Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

2 ЛЕНИН СКО Е ЗНАМЯ 25 дека бря 1 9 5 8 г., N1 301 (13,60) аиья В т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а СССР Окончание доклада Г. И. ЗЕЛЕНКО (Начало см. на 1 - й с тр.). Тов. Зеленко переходит далее к конкретн ым вопросам перестройки системы профессионально-техниче­ ского образования. Она предусмат­ ривает создание профессионально- технических учебных заведений единого типа. Это будут городские профессионально-технические учи­ лища трудовых резервов со сроками обучения от одного года до трех лет, а в сельских местностях — сельские профессионально-техни­ ческие училища со сроком обуче­ ния один— два года. Профессионально - техническ й е училища будут специализироваться по отраслям производства и подго­ тавливать квалифицированных рабо­ чих определенных профессий для предприятий промышленности, стро­ ительства, транспорта, связи, ком­ мунального хозяйства, торговых и культурно-бытовых организаций. Имеется в виду создание специали­ зированных училищ металлистов, горняков, металлургов, энергетиков, химиков, строителей, железнодорож­ ного, водного, автомобильного транс- повта, текстильщиков и т. п. Всего в новых профессионально- технических училищах намечается подготовка квалифицированных ра­ бочих и тружеников сельского хо­ зяйства более чем по 8 0 0 основным профессиям. Специализация училищ позволит создать в них хорошую учебно-про­ изводственную базу, подобрать и закрепить кадры мастеров производ­ ственного обучения и преподавате­ лей. Докладчик говорит о том, что совнархозы, предприятия, колхозы и совхозы должны оказывать всемер­ ную помощь профессионально-тех­ ническим училищам в организации производственной практики, изуче­ нии новой техники, создании всех условий для высокого качества под­ готовки молодых рабочих. В свою очередь училища обязаны содейст­ вовать предприятиям, колхозам и совхозам в выполнении производст­ венных планов, поддерживать с ни­ ми повседневную связь. В течение ближайших трех— шести лет докладчик предлагает сохранить часть действующих учи­ лищ и школ трудовых резервов, чтобы дать возможность молодежи, которая будет в эти годы оканчи­ вать десятилетку, поступать в тех­ нические училища, а подросткам, по каким-либо причинам не окончив­ шим восьмилетнюю школу, попасть в ремесленные училища и школы ФЗО. Тов. Зеленко переходит далее к вопросам, связанным с содержани­ ем обучения в профессионально- технических училищах, подчерки­ вая, что их основная цель подго­ тавливать культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хо­ зяйства, активных и сознательных строителей коммунизма. Докладчик отмечает, что одним из важных условий перестройки рабо­ ты профессиональных учебных за­ ведений является улучшение орга­ низации и методов обучения уча­ щихся. Необходимо обратить самое серь­ езное внимание на оборудование в училищах учебных мастерских, к а­ бинетов и лабораторий, где уча­ щимся была бы предоставлена воз­ можность овладевать основами про­ фессионального мастерства, изучать устройство и принципы действия современных машин и механизмов, физическую сущность технологиче­ ских процессов. Особенно необхо­ дим большой курс лабораторных ра­ бот при подготовке профессий, свя­ занных с обслуживанием электро- радиотехнического, электронного и химического оборудования. Для бо­ лее глубокого изучения теоретиче­ ских предметов необходимо корен­ ным образом улучшить дело изда­ ния учебников, учебных и нагляд­ ных пособий для профессионально- технических училищ. В учебном процессе следует широко использо­ вать кино и телевидение. Наряду с профессиональной под­ готовкой важно усилить политиче­ ские образование учащихся, воспи­ ты вать их в духе советского патри­ отизма, революционных и трудовых традиций героического рабочего класса и колхозного крестьянства. Значительное улучшение матери­ ально-бытового положения .трудя­ щихся и резко возрастающие мас­ штабы профессионального образова­ ния, говорит докладчик, создают ус­ ловия для снижения стоимости со­ держания и обучения в профессио­ нально-технических училищах для того, чтобы постепенно перевес-ти училища на частичную самоокупае­ мость, Главном у управлению трудо­ в ых резервов необходимо расширять производственную деятельность про­ фессионально-технических училищ, повышение их доходности, сниже­ ние непроизводительных расходов. Вместо предоставления учащимся бесплатного питания и обмундиро­ вания стоит ввести выплату им ученической стипендии или зара­ ботной платы. Это повысит заинте­ ресованность учащих'ся в лучшем овладении профессией. Полное госу­ дарственное обеспечение нужно со­ хранить для учащихся сирот, вос­ питанников детских домов и детей многодетных родителей. Целесообразно, чтобы колхозы рассмотрели вопрос о выделении средств на обучение колхозной мо­ лодежи в профессионально-техниче­ ских училищах, имея в виду, что эта молодежь позже снова вернется в колхозы, получив высокую ква­ лификацию. Докладчик предлагает наряду с дневными профессионально-техниче­ скими училищами и на их базе раз­ вернуть широкую сеть вечерних от­ делений профтехучилищ. На ве­ черних отделениях молодежь, уже овладевшая основами профессии, сможет без отрыва от производства повысить квалификацию на два— три разряда и завершить среднее образование. Важным вопросом является под­ готовка инженерно-педагогических кадров. Следует создать инженерно- педагогические факультеты и выс­ шие инженерно-педагогические кур­ сы при индустриальных институтах и других втузах. Необходимо также тщательно пла­ нировать профессиональную подго­ товку, и трудоустройство молодежи. Госплан у СССР, Главному управле­ нию трудов ых резервов при Совете Министров СССР, Советам Минист­ ров союзных республик и министер­ ствам просвещения нужно разра­ батывать перспективные планы обучения и трудоустройства моло­ дежи. Заканчивая свой доклад, тов. Зе­ ленко заверяет Верховный Совет в том, что многотысячный коллектив работников профессиональных учеб­ ных заведений отдаст все свои си­ лы, знания и опыт, чтобы с че­ стью выполнить ответственные за­ дачи в области профессионально- технического образования и комму­ нистического воспитания подраста­ ющего поколения, поставленные партией и правительством. О в ы с ш е м о б р а з о в а н и и В . П . Е Л Ю Т И Н А Центральный Комитет Коммуни­ стической партии и Совет Минист­ ров СССР, говорит докладчик, раз­ работали мероприятия по совершен­ ствованию системы высшего обра­ зования. изложенные в тезисах «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Всенародное обсуждение тезисов показало, что советский народ одобряет намеченные пути пере­ стройки системы народного образо­ вания. Го рячую поддержку и едино­ душное одобрение получил основ­ ной принцип намечаем ых меропри­ ятий — принцип гармонического соединения производительного тру­ да и теоретического обучения на всех этапах образования, как необ­ ходимое условие коммунистического воспитания молодежи. В ходе всенародного обсуждения тезисов было внесено много ценных предложений и дополнений, выска­ заны многочисленные советы, как лучше и быстрее осуществить пере­ стройку и дальнейшее совершенст­ вование системы высшего и сред­ него специального образования. Было сделано много справедливых критических замечаний в адрес Министерства высшего образования СССР, вскрывающих недостатки в подготовке кадров. Мы с благодар­ ностью их поднимаем, говорит ора­ тор. и учтем в практической ра­ боте. Планы дальнейшего развития системы народного образования, от­ мечает тов. Елютин, являются но­ вым доказательством великих пре­ имуществ социалистического строя, Открывшего путь прогресса не только в сфере материального про­ изводства. но и в д у х о в н о й жизни общества. Сейчас в Советском Сою­ зе насчиты вается около 7.5 милли­ она специалистов с высшим и соедним специя льяым образованием, тогда ня.к в 1 9 1 3 году их было ме­ нее 2 0 0 тысяч-. В советских вузах и техникумах обучается более че­ тырех миллионов человек. В те" числе в вузах— 2 .1 5 0 ты сяч. В последние голы визы давали стране ежегодно 2 0 0 — 2 9 0 тысяч специа­ листов. а в будущем ежегодные выпуски из высшей школы составят 3 0 0— 3 5 0 тысяч, в том числе свы­ ше 120 тысяч инженеров. Отмечая успехи советской выс- о,ой отколы, заявляет ооатпо. мы не можем не видеть и недостатков в ее деятельности. Главн ым недо- гтатком ч вдч рт ся известный отрыв в ы с т ро й т* о лы от жизчи, от произ­ водства. проявляющийся как в ее кпмллектео»ний. так и в самом тгооиеесе обучения. В вузы ’ прини­ мается немало лип. которые, кроме определенного запаса книжных знаний, не обла»ают никаким опы­ том практической работы и не име­ ют навыков Физического труда. В самом процессе обучения вузы не уделяют должного внимания осво­ ению гтудентачи пластического опыта, иауоттленно/о на производ­ стве и в научных учреждениях. XX съезд партии поставил перед работниками высшей школы как главную задачу — дальнейшее по­ вышение качества подготовки спе­ циалистов на основе тесной связи обучения с практикой, с производ­ ством. Тезисы ПЕ КПСС и Совета Ми- Д о к л а д нистров СССР указывают конкрет­ ные пути улучшения учебного про­ цесса, направляющие высшую шко­ лу к настоящей связи с жизнью, с производством. Из трех сложившихся форм обу­ чения в вузах — очного, заочного и вечернего — именно в заочной и вечерней системе заложены наи­ большие возможности органическо­ го сочетания теоретической и про­ изводственной подготовки специа­ листов, привлечения в высшую школу самого широкого круга тру­ жеников промышленности и сель­ ского хозяйства. Мы накопили, говорит тов. Елю­ тин. значительный опыт в органи­ з а ц и и заочного и вечернего обуче­ ния. Теперь почти половина сту­ дентов в наших вузах обучается без отрыва от производства. В но­ вых условиях заочное и вечернее образование должно быть реши­ тельным образом усовершенствова­ но. Прежде всего следует укомплек­ товать заочные и вечерние вузы, факультеты и отделения наиболее квалифицированными профессор­ ско-преподавательскими кадрами, укрепить материально-техническую и лабораторную базу в заочных и вечерних вузах, предоставить сту­ дентам достаточное количество вре­ мени для глубокого изучения всех дисциплин, определенных програм­ мой. Нужно в больших количествах и быстро издавать учебники и лек­ ции для студентов. К делу заочно­ го и,, вечернего образования должны быть привлечены кино, радио, теле­ видение с тем, чтобы при помощи этих средств передавать лекции виднейших ученых по сложным разделам курса. Необходимо макси­ мально приблизить заочные и ве­ черние вузы к местам работы и жи­ тельства студентов. Следует орга­ низовать ряд зональных политехни­ ческих заочных институтов, особен­ но на Урале, в Сибири и Средней А зии. В ысшая школа должна взять на себя также задачу повышения ква­ лификации специалистов, уже име­ ющих высшее образование. Для это­ го следует в ряде вузов организо­ вать факультеты усовершенствова­ ния без отрыва слушателей от ра­ боты. Исходя из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР и опираясь на предложения, вызвинутые в хо­ де обсуждения тезисов. Министер­ ство высшего образования СССР разработало проест системы обуче­ ния в вузах, предусматривающий соединение учебы с производитель­ ным трудом. Типы чередования пе­ риодов учебы с отрывом и без от­ рыва от работы, последователь­ ность и продолжительность таких периодов будут различными в зави­ симости от специальности, состава студентов и ряда других факторов. В технических вузах студенты, как правило, первые два года бу­ дут учиться без отрыва от произ­ водства по системе вечернего жди заочного образования. Затем орга­ низуется очное обучение. На стар­ ших курсах студенты в течение 6 — 12 месяцев вновь будут рабо­ тать иа штатных должностях млад­ шего технического персонала хдя получения навыков управления и организации производства, изучая в это время ряд специальных инж е­ нерных дисциплин. По желанию студенты могут пройти весь курс обучения в вузе без отрыва от про­ изводства — по вечерней или заоч­ ной системе. В связи с бурным развитием науки и техники по ряду инженер­ ных специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную поактику, целесообразно первые два— три года проводить обучение с отрывом от производства. После этого студенты будут работать в течение года на штатных должно­ стях на. предприятиях, в лаборато- пиях и опытно-конструкторских бюпо. Подготовка специалистов для сельского хозяйства должна прово­ диться в институтах, организован­ ных на базе крупных совхозов или имеющих мощные образцовые учеб­ ные хозяйства, хорошие лаборато­ рии и в о р другие условия для прак­ тической работы. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонтировать машины, управлять ими, с»ять, выращивать и убирать урожай. П ри перестройке университетско­ го. гуманитарного и педагогическо­ го образования такж е необходимо связать обучение с практикой, с производством. Большого внимания и одобрения заслуживает предложение об объ­ единении родственных вузов и на­ учно-исследовательских институтов и ебъелинении сельскохозяйствен­ ных вузов с соответствующими сов­ хозами и опытными станциями. Основой подготовки специалистов я области искусства должна стсть вечерняя система образования. Та­ кая система открывает большие возможности для охвата обучением ш и р о к и х масс трудящихся, для вы­ явления и развития подлинных та­ лантов из народа. В медицинские институты нужно отбивать в пер­ вую очередь молодежь, практиче­ ски поработавшую в качестве об­ служивающего пенсонала в меди­ цинских и лечебно-рстфнлактичр- ских учреждениях. В процессе обучения студенты мединститутов будут систематически п р о х о д и т ь практику в медицинских учрежде­ ниях. Хорошей формой соединения обу­ чения с производительным трудом должны я р и т ь с я заводы-втузы. Воз­ можны различные путч организа­ ции заводов-втузов. Один из них заключается в кооперировании дан­ ного вуза или факультета с круп­ ным предприятием иля рядом пред­ приятий соответствующего профи­ ля. П р и технических вузах необхо­ димо организовать промышленные предприятия, производственные це­ хи и экспериментальные мастер­ ские. выпускающие продукцию си­ лачи студентов. Сейчас создан проект плана пе- честройки работы вузов с тем. что­ бы начать этт перестройку с 1959 года и завершить ее в течение трех— пяти лет. Далее докладчик говорит а необ­ ходимости перестройки системы приема в высшие учебные заведе­ ния. При приеме в вузы будет от­ дано предпочтение имеющим стаж практической работы. Уже в теку­ щем году 70 процентов вновь при­ нятых студентов работают или ра­ ботали в народном хозяйстве. Пос­ ле перестройки средней школы этот процент возрастет. В целях более полного выявления способных юно­ шей и девушек назрела необходи­ мость внесения ряда изменений в порядок конкурсных вступительных экзаменов. Далее докладчик отмечает, что перестройка системы высшего об­ разования будет сочетаться с воз­ растанием роли вузов в развитии науки; техники, культуры, в выс­ шей школе работает свыше 1 3 в ты ­ сяч профессоров и преподавате­ лей — половина всех ученых стра­ ны. Необходимо еще более укрепить связь профессорско-преподаватель­ ского состава с предприятиями. Касаясь подготовки специалистов средней квалификации, тов. Елю­ тин говорит, что сложившаяся си­ стема не отвечает современным требованиям. В процессе учебы учащиеся техникумов мало участ­ вуют в производительном труде, не получают достаточных производ­ ственных навыков. В связи с этим надо усовершенствовать всю систе­ му среднего специального образо­ вания, теснее связать подготовку специалистов средней квалифика­ ции с общественно полезным тру­ дом. Новая система среднего специаль­ ного образования будет строиться как на базе восьмилетней общеоб­ разовательной политехнической шко­ лы, так и на базе полной средней школы. На первом этапе обучения учащиеся будут получать профес­ сиональную подготовку в объеме требований, предъявляемых к рабо­ чему средней квалификации. Тех­ никумы должны быть тесно связа­ ны с ведущими предприятиями, при самих техникумах нужно орга­ низовать цехи и мастерские, выпу­ скающие промышленную продукцию силами учащихся. Сельскохозяйст­ венные техникумы должны орга­ низовываться на базе хозяйств, в которых все работы выполняют са­ ми учащиеся. Значительное место в докладе было уделено необходимости луч­ шей организации труда студентов »а производстве. Предварительные расчеты показывают, что в 1965 году около двух миллионов студен­ тов высшей школы будут сочетать свое обучение с производственной работой. Учитывая все это. гово­ рит тов. Елютин, необходимо вве­ сти государственное планирование предоставления рабочих мест сту­ дентам вузов на предприятиях, в учреждениях и других организа­ циях. В заключение докладчик заявля­ ет. что всенародное обсуждение полностью подтвердило необходи­ мость и своевременность намечен­ ной партией перестройки высшей школы и правильность принципов, положенных в ее 'основу. Советская высшая школа, перестроив под ру­ ководством Коммунистической пар­ тии свою деятельность, окажется на высоте задач, которые ставит перед ней этап развернутого строи­ тельства коммунизма. За прос группы депутатов Верховного Совета СССР Правительству СССР по вопросу о прекращении испытаний атомного к водородного пруж ин 31 марта Верховный Совет СССР принял постановление о прекраще­ нии Советским Союзом в односто­ роннем порядке испытаний всех видов атомного и водородного ору­ жия. Тогда же Верховный Совет СССР поручил Совету Министров СССР обратиться к правительствам других государств, располагающих ядерным оружием, с призывом предпринять аналогичные меры, чтобы обеспечить прекращение ис­ пытаний ядерного оружия пов се­ мест но и на вечные в р емена . Известно, что правительства Сое­ диненных Штатов Аме рики и Вели­ кобритании не только не последо­ вали этому приз ыву со стороны Советского правительства, но и предприняли самую крупную серию испытаний ядерного оружия, в ре­ зультате чего Советский Союз в интересах обеспечения своей безо­ пасности вынужден был возобновить испытания атомного и водородного оружия. В настоящее время в Женеве про­ ходит совещание представителей Советского Союза, Соединенных Штатов Аме рики и Великобритании, занимающееся рассмотрением во­ проса о прекращении исп ытаний ядерного оружия. Судя по опубли­ кованным сообщениям в печати, до сих пор еще не достигнуто согла­ шение о прекращении испытаний ядерного оружия. Более того, име­ ются сообщения о том, что США и Велико британия даже все еще не заявили о согласии правительств этих держав заключить соглашение о прекращении исп ытаний ядерно­ го оружия на вечные времена. Мы просим правительство инфор­ мировать Верховный Совет СССР относительно того, как в настоя­ щее время обстоит дело с перего­ ворами пп вопросу о прекращении испытаний атомных и водородных бомб и в чем заключаются главные препятствия, стоящие на пути к достижению соглашения по этому вопросу. Депутаты Верховного Совета СССР: , А. Н. БАКУЛЕВ 3. А. ЛЕБЕДЕВА Л. Н СОЛОВЬЕВ И. Н. СТЕЦ А. М. ГОРЕВ И. А. БУЯНОВ А. В ПАЛЛАДИИ О. ДАУРЕНОВА. Запрос группы депутатов Верховного Совета СССР Правительству СССР по берлинскому вопросу 27 ноября этого года Советское правительство обратилось с нотой по берлинскому вопросу к прави­ тельствам СШ А, Велико британии и Франции, а также к правительствам Германской Демократической Рес­ публики и Федеративной Республи­ ки Германии. В этой ноте содержа­ лось предложение Советского пра­ вительства ' о превращении. Западно­ го Берлина в демилитаризованн ый вольный город. Насколько нам известно, прави­ тельства западных держав еще не дали ответа на это обращение пра­ вительства Советского Союза. В то же время государственные деятели западных держав искажают мотивы действий Советского Союза и стре­ мятся во что бы то ни стало сохра­ нить оккупационный режим в За­ падном Берлине. Мы просим правительство проин­ формировать Верховный Совет СССР об отношении правительств запад­ ных держав к предложениям Совет­ ского правительства по берлинско­ му вопросу и о том, каково поло­ жение, сложившееся в настоящее время в связи с вопросом о Бер­ лине. Депутаты Верховного Совета СССР: В. В. ГРИШИН В. И. ЧУЙКОВ Л. И. АНАНЬЕВА А. А. СУРКОВ М. Ф РЫЛЬСКИЙ X. ТУРСУНКУЛОВ Д н е в н и к с е с с и и 24 декабря в Москве продолжала | к обсуждению второго 'вопроса п о -1 р а з и т о т СИСТе!мы народного образо- работу вторая сессия Верховного вестки дня — об укреплении связи Совета СССР. Депутаты приступили школы с жизнью и о дальнейшем ' вад ая в сгИ>аяе. В С о в е т е С о ю з а На заседании Сов ета Союза, от­ крывшемся в 10 часов утра в за­ ле заседаний Большого Кремлевско­ го дворца пол председательством за­ местителя Председателя палаты де­ путата Н. У. Базановой, первым в прениях выступил депутат П. М. Маш е ров (Белорусская ССР). Перестройка средней и высшей школы, заявляет депутат, рассмат­ ривается нашим народом как неотъ­ емлемая часть программы дальней­ шего строительства коммунизма и встречает горячее одобрение. Трудя­ щиеся Белоруссии единодушно под­ держивают предложения об укреп­ лении связи школы с жизнью, о разделении среднего образования на два этапа, о том. что молодежь дол­ жна получать образование, сочетая учебу с производительным трудом. Депутат Машеров не соглашается с предложениями ряда работников, ‘высказывающихся за создание при школах такой учебной базы, кото­ рая позволяла бы полностью осуще­ ствлять производственное обучение учащихся. Такой базой, по его мне­ нию. должны быть предприятия промышленности, колхозы и сов­ хозы. Депутат М. С, Гре чуха (Украин­ ская ССР) говорит о предпринятых в республике первых шагах прибли­ жения образования к жизни. Он рассказывает о четырехлетием опы­ те украинских школ с производст­ венным обучением, о работе школь­ ных производственных бригад, О* новей организации в ряде вузов учебного процесса, о создании ве- В С о в е т черних отделений медицинских ин­ ститутов. Поддерживая предложение о все­ мерном развитии вечернего и заоч­ ного образования в средних специ­ альных и высших учебных заведе­ ниях. тов. Г речуха приводит при­ мер: на заводе имени Дзержинского из 593 инженеров-металлургов 518 получили образование через заочную и вечернюю систему, среди них — директор, главн ый инженер, на­ чальники отделов, цехов и другие ведущие инженерно-технические ра­ ботники. которые со знанием дела руководят производством. Тов. Г ре­ чуха считает, что Министерствам в ысшего образования и здравоохра­ нения следует побыстрее заняться упорядочением учебных планов и штатными нормативами в вечерних отделениях вузов. Он ставит также в о п ро с о необходимости упорядочить руководство вузами, которые в на­ стоящее время находятся в подчи­ нении различных министерств. Депутат Н . Ф. Игнатов (Москов­ ская область) говорит, что в тези­ сах правильно ставится вопрос о приеме в высшие учебные заведения в первую очередь молодежи, кото­ рая имеет опыт работы на произ­ водстве. — Мы по праву гордимся расцве­ том научной жизни в Узбекистане,-— заявляет депутат X. М. Абдулла ев^- Республика сделала невиданный скачок вперед в своем культурном ' развитии. Она стала не только ак­ тивной силой строительства комму­ низма в нашей стране, но и образ- е Н а ц и о н а л цам для народов зарубежного Восто­ ка в успешном строительстве «“‘•ой и свободной жизни. Депутат говорит далее, л то уча­ щиеся старших классов сельских средних школ Узбекистана в боль­ шинстве уже являю тся членами колхозов, имеют на руках трудовые книжки, принимают систематиче­ ское участие в сельскохозяйствен­ ном производстве. Поэтому целесо­ образно сохранить в сельской мест­ ности республики для работающей молодежи средние школы, увеличив продолжительность обучения в них до 11 лет. В прениях выступили также де­ путаты 3. С. О ма рова (Казахская ССР), Ф. М. Халилова ( А зербайд- ж анская ССР), М. П. Никулина (Ставропольский край), М. П. Но- сте нко (Ленинград), А. П. Лупан (Молдавия), 3. Н. Беркл ав (Латвий­ ская ССР), И . В. Абашидз е (Гру­ зинская ССР). Депутат ы и гости сердечно при­ ветствовали находившуюся в зале делегацию Общества польско-совет­ ской дружбы во главе с председа­ телем Главного п равления Общества Маршалом Сейма Польской На род­ ной Республики Чеславом В ыцехом. В конце заседания председатель­ ствующий зачитал запрос группы депутатов Правительству СССР по вопросу о прекращении испытаний атомного и водородного оружия и запрос группы депутатов по бер­ линскому вопросу. Он сообщил, что запросы передаются Совету Мини­ стров СССР. , ь н о с т е й В Кремлевском театре в 10 часов открылось заседание Сов ета Наци­ онал ьност ей . Председательствует за­ меститель Председателя палаты де­ путат Н . К он дучалова. На Украине, как и по всей нашей стране, говорит депутат С.-В. Ч е рво­ ненко, программа перестройки си­ стемы образования встречена тру­ дящимися единодушным одобрени­ ем, нашла полную поддержку и все­ общее признание. Записка тов. Н. С. Хрущева, тезисы ЦК КПСС и Со­ вета Министров СССР далеко вы ­ ходят за пределы вопросов народ­ ного образования, в них поставле­ ны крупные проблемы о будущем, о человеке коммунистического об­ щества. Депутат считает чрезвычайно важным делом улучшение трудо­ устройства молодежи. Он высказы ­ вает ряд критических замечаний в адрес научных педагогических уч­ реждений, которые еще не делают глубокого анализа явлений, проис­ ходящих в жизни школы, в воспи­ тании молодежи. О роли профсоюзных организаций ь укреплении связи школы с лро- Вечером 2 4 декабря вторая сес­ сия Верховного Совета СССР про­ должала свою работу. Как и утром, на раздельных заседаниях Совета Союза и Совета Национальноегой обсуждался вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнеи- пззодством говорил в своей реяи заместитель Председателя ВЦСПС депутат Л. Н. Соловь ев . Правильное взаимоотношение предприятий со школами, отмечает он, будет во многом зависеть от профсоюзных комитетов. Их задача — помочь коллективам рабочих и служащих установить тесный контакт с учи­ телями, со школами, содействовать правильному трудовому воспитанию детей в духе героических традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. Выло бы целесообраз­ но свести в состав педагогических советов школ представителей проф­ союзных организаций п р е д п р и я ти й - передовых рабочих, техников, ин­ женеров. Профессиональные союзы, заяв­ ляет оратор, примут необходимые меры, чтобы на каждом предприя­ тии создавались условия для безо­ пасного и нормального труда моло­ дежи. Депутат X. К. Пирн (Эстонская ССР) вносит ряд предложений, ка­ сающихся главным образо-м нацио­ нальных школ. Она считает, что в школах республики необходимо шем развитии системы народного образования в стране. В конце заседаний Совет Нацио­ нальностей и Совет Союза по пред­ ложению Комиссий законодатель­ ных предположений палат едино* гнести обязательное изучение трех языков — родного, русского и ино­ странного и установить в школах первого этапа девятилетний срок обучения, в связи в изучением род­ ного и русского языка, а также ис­ тории и географии республики. На утреннем заседании Совета Национальностей выступили также депутаты Б. Пазаиба ева (Киртиэия), И . С. Долидз е ( Г рузия). Н . Джан- дильдин (Казахстан), Е. И. Афа­ на сенко (М и н и с т р просвещения РСФСР), М. А. Гедс ила с (Литов­ ская ССР), А. Я. Пельше (Латвий­ ская ССР), Н . Додхудо ев (Таджик­ ская ССР) и секретарь ЦК ВЛКСМ Л. К. Балясная. В конце заседания председатель­ ствующий — заместитель П редседа­ теля Совета Национальностей К. Кон­ дучалова сообщает, что от депута­ тов поступили два запроса. Она за­ чит ывает запрос группы депутатов по вопросу прекращения испытаний атомного и водородного оружия и запрос группы депутатов по бер­ линскому вопросу. Эти запросы бу­ дут переданы правительству СССР. гласно приняли закон «Об укрепле­ нии связи школы с жизнью я о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в СССР». 2 5 декабря сессия продолжает свою работу. 7 щ ■М / л

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz