Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

25 июня 1957 г.. Л ' 148 (901)' Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я С тр аница но в а тор а « 9 КАЖДОЕ ЦЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ-В ПРОИЗВОДСТВО! ☆ ☆ С варка металла трением П о м е т о д у Ч у д и н о в а На песчаных п очвах ко лх о зов зо­ ны МТС имени Водопьянова стрель­ чатые лапы культиваторов, диски сеялок и лущильников быстро т у ­ пятся. Для их заточщ требуется много времени и дорогостоящих карборундовых камней. Заведую­ щий ремонтной мастерской И. С. Кривцов разработал приспособле­ ние, которое позволяет вести за­ точку лап не на шлифовальных камнях, а на товарном станке. Ди­ рекция МТС поддержала рациона­ лизатора и помогла внедрить его приспособление. Лапа устанавливается неподвиж­ но' и затачивается тремя вращаю­ щимися резцами. На заточку одной лапы затрачивается 5— 6 минут вместо 15— 1 8 .м и н ут при заточке ^старым способом. Кроме того, со­ кращаются затраты на приобрете­ ние дорогостоящих карборундовых камней. На токарном стайке стали затачиваться диски сеялок и лу­ щильников. Недавно механизаторы МТС уз­ нали из областной газеты о новом методе сварки металла ^трением, предложенном токарем Эльбрусского рудника Ставропольского края А. И. Чудиновым. Решили попробо­ вать этот способ в своей мастер­ ской. В день испытания нового ме- тоза механизаторы пришли в ма­ стерскую раньше обычного, чтобы лично убедиться в возможности сварки металла этим способом. ...Токарь т. Никитин закрепил металлический стержень в патроне токарного станка. Другой такой же стержень укрепил в резцедержа­ теле. Станок включен. Н икитин сближает детали. Несколько се­ кунд, и они от трения нагревают­ ся до белого каления. Станов ос­ танавливается. Деталь сварена. Но прочно ли: вот вопрос, волну­ ющий всех присутствующих. От первого же удара молотка прива­ ренный стержень отломился. — Что-то не так, — говорит директор МТС т. Дудник, — надо еще попробовать. Н икитин проводит еще несколь­ ко операций, каждый раз увели­ чивая силу навала. Наконец, проч­ ность сварки оказалась настоль­ ко сильной, что стержень от силь­ ных ударов ломался в другом ме­ сте, а сваренный участок не под­ давался. Причина стала ясна — необходимо точно знать силу на­ грева. Небольшой практический опыт, и Никитин безошибочно до­ водил температуру каления до нужной. Новый способ сварки металла т у т же пришлось применить на деле. Лопнул подъемный винт плу­ га. Выгачивать новый— долго. Ре­ шили сварить. Вся операция свар­ ки и обработки заняла Не более 10 минут. Задержки в ремонте п лу г о в не стало. Новый метод заслуживает боль­ шого внимания. Он ценен тем, что металл при сварке соединяется по всей свариваемой поверхности, а не во краям, как это бывает при газосварке. Кроме того, он позво­ ляет отремонтировать детали, изго­ товить которые в мастерской не­ возможно. Недавно, например, в мастер­ скую доставили сломанную ось ролика. Трущаяся поверхность его цементирована. Изготовить новую ось в мастерской не было возмож­ ности. Заказчик это знал, поэтому, показывая ось главному инженеру МТС т . Туровскому, безнадежно махнул рукой — дескать, ничего не получится, придется где-то но­ вую. искать. — Не волнуйтесь, — сказал Туровский. — Через пять минут сделаем. Идемте в токарный цех. — На-ка «склей»,— проговорил он, обращаясь к токарю Н ики­ тину. Через пять минут деталь была «склеена», она ничем не отлича­ лась от новой. Так механизаторы МТС имени Водопьянова внедряют у себя до­ стижения передовиков производ­ ства. Н. ЧУРЛЯЕВ. Замечательное открытие До настоящего времени в лро- мышлеиности исключительно ш и­ роко применяются способы электри­ ческой сварки, в основе которых лежит расплавление металла теп­ лом электрической дуги. Эти спо­ собы были разработаны русским изобретателем Н. Г. Славяновым еще в 1882 году. Во вот недавно ставропольский токарь т. Чудиков открыл новый метод сварки метал­ лов путем механического трения. Я работаю электросварщиком около 20 лет. Хочу выразить боль­ шую признательность т. Чудикову: какое замечательное открытие! Мы испробовали метод Чудижова на то­ карном станке. Токарь т. Ситников сварил два образца из круглой ста­ ли диаметром 16 мм. Результаты— отличные. Образцы выдержали ис­ пытания на изгиб иод углом 180 градусов и другие механические ис­ пытания. Присутствующие при этом .рабочие удивлялись простоте и проч­ ности сварки. Мы решили метод сварки трени­ ем применить у себя на станко­ строительном заводе на сварке не­ которых деталей, т а к ка к этот способ лучше по качеству и де­ шевле. С. ГОНЧАРОВ, ёлектроеварщин Липецкого станкостроительного завода. Это доступно каждому шоферу В системе зажигания двигателя важную роль играют автомобильные валальные свечи. Их неисправность вызывает резкое уБеличение рас-, хода топлива, снижение мощно­ сти двигателя, разжижение кар­ терного масла и, ка к следствие это­ го, повышение износа двигателя. Существующие способы провер­ к и испранности'твечи требуют спе­ циального оборудоваиия. Лучшим способом является испытание све­ ч и вольтоскопом (неоновым каран­ дашом) или в пескоструйном ап­ парате. Когда же в автомобильных хо­ зяйствах эти аппараты и неоновые карандаши отсутствуют, то про­ верку свечей шоферы производят на работающем двигателе на слух, замыканием центрального электро­ на свечи на массу, но такой спо­ соб требует высокой квалификации. Применение его малоопытными шо­ ферами приводит иногда к грубым ошибкам. Да и опытные водители не всегда могут, пользуясь этим способом, определить состояние свечи. 1 Я пришел к выводу, что для определения неисправной свечи можно использовать перегоревшую автомобильную лампочку. Этот способ достаточно прост и надежен и может применяться в любом ав­ тохозяйстве, ка к в гаражах, так и В пути. Сущность этого способа заклю­ чается в следующем: для проверки свечи необходимо иметь перегорев­ шую автомобильную лампочку мощ­ ностью в 15— 50 ватт. Зазор меж­ ду усиками, на которых крепится спираль внутри лампочки, должен быть в пределах 4— 7 мм. К цо­ колю лампочки присоединяется изолированный провод длиной 30-—50 см. При проверке лампочка, удер­ живаемая левой рукой за стеклян­ ный баллон, прикладывается изо- дяроранным контактом к любой точке массы двигателя, а конец провода от цоколя правой рукой поочередно прикладывается изоли­ рованным контактом к центрально­ му электроду проверяемой свечи на работающем двигателе. Провод высокого напряжения с проверя­ емой свечи не снимается. Если свеча исправна, то между усиками внутри лампочки на лю­ бых оборотах двигателя проскаки­ вает голубоватая иокра. Когда же свеча не работает, замкнута частицами масла, нагара или воды, то искра в лампочке проскакивать не будет. Неравно­ мерность проскавивавия искры в лампочке свидетельствует о том, что свеча работает е? перебоями. Если искра в лампочке очень тонкая и не дает характерного голубоватого .отблеска, ка к в дру­ гих проверяемых свечах, то это говорит о том, что в свече проис­ ходит частичная утечка тока по слою нагара или через трещины изолятора. Подозрительную свечу необходи­ мо проверить на различных обо­ ротах двигателя, так ка к иногда свеча, работающая на больших оборотах, совсем не действует или действует с перебоями на малых оборотах. В некоторых случаях свеча со­ вершенно перестает работать, дает перебои, если двигатель находится под нагрузкой. Исправность такой свечи также можно выявить с помощью лам­ почки, подняв заднюю ось домкут- том и при включенной прямой пе­ редаче затормозить колеса настоль­ ко, чтобы двигатель продолжал ра­ ботать поя нагрузкой на средних оборотах. Если снять провод со свечи работающего двигателя и соединить его с проводом от цоко­ ля лампочки, то этим способом можно проверить, нет ли замыка­ ния на массу в проводе или в крышке прерывателя — распреде­ лителя через трещины. При наличии замыкания искра в лампочке проскакивать не будет, т а к ка к ток не пойдет между уси­ ками лампочки, а уйдет на массу по линии наименьшего сопротив­ ления через место замыкания. Замена дефицитного вольтоскопа перегоревшей лампочкой при про­ верке свечей, безусловно, оправдает себя и позволит многим шоферам снизить расход топлива и увели­ чить межремонтный пробег автомо­ биля. Г. ПЕШКОВ, шоф;п Б.-Полянской МТС Тербунского района. Штампы для изготовления товарных резцов и роторов Василий Зайцев — один из луч­ ш их рационализаторов Елецкого завода станочной гидроаппаратуры. За семь лет работы на завозе он внес десятки рационализаторских предложений, которые дают боль­ шой экономический эффект. Длительное время в инструмен­ тальном цехе фрезерная обработка токарных резцов проводилась на станках поштучно. Заводу для ме­ ханических цехов требуется до '9 0 0 ш тук резцов в год, а произ- -тоднтельность на их изготовлении была низкая. Гнутье резцов велось примитивно, вручную, методом кузнечной поковки. — К а к механизировать эти трудоемкие операции? — думал В. Зайцев, — ка к повысить про­ изводительность труда? Вскоре в БРИЗ завода поступило предложение новатора: изготовить и т о г а для гнутья подрезных то­ карных резцов и многоместное приспоеооление для Фрезеровки резцов одновременно по 8— 10 ш тук. Совет БРИЗа одобрил это пред­ ложение. В начале этого года оно было внедрено в производство. В результате производительность труда повысилась в 3— 3,5 раза. Решена важная задача — беспере­ бойное обеспечение станочников механических цехов токарными резцами. Основным видом продукции на­ шего завода является гидравличе­ ский лопастный насос, сердцем ко­ торого служит ротор. Обработка роторов в механическом цехе 1 ведется из стальной заготовки. За­ готовки разрезаются, а затем тока­ ри вытачивают шейки ротора. При этом в стр уж ку уходит до 60 про­ центов стали. В. Зайцев сконструировал и предложил штамп для штамповки роторов. Это особенно важно те­ перь, когда завод должен в шестой пятилетке увеличить вы пуск на­ сосов в 3— 3,5 раза. Перевод роторов насосов на штамповку исключает ряд токар­ ных операций и позволяет увели­ чить выпуск насосов из сэконом­ ленной стали. Придумывая свое, новое, нова­ тор-коммунист Зайцев стремится использовать и то, что уже приме­ няется на других заводах. Так, например, прочтя в «Про­ мышленно-экономической газете» о литых резцах из серого чугуна, Василий Тихонович решил внед­ рить это на своем заводе. По его чертежам были изготовлены моде­ ли. а на формовочных машинах— формы с размещением по 8 резцов на модели. Отливка производится вместе с державкой резца и твер­ досплавной пластинкой. В, ЧЕУСОВ. Механический молот Юрия Гаврилова Молодой конструктор Липец­ кого радиаторного завода ком ­ сомолец Юрий Гаврилов в теку­ щем году внес 13 рационализа­ торских предложений. Среди них особое внимание привлекает уст­ ройство для транспортировки горячей земли в литейном цехе и механический молоток для от­ бивки литников от радиаторных секций. Д о этого литники от ради­ аторных секций отбивались вруч­ ную. Стоял рабочий у конвейера с молотком в руке и отбивал их от горячих, раскаленных секций радиаторов. И так целый день. А за смену проходят мимо него по конвейеру 8000, а то и более таких деталей. Это был изнури­ тельный и малопроизводительный труд. После долгих исканий моло­ дой изобретатель сконструировал механический молот для отбивки литников от радиаторных секций. Установленный на подвесном конвейере молот дал возможность освободить д вух рабочих, улуч­ шить организацию производства. Экономический эффект от внедре­ ния этого предложения составля­ ет свыше 16 тысяч рублей в год. На снимке: конструктор техни­ ческого отдела радиаторного за­ вода комсомолец Юрий Гаврилов за разработкой нового лредложе- «ия. Текст и фото Н. Байбурина. Мое п р е д л о ж е н и е Я работаю слесарем по ремонту оборудования, и мне часто прихо­ дилось цементировать станки гл у­ бокого. сверления не обработке из­ ложниц для отливки труб на центро­ бежных машинах. Характер реаген­ та почти всегда один и тот же: вы­ ход из строя блока шестерен. Дело в тон, что шестерни станка испытывают очень большую на­ гр узку при снятии черновой струж­ к и . Из-за этого зубья шестерен 8 щ , Ш \ % М П преждевременно срабатываются, а иногда просто выкрашиваются. Каж ­ дый ремонт станка вызывает его простой на несколько дней. Я часто думал, что нужно сде­ лать, чтобы увеличить стойкость шестерен? Сначала попытался из­ менить режим ^термической обработ­ ки, но это результата не дало: ше­ стерни выходили из строя, ка к и раньше. Тогда мне пришла мысль модернизировать саму шестерню, т. е. увеличить длину зуба. Ведь тогда нагрузка на зуб должна из­ мениться, а стойкость шестерни увеличиться. Посоветовавшись с ма­ стером цеха П. Ф. Сапегвным. мы та к и сделали. Вместо длины зуба 16,5 миллиметра увеличили -его що 30 миллиметров. Диаметр шестерни, число зубьев и остальные размеры остались прежними. Результат превзошел наши ожидания. Прочность переда­ чи и срок службы шестерен увели­ чились почти в два раза. Годовая экономия от этого предложения со­ ставила свыше 19 тысяч рублей. М. ШЕХАНОВ, слесарь Липецкого завода канализационных чугунных труб. ☆ ☆ " В творческом содружестве На ряде предприятий нашей об­ ласти работают творческие бригады рационализаторов. Совместными усилиями они вносят существен ные изменения в технологию произ­ водства, внедряют новую технику. На Новолнпемком металлургиче­ ском заводе ряд ценных техниче­ ских усовершенствований и рацио­ нализаторских предложений был внедрен благодаря организации та­ ки х творческих бригад. Примером эффективности творче­ ского содружества может служить внедренное недавно на одной из до­ менных печей предложение «Заме­ на 'измерительной диафрагмы на трубу вентури», .поданное началь­ ником ршонтню-жонструкторского отдела ТЭЦ т. Артемовым, бригади­ рами тт. Некрасовым и Бронниц­ ким. В это новшество вложена доля и моего труда. Сущность предложения заклю­ чается в том, что в установленных по проекту измерительных диаф­ рагмах на воздухопроводах холод­ ного дутья величина безвозвратных потерь давления равнялась 65 процентам от перепада на диафраг­ ме. Работа доменных печей на по­ вышенном давлении газов под ко­ лошником потребовала изыскания путей для повышения давления за воздуходувками. Авторами была поставлена зада­ ча сократить до минумума размер безвозвратных потерь давления на измерительных диафрагмах. Но за­ мена измерительных диафрагм на трубы вентури задерживалась, так ка к завод не располагал прибора­ ми для измерения незначительных перепадов при статическом давле­ нии 2,5— 3,0 атмосферы. Конструк­ ция такого прибора нами была из­ готовлена. Испытание показало вы ­ сокую чувствительность его, а импульсы, получаемые от трубы вентури. устойчивы и лишены, ка к прежде, пульсации. После замены диафратмы на тр у­ бу* вентури величина потерь дав­ ления сократилась с 44,2 милли­ метра ртутного столба до 0,3 мил­ лиметра. Уменьшение потерь дав­ ления позволило сократить на 6 килограммов расход пара на ка ж ­ дые 1000 кубометров вырабаты­ ваемого сжатого воздуха. Экономи­ ческий эффект от внедрения пред­ ложения составит 246 тысяч руб­ лей в год, не считая увеличения производительности доменных пе­ чей из-за повышения давления пе­ ред фурмами на 0,06 атмосферы. Внедрение этого предложения на других металлургических заводах страны может дать экономию, ис­ числяемую в несколько миллионов рублей в год. Главный инженер завода В. Н. Каяорулин, главный энергетик за­ вода С. Ф. Царьков и начальник доменного цеха Н. И. Васильчен­ ко проявили оперативность в во­ просе внедрения нашего предложе­ ния и вели повседневный контроль над его осуществлением. Хотелось бы пожелать, чтобы в таких творческих группах было больше начальников цехов, знаю­ щих узкие места производства, и тогда рационализаторы станут еще более активными помощниками в деле выполнения производственных планов. С. ЖИДКОВ, начальник энергетической лаборатории Новолипецкого металлургического завода. Механизируют труд На металлургическом заводе «Свободный сокол» с каждым ме­ сяцем растет чисдо рационализато­ ров. Рационализаторы завода прояв­ ляют много выдумки и смекалки, чтобы механизировать трудоемкие процессы. Особого внимания заслу­ живают предложения старейшего новатора железнодорожного цеха Ф. М. Беляева. Он многое сделал по механизации производства. Ес­ ли раньше металлические люки ва­ гонов правились ударами кувалды на металлической плите, то сейчас эту работу выполняет гидравличе­ ский пресс. Для подачи песка на паровозы (в песочницы) также при­ менено пневматическое устройство. Раньше стрелочные переводы не реставрировались и при небольшой изношенности списывались в ме­ таллолом. Ф. М. Беляев предложил восстанавливать и х на месте, не разбирая железнодорожных путей. Изготовлен агрегат для наплавки стрелочных переводов, шлифовки рельсов и других работ по ремонту пути непосредственно на месте. Творчески работают рационали­ заторы центральной электростан­ ции. Разработана н внедряется схема объединения управления подстанции с главным щитом у п ­ равления ЦЭС, что высвобождает до семи человек оболуживающего персонала. Предложение это разра­ ботали коллективно мастер электро- цеха т. Полежайчеяйо, работники электротехнической лаборатории тт. Червоненко и Попов. С. ВАСИЛЬЕВ. ☆ Выпрямитель переменного тока На станках с магнитными пли­ тами для их питания устанавли­ ваются динамомашииы постоянного тока и электромоторы переменного тока. Такие станки работали и на нашем заводе. Бригадир электриков В. П. Гревцов разработал и сам изготовил конструкцию выпрями­ теля. Выпрямитель состоит из ламп высокочастотной установки марки «ВГ-237», которые по каким-либо причинам негодны для эксплуата­ ции на установке, трансформатора, состоящего из первичной обмотки 380 вольт (49 5 витков провода ПЭ-0,93 мм), вторичной обмотки между 3 и 4, 6 и 7— 156 витков (ом. схему) провода ПЭ-1 мм, вто­ ричной обмотки между 4 и 5,5 и 6— 192 витка провода ПЭ-1 мм, об­ мотки накальной лампы 8— 9, 9— 10— по 76 витков из провода 3 мм и трансформатора. При включении 3 и 7 контактов выпрямитель дает 220 вольт, при включении 4 и 6 контактов — 110 вольт постоянного тока. Выпрямители к о н с т р у к ц и и В. Гревцова уже установлены на нашем заводе на станках: продоль­ но-строгальном, плоскошляфоваль- ны х модели 3544 и 372Б и других. Если раньше станок с динамома­ шиной постоянного тока и электро­ мотором переменного тока расходо­ вал при двухсменной работе 24 .480 киловатт-часов в год, то е выпря­ мителем расходует в год 24 4 8 ки ­ ловатт-часов. Выпрямитель вклю ­ чается в сеть на 380 вольт и в зависимости от получения нужного напряжения путем переключения контактов 3 и 7,4 и 6 можно по­ лучить напряжение 220 или 110 вольт (см. схему). Внедрение новшества т. Гревцова позволило заводу получить усдовно- ■г &+ШШЯГ годовую экономию в 18,5 ты сячи рублей только на девяти установ­ ленных станках. При этом со стан­ ков высвободились данамомашины и электромоторы, которые требовал® за собой постоянного надзора и ре­ монта. Внедренный выпрямитель Грев­ цова на одном из станков с мая 1956 года повысил коэффициент полезного действия станков. Такие выпрямители можно внед­ рить на всех заводах нашей обла­ сти без больших затрат на и х изго­ товление, Если стоимость динамо- машины и электромотора составля­ ет 1600 рублей, не считая затрат на ремонты, то выпрямитель обхо­ дится в 100— 120 рублей. И. НЕКЛЮДОВ, технолог Липецкого станкостроительного завода. % Лучшие рационализаторы^ промышленных предприятий Ельца '(слева направо)'? электромонтер швейнойфабрики Н. Н. Соколов, начальник сеха слаботочных изделий завода «Прожекторные угли» А. В. Сакеллари, пилорамщик механического завода А. Е. Мелюханов, слесарь взвода «Прожекторные угли» Н, И, Дементьев^ „инжен ел кож а ав ода имени Данина-Н. Д^-Лысанов- и .сменный ...мастер швейной фабрики В. В. Мо- фото А. Хлуденева.., Рационализаторы тракторного завода экономия МЕТАЛЛА Конструкторы отдела глав­ ного металлурга тт. Белозеров и Чирков предложили заготов­ ки втулок А33342 не штампо­ вать, а изготавливать из метал­ лической трубы 57x11 милли­ метров. Благодаря этому диаметр бурта детали стал на три мил­ лиметра короче и отпала необ­ ходимость механической обра­ ботки по диаметру. Нет необ­ ходимости и в механообработ­ ке по торцу втулки. Внедрение этого предложе­ ния в производство позволяет экономить 462 грамма метал­ ла на каждый трактор, а общий экономический эффект, вклю­ чая снижение трудоемкости об­ работки детали, составит свы­ ше 6 тысяч рублей в год. ФРЕЗЕРНЫЙ СТАНОК В настоящее время образо­ вание смазочных канавок у ко­ ренных вкладышей в моторном цехе производится на токар­ ном станке. Эта операция от­ нимает много времени. Старший конструктор бюро автоматизации заводского от­ дела механизации и автомати­ зации т. Жиленко спроектиро­ вал специальный автомат для фрезеровки смазочных кана­ вок. Автомат будет одновре­ менно обрабатывать до 20 де­ талей, причем без наблюдения со стороны станочника. ЦЕННОЕ , НОВШЕСТВО В цехе пусковых моторов на ряде станков недавно смонти­ рованы конечные выключате­ ли. Если раньше шпиндели от­ ключались специальной рукоят­ кой отдельно от электромото­ ров и на холостом ходу стан­ ков перерасходовалась элект­ роэнергия, то теперь шпиндели и электромоторы отключаются одновременно. Экономия электроэнергии в результате этого нововведения составляет свыше 30 киловатт на каждый мотор в течение смены. УВЕЛИЧЕНА СТОЙКОСТЬ МЕРИТЕЛЯ Стальная призма— контроль­ ное приспособление для уста­ новления размеров при меха­ нической обработке коленча­ тых валов — быстро стира­ лась, теряла свою точность. Конструкция мерителя была изменена работником цент­ ральной инструментальной ла­ боратории т. Казьминым, кото­ рый применил для изготовле­ ния призм пластинки из твер­ дого сплава. Стойкость мери­ теля увеличилась в восемь раз. РЕЗИНОВЫЕ ДЕТАЛИ При сборке узлов экспери­ ментальных машин обычно тре­ буется значительное количест­ во уплотняющих резиновых ко­ лец. Липецкий тракторный завод заказывал эти детали на предприятиях резиновой промышленности, что нередко задерживало выполнение экс­ периментальных работ. Сейчас необходимые для этой цели резиновые детали изготовляются непосредствен­ но на заводе. Мне в содружестве с инже­ нером В. И. Дурневым удалось разработать конструкцию гид­ равлического пресса с усилием в 2 тысячи килограммов для вулканизации маслостойких ре­ зиновых колец самого различ­ ного диаметра. Такая установка с нагревательным прибором управляется автоматически. В изготовлении гидравличе­ ского пресса активное участие приняли слесари эксперимен­ тального цеха тт. Прохоренко, Копылов, Полянский и Бурми­ стров. Пущенная в эксплуатацию установка полностью обеспечи­ вает потребность завода в уплотняющих резиновых коль­ цах для гидравлической систе­ мы трактора. Гидравлический пресс подоб­ ной конструкции может быть с успехом применен на машин­ но-тракторных станциях, где при ремонте машин требуются различные резиновые кольца и прокладки. На снимке: Н. А'. Чурсин и В. И .Д у р н е в за "-регулировкой гидравлического пресса. Фото*В. М алы ка.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz