Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 2 0 декабря 1 9 5 8 г., >5 2 9 7 (135<Я Ш К О Л У - Б Л И Ж Е К Ж И З Н И ! О б с у ж д а е м т е з и сы Ц К К П С С и С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р ☆ Комму нис ти че ск ое преобразо вание общества нераз ­ рывно связано с воспитанием нового человека, в кото ­ ром должны гармонически сочетаться духовное богат ­ ство, моральная чистота и физическое совершенство. (Из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР). Ф И З К У Л Ь Т У Р А — В А Ж Н Ы Й П Р Е Д М Е Т Контролер отдела технического контроля Е. В. Вялых и брига­ дир етальцеха Липецкого тракторного завода М. А. Трущинский имели большой перерыв в учебе. Сейчас оба учатся в вечерней школе. На снимке: М. А. Трущинский (слева) и Е. В. Вялых за реше­ нием математической задачи. Фото Ю. Клюева. БЕ З ОТРЫВА ОТ П Р О И З В О Д С Т В А Школ ы рабочей молодежи долж­ ны стать школами нового типа. Значение их с каждым годом воз­ растает. В прошлом учебном году у нас был один девятый класс, а те­ перь — три девятых и два десятых класса. Основной состав учащихся — рабочие и служащие Липе цкого рудоуправления. П ят ый класс, на­ пример, скомплектован полностью из бойцов горноспасательного от­ ряда. Надо сказать, что существующая постановка обучения не удовлетво­ ряет рабочую молодежь, стремящую­ ся к повышению своето образова­ ния. И это потому, что между шко­ лой и производством существует большой разрыв, который особенно ощутим в преподавании таких дис­ циплин. как математика. Физика, химия, черчение. Материал в учеб­ никах по этим предметам излагает­ ся слишком академично, отвлечен­ но. И з-за этого разрыва часть уча­ щейся молодежи вынуждена для по­ вышения своей квалификации посе­ щать. кроме школы, различные курсы. Разрыв между школой и произ­ водством объясняется и тем. что в учебном плане отсутствуют предме­ ты политехнического цикла (элек­ тротехника. машиноведение), а на изучение математики, физики, хи­ мии и черчения отводиюя меньше часов, чем в обычных средних шко­ лах. хотя программы по этим пред­ метам одни и те же. Следовательно, сама ж изн ь тре­ бу ет пересмятоа учеб ны х планов, включения в них специа льных пре дме тов , т а к их, как электротех­ ника, технология металлов и дру­ гих. Это целесообразно сделат ь за счет сокращения програм мы, исклю­ чив из учебных предметов некото­ рые темы, не имеющие практиче­ ского значения. В программу школ рабочей молодежи надо внести те­ мы, которые знакомили бы уча­ щихся с важнейшими элементами производства: энергетической ба­ зой. технологическим процессом, ма­ шинами и механизмами, а также с организацией производства. Молодых производственников, ко­ торые успешно учатся без отрыва пт производства в школах рабочей молодежи, следует поощрять: пере­ водить на более квалифицирован­ ную работу, повышать в разрядах. Нужно установить, что высший раз­ ряд на производстве может быть присвоен при условии, если рабочий имеет общее среднее образование. Очень правильно в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР указано, что для учащихся школ рабочей молодежи в дни занятий должен быть установлен сокращен­ ный рабочий день. Начиная с будущего учебного го­ да, надо производить комплектова­ ние школ по путевкам администра­ ции, профсоюзной и комсомольской организаций предприятий. На каж ­ дом заводе, стройке, в учреждении следует разработать план обучения рабочих и служащих, не имеющих законченного среднего образования. Школы рабочей молодежи в боль­ шинстве своем не имеют собствен­ ных зданий и вынуждены работать в зданиях других школ. Это не дает возможности организовать сменные занятия, что создает большие не­ удобства для оабочих, связанных со сменным производством. Они вы­ нуждены. работая во второй смене, пропускать занятия. Поэтому в се­ милетием плане развития народного хозяйства надо предусмотреть стро­ ительство зданий для шкап рабочей молодежи за счет предприятий. Помехой в работе школ рабочей молодежи является недостаточное руководство ими со стороны орга­ нов народного образования. Отделы народного образования должны ук­ репить учебно-материальную базу этих школ С. ШМАРОВ, завуч средней школы рабочей молодежи ,№ 5 г. Липецка. Н а собр а н и и в и н сти ту те Открытое партийное собрание ком­ мунистов Елецкого пединститута было многолюдным. Здесь присутст­ вовали члены ученого совета, пре­ подаватели и студенты. Они с боль­ шой активностью обсуждали тезисы о перестройке народного образова­ ния, намечали конкретные предло­ жения о работе педколлектива и о подготовке будущих учителей. С докладом, посвященным тези­ сам ПК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­ тии системы народного образования в стране», выступил директор ин­ ститута т. Доманк. Он подчеркнул, что в новых условиях сильно воз­ растает роль высшей школы, кото­ рая должна обеспечить более уси­ ленную подготовку специалистов высокой квалификации. Докладчик отметил огромную заботу нашей партии о воспитании будущих стро­ ителей коммунизма. В обсуждении доклада приняли активное участие многие присутст­ вовавшие. — В нашем институте есть все условия для повышения качества подготовки будущих учителей, —• сказал преподаватель т. Ершов. Он предлагает, чтобы в высших учеб­ ных заведениях больше внимания уделялось преподаванию марксист­ ско-ленинской теории. Кандидат философских наук т. Ло ­ гачев говорит о необходимости ши­ рокой, продуманной связи институ­ та со школой, г производством. П ре­ подаватель т. Морозова предложила, помимо об ычной практики студен­ тов института в школе, отводить для них еще один день в неделю для учебно-воснитательной работы среди школьников. Доцент т. Фигуровский предлагает использовать для обучения студен­ тов практическим навыкам работы технические станции, дома пионе­ ров, детсады. Эти и другие формы связи института со школами долж­ ны быть предусмотрены в програм­ мах. Из года в год растет число сту- дентов-заочников. В этом учебном году в Елецком пединституте их около тысячи, в будущем число это значительно увеличится. Долг пре­ подавательского состава — сделать все необходИдМое, чтобы заочники по­ лучили глубокие знания, приобрели практические и педагогические на­ выки. Этому вопросу посвятил свое выступление преподаватель т. Сере­ да. Он предлагает позаботиться о том, чтобы каждый пединститут имел солидную, хорошо оборудован­ ную кабинетами, мастерскими, шко­ лу-базу не только в городе, но и в селе, куда на длительное время Д л я у ч и т е л е й На основе своих наблюдений и 30-летней педагогической работы в средней школе я хочу выдвинуть несколько предложений, направлен­ ных на приближение педвузов к школе. Прежде всего, о выпускниках пед­ вузов. Им, по-моему, надо выда­ вать дипломы только после двух лет работы в средней школе, т. ё. после того, как они зарекомендуют себя настоящими учителями.' О программах. Их необходимо разгрузить от лишнего и отвлечен­ ного материала и особенно по ме­ тодическим дисциплинам. За счет этого ввести в учебные планы педа­ гогических вузов новые дисциплины: частные методики для школ рабо­ чей молодежи, методики краеведче­ ской работы и экскурсоведения, ме­ тодику изготовления учебных и на­ глядных пособий, основы эстетиче- ( а и ы й правильны й путь Жизнь убедительно показывает, что сочетание учебы с трудом — наиболее правильный путь подго­ товки высококвалифицированных кадров. Далеко ходить за примера­ ми не нужно. Я и мой товарищ В. А. Гал ушкин, котор ый работает главным механиком нашего завода, учимся на вечеряем отделении Туль­ ского механического института. Совмещая работу с учебой, испыты­ ваем большое моральное удовлетво­ рение. Учеба и работа, эрганически дополняют друг друга, расширяют нага кругозор. Мы от души приветствуем проект перестройки народного образования, которая укрепит связь школы с жизнью и приведет к быстрейшему завершению строительства комму­ низма. ‘ ю. лощилов, конструктор Липецкого силикатного завода. ского воспитания и основы нрав­ ственного воспитания. Базовую школу необходимо слить с педагогическим институтом не только в финансовом отношении, но и организационном, методическом. Желательно, чтобы преподаватели методик пединститутов имели уро­ ки в базовой школе. Для того, чтобы пополнять про­ фессорско-преподавательский со­ став педвузов людьми, имеющими опыт практической работы, устано­ вить, что в аспирантуру педвузов могут поступать только учителя школ, проработавшие не менее пя­ ти лет, которых рекомендуют педа­ гогический коллектив и местком школы. Считаю такж е целесообразным провести в течение года проверку и аттестацию преподавательского со­ става педвузов. Педвузам удобнее всего взять на себя Функцию повышения квали­ фикации учителей и все другие, ко­ торыми занимаются институты усо­ вершенствования учителей, • что де­ лает излишним существование по­ следних. Педвузам следует устраи­ вать ежегодно научно-методические конференции с участием преподава­ телей средних школ города или об­ ласти. Ф. РУДНЕВ, преподаватель школы рабочей молодежи № 2 г. Ельца. Слово ветеранов педагогического труда Пенсионеры-учителя города Ли ­ пецка, обсудив тезис ы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреп­ лении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в стране», горя­ чо приветствуют и поддерживают на­ меченные мероприятия, выражают ж елание принять участие в меру своих сил и возможностей в их осу­ ществлении. Соединение обучения с трудом да­ ет возможность не только привить учащимся трудовые навыки, подго­ товить их к участию в различных видах производства, приучить их уваж ать и пенить общественный труд, но и более сознательно, креп­ ко и полно усваивать основы наук, применять теоретические знания на практике, в жизни. Непосредствен­ ное применение знаний основ наук в производственной деятельности по­ высит у учащихся интерес к труду и ученью, будет развивать любозна­ тельность, творческую изобретатель­ ность, расширять их умственный кругозор. Чередование умственного и физического труда в соединении с физкультурой и спортом послужит верным средством для гармоничного физического и умственного развития подрастающего поколения. Участие в коллективном труде в среде рабочих, колхозников и других трудящихся советского общества, где ныне зарождаются и дальше будут развиваться и совершенствоваться Формы коммунистического труда, бу­ дет в большей степени содействовать выработке коммунистического миро­ воззрения, высоких моральных ка­ честв человека нового общества. Со своей стороны, пенсионеры- учителя вносят предложения по во­ просу перестройки системы народ­ ного образования. Чтобы облегчить переход школ на новые программы, надо теперь же значительно улучшить преподавание основ производства в школах и про­ изводственную практику учащихся старших классов на предприятиях. В ближайшее время необходимо с по­ мощью промышленных предприятий пополнить соответствующим обору­ дованием школьные мастерские и ка­ бинеты машиноведения. Необходимо наладить организаци­ онное и методическое руководство политехнической подготовкой в шко­ лах. Желательно иметь в штатах отделов народного образования инс­ пектора-инженера. Значительную по­ мощь работникам народного образо­ вания могли бы оказать внештатны» общественные инспекторы из числа инженерно-технических работников предприятий. Думается, что энту­ зиасты для этого дела найдутся. Следует предпринять меры для ус­ коренной подготовки кадров произ­ водственного и политехнического обучения. На первых порах трудно рассчитывать нд преподавателей с высшим техническим образованием. Поэтому можно было бы в средних специальных учебных заведениях на старших курсах по желанию сту­ дентов факультативно провести не­ обходимую педагогическую и методи­ ческую подготовку их. Можно ис­ пользовать часть учителей в каче­ стве преподавателей основ произ­ водства после прохождения ими соот­ ветствующих курсов. Перед началом учебного года надо произвести от­ бор квалифицированных рабочих, ко­ торым будет поручено индивидуаль­ ное обучение учащихся на рабочих местах, и провести с ними необхо­ димый инструктаж. Некоторые предприятия, как, на­ пример, швейная фабрика, которые будут служить базой для производ­ ственного обучения учащихся, имеют узкую специализацию я поэтому для учащихся будет ограничен выбор профессий. Следует продумать воп­ рос о расширении круга специаль­ ностей для выбора учащимися каж ­ дой школы. Пенсионеры-учителя выражают пожелание, чтобы в качестве базы для практики учащихся использо­ вать учебные заведения, культур­ ные и лечебные учреждения. 'Это дало бы возможность школам вы яв­ лять склонность части учащихся к педагогической, медицинской и дру­ гим видам общественной деятельно­ сти. . Учителя-пенсионеры высказывают­ ся за целесообразность приема де­ тей в 1-й класс с 8-летнего возрас­ та, а для детей семилетнего возрас­ та организовать под­ готовительные клас­ сы с сокращенным учебным днем. Надо перестроить работу роди­ тельских комитетов с тем, чтобы они занимались не только разрешением вопросов материальной помощи шко­ лам и учащимся, а главное внима­ ние направляли на организацию ро­ дителей для участия в обществен­ ном воспитании детей. Общее и политехническое образо­ вание при новой системе воспитания тесно связывается с профессиональ­ ным образованием. Не следует ли в связи с этим объединить Главное управление трудовых резервов при Совете Министров ССС Р с Мини­ стерством просвещения в одно Ми­ нистерство народного образования? Точно также следует ликвидирова ть ор ганы образо в а н ия на железнодо­ рожном транспорте. Думается, что ведомственные перегородки будут наносить ущерб делу народного об­ разования. В целях уменьшения сменности занятий в школах и получения до­ полнительной площади для органи­ зации мастерских и под классные комнаты необходимо наладить стро­ гий контроль за выполнением зако­ на о возвращении школьных зданий, в свое время занятых другими уч­ реждениями. По поручению собрания пен- сионеров-учителей: И. ЩЕГ­ ЛОВ. Н. ЗНАМЕНСКАЯ, Е. ЩЕЛОЧИЛИНА, Н. ВЕЛЬ­ ЯМИНОВ. должны выезжать студенты педву­ за. Он не согласен с теми, кто.пред­ лагает сократить в вузах чтение от­ дельных теоретических курсов. Заместитель директора по заочно­ му обучению т. Святкин предлагает усилить проведение практических курсов для будущих литераторов. Для них необходимо организовать глубокое изучение курса практиче­ ской грамматики, детской литерату­ ры, методов анализа художественных произведений, приобретение практи­ ческих навыков по изготовлению наглядных пособий, а для будущих математиков — решение задач. Бу­ дущих воспитателей надо учить му­ зыке и пению. Поддерживая это предложение, преподаватели тт. Зархин, Руднев и другие считают необходимым из­ дание лекций, сборников статей по важным темам курсов для студен- тов-заочникпв, а также более луч­ шее обеспечение их учебниками. Они предлагают усилить научно-ис­ следовательскую работу в вузах, бо­ лее тесно увязы вая ее с жизнью. — Институты должны обобщать опыт работы школы, — говорит т. Просецкий, — больше оказывать им методическую помощь. Многие высказывались за прием в педвузы прежде всего тех, кто до этого соприкасался с воспитанием детей, определил свое призвание к педагогическому труду. Тов. Руднев возразил т. Бирюко­ вой, автору статьи, опубликованной в областной газете « Ленинское зна­ мя», предложившей соединить два пединститута в один. — Липецкий и Елецкий институ­ т ы, — сказал он. — имеюг различ­ ные профили, и объединение их только бы помешало делу подготов­ ки квалифицированных кадров бу­ дущих преподавателей. Единодушно и гооячо одобрив те­ зисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР, открытое партийное собрание наметило конкретные мероприятия для улучшения подготовки квалифи­ цированных учительских кадров. А. САМОХИН. (Соб. корр. «Ленинского зна­ мени» ). Физическое воспитание в школах не отвечает требованиям, предъяв­ ляемым сейчас жизнью. Причин то­ му немало. Одна из них — неудов­ летворительное качество программ по физкультуре. В программах мало материала для воспитания в детях необходимых физических качеств, педагогические задачи недостаточ­ но дифференцированны. Мне кажется, что двух часов в неделю, отводим ы х по учебному пла­ ну на уроки физкул ьт уры, — я в но недос т аточно. Необходимо зани­ мат ься по физку льтуре 6 ч а со в в неделю. Недооценка физического воспита­ ния заключается и в тол, что уча­ щиеся не чувствуют никакой ответ­ ственности за овладение этой дис­ циплиной. Необходимо оценку по физическому воспитанию на основа­ нии экзаменов заносить в аттестат об окончании средней школы, в сви­ детельство об окончании семилетней (восьмилетней) школы, Учащимся, которые не сдали экзамены по фи­ зической культуре, документа об окончании учебного заведения не выдавать. До сих пор требования к органи­ зации внеклассной спортивно-мас­ совой работы в школах недостаточ­ но конкретны и ясны. Спортивные секции, содействующие воспитанию силы, ловкости, выносливости и других физических качеств, созда­ ются в школах только «по ж ела­ нию» преподавателей физкультуры или руководителей школ. Надо в з аконод ател ьном поря дке обяза т ь руко водителей школ созда­ ват ь такие спортивные секции , как гимнастическая, легкой атлетики, л ы жная. Волейбольная, Футбольная и городошная секции могут созда­ ваться по усмотрению руководителя школы и преподавателя физкуль­ туры. Существенным недостатком яв­ ляется слабая материальная база школ. Спортивных залов в большин­ стве школ нет, спортплощадки не­ достаточно оборудованы, спортивно­ гимнастического имущества, реко­ мендуемого Министерством просве­ щения РСФСР для семилетних и средних школ, не хватает. Необходимо: пр и проектировании школ ьн ы х зданий в обязател ьном поря дке предусм атриват ь соор уже­ н ие спортивн ых з а ло в в сем илетних школах размером 9x 1 8 ме т ро в и в средних — 19x 38 ме т ро в , а т а кже спор тивн ы х площадок; ввести в бюджет ы школ сп ециальную статью расходов на приобретение спортив­ ного имущества. Известно, что хорошая организа­ ция спортивно-массовой работы во многом зависит от степени подготов­ ленности преподавателя физиче­ ского воспитания. В связи с этим следует провести аттестацию учи­ телей физкультуры с тем, чтобы за­ менить преподавателей, неудовле­ творительно справляющихся со сво­ ими обязанностями, подготовленны­ ми специалистами. Успех физического воспитания за­ висит от того, как им занимаются, начиная с 1 класса. В большинстве же начальных классов уроки физ­ культуры ведут недостаточно подго­ товленные в этом отношении учите­ ля. Необходимо уроки физкульту­ ры в начальных классах передать специальным преподавателям. Д. КОРНЕВ, инспектор облоно. Сельским восьмилеткам— хорошие мастерские Коллектив преподавателей и ро­ дители учащихся нашей школы го­ рячо одобряют предложения партии и правительства, направленные на то, чтобы приблизить школу к жиз­ ни, улучшить дело коммунистиче­ ского • воспитания подрастающего поколения. — Новая школа должна растить из нашей молодежи не белоручек, а тружеников, настоящих строите­ лей коммунизма, — говорит учи­ тель М. С. Татьянин. Немало молодежи получило сред­ нее образование в нашей школе. Но едва ли кто из окончивших зна­ ет, как отрегулировать сложную сеялку или как определить семе­ на на всхожесть. Выпускники не Обучение язык ам надо начина т ь: ш е с т и л е т . . . Ни для кого не секрет, что вы пускннки средних школ плохо знают иностранные языки. Всем также из­ вестно, что в раннем детстве языки даются особенно легко. Знаменитый педагог Ушинский, например, гово­ рил, что ребенок до семи лет в смысле усвоения языка за два меся­ ца может сделать больше, чен} взрос­ лый за два года. Поэтому изучение иностранных языков в русских школах следует начинать с дошкольного возраста. с п е р в о г о Я предлагаю изучение иностран­ ного языка в общеобразовательной школе начинать с первого класса. Это необходимо потому, что ребята усваивают язык в младшем возра­ сте гораздо легче, чем в старшем. Программа изучения иностранно­ го языка в начальных классах Я думаю, что лучше всего для этой цели организовать подготовительные классы для детей шестилетнего воз­ раста. Дети могли бы основательно познакомиться с иностранным язы­ ком за один год. Затем обучение должно продолжаться с 1-го клас­ са. К. НИКОЛАЕВ, старший инженер конструктор­ ско-технологического бюро облпромсовета. к л а с с а... должна обеспечить учащихся запа­ сом слов, умением правильно произ­ носить эти слова, привить навыки понимания несложной речи без пе­ ревода. А. МЕСНЯНКИНА, преподаватель школы рабочей молодежи № 3 г. Липецка. имеют понятия о передовых агро­ технических _ способах подготовки семян к севу и о многом другом. Теперь в школе молодежь не только получит знания, необходи­ мые для работы в сельском хозяй­ стве, но и хорошие навыки в тру­ де. — Надо приучать детей к тру­ ду с первого класса,— гозорит учи­ тельница т. Соловьева. — Тогда после окончания восьмилетки под­ ростки будут всесторонне подготов­ лены к практической работе дома и в колхозе. Учительница первого класса т, Фарафонова предлагает обучение дет»й в школе начинать не с 7, а с 8-летнего возраста. Учитель т. Ушаков считает не­ обходимым укрепить материальную базу сельских школ. При сельских школах должны быть хороша меха­ низированны’ и злеятрифицизяван- ныа мастврски-з. В. ФАРАФОНОВ, директор Семцовской школы Липецкого района. На сам ооб сл уж и в ании Ученики Пдощанской и П.-Ми- хайловской средних школ Станов- лянского района переходят на само­ обслуживание. Они два раза в не­ делю проводят генеральную уборку зданий. В Площанской школе имеет­ ся интернат; учащиеся, которые живут в нем, сами убирают поме­ щения, готовят обед, ужин. А. ПЕТРИЩЕВ, заведующий Станозлянским районо. - * ЭК- :Д-,- : ДД:;,Д Д ■МЁШ ". Ш8; -<■\ Н Ё 17 девятиклассников Липецкой средней школы № 4 готовятся стать слееарями-сантехникамк. Сейчас они практикуются в своей производственной мастер ской, а летом будут проходить практику в управлении «Энергомонтаж». На снимке: мастер производственного обучения М. Г. Овчинников знакомит учащихся группы слеса- рей-сантехников Е. Проскурина, О, Фрумкина в В. Двуреченского с устройством вентиля. Фото Л. Черкашияа,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz