Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
16 декабря 19 58 г., Я 293 (1 3 5 2 ) ЛЕНИНСКОМ ЗНЖМЯ 3 Ш К О Л У- Б Л И Ж Е К И 3 И И! О бсуждаем т ез ис ы Ц К КП СС и Совета Министров СССР С ред няя т рудо вая А У Тезис ы ЦК КПСС и Совета Мини стров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного обра- зования в стране» совершенно пра вильно намечают два этапа сред него образования. Первый этап — всеобщее обязательное восьмилет- нее образование. Второй этап — различные формы среднего образо вания, органически сочетающиеся с производительным трудом.. Чтобы школы были по-настояще- ку трудовыми политехническими, необходимо первостепенное внима ние уделить созданию учебно-мате риальной базы. При каждой вось милетке должны быть хорошо обо рудованные учебные кабинеты, ма стерские по обработке дерева и ме талла и специальный' кабинет по домоводству. При каждой средней ^ шк оле или группе средних школ должны быть учебно-производст венные мастерские, оснащенные станочным оборудованием, В этих мастерских учащиеся будут прохо дить практические занятия и лет нюю производственную практику. По-новому должен решаться во прос о привитии учащимся навыков сельскохозяйственного труда. Наря ду е имеющимися учебно-опытными участками при каждой школе долж но быть учебно-опытное хозяйство. Учебно-опытные участки будут слу жить базой для практических заня тий учащихся начальных классов, а учхозы — для учащихся 5— 8 классов. Все учхозы городских школ должны находиться в одном месте, в едином массиве, что позво лит применить новейшую сельско хозяйственную технику, обслужи ваемую силами учащихся, а также развернуть соревнование между школами за лучшее содержание хо зяйств. Работа средних трудовых поли технических школ (И-леток) долж на строиться на базе промышлен ного или сельскохозяйственного производства. Вполне понятно, что вопросы шефствд предприятий над школами должны быть пересмотре ны. Це лесообразно на каждом пред приятии, являющемся производст венной базой 11-летки, организо вать ученические цехи со своим производственным планом. Учащие ся, которые работали бы в этих цехах, могли бы быть членами школьной ученической организации и в то же время состоять членами профсоюза данного предприятия и заводской комсомольской организа ции. Это позволило бы им лучше изучить заводскую жизнь, работу предприятия, лучше подготовиться к практической деятельности по окончании школы. Требуют корректив учебные пла ны и программы общеобразователь ных трудовых политехнических школ. Прежде всего надо ликвиди ровать перегрузку учащихся учеб ной работой. Для этого из учебного плзна начальных классов надо ис ключить историю, географию, есте ствознание, заменив их объясни тельным чтением. За счет этого увеличить количество часов на трудовое, физическое и эстетическое воспитание. В новых, трудовых школах необ ходимо обратить внимание на изу чение русского языка, литературы, истории и географии, как основы формирования коммунистического 'мировоззрения. Предмет русского языка преподавать только в о—8 классах. В программе по литератур ному чтению отвести больше места историзму с уклоном на советскую литературу. В 9— 11 классах наря ду с изучением русской и советской литературы больше внимания уде лить изучению мировой литерату ры. В курсе литературы л истории СССР расширить разделы по изу чению вопросов культуры и ис кусств. Целесообразно ввести фа культативный курс по истории ис кусств. Интересы профессионализации учащихся требуют повышения роли черчения. Вместо одного часа в не делю надо выделить два часа. Это даст возможность уделить больше внимания практическим работам по данному предмету. Отсюда и возни кает необходимость иметь в каждой 8- и 11-летке кабинеты черчения. Коренной перестройке должны подвергнуться программа и учебный план по физике. Особое место долж но быть отведено изучению элек тричества. Причем электричество должно изучаться непрерывно с 7 по 11 класс включительно. Элек тротехнику не следует выделять в особый предмет, а включить отдель ным разделом в курс физики. В трудовой политехнической шко ле должно быть больше внимания уделено изучению иностранных языков. Вместо существующей прак тики изучения языка с целым клас сом следует ввести изучение его по подгруппам в 15—20 человек. Со ответственно надо увеличить в калс- дом классе количество недельных часов, что позволит уделить больше внимания разгозопной речи на ино странном языке и работе над тех ническими текстами. Вполне уместно в каждой школе (11-летке) ввести преподавание ря да других предметов на изучаемом иностранном языке. Это повысит общую культуру оканчивающих среднюю школу, вооружит их проч ными знаниями и навыками, техни кой разговорной речи на иностран ном языке. Целесообразно пересмотреть шта ты общеобразовательной средней трудовой политехнической школы. За счет введения самообслуживания учащихся сократить наполовину об служивающий технический персо нал, а за счет экономии ввести должность зам. директора по поли техническому обучению. Вместо второго заведующего учебной ча стью и второй старшей пионерво жатой (в школах, где свыше 30 клас сов-комплектов), иметь зам. дирек тора школы по воспитательной ра боте. Это позволит поставить на должную высоту производственно политехническое обучение и воспи тательную работу с учащимися. Особое внимание должно быть уделено учителю и классному ру ководителю, как центральной фи гуре школы в организации учебно- воспитательной работы с учащими ся. Следует недельную ставку учи теля сократить до 12— 15 часов и соответственно увеличить содержа ние классного руководителя. Что касается лаборантов учеб ных и политехнических кабинетов, то эти должности следует упразд нить. Функции лаборантов должны выполнять учащиеся старших клас сов в порядке производственного обучения. Поскольку учащиеся 11- леток по окончании школы будут получать аттестат зрелости и удо стоверения о приобретенной спе циальности, надо кадры препода вателей политехнического цикла укомплектовать специалистами, име ющими не только специальное об разование, но и производственно- квалификационный разряд, что дает им право присваивать обучающим ся первоначальные разряды. Эти конкретные предложения по перестройке народного образования вносятся коллективом преподавате лей нашей школы и родителями учащихся. С. САЛТЫКОВ, .еректор средней школы № 29 г. Липецка. а ☆ Все Переход на обя зательное воеьми- летнее обучение требует, чтобы ра ботники народного образования уси лили внимание вопросам всеобуча. В нынешнем учебном году наша об ласть добилась некоторых успехов в этом деле. Количество детей 7— 15-летнего возраста, не обучающих ся в школах без уважительных при чин, сократилось по сравнению с 1954 годом в 32 раза. 9 районов охватили обучением всех детей школьного возраста, в это число входит и ранее отстававший Волов- ский район. Но и сейчас есть у нас дети, ко торые еще не охвачены обучением. Вызывает тревогу положение в Чаплыгинском. районе. Четвертая часть всех не охваченных обучением детей в области приходится на этот район. Высказанная в тезисах мысль об установлении в законодательном по рядке строгой ответственности ро дителей или лиц, их заменяющих, за обучение детей, а также ответ ственности местных советских ор ганов за это, встретила горячее одобрение работников школ и отде лов народного образования. Намеченный переход на всеобщее обязательное восьмилетнее обуче ние требует всемерного расширения сети школьных интернатов. Для их создания следует использовать не -------------------------------- 9 дети должны учиться только бюджетные ассигнования, но и помощь колхозов, совхозов и промышленных предприятий. Меж ду тем многие органы народного образования и местные Советы в этом году недооценивают это дело. В 25 районах вовсе не занимаются расширением действующих и строи тельством новых интернатов. Тезисами предусматривается зна чительное расширение групп прод ленного дня. Почти все 73 город ские школы области испытывают нужду в таких группах, и возмож ности для их организации есть. Однако ряд директоров школ устра нился от этого дела. Так, до сего времени в 16, 17, 19, 27 и других липецких школах группы не созда ны. А в 1 0, 30 и 31 средних шко лах Липецка групп ы продленного дня очень скоро прекратили свое существование. Органам народного образования и профсоюзным организациям надо по- настоящему заняться созданием в каждой городской школе группы продленного дня и добиться корен ного улучшения их работы. Перестройка системы народного образования тре бует укрепления материальной ба зы школ. Наши школы в 1958 году уже сделали первые шаги в этом направлении. Дополнительно к бюджетным ассиг нованиям на оборудование они по лучили за счет реализации доходов с учебно-опытных и специально вы деленных колхозами участков более 5 миллионов рублей. Талицкая средняя школа Добрин- ского района на свои средства ку пила трактор с культиватором, Ильи- чевская средняя—духовой оркестр, Нижне-Матренская средняя — ки ноаппарат и циркулярную пилу с электромотором, Княже-Байгорская средняя — баян, радиолу, электро станцию, учебно-наглядные пособия и спортинвентарь. В настоящее время каждый рай он и город разрабатывает перспек тивный план укрепления учебно материальной базы школ на 1959— 1963 гг. Выполнение намеченных мероприятий потребует не только полного использования бюджетных ассигнований, но и большой помощи со стороны промышленных и сель скохозяйственных предприятий, об щественных организаций и учреж дений. Учитель — центральная фигура школы. Поднятый в тезисах вопрос о проведении аттестации учителей вполне своевременен. Мне думается, целесообразна провести аттестацию всех без исключения учителей, поскольку и среди тех, кто имеет соответствующее образование, встре чаются люди, работающие плохо, слабо знающие свой предмет и ме тодику его преподавания. В целях улучшения руководства деятельностью школ рабочей и сельской молодежи, мне кажется, надо упразднить в облоно должность инспектора этих школ и передать его функции инспекторам общеобра зовательных школ по зонам. И. БЕЗЫМЯННЫХ, инспектор облоно. Как сталь в огне Мы живем в такое время, когда осуществляется комплексная меха низация и автоматизация производ ственных процессов. Один-два че ловека управляют цехами, завода ми. Наш агрегатный завод почти каждый месяц оснащается сложным отечественным оборудованием. И советскому рабочему нужны проч ные технические знания, основа тельная подготовка по таким пред метам, как механика, электромеха ника, физика, математика, химия. Такую подготовку можно полу чить, как указывается в тезисах, в вечерних школах рабочей молоде жи. Я одобряю предусмотренный в тезисах основной путь получения молодежью полного среднего образо вания. Ведь юноши и девушки, при дя на производство после восьми летки, крепко сживутся с рабочим коллективом, начнут осваивать про фессию, найдут свое призвание. И, разумеется, большинство не будет представлять из себя белоручек. Потом выпускники восьмилетки будут продолжать учебу в школе рабочей молодежи, которая даст им полное среднее образование в будет способствовать освоению избранной ими профессии: В последнее время такой путь стал путем многих. Возьмем, на пример, наш завод. Пришел как-то в механический цех Алексан др Во- рот ынцев. Стал работать слесарем и учиться в школе рабочей молоде жи. Трудно приходилось ему. Но паренек не спасовал. Окончив деся тилетку, он поступил в вечерний машиностроительный техникум. И вот в этом году у Воротынцева большая радость — он защитил диплом. Коллектив любит и уважа ет технолога. На заводе он счи тается лучшим новатором. На сче ту у Александ ра—8 рационализа торских предложений. Без отр ыва от производства учил ся в заочном институте и Владимир Николаевич Трубицын. После окон чания учебы его назначили на должность начальника инструмен- • • • тального цеха. Трубицын является умелым и инициативным Организа тором производства. Сейчас на нашем заводе учатся в заочном институте и техникумах свыше 50 человек. Сотни рабочих продолжают учебу в школе рабо чей молодежи. Радостно видеть, как на глазах растут люди. Из ра бочей среды выросли мастера тт. Макаров, Крылов, Соломатин. Их участки из месяца в месяц ус пешно справляются е государствен ными заданиями. В заводской коллектив приходит все больше и больше молодежи по сле десятилетки. Некоторые юноши и девушки теряются при первом знакомстве с техникой. Однако большинство с живым интересом относится к труду на производст ве! Скромные, трудолюбивые ребя та! После трехмесячного курса обу чения в цехах они приобретают специальности: токаря, фрезеровщи ка, хонинговщика, слесаря. Приходят к нам юноши и девуш ки и из технических училищ после 11-месячного обучения. У каждого из них 4—5 разряды. Но сначала им бывает трудно выполнить даже низкоразрядные работы. Ли шь на заводе они по-настоящему начина ют прив ыкать к производственной жизни, втягиваются в нее. Так бы ло и со мной после окончания ре месленного училища. И, что греха таить, некоторые выпускники учи лищ не выдерживают производст венного ритма, расстаются с заво дом. А ведь технические училища немало затрачивают государствен н ых средств на их обучение. Мне кажется, целесообразней было бы технические училища базировать на крупных предприятиях. Здесь моло дежь все время находилась бы под воздействием производственного коллектива, опытных мастеров.' И, как сталь в огне, закалялась бы в производственных буднях. В. ТРЕТЬЯКОВ, токарь Елецкого агрегатного завода. В о с п и т а н и е на у р о к е Образцово поставлена работа по политехническому обучению в Елецкой средней школе № 15. В школе имеются хорошо обору дованные производственные мастерские, швейная мастерская, ка бинеты. Учащиеся старших классов обучаются различным специально стям на заводе станочной гидроаппаратуры. В этом году 50 уча щихся 1 0 -х классов получат специальности швей, киномехаников, химиков, токарей. Несколько человек получат права шоферов. На снимке: ученицы 10 класса Галя Новикова и Лида Кузнецо ва за работой в швейной мастерской. Фото Л . Черкашина. ----------------------- * * ------------------------ По о п ы т у к раснин цев Педагогические коллективы школ Хлевенского района горячо одобри ли тезисы ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного обра зования в стране». Особенно широко были обсужде ны нами вопросы трудового воспи тания учащихся старших классов. Мы единодушно решили организо вать при каждой средней школе района учебное хозяйство по опыту Кпаснинской средней школы нашей области. Школам уже выделены зе мельные участки площадью от 10 до 20 гектаров. Преподаватели биологии вместе с Насущные н у ж д ы т е х н и ч е с к и х у ч и л и щ Развитие профессионалъно'чехни- ческого образования молодежи — важное дело. Существующие методы технического обучения молодых кад ров устарели и требуют коренной перестройки. Прежде всего, мне кажется, надо так построить обучение в техниче ских училищах, чтобы они готовили - кадры родственных профессий, не обходимые не только одному пред приятию или экономическому рай ону, но и другим предприятиям страны. В связи с этим необходимо повысить качество обучения, для чего в первую очередь установить твердый штатный состав преподава телей и мастеров производственного обучения. Ведь в училищах рабо тают преподаватели, запятые на производстве, что. конечно, не мо жет не отразиться отрицательно на учебном процессе. Кроме того, не обходимо укрепить учебную базу училищ. Учащиеся школ и училищ трудо вых резервов нередко во время практики в цехах чувствуют себя на положении «лишних» людей. На них никто нс обращает внимания, о них никто не заботится. Зача стую в цехе они присутствуют в качестве сторонних наблюдателей, в лучшем случае их используют на подсобных работах. Поэтому некото рые из них теряют интерес к своей будущей профессии. Эти и другие недостатки произ водственного обучения можно уст ранить при том условии, если школы и технические училища бу дут находиться в полном ведении совнархоза или завода. Нужно подумать о сокращении стоимости обучения в технических училищах. Прежде всего следует пересмотреть штаты училищ с уче том перехода их на полное самооб служивание. Б этом деле допуска ются излишества. Например, в на шем здании помещаются два тех нических училища .— первое и третье. Следовательно, имеются два директора, два их заместителя по учебно-производственной работе, че тыре помощника директоров, два старших мастера, двойной штат обслуживающего персонала. А уча щихся в двух училищах — 700 че ловек. Для такого коллектива виол не достаточно административного штата одного училища. Отсюда вид на необходимость укрупнения тех нических училищ. Мне кажется нецелесообразн ым иметь должности воспитателя. Эту работу следует возложить на масте ров производственного обучения и преподавателей. На многих заводах имеются отде лы технической учебы. Нужно вме нить в обязанность работников этих отделов подготовку штатных рабо чих мест для учащихся в цехах, обеспечение их спецодеждой, заботу о безопасности их обучения. В свою очередь, преподавателям училищ следует помогать работни кам отделов технической учебы, проводить теоретические занятия с рабочими в системе индивидуально бригадного ученичества. Предлагаю организовать в Липец ке специальные курсы для пере подготовки мастеров производствен ного обучения. В. БЕЗРУКАВНИКОВ, мастер технического училища Лк 1 г. Липецка. директорами школ спланировали работу, составили план севооборота. На участках будут выращиваться главным образом яровая пшеница, сахарная свекла, кукуруза, карто фель и подсолнечник. Колхозы и совхозы выделят каждой школе трактор и прицепной инвентарь, а также помогут семенами. В настоящее время учащиеся вы возят на поля удобрения. Например, на участок Дмитряшевской средней школы уже вывезено 50 тонн пе регноя. Всего здесь предполагается вывезти на каждый гектар по 10— 15 тонн навоза. В школе созданы бригады и звенья, которые возгла вили лучшие ученики. На уроках биологии и в кружках агротехники ученики изучают мето ды выращивания технических куль тур. Юноши будут изучать управле ние трактором и автомашиной. Для этого в каждой школе есть автомо биль и учебный трактор. На практических уроках и после занятий ученики по очереди рабо тают в учебном хозяйстве целыми классами. Весной, во время кани кул, они будут работать в течение двух недель в хозяйстве по шесть часов ежедневно. Для повышения заинтересованно сти школьников в работе решено часть средств, полученных от реали зации выращенного на школьном участке урожая, использовать на оплату труда. В школах созданы советы гчебных хозяйств. Они учи тывают труд каждого школьника на участке, ведут в трудовых книж ках учащихся записи, устанавлива ют нормы выработки. Учебные хозяйства, созданные в средних школах района, помогут привить школьникам трудовые на выки и укрепят материальную ба зу средних школ. А. АЛЕКСЕЕВ. е. Хлевное. Приближение школы к жизни, соединение обучения с производи тельным трудом требует коренной перестройки народного образования. Труд должен стать основой воспи тания. Однако тезисы ЦК КПСС ■ Iи Сове та Министров СССР ставят I пе ред школой задачу значительного улучшения всей систе мы учебно- воспитательной работы. И особен но важно сейчас поднять воспита тельную роль урока. Совершенно правильно говорит ся в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР, что с первых лет обучения школа призвана психоло гически готовить детей к тому, что они должны будут принять участие в труде, в общественно полезной деятельности. 1 Чаще всего материал урока ис пользуется в воспитательных целях в начальных классах. Об этом сви детельствует практика. Умело осу ществляет воспитание. и обучение учительница 2-го класса средней школы № 2 Е. П. Ольчук. Она стремится воспитывать не только любовь к Родине, высокие мораль ные, но и деловые качества. В пятых—десятых классах в большой степени осуществляется идейно-политическое воспитание на уроках литературы и истории. Очень полноценными в этом отношении яв ляются уроки учительницы Липе ц кой средней школ ы 1м» 4 М. Д. Кочериной и учительницы Елецкой средней школы Л! 12 С. С. Хрен никовой. На их уроках ученики при нимают активное участие в работе. При таком преподавании литературы идейное содержание произведения усваивается учащимися глубоко, воспринимается эмоционально, и по этому уроки являются воспитываю щими. Правильно строит воспита тельную работу учительница рус ского языка Липе цкой средней шко л ы № 8 Г. И. Го рская. Являясь руководителем 6-го класса, она умело ведет работу среди роди телей, работу с классом и вос питание на уроке, применяя инте ресн ые формы. Так, на одном уроке русского языка, дав для грамма тического разбора предложение: «Чтобы хорошо работать, нужно быть трудолюбивым и наблюдатель ным», — учительница- одновремен но беседовала с учениками по со держанию предложения. Другой ее урок был посвящен закреплению знаний учащихся о деепричастии и образовании наречий. Во второй половине урока ученики писали не большое сочинение по иллюстраци ям из журнала на тему: «Мое от ношение к труду». Сочинению предшествовала яркая краткая бесе да о том, что говорится в тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР о школе и труде учащихся. Эти ма териалы ребята слушали по радио и читали в «Пионерской правде». Однако наряду с подобными при мерами мы имеем случаи, когда бо гатейшие возможности урока не ис пользуются в воспитательных це лях. Нам пришлось быть в 9 клас се одной из средних школ Липе цка на уроке географии. Тема урока: «Пов торение карт ы СССР». Учи тельница йровела его неинтересно. Обучая" детей чтению, письму, мы начинаем с элементарного и посте пенно усложняем задачу ученика, наращивая, развивая знания и на выки. В воспитании же у нас нет такой системы. Второй серьезный недостаток за ключается в том, что воспитание на уроке нередко носит лишь резонер ский характер, материал же урока используется как трамплин для но таций. Третий значительный недо статок — это сужение содержания воспитательной работы на уроке. Обычно, говоря о воспитании на уроке, имеют в виду идейно-поли тическое воспитание и упускают задачи развития деловых качеств строителя коммунизма, полноценного работника: трудолюбие, решитель ность, внимание, находчивость, на блюдательность, предусмотритель ность и т. д. Идейно-политическое и мораль ное воспитание, развитие деловых качеств возможно на уроках по всем предметам, но в различной степени. Об уроках литературы, русского языка, географии кратко говорилось выше. Важны в этом отношении и уроки химии, физики и биологии. На них учащиеся знакомятся с об разованием в е- ществ, составляю щих мир, закономерностями их раз вития и движения. Эти уроки име ют исключительное значение в фор мировании материалистического, марксистского мировоззрения. Особенное значение в воспитании деловых качеств имеют уроки тру да в мастерских, занятия по ма шиноведению, электротехнике, ос новам растениеводства и животно водства, производственная практика и факультативные занятия. Ни од но из этих занятий не должно ограничиваться только обучением какому-то трудовому навыку (на пример, научить продольному пи лению). Обязательно должны вос питываться какие-то качества, фор мирование которых нет нужды предусматривать учебными про граммами (например, находчивость, наблюдательность и т. д.). Воспитательную цель урока перед учащимися следует ставить как де ловую задачу. В младших классах возможна постановка задачи в та кой форме: «Сегодня мы постараем ся соблюдать правила поднятия руки, посмотрим, кто не сможет это выполнить». В старших клас сах нужна иная форма. Например, на уроке химии, когда проводится лабораторная работа,- во время ко торой учащиеся будут иметь деде с кислотами и ядами или с быст рым протеканием реакции, сообщив содержание работы, учитель может поставить задачу: правильно и бы стро подготовить рабочее место. Для правильной организации вос питания на уроке необходимо оп ределить качества, которые долж ны воспитываться у учащихся в данном классе, полезно продумать и последовательность их воспита ния. В этом большую помощь ока жет проект программы воспита тельной работы, изданный Акаде мией педагогических наук. Вопрос воспитания на уроке не нов, но у нас до сих пор не б ыло четких программных положений и основательных разработок. По это му вопросу необходим самый ши рокий обмен опытом. В. ГУЗЕЕВ, заведующий учебной частью Липецкого института усовершенствования учителей. Связь с производством—основа обучения На первом этапе обучения учащие ся вполне могут приобрести навыки выбранной ими профессии, если в школе имеются хорошо оборудован ные мастерские. Это подтверждает опыт нашей школы, третий год ра ботающей по новому учебному плану. У нас имеются хорошие кабине ты— физический, химический, ма шиноведения. электротехники, сто лярные и слесарные мастерские. Есть также географическая площад ка и учебно-опытный участок. Все это дает возможность учащимся со четать теоретические занятия с прак тической работой, приобщиться к труду, найти любимое дело. Часто у нас практикуются экскур сии на предприятия города, а уча щиеся 8 — 9 классов проходят про изводственную практику в течение всего учебного года в паровозном де по и электрообмоточных мастерских, обучаются там избранной профессии. Однако в нашей Школе еще не соз даны все условия для более тесной связи учебы с практикой. Нет, на пример, до сих пор теплицы, зоофер мы, действующего автомобиля, не хватает приборов, инструментов и материалов. Между тем отпуск средств на учебные цели сократился. Многое в укреплении материаль ной базы школ, особенно' в обеспе чении станками, инструментами и материалами, должны сделать пред приятия-шефы. » Для более тесной связи учебного процесса с жизнью, с трудом цело- сообразно организовать на заводах и железнодорожных узлах учебно- произЕодетвекные цехи, где учащие ся, совмещая учебу с работой, вы полняли бы определенные задания. Несколько слов о заочном обуче нии. Мне кажется, прием в заочные высшие учебные заведения надо рас ширить и практиковать перевод на стационарное обучение наиболее ус певающих студентов. П. МУХИН, директор 14-й железнодорожной школы г. Ельца.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz