Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
■ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 мая 1957 г., X» 108 (861) '(Продолжение). ДАЛЬНЕЙШЕМ с о в е р ш е н с т в о в а н и и о р г а н и з а ц и и а в л е н и я п р о м ы ш л е н н о с т ь ю и с т р о и т е л ь с т в о м Доклад тов. Н. С. Хрущева на седьмой сессии Верховного Совета СССР Говоря о работа плановых орга нов, следует отметить, что серьез ным недостатком нашего планиро вания является то обстоятельство, что при переходе от сивого года к другому и от пятилетии к пяти летке мы начинаем планирование пая бы заново. Кончается год, а некоторые наши предприятия н стройки до самого последнего мо мента даже в конце года не имеют плана иа будущий год. В жизни идет процесс непрерывисто дейст вия, а планы ка к бы обрываются на определенном календарном пери од& Нужно так построить планиро вание, чтобы уже в текущем году были известны основвыв наметки плана на следующий год и в теку щей пятилетке основные наметки плана на будущую пятилетку или, по крайней мере, на ее первые годы. Большинство предприятий стро ится в течение неокодышвд лет. Поэтому, когда мы планируем, нель зя смотреть только на то, что н у ж но в этом пятилетии, а надо обя зательно глядеть вперед, видеть п изучать перспективы следующей пятилетки. Надо сказать и о другом корен ном пороке в планировании. Нам иногда в течение года удается в спокойной обстановке подробно и де тально разрабатывать перспектив ные планы для отдельных отраслей хозяйства. Так, например, было принято подробное решение о раз вертывании производства искус ственного волокна., но когда, дело дошло до плана на следующий год, то Госэкономкомисеия при его под готовке совершенно не учла при нятого решения и внесла, новое, значительно ухудшенное предложе ние. В прошлом году было приня то решение по Донбассу, а через несколько месяцев, оно было грубо нарушено п ри составлении нового плана на 1957 год. Таким отноше нием к планированию мы развра щаем работников плановых орга нов. Надо прямо сказать, что если возникал какой-либо перспективный вопрос в начале или в середине го да, то Госплан и Госэкономкомиссия легко шли на. удовлетворение по требноете,й, которые предъявлялись той ш и иной отраслью. Соответ ствующие работники плановых ор ганов легко соглашаются даже ж на неразумные в данных условиях за траты ж на излишние капиталовло жения, а потом, когда подходит де ло к, годоному или пятил етнмгу плану и нужно дать комплексный план, то те же работники говорят, что ту пли иную отрасль невоз можно обеспечить, что нот денег втгг материалов. Надо изменить это ненормальное положение и добиться такого по рядка, чтобы в процессе всей дея тельности, а не только в конце го да разрабатывались по отдельным отраслям перспективные планы, чтобы изучалась и подтягивалась отрасль за отраслью,, и таким об разом при составлении годовых и пятилетних планов Госплан имел бы возможность органически вклю чать в них уже подготовленные за дания по соответствующим отрас лям. Перспективное планирование долото происходить непрерывно, а не приурочиваться к последнему месяцу года или к последнему го ду пятилетки. К а к в перспективном, так и в текущем планировании необходимо обеспечить правильное развитие важнейших отраслей народного хо зяйства. В связи с этим на Гос план СССР следует возложить не которые функции, обеспечивающие проведение единой централизован- нон политики в развитии важней ших отраслей промышленности, осу ществляемой в настоящее время министерствами. В отношении тех отраслей промышленности, для ко торых предлагается упразднять су ществующие министерства, на Гос план СССР должны быть возложе ны вопросы составления текущих и перспективных планов, вопросы рационального размещения пред приятий, правильного направления технического развития той или иной отрасли промышленности, контроль за. улучшением экономи ческих показателей ее работы. В ходе выполнения плана может воз никнуть необходимость внесения отдельных поправок, коррективов в утвержденные планы, необходи мость размещения ряда, новых зака зов по отдельным экономическим районам с учетом наиболее рацио нального использования прояэвод- стмнны х мощностей. Осуществляя эти функции, Госплан СССР должен строить свою работу в тес-ном кон- -акте с Госпланами союзных рос ту о.тик. Для тех отраслей народного хо зяйства, по которым будут сохра н н ы отраслевые министерства, большая часть этих функций бу дет оставлена за ними. За Госпла ном СССР остаются вопросы коор динации развития этих отраслей с общи" ! вопросами развитая яа- гудного хозяйства; Интересы развития народного хозяйства диктуют необходимость максимального учета опыта мест при разработке государственных народнохозяйственных нлаяов. Раз работка планов должна начинать ся на предприятиях, затем в соот ветствующая хозяйственном объе динении, в Совете народного хо зяйства, в Госплане республики и завершаться в Госплане СССР. Та кая практика позволит в макси мальной мере использовать мест ные ресурсы, производственные мощности и обеспечить рациональ ное размещение производств по тер ритории страны. Госплан СССР дол жен разрабатывать сводные на роднохозяйственные планы на ос нове планов, представленных Сове тами народного хозяйства и Гос планами республик, корректиро вать их с учетом потребностей и реальных возможностей страны в целом. На Госплан СССР необходимо возложить составление планов ма териально-технического снабжения народного хозяйства и решение те кущих вопросов, связанных с пх осуществлением. В функции Гос плана будет входить планирование межреспубликанских поставок сырья, материалов, топлива, элект роэнергии, оборудования и товаров народного потребления на основе планов производства и материаль но-технического снабжения. На первое время, пока не сложатся прочные хозяйственные связи меж ду предприятиями и экономически ми районами, Госплану СССР и Гос планам союзных республик, очевид но, придется заниматься планиро ванием снабжения та некоторым видам продукции, распределяемым сейчас щ иртррст®а 1 ми. Госплан должен осуществлять контроль за строгим соблюдением государствен ной дисциплины в части поставок промышленной продукции. Необходимо навести порядок в планировании производства и по станов станочного оборудования. Сейчас у нар планирование произ водства станков в значительной ме ре обезличено.’ Следует так органи зовать дело, чтобы выпуск станоч ного оборудования, планировался с учетом потребностей соответствую щих экономических районов и да же определенных предприятий. За воды, для которых готовятся стан ки, должны принимать участие в составлении заданий на проекти рование соответствующих типов станков применительно к особен ностям своего производства, Следо вательно, речь идет о том, чтобы планировать не просто количество станков по типам ,' а предусматри вать в планах станки зля конкрет ных заводов и определенных про цессе® производства. Это позволит перевооружить нашу промышлен ность наиболее технически совер шенным и производительным обо-, рудонааием. Необходимость подоб ного перевооружения можно было бы показать на примере Горьковско го и Московского автомобильных за водов. Известно, что на этих заво дах большое количество оборудова ния установлено много лет назад и морально устарело. Если, ска жем, сравнивать по технической оснащенности эти заводы с авто мобильным заводом, построенным с вашим участием в Китайской На родной Республике, то можно ска зать, что уровень технической ос нащенности этого завода выше, чем наших. Возникает вопрос, могли ли мы, доставляя китайским товари щам современное оборудование, вместе с тем переоснащать отече ственные автомобильные заводы? Безусловно, могли, но это не было сделано, потому что у нас суще ствует неправильная практика обезличенного планирования произ водства станков, в результате чего заводы выпускают большое коли чество универсального, малопроиз водительного, зачастую устаревше го по конструкциям оборудования, не всегда нужного для промышлен ности. Вот цифры: в 1956 году всего выпущено нашей промышлен ностью 121 тысяча металлорежу щих станков, а специальных и аг регатных менее 22 тысяч станков, иля 18 ироц. к общему выпуску, Следовательно, при целевом плани ровании производства оборудования, при увеличении доли производства специализированных станков мож- но было бы в течение одного года переоснастить не только Горьков ский и Московский автозаводы, но и еще некоторые предприятия без ущерба для выполнения обя зательств по поставкам в зарубеж ные страны. Оборудование, снимае мое с заводов в порядке обновле ния, можно было бы использовать для ремонтных и других вспомога тельных служб в нашей промыпп дойности, а сейчас для этих целей выделяются та к же, ка к и для но вого производства, новые станки. Наряду с этим надо шире раз вивать работы по модернизации устаревшего или снимаемого в связи е изменением изделий обору дования. Опыт многих заводов по казывает, что мы имеем огромные резервы в этом деле. При неболь ших материальных затратах, ча стично изменяя некоторые узлы, можно сделать станок, удовлетво ряющий требованиям вполне со временной технологии. В связи с повышением роли Госплана С-ОСР в хозяйственном сто и те льстив' следует изменить его структуру. Аппарат Госплана не должен быть громоздким. Для успешного осуществления новых задач и функций в Госплане сле дует иметь отдел по перспектив ному планированию, а также спе циализированные отделы по отрас лям народного хозяйства. Руково дители основных отделов Госплана СССР по своей подготовке и опыту должны быть на уровне нынешних министров. Товарищи депутаты! Непрерыв ный рост социалистического произ водства может осуществляться лишь на базе высшей техники, при неуклонном техническом прогрессе. За годы Советской власти народное хозяйство страны оснащено совер шенной техникой, воспитаны мно гочисленные кадры, которые в со стоянии решать современные науч но- технические проблемы, Несмот ря на наличие значительных до стижений, у нас еще имеются не достатки в деле планирования и внедрения в производство новой техники и передового опыта. При новой структуре управления техническое руководство предприя тиями и стройками главным обра зом будет осуществляться на ме стах, в экономических районах. Это позволит устранить ведомст венные барьеры в решении слож ных задач технического прогресса и ускорить внедрение новой тех ники и передового опыта в произ водство. Наиболее важные меро приятия по развитию щ у к и и тех ники должны предусматриваться единым планом развития народного хозяйства, составляемым Госпланом СССР. Учитывая предложения многих наших специалистов, головные научно-исследовательские инсти туты следует оставить в подчине нии сохраняемых министерств или подчинить соответствующим от делам Госплана, Большинство же отраслевых научно-исследователь ских, проектных и конструктор ских организаций надо подчи нить совнархозам, имея в виду перебазировать некоторые из этих организаций ближе к производству, Б тезисах предлагалось вместо ныне существующей Геотехники образовать Инженерно-технический комитет Совета Министров СССР. В ходе обсуждения тезисов многие инженеры, деятели науки выска зали пожелание именовать этот орган Научно-техническим комите том. Это предложение, пожалуй, следует принять. Научно-техниче ский комитет должен изучать до стижения отечественной и зару бежной науки и техники, издавать соответствующую литературу, орга низовывать информацию и пропа ганду этих достижений. Научно - технический комитет призван осуществлять контроль за внедрением новейших достижений науки и Техники в народное хо зяйство и помогать Госплану СССР и Госпланам республик, а также соответствующим министер ствам определять тот научно-ТСхни- ческий уровень, на котором необхо димо планировать развитие отрас лей народного хозяйства. Я думаю, что если работа по внедрению новой техники будет проводиться без участия самих новаторов производства, изобрета телей и рационализаторов, а также научных работников, то в этом деле у нас ничего не изменится. Научно - технический комитет должен иметь очень небольшой по стоянный аппарат. Основная рабо та комитета должна проводиться силами временно привлекаемых к работе комитета высококвалифи цированных инженеров, научных работников и рабочих, которые име ют ценные технические предложе ния, открытия или изобретения, для того, чтобы они непосредствен но участвовали во внедрении этих предложений и открытий. Этим товарищам следует создать, все необходимые условия для плодо творной работы и в зависимости от результатов внедрения в производ ство их предложений и открытий устанавливать материальное по* ощреаие. Состав таких сотрудни ков в комитете будет непрерывно обновляться за счет привлечения все новых и новых рационализа торов производства и изобретате лей. Целесообразно также образовать научно-технические комитеты в союзных республиках, а в необхо димых случаях и при Советах на родного хозяйства экономических администр атин ных районов. В новых условиях неизмеримо возрастает роль заводов, фабрик, шахт и строек в решении задач технического прогресса. Именно на предприятиях должна создаваться новейшая техника, совершенство ваться технология производства, Б этих целях следует всемерно разви вать заводские конструкторские бю ро и лаборатории, организовать на ведущих предприятиях научно-ис следовательские институты или пе редать им некоторые из существую щих. Надо всемерно развивать мас совое движение рационализато-ров и изобретателей. Токарь-изобретатель Ленинградского Кировского завода товарищ Карасев и многие другие товарищи высказывают предложе ние об организации добровольного общества изобретателей и рациона лизаторов. Это предложение заслу живает внимания. Такая доброволь ная организация может сыграть положительную роль в деле обще ственной поддержки изобретателей п рационализаторов, в скорейшем внедрении в производство ценных изобретений и предложений. Для, решения ряда общих вопро сов строительства и проектирования необходимо сохранить существую щий, ныне Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). В его обязанности должны входить ко ординация научно-исследовательской и экспериментальной работы в обла сти строительства и типового про ектирования, вопросы технической информации и распространения оте чественного и зарубежного передо вого опыта в строительстве и не которые другие вопросы. Успешное решение задач комму нистического строительства немыс лимо без единой централизованной системы учета и статистики в на родном хозяйстве страны, имея в виду, что организация строжайшего всенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов является одним из важ нейших условий правильного веде ния народного хозяйства. Осуществляемые мероприятия по /совершенствованию организации уп равления промышленностью и строи тельством дают возможность широко централизовать учет и статистику, резко сократить и упростить учет и отчетность, широко механизировать учет, создав при органах ЦСУ ма- щинно-счетные станции. Собирание и разработка отчетных данных должны быть сосредоточены в орга нах Центрального Статистического Управления. В связи с этим необхо димо обеспечить дальнейшее укреп ление всей системы государствен ной статистики — от района и об ласти и до центра. Органы ЦСУ СССР должны анали зировать итоги работы предприя тий и Советов народного хозяйства, показывать имеющиеся неисполь зованные резервы, вскрывать факты неудовлетворительного выполнения общегосударственных заданий. Товарищи депутаты! Перестройка управления промышленностью и строительством должна улучшить использование материальных и фи нансовых ресурсов предприятий и хозяйственных организаций, способ ствовать увеличению внутрихозяйст венных накоплений и повышению эффективности капитальных вло жений. Для того, чтобы полнее использовать эти возможности, фи нансово-кредитная система должна активно содействовать развитию хо зяйства с целью повышения рента бельности производства и обеспе чения правильного распределения и использования денежных средств в соответствии с заданиями на роднохозяйственного плана. Новая структура управления про мышленностью и строительством позволит значительно улучшить ис пользование имеющихся резервов, будет способствовать, дальнейшему снижению себестоимости и увеличе нию накоплений во всех отраслях производства. Руководители Советов народного хозяйства, объединений и предпри ятий должны нести полную ответ ственность за финансовые резуль таты хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо напомнить известное указание В. И. Ленина-о том, что «тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами от вечали и притом всецело отвечали за безупречность своих предприятий». (Сот., т. 35, стр. 468), Советам народного хозяйства на до предоставить право осуществлять финансовое планирование, перерас пределение прибылей и оборотных средств между отдельными отрасля ми промышленности района, а также создание необходимых финансовых резервов. Совнархозы должны обес печить рост рентабельности отрасле вых объединений, выполнение и пе ревыполнение ими планов накопле ний. В целях всемерного повышения инициативы руководителей и кол лективов предприятий необходимо еще более усилить хозяйственный расчет непосредственно на пред приятиях. Следует и впредь сохранять цент рализованное финансовое планирова ние и централизацию необходимых денежных ресурсов в государствен ном бюджете, в том числе в союзном бюджете, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование ра стущих потребностей народного хо зяйства и необходимые пропорции в развитии всего наводного хозяйст ва СССР, хозяйства союзных рес публик и отдельных экономических районов. Следует иметь в веду, что со храняются общесоюзные мероприя тия, которые в интересах развития народного хозяйства страны в це лом должны будут осуществляться за счет средств союзного бюджета. Может быть такое положение, ког да денежные накопления предприя тий промышленности ж других от раслей, -находящихся на террито рии той или иной республик®, «кажутся надоста,точными для фи нансирования предусмотренных на- поцнояозяйствешым планом зада ний по развитию хозяйства и в то же время в других республиках бу дут создаваться накопления в -раз мерах, превышающих предусматри ваемые государственным планом потребности. В таких случаях при дется перераспределять средства между -республиками через союзный бюджет. Это можно показать иа таком примере, В Казахской ССР, п о имеются богатейшие за-пасы природида ископаемых, необходимо развивать черную и цветную ме таллургию. добычу каменного угля и железной руды. Для этого требу ются крупные капитальные вложе ния. Между тем всех доходов, по ступающих на территории Казах стана, недостаточно для обеспече ния финансирования уже осуще ствляемых мероприятий. Следова тельно, недостаток средств может быть покрыт только га союзного бюджета в порядке перераспределе ния общегосударственных доходов. Такое же положение может иметь место и в.других республиках. Не которые отрасли хозяйства будут развиваться, исходя из естестве,п- но-ЧФТ'щичес.ввх условий в соответ ствующих эконошчеС'Вих районах страны, причем в развитии этих отраслей од-ина-вово заинтересованы в-ее республики, В условиях планового социали стического хозяйства должно быть обеспечено единство экономической политики в таких вопросах, как заработная плата, цены на се-ль- окодозяйствееное сырье и продук ты, оптовые и розничные цены, имея в виду необходимость соблю дения правильных пропорций в распределении национального дохо да, а также соблюдение правиль ных пропорций в балансе денеж- ных доходов и расходов населения. Должно быть безусловно обеспечено создание необходимых материаль ных и финансовых общегосударст венных резервов. В период 0 -бсужде.шя тезисов на ряду с вопросами хозяйственного расчета и финансирования предпри ятий работники промышленноетши строительства подвергали критике недостатки в существующей орга- низаци-и ма-териальяо-технического снабжения предприятии и строек и вносили пенные предложения по этому вопросу. Отмечалось, » част ности, что планы производства не редко не увязываются с планами мате-риалвыо-теки иче-екого обеепече ния. ведомственность мешает пра вильно распределять и более ра зумно лецаль.кяпиь материальные ф о н д ы и м е с т н ы е с ы р ь е в ы е р е с у р с ы . Можно без преувеличения ска зать, что успех в работа промыш ленности и строительства во мно гом будет зависеть от правильной и умелей организации матвриальшо- технического обеспечения заводов, фабрик, шахт, строек сырьем, ма териалами и оборудованием, от чет кого выполнения обязательств по кооперированным поставкам. Цеде 1 С'Ообра 0 но построить матери- альпо-твх 1 щчдакое снабжение по территориальному принципу, то есть через совнархозы, при сохра нении центра,ливеванщого планового распределения материальных ресур сен та экодамичтеким районам. При этом совнархозам должна быть пре доставлена самостоятельность в и с- пользовании выделяемых им мате* овальных ресурсов. Обсуждение предложений о пере стройке управления промышлен ностью и строительством подтверди ло, что назрела необходимость раз вития в широких масштабах пря мы х связей заводов, фабрик и стро ек е непосредственными поставщи ками сырья, материалов и комплек тующих недодай, ка к наиболее це лее«образной и экономически вы годно® формы снабжения и сбыта продукции. Развитие прямых дого ворных отношений между предпри ятиями даст возможность устранить серьезные недостатки в организа ции снабжения через ведомственные онабы и сбыты, отпадет необходи мость составлять многочисленные заявки на материалы и тратить уйму времени на. согласование их во многих инстанциях. Ее|п»С1редств9»ньми организато рами материально - технического снабжения предприятий и ерроед должны стать межотраслевые базы снабжении и сбыта, которые следу ет создать в экономических районах вместо шогочнеленных контор раз личных министерств и ведомств. Б х о д е о б с у ж д е н и я м н о г и е в ы с к а з ы в а л и о п а с е н и е , что п о с т а в щ и к и м а т е р и а л о в , с ы н ы и л и в о м п л е к - т у т е и г а т и з д е л и й м о г у т н т с в о р т р е - м о н н п в ы п о л н я т ь с в е ч о б я з а т е л ь с т в а . ч т « п о в л е ч е т з а с о б о й п ет1»- бо® в р а б о т а з а в о д о в - п о т р е б и т е л е й . Для т о г о , ч т о б ы о г р а д и т ь предпри я т и я о т п о д о б н ы х н е п р и я т н о с т е й , следует в д о г о в о р н ы х о б я з а т е л ь с т в а х м е ж д у п р е д п г и я т о я м и - п е е т а в - в д и ж а м и и п р е д п р 1 И 1 Я 1 Т 1 И|ЯМ 1 И -п о т р е б и - т е л я м и 'п р е д у с м а т р ш м с ь с т р о г у ю м а т е р и а л ь н у ю о т в е т с т в е н н о с т ь за н т о ы 1 П о л н д ав н 8 у с л о в и й п о с т а в к и т а с в е о д м . к о л и ч е с т в у и к а ч е с т в у п р о дукции, В эк о®омических районах необ ходимо создать резервы с ы р ь я , ме талла, топлива и других материа лов я кадмий с. тем, чтобы сов нархозы и планирующие органы могли маневрировать этими запаса ми и в нужное время оказью ть предприятиям помощь в необходи мых материалах в счет их годовых фондов. Следует органн?,свать широкую сеть спешадгеых евдадои-матави. нов для свободной продажи пред приятиям, стройкам и организациям знюнсмичесдаго района сырья, ма териалов а изделий, потребляемых в небольших количествах. Нужно, видимо, также поддер жать предложения многих работ ников промышленности о времен ном сохранения неистовых цент ральных ебьшвык организаций до тех пор, тана не наладятся и не укрепятся новые производственные связи непо'Срадст1вен1но между пред приятиями. Товарищи депутаты! Осуществле. иие мероприятий по у,со®ершенст®в- вщшш организационных форм уп равления промышленностью и стро ительством требует перестройкиС0, держания и методов работы орга нов государственного контроля, Следует оказать, что в работе Министерства госконтроля и ©го органов на местах имеются серь®- ныв недостатки. Министерство пы тается охватить своими обеледона* нимми буквально все, что касается хозяйственного и культурного стро ительства, включая и такие во,про. сы, к№ развитие науки и техни ки, развитие отдельных отраслей производства, стягивая яля этого в аппарат министерства обильные материалы по разным вопросам. Очень громоздким является и апна* рат этого министерства, построен ный по отраслевому принципу. В ходе обсуждения вопроса «ре организации . управления промыш ленноетыо и строительством было высказано много различных пред ложений о перестройке органов Госконтроля. Эти предложения надо внимательно изучить, и, видимо, следует разработать положение о Государственном контроле примени тельно к новым условиям, с тем, чтобы значительно усилить работу по контролю на местах, в экономи ческих администр'атищых районах. В связи е перестройкой управле ния пршщщлвнностью и строитель ством возникает необходимость -вне сти изменения в состав Совета Ми нистров СССР. Имея в виду значи тельнее повышение роли Советов Министров союзных республик в деле руководстве развитием народ ного хозяйства страны, целесообраз но ввести в состав Совета Мини стре® СССР председателей: Советов Министров союзных республик. Следовал,о бы также в состав Со вета Министре® СССР, кроме мини- строе сохраняемых министерств, и входящих в настоящее ЕИвмя в пра вительство председателей Государ ственных комитетов, ввести предсе дателя Научнв-техничевтато коми тета, начальника ЦСУ и по пред ставлению Председателя Сонета. Ми нистров Ворх'овноту Сонету СССР—* заместителей председателя и иа- чалы ягон аддамниш отделов Гос плана СССР, которые могут быть мпимщ рми СССР. кат. это было сделано в отношении Госэксирмке- мимии. V. Дальнейшее расширение прав республик и повышение их роли в управлении хозяйством Товарищи денуталы! Одним из величайших завоеваний Октябрь ской революции является обрядова- ние ммотснаиионалевого социали стически® государства. Союз Со ветских Социалистических Респуб лик сложился и развился как добровольный союз наций, осиоиаи- ный на взаимном уважении, деве рю* и тесном сотрудничестве сво бодных и равноправных народов, Ранее угнетенные и отсталые на ви® дореволюционной России за годы Советской власти при брат ской поддержке всех народов СССР и прежде всего великого русского народа, добились исключительно больших успехов в росте экономики и подъеме своей культуры. В рес публиках создана мощная промыш ленность и высокомеханизирован ное сельскохозяйственное произ водство, выращены многочисленные кадры квалифицированных рабо чих, специалистов, ученых, достиг нуты выдающиеся успехи в разви тии культуры, национальной по форме, социалистической по содер жанию. Думаю, что в этом докладе нет необходдаети приводить данные об успехах в развитии хозяйства и культуры наших республик. Они ш и р о к о известны. Вполне естественно, что с раз витием эвдн'емвд® и ростом нацио нальных кадров все больше повы шалась роль республик в упрайлв- нгаи народным хозяйством. Центральный Комитет КПСС и Совет Министре® СССР в годы, предшествовадовде I I съезду пар тия, п ри н я л и ряд мер та расшире нию прав веепублияд 1 яе,к®« органов в хозяйсрпенцрм и к у ль т у р н о м строительстве. IX съезд партии одобрил эти мероприятия и при знал ке о б \гш ш м осуществить дальнейшее п а ш п р е ш прав пес- публэк в интереса.! нового подъема, экономики и .культуры всех наций и народностей нашей страны. За последнее время ЦК КПСС и Совет Министров СССР Швед, и ряд додо’ймггелыньп мероприятий в этом направлении. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий, а также речной и аютом'обилыный транспорт, Бюджетные ассигнова ния по отраслям хозяйства и на пр ош е й® ! различных мщиалшо- культурных мероприятий пол ностью распределяются теперь пра- «тел ьств ащ союзных республик. Перестройка ■управления промыш ленностью и строительством имеет огромное значение в деле дальней шего расширения прав союзных рес публик в руководстве хозяйствен ным строительством. Местные* рес публиканские органы будут разра батывать планы дальнейшего раз вития народного хозяйства и осу ществлять организаторскую работу по выполнению этих планов на всех предприятиях и стройках рес публики, исходя при этом из обще государственных интересов. Респу бликанские организации будут ак тивно участвовать в решении во про с о в рационального размещения производительных сил, лучшего Исподьзсе,аяия природных богатств и правильной специализации хо зяйства республик. Расширение прав республик, а также местных партийных и совет ских органов краев я областей по зволит лучше учитывать их геогра фические, эконом,ичеоше и на циональные условия, быстрее и правильнее решать вопросы комп лексного развития хозяйства каждо го экономического административ ного района. Это благотворно ска жется на экономике каждой рес публики в отдельности и всей страны в целом. Народу е о г ро м н ы м экономиче ским значением, намечаемые иеро« приятия имеют я перибетенедае нмитическое значение, так ка к знаменуют собой новый крупный шаг в проведении ленинской на циональной политики, воаготевлея- ный всем ходом социалистического строительства. Широкие права, пред«ета:вля 0 мые рееш'бдаадм в хо зяйственном строительстве, будут способствовать еще большему ‘раз витию инициативы и творческой активности масс, расцвету матери альных и духовных сил всех на ций и народностей Советского Со юза, дальнейшему укреплению дружбы между народами нашей страны. (Продолжительные аплоди- йизнты). Вместе е тем. и эго необходимо особенно подчеркнуть, расширение прав веслублвк в управлении щзв- мышледаостью я строцтельствои неизмеримо повышает .ответствен ность местных органо® за развитие экономики всей страны, щ пра вильное и полное попользован®» огромных ноши*жисетей республик для подъема их проадшдитедьных сил. Успешное развитие хозяйства и к у л ь т у р ы каждой республики не возможно б® быстрого роста народ, ноте хозяйства страны в целом, так как экономика Советского Союза предстакдяет собой единый, ивраз- рщриый комплекс. Следовательно, в своей работе но руководству гда. мышлеиностью и строительством республиканские органы на пер вый план должны ставить эоцрэ- сы, имеющие общесоюзное значе ние, Прежде .всего они должны со- средоточие,ать себе внимание на развитии тех отраслей промышлен ности республики, которые играют важнейшую роль в эюоно58ике всей страны, Необходимо расширять хо зяйственные сняли между республи кам,и на остове о:бщесшвевного раз деления труда, обеспечивать свое временное и течиое вкидолиеняе ,, XОкотшие. на 3-й ар .).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz