Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

16 ноября 195 8 г.5 >8 269 (13287 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 ~ ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Т е з и с ы Ц К К П С С и С о в е т а М и п и с т р о в С С С Р (Окончание. Начало на 1-й н 2-й стр.). Нужно улучшить качество и .увеличить выпуск учебников н наглядных пособий, расширить производство учебно-техни­ ческих и научно-популярных кинофильмов, а также широко использовать в профессионально-техническом образовании ра- дио и телевидение. 31. Госплану СССР. Главному управлению трудовых ре­ зервов при Совете Министров СССР, Советам Министров со­ юзных республик и министерствам _просвещения необходимо разрабатывать перспективные планы профессионального обу­ чения и трудоустройства подростков, оканчивающих 8-летнюю общеобразовательную школу, среднюю школу с производствен­ ным обучением и профессионально-технические училища, имея в виду установление на предприятиях брони приема молоде­ жи на работу и строгое соблюдение охраны труда и техники безопасности. 32'. Наряду с развитием профессионально-технических учи­ лищ должна быть улучшена подготовка новых кадров рабочих путем индивидуально-бригадного ученичества и через систему краткосрочных курсов на предприятиях. Производственное обу­ чение здесь надо проводить на основе единых по каждой про­ фессии учебных планов и программ, которые конкретизируют­ ся на местах применительно к особенностям предприятия. Тео­ ретическое обучение яри необходимости проводить в ближай­ шем профессионально-техническом училище. О среднем специальном образовании 33. Важное место в промышленном и сельскохозяйствен­ ном производстве, а также в учреждениях культуры, просве­ щения и здравоохранения принадлежит работникам со сред­ ним специальным образованием. Роль техников как организа­ торов производства является одной из решающих. Именно они, техники, непосредственно организуют производство, поэтому особое внимание должно быть уделено подготовке Этих кадров. Интересы современного производства, базирующегося на но- ‘V- вейших достижениях науки и техники, требуют от выпускни­ ков средних специальных учебных заведений хорошего зна­ ния практики, а также высокого уровня теоретической под­ готовки. Однако качество обучения в этих учебных заведени­ ях еще не отвечает требованиям жизни. Учащиеся технику­ мов, специальных училищ и школ мало участвуют в произ­ водительном труде, не получают достаточных производствен­ ных навыков для практической работы. Необходимо усовер­ шенствовать систему среднего специального образования. 34. Система среднего специального образования должна строиться на базе как восьнилетией политехнической школы, так и полного среднего образования. Подготовку специалистов в средних специальных учебных заведениях следует теснее связать с общественно полезным трудом. В зависимости от отрасли народного хозяйства, для которой готовятся специалисты, а также условий труда на предприятиях, стройках и других организациях продолжи­ тельность отдельных периодов обучения с отрывом и без от- - рыва от производства может быть различной. Обучение в средних специальных учебных заведениях должно обеспечить, наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся, получе­ ние ими необходимых знаний по специальности трудовых на­ выков и определенной профессии с присвоением разряда по одной из рабочих квалификаций соответствующей специально­ сти. Надо повысить качество преподавания в средних специ­ альных учебных заведениях, улучшить состав преподапагелей и . систематически повышать их квалификацию. 35. Необходимо приблизить средние специальные учебные заведения к производству и развивать их с учетом потребно­ сти в кадрах экономических районов, отдавая предпочтение вечернему и заочному образованию. Совнархозам, министерст­ вам и ведомствам надо более широко практиковать коопери­ рование в подготовке специалистов со средним образованием, а союзным республикам — лучше изучать потребность в та­ ких кадрах и планировать их подготовку. Следует' рекомендовать организацию при техникумах цехов и мастерских, выпускающих промышленную продукцию сила­ ми учащихся. Сельскохозяйственные техникумы должны организовываться на базе крупных хозяйств, причем все основные работы обя­ заны выполн#-ь сами учащиеся. На вечернее и заочное обучение следует принимать преи­ мущественно лиц, работающих по профессиям, родственным из­ бираемой специальности. Заочное обучение целесообразно ор­ ганизовать при стационарных техникумах, имеющих квали­ фицированные кадры преподавателей и соответствующую учебно-материальную базу. О высшей школе 36. Двадцатый съезд Коммунистической партии Советского Союза поставил перед высшей школой как главную задачу дальнейшее улучшение качества подготовки специалистов на основе тесной связи обучения с практикой, с производством. Новые задачи коммунистического строительства требуют устра­ нения существенных недостатков, имеющихся в работе выс­ шей школы. В настоящее время многие молодые люди по окончании вуза плохо знают практику дела, недостаточно подготовлены1к самостоятельному решению вопросов совре­ менного производства. Проходит немало времени, прежде чем такой специалист найдет свое место в рабочем коллективе. Высшая школа должна быть приближена к жизни, к произ­ водству и по-настоящему связана с ним. В то же время не­ обходимо повысить и теоретический уровень подготовки спе­ циалистов в соответствии с новейшими достижениями науки. В современных условиях строительства коммунизма высшая школа призвана готовить разносторонне образованных людей, глубоко знающих соответствующие области науки и техники, активных и сознательных строителей коммунизма. Особое'вни­ мание надо уделить дальнейшему повышению качества подго­ товки специалистов промышленности и сельского хозяйства. Перестройка системы высшего образования, направленная на обеспечение лучшей практической и теоретической подго­ товки специалистов, должна содействовать значительному улучшению изучения общественных наук, коммунистическому воспитанию молодежи, а также активному участию всех пре­ подавателей в воспитании студенчества. Учитывая, что около половины всех научных кадров стра­ ны сосредоточено в высших учебных заведениях, необходимо значительно поднять роль вузов в научно-исследовательской работе, привлечь к активному участию в ней всех преподава­ телей. В высшие учебные заведения нужно в первую очередь при­ нимать молодежь, имеющую стаж практической работы. Соз­ дать лучшие условия молодым рабочим и колхозникам для под­ готовки к поступлению в вузы. Конкретные формы соединения обучения в высшей школе с практикой, с трудом должны определяться в зависимости от профиля вуза, от состава студентов, а также от ряда нацио­ нальных и местных особенностей. 37. В развитии нашей высшей школы надо идти прежде все­ го по линии вечернего и заочного образования. Обучение в си- стеме вечернего и заочного высшего образования необходимо всемерно расширять и поднять на новый качественный уро­ вень. Нужно совершенствовать и укреплять сеть заочных и вечерних вузов, поставить дело так, чтобы вечернее и заоч­ ное образование строилось также на базе дневных вузов, име­ ющих квалифицированный профессорско-преподавательский состав и достаточные материально-технические условия. Учебно-консультационные пункты и филиалы высших учеб­ ных заведений целесообразно перевести на крупные промыш­ ленные и сельскохозяйственные предприятия, что позволит хозяйственным, партийным, профессиональным и комсомоль­ ским организациям осуществлять контроль и помощь в учеб­ ной работе студентов. Вечерние и заочные вузы, факультеты, отделения и учебно-консультационные пункты нужно укомп­ лектовать наиболее квалифицированными профессорско-пре­ подавательскими кадрами и в таком количестве, которое обес­ печило бы нормальные занятия в этой системе. В процессе дальнейшего развития науки и техники возни­ кает необходимость получения специалистами, имеющими высшее образование, новых знаний. В этой связи высшая школа должна без отрыва от производства обеспечивать по­ вышение квалификации специалистов, занятых в различных отраслях народного хозяйства, культуры и просвещения. Надо улучшить обеспечение студентов-заочников учебника­ ми, учебными пособиями, печатными лекциями и другой лите­ ратурой, создав для этих целей необходимую полиграфиче­ скую п издательскую базу. Книготоргующие организации обя­ заны установить такой порядок, при котором студент мог бы всегда приобрести нужную учебную литературу. Сдача экза­ менов и зачетов студентами, обучающимися без отрыва от про­ изводства, должна быть организована в различные сроки в те­ чение всего года. Следует рекомендовать колхозам предоставлять успешно вы­ полняющим учебный план студентам-заочникам, являющимся членами колхозов, льготы, которыми пользуются заочники, работающие на промышленных предприятиях. Заочная система высшего образования должна развиваться таким образом, чтобы люди, занимаясь полезным трудом в об- ществе, в срободное -от работы время имели при желании воз­ можность получить высшее образование или повысить свою квалификацию, изучать искусство, живопись, музыку, гума­ нитарные науки и т. д. 38. При подготовке инж енерных к адров формы сочетания обучения с работой на производстве могут быть различны. В большинстве технических вузов наиболее целесообразно соче­ тание обучения с работой на производстве по системе вечер­ него или заочного образования на первых двух курсах. Для ряда специальностей, где студенты вначале изучают цикл сложных теоретических дисциплин, а также проходят большую лабораторную практику, целесообразно первые 2— 3 года проводить обучение с отрывом от производства. После этого для студентов следует предусмотреть практическую ра­ боту в течение года на штатных должностях непосредственно на производстве, в лабораториях и конструкторских бюро. Совершенствуя систему высшего образования, большое вни­ мание нужно уделить подготовке инженерных кадров для от­ раслей новой техники, для дальнейшего разлития научной и проектно-конструкторской работы. В связи с бурным развити­ ем науки и техники возникает острая потребность в специа­ листах нового типа, сочетающих инженерные знания с глу­ бокой теоретической подготовкой. В ближайшие годы широкое развитие должна получить под­ готовка инженеров по использованию атомной энергии в мир­ ных целях, автоматике и телемеханике, электронике, электро­ машиностроению и приборостроению, радиотехнике и связи, химической технологии. Высшая школа обязана готовить ин­ женеров, способных не только полностью использовать совре­ менную технику, но и создавать технику будущего. Наши инженеры наряду с высокой технической подготовкой должны обладать хорошими знаниями в области экономики и организации производства. Производственный труд студентов необходимо организовать так. чтобы он способствовал лучшему овладению их буду­ щей специальностью. На предприятиях нужно установить та­ кой порядок, который давал бы студентам возможность после- до>вательно изучить технологический процесс производства. В период обучения без отрыва от работы студенты овладевают дисциплинами, наиболее доступными для самостоятельного изучения. При зачислении в вуз лиц, имеющих достаточный производ­ ственный стаж по избранной специальности, возможно органи­ зовывать для них обучение с отрывом от производства. Выс­ шие учебные заведения, готовящие инженерные кадры для отраслей народного хозяйства с сезонным характером произ­ водства, должны иметь такую форму организации учебного процесса, при которой осуществлялось бы чередование заня­ тий в институте с работой на производстве по сезонному прин­ ципу. Хорошей формой соединения обучения с производительным трудом являются заводы-втузы -при крупных предприятиях. Заводы-втузы можно организовать, в частности, на базе су­ ществующих заводских филиалов крупных стационарных ву­ зов. Возможна также организация при вузах промышленных предприятий и цехов, выпускающих продукцию силами студентов. 39. В сельск охозяйственных вузах сочетание обучения с производительным трудом необходимо строить с учетом сезон­ ности производства. Обучение должно приводиться в инсти­ тутах, организованных на базе крупных совхозов и имеющих мощные образцовые учебные хозяйства, хорошие лаборатории, а также все условия для практической работы. Студенты са­ ми должны ухалсивать за- животными, ремонтировать машины, управлять ими, сеять, выращивать и убирать урожай. Все специалисты сельского хозяйства должны быть хорошо под­ готовлены в области экономики и организации социалистиче­ ского сельскохозяйственного производства. Необходима изве­ стная направленность подготовки специалистов сельского хо­ зяйства применительно к отдельным зонам страны. Сельскохозяйственные вузы призваны стать научными цент­ рами и оказывать помощь колхозам и совхозам в повышении урожайности, продуктивности животноводства, механизации, организации сельскохозяйственного производства, постановке опытнической работы. Следует более широко практиковать объединение научно-исследовательских институтов и опытных _ станций с сельскохозяйственными вузами. Вузы должны про­ водить широкие мероприятия по повышению квалификации специалистов сельского хозяйства через факультеты усовер­ шенствования и другие формы повышения квалификации. 40. Интересы советской науки, техники и культуры тре­ буют дальнейшего развития университетск ого образования. Университеты готовят специалистов для научно-исследова­ тельских учреждений и учителей для средних школ. При подготовке в университетах математиков, физиков, биологов, филологов, специалистов по механике, химии и некоторым другим разделам науки необходимо усилить прак­ тическую подготовку студентов путем более продолжительной их работы в заводских лабораториях, конструкторских бюро, опытных сельскохозяйственных -станциях и других научно- исследовательских учреждениях. Для лиц, которые по окон­ чании университетов пойдут па работу в школу, нужно улучшить постановку методической подготовки и педагоги­ ческой практики, привлекая для этого лучших педагогов средней школы. В ближайшие годы следует значительно увеличить в уни­ верситетах подготовку математиков, особенно по вычисли­ тельной математике; биологов и прежде всего биофизиков, биохимиков, физиологов; генетиков; физиков, в частности, по ядерной физике и радиофизике; химиков в области химиче­ ского катализа и высокополимерных веществ. В универси­ тетах нужно создавать счетно-вычислительные лаборатории, оснащенные электронными машинами, пополнить ядерные лаборатории современными ускорителями, организовать ра­ диохимические и радиобиологические лаборатории и т. д. В процессе совершенствования университетского образо­ вания должно быть всемерно усилено внимание к гумани­ тарным наукам, значение которых непрерывно возрастает. Ври подготовке экономистов, юристов, историков, филосо­ фов и некоторых других специалистов по гуманитарным нау­ кам следует ввести систему обучения, при которой студенты, не имеющие 'производственного стажа, первые 1— 2 года учатся без отрыва от работы в народном хозяйстве. 41. Перестройка системы среднего образования требует коренного улучшения подготовки учительских кадров в пе­ дагогическ их институтах и университетах. Эти высшие учебные заведения должны выпускать таких учителей для средней школы, которые глубоко знают науку в области своей специальности, обладают достаточными педагогически­ ми навыками, хорошо знают жизнь, могут воспитывать уча­ щихся в духе беспредельной преданности делу коммунизма. Подготовку учителей для начальной школы нужно проводить на специальных факультетах педагогических институтов, имея в виду в дальнейшем полностью завершить переход на комплектование всех школ учителями с высшим образова­ нием. Необходимо организовать подготовку учителей по специ­ альным дисциплинам (по агрономии, животноводству, по технике и т. д.) как в педагогических институтах, так и в специализированных высших учебных заведениях, в зависи­ мости от конкретных условий. Следует направить в 1959— 1965 гг. определенное количество квалифицированных ин­ женеров и агрономов на преподавательскую работу в школы, профессионально-технические училища и техникумы, предо­ ставив им соответствующие условия для подготовки к педа­ гогической деятельности. Существующую систему обучения в педагогических институтах дополнить более широкой- про­ изводственной и педагогической практикой. В педагогических институтах нужно повышать научно-тео­ ретический уровень преподавания, всемерно развивать науч­ но-исследовательскую работу, создавать научные лаборато­ рии, усиливая связь институтов со школой, с производст­ венными и научными организациями. 42. Серьезного внимания заслуживает повышение каче­ ства подготовки врачей с высшим образованием. Труд врача предъявляет к человеку, избравшему эту профессию, ряд высоких специфических требований. Каждый молодой чело­ век ужо до поступления в медицинский вуз должен проявить интерес к профессии врача и иметь некоторые практиче­ ские навыки работы в лечебных учреждениях* Поэтому в медицинск ие институ ты следует отбирать главным образом молодежь, практически поработавшую в качестве младшего обслуживающего персонала в медицинских и лечебно-профи­ лактических учреждениях. Обучение студентов должно сопровождаться непрерывной практикой в лечебно-профилактических и санитарно-гигиени­ ческих учреждениях. Для лиц, имеющих среднее медицинское образование и 2-летний стаж работы по специальности, обу­ чение на первых двух курсах может быть организовано без отрыва от работы, В целях повышения качества подготовки врачей необходимо улучшить постайовку научной работы в медицинских вузах по важнейшим направлениям медицинской науки. 43. Перестройка системы народного образования позволит осуществить единственно правильный метод комплектования вузов по принципу отбора наиболее трудолюбивых, подготов­ ленных и способных людей. В высшие учебные заведения нужно принимать молодежь по конкурсу, предоставляя преи­ мущества лицам, имеющим стаж практической работы. При конкурсном отборе следует учитывать не только общий ре­ зультат экзаменов, но в первую очередь оценки по предме­ там, отвечающим профилю будущей специальности, рекомен­ дации общественных организаций с тем, чтобы отобрать дей­ ствительно лучших людей, которые смогут в короткий срок с успехом применять на производстве полученные ими зна­ ния. Для более объективного отбора молодежи в вузы целе­ сообразно в ряде случаев проводить письменные экзамены под девизом. , Руководители высших учебных заведений, партийные, проф­ союзные и комсомольские организации должны на заводах, в колхозах, в совхозах проводить активную работу, обеспечи­ вающую увеличение приема в вузы рабочих и колхозников. При комплектовании высших учебных заведений необходимо учитывать склонность и любовь к избираемой специальности, а также специфические особенности мужского и женского труда. 44. Одним из решающих условий повышения как практи­ ческой, так и теоретической подготовки молодых специали­ стов является улучшение состава научно-педагогических кад­ ров высших учебных заведений. Нужно создать условия для подготовки из способной, имеющей опыт практической работы молодежи с высшим образованием высококвалифицированных научно-педагогических работников, которые в состоянии обес­ печить дальнейшее развитие науки, техники и культуры. К преподавательской работе в высших учебных заведениях следует широко привлекать наиболее квалифицированных ин­ женерно-технических работников предприятий, строек, кон­ структорских бюро я научно-исследовательских институтов, агрономов, врачей, способных вести преподавание с использо­ ванием передовых методов производства и современных дости­ жений науки и техники. Надо разработать условия совмеще­ ния этими кадрами преподавательской деятельности с основ­ ной работой на производстве, а также порядок их оплаты в вузах. Долг каждого преподавателя высшей школы — постоянно повышать свою научную квалификацию, активно участвовать в научно-исследовательской работе и в оказания научной по­ мощи производству. Целесообразно установить такой порядок, при котором пре­ подаватели высших учебных заведений по ряду специально­ стей периодически направлялись бы на практическую работу в соответствующие отрасли народного хозяйства на определен­ ный срок в зависимости от характера их научно-педагоги­ ческой деятельности. Следует улучшить существующий порядок аттестации на­ учно-педагогических кадров, обеспечив повышение требований к научным работам и присуждение ученой степени только тем, кто своим творческим трудом вносит определенный вклад в науку и практику, Профессора и преподаватели вузов должны в основном из- бираться по конкурсной системе, которую необходимо суще­ ственно усовершенствовать; в вузы надо отбирать людей, наи­ более способных в научно-педагогическом отношении. 45. Роль высших учебных заведений в развитии науки, тех­ ники и культуры непрерывно возрастает. В вузах надо про­ водить научные исследования, имеющие высокий теоретичен ский уровень и важное значение для развития народного хо- зяйства, науки и культуры. Профессора и преподаватели долж­ ны быть теснее связаны с производством, участвовать в раз­ работке важнейших проблем технического прогресса, более активно внедрять новейшие достижения науки и техники в производство, систематически обобщать и пропагандировать передовой опыт предприятий, проводить более глубокие ис­ следования по общественным наукам. Приближение руководства промышленностью и строитель­ ством к предприятиям помогает вузам решать наиболее важ- ные научно-исследовательские проблемы. Совнархозы и орга­ ны управления сельским хозяйством должны оказывать по- мощь вузам в реализации результатов научных исследований, в постановке производственных опытов. Следует признать целесообразным объединение некоторых научно-исследсвательских институтов с соответствующими им по профилю высшими учебными заведениями. Необходимо на­ ладить координацию в научной работе между высшими учеб­ ными заведениями. Академией наук СССР и академиями наук союзных республик, с отраслевыми академиями, научно-ис­ следовательскими институтами и крупными заводскими лабо­ раториями. 46. Велико воспитательное значение высшей школы. Из вузов должны выходить люди, хорошо овладевшие своей спе­ циальностью, активные и страстные поборники ленинских идей и политики Коммунистической партии, смелые и жизне­ радостные, глубоко убежденные в победе нашего дела. В воспитании этих качеств большую роль играет изучение общественных наук. Знание основ марксизма-ленинизма необ­ ходимо для специалистов всех отраслей. Надо изучать Ленина и уметь применять его огромное теоретическое наследие в жизни, строить жизнь по-коммунистически. Преподавание марксизма-ленинизма должно носить творческий, наступатель­ ный, боевой характер. Наде воспитывать нашу молодежь в ду­ хе непримиримости к буржуазной идеологии и любым проявле­ ниям ревизионизма.. Преподавание общественных наук необхо­ димо вести в неразрывной связи с изучением естественных . наук, способствовать выработке у студентов научного метода познания. Высокие требования, предъявляемые к пре­ подаванию марксистско-ленинской тбории в вузах, обязывают каждого преподавателя непрерывно и настойчиво углублять свои знания и тесно связывать свою работу с практикой, с за­ дачами сегодняшнего дня. Воспитание молодежи в вузах — дело всех профессоров и преподавателей, партийных, профсоюзных, комсомольских ор­ ганизаций. Их долг — воспитывать у студентов марксистско- ленинское мировоззрение, любовь к труду, коммунистическую мораль, навыки общественной деятельности. Высшая школа должна вырабатывать у студентов ответст­ венное отношение к учению, творческий подход к овладению науками, самостоятельность в работе. Необходимо устранить перегрузку обязательными занятиями, широко привлекать студентов старших курсов к научно-исследовательской ра­ боте. 47. ' Необходимо провести большую работу по упорядочению сети высших учебных заведений в стране, имея в виду при­ близить вузы к производству. Нужно увеличить число вузов в новых промышленных центрах, особенно в районах Сибири, Дальнего Востока и в республиках Средней Азии. Устранить неоправданную концентрацию высших учебных заведений в Москве, Ленинграде. Киеве и некоторых других городах. 48. Перестройка системы высшего образования в направле­ нии сочетания обучения с работой на производстве должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы ко­ личество выпускаемых ежегодно специалистов, нужных для народного хозяйства, науки и культуры, повышалось. Пере­ стройку работы значительной части высших учебных заведе­ ний целесообразно осуществить постепенно в течение 3—5 лет, качав ее с 1959 года. Руководители совнархозов, пред­ приятий, научно-исследовательских и других организаций должны предоставлять вузам штатные, оплачиваемые рабочие и технические должности для замещения их студентами, ор­ ганизовывать производственное обучение студентов, предо­ ставлять им жилье, обеспечивать спецодеждой и т. п. Все мероприятия по перестройке высшей школы призваны способствовать еще лучшему выполнению вузами страны стоя­ щих перед ними важных государственных задач, * * * Перестройка средней и высшей школы затрагивает интересы миллионов людей, всего советского народа. Правильное реше­ ние этой задачи будет иметь огромное значение для дальней­ шего материального и духовного развития советского общест­ ва. особенно в свете тех великих планов, которые обсудит и примет XXI съезд КПСС. Приближение школы к жизни создаст действительно необходимые условия для лучшего воспитания подрастающего поколения, которое будет жить и трудиться при коммунизме. В нашей стране нет ни одной семьи, которая бы горячо не интересовалась вопросами перестройки школы. Поэтому Цент­ ральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР считают необходимым поставить настоящие тезисы на всенародное об­ суждение. Эм даст возможность при окончательном определе­ нии конкретных путей перестройки системы народного образо­ вания полнее использовать практику передовых школ и вузов, уже добившихся известных успехов в трудовом воспитании молодежи, и предложения широких кругов советской общест­ венности. При эром, разумеется, должны быть учтены нацио­ нальные особенности каждой союзной республики. Намеченная перестройка повысит роль школы в образова­ нии-и воспитании молодежи, намного поднимет ее общеобразо­ вательный уровень и деловую квалификацию, лучше обеспе­ чит подготовку высококвалифицированных кадров для всех I отраслей народного хозяйства, науки и культуры и в еще большей степени будет способствовать росту могущества Со­ ветского Союза, твердой поступью идущего по пути построе- ■ кия коммунизма.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz