Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 18 декабря 1958 г., Л* 295 (13545 Замеча тельные итоги, захватывающие перспективы О т клики та доклад товарища Н. С. Хрущева на декабрьском Пленуме ЦК КТ^СС ☆ ' * Путь к изобилию в с е х п р о д у к т о в Т рудящиеся Мос квы с большим интересом знакомятся с материала-' ми декабрьского Пленума ЦК КПСС. Читая доклад товарища Н. С. Хру щева, они е гордостью отмечают крупнейшие успехи, одержанные за последние пять лет социалисти ческим сельским хозяйством, и за мечательные перспективы, откры вающиеся в предстоящем семиле тии. Большую и всестороннюю помощь оказывает сельскому хозяйству мно готысячный коллектив столичного автомобильного завода имени Лиха чева. Сотни молодых автомобиле строителей уехали на освоение це линных и залежных земель, стали хорошими специалистами в совхо зах А лтая Я Казахстана. Более 30 оп ытных руководителей послал за вод в колхозы и РТС Орловской и : Белгородской областей. Немалую по- ! мощь оказывает предприятие и под- | шефному Наро-Фоминскому району Московской области. В цехах проходят читки мате риалов Пленума ЦК КПСС, завязы ваются оживленные беседы. Ма стер — инструктор кузнечного це ха М. Ушкалов, проработавший у молота свыше двадцати лет, гово рит: — Наша партия взяла правиль ный курс на решительную пере стройку сельского хозяйства. Мои родные пишут из Курской области, что сейчд* они переживают дни не бывалого подъема. У труженике я колхозной деревни выросли крылья. О..и с каждым годом умножают ар тельное хозяйство, дают государст ву все больше продукции. Рабочий класс всегда помогал и поможет сейчас колхозам и совхозам в ре шении больших задач, поставленных декабрьским Пленумом ЦК КПСС. Борьба партии и всего советского народа за подъем сельского хозяй ства увенчалась выдающейся побе дой. Об этом сегодня говорят куз нецы и литейщики, токари и фре зеровщики, сборщики моторов, ав томобилей, автобусов — люди раз ных профессий, разных возрастов. Многочисленные отклики вызвал доклад товарища Н. С. Хрущева на металлургическом заводе- «Серп и молот». В первом и втором марте новских цехах, в сортопрокатном и других цехах агитаторы знакомили рабочих С текстом доклада. Стале вары и прокатчики с гордостью го ворили о достижениях сельского хо зяйства. В беседах они высказыва ли глубокое удовлетворение достиг нутыми результатами. С глубоким удовлетворением встре тил коллектив Первого подшипни кового завода Информационное со общение о Пленуме ЦК КПСС. Во всех цехах и отделах состоялись читки газет и беседы агитаторов по докладу товарища Н. С. Хрущева. (Т АСС). Г о р я ч е е о д о б р е н и е Обсуждение на декабрьском Пл е нуме ЦК К ПСС воп роса об итогах развития сельского хозяйства за последние пять лет и задачах дальнейшего увеличения производ ства сельскохозяйственн ых продук тов воспринято тружениками Чай- лыгинского района как новое про явление заботы Коммунистической партии о благосостоянии совет ского народа. Ознакомившись с докладом товарища Н. С. Хрущева на Пленуме, колхозники горячо одобряют его. ... Многолюдно было в правлении колхоза «40 лет Октября» утром 16 декабря, в день передачи по радио доклада товарища Н. С. Хру- щева на Пленуме ЦК КПСС. Про слушав передачу, председатель колхоза т. Кириченко заявил: — Новые мероприятия партии показывают нам, труженикам сель ского хозяйства, ясную перспекти ву дальнейшего развития колхоза. Взять, хотя бы вопрое о повышении валового ебора зерна. Наш колхоз за последнее время стал собирать зерна намного больше, чем два — три года назад. Однако мы не полностью использовали все воз можности увеличения урожайности зерновых культур. Теперь с этим недостатком мы покончим. Чтобы увеличить урожаи зерновых уже в будущем году на 2— 3 центнера с гектара против нынешнего года, мы проведем вовремя весь комплекс агромероприятий: сев зерновых за 4 — 5 дней, а уборку — за 10— 11 дней. Колхоз имеет 13 тракторов, мно го комбайнов и другой техники, которую мы стремимся быстрее от ремонтировать. Вся площадь будет засеяна высококачественными се менами. — Доход нашей артели, — ска зала колхозница сельхозартели Медведева, —■ достиг в этом году трех миллионов рублей. На трудо день колхозники получили много хлеба и других продуктов, денег. Но мы можем еще более повысить доходы колхоза, особенно за счет увеличения урожайности таких культур, как сахарная свекла. Мы, свекловоды, в ответ на заботу на шей партии о колхозном крестьян стве обязуемся вырастить в буду щем году не менее 300 центнеров свеклы с каждого гектара. Д . ИВАНОВСКИЙ. Соб. корр. «Ленинского знамени»). п л о ды м у д р о й п о л и т и к и Р О Д Н О Й П А Р Т И И ИЗМ АЛКОВО. (Соб. корр. «Лв- нинсного знамени»). Т руженики сельского хозяйства района с глу боким интересом изучают доклад то варища Н. С. Хрущева на проходя щем сейчас Плен уме ЦК К ПСС «И то ги развития сельского хозяйства за последние пять лет и задачи даль нейшего увеличения производства сельскохозяйственн ых продуктов». — С чувством большой гордости за свою Родину и Коммунистиче скую партию знакомятся советские люди с докладом товарища Н. С. Хру щева,—-говорит председатель колхо за «Путь к коммунизму» Н. Ф. К о з ь я к о б . — За последние 5 лет на ше сельское хозяйство, вопреки про тиводействию маловеров и нытиков из антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова. Булганина и Шепилова. развивалось по пути неуклонного подъема. Взять хотя бы наш колхоз. Хо зяйство у нас среднее, ничем осо бым не выделяется. Но после сен тябрьского Пленума ЦК КПСС про изводство зерна удвоилось, а про изводство мяса и молока возросло почти в 10 раз. Наши успехи, как и достижения всего социалистиче ского сельского хозяйства, — это замечательные плоды мудрой поли тики Коммунистической партии. Еще более широкие перспективы открываются перед нами в предстоя щем семилетииУКолхозы имеют все необходимые условия, чтобы значи тельно увеличить производство ос новных сельскохозяйственных про дуктов. И каждый колхозник, ме ханизатор, специалист сельского хозяйства етремитея лучше исполь зовать эти условия. ШКОЛУ- БЛИЖЕ К ЖИЗНИ! О бсуж даем тезисы Ц К КПСС и Совета М инистров СССР О заочном обучении учител ей Труженики сельского хозяйства нашей области с большим интере сом следят за работой декабрьского Пленума ЦК КПСС. На снимке: зоотехник сельхозартели «13-й Октябрь» Липецкого района комсомолка Александра Кукина знакомит колхозников с докла дом Н. С. Хрущева на 'Пленуме ЦК. Фото, Ю. Ардашева. Т_| АШЕ сельское хо зяйство растет * * и приобретает черт ы индустри ального производства. В нем нахо дят все большее применение все возможные машины. Такое разви тие сельского хозяйства требует хо рошо подготовленных кадров, лю дей, отлично знающих технику, ос новы агрономии и животноводства. Эти кадры должны дать советская общеобразовательная, трудовая по литехническая школа. В последние годы учащиеся школ нашей области стали выращивать кукурузу, карто фель, сах а р н у ю свеклу и другие культуры на пло щадях ■ в несколько гектаров. Дети работали на участках, но их мало обучали приемам агротехники. Та ким образом, педагогическая цен ность этого мероприятия незначи тельна. Кроме того, посещаемость практических работ летом очень низка, потому что учащиеся нахо дятся в это время на каникулах. В настоящее время назрела не обходимость изменить сроки кани кул: большую часть наникулярного времени перенести на зиму, а меньшую —на пето. В зимкве время не менее благоприятные условия для отдыха детей, чем летом. Ле том же дети сельских школ долж ны трудиться и учиться на учебно опытных хозяйствах и от начала до конца провести все сельскохозяйст венные работы, связанные с по лучением урожая. От некоторых учителей и дирек торов школ можно слышать, что пришкольные учебно-опытные уча стки уже сыграли роль и, якобы, должны отойти на задний план. Мне кажется, что это мнение ошибочно и не имеет под собой оснований. Во- первых. оно противоречит основным принципам педагогики: «от про стого к сложному», «пт незнания к знанию». Во-вторых, оно ведет к снижению опытнической тг натура листической работы в школе. 175 работников промышленнь редприятий г. Ельца учатся ных п в вечернем машиностроительном техникуме (филиал Липецкого машиностроительного техникума). На снимке: контролер ОТК элементного завода И. Гуревич,) обжигальщик завода «Прожек- - торные угли» А. Саввин, рабочие элементного завода—заготовитель инструментов В. Коняев, слесарь V Ю. Макохин, оклейщица Т. Па- г стушкова, слесарь-н а л а д ч и к Р. Концсвич за лабораторной ра ботой. Фото Л. Черкашина. Б о д н о м Мне кажется, перестройку следу ет проводить по пути расширения существующих пришкольных участ ков с разделением их на отделы. Учебно-опытные отделы на полях учхоза должны являться важней шим звеном в осуществлении поли технического образования. Эти от делы позволят плодотворно вести работу с учащимися начальных классов и развивать в них инициа тиву, самостоятельность, организа ционные способности. Взамен уроков естествознания в начальных классах надо будет раз работать тематику опытов с уче том возраста детей и их подго товленности. Большинство тем должно отвечать требованиям переч ня навыков и умений . для юного пионера. Таким образом, учащиеся по окончании Четвертого класса бу дут уметь пользоваться ручным сельскохозяйственным инвентарем и иметь необходимую подготовку для изучения биологии в старших клас сах. Практические занятия по биоло гии в 6, 7 и 8 классах, а также время, отведенное на производст венную практику, целесообразно пе ренести на поля учебно-опытного хозяйства, где учащиеся будут зна комиться с основными вопросами 1организации сельскохозяйственного Несколько предложений Тезисы ПК КПСС и Совета Мини стров СССР затрагивают жизнь каждого советского человека. Я лично рассматриваю предстоящую перестройку школы как новый важ ный шаг в деле воспитания строи телей коммунистического общест ва. Труд и только труд может дать молодому человеку правиль ное коммунистическое представле ние о жизни. Не имея трудовых навыков, часть наших юношей и де вушек поверхностно смотрит на жизнь. Они менее устойчивы идеологически, чаще пасуют перед трудностями. Хочется высказать в связи с этим некоторые практические со ображения. Надо прямо сказать, что многие педагоги, особенно начальных клас сов, сейчас не в состоянии увязы вать теоретические объяснения с практическим показом. Во-первых, пни сами еще слабо владеют этими навыками; во-вторых, в школах слаба учебно-материальная база. Значит, необходимо, чтобы учителя практически изучили программы по труду и основам производства. Шко лы нужно оснастить учебно-нагляд ными пособиями, измерительной ап паратурой. Надо подумать о моделях спец одежды для детей, занимающихся трудом. В ученичесной форме тру дом заниматься не следует. В школьных мастерских надо не только обучать школьников прак тическим навыкам, но и организо вать силами учеников старших классов изготовление продукции для реализации, а средства от это го использовать на приобретение материалов, инструментов, вообще для совершенствования производст венной базы школы. Там. где мастерских нет, их сле дует строить силами учеников по типовым проектам. По-моему, каж- , дя школа в состоянии в течение 2— 3 лет своими силами построить хорошие мастерсрпе. Л. ГУДИМОВИЧ, техник дирекции радио трансляционных сетей. Труд— на первый план По всей стране сейчас идет об суждение тезисов ПК. КПСС и Со вета Министров СССР «Об укреп лении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране». Ак тивное участие в этом обсуждении принимают родители школьников Тербунского района. И это понятно. Родителей глубоко волнует вопрос: по какому пути пойдут школ ы, как будет организовано воспитание мо лодого поколения, которому предсто ит завершить строительство комму низма. Теперь уже каждому ясно, что существующая система обучения не отвечает требованиям времени. Тезисы ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР правильно намечают пути перестройки школы, Нас, ро дителей. радует то, что уже после окончания восьмилетки дети будут иметь необходимые навыки труда. А средняя школа даст определен ную профессию молодому человеку. Тогда молодежь будет другими гла зами смотреть на жизнь. У нас большая семья, все работа ют. Каждого ребенка м ы с детства приучали трудиться, обслуживать себя. В жизнь наши дети вступают смело, не боясь трудностей. Приви вая любовь к труду, школа должна, на мой взгляд, больше внимания уделять повышению культуры пове дения, физическому воспитанию учащихся. А. РЕДЬКИНА, мать-героиня. Тербунский район. производства, но при этом требует ся отвести определенное время на работу на опытных делянках, где учащиеся будут заниматься вопро сами селекции, сортоиспытания, удобрения и т. п. До настоящего времени участки, которые выделяли колхозы в неко торых школах, делились на меньшие и закреплялись за учащимися, что якобы, повышало ответственность учащихся за порученное дело. Мне кажется, подобная методика ошибоч на. Учащиеся при такой организа ции не смотрят дальше своей де лянки, мало помо гают друг другу и у них появляется чувство индиви дуализма. Под учебно-опытные хозяйства нужно выделить хорошие земли вблизи школ площадью не менее 25— 40 гектаров и создать для них хорошую материальную базу. Эта площадь позволит в полную меру применять сельскохозяйственную технику. Я думаю, что нет нужды отделять учебное хозяйство школы от колхоза, а создать школьную бригаду, на которую распространял ся бы устав сельхозартели. Такое взаимоотношение школы и колхоза еще более приблизит школу к жизни. С первых дней работы учхоза учащимся необходимо выдать доку мент, в котором отмечать прохожде ние производственной практики и выставлять оценку выполненной ра боты. Это позволит поднять на должную высоту трудовую дисцип лину школьников и учет работы. До настояще Л времени практи куется сезонное участие школьни ков в работе на фермах, но это но сит, главн ым образом, созерцатель ный характер. Дети болмие наблю дают, чем делают сами. В тех шко лах, где есть помещения, необходи мо организовать школьные живот новодческие фермы, а где их нет, получить рабочие места на живот новодческих фермах колхозов и совхозов. Живейшее участие в перестройке школ обязаны принять колхозы, ко торые заинтересованы в подготов ке грамотных, инициативных, творческих работников сельского хозяйства. В. ПОЖИДАЕВ, директор областной станции юных натуралистов. В общей системе подготовки кад ров для народного хозяйства боль шое значение имеют заочные отде ления при педагогических институ тах, готовящие учителей для мас совой школы. Значительная часть работающих сейчас преподавателей, директоров и завучей получила высшее образование заочно и ус пешно справляется со своими за дачами. Однако в системе заочной подго товки учителей имеется еще много недостатков, которые следует не медленно устранить. Прежде всего, нам кажется, нужно, если не совсем ликвидировать, то хотя бы значи тельно разгрузить зимнюю учебно- зкзаменационную сессию, сделав ее в основном экзаменационной. Время же, отводимое учебным пла ном для чтения лекций и проведе ния практических и семинарских занятий, отнести на лето. С этой целью сроки проведения летней сессии увеличить с 30 до 45 дней. Мы считаем, что контрольные ра боты по литературе, истории и пред метам социально-экономического цикла, даже при условии добросове стного выполнения их студентами, существенной роли в научной под готовке учителя не играют, и пред лагаем заменить контрольные рабо ты по этим дисциплинам собеседова нием по прочитанной литературе, списки которой разрабатываются и утверждаются кафедрами института. Контрольные работы следует ос тавить только по предметам мате матическим и языковедческим. Ликвида ция контрольн ых работ высвободит много времени для за очника, которое ему так необходи мо для действительно глубокого изу чения предметов. Время же, затра чиваемое преподавателями на про верку работ и написание рецен зий, разумнее было бы употребить на разработку методических указа ний. составление задач, упражнений и т. д„ имеющих своей целью по мочь заочнику в приобретении зва ний и навыков с наименьшей затра той сил и энергии, на выезды в районы для оказания помощи за очникам и ознакомления с их рабо той на местах. Срок обучения на заочных отде лениях педвузов необходимо увели чить до 6 лет, в частности, на ма тематических факультетах, где учеб ные планы особенно напряженные. Студенту-заочнику, обучающемуся в институте и в то же время часто ведущему общественную работу, очень трудно за 5 лет глубоко ус воить всю ту сумму знаний и навы ков, которыми должен обладать квалифицированный учитель. Имеют место и другие недостатки, свойственные в той или иной мере всем заочным учебным заведениям. Ликвида ция этих недостатков позво лит улучшить подготовку кадров для народного хозяйства и культур но-просветительн ых учреждений. Прежде всего необходимо созда ние хороших учебников и учебных пособий, позволяющих заочнику в условиях длительного отрыва от ин ститута самостоятельно и глубоко изучать предметы. Эти пособия не обходимо выпускать массовым ти ражом для бесперебойного снабже ния заочников. Во-вторых, необходимо в самое ближайшее время пересмотреть су ществующие штаты заочных отде лений. Ненормальным является такое положение, когда на одного преподавателя приходится до 75 студентов-заочников. Это затрудняет работу и не способствует повыше нию качества подготовки специали сток. Ликвида ция этих и многих других недостатков поможет усовершенст вованию системы заочного обучения, К. КИВИЛЬША, заместитель директора по заочному обучению Липецкого педагогического института. Назревшие вопросы Школы рабочей молодежи в на стоящее время находятся не совсем в благоприятных условиях. Их не обходимо прежде всего обеспечить собственными зданиями, учебными кабинетами и различным оборудова нием. Как ни странно, но до сих пор школы рабочей молодежи не имеют специальных программ и учебников. Для учителей школ рабочей мо лодежи издается двухмесячный ме тодический журнал «Общеобразова тельная школа взрослых». К сожа лению, этот журнал, к?«кдый номер которого ждут с большим нетерпе нием, выходит очень редко. Необ ходимо сделать журнал «Общеобра зовательная школа взрослых» еже месячным. Следует также подумать о том, чтобы приравнять учителей школ рабочей и сельской 'Молодежи в зарплате к учителям дневных школ. Нужно, чтобы в комплектовании школ рабочей и сельской молодежи принимали участие инспекторы обл- оно. Это поможет обеспечить шко лы лучшими преподавателями. Д . ШАТАЛОВ, директор школы рабочей молодежи г. Чаплыгина. З А Д Е В Я Т И Л Е Т К У Я считаю, что по сылать ребенка в школу необходимо с восьмилетнего возра ста и обучать не во семь, а девять лет по сокращенной програм ме ныне существую щих десятилеток. Но при школах надо обя зательно иметь ма стерские, учебно-опыт ные хозяйства или же организовать учеб ные классы на пред приятиях для обуче ния школьников., В этих мастерских, учеб но-опытных хозяйст вах и участках надо прививать учащимся практические навыки, выявлять их склонно сти к какой-либо спе циальности. Окончив девятилет ку, подросток 16—17 лет морально и физи чески будет подготов лен для работы на производстве. Он так же может учиться в вечерней школе. Многие молодые ра бочие нашего завода выражают горячее же лание продолжать уче бу без отрыва от про изводства в политех ническом институте, но его в г. Липецке нет. Поэтому я считаю, что в Липецке надо от крыть политехниче ский институт. Е. РОЖЕНКО, водосмотр ТЭЦ Новолипецкого завода. Вос п и т ание и общес тв еннос т ь В соответствии с тезисами ЦК КПСС и Совета Министров СССР наша школа вполне может стать средней общеобразовательной тру довой политехнической школой с производственным обучением. Шко ла имеет для начала необходимую материальную базу; она располага ет большим зданием, оборудован ными физическими, химическими и биологическими кабинетами, а так же кабинетом машиноведения. У нае есть хороший учебно-опытный участок. Производственное обуче ние будет проводиться в школьных мастерских, в одной из строитель ных организаций и в цехах распо ложенного по соседству станко строительного завода. Производственная база школы будет увеличиваться, К новому 1959—60 учебному году мастер ские расширятся. Запланирована пристройка к школьному зданию физкультурного и актового залов, Внимательно изучив тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР, коллектив учителей нашей школы в целях обеспечения подлинного коммунистического воспитания уча щихся вносит предложение умень шить учебную нагрузну учителей — классных руководителей до 9 ча сов в неделю. Тогда у классного руководителя будет больше време ни для воспитательном работы на тольке с учащимися, но и с родите лями, Опыт показывает, что успех в учебно-воспитательной работе при ходит только тогда, когда существу ет тесная связь между школой и родительской общественностью. Подавляющее большинство роди телей принимает активное участие в воспитании своих детей. Но есть, к сожалению, и такие родители, которые не только не помогают школе, но своим недостойным пове дением в семье противодействуют школьному воспитанию. Возчик Липецкого торга т. П ро скурин часто возвращается с рабо ты в нетрезвом виде, устраивает дебоши, из-за которых дети нередко вынуждены ночевать у соседей, или на чердаке. Неоднократные беседы с ним членов родительского коми тета и учительницы т. Ольчук, у которой учится сын т. Проскури на, ни к чему не приводят. Педагогический коллектив школы считает необходимым повысить от ветственность родителей за воспи тание своих детей. Определенную ответственность в этих случаях должны нести и общественный ор ганизации, предприятия и учрежде ния, в которых работают родители учащихся. Мы считаем также целесообраз ным расширить права родительско го комитета, повысить его ответ ственность за учебно-воспитатель ную работу в школе, предоставить родительскому комитету право орга низовывать при школе показатель ный суд родительской общественно сти и судить им нерадивых родите лей, не желающих по-настоящему воспитывать своих детей, а в отдель ных случаях ходатай- Ж ствовать перед соот- ветствующими органи зациями о лишении таких лиц ро дительских прав. В практике школы иногда быва ют случаи, когда ученик за систе матическое и грубое нарушение правил внутреннего распорядка подлежит исключению из школы и решением педсовета исключается. Но беда в том, что через несколько дней этот ученик снова появляется в школе по приказу вышестоящих органов народного образования, от меняющих решение педагогического совета. По-нашему мнению, такая практика порочна, так как она не способствует повышению уровня учебно-воспитательной работы. Мы считает полезным в будущем пре доставить педагогическому совет? п о лн о й право самос то я т ел ьно ре шать вопросы исключения учащих ся из школы. Выражая твердую уверенность в том, что в результате всенародного обсуждения тезисов ПК КПСС и Со вета Министров СССР будет созда на новая система народного обра зования, которая явится важным шагрм вперед в укреплении связи школы с жизнью, педагогический коллектив Лип ецкой средней школ ы Л! 2 да ет слово с честью в ыпол нить свои задачи по коммунисти ческому воспитанию молодежи. По поручению педагоги ческого коллектива школы № 2 г. Липецка А. СИМ- КИНА, В. ПШ1ШКИН, Н. ЕГУПОВ. "’С Ь
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz