Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

2 Л,в,йьлбдъчтв* вылд ■ШЛШ/‘ М/СбКд/д 0й5Л6нр).О, Молодые рационализаторы тракторного завода. На снимке (слева направо): В. К. Алехин — старший мастер цеха нормалей; И. С. Максимов — слесарь цеха пусковых моторов; Е. Д. Петручеико — конструктор отдела главного технолога; Г. М. Геокчоглян технолог цеха шасси; Р. А. Александров— старший нормировщик чугунолитейного цеха; С. В. Богданов — старший инженер по нормирований; М. Д. ПестрикОв — начальник отделения сталелитейного цеха; Н. М. Полежаев — старший технолог цеха сборки тракторов; В. П .’ Тихонов * - бригадир елесарей-моделыциков чугунолитейного цеха; В. В. Тарасов — старший Технолог отдела главного технолога; В. И. Чеботарев — старший технолог отдела главного металлурга. Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 апреля 1957 г., ЭД 83 (8 3 6 ) к Страница новатора *А| Молодые рационализаторы Изобретение С. Добрынина Пять лет тому назад Сергей Ва­ сильевич Добрынин закончил курсы бухгалтеров и стал работать по спе­ циальности, Бывая в Цехах трактор­ ного завода, молодой счетный работ­ ник обратил внимание на то, что многие работы выполняются вруч­ ную. Наблюдая работу заливщиков, он поинтересовался у технолога, меха­ низирована ли где заливка в опоки? Тот ответил, что таких машин еще нет, й непосвященный в литей- ное производство бухгалтер был удивлен, почему до сйХ пор не облегчен труд заливщиков, С тех пор Добрынина все чаще влекло на участок заливки, В мыс­ лях рождались разнообразные ва­ рианты машин, способных выпол­ нять работу по разливу стали. Й, наконец, замысловатый макет, сде­ ланный в долгие вечера из фанеры и картона, был готов, В июле 1955 года схему и крат­ кое описание разливочной машины Добрынин сдал в БРИЗ завода. Многие из инженеров говорили, что из этой затеи ничего не полу­ чится. Настойчивый рационализатор че­ рез некоторое время обратился к бывшему главному инженеру Липец­ кого тракторного завода Изотову и получил от него положительный от­ зыв. Изотов ознакомился со схемой, отметил ее недостатки и предложил Добрынину вместе с начальником БРИЗ’а Скуратовым оформить и от­ править весь материал в Главное управление тракторной промышлен­ ности. Достоинством разрабатываемой Добрыниным машины является ее способ­ ность двигаться во невводьрш направле­ ниям. С помощью не­ зависимых друг от друга трех реверсив­ ны х электфомбОДШ она должна переме­ щаться по рельсам, поднимать и повора­ чивать площадку с ковшом. Все это при­ водится в движение нажатием кнопок, Раз­ лив металла в дви­ жущиеся омом должен производиться вращением Штурвала, также независи­ мого от вышеописанных операций. Машина ком­ пактна, ее длина не более 1,5 метра. Добрынин получил справ­ к у о принятии его изобре­ тения Министерством й передаче в научио-иссле- дователыжий институт. При составлении схемы большую помощь оказал Добрынину начальник тех­ нической части отдела главного Металлурга Тыр- тышный. В январе 1957 а д а Ми­ нистерство выдало Добры­ нину авторское свидетельство, При внедрений разливочной шины, говорится в решении Мини­ стерства, в технологическом про* цессе ничего не меняется, за исклю­ чением разлива металла. Который производится не вручную, а механи­ зированным способом, что ускоряет процесс заливки, облегчает труд За­ ливщика. Предложения заявителя имеет промышленную полезность, подоб­ ные залйбоЧные машины не извест­ ны. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиност­ роения СССР решило выдать изо­ бретателю Добрынину С. В. автор­ ское свидетельство на «Передвиж­ ную литейную разливочную маши­ ну «СД -Ъ . Дело теперь за изготовлением й внедрением машины в производство. •П. АНЦУПОВ. С 8 по 10 апреля на Липецком трак­ торном заводе будет проходить отрасле­ вое совещание молодых рационализаторов предприятий Главтракторопрома. На сове­ щании будут присутствовать молодые ра­ ционализаторы и новаторы производства всех тракторных заводов Советского Сою­ за, а также представители Чаплыгинекого агрегатного завода и Елецкого завода «Сельхоззапчасть». Совещание обсудит вопрос о ходе объяв­ ленного в конце прошлого года конкурса на лучшее рационализаторское предложе­ ние и изобретение. С сообщением о ходе конкурса выступят главный Инженер ЕлаЬ- Тракторопрома А, Е. Изотов и глайные ин­ женеры заводов. Редакция «Ленинского знамени» обра­ тилась к молодым рационализаторам на­ шего тракторного завода с вопросом: с чем вы идете к отраслевому совещаний? На этой странице публикуем ответы на этот вопрос — выступления молодых рациона­ лизаторов й новаторов производства. ☆ ☆ Стайность увеличена е 2 0 раз патак требовала ма- Схема рашйдчнай машинеI Экономия в год—10.389 рублей 25 марта комитет ВДЁСМ завода совместно с дирекцией объявил че­ тырехмесячный конкурс на лучшее рационализаторское предложение. Сейчас уже начали поступать от молодых рабочих и инженерно-тех­ нических работников различные предложения. Молодой технолог 5ГДёла главного металлурга Василий Чеботарев, про­ ходя по сталелитейному цеху, обра­ тил внимание на одну из деталей, которая называется «Средний кор­ пус», «А нельзя ли ее облегчить, у ж больно громоздка?»— 'подумал Чеботарев. Не теряя времени, Васи­ лий принялся За Дело— он решил йз меяить конструкцию детали, сде­ лать ее проще, легче. После многих опытов эТо ему уда­ лось. Предложение молодого техно­ лога одобрили и внедрили в произ­ водство. Новая конструкция «сред­ него корпуса» облегчила на 1100 граммов каждый трактор. Такова экономия металла на изготовлении машины. А каков годовой эффект? Подсчитано, ЧТО предложение .Васи­ лия Чеботарёва даст возможность заводу сэкономить в год 10 ТЫСЯЧ 389 рублей. С. СТЕПАНОВ. Новая конструкция штампа В кузнечной цехе способом го­ рячей ш таяш вки на паровоздуш­ ных молотах штампуется значитель­ ное количество деталей трактора. В отдельных случаях, когда поков­ ка по своей конфигурации сложна, она изготовляется из двух частей, после чего сваривается. Ё такой ка­ тегории поКовов принадлежит, на­ пример, деталь, именуемая рыча­ гом блокировки. Первая часть этой поковки штамповалась однотонным молотом. Вторая/«ее часть (пру­ ток) изготовлялась отдельно в со­ седнем, заготовительном цехе, затем для получения окончательной „де­ тали обе эти ча ем сваривались на специальной электросварочной машине. СлоВой, технология изго­ товления была довольно сложной. В к лю ч и в ш и с ь в конкурс рациона­ лизаторов, я поста&йДа йере^ собой задачу упростить изготовление этой детали в условиях кузнечного цеха. Была разработана конструкция другого молотового ш т а т а , кото­ рый йояволм и з г о т о в ля т ь Деталь 6 целом виде без последующей свар­ ки, используя тот же однотонный молот. Мое скромное предложение позво­ лило снизить трудоемкость изго­ товления детали на две минуты, сэкономить на один трактор 400 граммов металла, Годовая экономия от предложения составила 27 ты ­ сяч рублей, А. Б у р к о в а , технолог кузнечного цеха, В т в о р ч е с к ом с о д р у ж е с т в е Успешное развитие всех отрас­ лей машиностроения в значитель­ н о ! мере определяется внедрением в' производство высокопроизводи­ тельных методов обработки резани­ ем. В работе на токарных автома­ тах, полуавтоматах! многорезцовых станках это прежде всего зависит от схода стружки с резца (пра­ вильного стружкозавивания). На нашем тракторной заводе многое сделано по улучшению кон­ струкций резцов. Значительный вклад в это зело внесли за послед­ нее время молодые инженеры лабо­ ратории резания и упрочнения Вла­ димир Ёобзев и Виктор Кожин, Под руководством кандидата техниче­ ских наук т. Штейнберга они Про­ вели многочисленные опыты приме­ нения различных стружкоЯомаю- щих резцов, Были испытаны резцы, изготов­ ленные по заводской нормали, рез­ цы с точками, применяемые на подшипниковых заводах страны для обработки стали ШХ -15, и резцы с лункой конструкции лаборатории резаниЯ Нашего завода. Критерием Испытаний был износ гРзЦбв йо Вклад молодого мастера Мастер прессового цеха Й. Пели­ каний и зв е сти на заводе, ка к ак­ тивный рационализатор. Участвуя в ковку рог, он внес 6 рационализаторских предложе­ ний. Пуансон-матрица для штамповки небольшой детали трактора^—сто­ порного кольца —- изготовлялась из углеродистой стали и быстро изна­ шивалась. Рационализатор предло­ жил для этого сталь другой марки с новой технологией термической об­ работки. Если раньше пуавсон- магрлца моМа 6ыФь В й олШ в а н а для изготовления 300-“ -400 дета­ лей, то теперь При ее помощи мож­ но штамповать несколько тысяч деталей. По другому предложению П. Но­ лика нина ШтампоВКа одной ИЗ де­ талей масляного радиатора произво­ дится из отходов металла Одновре­ менно йо две ш туки. Раньше штам­ повалось по одной детали из ли­ ста. Й. кочкин. задней Грани й стойкость р Щ а по количеству обработанных деталей, выраженной в минутах машинного времени (до переточки). Испыта­ ния проводились на Черновых й ЧИ­ СТОВЫХ проходах при обработке Ше­ стерен. Одновременно проводились опыты по нахождению экономической тех­ нологии заточки этих резцов, Для затоЧйй Лунки был предложен алю­ миниевый или бронзовый притир с применением карбида бора. Испытания резца с мнкролункой, предложенного Гт. ШтеЙЦбергом, Еобзевым и Кожиным, показали хо­ рошие результаты. На образование лунки тратится всего 10— 15 се­ кунд. Вместе С Тем, совершенно устранилась опасность появления поверхностных трещин, которые наблюдались при заточке резцов на Карборундовых Кругах, а также при образования лунок на электро­ искровых аппаратах, Новая конструкция резцов с стружкообразующим устройством может быть успешна внедрена на всех машиностроительных пред­ приятиях нашей области. В. КУЗНЕЦОВ, инженер лаборатории резания и упрочнения ЛТЗ. Во Всех современных лй- теЙкых. кузнечных и тер­ мических цехах в широ­ ких масштабах применяет­ ся дробеагеТняя очистка Из­ делий от окалины. В спё- циальиых дробеструйных аппаратах устанавливают­ ся турбины, которые с большой силой раэбра,сыпл­ ют стальную дробь в на­ правлении двигающихся по конвейеру стальных или чугунных отдам®, н тем , самым очйщают их ш р у ж - ную поверхность. Лопатки таких турбин должны быть очень стойкими, та® как они находятся в условиях йнТейсйвяого изнашивания и обычно требуют быстрой замены. Йа нашем заводе эти лопатки изготовлялись из особо прочной марганцовистой стали ЛГ-13, с со­ держанием марганца до 15 процен­ тов. На других заводах их делают из чугуна, улучшенного легирую­ щими элементами. Но несмотря на это, стойкость лопаток ка к на на­ шем, та® и на других родственных заводах, была незначительной, Ло­ патки требовали замены самое боль­ шее после 24 часов работы, а иног­ да выходила из строя через 7— 10 часов. Такое положение явно не устраивало завод. Частая смена де­ ла много времени у слесарей - монтной службы. Вместе с начальником централь­ ной заводской лаборатории, Л. Д. Качу ром я стал искать возмож­ ность замены металла для лопаток турбин дробеструйных камер. Мы пробовали применять для этого различные Марий сТалй с различной термической обработкой, Нужно было использовать такой металл, который обладал бы повы­ шенной износоустойчивостью не только в поверхностном слое, то и по всему своему сечению. После длительных экспериментов мы при­ шли к выводу, что положительные результаты дает сталь марки ШХ-15. Лопатки из такой стали не отли­ вались, а штамповались при опре­ делённой температуре. Затем про­ изводилась термическая обработка по следующему режиму: закалка при температуре 850 градусов, охлаждение в Масле и отпуск при температуре в 170 градусов. Сталь марки ШХ -15 не является дефицитной. ИзгМсйяейнЫе йз нее лопатйи турбин дробеструйных аппаратов могут эксплуатироваться без замены по 190— 212 часов, в. клишин, инженер отдела главного металлурга, У совершенствование гидравлической системы Трактор «КДП-35», выпускаемый ЛйЯеЦКим тракторным заводом, име­ ет специальный гидроподъемный механизм для навесных сельскохо­ зяйственных орудий, С Конца прош­ лого года на тракторе установлена дополнительная гидросистема, об­ служивающая боковые выносные гидравлические цилиндры, которые позволяют использовать навесные орудия Не только сзади трактора, но и с его боКОв, Дополнительная гидросистема Довольно сложна, В ее схеме важную роль играет шланг высокого давления, по которому по­ ступает масло из гидроподъемника ,в распределитель, При окончательной сборне трак­ тора на главном конвейере резино­ вый Щлайг высокого давления до­ ставляет немало хлопот нашим сборщикам. ЭТОТ'-шланг, длиною бо­ лее метра, проходит через специ­ альное отверстие в крыле между осью трактора и коробкой переме­ ны передач. ЙОД болтом шаровой опоры заднего моста шланг закреп­ ляется специальным хомутиком и уже затем соединяется системой Штуцеров с Нижней частью гиД- р№6ДШ(ййК&. Я решил упростить эту схему шланга. К Такому выводу я йрйШеЛ, учи­ тывай следующие важные обстоя­ тельства. Резиновый шланг дорог по цене и является дефицитным материалом на заводе. Монтаж шланга требует ряда Дополнитель­ ных деталей; штуцеров, муфт, ре­ зиновых ПроКлаДок, хомутиков и других. ПроХодя в нижней части ходовой системы трактора, резино­ вый шланг может подвергаться ме­ ханическим повреждениям. По предложенной мною схеме резиновый Шланг с внутренним сс- Чеййем в 12 миллиметров Заменяет­ ся Изогнутой стальной трубкой та­ кого же сечения. При этом трубка соединяется не с нижним, а с верх­ ним отверстием гидроподъемника. От этого нисколько не изменяется и но ухудшается работа гидроподъ­ емника. Стальная трубка, проло­ женная но крылу трактора, не име­ ет пересечений. Монтаж ее очень прост, при этом она надежно предо­ хранена от внешних поврежде­ ний. Вес всего узла нисколько' не изменяется. ■ Замена .резинового шланга высо­ кого давления стальной трубкой да­ ет возможность прекратить изготов­ ление восьми различных мелких де­ тален. Стоимость изготовления каж ­ дого трактора уменьшается на 40 рублей. Н. ПОЛЕЖАЕВ, старший технепег цеха еворни трх...„,зов. дёлигя&п'ь Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы О На Липецком тракторном ааао- вбде с каждым месяцем растет КО- личйстйо молодых рационализато­ ров. С начала конкурса на лучшее предложение и изобретение, объяв­ ленного МинистерСТйбм ТракТбрнбгО и сельскохозяйственного машино­ строения совместно е ЦК ВЛКСМ, от молодых рационализаторов по­ ступило 744 предложения, из кото­ рых 216 внедрено в производство. Экономия от внедрения составила 1 МИЛЛИОН 24 ТЫСЯЧИ рублей. 0 На заводе типографским спо­ собом большим тиражом издана «Памятка молодому рационализато­ ру», В «Памятке» напечатаны матери­ алы, посвященные ходу конкурса к предстоящему совещанию молодых рационализаторов тракторной про­ мышленности. 0 На зазоде организован кино­ лекторий для молодых рационали­ заторов. 0 На одном из последних заня­ тий. главный инженер завода Т. Тка- чевский прочитал лекцию о роли иаобретателей и рационализаторов в техническом прогрессе. 6 заклю­ чение был показан фильм «Новато­ ры машиностроения», Станок слесаря В. Ляхова Слесарь чугунолитейного цеха Липецкого тракторного завода В. Ляхов включился в конкурс молодых рационализаторов на лучшее предложение и изобретение. Он предложил оригиналь­ ную конструкцую Проволочно-рубильного станка. В . настоящей время рубка каркасной проволоки для стержней производится вручную или режется айтогёноМ. Это отнимает много времени, если учесть, что в месяц приходится обрабатывать окбло ста тонн проволоки различного сечбйия. Слесарь Ляхов по своим чертежам изготовил детали для стан­ ка, а затем смонтировал его. Станок приводится в движение электромотором и имеет высо­ кую производительность. Станок молодого рационализатора уже пущен в эксплуата­ цию. На снМмке: слесарь В. В. Ляхов у станка своей конструкции. Фото В. Малыка. Сталелитейный цех нашего заво­ да имеет новейшее техническое обо­ рудование. Не­ сколько лет назад в цехе появились ви м в д кш в о д и т а а ш ы е стержй е- вые м 1 ногошпиЕдельяые машины, применяемые при формовке стерж­ ней для проушины звеньев гусе­ лец. Появление таких машин значи­ тельно облегчило труд стерженщиц. По пути дальнейшей механизации А. ГОНЧАРОВ. имеет бункер для запаса Стержневой массы и приемник, в котором происходит процесс фор­ мовки стержней. Проводя профи­ лактический ремонт таких машин, я всегда обращал внимание на То обстоятельство, что перемешивание стержневой массы в приемнике не­ достаточно. Стерженщица, обслу­ живающая машину, вынуждена бы­ вает деревянной лопатой вручную перемешивать стержневой состав, чтобы ускорить выход готовых стержней из отверстий приеМнИКа. При всох высших качествах агре­ гата это было существенным его недостатком. Пришлось немало Подумать на! Дальнейшей модернизацией стерж­ невой машины. А что, если в приемнике устано­ вить о т о м а ш ь -н ы й механизм пе­ ремешивания, чтобы вовсе ликви­ дировать ручной труд на этой опе­ рации? Задавшись такой цель», я стал детально изучать па та н у, ев свойства и особенности. Между де­ лом, По своим собственным нему­ дреным чертежам стал изготовлять такой механизм. Установил ето на оДНон из машин, соединил цепью с нижними вращающимися шестер­ нями агрегата. Механизм состоял ИЗ обычного вала, с закрепленными в нем металлическими пластинками— рыхлителями. Двадцать два рыхли­ теля были установлены Нод углом В 129 градусов друг от друга. Запустив механизм, я убедился, что достиг своей цели. Процесс пе­ ремешивания состава стал более, интенсивным. Стержни формовались значительно быстрей, чем раньше. Очень важно, что они выходили йз отверстий приемника болев равно­ мерно и быстро заполняли гнезда сушильной плиты. До модернизаций стержневой машины наблюдалось такое явление, тогда один — два стержня уже были готовы, а осталь­ ные только начинали формоваться. Чтобы выровнить их, стерженщи­ цам приходилось обрезать длинный стержни, из-за чего большое коли­ чество готовой массы шло в отход. Мое предложение было принято и внедрено на всех стержневых Ма­ шинах. Это позволило яйквйдпро­ вале ручное перемешиваний мас­ сы, повысило производительность труда стерженщиц, снизило трудо­ емкость йа 20 процентов. Участвуя в конкурсе молодых рационализаторов, мне очень при» йтно сознавать, ЧТо я прянее поль­ зу родному заводу, А. ГОНЧАРОВ, еяебарь ремонтной службы сталелитейного цеха. ой .-г Модернизация точечных машин В прессовом цехе нашего завода широко применяются различные ви­ ды электросварки. Особенно важное значение имеют Точечные электро­ сварочные машнны «Веваг», парк которых значителен. Мне, как дежурному цеховому электрику, приходится иметь дело с текущим ремонтом электросвароч­ ных машин. Самой частой причиной выхода из строя во время работы является повреждение Так Называ­ емых магнитных контакторов, кото­ рые являются ответственным узлом точечной машины. Я задумался над тем, как ликви­ дировать этот недостаток конструк­ ции. Стал подробно изучать схему машины и пришел к выводу, ЧТО выход из положения может быть найден, если вовсе убрать магнит­ ные контакторы и заменить их ка­ ким-то другим, более надежным уз­ лом. После различных экспериментов. Мне удалось получить неплохие ре­ зультаты, заменив магнитные кон­ такторы ламповыми игна-тронными Прерывателями. Качество точечной сварки осталось прежним, а повреж­ дения машин совсем прекратились. Машины стали работать после заме­ ны контакторов вполне надежно и не требуют постоянного текущего ре­ монта. Такая модернизация внедре­ на по моему предложению уже по­ чти на всех точечных машинах. В результате ликвидированы вынуж­ денные простои электросварщикоз. В. ЮРШИН, Элентрик прессового цеха. Г "

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz