Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

16 декабря 19 58 г., Я 293 (1 3 5 2 ) ЛЕНИНСКОМ ЗНЖМЯ 3 Ш К О Л У- Б Л И Ж Е К И 3 И И! О бсуждаем т ез ис ы Ц К КП СС и Совета Министров СССР С ред няя т рудо вая А У Тезис ы ЦК КПСС и Совета Мини­ стров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного обра- зования в стране» совершенно пра­ вильно намечают два этапа сред­ него образования. Первый этап — всеобщее обязательное восьмилет- нее образование. Второй этап — различные формы среднего образо­ вания, органически сочетающиеся с производительным трудом.. Чтобы школы были по-настояще- ку трудовыми политехническими, необходимо первостепенное внима­ ние уделить созданию учебно-мате­ риальной базы. При каждой вось­ милетке должны быть хорошо обо­ рудованные учебные кабинеты, ма­ стерские по обработке дерева и ме­ талла и специальный' кабинет по домоводству. При каждой средней ^ шк оле или группе средних школ должны быть учебно-производст­ венные мастерские, оснащенные станочным оборудованием, В этих мастерских учащиеся будут прохо­ дить практические занятия и лет­ нюю производственную практику. По-новому должен решаться во­ прос о привитии учащимся навыков сельскохозяйственного труда. Наря­ ду е имеющимися учебно-опытными участками при каждой школе долж­ но быть учебно-опытное хозяйство. Учебно-опытные участки будут слу­ жить базой для практических заня­ тий учащихся начальных классов, а учхозы — для учащихся 5— 8 классов. Все учхозы городских школ должны находиться в одном месте, в едином массиве, что позво­ лит применить новейшую сельско­ хозяйственную технику, обслужи­ ваемую силами учащихся, а также развернуть соревнование между школами за лучшее содержание хо­ зяйств. Работа средних трудовых поли­ технических школ (И-леток) долж­ на строиться на базе промышлен­ ного или сельскохозяйственного производства. Вполне понятно, что вопросы шефствд предприятий над школами должны быть пересмотре­ ны. Це лесообразно на каждом пред­ приятии, являющемся производст­ венной базой 11-летки, организо­ вать ученические цехи со своим производственным планом. Учащие­ ся, которые работали бы в этих цехах, могли бы быть членами школьной ученической организации и в то же время состоять членами профсоюза данного предприятия и заводской комсомольской организа­ ции. Это позволило бы им лучше изучить заводскую жизнь, работу предприятия, лучше подготовиться к практической деятельности по окончании школы. Требуют корректив учебные пла­ ны и программы общеобразователь­ ных трудовых политехнических школ. Прежде всего надо ликвиди­ ровать перегрузку учащихся учеб­ ной работой. Для этого из учебного плзна начальных классов надо ис­ ключить историю, географию, есте­ ствознание, заменив их объясни­ тельным чтением. За счет этого увеличить количество часов на трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В новых, трудовых школах необ­ ходимо обратить внимание на изу­ чение русского языка, литературы, истории и географии, как основы формирования коммунистического 'мировоззрения. Предмет русского языка преподавать только в о—8 классах. В программе по литератур­ ному чтению отвести больше места историзму с уклоном на советскую литературу. В 9— 11 классах наря­ ду с изучением русской и советской литературы больше внимания уде­ лить изучению мировой литерату­ ры. В курсе литературы л истории СССР расширить разделы по изу­ чению вопросов культуры и ис­ кусств. Целесообразно ввести фа­ культативный курс по истории ис­ кусств. Интересы профессионализации учащихся требуют повышения роли черчения. Вместо одного часа в не­ делю надо выделить два часа. Это даст возможность уделить больше внимания практическим работам по данному предмету. Отсюда и возни­ кает необходимость иметь в каждой 8- и 11-летке кабинеты черчения. Коренной перестройке должны подвергнуться программа и учебный план по физике. Особое место долж­ но быть отведено изучению элек­ тричества. Причем электричество должно изучаться непрерывно с 7 по 11 класс включительно. Элек­ тротехнику не следует выделять в особый предмет, а включить отдель­ ным разделом в курс физики. В трудовой политехнической шко­ ле должно быть больше внимания уделено изучению иностранных языков. Вместо существующей прак­ тики изучения языка с целым клас­ сом следует ввести изучение его по подгруппам в 15—20 человек. Со­ ответственно надо увеличить в калс- дом классе количество недельных часов, что позволит уделить больше внимания разгозопной речи на ино­ странном языке и работе над тех­ ническими текстами. Вполне уместно в каждой школе (11-летке) ввести преподавание ря­ да других предметов на изучаемом иностранном языке. Это повысит общую культуру оканчивающих среднюю школу, вооружит их проч­ ными знаниями и навыками, техни­ кой разговорной речи на иностран­ ном языке. Целесообразно пересмотреть шта­ ты общеобразовательной средней трудовой политехнической школы. За счет введения самообслуживания учащихся сократить наполовину об­ служивающий технический персо­ нал, а за счет экономии ввести должность зам. директора по поли­ техническому обучению. Вместо второго заведующего учебной ча­ стью и второй старшей пионерво­ жатой (в школах, где свыше 30 клас­ сов-комплектов), иметь зам. дирек­ тора школы по воспитательной ра­ боте. Это позволит поставить на должную высоту производственно­ политехническое обучение и воспи­ тательную работу с учащимися. Особое внимание должно быть уделено учителю и классному ру­ ководителю, как центральной фи­ гуре школы в организации учебно- воспитательной работы с учащими­ ся. Следует недельную ставку учи­ теля сократить до 12— 15 часов и соответственно увеличить содержа­ ние классного руководителя. Что касается лаборантов учеб­ ных и политехнических кабинетов, то эти должности следует упразд­ нить. Функции лаборантов должны выполнять учащиеся старших клас­ сов в порядке производственного обучения. Поскольку учащиеся 11- леток по окончании школы будут получать аттестат зрелости и удо­ стоверения о приобретенной спе­ циальности, надо кадры препода­ вателей политехнического цикла укомплектовать специалистами, име­ ющими не только специальное об­ разование, но и производственно- квалификационный разряд, что дает им право присваивать обучающим­ ся первоначальные разряды. Эти конкретные предложения по перестройке народного образования вносятся коллективом преподавате­ лей нашей школы и родителями учащихся. С. САЛТЫКОВ, .еректор средней школы № 29 г. Липецка. а ☆ Все Переход на обя­ зательное воеьми- летнее обучение требует, чтобы ра­ ботники народного образования уси­ лили внимание вопросам всеобуча. В нынешнем учебном году наша об­ ласть добилась некоторых успехов в этом деле. Количество детей 7— 15-летнего возраста, не обучающих­ ся в школах без уважительных при­ чин, сократилось по сравнению с 1954 годом в 32 раза. 9 районов охватили обучением всех детей школьного возраста, в это число входит и ранее отстававший Волов- ский район. Но и сейчас есть у нас дети, ко­ торые еще не охвачены обучением. Вызывает тревогу положение в Чаплыгинском. районе. Четвертая часть всех не охваченных обучением детей в области приходится на этот район. Высказанная в тезисах мысль об установлении в законодательном по­ рядке строгой ответственности ро­ дителей или лиц, их заменяющих, за обучение детей, а также ответ­ ственности местных советских ор­ ганов за это, встретила горячее одобрение работников школ и отде­ лов народного образования. Намеченный переход на всеобщее обязательное восьмилетнее обуче­ ние требует всемерного расширения сети школьных интернатов. Для их создания следует использовать не -------------------------------- 9 дети должны учиться только бюджетные ассигнования, но и помощь колхозов, совхозов и промышленных предприятий. Меж­ ду тем многие органы народного образования и местные Советы в этом году недооценивают это дело. В 25 районах вовсе не занимаются расширением действующих и строи­ тельством новых интернатов. Тезисами предусматривается зна­ чительное расширение групп прод­ ленного дня. Почти все 73 город­ ские школы области испытывают нужду в таких группах, и возмож­ ности для их организации есть. Однако ряд директоров школ устра­ нился от этого дела. Так, до сего времени в 16, 17, 19, 27 и других липецких школах группы не созда­ ны. А в 1 0, 30 и 31 средних шко­ лах Липецка групп ы продленного дня очень скоро прекратили свое существование. Органам народного образования и профсоюзным организациям надо по- настоящему заняться созданием в каждой городской школе группы продленного дня и добиться корен­ ного улучшения их работы. Перестройка системы народного образования тре­ бует укрепления материальной ба­ зы школ. Наши школы в 1958 году уже сделали первые шаги в этом направлении. Дополнительно к бюджетным ассиг­ нованиям на оборудование они по­ лучили за счет реализации доходов с учебно-опытных и специально вы­ деленных колхозами участков более 5 миллионов рублей. Талицкая средняя школа Добрин- ского района на свои средства ку­ пила трактор с культиватором, Ильи- чевская средняя—духовой оркестр, Нижне-Матренская средняя — ки­ ноаппарат и циркулярную пилу с электромотором, Княже-Байгорская средняя — баян, радиолу, электро­ станцию, учебно-наглядные пособия и спортинвентарь. В настоящее время каждый рай­ он и город разрабатывает перспек­ тивный план укрепления учебно­ материальной базы школ на 1959— 1963 гг. Выполнение намеченных мероприятий потребует не только полного использования бюджетных ассигнований, но и большой помощи со стороны промышленных и сель­ скохозяйственных предприятий, об­ щественных организаций и учреж­ дений. Учитель — центральная фигура школы. Поднятый в тезисах вопрос о проведении аттестации учителей вполне своевременен. Мне думается, целесообразна провести аттестацию всех без исключения учителей, поскольку и среди тех, кто имеет соответствующее образование, встре­ чаются люди, работающие плохо, слабо знающие свой предмет и ме­ тодику его преподавания. В целях улучшения руководства деятельностью школ рабочей и сельской молодежи, мне кажется, надо упразднить в облоно должность инспектора этих школ и передать его функции инспекторам общеобра­ зовательных школ по зонам. И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облоно. Как сталь в огне Мы живем в такое время, когда осуществляется комплексная меха­ низация и автоматизация производ­ ственных процессов. Один-два че­ ловека управляют цехами, завода­ ми. Наш агрегатный завод почти каждый месяц оснащается сложным отечественным оборудованием. И советскому рабочему нужны проч­ ные технические знания, основа­ тельная подготовка по таким пред­ метам, как механика, электромеха­ ника, физика, математика, химия. Такую подготовку можно полу­ чить, как указывается в тезисах, в вечерних школах рабочей молоде­ жи. Я одобряю предусмотренный в тезисах основной путь получения молодежью полного среднего образо­ вания. Ведь юноши и девушки, при­ дя на производство после восьми летки, крепко сживутся с рабочим коллективом, начнут осваивать про­ фессию, найдут свое призвание. И, разумеется, большинство не будет представлять из себя белоручек. Потом выпускники восьмилетки будут продолжать учебу в школе рабочей молодежи, которая даст им полное среднее образование в будет способствовать освоению избранной ими профессии: В последнее время такой путь стал путем многих. Возьмем, на­ пример, наш завод. Пришел как-то в механический цех Алексан др Во- рот ынцев. Стал работать слесарем и учиться в школе рабочей молоде­ жи. Трудно приходилось ему. Но паренек не спасовал. Окончив деся­ тилетку, он поступил в вечерний машиностроительный техникум. И вот в этом году у Воротынцева большая радость — он защитил диплом. Коллектив любит и уважа­ ет технолога. На заводе он счи­ тается лучшим новатором. На сче­ ту у Александ ра—8 рационализа­ торских предложений. Без отр ыва от производства учил­ ся в заочном институте и Владимир Николаевич Трубицын. После окон­ чания учебы его назначили на должность начальника инструмен- • • • тального цеха. Трубицын является умелым и инициативным Организа­ тором производства. Сейчас на нашем заводе учатся в заочном институте и техникумах свыше 50 человек. Сотни рабочих продолжают учебу в школе рабо­ чей молодежи. Радостно видеть, как на глазах растут люди. Из ра­ бочей среды выросли мастера тт. Макаров, Крылов, Соломатин. Их участки из месяца в месяц ус­ пешно справляются е государствен­ ными заданиями. В заводской коллектив приходит все больше и больше молодежи по­ сле десятилетки. Некоторые юноши и девушки теряются при первом знакомстве с техникой. Однако большинство с живым интересом относится к труду на производст­ ве! Скромные, трудолюбивые ребя­ та! После трехмесячного курса обу­ чения в цехах они приобретают специальности: токаря, фрезеровщи­ ка, хонинговщика, слесаря. Приходят к нам юноши и девуш­ ки и из технических училищ после 11-месячного обучения. У каждого из них 4—5 разряды. Но сначала им бывает трудно выполнить даже низкоразрядные работы. Ли шь на заводе они по-настоящему начина­ ют прив ыкать к производственной жизни, втягиваются в нее. Так бы­ ло и со мной после окончания ре­ месленного училища. И, что греха таить, некоторые выпускники учи­ лищ не выдерживают производст­ венного ритма, расстаются с заво­ дом. А ведь технические училища немало затрачивают государствен­ н ых средств на их обучение. Мне кажется, целесообразней было бы технические училища базировать на крупных предприятиях. Здесь моло­ дежь все время находилась бы под воздействием производственного коллектива, опытных мастеров.' И, как сталь в огне, закалялась бы в производственных буднях. В. ТРЕТЬЯКОВ, токарь Елецкого агрегатного завода. В о с п и т а н и е на у р о к е Образцово поставлена работа по политехническому обучению в Елецкой средней школе № 15. В школе имеются хорошо обору­ дованные производственные мастерские, швейная мастерская, ка­ бинеты. Учащиеся старших классов обучаются различным специально­ стям на заводе станочной гидроаппаратуры. В этом году 50 уча­ щихся 1 0 -х классов получат специальности швей, киномехаников, химиков, токарей. Несколько человек получат права шоферов. На снимке: ученицы 10 класса Галя Новикова и Лида Кузнецо­ ва за работой в швейной мастерской. Фото Л . Черкашина. ----------------------- * * ------------------------ По о п ы т у к раснин цев Педагогические коллективы школ Хлевенского района горячо одобри­ ли тезисы ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного обра­ зования в стране». Особенно широко были обсужде­ ны нами вопросы трудового воспи­ тания учащихся старших классов. Мы единодушно решили организо­ вать при каждой средней школе района учебное хозяйство по опыту Кпаснинской средней школы нашей области. Школам уже выделены зе­ мельные участки площадью от 10 до 20 гектаров. Преподаватели биологии вместе с Насущные н у ж д ы т е х н и ч е с к и х у ч и л и щ Развитие профессионалъно'чехни- ческого образования молодежи — важное дело. Существующие методы технического обучения молодых кад­ ров устарели и требуют коренной перестройки. Прежде всего, мне кажется, надо так построить обучение в техниче­ ских училищах, чтобы они готовили - кадры родственных профессий, не­ обходимые не только одному пред­ приятию или экономическому рай­ ону, но и другим предприятиям страны. В связи с этим необходимо повысить качество обучения, для чего в первую очередь установить твердый штатный состав преподава­ телей и мастеров производственного обучения. Ведь в училищах рабо­ тают преподаватели, запятые на производстве, что. конечно, не мо­ жет не отразиться отрицательно на учебном процессе. Кроме того, не­ обходимо укрепить учебную базу училищ. Учащиеся школ и училищ трудо­ вых резервов нередко во время практики в цехах чувствуют себя на положении «лишних» людей. На них никто нс обращает внимания, о них никто не заботится. Зача­ стую в цехе они присутствуют в качестве сторонних наблюдателей, в лучшем случае их используют на подсобных работах. Поэтому некото­ рые из них теряют интерес к своей будущей профессии. Эти и другие недостатки произ­ водственного обучения можно уст­ ранить при том условии, если школы и технические училища бу­ дут находиться в полном ведении совнархоза или завода. Нужно подумать о сокращении стоимости обучения в технических училищах. Прежде всего следует пересмотреть штаты училищ с уче­ том перехода их на полное самооб­ служивание. Б этом деле допуска­ ются излишества. Например, в на­ шем здании помещаются два тех­ нических училища .— первое и третье. Следовательно, имеются два директора, два их заместителя по учебно-производственной работе, че­ тыре помощника директоров, два старших мастера, двойной штат обслуживающего персонала. А уча­ щихся в двух училищах — 700 че­ ловек. Для такого коллектива виол не достаточно административного штата одного училища. Отсюда вид­ на необходимость укрупнения тех­ нических училищ. Мне кажется нецелесообразн ым иметь должности воспитателя. Эту работу следует возложить на масте­ ров производственного обучения и преподавателей. На многих заводах имеются отде­ лы технической учебы. Нужно вме­ нить в обязанность работников этих отделов подготовку штатных рабо­ чих мест для учащихся в цехах, обеспечение их спецодеждой, заботу о безопасности их обучения. В свою очередь, преподавателям училищ следует помогать работни­ кам отделов технической учебы, проводить теоретические занятия с рабочими в системе индивидуально­ бригадного ученичества. Предлагаю организовать в Липец­ ке специальные курсы для пере­ подготовки мастеров производствен­ ного обучения. В. БЕЗРУКАВНИКОВ, мастер технического училища Лк 1 г. Липецка. директорами школ спланировали работу, составили план севооборота. На участках будут выращиваться главным образом яровая пшеница, сахарная свекла, кукуруза, карто­ фель и подсолнечник. Колхозы и совхозы выделят каждой школе трактор и прицепной инвентарь, а также помогут семенами. В настоящее время учащиеся вы­ возят на поля удобрения. Например, на участок Дмитряшевской средней школы уже вывезено 50 тонн пе­ регноя. Всего здесь предполагается вывезти на каждый гектар по 10— 15 тонн навоза. В школе созданы бригады и звенья, которые возгла­ вили лучшие ученики. На уроках биологии и в кружках агротехники ученики изучают мето­ ды выращивания технических куль­ тур. Юноши будут изучать управле­ ние трактором и автомашиной. Для этого в каждой школе есть автомо­ биль и учебный трактор. На практических уроках и после занятий ученики по очереди рабо­ тают в учебном хозяйстве целыми классами. Весной, во время кани­ кул, они будут работать в течение двух недель в хозяйстве по шесть часов ежедневно. Для повышения заинтересованно­ сти школьников в работе решено часть средств, полученных от реали­ зации выращенного на школьном участке урожая, использовать на оплату труда. В школах созданы советы гчебных хозяйств. Они учи­ тывают труд каждого школьника на участке, ведут в трудовых книж­ ках учащихся записи, устанавлива­ ют нормы выработки. Учебные хозяйства, созданные в средних школах района, помогут привить школьникам трудовые на­ выки и укрепят материальную ба­ зу средних школ. А. АЛЕКСЕЕВ. е. Хлевное. Приближение школы к жизни, соединение обучения с производи­ тельным трудом требует коренной перестройки народного образования. Труд должен стать основой воспи­ тания. Однако тезисы ЦК КПСС ■ Iи Сове та Министров СССР ставят I пе ред школой задачу значительного улучшения всей систе мы учебно- воспитательной работы. И особен­ но важно сейчас поднять воспита­ тельную роль урока. Совершенно правильно говорит­ ся в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что с первых лет обучения школа призвана психоло­ гически готовить детей к тому, что они должны будут принять участие в труде, в общественно полезной деятельности. 1 Чаще всего материал урока ис­ пользуется в воспитательных целях в начальных классах. Об этом сви­ детельствует практика. Умело осу­ ществляет воспитание. и обучение учительница 2-го класса средней школы № 2 Е. П. Ольчук. Она стремится воспитывать не только любовь к Родине, высокие мораль­ ные, но и деловые качества. В пятых—десятых классах в большой степени осуществляется идейно-политическое воспитание на уроках литературы и истории. Очень полноценными в этом отношении яв­ ляются уроки учительницы Липе ц­ кой средней школ ы 1м» 4 М. Д. Кочериной и учительницы Елецкой средней школы Л! 12 С. С. Хрен­ никовой. На их уроках ученики при­ нимают активное участие в работе. При таком преподавании литературы идейное содержание произведения усваивается учащимися глубоко, воспринимается эмоционально, и по­ этому уроки являются воспитываю­ щими. Правильно строит воспита­ тельную работу учительница рус ского языка Липе цкой средней шко­ л ы № 8 Г. И. Го рская. Являясь руководителем 6-го класса, она умело ведет работу среди роди­ телей, работу с классом и вос­ питание на уроке, применяя инте­ ресн ые формы. Так, на одном уроке русского языка, дав для грамма­ тического разбора предложение: «Чтобы хорошо работать, нужно быть трудолюбивым и наблюдатель­ ным», — учительница- одновремен­ но беседовала с учениками по со­ держанию предложения. Другой ее урок был посвящен закреплению знаний учащихся о деепричастии и образовании наречий. Во второй половине урока ученики писали не­ большое сочинение по иллюстраци­ ям из журнала на тему: «Мое от­ ношение к труду». Сочинению предшествовала яркая краткая бесе­ да о том, что говорится в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе и труде учащихся. Эти ма­ териалы ребята слушали по радио и читали в «Пионерской правде». Однако наряду с подобными при­ мерами мы имеем случаи, когда бо­ гатейшие возможности урока не ис­ пользуются в воспитательных це­ лях. Нам пришлось быть в 9 клас­ се одной из средних школ Липе цка на уроке географии. Тема урока: «Пов торение карт ы СССР». Учи­ тельница йровела его неинтересно. Обучая" детей чтению, письму, мы начинаем с элементарного и посте­ пенно усложняем задачу ученика, наращивая, развивая знания и на­ выки. В воспитании же у нас нет такой системы. Второй серьезный недостаток за­ ключается в том, что воспитание на уроке нередко носит лишь резонер­ ский характер, материал же урока используется как трамплин для но­ таций. Третий значительный недо­ статок — это сужение содержания воспитательной работы на уроке. Обычно, говоря о воспитании на уроке, имеют в виду идейно-поли­ тическое воспитание и упускают задачи развития деловых качеств строителя коммунизма, полноценного работника: трудолюбие, решитель­ ность, внимание, находчивость, на­ блюдательность, предусмотритель­ ность и т. д. Идейно-политическое и мораль­ ное воспитание, развитие деловых качеств возможно на уроках по всем предметам, но в различной степени. Об уроках литературы, русского языка, географии кратко говорилось выше. Важны в этом отношении и уроки химии, физики и биологии. На них учащиеся знакомятся с об­ разованием в е- ществ, составляю­ щих мир, закономерностями их раз­ вития и движения. Эти уроки име­ ют исключительное значение в фор­ мировании материалистического, марксистского мировоззрения. Особенное значение в воспитании деловых качеств имеют уроки тру­ да в мастерских, занятия по ма­ шиноведению, электротехнике, ос­ новам растениеводства и животно­ водства, производственная практика и факультативные занятия. Ни од­ но из этих занятий не должно ограничиваться только обучением какому-то трудовому навыку (на­ пример, научить продольному пи­ лению). Обязательно должны вос­ питываться какие-то качества, фор­ мирование которых нет нужды предусматривать учебными про­ граммами (например, находчивость, наблюдательность и т. д.). Воспитательную цель урока перед учащимися следует ставить как де­ ловую задачу. В младших классах возможна постановка задачи в та­ кой форме: «Сегодня мы постараем­ ся соблюдать правила поднятия руки, посмотрим, кто не сможет это выполнить». В старших клас­ сах нужна иная форма. Например, на уроке химии, когда проводится лабораторная работа,- во время ко­ торой учащиеся будут иметь деде с кислотами и ядами или с быст­ рым протеканием реакции, сообщив содержание работы, учитель может поставить задачу: правильно и бы­ стро подготовить рабочее место. Для правильной организации вос­ питания на уроке необходимо оп­ ределить качества, которые долж­ ны воспитываться у учащихся в данном классе, полезно продумать и последовательность их воспита­ ния. В этом большую помощь ока­ жет проект программы воспита­ тельной работы, изданный Акаде ­ мией педагогических наук. Вопрос воспитания на уроке не нов, но у нас до сих пор не б ыло четких программных положений и основательных разработок. По это­ му вопросу необходим самый ши­ рокий обмен опытом. В. ГУЗЕЕВ, заведующий учебной частью Липецкого института усовершенствования учителей. Связь с производством—основа обучения На первом этапе обучения учащие­ ся вполне могут приобрести навыки выбранной ими профессии, если в школе имеются хорошо оборудован­ ные мастерские. Это подтверждает опыт нашей школы, третий год ра­ ботающей по новому учебному плану. У нас имеются хорошие кабине­ ты— физический, химический, ма­ шиноведения. электротехники, сто­ лярные и слесарные мастерские. Есть также географическая площад­ ка и учебно-опытный участок. Все это дает возможность учащимся со­ четать теоретические занятия с прак­ тической работой, приобщиться к труду, найти любимое дело. Часто у нас практикуются экскур­ сии на предприятия города, а уча­ щиеся 8 — 9 классов проходят про­ изводственную практику в течение всего учебного года в паровозном де­ по и электрообмоточных мастерских, обучаются там избранной профессии. Однако в нашей Школе еще не соз­ даны все условия для более тесной связи учебы с практикой. Нет, на­ пример, до сих пор теплицы, зоофер­ мы, действующего автомобиля, не хватает приборов, инструментов и материалов. Между тем отпуск средств на учебные цели сократился. Многое в укреплении материаль­ ной базы школ, особенно' в обеспе­ чении станками, инструментами и материалами, должны сделать пред­ приятия-шефы. » Для более тесной связи учебного процесса с жизнью, с трудом цело- сообразно организовать на заводах и железнодорожных узлах учебно- произЕодетвекные цехи, где учащие­ ся, совмещая учебу с работой, вы­ полняли бы определенные задания. Несколько слов о заочном обуче­ нии. Мне кажется, прием в заочные высшие учебные заведения надо рас­ ширить и практиковать перевод на стационарное обучение наиболее ус­ певающих студентов. П. МУХИН, директор 14-й железнодорожной школы г. Ельца.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz