Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

3 а ш у = 0 » Н а в с т р е ч у 4 0 - л е т и ю В е л и к о г о О к т я б р я ОКТЯБРЬ ОТКРЫЛ ДОРОГУ К ЗНАНИЮ 38 38 № У н а с в с е у ч а т с я Одним из великих завоеваний Великой Октябрьской социалисти­ ческой революции является откры­ тие широкого доступа народу к знаниям, к науке. Школа — от ее начальных ступеней до универ­ ситетских аудиторий — открылась для детей рабочих и крестьян толь­ ко после завоевания власти наро­ дом. Молодой Советской республике предстояло выполнить колоссаль­ ную работу по развертыванию се­ ти школ, обеспечению их педагоги­ ческими кадрами, выработке про­ грамм, изданию учебников и т. п. Почти все приходилось делать за­ ново, так как дореволюционная школа была, как и весь царский строй, отсталой, устаревшей во всех отношениях. Она служила це­ лям распространения религиозного дурмана и безропотного повинове­ ния самодержавию. Народу, ставшему у власти, такая школа была не нужна, и он стал строить другую школу — со­ ветскую, единую, трудовую. В пер­ вые же дни революции школа бы­ ла отделена от церкви, запрещено было преподавание закона божьего, программы и учебники стали очи­ щаться от религиозного влияния и опираться на научные основы. Учительство старой школы бли- жА других слоев буржуазной ин­ теллигенции стояло к народу. Это облегчило и ускорило переход его на сторону Советской власти и усвоение им программы. Коммуни­ стической партии по народному об­ разованию. Из человека, состояв­ шего на подозрении у полиции, за которым шпионил поп, над которым издевался урядник, учитель превра­ тился в активного общественного работника. Днем он учил детей, вечером — взрослых. Он же был руководителем кружка безбожни­ ков. режиссером и главным арти­ стом сельского драмкружка. Он зачастую бывал единственным кон­ сультантом в избе-читальне. Не зря учителей в те годы часто называ­ ли культармейцами. Пролетарская революция пробу­ дила миллионные массы трудящих­ ся, служившие объектом эксплуа­ тации в прошлом и призванные теперь стать активными строителя­ ми нового социалистического обще­ ства. Серьезным препятствием на атом пути была массовая неграмот­ ность рлроелого населения. А ведь неграмотный человек стоит вне по­ литики, как говорил В. И. Ленин. Учительство хорошо поняло ука­ зание великого вождя и прдмо- таки с революционным энтузиаз­ мом вместе с комсомолом взялось за ликвидацию неграмотности сре­ ди взрослых и уже в двадцатые годы в основном решило эту за­ дачу. В народном образовании, как и во всех других вопросах строи­ тельства социализма, наша страна шла неизведанным путем. Многое испытывалось, проверялось практи­ кой, изменялось. Это относится к структуре школы, режиму учебно- воспитательного процесса, методам преподавания, программам, учебни­ кам. За работой школы постоянно наблюдал Центральный Комитет партии. Вопросы народного обра­ зования обсуждались почти на всех съездах партии, работа школы на­ правлялась целым рядом специаль­ ных решений партии и правитель­ ства. Этим постоянным вниманием со стороны Коммунистической партия и Советского правительства опре­ делился восходящий путь развития советской школы. Уже к концу первого десятилетия после оконча­ ния гражданской войны были со­ зданы условия для введения все­ общего обязательного начального обучения. Вместе с этим ВЦИК раз­ решил областным исполнительным комитетам вводить (по мере го­ товности) всеобщее обязательное семилетнее обучение. Если вспом­ нить, что до этого начальные шко­ лы были только в больших селах, а семилетии® — в бывших уезд­ ных городах по одной на 5— 7 ны­ нешних районов, то станет ясным, какая огромная работа и какие большие ассигнования средств не­ обходимы были для осуществления всеобщеел-начального и семилетне­ го обучения. Вместе с осуществлением всеоб­ щего начального и семилетнего обу­ чения в тридцатые и сороковые го­ ды уделялось большое внимание средней школе. Без хорошей по­ становки среднего образования нельзя было решить проблему под­ готовки специалистов для про­ мышленности, сельского хозяйства и социально-культурных учрежде­ ний. В этот период у нас сформи­ ровалась средняя десятилетняя школа с довольно высоким уровнем общего образования. Это было бес­ спорным и крупным достижением советской школы, но с течением времени все больше и больше на­ чинал сказываться отрыв обуче­ ния от жизни, подчинение всей работы одной цели — подготовке оканчивающих к поступлению в ВУЗ. Это заставило пересмотреть цели и задачи средней школы, ее программу и учебный план. Необходимость коренной пере­ стройки школы вызывается также и тем. что уже в пятой пятилетке в республиканских и областных центрах, а также промышленных городах было полностью осущест­ влено среднее образование. Е кон­ цу шестой пятилетки намечено осуществление его повсеместно. Успешно выполняются директивы XX съезда ЕПСС о введении по­ всеместно среднего образования и в нашей области. За последние три года сеть средних школ вы­ росла у нас с 104 до 140 единиц. Тридцать шесть новых средних школ! Это почти в четыре раза больше, чем было средних школ на территории области в дореволю­ ционное время. Сеть средних школ растет главным образом за счет открытия их в селах, где их никогда не бы­ ло и где дети либо не учились по­ сле окончания семилетки, либо вы ­ нуждены были оканчивать десяти­ летку в городах. Так, недавно от­ крыты Зенкинская средняя школа Чаплыгинского района, Бутырская и Ленинская Липецкого района, Сторожевская и Березняговсжая Ус- манского района, Б.-Боевская Дол­ горуковского района, Н.-Дубовсвая Xлевенского района и другие. Сеть средних школ будет расти и даль­ ше. До конца шестой пятилетки откроется еще около 30 школ. Быстро растет у нас и контин­ гент оканчивающих среднюю шко­ лу. Е 1959 году он удвоится по сравнению с текущим годом. Ра­ бочий класс и колхозное кресть­ янство с каждым годом все больше и больше будут пополняться мо­ лодежью со средним образованием. Уже в этом году в Болонском рай­ оне 143 учащихся, окончивших среднюю школу, пошли на работу в колхозы и 15 в МТС, в Ста- новлянском районе 117 человек после окончания десятилетки по­ шли в колхозы, совхозы и МТС, 178 человек, окончивших липецкие городские школы, пошли на рабо­ ту на различные предприятия. На всестороннюю подготовку учащихся к трудовой деятельности должны быть направлены все уси­ лия педагогических коллективов. Этому подчинены новый учебный план и программы по основам про­ изводства и труду. Правительством принят ряд мер по улучшению подготовки педаго­ гических кадров. Укрепляется материальная база школ как за счет растущих ас­ сигнований по бюджету, так и за счет • изыскания дополнительных средств на оборудование. Не следует, однако, считать, что большие задачи, поставленные XX съездом ЕПСС перед школой, уже разрешены. У нас много ценных начинаний, но даже незначительная доля самоуспокоенности может по­ губить их в самом начале. Мобили­ зация всех сил, использование всех средств, развертывание критики недостатков, постоянная творческая активность педагогических коллек­ тивов и работников народного об­ разования помогут школам прийти к 40-й годовщине Октября с но­ выми успехами в воспитании детей. И. ПОНОМАРЕВ, заве дующий облоно. Школ а будущего В нынешнем году в нашей обла сти откры­ л ась еще одна школа- инт ернат. Разме щ е н а она в про сторном трех­ эт ажном здан ии в г. Ус мани. Здесь есть все необходимое для учебы: про сторные и удобные кла ссы, учебные м а стер­ ские и каб инеты, столо­ вая, актовый зал. Неподалеку ра споло­ жено и общежитие. В торжественной об­ ст ановке состоялось в сентябре открытие шко­ лы. 310 воспи тан ников в этот день сели з а пар­ ты. А желающ их посту­ пить в школу нового ти­ п а было во много раз больше. В первую оче­ редь прин имались в ин­ т ернат сироты, дети ин­ ва лидов и многодетных родителей. Воспит анн ики содер­ ж ат ся н а полном го су­ д ар ственном обеспече­ нии. Только ч а с т ь средств на их содерж а­ ние вносится родителя­ ми, причем величин а этой суммы зав исит от их обеспеченности. Н а и­ меньший ее р азмер —30 рублей, наибольший — 500. Программа школы -ин­ терн ата преду см атр ив ает в сестороннее р азв итие способностей детей. Н а­ ряду с препод аван и­ ем общеобр азовательных знан ий большое вн има­ ние уделяется т рудово­ му и физическому вос­ питанию. С пе рвого кл ас­ са детям пр ививаются т рудовые навык и. Они сами следят за порядком в общеж итии, в школе, в столовой, р аботают на под собном хозяй с т в е, ух аж ив ают за с адом. В учебную п р о г р а м м у включено преподава ние труд а и основ производ­ ств а. Каждый ученик по окон чании школы полу­ чит ту или иную специ­ альность. В школьных масте р­ ских будут р аботать це­ хи: столярный, слес ар­ ный, сапожный, тока р­ ный, швейный. Он и бу­ дут вып ускать п родук­ ц ию, имеющую не толь­ ко учебное, но и практ и­ ческое значе ние. Се йчас, нап ример, шко ла уже по­ лу чил а заказ на изго­ товление 100 столиков и 400 т абуреток для дет­ ского с ада. Часть средств, полу­ ченных от реал из а ции продукции учебных м а с­ терских, пойдет н а даль­ нейшее благоу стройство школы и общежития, н а укреплен ие матер иаль­ ной базы политехниче­ ского обучения. Д ругая ча сть—будет начислять­ ся школьникам в каче­ стве за работной платы. Деньг и, з аработанные в интер нате за время обу­ че ния, дети получ ат по окон чании школы. Таким об разом, каждый вы­ пу скник будет м атер и­ ально обе спечен на тот пер иод, когд а ему п ри­ дется вы бирать себе ра­ боту или поступать в ВУЗ. Преподава т е л ь с к и й коллектив школы стре­ мится в основу воспита­ тельной работы поло­ жить принципы извест­ ного советского педаго­ га А. С. Макаренко. Уч еническому коллекти­ ву предост а в л я ю т с я большие права в во спи­ та нии своих членов. Ру­ ководящим орг аном кол­ лектива является совет школы, изби раемый с а­ м ими учени ками. Каж­ дый класс п ред ст авляет собой ячейку в с е г о школьного коллектива. Пооч ередно кла ссы несут дежурство по школе. Дежурный кл а сс а следит з а порядком в общеж и­ тии, в кл а сс ах, на пере­ менах, в столовой, при­ нимает ме ры для у стр а­ нен ия замеченных недо­ ст атков. Еженедельно на обще- школьной линейке под­ водятся итоги дежу р ст­ ва кла ссов. Решением всего коллект ива о пре­ деляет ся, кто лучше вы­ полнял обяз анно сти де­ журных, и победителю присужд ает ся первое ме­ сто в соревн ова нии кл а с­ сов. Школы-интер наты соз­ д ают ся по решению XX съезд а КПСС. Разумеет­ ся, в первые годы их су­ ществов ания возникает много новых во про сов. От препод аватель ского кол лектива зависит раз­ работка мног их практи­ ческих приемов и мето­ дов воспитания в шко­ лах-интернатах. Поэтому на работу в Усманскую школу-интернат препода­ вателями и воспитателя­ ми подбирались лучшие педагоги района. Сейчас у нас в обла­ сти открыто только две школы-интерната, но за ними будущее. Пройдет еще несколько лет — и в таких школах будут учиться многие д е т и школьного возраста. И. ОС ТАНКОВ. На сним ках: 1. Усм ан- ская школа-инте рнат; 2. В общеж итии воспит ан­ н иков. Дежурн ая —- уче­ н иц а Шура Шу льгина уби рает комнату. Фото П. Невареных. В Покро вской семилетней школе Тербун ского района большое вни­ ман ие уделяется внеклассной работе. Зде сь в течение ря да лет дей­ ствует краевед ческий кружок. Руководит кружком препод аватель исто­ рии П. Ф. Ф ил атов. Кружок сейч а с собир ает исторические ма териалы о достижениях трудящихся района за 40 лет Советской власти. На снимке: занятие кружка. Фото В. Волчкова. --------.--------------------- * * ------------------ ----- ----- Без отрыва от про изводств а Некоторым юношам и девушкам, ныне работающим в городе Чаплы­ гине на чугунолитейном, агрегат­ ном, обозном заводах, на железной дороге и других предприятиях и в учреждениях, в свое время по тем или иным причинам не пришлось окончить десятилетку. Теперь многие из них без отры­ ва от производства занимаются в вечерней школе рабочей молодежи. Вот за партой в 9 «б» классе мы видим склонившегося над книгой передовика производства— каменщи­ ка агрегатного завода Виктора По­ пова. Им владеет страстное жела­ ние получить среднее, а затем и высшее образование. И он получит его. Упорный труд, нет сомнения, принесет желаемые результаты. Знания Виктора всегда оценивают­ ся учителями «четверками» и «пя­ терками». И таких, как он, много. В этом же классе учатся старшина желез­ нодорожной милиции Александр Еоротков, моторист Александр Ры­ жов. рабочий агрегатного завода Виктор Беломытцев. Все они учат­ ся успешно. Чап.тыгинская школа рабочей мо­ лодежи открылась совсем недавно — в 1952 году. Но за эти 5 лет 120 человек успели окончить семь классов, а 103 человека — пол­ ный курс средней школы. В 1956 — 1957 учебном году десятый класс окончило 37 чело­ век, двое из них получили золотые и один — серебряную медали. Зо­ лотую медаль получила маетен массового пошива артели «Октябрь», мать двоих детей Зинаида Данжина. Сейчас она заочница Московского технологического института. Муж ее, рабочий агрегатного завода, ин­ валид Отечественной войны Вла­ димир Даякин учится в 10 классе. Заведующий дорожным отделом райисполкома т. Аксенов, окончив вечернюю школу, поступил учиться на заочное отделение Саратовского автодорожного института. Бухгал­ тер крахмалотерочного завода т. По­ ляков заочно учится в Московском планово-экономическом институте, а электромонтер агрегатного завода Юрий Новиков — в Московском) машиностроительном институте. В школе рабочей молодежи в на­ стоящее время занимаются 188 че­ ловек вместо 165 по плану, из них только в десятых классах — 43 человека. И. БЕЗ ЫМЯННЫХ. Б лаго дарность отца В этом письме я хочу выразить благодарность родному Советскому правительству и Центральному Ео- митету нашей партии за правиль­ ную политику, за то, что они забо­ тятся о каждом человеке. Я вот сейчас гляжу на своих де­ тей и внуков и вспоминаю свою молодость. Родился я в 1887 году в селе Б.-Еузьминки нынешнего Добровского района. Ничего хоро­ шего не видел. Вырос — взяли на службу в царскую армию. Отслу­ жил — вернулся опять к сохе горе мыкать. Иначе сложилась ■ жизнь моего старшего сына Алексея Никифоро­ вича Маркова. В 1 9 2 8 'году он тоже пошел в армию, но только другое бы­ ло время и армия была другая — со­ ветская. Пошел он служить малогра­ мотным, а вернулся культурным, образованным человеком. Сейчас он работает токарем на московском заводе «Ерасный пролетарий». После войны ему было присвоено звание лауреата Сталинской премии, а недавно, в дни столетнего юбилея завода «Ерасный пролетарий» он был награжден орденом Ленина. Младший мой сын — Семен тоже вырос дельным человеком. Он рабо­ тает сейчас у нас в колхозе -счето­ водом. Есть у меня семь внучат. Чет­ веро из них получили хорошее об­ разование и сейчас работают, а трое еще учатся. Глядя на своих детей и внуков, я и сам молодею. При такой счастли­ вой жизни живи хоть сто лет — и все будут силы и желание трудить­ ся на благо нашей любимой Родины. Никифор Иванович МАРНОВ, колхозник. ☆ ☆ И з прошлого С удьба у ч и т е л я В озникновение народных уч илищ в нашем крае срносится к концу XVIII век а. Во второй по ловине XVIII век а в Ро ссии возник ает общеобразова­ тельная школа и начинает оф орм­ ля ться определен ная систем а педаго­ гических идей, отр ажающ их потреб­ ности общественного раз вития. В 1782 году «комиссия об учреждении н ародных училищ» р азработала план открыт ия в к аждом уездном городе «малого народного училища» и в каждом губе р нском—«гл авного на­ родного училищ а». План этот был по­ ложен в основу «Устава н ародным уч илищам» (1786 г.) Согласно плану 22 сен тября 1786 года в губер нском горЪде Тамбове было открыто «главное народное у чи­ лище». З атем ст али отк рывать ся учи­ лища в уездных го родах: I января 1787 года в Козлове, Лебедян и, Мор- шанске, Шапке; 1 марта 1789 года в Липецке, 1 авг уст а 1794 года—в Спа сске. Учителя для м алых народных у чи­ лищ были вы требованы из Ряз ан­ ской семинарии. Приказ обществен­ ного призрения содержал на свой счет только главное народное учили­ ще в губернском городе, а малые народные училища в уездных горо­ дах находились на содержании мест­ ных мещан и купцов. Последние не желали тратить свои капиталы на народное образование. Поэтому все уездные училища влачили жалкое существование и многие из них вскоре после открытия закрывались совсем. Лебедянское училище просущест­ вовало лишь два года, после чего местное купечество решительно отка­ залось содержать его на свои средст­ ва, .ссылаясь на то, что «их детей в училище нет, и впредь отдавать не намерены». На этом основании Лебе­ дянский магистрат решил: « Без уче­ н иков не может быть и училищ а». Не сколько дольше просуществов а­ ло Л ипецкое народное уч илище. Этим оно обяз ано учителю Ивану Протопопову, ст арательному и до­ бросовестному пед агогу. По отзыву смотрителя училища Фед ора Кош ки- иа, учитель П ротопопов «вел себя т ак как п рилично доброму и честно­ му гр аждан ину во всем ра чительно». Но и его энергии было недост аточно, чтобы преодолеть косность местного м ещанского и купеческого общества. 29 декаб ря 1788 года перед с амым открыт ием училищ а липецкий город­ ничий сообщил в Тамбов в п ри каз общ ественного призрения, что «ко открытию в Липецке м алого народ­ ного училищ а назначен дом купца К ириллы З абазарного, который со­ стоит в готовности и прочие нужно­ сти как то: столы, скамьи стоят во всякой исправности и детей на пер­ вый случай набрано 35 человек», и липецкое общество обязалось «со­ держать училище на свой кошт». Однако уже на следующий год народное училище оказалось в «ху­ дом положении, крыша развалилась и учитель Иван Протопопов претер­ певает изнурение», так как ему не выдавали «заслуженного жалования за генварскую, майскую и сентябрь­ скую трети», т. е. в течение года учи­ тель не получал жалованья. Дело шло так, что училище р азва­ ли валось, а учитель со дня на день вст речал все больше и больше труд­ ностей н а своем бл агородном по при­ ще. Преданный своему делу, он не ' В з а писн ую к н иж к у а гит ат ора В нынешнем учеб­ ном году в нашей об­ ласти работают 24 тех никум а и других спец иальных учебных заведений, 1381 шко­ ла общего об разова­ н ия, 55 школ р абочей и сельской молодежи, 9 спецшкол, 18 дет­ ских домов. * * Н е До Великой Ок­ тябрьской соц иалисти­ ческой революции в г. Липецке было толь­ ко 10 н ачальных школ, реальное уч илище и женск ая гимназия, в кото рых обучал ись 1867 человек. Сейч ас здесь имеют­ ся 31 общеоб разова­ тельная школа, 3 тех­ нику ма, медицинское училище, 2 техниче­ ских уч илища, 5 школ ФЗО, 6 школ' рабо­ чей молодеж и, пед аго­ г ический институт и фили ал маш иностро­ ительного инс титута. Во всех этих учеб­ ных заведениях обу­ чается 25.500 человек. * ** Большое вн и ман ие уделяется в нашей стр ане подготовке пе­ даг огических кадров. В школах обла сти р а­ ботают 9988 уч ителей. З а долголетнюю и безупречную р аботу награждены орденам и и мед алям и 1157 учи­ телей обл асти. 31 пе­ дагогу присвоено по­ четное зв ан ие «З а слу­ женный учитель шко­ лы РСФСР». хотел мириться с ссед авш имся поло­ жением к раз вил большую энергию в борьбе з а сох­ ра нение училищ а в Липецке. На протяже нии деся­ тилет он многократно обращал ся в Липецкий магистрат, Думу, Тамбов­ ский приказ общественного призре­ ния и к губернатору с предложением «привести училище в действо и обя­ зательство обществом данное выпол­ нить». Но магистрат и Дума о ст ава­ лись косными к прось бам уч ителя и «исполнения не учиняли». Учитель не мирился с этим. Он по­ д ал прошение губерн атору, в кото­ ром пр ивел р азумные аргументы в защ иту училищ а. Прежде всего, он ссылался на то, что липецкое обще­ ство купцов и мещан дважды (в 1788 и 1794 годах) выносило п р иговоры о содерж ан ии училищ а на свой кошт и счи тало эта пр иговоры «н ав сегд а непокол ебимыми». Во-вторых, он отметил, что заявлен ие купцов и ме­ щан, будто бы их дети в училище не обу чаю тся, «ни м ало не согл асно со сп ра ве дливостью». В-третьих, он док азал, что содер­ ж ан ие народного училища и п режде было «неот яготительно» липецким куп цам, а теперь, когда в пользу об­ щест ва отданы «бывш ие в казеином ведомстве две хлебомольные на от­ веденной го роду земле состоящие мельницы с рыбными ловлями от ко­ их Сумм а ежегодно пр ост ирается не менее двух тысяч рублей», говорить об отягощении, купцы не имеют ни­ какого основания. В заключении своего прошения Протопопов писал, что «Липецкое благородное общество, зная цену на- ук, данным ему приговором убеди­ тельно настоит требовать от началь­ ства открытия паки народного учи­ лища с тагам при том предположе­ нии, что оно желает навсегда всем бедным и неимущим вступить в учи­ лище, детям книги и протчия учеб­ ные принадлежности от себя выда­ вать безденежно». Надежды учителя на гуманность купеческого общества не оправда­ лись. Его предложения пришлись не по духу времени. 31 октября 1799 года «Липецкое гражданское общество купцов и мещан» заявило, что «содержать в своем иждивении» народное училище «несогласно». В дореволюционной России право на получение образования принадле-' жало привилегированным классам. Народные массы господствующие классы умышленно держали в тем­ ноте и невежестве. Царское прави­ тельство насаждало церковно-при­ ходские школы, служившие опо­ рой церковно-православной и мо­ нархической реакции. Особенно са­ модержавие поощряло и форсирова­ ло развитие церковно-приходских школ в период реакции 80-х го­ дов XIX века. В 1911 году в Липецком уезде на­ считывалось 70 церковно-приходских школ, в которых обучалось 5440 уче­ ников. Учебно-воспитательная работа в этих школах была построена на внедрении монархизма и религии, «долбни и зубрежки», книжных зна­ ний, по характеристике В. И. Лени­ на, — на девять десятых ненужных рабочим и крестьянам и на одну де­ сятую фальсифицированных. Итогом такой политики царизма была невероятная отсталость Рос­ сии в области просвещения. Из дан­ ных первой всеобщей переписи насе­ ления Российской империи 1897 года видно, что процент грамотности на­ селения равнялся в Липецке—32, в Липецком уезде— 16, Лебедяни—34, Лебедянском уезде — 18, Усмани — 39, Усманеком у езд е— 14. Особенно в бесправном, унизителы ном положении находилась в цар-; ской России женщина. Ей был за­ труднен путь не только в высшие и средние, но и в низшие учебные за­ ведения. Грамотых среди женщин было в 2 — 4 раза меньше, чем среди мужчин. Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция ликвидировала царскую школьную систему, корен­ ным образом преобразовала дело на­ родного просвещения и создала со­ циалистическую школу. А. МАРТЫНО заведующ ий к афедрой истории Липецкого педагогического института, доцент. По новому учебному плану XX съезд партии поставил зада­ чу быстрейшего осуществления по­ литехнизации школы, укрепления ее связи с жизнью, указал на необ­ ходимость ввести в программу но­ вые предметы, дающие знания по основам промышленного и сельско­ хозяйственного производства, вос­ питывать у подрастающего поколе­ ния коммунистическое отношение к труду. Педагогический коллектив нашей школы уже второй учебный год ра­ ботает по новому учебному плану, по-деловому осуществляет связь е промышленными предприятиями на­ шего города и совхозом «Елецкий». Занятия по основам производства проводят инженеры Д. И. Зубов и И. 3. Кравченко. Приняты меры для укрепления и расширения учебно-материальной базы политехнического обучения. Для этой цели по инициативе комсо­ мольской организации и при актив­ ном участии всех учащихея пост­ роены •хорошие учебные мастерские, созданы физический, химический ка­ бинеты, кабинет машиноведения, приобретено оборудование для каби­ нета по электротехнике и радио­ технике. С помощью предприятий, школа приобрела два автомобиля, полный комплект таблиц но автоделу, радиостанцию УЕВ. Завод «Прожек­ торные угли» изготовил для учеб­ ных мастерских 20 слесарных верстаков, полный комплект инстру­ ментов, оборудовал кабинеты по электротехнике и радиотехнике, вы­ делил шесть станков. Учащиеся 8 — 9 классов занима­ ются по основам производства на заводах, работают за станками. Де­ сятиклассники изучают автомобиль я электротехнику в учебных каби­ нетах. Организованы факультатив­ ные занятия по токарному делу и радиотехнике. Е концу 1 9 5 6— 57 учебного года 20 учащихся отлично овладели автоделом, 15 человек по­ лучили специальность токарей 3— 4 разряда, 16 школьников научились фотографировать. Успешно прошла учебно-произ­ водственная практика девятиклас­ сников на агрегатном заводе и вось­ миклассников — в совхозе «Елец­ кий». Ученики 5— 6 классов зани­ мались на пришкольном участке. Учащиеся с большим желанием ра­ ботали в совхозе «Елецком» и за­ работали 3200 .рублей. Сейчас уча­ щиеся 8 — 10 классов принимают активное участие в строительстве физкультурного зала в школе. В процессе преподавания политех­ нических' дисциплин учителя стре­ мятся показать, что в остове техни­ ки лежат законы физики, химии и математики, а в основе сельского хозяйства — законы биологии. Тео­ ретические знания, получаемые уча­ щимися. закрепляются в лаборато­ рии, в мастерской, во время экскур­ сий на производство. Изушая тему «Практическое при­ менение законов Паскаля», учащиеся знакомятся с работой гидравличе­ ского пресса. Они учатся пользо­ ваться измерительными приборами: линейкой, рулеткой. Преподаватели математики в 5— 7 классах В. Е. Еузнецова и И. Н. Водопьянов уроки по теме «Измерение длины, площа­ ди и объема» проводят на местности. Работа школьников на производ­ стве положительно сказывается на изучении ими физики, химии, ма­ тематики и других предметов. В учебных мастерских проводятся занятия по обработке дерева и ме­ талла. В осуществлении политехническо­ го обучения большую роль играет внеклассная работа, Она расширяем. кругозор, углубляет знания учащих­ ся. обогащает их практическими на­ выками, повышает интерес к науке и технике. В школе работают круж­ ки: автомобильный, токарный, «уме­ лые руки», рукоделия, авиамодель­ ный, выпиливания, радиотехниче­ ский и фото. Члены радиотехниче­ ского кружка иод руководством ин­ женера И. 3. Еравченко подготови­ ли необходимое оборудование для школьного радиоузла. Тематические вечера «Химия в жизни человека», «Русские элек­ тротехники», «Физика вокруг нас», лекции* доклады, изготовление при­ боров. пособий, встречи с работни­ ками промышленных предприятий и сельского хозяйства способствуют улучшению политехнического обу­ чения детей. У нас уже стало традицией в конце учебного года устраивать вы­ ставку детского творчества, прово­ дить научно-практическую конфе­ ренцию: преподавателей школы по обмену опытом в вопросах учебно- воспитательной работы. Опыт показывает, что осуществ­ ление политехнического обучения по новому учебному плану содействует повышению всего учебно-воспита­ тельного процесса. Г. СТАДНИК, директор Е л е н о й средней ш к олы Ш 3 ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz