Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
16 ноября 195 8 г.5 >8 269 (13287 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ~ ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Т е з и с ы Ц К К П С С и С о в е т а М и п и с т р о в С С С Р (Окончание. Начало на 1-й н 2-й стр.). Нужно улучшить качество и .увеличить выпуск учебников н наглядных пособий, расширить производство учебно-техни ческих и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в профессионально-техническом образовании ра- дио и телевидение. 31. Госплану СССР. Главному управлению трудовых ре зервов при Совете Министров СССР, Советам Министров со юзных республик и министерствам _просвещения необходимо разрабатывать перспективные планы профессионального обу чения и трудоустройства подростков, оканчивающих 8-летнюю общеобразовательную школу, среднюю школу с производствен ным обучением и профессионально-технические училища, имея в виду установление на предприятиях брони приема молоде жи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопасности. 32'. Наряду с развитием профессионально-технических учи лищ должна быть улучшена подготовка новых кадров рабочих путем индивидуально-бригадного ученичества и через систему краткосрочных курсов на предприятиях. Производственное обу чение здесь надо проводить на основе единых по каждой про фессии учебных планов и программ, которые конкретизируют ся на местах применительно к особенностям предприятия. Тео ретическое обучение яри необходимости проводить в ближай шем профессионально-техническом училище. О среднем специальном образовании 33. Важное место в промышленном и сельскохозяйствен ном производстве, а также в учреждениях культуры, просве щения и здравоохранения принадлежит работникам со сред ним специальным образованием. Роль техников как организа торов производства является одной из решающих. Именно они, техники, непосредственно организуют производство, поэтому особое внимание должно быть уделено подготовке Этих кадров. Интересы современного производства, базирующегося на но- ‘V- вейших достижениях науки и техники, требуют от выпускни ков средних специальных учебных заведений хорошего зна ния практики, а также высокого уровня теоретической под готовки. Однако качество обучения в этих учебных заведени ях еще не отвечает требованиям жизни. Учащиеся технику мов, специальных училищ и школ мало участвуют в произ водительном труде, не получают достаточных производствен ных навыков для практической работы. Необходимо усовер шенствовать систему среднего специального образования. 34. Система среднего специального образования должна строиться на базе как восьнилетией политехнической школы, так и полного среднего образования. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях следует теснее связать с общественно полезным трудом. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и других организациях продолжи тельность отдельных периодов обучения с отрывом и без от- - рыва от производства может быть различной. Обучение в средних специальных учебных заведениях должно обеспечить, наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся, получе ние ими необходимых знаний по специальности трудовых на выков и определенной профессии с присвоением разряда по одной из рабочих квалификаций соответствующей специально сти. Надо повысить качество преподавания в средних специ альных учебных заведениях, улучшить состав преподапагелей и . систематически повышать их квалификацию. 35. Необходимо приблизить средние специальные учебные заведения к производству и развивать их с учетом потребно сти в кадрах экономических районов, отдавая предпочтение вечернему и заочному образованию. Совнархозам, министерст вам и ведомствам надо более широко практиковать коопери рование в подготовке специалистов со средним образованием, а союзным республикам — лучше изучать потребность в та ких кадрах и планировать их подготовку. Следует' рекомендовать организацию при техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию сила ми учащихся. Сельскохозяйственные техникумы должны организовываться на базе крупных хозяйств, причем все основные работы обя заны выполн#-ь сами учащиеся. На вечернее и заочное обучение следует принимать преи мущественно лиц, работающих по профессиям, родственным из бираемой специальности. Заочное обучение целесообразно ор ганизовать при стационарных техникумах, имеющих квали фицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. О высшей школе 36. Двадцатый съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил перед высшей школой как главную задачу дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов на основе тесной связи обучения с практикой, с производством. Новые задачи коммунистического строительства требуют устра нения существенных недостатков, имеющихся в работе выс шей школы. В настоящее время многие молодые люди по окончании вуза плохо знают практику дела, недостаточно подготовлены1к самостоятельному решению вопросов совре менного производства. Проходит немало времени, прежде чем такой специалист найдет свое место в рабочем коллективе. Высшая школа должна быть приближена к жизни, к произ водству и по-настоящему связана с ним. В то же время не обходимо повысить и теоретический уровень подготовки спе циалистов в соответствии с новейшими достижениями науки. В современных условиях строительства коммунизма высшая школа призвана готовить разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие области науки и техники, активных и сознательных строителей коммунизма. Особое'вни мание надо уделить дальнейшему повышению качества подго товки специалистов промышленности и сельского хозяйства. Перестройка системы высшего образования, направленная на обеспечение лучшей практической и теоретической подго товки специалистов, должна содействовать значительному улучшению изучения общественных наук, коммунистическому воспитанию молодежи, а также активному участию всех пре подавателей в воспитании студенчества. Учитывая, что около половины всех научных кадров стра ны сосредоточено в высших учебных заведениях, необходимо значительно поднять роль вузов в научно-исследовательской работе, привлечь к активному участию в ней всех преподава телей. В высшие учебные заведения нужно в первую очередь при нимать молодежь, имеющую стаж практической работы. Соз дать лучшие условия молодым рабочим и колхозникам для под готовки к поступлению в вузы. Конкретные формы соединения обучения в высшей школе с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а также от ряда нацио нальных и местных особенностей. 37. В развитии нашей высшей школы надо идти прежде все го по линии вечернего и заочного образования. Обучение в си- стеме вечернего и заочного высшего образования необходимо всемерно расширять и поднять на новый качественный уро вень. Нужно совершенствовать и укреплять сеть заочных и вечерних вузов, поставить дело так, чтобы вечернее и заоч ное образование строилось также на базе дневных вузов, име ющих квалифицированный профессорско-преподавательский состав и достаточные материально-технические условия. Учебно-консультационные пункты и филиалы высших учеб ных заведений целесообразно перевести на крупные промыш ленные и сельскохозяйственные предприятия, что позволит хозяйственным, партийным, профессиональным и комсомоль ским организациям осуществлять контроль и помощь в учеб ной работе студентов. Вечерние и заочные вузы, факультеты, отделения и учебно-консультационные пункты нужно укомп лектовать наиболее квалифицированными профессорско-пре подавательскими кадрами и в таком количестве, которое обес печило бы нормальные занятия в этой системе. В процессе дальнейшего развития науки и техники возни кает необходимость получения специалистами, имеющими высшее образование, новых знаний. В этой связи высшая школа должна без отрыва от производства обеспечивать по вышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения. Надо улучшить обеспечение студентов-заочников учебника ми, учебными пособиями, печатными лекциями и другой лите ратурой, создав для этих целей необходимую полиграфиче скую п издательскую базу. Книготоргующие организации обя заны установить такой порядок, при котором студент мог бы всегда приобрести нужную учебную литературу. Сдача экза менов и зачетов студентами, обучающимися без отрыва от про изводства, должна быть организована в различные сроки в те чение всего года. Следует рекомендовать колхозам предоставлять успешно вы полняющим учебный план студентам-заочникам, являющимся членами колхозов, льготы, которыми пользуются заочники, работающие на промышленных предприятиях. Заочная система высшего образования должна развиваться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в об- ществе, в срободное -от работы время имели при желании воз можность получить высшее образование или повысить свою квалификацию, изучать искусство, живопись, музыку, гума нитарные науки и т. д. 38. При подготовке инж енерных к адров формы сочетания обучения с работой на производстве могут быть различны. В большинстве технических вузов наиболее целесообразно соче тание обучения с работой на производстве по системе вечер него или заочного образования на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 2— 3 года проводить обучение с отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую ра боту в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в лабораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего образования, большое вни мание нужно уделить подготовке инженерных кадров для от раслей новой техники, для дальнейшего разлития научной и проектно-конструкторской работы. В связи с бурным развити ем науки и техники возникает острая потребность в специа листах нового типа, сочетающих инженерные знания с глу бокой теоретической подготовкой. В ближайшие годы широкое развитие должна получить под готовка инженеров по использованию атомной энергии в мир ных целях, автоматике и телемеханике, электронике, электро машиностроению и приборостроению, радиотехнике и связи, химической технологии. Высшая школа обязана готовить ин женеров, способных не только полностью использовать совре менную технику, но и создавать технику будущего. Наши инженеры наряду с высокой технической подготовкой должны обладать хорошими знаниями в области экономики и организации производства. Производственный труд студентов необходимо организовать так. чтобы он способствовал лучшему овладению их буду щей специальностью. На предприятиях нужно установить та кой порядок, который давал бы студентам возможность после- до>вательно изучить технологический процесс производства. В период обучения без отрыва от работы студенты овладевают дисциплинами, наиболее доступными для самостоятельного изучения. При зачислении в вуз лиц, имеющих достаточный производ ственный стаж по избранной специальности, возможно органи зовывать для них обучение с отрывом от производства. Выс шие учебные заведения, готовящие инженерные кадры для отраслей народного хозяйства с сезонным характером произ водства, должны иметь такую форму организации учебного процесса, при которой осуществлялось бы чередование заня тий в институте с работой на производстве по сезонному прин ципу. Хорошей формой соединения обучения с производительным трудом являются заводы-втузы -при крупных предприятиях. Заводы-втузы можно организовать, в частности, на базе су ществующих заводских филиалов крупных стационарных ву зов. Возможна также организация при вузах промышленных предприятий и цехов, выпускающих продукцию силами студентов. 39. В сельск охозяйственных вузах сочетание обучения с производительным трудом необходимо строить с учетом сезон ности производства. Обучение должно приводиться в инсти тутах, организованных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые учебные хозяйства, хорошие лаборатории, а также все условия для практической работы. Студенты са ми должны ухалсивать за- животными, ремонтировать машины, управлять ими, сеять, выращивать и убирать урожай. Все специалисты сельского хозяйства должны быть хорошо под готовлены в области экономики и организации социалистиче ского сельскохозяйственного производства. Необходима изве стная направленность подготовки специалистов сельского хо зяйства применительно к отдельным зонам страны. Сельскохозяйственные вузы призваны стать научными цент рами и оказывать помощь колхозам и совхозам в повышении урожайности, продуктивности животноводства, механизации, организации сельскохозяйственного производства, постановке опытнической работы. Следует более широко практиковать объединение научно-исследовательских институтов и опытных _ станций с сельскохозяйственными вузами. Вузы должны про водить широкие мероприятия по повышению квалификации специалистов сельского хозяйства через факультеты усовер шенствования и другие формы повышения квалификации. 40. Интересы советской науки, техники и культуры тре буют дальнейшего развития университетск ого образования. Университеты готовят специалистов для научно-исследова тельских учреждений и учителей для средних школ. При подготовке в университетах математиков, физиков, биологов, филологов, специалистов по механике, химии и некоторым другим разделам науки необходимо усилить прак тическую подготовку студентов путем более продолжительной их работы в заводских лабораториях, конструкторских бюро, опытных сельскохозяйственных -станциях и других научно- исследовательских учреждениях. Для лиц, которые по окон чании университетов пойдут па работу в школу, нужно улучшить постановку методической подготовки и педагоги ческой практики, привлекая для этого лучших педагогов средней школы. В ближайшие годы следует значительно увеличить в уни верситетах подготовку математиков, особенно по вычисли тельной математике; биологов и прежде всего биофизиков, биохимиков, физиологов; генетиков; физиков, в частности, по ядерной физике и радиофизике; химиков в области химиче ского катализа и высокополимерных веществ. В универси тетах нужно создавать счетно-вычислительные лаборатории, оснащенные электронными машинами, пополнить ядерные лаборатории современными ускорителями, организовать ра диохимические и радиобиологические лаборатории и т. д. В процессе совершенствования университетского образо вания должно быть всемерно усилено внимание к гумани тарным наукам, значение которых непрерывно возрастает. Ври подготовке экономистов, юристов, историков, филосо фов и некоторых других специалистов по гуманитарным нау кам следует ввести систему обучения, при которой студенты, не имеющие 'производственного стажа, первые 1— 2 года учатся без отрыва от работы в народном хозяйстве. 41. Перестройка системы среднего образования требует коренного улучшения подготовки учительских кадров в пе дагогическ их институтах и университетах. Эти высшие учебные заведения должны выпускать таких учителей для средней школы, которые глубоко знают науку в области своей специальности, обладают достаточными педагогически ми навыками, хорошо знают жизнь, могут воспитывать уча щихся в духе беспредельной преданности делу коммунизма. Подготовку учителей для начальной школы нужно проводить на специальных факультетах педагогических институтов, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образова нием. Необходимо организовать подготовку учителей по специ альным дисциплинам (по агрономии, животноводству, по технике и т. д.) как в педагогических институтах, так и в специализированных высших учебных заведениях, в зависи мости от конкретных условий. Следует направить в 1959— 1965 гг. определенное количество квалифицированных ин женеров и агрономов на преподавательскую работу в школы, профессионально-технические училища и техникумы, предо ставив им соответствующие условия для подготовки к педа гогической деятельности. Существующую систему обучения в педагогических институтах дополнить более широкой- про изводственной и педагогической практикой. В педагогических институтах нужно повышать научно-тео ретический уровень преподавания, всемерно развивать науч но-исследовательскую работу, создавать научные лаборато рии, усиливая связь институтов со школой, с производст венными и научными организациями. 42. Серьезного внимания заслуживает повышение каче ства подготовки врачей с высшим образованием. Труд врача предъявляет к человеку, избравшему эту профессию, ряд высоких специфических требований. Каждый молодой чело век ужо до поступления в медицинский вуз должен проявить интерес к профессии врача и иметь некоторые практиче ские навыки работы в лечебных учреждениях* Поэтому в медицинск ие институ ты следует отбирать главным образом молодежь, практически поработавшую в качестве младшего обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профи лактических учреждениях. Обучение студентов должно сопровождаться непрерывной практикой в лечебно-профилактических и санитарно-гигиени ческих учреждениях. Для лиц, имеющих среднее медицинское образование и 2-летний стаж работы по специальности, обу чение на первых двух курсах может быть организовано без отрыва от работы, В целях повышения качества подготовки врачей необходимо улучшить постайовку научной работы в медицинских вузах по важнейшим направлениям медицинской науки. 43. Перестройка системы народного образования позволит осуществить единственно правильный метод комплектования вузов по принципу отбора наиболее трудолюбивых, подготов ленных и способных людей. В высшие учебные заведения нужно принимать молодежь по конкурсу, предоставляя преи мущества лицам, имеющим стаж практической работы. При конкурсном отборе следует учитывать не только общий ре зультат экзаменов, но в первую очередь оценки по предме там, отвечающим профилю будущей специальности, рекомен дации общественных организаций с тем, чтобы отобрать дей ствительно лучших людей, которые смогут в короткий срок с успехом применять на производстве полученные ими зна ния. Для более объективного отбора молодежи в вузы целе сообразно в ряде случаев проводить письменные экзамены под девизом. , Руководители высших учебных заведений, партийные, проф союзные и комсомольские организации должны на заводах, в колхозах, в совхозах проводить активную работу, обеспечи вающую увеличение приема в вузы рабочих и колхозников. При комплектовании высших учебных заведений необходимо учитывать склонность и любовь к избираемой специальности, а также специфические особенности мужского и женского труда. 44. Одним из решающих условий повышения как практи ческой, так и теоретической подготовки молодых специали стов является улучшение состава научно-педагогических кад ров высших учебных заведений. Нужно создать условия для подготовки из способной, имеющей опыт практической работы молодежи с высшим образованием высококвалифицированных научно-педагогических работников, которые в состоянии обес печить дальнейшее развитие науки, техники и культуры. К преподавательской работе в высших учебных заведениях следует широко привлекать наиболее квалифицированных ин женерно-технических работников предприятий, строек, кон структорских бюро я научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей, способных вести преподавание с использо ванием передовых методов производства и современных дости жений науки и техники. Надо разработать условия совмеще ния этими кадрами преподавательской деятельности с основ ной работой на производстве, а также порядок их оплаты в вузах. Долг каждого преподавателя высшей школы — постоянно повышать свою научную квалификацию, активно участвовать в научно-исследовательской работе и в оказания научной по мощи производству. Целесообразно установить такой порядок, при котором пре подаватели высших учебных заведений по ряду специально стей периодически направлялись бы на практическую работу в соответствующие отрасли народного хозяйства на определен ный срок в зависимости от характера их научно-педагоги ческой деятельности. Следует улучшить существующий порядок аттестации на учно-педагогических кадров, обеспечив повышение требований к научным работам и присуждение ученой степени только тем, кто своим творческим трудом вносит определенный вклад в науку и практику, Профессора и преподаватели вузов должны в основном из- бираться по конкурсной системе, которую необходимо суще ственно усовершенствовать; в вузы надо отбирать людей, наи более способных в научно-педагогическом отношении. 45. Роль высших учебных заведений в развитии науки, тех ники и культуры непрерывно возрастает. В вузах надо про водить научные исследования, имеющие высокий теоретичен ский уровень и важное значение для развития народного хо- зяйства, науки и культуры. Профессора и преподаватели долж ны быть теснее связаны с производством, участвовать в раз работке важнейших проблем технического прогресса, более активно внедрять новейшие достижения науки и техники в производство, систематически обобщать и пропагандировать передовой опыт предприятий, проводить более глубокие ис следования по общественным наукам. Приближение руководства промышленностью и строитель ством к предприятиям помогает вузам решать наиболее важ- ные научно-исследовательские проблемы. Совнархозы и орга ны управления сельским хозяйством должны оказывать по- мощь вузам в реализации результатов научных исследований, в постановке производственных опытов. Следует признать целесообразным объединение некоторых научно-исследсвательских институтов с соответствующими им по профилю высшими учебными заведениями. Необходимо на ладить координацию в научной работе между высшими учеб ными заведениями. Академией наук СССР и академиями наук союзных республик, с отраслевыми академиями, научно-ис следовательскими институтами и крупными заводскими лабо раториями. 46. Велико воспитательное значение высшей школы. Из вузов должны выходить люди, хорошо овладевшие своей спе циальностью, активные и страстные поборники ленинских идей и политики Коммунистической партии, смелые и жизне радостные, глубоко убежденные в победе нашего дела. В воспитании этих качеств большую роль играет изучение общественных наук. Знание основ марксизма-ленинизма необ ходимо для специалистов всех отраслей. Надо изучать Ленина и уметь применять его огромное теоретическое наследие в жизни, строить жизнь по-коммунистически. Преподавание марксизма-ленинизма должно носить творческий, наступатель ный, боевой характер. Наде воспитывать нашу молодежь в ду хе непримиримости к буржуазной идеологии и любым проявле ниям ревизионизма.. Преподавание общественных наук необхо димо вести в неразрывной связи с изучением естественных . наук, способствовать выработке у студентов научного метода познания. Высокие требования, предъявляемые к пре подаванию марксистско-ленинской тбории в вузах, обязывают каждого преподавателя непрерывно и настойчиво углублять свои знания и тесно связывать свою работу с практикой, с за дачами сегодняшнего дня. Воспитание молодежи в вузах — дело всех профессоров и преподавателей, партийных, профсоюзных, комсомольских ор ганизаций. Их долг — воспитывать у студентов марксистско- ленинское мировоззрение, любовь к труду, коммунистическую мораль, навыки общественной деятельности. Высшая школа должна вырабатывать у студентов ответст венное отношение к учению, творческий подход к овладению науками, самостоятельность в работе. Необходимо устранить перегрузку обязательными занятиями, широко привлекать студентов старших курсов к научно-исследовательской ра боте. 47. ' Необходимо провести большую работу по упорядочению сети высших учебных заведений в стране, имея в виду при близить вузы к производству. Нужно увеличить число вузов в новых промышленных центрах, особенно в районах Сибири, Дальнего Востока и в республиках Средней Азии. Устранить неоправданную концентрацию высших учебных заведений в Москве, Ленинграде. Киеве и некоторых других городах. 48. Перестройка системы высшего образования в направле нии сочетания обучения с работой на производстве должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы ко личество выпускаемых ежегодно специалистов, нужных для народного хозяйства, науки и культуры, повышалось. Пере стройку работы значительной части высших учебных заведе ний целесообразно осуществить постепенно в течение 3—5 лет, качав ее с 1959 года. Руководители совнархозов, пред приятий, научно-исследовательских и других организаций должны предоставлять вузам штатные, оплачиваемые рабочие и технические должности для замещения их студентами, ор ганизовывать производственное обучение студентов, предо ставлять им жилье, обеспечивать спецодеждой и т. п. Все мероприятия по перестройке высшей школы призваны способствовать еще лучшему выполнению вузами страны стоя щих перед ними важных государственных задач, * * * Перестройка средней и высшей школы затрагивает интересы миллионов людей, всего советского народа. Правильное реше ние этой задачи будет иметь огромное значение для дальней шего материального и духовного развития советского общест ва. особенно в свете тех великих планов, которые обсудит и примет XXI съезд КПСС. Приближение школы к жизни создаст действительно необходимые условия для лучшего воспитания подрастающего поколения, которое будет жить и трудиться при коммунизме. В нашей стране нет ни одной семьи, которая бы горячо не интересовалась вопросами перестройки школы. Поэтому Цент ральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым поставить настоящие тезисы на всенародное об суждение. Эм даст возможность при окончательном определе нии конкретных путей перестройки системы народного образо вания полнее использовать практику передовых школ и вузов, уже добившихся известных успехов в трудовом воспитании молодежи, и предложения широких кругов советской общест венности. При эром, разумеется, должны быть учтены нацио нальные особенности каждой союзной республики. Намеченная перестройка повысит роль школы в образова нии-и воспитании молодежи, намного поднимет ее общеобразо вательный уровень и деловую квалификацию, лучше обеспе чит подготовку высококвалифицированных кадров для всех I отраслей народного хозяйства, науки и культуры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Со ветского Союза, твердой поступью идущего по пути построе- ■ кия коммунизма.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz