Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н Л Ж Я ШКОЛ У - Б ЛИЖЕ К О б с у ж д а е м т е зи сы ЦК КП С С и С о в е т а Министров С С С Р Л у ч ш е г о т о в и т ь у ч и т е л ь с к и е к а д р ы Учащиеся средней школы № 1 5 г. Липецка проходят производ­ ственное обучение в Цехах станкостроительного завода. На снимке: слесарь Д. Исаев (справа)' объясняет старшеклас­ сникам О. Сизову (слева), К. Скопинцеву и Н. Голубовскому устройство токарного станка. Фото Н. Байбур ина, О п роф ессиональ но-технических у ч и л и щ а х Перед вельскими профессиональ- Я ЬШй учебн ыми заведениями тезисы ПК КПСС и Совета Министров СССР вт.ТнйТ злаячу платпюрпп г о т о в и т ь Д ЛЯ колх озного й совхозного йрОйз- й о д с т м квалифицированн ых механи- затброй. строителей и других спе­ циалистов. Нынешние училища ме­ ханизаций будут преобразованы в сельские йрофессяовально-техяме- Ские училища со сроком обучения в один—два года. Б эти училища бу­ дут приниматься выпускники Вось­ милетних школ. Что нужно сделать для улучше­ ния качества подготовки механиза­ торов? Я хочу высказать по этому вопЧосу ряд предложений. Надо строить типовые здания для технических училищ. В нашей об- ЛаСТй“ Шес ть училищ механизации, но ни одно из них ае имеет здания, которое отвечало б ы всем требова­ ниям псавильного учебного процес­ са. За 3— 5 лет мы должны обеспе­ чить типовыми зданиями все учи­ лища. Сейчас училища механизации, в том числе и Данковское, не совсем удовлетворительно снабжаются но­ вой техникой. Мы до сего времени не имеем современных зерновых комбайнов «СК-3», плугов, лущийь- ников, последних моделей тракторов и Других машин. Отсутствие поной Техники отрицательно сказывается на Качестве подготовки механизато­ ров. Сельские прбфессианально-тех- нические училища нужна оснащать навой техникой в первую очередь. Колхозы и совхозы нуждаются в кадрах строителей. В технических училищах надо -готовить специали­ стов более широкого профиля, чем их готовили в училищах механиза­ ции. Следует трактористу-машини- сту давать и строительную специ­ альность: еголяра-плотника, шту­ катура, маляра И т. д. Для Этого потребуется увеличить срок обуче­ ния до 2-х лет. Вместе с тем необ­ ходимо ввести в учебные программы технических училищ преподавание общеобразовательных дисциплин. Училища механизации получили йо 200 гектаров земли под учебные хозяйства. Эти хозяйства осваива­ ются второй год. Необходима их оставить и в технических учил и­ щ ах, но вести учебны е хозяйства та к, чтобы они были образцовыми, рентабельными, показатель ны ми. Только тогда учащиеся смогут ос­ воить В них передовые методы об­ работки почвы. Учащиеся училищ механизации проходят производственную практи­ ку на полях колхозов, совхозов. Т Гои э том иногда не все учащиеся работают в качестве трактористов, И н о с т р а н н ы й я з ы к и з у ч а т ь с д е т с т в а Обсуждая вопрос ы коренной пе­ рестройки системы народного обра­ зования в стране, нам следует поду­ мать о Том. с какими Знаниями по КйоСТраннъгм языкам выпускаются учащиеся из школы. Надо прямо сказать, что сейчас большинство вы­ пускников очень слабо Знает ино­ странный язык. Виноваты в этом не только школьные учебники, которые нуж­ даются В серьезном усовершенство­ вании. Главна я причина плохой по­ становки преподавания иностранн ых языков *“ • в недостатке квалифици­ рованных преподавателей. Мне нажегся, что высшим учеб­ ным заведениям нужно Так постро­ ить свою работу, чтобы в ближай­ шие же Го ды дать для ВОсьмилеТ- них школ необходимое количество специалистов. Надо увеличить при­ ем на факультеты иностранных язы ­ ков и. кроме того, организовать краткосрочные курсы для перепод­ готовки учителей-црактикой. Изучение иностранных языков в вредней школе следовало бы начать с 3-го класса, Ф. НЕРОНОВ, инспектор Хлевенского районо. комбайнеров. Многим приходится выполнять подсобные работы. Сле­ дует закрепить за техническими училищами определенные совхозы, колхозы, РТС, сделать их базовыми и обязать руководителей этих хо­ зяйств, чтобы они обеспечивали прохождение практики учащимися на сложных сельскохозяйственных м ашинах. Это значительно улучшит качество подготовки механизатор­ ских кадров. В училищах механизации нашей зойы прием учащихся производится в январе, а занятия начинаются с 1 февраля. Лучше, по-моему, произ­ водить прием учащ ихся в конце полевых работ, т. е. в октябре, а начинать занятия с 1 ноября. Дело в том, что учащиеся при годичном сроке обучения, начиная занятия с 1 февраля, не успевают ■пройти и половины программы до того, как мы направляем их на летнюю про­ изводственную практику. Они не успевают еще освоить как следует трактор, комбайн и другие машины, и руководители совхозов, колхозов и бригадиры тракторных бригад, ес­ тественно, не доверяют им сложную сельскохозяйственную Технику. Ве­ ли Же начинать занятия 1 ноября, учащиеся до начала полевых работ пройдут основную программу, осво­ ят теоретически и практически сложную технику, получат первона­ чальные навыки.' Учащиеся училищ механизации обеспечиваются бесплатным обмун­ дированием, питанием, стипендией и квартирными. Пожалуй, целесообразнее всего вы плачивать учащим ся стипендию, а при прохождении производствен­ ной практики особо оплачивать их труд. Стипендию на одного учаще­ гося выплачивать в размере 260— 300 рублей, но обмундирование, питание и нвартирны е учащиеся должны оплачивать из заработанны х ими денег. Нерадивых учащихся за прогулы и неуспеваемость лишать стипендии (частично илй пол­ ностью). Полное государственное обеспечение Следует Сохранить для учащихся— воспитанников детских домов, сирот, детей многодетных ро­ дителей и для Отличников учебы. А. ЧУМАЧЕНКО, заместитель директора ДанковскО- го училища механизации сельского хозяйства № 4. X I съе зд партии по­ требовал от в ысшей Школы укрепления связи обучения с прак­ тикой. Выполняя это указание, педагогиче­ ские институты проде­ лали значительную ра­ боту по улучшению подготовки учителей: срок обучения в педа­ гогических институ­ тах увеличен с 4-х лёт До 5-ти лет, введён широкий профиль под- » - готовки учителей, увеличено время на педагогическую практику, больше стало уделяться внимания качеству лекций и прак­ тических занятий, возрос удельный вес производственников в числе при­ нимаемых в вузы и т. д. В результа­ те этих мероприятий теснее стала связь педагогических институтов со Школой, а студенты получили воз­ можность больше заниматься само­ стоятельно. они стали конкретнее разбираться в теоретических курсах. Однако в работе Пединститутов имеются существенные Недостатки. Еще не все сделано для преодоления отрыва обучения от жизни школы, наблюдается перегрузка студентов Академическими занятиями, слаба связь педагогических институтов с Производством, Новые задачи выдвигает перед педагогическими институтами реор­ ганизация системы народного обра­ зования. Вузы должны будут гото­ вить учителей Для работы в школах различных типов: в восьмилетках, в школах-интернатах, в школах рабо­ чей и сельской молодежи и т. д. Выполнение этих задач потребует от педагогических вузов дальнейшего улучшения качества учебно-воспи­ тательной работы. В связи с обсуждением тезисов ПК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитий системы народного образования в стране» я считаю необходимым вы­ сказать несколько замечаний относи­ тельно перестройки работы педагоги­ ческих институтов. При решении вопроса о перестройке работы в пе­ дагогических вузах следует бережна сохранить все лучшее, что справ- д1йй себя в многолетней практике организации обучения в высшей школе. Некоторые товарищи, в ча­ стности т. В. Антонов в статье «О педагогических институтах», опубликованной в «Ленинском зна­ мени» 2 декабря, в ыступают за лик­ видацию или, По крайней мере, за сокращение лекций, ратуют за сво­ бодное посещение лекций. Многолет­ ний опыт советской школы показы­ вает, что лекция является одним из ведущих методов работы в инсти­ туте. Было время, в 20 и 30-е го­ ды, когда делались попытки отмены лекций, замены их практическими занятиями, вводилось свободное по­ сещение лейций. Но такая практика не оправдала себя. Предложения о ликвидации лек­ ций и требование свободного посеще­ ния лекций я считаю вкорне не­ правильными. Другое дело, если мы скажем, что лекции не должны сводиться к пере­ сказу учебника или пособия для выс­ шей школы, а должны быть резуль­ татом научных изысканий. Только В этом случае мы можем покончить с догматизмом и начетничеством. Базой научно-исследовательской ра­ боты профессорско-педагогического состава должна быть школа. Нужна перестроить работу каф едр, декана­ тов, учебной Части пединститута та­ ким образом, Чтобы они были тес­ но связаны со шнолой, чтобы Препо­ даватели института сотрудничали с учителями в решении актуаль ны х вопросов обучения и воспитания Мо­ лодого поколения. Много споров вызывает вопрос о ликвидации перегрузки студентов академическими занятиями. Дело в том, что при переходе с узкого про­ филя подготовки учителей На Широ­ кий профиль при объединений фа­ культетов (скажем, филологическо­ го и исторического) учебный план составлялся путем механического со­ единения планов этих факультетов. Это и привело к перегрузке студен­ тов. Тов. В. А нтонов считает, что для ликвидации перегрузки следует вер­ нуться к дифференцированной под­ готовке учителей. Такая точка зре­ ния несостоятельйа. Создание фа­ культетов с широким профилем имеет большое практическое значе­ ние, дает возможность подготовить учителя, способного вести занятия по ряду предметов. Учитель, препо­ дающий одновременно русский яз ык, литературу и историю, чаще встре­ чается со своим классом и лучше знает своих учеников, их жизненные Запросы, что имеет исключительное значение в организации воспитатель­ ной работы среди учащихся. Чтобы решить вопрос о ликвида­ ции перегрузки студентов академи­ ческими занятиями, необходимо вне­ сти серьезные изменения в сущест­ вующие учебные планы институтов. Может быть, следует поступить Та­ ким образом: сосредоточить в педа­ гогических институтах Подготовку учителей для восьмилетки, а для школ второго этапа будут готовить нарры университеты. При переработке учебных планов и Программ следует усилить профес­ сиональную подготовку, предусмот* ! * " | Ст рони из писем | | Обязательно нужно, чтобы! ( девушки учились в школе ( ] кройке, шитью и кулинарии, а | ! юноши — столярному и еле- [ ( саркому делу. 1 И. ИОНОВ, | I работник железнодорожного » I цеха Новолипецкого завода. | I * * * > < правильный вывод сделали: { для себя Из Обсуждения теэи-! ( сов ЦК КПСС и Совета Ми-1 < ннстров СССР молодые рабо-1 ! чие 1-го околотка 22 ДйсТан-: ( ций пути ст. Лев Толстой ) | А. Пузиков, Н. Беляев, И. Тру- ; | шин и другие. Они решили по- * | ступить в заочный техникум. | А. ОСКОЛКОВ. | | Ст. Лев Толстой. ( » * * * ; Многие жители Задонека I : в ысказываются за открытие в § (городе школы-интерната. Зто> ) можно сделать на базе сред-! ней шкблы № 2, — она ряс- ) полагает отличным зданием, в | котором ранее находилось пе-1 Дагогическое училище. ( ' И. О СИПО В . [ г. Задовск. На роди т ельск ом собрании Для подготовки специали­ стов по зеленому строительст­ ву необходимо открыть ТСхнИ* кум при Мещерской лесостеп­ ной опытно-селеКционной стан­ ции, которая является одной из крупнейших в СССР. А. Л А В Р У Х И Н , агроном лесостепной станции. реть работу студентов в школе, на предприятиях, в совхозах и колхо­ зах, расширить Эстетическое воспи­ таний, исйО Л ьзуя в этом отношении положительн ый опыт педучилищ, где будущие учителя изучали музыку, живопись и т. д. Необходимо тщательно продумать методику организации Семинарских занятий. Нет нужды производить на семинарах опрос по материалу, про­ работанному Дома. Нужно сосредо­ точивать внимание на обучении ме­ тодам самостоятельной работы. Надо шире практиковать выступления студентов с докладами и лекциями в школах, на предприятиях, в кол­ хозах и совхозах, а также со стать­ ями и рецензиями в печати. Особое внимание нужно уделить организации практики в школах. Сроки этой практики следует в два — три раза увеличить. Студенты, на­ чиная с первого курса, должны один день в неделю находиться в школе и приобщаться к активной работе с детьми. Период обучения педаго­ гической практике заканчивается на IV к урсе. На V курсе студен ты в течение полугодия должны прохо­ дить стажерскую практику под ру­ ководством опытных учителей и ме­ тодистов института. Практические занятия по педагогическим дисцип­ линам лучше всего целиком перене­ сти в школу. Студентам во время стажерской практики следует вы­ плачивать не стипендию, а зар­ плату. Находясь в педагогическом инсти­ туте. готовясь к учительской рабо­ те, студент обязан не только овладе­ вать знаниями по специальности, но и приобретать навыки общественной работы -— комсомольской, профсоюз­ ной, спортивной, культурно-массовой. Поэтому при переводе студента с од­ ного курса на другой необходимо учитывать не тольно академическую успеваемость, но и участие в об* щестезнной работе. Следует в педагогических инсти­ тутах приобщать студентов к физи­ ческому труду. Одной из форм это­ го приобщения Является самообслу­ живание. Принцип самообслужива­ ния должен найти широкое приме­ нение. В Лип ецком государственном педагогическом институте при об­ суждении тезисов ЦК К ПСС и Со ве­ та Министров СССР б ыло высказано пожелание о введении самообслужи­ вания, и со 2 декабря оно введено. Улучшение подготовки учителей может быть достигнуто и путем тща­ тельного отбора поступающих в пед­ институт. Нужно значительно улучшить обеспечение студентов заочных от­ делений педагогических вузов учеб­ ной литературой. Больным вопросом на заочном отделении является во­ прос о контрольных работах. Многие считают, что контрольные работы бесполезны. И в самом деле, конт­ рольные работы по той тематике, Которая Дается заочникам сейчас, бесполезны. Необходима тематику контрольных работ, связывать с практикой, с жизнью школы, То же самое нужно делать и с кур­ совыми работами. Заслуживают поддержки предло­ жения многих товарищей о переда­ че пединститутам фуниций институ­ тов усовершенствования учителей. Это сосредоточит подготовку и пере­ подготовку учителей в одних руках. Н. ТО РОПОВ , кандидат исторических наук, старший преподаватель кафед­ ры истории Липецкого педин­ ститута. Замечательные в своей неповто­ римости дни переживают советские люди: коммунизм из мечты стано­ вится явью, властно и йеудержимо входит в жизнь. Наша молодежь. Читая книги, за­ видует героям Великого Октября, Ге роям перв ых пятилеток. Но им, членам бригад коммунистического труда, уже завидуют люди старшего возраста, им будут воздавать поче­ сти грядущие поколения. Именно поэтому так много дум и забот у старших о своих детях, Всюду живо обсуждаются тезисы Центрального Комитета партий и Советского правительства «Об ук­ реплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в стране». ...Просторный класс Измалковской средней школы заполнен до отказа. Отложив все иные дела, родите­ ли собрались для большого разгово­ ра о будущем своих детей. Н. С. Воробьёва, учительница ис­ тории, выступает с докладом. Она говорит о новых, величественных задачах, вставших перед страной, в большой ответственности школы и родителей за воспитание строителей коммунистического общества. Подго­ товить всесторонне развитого чело­ века, ликвидировать различия меж­ ду умственным и физическим тру­ дом — что может быть выше и бла­ городнее этой задачи?! Рассказав о путях перестройки системы народного образования в стране, Н. С. Воробьева сообщила, что коллектив учителей школы на­ метил для себя практические задачи по улучшению качества преподава­ ния, по дальнейшей политехнизации обучения, по работе на пришкольном участке, площадь которого наме­ чается увеличить до 25 гектаров. ~Ч. ж гг а, гг е л м п р е д л а г а ю т Количество писем о перестройке ШКОлы, приходящих в редакцию в эти дни, увеличивается. Сейчас са­ мый разгар всенародного обсужде­ ния тезисов ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «Об. укреплении свя­ зи школы с жизнью и о дальней­ шем развитии системы народного образования в стране». Разумеется, больше всего и го­ рячей всего обсуждение идет в шко­ лах, причем в нем участвуют не только учителя, но и родители. Многие. письма, поступившие 6 редакцию, являются своего рода от­ четами с собраний родителей И учи­ телей, но в них содержится нема­ ло предложений о том, как лучше выполнить задачи, поставленные пе­ ред советской школой партией и правительством. Вот какие мысли и предложения выдвинул педагогический коллек­ тив Добровской средней школы на своем Собрании, о котором пишет секретарь парторганизации школы т. Силантьев: необходимо в школе ввести само­ обслуживание учащихся, в новом учебном году организовать учхоз; для подготовки шоферов в шко­ лах необходимо иметь кабинеты ав­ тодела й занятия провозить факуль­ тативно, начиная с 9 класса, и не менее 4 часов в неделю; необходимо иметь двух замести­ телей директора школы, один из которых отвечал бы за политехни­ ческое обучение и производствен­ ную практику, другой Р .а з г о в о р — за учебно-воспита- о г л а в н о м тельную работу. -------- О необходимости в каждой воСь- милёТней школе иметь штатные должности заведующих учебной ча­ стью, завхозов и старших Пионерво­ жатых говорят учителя и родители Ново-Деревенской школы Липецкого района. Кроме Того, они поднимают ряд вопросов об упорядочении оп­ лат ы труда учителей. Директор этой школы т. Панов и председа­ тель родительского комитета т. Смы­ ков считают необходимым повысить ответственность председателей кол­ хозов за состояние материальной базы школы. А родители учащихся этой Школ ы тт. Селиванов, Соков, Ла вров, предлагают перевести шко­ л ы на восьмилетнее обучение в 1959— 1960 учебном году незави­ симо от материальной базы. Противоположная мысль высказы­ вается в письме родителя учащего­ ся средней школы Л1: 1 0 г. Липец­ ка т. МаньковсКоГо. Он возражает против тезиса о необходимости уси­ ления трудовой подготовки учащих­ ся н ынешних 8— 10 классов, кото­ рые занимаются по действующим учебным программам. «Пока не яс­ но, в каких формах усиливать эту подготовку. Пока школы не имеют Механических мастерских, перест­ ройку обучения в них проводить не­ целесообразно»,'' — таков основной вывод его письма. Ав тор при этом, главн ым образом, ссылается на пример школ Л1» ?,-: 10 и 31, располо- — женн ых в районе тракторного завода^ Как бы возражая ему, заведую­ щий учебной частью школы № 31 т. Устинов говорит в своем письме: формы, в которых необходимо про­ водить трудовую подготовку уча­ щихся, совершенно ясны — нужно учить производственным професси­ ям, что сейчас и делается уже 31-й школой. Мастерские же у школы имеются. Конечно, не все в них еЩе на должной высоте, но недостатки надо исправлять, не от­ кладывая. Прав, конечно, т. Устинов. Это подтверждается тем, что все другие авторы писем горячо одобряют на­ меченную перестройку школ. И. Ки­ селев из колхоза имени XV III па ртсъезда УсМанСкого района рас­ сказ ывает о собраниях, прошедших В Предтеченской и Никольской се­ милетних школах. Учителя этих школ единодушно одобряют тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР. Выступая на собраний, зав. учебной частью ПредтеЧейСкой Школы т. Киселев сказал: «Я счи­ таю, что правильным 'будет преоб­ разовать все семилетние ШКО ЛЫ в селах н ашего района в восьмилет­ ки, а в районном центре организо­ вать школу сельскохозяйственного ученичества», П риветствуют предстоящую пе­ рестройку школ колхозники колхоза «Россия» Измалковского района в ыступавшие Яа родительском соб­ рании в Петрищееейой семилетней школе. Об этом сообщает сотрудник измалковской районной газеты тов. Соломин. Слова горячей благодарности пар­ тий и правительству высказывает в своем письме т. Третьякова из Ельца. Она говорит о новых возмож­ ностях для повышения образования, для культурного отдыха, которые открываются перед трудящимися нашей страны в предстоящем семи­ летии. Правильно Обращает внимание на необходимость усиления морально- этического воспитания детей пенси­ онерка т. Игнатова из Льва Тол­ стого. Об этом же, о поведении детей, об усилении воспитательной работ ы и за стенами школы, говорили на сво­ ем собраний родители учащихся средней школы АГ: 7 г. Липецка, как сообщает в своем письме т. Ро- женко. Кроме того, на этом собрании поднимались вопрос ы улучшения шефства предприятий над школами. Как многообразны темы читатель­ ских писем, кай многообразны воп­ росы, связанные с перестройкой школ, Которые поднимают эти пись­ ма! Какая большая Мысль пронизы­ вает письма трудящихся, в кото­ рых говорится о том. Как при­ близить школу к жизни, — мысль о судьбах грядущих поколений, о судьбах родной страны. А каково мнение родителей о пе­ рестройке школ ы? — Мы согласны с тезисами,— заметила А. П. И змалкова.— Глав­ ное — трудовое воспитание. Давно пора приучать школьников к ра­ боте. ( — Учился я в тридцат ых годах в школе крестьянской молодежи (IIIКМ).— гово рит Л. Г. Усатенко,— М ы делали табуретки, скамейки. А теперь и десятиклассники ае умеют взять инструмент в рукй. Что же получается? Окончит человек сред­ нее Или в ысшее учебное заведение, а к работе не подготовлен. Сколько у нас в колхозе было таких зоотех­ ников, агрономов: будто и не на земле человек вырос, боится к по­ росенку подойти. Настала пора по­ кончить с отрывом обучения от жиз­ ни. Каждый с юных лет обязан тру­ диться. Есть желание—учись даль­ ше. Учатся же у нас многие тракто­ ристы, механизаторы. Теперь еще больше возможностей будет для за­ очного и вечернего обучения. Толь­ ко при соединении теории и прак­ тики можно получить полноценных специалистов. — Очень много недостатков в су­ ществующей школе,— заявил Д. С. Петров.— В средней школе за де­ сять лет ребята не получают ника­ кой специальности-. Теперь эти не­ достатки будут устранены. Кое-кто опасается: кончит ребе­ нок восемь классов, а как же быть со средним образованием? Опасения напрасные. Партия и правительство ставят задачей, чтобы каждый ра­ бочий и колхозник имел среднее образование. Значит, будут для это­ го и условия. Й. БЛАНДОВЦЕВ. (Соб. корр. «Ленинского знамени»). Руками самих учащихся Учащиеся Спасской семилетней школы Воловского района получили замечательный подарок. Новый учебный год они встретили в свет­ лом, просторном здании. Школа строилась колхозниками местной Сельхозартели имени XX партсъез­ да. Месяц назад наша школа перешла на самообслуживание. Все учащие­ ся 4—7-х классов ежедневно про­ изводят уборку в классных комна­ тах: подметают Поль!, моют Доски, парты и один раз в неделю моют Полы. Учащиеся первых, вторых и третьих классов принесли из дома цветы-*» охотно за ними ухаживают. Введение самообслуживания благо­ творно сказалось на укреплении дисциплины, и самое главное — оно приучает детей к труду и бе­ режливости. Обсудив тезисы ЦК КПСС и Со­ нета Министров, коллектив учителей Спасской семилетней школы наме­ тил практические мероприятия по Осуществлению задач, поставленных партией и правительство^. Чтобы на деле обеспечить соединение обу­ чения с производственным трудом, школа приобрела электростаицию, мотоцикл, токарный станок, больше десятка верстаков, слесарные и сто­ лярные инструменты. На школьном участке и на полях колхоза учащие­ ся будут приобщаться к сельскохо­ зяйственному труду: . возделывать зерновые, сахарную свеклу, карто­ фель, кукурузу и другие культуры. В план дальнейшей работы школы ■входит также широкое ознакомление^’ учащихся с сельскохозяйственными „ Машинами. В эти дни, после классных заня­ тий, наши учащиеся много времени проводят в школьном саду. Своими руками они окопали деревья и за­ щитили их от грызунов. Школьники выращивают кроликов, ухаживают за колхозными телятами, вывозят на пришкольный участок навоз. У нас работают кружки «Умелые ру­ ки», юных натуралистов и другие. Все это способствует укреплению связи школы с ЖИЗН ЬЮ. Г. ВЛАСОВ , директор Спасской семилетней школы Вологского района. И э т о о ч е н ь в а ж н о Тезисы ЦК КПСС и Совета М и н и с т р о в СССР об укреплении связи школы с жизнью обсуждаются всеми со­ ветскими Людьми. Хо­ рошее дело задумали наша партия и прави­ тельство. Я — Мать. Дочь мой работает учительницей в Ельце. Мне Пришлось учиться сразу же пос­ ле революции. Наша сельская школа была пятиклассной. П р о - грамму составили на­ спех сами учителя. Учиться было трудно, но интересно, потому что Новая жизнь начи­ налась. При школе бы­ ли организованы круж­ ки: хоровой, драмати­ ческий, рукоделия, д о­ моводства и санита­ рии, Разумеется,, каж ­ дый кружок принес свои плоды. В кружке рукоделия я научилась хорошо вязать кофточки, шер­ стяные пЛаткП, выши­ бать крестом и мереж­ кой и вязать кружева. Умение за плечами не носить, в жизни оно очень мне пригодилось, особенно в трудные го­ ды войны. Умение работать Осо­ бенно нужно людям сейчас, когда наша страна переходит от социализма к комму­ низму. Ведь мы долж ­ ны создать изобилие всего, что требуется человеку в жизни. В нашей местности вырабатываются елец­ кие кружева, плетен­ ные на коклюшках, ко­ торые славятся своей о р и г и н а л ь н о с т ь ю и красотой не только у нас в стране, но и за границей. Работы елецких мастериц не раз демонстрирова­ лись на всемирных выставках, ш и р о к о е признание получили они и на Всемирной выставке в Брюсселе. Неплохо было бы Сейчас в наших шко­ лах организовать обу­ чение искусству руко­ делия. Это даст девоч­ кам большой простор для творчества, разо­ вьет способности. Во­ обще, я думаю, что бу­ дет очень *хорошо пе­ редавать детям Мастер­ ство народа, вырабо­ танное многими поко­ лениями. М. БОЕВА. Долгоруковский район. * X : : х х X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X X » X X X X Коммунист Иван Васильевич Рогачев пришел на завод «Стройдеталь» тре­ ста 1 «Л ипецкетрой» год назад, после службы в Советской Армии. Сейчас он ру­ ководит звеном сто­ ляров в деревообде­ лочном цехе завода. Его звено взяло на себя высокое обяза­ тельство — в честь XXI съезда КПСС выполнить две годо­ вые нормы. Молодой рабочий неустанно повышает свою деловую ква­ лификацию и в то же время учится на 1 курсе вечернего от­ деления строительно­ го техникума. На снимке: И. Ро гачев. Фото Л. Черкашина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz