Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

■ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 9 мая 1957 г., X» 108 (861) '(Продолжение). ДАЛЬНЕЙШЕМ с о в е р ш е н с т в о в а н и и о р г а н и з а ц и и а в л е н и я п р о м ы ш л е н н о с т ь ю и с т р о и т е л ь с т в о м Доклад тов. Н. С. Хрущева на седьмой сессии Верховного Совета СССР Говоря о работа плановых орга­ нов, следует отметить, что серьез­ ным недостатком нашего планиро­ вания является то обстоятельство, что при переходе от сивого года к другому и от пятилетии к пяти­ летке мы начинаем планирование пая бы заново. Кончается год, а некоторые наши предприятия н стройки до самого последнего мо­ мента даже в конце года не имеют плана иа будущий год. В жизни идет процесс непрерывисто дейст­ вия, а планы ка к бы обрываются на определенном календарном пери­ од& Нужно так построить планиро­ вание, чтобы уже в текущем году были известны основвыв наметки плана на следующий год и в теку­ щей пятилетке основные наметки плана на будущую пятилетку или, по крайней мере, на ее первые годы. Большинство предприятий стро­ ится в течение неокодышвд лет. Поэтому, когда мы планируем, нель­ зя смотреть только на то, что н у ж ­ но в этом пятилетии, а надо обя­ зательно глядеть вперед, видеть п изучать перспективы следующей пятилетки. Надо сказать и о другом корен­ ном пороке в планировании. Нам иногда в течение года удается в спокойной обстановке подробно и де­ тально разрабатывать перспектив­ ные планы для отдельных отраслей хозяйства. Так, например, было принято подробное решение о раз­ вертывании производства искус­ ственного волокна., но когда, дело дошло до плана на следующий год, то Госэкономкомисеия при его под­ готовке совершенно не учла при­ нятого решения и внесла, новое, значительно ухудшенное предложе­ ние. В прошлом году было приня­ то решение по Донбассу, а через несколько месяцев, оно было грубо нарушено п ри составлении нового плана на 1957 год. Таким отноше­ нием к планированию мы развра­ щаем работников плановых орга­ нов. Надо прямо сказать, что если возникал какой-либо перспективный вопрос в начале или в середине го­ да, то Госплан и Госэкономкомиссия легко шли на. удовлетворение по­ требноете,й, которые предъявлялись той ш и иной отраслью. Соответ­ ствующие работники плановых ор­ ганов легко соглашаются даже ж на неразумные в данных условиях за­ траты ж на излишние капиталовло­ жения, а потом, когда подходит де­ ло к, годоному или пятил етнмгу плану и нужно дать комплексный план, то те же работники говорят, что ту пли иную отрасль невоз­ можно обеспечить, что нот денег втгг материалов. Надо изменить это ненормальное положение и добиться такого по­ рядка, чтобы в процессе всей дея­ тельности, а не только в конце го­ да разрабатывались по отдельным отраслям перспективные планы, чтобы изучалась и подтягивалась отрасль за отраслью,, и таким об­ разом при составлении годовых и пятилетних планов Госплан имел бы возможность органически вклю­ чать в них уже подготовленные за­ дания по соответствующим отрас­ лям. Перспективное планирование долото происходить непрерывно, а не приурочиваться к последнему месяцу года или к последнему го­ ду пятилетки. К а к в перспективном, так и в текущем планировании необходимо обеспечить правильное развитие важнейших отраслей народного хо­ зяйства. В связи с этим на Гос­ план СССР следует возложить не­ которые функции, обеспечивающие проведение единой централизован- нон политики в развитии важней­ ших отраслей промышленности, осу­ ществляемой в настоящее время министерствами. В отношении тех отраслей промышленности, для ко­ торых предлагается упразднять су­ ществующие министерства, на Гос­ план СССР должны быть возложе­ ны вопросы составления текущих и перспективных планов, вопросы рационального размещения пред­ приятий, правильного направления технического развития той или иной отрасли промышленности, контроль за. улучшением экономи­ ческих показателей ее работы. В ходе выполнения плана может воз­ никнуть необходимость внесения отдельных поправок, коррективов в утвержденные планы, необходи­ мость размещения ряда, новых зака­ зов по отдельным экономическим районам с учетом наиболее рацио­ нального использования прояэвод- стмнны х мощностей. Осуществляя эти функции, Госплан СССР должен строить свою работу в тес-ном кон- -акте с Госпланами союзных рос­ ту о.тик. Для тех отраслей народного хо­ зяйства, по которым будут сохра­ н н ы отраслевые министерства, большая часть этих функций бу­ дет оставлена за ними. За Госпла­ ном СССР остаются вопросы коор­ динации развития этих отраслей с общи" ! вопросами развитая яа- гудного хозяйства; Интересы развития народного хозяйства диктуют необходимость максимального учета опыта мест при разработке государственных народнохозяйственных нлаяов. Раз­ работка планов должна начинать­ ся на предприятиях, затем в соот­ ветствующая хозяйственном объе­ динении, в Совете народного хо­ зяйства, в Госплане республики и завершаться в Госплане СССР. Та­ кая практика позволит в макси­ мальной мере использовать мест­ ные ресурсы, производственные мощности и обеспечить рациональ­ ное размещение производств по тер­ ритории страны. Госплан СССР дол­ жен разрабатывать сводные на­ роднохозяйственные планы на ос­ нове планов, представленных Сове­ тами народного хозяйства и Гос­ планами республик, корректиро­ вать их с учетом потребностей и реальных возможностей страны в целом. На Госплан СССР необходимо возложить составление планов ма­ териально-технического снабжения народного хозяйства и решение те­ кущих вопросов, связанных с пх осуществлением. В функции Гос­ плана будет входить планирование межреспубликанских поставок сырья, материалов, топлива, элект­ роэнергии, оборудования и товаров народного потребления на основе планов производства и материаль­ но-технического снабжения. На первое время, пока не сложатся прочные хозяйственные связи меж­ ду предприятиями и экономически­ ми районами, Госплану СССР и Гос­ планам союзных республик, очевид­ но, придется заниматься планиро­ ванием снабжения та некоторым видам продукции, распределяемым сейчас щ иртррст®а 1 ми. Госплан должен осуществлять контроль за строгим соблюдением государствен­ ной дисциплины в части поставок промышленной продукции. Необходимо навести порядок в планировании производства и по­ станов станочного оборудования. Сейчас у нар планирование произ­ водства станков в значительной ме­ ре обезличено.’ Следует так органи­ зовать дело, чтобы выпуск станоч­ ного оборудования, планировался с учетом потребностей соответствую­ щих экономических районов и да­ же определенных предприятий. За­ воды, для которых готовятся стан­ ки, должны принимать участие в составлении заданий на проекти­ рование соответствующих типов станков применительно к особен­ ностям своего производства, Следо­ вательно, речь идет о том, чтобы планировать не просто количество станков по типам ,' а предусматри­ вать в планах станки зля конкрет­ ных заводов и определенных про­ цессе® производства. Это позволит перевооружить нашу промышлен­ ность наиболее технически совер­ шенным и производительным обо-, рудонааием. Необходимость подоб­ ного перевооружения можно было бы показать на примере Горьковско­ го и Московского автомобильных за­ водов. Известно, что на этих заво­ дах большое количество оборудова­ ния установлено много лет назад и морально устарело. Если, ска­ жем, сравнивать по технической оснащенности эти заводы с авто­ мобильным заводом, построенным с вашим участием в Китайской На­ родной Республике, то можно ска­ зать, что уровень технической ос­ нащенности этого завода выше, чем наших. Возникает вопрос, могли ли мы, доставляя китайским товари­ щам современное оборудование, вместе с тем переоснащать отече­ ственные автомобильные заводы? Безусловно, могли, но это не было сделано, потому что у нас суще­ ствует неправильная практика обезличенного планирования произ­ водства станков, в результате чего заводы выпускают большое коли­ чество универсального, малопроиз­ водительного, зачастую устаревше­ го по конструкциям оборудования, не всегда нужного для промышлен­ ности. Вот цифры: в 1956 году всего выпущено нашей промышлен­ ностью 121 тысяча металлорежу­ щих станков, а специальных и аг­ регатных менее 22 тысяч станков, иля 18 ироц. к общему выпуску, Следовательно, при целевом плани­ ровании производства оборудования, при увеличении доли производства специализированных станков мож- но было бы в течение одного года переоснастить не только Горьков­ ский и Московский автозаводы, но и еще некоторые предприятия без ущерба для выполнения обя­ зательств по поставкам в зарубеж­ ные страны. Оборудование, снимае­ мое с заводов в порядке обновле­ ния, можно было бы использовать для ремонтных и других вспомога­ тельных служб в нашей промыпп дойности, а сейчас для этих целей выделяются та к же, ка к и для но­ вого производства, новые станки. Наряду с этим надо шире раз­ вивать работы по модернизации устаревшего или снимаемого в связи е изменением изделий обору­ дования. Опыт многих заводов по­ казывает, что мы имеем огромные резервы в этом деле. При неболь­ ших материальных затратах, ча­ стично изменяя некоторые узлы, можно сделать станок, удовлетво­ ряющий требованиям вполне со­ временной технологии. В связи с повышением роли Госплана С-ОСР в хозяйственном сто и те льстив' следует изменить его структуру. Аппарат Госплана не должен быть громоздким. Для успешного осуществления новых задач и функций в Госплане сле­ дует иметь отдел по перспектив­ ному планированию, а также спе­ циализированные отделы по отрас­ лям народного хозяйства. Руково­ дители основных отделов Госплана СССР по своей подготовке и опыту должны быть на уровне нынешних министров. Товарищи депутаты! Непрерыв­ ный рост социалистического произ­ водства может осуществляться лишь на базе высшей техники, при неуклонном техническом прогрессе. За годы Советской власти народное хозяйство страны оснащено совер­ шенной техникой, воспитаны мно­ гочисленные кадры, которые в со­ стоянии решать современные науч­ но- технические проблемы, Несмот­ ря на наличие значительных до­ стижений, у нас еще имеются не­ достатки в деле планирования и внедрения в производство новой техники и передового опыта. При новой структуре управления техническое руководство предприя­ тиями и стройками главным обра­ зом будет осуществляться на ме­ стах, в экономических районах. Это позволит устранить ведомст­ венные барьеры в решении слож­ ных задач технического прогресса и ускорить внедрение новой тех­ ники и передового опыта в произ­ водство. Наиболее важные меро­ приятия по развитию щ у к и и тех­ ники должны предусматриваться единым планом развития народного хозяйства, составляемым Госпланом СССР. Учитывая предложения многих наших специалистов, головные научно-исследовательские инсти­ туты следует оставить в подчине­ нии сохраняемых министерств или подчинить соответствующим от­ делам Госплана, Большинство же отраслевых научно-исследователь­ ских, проектных и конструктор­ ских организаций надо подчи­ нить совнархозам, имея в виду перебазировать некоторые из этих организаций ближе к производству, Б тезисах предлагалось вместо ныне существующей Геотехники образовать Инженерно-технический комитет Совета Министров СССР. В ходе обсуждения тезисов многие инженеры, деятели науки выска­ зали пожелание именовать этот орган Научно-техническим комите­ том. Это предложение, пожалуй, следует принять. Научно-техниче­ ский комитет должен изучать до­ стижения отечественной и зару­ бежной науки и техники, издавать соответствующую литературу, орга­ низовывать информацию и пропа­ ганду этих достижений. Научно - технический комитет призван осуществлять контроль за внедрением новейших достижений науки и Техники в народное хо­ зяйство и помогать Госплану СССР и Госпланам республик, а также соответствующим министер­ ствам определять тот научно-ТСхни- ческий уровень, на котором необхо­ димо планировать развитие отрас­ лей народного хозяйства. Я думаю, что если работа по внедрению новой техники будет проводиться без участия самих новаторов производства, изобрета­ телей и рационализаторов, а также научных работников, то в этом деле у нас ничего не изменится. Научно - технический комитет должен иметь очень небольшой по­ стоянный аппарат. Основная рабо­ та комитета должна проводиться силами временно привлекаемых к работе комитета высококвалифи­ цированных инженеров, научных работников и рабочих, которые име­ ют ценные технические предложе­ ния, открытия или изобретения, для того, чтобы они непосредствен­ но участвовали во внедрении этих предложений и открытий. Этим товарищам следует создать, все необходимые условия для плодо­ творной работы и в зависимости от результатов внедрения в производ­ ство их предложений и открытий устанавливать материальное по* ощреаие. Состав таких сотрудни­ ков в комитете будет непрерывно обновляться за счет привлечения все новых и новых рационализа­ торов производства и изобретате­ лей. Целесообразно также образовать научно-технические комитеты в союзных республиках, а в необхо­ димых случаях и при Советах на­ родного хозяйства экономических администр атин ных районов. В новых условиях неизмеримо возрастает роль заводов, фабрик, шахт и строек в решении задач технического прогресса. Именно на предприятиях должна создаваться новейшая техника, совершенство­ ваться технология производства, Б этих целях следует всемерно разви­ вать заводские конструкторские бю­ ро и лаборатории, организовать на ведущих предприятиях научно-ис­ следовательские институты или пе­ редать им некоторые из существую­ щих. Надо всемерно развивать мас­ совое движение рационализато-ров и изобретателей. Токарь-изобретатель Ленинградского Кировского завода товарищ Карасев и многие другие товарищи высказывают предложе­ ние об организации добровольного общества изобретателей и рациона­ лизаторов. Это предложение заслу­ живает внимания. Такая доброволь­ ная организация может сыграть положительную роль в деле обще­ ственной поддержки изобретателей п рационализаторов, в скорейшем внедрении в производство ценных изобретений и предложений. Для, решения ряда общих вопро­ сов строительства и проектирования необходимо сохранить существую­ щий, ныне Государственный Комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР). В его обязанности должны входить ко­ ординация научно-исследовательской и экспериментальной работы в обла­ сти строительства и типового про­ ектирования, вопросы технической информации и распространения оте­ чественного и зарубежного передо­ вого опыта в строительстве и не­ которые другие вопросы. Успешное решение задач комму­ нистического строительства немыс­ лимо без единой централизованной системы учета и статистики в на­ родном хозяйстве страны, имея в виду, что организация строжайшего всенародного учета и контроля за производством и распределением продуктов является одним из важ­ нейших условий правильного веде­ ния народного хозяйства. Осуществляемые мероприятия по /совершенствованию организации уп­ равления промышленностью и строи­ тельством дают возможность широко централизовать учет и статистику, резко сократить и упростить учет и отчетность, широко механизировать учет, создав при органах ЦСУ ма- щинно-счетные станции. Собирание и разработка отчетных данных должны быть сосредоточены в орга­ нах Центрального Статистического Управления. В связи с этим необхо­ димо обеспечить дальнейшее укреп­ ление всей системы государствен­ ной статистики — от района и об­ ласти и до центра. Органы ЦСУ СССР должны анали­ зировать итоги работы предприя­ тий и Советов народного хозяйства, показывать имеющиеся неисполь­ зованные резервы, вскрывать факты неудовлетворительного выполнения общегосударственных заданий. Товарищи депутаты! Перестройка управления промышленностью и строительством должна улучшить использование материальных и фи­ нансовых ресурсов предприятий и хозяйственных организаций, способ­ ствовать увеличению внутрихозяйст­ венных накоплений и повышению эффективности капитальных вло­ жений. Для того, чтобы полнее использовать эти возможности, фи­ нансово-кредитная система должна активно содействовать развитию хо­ зяйства с целью повышения рента­ бельности производства и обеспе­ чения правильного распределения и использования денежных средств в соответствии с заданиями на­ роднохозяйственного плана. Новая структура управления про­ мышленностью и строительством позволит значительно улучшить ис­ пользование имеющихся резервов, будет способствовать, дальнейшему снижению себестоимости и увеличе­ нию накоплений во всех отраслях производства. Руководители Советов народного хозяйства, объединений и предпри­ ятий должны нести полную ответ­ ственность за финансовые резуль­ таты хозяйственной деятельности. В этой связи необходимо напомнить известное указание В. И. Ленина-о том, что «тресты и предприятия на хозяйственном расчете основаны именно для того, чтобы они сами от­ вечали и притом всецело отвечали за безупречность своих предприятий». (Сот., т. 35, стр. 468), Советам народного хозяйства на­ до предоставить право осуществлять финансовое планирование, перерас­ пределение прибылей и оборотных средств между отдельными отрасля­ ми промышленности района, а также создание необходимых финансовых резервов. Совнархозы должны обес­ печить рост рентабельности отрасле­ вых объединений, выполнение и пе­ ревыполнение ими планов накопле­ ний. В целях всемерного повышения инициативы руководителей и кол­ лективов предприятий необходимо еще более усилить хозяйственный расчет непосредственно на пред­ приятиях. Следует и впредь сохранять цент­ рализованное финансовое планирова­ ние и централизацию необходимых денежных ресурсов в государствен­ ном бюджете, в том числе в союзном бюджете, с тем, чтобы обеспечить бесперебойное финансирование ра­ стущих потребностей народного хо­ зяйства и необходимые пропорции в развитии всего наводного хозяйст­ ва СССР, хозяйства союзных рес­ публик и отдельных экономических районов. Следует иметь в веду, что со­ храняются общесоюзные мероприя­ тия, которые в интересах развития народного хозяйства страны в це­ лом должны будут осуществляться за счет средств союзного бюджета. Может быть такое положение, ког­ да денежные накопления предприя­ тий промышленности ж других от­ раслей, -находящихся на террито­ рии той или иной республик®, «кажутся надоста,точными для фи­ нансирования предусмотренных на- поцнояозяйствешым планом зада­ ний по развитию хозяйства и в то же время в других республиках бу­ дут создаваться накопления в -раз­ мерах, превышающих предусматри­ ваемые государственным планом потребности. В таких случаях при­ дется перераспределять средства между -республиками через союзный бюджет. Это можно показать иа таком примере, В Казахской ССР, п о имеются богатейшие за-пасы природида ископаемых, необходимо развивать черную и цветную ме­ таллургию. добычу каменного угля и железной руды. Для этого требу­ ются крупные капитальные вложе­ ния. Между тем всех доходов, по­ ступающих на территории Казах­ стана, недостаточно для обеспече­ ния финансирования уже осуще­ ствляемых мероприятий. Следова­ тельно, недостаток средств может быть покрыт только га союзного бюджета в порядке перераспределе­ ния общегосударственных доходов. Такое же положение может иметь место и в.других республиках. Не­ которые отрасли хозяйства будут развиваться, исходя из естестве,п- но-ЧФТ'щичес.ввх условий в соответ­ ствующих эконошчеС'Вих районах страны, причем в развитии этих отраслей од-ина-вово заинтересованы в-ее республики, В условиях планового социали­ стического хозяйства должно быть обеспечено единство экономической политики в таких вопросах, как заработная плата, цены на се-ль- окодозяйствееное сырье и продук­ ты, оптовые и розничные цены, имея в виду необходимость соблю­ дения правильных пропорций в распределении национального дохо­ да, а также соблюдение правиль­ ных пропорций в балансе денеж- ных доходов и расходов населения. Должно быть безусловно обеспечено создание необходимых материаль­ ных и финансовых общегосударст­ венных резервов. В период 0 -бсужде.шя тезисов на­ ряду с вопросами хозяйственного расчета и финансирования предпри­ ятий работники промышленноетши строительства подвергали критике недостатки в существующей орга- низаци-и ма-териальяо-технического снабжения предприятии и строек и вносили пенные предложения по этому вопросу. Отмечалось, » част­ ности, что планы производства не­ редко не увязываются с планами мате-риалвыо-теки иче-екого обеепече­ ния. ведомственность мешает пра­ вильно распределять и более ра­ зумно лецаль.кяпиь материальные ф о н д ы и м е с т н ы е с ы р ь е в ы е р е с у р с ы . Можно без преувеличения ска­ зать, что успех в работа промыш­ ленности и строительства во мно­ гом будет зависеть от правильной и умелей организации матвриальшо- технического обеспечения заводов, фабрик, шахт, строек сырьем, ма­ териалами и оборудованием, от чет­ кого выполнения обязательств по кооперированным поставкам. Цеде 1 С'Ообра 0 но построить матери- альпо-твх 1 щчдакое снабжение по территориальному принципу, то есть через совнархозы, при сохра­ нении центра,ливеванщого планового распределения материальных ресур­ сен та экодамичтеким районам. При этом совнархозам должна быть пре­ доставлена самостоятельность в и с- пользовании выделяемых им мате* овальных ресурсов. Обсуждение предложений о пере­ стройке управления промышлен­ ностью и строительством подтверди­ ло, что назрела необходимость раз­ вития в широких масштабах пря­ мы х связей заводов, фабрик и стро­ ек е непосредственными поставщи­ ками сырья, материалов и комплек­ тующих недодай, ка к наиболее це­ лее«образной и экономически вы­ годно® формы снабжения и сбыта продукции. Развитие прямых дого­ ворных отношений между предпри­ ятиями даст возможность устранить серьезные недостатки в организа­ ции снабжения через ведомственные онабы и сбыты, отпадет необходи­ мость составлять многочисленные заявки на материалы и тратить уйму времени на. согласование их во многих инстанциях. Ее|п»С1редств9»ньми организато­ рами материально - технического снабжения предприятий и ерроед должны стать межотраслевые базы снабжении и сбыта, которые следу­ ет создать в экономических районах вместо шогочнеленных контор раз­ личных министерств и ведомств. Б х о д е о б с у ж д е н и я м н о г и е в ы ­ с к а з ы в а л и о п а с е н и е , что п о с т а в щ и ­ к и м а т е р и а л о в , с ы н ы и л и в о м п л е к - т у т е и г а т и з д е л и й м о г у т н т с в о р т р е - м о н н п в ы п о л н я т ь с в е ч о б я з а т е л ь ­ с т в а . ч т « п о в л е ч е т з а с о б о й п ет1»- бо® в р а б о т а з а в о д о в - п о т р е б и т е л е й . Для т о г о , ч т о б ы о г р а д и т ь предпри­ я т и я о т п о д о б н ы х н е п р и я т н о с т е й , следует в д о г о в о р н ы х о б я з а т е л ь ­ с т в а х м е ж д у п р е д п г и я т о я м и - п е е т а в - в д и ж а м и и п р е д п р 1 И 1 Я 1 Т 1 И|ЯМ 1 И -п о т р е б и - т е л я м и 'п р е д у с м а т р ш м с ь с т р о г у ю м а т е р и а л ь н у ю о т в е т с т в е н н о с т ь за н т о ы 1 П о л н д ав н 8 у с л о в и й п о с т а в к и т а с в е о д м . к о л и ч е с т в у и к а ч е с т в у п р о ­ дукции, В эк о®омических районах необ­ ходимо создать резервы с ы р ь я , ме­ талла, топлива и других материа­ лов я кадмий с. тем, чтобы сов­ нархозы и планирующие органы могли маневрировать этими запаса­ ми и в нужное время оказью ть предприятиям помощь в необходи­ мых материалах в счет их годовых фондов. Следует органн?,свать широкую сеть спешадгеых евдадои-матави. нов для свободной продажи пред­ приятиям, стройкам и организациям знюнсмичесдаго района сырья, ма­ териалов а изделий, потребляемых в небольших количествах. Нужно, видимо, также поддер­ жать предложения многих работ­ ников промышленности о времен­ ном сохранения неистовых цент­ ральных ебьшвык организаций до тех пор, тана не наладятся и не укрепятся новые производственные связи непо'Срадст1вен1но между пред­ приятиями. Товарищи депутаты! Осуществле. иие мероприятий по у,со®ершенст®в- вщшш организационных форм уп­ равления промышленностью и стро­ ительством требует перестройкиС0, держания и методов работы орга­ нов государственного контроля, Следует оказать, что в работе Министерства госконтроля и ©го органов на местах имеются серь®- ныв недостатки. Министерство пы ­ тается охватить своими обеледона* нимми буквально все, что касается хозяйственного и культурного стро­ ительства, включая и такие во,про. сы, к№ развитие науки и техни­ ки, развитие отдельных отраслей производства, стягивая яля этого в аппарат министерства обильные материалы по разным вопросам. Очень громоздким является и апна* рат этого министерства, построен­ ный по отраслевому принципу. В ходе обсуждения вопроса «ре­ организации . управления промыш­ ленноетыо и строительством было высказано много различных пред­ ложений о перестройке органов Госконтроля. Эти предложения надо внимательно изучить, и, видимо, следует разработать положение о Государственном контроле примени­ тельно к новым условиям, с тем, чтобы значительно усилить работу по контролю на местах, в экономи­ ческих администр'атищых районах. В связи е перестройкой управле­ ния пршщщлвнностью и строитель­ ством возникает необходимость -вне­ сти изменения в состав Совета Ми­ нистров СССР. Имея в виду значи­ тельнее повышение роли Советов Министров союзных республик в деле руководстве развитием народ­ ного хозяйства страны, целесообраз­ но ввести в состав Совета Мини­ стре® СССР председателей: Советов Министров союзных республик. Следовал,о бы также в состав Со­ вета Министре® СССР, кроме мини- строе сохраняемых министерств, и входящих в настоящее ЕИвмя в пра­ вительство председателей Государ­ ственных комитетов, ввести предсе­ дателя Научнв-техничевтато коми­ тета, начальника ЦСУ и по пред­ ставлению Председателя Сонета. Ми­ нистров Ворх'овноту Сонету СССР—* заместителей председателя и иа- чалы ягон аддамниш отделов Гос­ плана СССР, которые могут быть мпимщ рми СССР. кат. это было сделано в отношении Госэксирмке- мимии. V. Дальнейшее расширение прав республик и повышение их роли в управлении хозяйством Товарищи денуталы! Одним из величайших завоеваний Октябрь­ ской революции является обрядова- ние ммотснаиионалевого социали­ стически® государства. Союз Со­ ветских Социалистических Респуб­ лик сложился и развился как добровольный союз наций, осиоиаи- ный на взаимном уважении, деве­ рю* и тесном сотрудничестве сво­ бодных и равноправных народов, Ранее угнетенные и отсталые на­ ви® дореволюционной России за годы Советской власти при брат­ ской поддержке всех народов СССР и прежде всего великого русского народа, добились исключительно больших успехов в росте экономики и подъеме своей культуры. В рес­ публиках создана мощная промыш­ ленность и высокомеханизирован­ ное сельскохозяйственное произ­ водство, выращены многочисленные кадры квалифицированных рабо­ чих, специалистов, ученых, достиг­ нуты выдающиеся успехи в разви­ тии культуры, национальной по форме, социалистической по содер­ жанию. Думаю, что в этом докладе нет необходдаети приводить данные об успехах в развитии хозяйства и культуры наших республик. Они ш и р о к о известны. Вполне естественно, что с раз­ витием эвдн'емвд® и ростом нацио­ нальных кадров все больше повы­ шалась роль республик в упрайлв- нгаи народным хозяйством. Центральный Комитет КПСС и Совет Министре® СССР в годы, предшествовадовде I I съезду пар­ тия, п ри н я л и ряд мер та расшире­ нию прав веепублияд 1 яе,к®« органов в хозяйсрпенцрм и к у ль т у р н о м строительстве. IX съезд партии одобрил эти мероприятия и при­ знал ке о б \гш ш м осуществить дальнейшее п а ш п р е ш прав пес- публэк в интереса.! нового подъема, экономики и .культуры всех наций и народностей нашей страны. За последнее время ЦК КПСС и Совет Министров СССР Швед, и ряд додо’ймггелыньп мероприятий в этом направлении. В ведение республик было передано около 15 тысяч промышленных предприятий, а также речной и аютом'обилыный транспорт, Бюджетные ассигнова­ ния по отраслям хозяйства и на пр ош е й® ! различных мщиалшо- культурных мероприятий пол­ ностью распределяются теперь пра- «тел ьств ащ союзных республик. Перестройка ■управления промыш­ ленностью и строительством имеет огромное значение в деле дальней­ шего расширения прав союзных рес­ публик в руководстве хозяйствен­ ным строительством. Местные* рес­ публиканские органы будут разра­ батывать планы дальнейшего раз­ вития народного хозяйства и осу­ ществлять организаторскую работу по выполнению этих планов на всех предприятиях и стройках рес­ публики, исходя при этом из обще­ государственных интересов. Респу­ бликанские организации будут ак­ тивно участвовать в решении во ­ про с о в рационального размещения производительных сил, лучшего Исподьзсе,аяия природных богатств и правильной специализации хо­ зяйства республик. Расширение прав республик, а также местных партийных и совет­ ских органов краев я областей по­ зволит лучше учитывать их геогра­ фические, эконом,ичеоше и на­ циональные условия, быстрее и правильнее решать вопросы комп­ лексного развития хозяйства каждо­ го экономического административ­ ного района. Это благотворно ска­ жется на экономике каждой рес­ публики в отдельности и всей страны в целом. Народу е о г ро м н ы м экономиче­ ским значением, намечаемые иеро« приятия имеют я перибетенедае нмитическое значение, так ка к знаменуют собой новый крупный шаг в проведении ленинской на­ циональной политики, воаготевлея- ный всем ходом социалистического строительства. Широкие права, пред«ета:вля 0 мые рееш'бдаадм в хо­ зяйственном строительстве, будут способствовать еще большему ‘раз­ витию инициативы и творческой активности масс, расцвету матери­ альных и духовных сил всех на­ ций и народностей Советского Со­ юза, дальнейшему укреплению дружбы между народами нашей страны. (Продолжительные аплоди- йизнты). Вместе е тем. и эго необходимо особенно подчеркнуть, расширение прав веслублвк в управлении щзв- мышледаостью я строцтельствои неизмеримо повышает .ответствен­ ность местных органо® за развитие экономики всей страны, щ пра­ вильное и полное попользован®» огромных ноши*жисетей республик для подъема их проадшдитедьных сил. Успешное развитие хозяйства и к у л ь т у р ы каждой республики не­ возможно б® быстрого роста народ, ноте хозяйства страны в целом, так как экономика Советского Союза предстакдяет собой единый, ивраз- рщриый комплекс. Следовательно, в своей работе но руководству гда. мышлеиностью и строительством республиканские органы на пер­ вый план должны ставить эоцрэ- сы, имеющие общесоюзное значе­ ние, Прежде .всего они должны со- средоточие,ать себе внимание на развитии тех отраслей промышлен­ ности республики, которые играют важнейшую роль в эюоно58ике всей страны, Необходимо расширять хо­ зяйственные сняли между республи­ кам,и на остове о:бщесшвевного раз­ деления труда, обеспечивать свое­ временное и течиое вкидолиеняе ,, XОкотшие. на 3-й ар .).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz