Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

П еевий» 1957 г., М 225 {973} ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 9 и ш м а 1а!ЯЯ5 Выступление главы советской делегации А. А. Громыко на Генеральной Ассамблее ООН В своем выступлении А. А. Гро­ мыко выразил надежду, что I I I сес­ сия Генеральной Ассамблеи озна­ менует собою необходимый поворот в направлении конструктивного ре­ шения стоящих перед ней задач, и отметил, что в этом направлении делегация Советского Союза сделает все от нее зависящее. Глава советской делегации под­ черкнул. что международное поло­ жение в целом остается все еще Ненормальным и тревожным. Мир все еще расколот на враждебные друг д ру г у военные группировки, между которыми варит атмосфера острого взаимного недоверия, про­ исходит гонка вооружений, какой еще никогда не было ранее, причем особенно опасно то. что она ведется, главным образом, в области произ­ водства атомного и водородного ору­ жия. Переговоры о разоружении тянутся долгие годы без каких-либо конкретных результатов, причем от­ тягивается решение даже таких простых и вполне осуществимых Зд'же теперь задач, как прекращение *испытательных взрывав ядерного оружия. Ради политики «холодной войны» отброшены в сторону эле­ ментарные формы мирного экономи­ ческого общения между народами. Лаже обычные торговые связи меж­ ду государствами руководители Се­ вероатлантического блока подчиня­ ют своим военно-стратегическим планам. Серьезную озабоченность вызы- "" вает положение на Ближнем Во­ стоке. ООН. сказал ’А. А. Громыко, не может оставаться пассивной перед лицом подобного развития событий, если она хочет оправдать доверие народов. По мнению Советского правитель­ ства. продолжал А. А. Громыко, долг ООН — попытаться разработать и провести в жизнь такие меры, ко­ торые предупредили бы возможность возникновения новых кровопролитий н позволили бы людям полностью , посвятить себя мирному труду. * Для этого необходимо отказаться от попыток решать спорные между­ народные проблемы силой. Эта политика «с позиции силы» не привела к решению ни одного неурегулированного вопроса. Она не помогла решить проблему раз­ оружения и устранить угрозу атом­ ной войны, не содействовала уре гулированию германского вопроса и оказалась неспособной обеспечить м и р и нормальное положение на Ближнем Востоке. Эта чуждая интересам народов рВ политика провела глубокую ботс ду через Европу* и другие яеиты и. искусственно обо ношения между государств вватила мир в нечто напг военный лагерь. Террито ков государств покрь ^сетыо военных аэродро» *%лов, казарм, полигоне стоят многомиллионные шейные самыми совпе: дами оружия. Такое п дяется глубоко ненов? ветежий Союз, колче советской делегации, < чтобы восстановить по® естественные для миш и, со своей стороны. I свои войска из стран, дятся в настоящее вр ветствии с Варшаве» и другими междуваоо: тениями, если США падные державы также вооруженные силы, раз , территории ряда европ даоств. По мнению Сот вительсгва. инострант должны быть также вь других государств, в * новых под тем ими инь ■ они еще содержатся. Политика, проводе НАТО и его оргавизато ся сегодня главной п что стремление народе миру все еще остает ванным. Если мы х людей от кошмара атомной войны, нуж всегда покончить с ' Нто касается Советг «на ему чужда. О политики СССР сост ние к поддержании шений со всеми > странами. Советский делег. сейчас человечест альтернативой: либ и сотрудничество е независимо от их с т р о я и идеологии, война., или. в лучи . тущее ожидание на Ч н ы и разорительна, все большую долю средств и труда л? оружеиий. В целях дальне ния международною и смягчения между жедности, сказал советская делегации смотрение Генерал проект декларант м и рн о г о сосущее лавств. Затем советский к важному вопросу который должен I Ассамблеей на этой А. А. Громыко о! боте Подкомитета 1 разоружению. Охав; жение, сложившее! те, как совершенн советский продета 2 0 с е н т я б р я 1 9 5 7 г о д а что причиной этого является неже­ лание западных держав принять внесенные Советским Союзом пред­ ложения о разоружении, несмотря на то. что Советское правительство в ряде спорных вопросов пошло да­ леко навстречу пожеланиям других участников переговоров — США. Англии. Франции и Канады. Советский Союз, подчеркнул Гро­ мыко. является сторонником ради­ кального решения проблемы раз­ оружения, он стоит за существенное сокращение вооруженных сил, во­ оружений и военных расходов, за то. чтобы полностью и безусловно запретить применение и производ­ ство атомного и водородного оружия и уничтожить имеющиеся запасы этого оружия. Учитывая позицию западных дер­ жав я стремясь содействовать тому, чтобы рассмотрение проблемы раз­ оружения было выведено из тупика. Советское правительство внесло ряд предложений о проведении частич­ ных мер в области разоружения. Остановившись далее на предло­ жениях Советского правительства по сокращению вооруженных сил США. СССР, Англии и Франции по трем этапам, сокращению обычных вооружений на 15 процентов, об от­ казе от применения атомного и во­ дородного оружия всех видов, лик­ видации иностранных баз на чужих территориях и др., принятие кото­ рых значительно улучшило бы меж­ дународные отношения. А. А. Гоо- мыко подчеркнул, что ни сотласие Советского Союза с предложением договориться о частичных меропри­ ятиях в области разоружения, ни его согласие на применение аэрофо­ тосъемок не побудили правительст­ ва США. Англии, Франции и Кана­ ды сделать встречные шаги и пой­ ти на договоренность хотя бы по отдельным вопросам разоружения. Тем не менее это 'не означает, указал Громыко, что уже теперь нельзя договориться о реальных и осуществимых средствах предупреж­ дения от внезапного нападения на­ ряду с проведением первоначальных мер по сокращению обычных воору­ жений и запрещению атомного ору- жия. В этой связи советский пвп-1" ставитель напомнил <- правител'-'"”" оружия, для проверки которых как раз и проводятся испытания, яви­ лось бы первым практическим ша­ гом на пути к главной цели — пол­ ному и безусловному запрещению самого атомного и водородного ору­ жия. Однако, подчеркнул советский представитель, мы хотим, чтобы и СССР, и США, и Англия прекратили все испытания атомного оружия од­ новременно. Только такое предло­ жение является честным и обосно­ ванным. Оя выразил надежду, что правительства США и Англии изме­ нят свою позицию в этом вопросе. Генеральная же Ассамблея должна сказать свое авторитетное слово, выступив за немедленное прекра­ щение испытания атомного и водо­ родного оружия. Указав на бесплодность многолет­ них переговоров по разоружению в Комиссии ООН по разоружению и ее Подкомитете, которые использу­ ются западными державами для при­ крытия продолжающейся гонки во­ оружений, глава делегации СССР отметил, что одной из причин, пре­ пятствующих достижению соглаше­ ния по разоружению, является уз­ кий. малопредставительный состав Подкомитета ООП по разоружению. В этом органе не представлены це­ лые континенты — Азия, Африка, причем четыре из пяти его участ­ ников являются представителями стран, вхотсщит в военную группи­ ровку НАТО, которая является за­ стрельщиком гонки вооружений. По мнению Советского правитель­ ства. сказал А. А. Громыко, давно ■назрела необходимость расширить состав Комиссии по разоружению и ее Подкомитета, привлечь к участию в них представителей стран, кото­ рые выступают против политики «холодной войны», проводят поли­ тику мирного сосуществования и к о ­ т о ры м . естественно, близки цели разоружения. Советский Союз вы­ ступает за то, чтобы переговоры по разоружению велись в обстановке широкой гласности. Келейный ха­ рактер работы явно устраивает по­ борников «холодной войны», хотя в решении проблемы разоружения заинтересованы все страны и все ■народы. Советское правительство, продол­ жал А. А. Громыко, делает все от него зависящее, чтобы добиться вк.оаей'ше 1 Го соглашения,, по...врпро- Остаповившись на предложениях Советского Союза, направленных на смягчение международной напря­ женности и укрепление дружбы между народами. А. А. Громыко выразил убеждение Советского пра­ вительства в том, что подлинную безопасность для Европы следует искать на пути коллективных ме­ роприятий, направленных к этой цели, а не на пути превращения ев­ ропейского континента в арену опас­ ного соперничества между противо­ поставленными д ру г другу военны­ ми группировками. Он подчеркнул, что остается в силе предложение Советского пра­ вительства о заключении договора между участниками НАТО и участ­ никами системы Варшавского до­ говора с тем, чтобы они взяли на себя обязательства не прибегать к силе и решать все спорные в о п ро с ы м и рн ы м путем. Одной из самых важных задач ООН, отметил А. А. Громыко, яв­ ляется обеспечение широкого и сво­ бодного экономического общения между народами. Для того, чтобы жить в мире, надо торговать друг с другом, ибо свободная междуна­ родная торговля — это наиболее ■прочная основа для развития мир­ ных. дружественных отношений между государствами. Однако со­ стояние международной торговли сейчас вызывает особенную озабо­ ченность. п о с к о л ь к у ОША и другие страны НАТО препятствуют разви­ тию т о рг о в л и с социалистическими странами. Становится все более очевидным, продолжал А. А. Громыко, что от политики эмбарго в настоящее вре­ мя больше страдают сами западные страны, поскольку такая политика лишает деловые круги этих стран обширных и устойчивых рынков сбыта. Во многих западных государ­ ствах. по-видимому, уже начинают приходить к выводу о том, что по­ литика искусственного ограничения торговли с социалистическими стра­ нами себя ае оправдывает. Для содействия экономическому сотрудничеству между государства­ ми, по мнению Советского прави­ тельства, было бы полезно созвать представительное собрание всех за­ интересованных государств. На та­ кого вода всемирной экономической конференции можно было бы дого­ вориться и о создании в рамках ООН постоянного органа, ведающе­ го вопросами торговли. ■ -"““ад-м зда,-советской де- МЕМОРАНДУМ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА о частичных мероприятиях в области разоружения Советское правительство, подчер­ кивается в меморандуме, выступает за коренное решение проблемы разоружения, которое привело бы к значительному сокращению воору­ женных сил и вооружений и к пол­ ному запрещению атомного оружия с его изъятием из вооружений госу­ дарств. Учитывая, однако, что США, Англия и Франция отказываются пойти на проведение широких мер по разоружению. Советское прави­ тельство в целях скорейшего осу­ ществления практических шагов по разоружению и впредь до достиже­ ния соглашения о всеобъемлющем разоружении предлагает договорить­ ся о частичных мероприятиях в об­ ласти разоружения на основе сле­ дующих положений. Советское правительство считает, что интересам безопасности всех государств в наибольшей степени отвечало бы соглашение о сокраще­ нии вооруженных сил США, СССР и Китая до 1— 1,5 млн. чел. и Англии и Франции — до 650 тыс. чел. Стремясь, однако, содействовать до­ стижению соглашения по данному вопросу на взаимоприемлемой осно­ ве. Советское правительство выра­ жает согласие произвести сокраще­ ние вооруженных сил. как это предлагает правительство (ЖА, тре­ мя этапами до следующих уровней: для США и СССР на первом этапе до уровня 2.5 млн. чел., на втором этане — до уровня 2,1 млн. чел. и на третьем этапе — до уровня 1.7 млн. чел. Что касается Англии и Франции, то для этих государств уровни во­ оруженных сил предлагается уста­ новить в следующих размерах: на первом этапе — по 750 тьтс. чел., на втором этапе — по 700 тыс. чел. и на третьем этапе — по 650 тыс. чел. Советское правительство считает необходимым, чтобы соответствую­ щее соглашение между державами по вопросу разоружения касалось всех упомянутых трех этапов и чтобы переход от одного этапа со­ кращения вооруженных сил к дру­ гому не ставился в зависимость от каких-либо условий, не предусмот­ ренных самим соглашением. Далее в меморандуме указывает­ ся, что Советское правительство счи­ тает наиболее целесообразным в те­ чение первого этапа сокращения вооруженных сил сократить обычные вооружения на 15 процентов. Вме­ сте с тем. Советское правительство, учитывая позицию США и других западных держав по этому вопросу, Г • <• лптчояеени- ,родов всего мира торжественное I обязательство об отказе от примене­ ния атомного и водородного оружия всех видов, в том числе авиацион­ ных бомб, ракет любого радиуса действия с атомными и водородны­ ми зарядами, атомной артиллерии и т. п. Это обязательство должно всту­ пить в силу уже в начале первого этапа осуществления мероприятий по сокращению вооруженных сил и вооружений обычного типа. Впредь до достижения соглашения по этому вопросу Советское прави­ тельство считает целесообразным, чтобы государства, располагающие ядерным оружием, приняли на себя торжественное обязательство не при­ менять этого оружия с тем, чтобы эго обязательство вначале имело си­ лу на 5-легний период. При этом Советское правительство исходит из того, что по истечении указанного 5-летнего срока этот вопрос вновь будет подлежать рассмотрению в ООН. Указанное соглашение времен­ ного характера об отказе государств от применения ядерного оружия со­ здало бы благоприятные условия для достижения более широкого со­ глашения по вопросам разоружения, в том числе по вопросу об оконча­ тельном запрещении ядерного ору­ жия с изъятием его из вооружений ■государств. В меморандуме далее констати­ руется. что Советское правительство ■по-прежнему настаивает на необхо­ димости заключения соглашения о прекращении испытаний атомного и водородного оружия, не связывая договоренность по этому вопросу с достижением договоренности по дру­ гим вопросам разоружения. Учитывая важность вопроса о прекращении испытаний атомного и водородного оружия. Советское пра­ вительство считает необходимым .поставить этот вопрос на XII сессии Генеральной Ассамблеи в качестве отдельного и самостоятельного во­ проса повестки дня сессия. Осуществление мероприятий, пред­ усмотренных соглашением по ча­ стичному разоружению, говорится далее в меморандуме, должно быть поставлено под соответствующий международный контроль. Функции по контролю, как уже предлагало Советское правительство, мог бы выполнять по соглашению сторон созданный для этой цели контрольный орган в рамках Сове­ та Безопасности. Советское правительство под­ тверждает свое предложение о том, что уже в течение первого этапа « территории государств должны .ча,. .взаимных на- КВДЩ; на аэродромах предлагается осуще­ ствить в течение второго и треть­ его этапов сокращения вооружен­ ных сил и вооружений. Советское правительств» по- прежнему считает, что аэрофо­ тосъемки не способны ни предуп­ редить внезапное нападение, ни обеспечить необходимый контроль за разоружением. Принимая, одна­ ко; во внимание, что вследствие позиции США и других западных держав вопрос об аэрофотосъемках стал одним из серьезных препятст­ вий в деле достижения соглашения о разоружении, Советское прави­ тельство выразило готовность рас­ смотреть вопрос об установлении зон аэрофотосъемок в Европе и на Дальнем Востоке. Установление соответствующих зон было предус­ мотрено в предложениях Совет­ ского Союза по вопросам разору­ жения от 17 ноября 1956 года, 18 марта 1957 года, 30 апреля 1957 года и в других документах Советского правительства, внесен­ ных на рассмотрение стран— участ­ ниц Подкомитета. Советское' прави­ тельство продолжает придерживать­ ся указанных предложений. Советское правительство хотело бы еще раз Подчеркнуть, что ника­ кая аэрофотосъемка не способна предотвратить внезапное нападение агрессора, если в его распоряжении находятся оружие массового унич­ тожения в сочетании с современ­ ными средствами доставки его к цели и многомиллионные армии. Необходимо идти по другому пути. Важнейшее значение для умень шения международно® напряженно­ сти и создания атмосферы доверия между государствами имело бы за­ прещение ядерного оружия, значи­ тельное сокращение вооруженных сил и вооружений государств, лик­ видация иностранных военных баз на территории других государств. В связи с этим Советское прави­ тельство предлагает рассмотреть вопрос о ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях и договориться в первую очередь о том, какие из этих баз могут быть ликвидированы уже в течение пер­ вого э^апа проведения мероприя­ тий по разоружению. Советское правительство предла­ гает также сократить вооруженные силы США, СЮСР, Англии и Фран­ ции, размещенные на территории Германии, на одну треть или к ином согласованном размере. Советское правительство считает также, что большое значение для уменьшения международного на­ пряжения имела бы договоренность о сокращении вооруженных сил США, Англии и Франции, разме- ■—»ньп на территориях стран— \ (

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz