Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е 8 Н 5 Ш Я 3 15 января 1958 г., N 12 (10713 32?\ V' . V / Сегодня открывается областное совещание работников свиноводства ПО ЛУПИМ ДО 1-го МАЯ ПО 25 ПОРОСЯТ НА 100 ГЕКТАРОВ ПАШНИ! ☆ 1 ЙС Успех свинарки Соколовой Успешно окончив среднюю школу, Мария Соколова пришла работать в родную артель имени Куйбышева Ли­ пецкого района. Мария просила направить ее на свиноферму. Возражений ни у кого не было. Председатель колхоза Неон Федорович Козак обратился к Марии с вопросом: ■— А справишься, Маша? — За мной дело не станет, — с улыбкой ответила девушка, — Только и вы мне помогайте. Мария стала свинаркой. За ней закрепили 48 откормочных свиней 2 — 3-месячного воз­ раста. С первых дней она стала заботливо ухаживать за живот­ ными, хорошо кор­ мить и содержать их. Суточные привесы каждого животного составляли 450 — 500 граммов. Начало неплохое, но Мария чувствова­ ла, что может добиться большего. И вот в один из январских дней минувшего года заведующий фермой собрал свинарок в красный уголок и сказал: — Правление колхоза, подсчитав имеющиеся возможности, решило увеличить производство мяса, и прежде всего за счет свинины, В связи с этим нам необходимо увели­ чить поголовье основных и разовых свиноматок. Кто из вас желает уха­ живать за основными матками? — Я желаю, — сказала Маша, Ее примеру последовали подруги. С этого дня между свинарками развернулось соревнование, каждая из них обязалась получить по 16 деловых поросят от основных сви­ номаток. Мария Соколова стала уделять ос­ новное внимание подготовке свино­ маток к опоросу, проведению опоро­ са и уходу за новорожденными поро­ сятами. За месяц до опороса она вы­ водит из рациона барду и вводит Б у д е т 2 5 п о р о с я т Призыв Коммунистической пар­ тии Советского Союза в ближай­ шие годы догнать США по произ­ водству животноводческих продук­ тов на душу населения горячо под­ держан колхозниками сельхозартели «Советская Россия» Хлевенского района. На 1958 год они взяли обя­ зательство произвести по 2 2 цент­ нера свинины на 1 0 0 гектаров пашни. На ферму подобраны хорошие кадры, исключительно из молодых колхозников, которые любят живот­ новодство. Хороших показателей в работе добиваются Е. И. Ларина, П. И. Воронина, М. Ф. Ушакова, М. М. Лесных. Они обязались обес­ печить ежесуточный привес каждой свиньи по 450 граммов. В конце декабря случены все свиноматки, которых в колхозе на- считываетя 60. Кроме того, продол­ жается отбор и случка разовых ма­ ток. Колхоз имеет возможность по­ лучить до 1 -го мая больше чем по 25 поросят на 100 гектаров пашни. Л. ДРЫЖЕНКО, инструктор Хлевенского райкома КПСС. бой Совет избирательным законом предусмотрены нормы населения для образования избирательных ок­ ругов на равных основаниях. Так, при выборах в Верховный Совет СССР, состоящий из дзух палат — Совета Союза и Совета Националь­ ностей, округа образуются из расче­ та: 300 тысяч человек на один ок­ руг по выборам в Совет Союза, а в Совет Национальностей граждане избирают на равных основаниях по 25 депутатов от каждой союзной республики, по 1 1 — от каждой авто­ номной республики, по 5 — от каждой автономной области, по од­ ному депутату — от каждого нацио­ нального округа. В соответствия с этим в каждой союзной республике создаются 25 равных избиратель­ ных округов, в каждой АССР — 11, в кая;дой автономной области — 5 и в каждом национальном округе — один избирательный округ. Совсем другое положение в капита­ листических странах. Ни о каком ра­ венстве в правах капиталиста и ра­ бочего не может быть и речи. В из­ бирательных законах этих стран сделано все, чтобы урезать права трудящихся масс и раздуть привиле­ гии класса имущих. В ряде стран в целях создания неравного участия избирателей в выборах создаются неравные по населению избиратель­ ные округа. Как правило, в буржу­ азных кварталах избирательные ок­ руга создаются со значительно меньшим числом населения, чем округа в рабочих кварталах. В Ан­ глии на выборах в 1950 году сель­ ский избирательный округ Сатер- лэнд насчитывал 25.887 избирате­ лей, тогда как промышленные из­ бирательные округа Лейтон и Доп- мунд насчитывали 78.491 и 79.085 избирателей. Такая «избирательная география» приводит к тому, что трудящиеся массы в парламентах корма, богатые белками, углеводами, витаминами. За 10 — 15 дней до опороса она переводит свиноматок в подготовленные для них чистые; су­ хие станки с обильной подстилкой из мелкой соломы. За три дня до опороса в свинарнике устанавливает­ ся круглосуточное дежурство. Свинарка насухо вытирает поро­ сят чистым, мягким полотенцем. Это усиливает кровообращение.. Затем через 1,5— 2 часа поросят подсажи­ вают под матку: каждого к опреде­ ленному соску. Предварительно соски хорошо обмываются теплой водой с мылом и насухо вы­ тираются. Затем сда­ иваются п е р в ы е струи молока, кото­ рые обычно бывают загрязнены. Если по­ росята нормально развиты и число их не превышает коли­ чества с о с к о в у свиньи, то их подса- - живают за один при­ ем, а если поросят больше, чем со­ сков, их подпускают в два приема с последующей дополнительной под­ кормкой молоком из поилки. 4 — 5-дневным поросятам-сосу- нам т. Соколова дает поджарен­ ную зерновую подкормку: пшеницу, ячмень, овес, начиная с 20— 30 граммов в сутки, до 0,5 килограм­ ма к моменту отъема. С 10-го дня начинает подкармливать цельным коровьим молоком, дает вначале по 50 — 100 граммов с последующим увеличением. К концу отъема посте­ пенно переходит на обрат. На втором месяце поросята полу­ чают вареный, чищенный и размя­ тый картофель, сочные корма. От­ дельно от других кормов в качестве минеральной подкормки с пятого дня нм дают мел, мясокостную му­ ку, древесный уголь, красную глину. Мария Соколова в течение года получила по 29 деловых поросят от свиноматки, всех их сохранила и вырастила. Она добивается того, чтобы свиноматки ее группы слу­ чались через 7 дней после опороса. Это позволит получить по 2,5 опо­ роса в год. * Наступил 1958 год. Мария Соко­ лова взяла новое, повышенное обяза­ тельство: получить по 30 деловых поросят на основную свиноматку. Н. ИВАШОВ. * ’☆ Самое важное—сохранить молодняк В 1946 году я впервые пересту­ пила порог свинарника. Тяжелую пору переживала тогда ферма. Все поголовье размещалось в холодном каменном сарае. Еормили свиней раз в сутки. Во время зимних опо­ росов много поросят погибло. Свинарки ухаживали за живот­ ными «скопом», никто ни за что не отвечал. Сдельной оплаты не было и в помине. Не могла я мириться с такими безобразиями. Пошла в правление колхоза и заявила: «Закрепите за мной свиноматок или не считайте меня больше свинаркой». — Орден думаешь заработать? Ничего из твоей затеи не выйдет,— с насмешкой говорили те, кто думал, что им на печь будет сыпаться с неба манна. В конце концов получила в свое распоряжение десять свиноматок и начала наводить порядок в свинар­ нике: вычистила станки, вымыла и выскоблила корыта, заткнула ще­ ли соломой. Кормов недоставало, приходилось экономить. Организовала варку кар­ тофеля, свеклы и мезги. Вкусовые и питательные качества кормов повы­ сились. Ранней весной начались опоросы. Днем и ночью не покидала ферму. Помню, в свинарнике было холод­ но, весенние заморозки грозили ги­ белью сосункам. Пришлось наиболее слабых поросят взять к себе в ха­ ту. Молочность свиноматок из-за плохого кормления была очень низ­ кой, поросят кормила коровьим мо­ локом. От каждой свиноматки полу­ чила по девять деловых поросят. В то время эти показатели можно бы­ ло назвать рекордными. Против старых порядков на фер­ ме восставала вместе со мной сви­ нарка Мария Михайловна Гурьева, ныне заведующая свинофермой, де­ путат Верховного Совета Российской Федерации. Сообща мы внедряли на ферме прогрессивные методы корм­ ления и содержания животных, ста­ раясь своим примером увлечь всех подруг по профессии. На ферме давно уже покончено с обезличкой, и свиноводство круто идет в гору. Мастерство и умение приходили ко мне постепенно. Нельзя ска­ зать, что всегда все шло гладко. Но промахи и ошибки не только огорчали, но заставляли меня еще упорнее и настойчивее учиться. Не Передовые свиноводы '(слева направо): Д. П. Платонов — колхоз имени Кирова Чер.навско-го района, П. С. Коженкова — ордена Ленина колхоз имени Ильича Добринского района, М. П, Гурьева — колхоз имени Сталина Чернавского района. почти не имеют своих представите­ лей, а организаторы выборов имеют возможность удовлетворить интере­ сы своих хозяев. В 1951 году во Франции был из­ менен избирательный закон и вместо пропорциональной системы, по кото­ рой каждая партия получала в пар­ ламенте количество мест, соответст­ вовавшее числу голосов, поданных за ее кандидатов, была введена ма­ жоритарная система, по которой все места в округе получает партия или группа партий, собравшая абсолют­ ное число голосов. Что же касается других партий, то собранные ими в округе голоса пропадают. На выбо­ рах 1951 года в 20 округах в ре­ зультате блокирования буржуазных партий эти партии получили 95 ман­ датов, а коммунисты — ни одного, хотя они и собрали свыше 875 ты­ сяч голосов. Выборы депутатов в Советском Союзе во все звенья Советов — от сельского Совета до Верховного Со­ вета СССР прямые. Каждый избира­ тель участвует в непосредственном избрании депутата любого Совета. Прямые выборы позволяют избира­ телям знать, кого они посылают своими представителями в Совет, поддерживать с ними повседневную связь и контролировать их депутат­ скую деятельность. Выборы в Советы у нас произво­ дятся тайным голосованием. Каждо­ му избирателю предоставляется пол­ ная свобода и возможность голосо­ вать за того кандидата в депутаты, кому он доверяет обеспечение своих интересов в Совете. Закрытое голосо­ вание — это одна из гарантий сво­ боды воли избирателей. Советским избирателям предостав­ ляется в помещении, где происходит голосование, возможность для запол­ нения избирательных бюллетеней пользоваться особыми изолирован­ ными комнатами или специально оборудованными кабинами, в кото­ рых обеспечена тайна голосования. Тайность голосования при выбо­ рах провозглашена и избирательны­ ми законами буржуазных госу. дарств, но, провозгласив этот изби­ рательный принцип, правящие круги этих стран во время выборов приме­ няют различные махинации, чтобы знать, за кого голосует тот или иной избиратель. Так, в Англии избира­ тель получает бюллетень, корешок которого остается на избирательном участке: на бюллетене и корешке один и тот же номер. При выдаче избирателю бюллетеня порядковый номер, под которым избиратель зане­ сен в регистрационный список, про­ ставляется на корешке. Следова­ тельно, чтобы узнать, кто голосовал против кандидата в депутаты или голосовал за нежелательного канди­ дата, достаточно найти корешок из­ влеченного из урны бюллетеня и по регистрационному списку устано­ вить фамилию избирателя. В Япо­ нии избиратель должен подписать свою фамилию на бюллетене. Советская избирательная система не ограничивается формальным про­ возглашением избирательных прав и избирательных принципов, а пере­ носит центр тяжести на их гаран­ тию, на их практическое осущест­ вление, указывает конкретные сред­ ства осуществления гражданами их избирательных прав. Каждая статья Положения о выборах в Советы проникнута последовательным и глубоким демократизмом и направ­ лена прежде всего на безусловное обеспечение в выборах интересов избирателей. Наша избирательная система предусматривает такой по­ рядок, что на всех этапах выборов обеспечен контроль общественности за ходом- подготовки к выборам и нх проведением; руководство выбо- пропускала занятий на трехлетних агрозоотехнических курсах, читала книги и брошюры, изучала опыт передовых свинарок страны. Нередко задают вопрос: чему, мол, учиться свинарке? Каждый-де сможет за свиньями ухаживать. Не­ верно это. Нельзя без опыта и зна­ ний достигнуть высоких производ­ ственных показателей. Я, например, скармливаю свинь­ ям картофель, концентраты, комби­ корм, кукурузный силос, корнепло­ ды, даю мясокостную муку, соль, уголь, мел, а в летнее время — зе­ леный корм (вико-овес, клевер). Плодовитых маток, как правило, держу в стаде по 5— 7 лет. Очень важно по-настоящему го­ товиться к случной кампании, стро­ го соблюдать сроки покрытия сви­ номаток. Перед покрытием свино­ матки должны быть средней упи­ танности, а в рацц^н кормления хрякам надо вводить "куриные яй­ ца. От основных свиноматок первый опорос получаю в январе—феврале и второй — в июле— августе, а от разовых свиноматек опорос бывает в марте— апреле. Наиболее сложная задача — со­ хранить поросят, особенно до двух­ месячного возраста. У меня почти не бывает отхода молодняка, так как обеспечиваю заботливый уход за ним и правильное кормление. В момент опороса принимаю по­ росят в заранее приготовленный ящик с сухой подстилкой. Если у матки не хватает сосков, то приме­ няю двухсменное кормление. Недо­ статок материнского молока воспол­ няется коровьим. Важно приучить поросят к одним и тем же соскам. Уже с недельного возраста добав­ ляю снятое молоко, даю поджаренное зерно ячменя и овса. С 1 5— 20-го дня начинаю скармливать супы, а четырьмя— пятью днями позже — сочные и концентрированные корма. Отнимаю поросят в двухмесячном возрасте. Е отъему каждый поросе­ нок весит по 1 6— 20 килограммов. За одиннадцать лет я сохранила и вырастила около четырех с поло­ виной тысяч поросят. В истекшем году получила от каждой свиномат­ ки по 25,8 поросенка. Мой труд принес родному колхозу десятки ты­ сяч рублей дохода. За свой скромный труд я трижды была удостоена высокой чести быть участницей Всесоюзной сельскохо­ зяйственной выставки. Хорошо вознаградил меня и кол­ хоз. На 1034 трудодня, выработан­ ные в 1957 году, я получила полто­ ры тонны хлеба, около двух тысяч рублей деньгами. Кроме того, по дополнительной оплате мне выдано 13 поросят и 35 килограммов мяса. Сейчас в нашем колхозе созданы благоприятные условия для разви­ тия свиноводства. Хочется трудить­ ся еще лучше. В. ЖУКОВА, свинарна колхоза имени Сталина ^Чернавского района. Нет порядка на фермах Животноводы сельхозартели имени Ленина Лев-Толстовского района обязались в прошлом году произве­ сти на 100 гектаров пашни по 15 центнеров свинины. Для этого надо было получить 1400 поросят, откор­ мить 1637 свиней. Прошел год. В колхозе подведены итоги. Оказалось, что животноводы не сдержали своего слова. Свинины получено почти в 2 раза меньше, чем намечалось. — Так произошло потому, что мы не сумели получить необходимого количества поросят. Видно, нере­ альными были наши планы, — сету­ ют руководители артели. Так ли это на самом деле? В на­ чале прошлого года в колхозе были составлены правильные расчеты, осу­ ществление которых обеспечивало выполнение взятых обязательств по производству свинины. Однако пла­ ны остались на бумаге. Вместо того, чтобы получить больше ранних опо­ росов и использовать наиболее бла­ гоприятные весенне-летние условия для выращивания и откорма поро­ сят, в колхозе затянули опоросы, в результате чего план роста пого­ ловья оказался невыполненным. Не вели здесь борьбы и за сохранность поросят, многие из них погибли. Ошибки, допущенные в прошлом году, повторяются теперь. 1Н‘а СТФ имеется большое количество свино­ маток, но многие из них еще не случены. Не организован учет по­ крытия и опоросов свиноматок. Сви­ новоды не знают, каких производст­ венных показателей они должны добиться в этом году. В прошлом году на 100 гектаров пашни крайне мало получили сви­ нины и в сельхозартели «40 лет Ок­ тября». Низкие производственные показатели здесь объясняются теми рами у нас осуществляется через общественные организации и обще­ ства трудящихся, которые выстав­ ляют свбих представителей во все избирательные комиссии— от цент­ ральных до участковых. В составе этих комиссий работают миллионы советских граждан. Только при вы­ борах в местные Советы РСФСР ше­ стого созыва (в 1957 году) в из­ бирательных комиссиях работало около 3.800 тысяч человек. Показателем подлинного демокра­ тизма нашей избирательной систе­ мы является порядок выдвижения кандидатов в депутаты Советов. Право выставления кандидатов в депутаты Советов обеспечивается за общественными организациями и обществами трудящихся: коммуни­ стическими партийными организа­ циями, профессиональными союза­ ми, кооперативными организациями, организациями молодежи и куль­ турными обществами. Это право осуществляют как центральные ор­ ганы общественных организаций и обществ трудящихся, так и их рес­ публиканские, краевые, областные и районные органы, равно как об­ щие собрания рабочих и служащих по предприятиям и учреждениям, военнослужащих по воинским ча­ стям, общие собрания крестьян по колхозам и селам, рабочих и служа­ щих совхозов — по совхозам. Особое внимание уделяется у нас созданию максимальных удобств из­ бирателю для голосования. С этой целью помещение для голосования находится, как правило, в центре избирательного участка; выборы назначаются в нерабочий день, они происходят с 6 часов утра до 12 часов ночи; лицам, которые по тем или иным причинам не могут явиться в помещение для голосова­ ния, предоставляется возможность же причинами, что в артели имени Ленина. Сейчас следует принять все меры, чтобы в январе завершить случку молодых свинок. Необходимость этой хозяйственной меры очевидна для всех. Но в колхозе «40 лет Ок­ тября» с этим делом не спешат. По словам зоотехника т. Мальцевой, 90 свинок, которые сейчас находятся на ферме, будут покрыты в течение- трех месяцев. Ясно, что после этого трудно рассчитывать на выполнение обязательства по производству 14 центнеров свинины на 100 гектаров пашни. В ряде кодхозов района ослабле­ на борьба за сохранение поросят. В 1957 году сельхозартели прода­ ли на сторону свыше 1050 поросят в молочном возрасте.- Не наведен надлежащий порядок на фермах и в нынешнем году. Вот свинотоварная ферма колхоза имени Свердлова. В свинарнике грязь, мно­ го корма затаптывается. Супоросные свиноматки лежат прямо на цемент­ ном полу без подстилки. В районе одной из лучших по ор­ ганизации содержания свиней счи­ тается сельхозартель имени Кирова. Между тем и здесь недостатков хоть отбавляй. Недавно на ферме этого колхоза опоросились 4 свино­ матки, было получено 34 поросенка, из них 18 погибло. Работники свинотоварных ферм района наметили намного увеличить производство свинины. Чтобы выпол­ нить эти обязательства, руководите­ лям района и колхозов надо по­ вседневно интересоваться работой свиноводов, знать их нужды, ока­ зывать им деловую помощь. Д. ИВАНОВСКИЙ. (Соб. корр, «Ленинского * знамени»). проголосовать по месту их нахожде­ ния. В нашей стране не допускается какое-либо искажение воли избира­ телей. Лица, препятствующие граж­ данину СССР свободно' осуществить свое избирательное право, а также должностные лица Совета или чле­ ны избирательных комиссий, допу­ стившие какую-либо фальсифика­ цию воли избирателя, привлекаются за это к уголовной ответственности. Наряду с заботой о создании луч­ ших условий для избирателей при осуществлении ими своего избира­ тельного права Советское государст­ во создает и все необходимые мате­ риально-технические условия для проведения выборов. Государство оплачивает все расходы, связанные с выборами, отпускает на проведе­ ние выборов бумагу, предоставляет типографии. Исполнительные коми­ теты Советов депутатов трудящихся на местах предоставляют и оборуду­ ют помещения для предвыборных собраний, митингов, встреч канди­ датов в депутаты с избирателями. Всего этого нет и не может быть ни в одном капиталистическом госу­ дарстве. Там расходы, связанные с проведением выборов, оплачивает или сам кандидат в депутаты, или та партия, которая его выставила кандидатом. Кроме того, в некото­ рых странах кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только при условии внесения им крупного денежного залога. «Демократизм» выборов в капи­ талистических странах — это на деле механизм фальсификации на­ родной воли. Настоящий демокра­ тизм существует в условиях социа­ листического строя, где нет экс­ плуататорских классов и трудящие­ ся являются полновластными хозяе­ вами страны. К. СЛАПНОВ. Г "*4 .**»*«» * ч ’ А ' г ^ « . 7 ■ ! ! ч~* § I :■*>•.- ’Ч: 4.'-' : / :Г. Д*Г:- ‘ ; / 1 «г. г ■/ * ............ - •' - ^ ' ...- ■ * * $ ;>ч ' -хАч: Г~.,а-:Л.-тац . • «*%> ,{. Ж 4* '-*4 * 1 | ; ' ------- , 5 ^ \ . 4 ^*..:л. 4 1 ! ! :''Л::г : ч При областной станции юных техников создан ряд технических кружков, в которых с увлечением занимаются многие учащиеся город­ ских школ. Особенно интересно провели зимние школьные каникулы члены токарного кружка. Они предприняли экскурсию на различные предприятия города, по-накомились с передовиками производства, с условиями работы, узнали много нового в токарном деле. На снимке: группа экскурсантов ■—членов токарного кружка слушает рассказ молодого токаря тракторного завода В. Кузнецова (третий справа) об устройстве и принципе работы токарного станка. Фото В. Волчкова. •Я Н а ш к о л ь н ы е Качество урока Раздался звонок. Детвора усажи­ вается за парты. Екатерина Ивановна Леонова, учи­ тельница Троекуровской средней школы Троекуровского района, на­ чинает свой очередной урок русского языка в 4 классе. Дети открывают тетради и аккуратно, каллиграфиче­ ским почерком записывают; «Четыр­ надцатое декабря. Сочинение. Зима». Затем они кладут ручки на парту, и учительница начинает с ними бесе­ ду. Ученики вспоминают ранее изу­ ченные стихи и рассказы, обобщают личные наблюдения, высказывают свое мнение о зиме, об изменениях в природе и жизни животных, о за­ нятиях детей и взрослых в это вре­ мя года. — Теперь устно составим план со­ чинения,— говорит Екатерина Ива­ новна. Одна за другой поднимаются руки учащихся. Каждый хочет предло­ жить свою формулировку вопросов. Из всех предложенных формулировок выбираются лучшие. Учительница предлагает детям взять ручки и написать сочинение. Они склоняются над тетрадями. Как показала проверка, учащиеся хорошо справились с работой: сочи­ нения получились яркими, вырази­ тельными, в них умело использованы знакомые стихи. Такие результаты не случайны. Для т. Леоновой, как и для всех учителей Троекуровской средней шко­ лы, характерна высокая требова­ тельность к качеству урока. Это обеспечивает успех обучения. Борьба за повышение качества, эффективности урока в течение по­ следних несмольких лет осущест­ вляется общими усилиями дирекции, партийной, комсомольской и проф­ союзной организаций, не раз обсуж­ давших этот вопрос. Школа работа­ ет под лозунгом: «Ни одного плохо­ го урока». Учителя добиваются, что­ бы школьники усваивали новый учеб­ ный материал непосредственно на уроке. Прежде всего до минимума сокра­ щено время на опрос учащихся. По­ вторение ранее изученного материа­ ла проводится так, чтобы в нем ак­ тивно участвовали все ученики. Это­ му способствует сама формулировка вопросов учителей, которая застав­ ляет детей анализировать факты, и явления, делать выводы и обобще­ ния. Учителя Е. И. Леонова, В. 3. Нечи- таев, Т. В. Полякова, 3. А. Федоро­ ва и другие мастерски организуют умственную деятельность детей, по­ буждают их к сознательному вос­ приятию учебного материала, учат школьников самостоятельно мыслить и рассуждать, преодолевать посиль­ ные трудности, активно приобретать знания. Широко применяются учеб­ но-наглядные пособия, карточки и словари, устный счет, беглый фрон­ тальный опрос и небольшие письмен­ ные работы, вычерчивание диаграмм и схем, выполнение практических ра­ бот и т. д. Такое разнообразие при­ емов позволяет учителям определить уровень знаний .учащихся и одно­ временно помочь им глубже усвоить учебный предмет. Но главное внимание на уроке преподаватели Троекуровской сред­ ней школы уделяют изучению (а не просто объяснению) нового учебного материала. Изучение нового матери­ ала по истории в старших классах заслуженный учитель школы РСФСР Василий Захарович Нечитаев, напри­ мер, начинает с того, что ставит пе­ ред учащимися ясную и четкую цель данного урока, знакомит их с пла­ ном, а затем, опираясь на ранее изу­ ченное, делает переход к намечен­ ной теме. Объяснение материала он проводит самыми разнообразными ме­ тодами, живо, интересно, при высо­ кой активности всего класса, исполь­ зуя при этом учебно-наглядные по­ собия и художественную литературу. Василий Захарович на всех уроках обязательно выделяет главное, при­ учает учащихся на основе фактов самостоятельно делать выводы и обобщения. Немало времени (от 15 до 30 ми­ нут) преподаватели отводят закреп­ лению вновь изученного, упражнени­ ям и самостоятельным работам. Ус­ воение материала проверяется, в ос­ новном, путем опроса, учащихся, име­ ющих удовлетворительные, а не от­ личные оценки, так как ответы от­ личников не характеризуют знаний основной массы школьников. Домашние задания даются свое­ временно и с подробным инструкта­ жем. На понедельник и послепразд- ничные дни домашние задания не да­ ются (еще с прошлого учебного года). Характерно, что учет знаний уча­ щихся учителя проводят в процессе всего урока, не сосредоточивая его только в начале занятий, как это де­ лается во многих других школах об­ ласти. Успех Троекуровской средней шко­ лы, не имеющей второгодников с 1949—50 учебного года, объясняется прежде всего высоким качеством уроков учителей, их педагогическим мастерством. Следуя примеру трое- куровцев, Загрядчинская семилетняя школа того же района уже в конце первого полугодия добилась почти полной успеваемости учащихся. Можно назвать сотни учителей на­ шей области, являющихся, как и пе­ дагоги Троекуровской школы, высо­ кими мастерами своего дела. Однако качество знаний учащихся многих школ по отдельным предметам, осо­ бенно по русскому языку и матема­ тике, остается все еще низким. Это объясняется тем, что значительная часть учителей продолжает прово­ дить уроки по шаблону, строя их по схеме: опрос, объяснение, закрепле­ ние и задание на дом. Большая часть урока тратится на проверку домаш­ него задания, а объяснение нового учебного материала проводится на­ спех, кое-как, упражнений дается мало, изучение и закрепление темы переносится на дом. Такое построе­ ние урока приводит к перегрузке школьников домашними заданиями, к невыполнению этих заданий мно­ гими учениками, а следовательно, к неуспеваемости и второгодничеству. Очень часто выполнение домашних заданий проверяется формально. Учительница Татищевской семи­ летней школы Троекуровского рай­ она А. Н. Овчаренко контроль за работой учащихся сводит лишь к установлению того, сделал ли уче­ ник домашнее задание или нет. Во время самостоятельной работы на ее уроках учащиеся занимаются списы­ ванием с классной доски готового решения, выполняемого вызванным учеником. Такие уроки не дают и не могут дать учащимся прочных знаний и навыков. Крайне низким качеством отлича­ ются уроки математики учителя Га­ гаринской средней школы Г.’ М. Анд­ реева. Сам он недостаточно владеет учебным материалом, методическую литературу не читает и вообще очень мало работает над повышени­ ем своей квалификации. Грубейшей ошибкой некоторых учи­ телей является то, что они сводят усвоение материала учениками к простому заучиванию отдельной гла­ вы, параграфа или страницы учеб­ ника, к зубрежке. Директор Чаплы- гинской средней школы № 39 Н. Ф. Полежаев при изучении темы «Юго­ славия» в 8 -м классе в течение 11 минут невнятно, без связи с сов­ ременностью объяснял материал по учебнику географии, а затем пред­ ложил учащимся прочитать в учеб­ нике от такой-то строчки до тахой- то и механически пересказать про­ читанное. Многие недостатки проведения уроков отчасти объясняются слабым контролем за работой учителей со стороны руководителей некоторых школ. Так, директор Дмитряшевской средней школы Хлевенского района т. Свиридов и завуч т. Коротких за полугодие посетили всего лишь 5 уроков русского языка. Повышение качества урока — един­ ственно верный путь борьбы с неус­ певаемостью. Долг всех работников народного образования настойчиво и систематически совершенствовать ме­ тодику проведения уроков,добивать­ ся высокого их качества. Именно это резко улучшит учебно-воспитатель­ ную работу, повысит уровень знаний учащихся. И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облоно. Семинар руководителей кустовых методических объединений Институт усовершенствования учи­ телей провел двухдневный семинар- практикум руководителей кустовых методических объединений учителей начальных классов школ нашей об­ ласти. Были обсуждены вопросы улучшения учебно-воспитательной работы в начальных школах, в част­ ности, доклад заслуженной учитель­ ницы школы РСФСР А А. Козло­ вой «Усвоение учащимися знаний на уроке». Учительницы начальных классов О. К. Дальская и О. И. Попоза по. делились опытом воспитания созна- тельной дисциплины учащихся и ор­ ганизации классного коллектива. Был обсужден также вопрос об улучшении методической работы ку­ стовых объединений учителей на« чальных классов. А. АЛЕКСЕЕВА,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz