Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 18 декабря 1958 г., Л* 295 (13545 Замеча тельные итоги, захватывающие перспективы О т клики та доклад товарища Н. С. Хрущева на декабрьском Пленуме ЦК КТ^СС ☆ ' * Путь к изобилию в с е х п р о д у к т о в Т рудящиеся Мос квы с большим интересом знакомятся с материала-' ми декабрьского Пленума ЦК КПСС. Читая доклад товарища Н. С. Хру­ щева, они е гордостью отмечают крупнейшие успехи, одержанные за последние пять лет социалисти­ ческим сельским хозяйством, и за­ мечательные перспективы, откры­ вающиеся в предстоящем семиле­ тии. Большую и всестороннюю помощь оказывает сельскому хозяйству мно­ готысячный коллектив столичного автомобильного завода имени Лиха ­ чева. Сотни молодых автомобиле­ строителей уехали на освоение це­ линных и залежных земель, стали хорошими специалистами в совхо­ зах А лтая Я Казахстана. Более 30 оп ытных руководителей послал за­ вод в колхозы и РТС Орловской и : Белгородской областей. Немалую по- ! мощь оказывает предприятие и под- | шефному Наро-Фоминскому району Московской области. В цехах проходят читки мате­ риалов Пленума ЦК КПСС, завязы­ ваются оживленные беседы. Ма­ стер — инструктор кузнечного це­ ха М. Ушкалов, проработавший у молота свыше двадцати лет, гово­ рит: — Наша партия взяла правиль­ ный курс на решительную пере­ стройку сельского хозяйства. Мои родные пишут из Курской области, что сейчд* они переживают дни не­ бывалого подъема. У труженике я колхозной деревни выросли крылья. О..и с каждым годом умножают ар­ тельное хозяйство, дают государст­ ву все больше продукции. Рабочий класс всегда помогал и поможет сейчас колхозам и совхозам в ре­ шении больших задач, поставленных декабрьским Пленумом ЦК КПСС. Борьба партии и всего советского народа за подъем сельского хозяй­ ства увенчалась выдающейся побе­ дой. Об этом сегодня говорят куз­ нецы и литейщики, токари и фре­ зеровщики, сборщики моторов, ав­ томобилей, автобусов — люди раз­ ных профессий, разных возрастов. Многочисленные отклики вызвал доклад товарища Н. С. Хрущева на металлургическом заводе- «Серп и молот». В первом и втором марте­ новских цехах, в сортопрокатном и других цехах агитаторы знакомили рабочих С текстом доклада. Стале­ вары и прокатчики с гордостью го­ ворили о достижениях сельского хо­ зяйства. В беседах они высказыва­ ли глубокое удовлетворение достиг­ нутыми результатами. С глубоким удовлетворением встре­ тил коллектив Первого подшипни­ кового завода Информационное со­ общение о Пленуме ЦК КПСС. Во всех цехах и отделах состоялись читки газет и беседы агитаторов по докладу товарища Н. С. Хрущева. (Т АСС). Г о р я ч е е о д о б р е н и е Обсуждение на декабрьском Пл е­ нуме ЦК К ПСС воп роса об итогах развития сельского хозяйства за последние пять лет и задачах дальнейшего увеличения производ­ ства сельскохозяйственн ых продук­ тов воспринято тружениками Чай- лыгинского района как новое про­ явление заботы Коммунистической партии о благосостоянии совет­ ского народа. Ознакомившись с докладом товарища Н. С. Хрущева на Пленуме, колхозники горячо одобряют его. ... Многолюдно было в правлении колхоза «40 лет Октября» утром 16 декабря, в день передачи по радио доклада товарища Н. С. Хру- щева на Пленуме ЦК КПСС. Про­ слушав передачу, председатель колхоза т. Кириченко заявил: — Новые мероприятия партии показывают нам, труженикам сель­ ского хозяйства, ясную перспекти­ ву дальнейшего развития колхоза. Взять, хотя бы вопрое о повышении валового ебора зерна. Наш колхоз за последнее время стал собирать зерна намного больше, чем два — три года назад. Однако мы не­ полностью использовали все воз­ можности увеличения урожайности зерновых культур. Теперь с этим недостатком мы покончим. Чтобы увеличить урожаи зерновых уже в будущем году на 2— 3 центнера с гектара против нынешнего года, мы проведем вовремя весь комплекс агромероприятий: сев зерновых за 4 — 5 дней, а уборку — за 10— 11 дней. Колхоз имеет 13 тракторов, мно­ го комбайнов и другой техники, которую мы стремимся быстрее от­ ремонтировать. Вся площадь будет засеяна высококачественными се­ менами. — Доход нашей артели, — ска­ зала колхозница сельхозартели Медведева, —■ достиг в этом году трех миллионов рублей. На трудо­ день колхозники получили много хлеба и других продуктов, денег. Но мы можем еще более повысить доходы колхоза, особенно за счет увеличения урожайности таких культур, как сахарная свекла. Мы, свекловоды, в ответ на заботу на­ шей партии о колхозном крестьян­ стве обязуемся вырастить в буду­ щем году не менее 300 центнеров свеклы с каждого гектара. Д . ИВАНОВСКИЙ. Соб. корр. «Ленинского знамени»). п л о ды м у д р о й п о л и т и к и Р О Д Н О Й П А Р Т И И ИЗМ АЛКОВО. (Соб. корр. «Лв- нинсного знамени»). Т руженики сельского хозяйства района с глу­ боким интересом изучают доклад то­ варища Н. С. Хрущева на проходя­ щем сейчас Плен уме ЦК К ПСС «И то­ ги развития сельского хозяйства за последние пять лет и задачи даль­ нейшего увеличения производства сельскохозяйственн ых продуктов». — С чувством большой гордости за свою Родину и Коммунистиче­ скую партию знакомятся советские люди с докладом товарища Н. С. Хру­ щева,—-говорит председатель колхо­ за «Путь к коммунизму» Н. Ф. К о з ь я к о б . — За последние 5 лет на­ ше сельское хозяйство, вопреки про­ тиводействию маловеров и нытиков из антипартийной группы Молотова, Кагановича, Маленкова. Булганина и Шепилова. развивалось по пути неуклонного подъема. Взять хотя бы наш колхоз. Хо­ зяйство у нас среднее, ничем осо­ бым не выделяется. Но после сен­ тябрьского Пленума ЦК КПСС про­ изводство зерна удвоилось, а про­ изводство мяса и молока возросло почти в 10 раз. Наши успехи, как и достижения всего социалистиче­ ского сельского хозяйства, — это замечательные плоды мудрой поли­ тики Коммунистической партии. Еще более широкие перспективы открываются перед нами в предстоя­ щем семилетииУКолхозы имеют все необходимые условия, чтобы значи­ тельно увеличить производство ос­ новных сельскохозяйственных про­ дуктов. И каждый колхозник, ме­ ханизатор, специалист сельского хозяйства етремитея лучше исполь­ зовать эти условия. ШКОЛУ- БЛИЖЕ К ЖИЗНИ! О бсуж даем тезисы Ц К КПСС и Совета М инистров СССР О заочном обучении учител ей Труженики сельского хозяйства нашей области с большим интере­ сом следят за работой декабрьского Пленума ЦК КПСС. На снимке: зоотехник сельхозартели «13-й Октябрь» Липецкого района комсомолка Александра Кукина знакомит колхозников с докла­ дом Н. С. Хрущева на 'Пленуме ЦК. Фото, Ю. Ардашева. Т_| АШЕ сельское хо зяйство растет * * и приобретает черт ы индустри­ ального производства. В нем нахо­ дят все большее применение все­ возможные машины. Такое разви­ тие сельского хозяйства требует хо­ рошо подготовленных кадров, лю­ дей, отлично знающих технику, ос­ новы агрономии и животноводства. Эти кадры должны дать советская общеобразовательная, трудовая по­ литехническая школа. В последние годы учащиеся школ нашей области стали выращивать кукурузу, карто­ фель, сах а р н у ю свеклу и другие культуры на пло­ щадях ■ в несколько гектаров. Дети работали на участках, но их мало обучали приемам агротехники. Та­ ким образом, педагогическая цен­ ность этого мероприятия незначи­ тельна. Кроме того, посещаемость практических работ летом очень низка, потому что учащиеся нахо­ дятся в это время на каникулах. В настоящее время назрела не­ обходимость изменить сроки кани­ кул: большую часть наникулярного времени перенести на зиму, а меньшую —на пето. В зимкве время не менее благоприятные условия для отдыха детей, чем летом. Ле­ том же дети сельских школ долж­ ны трудиться и учиться на учебно­ опытных хозяйствах и от начала до конца провести все сельскохозяйст­ венные работы, связанные с по­ лучением урожая. От некоторых учителей и дирек­ торов школ можно слышать, что пришкольные учебно-опытные уча­ стки уже сыграли роль и, якобы, должны отойти на задний план. Мне кажется, что это мнение ошибочно и не имеет под собой оснований. Во- первых. оно противоречит основным принципам педагогики: «от про­ стого к сложному», «пт незнания к знанию». Во-вторых, оно ведет к снижению опытнической тг натура­ листической работы в школе. 175 работников промышленнь редприятий г. Ельца учатся ных п в вечернем машиностроительном техникуме (филиал Липецкого машиностроительного техникума). На снимке: контролер ОТК элементного завода И. Гуревич,) обжигальщик завода «Прожек- - торные угли» А. Саввин, рабочие элементного завода—заготовитель инструментов В. Коняев, слесарь V Ю. Макохин, оклейщица Т. Па- г стушкова, слесарь-н а л а д ч и к Р. Концсвич за лабораторной ра­ ботой. Фото Л. Черкашина. Б о д н о м Мне кажется, перестройку следу­ ет проводить по пути расширения существующих пришкольных участ­ ков с разделением их на отделы. Учебно-опытные отделы на полях учхоза должны являться важней­ шим звеном в осуществлении поли­ технического образования. Эти от­ делы позволят плодотворно вести работу с учащимися начальных классов и развивать в них инициа­ тиву, самостоятельность, организа­ ционные способности. Взамен уроков естествознания в начальных классах надо будет раз­ работать тематику опытов с уче­ том возраста детей и их подго­ товленности. Большинство тем должно отвечать требованиям переч­ ня навыков и умений . для юного пионера. Таким образом, учащиеся по окончании Четвертого класса бу­ дут уметь пользоваться ручным сельскохозяйственным инвентарем и иметь необходимую подготовку для изучения биологии в старших клас­ сах. Практические занятия по биоло­ гии в 6, 7 и 8 классах, а также время, отведенное на производст­ венную практику, целесообразно пе­ ренести на поля учебно-опытного хозяйства, где учащиеся будут зна­ комиться с основными вопросами 1организации сельскохозяйственного Несколько предложений Тезисы ПК КПСС и Совета Мини­ стров СССР затрагивают жизнь каждого советского человека. Я лично рассматриваю предстоящую перестройку школы как новый важ­ ный шаг в деле воспитания строи­ телей коммунистического общест­ ва. Труд и только труд может дать молодому человеку правиль­ ное коммунистическое представле­ ние о жизни. Не имея трудовых навыков, часть наших юношей и де­ вушек поверхностно смотрит на жизнь. Они менее устойчивы идеологически, чаще пасуют перед трудностями. Хочется высказать в связи с этим некоторые практические со­ ображения. Надо прямо сказать, что многие педагоги, особенно начальных клас­ сов, сейчас не в состоянии увязы­ вать теоретические объяснения с практическим показом. Во-первых, пни сами еще слабо владеют этими навыками; во-вторых, в школах слаба учебно-материальная база. Значит, необходимо, чтобы учителя практически изучили программы по труду и основам производства. Шко­ лы нужно оснастить учебно-нагляд­ ными пособиями, измерительной ап­ паратурой. Надо подумать о моделях спец­ одежды для детей, занимающихся трудом. В ученичесной форме тру­ дом заниматься не следует. В школьных мастерских надо не только обучать школьников прак­ тическим навыкам, но и организо­ вать силами учеников старших классов изготовление продукции для реализации, а средства от это­ го использовать на приобретение материалов, инструментов, вообще для совершенствования производст­ венной базы школы. Там. где мастерских нет, их сле­ дует строить силами учеников по типовым проектам. По-моему, каж- , дя школа в состоянии в течение 2— 3 лет своими силами построить хорошие мастерсрпе. Л. ГУДИМОВИЧ, техник дирекции радио­ трансляционных сетей. Труд— на первый план По всей стране сейчас идет об­ суждение тезисов ПК. КПСС и Со­ вета Министров СССР «Об укреп­ лении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в стране». Ак ­ тивное участие в этом обсуждении принимают родители школьников Тербунского района. И это понятно. Родителей глубоко волнует вопрос: по какому пути пойдут школ ы, как будет организовано воспитание мо­ лодого поколения, которому предсто­ ит завершить строительство комму­ низма. Теперь уже каждому ясно, что существующая система обучения не отвечает требованиям времени. Тезисы ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР правильно намечают пути перестройки школы, Нас, ро­ дителей. радует то, что уже после окончания восьмилетки дети будут иметь необходимые навыки труда. А средняя школа даст определен­ ную профессию молодому человеку. Тогда молодежь будет другими гла­ зами смотреть на жизнь. У нас большая семья, все работа­ ют. Каждого ребенка м ы с детства приучали трудиться, обслуживать себя. В жизнь наши дети вступают смело, не боясь трудностей. Приви­ вая любовь к труду, школа должна, на мой взгляд, больше внимания уделять повышению культуры пове­ дения, физическому воспитанию учащихся. А. РЕДЬКИНА, мать-героиня. Тербунский район. производства, но при этом требует­ ся отвести определенное время на работу на опытных делянках, где учащиеся будут заниматься вопро­ сами селекции, сортоиспытания, удобрения и т. п. До настоящего времени участки, которые выделяли колхозы в неко­ торых школах, делились на меньшие и закреплялись за учащимися, что якобы, повышало ответственность учащихся за порученное дело. Мне кажется, подобная методика ошибоч­ на. Учащиеся при такой организа­ ции не смотрят дальше своей де­ лянки, мало помо­ гают друг другу и у них появляется чувство индиви­ дуализма. Под учебно-опытные хозяйства нужно выделить хорошие земли вблизи школ площадью не менее 25— 40 гектаров и создать для них хорошую материальную базу. Эта площадь позволит в полную меру применять сельскохозяйственную технику. Я думаю, что нет нужды отделять учебное хозяйство школы от колхоза, а создать школьную бригаду, на которую распространял­ ся бы устав сельхозартели. Такое взаимоотношение школы и колхоза еще более приблизит школу к жизни. С первых дней работы учхоза учащимся необходимо выдать доку­ мент, в котором отмечать прохожде­ ние производственной практики и выставлять оценку выполненной ра­ боты. Это позволит поднять на должную высоту трудовую дисцип­ лину школьников и учет работы. До настояще Л времени практи­ куется сезонное участие школьни­ ков в работе на фермах, но это но­ сит, главн ым образом, созерцатель­ ный характер. Дети болмие наблю­ дают, чем делают сами. В тех шко­ лах, где есть помещения, необходи­ мо организовать школьные живот­ новодческие фермы, а где их нет, получить рабочие места на живот­ новодческих фермах колхозов и совхозов. Живейшее участие в перестройке школ обязаны принять колхозы, ко­ торые заинтересованы в подготов­ ке грамотных, инициативных, творческих работников сельского хозяйства. В. ПОЖИДАЕВ, директор областной станции юных натуралистов. В общей системе подготовки кад­ ров для народного хозяйства боль­ шое значение имеют заочные отде­ ления при педагогических институ­ тах, готовящие учителей для мас­ совой школы. Значительная часть работающих сейчас преподавателей, директоров и завучей получила высшее образование заочно и ус­ пешно справляется со своими за­ дачами. Однако в системе заочной подго­ товки учителей имеется еще много недостатков, которые следует не­ медленно устранить. Прежде всего, нам кажется, нужно, если не совсем ликвидировать, то хотя бы значи­ тельно разгрузить зимнюю учебно- зкзаменационную сессию, сделав ее в основном экзаменационной. Время же, отводимое учебным пла­ ном для чтения лекций и проведе­ ния практических и семинарских занятий, отнести на лето. С этой целью сроки проведения летней сессии увеличить с 30 до 45 дней. Мы считаем, что контрольные ра­ боты по литературе, истории и пред­ метам социально-экономического цикла, даже при условии добросове­ стного выполнения их студентами, существенной роли в научной под­ готовке учителя не играют, и пред­ лагаем заменить контрольные рабо­ ты по этим дисциплинам собеседова­ нием по прочитанной литературе, списки которой разрабатываются и утверждаются кафедрами института. Контрольные работы следует ос­ тавить только по предметам мате­ матическим и языковедческим. Ликвида ция контрольн ых работ высвободит много времени для за­ очника, которое ему так необходи­ мо для действительно глубокого изу­ чения предметов. Время же, затра­ чиваемое преподавателями на про­ верку работ и написание рецен­ зий, разумнее было бы употребить на разработку методических указа­ ний. составление задач, упражнений и т. д„ имеющих своей целью по­ мочь заочнику в приобретении зва­ ний и навыков с наименьшей затра­ той сил и энергии, на выезды в районы для оказания помощи за­ очникам и ознакомления с их рабо­ той на местах. Срок обучения на заочных отде­ лениях педвузов необходимо увели­ чить до 6 лет, в частности, на ма­ тематических факультетах, где учеб­ ные планы особенно напряженные. Студенту-заочнику, обучающемуся в институте и в то же время часто ведущему общественную работу, очень трудно за 5 лет глубоко ус­ воить всю ту сумму знаний и навы­ ков, которыми должен обладать квалифицированный учитель. Имеют место и другие недостатки, свойственные в той или иной мере всем заочным учебным заведениям. Ликвида ция этих недостатков позво­ лит улучшить подготовку кадров для народного хозяйства и культур­ но-просветительн ых учреждений. Прежде всего необходимо созда­ ние хороших учебников и учебных пособий, позволяющих заочнику в условиях длительного отрыва от ин­ ститута самостоятельно и глубоко изучать предметы. Эти пособия не­ обходимо выпускать массовым ти­ ражом для бесперебойного снабже­ ния заочников. Во-вторых, необходимо в самое ближайшее время пересмотреть су­ ществующие штаты заочных отде­ лений. Ненормальным является такое положение, когда на одного преподавателя приходится до 75 студентов-заочников. Это затрудняет работу и не способствует повыше­ нию качества подготовки специали­ сток. Ликвида ция этих и многих других недостатков поможет усовершенст­ вованию системы заочного обучения, К. КИВИЛЬША, заместитель директора по заочному обучению Липецкого педагогического института. Назревшие вопросы Школы рабочей молодежи в на­ стоящее время находятся не совсем в благоприятных условиях. Их не­ обходимо прежде всего обеспечить собственными зданиями, учебными кабинетами и различным оборудова­ нием. Как ни странно, но до сих пор школы рабочей молодежи не имеют специальных программ и учебников. Для учителей школ рабочей мо­ лодежи издается двухмесячный ме­ тодический журнал «Общеобразова­ тельная школа взрослых». К сожа­ лению, этот журнал, к?«кдый номер которого ждут с большим нетерпе­ нием, выходит очень редко. Необ­ ходимо сделать журнал «Общеобра­ зовательная школа взрослых» еже­ месячным. Следует также подумать о том, чтобы приравнять учителей школ рабочей и сельской 'Молодежи в зарплате к учителям дневных школ. Нужно, чтобы в комплектовании школ рабочей и сельской молодежи принимали участие инспекторы обл- оно. Это поможет обеспечить шко­ лы лучшими преподавателями. Д . ШАТАЛОВ, директор школы рабочей молодежи г. Чаплыгина. З А Д Е В Я Т И Л Е Т К У Я считаю, что по­ сылать ребенка в школу необходимо с восьмилетнего возра­ ста и обучать не во­ семь, а девять лет по сокращенной програм­ ме ныне существую­ щих десятилеток. Но при школах надо обя­ зательно иметь ма­ стерские, учебно-опыт­ ные хозяйства или же организовать учеб­ ные классы на пред­ приятиях для обуче­ ния школьников., В этих мастерских, учеб­ но-опытных хозяйст­ вах и участках надо прививать учащимся практические навыки, выявлять их склонно­ сти к какой-либо спе­ циальности. Окончив девятилет­ ку, подросток 16—17 лет морально и физи­ чески будет подготов­ лен для работы на производстве. Он так­ же может учиться в вечерней школе. Многие молодые ра­ бочие нашего завода выражают горячее же­ лание продолжать уче­ бу без отрыва от про­ изводства в политех­ ническом институте, но его в г. Липецке нет. Поэтому я считаю, что в Липецке надо от­ крыть политехниче­ ский институт. Е. РОЖЕНКО, водосмотр ТЭЦ Новолипецкого завода. Вос п и т ание и общес тв еннос т ь В соответствии с тезисами ЦК КПСС и Совета Министров СССР наша школа вполне может стать средней общеобразовательной тру­ довой политехнической школой с производственным обучением. Шко­ ла имеет для начала необходимую материальную базу; она располага­ ет большим зданием, оборудован­ ными физическими, химическими и биологическими кабинетами, а так­ же кабинетом машиноведения. У нае есть хороший учебно-опытный участок. Производственное обуче­ ние будет проводиться в школьных мастерских, в одной из строитель­ ных организаций и в цехах распо­ ложенного по соседству станко­ строительного завода. Производственная база школы будет увеличиваться, К новому 1959—60 учебному году мастер­ ские расширятся. Запланирована пристройка к школьному зданию физкультурного и актового залов, Внимательно изучив тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР, коллектив учителей нашей школы в целях обеспечения подлинного коммунистического воспитания уча­ щихся вносит предложение умень­ шить учебную нагрузну учителей — классных руководителей до 9 ча­ сов в неделю. Тогда у классного руководителя будет больше време­ ни для воспитательном работы на тольке с учащимися, но и с родите­ лями, Опыт показывает, что успех в учебно-воспитательной работе при­ ходит только тогда, когда существу­ ет тесная связь между школой и родительской общественностью. Подавляющее большинство роди­ телей принимает активное участие в воспитании своих детей. Но есть, к сожалению, и такие родители, которые не только не помогают школе, но своим недостойным пове­ дением в семье противодействуют школьному воспитанию. Возчик Липецкого торга т. П ро­ скурин часто возвращается с рабо­ ты в нетрезвом виде, устраивает дебоши, из-за которых дети нередко вынуждены ночевать у соседей, или на чердаке. Неоднократные беседы с ним членов родительского коми­ тета и учительницы т. Ольчук, у которой учится сын т. Проскури­ на, ни к чему не приводят. Педагогический коллектив школы считает необходимым повысить от­ ветственность родителей за воспи­ тание своих детей. Определенную ответственность в этих случаях должны нести и общественный ор­ ганизации, предприятия и учрежде­ ния, в которых работают родители учащихся. Мы считаем также целесообраз­ ным расширить права родительско­ го комитета, повысить его ответ­ ственность за учебно-воспитатель­ ную работу в школе, предоставить родительскому комитету право орга­ низовывать при школе показатель­ ный суд родительской общественно­ сти и судить им нерадивых родите­ лей, не желающих по-настоящему воспитывать своих детей, а в отдель­ ных случаях ходатай- Ж ствовать перед соот- ветствующими органи­ зациями о лишении таких лиц ро­ дительских прав. В практике школы иногда быва­ ют случаи, когда ученик за систе­ матическое и грубое нарушение правил внутреннего распорядка подлежит исключению из школы и решением педсовета исключается. Но беда в том, что через несколько дней этот ученик снова появляется в школе по приказу вышестоящих органов народного образования, от­ меняющих решение педагогического совета. По-нашему мнению, такая практика порочна, так как она не способствует повышению уровня учебно-воспитательной работы. Мы считает полезным в будущем пре­ доставить педагогическому совет? п о лн о й право самос то я т ел ьно ре­ шать вопросы исключения учащих­ ся из школы. Выражая твердую уверенность в том, что в результате всенародного обсуждения тезисов ПК КПСС и Со­ вета Министров СССР будет созда­ на новая система народного обра­ зования, которая явится важным шагрм вперед в укреплении связи школы с жизнью, педагогический коллектив Лип ецкой средней школ ы Л! 2 да ет слово с честью в ыпол­ нить свои задачи по коммунисти­ ческому воспитанию молодежи. По поручению педагоги­ ческого коллектива школы № 2 г. Липецка А. СИМ- КИНА, В. ПШ1ШКИН, Н. ЕГУПОВ. "’С Ь

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz