Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ библиотека г . Липецк , у л . Фрунзе , 1 П ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯ Й Т ЕСЬ ! ЕН И НСК ОЕ знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО О БЛ А СТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМ ИТЕТОВ КП СС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВ ЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХ СЯ Год « здание 5-й № 302 ( 1361) ПЯ ТНИЦА 26 ДЕКАБРЯ 1958 г. Ц е на 30 коп. В ерховный Совет Со юза Со ветских Социалистических Республик считает , что при ближ ение школы к жизни создаст необходимы е условия д л я лучш его воспитания подраста ющ его поколения , которое будет жить и трудиться при комм уни зм е . Перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение д л я дальнейшего мат ериального и духовного ра звит и я советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании молодеж и , л учш е обеспечит подготовку вы сококвалифицированных кадров д л я всех отраслей народного хозяйст ва , науки и культ уры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Советского Со юза. В т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р \Г 3 я к о н Об укреплении связи шк олы с ж изн ью и о д ал ь нейшем развитии сист емы на родного образования в СССР \ Верховн ый Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Ми нистров СССР на рассмотрение Верховного Совета СССР во прос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения за дач коммунистического строительства. Всенародное обсуждение этого вопроса показало,-что раз работанная Центральным Комитетом КПСС и Срветом Мини стров СССР программа дальнейшего развития системы народ ного образования встретила единодушное одобрение и под держку трудящихся. Советский народ, сплоченный вокруг Коммунистической партии, добился новых исторических побед в развитии про мышленности и сельского хозяйства, науки и культуры, в подъеме материального благосостояния трудящихся, осущест вил такие грандиозные преобразования, которые дают воз можность нашей стране вступить в новый, важнейший пе риод своего развития — период развернутого строительства коммунистического общества. В СССР осуществлена подлинная культурная революция. Советская школа сыграла в ней решающую роль, способст вовала подъему культуры народов нашей многонациональной Родины. В результате последовательного осуществления ле нинской национальной политики все народы в Советской стране имеют школу на родном языке, для всех открыт ши рокий доступ к просвещению и культуре, осуществлено все общее семилетнее обучение, широкое развитие получило сред нее, профессионально-техническое и высшее образование, небывалыми темпами развиваются наука, литература, искус ство. Одним из главных пороков старого общества была про пасть между физическим и умственным трудом. Столетиями культура была запретным плодом для миллионов простых людей. Старое общество так строило школу, чтобы она была по существу недоступной для широких масс трудящихся. Марксистско-ленинское учение, подтвержденное всей прак тикой коммунистического строительства в СССР, а также опы том развития других социалистических стран, развеяло бур жуазную легенду о том, что будто бы неизбежно вечное су ществование, с одной стороны, серой массы людей, удел ко торых — подчинение и тяж елый физический- труд., а .с дру-.- гой — горстки людей, якобы самой природой призванных мыслить, управлять, развивать науку, технику, литературу и искусство. В социалистическом обществе, где постепенно ликвиди руются существенные различия между трудом физическим и умственным и утверждается единение умственного и физиче ского труда, в гигантской степени ускоряется развитие всех сторон не только материального производства, но и духовной деятельности широчайших трудящихся масс, открывается не ограниченный простор для всестороннего развития личности. Все достижения мировой культуры при социализме становят ся достоянием народа. По мере развертывания коммунистического строительст ва, дальнейшего роста производительных сил и увеличения общественного богатства все более будет сокращаться рабочий день и увеличиваться у трудящихся свободное время, кото рое они могут использовать для расширения своего кругозора и удовлетворения духовных потребностей. Ускоренное развитие механизации, автоматизации и хи мизации производства, широкое применение электроники, счетно-решающих устройств, всемерное развитие электрифика ции и другие достижения науки и техники коренным образом изменяют характер труда. Труд рабочих и колхозников все более приближается по своему существу к труду инженеров, техников, агрономов и других специалистов. От работников социалистического производства теперь требуется умение об ращаться с совершенными станками, точнейшими измери тельными, контролирующими приборами и аппаратами, зна ние сложных технических расчетов и чертежей. Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъяв ляют все более высокие требования ко всем труженикам на шего общества. Разностороннее образование становится для них насущной потребностью. Гл убочайшим заблуждением является утверждение, что вместе с автоматизацией производства в коммунистическом обществе исчезнет и физический труд. Гигантский техниче ский прогресс будет неизмеримо облегчать физический труд, многие профессии, изнуряющие человека, исчезают и будут исчезать в дальнейшем. Но физический труд сохранится. Гармоническое развитие человека нем ыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции. Великий основатель Советского государства В. И. Ленин учил, что молодеяги необходимо связ ывать свое учение с трудом, с борьбой за переустройство промышленности и сельского хозяйства, с борьбой за культуру и просвещение народа. Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чи стота и физическое совершенство. Социалистическое государство строит свою школу так, чтоск она служила народу, давала знания трудящимся, со действовала развитию всех народных талантов. Советская школа воспитывает подрастающее поколение в духе самых прогрессивных идей, идей коммунизма, формирует у моло дежи материалистическое мировоззрение — основу подлинно научного познания мира. В советском обществе воспитано замечательное поколение молодежи, отдающей все ^рвои знания и силы, способности и дарования строительству коммунизма. Высокие моральные качества советской молодежи ярко проявились на трудовых Фронтах строительства социализма в годы первых пятиле ток, в Великой Отечественной войне, в героических делах по ' освоению целинных и залежных земель, в сооружении круп ных электростанций, шахт, доменных печей, в строительстве новых промышленных центров на Востоке и Севере нашей страны и во многих других трудовых подвигах сегодняшних дней. В осуществлении великих побед советского народа важную роль сы грала советская высшая школа а средние специаль ные учебные заведения. В настоящее время в народном хо зяйстве работает около семи с половиной миллионов специ алистов с высшим и средним специальным образованием. Со здание многочисленных кадров специалистов является одним из крупнейших достижений Коммунистической партии и Со ветского государства. Советский Союз выдвинулся на одно из первых мест в мире по развитию науки и техники, превзошел наиболее раз витые капиталистические страны по темпам и качеству под готовки специалистов. Советские специалисты своим самоот верженным трудом в промышленности, строительстве, на транспорте, в совхозах и колхозах, во всех областях хозяй ства и культуры успешно решают задачи коммунистического строительства. Предстоящее семилетие в развитии Советского Союза бу дет характеризоваться дальнейшим подъемом социалистиче ской культуры , ростом духовного богатства советского обще ства, повышением уровня сознательности трудящихся — ак тивных строителей коммунизма. Поэтому вопросы коммуни стического воспитания трудящихся, особенно подрастающе го поколения, приобретают в современных условиях исклю чительно важное значение, становятся центральным вопро сом в деятельности государственных и общественных орга низаций. Несмотря на выдающиеся достижения в развитии совет ской школы и в подготовке кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры , наша общеобра зовательная, средняя специальная и высшая школы отста ют от требований коммунистического строительства, имеют серьезные недостатки. Главн ым из них является известный отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность, оканчи вающих школы к практической деятельности. 4На современ ном этапе коммунистического строительства этот недостаток системы народного образования тем более не может быть терпим. Необходимо провести перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя, профессионально-техническая и высшая школы играли более активную роль во всей сози дательной деятельности советского народа. Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, спо собных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи .стремление ..быть .полезной обществу,, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для об щества. Масштабы среднего образования должны быть значи тельно увеличены прежде всего путем широкого развития се ти школ для молодёжи, работающей в народном хозяйстве. Решение этой задачи явится важным условием дальнейшего повышения культурно-технического уровня трудящихся, рос та производительности труда и успешного строительства коммунизма. Дальнейший технический прогресс во всех отраслях народ ного хозяйства все больше повышает требования к квалифи кации основной массы рабочих. Недостаточный профессио нально-технический уровень части рабочих уже сейчас в не которых случаях сдерживает рост производства. Поэтому осо бо важное значение приобретает развитие профессионально- технического обучения молодежи и улучшение качества под готовки рабочих кадров. Новые задачи коммунистического строительства требуют устранения недостатков, имеющихся и в постановке высшего и среднего специального образования. Советская высшая школа призвана готовить разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие об ласти науки и техники. Особое внимание должно быть уделе но дальнейшему повышению качества подготовки специали стов для промышленности, сельского хозяйства и строитель ства. Современное производство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, требует от выпускников выс ших и средних специальных учебных заведений высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания прак тики. В новых условиях особое значение приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заве дениях путем заочного и вечернего обучения. Заочная и вечер няя система высшего к среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь .по лезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели при желании возможность получить высшее или сроднее спе циальное образование или повысить свою квалификацию. Необходимо решительное улучшение работы высшей шко лы и средних специальных учебных заведений по формирова нию у студентов марксистско-ленинского мировоззрения, по вышению их коммунистической сознательности и активности, воспитанию молодых специалистов в духе коллективизма и трудолюбия, сознания общественного долга, социалистического интернационализма и патриотизма, соблюдения высоких прин ципов коммунистической морали. Всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном предприятии, в совхозе, ремонтно-технической станции или в учреждении, честный, полезный труд для общества я в ляется евгщ иной обязанностью каждого человека, который живет в социалистическом обществе и пользуется его бла гами. Каждый человек, живя в коммунистическом обществе, дол жен вносить лепту своим трудом в строительство и дальней шее развитие этого общества. Прогрессивное развитие производительных сил ш процессе строительства коммунистического общества, совершенствова ние социалистических общественных отношений, дальнейшее развитие советской демократии создают благоприятные усло вия для того, чтобы успешно решить стоящие перед школой Новые задачи коммунистического воспитания и образования молодежи. Верховный Оовёт Союза Советских Социалистических Рес публик постановляет: Одобрить тезисы Центрального Комитета Коммунистиче ской партии Советского Союза и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем раз витии системы народного образования в 'Стране», получив шие .всеобщую поддержку в холе всенародного обсуждения. Признать необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать уча стие в общественно полезном труде. С 1 5— 16 лет вея м о л о дежь должна включаться в посильный общественно полезный труд и все ее дальнейшее обучение необходимо связы вать с производительным трудом в народном хозяйстве. Р а з д е л О с р е д н е й ш к о д е Статья 1, Главной задачей советской школ ы является под готовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического об разования. подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей ком мунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства. Статья 2. Ввести в СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, ко торая должна давать учащимся прочные основы общеобразо вательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осу ществлять нравственное, физическое и эстетическое воспита ние детей. Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе дол жна быть построена на сочетании изучения основ наук, поли технического обучения и трудового воспитания, широкого^ во влечения школьников в доступные в их возрасте формы обще ственно полезного труда. Статья 3, Установить, что полное среднее образование мо лодежи. начиная с 15 — 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в обще ственно полезный труд. Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: а) школы рабочей и сельской молодежи — вечерние в (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в од ной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Мини стров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окон чившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет сред нее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры . Соотношение теории и практики в производственном обуче нии и чередование периодов обучения и труда устанавливают ся в зависимости от профиля специальной подготовки учащих ся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных ра бот. Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах бли жайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и ч*в- хозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и меж школьных учебно-производственных мастерских; в) техникумы и другие средние специальные учебные' заве дения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, по лучают среднее общее и среднее специальное образование. Статья 5. В цетях усиления роли общества и оказания по мощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интер натов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетию : школ* или средних общеобразовательных трудовых политехни ческих школ с производственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить поста новку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных ор ганизаций является дальнейшее улучшение работы по воспи танию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым преобразование сущ ест вующих десятилетних школ (их старших классов) в различ ные типы городских и сельских средних общеобразователь ных школ. Перестройку системы народного образования осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом мест ных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Обратить вни мания на необходимость дальнейшего увеличения континген тов дерушек коренных национальностей в старших классах школ сою ных и автономных республик Востока. План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, при менительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а такж е организацию раз личных типов полных средних школ начать с 1 9 5 9 /6 0 учеб ного года и закончить в течение 3 — 5 лет. Учащимся нынеш них V III— X классов о беспечить возможность окончания сред ней школ ы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ долж но быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным чис лом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высщ,ен. квалификации. В эти х -ц ел ях в каждой союзной республике в случаях необходимости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне дей ствующих средних школ. Статья 8. Положения об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой политехнической шко ле с производственным обучением утверждаются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начало и окончание учебного года и время кани кул в восьмилетних и в средних общеобразовательных школах устанавливаются законодательством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини стров союзных республик осуществить мероприятия по укреп лению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также мероприятия по предоставлению для учащихся старших клас сов средних школ учебных мест для прохождения профессио нального обучения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союзных республик осуще ствить мероприятия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образова нием в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня. а з д е л II О п рофессионально- техническ ом образовании Статья 12. Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъявляют все более высокие требования к производственной квалификации рабочих кадров всех отрас лей народного хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобре тает особо важное значение. Основной задачей профессионально-технического образова ния Молодежи явяяется планомерная и организованная под готовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тру- ' жеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся мо лодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьми- детней школы, образовать городские и сельские профессио нально-технические училища. Профессионально-технические училища специализируются по отраслям производства и проводят учебно-воспитательную работу на основе активного и систематического участия моло дежи в производительном труде и в тесной связи с предприя тиями, стройками, совхозами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фабрично-заводского обу чения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хо зяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрич но-заводского ученичества и другие профессиональные учеб ные заведения ' совнархозов и ведомств — в дневные и ве черние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические. училища со сроком обучения один— два года. Реорганизацию существующих профессиональных учебных заведений в городские и сельские профессионально-техниче ские училища провести в течение трех— пяти лет с учетом особенностей экономических административных районов. Статья 15. В целях постепенного перевода профессиональ но-технических училищ на частичную самоокупаемость Сове ту Министров Союза ССР и Советам Министров союзных рес публик разработать и последовательно осуществлять мероприя тия по расширению и повышению доходности от производст венной деятельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности трудящихся, для повышенна заинтересованное;» хчаншхе» в д у ш е м овла дении изучаемой профессией, целесообразно изменить суще ствующие условия материального обеспечения учащихся, вве дя выплату ученической заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихск-сирот, воспитанников детских домов и детей мно годетных родителей. Рекомендовать колхозасд рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в профессионально-технических училищах. Статья 16. Министерствам, ведомствам, советам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям обес печивать профессионально-технические училища производст венным оборудованием для учебных мастерских, оплачивае мыми рабочими местами на предприятиях для производст венной практики учащихся, а такж е создавать условия для успешного проведения учебного процесса и освоения моло дежью новой техники, передовой технологии и высокопроиз водительных способов труда. Статья 17. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини стров союзных республик осущ ествлять разработку перспек тивных и годовых планов профессионального обучения и тру доустройства молодежи, оканчивающей восьмилетнюю обще образовательную школу, профессионально-технические учили щ а и среднюю школу с производственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники без опасности. Статья 18. Перестройка системы профессионально-техниче ского образования предъявляет новые повышенные требова ния к уровню технической, идейно-политической и педагоги ческой подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей профессионально-технических училищ. Разви тие сети этих училищ вызовет увеличение потребности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить боль ше внимания подготовке этих кадров в техникумах и высших учебных заведениях. Нужно улучш ить-качество и увеличить выпуск учебников и наглядных пособий, расширить производство учебно-техни ческих и научно-популярных кинофильмов, а такж е широко использовать в профессионально-техническом образовании радио и телевидение. (Ок ончание на 2-й ст р.)*.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz