Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 24 се-нтября 1957 г., 226 4979)' 2 «айв П а р т и й н а я ж и з н ь Выть в первых рядах борцов за пятилетку Перспективы развития Неволи пецкого металлургического завода не могут не радовать, не вдохнов­ лять коллектив и его партийную ор­ ганизацию, а вместе с ними всех, кто трудится над созданием могу­ щественной советской индустрии— основы социалистической экономи­ ки. Окончание строительства цеха горячего проката — первый значи­ тельный шаг на пути генеральной реконструкции предприятия. Это новое, яркое свидетельство бурно развивающейся индустриальной мо­ щи нашего государства, убедитель­ ный показатель высокого мастерст­ ва строителей и инженерно-техниче­ ских работников, неоспоримый ре­ зультат мудрой и дальновидной по­ литики партии. Скоро; так скоро, как это только позволяют темпы нашего строительства, завод станет первоклассным современным пред­ приятием с полным, законченным металлургическим циклом. Но, заглядывая в недалекое буду­ щее завода, нельзя не думать о его настоящем: такова природа совет­ ского человека — будущее од видит через призму сегодняшнего дня. Бу­ дучи глубоко обеспокоенными отста­ ванием предприятия, коммунисты за­ вода на своем отчетно-выборном соб­ рании говорили о том, что методы и стиль партийного и хозяйственного руководства ныне не отвечают но­ вым требованиям, вызванным к жиз­ ни перестройкой управления про­ мышленностью и строительством. Об­ щее мнение, высказанное коммуни­ стами по этому поводу, можно сфор­ мулировать так: партийный коми­ тет и хозяйственное руководство не утруждают себя внимательным и глубоким изучением положения дела в цехах, процессов, происходящих в жизни заводского коллектива. Иначе чем можно объяснить тот факт, что на заводе вот уже длительное время идет спор о причинах отставания доменного цеха, который, кстати сказать, продолжался и разрешился на самом партийном собрании. И разрешил его не кто-нибудь, а сам начальник доменного цеха т. Ва­ сильченко — инициатор этого спора. — Руда не та, — настаивал он на своем. — Но, -убедившись, что руды с более высоким процентом содержания железа нам пока не да- дут, мы за последнее время... стали работать лучше и сейчас выполняем план... «Железная» логика т. Васильчен­ ко, таким образом, была посрамлена им же самим. Итак, спор окончен. Но нельзя на этом закончить разговор о судьбах государственного плана и социали­ стических обязательств, выполнение которых все еще находится под уг­ розой. Нельзя не думать над истин­ ными причинами, мещающими кол­ лективу предприятия вновь занять достойное место среди передовых предприятий металлургической про­ мышленности нашей страны. Анализируя эти причины, секре­ тарь парткома т. Ширинский в сво­ ем докладе говорил о неудовлетво­ рительном состоянии трудовой и технологической дисциплины, о со­ вершенно нетерпимых фактах такой недисциплинированности со стороны отдельных руководящих работников завода. Как бы подтверждая это, коммунист т. Никитин остро поста­ вил в о п ро с о повышении требова­ тельности и партийной ответствен­ ности руководящих кадров за пору­ ченное им делд. Значит, этой требо­ вательности и ответственности явно не хватало. И к этому надо добавить, что партийный комитет крайне по­ верхностно занимался коренными вопросами производства, не исполь­ зовал в полной мере силу цеховых парторганизаций и партийных групп. Серьезные недостатки в партийно- политической работе парторганиза­ ции доменного цеха, о которых упо­ миналось в отчете парткома, #вдя- ■-а С о т ч е т н о -в ы б о р н о г о п а р т и й н о г о с о б р а н и я И о в о л и п е и к о г о м е т а л л у р г и ч е с к о г о з а в о д а я- ются у к о ро м самому партийному ко­ митету. На этой стороне дела следует остановиться более подробно, так как вопросов политической работы в коллективе, затрагиваемых на соб­ рании, мало. И это не случайно. Су­ дя по характеристике, данной в от­ четном докладе, многие руководящие работники завода не чувствуют по­ требности постоянного общения е людьми, они даже не выступают пе­ ред агитаторами, на которых, кстати сказать, многие парторганизации возложили всю ответственность за воспитательную работу в массах. В доменном цехе из 30 агитаторов бе­ седуют с рабочими всего лишь 15 человек.тогда как многие коммуни­ сты вообще не имеют партийных по­ ручений. Е тому же, в агитколлек­ тиве оказалось немало людей несо­ стоятельных в моральном отноше­ нии, нарушителей дисциплины. Неужели обо всем этом партийно­ му комитету стало известно лишь накануне собрания? Плохо на заводе поставлена на­ глядная агитация, неудовлетвори­ тельно ведется воспитательная Ра­ бота среди молодежи, проживающей в общежитиях. В ряде цехов очень редко проводятся производственные совещания и собрания рабочих. Де­ сятки других примеров, которые приводились в докладе и выступле­ ниях коммунистов, красноречиво свидетельствуют о том, что в пар­ тийной организации начинают забы­ вать ту простую истину, что у ком­ мунистов нет более сильных средств и способов борьбы с недостатками за общий подъем производительно­ сти труда, как политическое воспи­ тание масс, и что политика партии ведется через людей, способных поднять и организовать эти массы на преодоление трудностей, на за­ воевание успеха. На собрании затрагивался боль­ шой круг вопросов партийной, идео­ логической. хозяйственной работы, от разрешения к о т о ры х в решаю­ щей степени будет зависеть успех выполнения государственного плана и социалистических обязательств, п ри н я т ы х коллективом металлургов в предоктябрьском соревновании. Думается, что из суммы этих важ­ ных вопросов следует выделить один — это отношение к Нонолипец- кому металлургическому заводу со стороны Липецкого совнархоза. Нам кажется, что упрек, высказанный в адрес работников совнархоза старым коммунистом т. Воробьевым, должен быть воспринят ями как сигнал, за­ служивающий внимания. Совет на­ родного хозяйства обязан помочь заводу преодолеть отставание, бо­ лее активно влиять на ход дела, сме­ лее вторгаться в жизнь коллектива ведущего в нашей области пред­ приятия. У новолипецргх металлургов есть хорошая традиция: последние четы­ ре — пять лет они шли в первых вя""-; борцов за технический про­ гресс, за подъем нашей тяжелой промышленности. Но следует пом­ нить, что самая хорошая тради­ ция — это развитие лучших дости­ жений. это обогащение опытом прошлого и неустанное движ'енне вперед. Вся наша великая Родина с ог­ ромным подъемом готовится к сво­ ему славному юбилею — 40-й го­ довщине Октября. Металлурги Ново­ липецкого завода не могут стоять в стороне от массового патриотическо­ го движения советского народа, при­ лагающего все силы к тому, чтобы ознаменовать эту историческую дату новыми выдающимися успехами на всех участках коммунистического строительства. Их долг — снова быть в первых рядах бойцов за пя­ тилетку. С. Г Р ИНЯЕ В. К р и т и ч е с к и о ц е н и в а т ь р е з у л ь т а т ы с в о е й р а б о т ы В обстановке острой критики и еамр'&ритики прошло на днях отчет­ но-выборное партийное собрание на Липецком заводе канализационных чугунных труб. В своем докладе секретарь партбюро т. Фролов под­ робно охарактеризовал работу парт­ организации завода за отчетный период. Парторганизация усилила контроль за хозяйственной деятель­ ностью администрации, повысилась авангардная роль коммунистов на производстве. Завод прочно удержи­ вает одно из первых мест среда предприятий города и области. Производственную программу 8 ме­ сяцев завод выполнил на 106,2 процента, план до производитель­ ности труда — на 107,4 процен­ та, выпущено сверхплановой про­ дукции на 2700 тысяч рублей. В достижении этих показателей немалая роль принадлежит партий­ ной организации, мобилизовавшей коллектив на успешное выполнение социалистических обязательств. И когда подсчитали, что принятые обязательства по досрочному выпол­ нению годового плана могут быть выполнены значительно раньше, коллектив завода решил в честь всенародного праздника — 40-й годовщины Великого Октября— за­ вершить годовой план не к 20 де­ кабря. как было предусмотрено, а к 10 декабря. Несмотря на успехи, в работе партбюро имели место и серьезные недостатки. Следует признать, что партбюро не уделяло должного вни­ мания вопросам техники безопас­ ности. механизации трудоемки процессов, повышению культуры производства. Выступавшие комму­ нисты по-деловому вскрывали не­ достатки в работе партбюро, вно­ сили конкретные предложения по улучшению партийно-политической работы, использованию резервов производства. Коммунисты тг. Кло­ ков, Куликов обратили свое внима­ ние на необходимость усиления ру­ ководства комсомольской организа­ цией завода. Тов. Затороднов говорил о при­ влечении всех коммунистов К вы­ полнению партийных поручений, р ^ зв и т и и здоровой критики и са­ мокритики, об улучшении охраны труда и техники безопасности. Ди­ ректор завода т. Кузьмичев крити­ ковал горком КПСС за недостаточ­ ную требовательность к руководст­ ву стройуправления «Центропром- строй», которое срывает сроки строительства кислородной стан­ ции, жилых домов и других объек­ тов завода. Выступавшие отмеча­ ли также медлительность партбю­ ро в рассмотрении предложений ра­ бочих завода по совершенствованию организации управления производ­ ства. высказанных ими при об­ суждении тезисов доклада т. Н. С. Хрущева «О дальнейшем совер­ шенствовании организации управле­ ния промышленностью и строитель­ ством»'. Партийное собрание завода при­ няло решение, направленное на устранение вскрытых недостатков и избрало новый состав партбюро. Секретарем партбюро избран т. Фролов. В. МОРОЗОВ. Спустя полмесяца после совещания На Грязинском у зл е плохо готовятся к зиме В пехе игрушек Елецкой кар­ тонной фабрики хорошо трудится молодая работница Тамара Боже- нова. На снимке: Т. Боженова за ра­ ботой. Фото А. Хлуденева. -------------- ф « -------------- У ю н ы х к у к у р у з о в о д о в Принимая участие в борьбе тру­ жеников сельского хозяйства за дальнейший подъем животноводства, хлевенские школьники решили по­ мочь колхозам района в выращива­ нии кукурузы. По указанию райко­ ма КПСС й райисполкома колхозы района выделили школам 48 гекта­ ров земли для посева этой культу­ ры. Каждая семилетняя школа полу­ чила участок в 1 — 2 га, сред­ няя — в 3 — 5 га. Учащиеся горячо прьлялись заде­ ло. Между школами развернулось социалистическое соревнование за получение высокого урожая кукуру­ зы. Весной, не теряя времени, ре­ бята приступили к вывозке пере­ гноя на выделенные уч-стки. Всего на площадь в 48 гектаров было вы­ везено более 500 тонн перегноя, а Куринская и Синдякинская семи­ л ет и е школы вывезли по 16 тонн на каждый гектар. В первой декаде мая кукуруза была посажена в ру ч н у ю квадратно- гнездовым способом по 3 — 4 зерна, в каждую л у н к у с донолштелъным внесением удобрений в гнезда. Внимательно следили за появле­ нием всходов школьники. Уже через неделю было установлено, что всхо­ жесть посаженных семян кукурузы низкая: во многих гнездах кукуруза не взошла. Поэтому пришлось сразу же организовать подсадку. В течение весны и лета многие школы под ру к о в о д с т в о м учителей биологии организовали 3-х, а неко­ торые 4-разовую прополку куку­ рузы, так как вследствие частых ве­ сенних дождей дружно поднимались сорняки. В основном все школы уха­ живали за к у к у ру з о й по всем пра­ вилам агротехники. Большинство школ района выра­ стило к у к у р у з у на зерно. Урожай­ ность в среднем по району составит примерно 30 центнеров зерна с гек­ тара. Следовательно, в этом году школы района могут дать колхозам около 100 тонн семян кукурузы сорта «Успех». Ворон-Дозовская. Синдя- кщекая, Куринская, Старо-Дубов- ская семилетие школы получат урожай выше среднерайонного—до 40 центнеров зерна с гектара. В районе имеются и такие школы, которые несерьезно отнеслись к та­ кому важному, государственного значения мероприятию, как выращи­ вание к у к у р у з ы . Руководители До- но-Нвгачевской и Фомино-Вегачев- ской семилетних школ тт. Волосато- ва и Яковлев допустили потраву участков кукурузы Коллективы школ намерены и в будущем выващивать к у к у р у з у , по­ этому уже сейчас, учтя ошибки и недостатки, нужно принимать серь­ езные меры к получению высокого урожая в следующем году. - В. ПОРТНЫХ, зав. Хлевенским райОНО. Зима — ответственный период в работе железнодорожников. От то­ го, как подготовится все хозяйство к работе в зимних условиях, во многом зависят успехи транспорт­ ников. Прошлая зимовка принесла грязинским путейцам ряд неприят­ ностей, потому что оши не додела­ ли в подготовке к зиме несколько важных работ. Об этих упущениях подробно говорил на совещании хо­ зяйственного актива начальник от­ деления дороги т. Власюк. В своих выступлениях движенцы, путейцы, эксплуатационники до­ полняли докладчика новыми при­ мерами и фактами о том, что ме­ шало узлу лучше работать в зим­ нее время. Со дня совещания хозяйственного актива узла прошло полмесяца. Ка­ ковы же сдвиги в подготовке узла к работе в зимних условиях? Надо прямо сказать, заметных изменений не последовало. Рейд, проведенный на станции Грязи-Оталшггрздские, в паровозном депо, вагонном участ­ ке и на других объектах узла, вну­ шает серьезную тревогу за состоя­ ние хозяйства. При проверке при­ шлось встретиться с крупными не­ достатками и упущениями, которые отрицательно скажутся в работе транспорта зимой. Станция Грязи-Сталинградские:— одна из крупных не только в отде­ лении дороги, но и на всей Юго- Восточной магистрали. Сюда при­ бывают, отсюда'отправляются еже­ дневно десятки товарных составов. Здесь формируются и обрабатыва­ ются многие поезда. Придавая боль­ шое значение своевременной подго­ товке к зиме, коллектив станции для этой цели создал из своих ра­ ботников специальную бригаду. Она побелила стрелочные посты, отре­ монтировала печи, привела в поря­ док стрелочный инвентарь. Бригада своими силами улучшила условия для погрузки и разгрузки товаро- материальных ценностей. Во всех этих работах активное участие приняли старшие стрелоч­ ницы Осипова и Голованова, млад­ шие стрелочницы Исаева, Балмоч- ньк, Батищева и другие. Не счита­ ясь со временем, они в неурочные часы выполняли нормы на 100 и более процентов. Но то, что сделано на станции Грязи-Сталинградские, капля в мо­ ре. Медленно ведутся работы по ремонту путей, далеко не все стре­ лочные переводы поставлены на щебень. Неудовлетворительно гото­ вятся снегозащитные средства. Мно­ гие деревянные шиты нуждаются в починке, к тому же их не хватает. Изготовление новых дистанция пу­ ти не организовала. Помещение станции нуждается в ремонте, там грязно и неуютно. Стены покрылись угольной пылью и копотью, полы не покрашены. В неприглядном состоянии находится сушилка. Там нет двери. Сквозняки гуляют в помещении, а ведь в нем бывают люди. Беспокоит и другое: на станции есть душевая. И вот там до сих пор отсутствует водо­ провод. Использованная во,да соби­ рается в помещении, образуя лужи. На станции немало молодых кад­ ров, которым придется впервые ра-, ботать зимой. Однако с новичками не организовано изучение техниче­ ских памяток^ Администрация станции имеет плохой контакт с клиентурой, в результате чего простои местных вагонов завышены до 34 часов про­ тив нормы 25,6 часа. Большие про­ стои вагонов бывают в «Заготзерно». В августе эта контора заплатила 26 тысяч рублей штрафа. Начальник станции т. Наумов и его заместитель т. Трифонов охотно соглашаются со всеми выявленными недостатками, но они мало что де­ лают для того, чтобы быстрее устра­ нить их. Среди железнодорожников еще слаба трудовая дисциплина, нет настоящей борьбы за режим экономии времени, за резкий подъ­ ем производительности труда. ...Одни сидят, другие иоют, тре­ тьи кирпича ждут. Так охарактеризовал деятельность дистанции зданий и сооружений на­ чальник отдела кадров паровозного депо т. Митрохин. Он совершенно прав! Эта ремонтно-строительная ор­ ганизация, которую возглавляют тт. Аникеев и Ильичев, -причинила предприятиям узла столько неприят­ ностей, обид и огорчений, что даль­ ше некуда. Она за все берется и ни­ чего не доводит до конца. Дистанция зданий и сооружений уже давно «ремонтирует» паровозное депо, а клнда и не видно. Здесь плац подготовки к зиме выполнен не бо­ лее, как на 40 — 45 процентов. В децо до сих пор не заменено котловое хозяйство, не закончена смена -пере­ крытий цехов. На пороге октябрь, а в депо не начато утепление узлов. В корпусах, где ремонтируются -паровозы, худые ворота. Ветер свободно проникает в дыры, щели. В депо нуждаются в по­ чинке не только ворота, но и полы, окна, крыша, вытяжные зонты и Фонари. Начатая работа п-о ремонту полов -прекращена на пол-пути. На ремонте депо работает каж­ дый день разное количество специа­ листов. Сегодня их много, вчера — наполовину меньше, -позавчера—ни одного не бы » . Строители з-ач-ас-тую сидят без дела: то нет кирпича, то не вовремя подвези песок и це­ мент, то еще какая-нибудь причина. Отсюда низкая выработка. Плохо заботятся о подготовке к зиме командиры локомотивного хо­ зяйства тт. Дементьев, Аникин, Усов и Богданов. Паровозный парк всту­ пает в зиму с прокатом бандажей в 2,85 мм против нормы 2,5 мм. Тем не менее ремонт паровозов ведется плохо. Рейдовая бригада побывала на ва­ гон-пом участке. Хотя здесь -текущие подготовительные работы к зиме вы­ полнены на 90 процентов, однако есть ряд серьезных упущений и не­ достатков. В этом повинна опять-та­ ки ди-станция зданий и сооружений. Сргласяо плану, дистанция обязана на этом предприятии выполнить большой объем капитальных работ. Между тем, она не торопится с ре­ монтом, все дальше и дальше откла­ дывает подготовку к зиме. Так, на­ пример, в сборочном и других цехах надо было менять крыши в 1 и 2 кварталах. Однако, к этой работе приступили' только сейчас. Вагон­ ники не уверены, что цехи будут подготовлены к наступлению осен­ ней распутицы и холодов, они опа­ саются, как бы им не пришлось ра­ б о т а т ь с я дождями. Следует сказать, что начальник вагонного участка т. Донерян и главный инженер т. Каменецкий на встревожены таким серьезным по­ ложением, живут в мире и согласии с руководителями дистанции зданий и сооружений. Они стесняются предъявить подрядчику вполне за­ конные претензии. В цехах вагон­ ного участка много работ, которые - должны выполнять сами вагонники, например, установка вытяжяой вен­ тиляции, монтаж отопления и т. д. За эти работы они ей» не 'брались* Не могут дохвалиться полной го­ товностью к зиме железнодорожники станций Грязи-Воронежские и Гря- зи-Овлррские. Здесь сделано еще ма­ ло. Теплые -сентябрьские дни, види­ мо, кое у кого посеяли уверенность., что такая -погода протянется до са­ мой зимы. Иначе, чем объяснить, что на станции Грязи-Орловекие (началь­ ник т. Сафонов) медленно ремонти­ руются стрелочные посты, не хвата­ ет сигнального иьгвенга-ря. Кадры решают все — учит Комму­ нистическая -партия. Бели рабочим,- служащим и инженерно-техническим работникам будут созданы нормаль­ ные бытовые условия, они выпол­ нят любую поставленную задачу,- Грязинсше железнодорожники в помощью государства широко раз­ вернули коллективное и индивиду- алын-ое строительство жилых поме­ щений. Многие живут -в ведомствен­ ных домах. Но каково их состояние?! Дистанция зданий и сооружений, на которую возложен ремонт жилого фонда, проявляет в этом вопросе не­ допустимую медлительность. Многие квартиры железнодорожников нуж­ даются в капитальном ремонте. Так, на станция Грязи-Сталинградские два многоквартирных дома вот уже несколько месяцев находятся в ста­ дии ремонта. По плану их надо бы­ ло сдать в эксплуатацию в первом полугодии, тем не менее работы за­ тянулись до октября. * * * Грязин-екое отделение дороги вы­ шло -в передовые но железнодорож­ ной сети страны. Видное место а этом деле занимает Грязинский урел^ Нельзя миритьс» с тем, чтобы оа отставал с подготовкой своего хо­ зяйства к зиме. Грязинцы имею-* все возможности работать значи­ тельно лучше. Долг руководителей отделения торопя—практически по­ мочь им в преодолении отставания, чтобы они заняли первое место яб только по отделению, но и ш всей Юго-Вссточной магистрали. Это бу­ дет достойным подарком 40-й годов­ щине Великого Октября. Рейдовая бригада газеты «Ленинское знамя»: С. ПОДРЕЧНЕВА, редактор ежедневной стенной газеты «Светофор», 3, ПОЛУХИНА, заведующая отделом район­ ной газеты «Ленинская ис­ кра». М. ЗАВЕЛИЦКИЙ, соб- корр. «Л енинского знамени», й - х V I / : , 5 1 » ! | 1 ' •* * ЯН К Ш ш М 1 Ж Й Я р ! ; а - Я щ Щ # . а . ; - ! / . ' ;«;■ ' ■ а ч - П р е с с о в ы й ц е х Л и п е ц к о г о т р а к т о р н о г о з а в о д а . З д е с ь с р е д и шюже- с т в а р а з л и ч н ы х д е т а л е й т р а к т о р о в п р е с с у ю т с я м д е т а л и д л я к а б и н . На снимке: с л е с а р и - с б о р щ и к и А. Т у л и к о в « Н. Д е р г у н о в з а с б о р к о й Х‘. т р а к т о р н ы х к а б и н . В э т и д н и о н и в ы п о л н я ю т по д в е н о р м ы . Ф о т о В. Малыка. Н А Ш К О Л Ь Н Ы Е Т Е М Ы Активные методы изучения русского языка Несмотря на некоторые достиже­ ния школ в области развития уст­ ной и письменной речи школьни­ ков, как устная, так и письменная р,ечь многих учащихся все еще бед­ на, суха, невыразительна, а под­ час и пестрит грубейшими стили­ стическими ошибками. Преподавателям-словееникам из­ вестно, что одной из распространен­ ных стилистических ошибок яв­ ляется тавтология. В целях исправления этой ошиб­ ки нужно прежде всего обратиться к работе над синонимами. Ее н а » начинать с пятого класса ц за­ ниматься на всех уроках грамма­ тики, литературного чтения и лите­ ратуры. причем систематически и планомерно, а не от случая к слу­ чаю, как это иногда бывает в шко­ лах. При изучении существитель­ ных, прилагательных и особенно глаголов следует показать учащим­ ся богатую синонимику частей ^ре­ чи в русском языке. Очень удобны для занятий над синонимикой слов и уроки литературного чтения. В старших классах знания уча­ щихся по этому разделу должны углубляться и систематизироваться. Во время анализа текстов художе­ ственных произведений, разбора сочинений или при выполнении разного рода творческих работ ни­ когда не следует забывать о сино­ нимах, держать их в поле зрения, работать над ними. Помимо охарактеризованного вы­ ше средства предупреждения тавто­ логии, относящегося непосредствен­ но к лексике, имеется средство, связанное с изучением синтаксиса. Это — использование тире при пропуске слова в неполном предло­ жении. Бывает так, что учителя, берут, например, для разбора пред­ ложение: «Волга впадает в Кас­ пийское море, а Днепр — в Чер­ ное» — и указывают, что во вто­ ром предложении пропущено сказу­ емое «впадает» и что в таких слу­ чаях принято ставить тире. А по­ чему оно пропущено?— такого во­ проса ученикам не задают. А ведь Именно в данном случае можно очень удачно увязать занятия по грамматике с работой по развитию речи. Следующий способ предупрежде­ ния тавтологии — использование средств художественной изобрази­ тельности, в частности, перифраз так называемых описательных обо­ ротов. Большое влияние на стиль учащихся, как это подтверждает практика, оказывает язык писате­ ля. И это обстоятельство нужно обязательно использовать при обу­ чении школьников. Нужно требо­ вать от учащихся не только хоро­ шего знания произведения в целом, но и умения ц гж 'Р седадаения язы­ ком, близким к текстам прочитан­ ных книг. Тогда речь школьников станет ярче, эмоциональнее, при­ чем это обращение к текстам про­ изведений позволит решить и ряд практических вопросов грамматиче­ ской стилистики. Приведу пример из практики своей работы в десятом классе. За­ метив в устной речи учащихся при передаче ими содержания романа Н. А. Островского «Как закалялась сталь» частое повторение одних и тех же подлежащих («Павка Кор­ чагин, «Сережа Брузжак», «Иван Жаркий» и т. п.) или заменяющего их местоимения «он», я пришел к выводу, что класс н у ж н о практи­ чески познакомить с использовани­ ем описательных оборотов. Теорию вопроса учащиеся уже знали. Сначала мы обратились к тексту романа Н. А. Островского и воочию убедились, как писатель разнообра­ зит речь при помощи перифраз. За­ тем ученики стали сами составлять перифразы к заданным словам. К подлежащему «Сережа Брузжак», например, было подобрано до десят­ ка описательных оборотов. Лучшие из них занесли' в таблицу, изого- товленную во время внеклассных занятий. Вот они: 1. «Бесстрашный герой граждан­ ской войны». 2. «Первый комсомо­ лец Щепеторки», 3. «Верный друг Павки». 4. «Умелый организатор молодежи». 5. «Отважный синегла­ зый паренек» и т. д. Мы обратили внимание на то, что перифразы можно. использовать или как подлежащие, или как прило­ жения к подлежащему-местоимению третьего лица. Это в значительной мере обогатило речь учащихся. За последние Годы в школе уде­ лено большое внимание анализу текстов художественных произведе­ ний в единстве их формы и содер­ жания. Но этот анализ преследует чисто литературоведческие цели, А как осваивает стилистику наш ученик? Существующее в настоя­ щее время положение вещей, когда ни в школьной программе, ни в учебнике по русскому языку и ли­ тературе даже не намечены хотя бы основные вехи, которыми руко­ водствовались бы учитель и школь­ ник в столь трудном вопросе, по­ зволяет утверждать, что в деле развития речи в целом ряде случа­ ев царит стихия. Ученики подчас приобретают стилистические навы­ ки путем подражания хорошим об­ разцам устной и письменной речи, но все это носит пассивный харак­ тер. Авторы наших школьных со­ чинений нередко оказываются бес­ помощными в выборе слов и по­ строении предложений, хотя и чув­ ствуют нередко, что стиль их работ весьма далек от совершенства. И вот здесь-то встает в о п ро с о необходимости, попутно с анализом литературоведческим, анализа сти­ листического? т. е. посильного для учащихся разбора языковых средств писателя с точки зрения лингви­ стики (науки о языке). Это совер­ шенно необходимо прежде всего п о т о м у , что мы, учителя, обязаны показать гчатимся не только все те высокие художественные досто­ инства, которыми отличается изу­ чаемое произведение, но и раскрыть перед воспитанниками творческую лабораторию писателя, показать, к каким лексическим, морфологиче­ ским и синтаксическим средствам прибегал писатель, создавая произ­ ведение. При изучении романа Н. А. Ост­ ровского «Как закалялась сталь», наряду с разбором комплекса вопро­ сов, определяемых программой, мне удалось провести на уроках и на внеклассных занятиях стилистиче­ ский анализ целого ряда глав. Уча­ щимся на конкретных примерах из романа было показано, как практи­ чески пользоваться в речи пери- фразааги, синонимами, инверсиями,- метонимиями, фразами с пропусками членов предложения, деепричастны­ ми оборотами, обособленными при­ ложениями. простыми и сложными предложениями. Причем, для по­ добного анализа почти не понадо­ билось дополнительного времени. Разбор велся попутно с изучением образов романа, композиции, пей­ зажных зарисовок и т. п. Резуль­ таты же работы не замедлили ска­ заться: когда учащиеся стали пи­ сать сочинения по роману, многие стилистические средства, использо­ ванные автором, пригодились и им. Многие письменные работы уча­ щихся даже в старших классах не­ редко отличаются излишним лако­ низмом предложений, бедностью мысли, состоят по преимуществу из простых фраз. Объясняется это как раз тем, что учащимся при изуче­ нии грамматики в 6— 7 классах не были показаны на образцах живой русской речи богатейшие возмож­ ности синтаксиса русского языка как стилистического средства. Ка­ жется, пора со всей остротой по­ ставить вопрос о самой теоной свя­ зи преподавания морфологии и син­ таксиса с практическими занятиями по грамматической стилистике, а также с работой по изучению тек­ стов художественных произведений на уроках литературы. Говоря о стилистической грамот­ ности, нельзя подразумевать под этим только одну письменную речь учащихся. В своей практической работе преподавателям нужно по­ вседневно уделять внимание и уст­ ной речи учащихся. Редко можно встретить школу, где преподаватели веек без исклю­ чения дисциплин соблюдают единый речевой и орфографический резким, являющийся самым главным сред­ ством борьбы за высокую речевую культуру учащихся. Нередко мож­ но наблюдать на уроках истории, географии, естествознания и других дисциплин скучные, стандартные ответы учащихся, изобилующие грубыми стилистическими ошибка­ ми. Как ни странно, по на это ча­ сто почти не обращают никакого внимания. В заключение хочется сказать несколько слов о тематике сочине­ ний, которые пишутся в школах. За последние годы вменилась тен­ денция учителей и работников ор­ ганов народного образования давать учащимся для написания сочине­ ний сурубо литературоветческие темы («Образы лишних людей», «Положительный герой литературы критического реализма» и т. п.), что не всегда положительно сказы­ вается на формировании индивиду­ ального стиля ученика. Мне кажет­ ся. что стремление учащихся прй выполнении подобных работ подра- жать стилю авторов учебников иля трудных «академических» статей (а иначе это и не мож>ет быть) ско­ вывает личное творчество школь­ ников. накладывает на их работы печать серости и скуки, порождает штампы, культивирует бездумное отношение к слову.. Я. конечно, не за то, чтобы подобные сочинений полностью изгнать из школьной практики (они, безусловно, нужны в целях тщательной проверки зна­ ний учащихся), но считаю абсолют­ но необходимым широкое введение в практику работы школ разяооб- оазных сочинений, требующих впол­ не самостоятельного творчества под-. ростков. Такие темы для сочине- гога. как «Мой любимый герой», «Мой любимый писатель», «Моя любимая книга», «Какие страницы романа мне больше всего нравятся и почему?», «Чем следует руковод­ ствоваться при выборе профессии?»! . и т п. должны занять прочное ме­ сто в практике работы словесников. Перед советской шкодой стоит! сейчас ответственная задача — не­ уклонно развивать политехническое обучение, не снижая при этом об­ щеобразовательного уровня препо­ давания научных дисциплин. Ог­ ромная роль в решении этой зада­ чи принадлежит преподавателям- словееникам. От их знаний и прак­ тических навыков, от их желаний повседневно совершенствоваться бу­ дет зависеть дальнейший подъем уровня в с рй учебно-воспитательной работы в школе. Б. ПАНОВ, учитель литер атуры средней школы № Ш г. Липецка,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz