Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
10 ию ня 1958 г.. № 134 (1193) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 4 Путь советской музыки—путь народности и реализма Се годня в «Правд е» пуб ликуется Постановление Центрального Коми тета КП СС « О б исправлении оши бок в оценке опер «Великая друж ба », «Б огдан Хмельницкий » и « О т всего сердца ». Эт о постановление , пр оникнутое великой заботой Ком мунистической партии об успешном разритии советского муз ыкального искусства, будет иметь огромное значение для творчества советских композиторов, для всех деятелей нашей многонациональной социали стической культуры. В новом важном партийном до кументе отмечается, что «постанов- , ление ЦК об опере В. Мурадели А «Великая дружба» от 10 февраля 1948 года в целом сыграло поло жительную роль в развитии Совет ского музыкального искусства. В этом постановлении определялись задачи развития музыкального ис кусства на основе принципов со циалистического реализма, подчер кивалось значение связи искусства с жизнью советского народа, с луч шими демократическими традиция ми музыкальной классики и народ ного творчества». В решении об опере «Великая дружба» Справед ливо осуждались формалистические тенденции в музыке, мнимое «нова- торство», уводящее искусство от - народа и превращавшее его в до с т о я н и е узкого круга эстетствующих гурманов. Вместе с тем оценки творчества отдельных композиторов, данные в постановлении 1948 года, в ряде случаев были бездоказательными и несппаведливыми. Оперу «Великая дружба», несмотря на присущие ей недостатки, не было оснований объявлять примером Формализма в музыке. Необоснованной была, так же огульная характеристика та лантливых композитопов товарищей Д. Шостаковича, С. Прокофьева, А. Хачатуряна. В. Шебалина. Г. По пова. Н. Мясковского как представи телей антинародного формалнстиче- ^ с к я г о направления в музыке. , Эти неверные оценки отражали субъективный подход к отдельным произведениям наших художников со стороны И. В. Сталина. Такая же субъективность проявилась и в оценке опер «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича и «От всего сердца» Г. Жуковского в редакционных статьях «Правды», опубликованных в 1951 году. ЦК КПСС признал не правильной и односторонней оценку этих опер, данную в указанных ре дакционных статьях. Постановление ПК КПСС «Об ис правлении ошибок в оценке опер «Великая дружба». «Богдан Хмель ницкий» и «От всего сердца» на правлено на повышение идейно художественного уровня советского музыкального искусства и дальней шее сплочение творческой интелли- генпии на основе коммунистиче ской идейности и укрепления связи искусства с жизнью народа. I . Коммунистическая партия на всех этапах своей истории, исходя из разработанных В. И. Лениным прин ципов партийности и народности литературы и искусства, уделяла и уделяет огромное внимание разви тию художественного творчества. Постановления Центрального Коми тета партии по вопросам литерату ры и искусства, принятые в 1 9 46— 1948 годах, име'ют большое значе- ние для развития духовной культу ры советского общества на основе самой передовой революционной тео рии марксизма-ленинизма. Они идейно вооружили наши кадры, оп ределили важнейшие задачи идеоло гической работы в новых историче ских условиях. Эти постановления были приняты в период, когда агрессивные круги ряда империалистических держав ’ - * А начали «холодную войну» против Советского Союза и других стран, ставших на путь социализма, когда был пущен в ход атомный шантаж, сопровождавшийся бешеным нати ском буржуазной идеологии на со циалистическую идеологию и куль- туру. В этот период Коммунистическая партия выдвинула ка к первостепен- ... ную задачу повышение уровня всей идеологической работы, особо под черкнула важнейшее значение со ветской литературы и искусства в деле коммунистического строитель ства и воспитания трудящихся в духе коммунизма. Определяя зада чи идеологической работы, партия указывала, что главное состоит в активной пропаганде политики Со ветского государства, которая яв ляется жизненной основой совет ского строя. ' «Сила советской литературы, са- '~-<%ой передовой литературы в ми ре. — говорилось в постановлении о журналах «Звезда» и «Ленин град», — состоит в том. что она является литературой, у которой нет и не может быть других инте ресов, кроме интересов народа, инте ресов государства». Решительно выступая против аполитичности и безыдейности художественного твор чества. партия призывала деятелей советской литературы и искусства «активно участвовать в деле вос питания советских людей, отвечать на их высокие культурные запро сы. воспитывать советскую моло дежь бодрой, жизнерадостной, пре данной Родине и верящей в победу нашего дела, не боящейся препятст- X вий. способной преодолевать любые трудности». Перед творческими ра ботниками была поставлена задача правдиво и глубоко отображать в искусстве нашу современность, соз давать полноценные образы героя нашего времени — передового со ветского человека, строителя ново го общества, во всем богатстве его духовного мира, многообразии его интересов и запросов. Для развития советской литера- турЬ и искусства задачи, намечен ные партией в постановлениях 1946— 1948 годов, имеют непрехо дящее значение. Эти постановления оказали плодотворное воздействие на все развитие искусства социали стического реализма. Их основу со ставляют ленинские принципы пар тийности и народности художест венного творчества. « И скусство пр инадлежит наро ду, — говорил В. И. Ленин. — Оно должно уходить своими глубочай шими корнями в самую толщу ш и роких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и люби мо ими». В интересах нового подъема на шего подлинно народного искусства партия воспитывала кадры художе ственной интеллигенции в духе коммунистической партийности и высокой идейности, непримиримого отношения ко всякого рода отступ лениям от принципов марксистско- ленинской эстетики. Советские ху дожники восприняли постановления Центрального Комитета как вдох новляющую программу свое! твор ческой деятельности. Талантливые, художественно яркие произведения на современные темы, созданные в последние годы, являются убеди тельнейшим и неоспоримым дока зательством того, что наши писате ли, артисты, композиторы, худож ники видят в советах и указаниях партии великую заботу о расцвете нашего искусства, дружескую по мощь творческим кадрам и делом отвечают на обращенные к ним при зывы партии. Коммунистическая партия, проявляя высокую требо вательность к произведениям лите ратуры и искусства, осуждая безы дейность, примитивизм и серость, зовет советских художников к вы сотам мастерства. На историческом XX съезде КПСС товарищ Н. С. Хрущев в отчетном докладе ЦК говорил: « И скусство и литература нашей страны могут и должны добиваться того, чтобы стать первыми в мире не только по богатству содержания, но и по художественной силе и мастерству». Советское искусство своими до стижениями обязано прежде всего Коммунистической партии, которая постоянно заботится о его развитии и процветании, уделяет такое боль шое внимание идейному воспита нию деятелей искусства, мудро на правляет их творчество. Вот почему художественная интеллигенция, вся наша общественность решительно от вергли попытки ревизовать принци пы партийного руководства литера турой и искусством, предпринятые в недавнем прошлом отдельными людьми в некоторых творческих ор ганизациях. на страницах журна лов «Вопросы философии» и «Но вый мир», альманаха «Литератур ная Москва». Важнейшие ■партийные докумен ты 1946— 1948 годов отстаивали идейную чистоту нашего искусства, которое призвано быть глашатаем передовой советской идеологии и морали. В ряду этих документов большое положительное значение имело и постановление об опере «Великая дружба» В. Мурадели. Программное значение этого по становления заключалось прежде всего в утверждении высоких прин ципов реализма и народности совет ской музыки. В нем дано ясное и глубокое определение реалистиче ского направления музыкального творчества. Основами этого направ ления являются «признание огром ной прогрессивной роли клас сического наследства, в особенности традиций русской музыкальной ш колы, использование этого на следства и его дальнейшее раз витие, сочетание в музы ке вы сокой содержательности с художе ственным совершенством м узы каль ной формы, правдивость и реали стичность м узы ки, ее глубокая ор ганическая связь с народом и его музыкальным и песенным творчест вам, высокое профессиональное ма стерство при одновременной просто те и доступности...» Определяя основное направление развития музыкального искусства, постановление об опере «Великая дружба» вместе с тем решительно осуждало формалистические, субъ ективистские. антидемократические тенденции, проникавшие в совет скую музыку. Последовательно осу ществляя ленинские принципы пар тийности и народности, партия вы ступила против мнимого «новатор ства», отражающего влияния реак ционного буржуазного искусства, против нарочитой усложненности музыкального языка, против всего того, что ведет к снижению высо кой общественной роли музыки, отдаляет ее от народа. Партия так же резко осудила чуждые совет ским людям индивидуалистические теории, авторы которых пытались оправдать заумные, формалистиче ские сочинения с сылками на то, что народ, мол, до них еще не до рос и что он поймет их «через сто летия». Советский народ, одержавший историческую победу в Великой Отечественной войне, ждал от своих композиторов произведений, раскры вающих красоту подвига, душевное благородство, величие советского че ловека — героя, воина и созидате ля; произведений, воодушевляемых жизнеутверждающими идеями со циалистического строительства. К сожалению, некоторые композиторы не сумели достойно ответить на эти требования народа, отошли в пер вые послевоенные годы от больших и волнующих тем современности. Отдельные произведения, в том числе даже выдающихся мастеров, отражали порой неверное индиви дуалистическое восприятие действи тельности. По своей форме и сред ствам выразительности подобные сочинения были нарочито усложне ны, лишены подлинно мелодической выразительности. Мелодия — душа музыки, основа основ ее поэтиче ского языка — пренебрежительно третировалась иными музыкантами, как «понятие устаревшее». Влияния модернизма стали про являться в творчестве известной части композиторской молодежи. Нашлись музыкальные критики, ко торые пытались поднять на щит бесплодные формалистические экс перименты и тем самым сбивали с реалистического пути деятелей му зыкального искусства. Пак всегда, указания партии бы ли направлены против формалисти ческих тенденций в искусстве, про тив индивидуалистической замкну тости и других чуждых явлений, несовместимых с моралью нашего общества., демократическим духом нашей культуры. Жизнь, практика художественно го творчества убедительно подтвер дили правильность и своевремен ность указаний партии, выдающееся значение ее программных положений в области литературы и искусства. Ленинские требования партии по могли еще большему сплочению творческих сил советских музыкан тов на принципиальной, идейной основе. Первый Всесоюзный съезд композиторов, собравшийся в 1948 году, принял решение партии как боевую творческую программу всех деятелей советской музыки. Чувства советских композиторов, умом и сердцем принявших наме ченную партией программу творче ства, хорошо выразил в своих сло вах, обращенных к съезду, выда ющийся музыкальный деятель ака демик Б. Асафьев. Он подчеркнул, что постановление ПК «ясно и глу боко утверждает значение музыки, нак дела всего народа. Так именно оно было прочувствовано миллиона ми сердец... Сила советского искус ства в том, что в нем отражены чув ства народа, его художественное «я», его голос, его эстетика. Это нам следует хорошо понять и почувст вовать! Советская музыка, предста ет перед всем прогрессивным чело вечеством как юное, бодрое, убеж- денное в гтавоте своих исканий и утверждений искусство. В нем но вейшему звенит чувство рождения нового мира и таменеет ненависть к воагам его... Налицо все условия, чтобы творчество наше действи тельно стало достоянием многомил лионных слушателей!». Свет великих партийных идей озарил пути развития советского искусства на многие годы. II. В постановлении об опере «Ве ликая дружба» наряду с большим и прогрессивным значением его ос новных положений о развитии му зыкального искусства содержались и неточные, ошибочные оценкой про изведений некоторых композиторов. Недостатки эти и ошибки в-о мно гом были обусловлены неверными, субъективистскими оценками И. В. Сталиным отдельных произведений искусства. И. В. Сталину принадле жат бесспорные заслуги в разработ ке и практическом осуществлении линии партии в области литературы и искусства. Однако в последние годы жизни его оценки в ряде слу чаев были весьма субъективны, что приводило нередко к незаслуженно резкой критике одних и к столь же неоправданному поощрению других произведений. Как известно,, на И. В. Сталина и в этих вопросах весьма отрицательное влияние ока зывали Молотов, Маленков и Берия. Субъективные оценки, нашедшие свое отражение и в постановлении ЦК от 10 февраля 1948 года, без условно, противоречили духу и ос новным принципам этого документа. Опера «Великая дружба» дейст вительно не принадлежит к луч шим произведениям советской му зыки. Весьма схематичное либретто оперы, однообразные приемы музы ки, несомненно, заслуживали дело вой и обстоятельной критики. Од нако не было оснований считать эту оперу примером формализма в му зыке. В ней. несомненно, имелись и положительные стороны, и поэто му характеристика ее музыки, яко бы построенной на «сплошных дис сонансах». на «режущих слух звукосочетаниях», не соответство вала действительности. Тем самым музыкальная общественность в из вестной степени была дезориентиро вана в отношении истинных приз наков формализма в музыке. Ошибкой является и то. что в постановлении, вопреки историче ским фактам, принципам ленинской национальной политики, было допу щено искусственное противопостав ление одних народов Северного Кав каза другим, хотя опера В. Мураде ли и не давала для этого никакого повода. Неоправданно суровой оказалась также общая оценка достижений со ветской музыки. Постановление от мечало успехи лишь в области пе сенного творчества и музыки для кино. На самом же деле советское музыкальное искусство имело серь езные достижения как в области симфонической, ораториальной, так и в оперной я балетной музыке. Такие известные произведения, на писанные до 1948 года, как оперы «Тихий Лоя» И. Дзержинского и «В бурю» Т. Хренникова. Пятая я Седьмая симфонии Д- Шостаковича, оратории Ю. Шапорина и М. Кова ля. балет С. Прокофьева ‘ «Ромео и Джульетта» и его же кантата «Алек сандр Невский». Шестнадцатая .и Двадцать первая симфонии Н. Мяс ковского, кантата «Украина моя» А. Штогаренко. Скрипичный кон церт и балет «Гаянэ» А. Хачатуря на. лучшие произведения Р. Глиэра. Л. Ревуцкого. У. Гаджибекова, Д. Кабалевското, Э. Каппа и многих других представителей советского многонационального искусства по праву принадлежат к бесспорным достижениям нашей культуры. В публикуемом сегодня постанов лении ЦК КПСС исправляется ошибка, допущенная в 1948 году при характеристике творчества ря да видных советских композиторов. Огульная характеристика этих ком позиторов, совершенно различных по своему творчеству, ка к предста вителей антинародного формалисти ческого направления была необос нованной и несправедливой. В отдельных произведениях ком позитов™, названных в постанов лении ЦК КПСС об опере «Великая дружба», действительно проявля лись неверные тенденции, которые заслуживали серьезной и принци пиальной критики. Но лучшее в их музыке, безусловно, находилось в русле развития прогрессивных тра диций музыкальной классики. В. И. Ленин учил заботливому и внимательному отношению к масте рам художественного творчества. Достаточно напомнить его замеча тельное письмо в редакцию «Прав ды» в связи с односторонней кри тикой Д. Бедного: «Насчет Демьяна Бедного продолжаю быть за. Не придирайтесь, друзья, к человече ским слабостям! Талант— редкость. Надо его систематически и осторож но поддерживать. Грех будет на ва шей душе, большой грех... если вы талантливого сотрудника не притя нете. н е п о м о ж е т е ему». Волнующим примером подлинно партийного, принципиального отно шения к художнику, к его творче ству является отношение В. И. Ле нина к А. М. Горькому. Последова тельно критикуя идейные колебания и ошибки писателя, Ленин вместе с тем относился к нему с величай шей заботой и любовью, стараясь вовремя и в товарищеской форме помочь писателю преодолеть его за блуждения. В редакционных статьях «Прав* ды» об онерах «Богдан Хмельниц кий» и «От всего сердца» дана не правильная. односторонняя оценка этим произведениям. Опера К, Данькевича и в особен ности опера Г. Жуковского содержа ли существенные недостатки, кото рые следовало серьезно и обстоя тельно проанализировать. П р и многих бесспорных достоин ствах оперы «Богдан Хмельниц кий». посвященной большой народ ной теме, в ней имелись и уязвимые стороны: риторичность главного ге роя, отсутствие ярко выраженного противопоставления основных дей ствующих сил, некоторое однообра зие драматургических приемов. И композитор поступил правильно, переработав впоследствии и значи тельно улучшив свое произведение. Но в статье «Правды» критиче ские замечания о недостатках этого произведения носили характер без- аплеляпионного осуждения. Авторам либретто оперы «Богдан Хмельниц кий» известным писателям В. Ва силевской и А. Корнейчуку без до статочных оснований приписыва лись «крупные идейные пороки», а композитов незаслуженно обви нялся в беспринципности, образы чуть ли не всех основных героев его произведения объявлялись не убедительными. Эти несправедливые обвинения были затем повторены в целом ряде статей и выступлений, а названное произведение не раз приводилось в статьях энциклопе дических изданий и даже в про граммах некоторых учебных заведе ний как пример «идеологических извращений». Опера Г. Жуковского «От всего сердца», посвященная жизни кол хозного крестьянства, имела также свои достоинства. В ряде эпизодов этой оперы, однако, наша советская действительность была изображена весьма поверхностно, текст либрет то и некоторые музыкальные ха рактеристики страдали примитив ностью. Но чрезмерно резкая оцен ка оперы в редакционной статье «Правды» была явно преувеличен ной и односторонней. Ясно, что такая оценка никак не могла вдох новить композиторов на большой и сложный труд создания оперы, на современную советскую тему. Главным методом партии в деле воспитания художественной интел лигенции был и остается метод убеждения, разъяснения важней ших задач коммунистического стро ительства. Партия глубоко вникает в процессы художественного твор чества, г о ря чо поддерживает все пе редовое. прогрессивное, развивает творческую инициативу и актив ность деятелей искусства. В воспи тании художественной интеллиген ции много м о т сделать творческие организации, призванные, как от мечалось в выступлениях товарища Н. С. Хрущева «За тесную связь литературы и искусства с жизнью народа», «вовремя поддержать лю бое хорошев произведение, прояв ление полезной инициативы в твор ческой работе» и вместе с тем «во время заметить недостатки или ошибки отдельных творческих ра ботников, предотвратить возмож ность сползания их с принципиаль ны х позиций, оказать помпць и поддержку тем, кто в ней н у ж дается». Коммунистическая партия учит, что в вопросах литературы и ис кусства нужна высокая принципи альность, чуткое, внимательное от ношение к художникам, поддержка их творческой инициативы. Надо стремиться к тому, чтобы прежде всего в самих творческих организа циях широко обсуждались насущ ные вопросы творчества, развива лась принципиальная товарищеская критика и самокритика, проникну тая горячим желанием помочь ху дожнику занять правильные пози ции. понять недостатки своего про изведения и преодолеть их. Пни этом важно объективно оценить слабые ц сильные стороны произве дения. Даже в слабых, несовершен ных произведениях м о т быть от дельные удачи, положительные сто роны. которые важно поддержать. А ведь порой бывает и так. что критика отдельных недостатков приводит к зачеркиванию произве дения со всем тем хорошим, что есть в нем, и чуть ли не к отрица нию всего творчества данного ав тора. После такой огульной крити ки даже у талантливого мастера невольно опускаются руки. Самая строгая критика, если она справед лива и доброжелательна, всегда по может делу, воодушевит художника на совершенствование своего ма стерства. Справедливая оценка по ложительных и отрицательных сто рон каждого произведения будет способствовать творческому росту автора этого произведения. Ошибочные оценки и характери стики отдельных произведений и творчества некоторых композиторов, имевшиеся в постановлении об опе ре «Ве.тикам дружба», явились для этого решения наносными, не соот ветствующими духу самого решения и противоречащими всей практике партийного руководства литературой и искусством. Эти ошибочные оцен ки вскоре были сняты самой жизнью. Так. например, огульная характеристика творчества ряда выдающихся советских композито ров не оказала отрицательного вли яния на отношение к этим худож никам. Известно, что Центральный Комитет пресекал попытки ограни чить исполнение музыки компози торов, названных в постановлении об опере «Великая дружба». В то время, как буржуазная про паганда занималась всякого рода злобными измышлениями о «запре те» в Советском Союзе творчества этих композиторов, их музыка ши роко звучала по всей стране, луч шие, подлинно демократические произведения. написанные ими вскоре после 1948 года, получили высокую оценку музыкальной об щественности и по достоинству от мечены Сталинскими премиями. Признание огромных заслуг перед советской музыкой С. Прокофьева и Д. Шостаковича нашло свое выра жение в присуждении этим компо зиторам высокого звания лауреатов премии имени В. И. Ленина. Последовательно проводя незыб лемые ленинские принципы руко водства искусством, партия своим новым постановлением полностью исправляет ошибки, допущенные в оценке опер и творчества ряда ком позиторов. Это, разумеется, не озна чает. что сейчас подлежат огульной «реабилитации» все произведения, справедливо раскритикованные в свое время советской общественно стью. Центральный Комитет, устраняя сейчас все наносное, случайное, что проявилось в оценке опер «Великая дружба». «Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца», вновь подчер кивает незыблемость основных по ложений, выраженных в партийных постановлениях по идеологическим вопросам. III. Большой и славный путь прошло советское музыкальное искусство за минувшее десятилетие. Год от года нарастала активность всех его твор ческих сил. значительно шире стал фронт творцов советской музыки; окрепла, оздоровилась деятельность Союза композиторов, преодолевшего былую групповую замкнутость и строящего свою работу на основе тесного сплочения на принципиаль ной основе всего большого многона ционального отряда композиторов и музыковедов страны. Глубоко примечательным явился бурный рост многонациональной композиторской молодежи во всех наших республиках, выдвижение многих ярких по таланту, самобыт ных по художественной индивиду альности музыкантов. Политика пар тии, весь уклад нашей жизни ши роко открыли путь к профессиональ ному музыкальному творчеству де сяткам и сотням талантливых му зыкантов Российской Федерации, Украины и Белоруссии, республик Закавказья и Средней Азии, Казах стана, Прибалтики и Молдавии. Творчество советских композито ров развивалось после 1948 года под знаком усиления реалистиче ских позиций, укрепления связей с жизнью народа, повышения идейной зрелости. Глубоко плодотворным бы ло обращение композиторов к музы кально-сценическим, вокально-хоро вым и программно-симфоническим жанрам, дающим наиболее широкие возможности для передачи идей и сюжетов современности. В отражении всего многообразия явлений, тем, образов нашей жизни, исторического, героико-революцион ного прошлого народа перед совет скими композиторами раскрылись неисчерпаемые возможности для все стороннего, ничем не ограниченно го выявления их творческих инди видуальностей. Перед ними открыл ся широкий путь для смелых твор ческих дерзаний, новаторских худо жественных поисков, в их истинном, глубоко демократическом, народном содержании. Именно это характерно для многих новых опер и симфоний, ораторий и песен, лучших произве дений инструментальной, хоровой, камерной музыки. Уровень совет ской музыки определяют произведе ния. значительные по идее, овеян ные духом современности, отмечен ные чертами подлинно реалистиче ского воплощения жизненных обра зов. После 1948 года советские ком позиторы много и плодотворно ра ботали над созданием новых опер. Широко известны оперные произве дения русских композиторов: «Де кабристы» Ю. Шапорина. «Война и мир» С. Прокофьева. «Семья Тара са» Д. Кабалевского, «Мать» Т. Хренникова и «Укрощение строп тивой» В. Шебалина; украинские оперы: «Богдан Хмельницкий» К. Данькевича, «Молодая гвардия» Ю. Мейгуса и «Милана» Г. Майбо- роды; белорусские: «Девушка из По лесья» Е. Тикоцкого и «Надежда Дурова» А .'‘Богатырева; латышская опера «К новому берегу» М. Зари- ня, азербайджанская — «Севиль» Ф. Амирова, армянская — «Арцва- берд» А. Бабаева. Особенно радует успешное развитие оперного искус ства в тех республиках, в которых профессиональная музыка начала свое существование лишь после Ве ликого Октября. Совсем недавно на ше многонациональное оперное ис кусство обогатилось талантливой опеоой татарского композитора Н. Жиганова «Джалиль». На спенах театров поставлены оперы: «Назу- гум» К. Кужамьярова. «Биржан и Сара» М. Тулебаева (Казахстан), «Буран» С. Василенко и М. Аш- вафи (Узбекистан). «Грозован» Д. Гершфельда (Молдавия). «Пулат и Гульру» Ш . Сайфиддинова (Тад жикистан). «На берегах Иссык-Ку ля». В. Власова. А. Малльгбаева и В. Фере (Киргизия). Оперные произведения последних лет — несомненное свидетельство значительных успехов наших компо зиторов в труднейшем деле созда ния нового оперного репертуара. Нужно надеяться, что их творче ские дерзания, направленные на глубоко правдивое воплощение об раза нашего современника на опер ной сцене, будут еще более смелы ми и последовательными. Новое жиз ненное содержание настойчиво тре бует обогащения оперных форм, об новления интонационно-мелодиче ской речи. В поисках смелого в сво ей простоте, органичного для совре менных героев онеры музыкального языка наши композиторы должны быть особенно чуткими ко всему то му новому, что привнесло в музыку наших дней песенное демократиче ское искусство, рожденное великой революцией, что дает художнику бо гатейшая сокровищница вечно раз вивающегося народного музыкаль ного творчества. Именно здесь исто ки рождения новых содержательных и мелодичных опер, в ясных и до ступных музыкальных формах кото рых найдут убедительное выраже ние правдивые и возвышенные че ловеческие чувства, героическая ро мантика нашей прекрасной действи тельности. Советские композиторы немало сделали для реалистического обнов ления балета, содержание которого в прошлом почти, как правило, бы ло ограничено сказочно-легендарны ми сюжетами, пышной феерией. В лучших новых балетах находят убе дительное воплощение образы совре менности, социально острая темати ка. величавые исторические повест вования. бессмертные сюжеты клас сической литературы. Таковы бале ты: «Тпопою грома» Е. Караева, «Медный всадник» Р. Глиэра. «Спар так» А. Хачатуряна, «Тарас Бульба» В. Соловьева-Сеяого, «Отелло» А.Ма- уавалиани, «На берегу моря» 10. Юзелюнаса и другие. Наша многонациональная музыгка обогатилась такими значительными симфоническими инструментальными произведениями. кантатами и ораториями, как Двадцать седьмая симфония Н. Мясковского. Седьмая симфония и оратория «На страже мира» С. Прокофьева. Одиннадцатая симфония «1905 год» и «Песнь о лесах» Д. Шостаковича, поэма «Па мяти Сергея Есенина» Г. Свиридова, Концерт для фортепьяно Р. Щедри на, Вторая симфония 0. Тактаки- швили, «Кантата о Родине» А. Ару тюняна. Симфония Л. Ходжа-Эйнато- ва, «Эпическая поэма» Г. Галынина, симфонические поэмы «Памяти Зои Космодемьянской» С. Разоренова, «Моя Родина» В. Мухатова. Третья симфония Б. Лятошинского, Шестая симфония Яниса Иванова, Концерт для скрипки литовского композито ра Б. Дварионаса. Прозвучали новые песни о мире и труде В. Захарова, И. Дунаевского, В. Соловьева-Седо- го, А. Новикова, С. Туликова, В. Му радели и многие другие произведе ния. Все они созданы лишь за одна десятилетие, прошедшее после 1948 года,— за десятилетие полнокров ной и активной творческой жизни, всех поколений наших композито ров. Особенно значительные успехи в развитии советской музыки были достигнуты после XX съезда КПСС. Отрадно отметить появление новых произведений большого обществен ного звучания, проникнутых идея ми пролетарской революции. Советская музыка в своих луч ших достижениях предстает сейчас как боевое, целеустремленное искус ство, как искусство реалистическое, близкое народу, сильное своими крепнущими связями с жизнью. Это сказывается не только в широком охвате тем и образов современно сти, но и в демократизации музы кального языка, в стремлении ком позиторов различных индивидуаль ностей и творческих манер к про стой и ясной мелодической образно сти. к усилению песенного начала, более глубокому использованию бо гатства вечно живого народного ис кусства. Характерной особенностью совет ской музыки, как и всей нашей культуры, является неразрывное единство яркого, самобытного нацио нального своеобразия и немеркну щих идей пролетарского интернацио нализма. Советское многонациональ ное искусство развивается на осно ве идеологии дружбы народов, твор ческого взаимовлияния и взаимообо- гащения братских национальных культур. Коммунистическая партия, партийные организации республик воспитывают творческих работников в духе непримиримого отношения к национальной замкнутости и обособ ленности, ко всякого рода проявле ниям идеализации феодального прошлого, ко всему тому, что про тиворечит социалистическим прин ципам советского многонационально го искусства. Прогрессивные черты советской музыки, ее значительные успехи яв ляются неопровержимым доказатель ством жизненной силы идей поста - 1 новлений партии по идеологическим вопросам. Необходимо также помнить, что опасность нездоровых, чуждых нам явлений в музыке, против которых направлены были эти постановле ния. не снята еще и сегодня. В творчестве отдельных композиторов порой еще проявляются неправиль ные тенденции, препятствующие полноценному реалистическому во площению значительных тем, муже ственных и героических образов, правдивому изображению современ ной жизни нароЗй- Не может не вы звать осуждения погоня за ложной оригинальностью, увлечение фор мальным. лишенным здоровой реа листической почвы экспериментиро ванием некоторой части композитор ской молодежи, некритически отно сящейся к упадочному модернист скому искусству. Подобным увлече ниям, как правило, сопутствуют от рыв от жизни, слабое знание народ ного музыкального творчества, вы сокомерное отношение к требовани ям и вкусам широких масс, ложная боязнь писать ясную, согретую теп лом человеческого сердца музыку. Нужно сказать, что оживлению этих нездоровых настроений спо собствовало распространение среди части музыкантов ревизионистских взглядов. В недавнем прошлом на страницах журнала «Советская му зыка» печатались статьи, авторы которых под флагом борьбы е пос ледствиями культа личности и дог матизмом пытались поставить под сомнение основные положения ре шений партии по вопросам литера туры и искусства, принизить успе хи советской музыки за последний период ее развития. Отдельные за блуждавшиеся или просто недобро совестные критики взялись за «пе ресмотр» принципов марксистско- ленинской эстетики в отношении народности творчества, природы но ваторства. выдвинули требование о необходимости «поправить» оценку модернистских течений в музыке XX века. Они пытались смазать ко ренное различие между нашим, со циалистическим искусством, с его новыми, глубоко прогрессивными идейно-художественными качества ми. и искусством старого, буржуаз ного мира. Музыкальная обществен ность дала решительный отпор этим ревизионистским попыткам. С новыми большими успехами пришли советские композиторы к сорокалетию Великого Октября. В юбилейном для нашей Родины году советская музыка жила особенно активной и насыщенной жизнью. Успешно прошел Второй Всесоюз ный съезд композиторов. Новым замечательным проявлением заботы партии о еще большем расцвете (Окончание на 4-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz