Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Гоя издания 5-* ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! Л е н и н с к о е знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ № 269 (1328) ВОСКРЕСЕНЬЕ 16 НОЯБРЯ 1958 г. Цена 20 коп. Советская школа призвана готовить разносторонне образованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физиче­ скому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества. ОБ УКРЕПЛЕНИИ СВЯЗИ ШКОЛЫ С ЖИЗНЬЮ И 0 ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СТРАНЕ Т е з и с ы Ц К К П С С и С о в е т а М и п и с т р о е С С С Р 1. Советская страна переживает пору мощного подъема. Бурными темпами развивается экономика государства, небы­ валый расцвет переживает наука и культура, неуклонно по­ вышается благосостояние трудящихся. Во всех областях хо­ зяйственного и культурного строительства советским народом — подлинным хозяином жизни и творцом истории — одер­ жаны такие выдающиеся победы, которые составляют пред­ мет его законной гордости, вселяют радость и надежду в сердца миллионов друзей мира и социализма во всех частях света, повергают в страх и уныние врагов рабочего класса. Советский народ добился великих достижений в результате мудрой внутренней и внешней политики Коммунистической партии и Советского государства. За годы, истекшие после исторического XX съезда КПСС, советское общество сделало новый крупный шаг вперед по пути постепенного перехода от социализма к коммунизму. Это — годы огромного ускоре­ ния темпов коммунистического строительства, широкого раз­ вития инициативы трудящихся в политической жизни стра­ ны, в хозяйственной и культурной деятельности. Последова­ тельно осуществляя великие ленинские заветы, партия еще более сплотила вокруг себя широкие народные массы. Советская страна стоит перед решением новых грандиоз­ ных задач. XXI съезд КПСС обсудит и утвердит контрольные цифры развития народного хозяйства на 1959— 1965 годы. Семилетний план явится великой программой коммунистиче­ ского строительства, его выполнение сделает Советскую стра­ ну еще более могучей и богатой, будет иметь решающее зна­ чение для победы в мирном соревновании социалистической системы с капиталистической. У советского народа есть пол­ ная уверенность в осуществлении намеченных планов. 2. Решающая роль в осуществлении созидательных пла­ нов принадлежит советским людям. Их преданность делу коммунизма, воля к труду, умение претворять в жизнь вели­ кие начертания Коммунистической партии — основа наших побед. Неисчерпаем родник народных талантов в Советской стране. Все новые и новые, миллионы строителей коммунизма встают в ряды сознательных и активных работников советс­ кого общества. В. И. Ленин учил, что воспитание и обучение юной смены, подготовка высококвалифицированных кадров 3. Коммунистическое преобразование общества неразрывно связано с воспитанием нового человека, в котором должны гармонически сочетаться духовное богатство, моральная чи­ стота и физическое совершенство. Человек коммунистическо- ' го завтра будет свободен от недостойных черт, порожденных эксплуататорским строем, — частнособственнического эгоиз­ ма, стремления жить за счет чужого труда, мещанства, ин­ дивидуализма и т. п. Одним из главных пороков старого общества была пропасть между физическим и умственным трудом. Отделение умствен­ ного труда от физического произошло с появлением частной собственности на средства производства и разделением обще­ ства на враждебные антагонистические классы. Рост проти­ воречий капитализма еще более углубил противоположность между умственным и физическим трудом. Марксистское уче­ ние развеяло буржуазную легенду о том, что будто бы неиз­ бежно вечное существование, с одной стороны, серой массы людей, удел которых подчинение и тяжелый физический труд, и с другой, — горстки людей, якобы самой природой призванных мыслить, управлять, развивать науку, литера­ туру, искусство. Опыт Советского Союза, опыт китайского народа и народов других социалистических стран убедитель­ но показал, что трудящиеся, освободившиеся от оков экс­ плуатации, независимо от расовых, национальных и иных различий, управляют государством не хуже, а лучше экс­ плуататоров, небывалыми темпами развивают хозяйство, нау­ ку, литературу, искусство. 4. Отрыв умственного труда от физического, превращение умственной деятельности в монополию господствующих клас­ сов нанесли огромный ущерб интеллектуальному развитию человечества. Столетиями культува была запретным плодом для миллионов простых людей. Столетиями старое общество так строило школу, чтобы она была, по существу, недоступ­ ной для широких масс трудящихся, служила интересам эк­ сплуататоров. В социалистическом обществе, где постепенно ликвидируются существенные различия между трудом физи­ ческим и умственным и утверждается единение умственного и физического труда, в гигантской степени ускоряется раз­ витие всех сторон не только производственной, но и духовной деятельности широчайших трудящихся масс. Социалистиче­ ское государство строит свою школу так, чтобы она служила народу, давала знания трудящимся, содействовала развитию всех народных талантов. Советская школа воспитывает под­ растающее поколение в духе самых прогрессивных идей, идей коммунизма, формирует у молодежи материалистическое мировоззрение — основу подлинно научного познания мира. Социализм открыл неограниченный простор для роста мате­ риальных и духовных богатств общества, для всестороннего развития личности. Все достижения мировой культурны при социализме становятся достоянием масс. • 5. Благодаря утверждению социалистического строя труд из тяжелой повинности, каким он является при капитализме, превратился у нас в дело чести и гражданского долга каждо­ го человека. Известно, что при социализме осуществляется принцип «от каждого по его способностям — каждому по его труду». Но этот принцип не вечен. В коммунистическом обществе будет главенствовать другой принцип — «от каж­ дого по его способностям — каждому по его потребностям». Это не означает, конечно, что при коммунизме будет барская жизнь, в которой царит лень и праздность. В коммунистиче­ ском завтра будет интересная, творческая, трудовая, куль­ турная жизнь. Труд станет первой жизненной потребностью человека. В то же время человек будет иметь гораздо больше времени для занятий наукой, литературой, музыкой, жи­ вописью, спортом и другим нравящимся ему делом. Маркс ли­ неал, что в коммунистическом обществе «развитие производи- для всех отраслей хозяйства, науки и культуры всегда дол­ жны являться предметом особой заботы Коммунистической партии и Советского государства. Советская школа подготовила миллионы образованных, культурных граждан, активных участников социалистическо­ го строительства. Она вырастила замечательные кадры выда- ющихся ученых, инженеров, конструкторов, чьи искания и творческий труд воплощены в таких исторических научно- технических победах, как искусственные спутники Земли, атомные электростанции, атомный ледокол, быстроходные ре­ активные пассажирские самолеты. Но советские люди не мо­ гут успокаиваться на достигнутом. Жизнь выдвигает перед школой новые задачи. Наша общеобразовательная и высшая школы отстают от требований коммунистического строитель­ ства, имеют серьезные недостатки. Главным из них является известный отрыв обучения от жизни. На современном этапе коммунистического строительства этот недостаток системы народного образования тем более не может быть терпим. «Каждый юноша, каждая девушка, — говорил тов. Н. С. Хрущев на XIII съезде комсомола, — должны знать, что, учась в школе, им надо готовить себя к труду, к тому, чтобы создавать ценности, полезные для человека, для общества. У каждого, независимо от положения его родителей, должна быть одна дорога — идти учиться, и, научившись, — рабо­ тать». Необходимо провести перестройку народного образования с тем, чтобы советская средняя и высшая школы играли более активную роль во всей созидательной деятельности советско­ го народа. Пути такой перестройки намечены в записке Пер­ вого секретаря Центрального Комитета КПСС товарища Н. С. Хрущева «Об укреплении связи школы с жизнью и о даль­ нейшем развитии системы народного образования в стране». Изложенные в записке предложения одобрены Президиумом ЦК КПСС и находят горячую поддержку советской общест­ венности. которая считает перестройку школы назревшей за­ дачей. Эти предложения направлены на то. чтобы еще вы­ ше поднять дело коммунистического воспитания подрастаю­ щего поколения и подготовки кадров для всех отраслей эко­ номики, науки и культуры. тельных сил пойдет с такой быстротой вперед, что хотя те­ перь производство будет рассчитано на богатство всех, тем не менее свободное время возрастет для всех». Это великое предвидение Маркса претворяется в жизнь. Производительные силы советского общества развились на­ столько, что сокращение рабочего времени и увеличение сво­ бодного времени стали вопросом сегодняшнего дня. В СССР постепенно осуществляется переход на семичасовой рабочий день, а в некоторых отраслях промышленности — на шести­ часовой. Вместе с дальнейшим ростом производительных сил и увеличением общественного богатства Советского Союза свободное время работников будет все более расти. Это зна­ чит, что каждый советский человек будет иметь все больше возможностей соединять свой труд с образованием, расшире­ нием своего кругозора и удовлетворением духовных потреб­ ностей, которые растут тем быстрее, чем ближе мы подходим к коммунизму. Исходя из ленинского положения о том, что коммунизм оз­ начает прежде всего более высокую производительность тру­ да, чем при капитализме, трудящиеся и в промышленности, и в сельском хозяйстве должны внедрять самые производи­ тельные методы, новейшие достижения науки и техники. Ускоренное развитие механизации, автоматизации и химиза­ ции производства, широкое применение электроники, счетно­ решающих устройств, всемерное развитие электрификации и другие высокопроизводительные методы коренным образом изменяют характер труда. Труд рабочих и колхозников все более приближается по своему существу к труду инженеров, техников, агрономов и других специалистов сельского хозяй­ ства. От рабочих теперь требуется умение обращаться с со­ вершенными станками, точнейшими измерительными, контро­ лирующими приборами и аппаратами, знание сложных тех­ нических расчетов и чертежей. Таким образом, ближайшие и дальние перспективы технико-экономического развития Со­ ветского Союза предъявляют все более высокие требования ко всем труженикам нашего общества. Разностороннее об­ разование становится для них насущной потребностью. Глубочайшим заблуждением является утверждение, что вместе с автоматизацией производства в коммунистическом обществе исчезнет и физический труд. Конечно, гигантский технический прогресс будет неизмеримо облегчать физиче­ ский труд, многие профессии, изнуряющие человека, исчеза­ ют и будут исчезать в дальнейшем. Но гармоническое разви­ тие человека немыслимо без физического труда, творческого и радостного, укрепляющего организм, повышающего его жизненные функции. «Как в самой природе голова и руки принадлежат одному и тому же организму, так и в процессе труда, соединяются головной и ручной труд», — писал К. Маркс. Новые поколения строителей коммунистического общества, участвуя в общественно полезной деятельности, должны приобщаться к физическому труду в посильных и самых разнообразных формах. 6. Мысль о соединении обучения с производительным тру­ дом давно уже привлекает передовые умы человечества. Еще социалисты-утописты. Кампанелла, Фурье, Оуэн, великий рус­ ский революционный демократ Чернышевский, рисуя общество будущего, говорили, что при социализме обучение будет тес­ но связано с производительным трудом. Великие мыслители Маркс, Энгельс, Ленин поставили идею соединения обучения с производительным трудом на реальную почву пролетарской борьбы за социализм и коммунизм, органически связывали ее с политехническим воспитанием молодежи в социалистиче­ ском обществе. Маркс писал, что в воспитании детей с изве­ стного возраста необходимо «соединить производительный труд с обучением и гимнастикой». Это «будет не только мето­ дом повышения общественного производства, но и единствен­ ным методом создания всесторонне развитых людей». Энгельс подчеркивал,-что-«в социалистическом обществе, труд и вос­ питание будут соединены и таким путем подрастающим поко­ лениям будет обеспечено разностороннее техническое образо­ вание, как и практический фундамент для научного воспита­ ния». Ленин еще до Октябрьской революции намечал воспи­ тание детей и юношества в социалистическом обществе на ос­ нове соединения обучения с производительным трудом, 7. Опыт советской школы подтверждает научное предвиде­ ние Маркса, Энгельса, Ленина. В исторической речи на III съезде комсомола В. И. Ленин разъяснял, что подрастаю­ щее поколение должно учиться коммунизму, тесно связывая каждый шаг своего учения, воспитания и образования с борь­ бой трудящихся против старого, эксплуататорского общества. Молодежь че должна замыкаться в школах, а все свое учение и образование соединять с трудом рабочих и крестьян. «Толь­ ко в труде вместе с рабочими и крестьянами можно стать на­ стоящими коммунистами»,— указывал В. И. Ленин. Конкре­ тизируя это положение, он говорил, что молодежи необходимо связывать свое учение с трудом, с борьбой за переустройство промышленности и сельского хозяйства на основе электрифи­ кации, с борьбой за культуру и просвещение народа. Принцип соединения обучения с производительным трудом сформули­ рован в важнейших документах Коммунистической партии. 8. В СССР осуществлена подлинная культурная револю­ ция. Советская школа сыграла в ней решающую роль, способствовала подъему культуры всех народов нашей многонациональной Родины. В Советском Союзе теперь нет отсталых национальных «окраин», как это было в царской России. Все народы в Советской стране имеют школу на родном языке, для всех открыт широкий доступ к источникам просвещения и культуры, ликвидирована неграмотность, осу­ ществлено всеобщее еемилетнее обучение, широкое разви­ тие получило среднее и высшее образование. В настоящее время в СССР учится более 50 миллионов человек. Если в дореволюционной России в 1914 году в началь­ ной и средней школе обучалось всего 9 миллионов 650 ты­ сяч человек, то в истекшем 1957— 1958 учебном году чи­ сло учащихся в нашей общеобразовательной школе состав­ ляло 28 миллионов 700 тысяч человек, а вместе со шко­ лами для взрослых —30 миллионов 600 тысяч человек. За это время почти в 40 раз увеличилось количество учащихся в старших классах средних школ. За один 1958 год средние общеобразовательные школы и школы рабо­ чей и сельской молодежи окончили 1 миллион 600 тысяч юношей и девушек. Особенно велики успехи народного образования в союз­ ных республиках, население которых в прошлом было по­ чти сплошь неграмотным. Например, в школах Узбекской ССР теперь обучается свыше I миллиона 340 тысяч чело­ век, в то время как в 1914 году на территории современ­ ного Узбекистана было немногим более 17 тысяч школьни­ ков. В высших учебных заведениях и техникумах страны обу­ чается свыше 4 миллионов студентов против 182 тысяч в 1913 году. В высших учебных заведениях СССР почти в 4 раза больше студентов, чем в таких крупных капитали­ стических странах Европы, как Англия, Франция, Федера­ тивная Республика Германии, Италия, вместе взятых, на­ селение которых составляет около 200 миллионов человек, т. е. почти столько же, сколько в СССР. В народном хо­ зяйстве нашей страны в настоящее время занято около 7 миллионов 500 тысяч специалистов с высшим и средним специальным образованием, тогда как в 1913 году таких специалистов было менее 200 тысяч. Советский Союз выдвинулся на одно из первых мест в мире по развитию науки и техники, превзошел все страны по масштабам и качеству подготовки специалистов. Когда первый советский искусственный спутник Земли вырвался в просторы космоса, многие трезвые и думающие люди из капиталистического мира в числе причин, обусловивших блестящую победу советской науки и техники, первосте­ пенной признали широкое развитие и высокий уровень среднего и высшего образования в СССР. Американская *пе­ чать с тревогой писала о том, как йного в советской сред­ ней школе по сравнению с их школой уделяется времени и внимания изучению математики, физики, химии, биологии. Соединенные Штаты Америки, правящие круги которых кичились, претендуя на ведущее положение, теперь заявляют, что США должны догонять Советский Союз по подготовке кадров специалистов. Это такое достижение, которым нельзя не гордиться. В советском обществе воспитано замечательное поколение мо­ лодежи, отдающей все свои знания и силы, способности и да­ рования строительству коммунизма. Высокие моральные ка­ чества советской молодежи ярко проявились на трудовых О 10. Существующая система народного образования в СССР сложилась более двух десятилетий назад. В тридцатых годах, в период социалистической реконструкции народного хозяй­ ства, перед школой была поставлена задача — готовить для высших учебных заведений вполне грамотных людей, хоро­ шо владеющих основами наук. Главное внимание школа уда­ ляла тому, чтобы обеспечить учащимся необходимую для по­ ступления в вуз общеобразовательную подготовку. Это при­ вело к односторонности, к некоторой абстрактности в обуче­ нии молодежи, к отрыву школы от жизни, что обусловило серьезные недостатки и в воспитательной работе. Школа ог­ раничивалась преимущественно словесными методами воспи­ тания, не уделяла необходимого внимания приобщению детей и молодежи к посильному участию в общественно полезном труде. В результате этого многие юноши и девушки, окончившие среднч'ю школу, признают единственно приемлемым для себя жизненным путем продолжение образования в высшем или в крайнем случае в среднем специальном учебном заведении, неохотно идут работать на фабрики, заводы, в колхозы и совхозы, а некоторые из них считают для себя оскорбитель­ ным заниматься физическим трудом. Между тем непрерывное расширение среднего образования, естественно, приводит к тому, что подавляющая часть молодежи, кончая школу, долж­ на непосредственно включаться в производительный .труд. фронтах строительства социализма в годы первых нятнле- ток, в Великой Отечественной войне, в героических дедах по освоению целинных и залежных земель, в сооружении крупных электростанций, шахт, доменных печей, в строи- тедьстае новых промышленных центров на востоке и севе­ ре нашей страны и во многих других трудовых подвигах сегодняшних дней. 9. Прогрессивное развитие производительных сил в прог­ рессе строительства коммунистического общества, совер­ шенствование социалистических общественных отношений* дальнейшее развитие советской демократии создают благо­ приятные условия для того, чтобы выдвинуть и успешно ре­ шить новые задачи коммунистического воспитания и образо­ вания нашей молодежи. На XX съезде КПСС указывалось, что серьезным недо­ статком нашей школы является известный отрыв обучения от жизни, плохая подготовленность оканчивающих школу к практической деятельности. «Для того, чтобы укрепить связь школы с жизнью,— говорилось в отчетном докладе ЦК КПСС съезду,—необходимо не только ввести в школах преподава­ ние новых предметов, дающих основы знаний по вопросам техники и производства, но и систематически приобщать учащихся к труду на предприятиях, в колхозах и совхозах, на опытных участках и в школьных мастерских. Надо пере­ строить учебную программу средней школы в сторону боль­ шей производственной специализации с тем, чтобы юноши и девушки, оканчивающие десятилетку, имели хорошее общее образование, открывающее путь к высшему, и. вместе с тем, были подготовлены к практической деятельности, так как большая часть выпускников будет сразу приобщаться к груду в различных отраслях народного хозяйства», После съезда была проделана некоторая работа по прибли­ жению школы к жизни. Бесспорно, пенным и перспектив­ ным является уже накопленный первый опыт соединения обучения с производительным трудом в ряде школ РСФСР. Украины и других союзных республик. В Ставропольском крае, например, родилась замечательная инициатива соз­ дания ученических бригад в колхозах. Они комплектуются из учащихся 8— 9-х классов. Колхозы закрепляют за такими бригадами участки земли. Учащиеся в меру своих сил. в со­ ответствии с программой школы по труду, выполняют ком­ плекс работ в сельском хозяйстве. Эти работы осущест­ вляются не в ущерб программе школы. Зимой и весной для работы отводятся определенные часы, а в летнее время уча­ щиеся в основном заняты работой в колхозе. Юноши и де­ вушки вослгтываются в труде, приучаются к дисциплине и готовятся стать достойными мастерами сельского хозяйства. Глубокое изучение опыта ряда школ, соединяющих обуче­ ние с производством и трудом, поможет перестройке народ­ ного образования. Однако.в основной массе средних и высших школ положе­ ние практически почти не изменилось, связь школы с жи­ знью по-прежнему совершенно недостаточна. Поэтому Цент­ ральный Комитет партии и Совет Министров СССР считают необходимым в полном объеме рассмотреть вопрос о практи­ ческих мероприятиях по укреплению связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в стране «Необходимо решительно перестроить систему воспитания нашего подрастающего поколения в школах, — сказало в записке товарища Н. С. Хрущева об укреплении связи шко­ лы с жизнью. — Самое главное в этом деле — надо дать ло­ зунг и чтобы этот лозунг был священным для всех детей, поступающих в школу, что все дети должны готовиться к полезному труду, к участию в строительстве коммунистиче­ ского общества. И всякий труд на фабрике или в колхозе, на промышленном предприятии, в совхозе, МТС, РТС или в учреждении, честный, полезный труд для общества является священным трудом и необходимым для каждого человека, ко­ торый живет и пользуется благами общества. Каждый чело­ век, живя в коммунистическом обществе, должен вносить лепту своим трудом в строительство и дальнейшее развитие этого общества. Подготовка нашего подрастающего поколения к жизни, к полезному труду, воспитание у нашей молодежи глубокого уважения к принципам социалистического общест­ ва — эта задача должна стать главной задачей нашей шко­ лы». Советская школа призвана готовить разносторонне об­ разованных людей, хорошо знающих основы наук и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, вос­ питывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходи­ мых для общества. ш к о л е Вместе с тем технический прогресс требует пополнения промышленности и сельского хозяйства молодежью, имею-; щей достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Высшие учебные заведения в современных условиях при­ нимают в год примерно 450 тысяч человек, включая заоч­ ное и вечернее образование. За период с 1954 по 1957 год из числа окончивших среднюю школу не поступили в вузы и техникумы свыше 2,5 миллиона человек. В силу оторванно­ сти программ обучения в средней школе от жизни многие юноши и девушки не имеют трудовых навыков, не знают производства, что создает серьезные трудности для их уст­ ройства на работу, порождает у значительной части молоде­ жи и их родителей неудовлетворенность. Есе это вызывает настоятельную необходимость пере­ стройки работы школы. 11. Исходные позиции для правильного решения задачи перестройки школы заключаются прежде всего в том, чтобы с определенного возраста вся молодежь включалась в обще­ ственно полезный труд и ее обучение основам наук связы­ валось с производительным трудом в промышленности или сельском хозяйстве. Отсюда вытекает необходимость пра­ вильного соотношения в средней школе общего, политехни­ ческого и профессионального образования, основанного на разумном сочетании труда и обучения с отдыхом и нормаль­ ным физическим развитием детей и молодежи. (Продолжение на 2-й стр.Ц ( Школа и строительство коммунизма с р е д н е й

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz