Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

4 нюня 1958 г., N 129 (11885 Ш К И Н СКЮЕ , 3 Ш Ш Я 3 З а в о д с к о й с о в е т п е н с и о н е р о в Уйдя на пенсто . старейшие про­ изводственники тракторного завода не порвали связи с родным пред­ приятием. Будни созданного в прош­ лом году заводского совета ветера­ нов труда наполнены интересными и нужными для тракторостроителей делами. Каждого члена этого совета дирекция завода обеспечила пропу­ ском с тем, чтобы пенсионер в лю­ бое время мог посетить цех, где он работал. Пенсионеры ежедневно бывают на заводе, проверяют со­ стояние столовых и общежитий, бе­ седуют с молодежью. При совете ветеранов труда, пред­ седателем которого является старый коммунист А. С. Каретников, создано несколько секций. Пенсионерам, входящим в одну из них, поручено заниматься производственными де­ лами. другая секция ведает воп­ росами культурного обслуживания тракторостроителей, третья — про­ веряет работу столовых и магазинов, четвертая — отедиг за деятельно­ стью детских и медицинских учреж­ дений. Словом, каждый член совета вьгбрал себе дело по душе. За последнее время пенсионеры тщательно обследовали несколько молодежных общежитий завода. По­ радовало комиссию состояние об­ щежития. размещенного в доме ЛИ 10 по улице Полярной. В комна­ тах девушек чисто и уютно. Пере­ ходящий вымпел общежития нахо­ дится в комнате, где проживают ком­ сомолки С. Тарепцева, А. Барбаши- на и 3. Ситникова. Порядок в этой комнате действительно образцовый. Левушки с удовольствием проводят здесь свободное от работы время: читают газеты, которые доставляют­ ся им как подписчицам, занимаются рукоделием. Группа пенсионеров, ко то ро й по­ ручена проверка заводских общежи­ тий. настойчиво добивается теперь, чтобы чисто и уютно стало во всех комнатах, где живут^юлоиле-твак- тошостроитеди. Рабата предстоит большая, так как должный порядок наведен еще далеко не во всех об­ щежитиях. Нет его до сих пор даже в общежитии для инженерно-техни­ ческих работников завода. Неприят­ ное впечатление произвела иа пен­ сионеров комната, в которой живут инженеры заводской лаборатории тт. Беляков. Никитский и Блинов. В комнате не подметено, постели не заправлены, на подоконниках — ОКУРКИ. Комиссия совета ветеранов труда установила также, что работники жилищно-коммунального отдела за­ вода совершенно не беспокоятся об экономии электроэнергии. В коридо­ рах ряда общежитий электрический свет горит круглыми сутками, так как поставить здесь выключатели не догадались. Теперь недостаток, вы­ явленный пенсионерами, устра­ няется. Значительную помощь в деле вос­ питания молодежи оказывает пар­ тийной. комсомольской и профсоюз­ ной организациям завода секция со­ вета ветеранов труда по культурно- массовой работе. Выступая в клубе и рабочих общежитиях, пенсионеры рассказывают молодым тракторо­ строителям о передовых людях за­ вода. о решениях партии и прави­ тельства. направленных на повы­ шение благосостояния народа, де­ лятся своим жизненным и трудовым опытом. Их рассказы молодежь слушает с большим вниманием. Заводской совет ветеранов труда стремится внести свой посильный вклад в решение больших и ответственных задач, поставлен­ ных перед заводом. Всю свою рабо­ ту секции совета ветеранов труда строят по хорошо продуманному плану. п. ловя г и н , пенсионер. О д н и о б е щ а н и я Двадцать пять лет проработал а машинистом подъемной маши- ны на Липецких рудниках. Око­ ло года назад стал пенсионером и никогда не думал, что руково­ дители Липецкого рудоуправле­ ния будут так невнимательны к нуждам старого рабочего. Шесть лет ждали мы ремонта квартир. Наконец, в прошлом году начали капитальный ремонт дома № 21 по улице Октябрь­ ской (рудник), в котором я живу. Большинство квартир переобо­ рудовали, поставили перегород­ ки. перенесли плиты. Во всем до­ ме перестлали полы, подняли их выше, а в моей комнате не стали менять гнилые балки, пол наст­ лали ниже, чем в коридоре, да еще кое-как. Я просил начальника ремонт­ но-строительного отдела т- Алек­ сеева сделать пол как следует. Но он оставил мою просьбу без внимания. Пришлось обратиться к управляющему рудоуправлени­ ем т. Херсонскому Он дал распо­ ряжение начальнику коммуналь­ ного отдела т. Сомкину сделать ремонт, как положено. Однако все остается по-прежнему. А. ВОРОНИН. К н и ж н ы й м а г а з и н н а з а м н е Вот уже целый месяц находит­ ся под замком книжный магазин N° 3. который расположен в районе завода «Свободный со­ кол » . Надпись на дверях гласит, что закрыт он якобы для учета. Но неужели для подобной опе­ рации требуется столько времени, тем более, что в магазине не так уж много товаров? Долго ли еще покупатели в поисках нужной ли­ тературы вынуждены будут со­ вершать путешествия в другие магазины города? И. ЗАВРАЖИН, З а вчерашний день в редакцию поступило 27 писем, читателей и 3 ответа на письма, ранее посланные для принятия мер. Коллектив Б аш ­ кой швейной фаб­ рики за последние годы систематиче­ ски перевыполня­ ет производствен­ ные планы, сни­ жает себестои­ мость изделий и дает государству немало сверхплановых .накоплений. За последние два года фабрика по­ лучила около двух миллионов руб­ лей прибыли. Эти успехи являются результатом внедрения хозрасчета во все звенья производства, повышения произво­ дительности труда, совершенствова­ ния технологического процесса, эко­ номного расходования средств и ма­ териалов, обеспечения ритмичной работы всех цехов. Этому способст­ вует также социалистическое сорев­ нование. которым охвачен весь кол­ лектив. Руководство фабрики, партийная и профсоюзная организации с по­ мощью рационализаторов и новато­ ров настойчиво ищут новые резервы производства. Большое внимание, например, было уделено сокраще­ нию затрат материалов и средств на единицу продукции. Обычно при' раскрое ткани получается немало отходов. Количество и величина этих отходов зависят от того, насколько умело, рационально ма­ стера-закройщики используют каж­ дый сантиметр тканей. Масте­ рам пришлось немало поработать, чтобы снизить расход ткани. И не­ безуспешно. Мастера - закройщики А. В. Липка и В. Г. Балашова, най­ дя более рациональные методы рас­ кроя. ежемесячно экономят до 200 квадратных метров ткани. Из сэко­ номленного материала изготовлено значительное количество швейной продукции сверх плана. Вторым важным источником сверхплановых накоплений является рост производительности труда на фабрике. Фабрика за последние два года была оснащена новой, высоко­ производительной техникой. В цехах установлены быстроходные машины с отдельными моторами. Установ­ лены также закрепочные, петель­ ные. обметочные и пуговичные .машины, что позволило механизиро­ вать полностью трудоемкие процес­ сы, высвободить часть людей и уско­ рить производственный процесс. Раньше на фабрике был установ­ лен такой порядок, что мотористка не имела права без механика устра­ нять сама незначительные неис­ правности машины. Однако, несмот­ ря на большой штат специалистов по ремонту оборудования, простой машин из-за неисправности не сни­ жался, потому что механики в ту же минуту, как остановилась маши­ на. были не -в состоянии сразу устранить неисправность. Этот устаревший порядок изме­ нила передовая швея-мотористка Вера Авдеева. Осенью 1956 года она выступила инициатором за­ мечательного почина — без помо­ щи механика. самостоятельно устранять мелкие неполадки в ма­ шине. Руководство фабрики, а так­ же партийная и профсоюзная орга­ низации поддержали это ценное на­ чинание. Были созданы курсы по­ вышения квалификации мотористок, которыми руководили инженеры, мастера и механики. Через некото­ рое время большинство мотористок уже отказалось от .услуг механиков, потому что сами научились приво­ дить машину в порядок. В резуль­ тате простой машин сократился до минимума, что позволило повысить производительность труда по сравне­ нию с 1956 годом на 8.7 процен­ та. Пять механиков были высвобож­ дены и направлены на другие уча­ стки работы. Теперь по методу Ве­ ры Авдеевой работает более 80 про­ центов мотористок. Большинство из Бо ль ше, л у ч ше, де шев л е О путях с нижени я себестоимости п родукц ии на елецки х п ред п р иятиях них выполняет сменные задания за семь часов. Третьим источником получения сверхплановой прибыли явилось со­ кращение затрат времени на изго­ товление единицы продукции. Ес­ ли раньше на шитье мужского ко­ стюма требовалось 4.66 часа, то сейчас на изготовление такого ко­ стюма уходит 3,33 часа, что при­ вело к значительному снижению себестоимости продукции. В связи с перестройкой руко­ водства промышленностью и строи­ тельством возникла необходимость объединения двух елецких швей­ ных фабрик в одно предприятие. Это намного снизило непроизводи­ тельные расходы. Одновременно улучшилось качество изделий. Правильная организация произ­ водственных процессов обеспечива­ ет ритмичную планомерную работу коллектива фабрики. План первого квартала текущего года завершен перевыполнением, стране дано сверх плана товаров на десятки тысяч рублей. Однако дальнейший подъем про­ изводства возможен лишь в том случае, если будет расти техничес­ кий уровень всего коллектива пред­ приятия. Поэтому на фабрике боль­ шое внимание уделено техническо­ му обучению кадров. Помимо раз­ личных производственных курсов, изучения конкретной экономики, здесь хорошо поставлена заочная учеба. Десятки работниц сочетают свою работу с учебой в заочных технических учебных заведениях, а также в вечерних школах рабочей молодежи. С большим старанием учатся мастер т. Новосильцева, швеи-мотористки тт. Никитина и Авдеева. Тов. Русакова учится в за­ очном институте текстильной и легкой промышленности. Теперь она стала инженером фабрики. Добрая слава идет и о коллек­ тивах многих других предприя­ тий Ельца. Там также умело ис­ пользуются резервы повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году, например, предприя­ тия города успешно справились с выполнением производственных пла­ нов и дали государству на 16 мил­ лионов рублей продукции сверх плана. План четырех месяцев это­ го года перевыполнен; выпуск про­ мышленной продукции по сравне­ нию с тем же периодом прошлого года возрос на 10 процентов. Однако не все предприятия Ель­ ца успешно борются за снижение себестоимости выпускаемой продук­ ции, за внедрение хозрасчета и по­ лучение сверхплановых накоплений. Взять самый крупный в городе элементный завод. Здесь смонти­ рованы поточные линии по выра­ ботке трех видов изделий, ведутся работы по переводу на поточные линии производства источников пи­ тания. В результате этого затраты только на изготовление батареи «Энергия » с нижены на 11 процен­ тов, а производительность труда выросла на 21 процент. Следует сказать и о том. что благодаря творческой энергии рабочих и ин­ женерно - технических работников изготовлена и освоена машина для заварки элементов, пущен в эксплуатацию пресс для прессов­ ки агломератов, сконструирован­ ный механиками тт. Скворцовым и Исаковым. Проведена модернизация мапшЬ для сборки элементов. Боль­ шой экономиче­ ский эффект по­ лучен от реконст- оукцш и усовер- шенс т в о в а н и я ванн для парафи- нншовки блоков элементов. И все же на заводе преобладает ручной труд, поэтому себестоимость выпускаемой продукции намного превышает плановую. В результате вместо сверхплановых накоплений предприятие дало в прошлом году государству свыше 4 миллионов рублей убытков. Плохо борется кол­ лектив завода за экономию сырья и материалов, немало идет продук­ ции в брак. Снижение себестоимости продук­ ции путем внедрения автоматиче­ ских линий, повышение производи­ тельности труда и борьба за высо­ кое качество продукции — вот *те неотложные вопросы, которые долж­ ны решать руководители, партий­ ная организация и профсоюзная ор­ ганизация завода. Этого они суме­ ют добиться лишь при том условии, если будут постоянно изыскивать, по примеру передовых предприятий Ельца, дополнительные внутренние резервы, совершенствовать техно­ логию. искать новые методы тру­ да, вовлекать всех производствен­ ников в социалистическое соревно­ вание за ежедневное перевыполне­ ние сменной нормы при высоком качестве продукции. Или взять агрегатный завод. Он поставляет тракторным заводам гид­ роцилиндры для навесных сельско­ хозяйственных орудий. Это нала­ гает на весь коллектив предпри­ ятия большую ответственность за выполнение количественных и ка­ чественных показателей. Но завод отстает. В прошлом году, например, он недодал гидроцилиндров на де­ сятки тысяч рублей только потому, что новейшая техника не была ис­ пользована на полную мощность, не организовано по-настоящему со­ циалистическое соревнование, от­ сутствовала борьба за экономию, за сбережение инструментов и мате­ риалов, В этом году план первого квар­ тала хотя и выполнен, однако, за­ вод продолжает работать неритмич­ но. Нередко из-за неорганизованно­ сти станочники простаивают. Как правило, в начале месяца на агре­ гатном заводе не думают о тешах работы, а в последнюю декаду на­ чинается штурмовщина. Поэтому предприятие дает высокий процент бракованных изделий, что повыша­ ет себестоимость продукции. Толь­ ко за короткое время в цехах за­ вода скопилось до 35 тонн брако­ ванных новых изделий. На удорожании себестоимости гидроцилиндров отражается' -также неэкономное использование электро­ энергии, материалов и инструмен­ тов. В настоящее время на заводе ор­ ганизация труда значительно улуч­ шилась. приняты меры к устране­ нию указанных выше недостатков. Однако партийное бюро завода (се­ кретарь т. Гуров) слабо еще вни­ кает в производство, недостаточно осуществляет контроль за работой хозяйственников, оно по существу стоит в стороне от организации со­ циалистического соревнования за досрочное выполнение производст­ венного плана. Борьба за снижение себестоимо­ сти продукции и улучшение ее ка­ чества — главное, к чему должно быть приковано внимание пар­ тийных и профсоюзных организа­ ций предприятий города. А. ТРУБНИКОВ, редактор елецкой городской газеты «Красное знамя », Ниж ний парк — любимое мест о отдыха трудящихся Липецка. После , проведения мелиоративных и строи тельных работ он станет еще краше. На снимке: инженеры Липецкого облпроекта Т. А. Татарчукова (сле­ ва)) и Л. П. Зимина производят мензульную съемку территории Нижнего парка для его благоустройства. Фото И. Нарциссова, Новое спортивное общество должно работать по-новому С о б л а с т н о й к о н ф е р е н ц и и Д С О „ Т р у д “ В прошлом году все спортивные общества профсоюзов были объеди­ нены в общество «Труд » и создано оргбюро облсовета этого общества, которое возглавил т. Казьмин. Что же сделано оргбюро за про­ шедшие шесть месяцев по улучше­ нию Физкультурной работы? Окажем прямо: очень мало. Вместо того, чтобы заняться укреплением имею­ щихся и созданием новых коллек­ тивов Физкультуры, оргбюро больше занимается бумаготворчеством. Чле­ ны оргбюро так и не нашли время побывать в коллективах физкульту­ ры, поговорить со спортсменами, т а т ь их нужды и запросы. У нас имеются неплохие низовые кол­ лективы. Казалось бы, что орг­ бюро распространит их опыт. К со­ жалению, этого не произошло. В плохой работе оргбюро повинен и областной комитет по физкульту­ ре и спорту. Однако на состоявшейся недавно первой областной конференции ДСО «Труд » председатель оргбюро т. Казьмин в своем докладе больше г о в о ри л о достижениях и обошел молчанием многие крупные недо­ статки- Коллективы физкультуры ДСО ^ «Т ру д » крайне неорганизованно * встретили летний спортивный се­ зон. Тем не менее это совершенно ненормальное явление не нашло от­ ражения в докладе. До сего времени- в Липецке не проведено еще ни од­ ного большого соревнования. Стран­ но, что и в выступлениях ^многих делегатов не чувствовалось тревоги за плохую постановку физкультур­ ной работы на местах. В обществе неблагополучно обсто­ ит дело с подготовкой общественных кадров, строительством спортивных сооружений. Но и эти недочеты про­ шли мимо внимания большинства' выступающих. Принципиальными были вы­ ступления делегатов тт. Антонова (г. Елец). Суркова (Лебедянский машиностроительный завод), Кисе­ лева (Усманекий механический за­ вод). Они остро критиковали орг­ бюро ДСО «Труд » за нежелание по- настоящему заниматься развитием спорта. Н. ЕПИФАНОВ* Школь ники вышли на поля Второй год бригада учащихся 8—9 классов Часто-Дубравекей ■.средней школы Боринекого района трудится в колхозе «Заветы Иль­ ича » . В прошлом году школьники обработали 13 гектаров колхозной земли. Они вырастили по 277 цент­ неров сахарной свеклы с гектара, а зеленой массы кукурузы — по 200 центнеров. Труд учащихся был хорошо оплачен. Только в качестве премии школа получила радиолу «Эстони я» и полный комплект спортивного оборудования. Сейчас бригада объединяет 40 учащихся старших классов, взяв­ ших обязательство вырастить по 3,50 центнеров сахарной свеклы с каждого гектара на площади 7 гектаров. Слова у школьников не расхо­ дятся с делом. На второй же день после окончания учебного года они под руководством учителей отправи­ лись в поле. Проводить учащихся и пожелать им успехов пришел в школу председатель колхоза Миха­ ил Петрович Ливенцев. Особенно хорошо работает луч­ шее звено бригады, второй год возглавляемое Катей Букреевой. В его составе 13 девятиклассниц. За звеном закреплено 3 гектара зем­ ли, на которых выращивается са­ харная свекла. Члены звена пони­ мают, что придется много порабо­ тать. чтобы дать колхозу не менее 100 тонн свеклы со своего участка. В течение двух дней члены звена Букреевой тщательно провели пер­ вую шаровку. Их примеру последо­ вали и другие звенья. Учащиеся школы дали обещание, что каждый из них вырастит по 10 цыплят. Производственная практика уча­ щихся 5-6 классов в основном 'проходит на пришкольном учебно- рпьггном участке. г И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облОНО, Что сделано по письмам читателей Н а к о н к у о с „ Л е н и н с к о г о з н а м е н и * Ваша учительница V . - % В Задонске на улице Карла Марк­ са, в окаймлении фруктового сада стоит уютный домик. Каждое утро из калитки выходит высокая жен­ щина с седыми волосами и жи­ выми добрыми глазами. Она не спе­ ша идет про тротуару. — Доброе утро. Анна Петровна. Здравствуйте! — несутся со всех сторон голоса. Женщина поговорит то с одним, то с другим из встречных, расспро­ сит. как учатся дети, и снова про­ должает свой путь. А вот высокое, красивое здание средней школы. N° 1. Еще издалека, увидев Анну Петровну, навстречу ей со всех ног бросаются школьни­ ки и стайкой окружают ее. — Летом наш девятый «Б » от­ правляется в экскурсию по Дону. Поедемте с нами. Анна Петровна! — А я вчера по арифметике по­ лучил пятерку! Анна Петровна кого одобрительно погладит по вихрастой голове, кому скажет ласковое слово, а кого по­ журит за шалости. Заслуженная учительница, про­ работав свыше 53 лет на ниве на­ родного просвещения, давно остави­ ла любимую работу, но до сих пор не забывает свою школу. С ней со­ ветуются педагоги, она часто посе­ щает начальные классы, чтобы муд­ рым еловом и делом помочь моло­ дым учителям, ее всегда приглаша­ ют на торжественные выпускные вечера. Звучит школьный звонок. Вместе с молодой учительницей Анна Пет­ ровна входит в класс. Малыши вста- ’ют. Немного волнуясь, учительница начинает урок. Анна Петровна чуть заметным кивком головы поощря­ ет ее. й О ч е р к * Анна' Петровна довольна. Она останавливает свой задумчивый взор на молодой, стройной учительнице, слышит ее мелодичный звучный го­ лос и невольно вспоминает прош­ лое... Инспектор Харьковского учебно­ го округа, познакомившись с доку­ ментами Анны Петровны, спросил: —Вам шестнадцать лет. Что за­ ставляет вас. такую молодую, идти в глухомань и учительствовать там за гроши? — Я должна содержать семью, господин инспектор. После смерти отца у мамы осталось пять детей, а я самая старшая. — М-да. — неопределенно про­ бурчал инспектор. — Предупреж­ даю. уважаемая, учительствовать неукоснительно по утвержденной программе. Никаких отступлений. Я не допущу вольнодумства и про­ жектов. Строго буду взыскивать. С таким напутственным словом Анна Петровна была направлена в село Бутырки Липецкого уезда. Б земской школе было три класса. В помощь Анне Петровне дали Та­ тьяну Ивановну, такую яге моло­ денькую, робкую учительницу, ка­ кой была она сама. Когда Анна Петровна пришла на первый урок, учащиеся шумно под­ нялись и с любопытством устави­ лись на новую учительницу. Среди них выделялся богатырским ростом молодой парень с копной черных волос. Первое мгновенье Анна Пет­ ровна решила, что он забрел в класс случайно, ради любопытства. Она стала вызывать по списку, — Тихон Востриков! — Я!— густым .басом откликнул­ ся парень. По классу про­ катился смешок. Учительница сму­ тилась. — Вы... — она замялась и пос­ ле короткой паузы продолжала. — Ты давно учишься в школе. Востри­ ков? — Нет... Второй годок, — крас­ нея. ответил тот. — Меня папаня не пускал. Потом выяснилось, что отец Во­ стрикова. бедняк, имея на руках многочисленную семью, с малолет­ ства приучал старшего сына к хо­ зяйству. Но когда тому исполни­ лось пятнадцать лет. уступил его настойчивой просьбе, разрешил хо­ дить в школу. Тихон оказался очень любознательным и удивительно спо­ собным учеником. В классе его боя­ лись. уважали, и он помогал под­ держивать дисциплину и порядок. Как-то вечером Тихон пришел на квартиру к учительницам, снял шапку и, потупивши глаза, басовито сказал: — Завтра в школу не приду. Па­ паня не пущает. — Почему? — Работать некому. Говорит, что мне жениться пора, а я учиться хочу. Уговорите папаню, Анна Пет­ ровна, век не забуду! Анне Петровне удалось уговорить отца Вострикова. Тихон блестяще закончил школу, а вот дальше учиться все-таки не довелось. Отец ■заставил его жениться и крестьян­ ствовать. Кто знает, может быть, из него в дальнейшем вышел бы уче­ ный человек, но разве мало способ­ ных юношей в те глухие времена разделили участь Тихона! Октябрьская революция застала Анну ПетроЕну в Задонске. Кое-кто из педагогов старой закалки не за­ хотел идти в советскую школу, что­ бы учить детей «голытьбы » . А вот Анна Петровна не бросила учитель­ скую работу. В холодном, нетопленном классе собрались тридцать вихрастых ма­ лышей. Кутаясь в старую шубу, Анна Петровна начала свой первый урок в советской школе: — Я научу вас читать и писать. Расскажу, куда текут реки, почему день сменяет ночь, а зима—лето. Вы узнаете, как рабочие и крестья­ не боролись за революцию и побе­ дили. Внимательно, боясь проронить слово, слушали школьники рассказ учительницы. Свет Великого Октября пробудил в народе. жажду к знаниям, к куль­ туре. Не зная усталости, Анна Пет­ ровна преподавала в школах лик­ беза, руководила кружками худо­ жественной самодеятельности. Ей одной из первых была вручена по­ четная грамота уездного отдела на­ родного образования. Старая боль­ шевичка Анастасия Степановна Те- нихина. вручая грамоту, горячо по­ здравила Анну Петровну с успехом. — Вы настоящий советский че­ ловек. товарищ Стольных. — с чув­ ством сказала она. Чередой шли годы. Получив ат­ тестат зрелости, воспитанники Ан­ ны Петровны поступали в высшие учебные заведения. Одни из них водили морские пароходы, другие летали по воздушным просторам страны, третьи работали агронома­ ми. инженерами, врачами, мно­ гие. следуя примеру любимой учи­ тельницы. преподавали в школах. А старая учительница не покида­ ла любимого дела, по-прежнему бы­ ла неутомима и энергична. И те­ перь на первых уроках часто пре­ подносились неожиданные сюрпри­ зы. Встает белокурая девчушка и смущенно говорит: — У вас учился мой папа. А юркий непоседа, с бойкими черными глазенками, на весь класс звонко произносит: — А у вас упился мой дедушка. Помните? Анна Петровна со счастливой улыбкой смотрит на ребят. Вот сейчас она начнет урок для буду­ щих строителей, творцов светлой, поры человечества — коммунизма. Голос ее звучит взволнованно. После уроков ученики гурьбой провожают Анну Петровну. Каж­ дый считает за честь нести ее кни­ ги. Они предупреждают ее о впа­ дине на тротуаре, зорко берегут свою любимую учительницу. Дома Анну Петровну ждет почта. Письма идут со всех концов стра­ ны. Сестра и брат Валентина и Ни­ колай Аристовы учатся в Ленин­ градском инженерно-строительном институте. Они сообщают о своих успехах в учебе. Бывший воспитан­ ник Тихон Гулин, работающий ин­ женером в изыскательской партии в Якутии, рассказывает о трудной, но интересной работе в непроходимой тайге. Анна Петровна садится за стол, чтобы ответить на’ письма. Одному дать совет, другого— поддержать... Но одно письмо было гневным. Ей стало известно, что Владимира К... после окончания сельскохозяйст­ венного института послали агроно­ мом на целинные земли Казахстана. Пробыв там три месяца, молодой специалист позорно бежал. «Дорогой Володя, с болью я узна­ ла. что ты дезертировал с целины, оставил своих друзей в трудное время. — писала Анна Петровна.— Своим поступком ты ранил меня в самое сердце. Я. твоя учительница, прошу: не позорь себя, вернись и честно работай там, куда тебя по­ слал народ » . Молодой агроном последовал сове­ ту старой учительницы и вернулся в Казахстан. Однажды зимой в дом Анны Пет- Читатель «Ленинского знамени» т. Рыжков прислал в редакцию письмо, в котором говорилось о недоброкачественной выпечке ба­ тонов Липецким хлебозаводом № 3. Директор хлебозавода т. Хуса- ровны постучался высокий, строй­ ный человек в военной форме. — Подполковник Сериков, — представился он. Анна Петровна улавливала в ли­ це военного “какие-то знакомые черты, но не могла вспомнить, кто он. — Я ваш старый ученик. Анна Петровна. — улыбаясь проговорил подполковник, — Сеня Сериков. Помните? — Ах. Сеня! Здравствуй, мой дорогой! II старая учительница припомни­ ла забавный случай., Как-то она за­ немогла и неделю лежала в постели. Дочери Мария и Александра ушли на работу. В распахнутое окно вры­ вался теплый ветер, шевелил зана­ вески. Неожиданно в окне пока­ зались загорелые детские ручонки и положили на подоконник два незрелых яблока. От этого смешно­ го подарка Анне Петровне как-то стало легко и радостно на душе. Позже узнала, что эти яблоки при­ нес Сеня Сериков. Правительство высоко оценило заслуги старой учительницы, на­ градив ее орденами Ленина, Тру­ дового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Оте­ чественной войне 1941— 45 гг. » . Анне Петровне Стольных присвоено почетное звание заслуженной учи­ тельницы школы РСФСР. Но не так просто покинуть лю­ бимое дело, долгим временем уста­ новленный распорядок жизни. На­ ступило 1 сентября. Как обычно, Анна Петровна поднялась рано. По улице в школу шли первоклассни- ев,' которому было направлено письмо для принятия мер, сооб­ щил редакции, что на виновных в недоброкачественной выпечке ба­ тонов наложено административ­ ное взыскание. цы, веселые и оживленные, в на­ рядных платьях, с букетами цветов в руках. Несколько девочек остано­ вились перед домом. — Анна Петровна! — позвали они. Учительница невольно потянулась на этот зов. но ее остановила стар­ шая дочь Мария: — Мама, оставь. Не надо. Пусть идут. Девочки подождали, и затем грустные ушли. Улица опустела. Анна Петровна знала, что в эту ми­ нуту в школе прозвевгл первый звонок, начались занятия. Она не могла оставаться дома, ушла на берег Дона. «Нет. я не сдамся. — думала Анна Петровна. — Пока есть еще силы, буду ходить в школу. по­ могать молодым педагогам » . Эта мысль придала ей бодрости. Вернувшись домой, она застала де­ легацию из школы. Пришли учи­ тельницы, ее бывшие воспитанницы М. Занина. Е. Дацунова и девочки с букетами цветов Все они востор­ женно бросились к Анне Петровне. Нет. она не забыта. Она еще при­ годится школе! ...Старенькая и счастливая, сидит Анна Петровна в саду. В буйном цветении деревья. Вокруг нее игра­ ют дети. Глядя на малышей, она думает о своих воспитанниках и мысленно говорит: — Если бы мне было дано начать свою жизнь сызнова, то я опять бы выбрала благородный путь воспита­ ния подрастающего поколения! Д , КОРШИКОВ. гор. Задонск.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz