Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

10 ию ня 1958 г.. № 134 (1193) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 4 Путь советской музыки—путь народности и реализма Се годня в «Правд е» пуб ликуется Постановление Центрального Коми­ тета КП СС « О б исправлении оши­ бок в оценке опер «Великая друж­ ба », «Б огдан Хмельницкий » и « О т всего сердца ». Эт о постановление , пр оникнутое великой заботой Ком­ мунистической партии об успешном разритии советского муз ыкального искусства, будет иметь огромное значение для творчества советских композиторов, для всех деятелей нашей многонациональной социали­ стической культуры. В новом важном партийном до­ кументе отмечается, что «постанов- , ление ЦК об опере В. Мурадели А «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло поло­ жительную роль в развитии Совет­ ского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального ис­ кусства на основе принципов со­ циалистического реализма, подчер­ кивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с луч­ шими демократическими традиция­ ми музыкальной классики и народ­ ного творчества». В решении об опере «Великая дружба» Справед­ ливо осуждались формалистические тенденции в музыке, мнимое «нова- торство», уводящее искусство от - народа и превращавшее его в до­ с т о я н и е узкого круга эстетствующих гурманов. Вместе с тем оценки творчества отдельных композиторов, данные в постановлении 1948 года, в ряде случаев были бездоказательными и несппаведливыми. Оперу «Великая дружба», несмотря на присущие ей недостатки, не было оснований объявлять примером Формализма в музыке. Необоснованной была, так­ же огульная характеристика та­ лантливых композитопов товарищей Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. В. Шебалина. Г. По­ пова. Н. Мясковского как представи­ телей антинародного формалнстиче- ^ с к я г о направления в музыке. , Эти неверные оценки отражали субъективный подход к отдельным произведениям наших художников со стороны И. В. Сталина. Такая же субъективность проявилась и в оценке опер «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича и «От всего сердца» Г. Жуковского в редакционных статьях «Правды», опубликованных в 1951 году. ЦК КПСС признал не­ правильной и односторонней оценку этих опер, данную в указанных ре­ дакционных статьях. Постановление ПК КПСС «Об ис­ правлении ошибок в оценке опер «Великая дружба». «Богдан Хмель­ ницкий» и «От всего сердца» на­ правлено на повышение идейно­ художественного уровня советского музыкального искусства и дальней­ шее сплочение творческой интелли- генпии на основе коммунистиче­ ской идейности и укрепления связи искусства с жизнью народа. I . Коммунистическая партия на всех этапах своей истории, исходя из разработанных В. И. Лениным прин­ ципов партийности и народности литературы и искусства, уделяла и уделяет огромное внимание разви­ тию художественного творчества. Постановления Центрального Коми­ тета партии по вопросам литерату­ ры и искусства, принятые в 1 9 46— 1948 годах, име'ют большое значе- ние для развития духовной культу­ ры советского общества на основе самой передовой революционной тео­ рии марксизма-ленинизма. Они идейно вооружили наши кадры, оп­ ределили важнейшие задачи идеоло­ гической работы в новых историче­ ских условиях. Эти постановления были приняты в период, когда агрессивные круги ряда империалистических держав ’ - * А начали «холодную войну» против Советского Союза и других стран, ставших на путь социализма, когда был пущен в ход атомный шантаж, сопровождавшийся бешеным нати­ ском буржуазной идеологии на со­ циалистическую идеологию и куль- туру. В этот период Коммунистическая партия выдвинула ка к первостепен- ... ную задачу повышение уровня всей идеологической работы, особо под­ черкнула важнейшее значение со­ ветской литературы и искусства в деле коммунистического строитель­ ства и воспитания трудящихся в духе коммунизма. Определяя зада­ чи идеологической работы, партия указывала, что главное состоит в активной пропаганде политики Со­ ветского государства, которая яв­ ляется жизненной основой совет­ ского строя. ' «Сила советской литературы, са- '~-<%ой передовой литературы в ми­ ре. — говорилось в постановлении о журналах «Звезда» и «Ленин­ град», — состоит в том. что она является литературой, у которой нет и не может быть других инте­ ресов, кроме интересов народа, инте­ ресов государства». Решительно выступая против аполитичности и безыдейности художественного твор­ чества. партия призывала деятелей советской литературы и искусства «активно участвовать в деле вос­ питания советских людей, отвечать на их высокие культурные запро­ сы. воспитывать советскую моло­ дежь бодрой, жизнерадостной, пре­ данной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятст- X вий. способной преодолевать любые трудности». Перед творческими ра­ ботниками была поставлена задача правдиво и глубоко отображать в искусстве нашу современность, соз­ давать полноценные образы героя нашего времени — передового со­ ветского человека, строителя ново­ го общества, во всем богатстве его духовного мира, многообразии его интересов и запросов. Для развития советской литера- турЬ и искусства задачи, намечен­ ные партией в постановлениях 1946— 1948 годов, имеют непрехо­ дящее значение. Эти постановления оказали плодотворное воздействие на все развитие искусства социали­ стического реализма. Их основу со­ ставляют ленинские принципы пар­ тийности и народности художест­ венного творчества. « И скусство пр инадлежит наро­ ду, — говорил В. И. Ленин. — Оно должно уходить своими глубочай­ шими корнями в самую толщу ш и ­ роких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и люби­ мо ими». В интересах нового подъема на­ шего подлинно народного искусства партия воспитывала кадры художе­ ственной интеллигенции в духе коммунистической партийности и высокой идейности, непримиримого отношения ко всякого рода отступ­ лениям от принципов марксистско- ленинской эстетики. Советские ху­ дожники восприняли постановления Центрального Комитета как вдох­ новляющую программу свое! твор­ ческой деятельности. Талантливые, художественно яркие произведения на современные темы, созданные в последние годы, являются убеди­ тельнейшим и неоспоримым дока­ зательством того, что наши писате­ ли, артисты, композиторы, худож­ ники видят в советах и указаниях партии великую заботу о расцвете нашего искусства, дружескую по­ мощь творческим кадрам и делом отвечают на обращенные к ним при­ зывы партии. Коммунистическая партия, проявляя высокую требо­ вательность к произведениям лите­ ратуры и искусства, осуждая безы­ дейность, примитивизм и серость, зовет советских художников к вы­ сотам мастерства. На историческом XX съезде КПСС товарищ Н. С. Хрущев в отчетном докладе ЦК говорил: « И скусство и литература нашей страны могут и должны добиваться того, чтобы стать первыми в мире не только по богатству содержания, но и по художественной силе и мастерству». Советское искусство своими до­ стижениями обязано прежде всего Коммунистической партии, которая постоянно заботится о его развитии и процветании, уделяет такое боль­ шое внимание идейному воспита­ нию деятелей искусства, мудро на­ правляет их творчество. Вот почему художественная интеллигенция, вся наша общественность решительно от­ вергли попытки ревизовать принци­ пы партийного руководства литера­ турой и искусством, предпринятые в недавнем прошлом отдельными людьми в некоторых творческих ор­ ганизациях. на страницах журна­ лов «Вопросы философии» и «Но­ вый мир», альманаха «Литератур­ ная Москва». Важнейшие ■партийные докумен­ ты 1946— 1948 годов отстаивали идейную чистоту нашего искусства, которое призвано быть глашатаем передовой советской идеологии и морали. В ряду этих документов большое положительное значение имело и постановление об опере «Великая дружба» В. Мурадели. Программное значение этого по­ становления заключалось прежде всего в утверждении высоких прин­ ципов реализма и народности совет­ ской музыки. В нем дано ясное и глубокое определение реалистиче­ ского направления музыкального творчества. Основами этого направ­ ления являются «признание огром­ ной прогрессивной роли клас­ сического наследства, в особенности традиций русской музыкальной ш колы, использование этого на­ следства и его дальнейшее раз­ витие, сочетание в музы ке вы ­ сокой содержательности с художе­ ственным совершенством м узы каль­ ной формы, правдивость и реали­ стичность м узы ки, ее глубокая ор­ ганическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчест­ вам, высокое профессиональное ма­ стерство при одновременной просто­ те и доступности...» Определяя основное направление развития музыкального искусства, постановление об опере «Великая дружба» вместе с тем решительно осуждало формалистические, субъ­ ективистские. антидемократические тенденции, проникавшие в совет­ скую музыку. Последовательно осу­ ществляя ленинские принципы пар­ тийности и народности, партия вы­ ступила против мнимого «новатор­ ства», отражающего влияния реак­ ционного буржуазного искусства, против нарочитой усложненности музыкального языка, против всего того, что ведет к снижению высо­ кой общественной роли музыки, отдаляет ее от народа. Партия так­ же резко осудила чуждые совет­ ским людям индивидуалистические теории, авторы которых пытались оправдать заумные, формалистиче­ ские сочинения с сылками на то, что народ, мол, до них еще не до­ рос и что он поймет их «через сто­ летия». Советский народ, одержавший историческую победу в Великой Отечественной войне, ждал от своих композиторов произведений, раскры­ вающих красоту подвига, душевное благородство, величие советского че­ ловека — героя, воина и созидате­ ля; произведений, воодушевляемых жизнеутверждающими идеями со­ циалистического строительства. К сожалению, некоторые композиторы не сумели достойно ответить на эти требования народа, отошли в пер­ вые послевоенные годы от больших и волнующих тем современности. Отдельные произведения, в том числе даже выдающихся мастеров, отражали порой неверное индиви­ дуалистическое восприятие действи­ тельности. По своей форме и сред­ ствам выразительности подобные сочинения были нарочито усложне­ ны, лишены подлинно мелодической выразительности. Мелодия — душа музыки, основа основ ее поэтиче­ ского языка — пренебрежительно третировалась иными музыкантами, как «понятие устаревшее». Влияния модернизма стали про­ являться в творчестве известной части композиторской молодежи. Нашлись музыкальные критики, ко­ торые пытались поднять на щит бесплодные формалистические экс­ перименты и тем самым сбивали с реалистического пути деятелей му­ зыкального искусства. Пак всегда, указания партии бы­ ли направлены против формалисти­ ческих тенденций в искусстве, про­ тив индивидуалистической замкну­ тости и других чуждых явлений, несовместимых с моралью нашего общества., демократическим духом нашей культуры. Жизнь, практика художественно­ го творчества убедительно подтвер­ дили правильность и своевремен­ ность указаний партии, выдающееся значение ее программных положений в области литературы и искусства. Ленинские требования партии по­ могли еще большему сплочению творческих сил советских музыкан­ тов на принципиальной, идейной основе. Первый Всесоюзный съезд композиторов, собравшийся в 1948 году, принял решение партии как боевую творческую программу всех деятелей советской музыки. Чувства советских композиторов, умом и сердцем принявших наме­ ченную партией программу творче­ ства, хорошо выразил в своих сло­ вах, обращенных к съезду, выда­ ющийся музыкальный деятель ака­ демик Б. Асафьев. Он подчеркнул, что постановление ПК «ясно и глу­ боко утверждает значение музыки, нак дела всего народа. Так именно оно было прочувствовано миллиона­ ми сердец... Сила советского искус­ ства в том, что в нем отражены чув­ ства народа, его художественное «я», его голос, его эстетика. Это нам следует хорошо понять и почувст­ вовать! Советская музыка, предста­ ет перед всем прогрессивным чело­ вечеством как юное, бодрое, убеж- денное в гтавоте своих исканий и утверждений искусство. В нем но­ вейшему звенит чувство рождения нового мира и таменеет ненависть к воагам его... Налицо все условия, чтобы творчество наше действи­ тельно стало достоянием многомил­ лионных слушателей!». Свет великих партийных идей озарил пути развития советского искусства на многие годы. II. В постановлении об опере «Ве­ ликая дружба» наряду с большим и прогрессивным значением его ос­ новных положений о развитии му­ зыкального искусства содержались и неточные, ошибочные оценкой про­ изведений некоторых композиторов. Недостатки эти и ошибки в-о мно­ гом были обусловлены неверными, субъективистскими оценками И. В. Сталиным отдельных произведений искусства. И. В. Сталину принадле­ жат бесспорные заслуги в разработ­ ке и практическом осуществлении линии партии в области литературы и искусства. Однако в последние годы жизни его оценки в ряде слу­ чаев были весьма субъективны, что приводило нередко к незаслуженно резкой критике одних и к столь же неоправданному поощрению других произведений. Как известно,, на И. В. Сталина и в этих вопросах весьма отрицательное влияние ока­ зывали Молотов, Маленков и Берия. Субъективные оценки, нашедшие свое отражение и в постановлении ЦК от 10 февраля 1948 года, без­ условно, противоречили духу и ос­ новным принципам этого документа. Опера «Великая дружба» дейст­ вительно не принадлежит к луч­ шим произведениям советской му­ зыки. Весьма схематичное либретто оперы, однообразные приемы музы­ ки, несомненно, заслуживали дело­ вой и обстоятельной критики. Од­ нако не было оснований считать эту оперу примером формализма в му­ зыке. В ней. несомненно, имелись и положительные стороны, и поэто­ му характеристика ее музыки, яко­ бы построенной на «сплошных дис­ сонансах». на «режущих слух звукосочетаниях», не соответство­ вала действительности. Тем самым музыкальная общественность в из­ вестной степени была дезориентиро­ вана в отношении истинных приз­ наков формализма в музыке. Ошибкой является и то. что в постановлении, вопреки историче­ ским фактам, принципам ленинской национальной политики, было допу­ щено искусственное противопостав­ ление одних народов Северного Кав­ каза другим, хотя опера В. Мураде­ ли и не давала для этого никакого повода. Неоправданно суровой оказалась также общая оценка достижений со­ ветской музыки. Постановление от­ мечало успехи лишь в области пе­ сенного творчества и музыки для кино. На самом же деле советское музыкальное искусство имело серь­ езные достижения как в области симфонической, ораториальной, так и в оперной я балетной музыке. Такие известные произведения, на­ писанные до 1948 года, как оперы «Тихий Лоя» И. Дзержинского и «В бурю» Т. Хренникова. Пятая я Седьмая симфонии Д- Шостаковича, оратории Ю. Шапорина и М. Кова­ ля. балет С. Прокофьева ‘ «Ромео и Джульетта» и его же кантата «Алек­ сандр Невский». Шестнадцатая .и Двадцать первая симфонии Н. Мяс­ ковского, кантата «Украина моя» А. Штогаренко. Скрипичный кон­ церт и балет «Гаянэ» А. Хачатуря­ на. лучшие произведения Р. Глиэра. Л. Ревуцкого. У. Гаджибекова, Д. Кабалевското, Э. Каппа и многих других представителей советского многонационального искусства по праву принадлежат к бесспорным достижениям нашей культуры. В публикуемом сегодня постанов­ лении ЦК КПСС исправляется ошибка, допущенная в 1948 году при характеристике творчества ря­ да видных советских композиторов. Огульная характеристика этих ком­ позиторов, совершенно различных по своему творчеству, ка к предста­ вителей антинародного формалисти­ ческого направления была необос­ нованной и несправедливой. В отдельных произведениях ком­ позитов™, названных в постанов­ лении ЦК КПСС об опере «Великая дружба», действительно проявля­ лись неверные тенденции, которые заслуживали серьезной и принци­ пиальной критики. Но лучшее в их музыке, безусловно, находилось в русле развития прогрессивных тра­ диций музыкальной классики. В. И. Ленин учил заботливому и внимательному отношению к масте­ рам художественного творчества. Достаточно напомнить его замеча­ тельное письмо в редакцию «Прав­ ды» в связи с односторонней кри­ тикой Д. Бедного: «Насчет Демьяна Бедного продолжаю быть за. Не придирайтесь, друзья, к человече­ ским слабостям! Талант— редкость. Надо его систематически и осторож­ но поддерживать. Грех будет на ва­ шей душе, большой грех... если вы талантливого сотрудника не притя­ нете. н е п о м о ж е т е ему». Волнующим примером подлинно партийного, принципиального отно­ шения к художнику, к его творче­ ству является отношение В. И. Ле­ нина к А. М. Горькому. Последова­ тельно критикуя идейные колебания и ошибки писателя, Ленин вместе с тем относился к нему с величай­ шей заботой и любовью, стараясь вовремя и в товарищеской форме помочь писателю преодолеть его за­ блуждения. В редакционных статьях «Прав* ды» об онерах «Богдан Хмельниц­ кий» и «От всего сердца» дана не­ правильная. односторонняя оценка этим произведениям. Опера К, Данькевича и в особен­ ности опера Г. Жуковского содержа­ ли существенные недостатки, кото­ рые следовало серьезно и обстоя­ тельно проанализировать. П р и многих бесспорных достоин­ ствах оперы «Богдан Хмельниц­ кий». посвященной большой народ­ ной теме, в ней имелись и уязвимые стороны: риторичность главного ге­ роя, отсутствие ярко выраженного противопоставления основных дей­ ствующих сил, некоторое однообра­ зие драматургических приемов. И композитор поступил правильно, переработав впоследствии и значи­ тельно улучшив свое произведение. Но в статье «Правды» критиче­ ские замечания о недостатках этого произведения носили характер без- аплеляпионного осуждения. Авторам либретто оперы «Богдан Хмельниц­ кий» известным писателям В. Ва­ силевской и А. Корнейчуку без до­ статочных оснований приписыва­ лись «крупные идейные пороки», а композитов незаслуженно обви­ нялся в беспринципности, образы чуть ли не всех основных героев его произведения объявлялись не­ убедительными. Эти несправедливые обвинения были затем повторены в целом ряде статей и выступлений, а названное произведение не раз приводилось в статьях энциклопе­ дических изданий и даже в про­ граммах некоторых учебных заведе­ ний как пример «идеологических извращений». Опера Г. Жуковского «От всего сердца», посвященная жизни кол­ хозного крестьянства, имела также свои достоинства. В ряде эпизодов этой оперы, однако, наша советская действительность была изображена весьма поверхностно, текст либрет­ то и некоторые музыкальные ха­ рактеристики страдали примитив­ ностью. Но чрезмерно резкая оцен­ ка оперы в редакционной статье «Правды» была явно преувеличен­ ной и односторонней. Ясно, что такая оценка никак не могла вдох­ новить композиторов на большой и сложный труд создания оперы, на современную советскую тему. Главным методом партии в деле воспитания художественной интел­ лигенции был и остается метод убеждения, разъяснения важней­ ших задач коммунистического стро­ ительства. Партия глубоко вникает в процессы художественного твор­ чества, г о ря чо поддерживает все пе­ редовое. прогрессивное, развивает творческую инициативу и актив­ ность деятелей искусства. В воспи­ тании художественной интеллиген­ ции много м о т сделать творческие организации, призванные, как от­ мечалось в выступлениях товарища Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», «вовремя поддержать лю­ бое хорошев произведение, прояв­ ление полезной инициативы в твор­ ческой работе» и вместе с тем «во­ время заметить недостатки или ошибки отдельных творческих ра­ ботников, предотвратить возмож­ ность сползания их с принципиаль­ ны х позиций, оказать помпць и поддержку тем, кто в ней н у ж ­ дается». Коммунистическая партия учит, что в вопросах литературы и ис­ кусства нужна высокая принципи­ альность, чуткое, внимательное от­ ношение к художникам, поддержка их творческой инициативы. Надо стремиться к тому, чтобы прежде всего в самих творческих организа­ циях широко обсуждались насущ­ ные вопросы творчества, развива­ лась принципиальная товарищеская критика и самокритика, проникну­ тая горячим желанием помочь ху­ дожнику занять правильные пози­ ции. понять недостатки своего про­ изведения и преодолеть их. Пни этом важно объективно оценить слабые ц сильные стороны произве­ дения. Даже в слабых, несовершен­ ных произведениях м о т быть от­ дельные удачи, положительные сто­ роны. которые важно поддержать. А ведь порой бывает и так. что критика отдельных недостатков приводит к зачеркиванию произве­ дения со всем тем хорошим, что есть в нем, и чуть ли не к отрица­ нию всего творчества данного ав­ тора. После такой огульной крити­ ки даже у талантливого мастера невольно опускаются руки. Самая строгая критика, если она справед­ лива и доброжелательна, всегда по­ может делу, воодушевит художника на совершенствование своего ма­ стерства. Справедливая оценка по­ ложительных и отрицательных сто­ рон каждого произведения будет способствовать творческому росту автора этого произведения. Ошибочные оценки и характери­ стики отдельных произведений и творчества некоторых композиторов, имевшиеся в постановлении об опе­ ре «Ве.тикам дружба», явились для этого решения наносными, не соот­ ветствующими духу самого решения и противоречащими всей практике партийного руководства литературой и искусством. Эти ошибочные оцен­ ки вскоре были сняты самой жизнью. Так. например, огульная характеристика творчества ряда выдающихся советских композито­ ров не оказала отрицательного вли­ яния на отношение к этим худож­ никам. Известно, что Центральный Комитет пресекал попытки ограни­ чить исполнение музыки компози­ торов, названных в постановлении об опере «Великая дружба». В то время, как буржуазная про­ паганда занималась всякого рода злобными измышлениями о «запре­ те» в Советском Союзе творчества этих композиторов, их музыка ши­ роко звучала по всей стране, луч­ шие, подлинно демократические произведения. написанные ими вскоре после 1948 года, получили высокую оценку музыкальной об­ щественности и по достоинству от­ мечены Сталинскими премиями. Признание огромных заслуг перед советской музыкой С. Прокофьева и Д. Шостаковича нашло свое выра­ жение в присуждении этим компо­ зиторам высокого звания лауреатов премии имени В. И. Ленина. Последовательно проводя незыб­ лемые ленинские принципы руко­ водства искусством, партия своим новым постановлением полностью исправляет ошибки, допущенные в оценке опер и творчества ряда ком­ позиторов. Это, разумеется, не озна­ чает. что сейчас подлежат огульной «реабилитации» все произведения, справедливо раскритикованные в свое время советской общественно­ стью. Центральный Комитет, устраняя сейчас все наносное, случайное, что проявилось в оценке опер «Великая дружба». «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», вновь подчер­ кивает незыблемость основных по­ ложений, выраженных в партийных постановлениях по идеологическим вопросам. III. Большой и славный путь прошло советское музыкальное искусство за минувшее десятилетие. Год от года нарастала активность всех его твор­ ческих сил. значительно шире стал фронт творцов советской музыки; окрепла, оздоровилась деятельность Союза композиторов, преодолевшего былую групповую замкнутость и строящего свою работу на основе тесного сплочения на принципиаль­ ной основе всего большого многона­ ционального отряда композиторов и музыковедов страны. Глубоко примечательным явился бурный рост многонациональной композиторской молодежи во всех наших республиках, выдвижение многих ярких по таланту, самобыт­ ных по художественной индивиду­ альности музыкантов. Политика пар­ тии, весь уклад нашей жизни ши­ роко открыли путь к профессиональ­ ному музыкальному творчеству де­ сяткам и сотням талантливых му­ зыкантов Российской Федерации, Украины и Белоруссии, республик Закавказья и Средней Азии, Казах­ стана, Прибалтики и Молдавии. Творчество советских композито­ ров развивалось после 1948 года под знаком усиления реалистиче­ ских позиций, укрепления связей с жизнью народа, повышения идейной зрелости. Глубоко плодотворным бы­ ло обращение композиторов к музы­ кально-сценическим, вокально-хоро­ вым и программно-симфоническим жанрам, дающим наиболее широкие возможности для передачи идей и сюжетов современности. В отражении всего многообразия явлений, тем, образов нашей жизни, исторического, героико-революцион­ ного прошлого народа перед совет­ скими композиторами раскрылись неисчерпаемые возможности для все­ стороннего, ничем не ограниченно­ го выявления их творческих инди­ видуальностей. Перед ними открыл­ ся широкий путь для смелых твор­ ческих дерзаний, новаторских худо­ жественных поисков, в их истинном, глубоко демократическом, народном содержании. Именно это характерно для многих новых опер и симфоний, ораторий и песен, лучших произве­ дений инструментальной, хоровой, камерной музыки. Уровень совет­ ской музыки определяют произведе­ ния. значительные по идее, овеян­ ные духом современности, отмечен­ ные чертами подлинно реалистиче­ ского воплощения жизненных обра­ зов. После 1948 года советские ком­ позиторы много и плодотворно ра­ ботали над созданием новых опер. Широко известны оперные произве­ дения русских композиторов: «Де­ кабристы» Ю. Шапорина. «Война и мир» С. Прокофьева. «Семья Тара­ са» Д. Кабалевского, «Мать» Т. Хренникова и «Укрощение строп­ тивой» В. Шебалина; украинские оперы: «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Молодая гвардия» Ю. Мейгуса и «Милана» Г. Майбо- роды; белорусские: «Девушка из По­ лесья» Е. Тикоцкого и «Надежда Дурова» А .'‘Богатырева; латышская опера «К новому берегу» М. Зари- ня, азербайджанская — «Севиль» Ф. Амирова, армянская — «Арцва- берд» А. Бабаева. Особенно радует успешное развитие оперного искус­ ства в тех республиках, в которых профессиональная музыка начала свое существование лишь после Ве­ ликого Октября. Совсем недавно на­ ше многонациональное оперное ис­ кусство обогатилось талантливой опеоой татарского композитора Н. Жиганова «Джалиль». На спенах театров поставлены оперы: «Назу- гум» К. Кужамьярова. «Биржан и Сара» М. Тулебаева (Казахстан), «Буран» С. Василенко и М. Аш- вафи (Узбекистан). «Грозован» Д. Гершфельда (Молдавия). «Пулат и Гульру» Ш . Сайфиддинова (Тад­ жикистан). «На берегах Иссык-Ку­ ля». В. Власова. А. Малльгбаева и В. Фере (Киргизия). Оперные произведения последних лет — несомненное свидетельство значительных успехов наших компо­ зиторов в труднейшем деле созда­ ния нового оперного репертуара. Нужно надеяться, что их творче­ ские дерзания, направленные на глубоко правдивое воплощение об­ раза нашего современника на опер­ ной сцене, будут еще более смелы­ ми и последовательными. Новое жиз­ ненное содержание настойчиво тре­ бует обогащения оперных форм, об­ новления интонационно-мелодиче­ ской речи. В поисках смелого в сво­ ей простоте, органичного для совре­ менных героев онеры музыкального языка наши композиторы должны быть особенно чуткими ко всему то­ му новому, что привнесло в музыку наших дней песенное демократиче­ ское искусство, рожденное великой революцией, что дает художнику бо­ гатейшая сокровищница вечно раз­ вивающегося народного музыкаль­ ного творчества. Именно здесь исто­ ки рождения новых содержательных и мелодичных опер, в ясных и до­ ступных музыкальных формах кото­ рых найдут убедительное выраже­ ние правдивые и возвышенные че­ ловеческие чувства, героическая ро­ мантика нашей прекрасной действи­ тельности. Советские композиторы немало сделали для реалистического обнов­ ления балета, содержание которого в прошлом почти, как правило, бы­ ло ограничено сказочно-легендарны­ ми сюжетами, пышной феерией. В лучших новых балетах находят убе­ дительное воплощение образы совре­ менности, социально острая темати­ ка. величавые исторические повест­ вования. бессмертные сюжеты клас­ сической литературы. Таковы бале­ ты: «Тпопою грома» Е. Караева, «Медный всадник» Р. Глиэра. «Спар­ так» А. Хачатуряна, «Тарас Бульба» В. Соловьева-Сеяого, «Отелло» А.Ма- уавалиани, «На берегу моря» 10. Юзелюнаса и другие. Наша многонациональная музыгка обогатилась такими значительными симфоническими инструментальными произведениями. кантатами и ораториями, как Двадцать седьмая симфония Н. Мясковского. Седьмая симфония и оратория «На страже мира» С. Прокофьева. Одиннадцатая симфония «1905 год» и «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, поэма «Па­ мяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, Концерт для фортепьяно Р. Щедри­ на, Вторая симфония 0. Тактаки- швили, «Кантата о Родине» А. Ару­ тюняна. Симфония Л. Ходжа-Эйнато- ва, «Эпическая поэма» Г. Галынина, симфонические поэмы «Памяти Зои Космодемьянской» С. Разоренова, «Моя Родина» В. Мухатова. Третья симфония Б. Лятошинского, Шестая симфония Яниса Иванова, Концерт для скрипки литовского композито­ ра Б. Дварионаса. Прозвучали новые песни о мире и труде В. Захарова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седо- го, А. Новикова, С. Туликова, В. Му­ радели и многие другие произведе­ ния. Все они созданы лишь за одна десятилетие, прошедшее после 1948 года,— за десятилетие полнокров­ ной и активной творческой жизни, всех поколений наших композито­ ров. Особенно значительные успехи в развитии советской музыки были достигнуты после XX съезда КПСС. Отрадно отметить появление новых произведений большого обществен­ ного звучания, проникнутых идея­ ми пролетарской революции. Советская музыка в своих луч­ ших достижениях предстает сейчас как боевое, целеустремленное искус­ ство, как искусство реалистическое, близкое народу, сильное своими крепнущими связями с жизнью. Это сказывается не только в широком охвате тем и образов современно­ сти, но и в демократизации музы­ кального языка, в стремлении ком­ позиторов различных индивидуаль­ ностей и творческих манер к про­ стой и ясной мелодической образно­ сти. к усилению песенного начала, более глубокому использованию бо­ гатства вечно живого народного ис­ кусства. Характерной особенностью совет­ ской музыки, как и всей нашей культуры, является неразрывное единство яркого, самобытного нацио­ нального своеобразия и немеркну­ щих идей пролетарского интернацио­ нализма. Советское многонациональ­ ное искусство развивается на осно­ ве идеологии дружбы народов, твор­ ческого взаимовлияния и взаимообо- гащения братских национальных культур. Коммунистическая партия, партийные организации республик воспитывают творческих работников в духе непримиримого отношения к национальной замкнутости и обособ­ ленности, ко всякого рода проявле­ ниям идеализации феодального прошлого, ко всему тому, что про­ тиворечит социалистическим прин­ ципам советского многонационально­ го искусства. Прогрессивные черты советской музыки, ее значительные успехи яв­ ляются неопровержимым доказатель­ ством жизненной силы идей поста - 1 новлений партии по идеологическим вопросам. Необходимо также помнить, что опасность нездоровых, чуждых нам явлений в музыке, против которых направлены были эти постановле­ ния. не снята еще и сегодня. В творчестве отдельных композиторов порой еще проявляются неправиль­ ные тенденции, препятствующие полноценному реалистическому во­ площению значительных тем, муже­ ственных и героических образов, правдивому изображению современ­ ной жизни нароЗй- Не может не вы­ звать осуждения погоня за ложной оригинальностью, увлечение фор­ мальным. лишенным здоровой реа­ листической почвы экспериментиро­ ванием некоторой части композитор­ ской молодежи, некритически отно­ сящейся к упадочному модернист­ скому искусству. Подобным увлече­ ниям, как правило, сопутствуют от­ рыв от жизни, слабое знание народ­ ного музыкального творчества, вы­ сокомерное отношение к требовани­ ям и вкусам широких масс, ложная боязнь писать ясную, согретую теп­ лом человеческого сердца музыку. Нужно сказать, что оживлению этих нездоровых настроений спо­ собствовало распространение среди части музыкантов ревизионистских взглядов. В недавнем прошлом на страницах журнала «Советская му­ зыка» печатались статьи, авторы которых под флагом борьбы е пос­ ледствиями культа личности и дог­ матизмом пытались поставить под сомнение основные положения ре­ шений партии по вопросам литера­ туры и искусства, принизить успе­ хи советской музыки за последний период ее развития. Отдельные за­ блуждавшиеся или просто недобро­ совестные критики взялись за «пе­ ресмотр» принципов марксистско- ленинской эстетики в отношении народности творчества, природы но­ ваторства. выдвинули требование о необходимости «поправить» оценку модернистских течений в музыке XX века. Они пытались смазать ко­ ренное различие между нашим, со­ циалистическим искусством, с его новыми, глубоко прогрессивными идейно-художественными качества­ ми. и искусством старого, буржуаз­ ного мира. Музыкальная обществен­ ность дала решительный отпор этим ревизионистским попыткам. С новыми большими успехами пришли советские композиторы к сорокалетию Великого Октября. В юбилейном для нашей Родины году советская музыка жила особенно активной и насыщенной жизнью. Успешно прошел Второй Всесоюз­ ный съезд композиторов. Новым замечательным проявлением заботы партии о еще большем расцвете (Окончание на 4-й стр.).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz