Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З НАМЯ 2 0 декабря 1 9 5 8 г., >5 2 9 7 (135<Я Ш К О Л У - Б Л И Ж Е К Ж И З Н И ! О б с у ж д а е м т е з и сы Ц К К П С С и С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р ☆ Комму нис ти че ск ое преобразо вание общества нераз рывно связано с воспитанием нового человека, в кото ром должны гармонически сочетаться духовное богат ство, моральная чистота и физическое совершенство. (Из тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР). Ф И З К У Л Ь Т У Р А — В А Ж Н Ы Й П Р Е Д М Е Т Контролер отдела технического контроля Е. В. Вялых и брига дир етальцеха Липецкого тракторного завода М. А. Трущинский имели большой перерыв в учебе. Сейчас оба учатся в вечерней школе. На снимке: М. А. Трущинский (слева) и Е. В. Вялых за реше нием математической задачи. Фото Ю. Клюева. БЕ З ОТРЫВА ОТ П Р О И З В О Д С Т В А Школ ы рабочей молодежи долж ны стать школами нового типа. Значение их с каждым годом воз растает. В прошлом учебном году у нас был один девятый класс, а те перь — три девятых и два десятых класса. Основной состав учащихся — рабочие и служащие Липе цкого рудоуправления. П ят ый класс, на пример, скомплектован полностью из бойцов горноспасательного от ряда. Надо сказать, что существующая постановка обучения не удовлетво ряет рабочую молодежь, стремящую ся к повышению своето образова ния. И это потому, что между шко лой и производством существует большой разрыв, который особенно ощутим в преподавании таких дис циплин. как математика. Физика, химия, черчение. Материал в учеб никах по этим предметам излагает ся слишком академично, отвлечен но. И з-за этого разрыва часть уча щейся молодежи вынуждена для по вышения своей квалификации посе щать. кроме школы, различные курсы. Разрыв между школой и произ водством объясняется и тем. что в учебном плане отсутствуют предме ты политехнического цикла (элек тротехника. машиноведение), а на изучение математики, физики, хи мии и черчения отводиюя меньше часов, чем в обычных средних шко лах. хотя программы по этим пред метам одни и те же. Следовательно, сама ж изн ь тре бу ет пересмятоа учеб ны х планов, включения в них специа льных пре дме тов , т а к их, как электротех ника, технология металлов и дру гих. Это целесообразно сделат ь за счет сокращения програм мы, исклю чив из учебных предметов некото рые темы, не имеющие практиче ского значения. В программу школ рабочей молодежи надо внести те мы, которые знакомили бы уча щихся с важнейшими элементами производства: энергетической ба зой. технологическим процессом, ма шинами и механизмами, а также с организацией производства. Молодых производственников, ко торые успешно учатся без отрыва пт производства в школах рабочей молодежи, следует поощрять: пере водить на более квалифицирован ную работу, повышать в разрядах. Нужно установить, что высший раз ряд на производстве может быть присвоен при условии, если рабочий имеет общее среднее образование. Очень правильно в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР указано, что для учащихся школ рабочей молодежи в дни занятий должен быть установлен сокращен ный рабочий день. Начиная с будущего учебного го да, надо производить комплектова ние школ по путевкам администра ции, профсоюзной и комсомольской организаций предприятий. На каж дом заводе, стройке, в учреждении следует разработать план обучения рабочих и служащих, не имеющих законченного среднего образования. Школы рабочей молодежи в боль шинстве своем не имеют собствен ных зданий и вынуждены работать в зданиях других школ. Это не дает возможности организовать сменные занятия, что создает большие не удобства для оабочих, связанных со сменным производством. Они вы нуждены. работая во второй смене, пропускать занятия. Поэтому в се милетием плане развития народного хозяйства надо предусмотреть стро ительство зданий для шкап рабочей молодежи за счет предприятий. Помехой в работе школ рабочей молодежи является недостаточное руководство ими со стороны орга нов народного образования. Отделы народного образования должны ук репить учебно-материальную базу этих школ С. ШМАРОВ, завуч средней школы рабочей молодежи ,№ 5 г. Липецка. Н а собр а н и и в и н сти ту те Открытое партийное собрание ком мунистов Елецкого пединститута было многолюдным. Здесь присутст вовали члены ученого совета, пре подаватели и студенты. Они с боль шой активностью обсуждали тезисы о перестройке народного образова ния, намечали конкретные предло жения о работе педколлектива и о подготовке будущих учителей. С докладом, посвященным тези сам ПК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви тии системы народного образования в стране», выступил директор ин ститута т. Доманк. Он подчеркнул, что в новых условиях сильно воз растает роль высшей школы, кото рая должна обеспечить более уси ленную подготовку специалистов высокой квалификации. Докладчик отметил огромную заботу нашей партии о воспитании будущих стро ителей коммунизма. В обсуждении доклада приняли активное участие многие присутст вовавшие. — В нашем институте есть все условия для повышения качества подготовки будущих учителей, —• сказал преподаватель т. Ершов. Он предлагает, чтобы в высших учеб ных заведениях больше внимания уделялось преподаванию марксист ско-ленинской теории. Кандидат философских наук т. Ло гачев говорит о необходимости ши рокой, продуманной связи институ та со школой, г производством. П ре подаватель т. Морозова предложила, помимо об ычной практики студен тов института в школе, отводить для них еще один день в неделю для учебно-воснитательной работы среди школьников. Доцент т. Фигуровский предлагает использовать для обучения студен тов практическим навыкам работы технические станции, дома пионе ров, детсады. Эти и другие формы связи института со школами долж ны быть предусмотрены в програм мах. Из года в год растет число сту- дентов-заочников. В этом учебном году в Елецком пединституте их около тысячи, в будущем число это значительно увеличится. Долг пре подавательского состава — сделать все необходИдМое, чтобы заочники по лучили глубокие знания, приобрели практические и педагогические на выки. Этому вопросу посвятил свое выступление преподаватель т. Сере да. Он предлагает позаботиться о том, чтобы каждый пединститут имел солидную, хорошо оборудован ную кабинетами, мастерскими, шко лу-базу не только в городе, но и в селе, куда на длительное время Д л я у ч и т е л е й На основе своих наблюдений и 30-летней педагогической работы в средней школе я хочу выдвинуть несколько предложений, направлен ных на приближение педвузов к школе. Прежде всего, о выпускниках пед вузов. Им, по-моему, надо выда вать дипломы только после двух лет работы в средней школе, т. ё. после того, как они зарекомендуют себя настоящими учителями.' О программах. Их необходимо разгрузить от лишнего и отвлечен ного материала и особенно по ме тодическим дисциплинам. За счет этого ввести в учебные планы педа гогических вузов новые дисциплины: частные методики для школ рабо чей молодежи, методики краеведче ской работы и экскурсоведения, ме тодику изготовления учебных и на глядных пособий, основы эстетиче- ( а и ы й правильны й путь Жизнь убедительно показывает, что сочетание учебы с трудом — наиболее правильный путь подго товки высококвалифицированных кадров. Далеко ходить за примера ми не нужно. Я и мой товарищ В. А. Гал ушкин, котор ый работает главным механиком нашего завода, учимся на вечеряем отделении Туль ского механического института. Совмещая работу с учебой, испыты ваем большое моральное удовлетво рение. Учеба и работа, эрганически дополняют друг друга, расширяют нага кругозор. Мы от души приветствуем проект перестройки народного образования, которая укрепит связь школы с жизнью и приведет к быстрейшему завершению строительства комму низма. ‘ ю. лощилов, конструктор Липецкого силикатного завода. ского воспитания и основы нрав ственного воспитания. Базовую школу необходимо слить с педагогическим институтом не только в финансовом отношении, но и организационном, методическом. Желательно, чтобы преподаватели методик пединститутов имели уро ки в базовой школе. Для того, чтобы пополнять про фессорско-преподавательский со став педвузов людьми, имеющими опыт практической работы, устано вить, что в аспирантуру педвузов могут поступать только учителя школ, проработавшие не менее пя ти лет, которых рекомендуют педа гогический коллектив и местком школы. Считаю такж е целесообразным провести в течение года проверку и аттестацию преподавательского со става педвузов. Педвузам удобнее всего взять на себя Функцию повышения квали фикации учителей и все другие, ко торыми занимаются институты усо вершенствования учителей, • что де лает излишним существование по следних. Педвузам следует устраи вать ежегодно научно-методические конференции с участием преподава телей средних школ города или об ласти. Ф. РУДНЕВ, преподаватель школы рабочей молодежи № 2 г. Ельца. Слово ветеранов педагогического труда Пенсионеры-учителя города Ли пецка, обсудив тезис ы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреп лении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране», горя чо приветствуют и поддерживают на меченные мероприятия, выражают ж елание принять участие в меру своих сил и возможностей в их осу ществлении. Соединение обучения с трудом да ет возможность не только привить учащимся трудовые навыки, подго товить их к участию в различных видах производства, приучить их уваж ать и пенить общественный труд, но и более сознательно, креп ко и полно усваивать основы наук, применять теоретические знания на практике, в жизни. Непосредствен ное применение знаний основ наук в производственной деятельности по высит у учащихся интерес к труду и ученью, будет развивать любозна тельность, творческую изобретатель ность, расширять их умственный кругозор. Чередование умственного и физического труда в соединении с физкультурой и спортом послужит верным средством для гармоничного физического и умственного развития подрастающего поколения. Участие в коллективном труде в среде рабочих, колхозников и других трудящихся советского общества, где ныне зарождаются и дальше будут развиваться и совершенствоваться Формы коммунистического труда, бу дет в большей степени содействовать выработке коммунистического миро воззрения, высоких моральных ка честв человека нового общества. Со своей стороны, пенсионеры- учителя вносят предложения по во просу перестройки системы народ ного образования. Чтобы облегчить переход школ на новые программы, надо теперь же значительно улучшить преподавание основ производства в школах и про изводственную практику учащихся старших классов на предприятиях. В ближайшее время необходимо с по мощью промышленных предприятий пополнить соответствующим обору дованием школьные мастерские и ка бинеты машиноведения. Необходимо наладить организаци онное и методическое руководство политехнической подготовкой в шко лах. Желательно иметь в штатах отделов народного образования инс пектора-инженера. Значительную по мощь работникам народного образо вания могли бы оказать внештатны» общественные инспекторы из числа инженерно-технических работников предприятий. Думается, что энту зиасты для этого дела найдутся. Следует предпринять меры для ус коренной подготовки кадров произ водственного и политехнического обучения. На первых порах трудно рассчитывать нд преподавателей с высшим техническим образованием. Поэтому можно было бы в средних специальных учебных заведениях на старших курсах по желанию сту дентов факультативно провести не обходимую педагогическую и методи ческую подготовку их. Можно ис пользовать часть учителей в каче стве преподавателей основ произ водства после прохождения ими соот ветствующих курсов. Перед началом учебного года надо произвести от бор квалифицированных рабочих, ко торым будет поручено индивидуаль ное обучение учащихся на рабочих местах, и провести с ними необхо димый инструктаж. Некоторые предприятия, как, на пример, швейная фабрика, которые будут служить базой для производ ственного обучения учащихся, имеют узкую специализацию я поэтому для учащихся будет ограничен выбор профессий. Следует продумать воп рос о расширении круга специаль ностей для выбора учащимися каж дой школы. Пенсионеры-учителя выражают пожелание, чтобы в качестве базы для практики учащихся использо вать учебные заведения, культур ные и лечебные учреждения. 'Это дало бы возможность школам вы яв лять склонность части учащихся к педагогической, медицинской и дру гим видам общественной деятельно сти. . Учителя-пенсионеры высказывают ся за целесообразность приема де тей в 1-й класс с 8-летнего возрас та, а для детей семилетнего возрас та организовать под готовительные клас сы с сокращенным учебным днем. Надо перестроить работу роди тельских комитетов с тем, чтобы они занимались не только разрешением вопросов материальной помощи шко лам и учащимся, а главное внима ние направляли на организацию ро дителей для участия в обществен ном воспитании детей. Общее и политехническое образо вание при новой системе воспитания тесно связывается с профессиональ ным образованием. Не следует ли в связи с этим объединить Главное управление трудовых резервов при Совете Министров ССС Р с Мини стерством просвещения в одно Ми нистерство народного образования? Точно также следует ликвидирова ть ор ганы образо в а н ия на железнодо рожном транспорте. Думается, что ведомственные перегородки будут наносить ущерб делу народного об разования. В целях уменьшения сменности занятий в школах и получения до полнительной площади для органи зации мастерских и под классные комнаты необходимо наладить стро гий контроль за выполнением зако на о возвращении школьных зданий, в свое время занятых другими уч реждениями. По поручению собрания пен- сионеров-учителей: И. ЩЕГ ЛОВ. Н. ЗНАМЕНСКАЯ, Е. ЩЕЛОЧИЛИНА, Н. ВЕЛЬ ЯМИНОВ. должны выезжать студенты педву за. Он не согласен с теми, кто.пред лагает сократить в вузах чтение от дельных теоретических курсов. Заместитель директора по заочно му обучению т. Святкин предлагает усилить проведение практических курсов для будущих литераторов. Для них необходимо организовать глубокое изучение курса практиче ской грамматики, детской литерату ры, методов анализа художественных произведений, приобретение практи ческих навыков по изготовлению наглядных пособий, а для будущих математиков — решение задач. Бу дущих воспитателей надо учить му зыке и пению. Поддерживая это предложение, преподаватели тт. Зархин, Руднев и другие считают необходимым из дание лекций, сборников статей по важным темам курсов для студен- тов-заочникпв, а также более луч шее обеспечение их учебниками. Они предлагают усилить научно-ис следовательскую работу в вузах, бо лее тесно увязы вая ее с жизнью. — Институты должны обобщать опыт работы школы, — говорит т. Просецкий, — больше оказывать им методическую помощь. Многие высказывались за прием в педвузы прежде всего тех, кто до этого соприкасался с воспитанием детей, определил свое призвание к педагогическому труду. Тов. Руднев возразил т. Бирюко вой, автору статьи, опубликованной в областной газете « Ленинское зна мя», предложившей соединить два пединститута в один. — Липецкий и Елецкий институ т ы, — сказал он. — имеюг различ ные профили, и объединение их только бы помешало делу подготов ки квалифицированных кадров бу дущих преподавателей. Единодушно и гооячо одобрив те зисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР, открытое партийное собрание наметило конкретные мероприятия для улучшения подготовки квалифи цированных учительских кадров. А. САМОХИН. (Соб. корр. «Ленинского зна мени» ). Физическое воспитание в школах не отвечает требованиям, предъяв ляемым сейчас жизнью. Причин то му немало. Одна из них — неудов летворительное качество программ по физкультуре. В программах мало материала для воспитания в детях необходимых физических качеств, педагогические задачи недостаточ но дифференцированны. Мне кажется, что двух часов в неделю, отводим ы х по учебному пла ну на уроки физкул ьт уры, — я в но недос т аточно. Необходимо зани мат ься по физку льтуре 6 ч а со в в неделю. Недооценка физического воспита ния заключается и в тол, что уча щиеся не чувствуют никакой ответ ственности за овладение этой дис циплиной. Необходимо оценку по физическому воспитанию на основа нии экзаменов заносить в аттестат об окончании средней школы, в сви детельство об окончании семилетней (восьмилетней) школы, Учащимся, которые не сдали экзамены по фи зической культуре, документа об окончании учебного заведения не выдавать. До сих пор требования к органи зации внеклассной спортивно-мас совой работы в школах недостаточ но конкретны и ясны. Спортивные секции, содействующие воспитанию силы, ловкости, выносливости и других физических качеств, созда ются в школах только «по ж ела нию» преподавателей физкультуры или руководителей школ. Надо в з аконод ател ьном поря дке обяза т ь руко водителей школ созда ват ь такие спортивные секции , как гимнастическая, легкой атлетики, л ы жная. Волейбольная, Футбольная и городошная секции могут созда ваться по усмотрению руководителя школы и преподавателя физкуль туры. Существенным недостатком яв ляется слабая материальная база школ. Спортивных залов в большин стве школ нет, спортплощадки не достаточно оборудованы, спортивно гимнастического имущества, реко мендуемого Министерством просве щения РСФСР для семилетних и средних школ, не хватает. Необходимо: пр и проектировании школ ьн ы х зданий в обязател ьном поря дке предусм атриват ь соор уже н ие спортивн ых з а ло в в сем илетних школах размером 9x 1 8 ме т ро в и в средних — 19x 38 ме т ро в , а т а кже спор тивн ы х площадок; ввести в бюджет ы школ сп ециальную статью расходов на приобретение спортив ного имущества. Известно, что хорошая организа ция спортивно-массовой работы во многом зависит от степени подготов ленности преподавателя физиче ского воспитания. В связи с этим следует провести аттестацию учи телей физкультуры с тем, чтобы за менить преподавателей, неудовле творительно справляющихся со сво ими обязанностями, подготовленны ми специалистами. Успех физического воспитания за висит от того, как им занимаются, начиная с 1 класса. В большинстве же начальных классов уроки физ культуры ведут недостаточно подго товленные в этом отношении учите ля. Необходимо уроки физкульту ры в начальных классах передать специальным преподавателям. Д. КОРНЕВ, инспектор облоно. Сельским восьмилеткам— хорошие мастерские Коллектив преподавателей и ро дители учащихся нашей школы го рячо одобряют предложения партии и правительства, направленные на то, чтобы приблизить школу к жиз ни, улучшить дело коммунистиче ского • воспитания подрастающего поколения. — Новая школа должна растить из нашей молодежи не белоручек, а тружеников, настоящих строите лей коммунизма, — говорит учи тель М. С. Татьянин. Немало молодежи получило сред нее образование в нашей школе. Но едва ли кто из окончивших зна ет, как отрегулировать сложную сеялку или как определить семе на на всхожесть. Выпускники не Обучение язык ам надо начина т ь: ш е с т и л е т . . . Ни для кого не секрет, что вы пускннки средних школ плохо знают иностранные языки. Всем также из вестно, что в раннем детстве языки даются особенно легко. Знаменитый педагог Ушинский, например, гово рил, что ребенок до семи лет в смысле усвоения языка за два меся ца может сделать больше, чен} взрос лый за два года. Поэтому изучение иностранных языков в русских школах следует начинать с дошкольного возраста. с п е р в о г о Я предлагаю изучение иностран ного языка в общеобразовательной школе начинать с первого класса. Это необходимо потому, что ребята усваивают язык в младшем возра сте гораздо легче, чем в старшем. Программа изучения иностранно го языка в начальных классах Я думаю, что лучше всего для этой цели организовать подготовительные классы для детей шестилетнего воз раста. Дети могли бы основательно познакомиться с иностранным язы ком за один год. Затем обучение должно продолжаться с 1-го клас са. К. НИКОЛАЕВ, старший инженер конструктор ско-технологического бюро облпромсовета. к л а с с а... должна обеспечить учащихся запа сом слов, умением правильно произ носить эти слова, привить навыки понимания несложной речи без пе ревода. А. МЕСНЯНКИНА, преподаватель школы рабочей молодежи № 3 г. Липецка. имеют понятия о передовых агро технических _ способах подготовки семян к севу и о многом другом. Теперь в школе молодежь не только получит знания, необходи мые для работы в сельском хозяй стве, но и хорошие навыки в тру де. — Надо приучать детей к тру ду с первого класса,— гозорит учи тельница т. Соловьева. — Тогда после окончания восьмилетки под ростки будут всесторонне подготов лены к практической работе дома и в колхозе. Учительница первого класса т, Фарафонова предлагает обучение дет»й в школе начинать не с 7, а с 8-летнего возраста. Учитель т. Ушаков считает не обходимым укрепить материальную базу сельских школ. При сельских школах должны быть хороша меха низированны’ и злеятрифицизяван- ныа мастврски-з. В. ФАРАФОНОВ, директор Семцовской школы Липецкого района. На сам ооб сл уж и в ании Ученики Пдощанской и П.-Ми- хайловской средних школ Станов- лянского района переходят на само обслуживание. Они два раза в не делю проводят генеральную уборку зданий. В Площанской школе имеет ся интернат; учащиеся, которые живут в нем, сами убирают поме щения, готовят обед, ужин. А. ПЕТРИЩЕВ, заведующий Станозлянским районо. - * ЭК- :Д-,- : ДД:;,Д Д ■МЁШ ". Ш8; -<■\ Н Ё 17 девятиклассников Липецкой средней школы № 4 готовятся стать слееарями-сантехникамк. Сейчас они практикуются в своей производственной мастер ской, а летом будут проходить практику в управлении «Энергомонтаж». На снимке: мастер производственного обучения М. Г. Овчинников знакомит учащихся группы слеса- рей-сантехников Е. Проскурина, О, Фрумкина в В. Двуреченского с устройством вентиля. Фото Л. Черкашияа,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz