Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

4 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 19. апреля 1958 г., М 92 (ПЪП П родолже ние речи товарища Н. С. ХРУЩЕВА Мы. живем с вами в замечатель­ ной стране. •У нас построен социа­ лизм— первая ступень коммунисти­ ческого общества. Социализм от­ крыл неограниченный простор для роста материальных и духовных бо­ гатств общества, для всесторонне­ го развития личности. Буржуазные пропагандисты, пы­ таясь извратить демократическую сущность социалистического строя, заявляют, что, мол, личность в СССР «поглощается коллективом» и будто бы у нас происходит «обез­ личивание» людей. Они усердно рас­ пространяли лживую легенду о том, что социализм, придавая решающее значение труду, ограничивает дру­ гие интересы советских людей. При социализме люди, мол, лишаются широкой возможности приобщения к культуре, к искусству. Советская действительность пол­ ностью опровергает эти выдумки и клевету. В нашей стране за сорок лет ее существования выдвинулась огромная масса талантливых людей из народа. Этого никогда не знала ни одна капиталистическая страна- Это показатель высокой культуры социалистического общества, пока­ затель того, что оно открывает дей­ ствительный простор для расцвета народных талантов. Буржуазному миру нечем увлечь молодежь, он обнищал духовно. У нашей молодежи ясная дорога в бу­ дущее, ясная и благородная цель — строительство коммунизма. (Продол­ жительные аплодисменты). Вы, товарищи, живете в хорошее время, я бы сказал, в такое инте­ ресное время, какого не пережива­ ло ни одно молодое поколение за всю-, историю человечества. Ни в одну из прошлых эпох не происхо­ дило таких огромных сдвигов, вели­ чайших исторических поворотов, какие происходят в эпоху перехода от капитализма к коммунизму. В на­ ше время миллионы людей труда в Советском Союзе. Китайской Народ­ ной Республике и других социали­ стических странах, вовлеченные в процесс революционных преобразо­ ваний. творят великие дела, изме­ няют жизнь, ломают старое, созда­ ют новое на благо народа. Жить и трудиться в такое время — неповто­ римое счастье. (Продолжительные аплодисменты). В труде, учении и борьбе закаляется новый человек Товарищи! Современные условия строительства коммунизма требуют людей высокообразованных, способ­ ных решать сложнейшие задачи, смело ориентироваться во всех об­ ластях науки и техники. Уже в первые годы Советской власти, когда страна наша была эко­ номически отсталой и разрушенной, (Владимир Ильич Денин поставил перед молодым поколением главную задачу: учиться и учиться. Ваши отцы, матери, деды хотели видеть своих преемников знающими, гра­ мотными строителями коммунисти­ ческого общества. Нелегко было в то время приобретать знания, това­ рищи! Люди моего поколения хорошо помнят пору рабочих факультетов, когда парни и девушки совмещали учение и труд. Восемь часов в це­ хе да столько же за книгой. Мало­ вато оставалось для сна, но, как го­ ворится: «Кто в молодости много спит, тот и жизнь просвистит». (Оживление в зале). Ленинский завет — учиться — и сегодня остается законом для на- йей молодежи. (Продолжительные аплодисменты). Сейчас весь мир признает выдаю­ щуюся роль СССР в прогрессе чело­ вечества. Но мы не можем стоять на месте. Не может застывать на достигнутом и молодежь. Вы долж­ ны знать, что за нас никто ничего не сделает. Вот почему крайне не­ обходима, чтобы каждый понимал свою личную ответственность в об щем деле. Нельзя нам терять ни часу на раскачку и созерцание. В эпоху гигантского соревнования двух систем — социалистической и капиталистической — многое реша­ ют темпы. Каждый успех, продви­ жение на хозяйственном фронте — это и есть строительство комму низма. Мы твердо верим, что построим коммунистическое общество, лучшее из всех обществ на земле. Комсомо­ лу надо воспитывать, я бы сказал трудовое отношение к понятию ком­ мунизма. В коммунистическом обществе каждый будет трудиться по^ способ­ ностям, .а получать по потребностям. Смысл этой классической формулы состоит в том, что каждый человек не будет посторонним зрителем или доброжелателем коммунизма., Засу­ чив рукава, он будет работать как настоящий труженик нового обще­ ства. Не барская жизнь, где царит лень и праздность, будет при ком­ мунизме, а рабочая, трудовая, куль­ турная и интересная жизнь! В этом смысле комсомол за по­ следние годы, руководствуясь ука­ заниями Коммунистической партии, многое сделал. Все большее число юношей и девушек видит свое сча­ стье в том, чтобы быть активными работниками нашего общества. Но было бы неправильным не замечать некоторых упущений в работе с мо­ лодежью. Прежде всего хотелось сказать ( труде. В наш век атомных электро­ станций, завоевания космоса, в век автоматики мы должны проявить максимум партийной и государствен­ ной заботы о том, чтобы все рабо­ чие и работницы, колхозники колхозницы имели среднее образова­ ние. Когда наши рабочие и колхоз­ ники будут иметь среднее образо­ вание, труд станет еще более про­ изводительным, а непрерывное по­ вышение производительности труда и есть в конечном счете главное условие успешного строительства коммунизма. В этой связи мне хочется поде литься с вами, товарищи комсом-оль цы, некоторыми соображениями по вопросам народного образования и подготовки специалистов в наших средних и высших учебных заведе ниях. Вы знаете, что наша страна по уровню подготовки специалистов обогнала все страны и теперь уже США ставят перед собой задачу догонять Советский Союз. Вы понимаете, что это значит! Соединенные Штаты Америки, пра­ вящие круги которых кичились, пре­ тендуя на ведущее положение, те­ перь заявляют, что США должны догонять Советский Союз по подго­ товке кадров специалистов. Это та­ кое достижение, которым нельзя не гордиться, товарищи. (Аплодисмен­ ты). Тем не менее мы не можем оста­ навливаться на достигнутом. В ра­ боте наших школ и высших учебных заведений имеются существенные -недостатки. Наша школа-десятилет­ ка готовит молодежь только для по­ ступления в вузы. Жизнь давно уже показала, что такое представление средней школе является непра­ вильным. Посмотрите сами, что получается на деле. В высшие учебные заведе­ ния страны можно принимать в гон примерно 450 тысяч человек, из ко­ торых на дневное отделение — око­ ло половины. Большинство же мо­ лодых людей, -проучившись десять лет в школе, по окончании ее. не выдержав экзаменов в вузы, оказы­ вается не подготовленным к практи­ ческой жизни. Из выпускников средней школы только в минувшем году не поступило в вузы и техни­ кумы до крайней мере 700 тысяч человек, за 1953— 1956 гг. из числа окончивших среднюю шко­ лу не поступило в вузы и технику­ мы около 2 миллионов 200 тысяч человек. Эти юноши и девушки, в силу оторванности программы обучения в средней школе от жизни, не знают производства. И поэтому возникают трудности в том. ка к лучше исполь­ зовать этих молодых, полных жиз­ ненных сил людей. Получается, что значительная часть молодежи и ро­ дителей оказывается не удовлетво­ ренной таким положением. К тому же некоторые юноши и девушки, кончив десятилетку, не­ охотно идут -работать на фабрики, заводы, в колхозы и совхозы, счи­ тают это для себя как бы осконбле ■нием. Такое барски пренебрежитель­ ное. неправильное отношение к ф зическому т р у д у проявляется и в некоторых семьях. Если ребенок плохо учится, то иные родители го­ ворят ему: будешь -плохо учиться то не сможешь попасть в в у з . а пой­ дешь на завод простым рабочим. Физический труд кое-кто превра­ щает для детей в какое-то пугало. Я уже не говорю о том, что такие рассуждения являются оскорбитель­ ными для тружеников социалисти­ ческого общества. Думаю, что настало время реши­ тельно перестроить систему воспита­ ния нашего подрастающего поколе ния в школах. Ведь нельзя мирить­ ся с такими недостатками, когда в нашей школе слабо воспитывается у ппсольник-ов уважение к физиче­ скому труду. Самое главное в этом деле — на­ до дать лозунг и чтобы этот лозунг был священным для всех в нашем ^обществе. Все дети, поступающие в ш кол у, должны готовиться к полез­ ному труду, к участию в строитель­ стве коммунистического общества. Всякий труд на фабрике или колхозе, на, промышленном пред­ приятии или в совхозе, в учрежде­ нии, честный, полезный труд для общества является священным тру дом и необходимым для каждого человека, который живет и поль­ зуется благами общества. (Продол­ жительные аплодисменты). Кто способен и может работать, но не трудится,— тот обкрадывает тех, кто работает, то есть живет за счет тех, кто создает материальные и духовные ценности. Надо создать атмосферу общественной нетерпимо сти к тем, кто пренебрегает трудом (Аплодисменты). Каждый человек, живя в комму­ нистическом обществе, должен вно­ сить лепту своим трудом в строи­ тельство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка подрастающего поко­ ления к жизни, к полезному труду воспитание у молодежи глубокого уважения к принципам социалисти­ ческого общества — эта задача должна стать главной задачей на­ шей школы. И комсомолу, пионер ской организации есть где прило жить свои силы в этом деле. Советская школа призвана гото­ вить разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы на­ ук и вместе с тем способных к си­ стематическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полез ной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходи­ мых для общества. У нас есть немало юношей и де вушек. которые, окончив десяти­ летку, работают на производстве. А некоторые пришли на производство и ие доучившись до десятого класса. Многие из них хорошо работают и учатся без отрыва от производства. Мне рассказывали, например, о Николае Чикиреве. Во время войны мальчиком начал он работать, шко­ лу пришлось оставить. Другой так и не возвратился бы к учению, но тов. Чикирев хотел учиться не для диплома, а для дела. Работая то­ карем, он за несколько лет окончил среднюю школу, а потом и техни­ ческий вуз. За эти годы тов. Чики­ рев вырос до начальника цеха стан­ козавода имени Серго Орджоникид­ зе. А ведь таких людей, ка к Нико­ лай Чикирев, у нас много, и надо, чтобы наша молодежь брала с них пример. (Аплодисменты). Надо больше уделять внимания работе вечерних школ рабочей мо­ лодежи, чтобы все юноши и девуш­ ки, работающие на производстве, если они имеют желание, могли бы получить среднее образование в та­ кой школе. Я бы сказал, что если у некоторых товарищей сегодня еще нет желания учиться, то нужно у них пробуждать желание к учебе. Однако надо избегать такого по­ ложения, чтобы вечерние школы ставили своей задачей только под­ готовку учащихся к поступлению в высшие учебные заведения. Ведь в этих школах учится и дальше будет учиться значительно больше моло­ дежи, чем требуется для пополне­ ния вузов. Следовательно, для уча­ щихся вечерних школ должна быть создана возможность получать . не только полное общее образование за среднюю школу, но и совершенст­ вовать, углублять профессиональное образование, чтобы готовились более квалифицированные, образованные рабочие и работницы, колхозники и колхозницы и другие труженики нашего общества, которые имели бы законченное среднее общее, а так­ же и специальное образование. Очевидно, следует улучшить и су­ ществующую у нас систему высшего образования, приблизить его к про­ изводству и по-настоящему связать с производством. В высшие учебные заведения следует принимать боль­ ше молодежи, уже имеющей жизнен­ ный опыт, стаж практической ра боты. Перестройка средней школы поможет правильно вешить этот во­ прос. В вузы надо принимать тех, кто проявит больше способностей и желания продолжать учебу. Здесь должно учитываться не только одно желание поступающего в вуз, но и оценка его деятельности обществен­ ными организациями (профсоюзом, комсомолом), чтобы отбор был и по подготовленности, и по склонности, и по уверенности, что этот человек оправдает произведенные на него затраты, что он может быть дейст­ вительно полезным руководителем и организатором производства. (Про­ должительные аплодисменты). В развитии высшей школы, и в первую очередь технической, надо идти больше всего по линии вечер­ него и заочного образования. Надо вообше основательно -продумать во­ прос о вечернем и заочном высшем и среднем специальном образовании. Необходимо добиться того, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в обществе, в свободное от работы вре­ мя имели бы. при желании, больше возможности учиться в таких учеб ных заведениях, где они изучали бы искусство, живопись, музыку гуманитарные науки. Государство и особенно комсомол, профсоюзы долж ны в этом содействовать тружени­ кам нашего общества. Вызывает нарекания и существу­ ющая система приема в высшие учебные заведения. Ведь иной раз в вуз попадает не тот, кто хорошо подготовлен, а тот, кто имеет влия­ тельных папашу или мамашу, кото­ рые могут посодействовать поступ­ лению своих детей в вуз. (Аплодис­ менты). Такое положение противоречит сущности нашего социалистического строя, так как нередко в вуз посту­ пают не самые достойные, а те, кто имеет проторенную дорогу к лицам, которые определяют в вузах, кого можно -принять на учебу, а кого не принимать. Это— позорное явле­ ние. Мы, большевики, выступаем с решительной критикой такого поло­ жения. А народ знает, если больше­ вики видят недостатки, сосредото­ чивают на них внимание, то эти не­ достатки будут устранены. (Бурные аплодисменты). П р и перестройке работы средней школы, может быть, целесообразно подумать об использовании такой оправдавшей себя формы, как шко­ лы Фабрично-заводского обучения. До какого-то определенного класса школьники могли бы учиться в сред­ ней школе, затем идти в Фабрично- заводские училища, чтобы там про­ должать свое образование и приоб­ ретать трудовые навыки, профес­ сию. которая нужна каждому чело­ веку с тем, чтобы быть .подготовлен­ ным не только по общеобразова­ тельным предметам, но и хорошо знать жизнь, производство, знать, как молоток держать, и грабли не путать с оглоблей. (Оживление в зале, аплодисменты). Такой -порядок обучения и воспи­ тания будет лучше соответствовать демократическим принципам совет­ ского общества. При этом уже нель­ зя будет подходить так. что Ваня, например, может не пойти на про­ изводство, а вот Коля — ему пря­ мая дорога только на производство. Когда некоторые, считают, что на производство должны идти люди как бы второго сорта.— это в принципе неправильно, противоречит д у х у со­ циалистического общества. Надо, чтобы к р о д щ юноша, каж ­ дая девушка, независимо от того, какое положение занимают их роди­ тели. готовили себя к трудовой де­ ятельности на общих для всех осно­ ваниях. Сынок или дочка должны знать, что папаша — это папаша, а они должны сами, своим трудом за­ воевать уважение людей, а не жить за счет заслуг своих родителей. (Аплодисменты). Следует помнить, что отец или мать пользуются авто­ ритетом и уважением за определен­ ные заслуги, а к^сыну или дочери уважения может и*не быть, если они ведут себя неправильно. Каждый юноша, каждая девушка должны знать, что. учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, по­ лезные для человека, для общества. У каждого, независимо от положе­ ния его родителей, должна быть од­ на дорога— идти учиться и. научив­ шись,— работать. Те люди, кото­ рые, работая на производстве, бу­ дут стремиться продолжать свое об- оазование. могут учиться в вечер­ них и заочных средних специальных и высших учебных заведениях, и им надо оказывать всяческую по­ мощь. Пусть они работают и учатся год— два, а дальше, на старших курсах, им надо давать какие-то льготы, может быть 2— 3 дня в не­ делю выделять специально для уче­ бы. Последний год или два. может быть, следует таких людей освобож­ дать от работы на производстве, чтобы дать им возможность закон­ чить учебное заведение и вступить в жизнь хорошо подготовленным специалистом, знающим свое дело, хорошо знающим и теорию и прак­ тику. Инженер, получивший обра­ зование таким путем, в сравнении с теми, кто идет в институт сразу после десятилетки, получит диплом возможно несколько позднее. Но в жизни, в знании дела он значитель­ но обгонит тех. кто приходит в вуз прямо из средней школы. Такие специалисты, учась без отрыва от производства, проходят как бы шли­ фовку в процессе труда и вступают в жизнь более опытными инженера­ ми, агрономами или техниками. (Аплодисменты). Если мы по такому принципу построим работу школ и высших учебных заведений, тогда наша мо­ лодежь получит прочные знания и вместе с тем пройдет хорошую жиз­ ненную школу в рядах нашего слав­ ного рабочего класса, в рядах кол­ хозного крестьянства, будет еще бо­ лее активно участвовать в общест­ венном труде по созданию ценно­ стей, без которых не может жить и развиваться общество. (Бурные ап­ лодисменты) А на предприятиях и стройках, в колхозах и совхозах, в учреждени­ ях отбор в высшие учебные заве­ дения должен проводиться с уча­ стием комсомольских и профсоюз­ ных организаций (бурные аплоди сменты), которые будут объективно оценивать, как человек работает учится, ка к он ведет себя в коллек­ тиве. Это тоже имеет большое зна­ чение, поэтому каждый будет нести большую моральную ответственность перед тем коллективом, в котором он работает, будет стараться заслу­ жить уважение своим трудом и то­ варищеским отношением в коллек­ тиве. По-моему, это будет хорошо товарищи. (Бурные аплодисменты). Считаю, что следовало бы поду­ мать о возобновлении работы заво­ дов-втузов. В прошлом это дало неплохие результаты, и в народном хозяйстве страны работает немало инженеров, получивших знания дипломы специалистов таким путем И надо сказать, что это в подавля­ ющем большинстве своем очень хо­ рошие инженеры, сведущие специа­ листы своего дела. Подготовка сельскохозяйственных специалистов должна проводиться в институтах, организованных при крупных совхозах. Там должны быть учебные корпуса, лаборатории и хозяйства для практической ра­ боты. Или, во всяком случае, при сельскохозяйственных вузах должны быть мощные образцовые учебные хозяйства. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонты ровать машины, уметь управлять этими машинами, сами должны се ять, выращивать и убирать уро жай. И вообще, товарищи, высшие и средние сельскохозяйственные учебные заведения следовало бы пе­ ревести из крупных городов в сель ские районы. (Аплодисменты) В сельских районах, в колхозах совхозах, научно-исследовательских опытных станциях имеется замеча­ тельная молодежь, получившая об разование в средней школе и знаю­ щая колхозное и совхозное произ водство. А ведь у нас сейчас есть такие студенты, даже в Тимирязев­ ской академии, которые не смогут отличить в молодом возрасте коноп­ лю от крапивы, если они не обож­ гутся о крапиву. (Оживление в за ле, аплодисменты) В некоторых наших сельскохо зяйственных вузах имеются учебные хозяйства, но там за животными которых студенты должны изучать ухаживают рабочие. Что это за бар сопатого, да в своем селе». (Смех, аплодисменты). Некоторые, выбирая учебное заведение, придерживаются такого же «принципа». А когда та­ кой человек кончает учебное заве­ дение. его из города никакими га­ зами не выкурите. (Общий смех). Он согласен на любое дело пойти, чтобы из Москвы не уехать, или из Воронежа, или из Киева. (Смех, аплодисменты). А вот когда в сельскохозяйствен­ ные в у з ы будет поступать большин­ ство таких людей, как выступавшие передо мной на съезде Герой Социа­ листического Тоуда Анна Ильченко из Черкасской области или предсе­ датель колхоза Смоленской области Анатолий Рассказов, тогда будет совсем другое дело. (Бурные апло­ дисменты). Таких людей после окон­ чания учебы уговаривать пойти в колхозы не надо, потому что у них органическая потребность именно в ский порядок? При таком порядке студент, придя на ферму, как черт,а боится, когда корова мотает головой (Смех в зале, аплодисменты). Пусть студенты некоторых сельскохозяйст­ венных вузов, расположенных в Мо­ скве и других крупных городах, мне простят, если я скажу неприятные для них вещи. Но я должен сказать что некоторые из них пришли в эти в у з ы не п о т о м у , что чувствуют при звание трудиться в сельском хозяй стве. а потому, что их в другой ву не приняли. И получается, как старину говорили, когда родители не хотели дочерей выдавать замуж в другое село; «Пусть идет хоть за таком труде, к о т о р ы й о н и любят. Они будут приносить еше большую пользу для нашего общества. (Про­ должительные аплодисменты). Работу университетов, медицин­ ских. педагогических и других ву­ зов надо также теснее связать с практикой, с жизнью. Конечно, фор­ мы этой связи должны быть тща­ тельно продуманы. Вот некоторые мысли, которыми мне хотелось бы поделиться с вами, товаоиши комсомольцы. * Центральный Комитет партии ду­ мает сейчас над вопросами улучше­ ния системы народного образования и подготовки кадров специалистов в средних специальных и высших учебных заведениях. Надо обеспе­ чить лучшую подготовку людей к активному участию в жизни, под­ нять на более высокий уровень дело подготовки специалистов. Учиться жить и работать по-коммунистически Товарищи! Коммунистическая партия выдвинула грандиозную про­ грамму коммунистического строи­ тельства. Мы должны догнать Соеди­ ненные Штаты Америки — самую развитую капиталистическую страну в мире — по производству продук­ ции на душу населения. Это огром­ ная работа и ляжет она в основном на плечи молодых. Молодежь любит соревноваться, и комсомол должен стать настоящим запевалой социа­ листического соревнования за рост производства. Но только чтобы за­ певалы. говоря образно, брали пра­ вильный тон по камертону. (Смех). Вы сами хорошо знаете, что кое- где в комсомоле встречаются и крас­ нобаи. которые не прочь пошуметь, учредить вымпелы, премии, а когда наступают будни, глядишь и Федот, да ие тот. Надо судить о делах не по тому, кто громче других говорит, а по существу дела. Когда перед молодежью ставится конкретная задача и вокруг нее ве­ дется серьезная политическая рабо­ та. успех обеспечен. Надо, чтобы партийные и советские организации хорошо чувствовали это стремление молодежи к большим и валяным го­ сударственным задачам и поручали комсомолу их выполнение. Важно только, чтобы вдумчиво направлял­ ся и, я бы сказал, оберегался хоро­ ший порыв, энтузиазм молодежи. Призывая молодежь на новые трудовые дела, надо заботиться о приобретении молодым человеком специальности, о его бытовом устройстве. К сожалению, встреча­ ются такие хозяйственные руково­ дители. которые недостаточно уде­ ляют внимания бытовым вопросам, без которых нельзя х о ро ш о органи­ зовать работу людей. Молодые лю­ ди, прибывающие на стройки, долж­ ны получать поддержку в разумных требованиях. Каждый комсомолец, получая путевки на работу в необ­ житые места, знает, что он едет ту­ да, где еще нет благоустроенных городов с тооллейбусами, консерва­ ториями. бассейнами. На новострой­ ки едут молодые патриоты, которые не боятся трудностей на своем пути. Новые земли и новостройки яви­ лись хорошей школой мужества для десятков тысяч юношей и девушек. Мы должны и дальше осваивать бо­ гатства Дальнего Востока и Сибири. Сейчас комсомол крепко помогает развивать нашу металлургию — строит домны, мартены. На очереди участие в страйках химической про­ мышленности. Химия даст нашему народному хозяйству много полез­ ных изделий для промышленности, строительства. Она даст нам все. во что одевается человек: ткани, меха, изделия из кожи и многие другие необходимые веши. Конечно, не все молодые люди смогут найти применение своим си­ лам на видных стройках. Не всем придется уезжать в далекие места. Может быть, такая постановка во­ проса некоторых из вас немного ох­ ладит и они скажут — вот и не для всех есть путь к подвигу, к роман- тике. _ Молодежи свойственно увлекать­ ся романтикой. Это хорошо, но не надо забывать ленинский завет — каждый день в любом городе, в лю­ бой деревне вешать практически ту или иную задачу общего труда, пу­ скай самую маленькую, пускай са­ мую простую. Среди молодежи найдутся такие люди, которые возразят: ну, какая же романтика работать, скажем, шахтером или дояркой, токарем или свинаркой. Какой тут можно совер­ шить подвиг? То ли дело на целине или на строительстве Братской ГЭС, там можно развернуться, там настоя­ щая жизнь! Правильны ли такие рассуждения? Я думаю, нет. Комсомол призван под­ держивать и развивать у молодых людей любовь и уважение ко всяко­ му делу, нужному народу, ко всякой профессии. Хотелось бы подчеркнуть важ­ ность изучения и овладения техни­ кой. Сейчас в деревне, когда мы реорганизуем МТС и продаем маши­ ны колхозам, необыкновенно воз­ растает роль сельского комсомола в дальнейшем овладении техникой. Мы уверены, что сельские комсо­ мольцы в содружестве с молодежью городов обеспечат наиболее произ­ водительное применение тракторов и других сельскохозяйственных ма­ шин в новых условиях. Товарищи! Большие задачи стоят перед комсомолом, большие надеж­ ды возлагают на него партия, со­ ветский народ. Надо подумать вам, как лучше организовать дело, что­ бы успешно выполнить эти задачи. Организационная работа, умение отыскать наилучшие формы и мето­ ды руководства ■— большое искус­ ство, и вы должны им овладевать. Комсомол имеет дело с молодыми людьми, по природе своей воспри­ имчивыми, впечатлительными, увле­ кающимися. Они все схватывают, перенимают. Неумелой, а еще хуже бюрократической организацией дела можно навредить воспитанию моло­ дежи, оттолкнуть ее от комсомола. Жизнь в комсомольских организа­ циях должна прямо-таки бурлить, инициатива переливаться через край. Тогда всем найдется интерес­ ное дело и молодые люди не будут жаловаться, что им скучно в ком­ сомольской организации. А такие жалобы сейчас можно слышать, не­ редко. Все мы совершенно справедливо признаем, что комсомол за послед­ ние годы сделал много полезных дел, в которых приняли участие де­ сятки, сотни тысяч, миллионы юно­ шей и девушек. Но вот над чем стоит задуматься: охватывает ли комсомол своим влиянием всю мо­ лодежь, привлекает ли всех к тем большим делам, которыми он зани­ мается? Больше того, все ли комсо­ мольцы участвуют в жизни своей организации, все ли получают в комсомоле то, во имя чего они туда, собственно, и пришли — политиче­ скую закалку, навыки общественной деятельности, новые знания, хоро­ ших товарищей, с которыми инте- юшего — и клтб иа заике, иетптат-^ него тренера — и физкультурой вроде бы заниматься нельзя. Некоторые наши товавиши до то­ го привыкли к бюрократическим Формам, что теперь, когда от этих Форм надо отказаться, им становит­ ся страшно. Обсуждается, например, вопрое о том, чтобы организацией физкуль­ турной работы занимались профсо­ юзы. Это дело не сегодняшнего дня, а будущего. Но некоторые товарищи боятся, что профсоюзы не в состоя­ нии организовать физкультурные со­ ревнования. что физкультурой обя­ зательно должны заниматься госу­ дарственные органы, что нужен го­ сударственный инспектор. Будет та­ кой инспектор, тогда будут прыгать, бегать, плавать, а если его не бу­ дет. то все рухнет. Но это нелепости какая-то. Что же мы и в коммунизм пойдем с государственным инспек­ тором по физкультуре? (Оживление в зале). Я слышал, что кое-где органи­ зацию вечеров молодежи начинают со звонка в милицию: — Пришлите милиционера, мы вечер молодежи хотим провести, (Смех). — А зачем милиционер? — Как зачем? Унимать хулига­ нов! На что же мы рассчитываем?! Неужели в коммунизм возьмем и, хулигана, и милиционера, чтобы его унимал? (Смех). Нет, хулигана мы в коммунизм не возьмем, при­ дется, с ним здесь, в социализме, распрощаться. Но ка к искоренить’, хулиганство? Решающая роль в этом-. деле принадлежит силам обществен-»* ресно делить часы труда и досуга: Если не погрешите против правды, вы должны будете признать, что здесь у вас есть серьезные упуще­ ния. Комсомол у нас большой. В нем состоит восемнадцать миллионов юношей и девушек. Это очень хоро­ шо. Но это не значит, что можно считать людей сотнями и тысячами и забывать об отдельном человеке. Вниманием к каждому молодому человеку, заботой о его производ­ ственном роете, учении, культурном развитии должна быть пронизана вся деятельность комсомола. Воспитание в комсомоле пойдет успешнее, когда за большими кам­ паниями, охватывающими многие ты­ сячи людей, не будут забываться от­ дельные люди с их интересами и запросами. Общими усилиями надо помогать человеку преодолевать жи­ тейские трудности и невзгоды, сле­ дить за тем, чтобы он не останавли­ вался в своем развитии, не покры­ вался обывательской плесенью. А если случится такое -— смело вы­ ставлять поя огонь товарищеской критики. Когда человека обдувает свежим жизненным ветром, очень х о ро ш о получается. Здесь много говорилось о самодея­ тельности в комсомольской работе. И это правильно. Часто слышатся жалобы на плохую работу клубов, домов культуры, стадионов, на то. что не во всяком городе или деревне молодежь имеет возможность куль­ турно отдохнуть, заниматься физ­ культурой и спортом. Много в этих жалобах справедливого. У нас в стране имеются сотни тысяч клубов, домов культуры, изб- читален. библиотек, стадионов, спор­ тивных площадок. Но духовные по­ требности народа все время растут и культурных очагов недостает. Да к тому-же некоторые из этих очагов культуры работают плохо, не удов­ летворяют запросов молодежи. Государственные учреждения, профсоюзы не используют всех средств для нового культурного строительства. Бюльшими и все воз­ растающими возможностями распо­ лагают колхозы. Не годится, когда в богатом колхозе нет хорошего культурного очага. Для чего, спра­ шивается, такие колхозы наживают богатства? Не для кубышки же, а чтобы жизнь людей улучшалась, чтобы все полнее и-полнее удовлет­ ворялись их материальные и куль­ турные потребности. Надо, чтобы экономически крепкие колхозы боль­ ше строили клубов, школ, интерна­ тов. Комсомольцы должны более ак­ тивно ставить перед правлениями колхозов эти вопросы, а партийным организациям следует их поддержи- вать. Но посмотрим на дело с другой стороны. Разве не может молодежь своими силами, своими руками при­ вести в порядок многие культурные учреждения, которые сейчас пребы­ вают в запущенном состоянии? Раз­ ве нельзя наладить в этих учреж­ дениях содержательную воспитатель­ ную и просветительную работу? Конечно, можно. Но есть среди мо­ лодежи иждивенцы, которые все хо­ тят получать в готовом виде, как манну е неба. Нет платного заведу- ности! Г Общественность, комсомол в пер-н вую голову должны выявлять без-* дельников, хулиганов, пьяниц и, не» дожидаясь, когда они учинят какой-» нибудь разбой, в общественном по-» рядке принимать необходимые меры- пресечения и воспитания. Сил у вас, товарищи, много, и если в ы дружно возьметесь за это дело, то» справитесь. Необходимо решительнее бороться., с таким нетерпимым явлением средш* молодежи, ка к пьянство. Об этих во-* просах уже говорилось в докладе-- тов. Шелепина, и я считаю тоже» необходимым сказать несколько слов^* Мы говорим об этом не потому^ что факты пьянства представляют* какую-то большую угрозу, для наше-! го общества. Но пожар лучше ту-» шить, когда видишь искру, из ко-» торой может возникнуть этот пожар. Нам надо сейчас сосредоточить уси-» лия в борьбе против явлений пьян-* ства. чтобы не дать укорениться это­ му злу. Ведь есть среди молодежи такие «герои», которые похваляются тем, что попали в вытрезвитель, как будто в театре побывали. (Оживление в зале). Точь-в-точь, как персонаж из чеховского рассказа «Радость» коллежский регистратор Митя Кул- даров. Помните, с каким восторгом рассказывал этот «герой» своим до­ машним, что его теперь узнает вся Россия, потому что о нем написали в газете. А в газете было напеча­ тано, что он в пьяном виде попал под лошадь. (Оживление в зале). У нашей молодежи ясная цель, Она не страдает от безработицы, эксплуатации, и незачем молодому человеку затуманивать свой мозг алкоголем. Поэтому партия призы­ вает комсомол, молодежь боооться с явлениями пьянства в своей среде. Комсомольцы должны служить луч­ шим примером для всей молодежи как в труде, так и в быту. Большую работу может провести комсомол в борьбе с таким злом, как самогоноварение, которое спо­ собствует распространению пьянст­ ва. Направьте против самогонщиков острые копья своей «легкой кава­ лерии». Общественность, в том числе ком­ сомольская,. должна играть все большую роль в борьбе с недостат­ ками и пороками, за утверждение нового в нашей жизни. Неверно сводить дело к тому, чтобы все шло через государственные органы. Какая уж тут самодеятельность, ес­ ли всюду будут наставники и нянь­ ки в лице платных инструкторов, пропагандистов, инспекторов по Физкультуре и других работников! Мы говорим, что при коммунизме государство отомрет. Какие же ор­ ганы сохранятся? Общественные! Будут ли они называться комсомо­ лом, профсоюзами, или как-то по- другому, но это будут обществен­ ные организации, через которые об­ щество будет регулировать свои отношения. Надо сейчас расчищать пути к этому, приучать людей, что­ бы у них вырабатывались навыки таких действий. Комсомол должен все больше и больше становиться такой организа­ цией, которая воспитывала бы у молодежи умение жить в коммуни­ стическом обществе и управлять его делами. Что для этого надо сейчас? Шире развертывать самодеятель­ ность. Энергии у вас много. Вы мо­ жете оказать более существенную помошь в работе профсоюзов, мест­ ных Советов. Как бы. к примеру, могло дви­ нуться вперед благоустройство горо­ дов, рабочих поселков, деревень, ес­ ли бы комсомол совместно с Сове­ тами по-настоящему взялся за это дело. Наводить' чистоту и порядок на улицах и во дворах, где играют наши де ти,. озеленять улицы и до-. роги, разбивать -новые парки, охра­ нять леса и реки от браконьеров я нерадивых хозяйственников — ка­ кие это интересные и нужные на­ роду занятия! В этих и десятках (Окончание на 3 -й схаХ, г

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz