохиммонтаж» М . А , Суховым. Большинство из них добилось высокой нормы выработки. Так, бригадаслесарей-мон- тажников Н. П, Вернигора выполнила месячное задание на 182 про цента. На с н имке: М, А, Сухов ■ Н. П, Ве рям го р. Ф оте Л . Че рк аплпм, ------------------------------* « ------------------------------ На уда рных стр ойках Р я д о в о й м о н т а ж н и к И л ь я Алфе р о в Экзамен яа повышенный разряд проходил строго. Главный инже нер М, Красильников, стараясь выяснить, как экзаменуемый осво ил электромонтажное оборудова ние, задал несколько вопросов. Потом были заданы вопросы по технике безопасности. Илья Алфе ров отвечал просто и убедитель но. Его ответы удовлетворили комиссию. Через неск олько д ней бр и гадир элект р омо нтажн ой бригады Д . Яшин, встретив Алферова, При ветствовал: «Поздравляю с пя тым». Иные могут сказать: «Пятый разряд — ничего особенного». Ко нечно, событие не выдающееся, но для молодого рабочего — новая ступень. Путь к этому был не легким и простым, как может показаться на первый взгляд. В 1946 году Илья поступил в Елецкое ремесленное училище № 3. Юношу больше все го интересовали занятия в произ водственных мастерских. Как-то мастер, наблюдая со стороны, как Илья быстро и аккуратно наматы вал трансформатор, заметил: «У тебя проворные руки, д а й смекал ка есть. Старайся — толк будет». Мастер не ошибся: Илья успешно окончил училище. После демобилизация из армии Илья поступил в Липецкое элект ромонтажное управление. Каких только работ не приходилось вы полнять здесь в течение трех лет: монтировал электрические под станции, распределительные сило вые щиты, магнитные пускатели! Однажды, когда Илья возвра тился из командировки, к нему обратился начальник монтажно го участка Н. Настенко: — Пойдешь к нам, Алферов? У нас па «Свободном соколе» боль шие дела. И вот электромонтажник па ударной стройке. ) На новом месте Илья стал ра ботать в бригаде Яшина, Она не большая, всего шесть человек, а обязанности—ответственные: мон таж электрооборудования кранов, центробежных машин... Рабочих на стройке много. Они трудятся в составе бригад и обыч но не выделяются из своего кол лектива, хотя совместно с други ми и делают большое дело. К числу таких рядовых рабочих стройки относится и Илья Ал феров. О нем нельзя сказать, что он смонтировал сложный магнит ный пускатель или щит низкого напряжения. Нет, его скромный труд вложен в труд всей бригады. ...Вот монтажник подводит про вода к конечному выключателю, через час, а, может быть, и завт ра, будет занят на прокладке электролинии и т. д. Хотя рабо та разнообразная и сложная, но бригадир Яшин уверен, что она будет выполнена добросовестно. А когда встречаются трудности, Илья идет за советом или по мощью к опытным старшим това рищам Н. Григорову или Яшину. Всего около двух месяцев Ал феров в бригаде Яшина. Срок не большой. За это время под самой крышей цеха бригада смон тировала электрооборудование пяти мощных кранов. Рядом со всеми работал рядовой ударной стройки Илья Алферов, Когда для сдачи экзамена на повышенный разряд Илье потре бовался отзыв с места работы, Яшин, скупой на похвалы, напи сал: «Соответствует квалификации электромонтажника пятого раз ряда», В. СТЕПАНОВ. И н ициатива пе нс ио нер ов-желез н одо р ож н иков Пе нс ио неры Е лецкого желез н одо р ож н ого узла реш ила вст рет ить т ру д овыми пода ркам и стой п ра зд н ик— Де нь же лез н одо р ож н ика. Чле ны с о вета пе нс ио нер ов о р га н изовали б р игады специалистов во п р офесси ям, догово р ились с хозяйстве нным и, п р офсоюз ным и па рт ий ным и о р га н изациями о п р оведе н ии нек ото рых раб от силами пе нс ио нер ов. Бывшие маши н исты Тимохи н, Бу т ов, Ку рн осов, Кислых в тече н ие пяти д ней п р и н имали участие в ре м о нте к отель н ой ж па р ового отопле н ия в па р овоз н ом депо. Ива н ов и Щепакия изготовила и н ве нтарь д ля т рех па р овозов. Г ру ппа вете ран ов т руда под рук о водством пе нс ио нера Рад и на от ре м о нт и р овала т рет ий путь экипи р ов ки ста нц ии Елец п р отяже нн остью П р и п р иемке отмечет» качество выпол ненных ра- 150 х о р ошее бот. Пе нен ове ры ваго нн ого дето ужа от ра по рт овали о выпол нен ии своих обязательств к п ра зд н ику: о н и п р о извели годовой рем о нт д вух ваго н ов, шести ко нтейнер ов, од н ого 10-ку бового комп ресс о ра. Бы вшие п р оизводстве нн ики Ха рь к овский и К рюк ов взяли шефство над г ру ппой ко ндукт о р ов по подго товке их к экзаме нам по п ра вилам тех н ической эксплуатации. Актив н ое участие в ра злич ных раб отах п р и н имают пе нс ио неры М и ле н и н. Труб ици н, Астах ов, Бо р исов ж д ру гие. Р. Ю ДИН А , пенсионерка. Де нь ги, выб р оше нные на ве тер Уже тр и ра за нач и на лось ст р о ительство до р оги по улице Тельма на вдоль т рам вай н ого путл до моста. По до сих по р де ло так и не д ове де н о до ко нца. Каждый ра з десят ки маши н п р ивозили щебе нь, потом его рассы пали и укатывали. На этом раб оты п рекраща лись. Дожди ра з руша ли сдела нн ое, и все нач и на лось сыз н ова. Послед н ий ра з это п р оизошло совеем неда в н о — пе р во го поля. Сколько выб р оше н о таким об ра зом с редст в на вете р! Интересн о, что думает о< до р оге нача ль н ик ОМУ-5 т реста «Л ипецкст р ой» т. Шва рцбур г. от ветстве нный за ст р оительство? П . Ж О ГЛЕН КО , шофер. В клубе.— птич н ик П р ошло уже больше года с тех как в селе Рождество Краснянского рай о на зак ры ли клуб на ремонт. Все это в ремя здесь не демо нстр и руются к и н ока рт и ны, не раб отает худо жестве нная сам одеятель н ость. Но и рем о нт т оже наде лается. Не оди н ра з молодежь села Рож дество об раща лась к м ред гедатоли колхоза «Победа» т. Баба н и ну а п р осьбой о р га н изовать, нак о нец, ре м о нт к луба. Но, вместо этого, т, Ба ба н и н устр оил в зда н ии клуба, Н. ШАТ0ХИНА. Вч ера в редакцию поступим 40 писем па письма, посланные для принятия мер, и 6 ответов Выпускники Липецкого пединститута 163 молодых специалиста выпу стил Липецкий педагогический и н ст итут в нынешнем году. Это его пе р вый выпуск после пе рех ода на пятилет нее обуче н ие. Отлич ные и хо р ошие оце нк и на госуда рст ве нных эк заме нах получи ли студе нты ф изико-математическо го факультета Пет р ов, Се р геева, Авто н омова, Ту р овский, Усти н ова и д ру гие. Студе нтам Парщ икову и Косматовой в ручены д ипломы с от личием. Экзаме ны вск ры ли и п р обелы в з нан иях нек ото рых студент ов, а также нед остатки в раб оте отдель ных п ре подавателей и всего и нст и тута. Госуда рст ве нный эк заме н по ис то р ия КПСС показал, что абсолют н ое больши нст во экзаме нующ ихся тве рд о з нает кру г воп р осов оп ре де ле нных п р ог рамм ой. Од нак о в от ветах части выпуск н иков чувство вались элеме нты д огматизма, нед о статоч ная глуби на з нан ий. Почти не п р иводились п р име ры освеще н ия фактов исто р ии КПСС в художест ве нн ой лите ратуре, чт о свидетель ствует о малой нач ита нн ости сту де нт ов. Подготовка учителей математики и физики еще нед остаточ н о увязы вается с задачами п ре подава н ия этих дисципли н в с редней шк оле, и. в част н ости, с политех н изацией обу че н ия. На экзаме нах по математике не редк о т рудн о было п р оследить ка чество специаль н ой педагогической я политех н ической подготовки сту де нт ов. М н огие студе нты обходяля воп р осы методики, хотя специаль н о го экзаме на по методике мятежи*- ки не бы ло. На экзаме нах по общей фмзпе и методике физики вск рыты фак ты с лабого з нан ия сов ременн ого школь н ого учеб н ика физики. Од нак о в целом наш и выпуск н и ки получили подготовку более вы сокую и ра з н осто р о ннюю, чем сту денты п р ошлых выпусков. Весь опыт педагогического об ра зова н ия и п ракт ической раб оты студе нт ов в школах (в пе р иод п р о хожде н ия п ракт ики) показывает, что абсолют н ое больши нст во око н ч ивших физико-математические фа культеты в 1958 году, за н имаясь по н овому учеб н ому пла ну, получи ло достаточ ную подготовку. Выпуск н ики имеют ос н овали* быть уве ренным и в своих силах. Но успокаиваться на д остиг нут ом им н и в коем случае не льзя. Для успеха дове ренн ого учителю дела нужн о еще м н ого учиться, на б и рать опыта. Пожелаем же наш им н овым учи телям успеш н ой раб оты и счастли вой жиз н и! С. ЮРОВ, доце нт, председатель государственной экзаменационной комиссия, Т ак дети привыкают к труду Политехнизация обучения в сельских школах Недавно закончился второй обла стной семинар заведующих район ными и городскими отделами народ- ного образования, посвященный во просам организации общественно производительного труда в школах и связи его с обучением школьни ков. Он проходил в Лебедянском и Краснянском районах. Его участни ки познакомились с работой лучших школ, обменялись опытом, обсудили вопросы подготовки учащихся к практической деятельности. Л°бедянцы в этом отношении сде лали немало, у них было что поза имствовать. Все школы имеют учеб но-опытные участки, на которых проводится интересная и содержа тельная работа, помогающая уча щимся активно расширять свои зна ния и совершенствовать трудовые навыки. Всем понравился большой учебно- опытный участок Романовской семи летней школы. Школа небольшая. В ней обучается всего 86 человек, а в 5— 7 классах — 28. Учителей тоже Немного— только шесть. А участок площадью около двух гектаров — тщательно огорожен, хорошо рас планирован и обработан. На участке — молодой плодоно сящий сад. В нем растут 150 яб лонь мичуринских сортов, более сотни вишен и слив, смородина, малина. крыл;овник. Большой дре весный и плодово-ягодный питомник пятый год снабжает посадочным ма териалом школу и окрестное на селение. На делянках начальных классов, на коллекционных и юннатских участках проводится много инте ресных опытов и наблюдений. На больших делянках семипольного полевого севооборота выращиваются семена для школы и для колхоза. В школе имеется кролиководческая ферма. В прошлом году было про дано другим школам более ста кро ликов (сейчас в 43 из 63 школ района имеются кролиководческие фермы). Для усиления учебно-мате риальной базы школа посадила и выращивает 2 гектара картофеля. Естественно, у всех участников семинара возник вопрос: когда и как школа успевает все делать? Ответил на этот вопрос бывший директор школы Н. М. Черников, недавно избранный председателем колхоза: — Для наших ребят работа на участке — это увлекательный, за хватывающий труд... Они целыми днями работают здесь и не хотят уходить. Марии Макаровне (биолог, заведующая участком т. Манаенкова) нужно только вовремя показать и рассказать, что надо делать — и все будет сделано точно и в срок! Большая и содержательная рабо та проводится также на учебно опытных участках первой Лебедян ской, Агрономовской и Троекуров- ской средних школ. Особенно упорно и целеустремленно работает учитель биологии И. М. Панов. Под его ру ководством юннаты на пришкольном участке вырастили и акклиматизи ровали пять сортов винограда. Мно голетняя проверка этих сортов дока зала *х устойчи вость и высокую урожайность в ус ловиях средней по лосы. Осенью виноград ники будут заложены на учебно опытных участках других школ Ле бедянского и соседних районов. По садочный материал даст Лебедян ская средняя школа Л? 1. На участке школы проводится и много других опытов. В част ности. ученики выращивают шелко вицу и разводят шелковичных чер вей. Доказана перспективная воз можность шелководства в условиях Липецкой области. Много хорошего и ценного в рабо те участков Агрономовской н Трое- куровской средних школ. Но здесь можно было бы больше проводить опытнической работы по заданиям совхозов «Агроном» и «XV лет Октября». Кролиководческие фермы тоже могли бы иметь не десятки, а сотни кроликов. Участники семинара пришли к выводу, что в дальнейшем работа всех пришкольных участков должна быть еще более целенаправленной, связанной с планами колхозов и совхозов. Она должна давать уча щимся более широкие практические навыки по уходу за растениями, до машней птицей и кроликами. Ре шено в ближайшее время в районах провести широкий общественный смотр всех пришкольных участков. Неплохо оборудованы учебные мастерские первой Лебедянской, Агрономовской и Троекуровской школ. Все они оснащены верстака ми, станками и инструментами. Образцы изделий учащихся прочны и изящны. В новом учебном году эти мастерские по заказам колхо зов, совхозов и других организаций будут изготовлять поилки, кормуш ки, парниковые рамы, оконные крючки, угольники и т. д. Особое внимание на ееминаре было уделено изучению организации производственной практики и про изводительного труда учащихся в колхозах и совхозах. Во всех сред них и семилетних школах Лебедян ского района в этом году созданы постоянные ученические бригады и звенья. За ними закреплены участки земли, кварталы садов, участки пти- цеводчреких и животноводческих ферм. Бригады и звенья имеют про изводственные планы и учебные за дания по производственной практике. Бригада Лебедянской средней школы № 1 много лет работает на полях колхоза «Родина». В прош лом году за нею было закреплено 54,2 гектара земли. На 40 гектарах выращивалась кукуруза на силос. Было получено 10.600 центнеров зеленой массы. На остальной площа ди выращивали капусту, помидоры, тыкву. Урожай этих культур также был неплохой. В нынешнем году ученическая бригада выращивает кукурузу на площади в 60 гектаров и 20 гекта ров картофеля. Зимой члены бригады на своем участке провели снегозадержание, вывезли туда более 600 тонн наво за. Запоздалая весна создала нема ло трудностей. Но школьники суме ли их преодолеть. В хороших условиях работают ученические бригады Агрономов ской и Троекуровской средних школ, расположенных на террито рии совхозов «Агроном» и «XV лет Октября». Общественность и дирек тора этих совхозов Г. В. Копа- лин и В. С. Топильская оказывают большую помощь школам. Им пре доставлена возможность проводить практику на фермах, на полевых массивах, на участках плодовых садов и в цехах переработки. Здесь созданы школам возможности гото вить из своих питомцев с помощью специалистов совхозов квалифици рованных рабочих — садоводов, жи вотноводов, строителей. Но совхозов у нас в области не много. Подавляющее большинство наших сельских семилетних и сред них школ проводит производст венную практику учащихся на по лях и в бригадах колхозов. Однако далеко не всем школам удается хо рошо организовать и подчинить эту практику учебно - воспитательным задачам. В некоторых школах она сводится к тому, что учащиеся вы полняют большие «аварийные» ра боты: ручную прополку и уборку разных культур. Бесспорно, это то же нужно. А на выполнение дру гих учебных заданий по програм мам основ сельскохозяйственного производства не остается времени и сил... Труд ученических бригад на за крепленных участках дает возмож ность учащимся лучше познако миться с комплексом всех полевых работ, начиная от подготовки почвы и кончая уборкой урожая. Но и здесь учащиеся не имеют всех воз можностей для приобретения разно сторонних трудовых навыков и рас ширения полученных в школе зна ний. Практика сплошь и рядом ограничивается вопросами техники растениеводства. Она не затрагива ет вопросов экономики и организа ции сельскохозяйственного произ водства. В этом отношении опыт Краснин- ской средней школы по созданию школьного учебного хозяйства (уч хоза) является важным начинани ем. Правда, в Рязанской н в ряде других областей школьные учхозы созданы почти во всех средних школах. Но учхоз Краснинской школы имеет ряд своид особенно стей. Создан он по инициативе первого секретаря райкома КПСС т. Новико ва. Осенью 1957 года учхозу выде лили 27 гектаров земли неподалеку от школы и передали трактор «Бе ларусь». набор сельскохозяйствен ных машин и орудий, отпустили семена и удобрения. Зимой школа провела большую подготовительную работу. Были составлены и обсуж дены агротехнический и технико экономический планы, сметы, рас четы рабочей силы. нормы выработки и расценки, порядок ра боты и оплаты труда, предваритель ное расписание и планы производ ственной практики. Валовой доход учхоза был исчислен в 150 тысяч рублей, чистый— 75 тысяч рублей. Средняя оплата за четырхчасовой рабочий день — 5— 8 рублей. Задачи учхоза были разъяснены родителям и учащимся. Был избран совет учхоза. Назначены бригадир и звеньевые. Учащимся вручили трудовые книжки. В них, кроме граф для записи расписания работ и учета работ, помещен перечень основных видов производительного труда с указанием норм выработки и оплаты. Затянувшаяся весна внесла ряд изменений в расчеты и планы, но не изменила их сущности. Все на меченное выполнено. Земля обрабо тана хорошо. Посеяны овес, пшени ца, просо, гречиха, посажены свекла, морковь, редис, картофель, кукуру за, помидоры, огурцы и другие культуры. Основное направление учхоза — семеноводческое. Но осенью будет построена первая оче редь школьной животноводческой фермы. У школьников есть опыт строительства. Сейчас, например, ученическая бригада заканчивает сооружение вместительного гаража. Участники семинара, ознакомив шись с учхозом Краснинской шко лы, приняли решение в начале ок тября провести здесь семинар-прак тикум для директоров сельских сред них школ западных районов нашей области. Внимательного изучения и распространения здесь заслуживает не только опыт организации учхоза, но и хорошая постановка всей учеб но-воспитательной работы, обеспе чивающая высокую успеваемость учащихся. Подводя итоги, следует еделать вывод, что такой семинар-экскур сия, который проведен с заведую щими отделами народного образова ния, оказался очень аффективной формой изучения передового опыта школ. Его участники имели возмож ность не только прослушать доклады и сообщения, но и посетить любую школу, познакомиться с материала ми и документацией, обсудить все возникшие вопросы, обменяться опытом работы. — Лебедянцам можно и позави довать,— говорили участники семи нара. — Районные и сельские пар тийные и советские организации уделяют здесь делу народного обра зования большое внимание. Р- Одним из подтверждений этогв ■было активное участие секретаря райкома партии т. А. П. Клевцова и заместителя председателя райис полкома т. М. Е. Гарбузовой и в подготовке, и в проведении семи нара. 3. ПОРЯДИН , директор областного института усовершенствования учителей.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz