Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
8 января 1957 г., N3 б 11065) ЛЕНИНСКОЕ З'Н'АМЯ Страница новатора № 12 Р а ц и о н а л и з а т о р ы м а ш и н о с т р о и т е л ь н ы х з а в о д о в & На Липецком тракторном И с к а т ь н о в о е в с ю д у Я работаю мастером ремонтно-ме ханической мастерской чугуноли тейного цеха тракторного завода. Впервые мне пришлось принять участие в работе по усовершенство ванию оборудования четыре года назад. Тогда на третьем конвейере кап ризничали формовочные машины «Красная Пресня-243», на кото рых формовались основные детали трактора — блок цилиндров и кор- 'пус заднего моста. Из-за плохой про тяжки земляные формы часто не от вечали техническим требованиям. За смену бригада снимала с машин по 2 0— 30 опок, выполняя норму наполовину. По моему предложению слесари ваменили уравнительную трубу, ко торая недостаточно жестко крепи лась к станине и не обеспечивала качественную протяжку. Вместо нее были установлены корпуса скользя щих подшипников. Направляющие втулки штоков, на которых опока оставалась после протяжки, крепи лись к вертикальной плоскости ста нины без упора снизу. При работе срезались крепежные болты, и маши на выходила из строя. С целью уст ранения этого недостатка были профрезерованы в станине пазы и в них вогнали втулки. Крепление уз лов стало прочным. После внесен ных ‘усовершенствований произво дительность машины резко увеличи лась. В первый день формовщики сняли 80, а в следующие дни дове ли до 100 форм в смену. Брак уменьшился в несколько раз. В плавильном отделении много лет дробили вручную ферросилиций, употребляемый в качестве «присад ки» в чугун. Труд был тяжелым. Я предложил использовать для дроб ления ферросилиция смешивающие бегуны, предварительно переконст руировав их. Вместо лемехов-отва лов были поставлены специальные щетки, которые отбивали мелкие ку сочки в одну сторону, а крупные по давали под массивные катки. Уси лили вертикальный вал. Выгрузоч ный люк закрыли калиброванной сеткой с ячейками, 3 мм, через ко торые высыпались кусочки опреде ленного размера. И дело пошло. Ручной труд был ликвидирован. Те перь один человек обеспечизает по требность цеха в ферросилиции нужной кусковатости. Благодаря этому экономия составила 12 ты сяч рублей в год. В 1957 году мною внесено 28 ра ционализаторских предложений, по ловина из которых уже внедрена в производство. Мой скромный труд На поточный метод Слесарь Андрей Мартышов рабо тает в цехе шасси Липецкого трак торного завода. Он выполняет слож ные и ответственные операции по сборке бортовых фрикционов трак тора. В цехе знают Мартышова, как лучшего рационализатора, неутоми мого борца за технический прогресс. Это он предложил перевести сборку был отмечен свидетельством «Луч ший рационализатор Липецкой об ласти», а при подведении итогов конкурса за 1957 год — второй премией. Особенное удовлетворение я полу чил от двух предложений, подан ных на конкурс. В цехе очень мно го подвесных конвейеров — кулин- гов. В составную часть «кошки» входят две подвески, на которых цепляется бадья или этажерка. Та ких подвесок в цехе насчитывается десятки тысяч. Они изготовлялись Едиными усилиями фрикционов на поточный метод. Раньше много времени тратилось на переход от пресса к сверлильному станку, от станка — к стенду предварительной сборки дисков. А. Мартышов предложил установить в одну линию стенд, пресс, свер лильный станок и верстак. Перевод сборки фрикционов на поточный ме тод позволил снизить трудоемкость на две минуты. Мартышов предложил также про изводить запрессовку втулок в от водку, подшипников и крышек в корпус подшипника с помощью гид равлического пресса. Новшество по зволило снизить трудоемкость на три минуты на каждый трактор. Слесарь-новатор внес немало и других предложений, направленных на повышение производительности труда и улучшение качества изго товляемой продукции. Рационализаторская работа помо гает Мартышову успешно выпол нять производственные задания. Его сменная выработка систематически превышает две ннвмы. На смешке; Л. б-лртышов, С. ЗАЧИНЯЕВ, 125 Было 5 О* Стало -ч з о «V Ч заготовка деталь из стальной полосы толщиной 25 мм (см. чертеж) и шириной — 80 мм. Чтобы получить изгиб, подвески фрезеровались с обеих сторон До толщины 8 мм. За смену станочник делал 8— 10 штук. Примерно 4 5— 50 процентов металла уходило в стружку. Я предложил штамповать подвес ки из полосы 8 мм толщины. По мо ей схеме был изготовлен штамп. Заготовка нагревается до 60 0— 700 градусов и штампуется. Теперь два человека делают за смену 200 под весок. Качество их улучшилось. Другое предложение заключается в следующем. Тележка конвейера имеет чугунные катки диаметром 170 мм. Попадание на катки земли, большое тяговое усилие способство вали быстрому износу катков. Че рез 2— 3 месяца они обычно заме нялись новыми. Часто думал над тем, как удли нить срок службы катков. Решение пришло неожиданно. Однажды, про ходя мимо конвейера, я взял чу гунный сплеск и расколол его. На изломе та сторона, которой сплеск лежал на металлической площадке, была серебристого цвета, а осталь ная часть серой. При обработке сверлом серебристая структура от беленного чугуна не поддавалась об работке. была очень крепкой, а се рая — наоборот. Я не литейщик. До этого не знал свойства отбельного чугуна, а теперь слу чай давал мне ключик новому усовершенст вованию. Я предложил катки отливать не в земляную форму, а в металлическую (ко киль). Изготовив не сколько кокилей по конфигурации катка, отлил первую партию. Рабочая поверхность по внешнему диаметру получилась отбелен ной ровным слоем на глубину 2— 3 мм. Чтобы получить . внутреннюю обрабаты- эаготоока деталь заемую поверхность под ось мягкой, я ре шил оставить земляной стержень. Результат превзошел все ожида ния. Обработанные и поставленные катки уже продолжительный срок эксплуатируются без малейших при знаков износа. Теперь такой каток будет работать год, а может и боль ше. На новой отливке заняты толь ко два заливщика и высвобождают ся формовщики, земледелы. выбив щики, обрубщики и частично ста ночники. Долговечность катков уве личивается в несколько раз. Описанные предложения приемле мы не только в цехах нашего за вода. Они могут быть внедрены всюду, где есть подобное оборудо вание. В. ЛУНЕВ, мастер ремонтно-механическоГ мастерской чугуно литейного цеха ЛТЗ. Коллектив Чаплыгинского аг регатного завода успешно завершил производственное задание 1957 го да. Сверх плана выпущено продук ции на сотни тысяч рублей. Такому успеху способствовала слаженная работа всех производст венных участков, стремление каждо го рабочего совершенствовать про изводство, отыскивать пути повы шения производительности труда. Большой вклад внесли наши ра ционализаторы. Вот несколько примеров. Раньше обработка крышки топливного фильтра производилась в три опера ции. Вначале делали сверловку от верстий, затем развертку и потом цыковку. На все это уходило много времени. По предложению слесаря т. Данилова крышки фильтров ста ли обрабатывать за один прием. Новатор предложил изменить угол заточки сверла и с его помощью де лать все три операции. После внед рения этого предложения производи тельность труда на обработке крыш ки фильтра увеличилась почти в два раза. Обработка поддонов велась на фрезерном станке, при этом до 40 процентов изделий шло в брак из-за коробления металла. Токарь т. Плюхин предложил перевести об работку поддонов с фрезерного стан ка на токарный. Хорошая мысль ра бочего была осуществлена. Теперь брак полностью устранен, резко воз росла выработка токарей. 16 тысяч рублей экономии — 5Г — - ^ — 1 1 1 1 1 1 1 I При уменьшении размеров бронзовой втулки кронштейна и улучшении ее внеш него вида после литья, мы пришли к выводу, что обрабатывать ее можно за две после дующие операции, ликвидируя первую, которая была необхо дима, как базовая, для дальнейшей об работки. Мы поделились своими мыслями с начальником участка. Он согласился с нами, поддержал наше пред ложение, и оно было внедрено в производство. В результате этого ликвидирова на одна операция, высвободился то карный станок и снизилась трудо емкость обработки на 16 минут на машинокомплект. По старым операциям линия об работки была неудобна, на движе ние деталей от станка к станку за трачивалось много времени. Поэто му мы предложили переставить станки так, чтобы один токарь мог работать сразу на двух станках. Наше предложение одобрили, к токарному полуавтоматическому станку для обработки внутренней поверхности поставили многорезцо вый станок, на котором обрабаты- 3 9 ------1------ 1 ----- !----- ! • 1 1 1 1 1 1 1 1 1. 1 1 1 ___ 1----- - 1 1 1 1 ■Л— - 5 9 вается внешняя поверхность, и две операции стал успешно производить один токарь. Это дало возможность высвобо дить двух токарей и уменьшить время на передачу детали от станка к станку. Условно годовая экономия от на шего предложения составила около 16 тысяч рублей. Работая теперь на двух станках, мы содержим их в чистоте и пере выполняем сменные задания. Н. БАРАБАНОВА, А. ДЕГТЕВА, токари цеха шасси ЛТЗ. Ценное предложение внес мастер т. Жердев. Изготовление корпуса фильтра тонкой очистки раньше, производилось за несколько опера ций. Чтобы избежать этого и уве личить производительность труда, т. Жердев применил многошпиндель ную головку. С ее помощью все опе рации сейчас производятся одно временно. Выработка рабочего, за нятого на изготовлении корпуса фильтра, возросла в три раза. Несколько рационализаторски предложений внесено мною. Вот од но из них. Раньше использованные лерки у нас выбрасывались на свал ку. Как-то я решил подсчитать, сколько завод затрачивает средств на этот инструмент. Сумма получи лась большая. Я решил восстанав ливать использованные лерки сво ими силами. Мною был заменен 'на сверлильном станке шкив и его обо роты доведены до 4,5 тысячи в минуту. Сейчас мы не выбрасываем использованные лерки, а восстано вив их, пускаем в дело. Рационализаторы тт. Юдин, Ве ревкин, Жердев, Гинтер и другие помогли сэкономить десятки тысяч рублей, сберегли много металла. В наступившем 1958 году мы будем с еще большим упорством изыски вать пути для роста производи тельности труда, улучшения каче ства продукции, экономии матери алов. П. МАТЮШИН, рационализатор Чаплыгинского агрегатного завода. Тридцать предложений за десять лет Что дает модернизация оборудования Елецкий механический завод, выпускающий машины для предпри ятий кожевенной и обувной про мышленности, недостаточно осна щен новой техникой. В связи с этим перед коллективом стоят большие задачи по модернизации имеющего ся оборудования. С помощью ра ционализаторов эти задачи решают ся успешно. Модернизированы два фрезерных станка, на которых привод с плос- коремеяной передачи переведен на клиноременную, а подшипники сколь жения заменены подшипниками ка чения. В результате повышена ско рость резания, сокращен расход бронзы и ремней. На токарно-винторезном станке стоял бронзовый фрикцион, который приходилось регулировать два— три раза в день. По предложению сле саря А. М. Догатнна его заменили на фрикцион с дисками «Ферато». Теперь месяцами не приходится за глядывать на фрикционную переда чу: она работает безукоризненно. Кроме того, это новшество позволя ет экономить дорогостоящий ме талл — бронзу. Из крупных станков модернизи рованы токарный и карусельный. На них установлены новые редук торы, трансмиссионный привод заме нен на индивидуальный. Это дало возможность повысить мощность станков, высвободить производст венную площадь для установки в пролете кран-балки с тельфером. На токарном станке «ДИП-200» уста новлен вал фрикциона более усо вершенствованной конструкции. Большую работу по модернизации оборудования ведут слесари тт. До- гатин, Белоусов. Королев, главный механик т. Фатеев. Их творческий труд помог коллективу предприятия успешно выполнить производствен ный план 1957 года. Е. АВОТ, технолог Елецкого механического завода. Постоянно изыскивать резервы по вышения производительности труда, экономить время, материалы, сред ства — вот задача, над выполнением которой самоотверженно тр’удится коллектив Лебедянского машино строительного завода. В достижени ях новаторов предприятия есть скромная доля и моего труда. За десять лет работы на заводе в качестве слесаря-сборщика мною внесено тридцать рационализатор ских предложений. Внедрение их в производство позволило предприя тию сэкономить десятки тысяч руб лей и много материалов. Недавно на заводе были подведе ны итоги конкурса на лучшее ра ционализаторское предложение. Пер вая премия была присуждена мне за коренное усовершенствование на соса 8-АП. Раньше корпус насоса собирался из трех деталей — двух стальных секций и среднего чугун ного корпуса, в котором сверлилось 16 отверстий под шпильки для его крепления. На сборку этого насоса приходилось затрачивать много вре мени. Я пришел к выводу, что кор пус насоса ничем не будет хуже, если его изготовлять из одной дета ли — трубы диаметром 170 мм. Попробовали — получилось. Таким образом, стала ненужной отливка среднего корпуса и обработка его. Только на одной этой детали эко номится восемь рублей, а общая годовая экономия составит 48 ты сяч рублей. Внедрено в производство и вто рое мое предложение по усовершен ствованию артезианского погружно го насоса марки 12-НА. Раньше корпус насоса крепился с помощью гаек и контргаек, на что расходова лось много материала. Я предложил Хромирование в тетрахроматном электролите Вот уже несколько месяцев, как в гальваническом отделении Липец кого станкостроительного завода ос воен и успешно применяется метод декоративного антикоррозийного хро мирования деталей в тетрахромат ном электролите. Испытания, проводимые коллек тивом нашего гальванического отде ления, и практическое применение тетрахроматного хромирования по казали, что лучшие результаты дает электролит следующего состава: на один литр воды берется 400 грам мов хромового ангидрида, 65 грам мов едкого натра, от 0,85 до 1 грам ма серной кислоты, 1 0— 35 грам мов трехвалентного хрома. Процесс идет при температуре 18 — 24 градусов Цельсия, катодная плот ность тока 2 5— 95 ампер на 1 квад ратный дециметр, выход по блоку 30 — 33 процента. Аноды — чистый или сурмистый свинец. Составные части электролита — едкий натр и хромовый ангидрид— растворяются отдельно в дестилли- рованной воде. Затем раствор, осво божденный от избытка сульфатов, переливается сифоном в раствор ед кого натра. Перез сутки—двое раствор пере ливается в ванну хромирования, ко торая изготовлена из несортовой ли стовой стали и изнутри обставлена оконным или армированным стек лом. Ванна должна быть снабжена местной вытяжной вентиляцией и вечным охлаждением. После двух—трехчасовой прора ботки электролита постоянным то ком с катодной площадью больше анодной в 3— 4 раза, можно при ступать к работе с деталями. Детали, даже с очень сложным профилем, без дополнительных ано дов покрываются сплошным слоем хрома серого цвета, легко полиру ются до зеркального блеска. Применение тетрахроматного эле ктролита для антикоррозийного и декоративного хромирования удобно и выгодно. Процесс хромирования протекает при комнатной температу ре и ускоряется почти в два раза. Этот метод хромирования можно успешно применять на всех машино строительных и станкостроительных заводах. м . н л и м к о , гальванист Липецкого станкостроительного завода. Облегчить труд, повысить его производительность Недавно в «Промышленно-эконо мической газете» сообщалось, что «Технолог Елецкого завода станоч ной гидроаппаратуры М. Барков раз работал специальное приспособле ние — хон с хонинговальной голов кой для притирки круглых отверстий диаметром 10 миллиметров». Речь шла о моем рационализаторском предложении. После этого на завод пришло письмо с одного из воронежских за водов с просьбой прислать чертежи хона. Несколько раньше по принци пу этого хона освоили хонингование деталей на Елецком агрегатном за воде. На нашем заводе мое предложе ние признано как техническое усо вершенствование и внедрено на при тирке отверстий деталей (блоки «МГ», втулки и др.). Раньше на заводе хонингование блоков «МГ» производилось вруч ную. Рабочие брали металлический (чугунный) притир, смазывали его и, зажав блоки в тисках, притирали отверстия до нужной чистоты. Это была тяжелая и трудоемкая работа. Мысль облегчить труд, повысить его производительность и толкнула меня на изготовление хона с меха ническим приводом от станка. __ Кроме специального приспособле ния — хон на 10 мм— я изготовил к нему хонинговальную головку, ко торая осуществляет подачу хона на деталь, а также сообщает враща тельное движение хону. Для зажатия деталей (блоки «МГ», втулки и др.) я изготовил специальное зажимное приспособ ление. Таким образом хон, хонинго вальная головка и зажимное при способление изменили существовав шую технологию притирки, позволи ли модернизировать станок и заме нить трудоемкий ручной труд на машинный. На рисунке хон обозна чен от Л1» 1 до N° 24. Наименование деталей следую щее: 1. Оправка; 2. Штифт; 3. Кольцо; 4. Пружина; 5. Брусок; 6. Колодка; 7. Гайка; 8. Ручка; 9. Гай ка; 10. Втулка; 11. Пружина; 12. Вставка; 13. Кожух; 14. Штифт; 15. Кольцо; 16. Штифт; 17. Гайка; 18. Втулка; 19. Упор; 20. Корпус; 21. Колодка; 22. Кольцо; 23. Втул ка; 24. Трубка. Сейчас, в условиях расширения завода и увеличения плана по выпу ску продукции, механизированное хо нингование позволяет ликвидиро вать «узкие места» на многих опе рациях, х. х. ^ * л Нет сомнения, что приспособле ние — хон на притирку отвер стий — найдет применение на дру гих заводах нашей области. В настоящее время я придумал и уже изготовил в металле приспо собление — полуавтомат — на дву стороннюю центровку плунжера лу брикатора «С17» и «С18». Раньше центровка плунжера производилась односторонняя с помощью зажатия в хомутике, затем перевертывался плунжер и центровался с другой сто роны,; Двусторонняя центровка плун жера лубрикатора позволит значи тельно повысить производительность труда. В рационализации на заводе уча ствую не первый год. В производст во внедрен ряд моих предложений, в том числе конструктивное изме нение на изделии СМ-3, С-М-4, кото рое позволило заменить дорогостоя щую латунную сетку. М. БАРКОВ, технолог Елецкого завода гидроаппаратуры. В. КУЗНЕЦОВ. производить крепление корпуса одч ной, сконструированной мною, гай-' кой с прокладкой, сделанной из обыкновенного миллиметрового же леза. В результате отпала надоб ность в 48 гайках, применяемых раньше на креплении корпуса насо са. Годовая экономия от этого пред ложения — 20 тысяч рублей. Осу ществлены и другие предложения, направленные на совершенствование насосов марки 6-АН и 8-АП. Партия и правительство создают все необходимые условия для того, чтобы ростки нового, передового пробуждались к жизни и приносили богатые плоды на благо любимой Родины, В. КУЗНЕЦОВ, слесарь-сборщик Лебедянского машиностроительного завода. Биметаллическая заливка втулок На Липецком станкостроительное заводе осваивается биметаллическая заливка бронзовых втулок на уста новке ТВЧ. Проведенные испытания биметал лического способа заливки на уста новке ТВЧ на деталях трех наиме нований показали хорошие резуль таты. Из девяти наименований брон зовых деталей станка 1А62 закан чивается подготовка к производству заливки деталей шести наименова- трах детали, до температуры 1100'—< 1150 градусов с выдержкой в 200 секунд. Для равномерного прогрева всей площади установленной детали она поворачивается вокруг оси при помощи маховика бабки приспособ ления. Выключается индуктор ТВЧ и включается электромотор марки ТНГ-41 мощностью в 0,4 квт с чис лом 1400 оборотов в минуту, ко торый через текстропную передачу передает вращение нагретой детали 5 15 1 7 I. Передний центр передней бабки. 2. Ведущий грибок передней бабки. 3. Бронзовая втулка ОЦС-6-6-3. 4. Индуктор ТВЧ. 5. Стальная втул ка ст. 35. 6. Задний грибок задней бабки. 7. Задний центр задней бабки. 8. Отверстие в грибке для выхода газа. ний. Если раньше на изготовление детали 0212 токарно-винторезного станка, расходовалось бронзы 2,2 кг, то при биметаллической залив ке расходуется 595 граммов брон зовой стружки, т. е. отходов механи ческой обработки бронзовых деталей. .При этом, трудоемкость изготовле ния при биметаллической заливке снижается, отпадает необходимость выплавки бронзы, экономится техно логическое топливо и литейные ма териалы. Для биметаллической заливки втулки деталь 0212 изготовляется из трубы от 108 до 94 мм и длиной 75 мм. По размерам втулки изготав ливаются шайбы (грибки) ведомая и ведущая, которые затем закрепля ются в центрах бабок приспособле ния. Внутренний диаметр трубы растачивается с 94 до 96 мм. Дли на и диаметры стальных втулок под биметаллическую заливку берутся в зависимости от размеров- требуе мых деталей. По внутреннему диа метру требуемых втулок изготавли ваются ведущая шайба (или веду щий грибок) с конусом под веду щий центр передней бабки приспо собления и шайба (или задний гри бок) с центровым отверстием под центр задней бабки приспособления. По наружному диаметру стальной втулки с соответствующим зазором изготавливаются и монтируются ин дукторы ТВЧ. Технология изготовления под би металлическую заливку заключает ся в следующем. Внутренний диаметр стальной втулки протравливается в ванне с 2 0— 25-процентным раствором технической соляной кислоты в те чение 3— 5 минут. Один конец стальной трубки закрывается гриб ком, производится засыпка отвер стия бронзой (бронзовой стружкой) в количестве 595 граммов, буры — 6 граммов ’и древесного угля — 6 граммов. Второй конец закрывается грибком и закрепляется в центрах приспособления. Производится на грев на ТВЧ, установленной в цеа- в центрах приспособления до 8 0 0—' 900 оборотов в минуту. Деталь ох лаждается до определенной темпера туры, которая зависит от габаритов получаемой втулки и от толщины стенки заливаемой детали. Деталь охлаждается при вращении до тем пературы 5 0 0— 600 градусов. Пос ле охлаждения производится демон таж (разбор) смонтированной втулки в приспособлении и устанавливается новая втулка под заливку. Приспособление для биметалли ческой заливки втулок на установке ТВЧ состоит из следующих основ ных частей: Из рамы, сваренной из углового железа размером 35 X 35, которая монтируется на подвижных роликах на площадке высокочастотной уста новки и имеет продольное переме щение в обе стороны для регули ровки заливаемой втулки по индук тору ТВЧ, из двух бабок: передней и задней. Задняя бабка предназначена для поджатия центра к детали и удержания детали в центрах, а так же для регулировки длины при разном габарите заливаемых дета лей. Передняя бабка придает вра щение детали во время охлаждения и при нагреве через шкив и текст ропную передачу от электромотора. Биметаллический способ изготов ления бронзовых втулок можно ус пешно освоить и внедрить на всех предприятиях нашей области, име ющих высокочастотные установки. Как показали предварительные ис пытания, расход металла снижается в 3 ,5— 4 раза, причем чушковая бронза заменяется отходами произ водства, т. е. бронзовой стружкой. Отлитые втулки биметаллическим способом и затем обработанные на станках показали хорошие физиче ские качества. Брак литья по биме таллическому способу ликвидирует ся, качество спайки бронзы со сталью «20» хорошее. И. ГРЕЧИШНИКОВ, И. НЕКЛЮДОВ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz