Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)
г ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 1 6 ноября 1958 г.. Л! 269 (1328) ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Т е з и с ы Ц К К П С С и С о в е т а М и н и с т р о в С С С Р (Продолжение. Начало на 1-й стр.). Таким образом, ведущим началом изучения основ наук в школе, определяющим содержание, организацию и методы преподавания, должна стать тесная связь обучения с жизнью, с производством, с практикой коммунистического строительства. Уже с первых лет обучения следует психо логически готовить детей к тому, что они должны будут в дальнейшем принять участие в общественно полезной дея тельности, в труде. Организацию образования и воспитания подрастающего поколения на основе связи обучения с жизнью и посильным трудом необходимо проводить с учетом возраста школьни ков. Целесообразно, чтобы вся наша молодежь с 15— 16 лет включалась в общественно полезный труд. Поэтому необхо димо разделить среднее образование на два этапа. 12. Первым этапом среднего образования должна быть обязательная восьмилетняя шнола, создаваемая вместо су ществующей теперь семилетней школы. Обязательная вось милетняя школа явится по сравнению с семилетней шко лой значительным шагом вперед в развитии народного об разования. Впсьмилетняя школа будет выпускать подрост ков с большим объемом общеобразовательных знаний, пси хологически и практически лучше подготовленных к уча стию в общественно полезной деятельности. Такая школа будет успешнее решать задачи коммунистического воспита ния, трудового и политехнического обучения, обеспечит уча щимся более широкий круг знаний, позволит устранить учебную перегрузку, имеющуюся в семилетней школе, и даст возможность серьезнее поставить физическое воспита ние детей и развитие у них хорошего художественного вку са. В трудовой подготовке девочек — учащихся восьмилет ней школы должны быть учтены особенности женского труда. В процессе учебно-воспитательной работы школа призвана знакомить учащихся с разнообразными видами труда в на шем обществе, помогать школьникам выявить имеющиеся у них склонности и сознательно выбрать будущую профессию. Во'ьмитетняя школа явится неполной средней общеобра зовательной трудовой политехнической школой. В неболь ших населенных ггчнктах следует сохранить начальные шко лы в составе I—IV классов. Окончившие эти школы будут поступать в V класс ближайшей школы. По окончании 8-летней школы вся молодежь должна включаться в общественно полезный труд на предприятиях, в кслхозах и т. п. Этим будут созданы более равные условия для всех граждан в труде и образовании, и это явится хо рошим средством воспитания молодежи в духе героических ч традиций рабочего класса и колхозного крестьянства. 13. Полное среднее образование молодежь будет получать на втором этапа обучения. Завершение среднего образования на основе соединения обучения с производительным трудом может быть осуществлено следующими путями. Первый, основной путь. Молодежь, идущая по окончании восьмилетней школы на производство, предварительно по лучает первоначальную профессиональную подготовку, а за тем, работая на производстве, учится в шк але рабочей или сельск ой молодежи. Эта школа должна давать своим уча щимся полное среднее образование и способствовать повы шению их профессиональной квалификации. Втооой путь предусматривает обучение молодежи, окон чившей восьмилетнюю школу, в средней общеобразователь ной труд вог политехническ ой шк оле с производственным обучением (типа школ фабрично-заводского и сельскохозяй ственного ученичества), которая на базе близлежащих про мышленных предприятий, колхозов, совхозов, ремонтно-тех- п г ’еских станций и т. д. будет осуществлять соединение обучения с производительным трудом и даст учащимся пол ное среднее образование и профессиональную подготовку для работы в одной из отраслей народного хозяйства или куль туры. Третий путь предусматривает обучение части молодежи в техник умах, работающих на базе восьмилетки, где учащиеся будут получать полное среднее образование, рабочую спе циальность и звание специалиста средней квалификации. Нотая система народного образования позволит каждому юноше и девушке лучше подготовиться к жизни, получить определенную профессию и выбрать наиболее подходящий для се'я путь получения законченного среднего образования. 14. Средние школы рабочей и сельской молодежи пред назначаются для завершения среднего образования юношами и девушками, работающими на производстве или в учреж дениях. Такие школы могут быть сменными, вечерними, се зонными (в сельской местности) и заочными. Необходимо сознать такие условия, которые обеспечивали бы вовлече ние работающей молодежи в эти школы, их нормальные занятия и решительное улучшение качества преподавания. Целесообразно установить для успешно обучающихся без Отрыва от производства сокращенный рабочий день или ос вобождение на 2— 3 дня в неделю от работы на производ стве. Учащимся этих школ должна быть создана возможность получать не только полное среднее образование, но и совер шенствовать, углублять профессиональную подготовку. Срок обучения в школе рабочей и сельской молодежи следует установить в 3 года. Нужно всемерно стимулировать, полу чение работающей молодежью среднего образования, поощ рять сдачу экзаменов за среднюю школу экстерном. Целесообразно при повышении производственного разряда и продвижении по работе молодых рабочих и колхозников учитывать успешное обучение их в школе и положительную общественно-производственную характеристику. В связи с тем, что некоторое количество работающей мо лодежи не имеет семилетнего образования, школы рабочей и сельской молодежи еще некоторое время могут иметь все классы, начиная с третьего. В случае необходимости при них организуются и классы для обучения взрослых. Окончившие школу рабочей и сельской молодежи получа ют аттестат о среднем образовании и имеют право посту пать в вузы. 15. Средние общеобразовательные трудовые политехниче ские школы с производственным обучением (типа фабрично- заводского и сельскохозяйственного ученичества) создаются в городах и в сельской местности со сроком обучения в 3 года. В них будет сочетаться общее, политехническое и профессиональное образование. Соотношение теории и прак тики в производственном обучении и чередование периодов обучения и труда устанавливаются в зависимости от про филя специальной подготовки учащихся и от местных усло вий. В сельских школах учебный год следует строить с уче том сезонности сельскохозяйственных работ. Пр изрозственное обучение и общественно полезный труд могут проводиться в учебных и производственных цехах предприятий, в ученических бригадах колхозов и совхозов, в учебно-опытных хозяйствах, в школьных и межшкольных учебно-производственных мастерских. Оканчивающие', средние трудовые политехнические школы получат аттестат о среднем образовании, свидетельство о присвоении квалификации по избранной ими профессии и право поступать в высшие учебные заведения. Средние шко лы могут создаваться как отдельно от восьмилетней школы, так и совместно с ней. 16. В Советском Союзе утвердился и получает все боль шее развитие новый тип учебно-воспитательных учрежде ний — шк олы- интернаты, в которых создаются наиболее благоприятные условия для обучения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. В соответствии с пе рестройкой системы среднего образования школы-интерна ты можно организовывать в зависимости от местных условий как в составе первых—восьмых, так и в составе первых— одиннадцатых классов. Они должны работать по учебным планам и программам восьмилетней и средней трудовой по литехнической школы с производственным обучением. Шко лы-интернаты призваны показывать образцы действительно умелого сочетания обучения с производительным трудом. 17. Кроме указанных выше школ второго этапа среднего образования, целесообразно сохранить школы для детей, наиболее способных в области музыки, хореографического и изобразительного искусства. При этих школах в необходи мых случаях создаются интернаты для иногородних и детей из многодетных семей. Участие родителей в расходах на со держание детей должно определяться на тех же основаниях, что и в школах-интернатах. Школы для наиболее способных детей и молодежи в об ласти искусства дают своим воспитанникам общее среднее образование, трудовое воспитание и специальную подготовку в области того или иного вида искусства. Выпускники этих школ могут непосредственно после их окончания поступать в соответствующие высшие учебные заведения. Школам и органам народного образования необходимо уде лять больше внимания развитию способностей и задатков всех детей как в области искусства, так и в математике, физике, биологии и других отраслях наук. Широко практи ковать организацию при высших учебных заведениях и шко лах кружков, студий, специальных лекториев, создавать об щества юных математиков, физиков, химиков, любителей природы, техники, выявлять и заботливо воспитывать юные таланты. Следует продумать вопрос о создании специаль ных школ для молодежи, имеющей особые склонности и способности к математике, физике, химии, биологии. Само собой разумеется, что при организации в такие школы мо-« гут приниматься юноши и девушки по рекомендации педа гогического совета школы и выдержавшие специальные эк замены. 18. В школах второго этапа среднего образования должен быть повышен уровень общего, политехнического образова ния, который в настоящее время установлен для 10-летней школы. Особое внимание нужно обратить на преподавание 'физики, математики, химии, черчения, биологии. Во всех школах страны должно быть коренным образом улучшено изучение иностранных языков, следует расширять сеть школ с преподаванием ряда предметов на иностранных языках. В результате перестройки школы отнюдь не должно быть сокращено или ослаблено гуманитарное образование, имею щее весьма важное значение для формирования коммунисти ческого мировоззрения учащихся. Надо преодолеть недооценку физического и эстетического воспитания школьников. Еще более широко следует разви вать различные формы самодеятельности молодежи в обла сти техники, искусства, натуралистической работы, физкуль туры и спорта, туризма. Перестройка школьного образования потребует изменения не только содержания, но и методов обучения в сторону все мерного развития самостоятельности и инициативы учащих ся. Следует повысить наглядность обучения, широко исполь зовать кичо, телевидение и т. п., преодолеть абстрактность в преподавании основ наук и производства. Особенно важно широко развить в школах техническое изобретательство, ра боту учащихся по созданию новых приборов и моделей, тех нических устройств, сельскохозяйственное опытничество. 19. В советской школе осуществлено обучение на роднОм языке. Это — одно из важных завоеваний ленинской национальной политики. Вместе с тем в школах союзных и автономных республик серьезно изучается и русский язык, являющийся могучим средством межнационального общения, укрепления дружбы народов СССР и приобщения их к бо гатствам русской и мировой культуры. Однако нельзя не учитывать того, что по линии изучения языков в школах союзных и автономных республик сущест вует большая перегрузка детей. В самом деле, в националь ных школах дети изучают три языка — родной, русский и один из иностранных. Следует изучить вопрос о том, чтобы предоставить право родителям решать, в школу с каким языком обучения отда вать своих детей. Если ребенок будет учиться в школе, где преподавание ведется на языке одной из союзных или авто номных республик, то он по желанию может изучать и рус ский язык. П, наоборот, если ребенок будет учиться в рус ской школе, он может по желанию изучать язык одной из союзных или автономных республик. Разумеется, на это на до идти при наличии необходимых контингентов детей для укомплектования классов с тем или иным языком обучения. Такая постановка вопроса — предоставить родителям пра во решать, какой язык в обязательном порядке будет изу чать ребенок, — явится наиболее демократичной, устранит какое-либо администрирование в этом важном деле и позво лит ликвидировать чрезмерную перегрузку школьников изу чением языков. Следует разрешить не включать иностран ный язык в число обязательных предметов в тех школах, где для этого нет соответствующих условий. 20. Серьезного улучшения требует постановка воспита тельной работы в школе. Она должна прививать школьникам любовь к знаниям, к труду, уважение к людям труда, фор мировать коммунистическое мировоззрение учащихся, вос питывать их в духе коммунистической морали, беззаветной преданности Родине и народу, в духе пролетарского интер национализма. Необходимо усилить работу учителей, родителей и общест венных организаций по воспитанию навыков культурного по ведения учащихся в школе, семье, на улице, в общественных местах и в этих целях значительно улучшить педагогическую пропаганду среди широких слоев населения, повысить "ответ ственность родителей и всех взрослых перед обществом за вос питание детей. В этом деле всемерную помощь школе и семье должны оказывать партийные, профсоюзные, комсомольские и другие общественные организации. Советская школа призвана активно влиять на повышение культурного уровня всего на рода. Органам народного образования и здравоохранения следует строго контролировать правильность чередования труда и от дыха учащихся, не допускать перегрузки их учебной, обще ственной работой и трудовыми занятиями, принимать необхо димые меры для дальнейшего укрепления здоровья школьни ков. 21. Перестройка системы народного образования по-новому ставит вопрос о работе пионерской и комсомольской органи заций в школе. В восьмилетней школе будут обучаться дети и подростки пионерского возраста. В связи с этим в ней воз растет роль пионерской организации. В школах второго этапа обучения возможны как своя, так и объединенная с произ водственной комсомольские организации. Все это потребует существенных изменений в работе школьных пионерских и комсомольских организаций и в руководстве ими со стороны комсомольских и партийных органов. 22. Необходимо покончить с крупными недостатками в осу ществлении всеобщего обязательного обучения детей. Во всех союзных республиках целесообразно установить в законода тельном порядке обязательность восьмилетнего образования, предусмотрев строгую ответственность родителей или лиц, их заменяющих, за обучение детей. Должна быть установлена ответственность местных советских органов за охват обучени ем в восьмилетней школе всех детей и подростков с 7 до 16 лет. ЦСУ СССР и его органы на местах обязаны улучшить учет детей и подростков школьного возраста. В целях осуществления обязательного восьмилетнего обуче ния надо обеспечить строительство достаточного количества школьных помещений и интернатов: при школах для детей как за счет бюджета, так и за счет привлечения средств кол хозов и кооперативных организаций; значительно расширить в школах количество групп продленного дня для детей, роди тели которых заняты на работе; организовать в школах горя чее питание учащихся, создать фонд всеобуча для оказания материальной помощи нуждающимся детям (бесплатное пита ние, обеспечение обувью, одеждой, учебниками и т. д.) как за счет бюджета, так и за счет привлечения средств колхозов, кооперативных организаций и профсоюзов. 23. Перестройка воспитания и обучения в советской школе предъявляет новые, более высокие требования к учителям, мастерам и преподавателям профессионально-технических дис циплин. За годы Советской власти количество учителей в стране выросло с 280 тысяч в 1914 году почти до двух миллионов человек в настоящее время. Цто — огромная культурная си ла, которую Ленин с уважением называл армией социалисти ческого просвещения. В школах СССР работает много учите лей, хорошо владеющих педагогическим мастерством. В то же время обучение и воспитание детей иногда поручается лицам, недостаточно к этому подготовленным или по своим деловым и моральным качествам не отвечающим требованиям педаго гической работы. Плохо обеспечены квалифицированными преподавателями политехнические дисциплины (машиноведе ние. основы сельского хозяйства, практические занятия в ма стерских). Повышение квалификации учителей носит односторонний, по преимуществу методический характер. Учителя недоста точно знакомятся с новейшими достижениями науки, культу ры и техники. Допускается излишняя регламентация работы учителей и педагогических коллективов в выборе форм и ме тодов учебно-воспитательной работы. В ряде мест не прояв ляется достаточной заботы о материальном положении учите лей. Должны быть приняты меры, обеспечивающие улучше ние условий труда и быта учителей, повышение их идейно- теоретического уровня и деловой квалификации. В целях улучшения качественного состава учителей и на ведения должного порядка в назначении и перемещении педа гогических кадров следовало бы провести аттестацию учите лей, не имеющих необходимого образования. 26. В связи с перестройкой общего образования особо важ ное значение приобретает профессионально-техническое обу чение молодежи. Его задачей является планомерная и органи зованная подготовка для всех отраслей народного хозяйства культурных и технически образованных квалифицированных рабочих и тружеников сельского хозяйства. Недостаточный профессионально-технический уровень части рабочих уже сейчас в некоторых случаях сдерживает рост производства. Дальнейший технический прогресс еще больше повысит требования к квалификации всей основной массы ра бочих. Развитие профессионально-технического образования должно осуществляться в тесной связи с новыми планами, намечае мыми Коммунистической партией в области подъема народно го хозяйства СССР. 27. Существующие в настоящее время школы фабрично- заводского обучения, ремесленные, железнодорожные, горно промышленные, строительные училища трудовых резервов, профтехшколы и школы фабрично-заводского ученичества сов нархозов и ведомств отстают от возросших требований про мышленного и сельскохозяйственного производства. Они долж ны быть преобразованы в дневные и вечерние специализиро ванные городск ие профессионально-техническ ие училища со сроками обучения от одного года до трех лет и в сельск ие профессионально-техническ ие училища со сроком обучения в 1—2 года. Сроки обучения в этих училищах устанавливаются в зависимости от сложности изучаемой профессии. Городские профессионально-технические училища специали зируются по отраслям производства и подготавливают квали фицированных рабочих для предприятий промышленности, строительства, транспорта, связи, коммунального хозяйства, торговых и культурно-бытовых организаций. Сельские профессионально-технические училища должны подготавливать квалифицированных механизаторов сельского хозяйства, строителей и других работников, необходимых сельскому хозяйству. Особое внимание должно быть обращено на вовлечение де вушек в профессионально-технические училища, причем не только по специальностям бытового обслуживания, торговли и т. п., но и по профессиям промышленного производства (приборостроение, радиотехническая, электротехническая,тек стильная, швейная, трикотажная промышленность и т. д.). Профессионально-технические училища, опираясь на знания основ наук, политехническую и общетрудовую подготовку, по лученную учащимися в 8-летней школе, должны давать сво им воспитанникам дополнительные знания по общеобразова тельным предметам. Количество профессионально-технических училищ должно увеличиваться в соответствии с потребностями в них народ ного хозяйства. Часть действующих училищ и школ трудовых резервов следует сохранить в течение 3— 5 лет для того, что бы дать возможность молодежи, которая еще будет в эти годы оканчивать десятилетние общеобразовательные школы, посту пать в технические училища, а молодежи, по каким-либо при чинам не оканчивающей школу, поступать в ремесленные, строительные, железнодорожные, горнопромышленные учили ща, школы ФЗО и училища мехаиизадии сельского хозяйства, 24. Большая роль в перестройке школы принадлежит педа гогической науке. Но она пока еще не решает многих корен ных вопросов воспитания и образования, которые выдвигают ся жизнью. Долг педагогической науки — занять ведущую роль в перестройке системы народного образования. Важной частью деятельности научно-педагогических учреждений долж на стать разработка научных основ содержания обучения в школе (учебные планы, программы, учебники), усовершенст вование методов обучения и коммунистического воспитания молодежи. В целях повышения уровня педагогической работы необхо димо шире развернуть научные работы в области педагогики в союзных республиках, усилить связи и взаимный обмен ре~ зультатами исследований между институтами педагогики. Академии педагогических наук РСФСР следует уделить больше внимания разработке теории советской педагогики, вопросам политехнического и профессионального обучения в школе и обобщению положительного опыта. 25. Перестройку системы народного образования необходи мо осуществлять планомерно и организованно, с максималь ным учетом местных особенностей, ни в коем случае не допу ская какого-либо ухудшения обслуживания населения школа ми. Обратить внимание на необходимость дальнейшего увели чения контингентов девушек коренных национальностей в Г- старших классах школ союзных и автономных республик Во стока. * План перехода на новую систему школьного образования должен быть разработан в каждой союзной республике, при менительно к особенностям ее экономического и культурного развития. При этом необходимо перевод школ с 7-летнего на 8-летнее обязательное обучение, а также организацию различ ных школ на втором этапе обучения начать с 1959/60 учеб ного года и закончить эту работу в течение 4— 5 лет. Уча щимся нынешних VIII—X классов обеспечить возможность окончания средней школы по действующим учебным планам и программам, усилив трудовую их подготовку. При разработке планов реорганизации средних школ должно быть предусмотрено обеспечение вузов достаточным числом выпускников средних школ, так как народное хозяйство не мо жет иметь перерыва в пополнении кадрами молодых специа листов высшей квалификации. В этих целях в каждой союз ной республике в случаях необходимости должно быть на пе- ч реходный период (очевидно, 4— 5 лет) сохранено некоторое количество ныне действующих средних школ. Перестройка школы потребует от ЦК коммунистических партий, Советов Министров, министерств просвещения союз ных республик и местных партийных и советских органов про ведения большой работы по укреплению материальной базы школ, ликвидации многосменности занятий, организации про изводственного обучения, своевременному устройству на рабо ту оканчивающих школу, пЬдготовке программ учебников, ме тодических пособий. Следует предоставить право каждой союзной республике с учетом местных условий самостоятельно решать вопросы на чала и окончания учебных занятий, время каникул, органи зацию труда учащихся в промышленном и сельскохозяйствен ном производстве. Коммунистическая партия считает важной задачей дальней ший подъем образования трудящихся всех национальностей Советского Союза. Необходимо проявить максимум партийной и государственной заботы о том, чтобы все рабочие и работ ницы, колхозники и колхозницы имели среднее образование, рассматривая эту задачу как условие непрерывного повыше ния производительности труда и, следовательно, как одно из важнейших условий успешного строительства коммунизма. 28. Профессионально-технические училища должны распо лагать учебными мастерскими, необходимыми для овладения основами профессионального мастерства, и лабораториями, ос нащенными соответствующим учебно-производственным обору дованием, квалифицированным составом мастеров производст венного обучения и инженеров-преподавателей, целиком заня тых обучением и воспитанием учащихся. Педагогический про цесс в этих училищах строится на основе активного, систе матического участия молодежи в ^производительном труде и подчиняется задаче подготовки рабочих определенных про фессий. Органическая связь производственного обучения с ши роким техническим образованием, сочетание обучения в ма стерских и на предприятиях позволят подготавливать в учили щах технически образованных рабочих широкого профиля и высокого уровня квалификации. Профессионально-технические училища должны проводить свою учебно-воспитательную работу в тесной связи с пред- приятиями, стройками, совхозами и колхозами, которые обя заны предоставлять рабочие места для производственной практики учащихся, заботиться о создании условий для ус пешного проведения учебного процесса и освоения моло дежью новой техники, передовой технологии и высокопроиз водительных способов труда. Всемерную помощь в улучшении профессионального образования молодежи призваны оказы вать совнархозы. Важнейшая задача профессионально-технических училищ—< коммунистическое воспитание учащихся, их идейная закалка, формирование у них коммунистического отношения к труду. Большую роль в коммунистическом воспитании учащихся профессионально-технических училищ призван играть комсо мол. 29. В целях постепенного перевода профессионально-техни ческих училищ на частичную самоокупаемость следует разра ботать и последовательно осуществлять мероприятия по рас ширению и повышению доходности от производственной дея тельности учебных заведений. В связи с ростом материальной обеспеченности трудящихся, для повышения заинтересованности учащихся в лучшем ов ладении изучаемой профессией целесообразно изменить суще ствующие условия материального обеспечения учащихся, вве дя выплату ученической заработной платы вместо бесплатного обмундирования и питания. Полное государственное обеспечение следует сохранить для учащихся-сирот, воспитанников детских домов и детей много детных родителей. Рекомендовать колхозам рассмотреть вопрос о выделении соответствующих средств на обучение колхозной молодежи в профессионально-технических училищах. 30. Перестройка системы профессионально-технического об разования предъявляет новые повышенные требования к уров ню технической, идейно-политической и педагогической подго товки мастеров производственного обучения и преподавателей профессионально-технических училищ. Развитие сети этих училищ вызовет увеличение потребности в мастерах и препо давателях. Поэтому необходимо уделить большое внимание под готовке этих кадров в техникумах и высших учебных заве дениях. (Окончание на 3-й стр.). О профессиональном образовании
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz