Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
9 дека бря 1958 г., Х« 287 (1346) ' Л Е Н И Н С К О Е З Н АМЯ Л У - Б Л И Ж Е К ЖИ З НИ ! Обсуждаем тезисы ЦК КП СС и Совета Министров СССР ☆ Требование времени С чувством глубокой радости встретило учительство Тербунсяого района тезисы доклада Н. С. Хруще ва на XXI съезде КПСС «Контроль ные цифры развития народного хо зяй ства СОСРна 1959— 1965 годы» и тезисы ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР «Об укреплении свя зи школы с жизнью и о дальней шем развитии системы народного образования в стране». Осуществление намеченного Ком мунистической партией грандиозного плана строительства коммунизма б нашей стране требует улучшения всей работы по воспитанию совет ских людей. Необходимость пере стройки народного Образования на стоятельно диктуется самой жизнью. Теперь больше, чем когда-либо, возрастает роль и ответственность каждого педагогического коллекти ва, каждого учителя. Наша задача помочь юношам и девушкам на править их энергию на полезные дела, на благо народа. Первые шаги по пути соединения обучения с производительным тру дом сделаны и школами нашего района. Успешно решает эту зада чу коллектив Покровской семилет- рей школы. Вооружая учащихся знаниями основ наук, он дает детям доступные' практические навыки сельскохозяйственного труда. Уча щиеся выращивали сахарную* свеклу в колхозе имени Жданова, работали в полеводческих бригадах, ухажива ли за животными. Практическими занятиями учащихся руководили аг рономы колхоза тт.' Топалов и Ша лимова. С их помощью школьники вырастили по 175 центнеров сахар ной свеклы с гектара. Они вырабо тали более 2.000 трудодней, получи ли около 3.000 рублей денег, 7 цент неров пшеницы и другие продукты. Своими силами школьники построили теплицу, где выращивают рассаду для колхоза. В школе хорошие цвет ники, заложен сад на площади 0,5 гектара. Учащиеся Покровской школы лю бят родной колхоз, многие из них после окончания семи и десяти классов идут в полеводческие бри гады, на животноводческие фермы и показывают пример в труде. В школе хорошо оборудована мастер ская, работает кружок юных трак тористов. Во второй Тербунской средней школе созданы две бригады: строи тельная и производственная. Строи тельная бригада принимала активное участие в ремонте школы, парового отопления, производственная — ра ботала на полях колхоза «Прогресс». Она вырастила хороший урожай ку курузы, кормовой свеклы, картофе ля. За лето школьники выработали 4.102 трудодня, заработали 8.000 рублей денег. Неплохо решаются вопросы поли технического обучения в Борковской средней, Петропавловской семилет ней школах. Практика наших школ говорит о том, что социалистическое соревно вание, направляемое педагогически ми коллективами, становится силь нейшим средствам улучшения учеб но-воспитательной работы школы. В ряде школ района за последнее время организовано социалистиче^ ское соревнование за чистоту школь ного здания, классов, за чистую и грамотную тетрадь, за лучшие ре зультаты производительного труда. В эти дни коллективы школ наше го района включаются в социалисти ческое соревнование в честь XXI съезда КПСС и берут на себя повы шенные обязательства. Несколько слов об ученических бригадах. Они являются одной из форм производственного обучйшя молодежи. В нашем районе произ водственными бригадами и звеньями было охвачено 627 учащихся. Они вырастили высокие урожаи сахарной свеклы, кукурузы, картофеля, выра ботали свыше 25.000 трудодней, за работали 13.800 рублей денег, ока зали огромную по мощь в уборке уро жая колхозам и сов хозам. Строительные бригады в школах еще малочисленны, но и они немало сделали для ремонта школьных зда ний, сооружения школьных электро станций, мастерских, теплиц. В печати немало было высказано суждений по вопросам перестройки школы. Восьмилетняя общеобразо вательная школа одобряется и нами. При обсуждении тезисов ЦК КПСС и Совета Министров СССР учителя, родители и общественность нашего района высказывают такие мысли. В райцентре целесообразно оставить среднюю политехническую школу с 11-летним обучением, увеличив число часов на практические заня тия в учебных мастерских и на опытном участке, на занятия по домоводству и в учебно-про изводственных бригадах. Эта же школа должна давать определенную профессиональную подготовку уча щимся. При трех средних школах (Борковской, Б.-Полянской и Второй Тербунской) целесообразно создать восьмилетние школы и при них же организовать профессиональное обу чение. На базе дневных средних школ организовать средние вечерние школы. Что касается семилетних школ, то в условиях нашего района некоторые из них нельзя сразу преобразовать в восьмилетние, так как для этого они не располагают достаточной ма териальной базой. В двух школах— Березовской и Михайловской, напри мер, не хватает классных комнат, оборудования. Неплохо было бы при Тербунской РТС готовить трактористов, комбай неров, мотористов, электриков, куз нецов, плотников, столяров. Нет сомнения, что предстоящая перестройка школы будет содейство вать коренному улучшению обуче ния и воспитания молодежи, строи телей коммунизма. В. ПИСКЛОВА, инспектор Тербунского районного отдела народного образования. — Хочу быть токарем !— таково желание ученика 8 -го класса] , средней школы № 5 города Липецка Вячеслава Ведерникова. ] На снимке: Вячеслав Ведерников на уроке труда учится токар-; ! ному делу. Фото Г. Чаплыгина. Э т о— де ло к омсомола ЗА ТЕСНУЮ СВЯЗЬ ТРУДА И УЧЕБЫ Из личного жизненного опыта я хорошо знаю, как легко работать тому специалисту, который наряду, с теорией с первого дня до конца учебы получает параллельно и практические навыки. Это наилуч ший способ закрепления получае мых теоретических знаний. К тому же будущий специалист (средней или высшей квалификации) освоит .3 процессе учебы и всю черновую работу. Мне вспоминается молодость и учеба. До поступления в ветинсти- тут я окончил среднюю ветеринар ную школу ?при Харьковском вет- институте. Курс был трехлетний с получением квалификации ветери нарного фельдшера. С первого дня учеба увязывалась с практикой в ветеринарных клиниках. Мы вы полняли полный комплекс всех ра бот по уходу, содержанию и корм лению закрепленных за каждым из нас животных. РЬворя откровенно, тогда многим такая ежедневная практика не осо бенно нравилась. Однако впослед- ствии, приехав на работу и столк нувшись с ее буднями, мы поняли, что мы не прогадали, попав на уче бу именно в Харьковскую школу. Как потом выяснилось, такая по становка. учебы в Харьковской шко- ,ле выгодно отличала подготовку ее выпускников от подготовки специа листов в других средних ветери нарных школах. По роду своей работы мне прихо дится повседневно встречаться с молодыми специалистами зооветери нарной службы, уже работающими или проходящими учебную илц про изводственную практику в нашем хозяйстве. К сожалению, у боль шинства приходится наблюдать не достаток практических навыков, не умение организовать разумно труд в животноводстве, неспособность са мостоятельно оформить довольно не сложный документ (акт, докладная записка, доверенность и т. д.). Все это говорит о том, что до сих пор в некоторых средних и даже в высших специальных заведениях явно недостаточно уделялось внима ния практике. В Чаплыгинском районе есть аг- розооветеринарный техникум. Он располагает очень, крошечным учеб но-опытным хозяйством, ни в коей мере не обеспечивающим нужды техникума. Совершенно логично по этому перевести этот техникум в совхоз «Раненбургский». За пред стоящую семилетку совхоз значи тельно расширит свое производство, превратится в высокоорганизован ное образцовое хозяйство. Учеба студентов техникума на базе наше го совхоза поможет более тесно увязывать теоретическую подготов ку выпускаемых специалистов с выполнением ими общественно по лезного труда. У нас есть немало специалистов сельского хозяйства, имеющих зача стую громадный практический опыт работы в животноводстве или по леводстве, обладающих хорошими организаторскими способностями, но не имеющих почему-либо диплома. Думается, следовало бы таким практикам помочь получить дипло мы, предоставив им возможность или поступить на последние курсы тех никумов (в зависимости от теоре тического уровня), или сдать экза мены экстерном. Ф. ОРЛОВСКИЙ, главный врач совхоза «Раненбургский». В тезисах ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР отмечается, что пере стройка системы народного образо вания по-новому ставит вопрос о ра боте пионерской и комсомольской организаций. В восьмилетней школе будут обучаться дети до 14— 15 лет, а в комсомол мы принимаем с 15 лет. Это значит, что в восьмилетней школе по существу не будет уча щихся комсомольского возраста, и вся школа станет полностью пионер ской. Нам, комсомольским работни кам, есть над чем призадуматься. Пионерские дружины должны рабо тать по-новому, прививать ребятам трудовые навыки. Труд должен стать первой жизненной потребно стью молодого человека. Встает вопрос об отрядных вожа тых. Мы уже посылали комсомоль цев с производства отрядными вожа тыми. В Измалковской средней шко ле шесть таких вожатык. Опыт по казал, что они работают лучше, чем комсомольцы-учащиеся. Значит, и впредь необходимо посылать номсо- мольцез-произвэдственников для ра боты в пионерских отрядах. В 1958 году пионеры наших школ немало поработали в колхозах: они пасли колхозный скот, выращи вали цыплят, трудились на свекло вичных, кукурузных полях, собрали 30 тонн металлолома. Пионеры Ка менской средней, Предтечевской и Домовинской семилетних школ пер выми создали кролиководческие фер мы, по их почину такие фермы те перь создаются и в других пионер ских дружинах. Много хороших дел совершили члены тимуровской ко манды Семенецкой семилетней шко лы. Но можем ли мы сказать, что каждый школьник участвует в об щественно полезном труде? Нет, это го мы еще не добились. Есть у нас еще такие школьники, которые бо ятся труда, а пионерские и комсо мольские организации мало обраща ют на это внимания, они не доби лись, чтобы труд любил каждый учащийся. В Оберецкой и Глотовской сред них школах учащиеся принимали активное участие в строительстве школьных мастерских. В Домовин ской семилетней шкоЛе учащиеся сами делают табуретки для нужд школы. Этот опыт убеждает: наши школьники так же, как и школьники некоторых населенных пунктов Мос ковской области, могут начать дви жение за то, чтобы отказаться от средств на ремонт школьных зда ний, и все пионеры могут сами сле дить за состоянием зданий, инвента ря и т. д. В тезисах справедливо говорится о том, что надо преодолеть недооцен ку физического воспитания детей. Человек окажется плохим тружени ком, если не получит в детские и юношеские годы хорошей физиче ской закалки. Серьезную задачу физического воспитания не в силах решить один учитель физкультуры. На мой взгляд, самый лучший преподава тель физкультуры не может быть универсалом по всем видам спорта. Поэтому для внеклассной работы потребуются специальные тренеры. Активную помощь в этом деле дол жен оказать комсомол: хорошо под готовленных спортсменов надо при влекать для работы с учащимися. Первые навыки по физкультуре дети должны приобретать в началь ных классах. Но как раз там-то физкультура очень часто бывает в загоне. В начальных классах много хороших учителей, но далеко не все они могут показать ребятам, как на до бегать, прыгать, ходить на лы жах и т. п. Есть, кроме того, среди учителей и люди преклонного воз раста, которым трудно заниматься физкультурой. Надо, чтобы в на чальных классах физкультуру вели опытные преподаватели. Комсомольским работникам сле дует так поставить комсомольскую и пионерскую работу в школе, чтобы она в наибольшей степени соответст. вовала задачам воспитания строи телей коммунизма. А. СНЕГОДСКИХ, секретарь Измалковского оайкома ВЛКСМ. '•& & Улу чш и ть п одг отов к у и нж ен ерных к адров Тезисы ЦК КПСС и Совета Мини стров ОССР намечают правильный, эффективный путь повышения ка чества подготовки инженерно-тех нических кадров. Бурный технический прогресс в нашей стране настоятельно требует улучшения теоретической подготов ки инженеров и техников, являю щихся непосредственными органи заторами производства. Огромную роль в подготовке таких кадров для нашего народного хо зяйства сыграли техникумы. Но сей час это уже пройденный этап, по этому в ближайшее пятилетие необ ходимо перейти на подготовку спе циалистов только с высшим обра зованием. Само высшее образование должно состоять из двух этапов. Первый этап продолжительностью два — два с половиной года — обучение с отрывом от производ ства. За это время студент получит прочные теоретические знания. На втором этапе студент обучается за очно в этом же институте, работая на производстве, первый год работ чим, затем бригадиром или масте ром. К моменту окончания института студент станет уже подготовленным командиром производства. Жизнь, практика показали, что студенты, работающие на производ стве и окончившие институт заоч но, имеют, как правило, более проч ные теоретические знания, чем вы пускники вузов, учившиеся с от рывом от производства. В народном хозяйстве в настоя щее время занято большое количе ство специалистов-практиков. В большинстве случаев это способные командиры производства, но без не обходимого теоретического кругозо ра. Многие из них учатся заочно, но для некоторых требуется определен ный толчок к обучению в заочном вузе. Таким хорошим толчком, на наш взгляд, была бы повсеместная диф ференцированная оплата труда спе циалистов-практиков и специали стов, окончивших вузы. Оклад ин женеров и техников-нрактиков, по нашему мнению, должен быть на 10— 15 процентов ниже оклада ин женеров, имеющих дипломы. Такая система оплаты труда уже введена в системе народного образования и оправдала себя. Учителя, не имею щие законченного высшего образо вания, стремятся окончить инсти туты. В первый класс обязательной восьмилетней школы нужно бы при нимать детей в возрасте восьми лет. Нам приходилось беседовать со мно гими преподавателями начальных и средних школ, с опытными педаго- гами-методистами, и все они под держивают эту точку зрении. Вы сказываемое иногда мнение — на чинать обучение ребенка с семи и даже шести лет — неправильно. Окончив восьмилетнюю школу в шестнадцатилетнем возрасте, все без исключения учащиеся должны по ступить на производство. Там они приобретут необходимые профессио нальные навыки и будут учиться в средней школе без отрыва от произ водства. К моменту поступления в вуз учащийся сознательно выберет себе интересующую его профессию. На переходный период некоторое количество ныне действующих сред них школ необходимо комплектовать в порядке конкурса учащимися, окончившими школы-восьмилетки. И, наконец, о школах для наибо лее способных детей. Такие школы создавать не нужно. Среди детей не должно быть «исключительных личностей», в противном случае это вредно отразится на психологии ре бенка, породит в нем отрицательные качества характера: эгоизм, зазнай ство. Вполне приемлемым будет созда ние на базе общеобразовательной восьмилетней школы школ специ ального среднего образования. н. волынчиков, главный инженер Лебедянского литейно-механического завода. М. ПЕРЕПЕЛКИНА, преподаватель педучилища. ОБ ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ Однажды в пионерской комнате одной из школ я увидел ученика, сидевшего с опущенной головой за столом. Он рассматривал в журна ле репродукцию, не мог от нее ото рваться. Невольно взглянул и я: на зеленом поле, раскинув руки, ле жит мальчик-пастушок, на его бе лой рубашке — кровавое пятно: фашистская пуля попала прямо в грудь. Кругом трупы убитых коров. Заходящее солнце красным светом освещает печальную картину. Уле тает вдаль фашистский самолет, бросая на землю черную зловещую тень. Взволнованный, я перевел взгляд на мальчика: в глазах у него стоя ли слезы, а его маленькие руки сжимались в кулаки. Я, овладев собой, хотел спросить, как он по нимает картину, кто убил пастуш ка. Будто предупреждая мои вопро сы, он тихонько сказал: -— Проклятые фашисты. Да, глубоко и сильно влияют на ребенка произведения искусства. Ведь в музыке, живописи, литера туре, кино — в любом художест венном произведении — заложена большая сила воспитательного воз действия. Многие учителя школ Лебедянского района в преподава нии используют эти замечательные средства. Мощное оружие эстетического воспитания находится в руках учи- телей-сЛовесников. Лучшие учителя успешно воспитывают школьников на уроках литературы, правильно сочетая их с внеклассной работой. Например, учитель Троекуровской средней школы Н. Ф. Ветловский на уроке литературы в 10 классе, объясняя идейную сущность стихо творения В. В. Маяковского «Това рищу Нетте— пароходу и человеку», использовал портрет В. В. Маяков ского, портрет Нетте, картину парохода «Нетте». Глубоко проду манный эмоциональный рассказ учителя, сопровождавшийся демон страцией картин и портретов, спо собствовал глубокому и осознанно му усвоению изучаемого материала. Кроме того, учитель обратил вни мание и на своеобразие художест венного стиля картин и портретов, назвал художников— авторов этих картин, сделав тем самым еще один шаг в направлении эстетиче ского воспитания учащихся. На внеклассных занятиях т. Вет ловский рассказывает учащимся о произведениях живописи, художни ках различных школ. Демонстрируя репродукцию кар тины, учитель объясняет ее сущ ность, обращая внимание на то, ка ким образом в ней отображена жизнь, т. е. анализирует особенно сти индивидуального стиля худож ника. В этом плане проводятся и беседы сравнительного характера по анализу творчества дореволюцион ных и советских художников. При мер учителя Ветловского заслужи вает распространения. Надо сказать, что еще мало вни мания в школах уделяется музыке и пению — этим важнейшим ви дам эстетического воспитания. Пе ние зачастую преподается не на должном педагогическом и методи ческом уровне: учащиеся не овла девают основами нотной грамоты, в школе не развивают их индиви дуальные вокальные способности, в детский песенный репертуар не по падают новинки. Ряд учителей, пре подающих пение, сами не знают нотной грамоты, не владеют мето дикой преподавания пения. Подчас уроки пения проводят люди, не име ющие даже... музыкального' слуха. Необходимо, чтобы директора школ усилили контроль за препо даванием пения, надо поручить преподавание этого предмета ли цам, имеющим соответствующее об разование. Решать вопросы эстетического воспитания помогает и художест венная самодеятельность. В Хоро шевской семилетней школе Лебедян ского района (директор т. Трофи мов) установилась хорошая тради ция проводить вечера художествен ной самодеятельности учащихся. В процессе подготовки к таким вече рам выявилось немало одаренных детей, обладающих тонким музы кальным слухом, хорошим голосом, ритмопластическими способностями. Художественной самодеятельностью школы руководит опытный препода ватель музыки А. Т. Жучков. От лично играя на баяне, он сам руко водит хоровым и сольным пением учащихся, часто устраивает музы- кальвые минутки для школьников, исполняя на баяне короткие произ ведения из классического реперту ара, объясняя затем, что сыграл, кто автор произведения и смысл самого отрывка. Это очень полез ная работа для художественного развития детей. Не следует забывать того, что художественное воспитание не ог раничивается ознакомлением уча щихся с произведениями искусства. Воспитанный эстетически человек должен понимать и ценить красоту в быту, на работе, на отдыхе. Тем интереснее, благороднее педа гогическая задача — эстетически воспитывать детей не только сред ствами искусства, но м на примерах нашей прекрасной действительно сти. Ф. НЕЧЕТНЫЙ, заведующий методическим каби нетом Лебедянского районо.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz