Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

По залам Всесоюз н ой п ромы шле нной Я Е Н И Н С К О Е ’ ЯНЖЖЯ * тая * 195 * г„ Л 159 П « * ) Что задума н о — будет сдела н о! Если вам, читатель, доведется по­ бывать в Москве, не забудьте за­ гля нуть на Всес оюз ную п р омышле н­ ную выставку, обязатель н о зайдите в павильо н, на фр о нт о не к ото р ого к ру п ным и буквами на писа н о: «Хи­ мическая п р омышле нн ость». П р ой­ дитесь по его обши рным, с ветлым залам. То, что вы здесь увидите, в не ве р оят ных гига нтск их масшта­ бах будет ско р о делаться для совет­ ского человека, а этому не льзя не рад оваться, этим не льзя не восхи­ щаться! Все п редста вле нн ое в павильо не я вляется п р одуктом нашей расту­ щей и ра звивающейся не вида нным и в исто р ии темпами химической п р о­ мышле нн ости. А п редста вле н о здесь оче нь мн ого... Нельзя ото р вать глаз вот от этой комфо ртабе ль н ой и удоб­ н ой ква рт и ры, где все, букваль н о все, нач и ная от око нных пе ре пле­ тов и ко нчая скатертью на ст оле, сдела н о из пластиков. Химия отк ры­ вает н овую э ру в ст р оительстве, э ру пластических масс, и уже неда леко то в ремя, к огда из н овых, к рас и­ вых и п р оч ных матер иалов, р ожде н­ ных эт ой наук ой, ст р оители будут возводить наст оящие дво рцы д ля т рудящ ихся. ...Бы пе рех одите из зала в зал, и вашему взо ру п редста вляются все н овые я н овые п редметы и вещи. Так п хочется п р икос нуться рукам и к изящ н ой пове рхн ости све рхск о­ р ост н ого легкового автомобиля, вы­ пуще нн ого^ Московским автозаводом име н и Лихачева. — пот р огать, по­ щупать. убедиться, ибо т рудн о, поч­ ти не возмож н о пове р ить, что и ку­ зов этой великолеп н ой маши ны сде­ ла н це ликом из пластмассы, А вот в ми н иатю ре п редста вле н О г р ом ный цех х имического п ред­ п р иятия по пе рераб отке си нтет иче­ ских мате р иалов. Слож н ое пе ре­ плете н ие автоматических ли н ий и узлов. Только позд нее вы догады­ ваетесь. что и эта действующая мо­ дель также сдела на из пластических мате р иалов. О пластических массах т д ру гих п р одуктах химической п р омышле н­ н ости советские люди уже имеют нек ото р ое п редста вле н ие по мелким п редметам д омаш не го обихода. И тепе рь, пожалуй, н икого не уд и­ вишь тем. что из этих мате р иалов будут изготовлять детали автомо­ билей и д ру гих маши н, стр оить дома и п р оизводить м н огие д ру гие п редметы наше го быта. Но вот пе ред вами вещи, кото рые п р иводят в изумле н ие даже людей, как гово р ится, видавших виды. К рас ивые, то нчайшей раб оты тка н и и ков ры, мех овые шубки и модель­ ная обувь, искусстве нная шерсть, « пуховые» шали из кап р о на и оп­ тическое стекло—все это и м н огое д ру гое мож н о без п реу величе н ия на звать чудом наше го века. Нет, это не заме н ители! Это — чудес­ ные, крас ивые и п р оч ные матер иа­ лы! На сте не — изумитель ный по к рас оте, шелковистый кове р. Е го мож н о сти рать и тут же с н ова ве­ шать на стену.., с ове ршенн о сухим. А вот белая детская шубка. ?Ее не­ возмож н о отличить от меховой. Сде­ ла на шубка из си нтет ического во­ лок на, Пре имущество ее пе ред шубк ой из натура ль н ого меха со­ стоит не т олько в том, что о на д ол­ говеч нее, н о и в том, что ее тоже, оказывается, мож н о сти рать,- Пр ислушайтесь, о чем гово р ит экску рс овод, п р исмот р итесь, как реа ги руют посетители выставки на т о. что о н показывает и что расска­ зывает. Вы услышите возгласы изумле н ия, а на лицах увидите вы­ ражен ие нед ове р ия, кото р ое тут же без остатка рассе ивается, ибо, пе ре­ фра зи руя извест ную погово рку о фактах, мож н о сказать: вещи, вы­ ставле нные на мн огочисле нных стендах и стеллажах — «уп рямые вещи», не требующ ие доказательств. Пе ред вами обыч ная, вык рашен­ ная бе лой к раск ой рыбачья ш люпка. Вы видели десятки и сот н и подоб­ ных ш люпок на наш их реках. Н о эта — особе нная, ибо сдела на т оже из пластмассы. Хо р оша же о на тем, чт о во м н ого ра з легче де ре вя нн ой, и не т о нет, ес ли ее даже до к рае в на пол н ить водой. Вам покажут пряжу, н ем н огим толще человеческого волоса, на по­ ми нающую п ряжу из ше рст и. Но это не шерсть и не ше лк, хотя по своей п р оч н ости о на п ре восходит и то и д ру гое. Экску рс овод расска зы­ вает: ш нур, т олщи н ой в са нт имет р, с витый из этой п ряж и, уде рж ивает г ру з в десять то нн! Ле гко п редста­ вить. как п р оче н и долговече н бу­ дет к остюм, изготовле нный из «хи­ мической п ряж и»! Эта п ряжа— из н ит р о на, искусстве нн ого полиме р­ н ого мате р иала, кото рый не б оится н и моли, н и сти рк и, н и г ря зи, н и масля ных пяте н, к матер иал, сот­ ка нный из нее,— нежен и мягок, подоб н о мате р иалу из натура ль н ой ше рст и. Уходящих из павильо на х имиче­ ской п р омышле нн ости за н имает од­ на мыс ль: когда же все эти замеча­ тель ные вещи появятся на полках и п р илавках наш их магази н ов? Изделия из пластмасс и полиме­ р ов уже наш ли ши р окое п р име нен ие в нашей п р омышле нн ости. М н огие детали из этих мате р иалов исполь­ зуются на Е лецком элеме нтн ом за­ воде. Реко нструкц ия Да нк овского химзавода, пуск коксохимическо­ го цеха на Н оволипецком металлу р­ гическом заводе во м н огом будут способствовать решен ию г ранд иоз­ н ой* задачи, поставле нн ой нашей па рт ией пе ред раб от н иками химиче­ ской п р омышле нн ости. Наша па рт ия сказала свое ав­ то р итет н ое слово в не обходимости всеме рн ого ра звития химической п р омышле нн ости и уско рен ия п р о­ изводства си нтет ических мате р иа­ лов, из кото рых де лаются эти вещи, чтобы п редметы, выставле нные в павильо не х имической п р омышле н­ н ости. были не т олько здесь, на выставке, н о и на п р илавке мага­ зи на, а также в га рдер обе совет­ ского человека. Ж что я * 1 па рт ия задушив — будет сдела н о! С, ГРИИЯЕВ. ( С м д шлрр, «Л ен инско го V к з намен и»). Завов слоистых пластикой У п ­ равления химической промышлен­ ности Ленинградского совнархоза выпускает облицовочный матери­ ал, имитирующий мрамор, мала­ хит я венные породы дерева. На снимке: в цехе декоративно- облицовочных пластиков. Фото П. Федотова , '{Фотохроника ТАСС) , В ми ре э лект р одвигателей Этот элект р одвигатель мощ н остью 5 ватт не воль н о п р ивлекает в н има­ н ие м н огих посетителей выставки. О н легко уместится яа ладо н и. Не­ подалеку уста н овле н тя говый двига­ тель. п редна з наченный д ля магист­ ра ль ных э лект р овозов. У не го мас­ сив ный у гловатый ко р пус. Имея мощ н ость 525 киловатт, ои весит около пяти с полови н ой то нн. Оба экс по ната выставле ны 1 зале, где показывают свои достиже н ия за­ воды элект р отех н ической п р омыш­ ле нн ости. Вот оди н из элект р одвигателей по­ стоя нн ого тока, уста на вливаемых на те пловозе «ТЭ-3». О н получает э нер­ гию от ге нерат о ра, к ото рый в ра­ щается д изелем. П р име нен ие такой элект р ической пе редач и обеспечивает высокие ходовые качества локомоти­ ва. Этот двигатель, изготовле нный Харьк овским заводом тепловоз н ого элект р ообо руд ова н ия, демо нстр и рует­ ся в ра з ре зе. К элект р ическим маши нам, в за­ висимости от условий, где им п р и­ дется раб отать, п редъя вляются ра з­ лич ные треб ова н ия. Те из н их, кото­ рые используются в уголь ных шах­ тах или в с реде, с оде ржащей па ры бен зи на, д олж ны быть вз ры вобез­ опас ным и, Такие элект р одвигатели тоже показа ны на выставке. Оди н из н их— для п р ивода мощ н ого уголь н о­ го комбай на «Д о нбасс-2». Е го мож н о включать, с ра зу давая пол н ое на п ря­ жен ие сети. Изоляция у не го влаго- и маслостойкая, о на изоготовле на на ос н ове стеклотка н и со слюдой и п р о­ пита на кремн ий-о р га н ическим ла­ ком. За послед нее в ремя э лект р отех н и­ ческие п ред п р иятия ра з раб отали и о р га н изовали выпуск т рехфа з ных ас и нхр о нных д вигателей еди н ой се­ пии общеп р омышле нн ого на з наче­ н ия. Оди н так ой к ру п ный м ото р м ощ н остью 75 киловатт демо нстр и­ рует М осковский завод име н и Влади­ ми ра И льича. По с ра в нен ию с элек­ т р одвигателем ста р ого об ра зца у не­ го более высокий коэффицие нт по­ лез н ого действия, а по весу о н легче на 80 к илог рамм ов. Во в ремя раб оты элект р омото р из­ дает обыч н о ха рактерный шум, в за­ висимости от мощ н ости ои бывает больше или ме ньше. Харьк овский сов нарх оз п редста вил на выставку малошум ный д вигатель. Не ме нее и нтересны и экспо н и руе­ мые эт им сов нарх озом ге рмет иче­ ские элект р одвигатели. Им не страшна влага. О н и п редна з начены д ля п р ивода це нтр обеж ных нас осов в а рте зиа нск их скважи нах. В застекле нн ой н ит р иле п ред­ ста вле на сер ия мик р одвигателей постоя нн ого тока. О н и выпускаются четы рех габа р итов, п р и этом на и­ больший наружный д иамет р к о р пу­ са— 35 миллимет р ов, на име нь­ ш ий—20 миллимет р ов. Все о н и оле нь похожи на пат р о нч ики для иголок. И ря д о м с этажи экспо натам и-— макет элект р одвигателя-гига нта, п реянааяаченя ого для п р ивода с редне го г ребн ого ви нта ат ом н ого ледокола «Ле н и н». Макет за н имает це нтра ль н ое место в экспозиции, на нем марка ле н и н г радск ого завода «Элект р осила». Мощ н ость двигате­ ля— 14.400 киловатт, вес — 178 то нн. Он м ожет раб отать п р и качке с к рен ом до 45 г радус ов, п р и ча­ стых пе ре г ру зках, виб рац ии и уда­ рах. Предста вле нные яа выставке элект р одвигатели свидетельствуют О ШИРОКИХ возмож н остях и большом масте рст ве раб от н иков нашей э лек­ т р отех н ической п р омышле нн ости. А. М ЕДВЕДЕВ . Отлично работали в лоне бригады, руководимые прорабом строи­ тельного управления «Коксохиммонтаж» М . А , Суховым. Большинство из них добилось высокой нормы выработки. Так, бригадаслесарей-мон- тажников Н. П, Вернигора выполнила месячное задание на 182 про­ цента. На с н имке: М, А, Сухов ■ Н. П, Ве рям го р. Ф оте Л . Че рк аплпм, ------------------------------* « ------------------------------ На уда рных стр ойках Р я д о в о й м о н т а ж н и к И л ь я Алфе р о в Экзамен яа повышенный разряд проходил строго. Главный инже­ нер М, Красильников, стараясь выяснить, как экзаменуемый осво­ ил электромонтажное оборудова­ ние, задал несколько вопросов. Потом были заданы вопросы по технике безопасности. Илья Алфе­ ров отвечал просто и убедитель­ но. Его ответы удовлетворили комиссию. Через неск олько д ней бр и­ гадир элект р омо нтажн ой бригады Д . Яшин, встретив Алферова, При­ ветствовал: «Поздравляю с пя­ тым». Иные могут сказать: «Пятый разряд — ничего особенного». Ко­ нечно, событие не выдающееся, но для молодого рабочего — новая ступень. Путь к этому был не легким и простым, как может показаться на первый взгляд. В 1946 году Илья поступил в Елецкое ремесленное училище № 3. Юношу больше все­ го интересовали занятия в произ­ водственных мастерских. Как-то мастер, наблюдая со стороны, как Илья быстро и аккуратно наматы­ вал трансформатор, заметил: «У тебя проворные руки, д а й смекал­ ка есть. Старайся — толк будет». Мастер не ошибся: Илья успешно окончил училище. После демобилизация из армии Илья поступил в Липецкое элект­ ромонтажное управление. Каких только работ не приходилось вы­ полнять здесь в течение трех лет: монтировал электрические под­ станции, распределительные сило­ вые щиты, магнитные пускатели! Однажды, когда Илья возвра­ тился из командировки, к нему обратился начальник монтажно­ го участка Н. Настенко: — Пойдешь к нам, Алферов? У нас па «Свободном соколе» боль­ шие дела. И вот электромонтажник па ударной стройке. ) На новом месте Илья стал ра­ ботать в бригаде Яшина, Она не­ большая, всего шесть человек, а обязанности—ответственные: мон­ таж электрооборудования кранов, центробежных машин... Рабочих на стройке много. Они трудятся в составе бригад и обыч­ но не выделяются из своего кол­ лектива, хотя совместно с други­ ми и делают большое дело. К числу таких рядовых рабочих стройки относится и Илья Ал­ феров. О нем нельзя сказать, что он смонтировал сложный магнит­ ный пускатель или щит низкого напряжения. Нет, его скромный труд вложен в труд всей бригады. ...Вот монтажник подводит про­ вода к конечному выключателю, через час, а, может быть, и завт­ ра, будет занят на прокладке электролинии и т. д. Хотя рабо­ та разнообразная и сложная, но бригадир Яшин уверен, что она будет выполнена добросовестно. А когда встречаются трудности, Илья идет за советом или по­ мощью к опытным старшим това­ рищам Н. Григорову или Яшину. Всего около двух месяцев Ал­ феров в бригаде Яшина. Срок не­ большой. За это время под самой крышей цеха бригада смон­ тировала электрооборудование пяти мощных кранов. Рядом со всеми работал рядовой ударной стройки Илья Алферов, Когда для сдачи экзамена на повышенный разряд Илье потре­ бовался отзыв с места работы, Яшин, скупой на похвалы, напи­ сал: «Соответствует квалификации электромонтажника пятого раз­ ряда», В. СТЕПАНОВ. И н ициатива пе нс ио нер ов-желез н одо р ож н иков Пе нс ио неры Е лецкого желез н одо­ р ож н ого узла реш ила вст рет ить т ру­ д овыми пода ркам и стой п ра зд н ик— Де нь же лез н одо р ож н ика. Чле ны с о­ вета пе нс ио нер ов о р га н изовали б р игады специалистов во п р офесси­ ям, догово р ились с хозяйстве нным и, п р офсоюз ным и па рт ий ным и о р га­ н изациями о п р оведе н ии нек ото рых раб от силами пе нс ио нер ов. Бывшие маши н исты Тимохи н, Бу­ т ов, Ку рн осов, Кислых в тече н ие пяти д ней п р и н имали участие в ре­ м о нте к отель н ой ж па р ового отопле­ н ия в па р овоз н ом депо. Ива н ов и Щепакия изготовила и н ве нтарь д ля т рех па р овозов. Г ру ппа вете ран ов т руда под рук о­ водством пе нс ио нера Рад и на от ре­ м о нт и р овала т рет ий путь экипи р ов­ ки ста нц ии Елец п р отяже нн остью П р и п р иемке отмечет» качество выпол ненных ра- 150 х о р ошее бот. Пе нен ове ры ваго нн ого дето ужа от ра по рт овали о выпол нен ии своих обязательств к п ра зд н ику: о н и п р о­ извели годовой рем о нт д вух ваго н ов, шести ко нтейнер ов, од н ого 10-ку­ бового комп ресс о ра. Бы вшие п р оизводстве нн ики Ха рь­ к овский и К рюк ов взяли шефство над г ру ппой ко ндукт о р ов по подго­ товке их к экзаме нам по п ра вилам тех н ической эксплуатации. Актив н ое участие в ра злич ных раб отах п р и н имают пе нс ио неры М и­ ле н и н. Труб ици н, Астах ов, Бо р исов ж д ру гие. Р. Ю ДИН А , пенсионерка. Де нь ги, выб р оше нные на ве тер Уже тр и ра за нач и на лось ст р о­ ительство до р оги по улице Тельма на вдоль т рам вай н ого путл до моста. По до сих по р де ло так и не д ове­ де н о до ко нца. Каждый ра з десят­ ки маши н п р ивозили щебе нь, потом его рассы пали и укатывали. На этом раб оты п рекраща лись. Дожди ра з руша ли сдела нн ое, и все нач и на­ лось сыз н ова. Послед н ий ра з это п р оизошло совеем неда в н о — пе р во­ го поля. Сколько выб р оше н о таким об ра зом с редст в на вете р! Интересн о, что думает о< до р оге нача ль н ик ОМУ-5 т реста «Л ипецкст р ой» т. Шва рцбур г. от­ ветстве нный за ст р оительство? П . Ж О ГЛЕН КО , шофер. В клубе.— птич н ик П р ошло уже больше года с тех как в селе Рождество Краснянского рай о на зак ры ли клуб на ремонт. Все это в ремя здесь не демо нстр и руются к и н ока рт и ны, не раб отает худо­ жестве нная сам одеятель н ость. Но и рем о нт т оже наде лается. Не оди н ра з молодежь села Рож­ дество об раща лась к м ред гедатоли колхоза «Победа» т. Баба н и ну а п р осьбой о р га н изовать, нак о нец, ре­ м о нт к луба. Но, вместо этого, т, Ба­ ба н и н устр оил в зда н ии клуба, Н. ШАТ0ХИНА. Вч ера в редакцию поступим 40 писем па письма, посланные для принятия мер, и 6 ответов Выпускники Липецкого пединститута 163 молодых специалиста выпу­ стил Липецкий педагогический и н­ ст итут в нынешнем году. Это его пе р вый выпуск после пе рех ода на пятилет нее обуче н ие. Отлич ные и хо р ошие оце нк и на госуда рст ве нных эк заме нах получи­ ли студе нты ф изико-математическо­ го факультета Пет р ов, Се р геева, Авто н омова, Ту р овский, Усти н ова и д ру гие. Студе нтам Парщ икову и Косматовой в ручены д ипломы с от­ личием. Экзаме ны вск ры ли и п р обелы в з нан иях нек ото рых студент ов, а также нед остатки в раб оте отдель­ ных п ре подавателей и всего и нст и­ тута. Госуда рст ве нный эк заме н по ис­ то р ия КПСС показал, что абсолют­ н ое больши нст во экзаме нующ ихся тве рд о з нает кру г воп р осов оп ре­ де ле нных п р ог рамм ой. Од нак о в от­ ветах части выпуск н иков чувство­ вались элеме нты д огматизма, нед о­ статоч ная глуби на з нан ий. Почти не п р иводились п р име ры освеще н ия фактов исто р ии КПСС в художест­ ве нн ой лите ратуре, чт о свидетель­ ствует о малой нач ита нн ости сту­ де нт ов. Подготовка учителей математики и физики еще нед остаточ н о увязы­ вается с задачами п ре подава н ия этих дисципли н в с редней шк оле, и. в част н ости, с политех н изацией обу­ че н ия. На экзаме нах по математике не­ редк о т рудн о было п р оследить ка­ чество специаль н ой педагогической я политех н ической подготовки сту­ де нт ов. М н огие студе нты обходяля воп р осы методики, хотя специаль н о­ го экзаме на по методике мятежи*- ки не бы ло. На экзаме нах по общей фмзпе и методике физики вск рыты фак­ ты с лабого з нан ия сов ременн ого школь н ого учеб н ика физики. Од нак о в целом наш и выпуск н и­ ки получили подготовку более вы­ сокую и ра з н осто р о ннюю, чем сту­ денты п р ошлых выпусков. Весь опыт педагогического об ра­ зова н ия и п ракт ической раб оты студе нт ов в школах (в пе р иод п р о­ хожде н ия п ракт ики) показывает, что абсолют н ое больши нст во око н­ ч ивших физико-математические фа­ культеты в 1958 году, за н имаясь по н овому учеб н ому пла ну, получи­ ло достаточ ную подготовку. Выпуск н ики имеют ос н овали* быть уве ренным и в своих силах. Но успокаиваться на д остиг нут ом им н и в коем случае не льзя. Для успеха дове ренн ого учителю дела нужн о еще м н ого учиться, на­ б и рать опыта. Пожелаем же наш им н овым учи­ телям успеш н ой раб оты и счастли­ вой жиз н и! С. ЮРОВ, доце нт, председатель государственной экзаменационной комиссия, Т ак дети привыкают к труду Политехнизация обучения в сельских школах Недавно закончился второй обла­ стной семинар заведующих район­ ными и городскими отделами народ- ного образования, посвященный во­ просам организации общественно­ производительного труда в школах и связи его с обучением школьни­ ков. Он проходил в Лебедянском и Краснянском районах. Его участни­ ки познакомились с работой лучших школ, обменялись опытом, обсудили вопросы подготовки учащихся к практической деятельности. Л°бедянцы в этом отношении сде­ лали немало, у них было что поза­ имствовать. Все школы имеют учеб­ но-опытные участки, на которых проводится интересная и содержа­ тельная работа, помогающая уча­ щимся активно расширять свои зна­ ния и совершенствовать трудовые навыки. Всем понравился большой учебно- опытный участок Романовской семи­ летней школы. Школа небольшая. В ней обучается всего 86 человек, а в 5— 7 классах — 28. Учителей тоже Немного— только шесть. А участок площадью около двух гектаров — тщательно огорожен, хорошо рас­ планирован и обработан. На участке — молодой плодоно­ сящий сад. В нем растут 150 яб­ лонь мичуринских сортов, более сотни вишен и слив, смородина, малина. крыл;овник. Большой дре­ весный и плодово-ягодный питомник пятый год снабжает посадочным ма­ териалом школу и окрестное на­ селение. На делянках начальных классов, на коллекционных и юннатских участках проводится много инте­ ресных опытов и наблюдений. На больших делянках семипольного полевого севооборота выращиваются семена для школы и для колхоза. В школе имеется кролиководческая ферма. В прошлом году было про­ дано другим школам более ста кро­ ликов (сейчас в 43 из 63 школ района имеются кролиководческие фермы). Для усиления учебно-мате­ риальной базы школа посадила и выращивает 2 гектара картофеля. Естественно, у всех участников семинара возник вопрос: когда и как школа успевает все делать? Ответил на этот вопрос бывший директор школы Н. М. Черников, недавно избранный председателем колхоза: — Для наших ребят работа на участке — это увлекательный, за­ хватывающий труд... Они целыми днями работают здесь и не хотят уходить. Марии Макаровне (биолог, заведующая участком т. Манаенкова) нужно только вовремя показать и рассказать, что надо делать — и все будет сделано точно и в срок! Большая и содержательная рабо­ та проводится также на учебно­ опытных участках первой Лебедян­ ской, Агрономовской и Троекуров- ской средних школ. Особенно упорно и целеустремленно работает учитель биологии И. М. Панов. Под его ру­ ководством юннаты на пришкольном участке вырастили и акклиматизи­ ровали пять сортов винограда. Мно­ голетняя проверка этих сортов дока­ зала *х устойчи­ вость и высокую урожайность в ус­ ловиях средней по­ лосы. Осенью виноград­ ники будут заложены на учебно­ опытных участках других школ Ле­ бедянского и соседних районов. По­ садочный материал даст Лебедян­ ская средняя школа Л? 1. На участке школы проводится и много других опытов. В част­ ности. ученики выращивают шелко­ вицу и разводят шелковичных чер­ вей. Доказана перспективная воз­ можность шелководства в условиях Липецкой области. Много хорошего и ценного в рабо­ те участков Агрономовской н Трое- куровской средних школ. Но здесь можно было бы больше проводить опытнической работы по заданиям совхозов «Агроном» и «XV лет Октября». Кролиководческие фермы тоже могли бы иметь не десятки, а сотни кроликов. Участники семинара пришли к выводу, что в дальнейшем работа всех пришкольных участков должна быть еще более целенаправленной, связанной с планами колхозов и совхозов. Она должна давать уча­ щимся более широкие практические навыки по уходу за растениями, до­ машней птицей и кроликами. Ре­ шено в ближайшее время в районах провести широкий общественный смотр всех пришкольных участков. Неплохо оборудованы учебные мастерские первой Лебедянской, Агрономовской и Троекуровской школ. Все они оснащены верстака­ ми, станками и инструментами. Образцы изделий учащихся прочны и изящны. В новом учебном году эти мастерские по заказам колхо­ зов, совхозов и других организаций будут изготовлять поилки, кормуш­ ки, парниковые рамы, оконные крючки, угольники и т. д. Особое внимание на ееминаре было уделено изучению организации производственной практики и про­ изводительного труда учащихся в колхозах и совхозах. Во всех сред­ них и семилетних школах Лебедян­ ского района в этом году созданы постоянные ученические бригады и звенья. За ними закреплены участки земли, кварталы садов, участки пти- цеводчреких и животноводческих ферм. Бригады и звенья имеют про­ изводственные планы и учебные за­ дания по производственной практике. Бригада Лебедянской средней школы № 1 много лет работает на полях колхоза «Родина». В прош­ лом году за нею было закреплено 54,2 гектара земли. На 40 гектарах выращивалась кукуруза на силос. Было получено 10.600 центнеров зеленой массы. На остальной площа­ ди выращивали капусту, помидоры, тыкву. Урожай этих культур также был неплохой. В нынешнем году ученическая бригада выращивает кукурузу на площади в 60 гектаров и 20 гекта­ ров картофеля. Зимой члены бригады на своем участке провели снегозадержание, вывезли туда более 600 тонн наво­ за. Запоздалая весна создала нема­ ло трудностей. Но школьники суме­ ли их преодолеть. В хороших условиях работают ученические бригады Агрономов­ ской и Троекуровской средних школ, расположенных на террито­ рии совхозов «Агроном» и «XV лет Октября». Общественность и дирек­ тора этих совхозов Г. В. Копа- лин и В. С. Топильская оказывают большую помощь школам. Им пре­ доставлена возможность проводить практику на фермах, на полевых массивах, на участках плодовых садов и в цехах переработки. Здесь созданы школам возможности гото­ вить из своих питомцев с помощью специалистов совхозов квалифици­ рованных рабочих — садоводов, жи­ вотноводов, строителей. Но совхозов у нас в области не­ много. Подавляющее большинство наших сельских семилетних и сред­ них школ проводит производст­ венную практику учащихся на по­ лях и в бригадах колхозов. Однако далеко не всем школам удается хо­ рошо организовать и подчинить эту практику учебно - воспитательным задачам. В некоторых школах она сводится к тому, что учащиеся вы­ полняют большие «аварийные» ра­ боты: ручную прополку и уборку разных культур. Бесспорно, это то­ же нужно. А на выполнение дру­ гих учебных заданий по програм­ мам основ сельскохозяйственного производства не остается времени и сил... Труд ученических бригад на за­ крепленных участках дает возмож­ ность учащимся лучше познако­ миться с комплексом всех полевых работ, начиная от подготовки почвы и кончая уборкой урожая. Но и здесь учащиеся не имеют всех воз­ можностей для приобретения разно­ сторонних трудовых навыков и рас­ ширения полученных в школе зна­ ний. Практика сплошь и рядом ограничивается вопросами техники растениеводства. Она не затрагива­ ет вопросов экономики и организа­ ции сельскохозяйственного произ­ водства. В этом отношении опыт Краснин- ской средней школы по созданию школьного учебного хозяйства (уч­ хоза) является важным начинани­ ем. Правда, в Рязанской н в ряде других областей школьные учхозы созданы почти во всех средних школах. Но учхоз Краснинской школы имеет ряд своид особенно­ стей. Создан он по инициативе первого секретаря райкома КПСС т. Новико­ ва. Осенью 1957 года учхозу выде­ лили 27 гектаров земли неподалеку от школы и передали трактор «Бе­ ларусь». набор сельскохозяйствен­ ных машин и орудий, отпустили семена и удобрения. Зимой школа провела большую подготовительную работу. Были составлены и обсуж­ дены агротехнический и технико­ экономический планы, сметы, рас­ четы рабочей силы. нормы выработки и расценки, порядок ра­ боты и оплаты труда, предваритель­ ное расписание и планы производ­ ственной практики. Валовой доход учхоза был исчислен в 150 тысяч рублей, чистый— 75 тысяч рублей. Средняя оплата за четырхчасовой рабочий день — 5— 8 рублей. Задачи учхоза были разъяснены родителям и учащимся. Был избран совет учхоза. Назначены бригадир и звеньевые. Учащимся вручили трудовые книжки. В них, кроме граф для записи расписания работ и учета работ, помещен перечень основных видов производительного труда с указанием норм выработки и оплаты. Затянувшаяся весна внесла ряд изменений в расчеты и планы, но не изменила их сущности. Все на­ меченное выполнено. Земля обрабо­ тана хорошо. Посеяны овес, пшени­ ца, просо, гречиха, посажены свекла, морковь, редис, картофель, кукуру­ за, помидоры, огурцы и другие культуры. Основное направление учхоза — семеноводческое. Но осенью будет построена первая оче­ редь школьной животноводческой фермы. У школьников есть опыт строительства. Сейчас, например, ученическая бригада заканчивает сооружение вместительного гаража. Участники семинара, ознакомив­ шись с учхозом Краснинской шко­ лы, приняли решение в начале ок­ тября провести здесь семинар-прак­ тикум для директоров сельских сред­ них школ западных районов нашей области. Внимательного изучения и распространения здесь заслуживает не только опыт организации учхоза, но и хорошая постановка всей учеб­ но-воспитательной работы, обеспе­ чивающая высокую успеваемость учащихся. Подводя итоги, следует еделать вывод, что такой семинар-экскур­ сия, который проведен с заведую­ щими отделами народного образова­ ния, оказался очень аффективной формой изучения передового опыта школ. Его участники имели возмож­ ность не только прослушать доклады и сообщения, но и посетить любую школу, познакомиться с материала­ ми и документацией, обсудить все возникшие вопросы, обменяться опытом работы. — Лебедянцам можно и позави­ довать,— говорили участники семи­ нара. — Районные и сельские пар­ тийные и советские организации уделяют здесь делу народного обра­ зования большое внимание. Р- Одним из подтверждений этогв ■было активное участие секретаря райкома партии т. А. П. Клевцова и заместителя председателя райис­ полкома т. М. Е. Гарбузовой и в подготовке, и в проведении семи­ нара. 3. ПОРЯДИН , директор областного института усовершенствования учителей.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz