Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
г Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 25 ноября 1958 г„ 2?6 0 3 5 5 ? Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР О ПЫТ К Р А С Н И Н С КО И С Р Е Д Н Е Й ШК О Л Ы У Б Е Ж Д А Е Т : У Ч X О 3—Э ТО Х О Р О Ш О ! В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укрепле нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране* говорится о необходимости полнее использовать практику передовых школ, уж е добившихся извест ных успехов в трудовом воспитании молодежи. В нашей области немалую работу в этом направлении проделала Краснинская сред няя школа. О ее опыте в организации и ведении учебного хозяй ства И рассказывает эта страница. Окончил Владимир Пупынин в этом году школу и остался в ней работать лаборантом. Почему? Д а потому, что здесь, в шко ле, стал Владимир мастером на все руки. На снимке: В. Пупынин показывает старшеклассникам, выбе жавшим на перерыв, как работает школьный трактор. Ведь скоро и им придется сесть за руль. Фото И. Нарциссова. этому учащиеся сами дали оценку. Трудно было при такой почве пра вильно заделывать семена, затруд нена была и последующая обработ ка посевов, и. конечно, урожай ность снизилась. Надо сказать, что изучению почвы во время работы в поле мы уделяли большое внимание. Уча щиеся сделали почвенный разрез на поле учхоза, по которому опре дели,та тип почвы, механический состав ее, структурность, содержа ние перегноя (по цвету), влаж ность, кислотность и одновремен но решали, что необходимо пред принять для ее улучшения. К этой в какой-то мере лабораторной ра боте они относились серьезно, по тому что понимали: она необходи ма для правильного ведения хо зяйства. В нашей практике был и такой случай. Помидоры и огурцы были Им принадлежит будущее Если теперь в большинстве наших колхозов на посту председателей стоят люди, отвечающие воз росшим требованиям, то этого нель зя еше сказать о низовых звеньях руководителей колхозного производ ства. Вот. к примеру, бригадир комп лексной или полеводческой брига ды. Это ведущая фигура в колхозе. От его умения работать с людьми, направлять их труд на выполне ние взятых обязательств и рабо чих планов зависит и успех все го хозяйства в целом. Несмотря на это, на должность бригадиров мало еще выдвигается опытных ру ководителей, специалистов сельского хозяйства. Подчас бригадой или звеном руководит человек, плохо подготовленный к этому ответствен ному делу. В то же время молодежь, окан чивающая среднюю школу, в по следние годы не находит себе заня тий, потому что зачастую не знает, где применить знания, полученные в десятилетке. Некоторые молодые люди не хотят идти на «простую» работу — на Фермы, на плантации сахарной свеклы и кукурузы. Выдвигать же их руководителя ми хотя бы небольших участков колхозного производства нельзя, так как они не знают сельского хозяй ства и не имеют практического опыта. Первые шаги приобщения уча щихся к производительному труду у нас в районе сделала Краснинская средняя школа. При школе создано опытное учебное хозяйство. Все работы, связанные с обработкой земли, с посевом, выращиванием и уборкой сельскохозяйственных куль тур. производились самими учащи мися. Уже результаты того, что сде лано только Краснинской средней школой, говорят о том, какие бога тые плоды можно будет пожинать от предстоящей перестройки систе мы воспитания молодежи. * Вот, например, выпускница шко лы Нина Хорошилова. После окон чания десятилетки она пошла рабо тать звеньевой по выращиванию сахарной свеклы и кукурузы в колхозе «Россия». Ее звено вырас тило по 300 центнеров кукурузы с гектара на площади 27 гектаров и сахарной свеклы по 250 центнеров с гектара. Урожай кукурузы, кото рый получило звено, — самый вы сокий в колхозе. Правление артели по достоинству оценило труд Нины Х о р о ш и л о в о й , послав ее экскурсант кой на Всесоюзную сельскохозяйст венную выставку. Не хуже своей подруги работают Алла Грибанова— дояркой в колхозе имени Крупской, Лида Губарева — дояркой в кол хозе имени Сталина, Зоя Шумили на — свинаркой в колхозе «Страна Советов». Нина Урвакцева — звеньевой в совхозе «Красное поле». Число таких — молодых и уме лых — работников сельского хо зяйства нужно всемерно увеличи вать. П еше об одном хочется сказать: о внимании к молодежи, которая со школьной скамьи приходит в сель ское хозяйство. Ей нужно помогать в овладении практическим опытом, а наиболее способных и энергичных работников из этого числа смелее выдвигать на важные, ответствен ные участки производства. Эти молодые грамотные работники — будущее нашего сельского хозяй ства. Н. ТАЛДЫКИН, начальник Краснинской райсельхозинспекции. Создавая учеб ное хозяйство, мы хорошо понимали, что труд учащих ся в нем должен быть не простой иллюстрацией теоретических поло жений, усвоенных на уроках, а важным звеном обучения и воспита ния. Самое главное, что дает соеди нение обучения с производительным трудом, это любовь к целенаправ ленному, высокоорганизованному процессу производства материаль ных ценностей. Мы понимали, что если работы на полях учебного хозяйства проводить в отрыве от знаний, полученных на уроках бо таники. зоологии, химии, физики и других школьных дисциплин, уча щиеся будут пассивно выполнять задания учителя, не уясняя сущ ности и назначения той или иной операции. В таком случае практи ческие работы приобретут ремес леннический характер, не будет творческого применения знаний на практике. А это недопустимо, когда мы ставим задачу воспита ния любви к труду. Прошлой осенью мы проводили зяблевую пахоту поля учхоза. При этом стремились не просто добиться от учащихся правильного выполне ния Этой работы, но и воспитывать сознательное отношение к ней, объ яснять. какое значение имеет пря молинейность борозд, глубина вспашки, равномерное рыхление пласта и т. д. Когда была проведена предпосевная обработка почвы, уча щиеся убедились в том, что куль тивация почвы, боронование позво ляют регулировать водный, воздуш ный. пищевой режимы почвы, по вышают ее плодородие. Такое понимание у них появилось лишь в результате сознательного усвоения теоретического материала на уроках агротехники, а главное— личной практической проверки это го материала во время работы. Многие из наших юных работни ков на личном опыте в поле испы тали, что влечет за собой недобро качественная пахота. Так, при по садке картофеля почва на одном из участков оказалась глыбистой. Яс но, что вспахана она плохо — Тр уд и знания посажены на юго-восточном склоне поля. После дождей почва покрыва лась коркой, трескалась, подчас верхний слой ее и вовсе смывался. Мало понять, что происходило за иливание поверхности, важно знать, где и при каких условиях может возникнуть это явление. Хорошо изучив его причины и на собствен ном опыте познав, какие неприят ности оно приносит, наши учащие ся при дальнейшей самостоятельной работе (в колхозе, совхозе) будут знать, как с этим бороться. Нашим коллегам, учителям, кото рые организуют сейчас учебные хо зяйства в школах области, хочется посоветовать: с первых же дней об ращайте внимание на дисциплини рованность учащихся в труде, на соблюдение порядка и чистоты при выполнении ппакти- ___________, веских работ. В пер вые дни работ на поле нашего учхоза имели место случаи, когда отдельные учащиеся в молодом азарте увле кались количественной стороной дела, работу выполняли недоброка чественно. Например, при про рывке свеклы, проре живании моркови не которые школьники не выносили с борозд удаленные растения * Подчас удаляли лишь одну листовую часть. Какой результат дала такая работа, учени ки увидели через не сколько дней: никако го прореживания не получилось. Работая в учебном хозяйстве, школьники научились ценить вре мя, экономить его, да вать высокую произ водительность труда. И опять-таки успешнее других работали обычно те, кто хорошо усвоил теоретический курс. Но бывали и, вероятно, будут еще и такие случаи, когда некото рые учащиеся, х о ро ш о усвоившие теоретический материал, умевшие работать с учебником, оказывались беспомощными на практике—плохо владели, например, техникой вы садки рассады помидоров, не умели правильно работать лопатой, рых лителями. Приходилось их учить этому, как говорится, с азов. Ради справедливости надо ска зать, что имели место и обратные случаи. Отдельные ученики недоста точно усваивали теоретический курс, а на практических работах прекрасно себя зарекомендовали. Но ничего противоречивого здесь нет. Это жизнь, которую не уло жишь ни в какие схемы. Ценность организации производительного тру да учащихся со стоит еще и в том, что нам, педаго гам, она открыва ет новые стороны, новые черты характеров наших учеников, такие черты, о сущест вовании которых мы в обычных учебных условиях, мотет быть, так и не узнали бы. А главное — нам удается определить одно иЗ важней ших качеств будущего гражданина— его отношение к труду, и, следова тельно. мы получаем возможность еще в стенах школы активно влиять на формирование характера, на вос питание трудолюбия у нашего пи томца. Соединение обучения с произво дительным трудом означает н повы шение уровня обучения. Без уме ния трудиться не может быть хоро шего специалиста. М. ЗЮЗИН, заведующий учебным хозяйством. На снимке: в школьной столярной мастерской. За работой ученик 9 класса Иван Леонихин, Фото И. Нарциссова. Помощь общ ественности— залог успеха Прошлой осенью райком партии и исполком райсовета, идя навстре чу пожеланиям коллектива Крас нинской средней школы, одобрили идею организации школьного учеб ного хозяйства и рекомендовали правлению колхоза и первичной парторганизации . колхоза имени Сталина обсудить вопрос о выделе нии земли для этой цели. Колхоз ники горячо поддержали инициати ву школы. Было решено выделить для учхоза 26 гектаров земли. Встал вопрос, как правильно раз местить посевы, составить производ ственный план. Это вызвало среди учительского коллектива много спо ров. Ведь с таким делом педагоги сталкивались впервые. На помощь пришла агроном колхоза имени Ста лина Н. С. Князева. Она помогла заведующему учхозом учителю био логии М. И. Зюзину составить про изводственный план. Теперь нужно было обеспечить хозяйство семенами. И здесь также пришли на помощь колхозники. Ар тели не могли дать картофель для посадки. А для посева почти четырех гектаров этой культуры нужно было найти не менее 100 центнеров картофеля. Посоветовавшись в рай коме КПСС и райисполкоме, мы ре шили созвать родительское собра ние и попросить родителей учащих ся помочь школе приобрести семена картофеля. На собрании, где об суждался вопрос о перспективах развития учебного хозяйства, все родители решили выделить детям по 1— 1,5 центнера картофеля. Немало было хлопот и с обеспе чением учебного хозяйства техни кой. Однако и этот вопрос был ре шен. Школа получила трактор и прицепной инвентарь. Дирекция совхоза «Красное поле» выделила учхозу зерновую сеялку для посева яровых культур, плуг, культиватор и другие орудия, а позже, когда на чалась уборка урожая, — зерновой комбайн. Правление колхоза имени Стали на, на территории которого нахо дится школа, предоставило учащим ся возможность на своих животно водческих фермах проходить про изводственную практику. Учебное хозяйство не оставляли без внимания колхозники, рабочие, служащие района. Они старались передать учащимся полезные сове ты, свой опыт и помочь учитель скому коллективу правильно орга низовать труд на учебном участке. Взять, к примеру, служащего рай онного центра П. М. Шарикова. Он много свободного времени отдает садоводству. На своем приусадеб ном участке т Шариков выводит новые и культивирует южные сорта плодовых деревьев. Оп часто прихо дит в школу, дает полезные советы, помогает организовать труд. Подобных примеров заботливого отношения к учебному хозяйству, к труду школьников немало в нашем селе. И это не случайно. Обществен ность нашего района хорошо пони мает задачи, которые ставит партия перед школой. С большим ин тересом ока воелрагняла тезисы НК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви тии системы народного образования в стране». Используя опыт Краснинской средей школы, мы сейчас принимаем меры для организации учхозов во всех школах нашего района. Н. ЧЕРНЫХ, секретарь Краснянского райкома партии. : О че м говорит наш опыт В Краснинской средней школе учатся дети из нескольких колхо зов, промышленных и хозяйствен ных организаций и учреждений района. ‘Создать базу для обучения основам сельскохозяйственного про изводства по месту жительства уча щихся — в наших условиях дело невозможное. Оставалось одно: базой производственного обучения должны стать сама школа со своим учебным хозяйством и ближайший к ней кол хоз. Так было и сделано. В состав созданного хозяйства вошли: пришкольный участок в 3 гектара, учебные мастерские и кабинеты, учебное поле в 26 гек таров. машинный парк, парники. В расписании уроков все занятия по основам производства и факуль тативным курсам мы отнесли на один определенный день. Это—день практических занятий. Такое плани рование, на наш взгляд, имеет большое преимущество. В этот день внимание учащихся и преподавате ля сосредоточивается на одном вопросе. В этот день можно без спешки провести нужную работу в поле или мастерской, в кабинете или на молочной ферме колхоза. В этот день учащиеся на занятия идут в рабочей одежде. часов— труд, с 12 часов—купанье и занятие музыкой, спортом, полит информация, комсомольская работа. Практику по животноводству в учащимися девятого класса мы про вели в колхозе в течение одной недели апреля. По нашему мнению, это целесообразнее, нежели эпизо дическое посещение фермы. В тече ние недели учащиеся весь рабочий день находились на молочной фер ме и под руководством лучших доярок вели все необходимые рабо ты. Каждый ученик имел задание. Преподаватель основ животноводства совместно с доярками подвел итоги практики и оценил работу каждого ученика. В организации учебного хозяйства мы учитывали и экономическую сторону дела. Участие учащихся в планировании, организации работ и в подведении итогов помогает вос питывать в них самостоятельность в решении хозяйственных задач. В текущем году мы не получили по некоторым культурам ожидаемой урожайности, не ставились в боль шом масштабе опыты по возделы ванию сельскохозяйственных куль тур. Основная задача состояла в проверке возможностей и целесооб разности создания учебного хозяй- р - V V V Уроки дает жизнь На старой полуторке Кириллов поехал на нефтебазу. Дороги в Красном известно какие — в буг рах и рытвинах. Машина гремела, как пустая консервная банка, урча переваливалась с боку на бок и все-таки ползла вперед. «Так и мы. — упрямо думал Сергей Пав лович. высоко подскакивая на си денье, —- будем переваливаться, ворчать, а все-таки двигаться впе ред». Вспомнились маловеры из числа своих же учителей и родителей учеников, которые говорили, что ни шуга не выйдет с этим учхозом. Ну. как же? Машин нет, земля, хоть и близко, но такая, что лет пятьдесят не удобрялась. Сеяли на ней хлеб по хлебу, и хлеб, по нятно. не родился. По одному пункту маловеры уже были разбиты: новенький трактор «ДТ-24» стоял на школьном дворе. Правда, повоевать за него при шлось. Спасибо райком и райиспол ком помогли — трактор теперь никто не отнимет. Что же касается земельного уча стка. то горячий сторонник созда ния учебного хозяйства преподава тель основ сельскохозяйственного производства Михаил Илларионович Зюзин нашел, чем возразить мало верам: во-первых, ребята сами на месте определят, что почва здесь кислотная — это будет хороший урок, во-вторых, узнают на деле, как трудно выращивать на такой земле урожай — опять урок, в-третьнх. трудности Заставят их подумать, как уменьшить кислот ность, а наука, которую они изу чают за партой, подскажет, что сделать это можно известкованием. А пока надо поднимать зябь. Но как это сделать, если нет горючего? Вот и едет директор школы на неф тебазу. Через несколько минут машина выкатила с нефтебазы, только те перь в ее лязге и громыхании слышалось: «А ведь с горючим-то —■труба, не дали». Шофер, не опрашивая, повернул машину к райисполкому. И вскоре маловеры стали молча почесывать ^затылки: за трактором потянулись черные волны зяби. Теперь нужно еще добыть семена. Где же их взять? Надо позвонить в сортсемовощ, в. один колхоз, в другой. Но. положим, позвоним и окажется, что ермена есть? Денег- то ведь нет. Придется, видимо, взять 9 тысяч и заплатить за семе на, а потом... Потом не спать ноча ми и думать: окупятся затраты ь :л не окупятся— ведь все-таки будут работать в хозяйстве дети. «Ну и черт с ним. с учхозом этим!— рассердился бы тут какой- нибудь человек, из которого не до конца вытравлен обыватель. — К ому нужна эта обуза? Сказать начальству: не-воз-мож-но — и де лу конец». Но ни Кириллов, ни Зюзин, ни большинство других учителей не думали о том, возможно или невоз можно. Думали, как все лучше сде лать. В учхозе, который строит свою дея тельность на основе хозрасчета, все должно учитывать ся, планироваться и нормироваться. Ну, учитывать еще почти нечего, план не без труд ностей и, как говорится, с по мощью добрых людей составили. А вот нормы — это орешек покрепче. Какие надо устанавливать нормы для учеников восьмых и девятых классов, вряд ли кто знал во всей области. Взять в колхозе нормы для взрослых и сделать скидку? Ну, взяли, ну. скинули. А уверенности нет. В том же восьмом классе есть такие ребята, что впору их мужчи нами называть, а рядом с ними за партами сидят ровесники — дети, ребятишки Вот и Попробуйте, дайте им одинаковую норму! — Сергей Павлович, пойдемте на натуру, — успокаивающе улыбнул ся Зюзин. Кликнули ученика девя того класса Сашу Почапаева. кото рый занимает пост бригадира учхо за. и вышли в поле. У Михаила Илларионовича и у Саши в руках тяпки, рыхлят землю. Сергей Павлович смотрит на часы, определяет время. Вот и с нормами стало ясно. Те перь надо, чтобы их выполняли, да не кое-как. И учителя, и комсомольцы. и звеньевые учхоза сразу договори лись: бракодельства не допускать, но над душой V ребят не стоять: выполнил человек работу — про контролировать. Если что не так, пусть пеняет на себя. Но заведующий учхозом Зюзин потихоньку шепнул Саше Почапаеву: — Пусть кто и обидится, а ты проверяй без стеснения. Сашу просить об этом не нужно. Ковырнет сапогом землю, разроет рукой — ага, неправильно заделал семена? Покрутит пальцем у лба и спросит: — Ты ото от недопонимания или от лени? Черные Сашины брови сойдутся в одну линию, пощады от него не жди. Бракодел вздыхает, кашля ет, глотает, будто у него имен но в этот момент что-то заст ряло в горле — тянет время, чтобы подумать. Михаил Илларионович, тот чуть помягче: — Что же вы. ребята, так неак куратно работаете? Ведь не научи тесь. а тогда и дома не сумеете правильно что-либо посадить. Стоп, а это что такое? Какой-1™ ученик на участке девятого класса (издали не видно кто) смаху высы пает в борозду ведро картошки. Предварительно оглянулся. Значит, понимает, что нехорошо. Ладно, пусть пока так и остается. Ведро картошки—дело не такое уж страш ное. Но вот появились всходы. Михаил Илларионович собирает девятиклас сников и ведет на участок, где сажали картофель. Как бы случайно подводит ребят к тому самому ряд ку. Будто задумавшись, смотрит куда-то вдаль, а сам весь в напря жении. -— Ох, братцы, что же это та кое?! — раздается за его спиной изумленный возглас. Среди зеленого ковра всходов кар тофеля резко чернеет пустой рядок, а на середине его топорщится во все стороны могучий куст. Михаил Илларионович оборачи вается и грустно говорит: — Ну, вот: я же говорил, что' землю не обманешь, что она не скро ет. а кто-то мне не поверил. — Кто?! — грозным шёпотом опрашивают друг друто мальчишки. Никто не признается. А на следую щее утро— рано, в 6 часов—видит Зюзин: нет куста. Разодрал его кто-то, разобрал и рассадил по все му рядку. Когда же это он? Ночью. Ага. значит, урок прошел недаром. В разгаре лета — новое хорошень кое дело: просо никуда не годится! Оно. правда, и в колхозах было не важное. — Сергей Павлович,—останавли вает в коридоре школы Кириллова Саша Почапаев.—Как же нам быть с просом? Может, не стоит возиться, скосить его на траву? Сергей Павлович спокойно про должает путь и бросает как бы ми моходом: — Ты бригадир? Ты и считай. Глаза у Саши обиженно вспыхи вают, ..ижняя губа закушена. А впрочем... Прыжком усажи вается он на подоконник. Карандаш сюда, бумажку! Так. Цифры, цены, норма— все это у Саши в голове. — Можно*—радостно кричит он.— Можно обрабатывать — овчинка выделки стоит! — Какая?— улыбается подошед ший Зюзин. Оба склоняются над расчетом, и старший подтверждает вывод младшего. Теперь, когда опустело 26-гектар ное поле учхоза, когда урожай реа лизован и учхоз получил 100 тысяч рублей дохода, кажется, что все бы ло очень легко. П даже маловерам кажется, которые очень скоро пере стали чреать затылки, не выдержа ли. плюнули в ладони и стали помо гать юным приобретать зрелость. А зрелость приходит в т р у л р . А. ВОЛЬФСОН. Задолго до весны был составлен план проведения полевых работ. Каждый ученик VIII— IX классов ухаживал за растениями две недели в первой половине лета и две неде ли убирал урожай во второй поло вине лета. Каждому учащемуся были даны задания в соответствии с требованиями программы. Летнюю работу класса возглавлял препода ватель основ производства и класс ный руководитель или его замести тель. Из среды учащихся были вы делены бригадир учхоза и звенье вые. Рабочий день учащихся строился по такому распорядку: с 7 до 1 2 ' ----------------------------— * ства. Наш небольшой опыт позволяет сказать, что создание учебных хо зяйств в средних и даже семилетних I школах— дело очень нужное и полез ное. Нас особенно радует, что эта форма организации производствен ного обучения и общественно-по лезного труда школьников рекомен дуется в тезисах ПК КПСС и Сове та Министров СССР «Об укрепле нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на родного образования в стране». С. КИРИЛЛОВ, директор Краснинской средней школы. На этом уроке можно и поспорить друг с другом, лишь бы из твоих рук вышла настоящая вещь. Идет урок домоводства. В центре — преподаватель М. Н, Шляхова. Фото И. Нарциссова.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz