Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
3 а ш у = 0 » Н а в с т р е ч у 4 0 - л е т и ю В е л и к о г о О к т я б р я ОКТЯБРЬ ОТКРЫЛ ДОРОГУ К ЗНАНИЮ 38 38 № У н а с в с е у ч а т с я Одним из великих завоеваний Великой Октябрьской социалисти ческой революции является откры тие широкого доступа народу к знаниям, к науке. Школа — от ее начальных ступеней до универ ситетских аудиторий — открылась для детей рабочих и крестьян толь ко после завоевания власти наро дом. Молодой Советской республике предстояло выполнить колоссаль ную работу по развертыванию се ти школ, обеспечению их педагоги ческими кадрами, выработке про грамм, изданию учебников и т. п. Почти все приходилось делать за ново, так как дореволюционная школа была, как и весь царский строй, отсталой, устаревшей во всех отношениях. Она служила це лям распространения религиозного дурмана и безропотного повинове ния самодержавию. Народу, ставшему у власти, такая школа была не нужна, и он стал строить другую школу — со ветскую, единую, трудовую. В пер вые же дни революции школа бы ла отделена от церкви, запрещено было преподавание закона божьего, программы и учебники стали очи щаться от религиозного влияния и опираться на научные основы. Учительство старой школы бли- жА других слоев буржуазной ин теллигенции стояло к народу. Это облегчило и ускорило переход его на сторону Советской власти и усвоение им программы. Коммуни стической партии по народному об разованию. Из человека, состояв шего на подозрении у полиции, за которым шпионил поп, над которым издевался урядник, учитель превра тился в активного общественного работника. Днем он учил детей, вечером — взрослых. Он же был руководителем кружка безбожни ков. режиссером и главным арти стом сельского драмкружка. Он зачастую бывал единственным кон сультантом в избе-читальне. Не зря учителей в те годы часто называ ли культармейцами. Пролетарская революция пробу дила миллионные массы трудящих ся, служившие объектом эксплуа тации в прошлом и призванные теперь стать активными строителя ми нового социалистического обще ства. Серьезным препятствием на атом пути была массовая неграмот ность рлроелого населения. А ведь неграмотный человек стоит вне по литики, как говорил В. И. Ленин. Учительство хорошо поняло ука зание великого вождя и прдмо- таки с революционным энтузиаз мом вместе с комсомолом взялось за ликвидацию неграмотности сре ди взрослых и уже в двадцатые годы в основном решило эту за дачу. В народном образовании, как и во всех других вопросах строи тельства социализма, наша страна шла неизведанным путем. Многое испытывалось, проверялось практи кой, изменялось. Это относится к структуре школы, режиму учебно- воспитательного процесса, методам преподавания, программам, учебни кам. За работой школы постоянно наблюдал Центральный Комитет партии. Вопросы народного обра зования обсуждались почти на всех съездах партии, работа школы на правлялась целым рядом специаль ных решений партии и правитель ства. Этим постоянным вниманием со стороны Коммунистической партия и Советского правительства опре делился восходящий путь развития советской школы. Уже к концу первого десятилетия после оконча ния гражданской войны были со зданы условия для введения все общего обязательного начального обучения. Вместе с этим ВЦИК раз решил областным исполнительным комитетам вводить (по мере го товности) всеобщее обязательное семилетнее обучение. Если вспом нить, что до этого начальные шко лы были только в больших селах, а семилетии® — в бывших уезд ных городах по одной на 5— 7 ны нешних районов, то станет ясным, какая огромная работа и какие большие ассигнования средств не обходимы были для осуществления всеобщеел-начального и семилетне го обучения. Вместе с осуществлением всеоб щего начального и семилетнего обу чения в тридцатые и сороковые го ды уделялось большое внимание средней школе. Без хорошей по становки среднего образования нельзя было решить проблему под готовки специалистов для про мышленности, сельского хозяйства и социально-культурных учрежде ний. В этот период у нас сформи ровалась средняя десятилетняя школа с довольно высоким уровнем общего образования. Это было бес спорным и крупным достижением советской школы, но с течением времени все больше и больше на чинал сказываться отрыв обуче ния от жизни, подчинение всей работы одной цели — подготовке оканчивающих к поступлению в ВУЗ. Это заставило пересмотреть цели и задачи средней школы, ее программу и учебный план. Необходимость коренной пере стройки школы вызывается также и тем. что уже в пятой пятилетке в республиканских и областных центрах, а также промышленных городах было полностью осущест влено среднее образование. Е кон цу шестой пятилетки намечено осуществление его повсеместно. Успешно выполняются директивы XX съезда ЕПСС о введении по всеместно среднего образования и в нашей области. За последние три года сеть средних школ вы росла у нас с 104 до 140 единиц. Тридцать шесть новых средних школ! Это почти в четыре раза больше, чем было средних школ на территории области в дореволю ционное время. Сеть средних школ растет главным образом за счет открытия их в селах, где их никогда не бы ло и где дети либо не учились по сле окончания семилетки, либо вы нуждены были оканчивать десяти летку в городах. Так, недавно от крыты Зенкинская средняя школа Чаплыгинского района, Бутырская и Ленинская Липецкого района, Сторожевская и Березняговсжая Ус- манского района, Б.-Боевская Дол горуковского района, Н.-Дубовсвая Xлевенского района и другие. Сеть средних школ будет расти и даль ше. До конца шестой пятилетки откроется еще около 30 школ. Быстро растет у нас и контин гент оканчивающих среднюю шко лу. Е 1959 году он удвоится по сравнению с текущим годом. Ра бочий класс и колхозное кресть янство с каждым годом все больше и больше будут пополняться мо лодежью со средним образованием. Уже в этом году в Болонском рай оне 143 учащихся, окончивших среднюю школу, пошли на работу в колхозы и 15 в МТС, в Ста- новлянском районе 117 человек после окончания десятилетки по шли в колхозы, совхозы и МТС, 178 человек, окончивших липецкие городские школы, пошли на рабо ту на различные предприятия. На всестороннюю подготовку учащихся к трудовой деятельности должны быть направлены все уси лия педагогических коллективов. Этому подчинены новый учебный план и программы по основам про изводства и труду. Правительством принят ряд мер по улучшению подготовки педаго гических кадров. Укрепляется материальная база школ как за счет растущих ас сигнований по бюджету, так и за счет • изыскания дополнительных средств на оборудование. Не следует, однако, считать, что большие задачи, поставленные XX съездом ЕПСС перед школой, уже разрешены. У нас много ценных начинаний, но даже незначительная доля самоуспокоенности может по губить их в самом начале. Мобили зация всех сил, использование всех средств, развертывание критики недостатков, постоянная творческая активность педагогических коллек тивов и работников народного об разования помогут школам прийти к 40-й годовщине Октября с но выми успехами в воспитании детей. И. ПОНОМАРЕВ, заве дующий облоно. Школ а будущего В нынешнем году в нашей обла сти откры л ась еще одна школа- инт ернат. Разме щ е н а она в про сторном трех эт ажном здан ии в г. Ус мани. Здесь есть все необходимое для учебы: про сторные и удобные кла ссы, учебные м а стер ские и каб инеты, столо вая, актовый зал. Неподалеку ра споло жено и общежитие. В торжественной об ст ановке состоялось в сентябре открытие шко лы. 310 воспи тан ников в этот день сели з а пар ты. А желающ их посту пить в школу нового ти п а было во много раз больше. В первую оче редь прин имались в ин т ернат сироты, дети ин ва лидов и многодетных родителей. Воспит анн ики содер ж ат ся н а полном го су д ар ственном обеспече нии. Только ч а с т ь средств на их содерж а ние вносится родителя ми, причем величин а этой суммы зав исит от их обеспеченности. Н а и меньший ее р азмер —30 рублей, наибольший — 500. Программа школы -ин терн ата преду см атр ив ает в сестороннее р азв итие способностей детей. Н а ряду с препод аван и ем общеобр азовательных знан ий большое вн има ние уделяется т рудово му и физическому вос питанию. С пе рвого кл ас са детям пр ививаются т рудовые навык и. Они сами следят за порядком в общеж итии, в школе, в столовой, р аботают на под собном хозяй с т в е, ух аж ив ают за с адом. В учебную п р о г р а м м у включено преподава ние труд а и основ производ ств а. Каждый ученик по окон чании школы полу чит ту или иную специ альность. В школьных масте р ских будут р аботать це хи: столярный, слес ар ный, сапожный, тока р ный, швейный. Он и бу дут вып ускать п родук ц ию, имеющую не толь ко учебное, но и практ и ческое значе ние. Се йчас, нап ример, шко ла уже по лу чил а заказ на изго товление 100 столиков и 400 т абуреток для дет ского с ада. Часть средств, полу ченных от реал из а ции продукции учебных м а с терских, пойдет н а даль нейшее благоу стройство школы и общежития, н а укреплен ие матер иаль ной базы политехниче ского обучения. Д ругая ча сть—будет начислять ся школьникам в каче стве за работной платы. Деньг и, з аработанные в интер нате за время обу че ния, дети получ ат по окон чании школы. Таким об разом, каждый вы пу скник будет м атер и ально обе спечен на тот пер иод, когд а ему п ри дется вы бирать себе ра боту или поступать в ВУЗ. Преподава т е л ь с к и й коллектив школы стре мится в основу воспита тельной работы поло жить принципы извест ного советского педаго га А. С. Макаренко. Уч еническому коллекти ву предост а в л я ю т с я большие права в во спи та нии своих членов. Ру ководящим орг аном кол лектива является совет школы, изби раемый с а м ими учени ками. Каж дый класс п ред ст авляет собой ячейку в с е г о школьного коллектива. Пооч ередно кла ссы несут дежурство по школе. Дежурный кл а сс а следит з а порядком в общеж и тии, в кл а сс ах, на пере менах, в столовой, при нимает ме ры для у стр а нен ия замеченных недо ст атков. Еженедельно на обще- школьной линейке под водятся итоги дежу р ст ва кла ссов. Решением всего коллект ива о пре деляет ся, кто лучше вы полнял обяз анно сти де журных, и победителю присужд ает ся первое ме сто в соревн ова нии кл а с сов. Школы-интер наты соз д ают ся по решению XX съезд а КПСС. Разумеет ся, в первые годы их су ществов ания возникает много новых во про сов. От препод аватель ского кол лектива зависит раз работка мног их практи ческих приемов и мето дов воспитания в шко лах-интернатах. Поэтому на работу в Усманскую школу-интернат препода вателями и воспитателя ми подбирались лучшие педагоги района. Сейчас у нас в обла сти открыто только две школы-интерната, но за ними будущее. Пройдет еще несколько лет — и в таких школах будут учиться многие д е т и школьного возраста. И. ОС ТАНКОВ. На сним ках: 1. Усм ан- ская школа-инте рнат; 2. В общеж итии воспит ан н иков. Дежурн ая —- уче н иц а Шура Шу льгина уби рает комнату. Фото П. Невареных. В Покро вской семилетней школе Тербун ского района большое вни ман ие уделяется внеклассной работе. Зде сь в течение ря да лет дей ствует краевед ческий кружок. Руководит кружком препод аватель исто рии П. Ф. Ф ил атов. Кружок сейч а с собир ает исторические ма териалы о достижениях трудящихся района за 40 лет Советской власти. На снимке: занятие кружка. Фото В. Волчкова. --------.--------------------- * * ------------------ ----- ----- Без отрыва от про изводств а Некоторым юношам и девушкам, ныне работающим в городе Чаплы гине на чугунолитейном, агрегат ном, обозном заводах, на железной дороге и других предприятиях и в учреждениях, в свое время по тем или иным причинам не пришлось окончить десятилетку. Теперь многие из них без отры ва от производства занимаются в вечерней школе рабочей молодежи. Вот за партой в 9 «б» классе мы видим склонившегося над книгой передовика производства— каменщи ка агрегатного завода Виктора По пова. Им владеет страстное жела ние получить среднее, а затем и высшее образование. И он получит его. Упорный труд, нет сомнения, принесет желаемые результаты. Знания Виктора всегда оценивают ся учителями «четверками» и «пя терками». И таких, как он, много. В этом же классе учатся старшина желез нодорожной милиции Александр Еоротков, моторист Александр Ры жов. рабочий агрегатного завода Виктор Беломытцев. Все они учат ся успешно. Чап.тыгинская школа рабочей мо лодежи открылась совсем недавно — в 1952 году. Но за эти 5 лет 120 человек успели окончить семь классов, а 103 человека — пол ный курс средней школы. В 1956 — 1957 учебном году десятый класс окончило 37 чело век, двое из них получили золотые и один — серебряную медали. Зо лотую медаль получила маетен массового пошива артели «Октябрь», мать двоих детей Зинаида Данжина. Сейчас она заочница Московского технологического института. Муж ее, рабочий агрегатного завода, ин валид Отечественной войны Вла димир Даякин учится в 10 классе. Заведующий дорожным отделом райисполкома т. Аксенов, окончив вечернюю школу, поступил учиться на заочное отделение Саратовского автодорожного института. Бухгал тер крахмалотерочного завода т. По ляков заочно учится в Московском планово-экономическом институте, а электромонтер агрегатного завода Юрий Новиков — в Московском) машиностроительном институте. В школе рабочей молодежи в на стоящее время занимаются 188 че ловек вместо 165 по плану, из них только в десятых классах — 43 человека. И. БЕЗ ЫМЯННЫХ. Б лаго дарность отца В этом письме я хочу выразить благодарность родному Советскому правительству и Центральному Ео- митету нашей партии за правиль ную политику, за то, что они забо тятся о каждом человеке. Я вот сейчас гляжу на своих де тей и внуков и вспоминаю свою молодость. Родился я в 1887 году в селе Б.-Еузьминки нынешнего Добровского района. Ничего хоро шего не видел. Вырос — взяли на службу в царскую армию. Отслу жил — вернулся опять к сохе горе мыкать. Иначе сложилась ■ жизнь моего старшего сына Алексея Никифоро вича Маркова. В 1 9 2 8 'году он тоже пошел в армию, но только другое бы ло время и армия была другая — со ветская. Пошел он служить малогра мотным, а вернулся культурным, образованным человеком. Сейчас он работает токарем на московском заводе «Ерасный пролетарий». После войны ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии, а недавно, в дни столетнего юбилея завода «Ерасный пролетарий» он был награжден орденом Ленина. Младший мой сын — Семен тоже вырос дельным человеком. Он рабо тает сейчас у нас в колхозе -счето водом. Есть у меня семь внучат. Чет веро из них получили хорошее об разование и сейчас работают, а трое еще учатся. Глядя на своих детей и внуков, я и сам молодею. При такой счастли вой жизни живи хоть сто лет — и все будут силы и желание трудить ся на благо нашей любимой Родины. Никифор Иванович МАРНОВ, колхозник. ☆ ☆ И з прошлого С удьба у ч и т е л я В озникновение народных уч илищ в нашем крае срносится к концу XVIII век а. Во второй по ловине XVIII век а в Ро ссии возник ает общеобразова тельная школа и начинает оф орм ля ться определен ная систем а педаго гических идей, отр ажающ их потреб ности общественного раз вития. В 1782 году «комиссия об учреждении н ародных училищ» р азработала план открыт ия в к аждом уездном городе «малого народного училища» и в каждом губе р нском—«гл авного на родного училищ а». План этот был по ложен в основу «Устава н ародным уч илищам» (1786 г.) Согласно плану 22 сен тября 1786 года в губер нском горЪде Тамбове было открыто «главное народное у чи лище». З атем ст али отк рывать ся учи лища в уездных го родах: I января 1787 года в Козлове, Лебедян и, Мор- шанске, Шапке; 1 марта 1789 года в Липецке, 1 авг уст а 1794 года—в Спа сске. Учителя для м алых народных у чи лищ были вы требованы из Ряз ан ской семинарии. Приказ обществен ного призрения содержал на свой счет только главное народное учили ще в губернском городе, а малые народные училища в уездных горо дах находились на содержании мест ных мещан и купцов. Последние не желали тратить свои капиталы на народное образование. Поэтому все уездные училища влачили жалкое существование и многие из них вскоре после открытия закрывались совсем. Лебедянское училище просущест вовало лишь два года, после чего местное купечество решительно отка залось содержать его на свои средст ва, .ссылаясь на то, что «их детей в училище нет, и впредь отдавать не намерены». На этом основании Лебе дянский магистрат решил: « Без уче н иков не может быть и училищ а». Не сколько дольше просуществов а ло Л ипецкое народное уч илище. Этим оно обяз ано учителю Ивану Протопопову, ст арательному и до бросовестному пед агогу. По отзыву смотрителя училища Фед ора Кош ки- иа, учитель П ротопопов «вел себя т ак как п рилично доброму и честно му гр аждан ину во всем ра чительно». Но и его энергии было недост аточно, чтобы преодолеть косность местного м ещанского и купеческого общества. 29 декаб ря 1788 года перед с амым открыт ием училищ а липецкий город ничий сообщил в Тамбов в п ри каз общ ественного призрения, что «ко открытию в Липецке м алого народ ного училищ а назначен дом купца К ириллы З абазарного, который со стоит в готовности и прочие нужно сти как то: столы, скамьи стоят во всякой исправности и детей на пер вый случай набрано 35 человек», и липецкое общество обязалось «со держать училище на свой кошт». Однако уже на следующий год народное училище оказалось в «ху дом положении, крыша развалилась и учитель Иван Протопопов претер певает изнурение», так как ему не выдавали «заслуженного жалования за генварскую, майскую и сентябрь скую трети», т. е. в течение года учи тель не получал жалованья. Дело шло так, что училище р азва ли валось, а учитель со дня на день вст речал все больше и больше труд ностей н а своем бл агородном по при ще. Преданный своему делу, он не ' В з а писн ую к н иж к у а гит ат ора В нынешнем учеб ном году в нашей об ласти работают 24 тех никум а и других спец иальных учебных заведений, 1381 шко ла общего об разова н ия, 55 школ р абочей и сельской молодежи, 9 спецшкол, 18 дет ских домов. * * Н е До Великой Ок тябрьской соц иалисти ческой революции в г. Липецке было толь ко 10 н ачальных школ, реальное уч илище и женск ая гимназия, в кото рых обучал ись 1867 человек. Сейч ас здесь имеют ся 31 общеоб разова тельная школа, 3 тех нику ма, медицинское училище, 2 техниче ских уч илища, 5 школ ФЗО, 6 школ' рабо чей молодеж и, пед аго г ический институт и фили ал маш иностро ительного инс титута. Во всех этих учеб ных заведениях обу чается 25.500 человек. * ** Большое вн и ман ие уделяется в нашей стр ане подготовке пе даг огических кадров. В школах обла сти р а ботают 9988 уч ителей. З а долголетнюю и безупречную р аботу награждены орденам и и мед алям и 1157 учи телей обл асти. 31 пе дагогу присвоено по четное зв ан ие «З а слу женный учитель шко лы РСФСР». хотел мириться с ссед авш имся поло жением к раз вил большую энергию в борьбе з а сох ра нение училищ а в Липецке. На протяже нии деся тилет он многократно обращал ся в Липецкий магистрат, Думу, Тамбов ский приказ общественного призре ния и к губернатору с предложением «привести училище в действо и обя зательство обществом данное выпол нить». Но магистрат и Дума о ст ава лись косными к прось бам уч ителя и «исполнения не учиняли». Учитель не мирился с этим. Он по д ал прошение губерн атору, в кото ром пр ивел р азумные аргументы в защ иту училищ а. Прежде всего, он ссылался на то, что липецкое обще ство купцов и мещан дважды (в 1788 и 1794 годах) выносило п р иговоры о содерж ан ии училищ а на свой кошт и счи тало эта пр иговоры «н ав сегд а непокол ебимыми». Во-вторых, он отметил, что заявлен ие купцов и ме щан, будто бы их дети в училище не обу чаю тся, «ни м ало не согл асно со сп ра ве дливостью». В-третьих, он док азал, что содер ж ан ие народного училища и п режде было «неот яготительно» липецким куп цам, а теперь, когда в пользу об щест ва отданы «бывш ие в казеином ведомстве две хлебомольные на от веденной го роду земле состоящие мельницы с рыбными ловлями от ко их Сумм а ежегодно пр ост ирается не менее двух тысяч рублей», говорить об отягощении, купцы не имеют ни какого основания. В заключении своего прошения Протопопов писал, что «Липецкое благородное общество, зная цену на- ук, данным ему приговором убеди тельно настоит требовать от началь ства открытия паки народного учи лища с тагам при том предположе нии, что оно желает навсегда всем бедным и неимущим вступить в учи лище, детям книги и протчия учеб ные принадлежности от себя выда вать безденежно». Надежды учителя на гуманность купеческого общества не оправда лись. Его предложения пришлись не по духу времени. 31 октября 1799 года «Липецкое гражданское общество купцов и мещан» заявило, что «содержать в своем иждивении» народное училище «несогласно». В дореволюционной России право на получение образования принадле-' жало привилегированным классам. Народные массы господствующие классы умышленно держали в тем ноте и невежестве. Царское прави тельство насаждало церковно-при ходские школы, служившие опо рой церковно-православной и мо нархической реакции. Особенно са модержавие поощряло и форсирова ло развитие церковно-приходских школ в период реакции 80-х го дов XIX века. В 1911 году в Липецком уезде на считывалось 70 церковно-приходских школ, в которых обучалось 5440 уче ников. Учебно-воспитательная работа в этих школах была построена на внедрении монархизма и религии, «долбни и зубрежки», книжных зна ний, по характеристике В. И. Лени на, — на девять десятых ненужных рабочим и крестьянам и на одну де сятую фальсифицированных. Итогом такой политики царизма была невероятная отсталость Рос сии в области просвещения. Из дан ных первой всеобщей переписи насе ления Российской империи 1897 года видно, что процент грамотности на селения равнялся в Липецке—32, в Липецком уезде— 16, Лебедяни—34, Лебедянском уезде — 18, Усмани — 39, Усманеком у езд е— 14. Особенно в бесправном, унизителы ном положении находилась в цар-; ской России женщина. Ей был за труднен путь не только в высшие и средние, но и в низшие учебные за ведения. Грамотых среди женщин было в 2 — 4 раза меньше, чем среди мужчин. Великая Октябрьская социалисти ческая революция ликвидировала царскую школьную систему, корен ным образом преобразовала дело на родного просвещения и создала со циалистическую школу. А. МАРТЫНО заведующ ий к афедрой истории Липецкого педагогического института, доцент. По новому учебному плану XX съезд партии поставил зада чу быстрейшего осуществления по литехнизации школы, укрепления ее связи с жизнью, указал на необ ходимость ввести в программу но вые предметы, дающие знания по основам промышленного и сельско хозяйственного производства, вос питывать у подрастающего поколе ния коммунистическое отношение к труду. Педагогический коллектив нашей школы уже второй учебный год ра ботает по новому учебному плану, по-деловому осуществляет связь е промышленными предприятиями на шего города и совхозом «Елецкий». Занятия по основам производства проводят инженеры Д. И. Зубов и И. 3. Кравченко. Приняты меры для укрепления и расширения учебно-материальной базы политехнического обучения. Для этой цели по инициативе комсо мольской организации и при актив ном участии всех учащихея пост роены •хорошие учебные мастерские, созданы физический, химический ка бинеты, кабинет машиноведения, приобретено оборудование для каби нета по электротехнике и радио технике. С помощью предприятий, школа приобрела два автомобиля, полный комплект таблиц но автоделу, радиостанцию УЕВ. Завод «Прожек торные угли» изготовил для учеб ных мастерских 20 слесарных верстаков, полный комплект инстру ментов, оборудовал кабинеты по электротехнике и радиотехнике, вы делил шесть станков. Учащиеся 8 — 9 классов занима ются по основам производства на заводах, работают за станками. Де сятиклассники изучают автомобиль я электротехнику в учебных каби нетах. Организованы факультатив ные занятия по токарному делу и радиотехнике. Е концу 1 9 5 6— 57 учебного года 20 учащихся отлично овладели автоделом, 15 человек по лучили специальность токарей 3— 4 разряда, 16 школьников научились фотографировать. Успешно прошла учебно-произ водственная практика девятиклас сников на агрегатном заводе и вось миклассников — в совхозе «Елец кий». Ученики 5— 6 классов зани мались на пришкольном участке. Учащиеся с большим желанием ра ботали в совхозе «Елецком» и за работали 3200 .рублей. Сейчас уча щиеся 8 — 10 классов принимают активное участие в строительстве физкультурного зала в школе. В процессе преподавания политех нических' дисциплин учителя стре мятся показать, что в остове техни ки лежат законы физики, химии и математики, а в основе сельского хозяйства — законы биологии. Тео ретические знания, получаемые уча щимися. закрепляются в лаборато рии, в мастерской, во время экскур сий на производство. Изушая тему «Практическое при менение законов Паскаля», учащиеся знакомятся с работой гидравличе ского пресса. Они учатся пользо ваться измерительными приборами: линейкой, рулеткой. Преподаватели математики в 5— 7 классах В. Е. Еузнецова и И. Н. Водопьянов уроки по теме «Измерение длины, площа ди и объема» проводят на местности. Работа школьников на производ стве положительно сказывается на изучении ими физики, химии, ма тематики и других предметов. В учебных мастерских проводятся занятия по обработке дерева и ме талла. В осуществлении политехническо го обучения большую роль играет внеклассная работа, Она расширяем. кругозор, углубляет знания учащих ся. обогащает их практическими на выками, повышает интерес к науке и технике. В школе работают круж ки: автомобильный, токарный, «уме лые руки», рукоделия, авиамодель ный, выпиливания, радиотехниче ский и фото. Члены радиотехниче ского кружка иод руководством ин женера И. 3. Еравченко подготови ли необходимое оборудование для школьного радиоузла. Тематические вечера «Химия в жизни человека», «Русские элек тротехники», «Физика вокруг нас», лекции* доклады, изготовление при боров. пособий, встречи с работни ками промышленных предприятий и сельского хозяйства способствуют улучшению политехнического обу чения детей. У нас уже стало традицией в конце учебного года устраивать вы ставку детского творчества, прово дить научно-практическую конфе ренцию: преподавателей школы по обмену опытом в вопросах учебно- воспитательной работы. Опыт показывает, что осуществ ление политехнического обучения по новому учебному плану содействует повышению всего учебно-воспита тельного процесса. Г. СТАДНИК, директор Е л е н о й средней ш к олы Ш 3 ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz