Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 июня 1958 г.. № 127 (1186) Фотокомпозиция Л. Черкашина. М ы в се з а них в отв ете Вспоминаю трудные фронтовые дороги. Много мне пришлось по ним походить, много я видел слез. И самыми горючими были детские слезы — тех, кто остался без ма терей и отцов, тех, кому в раннем возрасте пришлось испытать ужасы войны. А сейчас? Посмотрю я на своих четверых ребятишек, и думаю: как хорошо им живется! Для их спокой ствия. для их счастья, прежде всего, нужен мир. Так думаю не один я. Все родители, все советские люди борются за мир, за счастье детей. И мир будет упрочен! А наши дети будут продолжать нашу работу по строительству коммунизма. Дел им, как говорится, хватит! Но, чтобы успешно строить, надо очень много знать. Вот поэтому мы, родители, должны много внимания уделять учебе наших детей. Мы с женой, например, ни одного роди тельского собрания не пропускаем и всегда внимательно прислушива емся к советам учителей. Ведь они чего хотят? Добра нашим детям! И мы того же желаем. Как же нам не найти общего языка с учителями? Но иногда придешь на родитель ское собрание и обидно становится: многие места, где должны сидеть Птиц продавать нельзя Р а с с к а з Ж и л мальчишка. Играл в в о й ну. В ясный безоблачный день прилетели самолеты с черными крыльями. Раздался взрыв. Маль- чишка потерял руку. Теперь он взрослый. А другие мальчишки опять играют в войну. Когда это видит тот бывший мальчишка, ли цо его болезненно морщится. Он подходит к «воякам» и уводит их в лес. Кто найдет необычной формы сосновую шишку или опавший прошлогодний листок, пронзенный свежей майской травинкой, или еще что-нибудь в этом роде, по лучает приз: бывший мальчишка одной рукой записывает адрес счастливца, а через неделю при носит точную копию находки, вы резанную из плексигласа. Он большой мастер. Однажды в лесу на одного из мальчишек из-за кустов выскочи ли трое сереем неизвестных оголь. цов. — Проваливай отсюда. — А это что — ваш лес? — Мы тут птиц ловим. — Зачем? — Продавать. — Вот что: уматывайте сами— птиц продавать нельзя! Старший оголец поднял руку первым. Вместо избиения получи лась драка. Исход ее был необыч ным: трое покинули поле боя. И хоть победитель ничего в лесу не нашел, кроме шишки на лбу, ему был сделан специальный приз: нежный подснежник из плексигласа. А. ВОЛЬФСОН. ☆ ’ О Мир — главное, что нужно для счастья наших детей, О Воспи тание подрастающего* поколения — дело всей общественности, каж дого советского чело века. ☆ папы и мамы, пустуют-. Време ни нет, чтобы пойти на собрание? Никогда я в это не поверю! Сколь ко есть семей, где работают и отец и мать, а в школу кто-нибудь из них обязательно да зайдет. Иной прочитает такие слова и скажет: «Тебе-то что? Печешься о своих детях, ну и пекись. А дру гих не затрагивай » . Я бы такому человеку сказал: ты, друг,'еще очень слабо понима ешь жизнь. Я на фронте проливал кровь не только за своих детей (между прочим, их у меня тогда еще и не было), но и за твоих, и мне сейчас обидно, что твои дети плохо учатся. Они не виноваты в том, что ты никудышный родитель. Мы ви новаты. Раз живем коллективом, с т р о и м коллективом — значит, и детей нам воспитывать сообща, что бы моя. скажем, дочь училась у твоей только хорошему, а твоя у моей перенимала это же. Иначе ни чего путного не получится. Но дело не только в учебе. С ран него детства надо приучать наших дочек и сыновей к труду. А есть еще у нас такие люди, которые, как от огня, оберегают своих детей от труда. Они, видите ли. счастья же лают своим ребятам! Какое же это будет счастье, если вырастет сынок или дочка и не почувствует радости труда, усталости от здоровой, хоро шей работы, которая всем людям нужна? По это еще не все. Я вот рабо таю на заводе и знаю, как У нас борются с лодырями. Их критикуют, подтрунивают над ними и. в конце концов, заставляют работать. Но по ка до такого результата дойдет дело, с этих самых лодырей сто потов сойдет. А почему так получается? Потому что родители не воспитали в них трудолюбия, «жалели » их . ные » роди тели, трудно потом придется вашим $е- тям, недобрым словом они тогда вас помянут. ; А дело-то ведь простое! Сперва попросил сына что-нибудь подать, подвести, потом ему постоянное по ручение определил — скажем, ме бель протирать или за хлебом в ма газин ходить — и так потихонечку, да полегонечку увеличивал ему тру довую нагрузку. А потом, смотришь, он уже и сам томится без дела. И опять-таки нам, взрослым, нельзя проходить мимо «начинаю щих бездельнико в» — даже если они не твои, а, скажем, соседа. При стыдить таких на первый случай, а потом дело им подсказать посиль ное. Я вовсе не хочу сказать, что де тям нельзя играть, резвиться и даже пошалить. На то они и дети. Но нам всем надо следить, чтобы пустяковая шалость не переводила границы, А потом, слишком большая ша лость йнокда приводит к несчаст ным случаям. Вот. например, на речке у нас в Липецке можно ви деть такую картину: гребет на лод ке добрый молодец, а росту в нем едва один метр наберется. Понят ное дело, с веслом ему управлять ся трудно, лодка у него качается, того и гляди перевернется. И нуж но сказать правду: не всякий взрос лый, который видит эту картину, прикрикнет на этого паренька, за ставит его причалить к берегу и выйти из лодки. Опять хочу сказать еще несколь ко слов о родителях. Хуже всего дети бывают у тех из них. кто сам себя плохо ведет, кто человек не культурный, да еще пьяница. С та кими всем нам надо' вести борьбу. Мне кажется, что надо при завко мах и месткомах профсоюзов орга низовать специальные комиссии по работе с родителями, чтобы не толь ко школы будоражили нерадивых отцов и матерей, но и коллективы, где те работают. За детей мы все и всегда в от вете перед народом, перед Родиной. Н. ПОДКОПАЕВ, рабочий Липецкого станкостроительного завода, ☆ М а т ь Ребенок начал лепетать.., И, пройдя украдкой. С улыбкой радостною мать Склонилась над кроваткой. Его веселые глаза — Как две криницы синих. Он «мама», кажется, сказал, И мать горда за сына. — Впервые он, ее малыш, Осилил это слово... Но почему ты вновь молчишь И брови хмуришь снова? Себя ли вспомнила опять В ту страшную годину, Когда твоя родная мать Погибла на руинах? Ты пятилетнею была, И в ярких вспышках света Ты криком мать свою звала, Но... не было ответа. — Солдат в пилотке со звездой Тебя нашел за печью; Седей шершавою рукой Твои обнял он плечи. Потом в солдатском блиндаже Тебя кормили хлебом... А на переднем рубеже Раскалывалось небо. Потом — детдом, твои друзья. Упорная учеба, Любимый парень и — семья, И счастливы вы оба. Так почему же ты молчишь Над детской колыбелью? — Ручонки тянет твой малыш, И рад он не тебе ли? Ты сына на руки берешь, И с ним шагаешь прямо; А он и весел, и хорош! И, все лепечет: — «Ма-ма». ...Смотрела смерти ты в глаза, Встречалась ты. с бедою, Когда семнадцать лет назад Осталась сиротою. И вспомнишь ты еще не раз Суровую годину... Зато спокойна ты сейчас За жизнь и счастье сына. Но страшен материнский гнев Тому, кто жаждет крови; Ты мир не дашь поджечь войне, Сильна своей любовью. Ст, СЕРИКОВ. Будни детского сада Вокруг здания детского сада Л5 25, расположенного на терри тории ст. Грязи-Опловские, зеле неют деревья. Когда ни зайдешь в этот «городок маленьких », в сегда слышишь веселые звон кие голоса, видишь оживленные И ГРЫ. Хорошая пища, правильный распорядок дня идут детям на пользу. Они — здоровые, жизне радостные. веселые. Заведующая детсадом Н. И. Черкасова, вос питатели Н. И. Попкова и 3. Г. Мннькова и весь персонал, обслу живающий детский коллектив, с материнской лаской относятся к малышам. Спокойны сердца матерей и от цов, находящихся на работе. Пх дети в надежных руках. О советском человеке заботит ся наша партия, родное Совет ское правительство. Детям нужен мир. и мы стоим за мир. за свободу всего челове чества. за счастье детей и мате рей. Н. КРУГЛОВ, помощник машиниста паровоза депо сг. Грязи. Д а б у д е т вечно мир! Я не могу быть спокойной и равнодушной, когда моей дочери Аленуш ке, многим миллионам детей, всему человечеству угрожает опасность войны. Я знаю.что такое война. Она отняла у меня отца, мужа, братьев. Я сама была участницей боев за- Родину и видела своими глазами смерть, разрушения, видела, как беззащитные дети, старики замертво падали, ско шенные пулеметной очередью, а ра ди чего? Только ради обогащения кучки миллиардеров, которые хотели нажиться на крови миллионов без защитных детей. Так неужели снова должны повториться эти ужасы? Неужели снова должна литься кровь, подвергаться разрушению города и села, созданные руками простых людей для спокойной и радостной жиз ни, для творческого созидательного труда? Неужели наши маленькие де. ти, наше будущее, должны гибнуть и умирать только потому, что импе риалисты США хотят господствовать над всем миром? Нет! Этого не долж но быть! Не должны летать самолеты со смертоносным грузом атомных и в о до ро д н ы х бомб в мирном голубом небе, не должна литься кровь в Туни се. в Ливане! США и другие капиталистические страны должны немед ленно прекратить гонку вооружений! Женщины-матеои! С новой силой скажем сегодня НЕТ войне, скажем: да будет вечно МИР на земле! А, ТРОШИНА. Не для войны растим сыновей! Я мать одиннадцати детей. Са мый старший сын мой Анатолий — в рядах Советской Армии. Он пишет, что скоро демобилизуется. Дочь Люба работает на Елецком мясокомбинате, Надежда учится в медицинской шко ле. Учатся в школах и еще трое— два сына и дочь, а остальные пять человек — три сына и две дочери еще малолетние — от шести лет до восьми месяцев. Живи я в старое дореволюцион ное-время или в капиталистической стране, не видеть бы мне счастья, не знать бы радости, а детям не найти бы правильной дороги в жиз ни. Пное дело у нас, в Советской стране, где государство считает сво им первым долгом заботиться о де тях, о матерях. Золотая звезда с над писью «Мать-героин я» вруч ена мне Советским правительством, и это придает мне новые силы для того, чтобы воспитать своих детей людь ми. достойными нашей Родины. Хотя в семье работают только двое — дочь и муж. мы живем обеспеченной жизнью. Около 50 ты сяч рублей выдало нам государство и продолжает выплачивать пособия ежемесячно. Живем в своем простор ном доме- дружно, весело. Дети ра стут здоровыми, жизнерадостными. находятся они под постоянным на блюдением участкового врача — М. Д. Корчеяовой. Лети всегда радо стно встречают ее, охотно делятся своими детскими думами. Они растут вместе со всей страной. На их гла зах вырастают в Ельце новые кор пуса заводов, соседние улицы —• имени Пирогова и Пригородная, мо лодой парк имени 40-летия Октября. И дети тоже мечтают выращивать сады и парки, строить новые горо да. добывать уголь, искать богатства в морях и океанах, делать жизнь людей еще более краше, а страну— богаче. Я уверена, что мои дети вырастут смелыми, ловкими, умелыми, трудо любивыми. И больно бывает читать, что империалисты бряцают атомным и водородным оружием, думают развя зать новую войну. И все это ради прибылей. Что им горе и слезы ма терий. которые сулит война! Но кучке врагов мира не удастся осуществить свои бредовые планы. Сегодня над миром снова прозвучит клич матерей: — Не для войны мы растим сы новей! Т. БАРАНОВА, мать-героиня. Они живут дружно По ровной, посыпанной песком дорожке, шагают маленькие чело вечки, На груди у всех красные галстуки, в руках миниатюрные грабли и лопатки. Раздается звон кая команда: — Отряд, стой! Разойдись!.. Дети чистят свои инструменты и, тщательно вытерев ноги, идут в дом. Это воспитанники Елецкой шко лы-интерната, возвратившиеся со своего пришкольного участка. Дружно здесь живут ребята. Все 145 воспитанников представляют со бой семью, в , которой ни один во прос не решается старшими без их участия. — Для этой.цели мы создали со вет коллектива,—рассказывает дирек тор школы т. Болтышев.—Они вер шат у нас большими делами. Приве ду такой пример: у нас не было мастерских. Долго мы — воспитате ли — решали, к ^ их создать, а по том на совете коллектива поговори ли и решили обратиться к руково дителям швейной фабрики и артели «Новый путь» с просьбой открыть у нас филиалы швейного и столярно го цехов. Руководители предприя тий согласились на это. Помогли нам оборудовать мастерские, и теперь у нас есть два цеха, где ребята с удо вольствием трудятся. ... Закончился учебный год. Мно гие ребята разъехались по домам. А некоторые отправились в путешест вие по рекам Сосне, Воронежу, Дону. , М. УКРАИНСКИЙ, В 1943 году пал смертью храб- воспитывает из них настоящих рых командир партизанского от ряда т. Деханов. Получив изве щение о смерти отца, три маль чика и две девочки сиротливо прижались к матери. «Что буду делать?»—■размыш ляла мать долгими зимними но чами. На помощь пришло государст во. Сироты были приняты в За донский детский дом. Их окружи ли заботой и лаской. Старшие из семьи Дехановых — Федор и Ан на—уже получили высшее педаго гическое образование, а младшие Вячеслав, Александр и Валентина учатся в различных вузах страны. А что было бы с детьми Деха новых при капиталистическом строе? Их, как и миллионы детей буржуазных стран, ожидали бы нищета и горе. У нас, в стране победившего социализма, проявляется громад нейшая забота о детях. Дети — наше счастье, наше будущее. Ро дина делает все, чтобы они рос ли здоровыми, жизнерадостными, Пионеры средней школы й 3 г. Усмани переписываются с пи онерами Народной Республики Болгарии. Письма, которые при ходят от болгарских друзей, читают на собраниях о т р я д о в и на заседаниях сове та дружины, обсужда ют их и отправляют коллективный ответ. Дружба с болгар скими школьниками оказывает благотвор ное влияние на наших ребят. Однажды на сборе отряда № 6 бы ло зачитано письмо ученицы 11 класса гим назии имени Димитра Благоева Славки Бан ковой (г. Слядово, Каловоградский уезд). Болгарская пионерка сообщала о своих ус пехах в учебе, о дости жениях товарищей. Обсудив ее письмо, от ряд решил: надо до биться еще больших успехов в учебе, в ти муровской работе, что бы было что расска зать своим болгарским друзьям. Дружба детей раз ных . народов, разных стран помогает в уче бе, в воспитании под растающего поколения к духе интернациона лизма. Л. ЗИБОРОВА, зав. учебной частью средней школы, строителен коммунизма. Ярким подтверждением этому с лу ж ит тот же Задонский дет ский дом № 3. За пятнадцать лет своего существования из его стен вышли сотни образованных, культурных юношей и девушек, полноправных хозяев своей стра ны. Коллектив детского дома по праву гордится Ва ней Полосиным, Алек сандрой Дорофеевой, Мишей Карловым, Ваней Ланцевым и многими другими. Все они примерные совет ские граждане. Каждый год в дет ский дом приезжают многие его бывшие в о с п итанники. Их встречают здесь, как родных и близких. Нелегко ребенку за менить потерянных родителей. Но воспи татели и няни делают это. Ребята ни на минуту не чувствуют здесь себя одинокими или обиженными. Для них созданы все условия. Если ребенок хочет заниматься му зыкой — пожалуйста. Его за числят в музыкальный кружок или духовой оркестр. Изъявила девочка желание научиться вы шивать — на помощь придут старшие и научат. Здесь каждо му находится дело по душе. У Маруси Поляковой не полу чался правильный рисунок кре стом. На помощь пришла Валя Кульчикова (снимок в кружке). А какая здесь замечательная ху дожественная самодеятельность! Не раз колхозники сельхозартелей «Восток», «Путь Ильича», имени Сталина Задонского района друж ными аплодисментами награжда ли юных артистов. В комнатах, где жи*у,т дети, С лово ст а ро г о у чите ля Глядя сегодня на наших малышей, я невольно вспоминаю свое детство. Как счастлива их жизнь сейчас, и какимй мрачными были наши дет ские годы! Две зимы я учился в сельской шко ле в селе Буховом, а на третью зи му перестал ходить в школу: не было лаптей и износилась шуба. Старший брат Левон сказал (он был главою семьи после смерти отца): — Хватит, Серега, тебе. Авось не в красной рубахе хороводы водить, а уметь за сохою ходить. Справишь ся и без учения. Лапти сам умеешь плесть, а мне одному со всеми дела ми невмоготу. Работать Пора. Так была прервана моя учеба. В первое же лето я пошел пасти чужих свиней. На следующий год, перед весен ней распутицей в Буховое приехали лесники нанимать себе пастухов — стеречь коров. Лесничий пришел к нам в избу. Брат позвал меня с улицы и сказал: — Не сумлевайся, Николай Андре евич, он хотя и мал, да удал. Имеет опыт, прошлое лето свиней пас. Ничего, люди не обижаются. — Согласен в лесу коров пасти? — спросил будущий хозин. — Могу,— ответил я. — Леса не боишься? — А чего мне его бояться? Невестка приготовила мне мешо чек с какими-то вещами. Сел я в санки вместе со своим новым хо зяином, и мы поехали. До выгона скота на пастбище я справлял все хозяйственные домаш ние дела: ухаживал за лошадью, вы возил навоз на огород, таскал воду, колол дрова. По вечерам хозяин, его жена и дети переплетали книги. Я сидел и глядел. Книг много, красивые, с кар тинками. Приглядывался к переплет ному делу, иногда украдкой пытал ся читать некоторые книги, а когда стал пасти коров, брал с собой не большие книжки в лес. Так продол жалось мое «образование». Потом были отхожие заработки в чМоскве, работа крючника, землеко па, щебенщика и, наконец, солдат чина в царской армии. Только при Советской власти я получил образование и стал учите лем. Обращаясь мысленно к прошлому, я вспоминаю, что таких, как я, в селе Буховом Чаплыгинского района было тогда очень много, да и не только в селе Буховом. Не было у нас детства, не было юности. Молодые люди села Бухового те перь могут не поверить моему рас сказу. Да это и не удивительно, так как они о жизни при царской власти знают только из книжек и пона слышке. Но мы-то знаем, каких трудов стоило старшему поколению завое вать для своих детей подлинное счастье! За годы моей работы в школе много детишек выросло на моих глазах, стало честными труже никами нашего общества. Со циалистическая Родина, Советская власть защитили их от враже ского нашествия в годы войны, обес печили им светлое будущее. С. РУБЦОВ, учитель-пенсионер. чисто и уютно. Вот Галя Карасева (сни мок слева внизу) укра шает комнату цвета ми. Ребята часто уст-, раивают турниры, со ревнования. На верх нем правом снимке вы видите розыгрыш очередного первенст ва по шахматам. При детском доме имеются 20 гектаров полевой земли, сад и огород. Ребята с лю бовью ухаживают за растениями (нижний снимок). Приме ч а т е л ь н о здесь то, что с ран него возраста детям прививают любовь к труду. Многие хозяйственные де ла они выполняют сами. Во дво ре детского дома всегда об разцовый порядок. С любовью поддерживают они чистоту и в своих комнатах, коридорах, классах, Воспитанники детского дома живут единой дружной семьей. У них большие планы на будущее. Вот почему им, как и всем совет ским детям, нужен мир. Л. ЧЕРКАШИН. Фото автора.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz