Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
4 нюня 1958 г., N 129 (11885 Ш К И Н СКЮЕ , 3 Ш Ш Я 3 З а в о д с к о й с о в е т п е н с и о н е р о в Уйдя на пенсто . старейшие про изводственники тракторного завода не порвали связи с родным пред приятием. Будни созданного в прош лом году заводского совета ветера нов труда наполнены интересными и нужными для тракторостроителей делами. Каждого члена этого совета дирекция завода обеспечила пропу ском с тем, чтобы пенсионер в лю бое время мог посетить цех, где он работал. Пенсионеры ежедневно бывают на заводе, проверяют со стояние столовых и общежитий, бе седуют с молодежью. При совете ветеранов труда, пред седателем которого является старый коммунист А. С. Каретников, создано несколько секций. Пенсионерам, входящим в одну из них, поручено заниматься производственными де лами. другая секция ведает воп росами культурного обслуживания тракторостроителей, третья — про веряет работу столовых и магазинов, четвертая — отедиг за деятельно стью детских и медицинских учреж дений. Словом, каждый член совета вьгбрал себе дело по душе. За последнее время пенсионеры тщательно обследовали несколько молодежных общежитий завода. По радовало комиссию состояние об щежития. размещенного в доме ЛИ 10 по улице Полярной. В комна тах девушек чисто и уютно. Пере ходящий вымпел общежития нахо дится в комнате, где проживают ком сомолки С. Тарепцева, А. Барбаши- на и 3. Ситникова. Порядок в этой комнате действительно образцовый. Левушки с удовольствием проводят здесь свободное от работы время: читают газеты, которые доставляют ся им как подписчицам, занимаются рукоделием. Группа пенсионеров, ко то ро й по ручена проверка заводских общежи тий. настойчиво добивается теперь, чтобы чисто и уютно стало во всех комнатах, где живут^юлоиле-твак- тошостроитеди. Рабата предстоит большая, так как должный порядок наведен еще далеко не во всех об щежитиях. Нет его до сих пор даже в общежитии для инженерно-техни ческих работников завода. Неприят ное впечатление произвела иа пен сионеров комната, в которой живут инженеры заводской лаборатории тт. Беляков. Никитский и Блинов. В комнате не подметено, постели не заправлены, на подоконниках — ОКУРКИ. Комиссия совета ветеранов труда установила также, что работники жилищно-коммунального отдела за вода совершенно не беспокоятся об экономии электроэнергии. В коридо рах ряда общежитий электрический свет горит круглыми сутками, так как поставить здесь выключатели не догадались. Теперь недостаток, вы явленный пенсионерами, устра няется. Значительную помощь в деле вос питания молодежи оказывает пар тийной. комсомольской и профсоюз ной организациям завода секция со вета ветеранов труда по культурно- массовой работе. Выступая в клубе и рабочих общежитиях, пенсионеры рассказывают молодым тракторо строителям о передовых людях за вода. о решениях партии и прави тельства. направленных на повы шение благосостояния народа, де лятся своим жизненным и трудовым опытом. Их рассказы молодежь слушает с большим вниманием. Заводской совет ветеранов труда стремится внести свой посильный вклад в решение больших и ответственных задач, поставлен ных перед заводом. Всю свою рабо ту секции совета ветеранов труда строят по хорошо продуманному плану. п. ловя г и н , пенсионер. О д н и о б е щ а н и я Двадцать пять лет проработал а машинистом подъемной маши- ны на Липецких рудниках. Око ло года назад стал пенсионером и никогда не думал, что руково дители Липецкого рудоуправле ния будут так невнимательны к нуждам старого рабочего. Шесть лет ждали мы ремонта квартир. Наконец, в прошлом году начали капитальный ремонт дома № 21 по улице Октябрь ской (рудник), в котором я живу. Большинство квартир переобо рудовали, поставили перегород ки. перенесли плиты. Во всем до ме перестлали полы, подняли их выше, а в моей комнате не стали менять гнилые балки, пол наст лали ниже, чем в коридоре, да еще кое-как. Я просил начальника ремонт но-строительного отдела т- Алек сеева сделать пол как следует. Но он оставил мою просьбу без внимания. Пришлось обратиться к управляющему рудоуправлени ем т. Херсонскому Он дал распо ряжение начальнику коммуналь ного отдела т. Сомкину сделать ремонт, как положено. Однако все остается по-прежнему. А. ВОРОНИН. К н и ж н ы й м а г а з и н н а з а м н е Вот уже целый месяц находит ся под замком книжный магазин N° 3. который расположен в районе завода «Свободный со кол » . Надпись на дверях гласит, что закрыт он якобы для учета. Но неужели для подобной опе рации требуется столько времени, тем более, что в магазине не так уж много товаров? Долго ли еще покупатели в поисках нужной ли тературы вынуждены будут со вершать путешествия в другие магазины города? И. ЗАВРАЖИН, З а вчерашний день в редакцию поступило 27 писем, читателей и 3 ответа на письма, ранее посланные для принятия мер. Коллектив Б аш кой швейной фаб рики за последние годы систематиче ски перевыполня ет производствен ные планы, сни жает себестои мость изделий и дает государству немало сверхплановых .накоплений. За последние два года фабрика по лучила около двух миллионов руб лей прибыли. Эти успехи являются результатом внедрения хозрасчета во все звенья производства, повышения произво дительности труда, совершенствова ния технологического процесса, эко номного расходования средств и ма териалов, обеспечения ритмичной работы всех цехов. Этому способст вует также социалистическое сорев нование. которым охвачен весь кол лектив. Руководство фабрики, партийная и профсоюзная организации с по мощью рационализаторов и новато ров настойчиво ищут новые резервы производства. Большое внимание, например, было уделено сокраще нию затрат материалов и средств на единицу продукции. Обычно при' раскрое ткани получается немало отходов. Количество и величина этих отходов зависят от того, насколько умело, рационально ма стера-закройщики используют каж дый сантиметр тканей. Масте рам пришлось немало поработать, чтобы снизить расход ткани. И не безуспешно. Мастера - закройщики А. В. Липка и В. Г. Балашова, най дя более рациональные методы рас кроя. ежемесячно экономят до 200 квадратных метров ткани. Из сэко номленного материала изготовлено значительное количество швейной продукции сверх плана. Вторым важным источником сверхплановых накоплений является рост производительности труда на фабрике. Фабрика за последние два года была оснащена новой, высоко производительной техникой. В цехах установлены быстроходные машины с отдельными моторами. Установ лены также закрепочные, петель ные. обметочные и пуговичные .машины, что позволило механизиро вать полностью трудоемкие процес сы, высвободить часть людей и уско рить производственный процесс. Раньше на фабрике был установ лен такой порядок, что мотористка не имела права без механика устра нять сама незначительные неис правности машины. Однако, несмот ря на большой штат специалистов по ремонту оборудования, простой машин из-за неисправности не сни жался, потому что механики в ту же минуту, как остановилась маши на. были не -в состоянии сразу устранить неисправность. Этот устаревший порядок изме нила передовая швея-мотористка Вера Авдеева. Осенью 1956 года она выступила инициатором за мечательного почина — без помо щи механика. самостоятельно устранять мелкие неполадки в ма шине. Руководство фабрики, а так же партийная и профсоюзная орга низации поддержали это ценное на чинание. Были созданы курсы по вышения квалификации мотористок, которыми руководили инженеры, мастера и механики. Через некото рое время большинство мотористок уже отказалось от .услуг механиков, потому что сами научились приво дить машину в порядок. В резуль тате простой машин сократился до минимума, что позволило повысить производительность труда по сравне нию с 1956 годом на 8.7 процен та. Пять механиков были высвобож дены и направлены на другие уча стки работы. Теперь по методу Ве ры Авдеевой работает более 80 про центов мотористок. Большинство из Бо ль ше, л у ч ше, де шев л е О путях с нижени я себестоимости п родукц ии на елецки х п ред п р иятиях них выполняет сменные задания за семь часов. Третьим источником получения сверхплановой прибыли явилось со кращение затрат времени на изго товление единицы продукции. Ес ли раньше на шитье мужского ко стюма требовалось 4.66 часа, то сейчас на изготовление такого ко стюма уходит 3,33 часа, что при вело к значительному снижению себестоимости продукции. В связи с перестройкой руко водства промышленностью и строи тельством возникла необходимость объединения двух елецких швей ных фабрик в одно предприятие. Это намного снизило непроизводи тельные расходы. Одновременно улучшилось качество изделий. Правильная организация произ водственных процессов обеспечива ет ритмичную планомерную работу коллектива фабрики. План первого квартала текущего года завершен перевыполнением, стране дано сверх плана товаров на десятки тысяч рублей. Однако дальнейший подъем про изводства возможен лишь в том случае, если будет расти техничес кий уровень всего коллектива пред приятия. Поэтому на фабрике боль шое внимание уделено техническо му обучению кадров. Помимо раз личных производственных курсов, изучения конкретной экономики, здесь хорошо поставлена заочная учеба. Десятки работниц сочетают свою работу с учебой в заочных технических учебных заведениях, а также в вечерних школах рабочей молодежи. С большим старанием учатся мастер т. Новосильцева, швеи-мотористки тт. Никитина и Авдеева. Тов. Русакова учится в за очном институте текстильной и легкой промышленности. Теперь она стала инженером фабрики. Добрая слава идет и о коллек тивах многих других предприя тий Ельца. Там также умело ис пользуются резервы повышения производительности труда, снижения себестоимости продукции. Об этом свидетельствует тот факт, что в прошлом году, например, предприя тия города успешно справились с выполнением производственных пла нов и дали государству на 16 мил лионов рублей продукции сверх плана. План четырех месяцев это го года перевыполнен; выпуск про мышленной продукции по сравне нию с тем же периодом прошлого года возрос на 10 процентов. Однако не все предприятия Ель ца успешно борются за снижение себестоимости выпускаемой продук ции, за внедрение хозрасчета и по лучение сверхплановых накоплений. Взять самый крупный в городе элементный завод. Здесь смонти рованы поточные линии по выра ботке трех видов изделий, ведутся работы по переводу на поточные линии производства источников пи тания. В результате этого затраты только на изготовление батареи «Энергия » с нижены на 11 процен тов, а производительность труда выросла на 21 процент. Следует сказать и о том. что благодаря творческой энергии рабочих и ин женерно - технических работников изготовлена и освоена машина для заварки элементов, пущен в эксплуатацию пресс для прессов ки агломератов, сконструирован ный механиками тт. Скворцовым и Исаковым. Проведена модернизация мапшЬ для сборки элементов. Боль шой экономиче ский эффект по лучен от реконст- оукцш и усовер- шенс т в о в а н и я ванн для парафи- нншовки блоков элементов. И все же на заводе преобладает ручной труд, поэтому себестоимость выпускаемой продукции намного превышает плановую. В результате вместо сверхплановых накоплений предприятие дало в прошлом году государству свыше 4 миллионов рублей убытков. Плохо борется кол лектив завода за экономию сырья и материалов, немало идет продук ции в брак. Снижение себестоимости продук ции путем внедрения автоматиче ских линий, повышение производи тельности труда и борьба за высо кое качество продукции — вот *те неотложные вопросы, которые долж ны решать руководители, партий ная организация и профсоюзная ор ганизация завода. Этого они суме ют добиться лишь при том условии, если будут постоянно изыскивать, по примеру передовых предприятий Ельца, дополнительные внутренние резервы, совершенствовать техно логию. искать новые методы тру да, вовлекать всех производствен ников в социалистическое соревно вание за ежедневное перевыполне ние сменной нормы при высоком качестве продукции. Или взять агрегатный завод. Он поставляет тракторным заводам гид роцилиндры для навесных сельско хозяйственных орудий. Это нала гает на весь коллектив предпри ятия большую ответственность за выполнение количественных и ка чественных показателей. Но завод отстает. В прошлом году, например, он недодал гидроцилиндров на де сятки тысяч рублей только потому, что новейшая техника не была ис пользована на полную мощность, не организовано по-настоящему со циалистическое соревнование, от сутствовала борьба за экономию, за сбережение инструментов и мате риалов, В этом году план первого квар тала хотя и выполнен, однако, за вод продолжает работать неритмич но. Нередко из-за неорганизованно сти станочники простаивают. Как правило, в начале месяца на агре гатном заводе не думают о тешах работы, а в последнюю декаду на чинается штурмовщина. Поэтому предприятие дает высокий процент бракованных изделий, что повыша ет себестоимость продукции. Толь ко за короткое время в цехах за вода скопилось до 35 тонн брако ванных новых изделий. На удорожании себестоимости гидроцилиндров отражается' -также неэкономное использование электро энергии, материалов и инструмен тов. В настоящее время на заводе ор ганизация труда значительно улуч шилась. приняты меры к устране нию указанных выше недостатков. Однако партийное бюро завода (се кретарь т. Гуров) слабо еще вни кает в производство, недостаточно осуществляет контроль за работой хозяйственников, оно по существу стоит в стороне от организации со циалистического соревнования за досрочное выполнение производст венного плана. Борьба за снижение себестоимо сти продукции и улучшение ее ка чества — главное, к чему должно быть приковано внимание пар тийных и профсоюзных организа ций предприятий города. А. ТРУБНИКОВ, редактор елецкой городской газеты «Красное знамя », Ниж ний парк — любимое мест о отдыха трудящихся Липецка. После , проведения мелиоративных и строи тельных работ он станет еще краше. На снимке: инженеры Липецкого облпроекта Т. А. Татарчукова (сле ва)) и Л. П. Зимина производят мензульную съемку территории Нижнего парка для его благоустройства. Фото И. Нарциссова, Новое спортивное общество должно работать по-новому С о б л а с т н о й к о н ф е р е н ц и и Д С О „ Т р у д “ В прошлом году все спортивные общества профсоюзов были объеди нены в общество «Труд » и создано оргбюро облсовета этого общества, которое возглавил т. Казьмин. Что же сделано оргбюро за про шедшие шесть месяцев по улучше нию Физкультурной работы? Окажем прямо: очень мало. Вместо того, чтобы заняться укреплением имею щихся и созданием новых коллек тивов Физкультуры, оргбюро больше занимается бумаготворчеством. Чле ны оргбюро так и не нашли время побывать в коллективах физкульту ры, поговорить со спортсменами, т а т ь их нужды и запросы. У нас имеются неплохие низовые кол лективы. Казалось бы, что орг бюро распространит их опыт. К со жалению, этого не произошло. В плохой работе оргбюро повинен и областной комитет по физкульту ре и спорту. Однако на состоявшейся недавно первой областной конференции ДСО «Труд » председатель оргбюро т. Казьмин в своем докладе больше г о в о ри л о достижениях и обошел молчанием многие крупные недо статки- Коллективы физкультуры ДСО ^ «Т ру д » крайне неорганизованно * встретили летний спортивный се зон. Тем не менее это совершенно ненормальное явление не нашло от ражения в докладе. До сего времени- в Липецке не проведено еще ни од ного большого соревнования. Стран но, что и в выступлениях ^многих делегатов не чувствовалось тревоги за плохую постановку физкультур ной работы на местах. В обществе неблагополучно обсто ит дело с подготовкой общественных кадров, строительством спортивных сооружений. Но и эти недочеты про шли мимо внимания большинства' выступающих. Принципиальными были вы ступления делегатов тт. Антонова (г. Елец). Суркова (Лебедянский машиностроительный завод), Кисе лева (Усманекий механический за вод). Они остро критиковали орг бюро ДСО «Труд » за нежелание по- настоящему заниматься развитием спорта. Н. ЕПИФАНОВ* Школь ники вышли на поля Второй год бригада учащихся 8—9 классов Часто-Дубравекей ■.средней школы Боринекого района трудится в колхозе «Заветы Иль ича » . В прошлом году школьники обработали 13 гектаров колхозной земли. Они вырастили по 277 цент неров сахарной свеклы с гектара, а зеленой массы кукурузы — по 200 центнеров. Труд учащихся был хорошо оплачен. Только в качестве премии школа получила радиолу «Эстони я» и полный комплект спортивного оборудования. Сейчас бригада объединяет 40 учащихся старших классов, взяв ших обязательство вырастить по 3,50 центнеров сахарной свеклы с каждого гектара на площади 7 гектаров. Слова у школьников не расхо дятся с делом. На второй же день после окончания учебного года они под руководством учителей отправи лись в поле. Проводить учащихся и пожелать им успехов пришел в школу председатель колхоза Миха ил Петрович Ливенцев. Особенно хорошо работает луч шее звено бригады, второй год возглавляемое Катей Букреевой. В его составе 13 девятиклассниц. За звеном закреплено 3 гектара зем ли, на которых выращивается са харная свекла. Члены звена пони мают, что придется много порабо тать. чтобы дать колхозу не менее 100 тонн свеклы со своего участка. В течение двух дней члены звена Букреевой тщательно провели пер вую шаровку. Их примеру последо вали и другие звенья. Учащиеся школы дали обещание, что каждый из них вырастит по 10 цыплят. Производственная практика уча щихся 5-6 классов в основном 'проходит на пришкольном учебно- рпьггном участке. г И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облОНО, Что сделано по письмам читателей Н а к о н к у о с „ Л е н и н с к о г о з н а м е н и * Ваша учительница V . - % В Задонске на улице Карла Марк са, в окаймлении фруктового сада стоит уютный домик. Каждое утро из калитки выходит высокая жен щина с седыми волосами и жи выми добрыми глазами. Она не спе ша идет про тротуару. — Доброе утро. Анна Петровна. Здравствуйте! — несутся со всех сторон голоса. Женщина поговорит то с одним, то с другим из встречных, расспро сит. как учатся дети, и снова про должает свой путь. А вот высокое, красивое здание средней школы. N° 1. Еще издалека, увидев Анну Петровну, навстречу ей со всех ног бросаются школьни ки и стайкой окружают ее. — Летом наш девятый «Б » от правляется в экскурсию по Дону. Поедемте с нами. Анна Петровна! — А я вчера по арифметике по лучил пятерку! Анна Петровна кого одобрительно погладит по вихрастой голове, кому скажет ласковое слово, а кого по журит за шалости. Заслуженная учительница, про работав свыше 53 лет на ниве на родного просвещения, давно остави ла любимую работу, но до сих пор не забывает свою школу. С ней со ветуются педагоги, она часто посе щает начальные классы, чтобы муд рым еловом и делом помочь моло дым учителям, ее всегда приглаша ют на торжественные выпускные вечера. Звучит школьный звонок. Вместе с молодой учительницей Анна Пет ровна входит в класс. Малыши вста- ’ют. Немного волнуясь, учительница начинает урок. Анна Петровна чуть заметным кивком головы поощря ет ее. й О ч е р к * Анна' Петровна довольна. Она останавливает свой задумчивый взор на молодой, стройной учительнице, слышит ее мелодичный звучный го лос и невольно вспоминает прош лое... Инспектор Харьковского учебно го округа, познакомившись с доку ментами Анны Петровны, спросил: —Вам шестнадцать лет. Что за ставляет вас. такую молодую, идти в глухомань и учительствовать там за гроши? — Я должна содержать семью, господин инспектор. После смерти отца у мамы осталось пять детей, а я самая старшая. — М-да. — неопределенно про бурчал инспектор. — Предупреж даю. уважаемая, учительствовать неукоснительно по утвержденной программе. Никаких отступлений. Я не допущу вольнодумства и про жектов. Строго буду взыскивать. С таким напутственным словом Анна Петровна была направлена в село Бутырки Липецкого уезда. Б земской школе было три класса. В помощь Анне Петровне дали Та тьяну Ивановну, такую яге моло денькую, робкую учительницу, ка кой была она сама. Когда Анна Петровна пришла на первый урок, учащиеся шумно под нялись и с любопытством устави лись на новую учительницу. Среди них выделялся богатырским ростом молодой парень с копной черных волос. Первое мгновенье Анна Пет ровна решила, что он забрел в класс случайно, ради любопытства. Она стала вызывать по списку, — Тихон Востриков! — Я!— густым .басом откликнул ся парень. По классу про катился смешок. Учительница сму тилась. — Вы... — она замялась и пос ле короткой паузы продолжала. — Ты давно учишься в школе. Востри ков? — Нет... Второй годок, — крас нея. ответил тот. — Меня папаня не пускал. Потом выяснилось, что отец Во стрикова. бедняк, имея на руках многочисленную семью, с малолет ства приучал старшего сына к хо зяйству. Но когда тому исполни лось пятнадцать лет. уступил его настойчивой просьбе, разрешил хо дить в школу. Тихон оказался очень любознательным и удивительно спо собным учеником. В классе его боя лись. уважали, и он помогал под держивать дисциплину и порядок. Как-то вечером Тихон пришел на квартиру к учительницам, снял шапку и, потупивши глаза, басовито сказал: — Завтра в школу не приду. Па паня не пущает. — Почему? — Работать некому. Говорит, что мне жениться пора, а я учиться хочу. Уговорите папаню, Анна Пет ровна, век не забуду! Анне Петровне удалось уговорить отца Вострикова. Тихон блестяще закончил школу, а вот дальше учиться все-таки не довелось. Отец ■заставил его жениться и крестьян ствовать. Кто знает, может быть, из него в дальнейшем вышел бы уче ный человек, но разве мало способ ных юношей в те глухие времена разделили участь Тихона! Октябрьская революция застала Анну ПетроЕну в Задонске. Кое-кто из педагогов старой закалки не за хотел идти в советскую школу, что бы учить детей «голытьбы » . А вот Анна Петровна не бросила учитель скую работу. В холодном, нетопленном классе собрались тридцать вихрастых ма лышей. Кутаясь в старую шубу, Анна Петровна начала свой первый урок в советской школе: — Я научу вас читать и писать. Расскажу, куда текут реки, почему день сменяет ночь, а зима—лето. Вы узнаете, как рабочие и крестья не боролись за революцию и побе дили. Внимательно, боясь проронить слово, слушали школьники рассказ учительницы. Свет Великого Октября пробудил в народе. жажду к знаниям, к куль туре. Не зная усталости, Анна Пет ровна преподавала в школах лик беза, руководила кружками худо жественной самодеятельности. Ей одной из первых была вручена по четная грамота уездного отдела на родного образования. Старая боль шевичка Анастасия Степановна Те- нихина. вручая грамоту, горячо по здравила Анну Петровну с успехом. — Вы настоящий советский че ловек. товарищ Стольных. — с чув ством сказала она. Чередой шли годы. Получив ат тестат зрелости, воспитанники Ан ны Петровны поступали в высшие учебные заведения. Одни из них водили морские пароходы, другие летали по воздушным просторам страны, третьи работали агронома ми. инженерами, врачами, мно гие. следуя примеру любимой учи тельницы. преподавали в школах. А старая учительница не покида ла любимого дела, по-прежнему бы ла неутомима и энергична. И те перь на первых уроках часто пре подносились неожиданные сюрпри зы. Встает белокурая девчушка и смущенно говорит: — У вас учился мой папа. А юркий непоседа, с бойкими черными глазенками, на весь класс звонко произносит: — А у вас упился мой дедушка. Помните? Анна Петровна со счастливой улыбкой смотрит на ребят. Вот сейчас она начнет урок для буду щих строителей, творцов светлой, поры человечества — коммунизма. Голос ее звучит взволнованно. После уроков ученики гурьбой провожают Анну Петровну. Каж дый считает за честь нести ее кни ги. Они предупреждают ее о впа дине на тротуаре, зорко берегут свою любимую учительницу. Дома Анну Петровну ждет почта. Письма идут со всех концов стра ны. Сестра и брат Валентина и Ни колай Аристовы учатся в Ленин градском инженерно-строительном институте. Они сообщают о своих успехах в учебе. Бывший воспитан ник Тихон Гулин, работающий ин женером в изыскательской партии в Якутии, рассказывает о трудной, но интересной работе в непроходимой тайге. Анна Петровна садится за стол, чтобы ответить на’ письма. Одному дать совет, другого— поддержать... Но одно письмо было гневным. Ей стало известно, что Владимира К... после окончания сельскохозяйст венного института послали агроно мом на целинные земли Казахстана. Пробыв там три месяца, молодой специалист позорно бежал. «Дорогой Володя, с болью я узна ла. что ты дезертировал с целины, оставил своих друзей в трудное время. — писала Анна Петровна.— Своим поступком ты ранил меня в самое сердце. Я. твоя учительница, прошу: не позорь себя, вернись и честно работай там, куда тебя по слал народ » . Молодой агроном последовал сове ту старой учительницы и вернулся в Казахстан. Однажды зимой в дом Анны Пет- Читатель «Ленинского знамени» т. Рыжков прислал в редакцию письмо, в котором говорилось о недоброкачественной выпечке ба тонов Липецким хлебозаводом № 3. Директор хлебозавода т. Хуса- ровны постучался высокий, строй ный человек в военной форме. — Подполковник Сериков, — представился он. Анна Петровна улавливала в ли це военного “какие-то знакомые черты, но не могла вспомнить, кто он. — Я ваш старый ученик. Анна Петровна. — улыбаясь проговорил подполковник, — Сеня Сериков. Помните? — Ах. Сеня! Здравствуй, мой дорогой! II старая учительница припомни ла забавный случай., Как-то она за немогла и неделю лежала в постели. Дочери Мария и Александра ушли на работу. В распахнутое окно вры вался теплый ветер, шевелил зана вески. Неожиданно в окне пока зались загорелые детские ручонки и положили на подоконник два незрелых яблока. От этого смешно го подарка Анне Петровне как-то стало легко и радостно на душе. Позже узнала, что эти яблоки при нес Сеня Сериков. Правительство высоко оценило заслуги старой учительницы, на градив ее орденами Ленина, Тру дового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд в Великой Оте чественной войне 1941— 45 гг. » . Анне Петровне Стольных присвоено почетное звание заслуженной учи тельницы школы РСФСР. Но не так просто покинуть лю бимое дело, долгим временем уста новленный распорядок жизни. На ступило 1 сентября. Как обычно, Анна Петровна поднялась рано. По улице в школу шли первоклассни- ев,' которому было направлено письмо для принятия мер, сооб щил редакции, что на виновных в недоброкачественной выпечке ба тонов наложено административ ное взыскание. цы, веселые и оживленные, в на рядных платьях, с букетами цветов в руках. Несколько девочек остано вились перед домом. — Анна Петровна! — позвали они. Учительница невольно потянулась на этот зов. но ее остановила стар шая дочь Мария: — Мама, оставь. Не надо. Пусть идут. Девочки подождали, и затем грустные ушли. Улица опустела. Анна Петровна знала, что в эту ми нуту в школе прозвевгл первый звонок, начались занятия. Она не могла оставаться дома, ушла на берег Дона. «Нет. я не сдамся. — думала Анна Петровна. — Пока есть еще силы, буду ходить в школу. по могать молодым педагогам » . Эта мысль придала ей бодрости. Вернувшись домой, она застала де легацию из школы. Пришли учи тельницы, ее бывшие воспитанницы М. Занина. Е. Дацунова и девочки с букетами цветов Все они востор женно бросились к Анне Петровне. Нет. она не забыта. Она еще при годится школе! ...Старенькая и счастливая, сидит Анна Петровна в саду. В буйном цветении деревья. Вокруг нее игра ют дети. Глядя на малышей, она думает о своих воспитанниках и мысленно говорит: — Если бы мне было дано начать свою жизнь сызнова, то я опять бы выбрала благородный путь воспита ния подрастающего поколения! Д , КОРШИКОВ. гор. Задонск.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz