Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

ЛИПЕЦКАЯ ОБЛАСТЬ библиотека г . Липецк , у л . Фрунзе , 1 П ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯ Й Т ЕСЬ ! ЕН И НСК ОЕ знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО О БЛ А СТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМ ИТЕТОВ КП СС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВ ЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХ СЯ Год « здание 5-й № 302 ( 1361) ПЯ ТНИЦА 26 ДЕКАБРЯ 1958 г. Ц е на 30 коп. В ерховный Совет Со юза Со ветских Социалистических Республик считает , что при­ ближ ение школы к жизни создаст необходимы е условия д л я лучш его воспитания подраста ­ ющ его поколения , которое будет жить и трудиться при комм уни зм е . Перестройка системы народного образования будет иметь огромное значение д л я дальнейшего мат ериального и духовного ра звит и я советского общества, повысит роль советской школы в образовании и воспитании молодеж и , л учш е обеспечит подготовку вы сококвалифицированных кадров д л я всех отраслей народного хозяйст ва , науки и культ уры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Советского Со юза. В т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р \Г 3 я к о н Об укреплении связи шк олы с ж изн ью и о д ал ь нейшем развитии сист емы на родного образования в СССР \ Верховн ый Совет Союза Советских Социалистических Республик отмечает, что внесенный Центральным Комитетом Коммунистической партии Советского Союза и Советом Ми­ нистров СССР на рассмотрение Верховного Совета СССР во­ прос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране имеет исключительно важное значение для успешного решения за­ дач коммунистического строительства. Всенародное обсуждение этого вопроса показало,-что раз­ работанная Центральным Комитетом КПСС и Срветом Мини­ стров СССР программа дальнейшего развития системы народ­ ного образования встретила единодушное одобрение и под­ держку трудящихся. Советский народ, сплоченный вокруг Коммунистической партии, добился новых исторических побед в развитии про­ мышленности и сельского хозяйства, науки и культуры, в подъеме материального благосостояния трудящихся, осущест­ вил такие грандиозные преобразования, которые дают воз­ можность нашей стране вступить в новый, важнейший пе­ риод своего развития — период развернутого строительства коммунистического общества. В СССР осуществлена подлинная культурная революция. Советская школа сыграла в ней решающую роль, способст­ вовала подъему культуры народов нашей многонациональной Родины. В результате последовательного осуществления ле­ нинской национальной политики все народы в Советской стране имеют школу на родном языке, для всех открыт ши­ рокий доступ к просвещению и культуре, осуществлено все­ общее семилетнее обучение, широкое развитие получило сред­ нее, профессионально-техническое и высшее образование, небывалыми темпами развиваются наука, литература, искус­ ство. Одним из главных пороков старого общества была про­ пасть между физическим и умственным трудом. Столетиями культура была запретным плодом для миллионов простых людей. Старое общество так строило школу, чтобы она была по существу недоступной для широких масс трудящихся. Марксистско-ленинское учение, подтвержденное всей прак­ тикой коммунистического строительства в СССР, а также опы­ том развития других социалистических стран, развеяло бур­ жуазную легенду о том, что будто бы неизбежно вечное су­ ществование, с одной стороны, серой массы людей, удел ко­ торых — подчинение и тяж елый физический- труд., а .с дру-.- гой — горстки людей, якобы самой природой призванных мыслить, управлять, развивать науку, технику, литературу и искусство. В социалистическом обществе, где постепенно ликвиди­ руются существенные различия между трудом физическим и умственным и утверждается единение умственного и физиче­ ского труда, в гигантской степени ускоряется развитие всех сторон не только материального производства, но и духовной деятельности широчайших трудящихся масс, открывается не­ ограниченный простор для всестороннего развития личности. Все достижения мировой культуры при социализме становят­ ся достоянием народа. По мере развертывания коммунистического строительст­ ва, дальнейшего роста производительных сил и увеличения общественного богатства все более будет сокращаться рабочий день и увеличиваться у трудящихся свободное время, кото­ рое они могут использовать для расширения своего кругозора и удовлетворения духовных потребностей. Ускоренное развитие механизации, автоматизации и хи­ мизации производства, широкое применение электроники, счетно-решающих устройств, всемерное развитие электрифика­ ции и другие достижения науки и техники коренным образом изменяют характер труда. Труд рабочих и колхозников все более приближается по своему существу к труду инженеров, техников, агрономов и других специалистов. От работников социалистического производства теперь требуется умение об­ ращаться с совершенными станками, точнейшими измери­ тельными, контролирующими приборами и аппаратами, зна­ ние сложных технических расчетов и чертежей. Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъяв­ ляют все более высокие требования ко всем труженикам на­ шего общества. Разностороннее образование становится для них насущной потребностью. Гл убочайшим заблуждением является утверждение, что вместе с автоматизацией производства в коммунистическом обществе исчезнет и физический труд. Гигантский техниче­ ский прогресс будет неизмеримо облегчать физический труд, многие профессии, изнуряющие человека, исчезают и будут исчезать в дальнейшем. Но физический труд сохранится. Гармоническое развитие человека нем ыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции. Великий основатель Советского государства В. И. Ленин учил, что молодеяги необходимо связ ывать свое учение с трудом, с борьбой за переустройство промышленности и сельского хозяйства, с борьбой за культуру и просвещение народа. Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чи­ стота и физическое совершенство. Социалистическое государство строит свою школу так, чтоск она служила народу, давала знания трудящимся, со­ действовала развитию всех народных талантов. Советская школа воспитывает подрастающее поколение в духе самых прогрессивных идей, идей коммунизма, формирует у моло­ дежи материалистическое мировоззрение — основу подлинно научного познания мира. В советском обществе воспитано замечательное поколение молодежи, отдающей все ^рвои знания и силы, способности и дарования строительству коммунизма. Высокие моральные качества советской молодежи ярко проявились на трудовых Фронтах строительства социализма в годы первых пятиле­ ток, в Великой Отечественной войне, в героических делах по ' освоению целинных и залежных земель, в сооружении круп­ ных электростанций, шахт, доменных печей, в строительстве новых промышленных центров на Востоке и Севере нашей страны и во многих других трудовых подвигах сегодняшних дней. В осуществлении великих побед советского народа важную роль сы грала советская высшая школа а средние специаль­ ные учебные заведения. В настоящее время в народном хо­ зяйстве работает около семи с половиной миллионов специ­ алистов с высшим и средним специальным образованием. Со­ здание многочисленных кадров специалистов является одним из крупнейших достижений Коммунистической партии и Со­ ветского государства. Советский Союз выдвинулся на одно из первых мест в мире по развитию науки и техники, превзошел наиболее раз­ витые капиталистические страны по темпам и качеству под­ готовки специалистов. Советские специалисты своим самоот­ верженным трудом в промышленности, строительстве, на транспорте, в совхозах и колхозах, во всех областях хозяй­ ства и культуры успешно решают задачи коммунистического строительства. Предстоящее семилетие в развитии Советского Союза бу­ дет характеризоваться дальнейшим подъемом социалистиче­ ской культуры , ростом духовного богатства советского обще­ ства, повышением уровня сознательности трудящихся — ак­ тивных строителей коммунизма. Поэтому вопросы коммуни­ стического воспитания трудящихся, особенно подрастающе­ го поколения, приобретают в современных условиях исклю­ чительно важное значение, становятся центральным вопро­ сом в деятельности государственных и общественных орга­ низаций. Несмотря на выдающиеся достижения в развитии совет­ ской школы и в подготовке кадров специалистов для всех отраслей народного хозяйства и культуры , наша общеобра­ зовательная, средняя специальная и высшая школы отста­ ют от требований коммунистического строительства, имеют серьезные недостатки. Главн ым из них является известный отрыв обучения от жизни, слабая подготовленность, оканчи­ вающих школы к практической деятельности. 4На современ­ ном этапе коммунистического строительства этот недостаток системы народного образования тем более не может быть терпим. Необходимо провести перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя, профессионально-техническая и высшая школы играли более активную роль во всей сози­ дательной деятельности советского народа. Советская средняя школа призвана готовить образованных людей, хорошо знающих основы наук и, вместе с тем, спо­ собных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи .стремление ..быть .полезной обществу,, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для об­ щества. Масштабы среднего образования должны быть значи­ тельно увеличены прежде всего путем широкого развития се­ ти школ для молодёжи, работающей в народном хозяйстве. Решение этой задачи явится важным условием дальнейшего повышения культурно-технического уровня трудящихся, рос­ та производительности труда и успешного строительства коммунизма. Дальнейший технический прогресс во всех отраслях народ­ ного хозяйства все больше повышает требования к квалифи­ кации основной массы рабочих. Недостаточный профессио­ нально-технический уровень части рабочих уже сейчас в не­ которых случаях сдерживает рост производства. Поэтому осо­ бо важное значение приобретает развитие профессионально- технического обучения молодежи и улучшение качества под­ готовки рабочих кадров. Новые задачи коммунистического строительства требуют устранения недостатков, имеющихся и в постановке высшего и среднего специального образования. Советская высшая школа призвана готовить разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие об­ ласти науки и техники. Особое внимание должно быть уделе­ но дальнейшему повышению качества подготовки специали­ стов для промышленности, сельского хозяйства и строитель­ ства. Современное производство, базирующееся на новейших достижениях науки и техники, требует от выпускников выс­ ших и средних специальных учебных заведений высокого уровня теоретической подготовки и хорошего знания прак­ тики. В новых условиях особое значение приобретает подготовка специалистов в высших и средних специальных учебных заве­ дениях путем заочного и вечернего обучения. Заочная и вечер­ няя система высшего к среднего специального образования должна строиться таким образом, чтобы люди, занимаясь .по­ лезным трудом в обществе, в свободное от работы время имели при желании возможность получить высшее или сроднее спе­ циальное образование или повысить свою квалификацию. Необходимо решительное улучшение работы высшей шко­ лы и средних специальных учебных заведений по формирова­ нию у студентов марксистско-ленинского мировоззрения, по­ вышению их коммунистической сознательности и активности, воспитанию молодых специалистов в духе коллективизма и трудолюбия, сознания общественного долга, социалистического интернационализма и патриотизма, соблюдения высоких прин­ ципов коммунистической морали. Всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном предприятии, в совхозе, ремонтно-технической станции или в учреждении, честный, полезный труд для общества я в ­ ляется евгщ иной обязанностью каждого человека, который живет в социалистическом обществе и пользуется его бла­ гами. Каждый человек, живя в коммунистическом обществе, дол­ жен вносить лепту своим трудом в строительство и дальней­ шее развитие этого общества. Прогрессивное развитие производительных сил ш процессе строительства коммунистического общества, совершенствова­ ние социалистических общественных отношений, дальнейшее развитие советской демократии создают благоприятные усло­ вия для того, чтобы успешно решить стоящие перед школой Новые задачи коммунистического воспитания и образования молодежи. Верховный Оовёт Союза Советских Социалистических Рес­ публик постановляет: Одобрить тезисы Центрального Комитета Коммунистиче­ ской партии Советского Союза и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем раз­ витии системы народного образования в 'Стране», получив­ шие .всеобщую поддержку в холе всенародного обсуждения. Признать необходимым уже с первых лет обучения готовить детей к тому, что они должны в дальнейшем принимать уча­ стие в общественно полезном труде. С 1 5— 16 лет вея м о л о ­ дежь должна включаться в посильный общественно полезный труд и все ее дальнейшее обучение необходимо связы вать с производительным трудом в народном хозяйстве. Р а з д е л О с р е д н е й ш к о д е Статья 1, Главной задачей советской школ ы является под­ готовка учащихся к жизни, общественно полезному труду, дальнейшее повышение уровня общего и политехнического об­ разования. подготовка образованных людей, хорошо знающих основы наук, воспитание молодежи в духе глубокого уважения к принципам социалистического общества, в духе идей ком­ мунизма. Ведущим началом обучения и воспитания в средней школе должна стать тесная связь обучения с трудом, с практикой коммунистического строительства. Статья 2. Ввести в СССР вместо всеобще-обязательного семилетнего образования всеобще-обязательное восьмилетнее образование. Восьмилетняя школа является неполной средней общеобразовательной трудовой политехнической школой, ко­ торая должна давать учащимся прочные основы общеобразо­ вательных и политехнических знаний, воспитывать любовь к труду и готовность к общественно полезной деятельности, осу­ ществлять нравственное, физическое и эстетическое воспита­ ние детей. Учебно-воспитательная работа в восьмилетней школе дол­ жна быть построена на сочетании изучения основ наук, поли­ технического обучения и трудового воспитания, широкого^ во­ влечения школьников в доступные в их возрасте формы обще­ ственно полезного труда. Статья 3, Установить, что полное среднее образование мо­ лодежи. начиная с 15 — 16-летнего возраста, осуществляется на основе соединения обучения с производительным трудом с тем, чтобы вся молодежь в этом возрасте включалась в обще­ ственно полезный труд. Статья 4. Установить следующие основные типы учебных заведений, дающих полное среднее образование: а) школы рабочей и сельской молодежи — вечерние в (сменные) средние общеобразовательные школы, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу и работающие в од­ ной из отраслей народного хозяйства, получают среднее образование и повышают профессиональную квалификацию. Определить срок обучения в этих школах в 3 года. В целях создания необходимых условий учащимся вечерних (сменных) средних общеобразовательных школ Совету Мини­ стров СССР установить для успешно обучающихся без отрыва от производства сокращенный рабочий день или сокращенную рабочую неделю; б) средние общеобразовательные трудовые политехнические школы с производственным обучением, в которых лица, окон­ чившие восьмилетнюю школу, получают в течение 3 лет сред­ нее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или культуры . Соотношение теории и практики в производственном обуче­ нии и чередование периодов обучения и труда устанавливают­ ся в зависимости от профиля специальной подготовки учащих­ ся и от местных условий. В сельских школах учебный год следует строить с учетом сезонности сельскохозяйственных ра­ бот. Производственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах бли­ жайших предприятий, в ученических бригадах колхозов и ч*в- хозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и меж­ школьных учебно-производственных мастерских; в) техникумы и другие средние специальные учебные' заве­ дения, в которых лица, окончившие восьмилетнюю школу, по­ лучают среднее общее и среднее специальное образование. Статья 5. В цетях усиления роли общества и оказания по­ мощи семье в воспитании детей расширить сеть школ-интер­ натов, а также школ и групп продленного дня. Установить, что школы-интернаты организуются по типу восьмилетию : школ* или средних общеобразовательных трудовых политехни­ ческих школ с производственным обучением. Статья 6. Признать необходимым серьезно улучшить поста­ новку воспитательной работы в школе с тем, чтобы школа прививала учащимся любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, формировала коммунистическое мировоззрение учащихся, воспитывала их в духе беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интернационализма. Важнейшей задачей учителей, родителей и общественных ор­ ганизаций является дальнейшее улучшение работы по воспи­ танию навыков культурного поведения учащихся в школе, семье, на улице. Статья 7. Признать необходимым преобразование сущ ест­ вующих десятилетних школ (их старших классов) в различ­ ные типы городских и сельских средних общеобразователь­ ных школ. Перестройку системы народного образования осуществлять планомерно и организованно, с максимальным учетом мест­ ных особенностей, ни в коем случае не допуская какого-либо ухудшения обслуживания населения школами. Обратить вни­ мания на необходимость дальнейшего увеличения континген­ тов дерушек коренных национальностей в старших классах школ сою ных и автономных республик Востока. План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, при­ менительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а такж е организацию раз­ личных типов полных средних школ начать с 1 9 5 9 /6 0 учеб­ ного года и закончить в течение 3 — 5 лет. Учащимся нынеш ­ них V III— X классов о беспечить возможность окончания сред­ ней школ ы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ долж­ но быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным чис­ лом выпускников средних школ, имея в виду недопустимость перерыва в пополнении народного хозяйства кадрами молодых специалистов высщ,ен. квалификации. В эти х -ц ел ях в каждой союзной республике в случаях необходимости должно быть на переходный период сохранено некоторое количество ныне дей­ ствующих средних школ. Статья 8. Положения об обязательной восьмилетней школе, о вечерней (сменной) средней общеобразовательной школе и средней общеобразовательной трудовой политехнической шко­ ле с производственным обучением утверждаются Советами Министров союзных республик. Статья 9. Начало и окончание учебного года и время кани­ кул в восьмилетних и в средних общеобразовательных школах устанавливаются законодательством союзных республик. Статья 10. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини­ стров союзных республик осуществить мероприятия по укреп­ лению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации производственного обучения, а также мероприятия по предоставлению для учащихся старших клас­ сов средних школ учебных мест для прохождения профессио­ нального обучения и производственной практики. Статья 11. Советам Министров союзных республик осуще­ ствить мероприятия по переподготовке учительских кадров и укомплектованию школ учителями с необходимым образова­ нием в соответствии с новыми задачами общеобразовательной школы, а также по дальнейшему улучшению условий труда и быта учителей и повышению их идейно-теоретического уровня. а з д е л II О п рофессионально- техническ ом образовании Статья 12. Перспективы технико-экономического развития Советского Союза предъявляют все более высокие требования к производственной квалификации рабочих кадров всех отрас­ лей народного хозяйства. В этих условиях широкое развитие профессионально-технического образования молодежи приобре­ тает особо важное значение. Основной задачей профессионально-технического образова­ ния Молодежи явяяется планомерная и организованная под­ готовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тру- ' жеников сельского хозяйства, коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у учащейся мо­ лодежи коммунистического отношения к труду. Статья 13. Для профессионально-технического обучения молодежи, идущей на производство после окончания восьми- детней школы, образовать городские и сельские профессио­ нально-технические училища. Профессионально-технические училища специализируются по отраслям производства и проводят учебно-воспитательную работу на основе активного и систематического участия моло­ дежи в производительном труде и в тесной связи с предприя­ тиями, стройками, совхозами и колхозами. Статья 14. Преобразовать школы фабрично-заводского обу­ чения, ремесленные, железнодорожные, горнопромышленные, строительные училища и училища механизации сельского хо­ зяйства трудовых резервов, профтехшколы, школы фабрич­ но-заводского ученичества и другие профессиональные учеб­ ные заведения ' совнархозов и ведомств — в дневные и ве­ черние городские профессионально-технические училища со сроком обучения от одного года до трех лет и в сельские профессионально-технические. училища со сроком обучения один— два года. Реорганизацию существующих профессиональных учебных заведений в городские и сельские профессионально-техниче­ ские училища провести в течение трех— пяти лет с учетом особенностей экономических административных районов. Статья 15. В целях постепенного перевода профессиональ­ но-технических училищ на частичную самоокупаемость Сове­ ту Министров Союза ССР и Советам Министров союзных рес­ публик разработать и последовательно осуществлять мероприя­ тия по расширению и повышению доходности от производст­ венной деятельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности трудящихся, для повышенна заинтересованное;» хчаншхе» в д у ш е м овла­ дении изучаемой профессией, целесообразно изменить суще­ ствующие условия материального обеспечения учащихся, вве­ дя выплату ученической заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихск-сирот, воспитанников детских домов и детей мно­ годетных родителей. Рекомендовать колхозасд рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в профессионально-технических училищах. Статья 16. Министерствам, ведомствам, советам народного хозяйства, предприятиям, учреждениям и организациям обес­ печивать профессионально-технические училища производст­ венным оборудованием для учебных мастерских, оплачивае­ мыми рабочими местами на предприятиях для производст­ венной практики учащихся, а такж е создавать условия для успешного проведения учебного процесса и освоения моло­ дежью новой техники, передовой технологии и высокопроиз­ водительных способов труда. Статья 17. Совету Министров Союза ССР и Советам Мини­ стров союзных республик осущ ествлять разработку перспек­ тивных и годовых планов профессионального обучения и тру­ доустройства молодежи, оканчивающей восьмилетнюю обще­ образовательную школу, профессионально-технические учили­ щ а и среднюю школу с производственным обучением, имея в виду установление на предприятиях брони приема молодежи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники без­ опасности. Статья 18. Перестройка системы профессионально-техниче­ ского образования предъявляет новые повышенные требова­ ния к уровню технической, идейно-политической и педагоги­ ческой подготовки мастеров производственного обучения и преподавателей профессионально-технических училищ. Разви­ тие сети этих училищ вызовет увеличение потребности в мастерах и преподавателях. Поэтому необходимо уделить боль­ ше внимания подготовке этих кадров в техникумах и высших учебных заведениях. Нужно улучш ить-качество и увеличить выпуск учебников и наглядных пособий, расширить производство учебно-техни­ ческих и научно-популярных кинофильмов, а такж е широко использовать в профессионально-техническом образовании радио и телевидение. (Ок ончание на 2-й ст р.)*.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz