Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 24 се-нтября 1957 г., 226 4979)' 2 «айв П а р т и й н а я ж и з н ь Выть в первых рядах борцов за пятилетку Перспективы развития Неволи пецкого металлургического завода не могут не радовать, не вдохнов лять коллектив и его партийную ор ганизацию, а вместе с ними всех, кто трудится над созданием могу щественной советской индустрии— основы социалистической экономи ки. Окончание строительства цеха горячего проката — первый значи тельный шаг на пути генеральной реконструкции предприятия. Это новое, яркое свидетельство бурно развивающейся индустриальной мо щи нашего государства, убедитель ный показатель высокого мастерст ва строителей и инженерно-техниче ских работников, неоспоримый ре зультат мудрой и дальновидной по литики партии. Скоро; так скоро, как это только позволяют темпы нашего строительства, завод станет первоклассным современным пред приятием с полным, законченным металлургическим циклом. Но, заглядывая в недалекое буду щее завода, нельзя не думать о его настоящем: такова природа совет ского человека — будущее од видит через призму сегодняшнего дня. Бу дучи глубоко обеспокоенными отста ванием предприятия, коммунисты за вода на своем отчетно-выборном соб рании говорили о том, что методы и стиль партийного и хозяйственного руководства ныне не отвечают но вым требованиям, вызванным к жиз ни перестройкой управления про мышленностью и строительством. Об щее мнение, высказанное коммуни стами по этому поводу, можно сфор мулировать так: партийный коми тет и хозяйственное руководство не утруждают себя внимательным и глубоким изучением положения дела в цехах, процессов, происходящих в жизни заводского коллектива. Иначе чем можно объяснить тот факт, что на заводе вот уже длительное время идет спор о причинах отставания доменного цеха, который, кстати сказать, продолжался и разрешился на самом партийном собрании. И разрешил его не кто-нибудь, а сам начальник доменного цеха т. Ва сильченко — инициатор этого спора. — Руда не та, — настаивал он на своем. — Но, -убедившись, что руды с более высоким процентом содержания железа нам пока не да- дут, мы за последнее время... стали работать лучше и сейчас выполняем план... «Железная» логика т. Васильчен ко, таким образом, была посрамлена им же самим. Итак, спор окончен. Но нельзя на этом закончить разговор о судьбах государственного плана и социали стических обязательств, выполнение которых все еще находится под уг розой. Нельзя не думать над истин ными причинами, мещающими кол лективу предприятия вновь занять достойное место среди передовых предприятий металлургической про мышленности нашей страны. Анализируя эти причины, секре тарь парткома т. Ширинский в сво ем докладе говорил о неудовлетво рительном состоянии трудовой и технологической дисциплины, о со вершенно нетерпимых фактах такой недисциплинированности со стороны отдельных руководящих работников завода. Как бы подтверждая это, коммунист т. Никитин остро поста вил в о п ро с о повышении требова тельности и партийной ответствен ности руководящих кадров за пору ченное им делд. Значит, этой требо вательности и ответственности явно не хватало. И к этому надо добавить, что партийный комитет крайне по верхностно занимался коренными вопросами производства, не исполь зовал в полной мере силу цеховых парторганизаций и партийных групп. Серьезные недостатки в партийно- политической работе парторганиза ции доменного цеха, о которых упо миналось в отчете парткома, #вдя- ■-а С о т ч е т н о -в ы б о р н о г о п а р т и й н о г о с о б р а н и я И о в о л и п е и к о г о м е т а л л у р г и ч е с к о г о з а в о д а я- ются у к о ро м самому партийному ко митету. На этой стороне дела следует остановиться более подробно, так как вопросов политической работы в коллективе, затрагиваемых на соб рании, мало. И это не случайно. Су дя по характеристике, данной в от четном докладе, многие руководящие работники завода не чувствуют по требности постоянного общения е людьми, они даже не выступают пе ред агитаторами, на которых, кстати сказать, многие парторганизации возложили всю ответственность за воспитательную работу в массах. В доменном цехе из 30 агитаторов бе седуют с рабочими всего лишь 15 человек.тогда как многие коммуни сты вообще не имеют партийных по ручений. Е тому же, в агитколлек тиве оказалось немало людей несо стоятельных в моральном отноше нии, нарушителей дисциплины. Неужели обо всем этом партийно му комитету стало известно лишь накануне собрания? Плохо на заводе поставлена на глядная агитация, неудовлетвори тельно ведется воспитательная Ра бота среди молодежи, проживающей в общежитиях. В ряде цехов очень редко проводятся производственные совещания и собрания рабочих. Де сятки других примеров, которые приводились в докладе и выступле ниях коммунистов, красноречиво свидетельствуют о том, что в пар тийной организации начинают забы вать ту простую истину, что у ком мунистов нет более сильных средств и способов борьбы с недостатками за общий подъем производительно сти труда, как политическое воспи тание масс, и что политика партии ведется через людей, способных поднять и организовать эти массы на преодоление трудностей, на за воевание успеха. На собрании затрагивался боль шой круг вопросов партийной, идео логической. хозяйственной работы, от разрешения к о т о ры х в решаю щей степени будет зависеть успех выполнения государственного плана и социалистических обязательств, п ри н я т ы х коллективом металлургов в предоктябрьском соревновании. Думается, что из суммы этих важ ных вопросов следует выделить один — это отношение к Нонолипец- кому металлургическому заводу со стороны Липецкого совнархоза. Нам кажется, что упрек, высказанный в адрес работников совнархоза старым коммунистом т. Воробьевым, должен быть воспринят ями как сигнал, за служивающий внимания. Совет на родного хозяйства обязан помочь заводу преодолеть отставание, бо лее активно влиять на ход дела, сме лее вторгаться в жизнь коллектива ведущего в нашей области пред приятия. У новолипецргх металлургов есть хорошая традиция: последние четы ре — пять лет они шли в первых вя""-; борцов за технический про гресс, за подъем нашей тяжелой промышленности. Но следует пом нить, что самая хорошая тради ция — это развитие лучших дости жений. это обогащение опытом прошлого и неустанное движ'енне вперед. Вся наша великая Родина с ог ромным подъемом готовится к сво ему славному юбилею — 40-й го довщине Октября. Металлурги Ново липецкого завода не могут стоять в стороне от массового патриотическо го движения советского народа, при лагающего все силы к тому, чтобы ознаменовать эту историческую дату новыми выдающимися успехами на всех участках коммунистического строительства. Их долг — снова быть в первых рядах бойцов за пя тилетку. С. Г Р ИНЯЕ В. К р и т и ч е с к и о ц е н и в а т ь р е з у л ь т а т ы с в о е й р а б о т ы В обстановке острой критики и еамр'&ритики прошло на днях отчет но-выборное партийное собрание на Липецком заводе канализационных чугунных труб. В своем докладе секретарь партбюро т. Фролов под робно охарактеризовал работу парт организации завода за отчетный период. Парторганизация усилила контроль за хозяйственной деятель ностью администрации, повысилась авангардная роль коммунистов на производстве. Завод прочно удержи вает одно из первых мест среда предприятий города и области. Производственную программу 8 ме сяцев завод выполнил на 106,2 процента, план до производитель ности труда — на 107,4 процен та, выпущено сверхплановой про дукции на 2700 тысяч рублей. В достижении этих показателей немалая роль принадлежит партий ной организации, мобилизовавшей коллектив на успешное выполнение социалистических обязательств. И когда подсчитали, что принятые обязательства по досрочному выпол нению годового плана могут быть выполнены значительно раньше, коллектив завода решил в честь всенародного праздника — 40-й годовщины Великого Октября— за вершить годовой план не к 20 де кабря. как было предусмотрено, а к 10 декабря. Несмотря на успехи, в работе партбюро имели место и серьезные недостатки. Следует признать, что партбюро не уделяло должного вни мания вопросам техники безопас ности. механизации трудоемки процессов, повышению культуры производства. Выступавшие комму нисты по-деловому вскрывали не достатки в работе партбюро, вно сили конкретные предложения по улучшению партийно-политической работы, использованию резервов производства. Коммунисты тг. Кло ков, Куликов обратили свое внима ние на необходимость усиления ру ководства комсомольской организа цией завода. Тов. Затороднов говорил о при влечении всех коммунистов К вы полнению партийных поручений, р ^ зв и т и и здоровой критики и са мокритики, об улучшении охраны труда и техники безопасности. Ди ректор завода т. Кузьмичев крити ковал горком КПСС за недостаточ ную требовательность к руководст ву стройуправления «Центропром- строй», которое срывает сроки строительства кислородной стан ции, жилых домов и других объек тов завода. Выступавшие отмеча ли также медлительность партбю ро в рассмотрении предложений ра бочих завода по совершенствованию организации управления производ ства. высказанных ими при об суждении тезисов доклада т. Н. С. Хрущева «О дальнейшем совер шенствовании организации управле ния промышленностью и строитель ством»'. Партийное собрание завода при няло решение, направленное на устранение вскрытых недостатков и избрало новый состав партбюро. Секретарем партбюро избран т. Фролов. В. МОРОЗОВ. Спустя полмесяца после совещания На Грязинском у зл е плохо готовятся к зиме В пехе игрушек Елецкой кар тонной фабрики хорошо трудится молодая работница Тамара Боже- нова. На снимке: Т. Боженова за ра ботой. Фото А. Хлуденева. -------------- ф « -------------- У ю н ы х к у к у р у з о в о д о в Принимая участие в борьбе тру жеников сельского хозяйства за дальнейший подъем животноводства, хлевенские школьники решили по мочь колхозам района в выращива нии кукурузы. По указанию райко ма КПСС й райисполкома колхозы района выделили школам 48 гекта ров земли для посева этой культу ры. Каждая семилетняя школа полу чила участок в 1 — 2 га, сред няя — в 3 — 5 га. Учащиеся горячо прьлялись заде ло. Между школами развернулось социалистическое соревнование за получение высокого урожая кукуру зы. Весной, не теряя времени, ре бята приступили к вывозке пере гноя на выделенные уч-стки. Всего на площадь в 48 гектаров было вы везено более 500 тонн перегноя, а Куринская и Синдякинская семи л ет и е школы вывезли по 16 тонн на каждый гектар. В первой декаде мая кукуруза была посажена в ру ч н у ю квадратно- гнездовым способом по 3 — 4 зерна, в каждую л у н к у с донолштелъным внесением удобрений в гнезда. Внимательно следили за появле нием всходов школьники. Уже через неделю было установлено, что всхо жесть посаженных семян кукурузы низкая: во многих гнездах кукуруза не взошла. Поэтому пришлось сразу же организовать подсадку. В течение весны и лета многие школы под ру к о в о д с т в о м учителей биологии организовали 3-х, а неко торые 4-разовую прополку куку рузы, так как вследствие частых ве сенних дождей дружно поднимались сорняки. В основном все школы уха живали за к у к у ру з о й по всем пра вилам агротехники. Большинство школ района выра стило к у к у р у з у на зерно. Урожай ность в среднем по району составит примерно 30 центнеров зерна с гек тара. Следовательно, в этом году школы района могут дать колхозам около 100 тонн семян кукурузы сорта «Успех». Ворон-Дозовская. Синдя- кщекая, Куринская, Старо-Дубов- ская семилетие школы получат урожай выше среднерайонного—до 40 центнеров зерна с гектара. В районе имеются и такие школы, которые несерьезно отнеслись к та кому важному, государственного значения мероприятию, как выращи вание к у к у р у з ы . Руководители До- но-Нвгачевской и Фомино-Вегачев- ской семилетних школ тт. Волосато- ва и Яковлев допустили потраву участков кукурузы Коллективы школ намерены и в будущем выващивать к у к у р у з у , по этому уже сейчас, учтя ошибки и недостатки, нужно принимать серь езные меры к получению высокого урожая в следующем году. - В. ПОРТНЫХ, зав. Хлевенским райОНО. Зима — ответственный период в работе железнодорожников. От то го, как подготовится все хозяйство к работе в зимних условиях, во многом зависят успехи транспорт ников. Прошлая зимовка принесла грязинским путейцам ряд неприят ностей, потому что оши не додела ли в подготовке к зиме несколько важных работ. Об этих упущениях подробно говорил на совещании хо зяйственного актива начальник от деления дороги т. Власюк. В своих выступлениях движенцы, путейцы, эксплуатационники до полняли докладчика новыми при мерами и фактами о том, что ме шало узлу лучше работать в зим нее время. Со дня совещания хозяйственного актива узла прошло полмесяца. Ка ковы же сдвиги в подготовке узла к работе в зимних условиях? Надо прямо сказать, заметных изменений не последовало. Рейд, проведенный на станции Грязи-Оталшггрздские, в паровозном депо, вагонном участ ке и на других объектах узла, вну шает серьезную тревогу за состоя ние хозяйства. При проверке при шлось встретиться с крупными не достатками и упущениями, которые отрицательно скажутся в работе транспорта зимой. Станция Грязи-Сталинградские:— одна из крупных не только в отде лении дороги, но и на всей Юго- Восточной магистрали. Сюда при бывают, отсюда'отправляются еже дневно десятки товарных составов. Здесь формируются и обрабатыва ются многие поезда. Придавая боль шое значение своевременной подго товке к зиме, коллектив станции для этой цели создал из своих ра ботников специальную бригаду. Она побелила стрелочные посты, отре монтировала печи, привела в поря док стрелочный инвентарь. Бригада своими силами улучшила условия для погрузки и разгрузки товаро- материальных ценностей. Во всех этих работах активное участие приняли старшие стрелоч ницы Осипова и Голованова, млад шие стрелочницы Исаева, Балмоч- ньк, Батищева и другие. Не счита ясь со временем, они в неурочные часы выполняли нормы на 100 и более процентов. Но то, что сделано на станции Грязи-Сталинградские, капля в мо ре. Медленно ведутся работы по ремонту путей, далеко не все стре лочные переводы поставлены на щебень. Неудовлетворительно гото вятся снегозащитные средства. Мно гие деревянные шиты нуждаются в починке, к тому же их не хватает. Изготовление новых дистанция пу ти не организовала. Помещение станции нуждается в ремонте, там грязно и неуютно. Стены покрылись угольной пылью и копотью, полы не покрашены. В неприглядном состоянии находится сушилка. Там нет двери. Сквозняки гуляют в помещении, а ведь в нем бывают люди. Беспокоит и другое: на станции есть душевая. И вот там до сих пор отсутствует водо провод. Использованная во,да соби рается в помещении, образуя лужи. На станции немало молодых кад ров, которым придется впервые ра-, ботать зимой. Однако с новичками не организовано изучение техниче ских памяток^ Администрация станции имеет плохой контакт с клиентурой, в результате чего простои местных вагонов завышены до 34 часов про тив нормы 25,6 часа. Большие про стои вагонов бывают в «Заготзерно». В августе эта контора заплатила 26 тысяч рублей штрафа. Начальник станции т. Наумов и его заместитель т. Трифонов охотно соглашаются со всеми выявленными недостатками, но они мало что де лают для того, чтобы быстрее устра нить их. Среди железнодорожников еще слаба трудовая дисциплина, нет настоящей борьбы за режим экономии времени, за резкий подъ ем производительности труда. ...Одни сидят, другие иоют, тре тьи кирпича ждут. Так охарактеризовал деятельность дистанции зданий и сооружений на чальник отдела кадров паровозного депо т. Митрохин. Он совершенно прав! Эта ремонтно-строительная ор ганизация, которую возглавляют тт. Аникеев и Ильичев, -причинила предприятиям узла столько неприят ностей, обид и огорчений, что даль ше некуда. Она за все берется и ни чего не доводит до конца. Дистанция зданий и сооружений уже давно «ремонтирует» паровозное депо, а клнда и не видно. Здесь плац подготовки к зиме выполнен не бо лее, как на 40 — 45 процентов. В децо до сих пор не заменено котловое хозяйство, не закончена смена -пере крытий цехов. На пороге октябрь, а в депо не начато утепление узлов. В корпусах, где ремонтируются -паровозы, худые ворота. Ветер свободно проникает в дыры, щели. В депо нуждаются в по чинке не только ворота, но и полы, окна, крыша, вытяжные зонты и Фонари. Начатая работа п-о ремонту полов -прекращена на пол-пути. На ремонте депо работает каж дый день разное количество специа листов. Сегодня их много, вчера — наполовину меньше, -позавчера—ни одного не бы » . Строители з-ач-ас-тую сидят без дела: то нет кирпича, то не вовремя подвези песок и це мент, то еще какая-нибудь причина. Отсюда низкая выработка. Плохо заботятся о подготовке к зиме командиры локомотивного хо зяйства тт. Дементьев, Аникин, Усов и Богданов. Паровозный парк всту пает в зиму с прокатом бандажей в 2,85 мм против нормы 2,5 мм. Тем не менее ремонт паровозов ведется плохо. Рейдовая бригада побывала на ва гон-пом участке. Хотя здесь -текущие подготовительные работы к зиме вы полнены на 90 процентов, однако есть ряд серьезных упущений и не достатков. В этом повинна опять-та ки ди-станция зданий и сооружений. Сргласяо плану, дистанция обязана на этом предприятии выполнить большой объем капитальных работ. Между тем, она не торопится с ре монтом, все дальше и дальше откла дывает подготовку к зиме. Так, на пример, в сборочном и других цехах надо было менять крыши в 1 и 2 кварталах. Однако, к этой работе приступили' только сейчас. Вагон ники не уверены, что цехи будут подготовлены к наступлению осен ней распутицы и холодов, они опа саются, как бы им не пришлось ра б о т а т ь с я дождями. Следует сказать, что начальник вагонного участка т. Донерян и главный инженер т. Каменецкий на встревожены таким серьезным по ложением, живут в мире и согласии с руководителями дистанции зданий и сооружений. Они стесняются предъявить подрядчику вполне за конные претензии. В цехах вагон ного участка много работ, которые - должны выполнять сами вагонники, например, установка вытяжяой вен тиляции, монтаж отопления и т. д. За эти работы они ей» не 'брались* Не могут дохвалиться полной го товностью к зиме железнодорожники станций Грязи-Воронежские и Гря- зи-Овлррские. Здесь сделано еще ма ло. Теплые -сентябрьские дни, види мо, кое у кого посеяли уверенность., что такая -погода протянется до са мой зимы. Иначе, чем объяснить, что на станции Грязи-Орловекие (началь ник т. Сафонов) медленно ремонти руются стрелочные посты, не хвата ет сигнального иьгвенга-ря. Кадры решают все — учит Комму нистическая -партия. Бели рабочим,- служащим и инженерно-техническим работникам будут созданы нормаль ные бытовые условия, они выпол нят любую поставленную задачу,- Грязинсше железнодорожники в помощью государства широко раз вернули коллективное и индивиду- алын-ое строительство жилых поме щений. Многие живут -в ведомствен ных домах. Но каково их состояние?! Дистанция зданий и сооружений, на которую возложен ремонт жилого фонда, проявляет в этом вопросе не допустимую медлительность. Многие квартиры железнодорожников нуж даются в капитальном ремонте. Так, на станция Грязи-Сталинградские два многоквартирных дома вот уже несколько месяцев находятся в ста дии ремонта. По плану их надо бы ло сдать в эксплуатацию в первом полугодии, тем не менее работы за тянулись до октября. * * * Грязин-екое отделение дороги вы шло -в передовые но железнодорож ной сети страны. Видное место а этом деле занимает Грязинский урел^ Нельзя миритьс» с тем, чтобы оа отставал с подготовкой своего хо зяйства к зиме. Грязинцы имею-* все возможности работать значи тельно лучше. Долг руководителей отделения торопя—практически по мочь им в преодолении отставания, чтобы они заняли первое место яб только по отделению, но и ш всей Юго-Вссточной магистрали. Это бу дет достойным подарком 40-й годов щине Великого Октября. Рейдовая бригада газеты «Ленинское знамя»: С. ПОДРЕЧНЕВА, редактор ежедневной стенной газеты «Светофор», 3, ПОЛУХИНА, заведующая отделом район ной газеты «Ленинская ис кра». М. ЗАВЕЛИЦКИЙ, соб- корр. «Л енинского знамени», й - х V I / : , 5 1 » ! | 1 ' •* * ЯН К Ш ш М 1 Ж Й Я р ! ; а - Я щ Щ # . а . ; - ! / . ' ;«;■ ' ■ а ч - П р е с с о в ы й ц е х Л и п е ц к о г о т р а к т о р н о г о з а в о д а . З д е с ь с р е д и шюже- с т в а р а з л и ч н ы х д е т а л е й т р а к т о р о в п р е с с у ю т с я м д е т а л и д л я к а б и н . На снимке: с л е с а р и - с б о р щ и к и А. Т у л и к о в « Н. Д е р г у н о в з а с б о р к о й Х‘. т р а к т о р н ы х к а б и н . В э т и д н и о н и в ы п о л н я ю т по д в е н о р м ы . Ф о т о В. Малыка. Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы Активные методы изучения русского языка Несмотря на некоторые достиже ния школ в области развития уст ной и письменной речи школьни ков, как устная, так и письменная р,ечь многих учащихся все еще бед на, суха, невыразительна, а под час и пестрит грубейшими стили стическими ошибками. Преподавателям-словееникам из вестно, что одной из распространен ных стилистических ошибок яв ляется тавтология. В целях исправления этой ошиб ки нужно прежде всего обратиться к работе над синонимами. Ее н а » начинать с пятого класса ц за ниматься на всех уроках грамма тики, литературного чтения и лите ратуры. причем систематически и планомерно, а не от случая к слу чаю, как это иногда бывает в шко лах. При изучении существитель ных, прилагательных и особенно глаголов следует показать учащим ся богатую синонимику частей ^ре чи в русском языке. Очень удобны для занятий над синонимикой слов и уроки литературного чтения. В старших классах знания уча щихся по этому разделу должны углубляться и систематизироваться. Во время анализа текстов художе ственных произведений, разбора сочинений или при выполнении разного рода творческих работ ни когда не следует забывать о сино нимах, держать их в поле зрения, работать над ними. Помимо охарактеризованного вы ше средства предупреждения тавто логии, относящегося непосредствен но к лексике, имеется средство, связанное с изучением синтаксиса. Это — использование тире при пропуске слова в неполном предло жении. Бывает так, что учителя, берут, например, для разбора пред ложение: «Волга впадает в Кас пийское море, а Днепр — в Чер ное» — и указывают, что во вто ром предложении пропущено сказу емое «впадает» и что в таких слу чаях принято ставить тире. А по чему оно пропущено?— такого во проса ученикам не задают. А ведь Именно в данном случае можно очень удачно увязать занятия по грамматике с работой по развитию речи. Следующий способ предупрежде ния тавтологии — использование средств художественной изобрази тельности, в частности, перифраз так называемых описательных обо ротов. Большое влияние на стиль учащихся, как это подтверждает практика, оказывает язык писате ля. И это обстоятельство нужно обязательно использовать при обу чении школьников. Нужно требо вать от учащихся не только хоро шего знания произведения в целом, но и умения ц гж 'Р седадаения язы ком, близким к текстам прочитан ных книг. Тогда речь школьников станет ярче, эмоциональнее, при чем это обращение к текстам про изведений позволит решить и ряд практических вопросов грамматиче ской стилистики. Приведу пример из практики своей работы в десятом классе. За метив в устной речи учащихся при передаче ими содержания романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» частое повторение одних и тех же подлежащих («Павка Кор чагин, «Сережа Брузжак», «Иван Жаркий» и т. п.) или заменяющего их местоимения «он», я пришел к выводу, что класс н у ж н о практи чески познакомить с использовани ем описательных оборотов. Теорию вопроса учащиеся уже знали. Сначала мы обратились к тексту романа Н. А. Островского и воочию убедились, как писатель разнообра зит речь при помощи перифраз. За тем ученики стали сами составлять перифразы к заданным словам. К подлежащему «Сережа Брузжак», например, было подобрано до десят ка описательных оборотов. Лучшие из них занесли' в таблицу, изого- товленную во время внеклассных занятий. Вот они: 1. «Бесстрашный герой граждан ской войны». 2. «Первый комсомо лец Щепеторки», 3. «Верный друг Павки». 4. «Умелый организатор молодежи». 5. «Отважный синегла зый паренек» и т. д. Мы обратили внимание на то, что перифразы можно. использовать или как подлежащие, или как прило жения к подлежащему-местоимению третьего лица. Это в значительной мере обогатило речь учащихся. За последние Годы в школе уде лено большое внимание анализу текстов художественных произведе ний в единстве их формы и содер жания. Но этот анализ преследует чисто литературоведческие цели, А как осваивает стилистику наш ученик? Существующее в настоя щее время положение вещей, когда ни в школьной программе, ни в учебнике по русскому языку и ли тературе даже не намечены хотя бы основные вехи, которыми руко водствовались бы учитель и школь ник в столь трудном вопросе, по зволяет утверждать, что в деле развития речи в целом ряде случа ев царит стихия. Ученики подчас приобретают стилистические навы ки путем подражания хорошим об разцам устной и письменной речи, но все это носит пассивный харак тер. Авторы наших школьных со чинений нередко оказываются бес помощными в выборе слов и по строении предложений, хотя и чув ствуют нередко, что стиль их работ весьма далек от совершенства. И вот здесь-то встает в о п ро с о необходимости, попутно с анализом литературоведческим, анализа сти листического? т. е. посильного для учащихся разбора языковых средств писателя с точки зрения лингви стики (науки о языке). Это совер шенно необходимо прежде всего п о т о м у , что мы, учителя, обязаны показать гчатимся не только все те высокие художественные досто инства, которыми отличается изу чаемое произведение, но и раскрыть перед воспитанниками творческую лабораторию писателя, показать, к каким лексическим, морфологиче ским и синтаксическим средствам прибегал писатель, создавая произ ведение. При изучении романа Н. А. Ост ровского «Как закалялась сталь», наряду с разбором комплекса вопро сов, определяемых программой, мне удалось провести на уроках и на внеклассных занятиях стилистиче ский анализ целого ряда глав. Уча щимся на конкретных примерах из романа было показано, как практи чески пользоваться в речи пери- фразааги, синонимами, инверсиями,- метонимиями, фразами с пропусками членов предложения, деепричастны ми оборотами, обособленными при ложениями. простыми и сложными предложениями. Причем, для по добного анализа почти не понадо билось дополнительного времени. Разбор велся попутно с изучением образов романа, композиции, пей зажных зарисовок и т. п. Резуль таты же работы не замедлили ска заться: когда учащиеся стали пи сать сочинения по роману, многие стилистические средства, использо ванные автором, пригодились и им. Многие письменные работы уча щихся даже в старших классах не редко отличаются излишним лако низмом предложений, бедностью мысли, состоят по преимуществу из простых фраз. Объясняется это как раз тем, что учащимся при изуче нии грамматики в 6— 7 классах не были показаны на образцах живой русской речи богатейшие возмож ности синтаксиса русского языка как стилистического средства. Ка жется, пора со всей остротой по ставить вопрос о самой теоной свя зи преподавания морфологии и син таксиса с практическими занятиями по грамматической стилистике, а также с работой по изучению тек стов художественных произведений на уроках литературы. Говоря о стилистической грамот ности, нельзя подразумевать под этим только одну письменную речь учащихся. В своей практической работе преподавателям нужно по вседневно уделять внимание и уст ной речи учащихся. Редко можно встретить школу, где преподаватели веек без исклю чения дисциплин соблюдают единый речевой и орфографический резким, являющийся самым главным сред ством борьбы за высокую речевую культуру учащихся. Нередко мож но наблюдать на уроках истории, географии, естествознания и других дисциплин скучные, стандартные ответы учащихся, изобилующие грубыми стилистическими ошибка ми. Как ни странно, по на это ча сто почти не обращают никакого внимания. В заключение хочется сказать несколько слов о тематике сочине ний, которые пишутся в школах. За последние годы вменилась тен денция учителей и работников ор ганов народного образования давать учащимся для написания сочине ний сурубо литературоветческие темы («Образы лишних людей», «Положительный герой литературы критического реализма» и т. п.), что не всегда положительно сказы вается на формировании индивиду ального стиля ученика. Мне кажет ся. что стремление учащихся прй выполнении подобных работ подра- жать стилю авторов учебников иля трудных «академических» статей (а иначе это и не мож>ет быть) ско вывает личное творчество школь ников. накладывает на их работы печать серости и скуки, порождает штампы, культивирует бездумное отношение к слову.. Я. конечно, не за то, чтобы подобные сочинений полностью изгнать из школьной практики (они, безусловно, нужны в целях тщательной проверки зна ний учащихся), но считаю абсолют но необходимым широкое введение в практику работы школ разяооб- оазных сочинений, требующих впол не самостоятельного творчества под-. ростков. Такие темы для сочине- гога. как «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель», «Моя любимая книга», «Какие страницы романа мне больше всего нравятся и почему?», «Чем следует руковод ствоваться при выборе профессии?»! . и т п. должны занять прочное ме сто в практике работы словесников. Перед советской шкодой стоит! сейчас ответственная задача — не уклонно развивать политехническое обучение, не снижая при этом об щеобразовательного уровня препо давания научных дисциплин. Ог ромная роль в решении этой зада чи принадлежит преподавателям- словееникам. От их знаний и прак тических навыков, от их желаний повседневно совершенствоваться бу дет зависеть дальнейший подъем уровня в с рй учебно-воспитательной работы в школе. Б. ПАНОВ, учитель литер атуры средней школы № Ш г. Липецка,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz