Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

г Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 25 ноября 1958 г„ 2?6 0 3 5 5 ? Обсуждаем тезисы ЦК КПСС и Совета Министров СССР О ПЫТ К Р А С Н И Н С КО И С Р Е Д Н Е Й ШК О Л Ы У Б Е Ж Д А Е Т : У Ч X О 3—Э ТО Х О Р О Ш О ! В тезисах ЦК КПСС и Совета Министров СССР «Об укрепле­ нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в стране* говорится о необходимости полнее использовать практику передовых школ, уж е добившихся извест­ ных успехов в трудовом воспитании молодежи. В нашей области немалую работу в этом направлении проделала Краснинская сред­ няя школа. О ее опыте в организации и ведении учебного хозяй­ ства И рассказывает эта страница. Окончил Владимир Пупынин в этом году школу и остался в ней работать лаборантом. Почему? Д а потому, что здесь, в шко­ ле, стал Владимир мастером на все руки. На снимке: В. Пупынин показывает старшеклассникам, выбе­ жавшим на перерыв, как работает школьный трактор. Ведь скоро и им придется сесть за руль. Фото И. Нарциссова. этому учащиеся сами дали оценку. Трудно было при такой почве пра­ вильно заделывать семена, затруд­ нена была и последующая обработ­ ка посевов, и. конечно, урожай­ ность снизилась. Надо сказать, что изучению почвы во время работы в поле мы уделяли большое внимание. Уча­ щиеся сделали почвенный разрез на поле учхоза, по которому опре­ дели,та тип почвы, механический состав ее, структурность, содержа­ ние перегноя (по цвету), влаж­ ность, кислотность и одновремен­ но решали, что необходимо пред­ принять для ее улучшения. К этой в какой-то мере лабораторной ра­ боте они относились серьезно, по­ тому что понимали: она необходи­ ма для правильного ведения хо­ зяйства. В нашей практике был и такой случай. Помидоры и огурцы были Им принадлежит будущее Если теперь в большинстве наших колхозов на посту председателей стоят люди, отвечающие воз­ росшим требованиям, то этого нель­ зя еше сказать о низовых звеньях руководителей колхозного производ­ ства. Вот. к примеру, бригадир комп­ лексной или полеводческой брига­ ды. Это ведущая фигура в колхозе. От его умения работать с людьми, направлять их труд на выполне­ ние взятых обязательств и рабо­ чих планов зависит и успех все­ го хозяйства в целом. Несмотря на это, на должность бригадиров мало еще выдвигается опытных ру­ ководителей, специалистов сельского хозяйства. Подчас бригадой или звеном руководит человек, плохо подготовленный к этому ответствен­ ному делу. В то же время молодежь, окан­ чивающая среднюю школу, в по­ следние годы не находит себе заня­ тий, потому что зачастую не знает, где применить знания, полученные в десятилетке. Некоторые молодые люди не хотят идти на «простую» работу — на Фермы, на плантации сахарной свеклы и кукурузы. Выдвигать же их руководителя­ ми хотя бы небольших участков колхозного производства нельзя, так как они не знают сельского хозяй­ ства и не имеют практического опыта. Первые шаги приобщения уча­ щихся к производительному труду у нас в районе сделала Краснинская средняя школа. При школе создано опытное учебное хозяйство. Все работы, связанные с обработкой земли, с посевом, выращиванием и уборкой сельскохозяйственных куль­ тур. производились самими учащи­ мися. Уже результаты того, что сде­ лано только Краснинской средней школой, говорят о том, какие бога­ тые плоды можно будет пожинать от предстоящей перестройки систе­ мы воспитания молодежи. * Вот, например, выпускница шко­ лы Нина Хорошилова. После окон­ чания десятилетки она пошла рабо­ тать звеньевой по выращиванию сахарной свеклы и кукурузы в колхозе «Россия». Ее звено вырас­ тило по 300 центнеров кукурузы с гектара на площади 27 гектаров и сахарной свеклы по 250 центнеров с гектара. Урожай кукурузы, кото­ рый получило звено, — самый вы­ сокий в колхозе. Правление артели по достоинству оценило труд Нины Х о р о ш и л о в о й , послав ее экскурсант­ кой на Всесоюзную сельскохозяйст­ венную выставку. Не хуже своей подруги работают Алла Грибанова— дояркой в колхозе имени Крупской, Лида Губарева — дояркой в кол­ хозе имени Сталина, Зоя Шумили­ на — свинаркой в колхозе «Страна Советов». Нина Урвакцева — звеньевой в совхозе «Красное поле». Число таких — молодых и уме­ лых — работников сельского хо­ зяйства нужно всемерно увеличи­ вать. П еше об одном хочется сказать: о внимании к молодежи, которая со школьной скамьи приходит в сель­ ское хозяйство. Ей нужно помогать в овладении практическим опытом, а наиболее способных и энергичных работников из этого числа смелее выдвигать на важные, ответствен­ ные участки производства. Эти молодые грамотные работники — будущее нашего сельского хозяй­ ства. Н. ТАЛДЫКИН, начальник Краснинской райсельхозинспекции. Создавая учеб­ ное хозяйство, мы хорошо понимали, что труд учащих­ ся в нем должен быть не простой иллюстрацией теоретических поло­ жений, усвоенных на уроках, а важным звеном обучения и воспита­ ния. Самое главное, что дает соеди­ нение обучения с производительным трудом, это любовь к целенаправ­ ленному, высокоорганизованному процессу производства материаль­ ных ценностей. Мы понимали, что если работы на полях учебного хозяйства проводить в отрыве от знаний, полученных на уроках бо­ таники. зоологии, химии, физики и других школьных дисциплин, уча­ щиеся будут пассивно выполнять задания учителя, не уясняя сущ­ ности и назначения той или иной операции. В таком случае практи­ ческие работы приобретут ремес­ леннический характер, не будет творческого применения знаний на практике. А это недопустимо, когда мы ставим задачу воспита­ ния любви к труду. Прошлой осенью мы проводили зяблевую пахоту поля учхоза. При этом стремились не просто добиться от учащихся правильного выполне­ ния Этой работы, но и воспитывать сознательное отношение к ней, объ­ яснять. какое значение имеет пря­ молинейность борозд, глубина вспашки, равномерное рыхление пласта и т. д. Когда была проведена предпосевная обработка почвы, уча­ щиеся убедились в том, что куль­ тивация почвы, боронование позво­ ляют регулировать водный, воздуш­ ный. пищевой режимы почвы, по­ вышают ее плодородие. Такое понимание у них появилось лишь в результате сознательного усвоения теоретического материала на уроках агротехники, а главное— личной практической проверки это­ го материала во время работы. Многие из наших юных работни­ ков на личном опыте в поле испы­ тали, что влечет за собой недобро­ качественная пахота. Так, при по­ садке картофеля почва на одном из участков оказалась глыбистой. Яс­ но, что вспахана она плохо — Тр уд и знания посажены на юго-восточном склоне поля. После дождей почва покрыва­ лась коркой, трескалась, подчас верхний слой ее и вовсе смывался. Мало понять, что происходило за­ иливание поверхности, важно знать, где и при каких условиях может возникнуть это явление. Хорошо изучив его причины и на собствен­ ном опыте познав, какие неприят­ ности оно приносит, наши учащие­ ся при дальнейшей самостоятельной работе (в колхозе, совхозе) будут знать, как с этим бороться. Нашим коллегам, учителям, кото­ рые организуют сейчас учебные хо­ зяйства в школах области, хочется посоветовать: с первых же дней об­ ращайте внимание на дисциплини­ рованность учащихся в труде, на соблюдение порядка и чистоты при выполнении ппакти- ___________, веских работ. В пер­ вые дни работ на поле нашего учхоза имели место случаи, когда отдельные учащиеся в молодом азарте увле­ кались количественной стороной дела, работу выполняли недоброка­ чественно. Например, при про­ рывке свеклы, проре­ живании моркови не­ которые школьники не выносили с борозд удаленные растения * Подчас удаляли лишь одну листовую часть. Какой результат дала такая работа, учени­ ки увидели через не­ сколько дней: никако­ го прореживания не получилось. Работая в учебном хозяйстве, школьники научились ценить вре­ мя, экономить его, да­ вать высокую произ­ водительность труда. И опять-таки успешнее других работали обычно те, кто хорошо усвоил теоретический курс. Но бывали и, вероятно, будут еще и такие случаи, когда некото­ рые учащиеся, х о ро ш о усвоившие теоретический материал, умевшие работать с учебником, оказывались беспомощными на практике—плохо владели, например, техникой вы­ садки рассады помидоров, не умели правильно работать лопатой, рых­ лителями. Приходилось их учить этому, как говорится, с азов. Ради справедливости надо ска­ зать, что имели место и обратные случаи. Отдельные ученики недоста­ точно усваивали теоретический курс, а на практических работах прекрасно себя зарекомендовали. Но ничего противоречивого здесь нет. Это жизнь, которую не уло­ жишь ни в какие схемы. Ценность организации производительного тру­ да учащихся со­ стоит еще и в том, что нам, педаго­ гам, она открыва­ ет новые стороны, новые черты характеров наших учеников, такие черты, о сущест­ вовании которых мы в обычных учебных условиях, мотет быть, так и не узнали бы. А главное — нам удается определить одно иЗ важней­ ших качеств будущего гражданина— его отношение к труду, и, следова­ тельно. мы получаем возможность еще в стенах школы активно влиять на формирование характера, на вос­ питание трудолюбия у нашего пи­ томца. Соединение обучения с произво­ дительным трудом означает н повы­ шение уровня обучения. Без уме­ ния трудиться не может быть хоро­ шего специалиста. М. ЗЮЗИН, заведующий учебным хозяйством. На снимке: в школьной столярной мастерской. За работой ученик 9 класса Иван Леонихин, Фото И. Нарциссова. Помощь общ ественности— залог успеха Прошлой осенью райком партии и исполком райсовета, идя навстре­ чу пожеланиям коллектива Крас­ нинской средней школы, одобрили идею организации школьного учеб­ ного хозяйства и рекомендовали правлению колхоза и первичной парторганизации . колхоза имени Сталина обсудить вопрос о выделе­ нии земли для этой цели. Колхоз­ ники горячо поддержали инициати­ ву школы. Было решено выделить для учхоза 26 гектаров земли. Встал вопрос, как правильно раз­ местить посевы, составить производ­ ственный план. Это вызвало среди учительского коллектива много спо­ ров. Ведь с таким делом педагоги сталкивались впервые. На помощь пришла агроном колхоза имени Ста­ лина Н. С. Князева. Она помогла заведующему учхозом учителю био­ логии М. И. Зюзину составить про­ изводственный план. Теперь нужно было обеспечить хозяйство семенами. И здесь также пришли на помощь колхозники. Ар­ тели не могли дать картофель для посадки. А для посева почти четырех гектаров этой культуры нужно было найти не менее 100 центнеров картофеля. Посоветовавшись в рай­ коме КПСС и райисполкоме, мы ре­ шили созвать родительское собра­ ние и попросить родителей учащих­ ся помочь школе приобрести семена картофеля. На собрании, где об­ суждался вопрос о перспективах развития учебного хозяйства, все родители решили выделить детям по 1— 1,5 центнера картофеля. Немало было хлопот и с обеспе­ чением учебного хозяйства техни­ кой. Однако и этот вопрос был ре­ шен. Школа получила трактор и прицепной инвентарь. Дирекция совхоза «Красное поле» выделила учхозу зерновую сеялку для посева яровых культур, плуг, культиватор и другие орудия, а позже, когда на­ чалась уборка урожая, — зерновой комбайн. Правление колхоза имени Стали­ на, на территории которого нахо­ дится школа, предоставило учащим­ ся возможность на своих животно­ водческих фермах проходить про­ изводственную практику. Учебное хозяйство не оставляли без внимания колхозники, рабочие, служащие района. Они старались передать учащимся полезные сове­ ты, свой опыт и помочь учитель­ скому коллективу правильно орга­ низовать труд на учебном участке. Взять, к примеру, служащего рай­ онного центра П. М. Шарикова. Он много свободного времени отдает садоводству. На своем приусадеб­ ном участке т Шариков выводит новые и культивирует южные сорта плодовых деревьев. Оп часто прихо­ дит в школу, дает полезные советы, помогает организовать труд. Подобных примеров заботливого отношения к учебному хозяйству, к труду школьников немало в нашем селе. И это не случайно. Обществен­ ность нашего района хорошо пони­ мает задачи, которые ставит партия перед школой. С большим ин­ тересом ока воелрагняла тезисы НК КПСС и Совета Министров СССР «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем разви­ тии системы народного образования в стране». Используя опыт Краснинской средей школы, мы сейчас принимаем меры для организации учхозов во всех школах нашего района. Н. ЧЕРНЫХ, секретарь Краснянского райкома партии. : О че м говорит наш опыт В Краснинской средней школе учатся дети из нескольких колхо­ зов, промышленных и хозяйствен­ ных организаций и учреждений района. ‘Создать базу для обучения основам сельскохозяйственного про­ изводства по месту жительства уча­ щихся — в наших условиях дело невозможное. Оставалось одно: базой производственного обучения должны стать сама школа со своим учебным хозяйством и ближайший к ней кол­ хоз. Так было и сделано. В состав созданного хозяйства вошли: пришкольный участок в 3 гектара, учебные мастерские и кабинеты, учебное поле в 26 гек­ таров. машинный парк, парники. В расписании уроков все занятия по основам производства и факуль­ тативным курсам мы отнесли на один определенный день. Это—день практических занятий. Такое плани­ рование, на наш взгляд, имеет большое преимущество. В этот день внимание учащихся и преподавате­ ля сосредоточивается на одном вопросе. В этот день можно без спешки провести нужную работу в поле или мастерской, в кабинете или на молочной ферме колхоза. В этот день учащиеся на занятия идут в рабочей одежде. часов— труд, с 12 часов—купанье и занятие музыкой, спортом, полит­ информация, комсомольская работа. Практику по животноводству в учащимися девятого класса мы про­ вели в колхозе в течение одной недели апреля. По нашему мнению, это целесообразнее, нежели эпизо­ дическое посещение фермы. В тече­ ние недели учащиеся весь рабочий день находились на молочной фер­ ме и под руководством лучших доярок вели все необходимые рабо­ ты. Каждый ученик имел задание. Преподаватель основ животноводства совместно с доярками подвел итоги практики и оценил работу каждого ученика. В организации учебного хозяйства мы учитывали и экономическую сторону дела. Участие учащихся в планировании, организации работ и в подведении итогов помогает вос­ питывать в них самостоятельность в решении хозяйственных задач. В текущем году мы не получили по некоторым культурам ожидаемой урожайности, не ставились в боль­ шом масштабе опыты по возделы­ ванию сельскохозяйственных куль­ тур. Основная задача состояла в проверке возможностей и целесооб­ разности создания учебного хозяй- р - V V V Уроки дает жизнь На старой полуторке Кириллов поехал на нефтебазу. Дороги в Красном известно какие — в буг­ рах и рытвинах. Машина гремела, как пустая консервная банка, урча переваливалась с боку на бок и все-таки ползла вперед. «Так и мы. — упрямо думал Сергей Пав­ лович. высоко подскакивая на си­ денье, —- будем переваливаться, ворчать, а все-таки двигаться впе­ ред». Вспомнились маловеры из числа своих же учителей и родителей учеников, которые говорили, что ни шуга не выйдет с этим учхозом. Ну. как же? Машин нет, земля, хоть и близко, но такая, что лет пятьдесят не удобрялась. Сеяли на ней хлеб по хлебу, и хлеб, по­ нятно. не родился. По одному пункту маловеры уже были разбиты: новенький трактор «ДТ-24» стоял на школьном дворе. Правда, повоевать за него при­ шлось. Спасибо райком и райиспол­ ком помогли — трактор теперь никто не отнимет. Что же касается земельного уча­ стка. то горячий сторонник созда­ ния учебного хозяйства преподава­ тель основ сельскохозяйственного производства Михаил Илларионович Зюзин нашел, чем возразить мало­ верам: во-первых, ребята сами на месте определят, что почва здесь кислотная — это будет хороший урок, во-вторых, узнают на деле, как трудно выращивать на такой земле урожай — опять урок, в-третьнх. трудности Заставят их подумать, как уменьшить кислот­ ность, а наука, которую они изу­ чают за партой, подскажет, что сделать это можно известкованием. А пока надо поднимать зябь. Но как это сделать, если нет горючего? Вот и едет директор школы на неф­ тебазу. Через несколько минут машина выкатила с нефтебазы, только те­ перь в ее лязге и громыхании слышалось: «А ведь с горючим-то —■труба, не дали». Шофер, не опрашивая, повернул машину к райисполкому. И вскоре маловеры стали молча почесывать ^затылки: за трактором потянулись черные волны зяби. Теперь нужно еще добыть семена. Где же их взять? Надо позвонить в сортсемовощ, в. один колхоз, в другой. Но. положим, позвоним и окажется, что ермена есть? Денег- то ведь нет. Придется, видимо, взять 9 тысяч и заплатить за семе­ на, а потом... Потом не спать ноча­ ми и думать: окупятся затраты ь :л не окупятся— ведь все-таки будут работать в хозяйстве дети. «Ну и черт с ним. с учхозом этим!— рассердился бы тут какой- нибудь человек, из которого не до конца вытравлен обыватель. — К ому нужна эта обуза? Сказать начальству: не-воз-мож-но — и де­ лу конец». Но ни Кириллов, ни Зюзин, ни большинство других учителей не думали о том, возможно или невоз­ можно. Думали, как все лучше сде­ лать. В учхозе, который строит свою дея­ тельность на основе хозрасчета, все должно учитывать­ ся, планироваться и нормироваться. Ну, учитывать еще почти нечего, план не без труд­ ностей и, как говорится, с по­ мощью добрых людей составили. А вот нормы — это орешек покрепче. Какие надо устанавливать нормы для учеников восьмых и девятых классов, вряд ли кто знал во всей области. Взять в колхозе нормы для взрослых и сделать скидку? Ну, взяли, ну. скинули. А уверенности нет. В том же восьмом классе есть такие ребята, что впору их мужчи­ нами называть, а рядом с ними за партами сидят ровесники — дети, ребятишки Вот и Попробуйте, дайте им одинаковую норму! — Сергей Павлович, пойдемте на натуру, — успокаивающе улыбнул­ ся Зюзин. Кликнули ученика девя­ того класса Сашу Почапаева. кото­ рый занимает пост бригадира учхо­ за. и вышли в поле. У Михаила Илларионовича и у Саши в руках тяпки, рыхлят землю. Сергей Павлович смотрит на часы, определяет время. Вот и с нормами стало ясно. Те­ перь надо, чтобы их выполняли, да не кое-как. И учителя, и комсомольцы. и звеньевые учхоза сразу договори­ лись: бракодельства не допускать, но над душой V ребят не стоять: выполнил человек работу — про­ контролировать. Если что не так, пусть пеняет на себя. Но заведующий учхозом Зюзин потихоньку шепнул Саше Почапаеву: — Пусть кто и обидится, а ты проверяй без стеснения. Сашу просить об этом не нужно. Ковырнет сапогом землю, разроет рукой — ага, неправильно заделал семена? Покрутит пальцем у лба и спросит: — Ты ото от недопонимания или от лени? Черные Сашины брови сойдутся в одну линию, пощады от него не жди. Бракодел вздыхает, кашля­ ет, глотает, будто у него имен­ но в этот момент что-то заст­ ряло в горле — тянет время, чтобы подумать. Михаил Илларионович, тот чуть помягче: — Что же вы. ребята, так неак­ куратно работаете? Ведь не научи­ тесь. а тогда и дома не сумеете правильно что-либо посадить. Стоп, а это что такое? Какой-1™ ученик на участке девятого класса (издали не видно кто) смаху высы­ пает в борозду ведро картошки. Предварительно оглянулся. Значит, понимает, что нехорошо. Ладно, пусть пока так и остается. Ведро картошки—дело не такое уж страш­ ное. Но вот появились всходы. Михаил Илларионович собирает девятиклас­ сников и ведет на участок, где сажали картофель. Как бы случайно подводит ребят к тому самому ряд­ ку. Будто задумавшись, смотрит куда-то вдаль, а сам весь в напря­ жении. -— Ох, братцы, что же это та­ кое?! — раздается за его спиной изумленный возглас. Среди зеленого ковра всходов кар­ тофеля резко чернеет пустой рядок, а на середине его топорщится во все стороны могучий куст. Михаил Илларионович оборачи­ вается и грустно говорит: — Ну, вот: я же говорил, что' землю не обманешь, что она не скро­ ет. а кто-то мне не поверил. — Кто?! — грозным шёпотом опрашивают друг друто мальчишки. Никто не признается. А на следую­ щее утро— рано, в 6 часов—видит Зюзин: нет куста. Разодрал его кто-то, разобрал и рассадил по все­ му рядку. Когда же это он? Ночью. Ага. значит, урок прошел недаром. В разгаре лета — новое хорошень­ кое дело: просо никуда не годится! Оно. правда, и в колхозах было не­ важное. — Сергей Павлович,—останавли­ вает в коридоре школы Кириллова Саша Почапаев.—Как же нам быть с просом? Может, не стоит возиться, скосить его на траву? Сергей Павлович спокойно про­ должает путь и бросает как бы ми­ моходом: — Ты бригадир? Ты и считай. Глаза у Саши обиженно вспыхи­ вают, ..ижняя губа закушена. А впрочем... Прыжком усажи­ вается он на подоконник. Карандаш сюда, бумажку! Так. Цифры, цены, норма— все это у Саши в голове. — Можно*—радостно кричит он.— Можно обрабатывать — овчинка выделки стоит! — Какая?— улыбается подошед­ ший Зюзин. Оба склоняются над расчетом, и старший подтверждает вывод младшего. Теперь, когда опустело 26-гектар­ ное поле учхоза, когда урожай реа­ лизован и учхоз получил 100 тысяч рублей дохода, кажется, что все бы­ ло очень легко. П даже маловерам кажется, которые очень скоро пере­ стали чреать затылки, не выдержа­ ли. плюнули в ладони и стали помо­ гать юным приобретать зрелость. А зрелость приходит в т р у л р . А. ВОЛЬФСОН. Задолго до весны был составлен план проведения полевых работ. Каждый ученик VIII— IX классов ухаживал за растениями две недели в первой половине лета и две неде­ ли убирал урожай во второй поло­ вине лета. Каждому учащемуся были даны задания в соответствии с требованиями программы. Летнюю работу класса возглавлял препода­ ватель основ производства и класс­ ный руководитель или его замести­ тель. Из среды учащихся были вы­ делены бригадир учхоза и звенье­ вые. Рабочий день учащихся строился по такому распорядку: с 7 до 1 2 ' ----------------------------— * ства. Наш небольшой опыт позволяет сказать, что создание учебных хо­ зяйств в средних и даже семилетних I школах— дело очень нужное и полез­ ное. Нас особенно радует, что эта форма организации производствен­ ного обучения и общественно-по­ лезного труда школьников рекомен­ дуется в тезисах ПК КПСС и Сове­ та Министров СССР «Об укрепле­ нии связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы на­ родного образования в стране». С. КИРИЛЛОВ, директор Краснинской средней школы. На этом уроке можно и поспорить друг с другом, лишь бы из твоих рук вышла настоящая вещь. Идет урок домоводства. В центре — преподаватель М. Н, Шляхова. Фото И. Нарциссова.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz