Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИН СКО Е ЗНАМЯ 25 дека бря 1 9 5 8 г., N1 301 (13,60) аиья В т о р а я с е с с и я В е р х о в н о г о С о в е т а СССР Окончание доклада Г. И. ЗЕЛЕНКО (Начало см. на 1 - й с тр.). Тов. Зеленко переходит далее к конкретн ым вопросам перестройки системы профессионально-техниче ского образования. Она предусмат ривает создание профессионально- технических учебных заведений единого типа. Это будут городские профессионально-технические учи лища трудовых резервов со сроками обучения от одного года до трех лет, а в сельских местностях — сельские профессионально-техни ческие училища со сроком обуче ния один— два года. Профессионально - техническ й е училища будут специализироваться по отраслям производства и подго тавливать квалифицированных рабо чих определенных профессий для предприятий промышленности, стро ительства, транспорта, связи, ком мунального хозяйства, торговых и культурно-бытовых организаций. Имеется в виду создание специали зированных училищ металлистов, горняков, металлургов, энергетиков, химиков, строителей, железнодорож ного, водного, автомобильного транс- повта, текстильщиков и т. п. Всего в новых профессионально- технических училищах намечается подготовка квалифицированных ра бочих и тружеников сельского хо зяйства более чем по 8 0 0 основным профессиям. Специализация училищ позволит создать в них хорошую учебно-про изводственную базу, подобрать и закрепить кадры мастеров производ ственного обучения и преподавате лей. Докладчик говорит о том, что совнархозы, предприятия, колхозы и совхозы должны оказывать всемер ную помощь профессионально-тех ническим училищам в организации производственной практики, изуче нии новой техники, создании всех условий для высокого качества под готовки молодых рабочих. В свою очередь училища обязаны содейст вовать предприятиям, колхозам и совхозам в выполнении производст венных планов, поддерживать с ни ми повседневную связь. В течение ближайших трех— шести лет докладчик предлагает сохранить часть действующих учи лищ и школ трудовых резервов, чтобы дать возможность молодежи, которая будет в эти годы оканчи вать десятилетку, поступать в тех нические училища, а подросткам, по каким-либо причинам не окончив шим восьмилетнюю школу, попасть в ремесленные училища и школы ФЗО. Тов. Зеленко переходит далее к вопросам, связанным с содержани ем обучения в профессионально- технических училищах, подчерки вая, что их основная цель подго тавливать культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хо зяйства, активных и сознательных строителей коммунизма. Докладчик отмечает, что одним из важных условий перестройки рабо ты профессиональных учебных за ведений является улучшение орга низации и методов обучения уча щихся. Необходимо обратить самое серь езное внимание на оборудование в училищах учебных мастерских, к а бинетов и лабораторий, где уча щимся была бы предоставлена воз можность овладевать основами про фессионального мастерства, изучать устройство и принципы действия современных машин и механизмов, физическую сущность технологиче ских процессов. Особенно необхо дим большой курс лабораторных ра бот при подготовке профессий, свя занных с обслуживанием электро- радиотехнического, электронного и химического оборудования. Для бо лее глубокого изучения теоретиче ских предметов необходимо корен ным образом улучшить дело изда ния учебников, учебных и нагляд ных пособий для профессионально- технических училищ. В учебном процессе следует широко использо вать кино и телевидение. Наряду с профессиональной под готовкой важно усилить политиче ские образование учащихся, воспи ты вать их в духе советского патри отизма, революционных и трудовых традиций героического рабочего класса и колхозного крестьянства. Значительное улучшение матери ально-бытового положения .трудя щихся и резко возрастающие мас штабы профессионального образова ния, говорит докладчик, создают ус ловия для снижения стоимости со держания и обучения в профессио нально-технических училищах для того, чтобы постепенно перевес-ти училища на частичную самоокупае мость, Главном у управлению трудо в ых резервов необходимо расширять производственную деятельность про фессионально-технических училищ, повышение их доходности, сниже ние непроизводительных расходов. Вместо предоставления учащимся бесплатного питания и обмундиро вания стоит ввести выплату им ученической стипендии или зара ботной платы. Это повысит заинте ресованность учащих'ся в лучшем овладении профессией. Полное госу дарственное обеспечение нужно со хранить для учащихся сирот, вос питанников детских домов и детей многодетных родителей. Целесообразно, чтобы колхозы рассмотрели вопрос о выделении средств на обучение колхозной мо лодежи в профессионально-техниче ских училищах, имея в виду, что эта молодежь позже снова вернется в колхозы, получив высокую ква лификацию. Докладчик предлагает наряду с дневными профессионально-техниче скими училищами и на их базе раз вернуть широкую сеть вечерних от делений профтехучилищ. На ве черних отделениях молодежь, уже овладевшая основами профессии, сможет без отрыва от производства повысить квалификацию на два— три разряда и завершить среднее образование. Важным вопросом является под готовка инженерно-педагогических кадров. Следует создать инженерно- педагогические факультеты и выс шие инженерно-педагогические кур сы при индустриальных институтах и других втузах. Необходимо также тщательно пла нировать профессиональную подго товку, и трудоустройство молодежи. Госплан у СССР, Главному управле нию трудов ых резервов при Совете Министров СССР, Советам Минист ров союзных республик и министер ствам просвещения нужно разра батывать перспективные планы обучения и трудоустройства моло дежи. Заканчивая свой доклад, тов. Зе ленко заверяет Верховный Совет в том, что многотысячный коллектив работников профессиональных учеб ных заведений отдаст все свои си лы, знания и опыт, чтобы с че стью выполнить ответственные за дачи в области профессионально- технического образования и комму нистического воспитания подраста ющего поколения, поставленные партией и правительством. О в ы с ш е м о б р а з о в а н и и В . П . Е Л Ю Т И Н А Центральный Комитет Коммуни стической партии и Совет Минист ров СССР, говорит докладчик, раз работали мероприятия по совершен ствованию системы высшего обра зования. изложенные в тезисах «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Всенародное обсуждение тезисов показало, что советский народ одобряет намеченные пути пере стройки системы народного образо вания. Го рячую поддержку и едино душное одобрение получил основ ной принцип намечаем ых меропри ятий — принцип гармонического соединения производительного тру да и теоретического обучения на всех этапах образования, как необ ходимое условие коммунистического воспитания молодежи. В ходе всенародного обсуждения тезисов было внесено много ценных предложений и дополнений, выска заны многочисленные советы, как лучше и быстрее осуществить пере стройку и дальнейшее совершенст вование системы высшего и сред него специального образования. Было сделано много справедливых критических замечаний в адрес Министерства высшего образования СССР, вскрывающих недостатки в подготовке кадров. Мы с благодар ностью их поднимаем, говорит ора тор. и учтем в практической ра боте. Планы дальнейшего развития системы народного образования, от мечает тов. Елютин, являются но вым доказательством великих пре имуществ социалистического строя, Открывшего путь прогресса не только в сфере материального про изводства. но и в д у х о в н о й жизни общества. Сейчас в Советском Сою зе насчиты вается около 7.5 милли она специалистов с высшим и соедним специя льяым образованием, тогда ня.к в 1 9 1 3 году их было ме нее 2 0 0 тысяч-. В советских вузах и техникумах обучается более че тырех миллионов человек. В те" числе в вузах— 2 .1 5 0 ты сяч. В последние голы визы давали стране ежегодно 2 0 0 — 2 9 0 тысяч специа листов. а в будущем ежегодные выпуски из высшей школы составят 3 0 0— 3 5 0 тысяч, в том числе свы ше 120 тысяч инженеров. Отмечая успехи советской выс- о,ой отколы, заявляет ооатпо. мы не можем не видеть и недостатков в ее деятельности. Главн ым недо- гтатком ч вдч рт ся известный отрыв в ы с т ро й т* о лы от жизчи, от произ водства. проявляющийся как в ее кпмллектео»ний. так и в самом тгооиеесе обучения. В вузы ’ прини мается немало лип. которые, кроме определенного запаса книжных знаний, не обла»ают никаким опы том практической работы и не име ют навыков Физического труда. В самом процессе обучения вузы не уделяют должного внимания осво ению гтудентачи пластического опыта, иауоттленно/о на производ стве и в научных учреждениях. XX съезд партии поставил перед работниками высшей школы как главную задачу — дальнейшее по вышение качества подготовки спе циалистов на основе тесной связи обучения с практикой, с производ ством. Тезисы ПЕ КПСС и Совета Ми- Д о к л а д нистров СССР указывают конкрет ные пути улучшения учебного про цесса, направляющие высшую шко лу к настоящей связи с жизнью, с производством. Из трех сложившихся форм обу чения в вузах — очного, заочного и вечернего — именно в заочной и вечерней системе заложены наи большие возможности органическо го сочетания теоретической и про изводственной подготовки специа листов, привлечения в высшую школу самого широкого круга тру жеников промышленности и сель ского хозяйства. Мы накопили, говорит тов. Елю тин. значительный опыт в органи з а ц и и заочного и вечернего обуче ния. Теперь почти половина сту дентов в наших вузах обучается без отрыва от производства. В но вых условиях заочное и вечернее образование должно быть реши тельным образом усовершенствова но. Прежде всего следует укомплек товать заочные и вечерние вузы, факультеты и отделения наиболее квалифицированными профессор ско-преподавательскими кадрами, укрепить материально-техническую и лабораторную базу в заочных и вечерних вузах, предоставить сту дентам достаточное количество вре мени для глубокого изучения всех дисциплин, определенных програм мой. Нужно в больших количествах и быстро издавать учебники и лек ции для студентов. К делу заочно го и,, вечернего образования должны быть привлечены кино, радио, теле видение с тем, чтобы при помощи этих средств передавать лекции виднейших ученых по сложным разделам курса. Необходимо макси мально приблизить заочные и ве черние вузы к местам работы и жи тельства студентов. Следует орга низовать ряд зональных политехни ческих заочных институтов, особен но на Урале, в Сибири и Средней А зии. В ысшая школа должна взять на себя также задачу повышения ква лификации специалистов, уже име ющих высшее образование. Для это го следует в ряде вузов организо вать факультеты усовершенствова ния без отрыва слушателей от ра боты. Исходя из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР и опираясь на предложения, вызвинутые в хо де обсуждения тезисов. Министер ство высшего образования СССР разработало проест системы обуче ния в вузах, предусматривающий соединение учебы с производитель ным трудом. Типы чередования пе риодов учебы с отрывом и без от рыва от работы, последователь ность и продолжительность таких периодов будут различными в зави симости от специальности, состава студентов и ряда других факторов. В технических вузах студенты, как правило, первые два года бу дут учиться без отрыва от произ водства по системе вечернего жди заочного образования. Затем орга низуется очное обучение. На стар ших курсах студенты в течение 6 — 12 месяцев вновь будут рабо тать иа штатных должностях млад шего технического персонала хдя получения навыков управления и организации производства, изучая в это время ряд специальных инж е нерных дисциплин. По желанию студенты могут пройти весь курс обучения в вузе без отрыва от про изводства — по вечерней или заоч ной системе. В связи с бурным развитием науки и техники по ряду инженер ных специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную поактику, целесообразно первые два— три года проводить обучение с отрывом от производства. После этого студенты будут работать в течение года на штатных должно стях на. предприятиях, в лаборато- пиях и опытно-конструкторских бюпо. Подготовка специалистов для сельского хозяйства должна прово диться в институтах, организован ных на базе крупных совхозов или имеющих мощные образцовые учеб ные хозяйства, хорошие лаборато рии и в о р другие условия для прак тической работы. Студенты сами должны ухаживать за животными, ремонтировать машины, управлять ими, с»ять, выращивать и убирать урожай. П ри перестройке университетско го. гуманитарного и педагогическо го образования такж е необходимо связать обучение с практикой, с производством. Большого внимания и одобрения заслуживает предложение об объ единении родственных вузов и на учно-исследовательских институтов и ебъелинении сельскохозяйствен ных вузов с соответствующими сов хозами и опытными станциями. Основой подготовки специалистов я области искусства должна стсть вечерняя система образования. Та кая система открывает большие возможности для охвата обучением ш и р о к и х масс трудящихся, для вы явления и развития подлинных та лантов из народа. В медицинские институты нужно отбивать в пер вую очередь молодежь, практиче ски поработавшую в качестве об служивающего пенсонала в меди цинских и лечебно-рстфнлактичр- ских учреждениях. В процессе обучения студенты мединститутов будут систематически п р о х о д и т ь практику в медицинских учрежде ниях. Хорошей формой соединения обу чения с производительным трудом должны я р и т ь с я заводы-втузы. Воз можны различные путч организа ции заводов-втузов. Один из них заключается в кооперировании дан ного вуза или факультета с круп ным предприятием иля рядом пред приятий соответствующего профи ля. П р и технических вузах необхо димо организовать промышленные предприятия, производственные це хи и экспериментальные мастер ские. выпускающие продукцию си лачи студентов. Сейчас создан проект плана пе- честройки работы вузов с тем. что бы начать этт перестройку с 1959 года и завершить ее в течение трех— пяти лет. Далее докладчик говорит а необ ходимости перестройки системы приема в высшие учебные заведе ния. При приеме в вузы будет от дано предпочтение имеющим стаж практической работы. Уже в теку щем году 70 процентов вновь при нятых студентов работают или ра ботали в народном хозяйстве. Пос ле перестройки средней школы этот процент возрастет. В целях более полного выявления способных юно шей и девушек назрела необходи мость внесения ряда изменений в порядок конкурсных вступительных экзаменов. Далее докладчик отмечает, что перестройка системы высшего об разования будет сочетаться с воз растанием роли вузов в развитии науки; техники, культуры, в выс шей школе работает свыше 1 3 в ты сяч профессоров и преподавате лей — половина всех ученых стра ны. Необходимо еще более укрепить связь профессорско-преподаватель ского состава с предприятиями. Касаясь подготовки специалистов средней квалификации, тов. Елю тин говорит, что сложившаяся си стема не отвечает современным требованиям. В процессе учебы учащиеся техникумов мало участ вуют в производительном труде, не получают достаточных производ ственных навыков. В связи с этим надо усовершенствовать всю систе му среднего специального образо вания, теснее связать подготовку специалистов средней квалифика ции с общественно полезным тру дом. Новая система среднего специаль ного образования будет строиться как на базе восьмилетней общеоб разовательной политехнической шко лы, так и на базе полной средней школы. На первом этапе обучения учащиеся будут получать профес сиональную подготовку в объеме требований, предъявляемых к рабо чему средней квалификации. Тех никумы должны быть тесно связа ны с ведущими предприятиями, при самих техникумах нужно орга низовать цехи и мастерские, выпу скающие промышленную продукцию силами учащихся. Сельскохозяйст венные техникумы должны орга низовываться на базе хозяйств, в которых все работы выполняют са ми учащиеся. Значительное место в докладе было уделено необходимости луч шей организации труда студентов »а производстве. Предварительные расчеты показывают, что в 1965 году около двух миллионов студен тов высшей школы будут сочетать свое обучение с производственной работой. Учитывая все это. гово рит тов. Елютин, необходимо вве сти государственное планирование предоставления рабочих мест сту дентам вузов на предприятиях, в учреждениях и других организа циях. В заключение докладчик заявля ет. что всенародное обсуждение полностью подтвердило необходи мость и своевременность намечен ной партией перестройки высшей школы и правильность принципов, положенных в ее 'основу. Советская высшая школа, перестроив под ру ководством Коммунистической пар тии свою деятельность, окажется на высоте задач, которые ставит перед ней этап развернутого строи тельства коммунизма. За прос группы депутатов Верховного Совета СССР Правительству СССР по вопросу о прекращении испытаний атомного к водородного пруж ин 31 марта Верховный Совет СССР принял постановление о прекраще нии Советским Союзом в односто роннем порядке испытаний всех видов атомного и водородного ору жия. Тогда же Верховный Совет СССР поручил Совету Министров СССР обратиться к правительствам других государств, располагающих ядерным оружием, с призывом предпринять аналогичные меры, чтобы обеспечить прекращение ис пытаний ядерного оружия пов се мест но и на вечные в р емена . Известно, что правительства Сое диненных Штатов Аме рики и Вели кобритании не только не последо вали этому приз ыву со стороны Советского правительства, но и предприняли самую крупную серию испытаний ядерного оружия, в ре зультате чего Советский Союз в интересах обеспечения своей безо пасности вынужден был возобновить испытания атомного и водородного оружия. В настоящее время в Женеве про ходит совещание представителей Советского Союза, Соединенных Штатов Аме рики и Великобритании, занимающееся рассмотрением во проса о прекращении исп ытаний ядерного оружия. Судя по опубли кованным сообщениям в печати, до сих пор еще не достигнуто согла шение о прекращении испытаний ядерного оружия. Более того, име ются сообщения о том, что США и Велико британия даже все еще не заявили о согласии правительств этих держав заключить соглашение о прекращении исп ытаний ядерно го оружия на вечные времена. Мы просим правительство инфор мировать Верховный Совет СССР относительно того, как в настоя щее время обстоит дело с перего ворами пп вопросу о прекращении испытаний атомных и водородных бомб и в чем заключаются главные препятствия, стоящие на пути к достижению соглашения по этому вопросу. Депутаты Верховного Совета СССР: , А. Н. БАКУЛЕВ 3. А. ЛЕБЕДЕВА Л. Н СОЛОВЬЕВ И. Н. СТЕЦ А. М. ГОРЕВ И. А. БУЯНОВ А. В ПАЛЛАДИИ О. ДАУРЕНОВА. Запрос группы депутатов Верховного Совета СССР Правительству СССР по берлинскому вопросу 27 ноября этого года Советское правительство обратилось с нотой по берлинскому вопросу к прави тельствам СШ А, Велико британии и Франции, а также к правительствам Германской Демократической Рес публики и Федеративной Республи ки Германии. В этой ноте содержа лось предложение Советского пра вительства ' о превращении. Западно го Берлина в демилитаризованн ый вольный город. Насколько нам известно, прави тельства западных держав еще не дали ответа на это обращение пра вительства Советского Союза. В то же время государственные деятели западных держав искажают мотивы действий Советского Союза и стре мятся во что бы то ни стало сохра нить оккупационный режим в За падном Берлине. Мы просим правительство проин формировать Верховный Совет СССР об отношении правительств запад ных держав к предложениям Совет ского правительства по берлинско му вопросу и о том, каково поло жение, сложившееся в настоящее время в связи с вопросом о Бер лине. Депутаты Верховного Совета СССР: В. В. ГРИШИН В. И. ЧУЙКОВ Л. И. АНАНЬЕВА А. А. СУРКОВ М. Ф РЫЛЬСКИЙ X. ТУРСУНКУЛОВ Д н е в н и к с е с с и и 24 декабря в Москве продолжала | к обсуждению второго 'вопроса п о -1 р а з и т о т СИСТе!мы народного образо- работу вторая сессия Верховного вестки дня — об укреплении связи Совета СССР. Депутаты приступили школы с жизнью и о дальнейшем ' вад ая в сгИ>аяе. В С о в е т е С о ю з а На заседании Сов ета Союза, от крывшемся в 10 часов утра в за ле заседаний Большого Кремлевско го дворца пол председательством за местителя Председателя палаты де путата Н. У. Базановой, первым в прениях выступил депутат П. М. Маш е ров (Белорусская ССР). Перестройка средней и высшей школы, заявляет депутат, рассмат ривается нашим народом как неотъ емлемая часть программы дальней шего строительства коммунизма и встречает горячее одобрение. Трудя щиеся Белоруссии единодушно под держивают предложения об укреп лении связи школы с жизнью, о разделении среднего образования на два этапа, о том. что молодежь дол жна получать образование, сочетая учебу с производительным трудом. Депутат Машеров не соглашается с предложениями ряда работников, ‘высказывающихся за создание при школах такой учебной базы, кото рая позволяла бы полностью осуще ствлять производственное обучение учащихся. Такой базой, по его мне нию. должны быть предприятия промышленности, колхозы и сов хозы. Депутат М. С, Гре чуха (Украин ская ССР) говорит о предпринятых в республике первых шагах прибли жения образования к жизни. Он рассказывает о четырехлетием опы те украинских школ с производст венным обучением, о работе школь ных производственных бригад, О* новей организации в ряде вузов учебного процесса, о создании ве- В С о в е т черних отделений медицинских ин ститутов. Поддерживая предложение о все мерном развитии вечернего и заоч ного образования в средних специ альных и высших учебных заведе ниях. тов. Г речуха приводит при мер: на заводе имени Дзержинского из 593 инженеров-металлургов 518 получили образование через заочную и вечернюю систему, среди них — директор, главн ый инженер, на чальники отделов, цехов и другие ведущие инженерно-технические ра ботники. которые со знанием дела руководят производством. Тов. Г ре чуха считает, что Министерствам в ысшего образования и здравоохра нения следует побыстрее заняться упорядочением учебных планов и штатными нормативами в вечерних отделениях вузов. Он ставит также в о п ро с о необходимости упорядочить руководство вузами, которые в на стоящее время находятся в подчи нении различных министерств. Депутат Н . Ф. Игнатов (Москов ская область) говорит, что в тези сах правильно ставится вопрос о приеме в высшие учебные заведения в первую очередь молодежи, кото рая имеет опыт работы на произ водстве. — Мы по праву гордимся расцве том научной жизни в Узбекистане,-— заявляет депутат X. М. Абдулла ев^- Республика сделала невиданный скачок вперед в своем культурном ' развитии. Она стала не только ак тивной силой строительства комму низма в нашей стране, но и образ- е Н а ц и о н а л цам для народов зарубежного Восто ка в успешном строительстве «“‘•ой и свободной жизни. Депутат говорит далее, л то уча щиеся старших классов сельских средних школ Узбекистана в боль шинстве уже являю тся членами колхозов, имеют на руках трудовые книжки, принимают систематиче ское участие в сельскохозяйствен ном производстве. Поэтому целесо образно сохранить в сельской мест ности республики для работающей молодежи средние школы, увеличив продолжительность обучения в них до 11 лет. В прениях выступили также де путаты 3. С. О ма рова (Казахская ССР), Ф. М. Халилова ( А зербайд- ж анская ССР), М. П. Никулина (Ставропольский край), М. П. Но- сте нко (Ленинград), А. П. Лупан (Молдавия), 3. Н. Беркл ав (Латвий ская ССР), И . В. Абашидз е (Гру зинская ССР). Депутат ы и гости сердечно при ветствовали находившуюся в зале делегацию Общества польско-совет ской дружбы во главе с председа телем Главного п равления Общества Маршалом Сейма Польской На род ной Республики Чеславом В ыцехом. В конце заседания председатель ствующий зачитал запрос группы депутатов Правительству СССР по вопросу о прекращении испытаний атомного и водородного оружия и запрос группы депутатов по бер линскому вопросу. Он сообщил, что запросы передаются Совету Мини стров СССР. , ь н о с т е й В Кремлевском театре в 10 часов открылось заседание Сов ета Наци онал ьност ей . Председательствует за меститель Председателя палаты де путат Н . К он дучалова. На Украине, как и по всей нашей стране, говорит депутат С.-В. Ч е рво ненко, программа перестройки си стемы образования встречена тру дящимися единодушным одобрени ем, нашла полную поддержку и все общее признание. Записка тов. Н. С. Хрущева, тезисы ЦК КПСС и Со вета Министров СССР далеко вы ходят за пределы вопросов народ ного образования, в них поставле ны крупные проблемы о будущем, о человеке коммунистического об щества. Депутат считает чрезвычайно важным делом улучшение трудо устройства молодежи. Он высказы вает ряд критических замечаний в адрес научных педагогических уч реждений, которые еще не делают глубокого анализа явлений, проис ходящих в жизни школы, в воспи тании молодежи. О роли профсоюзных организаций ь укреплении связи школы с лро- Вечером 2 4 декабря вторая сес сия Верховного Совета СССР про должала свою работу. Как и утром, на раздельных заседаниях Совета Союза и Совета Национальноегой обсуждался вопрос об укреплении связи школы с жизнью и о дальнеи- пззодством говорил в своей реяи заместитель Председателя ВЦСПС депутат Л. Н. Соловь ев . Правильное взаимоотношение предприятий со школами, отмечает он, будет во многом зависеть от профсоюзных комитетов. Их задача — помочь коллективам рабочих и служащих установить тесный контакт с учи телями, со школами, содействовать правильному трудовому воспитанию детей в духе героических традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. Выло бы целесообраз но свести в состав педагогических советов школ представителей проф союзных организаций п р е д п р и я ти й - передовых рабочих, техников, ин женеров. Профессиональные союзы, заяв ляет оратор, примут необходимые меры, чтобы на каждом предприя тии создавались условия для безо пасного и нормального труда моло дежи. Депутат X. К. Пирн (Эстонская ССР) вносит ряд предложений, ка сающихся главным образо-м нацио нальных школ. Она считает, что в школах республики необходимо шем развитии системы народного образования в стране. В конце заседаний Совет Нацио нальностей и Совет Союза по пред ложению Комиссий законодатель ных предположений палат едино* гнести обязательное изучение трех языков — родного, русского и ино странного и установить в школах первого этапа девятилетний срок обучения, в связи в изучением род ного и русского языка, а также ис тории и географии республики. На утреннем заседании Совета Национальностей выступили также депутаты Б. Пазаиба ева (Киртиэия), И . С. Долидз е ( Г рузия). Н . Джан- дильдин (Казахстан), Е. И. Афа на сенко (М и н и с т р просвещения РСФСР), М. А. Гедс ила с (Литов ская ССР), А. Я. Пельше (Латвий ская ССР), Н . Додхудо ев (Таджик ская ССР) и секретарь ЦК ВЛКСМ Л. К. Балясная. В конце заседания председатель ствующий — заместитель П редседа теля Совета Национальностей К. Кон дучалова сообщает, что от депута тов поступили два запроса. Она за чит ывает запрос группы депутатов по вопросу прекращения испытаний атомного и водородного оружия и запрос группы депутатов по бер линскому вопросу. Эти запросы бу дут переданы правительству СССР. гласно приняли закон «Об укрепле нии связи школы с жизнью я о дальнейшем развитии системы на родного образования в СССР». 2 5 декабря сессия продолжает свою работу. 7 щ ■М / л
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz