Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

19 июня 1957 г., М 143 (896) Л Е Н ' И ’Н С К О Е З -Н А '-М Я Страница [УГп О новатора I I . О Вклад сельских рационализаторов Ключом бьет ин ициатива тружеников села. На любом уча­ стке общественного производства: в полеводстве или овоще­ водстве, в животноводстве или садоводстве — везде есть пыт­ ливые, работящие люди, которые делают все для достиже­ ния высокой урожайности, высокой продуктивности скота. При решении хозяйственных задач сельские умельцы основ­ ное внимание направляют на механизацию трудоемких про­ цессов во всех отраслях, на то, чтобы продлить срок службы тех или иных деталей, узлов, агрегатов. Этим самым они об­ легчают труд людей, сокращают затраты труда на единицу сельскохозяйственной продукции. За счет предложений рацио­ нализаторов экономятся материалы, денежные средства. Важное значение имеют, например, работы рационализато­ ров Ведновской МТС Троекуровскогорайона, которые обеспе­ чили увеличение срока службы подкачивающих помп тракто­ ров, переоборудовали систему смазки тракторов «СХТЗ-НАТИ». Эффективна практикуемая в Данковской МТС реставрация корпусов коробок перемены передач трак­ торов и ступиц колеса тракторной сеялки, а в Молотовской МТС — восстановление деталей выгрузного шнека комбайна. На этой странице помещаются материалы, рассказывающие о творчестве сельских рационализаторов. . * = Рабочие органы культиваторов затачиваем в поле Хорошего качества работ при междурядной обработке пропашных культур нельзя добиться без своевременной заточки бритв и лап пропашных культиваторов. Раньше заточка рабочих органов пропаш­ ных культиваторов проводилась в Плавицкой МТС, Добринского рай­ она- наждачными точилами с руч­ ным приводом. Для того, чтобы хо­ рошо заточить один комплект бритв иди лап культиватора, требо­ валось в среднем около 2 часов. Но точила имелись не во всех трак­ торных бригадах. Это вынуждало везти бритвы и лапы в мастер­ скую МТС, про­ полочные агрега­ ты имели значи­ тельные простои. В мае 1956 го­ да в нашей МТС на тракторах «Бе­ ларусь» были ус­ тановлены приспо­ собления для за­ точки бритв и лап пропашных культива т о р о в . Приспособ л е н и е состоит из лин­ овального камня 3) с втулкой (7), зажимных Флан­ цев (4 и 5), двух прокладок (6), за­ щитного кожуха (2) с крышкой (1), трех болтов с гайками (8) для крепления крыш­ ки кожуха. Об­ щий вид всех де­ талей этого при­ способления дает­ ся на чертеже. Шлифовальный камень берется средней зернисто­ сти. р а з м е ро м 300 х 40 х 75 мм. Прокладки (6) можно изготов­ лять из толстого картона. Зажим­ ные фланцы (4 и 5) изготовляют­ ся из двух частей — втулки с на­ ружным диаметром 65 мм ж флан­ ца с наружным диаметром 145 мм. Эти две части соединяются между собой электросваркой цо диаметру 65 мм. После электросварки фланцы проверяются на прочность в патро­ не товарного станка. Надо отме­ тить, что для фланца диаметром 145 мм мы использовали забрако­ ванные упорны® диски с опорного катка трактора «С-80». Защитный кожух состоят из трех частей: внутренней крышки кожуха, обода, наружной крышки кожуха. Внутренняя крышка кожуха и обод соединяются между собой по наружному диаметру обода при по­ мощи электросварки. Для вывода абразивного порошка и металличе­ ской стружки в нижней части за­ щитного кожуха сделан вырез ши­ риною в 40 мм. Так как- внутренний зажимной фланец работает р сопряжении по диаметру 65 им с сальником «СК- 65», то для того, чтобы избежать утечет смазщ необходимо отшли­ фовать фланец по диаметру 65 мм. Защитный кожух изготовляется из 2— 3-миллиметрового листового железа. Для постановки приспо­ собления на трактор «Беларусь» необходимо отвернуть болт (9) крепления шкива, предварительно расстопорив стопорную шайбу (11), затем снять шкив, отвернуть четыре болта (10) крепления кор­ пуса сальника «СК-65», поставить защитный кожух (2) и закрепить его болтами (10) крепления жорпу- Восемь тонн зерна за час Долгое время в колхозе «1 Мая» Хворостянскйто района сортирова­ ли зерно малопроизводительными машинами, которые приводились в движение вручную. Колхоз затра­ чивал на обработку зерна много трудодней. Колхозный рационали­ затор машинист молотилки Петр Федорович Бирюков взялся за по­ стройку сортировки большой про­ изводительности. Была переоборудована выбрако­ ванная молотилка «МО-900». Ито­ ги оказались отрадными. Зерно из- под комбайнов с повышенной влаж­ ностью и засоренностью после пропуска через новую сортировку было годно для сдачи государству и засыпки в семенной фонд. Если зерно сильно засорено, то его пропускают через имеющийся в машине зернопульт. Здесь, кро­ ме очистки, производится сниже­ ние влажности на 2— 4 процента. Машина используется таким об­ разом. Зерно с автомашины или с подводы ссыпается в аду (1) и скребковые элеватором (2) подает­ ся наверх в разгрузной бункер (3). При этом подача зерна в разгрузной бункер регулируется шкивом эле­ ватора. Из бункера (3) зерно поступает на верхнее решето (4) и, проду­ ваясь от пыли, мякины, провали­ вается на подсевное решето (5). Мелкие примеси от подсевного ре­ шета по скатной доске (6) отво­ дятся через специальный рукав, а крупные примени с верхнего реше­ та по наклепной части (7) под действием ветров отгоняются в зад­ нюю часть машины. Рещета уста­ навливаются в машину в зависи­ мости от того, какая культура об­ рабатывается. Зерно с подсевного решета по­ ступает на наклонное решето (8), где окончательно подсевается и скатывается в приемный бункер зернопульта. Ветер для решетного стана соз­ дается вентилятором (9). Ветер че­ рез канал (10) и свободно подве­ шенный клапан ( Ц ) используется Для того, чтобы привести в дви­ жение ату зерноочистительную ма­ шину, достаточно использовать трактор малой мощности со шкив- ным оборудованием или электромо­ тором в 6— 7 киловатт. Производительность зерноочисти­ тельной машины — 80 тонн за 10 часов. Обслуживать ее легко. Для етрыЛми путь щтржрмХ »ер^ также для нагнетания зерна в зернопульт. Верхний и нижний ремонтные станы имеют противоположные по времени и направлению продоль­ ные колебания и приводятся в движение от коленчатого вала (12), взятого от молотилки «М0-900». Зерно под действием ветра по изогнутой трубе (14) выдувается в левую часть машины и отбрасы­ вается на Ю— 12 метров на при­ готовленную площадку. этого требуется 3 человека, в том числе и тракторист-машинист. При ручном труде потребовалось бы 64 человека. В машинно-тракторных станци­ ях области имеются списанные мо­ лотилки. Их можно использовать для изготовления сортировок по способу сельского рационализатора т. Бирюкова. Затраты на изготов­ ление сортировок составляют не более 1000 рублей, включая стои­ мость материалов и рабочей силы. В. АНТОНОВ. са сальника. Затем надо устано­ вить внутренний зажимной фланец (4) и прокладку (6), поставить шлифовальный камень (3) со втул­ кой (7), прокладку . (6) и фланец (5). Наконец, следует завернуть болт (9) и застопорить его стопор­ ной шайбой (11), установить крышку кожуха (1). При выдаче приспособления на трактор мы выдаем также в обяза­ тельном порядке защитные очки. Этим обеспечивается безопасность проведения работ. Как показал опыт 1956 года, на заточку одно­ го комплекта рабочих органов про­ пашного культиватора с помощью приспособления требуется 25— 30 минут. Таким образом, резко со­ кращаются простои пропашных агрегатов и значительно повы­ шается производительность при хо­ рошем качестве работы. Тракторные отряды широко ис­ пользовали это приспособление для различного рода ремонтных работ в полевых условиях. В. К0ВЕЦКИЙ, главный инженер Плавицкой МТС. Механизируем трудоемкие процессы Коллектив нашей Хворостянской МТС стремится всеми мерами повы­ шать производительность труда. Большое внимание уделяется меха­ низации трудоемких процессов. На первый взгляд кажется пу- етяком сделать шпоночную ка­ навку. Но работа эта очень трудо­ емкая, и ее может выполнить сле­ сарь не менее, как пятого разряда. Мы решили механизировать на­ резку шпоночных канавок. Во-пер­ вых, мы сделали простое приспо­ собление — разъемную скобу. Она прочно крепится на суппорте токар­ ного станка. В скобу закладываем валик, у которого нужно выбрать шпоночную канавку. Заранее изго­ товленную борт-штангу с фрезой укрепляем одним концом в патро не, другой конец удерживается центром бабки. При вращении б.орт-штанги с фрезой закрепленный валик в суппорте подается во все стороны в зависимости от того, ка­ кую канавку нужно сделать. Выборка канавки для шпонки ме­ ханизированным способом дала воз­ можность увеличить производитель­ ность труда в 10 раз. К. КЛУСОВ, главный инженер Хворостянской МТС. Заточка дисков к тракторным сеялкам Мне часто приходилось видеть, как тракторист или слесарь затачи­ вает вручную диски карборундовым камнем, затрачивая на это много времени и труда. Да и качество заточки было низкое. Я изготовил приспособление для заточки дисков на токарном станке. Для этой цели были использова­ ны выбракованные от гусеничного трактора две ступицы ведомого барабана (дет. >5 29— 428). Был изготовлен валик по диаметру от­ верстия диска и запрессован в сту­ пицу. Диск сеялки крепился на валике, который запрессован в ступицу. Первая ступица с запрессован­ ным валиком закрепляется в патро не токарного станка, а вторая ступица зажимает диск сеялки уси лием центра бабки токарного станка. Для того, чтобы проточить фаски диска ремонтируемой сеялки, используют проходной резец (с на­ плавленной пластиной из твевдог сплава). С. ЧВЫПОВ, токарь Ищеинской МТС. Товарищи механизаторы, колхозные умельцы! Настойчиво механизируйте трудоемкие про ­ цессы во всех отраслях сельскохозяйственного производства, боритесь за лучшее использова ­ ние техники С большим эффектом Для повышения производитель­ ности комбайнов применяется много мероприятий. Наиболее важным из них является разгрузка зерна на ходу. Известно, что для разгрузки зерна из бункеров у комбайна «С-6» служит выгрузной шнек. Иногда бывает, что гнездо в крон­ штейне хвостовика разрабатывает­ ся, и выгрузной шнек не работает. Как тут быть? Некоторые ком­ байнеры снимают выгрузной шнек, заменяют его заслонкой и произво­ дят разгрузку зерна из бункера вручную. Этим они увеличивают затрату труда и простои комбайна. При ремонте выгрузного шнека трудности состояли в проточке гнезда хвостовика в кронштейне (деталь Ж-89). В Молотовской ма­ шинно-тракторной станции изгото­ вили приспособление для проточки кронштейна выгрузного шнека ком­ байна «С-6». (см. рис.). Приспособление состоит из уголь­ ника (4), изготовленного из полосо­ вого железа толщиной 5 мм, шири­ ной 50 мм. В угольнике высверли­ ваются два строго перпендикуляр­ ных отверстия. Диаметр отверстий равен диаметру хвостовика выгруз­ ного шнека. В отверстия угольника вставляется направляющая штанга выступом в обе стороны на 10 см. Один конец штанги (1) крепится в патроне, второй обтечен на мень­ ший диаметр с таким расчетом, чтобы на него можно было сво­ бодно одеть направляющую штангу (3). проходящую через кронштейн. Направляющая штанга служит для установки кронштейна щ уголь­ нике для проточки. Укрепив в пат­ роне токарного станка приспособле­ ние (угольник), мы закрепляем кронштейн двумя болтами (5) к угольнику. После проточки гнезда хвостови­ ка, в кронштейн (6) вставляют втулку. Таким ‘образом, хвостовик плотно помещается во втулке, за­ прессованной в кронштейн. Благодаря этому создается воз­ можность восстановить рабочее со­ стояние выгрузных шнеков ком­ байнов «С-6» и сократить про­ стои под разгрузкой зерна из бун­ кера. На изготовление приспособле­ ния затрачивается всего 15 рублей, а на расточку кронштейна — лишь 2 рубля, В. ЛЕВИН, главный инженер облуправления сельского хозяйства. Срок службы помпы продлен С тех пор, как наша промыш­ ленность не стада выпускать фек- сталитовые клапаны для перепуск­ ного канала подкачивающей пом­ пы, клапан заменили пластиной. Эта металлическая пластина со временем разрабатывает канал пе­ репускного клапана помпы. В ре­ зультате пампа выходит из строя. Большие перебои в снабжении помпами, а также необходимость экономить средства на ремонте, на­ толкнули меня на мысль реставри­ ровать помпы. И вот мы сделали фрезу по диаметру канала пере­ пускного клапана и стали углуб­ лять с ее помощью канал на 2— 3 мм в зависимости от выработки. Далее вытачиваем кольцо по внут­ реннему и наружному диаметру ка­ нала помпы. Кольцо полируется. Кольцо вставляем в канал и этим восстанавливаем первоначаль­ ную глубину канала клапана. За­ тем вставляем металлическую пла­ стинку, которая является замени­ телем клапана. При последующей выработке в канале, вынимаем вставленное кольцо и заменяем его новым. Денежная затрата на восстанов­ ление небольшая — всего 3 рубля, а помпа сохраняется. Экономия со­ ставляет 17 рублей: Такую рестав­ рацию можно производить в жаж­ дой МТС. М. КУЗЬМИНОВ, заведующий МТМ Ведновской МТС. ☆ ☆ а Наше усовершенствование стяжных бол Все полевые работы- в колхозах надо производить в лучшие агро­ технические сроки. Соблюдение сроков в значительной степени за­ висит от тогр, как используются машины и сельхозинвеятарь, на­ сколько они исправны. Бывает так, что ремонт инвентаря задер­ живается из-за недостатка запас­ ных частей. Много хлопот достав­ ляет подготовка колес тракторных сеялок, так как они имеют очень большую элллпеообразную выра­ ботку. Мы пробовали вставлять втулки, но это не давало положи­ тельного результата. Менять же колесо, которое стоит 60 руб­ лей, — значит бесхозяйственно тратить деньги. Руководители нашей МТС пред­ ложили мне сделать приспособле­ ние для расточки ступиц колес се­ ялок. Было сделано специальное приспособление. Оно состояло т четырех дисков (двух наружных и двух внутренних). К каждому на­ ружному диску (1) приварен вто­ рой диск. Внутренний диск проточен на конус по внутреннему диаметру ступицы колеса. В дисках свер­ лится центральное отверстие диа­ метром 30 мм .и нарезается резьба, кроме того, сверлятся в дисках три отверстия для тов (5). Колесо, имеющее выработку в ступице, с двух сторон зажимает­ ся дисками (2) при помощи стяж­ ных болтов. В центральное отвер­ стие ввинчивается винт (3) с рез­ цом (4). Резцом, который крепится в винте стопорным болтом, протачи­ вают ступицу колеса (рис. Л1; 2). После проточки в ступицу запрес­ совывается стальная втулка, из­ готовленная на токарном станке но диаметру ступицы. Когда втул­ ка износится, ее заменяют новой, \\шШШ но корпус больше не растачивают. Колесо п ри помощи нашего приспособления восстанавливается быстро и дешево. И. БРЕЕВ, механик Данковской МТС. И ЭТУ ДЕТАЛЬ МОЖНО РЕСТАВРИРОВАТЬ Наши механизаторы ощущали недостаток такой детали, как кор­ пус коробки перемены передач к трактору «ДТ-54». Корпус выбра­ ковывается, еели зазор между гнез­ дом корпуса и подшипником пре­ вышает 0,05 мм. В 1957 году МТС получила но­ вый расточный станок Майкоп­ ского завода имени Фрунзе (тип. 277). Теперь при помощи расточ­ ного станка мы без особого труда реставрируем посадочные места подшипников коробки перемены передач. Операции проводятся такие: корпус коробки перемены передач с выработанными гнездами для подшипников устанавливается на расточном стайке. Здесь протачи­ ваются гнезда. Самое главное в установке — эго закрепить корпус строго по центру окружности по­ садочного гнезда подшипника. Ориентиром для нахождения центра окружности является часть посадочного гнезда в корпусе, не имеющая выработки. Поеле того, как найден центр посадочного гнезда, ведется расточка резцом. Сделав проточку внутри по окруж­ ности до полного среза выработки, переносят резец на плоскость кор­ пуса и вокруг посадочного гнезда срезают фаску шириной 4 мм и глубиной 3 мм. Закончив' опера­ цию с гнездами, на токарном стан­ ке вытачивают гильзу с наруж­ ным диаметром, равным диаметру посадочного гнезда. При запрес­ совке должен быть натяг 0..015 по наружному диаметру. Подшипник должен запрессовываться в гильзу при натяге 0,017 мм. После того, как гильза изготов­ лена, ее запрессовывают. Буртики входят в фаску корпуса коробки перемены передач впотай (ем. рис.). В гильзу запрессовывается под­ шипник. При повторном прослав­ лении подншпЕика, гильзу меня­ ют. Как показала практика, короб­ ка перемены передач с реставри­ рованным корпусом работает хо­ рошо. А ведь раньше такие корпу­ сы коробок (деталь Зч® А— 37—• 1— 01) выбраковывали, как негод­ ные. И. НЗРИКОВ. заведующий МТМ Данковской МТС. Переоборудование системы смазки В машинно-тракторных станциях до сих пор имеются тракторы ста­ рых марок «СХТЗ-НАТИ», имеющие в эксплуатации много неудобств. Так, например, у них недостаточно хорошо идет смазка шатунно-криво­ шипного механизма. Механизаторы вынуждены часто производить пере­ тяжку подшипников, жалуются на преждевременный износ шеек ко­ ленчатого вала. Чтобы улучшить смазку, я решил заменить шестерни маслонасоса трактора «СХТЗ-НАТИ» шестернями маслонасоса трактора «ДТ-54». СОЛОМОКОПНИТЕЛЬ ТРАКТО РИСТА НИКОНОВА Колхозы зоны Калининской МТС борются за создание прочной кормо­ вой базы для животноводства, за снижение затрат на единицу сель­ скохозяйственной продукции. Боль­ шую помощь в этом деле оказыва­ ют им механизаторы. Тракторист Владимир Васильевич Никонов сде­ лал дешевый и простой соломокоп­ нитель, которым собирает по 20—25 центнеров соломы и сволакивает ее на край поля, где будут распола­ гаться скирды. Для колхоза это очень выгодно, так как не требуется дополнитель­ ной работы трактора с волокушей. Солома собирается без подбора в большие копны, поля быстро осво­ бождаются для вспашки. Изготовление производительного соломокопнителя обходится дешево, производится не более чем за 6 часов. В. В. Никонов использовал для устройства соломокопнителя сред­ нюю часть сцепки «С-11» с колеса­ ми. К поперечному брусу сцепки он прицепил 12 полос обручного же­ леза длиной по 13 метров. Рассто­ яние между полосами 23 санти­ метра. Для удержания соломы с боков и для того, чтобы она не сползала назад, сделаны боковые полосы из полосового железа длиной 12 мет­ ров. Они скреплены в задней части с полозками и стойкой. Полозки изготовлены из дерева, их длина 2 метра. На полозок по­ ставлена стойка высотой 2 метра. Е ней сделаны раскосы, кроме то­ го, вправо (по ходу комбайна) от правой стойки также сделан раскос, чтобы стойка не падала в сторону, когда разъединены брусья. Влево от левой стойки по обе стороны от полозка сделана допол­ нительно укосина. На стоиках укреплено по две скобы: первые две на высоте 50 сантиметров от полозка, вторые — на высоте 1,5 метра. С левой сто­ роны к верхней скобе петлей при­ креплен брус сечением 18 санти­ метров. С правой стороны к нижней .скобе петлей также прикреплен ■брус сечением 15 сантиметров. С противоположной стороны эти брусья закрываются штырями. Брусья служат для накопления со­ ломы. Они удерживают ее от сва­ ливания назад. Для того, чтобы оставить нако­ пившуюся солому на месте, брусья разводятся в стороны, и скирда со­ ломы остается на месте. Чтобы со­ лома не сваливалась в сторону, по­ лосы 50x50 укрепляют за стойки на высоте 1,5 метра и за брус сцепки «С-11». Брус сцепки имеет свой прицеп, но он Удлинен с таким расчетом, чтобы можно было закрепить за главную ось комбайна. Прицеп к оси комбайна крепится хомутами. Что­ бы солома сразу не попадала под соломокопнитель, на прицеле дела­ ют настал из досок. Ширина насти­ ла 75 сантиметров. При ветреной погоде козырек соломотваншодтера обшивают фадр- рпй. В процессе работы Владимир Никонов убедился, что к соломо­ копнителю полозки нужно сделать металлические. Для этого исполь­ зуется обод выбракованных колес трактора «СХТЗ». Стойки сделаны не деревянные, а из металлической трубы диаметром 10 миллиметров или из уголка 10x10x5. Стойка к полозку приварена при помощи электросварки не на цент­ ре полозка, а на расстоянии 1,5 метра от переднего конца. На коп­ нителе также имеются передние и задние упоры для стойки. Четырнадцатая и первая полосы соединены с передним концом по­ лозка. Механизатор следит, чтобы эти полосы были в натянутом со­ стоянии. Чтобы облегчить тяговое усилие на болты поворотного круга перед­ него колеса, на крайних справа и слева отверстиях прицепной серьги трактора «ДТ-54» устанавливается по одному ролику. А к концам ра­ мы комбайна (швеллерным брусь­ ям) прикрепляется болтами по одно му хомуту. За один хомут укреп­ ляется тряс (от выбракованных во­ локуш). Он пропущен за ролики и укреплен за второй хомут рамы. А. ВАСИЛЬЕВ. Переоборудование было неслож­ ным. Я взял корпус маслонасоса «СХТЗ-НАТИ» и расточил его по диаметру масляных шестерен «ДТ-54». Правда, сразу сделать это мне не удалось. Дело в том, что на токарном и сверлильном станке трудно соблюсти точность обработ­ ки, — ведь необходимо выдержать зазор 0,40 мм. Я использовал фре­ зу для расшарошки клапанных гнезд трактора «С-80». Фреза тор­ цуется с таким расчетом, ' чтобы она прилегала всей плоскостью к внутренней стенке. По диаметру она протачивается до размера 59.5 мм. Важно отметить, что фреза пред­ варительно отпускается. По краям плоскости проточенной фрезы наре­ заются ножовкой и напильником зубья под углом 90 градусов. Изготовленная фреза надевается на конусный шток. Начальная тол­ щина штока 22 мм, т. е. равна ва­ лику маслонасоса. При вращении фрезы корпус протачивается до требуемого диаметра и глубины. На такую расточку корпуса затрачи­ вается не более 10 минут. А поль­ за переоборудования огромная. При постановке шестерен масло­ насоса «ДТ-54» в корпус маслона­ соса «СХТЗ-НАТИ» подача масла увеличилась с 27 до 38 литров в минуту. Это мероприятие увеличи­ вает срок службы подшипников и коленчатого вала. Кроме того, соз­ дастся возможность производить регулировку подачи масла редук­ ционным клапаном, С. ГУРОВ, механик Веяновской МТС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz