Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! и не к о е знамя О Р Г А Н Л И П Е Ц К О Г О О Б Л А С Т Н О Г О И Г О Р О Д С К О Г О К О М И Т Е Т О В К П С С , О Б Л А С Т Н О Г О И Г О Р О Д С К О Г О С О В Е Т О В Д Е П У Т А Т О В Т Р У Д Я Щ И Х С Я ! № 108 (861) | ЧЕТВЕРГ, МАЯ 1957 г, Цена 20 коп. Седьмая сессия Верховного Совета СССР продолжает работу. Вчера на утреннем совместном заседании Совета Союза и Совета Наци­ ональностей началось обсуждение доклада тов. Н. С. Хрущева о дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством. Выступающие в прениях депутаты Верховного Совета единодушно одо­ бряют намеченные партией и правительством мероприятия, дополняют доклад своими замечаниями и предложениями, направленными на дальнейшее улучше­ ние руководства народным хозяйством. О ДАЛЬНЕЙШЕМ СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И СТРОИТЕЛЬСТВОМ Доклад тов. Н. С. Хрущева на седьмой сессии Верховного Совета СССР '(Продолжение. Начало см. в газете за 8 мая). Советы народного хозяйства кра­ ев, областей и республик будут непосредственно управлять подчи­ ненными им хозяйственными объ­ единениями, предприятиями и стройками, руководствуясь задания­ ми общегосударственного плана раз­ вития народного хозяйства. В связи с этим совнархозы наделяются все­ ми правами, необходимыми для осуществления хозяйственной и фи­ нансовой деятельности, и должны нести полную ответственность за выполнение заданий народнохозяйст­ венного плана и за экономические результаты деятельности подчинен­ ных им предприятий и строек. Из этого следует, что Советы народно­ го хозяйства обязаны при участии местных организаций заниматься разработкой и осуществлением пер­ спективных и текущих планов про­ изводства и строительства, обеспе­ чивать повышение технического уровня предприятий, составление и реализацию планов взаимных поста­ вок сырья и полуфабрикатов как внутри экономического администра­ тивного района, так и за его пре­ делы. Товарищи депутаты! Следует осо­ бо остановиться на вопросах разви­ тия специализации и кооперирова­ ния в промышленности. В современных условиях, когда с исключительной остротой стоят за­ дачи борьбы за технический про­ гресс, за резкое повышение произ­ водительности труда и снижение се­ бестоимости продукции, правильное решение задач специализации и кооперирования приобретает перво­ степенное значение. Без специализа­ ции и кооперирования в промыш­ ленности, без комплексной механи­ зации И автоматизации производства мы не можем успешно решить стоя­ щих перед нами задач по развитию народного хозяйства. В. И. Ленин указывал, что прогресс техники дол­ жен повести за собой специализа­ цию различных частей производст­ ва и что специализация эта* беско­ нечна точно так же, как и развитие техники. При обсуждении вопроса о пере­ ходе на новые формы управления промышленностью и строительством отдельные товарищи высказывали опасения, что, упраздняя многие специализированные министерства, мы как бы теряем специализацию, переходим на общее, так сказать универсальное, управление промыш­ ленностью. ибо- все предприятия, имеющиеся в том или ином эконо­ мическом районе, будут управлять­ ся совнархозами. Уж коли есть подобного рода опасения, давайте рассмотрим, име­ ют ли они основаю я. Существую­ щие сейчас министерства, как пра­ вило, управляют работой предприя­ тий нескольких отраслей промыш­ ленности. Например, Министерство автомобильной промышленности имеет у себя собственно автомо­ бильное производство, которое в свою очередь располагает закончен­ ным производством моторов, колес, приборов и других изделий. В ми­ нистерство также входят мотоцик­ летная промышленность, подшип­ никовая промышленность и пред­ приятия автомобильного электрообо­ рудования. Эти отрасли объединяют­ ся главками и функциональными отделами министерства. Таким обра­ зом, над заводом находятся аппарат главных управлений и аппарат ми­ нистерства. Этот аппарат отвлекает к себе большое количество специа­ листов, инженеров, техников, эко­ номистов, исключая их из сферы материального производства. Этот же аппарат нередко и мешает раз­ витию дальнейшей специализации в промышленности. В самом деле, от­ делы или управления, занимающие­ ся автомобильными заводами, про­ тив того, чтобы моторное производ­ ство выделить в самостоятельное, отделить его от автомобильного про­ изводства. Они против этого потому, что им удобнее комплектовать го­ товую продукцию, сделанную цели­ ком на заводах данного, главка. Но ведь такая организация производст­ ва не позволяет применять наибо­ лее совершенную технологию при изготовлении моторов, колес и дру­ гих изделий, снижать их себестои­ мость и обеспечивать повышение производительности труда. Извест­ но, например, что в авиационной промышленности моторное производ­ ство существует как самостоятель­ ное. И это себя вполне оправды­ вает. Промышленные министерства стремятся на своих предприятиях изготовлять все, прячем многие изделия они изготовляют полуку­ старным способом, не считаясь с огромными потерями средств и материалов. Производственная ко­ операция носит преимущественно внутриведомственный характер и является еще далеко не достаточ­ ной. Кооперирование производства по экономическим районам между предприятиями различных мини­ стерств практически осуществляет­ ся очень слабо, а это, естественно, сдерживает наиболее полное ис­ пользование производственных воз­ можностей предприятий. Работники многих министерств боятся специализации и широкого кооперирования, поскольку это связано с известной ломкой уста­ новившихся форм организации про­ изводства, и пытаются на сущест­ вующих заводах сохранить все ка к есть и работать по старинке. В каждой республике, промыш­ ленной области и в отдельных про­ мышленных городах имеется боль­ шое количество промышленных предприятий, подчиненных много­ численным союзным, союзно-рес­ публиканским и республиканским министерствам и ведомствам. В Российской Федерации, например, промышленные предприятия, под­ чинены 84 министерствам и ве­ домствам, в том числе в Москве— 80 министерствам и ведомствам, в Украинской республике — 68 ми­ нистерствам и ведомствам, в Ка­ захстане — 53, в Туркмении — меньше, чем в других союзных республиках, но все-таки 27 ми­ нистерствам и ведомствам. Ясно, что при наличия такого количест­ ва министерств и ведомств очень трудно осуществлять специализа­ цию и кооперирование производст­ ва, так ка к этому препятствуют ведомственные интересы многочис­ ленных министерств и главков. Ведомственные барьеры порож­ дают порою прямо-таки уродливые явления. Нередко тесно связанные между собой предприятия, распо­ ложенные рядом, существуют ка к самостоятельные, потому что они подчиняются различным главкам одного и того же министерства. В Нижнем Тагиле, например, до са­ мого последнего времени рядом с Ново-Тагильским металлургическим заводом существовали ка к само­ стоятельные предприятия огне­ упорный и коксохимический заво­ ды, железные- рудники, продукция которых почти полностью потреб­ ляется металлургическим заводом. Но директор Но-зо-Тагильского ме­ таллургического завода не мог ока­ зывать влияние на эти заводы, так как они самостоятельны и к тому же входили в другие главки. Такое же положение имеет место и на Украине, где в ряде случаев на од­ ной площадке размещаются метал­ лургические, коксохимические и огнеупорные заводы, подчиненные различным главкам одного и того же министерства. Директора этих заводов, следуя примеру главков, стараются отгородиться друг от друга чуть ли не монастырской стеной. Так, директор Ждановского коксохимического завода тов. Мак­ симов, защищая свою «суверен­ ность», отгородился от завода «Азо-всталь» шлакоблочным забором длиной 915 метров и высотой 2,5 метра, затратив на эту ненужную затею около 200 тысяч рублей. (Оживление в зале). Или возьмем такой пример. В городе Воскресенске, Московской области, имеется цементный за­ вод Министерства промышленности строительных материалов СССР. На базе этого завода и на одной с ним территории построен завод ас- бошиферных изделий того же ми­ нистерства, Цементный завод вы­ рабатывает цемент и передает его заводу асбошиферных изделий, ко­ торый перерабатывает его и выпу­ скает товарные изделия. По существу это одно предприя­ тие. Но посмотрите, как сложив­ шиеся в некоторых ведомствах бю­ рократические порядки уродуют предприятия. В Министерстве про­ мышленности строительных мате­ риалов СССР этот единый произ­ водственный организм искусствен­ но разделили на два самостоятель­ ных завода и подчинили двум раз­ ным главным управлениям: це­ ментный завод — Главзападце-мен- ту, а завод асбошиферных изделий — Главасбошиферу. Это привело к тому, что появились два директо­ ра, два главных инженера, две са­ мостоятельные бухгалтерии, а так­ же другие повторяющиеся отделы. А ведь заводы находятся на од­ ной территории, связаны общим энергетическим хозяйством, общи­ ми коммуникациями и более 85 процентов продукции цементного завода идет прямым ходом заводу асбошиферных изделий. Оба завода тесно связаны меж­ ду собой, и два директора фактиче­ ски одного предприятия должны обращаться в Москву из Воскре- сенска, чтобы решить какой-ни­ будь вопрос, связанный с произ­ водством, а в Москве, в министер­ стве, этим заводом занимаются два главка, и, следовательно, при раз­ ногласиях между главками вопрос может быть решен только руковод­ ством министерства. Еще более разительным приме­ ром является разделение Москов­ ского электрозавода между тремя министерствами. Бывшие цехи это­ го предприятия превратили в за­ воды, создав три самостоятельных заводоуправления с соответствую­ щими штатами. С образованием экономических районов и организацией Советов на­ родного хозяйства, с упразднени­ ем многочисленных специализиро­ ванных министерств и главков мы сразу получим возможность к осу­ ществлению специализации и ко­ оперирования производства в са­ мых широких масштабах. Ведь в каждом экономическом администра­ тивном районе имеются сотни пред­ приятий, и объем производства во многих районах больше, чем объем производства ряда существующих министерств. В этих условиях ра­ зумно организованные специали­ зация и кооперирование производ­ ства через совнархозы помогут полнее использовать огромные ре­ зервы, имеющиеся в нашем народ­ ном хозяйстве. Возьмем к примеру Московский городской экономический админи­ стративный район. Только машино­ строительные и металлообрабаты­ вающие предприятия, находящиеся в Москве, производят продукции больше, чем четыре машинострои­ тельные' министерства — Мини­ стерство станкостроительной и инструментальной промышленно­ сти, Министерство магаинострое- вия, Министерство приборострое­ ния и средств автоматизации и Ми­ нистерство тяжелого машинострое­ ния. В ведение Московского город­ ского совнархоза предполагается пе­ редать 600 наиболее крупных про­ мышленных предприятий различ­ ных отраслей, которые произвели в 1956 году более чем на 55 мил­ лиардов рублей промышленной продукции. В ведение Совета народного хо­ зяйства Московской области пред­ полагается передать 593 промыш­ ленных предприятия, на которых производится продукции на 43 миллиарда рублей. Это тоже равно продукции нескольких мини­ стерств. Возьмем такую область, ка к Ке­ меровская. В ведение Совнархоза Кемеровской области намечается передать 254 промышленных предприятия, на которых работает 253 тысячи рабочих и произво­ дится на 13,3 миллиарда рублей промышленной продукции. Для сравнения укажем, что на всех предприятиях Министерства трак­ торного. и сельскохозяйственного машиностроения имеется 259 ты ­ сяч рабочих, и вся продукция это­ го министерства составляет 11 миллиардов рублей. Таким образом, в ведении Кемеровского Совнархоза будут находиться предприятия с большим объемом продукции, чем все предприятия, объединяемые Ми­ нистерством тракторного и сель­ скохозяйственного машиностроения. В Коми АССР промышленные предприятия подчинены 30 мини­ стерствам и ведомствам. Некоторые из них имеют всего по одному или по два предприятия. В новых усло­ виях Совнархоз Коми АССР будет объединять 149 промышленных предприятий, на которых работает 100 тысяч рабочих и производит­ ся на 3,5 миллиарда рублей про­ мышленной продукции. Для сравне­ ния следует отметить, что на всех предприятиях Министерства строи­ тельного и дорожного машинострое­ ния имеется 65 тысяч рабочих, и продукция предприятий этого мини­ стерства составляет 3,2 миллиарда рублей, то есть меньше, чем на предприятиях, которые будет объе­ динять Совнархоз Коми АССР. Все это также говорит о том, на­ сколько выросла промышленность в республиках, краях и областях, как усложнилось руководство хозяйством и насколько назрела необходимость перейти к управлению промышлен­ ностью и строительством по терри­ ториальному принципу. Перестройка руководства промышленностью в этом направлении позволит успешно решать вопросы развития специали­ зации и кооперирования промышлен­ ности, быстрее решать вопросы це­ лесообразного комбинирования род­ ственных предприятий. При реорганизации управления промышленностью предусматривает­ ся, что в каждом экономическом ад­ министративном районе будет соб­ людена специализация путем созда­ ния специальных управлений, тре­ стов или отделов в совнархозах в зависимости от наличия предприя­ тий тех или иных отраслей промыш­ ленности. При новой организации управления специализация не толь­ ко не нарушается, а, наоборот, уси­ ливается. Как же может быть ина­ че, если вопросами специализации будут заниматься совнархозы, Гос­ планы союзных республик, если Госплан СССР будет иметь, помимо общих отделов сводного планирова­ ния, также специализированные от­ делы, подотделы и специалистов по различным отраслям промышленно­ сти, объединяя, таким образом, и направляя-развитие специализации и кооперирования отдельных отрас­ лей народного хозяйства в увязке с. планами хозяйственного развития в общегосударственном масштабе. Эти специализированные отделы и подотделы и должны будут разраба­ тывать планы развития отраслей промышленности и следить за их осуществлением. Для правильной ор­ ганизации развития отраслей про­ мышленности необходимо группу ос­ новных работников министерств — наиболее знающих специалистов, хозяйственников и руководящих ра­ ботников направить для работы в Госплан СССР. Следовательно, в результате пе­ рестройки управления будут созданы значительно большие возможности для специализации и кооперирова­ ния как внутри экономических рай­ онов и республик, так и во всем народном хозяйстве, будут созданы условия для лучшего использования промышленного потенциала страны, достижений нашей науки, правиль­ ной расстановки инженерно-техни­ ческих и научных кадров, повыше­ ния роли научных учреждений и ин­ ститутов в борьбе за технический прогресс. Если у отдельных товарищей и возникают сомнения в том, можно ли при новой структуре обеспечить специализацию и кооперирование производства, то эти сомнения яв­ ляются, видимо, результатом или недопонимания сути перестройки, или приверженностью к уже уста­ ревшим формам управления про­ мышленностью и строительством. Перестройка управления промыш­ ленностью и строительством даст возможность быстрее устранить не­ достатки, порождаемые ведомствен­ ностью, позволит лучше использо­ вать силы рабочих, деятелей науки и техники для нового мощного подъ­ ема советской экономики. Товарищи депутаты! Важнейшей стороной деятельности совнархозов будут являться оперативное руко­ водство развитием промышленности и строительства данной области или республики и строгое соблюдение гоо.ударетаеннфй дисциплины в вы­ полнении заданий народнохозяйст­ венного плана. Чтобы обеспечить широкое уча­ стие трудящихся в управлении про­ мышленностью и строительством, при совнархозах целесообразно создать технико-экономические со­ веты, в которые войдут крупные специалисты, новаторы и передови­ ки производства, руководители пар­ тийных, советских, хозяйственных, профсоюзных, научно-исследова­ тельских и других организаций. Следует тщательно подойти к оп­ ределению необходимого количества работников в аппарате совшархоза и не допускать излишеств в числен­ ности управленческого персонала. Аппарат совнархоза должен быть небольшим, но квалифицированным. При обсуждении тезисов многие товарищи указывали на необходи­ мость расширить права директоров предприятий, сократить число пла­ новых показателей, которые уста­ навливаются для . предприятий и строек, предоставить ■ директорам больше самостоятельности в реше­ нии твхйичёсжих, финансовых и хо­ зяйственных вопросов. Следует серьезно подумать над этими во­ просами и найти наиболее разумное решение. Необходимо более гибко перестро­ ить управление промышленностью и внутри экономических районов. Взять, например, такие районы, как Москва, области Урала, Сибири, Украины, где производится огромное количество промышленной продук­ ции. Следует обстоятельно разо­ браться с заводами, правильно ре­ шить вопрос трестирования и ком­ бинирования предприятий, развития специализации, экономически вы­ годной и технически целесообразной как внутри данного экономического административного района, так и в масштабе республики или Союза, выявить недостатки и улучшить ру­ ководство производством, внедрени­ ем новой техники, разработкой ле­ вой технологии, процессов ком­ плексной механизации и автомати­ зации. Перестройка руководства про­ мышленностью и строительством создает наиболее благоприятные ус­ ловия для успешного выполнения предложений рабочих и инженерно- технических работников по органи­ зации и рационализации производ­ ства, позволит, наконец, подойти к давно назревшему вопросу об упро­ щении и улучшении инженерного, хозяйственного и административно­ го управления производством. У нас сейчас в этом деле много недо­ статков. Рассмотрим, например, вопрос об организации службы технического контроля на предприятиях. Над на­ чальником цеха и мастером сейчас имеется много контролеров. Для то­ го, чтобы повысить ответственность за соблюдение технологической дис­ циплины, за качество выпускаемой продукции и удешевить производст­ во, надо повысить роль тех людей, которые первыми должны отвечать за качество продукции, роль масте­ ра и начальника цеха. Рабочий, мастер, начальник цеха — лучшие контролеры. Они лучше, чем кто- либо, знают качество металла, ма­ териалов и изделий. Их нужно по­ ощрять не только за количество вложенного труда в изделие, но и за качество продукции. На пред­ приятиях имеется большая сеть приемщиков различных министерств и ведомств, что далеко не всегда оправдано. Помимо контролеров от- дело-в технического контроля, неко­ торые заказчики , продукции содер- лит штат $воих контролеров на предприятиях, которые принимают даже такую продукцию, как гал­ стуки. К слову сказать, несмотря на обилие контролеров, качество гал­ стуков часто еще плохое, и поку­ патели выражают справедливое не­ довольство по этому поводу. Тыся­ чи людей отвлечены от материаль­ ного производства во всякого рода контрольные аппараты. Эти люди в конечном счете не помогают пред­ приятиям повышать уровень произ-1 водства, необходимый для обеспе­ чения хорошего качества продукции. Несмотря на наличие огромного аппарата контролеров, наши пред­ приятия выпускают в ряде случаев недоброкачественные изделия, что наносит ущерб народному хозяйст­ ву. По данным ЦСУ потери от брака в промышленности за 1955 и 1956 годы составили около 6 миллиар­ дов рублей. Это при том условии, что в союзной и республиканской промышленности имеется свыше 400 тысяч работников технического контроля. Только на предприятиях, например, автомобильной промыш­ ленности, тракторного, сельскохо­ зяйственного и транспортного ма­ шиностроения работает около 50 ты­ сяч контролеров’ -и браковщиков. Контролеры и браковщики по отно­ шению. к основным производствен­ ным рабочим составляют, например, на Мичуринском заводе поршневых колец и на Первом шарикоподшип­ никовом заводе около 20 процентов. Разве не ясно, что все это сни­ жает ответственность тех, кто. мо­ жет обеспечить высокое качество продукции, и значительно повыша­ ет себестоимость продукции. Нам кажется, что назрела необходимость пересмотреть законы и решения, ко­ торые у нас есть, по этому вопро­ су, выработать другие, лучшие, бо­ лее соответствующие современным условиям производства! В частно­ сти, целесообразно рассмотреть во­ прос о восстановлении существо­ вавшей ранее практики,' когда луч­ шим рабочим предоставлялось право сдавать с®ою продукцию со сво­ им клеймом, минуя отдел техниче­ ского контроля. Следует также сказать об орга­ низации управления строительством в экономических административных районах. На базе многочисленных, раздробленных сейчас по отдель­ ным ведомствам строительных орга­ низаций в экономических районах надо создать единые подрядные строительные организации, подчи­ ненные Советам народного хозяйст­ ва. Часть строительных организа­ ций, руководимых совнархозами, будет по вопросам планирования и развития техники находиться также в порядке двойного причинения в ведении соответствующих строи­ тельных министерств. Советы на­ родного хозяйства должны непо­ средственно управлять этими стро­ ительными одааяшацшши, что позволит лучше ипнаьссш ть строи­ тельные механизмы, снизить стои­ мость строительства, быстрее вво­ дить в действие производственные мощности промышлёВШх й Щ Щ й я ^ тий, повысит темпы жилищного и культурно-бытового строительства.» В ходе обсуждения некоторые то­ варищи высказывали опасение ро поводу специализированных строи­ тельно-монтажных организаций. Эти организации будут находиться в со­ ставе совнархозов тех экономиче­ ских районов, в которых в настоя­ щее время они выполняют основ­ ные работы. Работать же они будут по плану Госплана республики, Гос­ плана СССР или соответствующего министерства. Создание совнархозов даст воз­ можность упорядочить материально- техническое снабжение и вместо множества существующих в настоя­ щее время в областях, краях и рес­ публиках параллельно действующих сбытовых и снабженческих контор и баз создать единые органы, веда­ ющие снабжением и сбытом. Все это позволит лучше исполь­ зовать имеющиеся у нас матери­ альные ресурсы и производственные мощности, сократить административ­ но-управленческие расходы, ул уч­ шить организацию управления про­ изводством в промышленности я строительстве. Уже сейчас можно сказать, что, осуществив перестрой­ ку, мы получим большие матери­ альные результаты. Назову хотя бы такие цифры: административный аппарат и аппарат по снабжению, сбыту и заготовкам союзных, союз­ но-республиканских и республикан­ ских лромьшыеганьгх и строительных министерств и ведомств состав­ ляет сейчас около 850 тысяч чело­ век, и на его содержание государ­ ство затрачивает в год около 10 миллиардов рублей. Сокращение этого аппарата только на 10 про­ центов уже даст экономию около миллиарда рублей. Еще более зна­ чительный экономический эффект будет получен от снижения себе­ стоимости промышленной продукции и строительства в результате луч­ шего использования всех имеющих­ ся у нас ресурсов. Известно, что один процент снижения себестои­ мости промышленной продукции на предприятиях союзной и союзно- республиканской промышленности означает экономию не менее чем 7 миллиардов рублей, а один про­ цент снижения стоимости строи­ тельства — не менее одного мил­ лиарда рублей. Надо полагать, что перестройка управления даст воз­ можность дополнительно снизить себестоимость промышленной про­ дукции и строительства не на один десяток миллиардов рублей. VI. О дальнейшем улучшении плакирования и перестройке работы органов планирования и учета Товарищи депутаты! Плановое ве­ дение народного хозяйства является одним из коренных преимуществ социалистического строя перед ка­ питалистическим. Осуществляя ме­ роприятия по совершенствованию организации руководства народным хозяйством, партия и правительство уделяют особое внимание дальней­ шему усилению планового начала в развития народного хозяйства. Придавая первостепенное значе­ ние развитию народного хозяйства по единому государственному плану, В. И. Ленин подчеркивал необходи­ мость повышения роли Госплана в хозяйственном строительстве. Сейчас при наличии выросших кадров, обладающих глубокими ин­ женерными и научными знаниями, а также большим практическим опытом, имеются самые благопри­ ятные возможности для дальнейше­ го расширения функций Госплана как в планировании народного хо­ зяйства, так и в координации дея­ тельности по осуществлению народ­ нохозяйственного плана. В процессе обсуждения настояще­ го вопроса отдельные товарищи выдвинули предложение о создании Высшего совета народного хозяйства или специальных хозяйственных органов в визе, например, комите­ тов при Совете Министров СССР, на которые они рекомендовали воз­ ложить руководство гдащйыш отрас­ лями тяжелой промышленности. Эти предложения встретили справедли­ вые возражения. Многие товарищи указывали, что такой центральный орган, как ВСНХ, неизбежно по­ требует создания аппарата анало­ гично существующим аппаратам ми­ нистерств и главков. ВСНХ и его главки так же, как и теперешние союзные министерства, дублировали бы работу совнархозов и соответст­ вующих отраслевых подразделений Госплана, тратили бы силы и вре­ мя на многочисленные текущие во­ просы, которые успешно могут быть решены в республиках и экономи­ ческих районах, а также отвлекали бы большое число квалифицирован­ ных работников на увязывание и согласование различных хозяйствен­ ных мероприятий. Что касается создания отрасле­ вых комитетов, то, видимо, более правильно, ка к это предлагается в розданном вам проекте Закона, сохранить по некоторым отраслям министерства, соответственно изме­ нив их функции. В условиях намечаемой реорга­ низации управления промышлен­ ностью и строительством существо­ вание Госэкономкомиесии становит­ ся нецелесообразным, поскольку ее функции будут осуществляться Гос­ планом СССР и Госпланами союз­ ных республик, Намечаемая перестройка управле­ ния промышленностью и с т р о и т е л ь ­ ством требует к о р е н н о г о улучшения работы плановых органов в центре и на местах, дальнейшего у к р е п л е ­ ния Госплана СССР, Г о с п л а н о в с о ­ юзных^ республик и местных плано­ вых органов высококвалифицирован­ ными специалистами. Госплан СССР должен стать на­ учным планово-экономическим ор­ ганом народного хозяйства страны. Он призван глубоко и всесторонне изучать потребности народного хо­ зяйства, учитывать достижения науки л техники и на основе этого разрабатывать предложения по раз­ витию всех отраслей неаредното хо­ зяйства, в которых наиболее тща­ тельно учитывать возможности ком­ плексного развития экономики, и рационально использовать ресурсы в общегосударственных интересах. В новых условиях разработка народно­ хозяйственных планов будет произ­ водиться в разрезе союзных респуб­ лик и экономических администра­ тивных районов. Госплан СССР дол­ жен обеспечивать правильное и пропорциональное развитие отрас­ лей народного -хозяйства страны и е этих позиций проверять планы отдельных союзных республик и районов. В настоящем докладе нет необхо­ димости излагать все вопросы, свя­ занные с перестройкой работы Гос­ плана в новых условиях. Об этом подробно было сказано в тезисах доклада, основные положения кото­ рых об улучшении планирования получили одобрение в ходе обсуж­ дения. Серьезные недостатки в практике планирования и задачи улучшения работы плановых орга­ нов были всесторонне рассмотрены и широко обсуждены на декабрь­ ском и февральском Пленумах Цен­ трального Комитета' партии и на предыдущей сессии Верховного Со­ вета СССР. При рассмотрении этого вопроса на данной сессии мне хотелось бы обратить ваше внимание, товарищи депутаты, на некоторые наиболее существенные моменты намечаемой перестройки работы Госплана СССР и улучшения практики планирова­ ния. Прежде всего надо значительно у л у ч ш и т ь дело перспективного пла­ нирования. Помимо годовых и пя­ тилетних планов, Госплан призван разрабатывать перспективные пла­ ны на более длительные периоды в целом по народному хозяйству стра­ ны и по отдельным отраслям. Па основе этих планов должны опре­ деляться правильное с о о т я ш с е ц м между различными отраслями на­ родного хозяйства и направления Для развития отдельных эксяомаче- с к рх районов. (Продолжение на 2-й стр).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz