Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
% Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 1 6 дека бря 1658 г., М 293 (1352) Ит оги ра звития сельского хозяйства за последние пять лет « и задачи дальнейшего увеличения производства сельскохозяйственных продуктов Изложение доклада товарища Н. С. ХРУЩ ЕВА на Пленуме ЦК КПСС (Окончание. Начало на 1-й стр.). какими причинами объясняются не удачи этого плана, его провал. В результате низкой продуктив ности и медленного роста поголовья коров в колхозах общая продукция молока в стране возросла за три го да только на 2,8 миллиона тонн, или на 8 процентов. Что касается производства мяса, то оно за три года увеличилось незначительно и то главн ым образом за счет сброса части основного поголовья скота. Надо сказать, что вплоть до сен тябрьского Пленума Центральный Комитет не мог принять надлежа щие меры по подъему животновод ства. Этому прежде всего мешал матерый враг партии и народа Берия. Не последнюю роль играли в этом деле участники антипартий ной группы Маленков, Каганович, Молотов. На словах ратуя за подъ ем животноводства, они на деле прилагали все уешгая к тому, чтобы не допустить осуществления назревших мероприятий в этой области и тем самым сорвать удо влетворение постоянно растущих потребностей советских людей. Решения сентябрьского Пленума ЦК КПСС впервые за многие годы открыли путь для быстрого подъ ема животноводства. Подвергнув суровой, беспощадной критике ошибки и недостатки в руковод стве животноводством, Пленум по-новому подошел к важнейшим вопросам развития этой отрасли сельского хозяйства. Они были рассмотрены в неразрывной свя зи с потребностями страны в продуктах животноводства, с общей проблемой подъема сель ского хозяйства и прежде всего увеличением производства зерна. Пленум ПК КПСС решил корен ные. наиболее острые вопросы раз вития животноводства. Тов. Н. С. Хрущев приводит Дан ные о росте производства основ ных продуктов животноводства за пять лет. Производство мяса в убойном весе в 1958 году по сравнению с 1953 годом увеличи лось на 2 миллиона 100 тысяч тонн, или на 35 процентов, молока — на 21 миллион 300 тысяч тонн, или на 58 процентов, шерсти — на. 86 тысяч тонн, или на 37 про центов, яиц — на 7 миллиардов 400 миллионов штук, или на 46 процентов. Значительный рост производства мяса, молока, шерсти и яиц создал условия для увеличения государст венных заготовок продуктов живот новодства. На 10 декабря 1958 года заготовки молока увеличились по сравнению с соответствующим пе риодом 1953 года более чем в два раза, мяса — на 62 процента, шер сти — на 60 процентов и яиц — йа 76 процентов. Очень важно, что рост производ ства и заготовок продуктов живот новодства в последнем пятилетии сопровождался значительным увели чением поголовья всех видов скота. В 1958 году по сравнению с 1953 годом поголовье крупного рогатого скота в стране увеличилось на 24 процента (в том числе коров на 28 процентов), свиней — на 41 процент и овец — на 29 процентов. После сентябрьского Пленума Центрального Комитета многое сде лано в области развития животно водства, отмечает тов. Н. С. Хрущев. В течение 4— 5 лет совершен дей ствительно большой скачок в уве личении производства важнейших животноводческих продуктов. Но это лишь начало. Теперь необходимо напрячь усилия для того, чтобы в кратчайшие сроки создать в стране полный достаток мяса, молока, шер сти и других пролуктов на основе ускоренного развития общественного животноводства колхозов и совхо зов. о том, что в последние годы нашей партии удалось найти ключ в ре шению этой проблемы. Мы не толь ко ликвидировали хроническое от ставание животноводства, но и вы вели его на путь подъема. Вредно было бы, однако, переоце нивать достигнутое. Надо иметь в виду, что настоящая борьба за подъ ем животноводства только еще раз вертывается, что полностью эту проблему можно будет считать ре шенной только тогда, когда совет ские люди получат изобилие высо коценных продуктов животноводст ва для питания, а промышленность —необходимое сырье для производ ства одежды, обуви и других това ров. Ради достижения этой цели стоит потрудиться! Организуя борьбу за подъем сель ского хозяйства, партия уделяет большое внимание развитию совхо зов. Она руководствуется при этом ленинским положением о значении совхозов и ®их революционной роли в переустройстве сельского хозяй ства. Ленин у принадлежит идея строительства перв ых совхозов и разработка принципов их организа ции. Следует признать, что в течение ряда лет, вплоть до 1953 года, сов хозам не уделялось должного вни мания, уровень их производства ос тавался крайне низким. Решительно осудив извращения политики партии в совхозном строительстве, Цент ральный Комитет принял неотлож ные меры по укреплению и разви тию совхозов. В результате мы имеем серьезный подъем совхозного производства. За прошедшие пять лет были созданы сотни новых крупных совхозов. Ны не в стране насчитывается 6 тысяч совхозов. Они имеют 168 миллио нов гектаров земли, в том числе пашни 58 миллионов, и произво дят значительную часть сельскохо зяйственных продуктов. Совхозы сыграли особенно боль шую роль в развитии зернового хо зяйства. Совхозы в небывало корот кий срок освоили свыше 14 миллио нов гектаров целинных и залежных земель. Это намного повысило удельный вес совхозов в производ стве товарного зерна. Если в 1953 году они сдали только 225 миллио нов пулов хлеба, то в нынешнем го ду — 1 миллиард 371 миллион пу дов. или около 40 процентов от об щих заготовок' в стране. При этом самой важной, самой не отложной задачей, вытекающей из интересов всего народа, является быстрейшее удовлетворение всех по требностей страны в мясе. В конт рольных цифрах намечается обеспе чить рост производства мяса в 1965 году до 16 миллионов тонн. Это серьезная задача, и решать ее нам надо с такой же настойчивостью, с таким же подъемом и размахом, как совсем недавно партия и народ бо ролись за подъем целины, с такой же целеустремленностью, как осу ществлялись меры по увеличению производства молока. Теперь, когда придается такое значение производству мяса, пра вильным будет оценивать успехи областей, районов, колхозов, совхо зов в развитии животноводства прежде всего по уровню производст ва мяса. Тов. Н. С. Хрущев останавливает ся далее на некоторых резервах уве личения Производства мяса и дру гих продуктов животноводства. Пробном* животноводства всегда была одной из самых сложных про блем развития социалистического сельского хозяйства. Факты говорят В проекте семилетнего плана пе ред совхозами ставятся новые боль шие задачи по дальнейшему резко му увеличению производства товар ной продукции. Продажа государст ву совхозами основных сельскохо зяйственных продуктов в 1965 году по сравнению с 1957 годом увели чится в 2— 2.5 раза, а по сахарной свекле— более чем в 4 раза. В 1965 году удельный вес продукции сов хозов в общем объеме заготовок сельскохозяйственных продуктов в стране составит: по зерну — около 40 процентов, по мясу — 32, по молоку — около 26 процентов и по шерсти — около одной трети. Осуществление этой программы требует, чтобы работа совхозов бы ла поднята на более высокий уро вень. Прежде всего надо повернуть внимание всех работников совхозов к вопросам экономии и бережливости, повышения производительности тру да, всемерного снижения себестои мости продукции, в особенности животноводческой, с тем, чтобы-сде- лать все отрасли совхозного произ водства рентабельными. Совхозы должны и впредь слу жить примером правильного веде ния крупного социалистического сельскохозяйственного производст ва, быть для колхозов образцом в их борьбе за лучшее использование земли и техники, за непрерывный рост производительности .труда и снижение себестоимости продукции. Опираясь на социалистическую индустрию, на активную поддерж ку рабочего класса, продолжает тов. Н. С. Хрущев, партия развернула гигантскую работу по усилению ма териально-технической базы сель ского хозяйства. За последние пять лет государством было вложено в механизацию сельского хозяйства, в строительство производственных зданий и сооружений свыше 97 миллиардов рублей, или почти в 2,5 раза больше, чем в предыдущее пя тилетие. и на 50 процентов больше, чем за вторую, третью, четвертую и три года пятой пятилетки, вместе взятые. Кроме того, колхозы сами израсходовали на приобретение тех ники и строительство 103 миллиар да рублей против 44 миллиардов руб лей в предыдущую пятилетку. Энергетические мощности в сель ском хозяйстве за истекшее пяти летие увеличились в полтора раза. Теперь наше социалистическое сель ское хозяйство имеет на оснащении 1 миллион 700 тысяч тракторов (в 15-сильном исчислении), около 700 тысяч грузовых автомобилей, 500 тысяч зерновых комбайнов, 120 тысяч силосоуборочных комбайнов и миллионы других сельскохозяйст венных машин и орудий. Оснащение сельского хозяйства современной машинной техникой облегчило труд колхозников и рабочих совхозов, подняло его производительность. До сих пор усилия нашей про мышленности были направлены на то, чтобы дать сельскому хозяйству возможно больше тракторов и ком байнов. Мы и сейчас не снимаем задачу дальнейшего обеспечения колхозов и совхозов новыми, более совершенными тракторами и ком байнами. Но главное теперь состоит в том, чтобы, не увлекаясь разду ванием производства тракторов и комбайнов, организовать в достаточ ных количествах выпуск других крайне нужных сельскому хозяйст ву машин, и прежде всего таких машин, применение которых осво бождало бы большое количество людей от тяжелого труда и давало бы возможность расширить сель скохозяйственное производство, по лучать больше продукции при мень ших затратах. Важнейшим шагом в дальнейшей механизации сельского хозяйства явилась реорганизация машинно- тракторных станций, перестройка производственно - технического об служивания колхозов. После при нятия закона о дальнейшем разви тии колхозного строя и реорганиза ции МТС прошло девять месяцев. Основные сельскохозяйственные ра боты в текущем г о д у проводились в новых условиях. II теперь можно сделать уже определенн ые выводы. Эти выводы говорят о том. что в результате реорганизации МТС и соединения в одних руках, в ру ках колхозов, орудий и средств труда открылись новые возможно сти для развития сельского хозяй ства и быстрейшего создания в стране обилия сельскохозяйствен ных продуктов. Экономически окрепшие колхозы оказались в со стоянии не только купить технику, но и умело ее использовать. В на стоящее время около 80 процентов МТС реорганизовано в ремонтно- технические станции. Более 55 тысяч колхозов, или 81 процент, купили сельскохозяйственную тех нику на сумму, превышающую 21 миллиард рублей. Во время поездки по колхозам мне ни разу не доводилось слышать, чтобы с переходом техники в руки, колхозов ухудшилось ее использо вание. Председатели колхозов и колхозники говорили, что теперь работать стало лучше и дела идут успешнее, Тов. Н. С. Хрущев далее ставит на обсуждение ряд конкретных вопросов, касающихся РТС, и о дальнейшей судьбе оставшихся МТС, которые еще обслуживают часть колхозов. большие успехи, достигнутые в развитии колхозного строя, в подъ еме общественного хозяйства, при вели к значительному увеличению колхозных доходов. Если общая сумма денежных доходов в колхозах в 1952 году составляла 42.8 мил лиарда рублей, то в 1957 году она составила 95,2 миллиарда рублей. На основе укрепления экономики колхозов, роста их доходов повы шается материальное благоеостоя ние колхозников. Это прежде всего выражается в увеличении денеж ной и натуральной оплаты трудо дня. Общая сумма натуральной и денежной оплаты за трудодни уве личилась в сопоставимых ценах 47 миллиардов 500 миллионов руб лей в 1952 году до 89 миллиардов 800 миллионов рублей в 1957 году. В 1958 году она возрастет еще больше. Кроме того, колхозни ки получат дополнительно около 3 миллиардов рублей благодаря отме не поставок сельскохозяйственных п р о д у к т о в с их личных хозяйств. Реальные доходы колхозников в расчете на одного работающего увеличатся в 1958 году по срав нению с. 1952 годом в 1,6 раза. С дальнейшим развитием колхоз ного строя, укреплением экономики колхозов. несомненно, будет и дальше расти благосостояние кол хозников, будут повышаться их дохвды. Это закон социалистиче ской экономики. Г оворя о по вышении жизненного уровня колхозной деревни, нельзя не сказать о личном хозяйстве колхозников. Доход, получаемый от личного хозяйства, составляет пока еще значительную долю в бюджете колхозной семьи. Но с ростом общественного хозяйства колхозов личное хозяйство колхоз ников постепенно утрачивает свое значение. Уже сейчас наиболее крепкие в хозяйственном отношении колхозы удовлетворяют личные потребности колхозников в картофеле, овощах и даже в молоке. Пришло время не только в горо де, но и в колхозах наряду с боль ницами. школами, детскими садами и яслями создавать пекарни, пра чечные, а в ближайшем будущем и общественные столовые. Вопрос о высвобождении колхоз ников и особенно колхозниц от ма лопроизводительного труда в до машнем хозяйстве имеет не только экономическое, но и политическое значение. Важнейшим показателем жизнен ной силы и крепости колхозного строя является рост неделимых фондов колхозов. Неделимые фонды, создаваемые колхозниками при активном участии всего советского народа, определяют социалистиче скую природу наших колхозов, составляют основу кооперативной социалистической собственности, ко торая по мере своего развития постепенно сближается, а затем и полностью сольется с общенародной собственностью в единую комму нистическую собственность. Укреп ление и расширение неделимых фондов — одна из важнейших предпосылок для постепенного пе рерастания колхозной, кооператив ной собственности в общенародную. Вместе с тем неделимые фонды свидетельствуют о росте общест венного богатства колхозов, о по вышении благосостояния колхоз ников. Поэтому забота о пополне нии неделимых фондов должна быть кровным делом всех колхозников. Как уже отмечалось, многие пе редовые колхозы накопили доста точно сил и средств, чтобы при ступить к переустройству своих деревень, сел, кишлаков и аулов. Некоторые из них уже сделали практические шаги в строительстве благоустроенного социалистического ^ела. Все это заслуживает поддерж ки партийных организаций. Тов. II. С. Хрущев говорит, что в контрольн ых цифрах развития на родного хозяйства СССР на 1959— 1965 годы, которые вносятся на рассмотрение XX I съе зда партии, на мечается увеличить объем валовой продукции сельского -хозяйства в 1965 году по сравнению с 1958 го дом в 1,7 раза. П роизводительность труда наме чается пов ысить в колхозах в два раза, а в совхозах — на 55— 60 процентов. На основе роста сельскохозяйст венного производства и повышения производительности груда реальные доходы колхозников увеличатся за семилетие не менее чем на 40 про центов, главным образом за счет роста общественного производства колхозов. Гос ударственн ые капитальные вло,- жения в сельское хозяйство преду сматриваются в сумме около 150 т. миллиардов руолеи. Увеличение доходов колхозов в результате роста товарной продук ции земледелия и животноводства позволит им осуществить крупные капитальные вложения за счет соб ственных средств. По предваритель ным расчетам, колхозы могут в -те чение 1959— 1965 годов израсходо вать на строительство производст венных, культурно-бытовых объек тов, благоустройство сел 250 мил лиардов рублей и на приобретение техники — 95 миллиардов рублей. Эти цифры определяют основное направление в развитии сельского хозяйства на предстоящее семилетие. В них намечены правильные про порции в развитии важнейших от раслей сельскохозяйственного про изводства с учетом удовлетворения растущих потребностей населения и страны в целом в продуктах пита ния и сельскохозяйственном сырье. Эти цифры вполне реальные, их сле дует одобрить и принять как обще государственное задание. В этой связи следует особо ска зать о заданиях по увеличению про изводства продуктов животноводст ва. В условиях подъема сельского хозяйства по почину передовых кол хозов и совхозов развернулось широ кое движение за то, чтобы в бли жайшие годы догнать СШ А по про изводству мяса, молока и масла на душу населения. Это движение под держано партией и всем народом. Тов. Н. С. Хрущев затем показ ы вает пути решения этой задачи. Важнейшая заддча партийных и советских организаций республик, краев, областей и районов — органи зовать сейчас конкретную разработ ку планов по каждому колхозу и совхозу. Именно такая работа на местах поможет нам выявить и пол нее использовать резепвы колхозов и совхозов для дальнейшего резкого увеличения производства сельскохо зяйственных ппщ'-ктов. При этом надо помнить, что разработка планов по каждому колхозу и совхозу — это не простая арифметика, не просто раскладка заданий, а глубокое изу чение возможностей каждого хозяй ства, положения дел в нем и уров ня руководства. Необходимо со всей остротой под черкнуть, что увеличение производ ства сельскохозяйственных продук тов в намеченных размерах должно быть обеспечено на базе значитель ного повышения производительно сти труда. Мы должны ■организовать произ водство зерна, продуктов животно водства, технических культур, садо водства, главным образом учитывая зональные, почвенно-климатические уеловия, с тем, чтобы полнее ис пользовать все местные ресурсы и возможности для получения больше го количества продукции при мень ших затратах труда и средств. В настоящее время у нас сущест вует довольно значительная разница в уровне трудовых затрат на едини цу продукции в колхозах и совхо зах. Затраты труда на единицу продук ции по зерну в колхозах в 1957 голу были выше, чем в совхозах: в районах Черноземной зоны в 2,4 раза, в районах Поволжья — в 2,6, в районах Северного Кавказа — в 3,0, в районах Западной Сибири — в 2,2. в Казахской ССР — в 2,2 раза. Затраты на единицу продукции по молоку в колхозах в этом же году были выше, чем в совхозах: в районах Черноземной зоны в 1,3 раза, в районах Поволжья — в 1,4 раза, в районах Северного Кавказа — одинаковы, в районах Западной Сибири — в 1,2 раза, в Казахской ССР—в 1,1 раза. В условиях нашего социалисти ческого строя есть все основания, к тому, чтобы колхозы, располагаю щие современной техникой и опыт ными кадрами, имели уровень про изводства не ниже, чем в передовых совхозах. Сейчас наступил такой период, когда экономические взаимоотноше ния между государством и колхоза ми существенно. меняются. По ме ре роста производства сельскохо зяйственных продуктов отпадает не обходимость в обязательных постав ках. на смену налогу приходит сво бодная продажа и покупка продук тов по ценам, отражающим уровень производства и производительности труда. Историческое значение решений наитии по вопросам реорганизации МТС. о новом порядке заготовок и единых ценах в том и состоит, что они знаменуют начало этого ново го этапа в экономических взаимо отношениях между государством и колхозами. Принцип свободной про дажи продуктов постепенно будет распространяться на все отрасли хозяйства. Тов. Н. С. Хрущев затем говорит о системе учета и оплаты труда в колхозах, поставив вопрос об усо вершенствовании этой системы, а также о помощи сельскохозяйствен ной науки практикам колхозного и совхозного производства. Эта по мощь, отмечает тов. Хрущев, неоце нима, но наряду с тем у нас имеют ся еще научные учреждения, отор ванные от жизни, которые не яв ляются примером для колхозов и совхозов, поэтому надо продумать вопрос о том, чтобы оплату труда работников сельскохозяйственных научно-исследовательских институ тов связать с результатами внедре ния в производство научных до стижений. Тов Н. С. Хрущев подчеркивает, что истекшие после сентябрьского Пленума ЦК КПСС годы напряжен ной и плодотворной работы по кру тому подъему сельскохозяйственно го производства вооружили партий ные опганизации богатейшим опы том. За этот период сельские пар тийные организации численно вы росли и окрепли. Теперь почти во всех колхозах и совхозах имеются полнокровные, деятельные партор ганизации. В докладе далее подчеркиваются задачи укрепления районного звена. На обсуждение данного Пленума ЦК, говорит в заключение тов. Хрущев, внесены вопросы, имею щие жизненно важное значение для строительства коммунизма. Пять лет назад на сентябрьском Пленуме ЦК наша партия смело и решительно вскрыла серьезные- недостатки, имевшиеся тогда в сельском хозяй стве, разработала развернутую про грамму крутого подъема земледелия и животноводства. Эта программа, поддержанная веем советским на родом, успешно претворяется в жизнь. Коммунистическая партия, руко водствуясь бессмертным учением марксизма-ленинизма, успешно ре шает назревшие вопросы, смотрит в будущее и уверенно идет вперед. Она выдвигает перед советским на родом новые задачи в развитии со циалистического сельского хозяй ства. Решения настоящего Пленума ЦК явятся призывом к организации всенародной борьбы за осуществле ние программы создания обилия сельскохозяйственных продуктов в стране. Через полтора месяца XX I съезд Коммунистической партии рассмот рит и утвррднт контрольн ые цифры развития народного хозяйства СССР на предстоящие семь лет. Это будет великая программа деятельности со ветского народа, которая ознаменует вступление нашей страны в новый исторический период ее развития— в период развернутого строительст ва коммунистического’ общества. ЗАЯВЛЕНИЕ Со ветского правительства Министерство иностранных дел СССР яаяравил® 13 декабря прави тельствам веех государств— члеаов Организации Североатлантического договора текст Заявления Советско го правительства в связи с пред стоящей в Париже сессией Совета Н АТО. Копии э того Заявления, которое публикуется в московских газетах, направлен ы правительствам всех стран, с которыми Советский Союз поддерживает дипломатические от ношения, а также правительствам других стран— членов ООН. В Заявлении Советского прави тельства подчеркивается, что, как свидетельствует вся практическая деятельность Н АТО, он п редставляет собой замкнутую военную органи зацию, глубоко враждебную интере сам поддержания мира и объединя ющую своих участников на плат форме политики гонки вооружений, всемерного раздувания «холодной войн ы», подрыва мирного сотрудни чества между государствами. Военный блок Н АТО, гово рится в Заявлении, был создан на основе, несовместимой с принципами и це лями ООН, и его деятельность на несла и продолжает наносить нема лый ущерб делу Организации Объ единенных Наций. Факты свидетельствуют, указыва ет Советское правительство в своем Заявлении, что Н АТО — э то инстру мент подготовки войн ы и что вся система его органов действует лишь в направлении расширения подго товки войны. Как. отмечается в Заявлении, Со ветский Союз приветствовал бы лю бой шаг, любое предложение Н АТО, ведущее к уменьшению междуна родной напряженности, и б ыл бы готов незамедлительно откликнуться на такие шаги и предложения. Од нако Н АТО ни разу не выступил с такого рода инициативой. Напротив, подчеркивается в За явлении, сессии Совета Н АТО си стематически используются для то го, чтоб ы встречать в штьгки любые предложения, направленные на смягчение международной напряжен ности и прекращение гонки воору жений. Как констатирует Советское пра вительство, в кругах Н АТО не ск р ы вают, что и на сессии в Париже бу дет обсуждаться вопрос о том, как ускорить размещение американских ракетных и ядерных баз на терри ториях тех государств— участников Н АТО, где таких баз пока нет. Па рижская сессия призвана, оче видно, сломить сопротивление этих западноевропейских стран планам размещения на их территориях аме риканских ракетно-ядерн ых баз. всегда положило конец недосягаемо сти некоторых держан. Заявление указывает на особую опасность то го, что имеется прежде всего в виду передача ядерного оружия Западной Ге рмании, Советское правительство в своем Заявлении считает необходим ым вновь обратить внимание на те серьезные последствия, с которыми было бы связано осуществление пла нов создания в западноевропейских странах — членах Н АТО аме рикан ских ядерн ых и ракетных баз. В случае, если будет предпринята попытка агрессии против СССР и союзных с ним социалистических государств, говорится в Заявлении, военная необходимость сделает неиз бежным нанесение по ракетно-ядер ным базам Н АТО ответного удара. Европейские государства, допу скающие размещение на своих тер риториях таких баз, ставят ■ себя в весьма тяжелое положение. То же относится к Канаде, которая согла силась на создание широкой сети американских ракетн ых установок и складов ядерных зарядов. В Заявлении подчеркивается, что согласие на размещение американ ских атомных и ракетных баз озна чало бы роковой шаг, намного при ближающий опасность развязыва ния ракетно-ядерной войны. Разви тие техники, констатирует Заявле ние Советского правительства, на- Касаясь планов создания так на зываемого «Балтийского командова ния Н АТО», что означает подчине ние Дании военн ым планам Запад ной Ге рмании, Советское правитель ство заявляет, что оно стоит-за дру гое развитие со бытий в этом районе. СССР полностью поддерживает вы ступление ГДР и Пол ыни за превра щение Балтийского моря в зону мира. Однако, говорится в Заявле нии, Советский Союз, как и другие прибрежные государства Балтики, не сможет не принять во внимание указанных военных приготовлений Н АТО. Ра зоблачая утверждения полити ческих деятелей западн ых держав о том, будто Н АТО постепенно пере стает быть чисто военным блоком и во все большей мере становится ор ганом «равноправного политическо го сотрудничества», Заявление под черкивает, что подобные утвержде ния рассчитаны на то, чтобы ввести в заблуждение широкие обществен ные крути, встревоженные военны ми приготовлениями этого блока. Н АТО, подче ркивается в Заявле нии Советского правительства, все больше закрепляет за собой роль международного жандарма, призван ного подавлять национально-освобо дительное движение в колониальн ых и зависимых странах. Советское правительство заявля ет, 'что попытки идеологов «холод ной войны» внушить народам про тивоестественную мысль о то-м, буд то перед человечеством нет иного пути, кроме уничтожающей атомной войны, обречены на неудачу. Правительство СССР твердо убеж дено в полной1возможности и необ ходимости дальнейшего развития международных отношений по пути договоренности между державами, приостановки нынешнего состязания в производстве ядерных бомб я ра кет и укрепления естественных мирных связей между всеми стра нами. В Заявлении Советского нрави- тельства правительствам государств — участников Н АТО соде ржатся три предложения. Первое — заключить между стра нами, входящими в Н АТО и органи зацию Варшавского договора, до1 говор о ненападении, как это уже б ыло официально предложено стра- нами-^участницами Варшавского до говора. Советское правительство предла гает договориться, чтобы в тексты Североатлантического и Варшавско го договоров было внесено положе ние, предусматривающее, что госу дарства — участники этих догово ров не будут оказывать военной н экономической помощи или мораль ной поддержки агрессору. Второе — договориться в ближай шее время о создании в Централь ной Европе зоны, свободной от ядер ного и ракетного оружия, на оенове предложений польского правитель ства, которые во многом учитывают соображения, высказывавшиеся в странах Запада. Третье — приступить к согласо ванному сокращению иностранных войск на территории стран Н АТО и Ва ршавского договора, для начала хотя б ы в небольших масштабах. Советское правительство считает также необходимым в самое бли жайшее время урегулировать вопрос о Берлине, иностранная оккупация которого является серьезным источ ником международной напряженно сти. В качестве подходящей основы для решения берлинского вопроса предлагается установление для За падного Берлина статуса демилитаь ризованного вольного города. Совет сно-чехословацное научно-т ехнич еское сот рудничест во В Москве на днях закончила свою работу XIV сессия Советско-чехосло вацкой комиссии по научно-техниче скому сотрудничеству. Отметив, что со времени последнем сессии научно-техническое сотрудни чество между обеими странами полу чило дальнейшее развитие, Комиссия приняла ряд решений о взаимной и безвозмездной передаче технической документации и образцов, о взаим ном командировании специалистов в области ряда отраслей промышлен ности. Чехословацкой стороне переданы доклады о ряде научно-технических достижений советской металлургии; в свою очередь, Чехословакия пере дала советской стороне информацию о своих технических новинках. Утверждены мероприятия, направ ленные к дальнейшему, расширению сотрудничества между научно-иссле довательскими институтами и проект но-конструкторскими организациями СССР и Чехословакии. Принято также решение об уста новлении сотрудничества между соот ветствующими организациями обеих стран в области научной и технико экономической информации. (ТАСС). Н о е а я с о в е т с к а я н а у ч н а я с т ан ц и я в Я н т а р к т и д е Как сообщили из .Мирного, 14 декабря, в 14 часов 45 минут по московскому времени советские исследователи взяли штурмом по люс относительной недоступности 82 градуса 06 минуты южной ши роты, 55 градусов восточной дол готы. Они основали здесь новую советскую научную станцию «По люс недоступности». Советские исследователи прошли от южной антарктической обсерва тории «Мирный» путь в две тысячи двести километров. Эта новая стан - 1 ция, находящаяся на высоте три тысячи семьсот десять метров над уровнем моря, предназначена для эпизодических научных наблюде ний, а также явится базой для последующих внутриконтиненталь- ных походов советских экспедиций. На укрепленном здесь флагштоке поднят Государственный флаг СССР, рядом на возвышенности установлен бюст В. И. Ленина. (ТАСС). ч, Ж
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz