Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

9 дека бря 1958 г., Х« 287 (1346) ' Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ Л У - Б Л И Ж Е К ЖИ З НИ ! Обсуждаем тезисы ЦК КП СС и Совета Министров СССР ☆ Требование времени С чувством глубокой радости встретило учительство Тербунсяого района тезисы доклада Н. С. Хруще­ ва на XXI съезде КПСС «Контроль­ ные цифры развития народного хо­ зяй ства СОСРна 1959— 1965 годы» и тезисы ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР «Об укреплении свя­ зи школы с жизнью и о дальней­ шем развитии системы народного образования в стране». Осуществление намеченного Ком­ мунистической партией грандиозного плана строительства коммунизма б нашей стране требует улучшения всей работы по воспитанию совет­ ских людей. Необходимость пере­ стройки народного Образования на­ стоятельно диктуется самой жизнью. Теперь больше, чем когда-либо, возрастает роль и ответственность каждого педагогического коллекти­ ва, каждого учителя. Наша задача помочь юношам и девушкам на­ править их энергию на полезные дела, на благо народа. Первые шаги по пути соединения обучения с производительным тру­ дом сделаны и школами нашего района. Успешно решает эту зада­ чу коллектив Покровской семилет- рей школы. Вооружая учащихся знаниями основ наук, он дает детям доступные' практические навыки сельскохозяйственного труда. Уча­ щиеся выращивали сахарную* свеклу в колхозе имени Жданова, работали в полеводческих бригадах, ухажива­ ли за животными. Практическими занятиями учащихся руководили аг­ рономы колхоза тт.' Топалов и Ша­ лимова. С их помощью школьники вырастили по 175 центнеров сахар­ ной свеклы с гектара. Они вырабо­ тали более 2.000 трудодней, получи­ ли около 3.000 рублей денег, 7 цент­ неров пшеницы и другие продукты. Своими силами школьники построили теплицу, где выращивают рассаду для колхоза. В школе хорошие цвет­ ники, заложен сад на площади 0,5 гектара. Учащиеся Покровской школы лю­ бят родной колхоз, многие из них после окончания семи и десяти классов идут в полеводческие бри­ гады, на животноводческие фермы и показывают пример в труде. В школе хорошо оборудована мастер­ ская, работает кружок юных трак­ тористов. Во второй Тербунской средней школе созданы две бригады: строи­ тельная и производственная. Строи­ тельная бригада принимала активное участие в ремонте школы, парового отопления, производственная — ра­ ботала на полях колхоза «Прогресс». Она вырастила хороший урожай ку­ курузы, кормовой свеклы, картофе­ ля. За лето школьники выработали 4.102 трудодня, заработали 8.000 рублей денег. Неплохо решаются вопросы поли­ технического обучения в Борковской средней, Петропавловской семилет­ ней школах. Практика наших школ говорит о том, что социалистическое соревно­ вание, направляемое педагогически­ ми коллективами, становится силь­ нейшим средствам улучшения учеб­ но-воспитательной работы школы. В ряде школ района за последнее время организовано социалистиче^ ское соревнование за чистоту школь­ ного здания, классов, за чистую и грамотную тетрадь, за лучшие ре­ зультаты производительного труда. В эти дни коллективы школ наше­ го района включаются в социалисти­ ческое соревнование в честь XXI съезда КПСС и берут на себя повы­ шенные обязательства. Несколько слов об ученических бригадах. Они являются одной из форм производственного обучйшя молодежи. В нашем районе произ­ водственными бригадами и звеньями было охвачено 627 учащихся. Они вырастили высокие урожаи сахарной свеклы, кукурузы, картофеля, выра­ ботали свыше 25.000 трудодней, за­ работали 13.800 рублей денег, ока­ зали огромную по­ мощь в уборке уро­ жая колхозам и сов­ хозам. Строительные бригады в школах еще малочисленны, но и они немало сделали для ремонта школьных зда­ ний, сооружения школьных электро­ станций, мастерских, теплиц. В печати немало было высказано суждений по вопросам перестройки школы. Восьмилетняя общеобразо­ вательная школа одобряется и нами. При обсуждении тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР учителя, родители и общественность нашего района высказывают такие мысли. В райцентре целесообразно оставить среднюю политехническую школу с 11-летним обучением, увеличив число часов на практические заня­ тия в учебных мастерских и на опытном участке, на занятия по домоводству и в учебно-про­ изводственных бригадах. Эта же школа должна давать определенную профессиональную подготовку уча­ щимся. При трех средних школах (Борковской, Б.-Полянской и Второй Тербунской) целесообразно создать восьмилетние школы и при них же организовать профессиональное обу­ чение. На базе дневных средних школ организовать средние вечерние школы. Что касается семилетних школ, то в условиях нашего района некоторые из них нельзя сразу преобразовать в восьмилетние, так как для этого они не располагают достаточной ма­ териальной базой. В двух школах— Березовской и Михайловской, напри­ мер, не хватает классных комнат, оборудования. Неплохо было бы при Тербунской РТС готовить трактористов, комбай­ неров, мотористов, электриков, куз­ нецов, плотников, столяров. Нет сомнения, что предстоящая перестройка школы будет содейство­ вать коренному улучшению обуче­ ния и воспитания молодежи, строи­ телей коммунизма. В. ПИСКЛОВА, инспектор Тербунского районного отдела народного образования. — Хочу быть токарем !— таково желание ученика 8 -го класса] , средней школы № 5 города Липецка Вячеслава Ведерникова. ] На снимке: Вячеслав Ведерников на уроке труда учится токар-; ! ному делу. Фото Г. Чаплыгина. Э т о— де ло к омсомола ЗА ТЕСНУЮ СВЯЗЬ ТРУДА И УЧЕБЫ Из личного жизненного опыта я хорошо знаю, как легко работать тому специалисту, который наряду, с теорией с первого дня до конца учебы получает параллельно и практические навыки. Это наилуч­ ший способ закрепления получае­ мых теоретических знаний. К тому же будущий специалист (средней или высшей квалификации) освоит .3 процессе учебы и всю черновую работу. Мне вспоминается молодость и учеба. До поступления в ветинсти- тут я окончил среднюю ветеринар­ ную школу ?при Харьковском вет- институте. Курс был трехлетний с получением квалификации ветери­ нарного фельдшера. С первого дня учеба увязывалась с практикой в ветеринарных клиниках. Мы вы­ полняли полный комплекс всех ра­ бот по уходу, содержанию и корм­ лению закрепленных за каждым из нас животных. РЬворя откровенно, тогда многим такая ежедневная практика не осо­ бенно нравилась. Однако впослед- ствии, приехав на работу и столк­ нувшись с ее буднями, мы поняли, что мы не прогадали, попав на уче­ бу именно в Харьковскую школу. Как потом выяснилось, такая по­ становка. учебы в Харьковской шко- ,ле выгодно отличала подготовку ее выпускников от подготовки специа­ листов в других средних ветери­ нарных школах. По роду своей работы мне прихо­ дится повседневно встречаться с молодыми специалистами зооветери­ нарной службы, уже работающими или проходящими учебную илц про­ изводственную практику в нашем хозяйстве. К сожалению, у боль­ шинства приходится наблюдать не­ достаток практических навыков, не­ умение организовать разумно труд в животноводстве, неспособность са­ мостоятельно оформить довольно не­ сложный документ (акт, докладная записка, доверенность и т. д.). Все это говорит о том, что до сих пор в некоторых средних и даже в высших специальных заведениях явно недостаточно уделялось внима­ ния практике. В Чаплыгинском районе есть аг- розооветеринарный техникум. Он располагает очень, крошечным учеб­ но-опытным хозяйством, ни в коей мере не обеспечивающим нужды техникума. Совершенно логично по­ этому перевести этот техникум в совхоз «Раненбургский». За пред­ стоящую семилетку совхоз значи­ тельно расширит свое производство, превратится в высокоорганизован­ ное образцовое хозяйство. Учеба студентов техникума на базе наше­ го совхоза поможет более тесно увязывать теоретическую подготов­ ку выпускаемых специалистов с выполнением ими общественно по­ лезного труда. У нас есть немало специалистов сельского хозяйства, имеющих зача­ стую громадный практический опыт работы в животноводстве или по­ леводстве, обладающих хорошими организаторскими способностями, но не имеющих почему-либо диплома. Думается, следовало бы таким практикам помочь получить дипло­ мы, предоставив им возможность или поступить на последние курсы тех­ никумов (в зависимости от теоре­ тического уровня), или сдать экза­ мены экстерном. Ф. ОРЛОВСКИЙ, главный врач совхоза «Раненбургский». В тезисах ЦК КПСС и Совета Ми­ нистров СССР отмечается, что пере­ стройка системы народного образо­ вания по-новому ставит вопрос о ра­ боте пионерской и комсомольской организаций. В восьмилетней школе будут обучаться дети до 14— 15 лет, а в комсомол мы принимаем с 15 лет. Это значит, что в восьмилетней школе по существу не будет уча­ щихся комсомольского возраста, и вся школа станет полностью пионер­ ской. Нам, комсомольским работни­ кам, есть над чем призадуматься. Пионерские дружины должны рабо­ тать по-новому, прививать ребятам трудовые навыки. Труд должен стать первой жизненной потребно­ стью молодого человека. Встает вопрос об отрядных вожа­ тых. Мы уже посылали комсомоль­ цев с производства отрядными вожа­ тыми. В Измалковской средней шко­ ле шесть таких вожатык. Опыт по­ казал, что они работают лучше, чем комсомольцы-учащиеся. Значит, и впредь необходимо посылать номсо- мольцез-произвэдственников для ра­ боты в пионерских отрядах. В 1958 году пионеры наших школ немало поработали в колхозах: они пасли колхозный скот, выращи­ вали цыплят, трудились на свекло­ вичных, кукурузных полях, собрали 30 тонн металлолома. Пионеры Ка­ менской средней, Предтечевской и Домовинской семилетних школ пер­ выми создали кролиководческие фер­ мы, по их почину такие фермы те­ перь создаются и в других пионер­ ских дружинах. Много хороших дел совершили члены тимуровской ко­ манды Семенецкой семилетней шко­ лы. Но можем ли мы сказать, что каждый школьник участвует в об­ щественно полезном труде? Нет, это­ го мы еще не добились. Есть у нас еще такие школьники, которые бо­ ятся труда, а пионерские и комсо­ мольские организации мало обраща­ ют на это внимания, они не доби­ лись, чтобы труд любил каждый учащийся. В Оберецкой и Глотовской сред­ них школах учащиеся принимали активное участие в строительстве школьных мастерских. В Домовин­ ской семилетней шкоЛе учащиеся сами делают табуретки для нужд школы. Этот опыт убеждает: наши школьники так же, как и школьники некоторых населенных пунктов Мос­ ковской области, могут начать дви­ жение за то, чтобы отказаться от средств на ремонт школьных зда­ ний, и все пионеры могут сами сле­ дить за состоянием зданий, инвента­ ря и т. д. В тезисах справедливо говорится о том, что надо преодолеть недооцен­ ку физического воспитания детей. Человек окажется плохим тружени­ ком, если не получит в детские и юношеские годы хорошей физиче­ ской закалки. Серьезную задачу физического воспитания не в силах решить один учитель физкультуры. На мой взгляд, самый лучший преподава­ тель физкультуры не может быть универсалом по всем видам спорта. Поэтому для внеклассной работы потребуются специальные тренеры. Активную помощь в этом деле дол­ жен оказать комсомол: хорошо под­ готовленных спортсменов надо при­ влекать для работы с учащимися. Первые навыки по физкультуре дети должны приобретать в началь­ ных классах. Но как раз там-то физкультура очень часто бывает в загоне. В начальных классах много хороших учителей, но далеко не все они могут показать ребятам, как на­ до бегать, прыгать, ходить на лы­ жах и т. п. Есть, кроме того, среди учителей и люди преклонного воз­ раста, которым трудно заниматься физкультурой. Надо, чтобы в на­ чальных классах физкультуру вели опытные преподаватели. Комсомольским работникам сле­ дует так поставить комсомольскую и пионерскую работу в школе, чтобы она в наибольшей степени соответст. вовала задачам воспитания строи­ телей коммунизма. А. СНЕГОДСКИХ, секретарь Измалковского оайкома ВЛКСМ. '•& & Улу чш и ть п одг отов к у и нж ен ерных к адров Тезисы ЦК КПСС и Совета Мини­ стров ОССР намечают правильный, эффективный путь повышения ка­ чества подготовки инженерно-тех­ нических кадров. Бурный технический прогресс в нашей стране настоятельно требует улучшения теоретической подготов­ ки инженеров и техников, являю­ щихся непосредственными органи­ заторами производства. Огромную роль в подготовке таких кадров для нашего народного хо­ зяйства сыграли техникумы. Но сей­ час это уже пройденный этап, по­ этому в ближайшее пятилетие необ­ ходимо перейти на подготовку спе­ циалистов только с высшим обра­ зованием. Само высшее образование должно состоять из двух этапов. Первый этап продолжительностью два — два с половиной года — обучение с отрывом от производ­ ства. За это время студент получит прочные теоретические знания. На втором этапе студент обучается за­ очно в этом же институте, работая на производстве, первый год работ чим, затем бригадиром или масте­ ром. К моменту окончания института студент станет уже подготовленным командиром производства. Жизнь, практика показали, что студенты, работающие на производ­ стве и окончившие институт заоч­ но, имеют, как правило, более проч­ ные теоретические знания, чем вы­ пускники вузов, учившиеся с от­ рывом от производства. В народном хозяйстве в настоя­ щее время занято большое количе­ ство специалистов-практиков. В большинстве случаев это способные командиры производства, но без не­ обходимого теоретического кругозо­ ра. Многие из них учатся заочно, но для некоторых требуется определен­ ный толчок к обучению в заочном вузе. Таким хорошим толчком, на наш взгляд, была бы повсеместная диф­ ференцированная оплата труда спе­ циалистов-практиков и специали­ стов, окончивших вузы. Оклад ин­ женеров и техников-нрактиков, по нашему мнению, должен быть на 10— 15 процентов ниже оклада ин­ женеров, имеющих дипломы. Такая система оплаты труда уже введена в системе народного образования и оправдала себя. Учителя, не имею­ щие законченного высшего образо­ вания, стремятся окончить инсти­ туты. В первый класс обязательной восьмилетней школы нужно бы при­ нимать детей в возрасте восьми лет. Нам приходилось беседовать со мно­ гими преподавателями начальных и средних школ, с опытными педаго- гами-методистами, и все они под­ держивают эту точку зрении. Вы­ сказываемое иногда мнение — на­ чинать обучение ребенка с семи и даже шести лет — неправильно. Окончив восьмилетнюю школу в шестнадцатилетнем возрасте, все без исключения учащиеся должны по­ ступить на производство. Там они приобретут необходимые профессио­ нальные навыки и будут учиться в средней школе без отрыва от произ­ водства. К моменту поступления в вуз учащийся сознательно выберет себе интересующую его профессию. На переходный период некоторое количество ныне действующих сред­ них школ необходимо комплектовать в порядке конкурса учащимися, окончившими школы-восьмилетки. И, наконец, о школах для наибо­ лее способных детей. Такие школы создавать не нужно. Среди детей не должно быть «исключительных личностей», в противном случае это вредно отразится на психологии ре­ бенка, породит в нем отрицательные качества характера: эгоизм, зазнай­ ство. Вполне приемлемым будет созда­ ние на базе общеобразовательной восьмилетней школы школ специ­ ального среднего образования. н. волынчиков, главный инженер Лебедянского литейно-механического завода. М. ПЕРЕПЕЛКИНА, преподаватель педучилища. ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Однажды в пионерской комнате одной из школ я увидел ученика, сидевшего с опущенной головой за столом. Он рассматривал в журна­ ле репродукцию, не мог от нее ото­ рваться. Невольно взглянул и я: на зеленом поле, раскинув руки, ле­ жит мальчик-пастушок, на его бе­ лой рубашке — кровавое пятно: фашистская пуля попала прямо в грудь. Кругом трупы убитых коров. Заходящее солнце красным светом освещает печальную картину. Уле­ тает вдаль фашистский самолет, бросая на землю черную зловещую тень. Взволнованный, я перевел взгляд на мальчика: в глазах у него стоя­ ли слезы, а его маленькие руки сжимались в кулаки. Я, овладев собой, хотел спросить, как он по­ нимает картину, кто убил пастуш­ ка. Будто предупреждая мои вопро­ сы, он тихонько сказал: -— Проклятые фашисты. Да, глубоко и сильно влияют на ребенка произведения искусства. Ведь в музыке, живописи, литера­ туре, кино — в любом художест­ венном произведении — заложена большая сила воспитательного воз­ действия. Многие учителя школ Лебедянского района в преподава­ нии используют эти замечательные средства. Мощное оружие эстетического воспитания находится в руках учи- телей-сЛовесников. Лучшие учителя успешно воспитывают школьников на уроках литературы, правильно сочетая их с внеклассной работой. Например, учитель Троекуровской средней школы Н. Ф. Ветловский на уроке литературы в 10 классе, объясняя идейную сущность стихо­ творения В. В. Маяковского «Това­ рищу Нетте— пароходу и человеку», использовал портрет В. В. Маяков­ ского, портрет Нетте, картину парохода «Нетте». Глубоко проду­ манный эмоциональный рассказ учителя, сопровождавшийся демон­ страцией картин и портретов, спо­ собствовал глубокому и осознанно­ му усвоению изучаемого материала. Кроме того, учитель обратил вни­ мание и на своеобразие художест­ венного стиля картин и портретов, назвал художников— авторов этих картин, сделав тем самым еще один шаг в направлении эстетиче­ ского воспитания учащихся. На внеклассных занятиях т. Вет­ ловский рассказывает учащимся о произведениях живописи, художни­ ках различных школ. Демонстрируя репродукцию кар­ тины, учитель объясняет ее сущ­ ность, обращая внимание на то, ка­ ким образом в ней отображена жизнь, т. е. анализирует особенно­ сти индивидуального стиля худож­ ника. В этом плане проводятся и беседы сравнительного характера по анализу творчества дореволюцион­ ных и советских художников. При­ мер учителя Ветловского заслужи­ вает распространения. Надо сказать, что еще мало вни­ мания в школах уделяется музыке и пению — этим важнейшим ви­ дам эстетического воспитания. Пе­ ние зачастую преподается не на должном педагогическом и методи­ ческом уровне: учащиеся не овла­ девают основами нотной грамоты, в школе не развивают их индиви­ дуальные вокальные способности, в детский песенный репертуар не по­ падают новинки. Ряд учителей, пре­ подающих пение, сами не знают нотной грамоты, не владеют мето­ дикой преподавания пения. Подчас уроки пения проводят люди, не име­ ющие даже... музыкального' слуха. Необходимо, чтобы директора школ усилили контроль за препо­ даванием пения, надо поручить преподавание этого предмета ли­ цам, имеющим соответствующее об­ разование. Решать вопросы эстетического воспитания помогает и художест­ венная самодеятельность. В Хоро­ шевской семилетней школе Лебедян­ ского района (директор т. Трофи­ мов) установилась хорошая тради­ ция проводить вечера художествен­ ной самодеятельности учащихся. В процессе подготовки к таким вече­ рам выявилось немало одаренных детей, обладающих тонким музы­ кальным слухом, хорошим голосом, ритмопластическими способностями. Художественной самодеятельностью школы руководит опытный препода­ ватель музыки А. Т. Жучков. От­ лично играя на баяне, он сам руко­ водит хоровым и сольным пением учащихся, часто устраивает музы- кальвые минутки для школьников, исполняя на баяне короткие произ­ ведения из классического реперту­ ара, объясняя затем, что сыграл, кто автор произведения и смысл самого отрывка. Это очень полез­ ная работа для художественного развития детей. Не следует забывать того, что художественное воспитание не ог­ раничивается ознакомлением уча­ щихся с произведениями искусства. Воспитанный эстетически человек должен понимать и ценить красоту в быту, на работе, на отдыхе. Тем интереснее, благороднее педа­ гогическая задача — эстетически воспитывать детей не только сред­ ствами искусства, но м на примерах нашей прекрасной действительно­ сти. Ф. НЕЧЕТНЫЙ, заведующий методическим каби­ нетом Лебедянского районо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz