Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
V 5 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 30 июня 1957 г., ЗФ 153 (90 €^ 1 Мо г у чи е крылья Родины Т> озламено-вание серьезных успе хов. достигнутых в развитии нашей авиации. Советское правительство в 1933 году установило ежегодное празднование Дня Воздушного флота СССР. С тех пор этот день стал од ним из самых любимых традицион ны х праздников советского народа. В этот день авиаторы отчитыва ются перед своим народом, прави тельством и партией о достигнутых успехах, демонстрируют свое возрос шее летное и боевое мастерство, новые достижения науки и техники, мобилизуют свои усилия на даль нейшее совершенствование нашей авиации. Одновременно трудящиеся нашей- страны е чувством гордости подво дят итоги развитая советской авиа ции, отмечают достижения наших летчиков, авиационных конструкто ров, ученых, работников авиацион ной промышленности, Гражданского (воздушного флота и Добровольного общества содействия Армии, Авиа ции и Флоту. Под руководством Коммунистиче ской партии и Советского прави тельства наша Родина превращена в могучую авиационную державу, которая располагает первоклассной авиационной техникой, летными 1 техническими кадрами, обладающи ми -высокими морально-боевыми ка чествами и прочными знаниями в области авиационного дела. В нынешнем году День Воздуш н ого флота советский народ отмеча ет в обстановке большого патриоти ческого подъема, вызванного подго товкой к славному 40-летию Вели кой Октябрьской социалистической революции. Занятые мирным трудом, последо вательно борясь за мир, мы, однако, не можем не считаться е тем, что •агрессивные кр уги империалистиче ских государств открыто готовятся к войне против СССР и стран на родной демократии. В этих услови я х мы должны быть всегда в по стоявной готовности, укреплять обо роноспособность нашей страны и мощь Советских Вооруженных Сил, в которых важное место занимает советская авиация, бдительно стоя шая на страже воздушных рубежей нашей Родины. * * * До Октябрьской революции наша страна не смогла создать своей зна чительной отечественной авиации Причиной тому были технико-эконо мическая отсталость царской Рос сии, консерватизм и косность цар ского самодержавия. И все же на ша страна является родиной авиа ции. Русский народ выдвинул из Своей среды вы дающ ихся^чены х— воздухоплавателей. авиационных конструкторов, изобретателей и лет чиков. ?5 лет назад, летом 1882 года русский изобретатель А: Ф. Мо жайекий построил первый в мире самолет, после чего начались его испытания. Славные русские патриоты— уче ные М В. Ломоносов. Д. И. Менде леев. Н. Е. Ж уковский, которого В- И. Ленин назвал «отцом русской авиации», заложили теоретические основы современной авиации. Осно вы ракртодинамики и ракетного яви женип впервые в чире были разра ботаны нашим соотечественником К . Э. Циолковским. Многие другие русские ученые внесли достойный вклад в развитие авиации и воздухо плавания; они успешно разрешили важные проблемы, без которых нельзя себе представить современ ную авиацию и ее дальнейший про гресс. Неоценимый вклад в развитие авиационной культуры внесли также выдающиеся мастера летного дела русские летчики М. Ефимов. П. Не стеров, К. Арцеулов, Е. Крутень другие, заложившие основы в ы ш е го пилотажа и разработавшие впер вые некоторые виды боевого ис пользования авиации. Великая Октябрьская социалисти ческая революция открыла широкие возможности для создания мощной авиации в нашей стране. Предвидя огромное значение авиации в оборп не страны и в развитии народного хозяйства, партия и правительство с первых яте дней Советской вла сти неустанно заботились о созда нии мощного воздушного флота. От ночная заслуга в этом принадлежит Д И. Ленину. По его указаниям активной творческой работе по соз Данию советской авиации были при влечены и оквужены заботой круп нрйтпие русские ученые — Н. Ж уковский. Е. Э. Циолковский С. А. Чаплыгин, а также лучшие инжрнеры и техники того времени Уже в годы гражданской войны молодая советская авиация сыграла значительную роль в разгроме вра гов. Советские летчики успешно про водили разведывательные полеты бомбили вражеские войска, вступа ли в бой с воздушным противником С. Б Е ЛО КО Н Ь , генерал-л ейт енант а в и а ц и и и побеждали его. По окончании гражданской вой вы, предвидя, что империалисты не оставят нас в покое и будут всяче ски мешать нашему социалистич» скому строительству, партия и пра вительетво проявляли постоянную заботу об обеспечении обороны Со ветского государства, укреплении его армии, авиации и флота. Р> марте 1921 года X съезд ГЕП (б). следуя указаниям Ленина потребовал обоагить исключительное внимание на все специальные тех нические части, в том числе авиа ционные. Партия бросила клич: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». Под этим лозунгом в стране Е д да стш тсБ движение, за укрепле ние советской ави ации, Были при няты м е р ы по строительству дзге- чествеяных само летов. В 1923 го - 1 ду было положено начало Граждан скому воздушному флоту, создано добровольное Общество друзей Воз душного флота. В результате уже к началу 1925 года в отношении са молетостроения мы освободились от иностранной зависимости. Но наиболее полного расцвета со ветский Воздушный флот достиг в годы предвоенных пятилеток, когда осуществлялась социалистическая индустриализация страны. Именно тогда была создана прочная материаль но-техническая база для ускоренного раз витая отечественно го самолетостроения моторостроения. Опираясь на эту ба зу, авиационные за воды страны за годы второй пяталетки увеличили объем своей продукции в пять с половиной раз. В этот период со ветские авиаконст рукторы создали ряд весьма удачных и оригинальных кон струкций самоле тов — бомбардиров щиков и истребите лей, отличавшихся высокими летно-так тическими данными. Одновременно с созданием авиа ционной техники Коммунистическая партия позаботилась о подготовке и. воспитании авиационных кадров. По указанию Центрального Комитета партии ряды Воздушного флота у к реплялись за счет мобилизации ком мунистов и комсомольцев в авиа школы и части ВВС. В 1931 году IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсо мола над Военно-Воздушными Сила ми страны. В авиацию пришли ты сячи комсомольцев — пламенных патриотов, горячо взявшихся за ов ладение авиационными специально стями. В'оспитаняые Коммунистической партией, советские летчики в пред военные годы на отечественных са молетах совершили ряд смелых по летов. завоевали 62 из 168 между народных рекордов по дальности, скорости, высоте полета и грузо подъемности. В этом году испол няется 20 лет со времени осуще ствления героических беспосадочных перолртов экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эти перелеты бы ли наглядным свидетельством ог ромных достижений советской ави ации, утвердивших за нашей Роди ной славу великой авиационной дер жавы. Далеко вперед шагнул наш Граж данский воздушный флот, беспре рывно пополняющийся самолетами отечественного производства. По про тяженности воздушных линий и по грузообороту на них СССР занял первое место в мире. Особенно ярко проявилась могу чая сила советской авиации в годы Великой Отечественной войны. ^Вза имодействуя с сухопутными войска ми и военно-морскими силами, пре одолевая огромные трудности воору женной борьбы с сильным и техни чески оснащенным врагом, распо лагавшим мощным воздушным фло том. советская авиация мужествен но отражала атаки противника и в ходе этой борьбы сумела добиться господства в воздухе. Концентрированным выражением возросшей силы и могущества на шей авиации, ка к и всех Воору женных Сил СССР, явилась битва за Берлин, в результате которой враг был полностью разгромлен и капитулировал-. Свыше трех миллионов боевых вылетов совершили советские лет чики за голы Великой Отечествен ной войны. В боях с врагами нашей Родины они показали массовый ге роизм, храбрость и отвагу, высокое боевое мастерство и безграничную преданность своему народу и Ком мунистической партии. Партия и правительство высоко оценили героические подвиги совет ских авиаторов в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 тысяч из них были награждены ор денами и медалями, более двух ты сяч авиаторов удостоились звания Героя Советского Союза, а наиболее прославленным советским летчикам — А. И. Покрышкину и И. Н. Коже дубу это высокое звание было при своено трижды. Успехи советского народа в стро ительстве коммунизма в послевоен ный период открыли новый, более высокий этап в развитии и совер шенствовании советской авиации. Возросшие возможности советской экономики позволили перевооружить нашу авиацию новой, современной боевой техникой. Как отмечалось на XX съезде КПСС. Вооруженные Силы СССР имеют теперь в своем составе пер воклассную реактивную авиацию, способную решать любые задачи, которые возникнут перед ней в случае нападения агрессора. Советский Воздушный флот из гола в год получает новую, все бо лее совершенную авиационную тех ни ку. Сейчас летчики-истребители летают скорости. Они лег ко пересекают гра ницу стратосферы и свободно летают в ней. Все больше возрастает радиус полета реактивных самолетов. Со временный реактивный бомбардиров щик способен на большой высоте и скорости преодолевать расстояния, измеряемые многими тысячами ки лометров. _ В создании новой авиационной техники большая заслуга принадле ж и т советским ученым, ведущим -конструкторам самолетов и двигате лей — А. Н. Туполеву, С. В. Илью шину, А, И. Микояну, М, И. Гуре- эксштуатацию самолет «ТУ-104» на 70 пассажиров. Испытывается турбовинтовой самолет «Украина» конструкции 0. К. Антонова с крей серской скоростью 600 километров в час; он рассчитан на перевозку 84 пассажиров и 3,5 тонны гру зов. Сейчас советские авиаконструк торы работают над созданием т у р бореактивных и турбовинтовых са молетов, которые будут поднимать значительно больше пассажиров и груза. Все более широкое применение находят в Гражданском воздушном флоте вертолеты различных кюн- струкящй и назначений. Широко используется авиация в» Твоя мечта вичу, В. М. Мясищеву, А. С. Яков леву. С. А. Лавочкину, П. 0. Сухо му, В. Я. Климову, С. К. Туман- скому, А. М. Люлько, 0. К. Антоно ву и многим другим работникам авиационной промышленности. Надо ожидать, что в ближайшее время будут созданы самолеты по каче ству значительно выше, что приве дет к новому ' скачку в развитии авиации. Осуществляя постоянную заботу о техническом оснащении авиации, Коммунистическая партия и Совет ское правительство одновременно принимают вез меры к воспита нию волевых и умелых воинов, беззаветно преданных социалисти ческой Родине. Воодушевленные историческими решениями XX съезда КПСС, гото вясь достойно встретить 40-летие Великого Октября, воины-авиаторы самоотверженно борются за овладе ние первоклассной авиационной техникой, за повышение боевой го товности своих подразделений и ча стей. Образцы выполнения - воин ского долга показывают коммуни сты и комсомольцы. Они составля ют основную массу военных летчи ков и штурманов первого класса, отличников боевой и политической подготовки. С каждым годом растет и креп нет Гражданский воздушный флот, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Ра ботники Гражданского воздушного флота, развернув социалистическое соревнование в честь 40-летия Со ветской- власти, успешно претворя ют в жизнь директивы XX съезда КПСС, предусматривающие увели чение в шестой пятилетке грузо оборота воздушного транспорта в 2 раза, а объема пассажирских пере возок — примерно в 3,8 раза. Из года в год гражданская авиация пополняется современными маши нами. В 1957 году на основных магистральных линиях введены в эксплуатацию реактивные самоле ты «ТУ-104» на 50 мест с крей серской скоростью 800 километров в час. Подобных машин нет еще ни в США, ни в Англии. В ближайшее время поступит в Я стою и смот рю в синеву. О б л а ка н а д о м н о ю плывут . И х косматы е белы е стаи И счезают в л а з у р и , растаяв. Я от с о л н ц а п р и к р ы л с я р у к о й , В и ж у там: в ы с о ко -в ы с о ко , Распласт ав серебристые кр ы л ья, Самолет ов идут эска д р и л ь и ... Т ы мечтою, м ой д р у г , о кр ы л е н , В беспредельны е д а л и вл ю бле н, — Х о р о ш о , — го в о р и л ты мне часто, — Н а л и х о м истребителе мчаться И б е зб р е ж н о е небо л ю б я , Т>ы е м у п р е д н а зн а ч и л себя. Г л у б и н у твоей м ы с л и и зм ери в, Я с тобою в мечту твою верю . Пуст ь в тебе эта зреет мечта, Е с л и сердце стремится туда, Г д е в о з д у ш н ы й ко р а б л ь р я д о м с сол нце м П о за о б л а чн о й вы си несется-, П уст ь в тебе эта зреет мечта, Е с л и хо чеш ь ты в небо и там Состязаться с д р у з ь я м и в полет ах, Е с л и бцт ь ты ж е л а е ш ь пилот ом, И в просторе, что светом облит, Б оевы е водить ко р а б л и . Чтобы с л ы ш а л и д о л ы и горы Р а зг о в о р безот казны х мот оров. Т ы р о ж д е н покорят ь высот у! В е р ь в сво ю м о л о д у ю мечту — И твоя к р а с н о зв е з д н а я птица В д а л ь н ебесн ы х м ор ей устремится. С. СЕРИКОВ . В Липецком экономическом районе П Е Ч А Т Ь В М А С С Ы ! Р а б о т а зав ерш ен а успеш но сельском хозяйстве. Создана и раз вивается санитарная авиация. В 1956 году санитарные самолеты сделали около 90 тысяч вылетов в сельские и отдаленные местности и перевезли 150 тысяч врачей и больных, около 500 тонн различ ных медицинских грузов. Значительный вклад в развитие советской авиации вносит Всесоюз ное ордена Красного Знамени Доб ровольное общество содействия Ар мии, Авиации и Флоту. В его орга низациях тысячи советских юно шей и девушек без отрыва от про изводства овладевают различными авиационными специальностями. Им предоставлена обширная сеть аэроклубов. ави ацио нно-сп ортивных клубов и аэродромов, планерные школы и планедромы, авиамодель ные мастерские и лаборатории. С каждым гошм растет и ширит ся славный отряд советских авиа ционных спортсменов: авиамодели стов, планеристов, парашютистов, воздухоплавателей, летчиков. В на шей стране и за ее пределами из вестны имена советских авиацион ных спортсменов: Якова Форостен- ко, Марины Ч-ечневой. Анны Бод- ряганой. Николая Голованова, Ни колая Кузнецова, Марии Дриго и других. За последние 10 лет авиацион ные спортсмены установили 584 всесоюзных рекорда, 224 из них внесены в таблицу мировых рекор дов. В 1956 году авиаспортсмены установили 40 всесоюзных и 19 мировых рекордов. Эти цифры сви детельствуют о высоком мастерстве советских спортсменов, их воле к победе, патриотизме. Советский народ и Коммунисти ческая партия делают все для то го, чтобы наша авиация была мне более могущественной, достойной страны строящегося коммунизма. Советские авиаторы вместе с ар мией и флотом зорко оберегают мирный труд нашего народа, госу дарственные интересы Родины. Среди почтовых отделений Липец ка наиболее организованно провели подписную кампанию на периодиче ские издания 9-е, 16-е и 7-е отде ления. 9-е отделение находится в посел ке Липецкого рудоуправления. Пе ред его работниками стояла боль шая задача возобновить подписку почти у 700 человек. И следует сказать, что начальник отделения В. Ф. Талицких умело организовал работу. Он не сидел в канцелярии, а бывал на шахтах, организовывал там работу, лично сам проводил подписку. Среди почтальонов отде ления было организовано социали стиче-ское соревнование. И резуль тат не замедлил сказаться. План распространения периодических из даний по этому отделению был вы полнен с превышением. Почтовое отделение >!» 16 нахо дится на территории 16-го строй участка. Работникам отделения при ходится обслуживать очень большой район города. В связи с этим на чаль-ник отделения И. И. Кузьмина вместе с почтальонами включилась в непосредственную работу по при ему подписки на дому у жителей участка. Личный пример началь-ни ка оказал доброе влияние на поч тальон-ов и они работали с большим усердием. В результате и по этому отделению план реализации газет журналов, как центральных так местных, был выполнен полностью Успешно провели подписку на га зеты и журналы паботники почто вого отделения № 7, обслуживающе го поселок завода «Свободный со кол». Во время обсуждения тезисов до клада тов. Н. С. Хрущева на седь мой сессии Верховного Совета СССР перестройке управления промыш ленностью и строительством тракто ростроители -внесли десятки предло жений, направленных на улучшение организации производства и сокра щение управленческого аппарата. На днях на заводе состоялось совещание производственно - техни ческого совета. Начальники цехов и отделов, руководители служб и пе редовики производства-внесли свои рекомендации по этим предложени ям. На заводе велика служба техни ческого контроля. Практика * пока зала. что не на всех участках тре буется институт контролеров. Глав ный механик завода тов. Степанов, например, рассказал на совете, что для приемки станков после те кущего и капитального ремонта в ремонтно-механическом цехе имеет ся свыше десяти технических конт ролеров. Если принять во внимание, что станки не так уж часто выхо дят из ремонта, то станет ясным, что эти контролеры не загружены полностью. Такие же излишества имеются в механосборочных и заготовительных цехах. Технический совет рекомен довал дирекции завода переместить с должностей контролеров более шестидесяти человек. На снимке: в салоне реакти вного п ассаж и р ск о го сам о л ета «ТУ-104» во вр ем я полета. (Ф о то х р о н и ка Т А С С ). У п р о щ е н и е с т р у к т у р ы п р о и з в о д с т в а В тракторном корпусе расположен но два цеха: шасси и тракторный № 1. С пуском в эксплуатацию тракторного цеха № 2 многие операции стали выполняться на но вых производственных площадях* Объем работы отделений резко со кратился. Начальник производства т. Немов и главный диспетчер завода т. Ба бич поддержали предложение ра бочих и высказались за объединение этих-цехов, что даст возможность сократить вспомогательные службы л управленческий аппарат. С этим выводом нельзя не согласиться. Со вещание' техсовета рекомендовало укрупнить некоторые участки я объединить цехи. Дирекция завода сейчас зани мается этим вопросом. В сборочных цехах решено сов местить должности заместителей начальников по технической части и производству. Это упростит руко водство. Технический совет принял цен ные и нужные решения по ряду вопросов, направленные на упроще ние структуры управления в цехах и отделах завода. Перестройка управления произ водством на тракторном заводе на чалась и, нет сомнения, принесет большую пользу. За ускорение оборачиваемости средств Оборачиваемость товаро-матери альных ценностей и денежных средств является одним из важных показателей работы любого пред приятия. Для ускорения оборачиваемости средств требуется прежде всего ликвидация сверхнормативных за пасов товарно-материальных цен ностей и сокращение нормативов путем улучшения производствен ной, снабженческо-сбытовой и фи нансовой деятельности предприя тий. Однако руководители некоторых предприятий плохо борются за ус корение оборачиваемости средств. При наличии некоторого излишка оборотных средств на протяжении всего 1956 года, а также и в этом году Елецкий гортоп испытывает серьезные финансовые затруднения. Причина этого— крайне низкая обо рачиваемость оборотных средств. Остаток топлива на складе здесь в 3 раза больше установленного норматива. Наличие постоянной сверхнорма тивной абонентской задолженности, достигающей 400— 500 тысяч рублей, поставило в тяж-елое Фи нансовое положение и Елецкую горэдектростанцию. Оборотные средства каждого про мышленного предприятия соверша ют непрерывный кругооборот. Чем больше число совершенных круго оборотов. тем больше одна и та Же сумма оборотных средств принесет стоящая от Мирного на расстоянии 380 километров, уже имеет высоту примерно 2.700 метров, а станция Восток-1, находящаяся в удалении 660 километров, имеет повышение свыше 3.300 метров над уровнем моря. Незначительное атмосферное дав. ле-ние— 460—470 миллиметров ртут ного столба, чрезвычайно низкая температура, уже достигшая минус 70,1 градуса еще до наступления ан тарктической зимы, недостаток ки слорода, холодные обжигающие ли цо ветры— создают трудные усло вия для авиаторов. Положение еще больше усугубляется капризной, не устойчивой погодой, прогноз кото рой не всегда еще удается устано вить. Для полетов в таких сложных Г ~1ОЛНЦЕ скрылось за горизонтом. ^ Ночью над снежными простора ми Антарктиды из глубины материка движется самолет ЛИ-2 Н-556. Курс на станцию Пионерская. Погода бы стро ухудшается, начинается метель. Запас горючего ограничен, а стан ция Пионерская—единственная бли жайшая база, где возможна посадка и где есть бензин для заправки са молета. Отсутствие видимости небесного свода и снежной поверхности созда ют напряженную обстановку для штурмана самолета. На помощь при ходит наземный радиопеленгатор южно-полярной станции Мирный. С его помощью удается установить, что боковым ветром самолет сносит на 20 градусов влево. Штурман исправ ляет курс. Бортрадист самолета принимает тревожную радиограмму: на станции Пионерская погода резко ухудши лась, снеговая метель. Горизонталь ная видимость—50 метров. Для при ема самолета подготовлены костры. С земли будут пускать ракеты. В сложных ночных условиях само лет приближается к Пионерской. Пользуясь радиокомпасом, экипаж делает заход на посадку. Однако, снизившись до 30 метров, он не ви дит ни снежного покрова, ни кост ров. Не видно и ракет, которые, как сообщают с земли, выпускают одну за другой. Самолет взмывает вверх, и повторяется заход на посадку. Но из-за метели опять ничего не видно. Командир корабля принимает реше ние: пройдя радиостанцию, что ука жет радиокомпас, производить по садку при полном отсутствии види мости не на посадочную полосу, где есть опасность столкнуться с бочка ми, установленными по краю поло сы, а 8 сторону от полосы. Высота 30—20—10 метров. Толчок! Лыжи самолета коснулись снежной поверх ности. Убран газ. Самолет скачет по снежным неровностям и застругам и. Советские летчики в Антарктиде наконец, останавливается. Бушует на самолетах сверхзвуковой метель,.Ничего не видно в несколь ких метрах от самолета. Радиоком пас указывает 150 градусов. Это оз начает, что радиостанция сзади справа. Командир корабля развора чивает самолет и осторожно рулит на радиостанцию по показаниям ра диокомпаса. Наконец, впереди в ос вещении фар самолета на расстоя нии 7—8 метров — темное пятно. Это бочки около станции Пионерская. Самолет разворачивается против ветра, выключаются моторы. Тяже лый полет завершен благополучно. Так, вдали от родных берегов — в суровой снежной пустынной Антарк тиде—работает' советский авиаотряд полярной авиации, возглавляемый опытным полярным летчиком Мо скаленко. Велика, ответственна и почетна роль наших авиаторов в Антарктиде. Советским ученым—исследователям шестого континента — невозможно было бы выполнить программу Меж дународного геофизического года без активного участия авиации. С основной научной и авиацион ной базы—южно-полярной станции Мирный самолеты перевозят науч ных сотрудников, а также топливо, продукты питания, строительные ма териалы, приборы и различное обо рудование на научные станции «Оазис», Пионерская, Восток-1. Са молеты и вертолеты доставляют ученых для производства научных наблюдений в районы гор Амунд сен, Страткона, Барр-Смит, Сандау, Гаусса, где, казалось бы, невозмож но произвести посадку. Авиация по полняла запасы дизельного топлива санно-тракторных поездов, совер шавших походы в глубь Антарктиды. Антарктида представляет собою громадный снежно-ледяной купол, высота которого постепенно и не прерывно повышается по мере про движения от побережья в глубину материка,, .Станция Пионерская, овМ условиях от экипажей самолетов требуются высокое летное мастер ство, мужество и физическая вынос ливость. В марте месяце этого года, когда срочно требовалось доставлять ди зельное топливо санно-тракторным поездам, двинувшимся в глубь Ан тарктиды, экипажи самолетов вы нуждены были производить посадку в таких сложных метеорологических условиях, при которых на аэродро мах нашей Родины самолеты не при нимаются. Например, при отсутст вии на аэродроме специальных на земных радиотехнических посадоч ных средств, самолеты допускаются на посадку лишь при наличии гори зонтальной видимости свыше 1.000 метров. У нас же на станции Пио нерская самолеты систематически совершали посадки при горизонталь ной видимости в 300 метров и ме нее. Были случаи, когда резко и не ожиданно ухудшившаяся погода за ставала самолеты в полете, и посадки производились в метель при отсут ствии горизонтальной и вертикаль ной видимости. Большое летное ма стерство и самообладание проявили при этом полярные летчики Моска ленко, Дмитриев и Мальков, Минь- ков, Стекольщиков и Грошев. Капризная, еще неисследованная природа шестого континента таит в себе коварные неожиданности. Со вершая посадки на больших высотах в глубине Антарктиды при темпера туре воздуха минус 50 градусов, авиационники встретились, напри мер, с таким затруднением: призем лившийся на снежную неукатанную, неровную поверхность, самолет по падал как бы в западню—лыжи само лета ЛИ-2 так сильно «прилипа ли» к снежной по верхности, что да же при полной авиамоторов остано- самолет уже не мог стронуться с места, а следовательно, и взлететь. Приходилось делать специальные небольшие ледяные площадки, для чего сжигали разло женную на снегу ветошь, смочен ную бензином. С помощью вездехо да самолет затаскивали на такую ледяную площадку и только после этого он мог сдвинуться с места для начала разбега. Большую ответственность в Ан тарктиде несут штурманы самолетов. Штурман самолета должен при лю бых условиях полета выдержать за данное направление. Потеря ориен тировки в Антарктиде недопустима, так как она может повлечь за собой гибель экипажа и самолета. Поте рявший ориентировку самолет, при землившись, как песчинка, затеряет ся в необитаемой снежной пустыне, мощности вившийся т - ‘г выгоду предприятию. Чем скорее совершится один кругооборот, тем меньшей суммой оборотных средств м-ожно обойтись Для получения того же оборота. Отсюда ясно, ка кое значение имеет эффективность использования оборотных средств и насколько важным является дач жаватель оборачиваемости оборот ных средств. Имея постоянно большие остате ки топлива. Елецкий гортоп замо раживает деньги в готовой про дукции, сдерживает оборот. Оборот ные средства гортопа должны обернуться 1 раз в 22 дня. фак тически же они оборачиваются в 43 дня. Решающее значение Щ замедление оборачиваемости оказал постоянный сверхнормативщ® остаток топлива. Сверхплановые запасы не только отвлекают часть оборотных средств предприятия, замедляют оборачива емость и вызывают финансовое напряжение, но наносят вред еще и тем, что замораживают необходи мое сырье и материалы, готовую продукцию. Поэтому крайне важно за счет сокращения производственного ц и к ла, строгого наведения порядка в организации производства, матери ального снабжения и сбыта, обее- . печять новый подъем каждого предприятия. В. ФАДЕЕВ, заведующий Елецким^ герфинотделом. Г V - '■-.А'. X - его быстро заметет снего-м и вряд ли наземные и воздушные поиски смогут его обнаружить. Самолеты антарктического авиаот ряда оборудованы современным штурманским снаряжением, вклю чающим астрономические компасы, изготовленные для южного полуша рия магнитные, электромагнитные и электрогигроскопические компасы и др. Уверенно и точно водят самоле ты над просторами шестого конти нента штурманы Зубов, Долматов, Шерпаков и Старков. Виртуозно совершают полеты лет чик Ерохов на небольшом самолете АН-2 и летчик Колошенко на верто лете МИ-4. Они доставляют геофи зиков, магнитологов, гляциологоз, геологов и других ученых-специали- сто-в в различные районы Антаркти ды, включая горные районы, где уче ные проводят научные наблюдения. С большим мастерством и знани ем дела работают бортмеханики, со держащие в отличном состоянии са. молеты авиаотряда. Опытные борт радисты обеспечивают во время по летов регулярную двустороннюю ра диосвязь. 9 Сейчас в Антарктиде суровая зм- -ма, полярная ночь. Почти каждый день свирепствуют сильные метели. Скорость ветра достигает ураганной силы. Недавно на станции «Оазис» она равнялась 46 метрам в секунду. Были повалены радиомачты, сорван и унесен аэрологический павильон. И все же в этот суровый период полеты не прекращаются. Выпадают отдельные дни, когда ветер стихает, и тогда самолеты взмывают в воздух и в условиях южно-полярной ночи направляются в глубь Антарктиды. Опытные экипажи успешно справля ются с ночными полетами. С наступлением антарктической весны— с октября месяца—авиаот ряду предстоит еще более сложная работа, так как начнутся массовые- полеты. Авиаторы вместе с учеными будут штурмовать еще большие глу бины Антарктиды и открывать новые научные станции. В День Воздушного флота коллек. тив антарктического авиаотряда од новременно с авиаторами нашей Родины отмечает в далекой Антарк тиде этот любимый праздничный день. Тихон ПАЛИЕВСКИЙ, старший штурман антарктического авиаотряда. А На снимке: д р ей ф у ю щ а я научно- и ссл ед о в ател ьск ая стан ц и я «С евер ный полю с-6». С ам о л ет д о с т а в и л очередн ую п а р тию гр у зо в, почту, посы лки. Ф ото Ф. Шипилова. ХФ о т о х р ш ш ТАСС )*
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz