Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
4 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19. апреля 1958 г., М 92 (ПЪП П родолже ние речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА Мы. живем с вами в замечатель ной стране. •У нас построен социа лизм— первая ступень коммунисти ческого общества. Социализм от крыл неограниченный простор для роста материальных и духовных бо гатств общества, для всесторонне го развития личности. Буржуазные пропагандисты, пы таясь извратить демократическую сущность социалистического строя, заявляют, что, мол, личность в СССР «поглощается коллективом» и будто бы у нас происходит «обез личивание» людей. Они усердно рас пространяли лживую легенду о том, что социализм, придавая решающее значение труду, ограничивает дру гие интересы советских людей. При социализме люди, мол, лишаются широкой возможности приобщения к культуре, к искусству. Советская действительность пол ностью опровергает эти выдумки и клевету. В нашей стране за сорок лет ее существования выдвинулась огромная масса талантливых людей из народа. Этого никогда не знала ни одна капиталистическая страна- Это показатель высокой культуры социалистического общества, пока затель того, что оно открывает дей ствительный простор для расцвета народных талантов. Буржуазному миру нечем увлечь молодежь, он обнищал духовно. У нашей молодежи ясная дорога в бу дущее, ясная и благородная цель — строительство коммунизма. (Продол жительные аплодисменты). Вы, товарищи, живете в хорошее время, я бы сказал, в такое инте ресное время, какого не пережива ло ни одно молодое поколение за всю-, историю человечества. Ни в одну из прошлых эпох не происхо дило таких огромных сдвигов, вели чайших исторических поворотов, какие происходят в эпоху перехода от капитализма к коммунизму. В на ше время миллионы людей труда в Советском Союзе. Китайской Народ ной Республике и других социали стических странах, вовлеченные в процесс революционных преобразо ваний. творят великие дела, изме няют жизнь, ломают старое, созда ют новое на благо народа. Жить и трудиться в такое время — неповто римое счастье. (Продолжительные аплодисменты). В труде, учении и борьбе закаляется новый человек Товарищи! Современные условия строительства коммунизма требуют людей высокообразованных, способ ных решать сложнейшие задачи, смело ориентироваться во всех об ластях науки и техники. Уже в первые годы Советской власти, когда страна наша была эко номически отсталой и разрушенной, (Владимир Ильич Денин поставил перед молодым поколением главную задачу: учиться и учиться. Ваши отцы, матери, деды хотели видеть своих преемников знающими, гра мотными строителями коммунисти ческого общества. Нелегко было в то время приобретать знания, това рищи! Люди моего поколения хорошо помнят пору рабочих факультетов, когда парни и девушки совмещали учение и труд. Восемь часов в це хе да столько же за книгой. Мало вато оставалось для сна, но, как го ворится: «Кто в молодости много спит, тот и жизнь просвистит». (Оживление в зале). Ленинский завет — учиться — и сегодня остается законом для на- йей молодежи. (Продолжительные аплодисменты). Сейчас весь мир признает выдаю щуюся роль СССР в прогрессе чело вечества. Но мы не можем стоять на месте. Не может застывать на достигнутом и молодежь. Вы долж ны знать, что за нас никто ничего не сделает. Вот почему крайне не обходима, чтобы каждый понимал свою личную ответственность в об щем деле. Нельзя нам терять ни часу на раскачку и созерцание. В эпоху гигантского соревнования двух систем — социалистической и капиталистической — многое реша ют темпы. Каждый успех, продви жение на хозяйственном фронте — это и есть строительство комму низма. Мы твердо верим, что построим коммунистическое общество, лучшее из всех обществ на земле. Комсомо лу надо воспитывать, я бы сказал трудовое отношение к понятию ком мунизма. В коммунистическом обществе каждый будет трудиться по^ способ ностям, .а получать по потребностям. Смысл этой классической формулы состоит в том, что каждый человек не будет посторонним зрителем или доброжелателем коммунизма., Засу чив рукава, он будет работать как настоящий труженик нового обще ства. Не барская жизнь, где царит лень и праздность, будет при ком мунизме, а рабочая, трудовая, куль турная и интересная жизнь! В этом смысле комсомол за по следние годы, руководствуясь ука заниями Коммунистической партии, многое сделал. Все большее число юношей и девушек видит свое сча стье в том, чтобы быть активными работниками нашего общества. Но было бы неправильным не замечать некоторых упущений в работе с мо лодежью. Прежде всего хотелось сказать ( труде. В наш век атомных электро станций, завоевания космоса, в век автоматики мы должны проявить максимум партийной и государствен ной заботы о том, чтобы все рабо чие и работницы, колхозники колхозницы имели среднее образова ние. Когда наши рабочие и колхоз ники будут иметь среднее образо вание, труд станет еще более про изводительным, а непрерывное по вышение производительности труда и есть в конечном счете главное условие успешного строительства коммунизма. В этой связи мне хочется поде литься с вами, товарищи комсом-оль цы, некоторыми соображениями по вопросам народного образования и подготовки специалистов в наших средних и высших учебных заведе ниях. Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догонять Советский Союз. Вы понимаете, что это значит! Соединенные Штаты Америки, пра вящие круги которых кичились, пре тендуя на ведущее положение, те перь заявляют, что США должны догонять Советский Союз по подго товке кадров специалистов. Это та кое достижение, которым нельзя не гордиться, товарищи. (Аплодисмен ты). Тем не менее мы не можем оста навливаться на достигнутом. В ра боте наших школ и высших учебных заведений имеются существенные -недостатки. Наша школа-десятилет ка готовит молодежь только для по ступления в вузы. Жизнь давно уже показала, что такое представление средней школе является непра вильным. Посмотрите сами, что получается на деле. В высшие учебные заведе ния страны можно принимать в гон примерно 450 тысяч человек, из ко торых на дневное отделение — око ло половины. Большинство же мо лодых людей, -проучившись десять лет в школе, по окончании ее. не выдержав экзаменов в вузы, оказы вается не подготовленным к практи ческой жизни. Из выпускников средней школы только в минувшем году не поступило в вузы и техни кумы до крайней мере 700 тысяч человек, за 1953— 1956 гг. из числа окончивших среднюю шко лу не поступило в вузы и технику мы около 2 миллионов 200 тысяч человек. Эти юноши и девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, не знают производства. И поэтому возникают трудности в том. ка к лучше исполь зовать этих молодых, полных жиз ненных сил людей. Получается, что значительная часть молодежи и ро дителей оказывается не удовлетво ренной таким положением. К тому же некоторые юноши и девушки, кончив десятилетку, не охотно идут -работать на фабрики, заводы, в колхозы и совхозы, счи тают это для себя как бы осконбле ■нием. Такое барски пренебрежитель ное. неправильное отношение к ф зическому т р у д у проявляется и в некоторых семьях. Если ребенок плохо учится, то иные родители го ворят ему: будешь -плохо учиться то не сможешь попасть в в у з . а пой дешь на завод простым рабочим. Физический труд кое-кто превра щает для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения являются оскорбитель ными для тружеников социалисти ческого общества. Думаю, что настало время реши тельно перестроить систему воспита ния нашего подрастающего поколе ния в школах. Ведь нельзя мирить ся с такими недостатками, когда в нашей школе слабо воспитывается у ппсольник-ов уважение к физиче скому труду. Самое главное в этом деле — на до дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех в нашем ^обществе. Все дети, поступающие в ш кол у, должны готовиться к полез ному труду, к участию в строитель стве коммунистического общества. Всякий труд на фабрике или колхозе, на, промышленном пред приятии или в совхозе, в учрежде нии, честный, полезный труд для общества является священным тру дом и необходимым для каждого человека, который живет и поль зуется благами общества. (Продол жительные аплодисменты). Кто способен и может работать, но не трудится,— тот обкрадывает тех, кто работает, то есть живет за счет тех, кто создает материальные и духовные ценности. Надо создать атмосферу общественной нетерпимо сти к тем, кто пренебрегает трудом (Аплодисменты). Каждый человек, живя в комму нистическом обществе, должен вно сить лепту своим трудом в строи тельство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка подрастающего поко ления к жизни, к полезному труду воспитание у молодежи глубокого уважения к принципам социалисти ческого общества — эта задача должна стать главной задачей на шей школы. И комсомолу, пионер ской организации есть где прило жить свои силы в этом деле. Советская школа призвана гото вить разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы на ук и вместе с тем способных к си стематическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полез ной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходи мых для общества. У нас есть немало юношей и де вушек. которые, окончив десяти летку, работают на производстве. А некоторые пришли на производство и ие доучившись до десятого класса. Многие из них хорошо работают и учатся без отрыва от производства. Мне рассказывали, например, о Николае Чикиреве. Во время войны мальчиком начал он работать, шко лу пришлось оставить. Другой так и не возвратился бы к учению, но тов. Чикирев хотел учиться не для диплома, а для дела. Работая то карем, он за несколько лет окончил среднюю школу, а потом и техни ческий вуз. За эти годы тов. Чики рев вырос до начальника цеха стан козавода имени Серго Орджоникид зе. А ведь таких людей, ка к Нико лай Чикирев, у нас много, и надо, чтобы наша молодежь брала с них пример. (Аплодисменты). Надо больше уделять внимания работе вечерних школ рабочей мо лодежи, чтобы все юноши и девуш ки, работающие на производстве, если они имеют желание, могли бы получить среднее образование в та кой школе. Я бы сказал, что если у некоторых товарищей сегодня еще нет желания учиться, то нужно у них пробуждать желание к учебе. Однако надо избегать такого по ложения, чтобы вечерние школы ставили своей задачей только под готовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Ведь в этих школах учится и дальше будет учиться значительно больше моло дежи, чем требуется для пополне ния вузов. Следовательно, для уча щихся вечерних школ должна быть создана возможность получать . не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенст вовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более квалифицированные, образованные рабочие и работницы, колхозники и колхозницы и другие труженики нашего общества, которые имели бы законченное среднее общее, а так же и специальное образование. Очевидно, следует улучшить и су ществующую у нас систему высшего образования, приблизить его к про изводству и по-настоящему связать с производством. В высшие учебные заведения следует принимать боль ше молодежи, уже имеющей жизнен ный опыт, стаж практической ра боты. Перестройка средней школы поможет правильно вешить этот во прос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности обществен ными организациями (профсоюзом, комсомолом), чтобы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него затраты, что он может быть дейст вительно полезным руководителем и организатором производства. (Про должительные аплодисменты). В развитии высшей школы, и в первую очередь технической, надо идти больше всего по линии вечер него и заочного образования. Надо вообше основательно -продумать во прос о вечернем и заочном высшем и среднем специальном образовании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы вре мя имели бы. при желании, больше возможности учиться в таких учеб ных заведениях, где они изучали бы искусство, живопись, музыку гуманитарные науки. Государство и особенно комсомол, профсоюзы долж ны в этом содействовать тружени кам нашего общества. Вызывает нарекания и существу ющая система приема в высшие учебные заведения. Ведь иной раз в вуз попадает не тот, кто хорошо подготовлен, а тот, кто имеет влия тельных папашу или мамашу, кото рые могут посодействовать поступ лению своих детей в вуз. (Аплодис менты). Такое положение противоречит сущности нашего социалистического строя, так как нередко в вуз посту пают не самые достойные, а те, кто имеет проторенную дорогу к лицам, которые определяют в вузах, кого можно -принять на учебу, а кого не принимать. Это— позорное явле ние. Мы, большевики, выступаем с решительной критикой такого поло жения. А народ знает, если больше вики видят недостатки, сосредото чивают на них внимание, то эти не достатки будут устранены. (Бурные аплодисменты). П р и перестройке работы средней школы, может быть, целесообразно подумать об использовании такой оправдавшей себя формы, как шко лы Фабрично-заводского обучения. До какого-то определенного класса школьники могли бы учиться в сред ней школе, затем идти в Фабрично- заводские училища, чтобы там про должать свое образование и приоб ретать трудовые навыки, профес сию. которая нужна каждому чело веку с тем, чтобы быть .подготовлен ным не только по общеобразова тельным предметам, но и хорошо знать жизнь, производство, знать, как молоток держать, и грабли не путать с оглоблей. (Оживление в зале, аплодисменты). Такой -порядок обучения и воспи тания будет лучше соответствовать демократическим принципам совет ского общества. При этом уже нель зя будет подходить так. что Ваня, например, может не пойти на про изводство, а вот Коля — ему пря мая дорога только на производство. Когда некоторые, считают, что на производство должны идти люди как бы второго сорта.— это в принципе неправильно, противоречит д у х у со циалистического общества. Надо, чтобы к р о д щ юноша, каж дая девушка, независимо от того, какое положение занимают их роди тели. готовили себя к трудовой де ятельности на общих для всех осно ваниях. Сынок или дочка должны знать, что папаша — это папаша, а они должны сами, своим трудом за воевать уважение людей, а не жить за счет заслуг своих родителей. (Аплодисменты). Следует помнить, что отец или мать пользуются авто ритетом и уважением за определен ные заслуги, а к^сыну или дочери уважения может и*не быть, если они ведут себя неправильно. Каждый юноша, каждая девушка должны знать, что. учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, по лезные для человека, для общества. У каждого, независимо от положе ния его родителей, должна быть од на дорога— идти учиться и. научив шись,— работать. Те люди, кото рые, работая на производстве, бу дут стремиться продолжать свое об- оазование. могут учиться в вечер них и заочных средних специальных и высших учебных заведениях, и им надо оказывать всяческую по мощь. Пусть они работают и учатся год— два, а дальше, на старших курсах, им надо давать какие-то льготы, может быть 2— 3 дня в не делю выделять специально для уче бы. Последний год или два. может быть, следует таких людей освобож дать от работы на производстве, чтобы дать им возможность закон чить учебное заведение и вступить в жизнь хорошо подготовленным специалистом, знающим свое дело, хорошо знающим и теорию и прак тику. Инженер, получивший обра зование таким путем, в сравнении с теми, кто идет в институт сразу после десятилетки, получит диплом возможно несколько позднее. Но в жизни, в знании дела он значитель но обгонит тех. кто приходит в вуз прямо из средней школы. Такие специалисты, учась без отрыва от производства, проходят как бы шли фовку в процессе труда и вступают в жизнь более опытными инженера ми, агрономами или техниками. (Аплодисменты). Если мы по такому принципу построим работу школ и высших учебных заведений, тогда наша мо лодежь получит прочные знания и вместе с тем пройдет хорошую жиз ненную школу в рядах нашего слав ного рабочего класса, в рядах кол хозного крестьянства, будет еще бо лее активно участвовать в общест венном труде по созданию ценно стей, без которых не может жить и развиваться общество. (Бурные ап лодисменты) А на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах, в учреждени ях отбор в высшие учебные заве дения должен проводиться с уча стием комсомольских и профсоюз ных организаций (бурные аплоди сменты), которые будут объективно оценивать, как человек работает учится, ка к он ведет себя в коллек тиве. Это тоже имеет большое зна чение, поэтому каждый будет нести большую моральную ответственность перед тем коллективом, в котором он работает, будет стараться заслу жить уважение своим трудом и то варищеским отношением в коллек тиве. По-моему, это будет хорошо товарищи. (Бурные аплодисменты). Считаю, что следовало бы поду мать о возобновлении работы заво дов-втузов. В прошлом это дало неплохие результаты, и в народном хозяйстве страны работает немало инженеров, получивших знания дипломы специалистов таким путем И надо сказать, что это в подавля ющем большинстве своем очень хо рошие инженеры, сведущие специа листы своего дела. Подготовка сельскохозяйственных специалистов должна проводиться в институтах, организованных при крупных совхозах. Там должны быть учебные корпуса, лаборатории и хозяйства для практической ра боты. Или, во всяком случае, при сельскохозяйственных вузах должны быть мощные образцовые учебные хозяйства. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонты ровать машины, уметь управлять этими машинами, сами должны се ять, выращивать и убирать уро жай. И вообще, товарищи, высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения следовало бы пе ревести из крупных городов в сель ские районы. (Аплодисменты) В сельских районах, в колхозах совхозах, научно-исследовательских опытных станциях имеется замеча тельная молодежь, получившая об разование в средней школе и знаю щая колхозное и совхозное произ водство. А ведь у нас сейчас есть такие студенты, даже в Тимирязев ской академии, которые не смогут отличить в молодом возрасте коноп лю от крапивы, если они не обож гутся о крапиву. (Оживление в за ле, аплодисменты) В некоторых наших сельскохо зяйственных вузах имеются учебные хозяйства, но там за животными которых студенты должны изучать ухаживают рабочие. Что это за бар сопатого, да в своем селе». (Смех, аплодисменты). Некоторые, выбирая учебное заведение, придерживаются такого же «принципа». А когда та кой человек кончает учебное заве дение. его из города никакими га зами не выкурите. (Общий смех). Он согласен на любое дело пойти, чтобы из Москвы не уехать, или из Воронежа, или из Киева. (Смех, аплодисменты). А вот когда в сельскохозяйствен ные в у з ы будет поступать большин ство таких людей, как выступавшие передо мной на съезде Герой Социа листического Тоуда Анна Ильченко из Черкасской области или предсе датель колхоза Смоленской области Анатолий Рассказов, тогда будет совсем другое дело. (Бурные апло дисменты). Таких людей после окон чания учебы уговаривать пойти в колхозы не надо, потому что у них органическая потребность именно в ский порядок? При таком порядке студент, придя на ферму, как черт,а боится, когда корова мотает головой (Смех в зале, аплодисменты). Пусть студенты некоторых сельскохозяйст венных вузов, расположенных в Мо скве и других крупных городах, мне простят, если я скажу неприятные для них вещи. Но я должен сказать что некоторые из них пришли в эти в у з ы не п о т о м у , что чувствуют при звание трудиться в сельском хозяй стве. а потому, что их в другой ву не приняли. И получается, как старину говорили, когда родители не хотели дочерей выдавать замуж в другое село; «Пусть идет хоть за таком труде, к о т о р ы й о н и любят. Они будут приносить еше большую пользу для нашего общества. (Про должительные аплодисменты). Работу университетов, медицин ских. педагогических и других ву зов надо также теснее связать с практикой, с жизнью. Конечно, фор мы этой связи должны быть тща тельно продуманы. Вот некоторые мысли, которыми мне хотелось бы поделиться с вами, товаоиши комсомольцы. * Центральный Комитет партии ду мает сейчас над вопросами улучше ния системы народного образования и подготовки кадров специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях. Надо обеспе чить лучшую подготовку людей к активному участию в жизни, под нять на более высокий уровень дело подготовки специалистов. Учиться жить и работать по-коммунистически Товарищи! Коммунистическая партия выдвинула грандиозную про грамму коммунистического строи тельства. Мы должны догнать Соеди ненные Штаты Америки — самую развитую капиталистическую страну в мире — по производству продук ции на душу населения. Это огром ная работа и ляжет она в основном на плечи молодых. Молодежь любит соревноваться, и комсомол должен стать настоящим запевалой социа листического соревнования за рост производства. Но только чтобы за певалы. говоря образно, брали пра вильный тон по камертону. (Смех). Вы сами хорошо знаете, что кое- где в комсомоле встречаются и крас нобаи. которые не прочь пошуметь, учредить вымпелы, премии, а когда наступают будни, глядишь и Федот, да ие тот. Надо судить о делах не по тому, кто громче других говорит, а по существу дела. Когда перед молодежью ставится конкретная задача и вокруг нее ве дется серьезная политическая рабо та. успех обеспечен. Надо, чтобы партийные и советские организации хорошо чувствовали это стремление молодежи к большим и валяным го сударственным задачам и поручали комсомолу их выполнение. Важно только, чтобы вдумчиво направлял ся и, я бы сказал, оберегался хоро ший порыв, энтузиазм молодежи. Призывая молодежь на новые трудовые дела, надо заботиться о приобретении молодым человеком специальности, о его бытовом устройстве. К сожалению, встреча ются такие хозяйственные руково дители. которые недостаточно уде ляют внимания бытовым вопросам, без которых нельзя х о ро ш о органи зовать работу людей. Молодые лю ди, прибывающие на стройки, долж ны получать поддержку в разумных требованиях. Каждый комсомолец, получая путевки на работу в необ житые места, знает, что он едет ту да, где еще нет благоустроенных городов с тооллейбусами, консерва ториями. бассейнами. На новострой ки едут молодые патриоты, которые не боятся трудностей на своем пути. Новые земли и новостройки яви лись хорошей школой мужества для десятков тысяч юношей и девушек. Мы должны и дальше осваивать бо гатства Дальнего Востока и Сибири. Сейчас комсомол крепко помогает развивать нашу металлургию — строит домны, мартены. На очереди участие в страйках химической про мышленности. Химия даст нашему народному хозяйству много полез ных изделий для промышленности, строительства. Она даст нам все. во что одевается человек: ткани, меха, изделия из кожи и многие другие необходимые веши. Конечно, не все молодые люди смогут найти применение своим си лам на видных стройках. Не всем придется уезжать в далекие места. Может быть, такая постановка во проса некоторых из вас немного ох ладит и они скажут — вот и не для всех есть путь к подвигу, к роман- тике. _ Молодежи свойственно увлекать ся романтикой. Это хорошо, но не надо забывать ленинский завет — каждый день в любом городе, в лю бой деревне вешать практически ту или иную задачу общего труда, пу скай самую маленькую, пускай са мую простую. Среди молодежи найдутся такие люди, которые возразят: ну, какая же романтика работать, скажем, шахтером или дояркой, токарем или свинаркой. Какой тут можно совер шить подвиг? То ли дело на целине или на строительстве Братской ГЭС, там можно развернуться, там настоя щая жизнь! Правильны ли такие рассуждения? Я думаю, нет. Комсомол призван под держивать и развивать у молодых людей любовь и уважение ко всяко му делу, нужному народу, ко всякой профессии. Хотелось бы подчеркнуть важ ность изучения и овладения техни кой. Сейчас в деревне, когда мы реорганизуем МТС и продаем маши ны колхозам, необыкновенно воз растает роль сельского комсомола в дальнейшем овладении техникой. Мы уверены, что сельские комсо мольцы в содружестве с молодежью городов обеспечат наиболее произ водительное применение тракторов и других сельскохозяйственных ма шин в новых условиях. Товарищи! Большие задачи стоят перед комсомолом, большие надеж ды возлагают на него партия, со ветский народ. Надо подумать вам, как лучше организовать дело, что бы успешно выполнить эти задачи. Организационная работа, умение отыскать наилучшие формы и мето ды руководства ■— большое искус ство, и вы должны им овладевать. Комсомол имеет дело с молодыми людьми, по природе своей воспри имчивыми, впечатлительными, увле кающимися. Они все схватывают, перенимают. Неумелой, а еще хуже бюрократической организацией дела можно навредить воспитанию моло дежи, оттолкнуть ее от комсомола. Жизнь в комсомольских организа циях должна прямо-таки бурлить, инициатива переливаться через край. Тогда всем найдется интерес ное дело и молодые люди не будут жаловаться, что им скучно в ком сомольской организации. А такие жалобы сейчас можно слышать, не редко. Все мы совершенно справедливо признаем, что комсомол за послед ние годы сделал много полезных дел, в которых приняли участие де сятки, сотни тысяч, миллионы юно шей и девушек. Но вот над чем стоит задуматься: охватывает ли комсомол своим влиянием всю мо лодежь, привлекает ли всех к тем большим делам, которыми он зани мается? Больше того, все ли комсо мольцы участвуют в жизни своей организации, все ли получают в комсомоле то, во имя чего они туда, собственно, и пришли — политиче скую закалку, навыки общественной деятельности, новые знания, хоро ших товарищей, с которыми инте- юшего — и клтб иа заике, иетптат-^ него тренера — и физкультурой вроде бы заниматься нельзя. Некоторые наши товавиши до то го привыкли к бюрократическим Формам, что теперь, когда от этих Форм надо отказаться, им становит ся страшно. Обсуждается, например, вопрое о том, чтобы организацией физкуль турной работы занимались профсо юзы. Это дело не сегодняшнего дня, а будущего. Но некоторые товарищи боятся, что профсоюзы не в состоя нии организовать физкультурные со ревнования. что физкультурой обя зательно должны заниматься госу дарственные органы, что нужен го сударственный инспектор. Будет та кой инспектор, тогда будут прыгать, бегать, плавать, а если его не бу дет. то все рухнет. Но это нелепости какая-то. Что же мы и в коммунизм пойдем с государственным инспек тором по физкультуре? (Оживление в зале). Я слышал, что кое-где органи зацию вечеров молодежи начинают со звонка в милицию: — Пришлите милиционера, мы вечер молодежи хотим провести, (Смех). — А зачем милиционер? — Как зачем? Унимать хулига нов! На что же мы рассчитываем?! Неужели в коммунизм возьмем и, хулигана, и милиционера, чтобы его унимал? (Смех). Нет, хулигана мы в коммунизм не возьмем, при дется, с ним здесь, в социализме, распрощаться. Но ка к искоренить’, хулиганство? Решающая роль в этом-. деле принадлежит силам обществен-»* ресно делить часы труда и досуга: Если не погрешите против правды, вы должны будете признать, что здесь у вас есть серьезные упуще ния. Комсомол у нас большой. В нем состоит восемнадцать миллионов юношей и девушек. Это очень хоро шо. Но это не значит, что можно считать людей сотнями и тысячами и забывать об отдельном человеке. Вниманием к каждому молодому человеку, заботой о его производ ственном роете, учении, культурном развитии должна быть пронизана вся деятельность комсомола. Воспитание в комсомоле пойдет успешнее, когда за большими кам паниями, охватывающими многие ты сячи людей, не будут забываться от дельные люди с их интересами и запросами. Общими усилиями надо помогать человеку преодолевать жи тейские трудности и невзгоды, сле дить за тем, чтобы он не останавли вался в своем развитии, не покры вался обывательской плесенью. А если случится такое -— смело вы ставлять поя огонь товарищеской критики. Когда человека обдувает свежим жизненным ветром, очень х о ро ш о получается. Здесь много говорилось о самодея тельности в комсомольской работе. И это правильно. Часто слышатся жалобы на плохую работу клубов, домов культуры, стадионов, на то. что не во всяком городе или деревне молодежь имеет возможность куль турно отдохнуть, заниматься физ культурой и спортом. Много в этих жалобах справедливого. У нас в стране имеются сотни тысяч клубов, домов культуры, изб- читален. библиотек, стадионов, спор тивных площадок. Но духовные по требности народа все время растут и культурных очагов недостает. Да к тому-же некоторые из этих очагов культуры работают плохо, не удов летворяют запросов молодежи. Государственные учреждения, профсоюзы не используют всех средств для нового культурного строительства. Бюльшими и все воз растающими возможностями распо лагают колхозы. Не годится, когда в богатом колхозе нет хорошего культурного очага. Для чего, спра шивается, такие колхозы наживают богатства? Не для кубышки же, а чтобы жизнь людей улучшалась, чтобы все полнее и-полнее удовлет ворялись их материальные и куль турные потребности. Надо, чтобы экономически крепкие колхозы боль ше строили клубов, школ, интерна тов. Комсомольцы должны более ак тивно ставить перед правлениями колхозов эти вопросы, а партийным организациям следует их поддержи- вать. Но посмотрим на дело с другой стороны. Разве не может молодежь своими силами, своими руками при вести в порядок многие культурные учреждения, которые сейчас пребы вают в запущенном состоянии? Раз ве нельзя наладить в этих учреж дениях содержательную воспитатель ную и просветительную работу? Конечно, можно. Но есть среди мо лодежи иждивенцы, которые все хо тят получать в готовом виде, как манну е неба. Нет платного заведу- ности! Г Общественность, комсомол в пер-н вую голову должны выявлять без-* дельников, хулиганов, пьяниц и, не» дожидаясь, когда они учинят какой-» нибудь разбой, в общественном по-» рядке принимать необходимые меры- пресечения и воспитания. Сил у вас, товарищи, много, и если в ы дружно возьметесь за это дело, то» справитесь. Необходимо решительнее бороться., с таким нетерпимым явлением средш* молодежи, ка к пьянство. Об этих во-* просах уже говорилось в докладе-- тов. Шелепина, и я считаю тоже» необходимым сказать несколько слов^* Мы говорим об этом не потому^ что факты пьянства представляют* какую-то большую угрозу, для наше-! го общества. Но пожар лучше ту-» шить, когда видишь искру, из ко-» торой может возникнуть этот пожар. Нам надо сейчас сосредоточить уси-» лия в борьбе против явлений пьян-* ства. чтобы не дать укорениться это му злу. Ведь есть среди молодежи такие «герои», которые похваляются тем, что попали в вытрезвитель, как будто в театре побывали. (Оживление в зале). Точь-в-точь, как персонаж из чеховского рассказа «Радость» коллежский регистратор Митя Кул- даров. Помните, с каким восторгом рассказывал этот «герой» своим до машним, что его теперь узнает вся Россия, потому что о нем написали в газете. А в газете было напеча тано, что он в пьяном виде попал под лошадь. (Оживление в зале). У нашей молодежи ясная цель, Она не страдает от безработицы, эксплуатации, и незачем молодому человеку затуманивать свой мозг алкоголем. Поэтому партия призы вает комсомол, молодежь боооться с явлениями пьянства в своей среде. Комсомольцы должны служить луч шим примером для всей молодежи как в труде, так и в быту. Большую работу может провести комсомол в борьбе с таким злом, как самогоноварение, которое спо собствует распространению пьянст ва. Направьте против самогонщиков острые копья своей «легкой кава лерии». Общественность, в том числе ком сомольская,. должна играть все большую роль в борьбе с недостат ками и пороками, за утверждение нового в нашей жизни. Неверно сводить дело к тому, чтобы все шло через государственные органы. Какая уж тут самодеятельность, ес ли всюду будут наставники и нянь ки в лице платных инструкторов, пропагандистов, инспекторов по Физкультуре и других работников! Мы говорим, что при коммунизме государство отомрет. Какие же ор ганы сохранятся? Общественные! Будут ли они называться комсомо лом, профсоюзами, или как-то по- другому, но это будут обществен ные организации, через которые об щество будет регулировать свои отношения. Надо сейчас расчищать пути к этому, приучать людей, что бы у них вырабатывались навыки таких действий. Комсомол должен все больше и больше становиться такой организа цией, которая воспитывала бы у молодежи умение жить в коммуни стическом обществе и управлять его делами. Что для этого надо сейчас? Шире развертывать самодеятель ность. Энергии у вас много. Вы мо жете оказать более существенную помошь в работе профсоюзов, мест ных Советов. Как бы. к примеру, могло дви нуться вперед благоустройство горо дов, рабочих поселков, деревень, ес ли бы комсомол совместно с Сове тами по-настоящему взялся за это дело. Наводить' чистоту и порядок на улицах и во дворах, где играют наши де ти,. озеленять улицы и до-. роги, разбивать -новые парки, охра нять леса и реки от браконьеров я нерадивых хозяйственников — ка кие это интересные и нужные на роду занятия! В этих и десятках (Окончание на 3 -й схаХ, г
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz