Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

V 5 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 30 июня 1957 г., ЗФ 153 (90 €^ 1 Мо г у чи е крылья Родины Т> озламено-вание серьезных успе­ хов. достигнутых в развитии нашей авиации. Советское правительство в 1933 году установило ежегодное празднование Дня Воздушного флота СССР. С тех пор этот день стал од­ ним из самых любимых традицион­ ны х праздников советского народа. В этот день авиаторы отчитыва­ ются перед своим народом, прави­ тельством и партией о достигнутых успехах, демонстрируют свое возрос­ шее летное и боевое мастерство, новые достижения науки и техники, мобилизуют свои усилия на даль­ нейшее совершенствование нашей авиации. Одновременно трудящиеся нашей- страны е чувством гордости подво­ дят итоги развитая советской авиа­ ции, отмечают достижения наших летчиков, авиационных конструкто­ ров, ученых, работников авиацион­ ной промышленности, Гражданского (воздушного флота и Добровольного общества содействия Армии, Авиа­ ции и Флоту. Под руководством Коммунистиче­ ской партии и Советского прави­ тельства наша Родина превращена в могучую авиационную державу, которая располагает первоклассной авиационной техникой, летными 1 техническими кадрами, обладающи­ ми -высокими морально-боевыми ка ­ чествами и прочными знаниями в области авиационного дела. В нынешнем году День Воздуш­ н ого флота советский народ отмеча­ ет в обстановке большого патриоти­ ческого подъема, вызванного подго­ товкой к славному 40-летию Вели кой Октябрьской социалистической революции. Занятые мирным трудом, последо­ вательно борясь за мир, мы, однако, не можем не считаться е тем, что •агрессивные кр уги империалистиче ских государств открыто готовятся к войне против СССР и стран на­ родной демократии. В этих услови­ я х мы должны быть всегда в по стоявной готовности, укреплять обо роноспособность нашей страны и мощь Советских Вооруженных Сил, в которых важное место занимает советская авиация, бдительно стоя шая на страже воздушных рубежей нашей Родины. * * * До Октябрьской революции наша страна не смогла создать своей зна­ чительной отечественной авиации Причиной тому были технико-эконо­ мическая отсталость царской Рос­ сии, консерватизм и косность цар­ ского самодержавия. И все же на­ ша страна является родиной авиа­ ции. Русский народ выдвинул из Своей среды вы дающ ихся^чены х— воздухоплавателей. авиационных конструкторов, изобретателей и лет­ чиков. ?5 лет назад, летом 1882 года русский изобретатель А: Ф. Мо жайекий построил первый в мире самолет, после чего начались его испытания. Славные русские патриоты— уче ные М В. Ломоносов. Д. И. Менде леев. Н. Е. Ж уковский, которого В- И. Ленин назвал «отцом русской авиации», заложили теоретические основы современной авиации. Осно вы ракртодинамики и ракетного яви женип впервые в чире были разра­ ботаны нашим соотечественником К . Э. Циолковским. Многие другие русские ученые внесли достойный вклад в развитие авиации и воздухо плавания; они успешно разрешили важные проблемы, без которых нельзя себе представить современ ную авиацию и ее дальнейший про гресс. Неоценимый вклад в развитие авиационной культуры внесли также выдающиеся мастера летного дела русские летчики М. Ефимов. П. Не стеров, К. Арцеулов, Е. Крутень другие, заложившие основы в ы ш е го пилотажа и разработавшие впер вые некоторые виды боевого ис пользования авиации. Великая Октябрьская социалисти­ ческая революция открыла широкие возможности для создания мощной авиации в нашей стране. Предвидя огромное значение авиации в оборп не страны и в развитии народного хозяйства, партия и правительство с первых яте дней Советской вла­ сти неустанно заботились о созда нии мощного воздушного флота. От ночная заслуга в этом принадлежит Д И. Ленину. По его указаниям активной творческой работе по соз Данию советской авиации были при влечены и оквужены заботой круп нрйтпие русские ученые — Н. Ж уковский. Е. Э. Циолковский С. А. Чаплыгин, а также лучшие инжрнеры и техники того времени Уже в годы гражданской войны молодая советская авиация сыграла значительную роль в разгроме вра­ гов. Советские летчики успешно про водили разведывательные полеты бомбили вражеские войска, вступа ли в бой с воздушным противником С. Б Е ЛО КО Н Ь , генерал-л ейт енант а в и а ц и и и побеждали его. По окончании гражданской вой вы, предвидя, что империалисты не оставят нас в покое и будут всяче ски мешать нашему социалистич» скому строительству, партия и пра вительетво проявляли постоянную заботу об обеспечении обороны Со ветского государства, укреплении его армии, авиации и флота. Р> марте 1921 года X съезд ГЕП (б). следуя указаниям Ленина потребовал обоагить исключительное внимание на все специальные тех­ нические части, в том числе авиа­ ционные. Партия бросила клич: «Трудовой народ, строй воздушный флот!». Под этим лозунгом в стране Е д да стш тсБ движение, за укрепле­ ние советской ави­ ации, Были при­ няты м е р ы по строительству дзге- чествеяных само­ летов. В 1923 го - 1 ду было положено начало Граждан­ скому воздушному флоту, создано добровольное Общество друзей Воз­ душного флота. В результате уже к началу 1925 года в отношении са­ молетостроения мы освободились от иностранной зависимости. Но наиболее полного расцвета со­ ветский Воздушный флот достиг в годы предвоенных пятилеток, когда осуществлялась социалистическая индустриализация страны. Именно тогда была создана прочная материаль­ но-техническая база для ускоренного раз­ витая отечественно­ го самолетостроения моторостроения. Опираясь на эту ба­ зу, авиационные за­ воды страны за годы второй пяталетки увеличили объем своей продукции в пять с половиной раз. В этот период со­ ветские авиаконст­ рукторы создали ряд весьма удачных и оригинальных кон­ струкций самоле­ тов — бомбардиров­ щиков и истребите­ лей, отличавшихся высокими летно-так­ тическими данными. Одновременно с созданием авиа­ ционной техники Коммунистическая партия позаботилась о подготовке и. воспитании авиационных кадров. По указанию Центрального Комитета партии ряды Воздушного флота у к ­ реплялись за счет мобилизации ком­ мунистов и комсомольцев в авиа­ школы и части ВВС. В 1931 году IX съезд ВЛКСМ принял решение о шефстве комсо­ мола над Военно-Воздушными Сила­ ми страны. В авиацию пришли ты ­ сячи комсомольцев — пламенных патриотов, горячо взявшихся за ов­ ладение авиационными специально­ стями. В'оспитаняые Коммунистической партией, советские летчики в пред­ военные годы на отечественных са­ молетах совершили ряд смелых по­ летов. завоевали 62 из 168 между­ народных рекордов по дальности, скорости, высоте полета и грузо­ подъемности. В этом году испол­ няется 20 лет со времени осуще­ ствления героических беспосадочных перолртов экипажей В. П. Чкалова и М. М. Громова из Москвы через Северный полюс в Соединенные Штаты Америки. Эти перелеты бы­ ли наглядным свидетельством ог­ ромных достижений советской ави­ ации, утвердивших за нашей Роди­ ной славу великой авиационной дер­ жавы. Далеко вперед шагнул наш Граж­ данский воздушный флот, беспре­ рывно пополняющийся самолетами отечественного производства. По про­ тяженности воздушных линий и по грузообороту на них СССР занял первое место в мире. Особенно ярко проявилась могу­ чая сила советской авиации в годы Великой Отечественной войны. ^Вза­ имодействуя с сухопутными войска­ ми и военно-морскими силами, пре­ одолевая огромные трудности воору­ женной борьбы с сильным и техни­ чески оснащенным врагом, распо­ лагавшим мощным воздушным фло­ том. советская авиация мужествен­ но отражала атаки противника и в ходе этой борьбы сумела добиться господства в воздухе. Концентрированным выражением возросшей силы и могущества на­ шей авиации, ка к и всех Воору­ женных Сил СССР, явилась битва за Берлин, в результате которой враг был полностью разгромлен и капитулировал-. Свыше трех миллионов боевых вылетов совершили советские лет­ чики за голы Великой Отечествен­ ной войны. В боях с врагами нашей Родины они показали массовый ге­ роизм, храбрость и отвагу, высокое боевое мастерство и безграничную преданность своему народу и Ком­ мунистической партии. Партия и правительство высоко оценили героические подвиги совет­ ских авиаторов в годы Великой Отечественной войны. Свыше 200 тысяч из них были награждены ор­ денами и медалями, более двух ты ­ сяч авиаторов удостоились звания Героя Советского Союза, а наиболее прославленным советским летчикам — А. И. Покрышкину и И. Н. Коже­ дубу это высокое звание было при­ своено трижды. Успехи советского народа в стро­ ительстве коммунизма в послевоен­ ный период открыли новый, более высокий этап в развитии и совер­ шенствовании советской авиации. Возросшие возможности советской экономики позволили перевооружить нашу авиацию новой, современной боевой техникой. Как отмечалось на XX съезде КПСС. Вооруженные Силы СССР имеют теперь в своем составе пер­ воклассную реактивную авиацию, способную решать любые задачи, которые возникнут перед ней в случае нападения агрессора. Советский Воздушный флот из гола в год получает новую, все бо­ лее совершенную авиационную тех­ ни ку. Сейчас летчики-истребители летают скорости. Они лег­ ко пересекают гра­ ницу стратосферы и свободно летают в ней. Все больше возрастает радиус полета реактивных самолетов. Со­ временный реактивный бомбардиров­ щик способен на большой высоте и скорости преодолевать расстояния, измеряемые многими тысячами ки ­ лометров. _ В создании новой авиационной техники большая заслуга принадле­ ж и т советским ученым, ведущим -конструкторам самолетов и двигате­ лей — А. Н. Туполеву, С. В. Илью­ шину, А, И. Микояну, М, И. Гуре- эксштуатацию самолет «ТУ-104» на 70 пассажиров. Испытывается турбовинтовой самолет «Украина» конструкции 0. К. Антонова с крей­ серской скоростью 600 километров в час; он рассчитан на перевозку 84 пассажиров и 3,5 тонны гру­ зов. Сейчас советские авиаконструк­ торы работают над созданием т у р ­ бореактивных и турбовинтовых са­ молетов, которые будут поднимать значительно больше пассажиров и груза. Все более широкое применение находят в Гражданском воздушном флоте вертолеты различных кюн- струкящй и назначений. Широко используется авиация в» Твоя мечта вичу, В. М. Мясищеву, А. С. Яков­ леву. С. А. Лавочкину, П. 0. Сухо­ му, В. Я. Климову, С. К. Туман- скому, А. М. Люлько, 0. К. Антоно­ ву и многим другим работникам авиационной промышленности. Надо ожидать, что в ближайшее время будут созданы самолеты по каче­ ству значительно выше, что приве­ дет к новому ' скачку в развитии авиации. Осуществляя постоянную заботу о техническом оснащении авиации, Коммунистическая партия и Совет­ ское правительство одновременно принимают вез меры к воспита­ нию волевых и умелых воинов, беззаветно преданных социалисти­ ческой Родине. Воодушевленные историческими решениями XX съезда КПСС, гото­ вясь достойно встретить 40-летие Великого Октября, воины-авиаторы самоотверженно борются за овладе­ ние первоклассной авиационной техникой, за повышение боевой го­ товности своих подразделений и ча­ стей. Образцы выполнения - воин­ ского долга показывают коммуни­ сты и комсомольцы. Они составля­ ют основную массу военных летчи­ ков и штурманов первого класса, отличников боевой и политической подготовки. С каждым годом растет и креп­ нет Гражданский воздушный флот, являющийся одной из важнейших отраслей народного хозяйства. Ра­ ботники Гражданского воздушного флота, развернув социалистическое соревнование в честь 40-летия Со­ ветской- власти, успешно претворя­ ют в жизнь директивы XX съезда КПСС, предусматривающие увели­ чение в шестой пятилетке грузо­ оборота воздушного транспорта в 2 раза, а объема пассажирских пере­ возок — примерно в 3,8 раза. Из года в год гражданская авиация пополняется современными маши­ нами. В 1957 году на основных магистральных линиях введены в эксплуатацию реактивные самоле­ ты «ТУ-104» на 50 мест с крей­ серской скоростью 800 километров в час. Подобных машин нет еще ни в США, ни в Англии. В ближайшее время поступит в Я стою и смот рю в синеву. О б л а ка н а д о м н о ю плывут . И х косматы е белы е стаи И счезают в л а з у р и , растаяв. Я от с о л н ц а п р и к р ы л с я р у к о й , В и ж у там: в ы с о ко -в ы с о ко , Распласт ав серебристые кр ы л ья, Самолет ов идут эска д р и л ь и ... Т ы мечтою, м ой д р у г , о кр ы л е н , В беспредельны е д а л и вл ю бле н, — Х о р о ш о , — го в о р и л ты мне часто, — Н а л и х о м истребителе мчаться И б е зб р е ж н о е небо л ю б я , Т>ы е м у п р е д н а зн а ч и л себя. Г л у б и н у твоей м ы с л и и зм ери в, Я с тобою в мечту твою верю . Пуст ь в тебе эта зреет мечта, Е с л и сердце стремится туда, Г д е в о з д у ш н ы й ко р а б л ь р я д о м с сол нце м П о за о б л а чн о й вы си несется-, П уст ь в тебе эта зреет мечта, Е с л и хо чеш ь ты в небо и там Состязаться с д р у з ь я м и в полет ах, Е с л и бцт ь ты ж е л а е ш ь пилот ом, И в просторе, что светом облит, Б оевы е водить ко р а б л и . Чтобы с л ы ш а л и д о л ы и горы Р а зг о в о р безот казны х мот оров. Т ы р о ж д е н покорят ь высот у! В е р ь в сво ю м о л о д у ю мечту — И твоя к р а с н о зв е з д н а я птица В д а л ь н ебесн ы х м ор ей устремится. С. СЕРИКОВ . В Липецком экономическом районе П Е Ч А Т Ь В М А С С Ы ! Р а б о т а зав ерш ен а успеш но сельском хозяйстве. Создана и раз­ вивается санитарная авиация. В 1956 году санитарные самолеты сделали около 90 тысяч вылетов в сельские и отдаленные местности и перевезли 150 тысяч врачей и больных, около 500 тонн различ­ ных медицинских грузов. Значительный вклад в развитие советской авиации вносит Всесоюз­ ное ордена Красного Знамени Доб­ ровольное общество содействия Ар­ мии, Авиации и Флоту. В его орга­ низациях тысячи советских юно­ шей и девушек без отрыва от про­ изводства овладевают различными авиационными специальностями. Им предоставлена обширная сеть аэроклубов. ави ацио нно-сп ортивных клубов и аэродромов, планерные школы и планедромы, авиамодель­ ные мастерские и лаборатории. С каждым гошм растет и ширит­ ся славный отряд советских авиа­ ционных спортсменов: авиамодели­ стов, планеристов, парашютистов, воздухоплавателей, летчиков. В на­ шей стране и за ее пределами из­ вестны имена советских авиацион­ ных спортсменов: Якова Форостен- ко, Марины Ч-ечневой. Анны Бод- ряганой. Николая Голованова, Ни­ колая Кузнецова, Марии Дриго и других. За последние 10 лет авиацион­ ные спортсмены установили 584 всесоюзных рекорда, 224 из них внесены в таблицу мировых рекор­ дов. В 1956 году авиаспортсмены установили 40 всесоюзных и 19 мировых рекордов. Эти цифры сви­ детельствуют о высоком мастерстве советских спортсменов, их воле к победе, патриотизме. Советский народ и Коммунисти­ ческая партия делают все для то­ го, чтобы наша авиация была мне более могущественной, достойной страны строящегося коммунизма. Советские авиаторы вместе с ар­ мией и флотом зорко оберегают мирный труд нашего народа, госу­ дарственные интересы Родины. Среди почтовых отделений Липец ка наиболее организованно провели подписную кампанию на периодиче­ ские издания 9-е, 16-е и 7-е отде­ ления. 9-е отделение находится в посел­ ке Липецкого рудоуправления. Пе­ ред его работниками стояла боль­ шая задача возобновить подписку почти у 700 человек. И следует сказать, что начальник отделения В. Ф. Талицких умело организовал работу. Он не сидел в канцелярии, а бывал на шахтах, организовывал там работу, лично сам проводил подписку. Среди почтальонов отде­ ления было организовано социали стиче-ское соревнование. И резуль­ тат не замедлил сказаться. План распространения периодических из даний по этому отделению был вы полнен с превышением. Почтовое отделение >!» 16 нахо­ дится на территории 16-го строй­ участка. Работникам отделения при­ ходится обслуживать очень большой район города. В связи с этим на чаль-ник отделения И. И. Кузьмина вместе с почтальонами включилась в непосредственную работу по при ему подписки на дому у жителей участка. Личный пример началь-ни ка оказал доброе влияние на поч тальон-ов и они работали с большим усердием. В результате и по этому отделению план реализации газет журналов, как центральных так местных, был выполнен полностью Успешно провели подписку на га­ зеты и журналы паботники почто­ вого отделения № 7, обслуживающе­ го поселок завода «Свободный со кол». Во время обсуждения тезисов до­ клада тов. Н. С. Хрущева на седь­ мой сессии Верховного Совета СССР перестройке управления промыш­ ленностью и строительством тракто­ ростроители -внесли десятки предло­ жений, направленных на улучшение организации производства и сокра­ щение управленческого аппарата. На днях на заводе состоялось совещание производственно - техни­ ческого совета. Начальники цехов и отделов, руководители служб и пе­ редовики производства-внесли свои рекомендации по этим предложени­ ям. На заводе велика служба техни­ ческого контроля. Практика * пока­ зала. что не на всех участках тре­ буется институт контролеров. Глав­ ный механик завода тов. Степанов, например, рассказал на совете, что для приемки станков после те­ кущего и капитального ремонта в ремонтно-механическом цехе имеет­ ся свыше десяти технических конт­ ролеров. Если принять во внимание, что станки не так уж часто выхо­ дят из ремонта, то станет ясным, что эти контролеры не загружены полностью. Такие же излишества имеются в механосборочных и заготовительных цехах. Технический совет рекомен­ довал дирекции завода переместить с должностей контролеров более шестидесяти человек. На снимке: в салоне реакти вного п ассаж и р ск о го сам о л ета «ТУ-104» во вр ем я полета. (Ф о то х р о н и ка Т А С С ). У п р о щ е н и е с т р у к т у р ы п р о и з в о д с т в а В тракторном корпусе расположен но два цеха: шасси и тракторный № 1. С пуском в эксплуатацию тракторного цеха № 2 многие операции стали выполняться на но­ вых производственных площадях* Объем работы отделений резко со­ кратился. Начальник производства т. Немов и главный диспетчер завода т. Ба­ бич поддержали предложение ра­ бочих и высказались за объединение этих-цехов, что даст возможность сократить вспомогательные службы л управленческий аппарат. С этим выводом нельзя не согласиться. Со­ вещание' техсовета рекомендовало укрупнить некоторые участки я объединить цехи. Дирекция завода сейчас зани­ мается этим вопросом. В сборочных цехах решено сов­ местить должности заместителей начальников по технической части и производству. Это упростит руко­ водство. Технический совет принял цен­ ные и нужные решения по ряду вопросов, направленные на упроще­ ние структуры управления в цехах и отделах завода. Перестройка управления произ­ водством на тракторном заводе на­ чалась и, нет сомнения, принесет большую пользу. За ускорение оборачиваемости средств Оборачиваемость товаро-матери­ альных ценностей и денежных средств является одним из важных показателей работы любого пред­ приятия. Для ускорения оборачиваемости средств требуется прежде всего ликвидация сверхнормативных за­ пасов товарно-материальных цен­ ностей и сокращение нормативов путем улучшения производствен­ ной, снабженческо-сбытовой и фи­ нансовой деятельности предприя­ тий. Однако руководители некоторых предприятий плохо борются за ус­ корение оборачиваемости средств. При наличии некоторого излишка оборотных средств на протяжении всего 1956 года, а также и в этом году Елецкий гортоп испытывает серьезные финансовые затруднения. Причина этого— крайне низкая обо­ рачиваемость оборотных средств. Остаток топлива на складе здесь в 3 раза больше установленного норматива. Наличие постоянной сверхнорма­ тивной абонентской задолженности, достигающей 400— 500 тысяч рублей, поставило в тяж-елое Фи­ нансовое положение и Елецкую горэдектростанцию. Оборотные средства каждого про­ мышленного предприятия соверша­ ют непрерывный кругооборот. Чем больше число совершенных круго­ оборотов. тем больше одна и та Же сумма оборотных средств принесет стоящая от Мирного на расстоянии 380 километров, уже имеет высоту примерно 2.700 метров, а станция Восток-1, находящаяся в удалении 660 километров, имеет повышение свыше 3.300 метров над уровнем моря. Незначительное атмосферное дав. ле-ние— 460—470 миллиметров ртут­ ного столба, чрезвычайно низкая температура, уже достигшая минус 70,1 градуса еще до наступления ан­ тарктической зимы, недостаток ки­ слорода, холодные обжигающие ли­ цо ветры— создают трудные усло­ вия для авиаторов. Положение еще больше усугубляется капризной, не­ устойчивой погодой, прогноз кото­ рой не всегда еще удается устано­ вить. Для полетов в таких сложных Г ~1ОЛНЦЕ скрылось за горизонтом. ^ Ночью над снежными простора­ ми Антарктиды из глубины материка движется самолет ЛИ-2 Н-556. Курс на станцию Пионерская. Погода бы­ стро ухудшается, начинается метель. Запас горючего ограничен, а стан­ ция Пионерская—единственная бли­ жайшая база, где возможна посадка и где есть бензин для заправки са­ молета. Отсутствие видимости небесного свода и снежной поверхности созда­ ют напряженную обстановку для штурмана самолета. На помощь при­ ходит наземный радиопеленгатор южно-полярной станции Мирный. С его помощью удается установить, что боковым ветром самолет сносит на 20 градусов влево. Штурман исправ­ ляет курс. Бортрадист самолета принимает тревожную радиограмму: на станции Пионерская погода резко ухудши­ лась, снеговая метель. Горизонталь­ ная видимость—50 метров. Для при­ ема самолета подготовлены костры. С земли будут пускать ракеты. В сложных ночных условиях само­ лет приближается к Пионерской. Пользуясь радиокомпасом, экипаж делает заход на посадку. Однако, снизившись до 30 метров, он не ви­ дит ни снежного покрова, ни кост­ ров. Не видно и ракет, которые, как сообщают с земли, выпускают одну за другой. Самолет взмывает вверх, и повторяется заход на посадку. Но из-за метели опять ничего не видно. Командир корабля принимает реше­ ние: пройдя радиостанцию, что ука­ жет радиокомпас, производить по­ садку при полном отсутствии види­ мости не на посадочную полосу, где есть опасность столкнуться с бочка­ ми, установленными по краю поло­ сы, а 8 сторону от полосы. Высота 30—20—10 метров. Толчок! Лыжи самолета коснулись снежной поверх­ ности. Убран газ. Самолет скачет по снежным неровностям и застругам и. Советские летчики в Антарктиде наконец, останавливается. Бушует на самолетах сверхзвуковой метель,.Ничего не видно в несколь­ ких метрах от самолета. Радиоком­ пас указывает 150 градусов. Это оз­ начает, что радиостанция сзади справа. Командир корабля развора­ чивает самолет и осторожно рулит на радиостанцию по показаниям ра­ диокомпаса. Наконец, впереди в ос­ вещении фар самолета на расстоя­ нии 7—8 метров — темное пятно. Это бочки около станции Пионерская. Самолет разворачивается против ветра, выключаются моторы. Тяже­ лый полет завершен благополучно. Так, вдали от родных берегов — в суровой снежной пустынной Антарк­ тиде—работает' советский авиаотряд полярной авиации, возглавляемый опытным полярным летчиком Мо­ скаленко. Велика, ответственна и почетна роль наших авиаторов в Антарктиде. Советским ученым—исследователям шестого континента — невозможно было бы выполнить программу Меж­ дународного геофизического года без активного участия авиации. С основной научной и авиацион­ ной базы—южно-полярной станции Мирный самолеты перевозят науч­ ных сотрудников, а также топливо, продукты питания, строительные ма­ териалы, приборы и различное обо­ рудование на научные станции «Оазис», Пионерская, Восток-1. Са­ молеты и вертолеты доставляют ученых для производства научных наблюдений в районы гор Амунд­ сен, Страткона, Барр-Смит, Сандау, Гаусса, где, казалось бы, невозмож­ но произвести посадку. Авиация по­ полняла запасы дизельного топлива санно-тракторных поездов, совер­ шавших походы в глубь Антарктиды. Антарктида представляет собою громадный снежно-ледяной купол, высота которого постепенно и не­ прерывно повышается по мере про­ движения от побережья в глубину материка,, .Станция Пионерская, овМ условиях от экипажей самолетов требуются высокое летное мастер­ ство, мужество и физическая вынос­ ливость. В марте месяце этого года, когда срочно требовалось доставлять ди­ зельное топливо санно-тракторным поездам, двинувшимся в глубь Ан­ тарктиды, экипажи самолетов вы­ нуждены были производить посадку в таких сложных метеорологических условиях, при которых на аэродро­ мах нашей Родины самолеты не при­ нимаются. Например, при отсутст­ вии на аэродроме специальных на­ земных радиотехнических посадоч­ ных средств, самолеты допускаются на посадку лишь при наличии гори­ зонтальной видимости свыше 1.000 метров. У нас же на станции Пио­ нерская самолеты систематически совершали посадки при горизонталь­ ной видимости в 300 метров и ме­ нее. Были случаи, когда резко и не­ ожиданно ухудшившаяся погода за­ ставала самолеты в полете, и посадки производились в метель при отсут­ ствии горизонтальной и вертикаль­ ной видимости. Большое летное ма­ стерство и самообладание проявили при этом полярные летчики Моска­ ленко, Дмитриев и Мальков, Минь- ков, Стекольщиков и Грошев. Капризная, еще неисследованная природа шестого континента таит в себе коварные неожиданности. Со­ вершая посадки на больших высотах в глубине Антарктиды при темпера­ туре воздуха минус 50 градусов, авиационники встретились, напри­ мер, с таким затруднением: призем­ лившийся на снежную неукатанную, неровную поверхность, самолет по­ падал как бы в западню—лыжи само­ лета ЛИ-2 так сильно «прилипа­ ли» к снежной по­ верхности, что да­ же при полной авиамоторов остано- самолет уже не мог стронуться с места, а следовательно, и взлететь. Приходилось делать специальные небольшие ледяные площадки, для чего сжигали разло­ женную на снегу ветошь, смочен­ ную бензином. С помощью вездехо­ да самолет затаскивали на такую ледяную площадку и только после этого он мог сдвинуться с места для начала разбега. Большую ответственность в Ан­ тарктиде несут штурманы самолетов. Штурман самолета должен при лю­ бых условиях полета выдержать за­ данное направление. Потеря ориен­ тировки в Антарктиде недопустима, так как она может повлечь за собой гибель экипажа и самолета. Поте­ рявший ориентировку самолет, при­ землившись, как песчинка, затеряет­ ся в необитаемой снежной пустыне, мощности вившийся т - ‘г выгоду предприятию. Чем скорее совершится один кругооборот, тем меньшей суммой оборотных средств м-ожно обойтись Для получения того же оборота. Отсюда ясно, ка­ кое значение имеет эффективность использования оборотных средств и насколько важным является дач жаватель оборачиваемости оборот­ ных средств. Имея постоянно большие остате ки топлива. Елецкий гортоп замо­ раживает деньги в готовой про­ дукции, сдерживает оборот. Оборот­ ные средства гортопа должны обернуться 1 раз в 22 дня. фак­ тически же они оборачиваются в 43 дня. Решающее значение Щ замедление оборачиваемости оказал постоянный сверхнормативщ® остаток топлива. Сверхплановые запасы не только отвлекают часть оборотных средств предприятия, замедляют оборачива­ емость и вызывают финансовое напряжение, но наносят вред еще и тем, что замораживают необходи­ мое сырье и материалы, готовую продукцию. Поэтому крайне важно за счет сокращения производственного ц и к­ ла, строгого наведения порядка в организации производства, матери­ ального снабжения и сбыта, обее- . печять новый подъем каждого предприятия. В. ФАДЕЕВ, заведующий Елецким^ герфинотделом. Г V - '■-.А'. X - его быстро заметет снего-м и вряд ли наземные и воздушные поиски смогут его обнаружить. Самолеты антарктического авиаот­ ряда оборудованы современным штурманским снаряжением, вклю­ чающим астрономические компасы, изготовленные для южного полуша­ рия магнитные, электромагнитные и электрогигроскопические компасы и др. Уверенно и точно водят самоле­ ты над просторами шестого конти­ нента штурманы Зубов, Долматов, Шерпаков и Старков. Виртуозно совершают полеты лет­ чик Ерохов на небольшом самолете АН-2 и летчик Колошенко на верто­ лете МИ-4. Они доставляют геофи­ зиков, магнитологов, гляциологоз, геологов и других ученых-специали- сто-в в различные районы Антаркти­ ды, включая горные районы, где уче­ ные проводят научные наблюдения. С большим мастерством и знани­ ем дела работают бортмеханики, со­ держащие в отличном состоянии са. молеты авиаотряда. Опытные борт­ радисты обеспечивают во время по­ летов регулярную двустороннюю ра­ диосвязь. 9 Сейчас в Антарктиде суровая зм- -ма, полярная ночь. Почти каждый день свирепствуют сильные метели. Скорость ветра достигает ураганной силы. Недавно на станции «Оазис» она равнялась 46 метрам в секунду. Были повалены радиомачты, сорван и унесен аэрологический павильон. И все же в этот суровый период полеты не прекращаются. Выпадают отдельные дни, когда ветер стихает, и тогда самолеты взмывают в воздух и в условиях южно-полярной ночи направляются в глубь Антарктиды. Опытные экипажи успешно справля­ ются с ночными полетами. С наступлением антарктической весны— с октября месяца—авиаот­ ряду предстоит еще более сложная работа, так как начнутся массовые- полеты. Авиаторы вместе с учеными будут штурмовать еще большие глу­ бины Антарктиды и открывать новые научные станции. В День Воздушного флота коллек. тив антарктического авиаотряда од­ новременно с авиаторами нашей Родины отмечает в далекой Антарк­ тиде этот любимый праздничный день. Тихон ПАЛИЕВСКИЙ, старший штурман антарктического авиаотряда. А На снимке: д р ей ф у ю щ а я научно- и ссл ед о в ател ьск ая стан ц и я «С евер­ ный полю с-6». С ам о л ет д о с т а в и л очередн ую п а р ­ тию гр у зо в, почту, посы лки. Ф ото Ф. Шипилова. ХФ о т о х р ш ш ТАСС )*

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz