Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е 8 Н 5 Ш Я 3 15 января 1958 г., N 12 (10713 32?\ V' . V / Сегодня открывается областное совещание работников свиноводства ПО ЛУПИМ ДО 1-го МАЯ ПО 25 ПОРОСЯТ НА 100 ГЕКТАРОВ ПАШНИ! ☆ 1 ЙС Успех свинарки Соколовой Успешно окончив среднюю школу, Мария Соколова пришла работать в родную артель имени Куйбышева Ли пецкого района. Мария просила направить ее на свиноферму. Возражений ни у кого не было. Председатель колхоза Неон Федорович Козак обратился к Марии с вопросом: ■— А справишься, Маша? — За мной дело не станет, — с улыбкой ответила девушка, — Только и вы мне помогайте. Мария стала свинаркой. За ней закрепили 48 откормочных свиней 2 — 3-месячного воз раста. С первых дней она стала заботливо ухаживать за живот ными, хорошо кор мить и содержать их. Суточные привесы каждого животного составляли 450 — 500 граммов. Начало неплохое, но Мария чувствова ла, что может добиться большего. И вот в один из январских дней минувшего года заведующий фермой собрал свинарок в красный уголок и сказал: — Правление колхоза, подсчитав имеющиеся возможности, решило увеличить производство мяса, и прежде всего за счет свинины, В связи с этим нам необходимо увели чить поголовье основных и разовых свиноматок. Кто из вас желает уха живать за основными матками? — Я желаю, — сказала Маша, Ее примеру последовали подруги. С этого дня между свинарками развернулось соревнование, каждая из них обязалась получить по 16 деловых поросят от основных сви номаток. Мария Соколова стала уделять ос новное внимание подготовке свино маток к опоросу, проведению опоро са и уходу за новорожденными поро сятами. За месяц до опороса она вы водит из рациона барду и вводит Б у д е т 2 5 п о р о с я т Призыв Коммунистической пар тии Советского Союза в ближай шие годы догнать США по произ водству животноводческих продук тов на душу населения горячо под держан колхозниками сельхозартели «Советская Россия» Хлевенского района. На 1958 год они взяли обя зательство произвести по 2 2 цент нера свинины на 1 0 0 гектаров пашни. На ферму подобраны хорошие кадры, исключительно из молодых колхозников, которые любят живот новодство. Хороших показателей в работе добиваются Е. И. Ларина, П. И. Воронина, М. Ф. Ушакова, М. М. Лесных. Они обязались обес печить ежесуточный привес каждой свиньи по 450 граммов. В конце декабря случены все свиноматки, которых в колхозе на- считываетя 60. Кроме того, продол жается отбор и случка разовых ма ток. Колхоз имеет возможность по лучить до 1 -го мая больше чем по 25 поросят на 100 гектаров пашни. Л. ДРЫЖЕНКО, инструктор Хлевенского райкома КПСС. бой Совет избирательным законом предусмотрены нормы населения для образования избирательных ок ругов на равных основаниях. Так, при выборах в Верховный Совет СССР, состоящий из дзух палат — Совета Союза и Совета Националь ностей, округа образуются из расче та: 300 тысяч человек на один ок руг по выборам в Совет Союза, а в Совет Национальностей граждане избирают на равных основаниях по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 1 1 — от каждой авто номной республики, по 5 — от каждой автономной области, по од ному депутату — от каждого нацио нального округа. В соответствия с этим в каждой союзной республике создаются 25 равных избиратель ных округов, в каждой АССР — 11, в кая;дой автономной области — 5 и в каждом национальном округе — один избирательный округ. Совсем другое положение в капита листических странах. Ни о каком ра венстве в правах капиталиста и ра бочего не может быть и речи. В из бирательных законах этих стран сделано все, чтобы урезать права трудящихся масс и раздуть привиле гии класса имущих. В ряде стран в целях создания неравного участия избирателей в выборах создаются неравные по населению избиратель ные округа. Как правило, в буржу азных кварталах избирательные ок руга создаются со значительно меньшим числом населения, чем округа в рабочих кварталах. В Ан глии на выборах в 1950 году сель ский избирательный округ Сатер- лэнд насчитывал 25.887 избирате лей, тогда как промышленные из бирательные округа Лейтон и Доп- мунд насчитывали 78.491 и 79.085 избирателей. Такая «избирательная география» приводит к тому, что трудящиеся массы в парламентах корма, богатые белками, углеводами, витаминами. За 10 — 15 дней до опороса она переводит свиноматок в подготовленные для них чистые; су хие станки с обильной подстилкой из мелкой соломы. За три дня до опороса в свинарнике устанавливает ся круглосуточное дежурство. Свинарка насухо вытирает поро сят чистым, мягким полотенцем. Это усиливает кровообращение.. Затем через 1,5— 2 часа поросят подсажи вают под матку: каждого к опреде ленному соску. Предварительно соски хорошо обмываются теплой водой с мылом и насухо вы тираются. Затем сда иваются п е р в ы е струи молока, кото рые обычно бывают загрязнены. Если по росята нормально развиты и число их не превышает коли чества с о с к о в у свиньи, то их подса- - живают за один при ем, а если поросят больше, чем со сков, их подпускают в два приема с последующей дополнительной под кормкой молоком из поилки. 4 — 5-дневным поросятам-сосу- нам т. Соколова дает поджарен ную зерновую подкормку: пшеницу, ячмень, овес, начиная с 20— 30 граммов в сутки, до 0,5 килограм ма к моменту отъема. С 10-го дня начинает подкармливать цельным коровьим молоком, дает вначале по 50 — 100 граммов с последующим увеличением. К концу отъема посте пенно переходит на обрат. На втором месяце поросята полу чают вареный, чищенный и размя тый картофель, сочные корма. От дельно от других кормов в качестве минеральной подкормки с пятого дня нм дают мел, мясокостную му ку, древесный уголь, красную глину. Мария Соколова в течение года получила по 29 деловых поросят от свиноматки, всех их сохранила и вырастила. Она добивается того, чтобы свиноматки ее группы слу чались через 7 дней после опороса. Это позволит получить по 2,5 опо роса в год. * Наступил 1958 год. Мария Соко лова взяла новое, повышенное обяза тельство: получить по 30 деловых поросят на основную свиноматку. Н. ИВАШОВ. * ’☆ Самое важное—сохранить молодняк В 1946 году я впервые пересту пила порог свинарника. Тяжелую пору переживала тогда ферма. Все поголовье размещалось в холодном каменном сарае. Еормили свиней раз в сутки. Во время зимних опо росов много поросят погибло. Свинарки ухаживали за живот ными «скопом», никто ни за что не отвечал. Сдельной оплаты не было и в помине. Не могла я мириться с такими безобразиями. Пошла в правление колхоза и заявила: «Закрепите за мной свиноматок или не считайте меня больше свинаркой». — Орден думаешь заработать? Ничего из твоей затеи не выйдет,— с насмешкой говорили те, кто думал, что им на печь будет сыпаться с неба манна. В конце концов получила в свое распоряжение десять свиноматок и начала наводить порядок в свинар нике: вычистила станки, вымыла и выскоблила корыта, заткнула ще ли соломой. Кормов недоставало, приходилось экономить. Организовала варку кар тофеля, свеклы и мезги. Вкусовые и питательные качества кормов повы сились. Ранней весной начались опоросы. Днем и ночью не покидала ферму. Помню, в свинарнике было холод но, весенние заморозки грозили ги белью сосункам. Пришлось наиболее слабых поросят взять к себе в ха ту. Молочность свиноматок из-за плохого кормления была очень низ кой, поросят кормила коровьим мо локом. От каждой свиноматки полу чила по девять деловых поросят. В то время эти показатели можно бы ло назвать рекордными. Против старых порядков на фер ме восставала вместе со мной сви нарка Мария Михайловна Гурьева, ныне заведующая свинофермой, де путат Верховного Совета Российской Федерации. Сообща мы внедряли на ферме прогрессивные методы корм ления и содержания животных, ста раясь своим примером увлечь всех подруг по профессии. На ферме давно уже покончено с обезличкой, и свиноводство круто идет в гору. Мастерство и умение приходили ко мне постепенно. Нельзя ска зать, что всегда все шло гладко. Но промахи и ошибки не только огорчали, но заставляли меня еще упорнее и настойчивее учиться. Не Передовые свиноводы '(слева направо): Д. П. Платонов — колхоз имени Кирова Чер.навско-го района, П. С. Коженкова — ордена Ленина колхоз имени Ильича Добринского района, М. П, Гурьева — колхоз имени Сталина Чернавского района. почти не имеют своих представите лей, а организаторы выборов имеют возможность удовлетворить интере сы своих хозяев. В 1951 году во Франции был из менен избирательный закон и вместо пропорциональной системы, по кото рой каждая партия получала в пар ламенте количество мест, соответст вовавшее числу голосов, поданных за ее кандидатов, была введена ма жоритарная система, по которой все места в округе получает партия или группа партий, собравшая абсолют ное число голосов. Что же касается других партий, то собранные ими в округе голоса пропадают. На выбо рах 1951 года в 20 округах в ре зультате блокирования буржуазных партий эти партии получили 95 ман датов, а коммунисты — ни одного, хотя они и собрали свыше 875 ты сяч голосов. Выборы депутатов в Советском Союзе во все звенья Советов — от сельского Совета до Верховного Со вета СССР прямые. Каждый избира тель участвует в непосредственном избрании депутата любого Совета. Прямые выборы позволяют избира телям знать, кого они посылают своими представителями в Совет, поддерживать с ними повседневную связь и контролировать их депутат скую деятельность. Выборы в Советы у нас произво дятся тайным голосованием. Каждо му избирателю предоставляется пол ная свобода и возможность голосо вать за того кандидата в депутаты, кому он доверяет обеспечение своих интересов в Совете. Закрытое голосо вание — это одна из гарантий сво боды воли избирателей. Советским избирателям предостав ляется в помещении, где происходит голосование, возможность для запол нения избирательных бюллетеней пользоваться особыми изолирован ными комнатами или специально оборудованными кабинами, в кото рых обеспечена тайна голосования. Тайность голосования при выбо рах провозглашена и избирательны ми законами буржуазных госу. дарств, но, провозгласив этот изби рательный принцип, правящие круги этих стран во время выборов приме няют различные махинации, чтобы знать, за кого голосует тот или иной избиратель. Так, в Англии избира тель получает бюллетень, корешок которого остается на избирательном участке: на бюллетене и корешке один и тот же номер. При выдаче избирателю бюллетеня порядковый номер, под которым избиратель зане сен в регистрационный список, про ставляется на корешке. Следова тельно, чтобы узнать, кто голосовал против кандидата в депутаты или голосовал за нежелательного канди дата, достаточно найти корешок из влеченного из урны бюллетеня и по регистрационному списку устано вить фамилию избирателя. В Япо нии избиратель должен подписать свою фамилию на бюллетене. Советская избирательная система не ограничивается формальным про возглашением избирательных прав и избирательных принципов, а пере носит центр тяжести на их гаран тию, на их практическое осущест вление, указывает конкретные сред ства осуществления гражданами их избирательных прав. Каждая статья Положения о выборах в Советы проникнута последовательным и глубоким демократизмом и направ лена прежде всего на безусловное обеспечение в выборах интересов избирателей. Наша избирательная система предусматривает такой по рядок, что на всех этапах выборов обеспечен контроль общественности за ходом- подготовки к выборам и нх проведением; руководство выбо- пропускала занятий на трехлетних агрозоотехнических курсах, читала книги и брошюры, изучала опыт передовых свинарок страны. Нередко задают вопрос: чему, мол, учиться свинарке? Каждый-де сможет за свиньями ухаживать. Не верно это. Нельзя без опыта и зна ний достигнуть высоких производ ственных показателей. Я, например, скармливаю свинь ям картофель, концентраты, комби корм, кукурузный силос, корнепло ды, даю мясокостную муку, соль, уголь, мел, а в летнее время — зе леный корм (вико-овес, клевер). Плодовитых маток, как правило, держу в стаде по 5— 7 лет. Очень важно по-настоящему го товиться к случной кампании, стро го соблюдать сроки покрытия сви номаток. Перед покрытием свино матки должны быть средней упи танности, а в рацц^н кормления хрякам надо вводить "куриные яй ца. От основных свиноматок первый опорос получаю в январе—феврале и второй — в июле— августе, а от разовых свиноматек опорос бывает в марте— апреле. Наиболее сложная задача — со хранить поросят, особенно до двух месячного возраста. У меня почти не бывает отхода молодняка, так как обеспечиваю заботливый уход за ним и правильное кормление. В момент опороса принимаю по росят в заранее приготовленный ящик с сухой подстилкой. Если у матки не хватает сосков, то приме няю двухсменное кормление. Недо статок материнского молока воспол няется коровьим. Важно приучить поросят к одним и тем же соскам. Уже с недельного возраста добав ляю снятое молоко, даю поджаренное зерно ячменя и овса. С 1 5— 20-го дня начинаю скармливать супы, а четырьмя— пятью днями позже — сочные и концентрированные корма. Отнимаю поросят в двухмесячном возрасте. Е отъему каждый поросе нок весит по 1 6— 20 килограммов. За одиннадцать лет я сохранила и вырастила около четырех с поло виной тысяч поросят. В истекшем году получила от каждой свиномат ки по 25,8 поросенка. Мой труд принес родному колхозу десятки ты сяч рублей дохода. За свой скромный труд я трижды была удостоена высокой чести быть участницей Всесоюзной сельскохо зяйственной выставки. Хорошо вознаградил меня и кол хоз. На 1034 трудодня, выработан ные в 1957 году, я получила полто ры тонны хлеба, около двух тысяч рублей деньгами. Кроме того, по дополнительной оплате мне выдано 13 поросят и 35 килограммов мяса. Сейчас в нашем колхозе созданы благоприятные условия для разви тия свиноводства. Хочется трудить ся еще лучше. В. ЖУКОВА, свинарна колхоза имени Сталина ^Чернавского района. Нет порядка на фермах Животноводы сельхозартели имени Ленина Лев-Толстовского района обязались в прошлом году произве сти на 100 гектаров пашни по 15 центнеров свинины. Для этого надо было получить 1400 поросят, откор мить 1637 свиней. Прошел год. В колхозе подведены итоги. Оказалось, что животноводы не сдержали своего слова. Свинины получено почти в 2 раза меньше, чем намечалось. — Так произошло потому, что мы не сумели получить необходимого количества поросят. Видно, нере альными были наши планы, — сету ют руководители артели. Так ли это на самом деле? В на чале прошлого года в колхозе были составлены правильные расчеты, осу ществление которых обеспечивало выполнение взятых обязательств по производству свинины. Однако пла ны остались на бумаге. Вместо того, чтобы получить больше ранних опо росов и использовать наиболее бла гоприятные весенне-летние условия для выращивания и откорма поро сят, в колхозе затянули опоросы, в результате чего план роста пого ловья оказался невыполненным. Не вели здесь борьбы и за сохранность поросят, многие из них погибли. Ошибки, допущенные в прошлом году, повторяются теперь. 1Н‘а СТФ имеется большое количество свино маток, но многие из них еще не случены. Не организован учет по крытия и опоросов свиноматок. Сви новоды не знают, каких производст венных показателей они должны добиться в этом году. В прошлом году на 100 гектаров пашни крайне мало получили сви нины и в сельхозартели «40 лет Ок тября». Низкие производственные показатели здесь объясняются теми рами у нас осуществляется через общественные организации и обще ства трудящихся, которые выстав ляют свбих представителей во все избирательные комиссии— от цент ральных до участковых. В составе этих комиссий работают миллионы советских граждан. Только при вы борах в местные Советы РСФСР ше стого созыва (в 1957 году) в из бирательных комиссиях работало около 3.800 тысяч человек. Показателем подлинного демокра тизма нашей избирательной систе мы является порядок выдвижения кандидатов в депутаты Советов. Право выставления кандидатов в депутаты Советов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммуни стическими партийными организа циями, профессиональными союза ми, кооперативными организациями, организациями молодежи и куль турными обществами. Это право осуществляют как центральные ор ганы общественных организаций и обществ трудящихся, так и их рес публиканские, краевые, областные и районные органы, равно как об щие собрания рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским ча стям, общие собрания крестьян по колхозам и селам, рабочих и служа щих совхозов — по совхозам. Особое внимание уделяется у нас созданию максимальных удобств из бирателю для голосования. С этой целью помещение для голосования находится, как правило, в центре избирательного участка; выборы назначаются в нерабочий день, они происходят с 6 часов утра до 12 часов ночи; лицам, которые по тем или иным причинам не могут явиться в помещение для голосова ния, предоставляется возможность же причинами, что в артели имени Ленина. Сейчас следует принять все меры, чтобы в январе завершить случку молодых свинок. Необходимость этой хозяйственной меры очевидна для всех. Но в колхозе «40 лет Ок тября» с этим делом не спешат. По словам зоотехника т. Мальцевой, 90 свинок, которые сейчас находятся на ферме, будут покрыты в течение- трех месяцев. Ясно, что после этого трудно рассчитывать на выполнение обязательства по производству 14 центнеров свинины на 100 гектаров пашни. В ряде кодхозов района ослабле на борьба за сохранение поросят. В 1957 году сельхозартели прода ли на сторону свыше 1050 поросят в молочном возрасте.- Не наведен надлежащий порядок на фермах и в нынешнем году. Вот свинотоварная ферма колхоза имени Свердлова. В свинарнике грязь, мно го корма затаптывается. Супоросные свиноматки лежат прямо на цемент ном полу без подстилки. В районе одной из лучших по ор ганизации содержания свиней счи тается сельхозартель имени Кирова. Между тем и здесь недостатков хоть отбавляй. Недавно на ферме этого колхоза опоросились 4 свино матки, было получено 34 поросенка, из них 18 погибло. Работники свинотоварных ферм района наметили намного увеличить производство свинины. Чтобы выпол нить эти обязательства, руководите лям района и колхозов надо по вседневно интересоваться работой свиноводов, знать их нужды, ока зывать им деловую помощь. Д. ИВАНОВСКИЙ. (Соб. корр, «Ленинского * знамени»). проголосовать по месту их нахожде ния. В нашей стране не допускается какое-либо искажение воли избира телей. Лица, препятствующие граж данину СССР свободно' осуществить свое избирательное право, а также должностные лица Совета или чле ны избирательных комиссий, допу стившие какую-либо фальсифика цию воли избирателя, привлекаются за это к уголовной ответственности. Наряду с заботой о создании луч ших условий для избирателей при осуществлении ими своего избира тельного права Советское государст во создает и все необходимые мате риально-технические условия для проведения выборов. Государство оплачивает все расходы, связанные с выборами, отпускает на проведе ние выборов бумагу, предоставляет типографии. Исполнительные коми теты Советов депутатов трудящихся на местах предоставляют и оборуду ют помещения для предвыборных собраний, митингов, встреч канди датов в депутаты с избирателями. Всего этого нет и не может быть ни в одном капиталистическом госу дарстве. Там расходы, связанные с проведением выборов, оплачивает или сам кандидат в депутаты, или та партия, которая его выставила кандидатом. Кроме того, в некото рых странах кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только при условии внесения им крупного денежного залога. «Демократизм» выборов в капи талистических странах — это на деле механизм фальсификации на родной воли. Настоящий демокра тизм существует в условиях социа листического строя, где нет экс плуататорских классов и трудящие ся являются полновластными хозяе вами страны. К. СЛАПНОВ. Г "*4 .**»*«» * ч ’ А ' г ^ « . 7 ■ ! ! ч~* § I :■*>•.- ’Ч: 4.'-' : / :Г. Д*Г:- ‘ ; / 1 «г. г ■/ * ............ - •' - ^ ' ...- ■ * * $ ;>ч ' -хАч: Г~.,а-:Л.-тац . • «*%> ,{. Ж 4* '-*4 * 1 | ; ' ------- , 5 ^ \ . 4 ^*..:л. 4 1 ! ! :''Л::г : ч При областной станции юных техников создан ряд технических кружков, в которых с увлечением занимаются многие учащиеся город ских школ. Особенно интересно провели зимние школьные каникулы члены токарного кружка. Они предприняли экскурсию на различные предприятия города, по-накомились с передовиками производства, с условиями работы, узнали много нового в токарном деле. На снимке: группа экскурсантов ■—членов токарного кружка слушает рассказ молодого токаря тракторного завода В. Кузнецова (третий справа) об устройстве и принципе работы токарного станка. Фото В. Волчкова. •Я Н а ш к о л ь н ы е Качество урока Раздался звонок. Детвора усажи вается за парты. Екатерина Ивановна Леонова, учи тельница Троекуровской средней школы Троекуровского района, на чинает свой очередной урок русского языка в 4 классе. Дети открывают тетради и аккуратно, каллиграфиче ским почерком записывают; «Четыр надцатое декабря. Сочинение. Зима». Затем они кладут ручки на парту, и учительница начинает с ними бесе ду. Ученики вспоминают ранее изу ченные стихи и рассказы, обобщают личные наблюдения, высказывают свое мнение о зиме, об изменениях в природе и жизни животных, о за нятиях детей и взрослых в это вре мя года. — Теперь устно составим план со чинения,— говорит Екатерина Ива новна. Одна за другой поднимаются руки учащихся. Каждый хочет предло жить свою формулировку вопросов. Из всех предложенных формулировок выбираются лучшие. Учительница предлагает детям взять ручки и написать сочинение. Они склоняются над тетрадями. Как показала проверка, учащиеся хорошо справились с работой: сочи нения получились яркими, вырази тельными, в них умело использованы знакомые стихи. Такие результаты не случайны. Для т. Леоновой, как и для всех учителей Троекуровской средней шко лы, характерна высокая требова тельность к качеству урока. Это обеспечивает успех обучения. Борьба за повышение качества, эффективности урока в течение по следних несмольких лет осущест вляется общими усилиями дирекции, партийной, комсомольской и проф союзной организаций, не раз обсуж давших этот вопрос. Школа работа ет под лозунгом: «Ни одного плохо го урока». Учителя добиваются, что бы школьники усваивали новый учеб ный материал непосредственно на уроке. Прежде всего до минимума сокра щено время на опрос учащихся. По вторение ранее изученного материа ла проводится так, чтобы в нем ак тивно участвовали все ученики. Это му способствует сама формулировка вопросов учителей, которая застав ляет детей анализировать факты, и явления, делать выводы и обобще ния. Учителя Е. И. Леонова, В. 3. Нечи- таев, Т. В. Полякова, 3. А. Федоро ва и другие мастерски организуют умственную деятельность детей, по буждают их к сознательному вос приятию учебного материала, учат школьников самостоятельно мыслить и рассуждать, преодолевать посиль ные трудности, активно приобретать знания. Широко применяются учеб но-наглядные пособия, карточки и словари, устный счет, беглый фрон тальный опрос и небольшие письмен ные работы, вычерчивание диаграмм и схем, выполнение практических ра бот и т. д. Такое разнообразие при емов позволяет учителям определить уровень знаний .учащихся и одно временно помочь им глубже усвоить учебный предмет. Но главное внимание на уроке преподаватели Троекуровской сред ней школы уделяют изучению (а не просто объяснению) нового учебного материала. Изучение нового матери ала по истории в старших классах заслуженный учитель школы РСФСР Василий Захарович Нечитаев, напри мер, начинает с того, что ставит пе ред учащимися ясную и четкую цель данного урока, знакомит их с пла ном, а затем, опираясь на ранее изу ченное, делает переход к намечен ной теме. Объяснение материала он проводит самыми разнообразными ме тодами, живо, интересно, при высо кой активности всего класса, исполь зуя при этом учебно-наглядные по собия и художественную литературу. Василий Захарович на всех уроках обязательно выделяет главное, при учает учащихся на основе фактов самостоятельно делать выводы и обобщения. Немало времени (от 15 до 30 ми нут) преподаватели отводят закреп лению вновь изученного, упражнени ям и самостоятельным работам. Ус воение материала проверяется, в ос новном, путем опроса, учащихся, име ющих удовлетворительные, а не от личные оценки, так как ответы от личников не характеризуют знаний основной массы школьников. Домашние задания даются свое временно и с подробным инструкта жем. На понедельник и послепразд- ничные дни домашние задания не да ются (еще с прошлого учебного года). Характерно, что учет знаний уча щихся учителя проводят в процессе всего урока, не сосредоточивая его только в начале занятий, как это де лается во многих других школах об ласти. Успех Троекуровской средней шко лы, не имеющей второгодников с 1949—50 учебного года, объясняется прежде всего высоким качеством уроков учителей, их педагогическим мастерством. Следуя примеру трое- куровцев, Загрядчинская семилетняя школа того же района уже в конце первого полугодия добилась почти полной успеваемости учащихся. Можно назвать сотни учителей на шей области, являющихся, как и пе дагоги Троекуровской школы, высо кими мастерами своего дела. Однако качество знаний учащихся многих школ по отдельным предметам, осо бенно по русскому языку и матема тике, остается все еще низким. Это объясняется тем, что значительная часть учителей продолжает прово дить уроки по шаблону, строя их по схеме: опрос, объяснение, закрепле ние и задание на дом. Большая часть урока тратится на проверку домаш него задания, а объяснение нового учебного материала проводится на спех, кое-как, упражнений дается мало, изучение и закрепление темы переносится на дом. Такое построе ние урока приводит к перегрузке школьников домашними заданиями, к невыполнению этих заданий мно гими учениками, а следовательно, к неуспеваемости и второгодничеству. Очень часто выполнение домашних заданий проверяется формально. Учительница Татищевской семи летней школы Троекуровского рай она А. Н. Овчаренко контроль за работой учащихся сводит лишь к установлению того, сделал ли уче ник домашнее задание или нет. Во время самостоятельной работы на ее уроках учащиеся занимаются списы ванием с классной доски готового решения, выполняемого вызванным учеником. Такие уроки не дают и не могут дать учащимся прочных знаний и навыков. Крайне низким качеством отлича ются уроки математики учителя Га гаринской средней школы Г.’ М. Анд реева. Сам он недостаточно владеет учебным материалом, методическую литературу не читает и вообще очень мало работает над повышени ем своей квалификации. Грубейшей ошибкой некоторых учи телей является то, что они сводят усвоение материала учениками к простому заучиванию отдельной гла вы, параграфа или страницы учеб ника, к зубрежке. Директор Чаплы- гинской средней школы № 39 Н. Ф. Полежаев при изучении темы «Юго славия» в 8 -м классе в течение 11 минут невнятно, без связи с сов ременностью объяснял материал по учебнику географии, а затем пред ложил учащимся прочитать в учеб нике от такой-то строчки до тахой- то и механически пересказать про читанное. Многие недостатки проведения уроков отчасти объясняются слабым контролем за работой учителей со стороны руководителей некоторых школ. Так, директор Дмитряшевской средней школы Хлевенского района т. Свиридов и завуч т. Коротких за полугодие посетили всего лишь 5 уроков русского языка. Повышение качества урока — един ственно верный путь борьбы с неус певаемостью. Долг всех работников народного образования настойчиво и систематически совершенствовать ме тодику проведения уроков,добивать ся высокого их качества. Именно это резко улучшит учебно-воспитатель ную работу, повысит уровень знаний учащихся. И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облоно. Семинар руководителей кустовых методических объединений Институт усовершенствования учи телей провел двухдневный семинар- практикум руководителей кустовых методических объединений учителей начальных классов школ нашей об ласти. Были обсуждены вопросы улучшения учебно-воспитательной работы в начальных школах, в част ности, доклад заслуженной учитель ницы школы РСФСР А А. Козло вой «Усвоение учащимися знаний на уроке». Учительницы начальных классов О. К. Дальская и О. И. Попоза по. делились опытом воспитания созна- тельной дисциплины учащихся и ор ганизации классного коллектива. Был обсужден также вопрос об улучшении методической работы ку стовых объединений учителей на« чальных классов. А. АЛЕКСЕЕВА,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz