Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
19 июня 1957 г., М 143 (896) Л Е Н ' И ’Н С К О Е З -Н А '-М Я Страница [УГп О новатора I I . О Вклад сельских рационализаторов Ключом бьет ин ициатива тружеников села. На любом уча стке общественного производства: в полеводстве или овоще водстве, в животноводстве или садоводстве — везде есть пыт ливые, работящие люди, которые делают все для достиже ния высокой урожайности, высокой продуктивности скота. При решении хозяйственных задач сельские умельцы основ ное внимание направляют на механизацию трудоемких про цессов во всех отраслях, на то, чтобы продлить срок службы тех или иных деталей, узлов, агрегатов. Этим самым они об легчают труд людей, сокращают затраты труда на единицу сельскохозяйственной продукции. За счет предложений рацио нализаторов экономятся материалы, денежные средства. Важное значение имеют, например, работы рационализато ров Ведновской МТС Троекуровскогорайона, которые обеспе чили увеличение срока службы подкачивающих помп тракто ров, переоборудовали систему смазки тракторов «СХТЗ-НАТИ». Эффективна практикуемая в Данковской МТС реставрация корпусов коробок перемены передач трак торов и ступиц колеса тракторной сеялки, а в Молотовской МТС — восстановление деталей выгрузного шнека комбайна. На этой странице помещаются материалы, рассказывающие о творчестве сельских рационализаторов. . * = Рабочие органы культиваторов затачиваем в поле Хорошего качества работ при междурядной обработке пропашных культур нельзя добиться без своевременной заточки бритв и лап пропашных культиваторов. Раньше заточка рабочих органов пропаш ных культиваторов проводилась в Плавицкой МТС, Добринского рай она- наждачными точилами с руч ным приводом. Для того, чтобы хо рошо заточить один комплект бритв иди лап культиватора, требо валось в среднем около 2 часов. Но точила имелись не во всех трак торных бригадах. Это вынуждало везти бритвы и лапы в мастер скую МТС, про полочные агрега ты имели значи тельные простои. В мае 1956 го да в нашей МТС на тракторах «Бе ларусь» были ус тановлены приспо собления для за точки бритв и лап пропашных культива т о р о в . Приспособ л е н и е состоит из лин овального камня 3) с втулкой (7), зажимных Флан цев (4 и 5), двух прокладок (6), за щитного кожуха (2) с крышкой (1), трех болтов с гайками (8) для крепления крыш ки кожуха. Об щий вид всех де талей этого при способления дает ся на чертеже. Шлифовальный камень берется средней зернисто сти. р а з м е ро м 300 х 40 х 75 мм. Прокладки (6) можно изготов лять из толстого картона. Зажим ные фланцы (4 и 5) изготовляют ся из двух частей — втулки с на ружным диаметром 65 мм ж флан ца с наружным диаметром 145 мм. Эти две части соединяются между собой электросваркой цо диаметру 65 мм. После электросварки фланцы проверяются на прочность в патро не товарного станка. Надо отме тить, что для фланца диаметром 145 мм мы использовали забрако ванные упорны® диски с опорного катка трактора «С-80». Защитный кожух состоят из трех частей: внутренней крышки кожуха, обода, наружной крышки кожуха. Внутренняя крышка кожуха и обод соединяются между собой по наружному диаметру обода при по мощи электросварки. Для вывода абразивного порошка и металличе ской стружки в нижней части за щитного кожуха сделан вырез ши риною в 40 мм. Так как- внутренний зажимной фланец работает р сопряжении по диаметру 65 им с сальником «СК- 65», то для того, чтобы избежать утечет смазщ необходимо отшли фовать фланец по диаметру 65 мм. Защитный кожух изготовляется из 2— 3-миллиметрового листового железа. Для постановки приспо собления на трактор «Беларусь» необходимо отвернуть болт (9) крепления шкива, предварительно расстопорив стопорную шайбу (11), затем снять шкив, отвернуть четыре болта (10) крепления кор пуса сальника «СК-65», поставить защитный кожух (2) и закрепить его болтами (10) крепления жорпу- Восемь тонн зерна за час Долгое время в колхозе «1 Мая» Хворостянскйто района сортирова ли зерно малопроизводительными машинами, которые приводились в движение вручную. Колхоз затра чивал на обработку зерна много трудодней. Колхозный рационали затор машинист молотилки Петр Федорович Бирюков взялся за по стройку сортировки большой про изводительности. Была переоборудована выбрако ванная молотилка «МО-900». Ито ги оказались отрадными. Зерно из- под комбайнов с повышенной влаж ностью и засоренностью после пропуска через новую сортировку было годно для сдачи государству и засыпки в семенной фонд. Если зерно сильно засорено, то его пропускают через имеющийся в машине зернопульт. Здесь, кро ме очистки, производится сниже ние влажности на 2— 4 процента. Машина используется таким об разом. Зерно с автомашины или с подводы ссыпается в аду (1) и скребковые элеватором (2) подает ся наверх в разгрузной бункер (3). При этом подача зерна в разгрузной бункер регулируется шкивом эле ватора. Из бункера (3) зерно поступает на верхнее решето (4) и, проду ваясь от пыли, мякины, провали вается на подсевное решето (5). Мелкие примеси от подсевного ре шета по скатной доске (6) отво дятся через специальный рукав, а крупные примени с верхнего реше та по наклепной части (7) под действием ветров отгоняются в зад нюю часть машины. Рещета уста навливаются в машину в зависи мости от того, какая культура об рабатывается. Зерно с подсевного решета по ступает на наклонное решето (8), где окончательно подсевается и скатывается в приемный бункер зернопульта. Ветер для решетного стана соз дается вентилятором (9). Ветер че рез канал (10) и свободно подве шенный клапан ( Ц ) используется Для того, чтобы привести в дви жение ату зерноочистительную ма шину, достаточно использовать трактор малой мощности со шкив- ным оборудованием или электромо тором в 6— 7 киловатт. Производительность зерноочисти тельной машины — 80 тонн за 10 часов. Обслуживать ее легко. Для етрыЛми путь щтржрмХ »ер^ также для нагнетания зерна в зернопульт. Верхний и нижний ремонтные станы имеют противоположные по времени и направлению продоль ные колебания и приводятся в движение от коленчатого вала (12), взятого от молотилки «М0-900». Зерно под действием ветра по изогнутой трубе (14) выдувается в левую часть машины и отбрасы вается на Ю— 12 метров на при готовленную площадку. этого требуется 3 человека, в том числе и тракторист-машинист. При ручном труде потребовалось бы 64 человека. В машинно-тракторных станци ях области имеются списанные мо лотилки. Их можно использовать для изготовления сортировок по способу сельского рационализатора т. Бирюкова. Затраты на изготов ление сортировок составляют не более 1000 рублей, включая стои мость материалов и рабочей силы. В. АНТОНОВ. са сальника. Затем надо устано вить внутренний зажимной фланец (4) и прокладку (6), поставить шлифовальный камень (3) со втул кой (7), прокладку . (6) и фланец (5). Наконец, следует завернуть болт (9) и застопорить его стопор ной шайбой (11), установить крышку кожуха (1). При выдаче приспособления на трактор мы выдаем также в обяза тельном порядке защитные очки. Этим обеспечивается безопасность проведения работ. Как показал опыт 1956 года, на заточку одно го комплекта рабочих органов про пашного культиватора с помощью приспособления требуется 25— 30 минут. Таким образом, резко со кращаются простои пропашных агрегатов и значительно повы шается производительность при хо рошем качестве работы. Тракторные отряды широко ис пользовали это приспособление для различного рода ремонтных работ в полевых условиях. В. К0ВЕЦКИЙ, главный инженер Плавицкой МТС. Механизируем трудоемкие процессы Коллектив нашей Хворостянской МТС стремится всеми мерами повы шать производительность труда. Большое внимание уделяется меха низации трудоемких процессов. На первый взгляд кажется пу- етяком сделать шпоночную ка навку. Но работа эта очень трудо емкая, и ее может выполнить сле сарь не менее, как пятого разряда. Мы решили механизировать на резку шпоночных канавок. Во-пер вых, мы сделали простое приспо собление — разъемную скобу. Она прочно крепится на суппорте токар ного станка. В скобу закладываем валик, у которого нужно выбрать шпоночную канавку. Заранее изго товленную борт-штангу с фрезой укрепляем одним концом в патро не, другой конец удерживается центром бабки. При вращении б.орт-штанги с фрезой закрепленный валик в суппорте подается во все стороны в зависимости от того, ка кую канавку нужно сделать. Выборка канавки для шпонки ме ханизированным способом дала воз можность увеличить производитель ность труда в 10 раз. К. КЛУСОВ, главный инженер Хворостянской МТС. Заточка дисков к тракторным сеялкам Мне часто приходилось видеть, как тракторист или слесарь затачи вает вручную диски карборундовым камнем, затрачивая на это много времени и труда. Да и качество заточки было низкое. Я изготовил приспособление для заточки дисков на токарном станке. Для этой цели были использова ны выбракованные от гусеничного трактора две ступицы ведомого барабана (дет. >5 29— 428). Был изготовлен валик по диаметру от верстия диска и запрессован в сту пицу. Диск сеялки крепился на валике, который запрессован в ступицу. Первая ступица с запрессован ным валиком закрепляется в патро не токарного станка, а вторая ступица зажимает диск сеялки уси лием центра бабки токарного станка. Для того, чтобы проточить фаски диска ремонтируемой сеялки, используют проходной резец (с на плавленной пластиной из твевдог сплава). С. ЧВЫПОВ, токарь Ищеинской МТС. Товарищи механизаторы, колхозные умельцы! Настойчиво механизируйте трудоемкие про цессы во всех отраслях сельскохозяйственного производства, боритесь за лучшее использова ние техники С большим эффектом Для повышения производитель ности комбайнов применяется много мероприятий. Наиболее важным из них является разгрузка зерна на ходу. Известно, что для разгрузки зерна из бункеров у комбайна «С-6» служит выгрузной шнек. Иногда бывает, что гнездо в крон штейне хвостовика разрабатывает ся, и выгрузной шнек не работает. Как тут быть? Некоторые ком байнеры снимают выгрузной шнек, заменяют его заслонкой и произво дят разгрузку зерна из бункера вручную. Этим они увеличивают затрату труда и простои комбайна. При ремонте выгрузного шнека трудности состояли в проточке гнезда хвостовика в кронштейне (деталь Ж-89). В Молотовской ма шинно-тракторной станции изгото вили приспособление для проточки кронштейна выгрузного шнека ком байна «С-6». (см. рис.). Приспособление состоит из уголь ника (4), изготовленного из полосо вого железа толщиной 5 мм, шири ной 50 мм. В угольнике высверли ваются два строго перпендикуляр ных отверстия. Диаметр отверстий равен диаметру хвостовика выгруз ного шнека. В отверстия угольника вставляется направляющая штанга выступом в обе стороны на 10 см. Один конец штанги (1) крепится в патроне, второй обтечен на мень ший диаметр с таким расчетом, чтобы на него можно было сво бодно одеть направляющую штангу (3). проходящую через кронштейн. Направляющая штанга служит для установки кронштейна щ уголь нике для проточки. Укрепив в пат роне токарного станка приспособле ние (угольник), мы закрепляем кронштейн двумя болтами (5) к угольнику. После проточки гнезда хвостови ка, в кронштейн (6) вставляют втулку. Таким ‘образом, хвостовик плотно помещается во втулке, за прессованной в кронштейн. Благодаря этому создается воз можность восстановить рабочее со стояние выгрузных шнеков ком байнов «С-6» и сократить про стои под разгрузкой зерна из бун кера. На изготовление приспособле ния затрачивается всего 15 рублей, а на расточку кронштейна — лишь 2 рубля, В. ЛЕВИН, главный инженер облуправления сельского хозяйства. Срок службы помпы продлен С тех пор, как наша промыш ленность не стада выпускать фек- сталитовые клапаны для перепуск ного канала подкачивающей пом пы, клапан заменили пластиной. Эта металлическая пластина со временем разрабатывает канал пе репускного клапана помпы. В ре зультате пампа выходит из строя. Большие перебои в снабжении помпами, а также необходимость экономить средства на ремонте, на толкнули меня на мысль реставри ровать помпы. И вот мы сделали фрезу по диаметру канала пере пускного клапана и стали углуб лять с ее помощью канал на 2— 3 мм в зависимости от выработки. Далее вытачиваем кольцо по внут реннему и наружному диаметру ка нала помпы. Кольцо полируется. Кольцо вставляем в канал и этим восстанавливаем первоначаль ную глубину канала клапана. За тем вставляем металлическую пла стинку, которая является замени телем клапана. При последующей выработке в канале, вынимаем вставленное кольцо и заменяем его новым. Денежная затрата на восстанов ление небольшая — всего 3 рубля, а помпа сохраняется. Экономия со ставляет 17 рублей: Такую рестав рацию можно производить в жаж дой МТС. М. КУЗЬМИНОВ, заведующий МТМ Ведновской МТС. ☆ ☆ а Наше усовершенствование стяжных бол Все полевые работы- в колхозах надо производить в лучшие агро технические сроки. Соблюдение сроков в значительной степени за висит от тогр, как используются машины и сельхозинвеятарь, на сколько они исправны. Бывает так, что ремонт инвентаря задер живается из-за недостатка запас ных частей. Много хлопот достав ляет подготовка колес тракторных сеялок, так как они имеют очень большую элллпеообразную выра ботку. Мы пробовали вставлять втулки, но это не давало положи тельного результата. Менять же колесо, которое стоит 60 руб лей, — значит бесхозяйственно тратить деньги. Руководители нашей МТС пред ложили мне сделать приспособле ние для расточки ступиц колес се ялок. Было сделано специальное приспособление. Оно состояло т четырех дисков (двух наружных и двух внутренних). К каждому на ружному диску (1) приварен вто рой диск. Внутренний диск проточен на конус по внутреннему диаметру ступицы колеса. В дисках свер лится центральное отверстие диа метром 30 мм .и нарезается резьба, кроме того, сверлятся в дисках три отверстия для тов (5). Колесо, имеющее выработку в ступице, с двух сторон зажимает ся дисками (2) при помощи стяж ных болтов. В центральное отвер стие ввинчивается винт (3) с рез цом (4). Резцом, который крепится в винте стопорным болтом, протачи вают ступицу колеса (рис. Л1; 2). После проточки в ступицу запрес совывается стальная втулка, из готовленная на токарном станке но диаметру ступицы. Когда втул ка износится, ее заменяют новой, \\шШШ но корпус больше не растачивают. Колесо п ри помощи нашего приспособления восстанавливается быстро и дешево. И. БРЕЕВ, механик Данковской МТС. И ЭТУ ДЕТАЛЬ МОЖНО РЕСТАВРИРОВАТЬ Наши механизаторы ощущали недостаток такой детали, как кор пус коробки перемены передач к трактору «ДТ-54». Корпус выбра ковывается, еели зазор между гнез дом корпуса и подшипником пре вышает 0,05 мм. В 1957 году МТС получила но вый расточный станок Майкоп ского завода имени Фрунзе (тип. 277). Теперь при помощи расточ ного станка мы без особого труда реставрируем посадочные места подшипников коробки перемены передач. Операции проводятся такие: корпус коробки перемены передач с выработанными гнездами для подшипников устанавливается на расточном стайке. Здесь протачи ваются гнезда. Самое главное в установке — эго закрепить корпус строго по центру окружности по садочного гнезда подшипника. Ориентиром для нахождения центра окружности является часть посадочного гнезда в корпусе, не имеющая выработки. Поеле того, как найден центр посадочного гнезда, ведется расточка резцом. Сделав проточку внутри по окруж ности до полного среза выработки, переносят резец на плоскость кор пуса и вокруг посадочного гнезда срезают фаску шириной 4 мм и глубиной 3 мм. Закончив' опера цию с гнездами, на токарном стан ке вытачивают гильзу с наруж ным диаметром, равным диаметру посадочного гнезда. При запрес совке должен быть натяг 0..015 по наружному диаметру. Подшипник должен запрессовываться в гильзу при натяге 0,017 мм. После того, как гильза изготов лена, ее запрессовывают. Буртики входят в фаску корпуса коробки перемены передач впотай (ем. рис.). В гильзу запрессовывается под шипник. При повторном прослав лении подншпЕика, гильзу меня ют. Как показала практика, короб ка перемены передач с реставри рованным корпусом работает хо рошо. А ведь раньше такие корпу сы коробок (деталь Зч® А— 37—• 1— 01) выбраковывали, как негод ные. И. НЗРИКОВ. заведующий МТМ Данковской МТС. Переоборудование системы смазки В машинно-тракторных станциях до сих пор имеются тракторы ста рых марок «СХТЗ-НАТИ», имеющие в эксплуатации много неудобств. Так, например, у них недостаточно хорошо идет смазка шатунно-криво шипного механизма. Механизаторы вынуждены часто производить пере тяжку подшипников, жалуются на преждевременный износ шеек ко ленчатого вала. Чтобы улучшить смазку, я решил заменить шестерни маслонасоса трактора «СХТЗ-НАТИ» шестернями маслонасоса трактора «ДТ-54». СОЛОМОКОПНИТЕЛЬ ТРАКТО РИСТА НИКОНОВА Колхозы зоны Калининской МТС борются за создание прочной кормо вой базы для животноводства, за снижение затрат на единицу сель скохозяйственной продукции. Боль шую помощь в этом деле оказыва ют им механизаторы. Тракторист Владимир Васильевич Никонов сде лал дешевый и простой соломокоп нитель, которым собирает по 20—25 центнеров соломы и сволакивает ее на край поля, где будут распола гаться скирды. Для колхоза это очень выгодно, так как не требуется дополнитель ной работы трактора с волокушей. Солома собирается без подбора в большие копны, поля быстро осво бождаются для вспашки. Изготовление производительного соломокопнителя обходится дешево, производится не более чем за 6 часов. В. В. Никонов использовал для устройства соломокопнителя сред нюю часть сцепки «С-11» с колеса ми. К поперечному брусу сцепки он прицепил 12 полос обручного же леза длиной по 13 метров. Рассто яние между полосами 23 санти метра. Для удержания соломы с боков и для того, чтобы она не сползала назад, сделаны боковые полосы из полосового железа длиной 12 мет ров. Они скреплены в задней части с полозками и стойкой. Полозки изготовлены из дерева, их длина 2 метра. На полозок по ставлена стойка высотой 2 метра. Е ней сделаны раскосы, кроме то го, вправо (по ходу комбайна) от правой стойки также сделан раскос, чтобы стойка не падала в сторону, когда разъединены брусья. Влево от левой стойки по обе стороны от полозка сделана допол нительно укосина. На стоиках укреплено по две скобы: первые две на высоте 50 сантиметров от полозка, вторые — на высоте 1,5 метра. С левой сто роны к верхней скобе петлей при креплен брус сечением 18 санти метров. С правой стороны к нижней .скобе петлей также прикреплен ■брус сечением 15 сантиметров. С противоположной стороны эти брусья закрываются штырями. Брусья служат для накопления со ломы. Они удерживают ее от сва ливания назад. Для того, чтобы оставить нако пившуюся солому на месте, брусья разводятся в стороны, и скирда со ломы остается на месте. Чтобы со лома не сваливалась в сторону, по лосы 50x50 укрепляют за стойки на высоте 1,5 метра и за брус сцепки «С-11». Брус сцепки имеет свой прицеп, но он Удлинен с таким расчетом, чтобы можно было закрепить за главную ось комбайна. Прицеп к оси комбайна крепится хомутами. Что бы солома сразу не попадала под соломокопнитель, на прицеле дела ют настал из досок. Ширина насти ла 75 сантиметров. При ветреной погоде козырек соломотваншодтера обшивают фадр- рпй. В процессе работы Владимир Никонов убедился, что к соломо копнителю полозки нужно сделать металлические. Для этого исполь зуется обод выбракованных колес трактора «СХТЗ». Стойки сделаны не деревянные, а из металлической трубы диаметром 10 миллиметров или из уголка 10x10x5. Стойка к полозку приварена при помощи электросварки не на цент ре полозка, а на расстоянии 1,5 метра от переднего конца. На коп нителе также имеются передние и задние упоры для стойки. Четырнадцатая и первая полосы соединены с передним концом по лозка. Механизатор следит, чтобы эти полосы были в натянутом со стоянии. Чтобы облегчить тяговое усилие на болты поворотного круга перед него колеса, на крайних справа и слева отверстиях прицепной серьги трактора «ДТ-54» устанавливается по одному ролику. А к концам ра мы комбайна (швеллерным брусь ям) прикрепляется болтами по одно му хомуту. За один хомут укреп ляется тряс (от выбракованных во локуш). Он пропущен за ролики и укреплен за второй хомут рамы. А. ВАСИЛЬЕВ. Переоборудование было неслож ным. Я взял корпус маслонасоса «СХТЗ-НАТИ» и расточил его по диаметру масляных шестерен «ДТ-54». Правда, сразу сделать это мне не удалось. Дело в том, что на токарном и сверлильном станке трудно соблюсти точность обработ ки, — ведь необходимо выдержать зазор 0,40 мм. Я использовал фре зу для расшарошки клапанных гнезд трактора «С-80». Фреза тор цуется с таким расчетом, ' чтобы она прилегала всей плоскостью к внутренней стенке. По диаметру она протачивается до размера 59.5 мм. Важно отметить, что фреза пред варительно отпускается. По краям плоскости проточенной фрезы наре заются ножовкой и напильником зубья под углом 90 градусов. Изготовленная фреза надевается на конусный шток. Начальная тол щина штока 22 мм, т. е. равна ва лику маслонасоса. При вращении фрезы корпус протачивается до требуемого диаметра и глубины. На такую расточку корпуса затрачи вается не более 10 минут. А поль за переоборудования огромная. При постановке шестерен масло насоса «ДТ-54» в корпус маслона соса «СХТЗ-НАТИ» подача масла увеличилась с 27 до 38 литров в минуту. Это мероприятие увеличи вает срок службы подшипников и коленчатого вала. Кроме того, соз дастся возможность производить регулировку подачи масла редук ционным клапаном, С. ГУРОВ, механик Веяновской МТС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz