Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
«ЦЦ -ТЯМ? к» '.'чя я*1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 дека бря 1 9 5 8 г., Л1 3 0 2 (1 3 6 1 ) Вторая сессия Ве рховног о Совета СССР з я к о и П Об ук р еплении с вязи школы с жи знью и о дальн ейшем развитии сист емы на родного образования в СССР ____ (Око нчание. Начал о на 1 - й е тр.). Статья 19. Поло жение о профессионально-технических учи лищах утверждается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Министров союзн ых республик разработать мероприятия по коренному улучшению подготовки рабочих путем индивидуально-бригад ного и курсового обучения и повышения квалификации рабо чих кадров, занятых на производстве. а з д е л III О среднем с п е циальном образовании Статья 21. В промышленном, сельскохозяйственном произ водстве, а такж е в учреждениях культуры , просвещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как непосредственным организаторам производства, и другим ра ботникам со средним специальным образованием. Интересы современного производства, базирующегося на но вейших достижениях науки и техники, требуют от выпускни ков техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать необходимым дальнейшее совершенствование системы среднего специального образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с общественно полезным тр у дом и широкого развития вечернего и заочного обучения. Статья 22. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней шко лы, а по отдельным специальностям — на базе полного сред него образования. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприя тиях, стройках и в других организациях общие сроки обуче ния и продолжительность отдельных периодов обучения с от рывом и без отвыва от производства могут быть различными. Статья 23, Установить, что обучение в средних специаль ных учебных заведениях должно обеспечить учащимся наряду' с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы получение необходимой теоретической и практической подго товки по специальности, а в технических и сельскохозяйст венных средних специальных учебных заведениях — также получение учащимися квалификации с присвоением разряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при ин дустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельско хозяйственных техникумах — крупных хозяйств, в которых все основные работы должны выполняться самими учащи мися. Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений осуществлять в направлении приближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономиче ских районов, шиооко практикуя кооперирование совнархо зов, министерств и ведомств в подготовке специалистов со средним образованием. Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним спе циальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и ве черних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соот ветствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преимуществен но лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности. Статья 26. Положение о средних специальных учебных за ведениях утверждается Советом Министров СССР. а з д е л IV О в ы с ш е й ш к о л е Статья 27. Задачи коммунистического строительства требу ют приближения высшей школы к жизни, к производству, по вышения теоретического уровня подготовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Дальнейшее развитие и совершенствование системы высше го образования в нашей стране должно обеспечить лучшую практическую и теоретическую подготовку специалистов, зна чительное усиление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студен чества. Главн ыми задачами высшей школы являю тся: подготовка высококвалифицированных специалистов, вос питанных на основе марксистско-ленинского учения, овладев ших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику будущего; выполнение научно-исследовательских работ, способствую щих решению задач коммунистического строительства; подготовка научно-педагогических кадров; Повышение квалификации специалисте®, занятых в различ ных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения; распространение научных и политических знаний среди трудящихся. Статья 2 8 . Подготовку специалистов в высших учебных заведениях проводить на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общественно полезным тру дом. Конкретные Формы соединения обучения с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а такж е от национальных и местных особенностей. В высшие учебные заведения принимать на основе харак теристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсо мольскими и другими общественными организациями, руково дителями промышленных предприятий и правлениями колхо зов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подго товленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имею щим стаж практической работы. Статья 29. Признать необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укреп ления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организа ции вечерней и заочной подготовки специалистов непосредст венно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Статья 30. При подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким образом, чтобы производственный труд студентов способствовал лучшему ов ладению их будущей специальностью и давал студентам воз можность последовательно изучить технологический процесс производства. В большинстве технических вузов наиболее це лесообразно сочетание обучения с работой н а производстве но системе вечернего или заочного образования на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 9 — 2 года проводить обучение с отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую ра боту в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в лабораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего образования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для отраслей новой техники, для дальнейшего развития научной и проектно-конструкторской работы. Статья 31. При подготовке специалистов сельского хозяй ства обучение должно проводиться в институтах, организо ванных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образ цовые учебные хозяйства, где сельскохозяйственные работы производятся силами студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность применительно к от дельным зонам страны, а сочетание обучения с производи тельным трудом должно строиться с учетом сезонности про изводства. Статья 32, Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования, в частности, значительно уве личить выпуск специалистов по новым разделам математи ческих, биологических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значи тельно поднять роль университетов в решении важнейших проб лем естественных и гуманитарных наук. Комплектование уни верситетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в процессе обу чения получали навыки работы по специальности, а специ алисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт об щественно полезного труда. Статья 3 3 . Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах; рас ширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на ком плектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животновод ству, технике и другим специальным дисциплинам: повысить научно-теоретический уровень преподавания в педагогических институтах; усилить значение производственной и педагоги ческой практики в подготовке учителей. Статья 34. При подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специфические требования врачебной профессии; комплектовать медицинские институты по преимуществу из числа молодежи, имеющей практический стаж работы в каче стве младшего обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях; обучение студентов сочетать с непрерывной практикой в лечебно-профилактиче ских и санитарно-гигиенических учреждениях. Для лиц, имеющих среднее медицинское образование и стаж практической работы по специальности, организовать обуче ние в медицинских вузах без отрыва от работы. Статья 3 5 . При подготовке специалистов с высшим и сред ним образованием в области музыки, живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна получить система обучения без отрыва от производства с тем, чтобы обеспечить возможности для получения этого образова ния широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа. Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политиче ское воспитание студентов, улучшить преподавание марксист ско-ленинской теории, воспитывать молодежь в духе высоких принципов коммунистической морали, любви к труду, непри миримости к буржуазной идеологии.' При подготовке специа листов с высшим образованием серьезное внимание до Л жно б ыть сбращено на формирование у студентов научного мето да позианиз, творческого подхода к овладению науками, от ветственного отноптрния к учению, самостоятельности в ра боте. Ли ца, окончившие советскую в ысшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и общест венного долга. Статья 37. Считать целесообразным шире привлекать к пре подавательской работе в высших учебных заведениях наибо лее квалифицированных инженерно-технических работников * * Советам Министров союзных республик внести на рассмот рение Верховных Советов союзных республик вытекающие из настоящего Закона предложения, обеспечивающие укрепление связи школы с жизнью, осуществление всеобщего обязатель ного восьмилетнего образования и дальнейшее развитие об щего среднего, профессионально-технического, среднего спе циального и высшего образования в республиках. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Р ес публик считает, что приближение школы к жизни создаст необходимые условия для лучшего воспитания подрастающего предприятий, строек, конструкторских бюро и научно-исследо вательских институтов, агрономов, врачей и других практиче ских работников, способных вести преподавание с использова нием передовых методов производства и современных достиже ний науки и техники. Статья 38. Исходя из того, что научная работа должна яв ляться неотъемлемой частью деятельности каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших учебных заведений в проведении научных исследова ний, имеющих высокий теоретический уровень и важное зна чение для развития народного хозяйства, науки и культуры. Считать целесообразным организацию при вузах научно- исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами некоторых научно-исследовательских учреждений. Советам народного хозяйства, министерствам, ведомствам и органам управления сельским хозяйством оказывать помощь высшим учебным заведениям в реализации результатов науч ных исследований и постановке производственных опытов. Статья 39. С-оветам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять высшим и сред ним специальным учебным заведениям оплачиваемые штатные рабочие места и технические должности для замещения их студентами, обеспечивать производственное обучение студен тов, необходимые для них жилищные условия и спецодежду. Статья 40. Положение о высших учебйых заведениях ут верждается Советом Министров СССР. Статья 41. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини стров союзных республик разработать и осуществить меро приятия но развитию высшего образования в стране, выте кающие из настоящего Закона, предусмотрев при этом; а) упорядочение сети высших учебных заведений в стране, имея в виду увеличение числа вузов в новых промышленных районах, приближение вузов к производству и объединение однопрофильных вузов; б) расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, оснащение лабораторий универ ситетов и технических вузов электронными машинами, уско рителями и другим новейшим оборудованием; в) организацию заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами студентов; г) создание специализированных издательств 'и полигра фической базы для полного обеспечения потребностей в учеб ной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведений, особенно обучающихся без отрыва от производства; д) предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отры ва от производства; е) укрепление материально-технической базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования, обес печивающее широкое использование кино, радио, телевидения и лоугйх современных научно-технических средств. Статья 42. Перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение тр ех ^-п яги лет, начиная с 1 9 5 9 /6 0 учебного года, с учетом национальных и местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускае мых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуоы неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них. * поколения, которое будет жить и трудиться пни коммунизме. Перестройка системы наводного образования будет иметь ог ромное значение для дальнейшего материального и духовного развития советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании молодежи, лучше обеспечит под готовку высококвалифицированных кадров для всех отраслей 1 народного хозяйства, науки и культуры и в еще большей сто- пени будет способствовать росту могущества Советского Союза. Москва, Кремль. 24 декабря 1958 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР к. ВОРОШИ ЛОВ. Сек ретарь П резидиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. М Д н е в н и к с е с с и и То варищи Н. С. Хрущев и Н. Г. Игнатов на выставке ^ достижений народного хозяйства СССР 24 декабря Пе рв ый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Ми нистров СССР товарищ Н. С. Хру щев и член Президиума, секретарь ЦК КПСС товарищ Н. Г, Игна тов посетили в ыставку достижений на добные машины будут выгодны кол хозам и совхозам, поэтому следует ускорить их внедрение в производ ство. Большой интерес вызвали новые навесные машины и универсальные тал, что главное, чего должны до биться конструкторы, — это устра нить ручную доочистку* корней свеклы с тем, чтобы облегчить труд колхозников и создать возможность транспортировки свеклы е полей Вчера в Москве продолжала работу вторая сессия Верховного Совета СССР пятого созыва. В Большом Кремлевском дворце в 10 часов утра под председательством председателя Совета Национально стей депутата Я. В. Лейве откры лось совместное заседание С овета Союза и Сов ета Национал ьностей, Верховный Совет приступил к рассмотрению следующего вопроса повестки дня. ) С докладом о проектах законов «Основы уголовного законодатель ства Союза ССР и союзных респуб лик», «05 уголовной ответственно сти за государственные преступле ни я». «Об уголовной ответственно сти за воинские преступления» вы ступил председатель Комиссии за конодательных предположений Со вета Союза депутат Д. С. Полян ский. Доклад о проектах законов «Ос новы законодательства о судоустрой стве Союза ССР. союзных и авто номных республик», «Положение о военных трибуналах», «Основы уго ловного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» сделал пред седатель Комиссии законодательных предположений Сррета Националь ностей депутат Д. Р. Ра еулоз. В прениях по обсуждаемому воп росу выступили депутат Л. Н, За роб ей ( А рмянская ССР), председа тель Верховного Суда СССР депу тат А . О. Го риин, депутат Б. И. Самсонов (Московская область). Ге неральн ый Прокурор СССР депутат Р. А. Руд енно, депутат Б. С. Шар- нвв ( Ли товская ССР), член-коврес- пондоит Академии наук СССР С. А. Голумений, депутат И. С. Чундонов (Ад ыгейская автономная область). Все выступавшие единодушно поддержали внесенные на рассмот рение Верховного Совета законопро екты. Ораторы отмечали, что эти законопроекты полностью соответст вуют ленинским указаниям о соци алистической законности в совет ском правосудии и принципах уго ловного права, отвечают требовани ям XX съезда КПСС о дальнейшем расширении советской демократии и укреплении социалистической за конности. Верховный Совет приступает к утверждению законов, внесенных комиссиями законодательных пред положений. Председательствующий сообщает, что Верховный Совет получил от Национального Собрания Чехосло вацкой Республики послание по слу чаю 15-й годовщины со дня подпи сания договора о дружбе, взаимопо мощи и послевоенном сотрудниче стве между СССР и Чехословацкой Республикой. Депутаты единодушно одобряют текст ответного послания Верховно го Совета СССР Национальному Собранию Чехословацкой Респуб- Вчера вечером в Большом Крем левском дворце состоялось заклю чительное объединенное заседание Совета Союза и Совета Националь ностей. Председательствовал пред седатель Совета Союза депутат П. П. Лобанов. Б зале мною гостей, присутству ют члены дипломатического корпу са, советские и иностранные ж ур налисты. В правительственных ло ж ах — встреченные горячими ап лодисментами товарищи А. Б. Ари стов, Л. И. Брежнев, К. Е. Вороши лов, Н. Г. Игнатов, А. И. Киричен ко, Ф, Р, Кодлов, 0. В. Куусинен, А. И. Микоян, Н. А. Мухитдинов, М, А. Суслов, Е, А. Фурцева, Н, С. Хрущев, И. М. Шве рник, П. Н. По сп елов, Д. С. Коротч енко, Я. 3. Калнберзин, А. П. Кириленк о, А . Н . Косы гин, В. П. Мжаванадз е, М . Г. Пе рвухин, Н. В. Подгорный, Д. С. Полянский. Сессия переходит к рассмотрению вопроса о внесении изменений и дополнений в некоторые -.статьи Конституции СССР и утверждению Указов Президиума Верховного Со вета СССР, принятых в период по сле первой сессии. С докладом вы ступил Секретарь Президиума Вер ховного Совета СССР депутат М. П. Г ео ргадз е . Депутаты единогласно принимают законы о внесении изменении и дополнений в статьи Конституции СССР и утверждают Указы Прези диума Верховного Совета СССР. Затем председательствующий пре доставляет слово Министру иност ранных дел СССР депутату А. А. Громыко для Заявления от имени Советского правительства в связи с запросами депутатов, Верховного Совета СССР по вопросу о прекра щении испытаний атомного и во дородного оружия и по Берлинско му вопросу. Выступают депутаты М. А. Лав р ен ть ев (Новосибирская область), Н . П. Бажан (Украинская ССР), М, М- Привалов (Кемеровская об ласть) и первый заместитель Ми нистра обороны СССР депутат В. Д, Соко ловский. Они говорят, что весь советский народ горячо и еди нодушно поддерживает политику и практические действия Советского правительства, последовательно вы ступающего за укрепление мира во всем мире. По предложению депутата В. Е. Семичастн ого, выступившего от имени Комиссий но иностранным делам Совета Союза и Совета На циональностей, Верховный Совет СССР единогласно принимает По становление по вопросу о прекра щении испытаний атомного и водо родного оружия и по Берлинскому вопросу. В постановлении одобряются по литика и практические меры пра вительства СССР по вопросу о пре кращении испытаний атомного и водородного оружия и поручается правительству СССР и впредь про водить неустанную борьбу за не медленное, повсеместное и безого ворочное прекращение испытаний ятерного оружия на вечные време на. Верховный Совет выражает на дежду, что СШ А и Велико британия приложат со своей сторон ы необхо димые усилия к достижению этой великой и благородной цели, отве чающей чаяниям всех народов. Верховный Совет также одобряет политику и практические действия правительства СССР в Берлинском вопросе и призывает СШ А. Велико британию и Францию внести свой вклад в дело урегулирования Бер линского вопроса в соответствии с интересами укрепления мира в Ев ропе и во всем мире. На атом вторая сеесия Верховно го Совета СССР закончила свою ра боту. родного хозяйства СССР. Товарищ Н. С. Хрущев и сопро вождающие его лица осмотрели 14 различн ых образцов прицепных комбайнов, переоборудованных в самоходные, представленных конст рукторскими бюро заводов, научно- исследовательскими институтами, механизаторами и новаторами сель ского хозяйства. Были также осмот рены самоходные уборочные шасси с навесными зерновыми комбайна ми, новейшие машины для возде лывания и уборки сахарной свеклы, однобрусные и двухбрусные шасси с наборами разнообразных машин и новые модели колесных тракторов. При осмотре прицепных комбай нов, переоборудованных в самоход ные, товарищ Н. С. Хрущев отме тил, что создано большое количест во различных образцов и имеется возможность выбрать для массового производства наиболее надежные в работе и недорогие в изготовлении конструкции. «Сейчас необходимо, — сказал товарищ Н. С. Хрущев, — побыст рей выбрать лучшую конструкцию с тем, чтобы к началу уборки уро ж ая 1 9 5 9 года успеть изготовить необходимое количество приспособ лений». Ознакомившись с самоходными уборочными шасси, разработанными конструкторскими коллективами Ростовского и Таганрогского ком байновых заводов, товарищ Н. С. Хрущев вы сказал мнение, что по- шасси с набором механизмов для возделывания кукурузы, сахарной свеклы, а также свеклоуборочные комбайны. Товарищ Н. С. Хрущев подчерк нул, что важной задачей работников свекловодческих районов является внедрение в производство квадрат но-гнездового способа возделывания сахарной свеклы, позволяющего резко снизить затраты труда на прорывке, проверке всходов и меж дурядной обработке. Вместе с тем товарищ Н. С. Хру щев подчеркнул необходимость создания сеялок для квадратно-гнез дового посева сахарной свеклы, применение которых позволит не только сократить затраты труда на обработку посевов, но и сэкономить значительное количество семян. Особый интерес вызвали одно брусные и двухбрусные самоходные шасси мощностью 30 л. с. с комп лектом навесных машин для посе ва, меяедурядной обработки, уборки пропашных культур, сеноубороч ных, транспортных и погрузочно- разгрузочных работ. Товарищ Н. С. Хрущев рекомен довал выпустить к полевым рабо там 1 9 5 9 года опытные партии (порядка 2 0 0— 3 0 0 штук) одко- брусных и двухбрусных самоход ных шасси с набором машин для проверки в хозяйственных условиях колхозов и совхозов различных зон. Осматривая свеклоуборочные ма шины. товарищ Н. С. Хрущев заме прямо на сахарные заводы. При осмотре колесных тракторов новых конструкций общий интерес вызвали модификации тракторов с четырьмя ведущими колесами, соз данные коллективами конструкторов Минского, Харьковского, Владимир ского, Липе цкого тракторн ых заво дов и работниками Научно-исследо вательского тракторного института. Товарищ Н. С. Хрущев заметил, что надо скорее внедрять в произ водство тракторы с 4-мя ведущими колесами, которые обладают высо кой проходимостью и хорошими тя говыми свойствами и по эксплуата ционным затратам превосходят гу сеничные тракторы. Такие тракто ры, кроме полевых работ, найдут широкое применение на транспорти ровке сельскохозяйственных грузов в колхозах и совхозах. Осматривая тракторы, товарищ И. С. Хрущев сказал, что мы по смотрели сегодня много новых хо роших тракторов и машин, задача сейчас заключается в том, чтобы быстрее внедрить их в сельскохо зяйственное производство. Осмотр машин закончен. Товарищ Н. С. Хрущев пожелал ученым, конструкторам и инженерам даль нейших успехов в их работе. Руко водителям Госплана СССР и М и нистерства сельского хозяйства СССР поручено отобрать наиболее производительн ые машины для раз личных зон страны и организовать их производство. ‘V* ч
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz