Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

г ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 6 ноября 1958 г.. Л! 269 (1328) ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Т е з и с ы Ц К К П С С и С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Таким образом, ведущим началом изучения основ наук в школе, определяющим содержание, организацию и методы преподавания, должна стать тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства. Уже с первых лет обучения следует психо­ логически готовить детей к тому, что они должны будут в дальнейшем принять участие в общественно полезной дея­ тельности, в труде. Организацию образования и воспитания подрастающего поколения на основе связи обучения с жизнью и посильным трудом необходимо проводить с учетом возраста школьни­ ков. Целесообразно, чтобы вся наша молодежь с 15— 16 лет включалась в общественно полезный труд. Поэтому необхо­ димо разделить среднее образование на два этапа. 12. Первым этапом среднего образования должна быть обязательная восьмилетняя шнола, создаваемая вместо су­ ществующей теперь семилетней школы. Обязательная вось­ милетняя школа явится по сравнению с семилетней шко­ лой значительным шагом вперед в развитии народного об­ разования. Впсьмилетняя школа будет выпускать подрост­ ков с большим объемом общеобразовательных знаний, пси­ хологически и практически лучше подготовленных к уча­ стию в общественно полезной деятельности. Такая школа будет успешнее решать задачи коммунистического воспита­ ния, трудового и политехнического обучения, обеспечит уча­ щимся более широкий круг знаний, позволит устранить учебную перегрузку, имеющуюся в семилетней школе, и даст возможность серьезнее поставить физическое воспита­ ние детей и развитие у них хорошего художественного вку­ са. В трудовой подготовке девочек — учащихся восьмилет­ ней школы должны быть учтены особенности женского труда. В процессе учебно-воспитательной работы школа призвана знакомить учащихся с разнообразными видами труда в на­ шем обществе, помогать школьникам выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать будущую профессию. Во'ьмитетняя школа явится неполной средней общеобра­ зовательной трудовой политехнической школой. В неболь­ ших населенных ггчнктах следует сохранить начальные шко­ лы в составе I—IV классов. Окончившие эти школы будут поступать в V класс ближайшей школы. По окончании 8-летней школы вся молодежь должна включаться в общественно полезный труд на предприятиях, в кслхозах и т. п. Этим будут созданы более равные условия для всех граждан в труде и образовании, и это явится хо­ рошим средством воспитания молодежи в духе героических ч традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. 13. Полное среднее образование молодежь будет получать на втором этапа обучения. Завершение среднего образования на основе соединения обучения с производительным трудом может быть осуществлено следующими путями. Первый, основной путь. Молодежь, идущая по окончании восьмилетней школы на производство, предварительно по­ лучает первоначальную профессиональную подготовку, а за­ тем, работая на производстве, учится в шк але рабочей или сельск ой молодежи. Эта школа должна давать своим уча­ щимся полное среднее образование и способствовать повы­ шению их профессиональной квалификации. Втооой путь предусматривает обучение молодежи, окон­ чившей восьмилетнюю школу, в средней общеобразователь­ ной труд вог политехническ ой шк оле с производственным обучением (типа школ фабрично-заводского и сельскохозяй­ ственного ученичества), которая на базе близлежащих про­ мышленных предприятий, колхозов, совхозов, ремонтно-тех- п г ’еских станций и т. д. будет осуществлять соединение обучения с производительным трудом и даст учащимся пол­ ное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или куль­ туры. Третий путь предусматривает обучение части молодежи в техник умах, работающих на базе восьмилетки, где учащиеся будут получать полное среднее образование, рабочую спе­ циальность и звание специалиста средней квалификации. Нотая система народного образования позволит каждому юноше и девушке лучше подготовиться к жизни, получить определенную профессию и выбрать наиболее подходящий для се'я путь получения законченного среднего образования. 14. Средние школы рабочей и сельской молодежи пред­ назначаются для завершения среднего образования юношами и девушками, работающими на производстве или в учреж­ дениях. Такие школы могут быть сменными, вечерними, се­ зонными (в сельской местности) и заочными. Необходимо сознать такие условия, которые обеспечивали бы вовлече­ ние работающей молодежи в эти школы, их нормальные занятия и решительное улучшение качества преподавания. Целесообразно установить для успешно обучающихся без Отрыва от производства сокращенный рабочий день или ос­ вобождение на 2— 3 дня в неделю от работы на производ­ стве. Учащимся этих школ должна быть создана возможность получать не только полное среднее образование, но и совер­ шенствовать, углублять профессиональную подготовку. Срок обучения в школе рабочей и сельской молодежи следует установить в 3 года. Нужно всемерно стимулировать, полу­ чение работающей молодежью среднего образования, поощ­ рять сдачу экзаменов за среднюю школу экстерном. Целесообразно при повышении производственного разряда и продвижении по работе молодых рабочих и колхозников учитывать успешное обучение их в школе и положительную общественно-производственную характеристику. В связи с тем, что некоторое количество работающей мо­ лодежи не имеет семилетнего образования, школы рабочей и сельской молодежи еще некоторое время могут иметь все классы, начиная с третьего. В случае необходимости при них организуются и классы для обучения взрослых. Окончившие школу рабочей и сельской молодежи получа­ ют аттестат о среднем образовании и имеют право посту­ пать в вузы. 15. Средние общеобразовательные трудовые политехниче­ ские школы с производственным обучением (типа фабрично- заводского и сельскохозяйственного ученичества) создаются в городах и в сельской местности со сроком обучения в 3 года. В них будет сочетаться общее, политехническое и профессиональное образование. Соотношение теории и прак­ тики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от про­ филя специальной подготовки учащихся и от местных усло­ вий. В сельских школах учебный год следует строить с уче­ том сезонности сельскохозяйственных работ. Пр изрозственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. Оканчивающие', средние трудовые политехнические школы получат аттестат о среднем образовании, свидетельство о присвоении квалификации по избранной ими профессии и право поступать в высшие учебные заведения. Средние шко­ лы могут создаваться как отдельно от восьмилетней школы, так и совместно с ней. 16. В Советском Союзе утвердился и получает все боль­ шее развитие новый тип учебно-воспитательных учрежде­ ний — шк олы- интернаты, в которых создаются наиболее благоприятные условия для обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. В соответствии с пе­ рестройкой системы среднего образования школы-интерна­ ты можно организовывать в зависимости от местных условий как в составе первых—восьмых, так и в составе первых— одиннадцатых классов. Они должны работать по учебным планам и программам восьмилетней и средней трудовой по­ литехнической школы с производственным обучением. Шко­ лы-интернаты призваны показывать образцы действительно умелого сочетания обучения с производительным трудом. 17. Кроме указанных выше школ второго этапа среднего образования, целесообразно сохранить школы для детей, наиболее способных в области музыки, хореографического и изобразительного искусства. При этих школах в необходи­ мых случаях создаются интернаты для иногородних и детей из многодетных семей. Участие родителей в расходах на со­ держание детей должно определяться на тех же основаниях, что и в школах-интернатах. Школы для наиболее способных детей и молодежи в об­ ласти искусства дают своим воспитанникам общее среднее образование, трудовое воспитание и специальную подготовку в области того или иного вида искусства. Выпускники этих школ могут непосредственно после их окончания поступать в соответствующие высшие учебные заведения. Школам и органам народного образования необходимо уде­ лять больше внимания развитию способностей и задатков всех детей как в области искусства, так и в математике, физике, биологии и других отраслях наук. Широко практи­ ковать организацию при высших учебных заведениях и шко­ лах кружков, студий, специальных лекториев, создавать об­ щества юных математиков, физиков, химиков, любителей природы, техники, выявлять и заботливо воспитывать юные таланты. Следует продумать вопрос о создании специаль­ ных школ для молодежи, имеющей особые склонности и способности к математике, физике, химии, биологии. Само собой разумеется, что при организации в такие школы мо-« гут приниматься юноши и девушки по рекомендации педа­ гогического совета школы и выдержавшие специальные эк­ замены. 18. В школах второго этапа среднего образования должен быть повышен уровень общего, политехнического образова­ ния, который в настоящее время установлен для 10-летней школы. Особое внимание нужно обратить на преподавание 'физики, математики, химии, черчения, биологии. Во всех школах страны должно быть коренным образом улучшено изучение иностранных языков, следует расширять сеть школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. В результате перестройки школы отнюдь не должно быть сокращено или ослаблено гуманитарное образование, имею­ щее весьма важное значение для формирования коммунисти­ ческого мировоззрения учащихся. Надо преодолеть недооценку физического и эстетического воспитания школьников. Еще более широко следует разви­ вать различные формы самодеятельности молодежи в обла­ сти техники, искусства, натуралистической работы, физкуль­ туры и спорта, туризма. Перестройка школьного образования потребует изменения не только содержания, но и методов обучения в сторону все­ мерного развития самостоятельности и инициативы учащих­ ся. Следует повысить наглядность обучения, широко исполь­ зовать кичо, телевидение и т. п., преодолеть абстрактность в преподавании основ наук и производства. Особенно важно широко развить в школах техническое изобретательство, ра­ боту учащихся по созданию новых приборов и моделей, тех­ нических устройств, сельскохозяйственное опытничество. 19. В советской школе осуществлено обучение на роднОм языке. Это — одно из важных завоеваний ленинской национальной политики. Вместе с тем в школах союзных и автономных республик серьезно изучается и русский язык, являющийся могучим средством межнационального общения, укрепления дружбы народов СССР и приобщения их к бо­ гатствам русской и мировой культуры. Однако нельзя не учитывать того, что по линии изучения языков в школах союзных и автономных республик сущест­ вует большая перегрузка детей. В самом деле, в националь­ ных школах дети изучают три языка — родной, русский и один из иностранных. Следует изучить вопрос о том, чтобы предоставить право родителям решать, в школу с каким языком обучения отда­ вать своих детей. Если ребенок будет учиться в школе, где преподавание ведется на языке одной из союзных или авто­ номных республик, то он по желанию может изучать и рус­ ский язык. П, наоборот, если ребенок будет учиться в рус­ ской школе, он может по желанию изучать язык одной из союзных или автономных республик. Разумеется, на это на­ до идти при наличии необходимых контингентов детей для укомплектования классов с тем или иным языком обучения. Такая постановка вопроса — предоставить родителям пра­ во решать, какой язык в обязательном порядке будет изу­ чать ребенок, — явится наиболее демократичной, устранит какое-либо администрирование в этом важном деле и позво­ лит ликвидировать чрезмерную перегрузку школьников изу­ чением языков. Следует разрешить не включать иностран­ ный язык в число обязательных предметов в тех школах, где для этого нет соответствующих условий. 20. Серьезного улучшения требует постановка воспита­ тельной работы в школе. Она должна прививать школьникам любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, фор­ мировать коммунистическое мировоззрение учащихся, вос­ питывать их в духе коммунистической морали, беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интер­ национализма. Необходимо усилить работу учителей, родителей и общест­ венных организаций по воспитанию навыков культурного по­ ведения учащихся в школе, семье, на улице, в общественных местах и в этих целях значительно улучшить педагогическую пропаганду среди широких слоев населения, повысить "ответ­ ственность родителей и всех взрослых перед обществом за вос­ питание детей. В этом деле всемерную помощь школе и семье должны оказывать партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации. Советская школа призвана активно влиять на повышение культурного уровня всего на­ рода. Органам народного образования и здравоохранения следует строго контролировать правильность чередования труда и от­ дыха учащихся, не допускать перегрузки их учебной, обще­ ственной работой и трудовыми занятиями, принимать необхо­ димые меры для дальнейшего укрепления здоровья школьни­ ков. 21. Перестройка системы народного образования по-новому ставит вопрос о работе пионерской и комсомольской органи­ заций в школе. В восьмилетней школе будут обучаться дети и подростки пионерского возраста. В связи с этим в ней воз­ растет роль пионерской организации. В школах второго этапа обучения возможны как своя, так и объединенная с произ­ водственной комсомольские организации. Все это потребует существенных изменений в работе школьных пионерских и комсомольских организаций и в руководстве ими со стороны комсомольских и партийных органов. 22. Необходимо покончить с крупными недостатками в осу­ ществлении всеобщего обязательного обучения детей. Во всех союзных республиках целесообразно установить в законода­ тельном порядке обязательность восьмилетнего образования, предусмотрев строгую ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за обучение детей. Должна быть установлена ответственность местных советских органов за охват обучени­ ем в восьмилетней школе всех детей и подростков с 7 до 16 лет. ЦСУ СССР и его органы на местах обязаны улучшить учет детей и подростков школьного возраста. В целях осуществления обязательного восьмилетнего обуче­ ния надо обеспечить строительство достаточного количества школьных помещений и интернатов: при школах для детей как за счет бюджета, так и за счет привлечения средств кол­ хозов и кооперативных организаций; значительно расширить в школах количество групп продленного дня для детей, роди­ тели которых заняты на работе; организовать в школах горя­ чее питание учащихся, создать фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся детям (бесплатное пита­ ние, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и т. д.) как за счет бюджета, так и за счет привлечения средств колхозов, кооперативных организаций и профсоюзов. 23. Перестройка воспитания и обучения в советской школе предъявляет новые, более высокие требования к учителям, мастерам и преподавателям профессионально-технических дис­ циплин. За годы Советской власти количество учителей в стране выросло с 280 тысяч в 1914 году почти до двух миллионов человек в настоящее время. Цто — огромная культурная си­ ла, которую Ленин с уважением называл армией социалисти­ ческого просвещения. В школах СССР работает много учите­ лей, хорошо владеющих педагогическим мастерством. В то же время обучение и воспитание детей иногда поручается лицам, недостаточно к этому подготовленным или по своим деловым и моральным качествам не отвечающим требованиям педаго­ гической работы. Плохо обеспечены квалифицированными преподавателями политехнические дисциплины (машиноведе­ ние. основы сельского хозяйства, практические занятия в ма­ стерских). Повышение квалификации учителей носит односторонний, по преимуществу методический характер. Учителя недоста­ точно знакомятся с новейшими достижениями науки, культу­ ры и техники. Допускается излишняя регламентация работы учителей и педагогических коллективов в выборе форм и ме­ тодов учебно-воспитательной работы. В ряде мест не прояв­ ляется достаточной заботы о материальном положении учите­ лей. Должны быть приняты меры, обеспечивающие улучше­ ние условий труда и быта учителей, повышение их идейно- теоретического уровня и деловой квалификации. В целях улучшения качественного состава учителей и на­ ведения должного порядка в назначении и перемещении педа­ гогических кадров следовало бы провести аттестацию учите­ лей, не имеющих необходимого образования. 26. В связи с перестройкой общего образования особо важ­ ное значение приобретает профессионально-техническое обу­ чение молодежи. Его задачей является планомерная и органи­ зованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства. Недостаточный профессионально-технический уровень части рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства. Дальнейший технический прогресс еще больше повысит требования к квалификации всей основной массы ра­ бочих. Развитие профессионально-технического образования должно осуществляться в тесной связи с новыми планами, намечае­ мыми Коммунистической партией в области подъема народно­ го хозяйства СССР. 27. Существующие в настоящее время школы фабрично- заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горно­ промышленные, строительные училища трудовых резервов, профтехшколы и школы фабрично-заводского ученичества сов­ нархозов и ведомств отстают от возросших требований про­ мышленного и сельскохозяйственного производства. Они долж­ ны быть преобразованы в дневные и вечерние специализиро­ ванные городск ие профессионально-техническ ие училища со сроками обучения от одного года до трех лет и в сельск ие профессионально-техническ ие училища со сроком обучения в 1—2 года. Сроки обучения в этих училищах устанавливаются в зависимости от сложности изучаемой профессии. Городские профессионально-технические училища специали­ зируются по отраслям производства и подготавливают квали­ фицированных рабочих для предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, коммунального хозяйства, торговых и культурно-бытовых организаций. Сельские профессионально-технические училища должны подготавливать квалифицированных механизаторов сельского хозяйства, строителей и других работников, необходимых сельскому хозяйству. Особое внимание должно быть обращено на вовлечение де­ вушек в профессионально-технические училища, причем не только по специальностям бытового обслуживания, торговли и т. п., но и по профессиям промышленного производства (приборостроение, радиотехническая, электротехническая,тек­ стильная, швейная, трикотажная промышленность и т. д.). Профессионально-технические училища, опираясь на знания основ наук, политехническую и общетрудовую подготовку, по­ лученную учащимися в 8-летней школе, должны давать сво­ им воспитанникам дополнительные знания по общеобразова­ тельным предметам. Количество профессионально-технических училищ должно увеличиваться в соответствии с потребностями в них народ­ ного хозяйства. Часть действующих училищ и школ трудовых резервов следует сохранить в течение 3— 5 лет для того, что­ бы дать возможность молодежи, которая еще будет в эти годы оканчивать десятилетние общеобразовательные школы, посту­ пать в технические училища, а молодежи, по каким-либо при­ чинам не оканчивающей школу, поступать в ремесленные, строительные, железнодорожные, горнопромышленные учили­ ща, школы ФЗО и училища мехаиизадии сельского хозяйства, 24. Большая роль в перестройке школы принадлежит педа­ гогической науке. Но она пока еще не решает многих корен­ ных вопросов воспитания и образования, которые выдвигают­ ся жизнью. Долг педагогической науки — занять ведущую роль в перестройке системы народного образования. Важной частью деятельности научно-педагогических учреждений долж­ на стать разработка научных основ содержания обучения в школе (учебные планы, программы, учебники), усовершенст­ вование методов обучения и коммунистического воспитания молодежи. В целях повышения уровня педагогической работы необхо­ димо шире развернуть научные работы в области педагогики в союзных республиках, усилить связи и взаимный обмен ре~ зультатами исследований между институтами педагогики. Академии педагогических наук РСФСР следует уделить больше внимания разработке теории советской педагогики, вопросам политехнического и профессионального обучения в школе и обобщению положительного опыта. 25. Перестройку системы народного образования необходи­ мо осуществлять планомерно и организованно, с максималь­ ным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допу­ ская какого-либо ухудшения обслуживания населения школа­ ми. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увели­ чения контингентов девушек коренных национальностей в Г- старших классах школ союзных и автономных республик Во­ стока. * План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, при­ менительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различ­ ных школ на втором этапе обучения начать с 1959/60 учеб­ ного года и закончить эту работу в течение 4— 5 лет. Уча­ щимся нынешних VIII—X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным числом выпускников средних школ, так как народное хозяйство не мо­ жет иметь перерыва в пополнении кадрами молодых специа­ листов высшей квалификации. В этих целях в каждой союз­ ной республике в случаях необходимости должно быть на пе- ч реходный период (очевидно, 4— 5 лет) сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Перестройка школы потребует от ЦК коммунистических партий, Советов Министров, министерств просвещения союз­ ных республик и местных партийных и советских органов про­ ведения большой работы по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации про­ изводственного обучения, своевременному устройству на рабо­ ту оканчивающих школу, пЬдготовке программ учебников, ме­ тодических пособий. Следует предоставить право каждой союзной республике с учетом местных условий самостоятельно решать вопросы на­ чала и окончания учебных занятий, время каникул, органи­ зацию труда учащихся в промышленном и сельскохозяйствен­ ном производстве. Коммунистическая партия считает важной задачей дальней­ ший подъем образования трудящихся всех национальностей Советского Союза. Необходимо проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работ­ ницы, колхозники и колхозницы имели среднее образование, рассматривая эту задачу как условие непрерывного повыше­ ния производительности труда и, следовательно, как одно из важнейших условий успешного строительства коммунизма. 28. Профессионально-технические училища должны распо­ лагать учебными мастерскими, необходимыми для овладения основами профессионального мастерства, и лабораториями, ос­ нащенными соответствующим учебно-производственным обору­ дованием, квалифицированным составом мастеров производст­ венного обучения и инженеров-преподавателей, целиком заня­ тых обучением и воспитанием учащихся. Педагогический про­ цесс в этих училищах строится на основе активного, систе­ матического участия молодежи в ^производительном труде и подчиняется задаче подготовки рабочих определенных про­ фессий. Органическая связь производственного обучения с ши­ роким техническим образованием, сочетание обучения в ма­ стерских и на предприятиях позволят подготавливать в учили­ щах технически образованных рабочих широкого профиля и высокого уровня квалификации. Профессионально-технические училища должны проводить свою учебно-воспитательную работу в тесной связи с пред- приятиями, стройками, совхозами и колхозами, которые обя­ заны предоставлять рабочие места для производственной практики учащихся, заботиться о создании условий для ус­ пешного проведения учебного процесса и освоения моло­ дежью новой техники, передовой технологии и высокопроиз­ водительных способов труда. Всемерную помощь в улучшении профессионального образования молодежи призваны оказы­ вать совнархозы. Важнейшая задача профессионально-технических училищ—< коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у них коммунистического отношения к труду. Большую роль в коммунистическом воспитании учащихся профессионально-технических училищ призван играть комсо­ мол. 29. В целях постепенного перевода профессионально-техни­ ческих училищ на частичную самоокупаемость следует разра­ ботать и последовательно осуществлять мероприятия по рас­ ширению и повышению доходности от производственной дея­ тельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем ов­ ладении изучаемой профессией целесообразно изменить суще­ ствующие условия материального обеспечения учащихся, вве­ дя выплату ученической заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей много­ детных родителей. Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в профессионально-технических училищах. 30. Перестройка системы профессионально-технического об­ разования предъявляет новые повышенные требования к уров­ ню технической, идейно-политической и педагогической подго­ товки мастеров производственного обучения и преподавателей профессионально-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет увеличение потребности в мастерах и препо­ давателях. Поэтому необходимо уделить большое внимание под­ готовке этих кадров в техникумах и высших учебных заве­ дениях. (Окончание на 3-й стр.). О профессиональном образовании

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz