Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

«ЦЦ -ТЯМ? к» '.'чя я*1 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 26 дека бря 1 9 5 8 г., Л1 3 0 2 (1 3 6 1 ) Вторая сессия Ве рховног о Совета СССР з я к о и П Об ук р еплении с вязи школы с жи знью и о дальн ейшем развитии сист емы на родного образования в СССР ____ (Око нчание. Начал о на 1 - й е тр.). Статья 19. Поло жение о профессионально-технических учи­ лищах утверждается Советом Министров СССР. Статья 20. Совету Министров СССР и Советам Министров союзн ых республик разработать мероприятия по коренному улучшению подготовки рабочих путем индивидуально-бригад­ ного и курсового обучения и повышения квалификации рабо­ чих кадров, занятых на производстве. а з д е л III О среднем с п е циальном образовании Статья 21. В промышленном, сельскохозяйственном произ­ водстве, а такж е в учреждениях культуры , просвещения и здравоохранения важное место принадлежит техникам, как непосредственным организаторам производства, и другим ра­ ботникам со средним специальным образованием. Интересы современного производства, базирующегося на но­ вейших достижениях науки и техники, требуют от выпускни­ ков техникумов высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания практики. В соответствии с этим признать необходимым дальнейшее совершенствование системы среднего специального образования и улучшение подготовки специалистов средней квалификации на основе тесной связи обучения с общественно полезным тр у ­ дом и широкого развития вечернего и заочного обучения. Статья 22. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществлять на базе восьмилетней шко­ лы, а по отдельным специальностям — на базе полного сред­ него образования. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприя­ тиях, стройках и в других организациях общие сроки обуче­ ния и продолжительность отдельных периодов обучения с от­ рывом и без отвыва от производства могут быть различными. Статья 23, Установить, что обучение в средних специаль­ ных учебных заведениях должно обеспечить учащимся наряду' с общеобразовательными знаниями в объеме средней школы получение необходимой теоретической и практической подго­ товки по специальности, а в технических и сельскохозяйст­ венных средних специальных учебных заведениях — также получение учащимися квалификации с присвоением разряда по одной из рабочих профессий. Статья 24. Признать целесообразным организацию при ин­ дустриальных техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию силами учащихся, а при сельско­ хозяйственных техникумах — крупных хозяйств, в которых все основные работы должны выполняться самими учащи­ мися. Статья 25. Дальнейшее развитие сети средних специальных учебных заведений осуществлять в направлении приближения их к производству с учетом потребности в кадрах экономиче­ ских районов, шиооко практикуя кооперирование совнархо­ зов, министерств и ведомств в подготовке специалистов со средним образованием. Расширение и улучшение заочного и вечернего образования, как основной формы подготовки специалистов со средним спе­ циальным образованием, проводить путем укрепления заочных и вечерних техникумов, а также организации заочных и ве­ черних отделений при стационарных учебных заведениях, имеющих квалифицированные кадры преподавателей и соот­ ветствующую учебно-материальную базу. На вечернее и заочное обучение принимать преимуществен­ но лиц, работающих по профессиям, родственным избранной специальности. Статья 26. Положение о средних специальных учебных за­ ведениях утверждается Советом Министров СССР. а з д е л IV О в ы с ш е й ш к о л е Статья 27. Задачи коммунистического строительства требу­ ют приближения высшей школы к жизни, к производству, по­ вышения теоретического уровня подготовки специалистов в соответствии с новейшими достижениями науки и техники. Дальнейшее развитие и совершенствование системы высше­ го образования в нашей стране должно обеспечить лучшую практическую и теоретическую подготовку специалистов, зна­ чительное усиление коммунистического воспитания молодежи, активное участие всех преподавателей в воспитании студен­ чества. Главн ыми задачами высшей школы являю тся: подготовка высококвалифицированных специалистов, вос­ питанных на основе марксистско-ленинского учения, овладев­ ших новейшими достижениями отечественной и зарубежной науки и техники, хорошо знающих практику дела, способных не только полностью использовать современную технику, но и создавать технику будущего; выполнение научно-исследовательских работ, способствую­ щих решению задач коммунистического строительства; подготовка научно-педагогических кадров; Повышение квалификации специалисте®, занятых в различ­ ных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения; распространение научных и политических знаний среди трудящихся. Статья 2 8 . Подготовку специалистов в высших учебных заведениях проводить на базе полного среднего образования на основе соединения обучения с общественно полезным тру­ дом. Конкретные Формы соединения обучения с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а такж е от национальных и местных особенностей. В высшие учебные заведения принимать на основе харак­ теристик, выдаваемых партийными, профсоюзными, комсо­ мольскими и другими общественными организациями, руково­ дителями промышленных предприятий и правлениями колхо­ зов с тем, чтобы путем конкурсного отбора зачислять в вузы наиболее достойных, проявивших себя на производстве, подго­ товленных и способных людей. При зачислении в высшие учебные заведения предоставлять преимущества лицам, имею­ щим стаж практической работы. Статья 29. Признать необходимым всемерное улучшение и расширение вечернего и заочного образования путем укреп­ ления заочных и вечерних вузов, развития сети вечернего и заочного образования на базе стационарных вузов, организа­ ции вечерней и заочной подготовки специалистов непосредст­ венно при крупных промышленных и сельскохозяйственных предприятиях. Статья 30. При подготовке инженеров сочетание обучения с трудом должно быть организовано таким образом, чтобы производственный труд студентов способствовал лучшему ов­ ладению их будущей специальностью и давал студентам воз­ можность последовательно изучить технологический процесс производства. В большинстве технических вузов наиболее це­ лесообразно сочетание обучения с работой н а производстве но системе вечернего или заочного образования на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 9 — 2 года проводить обучение с отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую ра­ боту в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в лабораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего образования, большое внимание нужно уделить подготовке инженерных кадров для отраслей новой техники, для дальнейшего развития научной и проектно-конструкторской работы. Статья 31. При подготовке специалистов сельского хозяй­ ства обучение должно проводиться в институтах, организо­ ванных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образ­ цовые учебные хозяйства, где сельскохозяйственные работы производятся силами студентов. Подготовка специалистов должна иметь известную направленность применительно к от­ дельным зонам страны, а сочетание обучения с производи­ тельным трудом должно строиться с учетом сезонности про­ изводства. Статья 32, Признать необходимым дальнейшее развитие университетского образования, в частности, значительно уве­ личить выпуск специалистов по новым разделам математи­ ческих, биологических, физических, химических наук, усилить теоретическую и практическую подготовку студентов, значи­ тельно поднять роль университетов в решении важнейших проб­ лем естественных и гуманитарных наук. Комплектование уни­ верситетов и сочетание в них обучения с трудом должны быть организованы таким образом, чтобы студенты в процессе обу­ чения получали навыки работы по специальности, а специ­ алисты по гуманитарным наукам (экономисты, философы, юристы и др.), кроме того, имели бы определенный опыт об­ щественно полезного труда. Статья 3 3 . Признать необходимым улучшить подготовку учителей в педагогических институтах и университетах; рас­ ширить подготовку учителей для начальных школ, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на ком­ плектование всех школ учителями с высшим образованием; организовать подготовку учителей по агрономии, животновод­ ству, технике и другим специальным дисциплинам: повысить научно-теоретический уровень преподавания в педагогических институтах; усилить значение производственной и педагоги­ ческой практики в подготовке учителей. Статья 34. При подготовке врачей в медицинских вузах учитывать специфические требования врачебной профессии; комплектовать медицинские институты по преимуществу из числа молодежи, имеющей практический стаж работы в каче­ стве младшего обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профилактических учреждениях; обучение студентов сочетать с непрерывной практикой в лечебно-профилактиче­ ских и санитарно-гигиенических учреждениях. Для лиц, имеющих среднее медицинское образование и стаж практической работы по специальности, организовать обуче­ ние в медицинских вузах без отрыва от работы. Статья 3 5 . При подготовке специалистов с высшим и сред­ ним образованием в области музыки, живописи, театрального и других видов искусства большее распространение должна получить система обучения без отрыва от производства с тем, чтобы обеспечить возможности для получения этого образова­ ния широкими кругами трудящихся и выявления талантов из народа. Статья 36. Считать необходимым усилить идейно-политиче­ ское воспитание студентов, улучшить преподавание марксист­ ско-ленинской теории, воспитывать молодежь в духе высоких принципов коммунистической морали, любви к труду, непри­ миримости к буржуазной идеологии.' При подготовке специа­ листов с высшим образованием серьезное внимание до Л жно б ыть сбращено на формирование у студентов научного мето­ да позианиз, творческого подхода к овладению науками, от­ ветственного отноптрния к учению, самостоятельности в ра­ боте. Ли ца, окончившие советскую в ысшую школу, должны являться образцом выполнения государственного и общест­ венного долга. Статья 37. Считать целесообразным шире привлекать к пре­ подавательской работе в высших учебных заведениях наибо­ лее квалифицированных инженерно-технических работников * * Советам Министров союзных республик внести на рассмот­ рение Верховных Советов союзных республик вытекающие из настоящего Закона предложения, обеспечивающие укрепление связи школы с жизнью, осуществление всеобщего обязатель­ ного восьмилетнего образования и дальнейшее развитие об­ щего среднего, профессионально-технического, среднего спе­ циального и высшего образования в республиках. Верховный Совет Союза Советских Социалистических Р ес­ публик считает, что приближение школы к жизни создаст необходимые условия для лучшего воспитания подрастающего предприятий, строек, конструкторских бюро и научно-исследо­ вательских институтов, агрономов, врачей и других практиче­ ских работников, способных вести преподавание с использова­ нием передовых методов производства и современных достиже­ ний науки и техники. Статья 38. Исходя из того, что научная работа должна яв­ ляться неотъемлемой частью деятельности каждого высшего учебного заведения, признать необходимым повысить роль высших учебных заведений в проведении научных исследова­ ний, имеющих высокий теоретический уровень и важное зна­ чение для развития народного хозяйства, науки и культуры. Считать целесообразным организацию при вузах научно- исследовательских институтов, лабораторий и объединение с вузами некоторых научно-исследовательских учреждений. Советам народного хозяйства, министерствам, ведомствам и органам управления сельским хозяйством оказывать помощь высшим учебным заведениям в реализации результатов науч­ ных исследований и постановке производственных опытов. Статья 39. С-оветам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям предоставлять высшим и сред­ ним специальным учебным заведениям оплачиваемые штатные рабочие места и технические должности для замещения их студентами, обеспечивать производственное обучение студен­ тов, необходимые для них жилищные условия и спецодежду. Статья 40. Положение о высших учебйых заведениях ут­ верждается Советом Министров СССР. Статья 41. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини­ стров союзных республик разработать и осуществить меро­ приятия но развитию высшего образования в стране, выте­ кающие из настоящего Закона, предусмотрев при этом; а) упорядочение сети высших учебных заведений в стране, имея в виду увеличение числа вузов в новых промышленных районах, приближение вузов к производству и объединение однопрофильных вузов; б) расширение и укрепление материально-технической базы высших учебных заведений, оснащение лабораторий универ­ ситетов и технических вузов электронными машинами, уско­ рителями и другим новейшим оборудованием; в) организацию заводов-втузов, а также промышленных предприятий и цехов при вузах, выпускающих продукцию силами студентов; г) создание специализированных издательств 'и полигра­ фической базы для полного обеспечения потребностей в учеб­ ной литературе студентов высших и средних специальных учебных заведений, особенно обучающихся без отрыва от производства; д) предоставление дополнительных льгот для студентов старших курсов вузов и техникумов, обучающихся без отры­ ва от производства; е) укрепление материально-технической базы вечернего и заочного высшего и среднего специального образования, обес­ печивающее широкое использование кино, радио, телевидения и лоугйх современных научно-технических средств. Статья 42. Перестройку высшего и среднего специального образования осуществить в течение тр ех ^-п яги лет, начиная с 1 9 5 9 /6 0 учебного года, с учетом национальных и местных особенностей и таким образом, чтобы количество выпускае­ мых ежегодно специалистов для народного хозяйства, науки и культуоы неуклонно повышалось в соответствии с растущими потребностями в них. * поколения, которое будет жить и трудиться пни коммунизме. Перестройка системы наводного образования будет иметь ог­ ромное значение для дальнейшего материального и духовного развития советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании молодежи, лучше обеспечит под­ готовку высококвалифицированных кадров для всех отраслей 1 народного хозяйства, науки и культуры и в еще большей сто- пени будет способствовать росту могущества Советского Союза. Москва, Кремль. 24 декабря 1958 г. Председатель Президиума Верховного Совета СССР к. ВОРОШИ ЛОВ. Сек ретарь П резидиума Верховного Совета СССР М. ГЕОРГАДЗЕ. М Д н е в н и к с е с с и и То варищи Н. С. Хрущев и Н. Г. Игнатов на выставке ^ достижений народного хозяйства СССР 24 декабря Пе рв ый секретарь ЦК КПСС и Председатель Совета Ми­ нистров СССР товарищ Н. С. Хру­ щев и член Президиума, секретарь ЦК КПСС товарищ Н. Г, Игна тов посетили в ыставку достижений на­ добные машины будут выгодны кол­ хозам и совхозам, поэтому следует ускорить их внедрение в производ­ ство. Большой интерес вызвали новые навесные машины и универсальные тал, что главное, чего должны до­ биться конструкторы, — это устра­ нить ручную доочистку* корней свеклы с тем, чтобы облегчить труд колхозников и создать возможность транспортировки свеклы е полей Вчера в Москве продолжала работу вторая сессия Верховного Совета СССР пятого созыва. В Большом Кремлевском дворце в 10 часов утра под председательством председателя Совета Национально­ стей депутата Я. В. Лейве откры­ лось совместное заседание С овета Союза и Сов ета Национал ьностей, Верховный Совет приступил к рассмотрению следующего вопроса повестки дня. ) С докладом о проектах законов «Основы уголовного законодатель­ ства Союза ССР и союзных респуб­ лик», «05 уголовной ответственно­ сти за государственные преступле­ ни я». «Об уголовной ответственно­ сти за воинские преступления» вы ­ ступил председатель Комиссии за­ конодательных предположений Со­ вета Союза депутат Д. С. Полян­ ский. Доклад о проектах законов «Ос­ новы законодательства о судоустрой­ стве Союза ССР. союзных и авто­ номных республик», «Положение о военных трибуналах», «Основы уго­ ловного судопроизводства Союза ССР и союзных республик» сделал пред­ седатель Комиссии законодательных предположений Сррета Националь­ ностей депутат Д. Р. Ра еулоз. В прениях по обсуждаемому воп­ росу выступили депутат Л. Н, За­ роб ей ( А рмянская ССР), председа­ тель Верховного Суда СССР депу­ тат А . О. Го риин, депутат Б. И. Самсонов (Московская область). Ге­ неральн ый Прокурор СССР депутат Р. А. Руд енно, депутат Б. С. Шар- нвв ( Ли товская ССР), член-коврес- пондоит Академии наук СССР С. А. Голумений, депутат И. С. Чундонов (Ад ыгейская автономная область). Все выступавшие единодушно поддержали внесенные на рассмот­ рение Верховного Совета законопро­ екты. Ораторы отмечали, что эти законопроекты полностью соответст­ вуют ленинским указаниям о соци­ алистической законности в совет­ ском правосудии и принципах уго­ ловного права, отвечают требовани­ ям XX съезда КПСС о дальнейшем расширении советской демократии и укреплении социалистической за­ конности. Верховный Совет приступает к утверждению законов, внесенных комиссиями законодательных пред­ положений. Председательствующий сообщает, что Верховный Совет получил от Национального Собрания Чехосло­ вацкой Республики послание по слу­ чаю 15-й годовщины со дня подпи­ сания договора о дружбе, взаимопо­ мощи и послевоенном сотрудниче­ стве между СССР и Чехословацкой Республикой. Депутаты единодушно одобряют текст ответного послания Верховно­ го Совета СССР Национальному Собранию Чехословацкой Респуб- Вчера вечером в Большом Крем­ левском дворце состоялось заклю ­ чительное объединенное заседание Совета Союза и Совета Националь­ ностей. Председательствовал пред­ седатель Совета Союза депутат П. П. Лобанов. Б зале мною гостей, присутству­ ют члены дипломатического корпу­ са, советские и иностранные ж ур­ налисты. В правительственных ло­ ж ах — встреченные горячими ап­ лодисментами товарищи А. Б. Ари­ стов, Л. И. Брежнев, К. Е. Вороши­ лов, Н. Г. Игнатов, А. И. Киричен­ ко, Ф, Р, Кодлов, 0. В. Куусинен, А. И. Микоян, Н. А. Мухитдинов, М, А. Суслов, Е, А. Фурцева, Н, С. Хрущев, И. М. Шве рник, П. Н. По­ сп елов, Д. С. Коротч енко, Я. 3. Калнберзин, А. П. Кириленк о, А . Н . Косы гин, В. П. Мжаванадз е, М . Г. Пе рвухин, Н. В. Подгорный, Д. С. Полянский. Сессия переходит к рассмотрению вопроса о внесении изменений и дополнений в некоторые -.статьи Конституции СССР и утверждению Указов Президиума Верховного Со­ вета СССР, принятых в период по­ сле первой сессии. С докладом вы ­ ступил Секретарь Президиума Вер­ ховного Совета СССР депутат М. П. Г ео ргадз е . Депутаты единогласно принимают законы о внесении изменении и дополнений в статьи Конституции СССР и утверждают Указы Прези­ диума Верховного Совета СССР. Затем председательствующий пре­ доставляет слово Министру иност­ ранных дел СССР депутату А. А. Громыко для Заявления от имени Советского правительства в связи с запросами депутатов, Верховного Совета СССР по вопросу о прекра­ щении испытаний атомного и во­ дородного оружия и по Берлинско­ му вопросу. Выступают депутаты М. А. Лав­ р ен ть ев (Новосибирская область), Н . П. Бажан (Украинская ССР), М, М- Привалов (Кемеровская об­ ласть) и первый заместитель Ми­ нистра обороны СССР депутат В. Д, Соко ловский. Они говорят, что весь советский народ горячо и еди­ нодушно поддерживает политику и практические действия Советского правительства, последовательно вы ­ ступающего за укрепление мира во всем мире. По предложению депутата В. Е. Семичастн ого, выступившего от имени Комиссий но иностранным делам Совета Союза и Совета На­ циональностей, Верховный Совет СССР единогласно принимает По­ становление по вопросу о прекра­ щении испытаний атомного и водо­ родного оружия и по Берлинскому вопросу. В постановлении одобряются по­ литика и практические меры пра­ вительства СССР по вопросу о пре­ кращении испытаний атомного и водородного оружия и поручается правительству СССР и впредь про­ водить неустанную борьбу за не­ медленное, повсеместное и безого­ ворочное прекращение испытаний ятерного оружия на вечные време­ на. Верховный Совет выражает на­ дежду, что СШ А и Велико британия приложат со своей сторон ы необхо­ димые усилия к достижению этой великой и благородной цели, отве­ чающей чаяниям всех народов. Верховный Совет также одобряет политику и практические действия правительства СССР в Берлинском вопросе и призывает СШ А. Велико ­ британию и Францию внести свой вклад в дело урегулирования Бер­ линского вопроса в соответствии с интересами укрепления мира в Ев­ ропе и во всем мире. На атом вторая сеесия Верховно­ го Совета СССР закончила свою ра­ боту. родного хозяйства СССР. Товарищ Н. С. Хрущев и сопро­ вождающие его лица осмотрели 14 различн ых образцов прицепных комбайнов, переоборудованных в самоходные, представленных конст­ рукторскими бюро заводов, научно- исследовательскими институтами, механизаторами и новаторами сель­ ского хозяйства. Были также осмот­ рены самоходные уборочные шасси с навесными зерновыми комбайна­ ми, новейшие машины для возде­ лывания и уборки сахарной свеклы, однобрусные и двухбрусные шасси с наборами разнообразных машин и новые модели колесных тракторов. При осмотре прицепных комбай­ нов, переоборудованных в самоход­ ные, товарищ Н. С. Хрущев отме­ тил, что создано большое количест­ во различных образцов и имеется возможность выбрать для массового производства наиболее надежные в работе и недорогие в изготовлении конструкции. «Сейчас необходимо, — сказал товарищ Н. С. Хрущев, — побыст­ рей выбрать лучшую конструкцию с тем, чтобы к началу уборки уро­ ж ая 1 9 5 9 года успеть изготовить необходимое количество приспособ­ лений». Ознакомившись с самоходными уборочными шасси, разработанными конструкторскими коллективами Ростовского и Таганрогского ком­ байновых заводов, товарищ Н. С. Хрущев вы сказал мнение, что по- шасси с набором механизмов для возделывания кукурузы, сахарной свеклы, а также свеклоуборочные комбайны. Товарищ Н. С. Хрущев подчерк­ нул, что важной задачей работников свекловодческих районов является внедрение в производство квадрат­ но-гнездового способа возделывания сахарной свеклы, позволяющего резко снизить затраты труда на прорывке, проверке всходов и меж­ дурядной обработке. Вместе с тем товарищ Н. С. Хру­ щев подчеркнул необходимость создания сеялок для квадратно-гнез­ дового посева сахарной свеклы, применение которых позволит не только сократить затраты труда на обработку посевов, но и сэкономить значительное количество семян. Особый интерес вызвали одно­ брусные и двухбрусные самоходные шасси мощностью 30 л. с. с комп­ лектом навесных машин для посе­ ва, меяедурядной обработки, уборки пропашных культур, сеноубороч­ ных, транспортных и погрузочно- разгрузочных работ. Товарищ Н. С. Хрущев рекомен­ довал выпустить к полевым рабо­ там 1 9 5 9 года опытные партии (порядка 2 0 0— 3 0 0 штук) одко- брусных и двухбрусных самоход­ ных шасси с набором машин для проверки в хозяйственных условиях колхозов и совхозов различных зон. Осматривая свеклоуборочные ма­ шины. товарищ Н. С. Хрущев заме­ прямо на сахарные заводы. При осмотре колесных тракторов новых конструкций общий интерес вызвали модификации тракторов с четырьмя ведущими колесами, соз­ данные коллективами конструкторов Минского, Харьковского, Владимир­ ского, Липе цкого тракторн ых заво­ дов и работниками Научно-исследо­ вательского тракторного института. Товарищ Н. С. Хрущев заметил, что надо скорее внедрять в произ­ водство тракторы с 4-мя ведущими колесами, которые обладают высо­ кой проходимостью и хорошими тя ­ говыми свойствами и по эксплуата­ ционным затратам превосходят гу­ сеничные тракторы. Такие тракто­ ры, кроме полевых работ, найдут широкое применение на транспорти­ ровке сельскохозяйственных грузов в колхозах и совхозах. Осматривая тракторы, товарищ И. С. Хрущев сказал, что мы по­ смотрели сегодня много новых хо­ роших тракторов и машин, задача сейчас заключается в том, чтобы быстрее внедрить их в сельскохо­ зяйственное производство. Осмотр машин закончен. Товарищ Н. С. Хрущев пожелал ученым, конструкторам и инженерам даль­ нейших успехов в их работе. Руко­ водителям Госплана СССР и М и­ нистерства сельского хозяйства СССР поручено отобрать наиболее производительн ые машины для раз­ личных зон страны и организовать их производство. ‘V* ч

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz