Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
П еевий» 1957 г., М 225 {973} ' Л Е Н И Н С К О Е З Н А МЯ 9 и ш м а 1а!ЯЯ5 Выступление главы советской делегации А. А. Громыко на Генеральной Ассамблее ООН В своем выступлении А. А. Гро мыко выразил надежду, что I I I сес сия Генеральной Ассамблеи озна менует собою необходимый поворот в направлении конструктивного ре шения стоящих перед ней задач, и отметил, что в этом направлении делегация Советского Союза сделает все от нее зависящее. Глава советской делегации под черкнул. что международное поло жение в целом остается все еще Ненормальным и тревожным. Мир все еще расколот на враждебные друг д ру г у военные группировки, между которыми варит атмосфера острого взаимного недоверия, про исходит гонка вооружений, какой еще никогда не было ранее, причем особенно опасно то. что она ведется, главным образом, в области произ водства атомного и водородного ору жия. Переговоры о разоружении тянутся долгие годы без каких-либо конкретных результатов, причем от тягивается решение даже таких простых и вполне осуществимых Зд'же теперь задач, как прекращение *испытательных взрывав ядерного оружия. Ради политики «холодной войны» отброшены в сторону эле ментарные формы мирного экономи ческого общения между народами. Лаже обычные торговые связи меж ду государствами руководители Се вероатлантического блока подчиня ют своим военно-стратегическим планам. Серьезную озабоченность вызы- "" вает положение на Ближнем Во стоке. ООН. сказал ’А. А. Громыко, не может оставаться пассивной перед лицом подобного развития событий, если она хочет оправдать доверие народов. По мнению Советского правитель ства. продолжал А. А. Громыко, долг ООН — попытаться разработать и провести в жизнь такие меры, ко торые предупредили бы возможность возникновения новых кровопролитий н позволили бы людям полностью , посвятить себя мирному труду. * Для этого необходимо отказаться от попыток решать спорные между народные проблемы силой. Эта политика «с позиции силы» не привела к решению ни одного неурегулированного вопроса. Она не помогла решить проблему раз оружения и устранить угрозу атом ной войны, не содействовала уре гулированию германского вопроса и оказалась неспособной обеспечить м и р и нормальное положение на Ближнем Востоке. Эта чуждая интересам народов рВ политика провела глубокую ботс ду через Европу* и другие яеиты и. искусственно обо ношения между государств вватила мир в нечто напг военный лагерь. Террито ков государств покрь ^сетыо военных аэродро» *%лов, казарм, полигоне стоят многомиллионные шейные самыми совпе: дами оружия. Такое п дяется глубоко ненов? ветежий Союз, колче советской делегации, < чтобы восстановить по® естественные для миш и, со своей стороны. I свои войска из стран, дятся в настоящее вр ветствии с Варшаве» и другими междуваоо: тениями, если США падные державы также вооруженные силы, раз , территории ряда европ даоств. По мнению Сот вительсгва. инострант должны быть также вь других государств, в * новых под тем ими инь ■ они еще содержатся. Политика, проводе НАТО и его оргавизато ся сегодня главной п что стремление народе миру все еще остает ванным. Если мы х людей от кошмара атомной войны, нуж всегда покончить с ' Нто касается Советг «на ему чужда. О политики СССР сост ние к поддержании шений со всеми > странами. Советский делег. сейчас человечест альтернативой: либ и сотрудничество е независимо от их с т р о я и идеологии, война., или. в лучи . тущее ожидание на Ч н ы и разорительна, все большую долю средств и труда л? оружеиий. В целях дальне ния международною и смягчения между жедности, сказал советская делегации смотрение Генерал проект декларант м и рн о г о сосущее лавств. Затем советский к важному вопросу который должен I Ассамблеей на этой А. А. Громыко о! боте Подкомитета 1 разоружению. Охав; жение, сложившее! те, как совершенн советский продета 2 0 с е н т я б р я 1 9 5 7 г о д а что причиной этого является неже лание западных держав принять внесенные Советским Союзом пред ложения о разоружении, несмотря на то. что Советское правительство в ряде спорных вопросов пошло да леко навстречу пожеланиям других участников переговоров — США. Англии. Франции и Канады. Советский Союз, подчеркнул Гро мыко. является сторонником ради кального решения проблемы раз оружения, он стоит за существенное сокращение вооруженных сил, во оружений и военных расходов, за то. чтобы полностью и безусловно запретить применение и производ ство атомного и водородного оружия и уничтожить имеющиеся запасы этого оружия. Учитывая позицию западных дер жав я стремясь содействовать тому, чтобы рассмотрение проблемы раз оружения было выведено из тупика. Советское правительство внесло ряд предложений о проведении частич ных мер в области разоружения. Остановившись далее на предло жениях Советского правительства по сокращению вооруженных сил США. СССР, Англии и Франции по трем этапам, сокращению обычных вооружений на 15 процентов, об от казе от применения атомного и во дородного оружия всех видов, лик видации иностранных баз на чужих территориях и др., принятие кото рых значительно улучшило бы меж дународные отношения. А. А. Гоо- мыко подчеркнул, что ни сотласие Советского Союза с предложением договориться о частичных меропри ятиях в области разоружения, ни его согласие на применение аэрофо тосъемок не побудили правительст ва США. Англии, Франции и Кана ды сделать встречные шаги и пой ти на договоренность хотя бы по отдельным вопросам разоружения. Тем не менее это 'не означает, указал Громыко, что уже теперь нельзя договориться о реальных и осуществимых средствах предупреж дения от внезапного нападения на ряду с проведением первоначальных мер по сокращению обычных воору жений и запрещению атомного ору- жия. В этой связи советский пвп-1" ставитель напомнил <- правител'-'"”" оружия, для проверки которых как раз и проводятся испытания, яви лось бы первым практическим ша гом на пути к главной цели — пол ному и безусловному запрещению самого атомного и водородного ору жия. Однако, подчеркнул советский представитель, мы хотим, чтобы и СССР, и США, и Англия прекратили все испытания атомного оружия од новременно. Только такое предло жение является честным и обосно ванным. Оя выразил надежду, что правительства США и Англии изме нят свою позицию в этом вопросе. Генеральная же Ассамблея должна сказать свое авторитетное слово, выступив за немедленное прекра щение испытания атомного и водо родного оружия. Указав на бесплодность многолет них переговоров по разоружению в Комиссии ООН по разоружению и ее Подкомитете, которые использу ются западными державами для при крытия продолжающейся гонки во оружений, глава делегации СССР отметил, что одной из причин, пре пятствующих достижению соглаше ния по разоружению, является уз кий. малопредставительный состав Подкомитета ООП по разоружению. В этом органе не представлены це лые континенты — Азия, Африка, причем четыре из пяти его участ ников являются представителями стран, вхотсщит в военную группи ровку НАТО, которая является за стрельщиком гонки вооружений. По мнению Советского правитель ства. сказал А. А. Громыко, давно ■назрела необходимость расширить состав Комиссии по разоружению и ее Подкомитета, привлечь к участию в них представителей стран, кото рые выступают против политики «холодной войны», проводят поли тику мирного сосуществования и к о т о ры м . естественно, близки цели разоружения. Советский Союз вы ступает за то, чтобы переговоры по разоружению велись в обстановке широкой гласности. Келейный ха рактер работы явно устраивает по борников «холодной войны», хотя в решении проблемы разоружения заинтересованы все страны и все ■народы. Советское правительство, продол жал А. А. Громыко, делает все от него зависящее, чтобы добиться вк.оаей'ше 1 Го соглашения,, по...врпро- Остаповившись на предложениях Советского Союза, направленных на смягчение международной напря женности и укрепление дружбы между народами. А. А. Громыко выразил убеждение Советского пра вительства в том, что подлинную безопасность для Европы следует искать на пути коллективных ме роприятий, направленных к этой цели, а не на пути превращения ев ропейского континента в арену опас ного соперничества между противо поставленными д ру г другу военны ми группировками. Он подчеркнул, что остается в силе предложение Советского пра вительства о заключении договора между участниками НАТО и участ никами системы Варшавского до говора с тем, чтобы они взяли на себя обязательства не прибегать к силе и решать все спорные в о п ро с ы м и рн ы м путем. Одной из самых важных задач ООН, отметил А. А. Громыко, яв ляется обеспечение широкого и сво бодного экономического общения между народами. Для того, чтобы жить в мире, надо торговать друг с другом, ибо свободная междуна родная торговля — это наиболее ■прочная основа для развития мир ных. дружественных отношений между государствами. Однако со стояние международной торговли сейчас вызывает особенную озабо ченность. п о с к о л ь к у ОША и другие страны НАТО препятствуют разви тию т о рг о в л и с социалистическими странами. Становится все более очевидным, продолжал А. А. Громыко, что от политики эмбарго в настоящее вре мя больше страдают сами западные страны, поскольку такая политика лишает деловые круги этих стран обширных и устойчивых рынков сбыта. Во многих западных государ ствах. по-видимому, уже начинают приходить к выводу о том, что по литика искусственного ограничения торговли с социалистическими стра нами себя ае оправдывает. Для содействия экономическому сотрудничеству между государства ми, по мнению Советского прави тельства, было бы полезно созвать представительное собрание всех за интересованных государств. На та кого вода всемирной экономической конференции можно было бы дого вориться и о создании в рамках ООН постоянного органа, ведающе го вопросами торговли. ■ -"““ад-м зда,-советской де- МЕМОРАНДУМ СОВЕТСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА о частичных мероприятиях в области разоружения Советское правительство, подчер кивается в меморандуме, выступает за коренное решение проблемы разоружения, которое привело бы к значительному сокращению воору женных сил и вооружений и к пол ному запрещению атомного оружия с его изъятием из вооружений госу дарств. Учитывая, однако, что США, Англия и Франция отказываются пойти на проведение широких мер по разоружению. Советское прави тельство в целях скорейшего осу ществления практических шагов по разоружению и впредь до достиже ния соглашения о всеобъемлющем разоружении предлагает договорить ся о частичных мероприятиях в об ласти разоружения на основе сле дующих положений. Советское правительство считает, что интересам безопасности всех государств в наибольшей степени отвечало бы соглашение о сокраще нии вооруженных сил США, СССР и Китая до 1— 1,5 млн. чел. и Англии и Франции — до 650 тыс. чел. Стремясь, однако, содействовать до стижению соглашения по данному вопросу на взаимоприемлемой осно ве. Советское правительство выра жает согласие произвести сокраще ние вооруженных сил. как это предлагает правительство (ЖА, тре мя этапами до следующих уровней: для США и СССР на первом этапе до уровня 2.5 млн. чел., на втором этане — до уровня 2,1 млн. чел. и на третьем этапе — до уровня 1.7 млн. чел. Что касается Англии и Франции, то для этих государств уровни во оруженных сил предлагается уста новить в следующих размерах: на первом этапе — по 750 тьтс. чел., на втором этапе — по 700 тыс. чел. и на третьем этапе — по 650 тыс. чел. Советское правительство считает необходимым, чтобы соответствую щее соглашение между державами по вопросу разоружения касалось всех упомянутых трех этапов и чтобы переход от одного этапа со кращения вооруженных сил к дру гому не ставился в зависимость от каких-либо условий, не предусмот ренных самим соглашением. Далее в меморандуме указывает ся, что Советское правительство счи тает наиболее целесообразным в те чение первого этапа сокращения вооруженных сил сократить обычные вооружения на 15 процентов. Вме сте с тем. Советское правительство, учитывая позицию США и других западных держав по этому вопросу, Г • <• лптчояеени- ,родов всего мира торжественное I обязательство об отказе от примене ния атомного и водородного оружия всех видов, в том числе авиацион ных бомб, ракет любого радиуса действия с атомными и водородны ми зарядами, атомной артиллерии и т. п. Это обязательство должно всту пить в силу уже в начале первого этапа осуществления мероприятий по сокращению вооруженных сил и вооружений обычного типа. Впредь до достижения соглашения по этому вопросу Советское прави тельство считает целесообразным, чтобы государства, располагающие ядерным оружием, приняли на себя торжественное обязательство не при менять этого оружия с тем, чтобы эго обязательство вначале имело си лу на 5-легний период. При этом Советское правительство исходит из того, что по истечении указанного 5-летнего срока этот вопрос вновь будет подлежать рассмотрению в ООН. Указанное соглашение времен ного характера об отказе государств от применения ядерного оружия со здало бы благоприятные условия для достижения более широкого со глашения по вопросам разоружения, в том числе по вопросу об оконча тельном запрещении ядерного ору жия с изъятием его из вооружений ■государств. В меморандуме далее констати руется. что Советское правительство ■по-прежнему настаивает на необхо димости заключения соглашения о прекращении испытаний атомного и водородного оружия, не связывая договоренность по этому вопросу с достижением договоренности по дру гим вопросам разоружения. Учитывая важность вопроса о прекращении испытаний атомного и водородного оружия. Советское пра вительство считает необходимым .поставить этот вопрос на XII сессии Генеральной Ассамблеи в качестве отдельного и самостоятельного во проса повестки дня сессия. Осуществление мероприятий, пред усмотренных соглашением по ча стичному разоружению, говорится далее в меморандуме, должно быть поставлено под соответствующий международный контроль. Функции по контролю, как уже предлагало Советское правительство, мог бы выполнять по соглашению сторон созданный для этой цели контрольный орган в рамках Сове та Безопасности. Советское правительство под тверждает свое предложение о том, что уже в течение первого этапа « территории государств должны .ча,. .взаимных на- КВДЩ; на аэродромах предлагается осуще ствить в течение второго и треть его этапов сокращения вооружен ных сил и вооружений. Советское правительств» по- прежнему считает, что аэрофо тосъемки не способны ни предуп редить внезапное нападение, ни обеспечить необходимый контроль за разоружением. Принимая, одна ко; во внимание, что вследствие позиции США и других западных держав вопрос об аэрофотосъемках стал одним из серьезных препятст вий в деле достижения соглашения о разоружении, Советское прави тельство выразило готовность рас смотреть вопрос об установлении зон аэрофотосъемок в Европе и на Дальнем Востоке. Установление соответствующих зон было предус мотрено в предложениях Совет ского Союза по вопросам разору жения от 17 ноября 1956 года, 18 марта 1957 года, 30 апреля 1957 года и в других документах Советского правительства, внесен ных на рассмотрение стран— участ ниц Подкомитета. Советское' прави тельство продолжает придерживать ся указанных предложений. Советское правительство хотело бы еще раз Подчеркнуть, что ника кая аэрофотосъемка не способна предотвратить внезапное нападение агрессора, если в его распоряжении находятся оружие массового унич тожения в сочетании с современ ными средствами доставки его к цели и многомиллионные армии. Необходимо идти по другому пути. Важнейшее значение для умень шения международно® напряженно сти и создания атмосферы доверия между государствами имело бы за прещение ядерного оружия, значи тельное сокращение вооруженных сил и вооружений государств, лик видация иностранных военных баз на территории других государств. В связи с этим Советское прави тельство предлагает рассмотреть вопрос о ликвидации иностранных военных баз на чужих территориях и договориться в первую очередь о том, какие из этих баз могут быть ликвидированы уже в течение пер вого э^апа проведения мероприя тий по разоружению. Советское правительство предла гает также сократить вооруженные силы США, СЮСР, Англии и Фран ции, размещенные на территории Германии, на одну треть или к ином согласованном размере. Советское правительство считает также, что большое значение для уменьшения международного на пряжения имела бы договоренность о сокращении вооруженных сил США, Англии и Франции, разме- ■—»ньп на территориях стран— \ (
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz