Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1958 г. (г. Липецк)

Л --""' ПРОЛЕТАРИИ' ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ЕНИНСКОЕ знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издали» 5-4 I № 2 6 8 ( 1327) СУББОТА 15 НОЯБРЯ 1 95 8 г . Цена 20 коп. Советский народ, сплоченный вокруг своей Коммуни­ стической партии, достиг таких вершин, осуществил такие грандиозные преобразования, которые дают возможность нашей стране вступить теперь в новый важнейший период своего развития—период разверну­ того строительства коммунистического общества. К ОНТРОЛЬНЫЕ ЦИФРЫ разв ития народного хозя й ства СССР на 1959—1965 годы ( Тезисы доклада товарища Н. С. Хрущева на XXI съезде КПСС) (Продолжение. Начало в № 267). Наметается продолжить работы по расширению орошаемых земель в хлопкосеющих районах, мелиорации в северо-запад­ ных и западных районах, а также обводнению безводных и маловодных пастбищ. Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР предусматривается довести в 1965 году поставку сель­ скому хозяйству минеральных удобрений до 31 миллиона тонн против 10,3 миллиона тонн в. 1958 году. Необходимо также значительно увеличить накопление и внесение органи­ ческих удобрений, применение известкования кислых и гип­ сования солонцовых почв. В результате ускоренного развития химической промыш­ ленности создаются условия в предстоящем семилетии для улучшения дела защиты сельскохозяйственных растений от вредителей и болезней, а также для химической борьбы с сор­ няками, что является дополнительным резервом увеличения валовых сборов сельскохозяйственных культур. 3. Жи вотноводство , В области животноводства главной зада­ чей в предстоящем семилетии является увеличение производ­ ства мяса, молока, яиц и шерсти. Если среднегодовое увели­ чение производства мяса в 1952— 1958 годах составило при­ мерно 500 тысяч тонн (в убойном весе), то в 1959— 1965 годах оно должно составить более 1 миллиона 100 тысяч тонн, молока—соответственно 3,1 миллиона тонн и 5,9— 6,6 мил­ лиона тонн, шерсти— 18 тысяч тонн и 33 тысячи тонн. Уве­ личить надой молока'на корову не менее чем до 2600 кило­ граммов в колхозах. Наряду с этим необходимо обеспечить резкое увеличение поголовья всех видов скота и птицы. Среднегодовой -прирост поголовья в 1959— 1965 годах по сравнению со' средним при­ ростом за 1952— 1958 годы должен увеличиться по крупному рогатому скоту в 3,2- раза, в том числе по коровам — в 2,2 раза; по овцам—почти в два раза. В первые годы задача увеличения производства мяса бу­ дет решаться главным образом за счет свиноводства и пти­ цеводства, а в последующий период с увеличением числен­ ности крупного рогатого скота и овец значительно возрастет производство говядины и баранины. В целях повышения продуктивности скота улучшить орга­ низацию племенного дела, увеличить численность породного ско:а в колхозах и совхозах, широко использовав высоко­ продуктивных племенных животных для искусственного осе­ менения. Главным условием успешного выполнения намеченной про­ граммы раз'и.ия животноводства является создание прочной кормовой базы. Предусматривается преодолеть отставание в производстве кормов и обеспечить животноводство во всех районах страны достаточным количеством разнообразных и пошецэнных кормов. Проектируемое увеличение производства зерна позволит в 1965 году выделить 85— 90 миллионов тонн концентриро­ ванных кормов для скота. Одновременно должно быть увели­ чено по крайней мере в 2 раза производство сена, не менее чем в 4 раза — производство силоса, картофеля на корм скоту будет выделено примерно в 2 раза больше, чем в 1957 году. Решающая роль в увеличении производства кормов при­ надлежит кукурузе. Опыт возделывания кукурузы на боль­ ших площадях в различных районах страны убедительно подтверждает возможность получения не менее 500 центне- гоз зеленой массы с початками с гектара. Кукуруза, посеян­ ная квадратно-гнездовым способом, при правильной агротех­ нике и полной механизации всех работ по посеву, уходу, и. уборке дает по сравнению с другими культурами максималь­ ное количество кормовых единиц с гектара посева при наи­ меньших затратах труда и средств. За счет проведения в широких размерах работ по улуч­ шению естественных сенокосов и пастбищ повысить их про­ дуктивность не менее чем в полтора раза. Увеличить производство комбикормов до 18— 20 миллио­ нов тоня претив 3,9 миллиона тонн в 1957 году и принять меры к более полному использованию отходов рыбной и мяс­ ной промышленности. Значительно увеличить строительство наиболее экономич­ ных животноводческих помещений, осуществить механиза- Рию животноводческих Ферм, особенно подачи воды, до.ения керлв и внутрифермского транспорта. 4. За готовим се ль с к о хо зя й ственн ых продук тов. Контроль­ ными цифрами намечается довести в 1965 году заготовки осн вных видов сельскохозяйственных продуктов до следую­ щих размеров: 1965 г. (тыс. тонн) 1И65 г. в проц. к 1957 г. Хлопок-сырец 5.7ПО— б.ШО 135— 145 Сахарная свекла 70.000—78.000 180—200 Семена масличных культур 3.560 180 Картофель 11.720 148 Лен-волокно 530 137 Мясо 11.060 в 2,2 раза Молоко 40.610 в 2 раза Шерсть 540 в 1,9 раза Яйцо (миллиардов штук) 10 в 2,3 раза Предусматривается установить размеры заготовок зерна несколько выше уровня плановых заготовок из урожая 1 9 5 8 года, что обеспечивает потребность государства в хлебе и вместе с тем позволяет значительно увеличить рас­ ход зерна в колхозах и совхозах на производство мяса, молока и других продуктов животноводства. Планирование и проведение заготовок сельскохозяйствен­ ных продуктов должно самым тесным образом увязываться с правильным размещением сельскохозяйственного произ­ водства по отдельным зонам и районам страны с учетом их природных и экономических условий и способствовать подъему производительных сил в сельском хозяйстве. Полное и своевременное выполнение устанавливаемых Р а з в и т и е т р а н Предстоящее семилетие явится периодом коренной техни­ ческой реконструкции основных видов транспорта, особенно железнодорожного и воздушного. 1. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличится за семилетие до 1.800— 1850 миллиардов тонно-километров, или на 40— 45 процентов. В 1965 году 85 —87 процентов всего грузооборота железных дорог будет выполнено злектро- тюзами и тепловозами против 26 процентов в 1958 году. Про­ тяженность железных дорог, переведенных на электрическую и тепловозную тягу, достигнет примерно 100 тысяч кило- медиге. Будут электрифицированы важнейшие магистрали; Москва ь - Куйбышев .— Иркутск — Дальний Восток. Москва — планов заготовок сельскохозяйственных продуктов служит важнейшим показателем правильного понимания общегосу­ дарственных интересов со стороны тружеников села. Необ­ ходимо и в дальнейшем строго соблюдать государственную дисциплину в этом вопросе, принимая меры к успешному выполнению и перевыполнению ежегодных планов загото­ вок всех видов сельскохозяйственных продуктов, а также планов, устанавливаемых на семилетку. При этом должно обеспечиваться безусловное выполнение заданий по по­ ставкам продукции в общесоюзный фонд, предназначен­ ный для своевременного покрытия общегосударственных потребностей и выполнения межреспубликанских поставок. 5. Развитие совхозов. В предстоящем семилетии в боль­ ших размерах увеличится производство сельскохозяйствен­ ных продуктов в совхозах. Еще более должна возрасти роль совхозов, как ведущих социалистических предприятий в сельском хозяйстве. В предстоящем семилетии намечается завершить строительство производственных и жилых зданий в совхозах, особенно в районах освоения целинных земель. Пре­ дусматривается обеспечить в 1965 году по сравнению с 1957 годом в сопоставимых ценах снижение себестоимости зерна не менее чем на 30 процентов, мяса •— на 19 процентов, молока — на 23 процента, шерсти — на 8 процентов, хлопка — на 20 процентов. Для развития совхозного про­ изводства и обеспечения высокой рентабельности совхозов намечается значительно усилить их материально-техниче­ ское оснащение, полностью удовлетворить потребности сов­ хозов в минеральных удобрениях. Будет осуществлена спе­ циализация совхозов на производстве определенных видов продукции. 6. Механизация и эпек трифинация сельск ого хозяйства. Одним из решающих условий выполнения заданий по разви­ тию сельского хозяйства на 1959— 1965 годы является всемерное расширение механизации и. электрификации про­ изводства, дальнейшее оснащение колхозов и совхозов передовой техникой. За семилетие намечается произвести для сельского хо­ зяйства; более 1 миллиона тракторов, около 400 тысяч зер­ новых комбайнов и большое количество других машин и оборудования. Повышение технической оснащенности позволит сокра­ тить сроки проведения сельскохозяйственных работ и рас­ ширить внедрение комплексной механизации сельскохозяй­ ственного производства применительно к различным зонам страны. Широкий размах получат в 1 9 5 9 — 1 9 6 5 годах раооты по электрификации сельского хозяйства. Предусматривается завершить в основном к концу семилетия электрификацию всех колхозов страны, а электрификация совхозов и ” 1Ь будет завершена значительно раньше. Намеченный на пред­ стоящее семилетие объем работ по электрификации колхозов будет в 2,5 раза превышать объем этих раоот в 195^ 1958 годах. Потребление электроэнергии в сельском хозяй­ стве возрастет за 7 лег примерно в 4 раза. Для осуществле­ ния задачи электрификации сельского хозяйства следует широко привлекать средства колхозов на^строительство меж­ колхозных и межрайонных электростанций. Предусматривает­ ся также электроснабжение совхозов й колхозов от электри­ ческих сетей государственных энергосистем и электростанций. Колхозы и совхозы будут более широко применять электриче­ скую энергию в производстве. 7. Лесное хозяйство. Предусматривается использование лесных ресурсов из расчета не только полного удовлетворе­ ния текущих \нужд страны, но и сбережения и возобновления лесов. Растущие потребности народного хозяйства и населения в лесных материалах будут покрываться за счет усиления за­ готовок и переработки древесины в многолесных районах Севера, Урала и Сибири. Необходимо привлекать технические средства и кадры лесозаготовительных организаций для про­ ведения лесовосстановительных работ. Осуществить новое и повторное устройство лесов на пло­ щади 262 миллиона гектаров, провести посев и посадку леса и мероприятия по возобновлению леса на площади примерно 11 миллионов гектаров. Неотложной задачей является улуч­ шение качественного состава леса, проведение работ по охра­ не леса от пожаров и вредных насекомых. Расширить работы по повышению лесистости степных и лесостепных районов страны за счет облесения неудобных земрль, не используемых в сельском хозяйстве, развернуть до;ожнсе строительство в л°су и лесоосушительные работы. * * * В настоящее втомя в сельском хозяйстве, как и во всех отраслях народного хозяйства, на первый план выдвигают­ ся вопросы повышения производительности труда, сокраще­ ния затрат труда и средств на производство единицы про­ дукции. За семилетие производительность труда в колхозах должна увеличиться примерно в 2 раза, а в совхозах — на 55— 60 процентов. Каждый колхоз.и совхоз должен не только обеспечивать получение как можно большего количег стга продукции с закрепленной земли, но и вести хозяйство расчетливо, при наиболее разумном использовании всех воз­ можностей, строжайшем проведении режима экономии. Имен- ' но на этой основе у нас будет обеспечиваться неуклонное снижение цен на продукцию сельского хозяйства и дальней­ шее улучшение благосостояния народных масс. Контрольными цифрами развития народного хозяйства СССР на 1959 — 1965 годы предусматриваются высокие тем­ пы дальнейшего подтема сельскохозяйственного производства в нашей страна. За последние пять лет в сельском хозяйстве произошли большие изменения, созданы все условия для ус­ пешного решения выдвигаемых в предстоящем семилетии за­ дач. Социалистическое соревнование тружеников села и опыт передовых колхозов и совхозов указывают на реаль­ ную возможность успешного выполнения этих больших задач в развитии сельского хозяйства. с п о р т а и с в я з и Горький — Свердловск. Москва— Казань — Свердловск, Кара­ ганда — Магнитшоргк — Уфа, Москва — Харьков — Ростов— Минеральные Воды и другие, в результате чего сеть электри­ фицированных железных дорог увеличится примерно в три раза. Для освоения природных ресурсов в новых районах и уси­ ления транспортных связей между важнейшими экономиче­ скими районами намечается построить примерно 9 тысяч километров новых железнодорожных магистралей и около 8 тысяч километров вторых путей. Будет закончено строи­ тельство крупнейших Южно-Сибирской и Средне-Сибир­ ской магистралей, построен ряд новых железнодорожных ли­ пка в районах Казахстана. Урала. Поволжья. Кроке предусматривается строительство 2,7 тысячи километров же­ лезных дорог в районах освоения лесных массивов. Новейшие средства автоматики и телемеханики найдут ши­ рокое применение на железнодорожном транспорте. За 1959 — 1965 годы намечается оборудовать автоматической блоки­ ровкой и диспетчерской централизацией железнодорожные линии протяженностью 18— 20 тысяч километров. Для обес­ печения эффективного использования новых мощных локомо­ тивов в действующую сеть будет уложено не менее 70 тысяч километров новых рельсов, преимущественно тяжелого типа. В результате технического перевооружения железных до­ рог и улучшения использования основных средств производи­ тельность труда на железнодорожном транспорте возрастет за семилетие на 34— 37 процентов и превысит современный уро­ вень производительности труда на железных дорогах США. Себестоимость железнодорожных перевозок за семилетие сни­ зится примерно на 22 процента. 2. Грузооборот морск ого транспорта возрастет за семилетие примерно в 2 раза, при этом значительно повысится участие отечественного флота в перевозках экспортно-импортных грузов. Реконструкция морского торгового флота намечается по ли­ нии оснащения его новыми быстроходными судами. Общий тоннаж морского флота увеличится за семилетие примерно в 2 раза. Пропускная способность морских портов увеличится на 60—70 процентов; к концу семилетия комплексная меха­ низация погрузочно-разгрузочных работ в портах будет дове­ дена до 75 процентов их общего объема. 3. Повысится роль рэчного транспорта в обслуживании на­ родного хозяйства и особенно в районах Сибири. Грузооборот речного транспорта увеличится за семилетие примерно в 1,6 раза. Намечается пополнить и в значительной мере обновить реч­ ной флот, увеличить грузоподъемность самоходного флота при­ мерно в три раза, пропускную способность речных ^портов — на 70—80 процентов, довести уровень комплексной механи­ зации погрузочно-разгрузочных работ в портах до 75 процен- тов. „ Будет введен в действие Волго-Балтийский водный путь. Значительно оасширится судоремонтная база, особенно в реч­ ных бассейнах Сибири. 4. В условиях быстрого развития нефтяной промышленно­ сти почти в три раза возрастет протяженность магистральных трубопроводов, а грузооборот трубопроводного транспорта 1. Предстоящее семилетие явится периодом небывалого развертывания строительства во всех районах страны и осо­ бенно в восточных районах. Об ъе м го с уд а р ственн ых к а п и­ та льных вл о ж ений возрастет за 1959 — 1965 годы в 1,8 ра­ за в сравнении с предыдущим семилетием и будет почти ра­ вен объему к апитальных вложений в народное хо зя й ство за все годы существования Советск ой власти. Объем капитальных вложений характеризуется следующи­ ми показателями (в миллиардах рублей в сопоставимых ценах); 1952— 1958 гг. 1959— 1965 гг. проц. роста Всего по народ­ ному хозяйству 1.072 1.940— 1.970 181— 184 в том числе: строительство объ­ ектов производст­ венного назначения 821 1.483— 1.513 1 8 1 -1 8 4 жилищное и коммунальное стро­ ительство 208 375— 380 180— 183 строительство объектов просве­ щения, культуры и здравоохранения 43 77 179 Коммунистическая партия придает первостепенное значение наиболее эффективным направлениям капитальных вложе­ ний, позволяющим при меньших затратах средств наращивать производственные мощности и увеличивать выпуск промыш­ ленной продукции в наиболее короткие сроки при резком уве­ личении производительности труда и снижении себестоимо­ сти продукции. Если при определении перспектив развития некоторых рай­ онов страны, с вновь открытыми природными богатствами, правильным будет направление капитальных вложений в строительство новых предприятий (по добыче нефти, газа, выработке электроэнергии, расширению производства сырь­ евых ресурсов и т. д.), то в отношении ряда отраслей и особенно перерабатывающей промышленности семилетний план исходит из того, что основным направлением на бли­ жайшие годы должлы быть коренная реконструкция, рас­ ширение и техническое перевооружение действующих пред­ приятий на базе комплексной механизации и автоматизации и новых технологических процессов, предусматривающих ши­ рокое обновление и модернизацию оборудования. Реконструкция предприятий должна проводиться в корот­ кие сроки и обязательно сопровождаться приростом производ­ ственных мощностей и значительным ростом производитель­ ности труда. Осуществление в крупных масштабах реконструкции, а также частичное расширение и техническое перевооружение действующих предприятий во многих случаях позволят со значительно меньшими денежными и материальными затрата­ ми и быстрее, чем при строительстве новых предприятий, решить в ближайшие годы задачу увеличения выпуска продукции. На многих предприятиях, созданных в годы первых пяти­ леток и более старых, назрела необходимость замены уста­ ревшего оборудования, проведения реконструкции и в от­ дельных случаях расширения площадей для того, чтобы в значительной мере интенсифицировать производство и соз­ дать на этих предприятиях условия производства, отвечаю­ щие современным требованиям техники и обеспечивающие необходимый рост производительности труда. В ряде экономических районов осуществление реконструк­ ции действующих предприятий диктуется также и необходи­ мостью наиболее рационального решения вопросов комплекс­ ного развития промышленности района для того, чтобы более целесообразно организовать комплектацию предприятий райо­ на необходимыми изделиями и существенно улучшить коопе­ рацию в промышленности. 2. При росте объема государственных капитальных вложе­ ний в целом по народному хозяйству за 1959—1965 годы в 1,8 раза капитальные вложения в промышленность возрастут примерно в 2 раза по сравнению с прошлым семилетием. увеличится за семилетие примерно в 5,6 раза. Это позволит в значительной мере освободиться от дорогостоящей транспор­ тировки нефти и нефтепродуктов по железным дорогам. 5. Грузооборот автомобильного транспорта возрастет за се­ милетие примерно в 1,9 раза и перевозки пассажиров авто­ бусами —- более чем в 3 раза. Дальнейшее развитие получит автомобильный транспорт общего пользования и укрупнение автомобильных хозяйств в совнархозах, увеличится парк гру­ зовых автомобилей-такси, резко‘ возрастут централизован­ ные перевозки, что позволит ликвидировать неэкономичны' мелкие автохозяйства. Общая грузоподъемность автомобиле!' увеличится более чем на 40 процентов, автомобильный парк будет пополнен машинами новых конструкций. Парк автобу­ сов возрастет в 4,4 раза. Важнейшей задачей в семилетии является усиление строи­ тельства автомобильных дорог. В 1959— 1965 годах наме­ чается построить автомобильных дорог общегосударственного значения в 2,8 раза больше, чем за прошлое семилетие. При этом на важнейших направлениях дороги будут строиться пре­ имущественно с цементно-бетонным покрытием. Значительно расширится сеть дорог с твердым покрытием республиканско­ го. областного и местного значения, особенно в районах освое­ ния целинных земель. 6. Воздушный транспорт в результате внедрения скорост­ ных многоместных турбореактивных и турбовинтовых самоле­ тов станет одним из главных видов пассажирского транспор­ та. Перевозки пассажиров воздушным транспортом возрастут за семилетие примерно в 6 раз. Для обеспечения эксплуата­ ции новейших типов тяжелых самолетов намечается реконст­ руировать и построить свыше 90 аэропортов, воздушные ли­ нии будут оснащены современными средствами самолетовож­ дения, расширится сеть аэропортов на местных воздушных линиях. 7. Дальнейшее развитие получит связь. Сеть междугород­ ных кабельных линий связи возрастет в 2 раза, протяжен­ ность радиорелейных линий связи — примерно в 6 раз. Наме­ чается увеличение мощности радиовещательных станций и ускорение работ по широкому внедрению телевизионного и ультракоротковолнового вещания, а также внедрению цвет­ ного телевидения. Количество телевизионных станций увели­ чится в 2,6 раза. За 1959— 1965 годы мощность городских телефонных станций увеличится в полтора раза, будет завер­ шена работа по радиофикации и телефонизации села. На строительство предприятий черной металлургии наме­ чается выделить около 100 миллиардов рублей, что в 2,4 ра­ за превысит капитальные вложения в черную металлургию за 1952— 1958 годы. При этом капитальные вложения в раз­ витие железорудной промышленности возрастут в 2,8 раза. На развитие химическ ой промышленности предусматривает­ ся выделить 100— 105 миллиардов рублей, в том числе 16 миллиардов рублей на развитое предприятий по переработке химических продуктов. Около половины всех ассигнований на развитие химической промышленности будет направлено на строительство предприятий по производству пластических масс, искусственных и синтетических волокон, синтетическо­ го каучука, спирта. Капитальные вложения в нефтяную и газовую промыш­ ленность составят 170— 173 миллиарда рублей, то есть возра­ стут в 2,3— 2,4 раза. При этом объем капитальных вложений в газовую промышленность возрастет в 4,2 раза, а в строи­ тельство объектов нефтехимии — в 25 раз по сравнению с прошлым семилетием. На развитие угольной промышленности выделяется 7 5 — 7 8 миллиардов рублей, что на 22— 27 процентов больше, чем в 1952— 1958 годах, при этом более высокие темпы роста на­ мечаются для развития угольной промышленности восточных районов страны и добычи коксующихся углей. Капитальные вложения в строительство элек тростанций, элек трическ их и тепловых сетей устанавливаются в разме­ ре 125— 129 миллиардов рублей, т. е. увеличиваются при­ мерно в 1,7 раза. При этом имеется в виду обеспечить пре­ имущественное строительство тепловых электростанций. Капитальные вложения в лесную, бумаж ную и деревообра­ батывающую промышленность устанавливаются в сумме 58— 60 миллиардов рублей, то есть увеличиваются в два с лиш­ ним раза. Из этой суммы примерно 60 процентов направляет­ ся на развитие целлюлозно-бумажной и деревообрабатываю­ щей промышленности. Контрольными цифрами на 1959— 1965 годы предусматри­ ваются капитальные вложения на развитие легк ой и пищевой промышленности 8 0—85 миллиардов рублей, или примерно в 2 раза больше, чем в предыдущем семилетии. На ж илищное и к оммунальное строительство направляется 375— 380 миллиардов рублей, что означает увеличение на 80— 83 процента по сравнению с предыдущим семилетием. Крупные средства выделяются на строительство общеобра­ зовательных школ и особенно школ-интернатов, больниц, дет­ ских учреждений и друтих учреждений культуры и здраво­ охранения. П о с ел ьс к ом у хозя й ств у предусматриваются государствен­ ные каяитальные вложения в сумме около 150 миллиардов рублей. Увеличение доходов колхозов в результате роста товарной продукции земледелия и животноводства позволит им осуще­ ствить крупные капитальные вложения за счет собственных средств. По предварительным расчетам, колхозы могут в те­ чение 1959— 1965 годов произвести работ по строительству производственных, культурно-бытовых объектов, благоустрой­ ству села в объеме 250 миллиардов рублей и на приобрете­ ние техники 95 миллиардов рублей. Таким образом, общий объем капитальных вложений госу­ дарства и колхозов в сельское хозяйство составит в 1959— 1965 годах около 500 миллиардов рублей и превысит фактиче­ ские вложения, произведенные в 1952— 1958 годах, почти в 2 раза. На развитие ж елезн одо рожного транспорта предусматривает­ ся выделить 110— 115 миллиардов рублей, или на 83— 92 процента' больше, чем было израсходовало в предшествующие семь лет. При этом капитальные вложения на электрифика­ цию железных дорог возрастут в 2,7 раза. 3. Намечаемая грандиозная программа капитального строи­ тельства должна быть осуществлена с максимальной экономи­ ей государственных средств как в отношении строительства производственных объектов, так и жилищного и культурно- бытового строительства. Необходимо прежде всего, чтобы наши плановые и хозяйст­ венные органы с ‘ особой тщательностью и экономической рас- (Продолжение на 2-й стр.). Капитальные вложения в народное хозяйство и капитальное строительство

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz