Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 4 декабря 1958 г., М 284 (1343) шштшташт Ш К О Л У - Б Л И Ж Е К ЖИ З НИ ! Обсужд а ем тезисы ЦК К П СС и Совета Министров СССР Р о дители и п е дагоги п ре длагают В эти ани в школах нашей обла сти проходят собрания, на которых учителя и родители вносят много конкретных предложений и пожела ний в связи с предстоящей пере стройкой народного образования. — Вопросы перестройки школы и дальнейшего развития народного об разования в стране — назревшая Задача. — говорит заслуженный учитель школы РСФСР, директор Троекуровской средней школы В. 3. Нечитаев. — Наш коллектив поддерживает и горячо одобряет ре шения ноябрьского Пленума ЦК КПСС. Троекуронская средняя шко ла в этом учебном году начала ра ботать по новому учебному плану— переходит на одиннадцатилетний срок обучения. Мы прилагаем все усилия к тому, чтобы приблизить обучение к жизни, улучшить тру довое воспитание и всестороннее развитие учащихся. Имея в этом до ле у ж е некоторый опыт, считаем, что намечаемая перестройка школы даст положительные рез у льтаты. Необходимо обратить особое вни мание на улучшение материальной базы школ. В каждой школе н у ж но иметь достаточное количество ис правных машин, техники, котор у ю можно было бы иг.пользовать не только для у чебных нолей, но и для работы на полях. Некоторые говорят, что ребята не любят т р у д и т ь с я . Это не верно. Конечно, работать в поле тяпкой или п р о и з в о д и т ь в р у ч н у ю дойку КО ТОВ — дело нелегкое, А вот выпол нять различные работы с помощью машин и механизмов учащиеся бу дут с большой охотой. Правильно ставится в тезисах в о п ро с о пооведении аттестации учи телей, не имеющих соответствующе го образования. Нечего греха таить, есть еще на педагогической работе люди, которым по их деловым и моральным качествам не- место в школе. Тов. Нечитаев считает, что сле д у ет провести и аттестацию у чите лей, имею щ их соответств у ю щее о б разование. В-сепбщее одобрение встречает на мечаемое в тезисах разделение сред него образования на два этапа. Обя зательное восьмилетнее образование на первом этапе и среднее — на вто р ом этапе с широкой сетью раз личных профессиональных учебных заведений приблизит школу к жиз ни. даст возможность всем рабочим и колхозникам получить среднее об разование. В тезисах предусматривается раз витие широкой сети сменных, ве черних. сезонных и заочных сред них школ рабочей и сельской моло дежи. что даст возможность моло дым труженикам "получать среднее образование без отрыва от произ водства, повысить свою профессио нальную подготовку. Заведующий Хлевенским районе П. М. Бондарцев в связи с этим вносит предложение, чтобы в сельской местности создать при каждой восьмилетке вечерние сред ние школы сельской молодежи. Занятия в этих школах проводить применительно к сезонности сель скохозяйственных работ, например, начинать учебый год в октябре, а заканчивать в начале мая. Тпв. Бондарцев считает, что в небольших населенных п унк тах сле д у ет сохранить начальные школы, но наполняемость классов умень шить до 30 человек, так. как при норме в 40— 45 человек учителю т ру д н о проводить индивидуальную работу, особенно на уроках по тру ду... Целесообразное, утверждает он. принимать в первый класс де тей не семи лет, а восьми: ведь основная масса учащихся по окон чании восьмилетки пойдет на про изводство. следовательно, и возраст ее выпускников должен быть не сколько выше. Дальнейшее развитие получат и ш к о л ы - имтефнаты. «Школы - интернаты, как новый тип учебы воспитательных учреж дений, вполне себя оп р а в д ы-вают, — гово рит завуч Чаплыгин- ской школы - интер ната А. П. Сибирцев.— Однако я здесь мы еще ее преодолели отрыва обучения от жизни. Г ш к о лах - интернатах необходимо улучшить трудовое воспитание устранить иждивенче ство и больше внедрять самообслуживание у ча щихся», В тезисах ЦК КПСС и Совета Ми нистров СССР большое внимание уделяется подготовке специалистов с высшим образованием. Инженер-практик Липецкого те леграфа И. К. Булевский замечает, что молодые специалисты, прибыва ющие из институтов, мало подго товлены к практической работе. Со всем другое дело, когда специалист до поступления в вуз трудился на производстве': он легко и быстро ориентируется во всех вопросах де ятельности предприятия. Тов. Бу левский говорит в необходимости повышения культуры производства, где учащиеся будут проходить прак тику, и о том, что при выборе про изводственных специальностей для обучения шк ольник ов необходимо у читывать особенности женск ого труда. Учителя многих школ вносят предложения по усовершенствова нию учебных планов, программ, устранению перегрузки учащихся строительству школ. Всенародное обсуждение вопросов Перестройки школы будет способствовать ново му. мошному расцвету народного образования, а значит и расцвету гооотокоч В0ЛТО1. культуры. С глубоким удов летворением встре тили советские учителя тезисы ПК. КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране». Этот документ нацеливает учительство, всех советских людей на коренное улучшение воспитания подрастающего поколения. На протяжении ряда лёт коллек- тиб Лебедянской средней школы >6 1 прививал учащимся практиче ские навыки, соединяя обучение С производственным трудом. В этом Отношении мы добились некоторых положительных результатов. Наши учащиеся не боятся «черной» рабо ты. как это было раньше, охотно занимаются физическим трудом. Однако наша школа еще не дает своим выпускникам производствен ные Специальности. Окончив шко лу. юноши и девушки не зн.уот, где и как применить свои силы, чем заняться. Мероприятия партии по укреплению связи школ е жизнью помогут разрешить эту задачу. Обсуждая тезисы ЦК КПСС и Со вета Министров СССГ «Об укрепле нии Связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране», коллектив нашей школы намзтил ряд практических мер, выполнения которых даст возможность десяти классникам у ж е в тек у ще м учебном гаду вместе с. аттестатом зоелости получить удостоверение о приобре тенно й специальности. В настоящее время в школе рабо тают два кружка по изучению то карного дела, два — по изучению автомобиля. 4 кружка кройки и шитья, радиотехнический. Фото- и кинокружки. На уроках труда уча щиеся 5—-7 классов изготовляют детскую мебель. Изготовленная школьниками продукция будет про дана детским учреждениям города и населению. Это повышает у уча- Готовимся к перестройке щихся любовь к раооте, так как они видят результат своего труда. На собраниях у ча щ иеся старших клас сов решили своими силами прово дить у борк у к лассных комнат — мыть, подметать полы. К летней учебно-производствен ной практике будет создано две ученические бригады — строитель ная. которая займется сооружением учебных мастерских, и сельскохо зяйственная, которая будет выра щивать овощи. При обсуждении тезисов наши учителя внесли предложение: создать на база Лебедянской первой средней школы среднюю тр уд о в у ю политехническ у ю школ у типа ФЗУ, так как контингент учащихся Здесь, в основном, состоит из детей рабо чих и служащих. Началась подготовка материаль ной базы. В летний период, силами учащихся будет построено здание под учебные мастерские. Дело за тем, чтобы нам помогли в приобре тения строительных материалов. Для оборудования мастерских школа имеет 6 станков, 10 верста ков. Покупку нового оборудования мы будем продолжать. Липецкому магазину наглядных пособий необ ходимо больше завозить нового обо рудования для учебных мастерских школ. Пока же его недостает. На территории нашего города расположено несколько заводов — литейно-механический завод, «Ве теринарное оборудование», машино строительный. Невдалеке от города строится крупный сахарный за-вод. Все эти предприятия за семилетие значительно расширятся. Им по требуется большое количество гра мотных. подготовленных рабочих. Наша средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа типа ФЗУ должна явиться кузницей подготовки кадров для этих про мышленных предприятий. Претворяя в жизнь решения пар- Колхозам нужны механизаторы Как и все советские люди, я горячо поддерживаю и одобряю намеченную партией и правитель ством перестройку системы на родного образования. Давать мо лодежи не только глубокие тео ретические знания, но и приоб щать ее к производительному труду — это самый правильный метод воспитания подрастающего поколения. Советское сельское хозяйство с каждым годом все больше полу чает разнообразных машин. В этом году и наш колхоз приобрел много техники. Но это только на чало. В будущем году мы наме чаем полностью электрифициро вать хозяйство. На фермы, в бригады, на колхозные стройки поступит много новых, сложных машин, и нам нужны люди, не только имеющие широкие теоре тические знания, но и умеющие отлично владеть техникой, ис пользовать ее высокопроизводи тельно. Уже сейчас у нас ощу щается недостаток в хороших механизаторах. В связи с предстоящей пере стройкой школ я предлагаю В СЕЛЬСКИХ ВОСЬМИЛЕТКАХ, А ТАКЖЕ В СРЕДНИХ ШКО ЛАХ ВВЕСТИ СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРЕДМЕТ ПО ИЗУЧЕНИЮ ТРАКТОРОВ. КОМБАЙНОВ И АВТОМАШИН. Это даст возмож ность пополнять кадры специали стов, требующихся колхозному производству, из числа выпускни ков школ. Считаю также совершенно не обходимым В СЕЛЬСКИХ ШКО ЛАХ СТРОИТЬ УЧЕБНЫЙ ГОД С УЧЕТОМ СЕЗОННОСТИ ПО ЛЕВЫХ РАБОТ. И. БУШУЕВ, председатель колхоза «Путь к коммунизму» Задонского района. тип и правительства, коллектив на шей школы работает над вопросами дальнейшего улучшения учебной и Еоспитателвной работы с тем, что бы молодежь после окончания учебы имела необходимые знания основ наук и умела применять их в практической жизни. Мы от всей души благодарим партию и прави тельство за новую заботу о школе, о подрастающем поколении и гото вы отдать все свои силы и знания, чтобы выполнить поставленную партией задачу — воспитать нового человека, в котором бы сочетались духовное богатство, моральная чи стота и физическое совершенство, А. АВИЛОЧКИНА. директор Лебедянской средней школы № 1 . 56 учащихся десятых классов Липецкой вредней школы № 31 три дня в неделю овладевают производственными специальностями на тракторном заводе. На снимке: контролер ОТК инструментального цеха завода М. И. Брунцев проверяет деталь, обработанную* школьником Нико лаем Черниковым, Фото Л. Черкашина. Б а л л а д а об упорс т в е Без вдохновенья, интереса, Стуча лениво молотком, Парнишка рубит лист железа, Ругая мастера тайком. «Какой, мол, прок в бесцельной рубке? Ему — пустяк: сел на верстак и шли слова с дымком из трубки: То бьешь не так, То гнешь не так». Парнишка, рубящий железо! Зарубку сделай навсегда, Что это каждому полезно — Познать соленый вкус труда. Ты знаешь, Чемпионы ленту Не получают без борьбы. Послушай-ка Одну легенду, А, может, это даж е быль... В горах, где пик в снегу искрится, Где страшно в пропасть кинуть взгляд, Орел с подругою-орлицей Растили двух сынов-орлят. Отец дряхлел, Сынам желая Простор и солнце полюбить, Парить, восторг переживая, И ветер крыльями рубить. Суров закон, хотя и птичий. Есть у орлов такой обычай: В ущелье сбрасывать птенца, Когда окрепнут малость крылья. Чтоб страх презрел он до конца, В упорство сплавив все усилья. Был старший — смел, Но младший — трус, А трусость в жизни — страшный груз. И как о том легенда судит, Отсрочки младший сын искал, Надеялся: отец не будет Его бросать с высоких скал... Но честь еще не умерла В гнезде могучего орла. И вот минута та настала. Свалился старший камнем вниз, Но крыльями затрепетал он И—удержался! И повис! За взмахом — взмах, Все чаще-чаще. Вперед — в далекие края! О, вот он, подвиг настоящий! О, вот в чем сладость бытия! И младшему пора настала. Он к пропасти побрел устало. — Смелей! — отец его толкнул... И с писком сын в туман мелькнул. От страха — крылья, точно вата. Напрасно звал его отец. Ведь трусам с битвы нет возврата. И жалок был его конец. Погиб орленок бесполезно, А мог бы взмыть, лететь вперед. Парнишка, рубящий железо! Труд — это крылья, Жизнь — полет. А. ВАСИЛЬЕВ. В и н т е р е с а х р а б о ч и х Коллектив Липецкого завода сили катного кирпича гофячо одобряет те зисы ПК КПСС и Совета Мини стров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного обра зования в стране». Естественным откликом на тезисы явилось реше ние многих молодых рабочих—повы шать свое образование без отрыва от производства. Надо создать им для учебы необходимые условия. Прежде всего следовал» бы на базе средней школы X» 11, расположенной в рай оне завода, организовать вечернюю школу рабочей молодежи. И еще од но предложение: нуж но отк рыть в Липзцк е на базе вечернего строи тельного техник ума технологическ ое отделение стройматериалов. А. БЕССОНОВ, начальник планового отдела Ли пецкого завода силикатного кирпича. Н а н о в о м п у ш и В тезисах Центрального Комитета дивидуадьво-бригадиое ученичество КПСС и Совета Министров СССР да на высокая оценка деятельности со ветской школы по обучению и вос питанию подрастающего поколения. После XX съезда партии, указав шего на такой серьезнейший недо статок в работе школы, как отрыв от жизни, от труда, коллективы преподавателей по-новому стали ре шать задачи трудового воспитания. В частности, областные слеты стар шеклассников в Липецке показали, что в школах нашей области шире стали использоваться такие формы вовлечения учащихся в обществен но полезный труд, как организация производственных бригад и комсо мольско-молодежных лагерей в кол хозах и совхозах, привлечение школьников к работе по ремонту и строительству школьных помещений, к оборудованию мастерских. Много полезного делают теперь и учащиеся нашей школы. Были ор ганизованы комсомольско-молодеж ные лагери в совхозе «Красный гор няк» и колхозе «Победитель». Сила ми учащихся изготовляются нагляд ные пособия. Пришкольный уча сток обеспечен граблями и тяпками, сделанными в школьных мастерских. Во многих классах хорошо органи зовано самообслуживание: учащиеся наводят чистоту в своих классных комнатах, ухаживают за цветами. Сами учащиеся обеспечивают работу радиоузла и киноустановки. Жизнь заставляет нас искать новые фор мы, соединять обучение с произво дительным трудом. Практика пока зала, что даже Хорошая постановка уроков труда обеспечивает лишь об щее ознакомление с производством, но не дает учащимся определенной специальности. Вот почему ослож няется вопрос об устройстве на ра боту выпускников школы. Мы избрали другой путь. С по мощью администрации тракторного завода нам удалось осуществить ин- на здводе. В результате за два года около 120 учащихся 9— 10 клас сов выдержал^ квалификационные испытания и получили специально сти токарей, фрезеровщиков, свер ловщиков и слесарей третьего раз ряда. Следовательно, мы практиче ски подошли к организации произ водственного обучения учащихся. Коллектив нашей школы горячим одобрением встретил тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране», так как в них намечены конкретные и ясные пути такой пе рестройки обучения в школе, кото рая должна реально обеспечить прочную связь с жизнью и вклю чить учащихся в производительный труд. С 1 сентября этого года наша школа приступила к опытной рабо те по одиннадцатилетнему учебному плану. 135 учащихся трех девятых и двух десятых классов наряду с общеобразовательной учебой прохо дят производственное обучение на тракторном заводе, овладевают спе циальностями токарей, шлифовщи ков. фрезеровщиков, электриков, модельщиков, крановщиков, слеса рей. В опытных классах у нас 83 девочки и 52 мальчика. Десятиклассники три дня в неде лю учатся в школе и три дня заня ты производственным обучением, учащиеся девятых классов заняты таким обучением один день в не делю. Теоретические занятия со школь никами ведут опытные инженеры, выделенные заводом, который опла чивает им этот труд. Для практиче ского обучения выделены квалифи цированные рабочие. Учащиеся за счет завода обеспечены спецодеж дой по заводским нормам. Родители учащихся опытных классов одобряют путь, по которо1 # Я Воспитание в труде Черты коммунистического харак тера. коммунистического отношения к труду надо воспитывать с самого раннего возраста, с самого начала обучения в школе. Между тем в школах и детских учреждениях подчас чрезмерно опекают детей и подростков воспитатели, няни, прачки, повара, уборщицы я другие работники. В шк олах и детск их домах об ласти оноло пяти тысяч работни ков заняты уборк ой помещений, стирк ой белья, приготовлением пи щи и т. п. А ведь многое из этого смогли бы с пользой для себя вы полнять сами дети. Привык нув об служ ивать себя в быту, ребенок ск о рее придет к пониманию того, что труд необходим для обеспечения ма териальных благ и семье, и обще ству. В некоторых детских домах и школах - интернатах дети не толь ко успешно справляются с самооб служиванием в быту, но и полно стью обеспечивают себя картофелем и овощами. В Задонской средней школе № 2 учащиеся отремонтиро вали актовый зал. очистили и при вели в порядок четыре код^наты полуподвального помещения, ‘ где теперь размещаются мастерская и кабинеты. Подобных примеров много, все они убеждают в том, что в так их дзтсиих учреж дениях, к ак шк олы, детск ие дома, интернаты и т. п., нуж но использовать самообслужива ние детей не тольк о в быту, но и в выполнении различных работ по благоустройству. По примеру К.раснинской средней школы организуются учебно-опыт ные хозяйства при семилетних и средних школах. Теперь уже. следует считать, что учебно-опытное хозяйство на пло щади 1 0— 20 гентаров необходимо к аждой сельск ой .семилетней шк оле, реорганизуемой в восьмилетнюю, и средней, к оторая, очевидно, будет состоять из восьмилетней шк олы и трех к лассов сельск охозяйствен ного ученичества. Следует в зави симости от количества учащихся расширить опытные участки при начальных школах до 1—2 гекта ров. Школьное хозяйство должно быть учебным и опытным. Учащиеся до восьмого класса включительно бу дут иметь возможность не только наблюдать развитие растения, но и по-настоящему трудиться. Стар шеклассники должны будут чере довать изучение основ наук с непо средственным трудом в колхозе и совхозе. Принимая во внимание сезонный характер сельскохозяйственного про изводства, вероятно, сл едует сосре доточить учебные занятия в осен не-зимни й период (с 1 онтября по 1 мая), а на производительный тр уд выделить май, июнь и сен тябрь. Труд учащихся городских школ на промышленных предприя тиях целесообразно проводить рав номерно в течение всего года. Го родские школы, удаленные от круп ных промышленных предприятий, по-видимому, не придется в ближай шее время реорганизовать в школы фабричяо - заводского ученичества. Они сохранятся как средние трудо вые политехнические , школы, где будет обеспечено соединение обуче ния с производительным трудом. Руководителям и педагогическим коллективам этих школ надо опре делить, какие работы по самообслу живанию, благоустройству школ, школьных усадеб, городских пар ков, озеленению улиц будут выпол нять учащиеся. Следует 'планиро вать работу школьников на строи тельных объектах, коммунальных предприятиях, в учреждениях куль туры и т. д. В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР подчеркивается необходимость повышения образо вательного уровня, глубокого усво ения математики, физики, химии, био.тотии, указывается на важность для коммунистического воспитания молодежи гуманитарного цикла предметов. В связи с этим требуется установить правильное соотношение времени между учебными занятия ми и работой на производстве. Нам представляется, что из 10- месяцев у чебного года в сельхоз у че три можно выделить на работ у в колхо зе или совхозе. В фабзауче целесо» сбразно выделять на работу по два дня в неделю на протяжении всего учебного года. Тезисы горячо обсуждаются, по всеместно развертывается деятель ная подготовка к переходу на гаовую систему образования. Однако эта подготовка может значительно за тормозиться из-за отсутствия новых программ, учебных планов, учебни ков и пособий. Министерство про свещения РСФСР и Академия педа гогических наук должны своевре менно дать их школе. И. ПОНОМАРЕВ, заведующий облоно. му пошли их де ти. Вот что го ворит, например, главный бухгал тер завода «Строй- деталь» т. Волкоедов, сын кото рого. Анатолий, решил овладеть специальностью электрика: «Нам приятно было узнать, что сын наш еще в 9 классе получил специаль ность токаря 3 разряда. Он любит физику и теперь решил учиться в опытном классе, чтобы овладеть специальностью электрика. Мы бу дем со своей стороны помогать ему стать полезным для Родины челове ком». Многие вопросы организации производственного обучения в опыт ных классах еще не решены, да и трудно, пожалуй, за такой корот кий срок все решить. Но нам ка жется. что завод и школа начали большое и нужное дело. В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР указано, что за вершение среднего образования на основе соединения обучения с про изводительным трудом может быть осуществлено в средней общеобра зовательной трудовой политехниче ской школе О производственным обучением, которая на базе близле жащего предприятия будет практи чески давать учащимся профессио нальную подготовку. Это и есть тот путь, на который уже стала наша школа. Мы пока осуществляем опытную работу, но надо полагать, что ру ководящие органы при определении конкретного плана реорганизации школ гор. Липецка решат вопрос о нашей школе как общеобразователь ной трудовой политехнической с производственным обучением. Необ ходимые условия для этого у нас есть. Новый учебный план и програм мы одиннадцатилетней школы, по которым мы сейчас работаем, име ют, по нашему мнению, ряд недо статков. Учащиеся девятых классов по одному дню в неделю заняты производственной практикой. В то же время в девятом классе сохра няется предмет «Основы производ- Учащиеся Липецкого технического училища № 1 перешли на са мообслуживание. Они сами убирают помещения учебного корпуса и мастерские, моют полы, работают в гардеробной. Теперь учащиеся решили заменить штатных электриков и орга низовать свою столярную мастерскую по ремонту мебели. Это сэко номит в год 50 тысяч рублей госу дарственных средств. На снимке: учащиеся А. Глазунова, Л. Кованцева и Л. Малико ва убирают помещения. Фото Л. Черкашина. ства», в программу которого вхо дит общее ознакомление с пред приятием. Н ам кажется, что сейчас в нашей школе нет н у ж ды в сохра нении предмета «Основы производ ства». Л у чше б уд ет отвести эти три у рона в неделю на теоретические занятия по специальности, а целый день — для практического об у че ния специальности. Возникает и такой вопрос. Наша школа в 9— 10 "классах будет 'про водить производственное обучение учащихся на тракторном заводе. В связи с этим целесообразно ли проводить после окончания восьмо го класса практик у в сельском хо зяйстве? Н е л у чше ли б уд ет эт у практик у провести в школьных ма стерских, располагаю щ их достаточ ным обо рудованием? Думается, что ато будет способствовать лучшей подготовке учащихся, оканчиваю щих восьмой класс, к производст венному обучению в 9— 10— 11 классах. Далее. Учащиеся, оканчивающие такую школу, как наша, пойдут на работу в промышленность. Несом ненно, что многие из них будут стремиться со временем к поступле нию в технические вузы. И на за воде, и в вузе им необходимо бу дет хорошо знать черчение. В связи с этим следует обратить особое вни- 1мание на расширение объема про граммы по этому важному пред мету. Нельзя обойти и еще один во прос. Как было сказано выше, в опытных классах у нас обучается сейчас 135 учащихся, через год их будет свыше 200, и контингент уча щихся, проходящих производствен ное обучение, будет возрастать. А для руководства этой важной рабо той в школе введена только одна доляшость — зам. директора по производственному обучению с очень низкой ставкой, не дающей возмож ности пригласить на эту работу ин женера с производства. В связи с отсутствием освобожденных масте ров производственного обучения или конструкторов, заместитель дирек тора только и занят тем. что водит учащихся на завод и приводит их оттуда, а на заводе он один должен контролировать работу учащихся, находящихся в десяти цехах. Перестройка работы школы в со ответствии с задачами, намеченны ми в тезисах ЦК КПСС и Л вета Министров' СССР, требует разумного подхода и большой подготовки, так как необходимо серьезно укрепить материальную базу школьных ма стерских, установить связь с пред приятиями, подобрать по-настояще му кадры. Н. БЕЛЯЕВ, директор Липецкой средней школы № 31.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz