Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
26 декабря 1 Ш г., 302 (13613 Л Е Н И Н С К О Е ЗНАМЯ В торая сессия Верховного Совета СССР О проек тах О сн о в уголовного законодательства, Закона об уголовной ответственности за государственные преступления и Закона об уголовной ответственности за воинские преступления Док лад председателя Комиссии за к онодательных п р е д п о л о ж е н и й С о в е т а Со ю з а депутата Д. С. ПОЛЯНСКОГО Г миссии законодательн ых пред положений Совета Союза и Совета Национальностей Верховного Сове та СССР, говорит тов. Полянский, вносят на ваше рассмотрение про ект Основ уголовного законодатель ства Союза ССР и союзных респуб лик, а также проекты Законов об уголовной ответственности за госу- » дарственные преступления и об уголовной ответственности за воин ские преступления. Эти законо проекты, разработанные в соответ ствии с решениями Верховного Со вета СССР, призваны сыграть важ ную роль в укреплении социалисти ческой законности и правопорядка в нашей стране. Следует особо подчеркнуть, что Центральный Комитет КПСС за пос леднее время уделяет большое вни мание вопросам советского законо дательства. И это вполне понятно, так как социалистическая закон ность служит делу укрепления со ветского общественного и государ ственного строя, делу строительст ва коммунизма в нашей стране. Необходимость внесения на рас- смотрение Верховного Совета про ектов новых законов в значительной мере объясняется тем, что дейст- вуюшие Основные начала уголовно го законодательства, как и многие другие уголовные законы, принятйе более 30 лет назад, во многом уста рели. Было бы, разумеется, неправиль но думать, будто все действующее законодательство настолько устаре ло, что целиком нуждается в пере смотре. Комиссии законодательных предположений, подготавливая но вые законопроекты, пришли к убеж дению о необходимости сохранения многих важных положений ныне . /-действующего законодательства, ко- % торые проверены жизнью и дли тельной практикой государственной работы. Проекты исходят из необходимо- ети всемерной защиты нашего го сударства и установленного в нем правопорядка от преступных пося гательств, а также из необходимо сти строгой охраны личности и прав граждан. Дальнейшее укрепление правопорядка в нашей стране во многом зависит от решительного устранения тех причин, которые порождают правонарушения. В ус ловиях социалистического государ ства, говорит докладчик, уголовная репрессия -— пе единственная и не главное средство борьбы с преступ ностью. Важнейшее значение име ют меры предупреждения, воспита тельные меры, устранение причин, способствующих проявлению пере житков прошлого в сознаний лю дей. Проект основ уголовного законо дательства предусматривает широ кие полномочия союзных республик в области уголовного законрдатель- гтря. Уголовное законодательство СССР должно состоять из осноз № уголовного законодательства и двух общесоюзных законов, определяю щих ответственность за государст венные и воинские преступления. Кроме того. Союзу ССР в лице его законодательных органов в необхо димых случаях должно быть пре доставлено право принятия законов об уголовной ответственности и за иные преступления, направленные против интересов Союза ССР. В соответствии с основами уголовного законодательства и с учетом дру гих общесоюзных закопов союзные республики примут уголовные ко дексы, в которых определят кон кретные преступления и установят за них соответствующее наказание. Проект основ предусматривает, с одной стороны, сужение и смягче ние уголовной ответственности за деяния, не представляющие боль шой опасности для государства и общества, а с другой, — значитель ное усиление ответственности за наиболее тяжкие преступления про тив государства, а также за пре ступления против жизни и здоровья граждан. Комиссия считает также нужным особенно усилить борьбу с наиболее опасными рецидивистами. В проекте Основ уголовного за конодательства получил четкое и ясное выражение принцип уголов ной ответственности только за оп ределенную вину и принцип ин дивидуализации наказания в зави симости от степени вины. В проек те предусмотрено весьма важное положение, заключающееся в том, что наказание может быть примене но только по приговору суда. В проекте дается широкий пере чень видов уголовных наказаний, начиная от таких мягких, как об щественное порицание и штраф, и кончая ссылкой и лишением свобо ды. Кроме того, законодательством союзных республик в соответствии с принципами и общими положени ями общесоюзных основ и с уче том местных особенностей могут быть установлены и иные виды на казаний. Советское государство вынужде но пока еще сохранить такую су ровую меру наказания, как смертная казнь. Но возможность ее примене ния в проекте весьма ограничена: она может быть допущена в мирное время только в случае' совершения таких тягчайших злодеяний, как измена Родине, шпионаж, дивер сия, террористический акт, умыш ленное убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах, и бан дитизм. Далее докладчик перечисляет по ложения действующего законода тельства, которые вообще не вошли в представленный проект и от ко торых Комиссия считает необходи мым отказаться. В числе их — по ложение, предоставляющее суду право применять закон по анало гии, то есть осудить человека за то деяние,' которое прямо не пре дусмотрено уголовным законом. Предлагается также отказаться от некоторых мер уголовного наказа ния — объявления врагом трудя щихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из преде лов Союза ССР. В проекте не пре дусмотрена норма действующих ос новных начал, которая допускала в некоторых случаях применение репрессии к лицам, признанным социально опасными ввиду их про шлой деятельности, или их связи с преступной средой, независимо от совершения ими того или иного преступления. Комиссии также при шли к выводу о нецелесообразности сохранения такой меры уголовного наказания, как лишение избира тельных прав. В противоположность широко распространенной в свое время ошибочной формуле о том, что по мере нашего продвижения вперед должна обостряться классовая борьба внутри страны и в связи с этим должна усиливаться и расши ряться репрессия, проект исходит из того, говорит тов. Полянский, что успехи социалистического стро ительства, повышение материаль ного и культурного уровня трудя щихся, рост их общественного со знания позволяют, наряду с суро вой борьбой против наиболее опас ных преступников, все больше при менять меры воспитательного ха рактера. Вместо действующего положения, согласно которому к уголовной от ветственности могут привлекаться несовершеннолетние, достигшие че тырнадцати, а в некоторых случа ях даже двенадцати лет, проект предлагает установить минималь ный возраст в шестнадцать лет и только за некоторые преступле ния — в четырнадцать лет. Проект предусматривает погаше ние судимости во всех случаях, ес ли лицо в течение предусмотренно го законом срока не совершит но вого преступления. Комиссии законодательных пред положений, учитывая многочислен ные пожелания трудящихся, а так же судебно-прокурорских работни ков, приняли решение — устано вить максимальный срок лишения свободы на 10 лет, а за особо тяж кие преступления на срок до 15 лет. При назначении наказания; гово рит тов. Полянский, следует руко водствоваться известным ленинским указанием о том, что «значение на казания обусловливается вовсе не его жестокостью, а его неотврати мостью». Из этого следует и дру гой вывод: преступник должен знать, что он не только будет на казан за совершенное им преступ ление, но и обязательно должен будет фактически отбыть это нака зание. К сожалению, у нас до послед него времени существовало такое положение, и многие граждане справедливо им возмущались, когда сила судебного приговора нередко ослаблялась из-за неправильного применения системы так называе мых зачетов рабочих дней. Комис сии исходят из того, что система зачетов должна быть коренным об разом улучшена или вовсе отмене- па с тем, чтобы никто, кроме су да, не мог изменить срока наказа ния, предусмотренного судебным приговором. Никаких поблажек и снисхождений опасным преступни кам — таково требование народа. И мы обязаны его выполнить. Далее докладчик дает характери стику проекта закона об уголовной ответственности за государственные преступления. Он должен заменить собой ныне действующее Положение о преступлениях государственных, которое было принято в 1927 году. Статья первая устанавливает на казание за тягчайшие преступления, за измену Родине. В статье указа но, что изменой Родине является н е :только переход на сторону вра га, шпионаж, выдача государствен но^ и военной тайны, бегство за границу, но также и отказ, с целью причинения ущерба интересам Со ветского государства возвратиться из-за границы в СССР, оказание иностранному государству помощи в проведении враждебной деятельно сти против СССР, а равно заговор с целью захвата власти. В статье 8 проекта предусматривается ответст венность за пропаганду войны, в какой бы форме; эта пропаганда ни велась. Проект закона об уголовной от ветственности за воинские преступ ления призван заменить ныне дей ствующее положение о воинских преступлениях, принятое в 1927 году и дополненное в 1957 году. Закон более четко формулиру ет отдельные положения, касаю щиеся уголовной ответственности за преступления, направленные против установленного порядка не сения во инск ой службы. . В заключение докладчик сообща ет, что представленные Комиссиями законопроекты явились результатом большого коллективного труда. Про екты основ уголовного законода тельства и уголовного судопроизвод ства были опубликованы в печати для широкого обсуждения. Комис сии законодательных предположений получили от трудящихся многочис ленные поправки и дополнения, уч тенные при окончательном редак тировании законопроектов. О проектах Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР, союзных и автономных республик, Положении о военных трибуналах и Основ уголовного судопроизводства о ю з а С С Р и с о ю з н ы х р е с п у б л и к Комиссии законодательных предпо ложений Совета Союза и Совета На циональностей поручили мне, гово рит гов. Расулов, доложить Верхов ному Совету СССР о трех законо проектах: об Основах законодатель ства о судоустройстве Союза ССР, • союзных и автономных республик, о '( Положении о военных трибуналах и об Основах уголовного судопроиз водства Союза ССР и союзных рес публик. Комиссии пои подготовке этих законопроектов исходили из решений Центрального Комитета Коммунистической партии Совет ского Союза, направленных на рас ширение суверенных прав союзных республик, на поднятие их роли в хозяйственном, культурном и госу дарственном строительстве, и реше ний 6-й сессии Берховмого Совета СССР четвертого созыва о расшире нии прав союзных республик в об ласти законодательства. Комиссии руководствовались решениями XX съезда партии, который полностью одобрил осуществленные ПК КПСС меры по укреплению советской за конности, по с т р о г о м у соблюдению прав граждан, гарантированных Со ветской Конституцией, и обязал все партийные и советские органы бди- 4 тельно стоять на страже законности, ^решительно и сурово пресекать вся кие проявления беззакония, произ вола. нарушения социалистического правопорядка. В работе над законо проектами принимали участие ши рокие к ру г и советской обществен ности. Законопроекты были обсуж дены во всех союзных и в ряде ав тономных республик с участием большого числа представителей го сударственных и общественных ор ганизаций. Это дало возможность учесть и отразить в них многолет нюю практику применения общесо юзного и республиканского законо дательства, опыт работы следствен ных. судебных и прокурорских.ор ганов, а также то ценное, что до Док лад п редседателя Комиссии зак онода тельных предположений Совета Национальностей деп у тата Д. Р. РАСУЛОВА стигнуто советской юридической наукой. Тов. Расулов затем кратко харак теризует законопроекты. Он говорит, что проект Основ законодательства о судоустройстве Союза ССР. союз ных и автч1номных республик опре деляет задачи социалистического правосудия и формулирует основные принципы устройства и деятельно: ети судебных органов. Проект исхо дит из необходимости сохранить су ществующую систему судебных ор ганов, отличающуюся простотой и доступностью суда для населения, отражает основные принципы орга низации и деятельности судебных органон Союза ОСР. союзных и ав тономных республик — такие, как: осуществление правосудия только судом: образование всех судов на началах выборности; рассмотрение дел но всех судах с участием на родных заседателей; независимость судей и подчинение их только зако ну; открытое разбирательство дел во всех судах с обеспечением! обви няемому права на защиту. Проект предусматривает некото рое изменение ныне действующей системы народных судов: упраздне ние участковой системы народных с у д о в и замену ее единым народным судом района или города. Существенные изменения вносят ся проектом в порядок избрания на родных судов. Предусматривается увеличить срок полномочий народ ных судей с трех до пяти лет. На родных заседателей предлагается из бирать срокам на два года на общих собраниях рабочих, служащих и крестьян по месту их работы или жительства, а военнослужащих — по воинским частям. В целях усиления контроля обще ственности эа судебной деятельно стью устанавливается подотчетность народных судов непосредственно из бирателям. а также подотчетность всех других судов — соответствую щим Советам депутатов трудящих ся. их избравшим. За последние годы расширена компетенция судебных органов со юзных республик. В целях дальней шего повышения их роли в осуще ствлении правосудия предусматри вается образование пленумов вер ховных судов союзных республик. Касаясь проекта Основ уголовно го судопроизводства Союза ССР и союзных республик, тов. Расулов сказал, что для осуществления пра восудия необходимы не только над лежащая организация следственных, судебных и прокурорских органов, но и установленный законом макси мально целесообразный, научно обо снованный порядок расследования и рассмотрения уголовных дел. Прин ципиальные положения этого поояд- ка устанавливаются Основами у г о л о в н о г о судопроизводства. Проект выражает ленинскую идею о руководящем положении су да во всей процессуальной деятель ности; суд — единственный госу дарственный орган, имеющий пра во признавать граждан виновными в совершении уголовных преступ лений и применять к ним уголовные наказания. Тов. Расулов подчеркивает, что в социалистическом обществе Розданы все объективные условия и возмож ности для полной ликвидации преступности, для искоренения ан тиобщественных явлений. Для того, чтобы сделать борьбу с преступностью более успешной, отмечает докладчик, необходим з улучшить процесс расследования и судебного разбирательства уголов ных дел. Исходя из этою, предла гается существенно изменить поря док предания суду. В настоящее время по всем делам предание суду осуществляется распорядительным заседанием суда.. Между тем далеко не все дела нуждаются в рассмотре нии в распорядительном заседании. Проект Основ устанавливает, что, как правило, решение о предании суду принимается единоличным по становлением судьи. Проект Основ уделяет особое внимание усилению охраны прав граждан, гарантированных Консти туцией СССР и Конституциями со юзных и автономных республик. Комиссии законодательных предпо ложений исходят из того, что ос новная цель уголовного судопроиз водства состоит в обеспечении охра ны социалистического общества, охраны прав и законных интересов граждан — в обеспечении всемер ной защиты трудящегося человека, его жизни, здоровья, достоинства, его имущества, добытого честным трудом. Исходя из этого, проект Основ значительно расширяет права по терпевшего от преступления лица, а также права обвиняемого. Проект вводит институт общест венных обвинителей и защитников. Принятие общесоюзных основ, формулирующих принципиальные положения судоустройства и уго ловного судопроизводства. даст твердую базу для республиканского законодательства о судоустройстве и судопроизводстве и позволит со юзным республикам в ближайшее время утвердить новые республи канские кодексы и законы, постро енные в точном соответствии с об щесоюзными основами и в то же время отражающие специфику со юзных республик. Принятие новых Основ законодательства о судоуст ройстве и судопроизводстве поста вит новые задачи и перед советской юридической наукой. : /СТРОИТЕЛИ и монтажники * '— одержали большую трудо- * вую победу—24 декабря на ТЭЦ ♦Новолипецкого металлургического * завода после опробования вклю- * чен в сеть еще один турбогенера- : тор. { Три часа дня, В машинном . зале собрались многие из тех, -кто своими руками создал турбо- « генератор, вдохнул в него жизнь. ♦В эти последние ответственные Xминуты одинаково волнуются и X монтажники, и экс- Хплуатационн и к и... I Начальник смены * А. Тормышов, ма- ♦ шииист тур б и н ы • М. Мордовкин под *руководством шефа — инженера «Ленинградского металлического ♦завода имени Сталина М. И. ♦Лопатина и начальника турбинно- *го цеха ТЭЦ В. И, Савченко по- ♦ следний раз проверяют исправ- I ность механизмов. } На площадке турбогенератора } тишина. Тов. Мордовкин откры- ^вает вентили. Стрелки приборов Xзаколебались. Тов. Тормышов Xвнимательно следит за прогрева- ♦нием главного паропровода, ^ Вот уже опробованы маслона- ’ сосы, циркуляционные насосы, по- 1 степенно набирается вакуум в • конденсаторе, проверена система 5 регулирования. * К пульту управления подхо- ♦ дит т. Мордовкин и включает 1 валоповоротное устройство. Мед- параметров пара, давления и температуры. Новая машина соз дана по последнему слову энер гетической техники. Автоматика облегчает управление и обеспе чивает большую надежность эк сплуатации турбины. Сооружение и пуск турбины - это результат большого кропот ливого труда многочисленного коллектива строителей и монтаж ников «Цектроэнергомонтажа». «Центроэлектромонтажа», строи- Ток пошел! таж турбогенератора бригада чо лодого монтажника Николая Ива „ мовича Парасина. Следуя приме- { ру отца, Николай старался вло- $ жить всю душу в выполнение $ порученной работы. * ...Из многих районов страны X были приглашены для участия в X монтаже блока высокого давле- X иия опытные турбинисты-монтаж- X нихи. Мастер турбины Александр * Яковлевич Кузнецов тридцать лет» трудовой жизни отдал отечествен- * ной энергетике. С ♦ гордостью смотрит ; он на «свою» с о - ‘ « ленно. делая три с половиной {оборота в минуту, начинает вра- ♦щаться ротор машины. Неболь- » шой прибор — тахометр регист- ; рирует это движение. Вакуум в ♦конденсаторе достигает 550 мил- ♦ диметров ртутного столба. Дав- Xление пара — нормальное. ♦ Машина готова к пуску. X — Пускать! — командует ♦ т, Тормышов. открывает паровые ♦ Машинист ♦вентили. ♦ Толчок — и вот ротор начина е т вращаться уж е со скоростью 1450 оборотов в минуту. Посте- , пенио число оборотов нарастает. 1 Гул машины переходит в плав- 1 ный звук. Люди со слуховыми ♦трубками внимательно прослу- ♦шизают турбину. ♦ Наконец, тахометр показывает 5 3000 оборотов ротора в минуту. ♦Тщательно проверяются все ще- ♦ханизмы. Над машинным залом Xпроносится команда начальника ♦ смены: ♦ — Внимание! Готово! X На главном щите управления ♦ старший щитовой Г, Буев и Xэлектротехник А. Самгин приня- ♦ли сигнал. Новый турбогенератор ♦включается в параллельную ра- I боту со всеми 1 Промышленный ток для 1 предприятий Липецкого агрегатами ТЭЦ. нужд эконо- . мического района пошел в сеть! ♦ Сложная машина создана на * Ленинградском металлическом за- * воде. В сравнении с турбогенера- ; торами подобного типа, которые ^ уже действуют на тепловых { - электростанциях страны, только • . что пущенная машина отличается ♦ • большей мощностью, экономии- х ♦костью. Это — агрегат высоких X X х Пленум областного совета общества изобретателей и рационализаторов 24 декабря состоялся второй пле нум областного совета Всесоюзного общества изобретателей и рациона лизаторов. В работе пленума приня ли участие председатели первичных советов общества, работники БРИЗов, партийный и профсоюзный актив, новаторы производства. Пленум обсудил состояние работы с рационализаторами и изобретате лями на Липецком ст анкос троитель ном заводе и в Липецком рудо управлении. С докладами в ыступи ли гл авн ый инженер ст анкос трои тельного з авода т. Говору ха и глав ный инженер рудоупр авлени я т. Фе доренко. Пленум принял решение, направ ленное на улучшение рационализа торской работы среди станкострои телей и горняков. Интересное сообщение ст„лал ин женер БРИЗа Липецкого тр ак торно го завода т. Скуратов, ко торый не давно в .по рядке обмен а опытом по быв ал на Кировском .заводе в Ле нинграде и на Московском .автоза воде имени Лихачева. тельно-монтажного управления № 1, «Теплостроп» и других ор ганизаций. На долю бригады С Ф. Мас лова выпала высокая честь—со брать турбину. Сам С. Ф. Маслов вот уж е четзерть века участвует в монтаже турбин. Высоко ква лифицированный турбинист соби рал машины на Краснотуринской, Курганской, Омской и других теплоэлектростанциях. Под его руководством бригада успешно справилась с ответственным мон тажом нового агрегата. Молодые рабочие этой бригады Владимир Дулепин и Виталий Байбородин многому научились у С. Ф. Мас лова и показали себя способными турбинистами. На монтаже маслопровода от личилась бригада Юрия Алексан дровича Шкандыбина. Особенно сложным является монтаж трансформатора. В Ли пецке впервые устанавливался трансформатор такой мощности. Но бригада опытного монтажни ка Ивана Клементьевича Пара сина успешно справилась с уста новкой и монтажом сложного обо рудования. Немалый труд вложила в мон- роковую турбину. 1 А вот Иван Се- » лезнев лишь не- { давно закончил Липецкое техни- ♦ ческое училише ЛЬ 3 и участвовал ► в монтаже турбины впервые. Но » его гордость не меньше, чем у х ветеранов. * Славен труд монтажников-тур- х бинистов. Уложены километры X труб, установлены десятки слож- X пых приборов и механизмов. И * все это для решения одной цели — * лучше обеспечить предприятия и * стройки электроэнергией. Через весь огромный светлый ♦ машинный зал ТЭЦ протянулся Г плакат, на котором выведены * слова великого Ленина: «Комму- 2 низм — это есть Советская власть » плюс электрификация всей стра- ^ ны». X Выполняется это указание ос- X нователя нашего государства, вдет X борьба за увеличение энергетиче- % ских ресурсов Родины. * ...Шумит турбина, набирает 4 свою полную мощность. ♦ А строители и монтажники спе- * щат закончить работы на новом котле. Соревнуясь в честь XXI ’ съезда партии, они дали слово * до конца года сдать под растопку» мощный котел высокого давления. X Боевое настроение сейчас в* коллективе монтажников — насту- ♦ пила горячая пусковая пора. * Г. ШЕВЧЕНКО. : На снимках: вверху — вид нового турбогенератора; внизу —' * участники монтажа турбины (слева направо)': бригадир-трубопро- * водчик Ю. А. Шкандыбин, техник по надзору И. В. Гребенщиков, * бригадир-турбинист С. Ф. Маслов, турбинист-моитажник В. А. Бай- { бородин, мастер-турбинист по монтажу А. Я. Кузнецов, слесарь- { турбинист И. Д . Селезнев. Фото К). Ардашева. { Д о с р Работники предприятий областно го управления местной пром ышлен ности, включившись в соци али стическое соревнов ание в чес ть XX I съе зд а па ртии, д али слово до срочно з аве ршить годовое з адание. 9 дека бря они р апо ртов али о . з а вершении пл ана по в ыпуску тов а р ной продукции, а че рез десять дней был выполнен пл ан по в ыд аче ва ловой продукции. По ср авнению с со ответствующим периодом прошлого го да п роизвод ство предметов народного потребле ния увеличилось на 12,5 процента. С качала года производительность труда пов ысил ась по ср авнению с прошлым годом на 1 0,5 процент а, а п ротив запланированного уровня — на 8,6 процента. В предсъездовском социалистиче- ском соревновании первенство дер жат коллектив ы Липецкого и И зм ал- ковского р айп ромкомбин атов. В нынешнем году вступил а в строй Липецк а я мебельн а я фабрика. П ристроены новые цехи на Ел ецкой мебельной ф а брике. Ч апл ыгинском заводе обозно-столярн ых изделий, Елецком заводе металлоизделий. Заканчивается сооружение новой швейной фабрики в Липецке. Готовя достойную встречу XX I съе зду п а ртии, труженики пред приятий областного управления ме стной пром ышленности решили до О ч г Я о » конц а года в ыд а ть сверх пл ана то в а рной продукции не менее чем н а 11 миллионов рублей. * * * 22 дек а бря коллектив Липецкого чугунолитейного завода в ыполнил годовой пл ан. По ср авнению с со ответствующим периодом прошлого г ода производство возросло н а 35,5 процент а. Со ревнуясь в честь XX I съе зд а па ртии, чугунолитейщики ■решили з а ос т ав шиеся дни 1958 г ода в ы д а ть сверх з адани я н а 2 00 тысяч рублей печного и д р у г о г о л и т ь я . К о т к р ы т и ю съезд а они о бяз ались м е х ани зиров а ть уч ас ток кокильного литья. В предсъездовском соревнов ании пе рвенство держит коллектив мех а нического уч ас тк а, где мастером т. Якунин. В ысокие пок а з а тели т ак же у коллектив а, ко торым руко- вЬдит ма стер коммунист т. З а б а- -з арн ых. * ^ * ДАНКОВ. (Соб корр. «Ленинского зн амени»). А ктивно уч ас твуя в со ревнов ании в чес ть XX I съе зд а КПСС, р а ботники Д анковского хим з авода дали слово: в ыполнить го довую прогр ам му к 23 дек а бря. Слово свое они едерж али — завод начал в ыпуск а ть продукцию г. счет будущего год а. Пе рвенство в предсъездовском соревнов ании з а нял коллектив первого цех а I
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz