Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
2 Л,в,йьлбдъчтв* вылд ■ШЛШ/‘ М/СбКд/д 0й5Л6нр).О, Молодые рационализаторы тракторного завода. На снимке (слева направо): В. К. Алехин — старший мастер цеха нормалей; И. С. Максимов — слесарь цеха пусковых моторов; Е. Д. Петручеико — конструктор отдела главного технолога; Г. М. Геокчоглян технолог цеха шасси; Р. А. Александров— старший нормировщик чугунолитейного цеха; С. В. Богданов — старший инженер по нормирований; М. Д. ПестрикОв — начальник отделения сталелитейного цеха; Н. М. Полежаев — старший технолог цеха сборки тракторов; В. П .’ Тихонов * - бригадир елесарей-моделыциков чугунолитейного цеха; В. В. Тарасов — старший Технолог отдела главного технолога; В. И. Чеботарев — старший технолог отдела главного металлурга. Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 7 апреля 1957 г., ЭД 83 (8 3 6 ) к Страница новатора *А| Молодые рационализаторы Изобретение С. Добрынина Пять лет тому назад Сергей Ва сильевич Добрынин закончил курсы бухгалтеров и стал работать по спе циальности, Бывая в Цехах трактор ного завода, молодой счетный работ ник обратил внимание на то, что многие работы выполняются вруч ную. Наблюдая работу заливщиков, он поинтересовался у технолога, меха низирована ли где заливка в опоки? Тот ответил, что таких машин еще нет, й непосвященный в литей- ное производство бухгалтер был удивлен, почему до сйХ пор не облегчен труд заливщиков, С тех пор Добрынина все чаще влекло на участок заливки, В мыс лях рождались разнообразные ва рианты машин, способных выпол нять работу по разливу стали. Й, наконец, замысловатый макет, сде ланный в долгие вечера из фанеры и картона, был готов, В июле 1955 года схему и крат кое описание разливочной машины Добрынин сдал в БРИЗ завода. Многие из инженеров говорили, что из этой затеи ничего не полу чится. Настойчивый рационализатор че рез некоторое время обратился к бывшему главному инженеру Липец кого тракторного завода Изотову и получил от него положительный от зыв. Изотов ознакомился со схемой, отметил ее недостатки и предложил Добрынину вместе с начальником БРИЗ’а Скуратовым оформить и от править весь материал в Главное управление тракторной промышлен ности. Достоинством разрабатываемой Добрыниным машины является ее способ ность двигаться во невводьрш направле ниям. С помощью не зависимых друг от друга трех реверсив ны х электфомбОДШ она должна переме щаться по рельсам, поднимать и повора чивать площадку с ковшом. Все это при водится в движение нажатием кнопок, Раз лив металла в дви жущиеся омом должен производиться вращением Штурвала, также независи мого от вышеописанных операций. Машина ком пактна, ее длина не более 1,5 метра. Добрынин получил справ к у о принятии его изобре тения Министерством й передаче в научио-иссле- дователыжий институт. При составлении схемы большую помощь оказал Добрынину начальник тех нической части отдела главного Металлурга Тыр- тышный. В январе 1957 а д а Ми нистерство выдало Добры нину авторское свидетельство, При внедрений разливочной шины, говорится в решении Мини стерства, в технологическом про* цессе ничего не меняется, за исклю чением разлива металла. Который производится не вручную, а механи зированным способом, что ускоряет процесс заливки, облегчает труд За ливщика. Предложения заявителя имеет промышленную полезность, подоб ные залйбоЧные машины не извест ны. Министерство тракторного и сельскохозяйственного машиност роения СССР решило выдать изо бретателю Добрынину С. В. автор ское свидетельство на «Передвиж ную литейную разливочную маши ну «СД -Ъ . Дело теперь за изготовлением й внедрением машины в производство. •П. АНЦУПОВ. С 8 по 10 апреля на Липецком трак торном заводе будет проходить отрасле вое совещание молодых рационализаторов предприятий Главтракторопрома. На сове щании будут присутствовать молодые ра ционализаторы и новаторы производства всех тракторных заводов Советского Сою за, а также представители Чаплыгинекого агрегатного завода и Елецкого завода «Сельхоззапчасть». Совещание обсудит вопрос о ходе объяв ленного в конце прошлого года конкурса на лучшее рационализаторское предложе ние и изобретение. С сообщением о ходе конкурса выступят главный Инженер ЕлаЬ- Тракторопрома А, Е. Изотов и глайные ин женеры заводов. Редакция «Ленинского знамени» обра тилась к молодым рационализаторам на шего тракторного завода с вопросом: с чем вы идете к отраслевому совещаний? На этой странице публикуем ответы на этот вопрос — выступления молодых рациона лизаторов й новаторов производства. ☆ ☆ Стайность увеличена е 2 0 раз патак требовала ма- Схема рашйдчнай машинеI Экономия в год—10.389 рублей 25 марта комитет ВДЁСМ завода совместно с дирекцией объявил че тырехмесячный конкурс на лучшее рационализаторское предложение. Сейчас уже начали поступать от молодых рабочих и инженерно-тех нических работников различные предложения. Молодой технолог 5ГДёла главного металлурга Василий Чеботарев, про ходя по сталелитейному цеху, обра тил внимание на одну из деталей, которая называется «Средний кор пус», «А нельзя ли ее облегчить, у ж больно громоздка?»— 'подумал Чеботарев. Не теряя времени, Васи лий принялся За Дело— он решил йз меяить конструкцию детали, сде лать ее проще, легче. После многих опытов эТо ему уда лось. Предложение молодого техно лога одобрили и внедрили в произ водство. Новая конструкция «сред него корпуса» облегчила на 1100 граммов каждый трактор. Такова экономия металла на изготовлении машины. А каков годовой эффект? Подсчитано, ЧТО предложение .Васи лия Чеботарёва даст возможность заводу сэкономить в год 10 ТЫСЯЧ 389 рублей. С. СТЕПАНОВ. Новая конструкция штампа В кузнечной цехе способом го рячей ш таяш вки на паровоздуш ных молотах штампуется значитель ное количество деталей трактора. В отдельных случаях, когда поков ка по своей конфигурации сложна, она изготовляется из двух частей, после чего сваривается. Ё такой ка тегории поКовов принадлежит, на пример, деталь, именуемая рыча гом блокировки. Первая часть этой поковки штамповалась однотонным молотом. Вторая/«ее часть (пру ток) изготовлялась отдельно в со седнем, заготовительном цехе, затем для получения окончательной „де тали обе эти ча ем сваривались на специальной электросварочной машине. СлоВой, технология изго товления была довольно сложной. В к лю ч и в ш и с ь в конкурс рациона лизаторов, я поста&йДа йере^ собой задачу упростить изготовление этой детали в условиях кузнечного цеха. Была разработана конструкция другого молотового ш т а т а , кото рый йояволм и з г о т о в ля т ь Деталь 6 целом виде без последующей свар ки, используя тот же однотонный молот. Мое скромное предложение позво лило снизить трудоемкость изго товления детали на две минуты, сэкономить на один трактор 400 граммов металла, Годовая экономия от предложения составила 27 ты сяч рублей, А. Б у р к о в а , технолог кузнечного цеха, В т в о р ч е с к ом с о д р у ж е с т в е Успешное развитие всех отрас лей машиностроения в значитель н о ! мере определяется внедрением в' производство высокопроизводи тельных методов обработки резани ем. В работе на токарных автома тах, полуавтоматах! многорезцовых станках это прежде всего зависит от схода стружки с резца (пра вильного стружкозавивания). На нашем тракторной заводе многое сделано по улучшению кон струкций резцов. Значительный вклад в это зело внесли за послед нее время молодые инженеры лабо ратории резания и упрочнения Вла димир Ёобзев и Виктор Кожин, Под руководством кандидата техниче ских наук т. Штейнберга они Про вели многочисленные опыты приме нения различных стружкоЯомаю- щих резцов, Были испытаны резцы, изготов ленные по заводской нормали, рез цы с точками, применяемые на подшипниковых заводах страны для обработки стали ШХ -15, и резцы с лункой конструкции лаборатории резаниЯ Нашего завода. Критерием Испытаний был износ гРзЦбв йо Вклад молодого мастера Мастер прессового цеха Й. Пели каний и зв е сти на заводе, ка к ак тивный рационализатор. Участвуя в ковку рог, он внес 6 рационализаторских предложе ний. Пуансон-матрица для штамповки небольшой детали трактора^—сто порного кольца —- изготовлялась из углеродистой стали и быстро изна шивалась. Рационализатор предло жил для этого сталь другой марки с новой технологией термической об работки. Если раньше пуавсон- магрлца моМа 6ыФь В й олШ в а н а для изготовления 300-“ -400 дета лей, то теперь При ее помощи мож но штамповать несколько тысяч деталей. По другому предложению П. Но лика нина ШтампоВКа одной ИЗ де талей масляного радиатора произво дится из отходов металла Одновре менно йо две ш туки. Раньше штам повалось по одной детали из ли ста. Й. кочкин. задней Грани й стойкость р Щ а по количеству обработанных деталей, выраженной в минутах машинного времени (до переточки). Испыта ния проводились на Черновых й ЧИ СТОВЫХ проходах при обработке Ше стерен. Одновременно проводились опыты по нахождению экономической тех нологии заточки этих резцов, Для затоЧйй Лунки был предложен алю миниевый или бронзовый притир с применением карбида бора. Испытания резца с мнкролункой, предложенного Гт. ШтеЙЦбергом, Еобзевым и Кожиным, показали хо рошие результаты. На образование лунки тратится всего 10— 15 се кунд. Вместе С Тем, совершенно устранилась опасность появления поверхностных трещин, которые наблюдались при заточке резцов на Карборундовых Кругах, а также при образования лунок на электро искровых аппаратах, Новая конструкция резцов с стружкообразующим устройством может быть успешна внедрена на всех машиностроительных пред приятиях нашей области. В. КУЗНЕЦОВ, инженер лаборатории резания и упрочнения ЛТЗ. Во Всех современных лй- теЙкых. кузнечных и тер мических цехах в широ ких масштабах применяет ся дробеагеТняя очистка Из делий от окалины. В спё- циальиых дробеструйных аппаратах устанавливают ся турбины, которые с большой силой раэбра,сыпл ют стальную дробь в на правлении двигающихся по конвейеру стальных или чугунных отдам®, н тем , самым очйщают их ш р у ж - ную поверхность. Лопатки таких турбин должны быть очень стойкими, та® как они находятся в условиях йнТейсйвяого изнашивания и обычно требуют быстрой замены. Йа нашем заводе эти лопатки изготовлялись из особо прочной марганцовистой стали ЛГ-13, с со держанием марганца до 15 процен тов. На других заводах их делают из чугуна, улучшенного легирую щими элементами. Но несмотря на это, стойкость лопаток ка к на на шем, та® и на других родственных заводах, была незначительной, Ло патки требовали замены самое боль шее после 24 часов работы, а иног да выходила из строя через 7— 10 часов. Такое положение явно не устраивало завод. Частая смена де ла много времени у слесарей - монтной службы. Вместе с начальником централь ной заводской лаборатории, Л. Д. Качу ром я стал искать возмож ность замены металла для лопаток турбин дробеструйных камер. Мы пробовали применять для этого различные Марий сТалй с различной термической обработкой, Нужно было использовать такой металл, который обладал бы повы шенной износоустойчивостью не только в поверхностном слое, то и по всему своему сечению. После длительных экспериментов мы при шли к выводу, что положительные результаты дает сталь марки ШХ-15. Лопатки из такой стали не отли вались, а штамповались при опре делённой температуре. Затем про изводилась термическая обработка по следующему режиму: закалка при температуре 850 градусов, охлаждение в Масле и отпуск при температуре в 170 градусов. Сталь марки ШХ -15 не является дефицитной. ИзгМсйяейнЫе йз нее лопатйи турбин дробеструйных аппаратов могут эксплуатироваться без замены по 190— 212 часов, в. клишин, инженер отдела главного металлурга, У совершенствование гидравлической системы Трактор «КДП-35», выпускаемый ЛйЯеЦКим тракторным заводом, име ет специальный гидроподъемный механизм для навесных сельскохо зяйственных орудий, С Конца прош лого года на тракторе установлена дополнительная гидросистема, об служивающая боковые выносные гидравлические цилиндры, которые позволяют использовать навесные орудия Не только сзади трактора, но и с его боКОв, Дополнительная гидросистема Довольно сложна, В ее схеме важную роль играет шланг высокого давления, по которому по ступает масло из гидроподъемника ,в распределитель, При окончательной сборне трак тора на главном конвейере резино вый Щлайг высокого давления до ставляет немало хлопот нашим сборщикам. ЭТОТ'-шланг, длиною бо лее метра, проходит через специ альное отверстие в крыле между осью трактора и коробкой переме ны передач. ЙОД болтом шаровой опоры заднего моста шланг закреп ляется специальным хомутиком и уже затем соединяется системой Штуцеров с Нижней частью гиД- р№6ДШ(ййК&. Я решил упростить эту схему шланга. К Такому выводу я йрйШеЛ, учи тывай следующие важные обстоя тельства. Резиновый шланг дорог по цене и является дефицитным материалом на заводе. Монтаж шланга требует ряда Дополнитель ных деталей; штуцеров, муфт, ре зиновых ПроКлаДок, хомутиков и других. ПроХодя в нижней части ходовой системы трактора, резино вый шланг может подвергаться ме ханическим повреждениям. По предложенной мною схеме резиновый Шланг с внутренним сс- Чеййем в 12 миллиметров Заменяет ся Изогнутой стальной трубкой та кого же сечения. При этом трубка соединяется не с нижним, а с верх ним отверстием гидроподъемника. От этого нисколько не изменяется и но ухудшается работа гидроподъ емника. Стальная трубка, проло женная но крылу трактора, не име ет пересечений. Монтаж ее очень прост, при этом она надежно предо хранена от внешних поврежде ний. Вес всего узла нисколько' не изменяется. ■ Замена .резинового шланга высо кого давления стальной трубкой да ет возможность прекратить изготов ление восьми различных мелких де тален. Стоимость изготовления каж дого трактора уменьшается на 40 рублей. Н. ПОЛЕЖАЕВ, старший технепег цеха еворни трх...„,зов. дёлигя&п'ь Ц И Ф Р Ы И Ф А К Т Ы О На Липецком тракторном ааао- вбде с каждым месяцем растет КО- личйстйо молодых рационализато ров. С начала конкурса на лучшее предложение и изобретение, объяв ленного МинистерСТйбм ТракТбрнбгО и сельскохозяйственного машино строения совместно е ЦК ВЛКСМ, от молодых рационализаторов по ступило 744 предложения, из кото рых 216 внедрено в производство. Экономия от внедрения составила 1 МИЛЛИОН 24 ТЫСЯЧИ рублей. 0 На заводе типографским спо собом большим тиражом издана «Памятка молодому рационализато ру», В «Памятке» напечатаны матери алы, посвященные ходу конкурса к предстоящему совещанию молодых рационализаторов тракторной про мышленности. 0 На зазоде организован кино лекторий для молодых рационали заторов. 0 На одном из последних заня тий. главный инженер завода Т. Тка- чевский прочитал лекцию о роли иаобретателей и рационализаторов в техническом прогрессе. 6 заклю чение был показан фильм «Новато ры машиностроения», Станок слесаря В. Ляхова Слесарь чугунолитейного цеха Липецкого тракторного завода В. Ляхов включился в конкурс молодых рационализаторов на лучшее предложение и изобретение. Он предложил оригиналь ную конструкцую Проволочно-рубильного станка. В . настоящей время рубка каркасной проволоки для стержней производится вручную или режется айтогёноМ. Это отнимает много времени, если учесть, что в месяц приходится обрабатывать окбло ста тонн проволоки различного сечбйия. Слесарь Ляхов по своим чертежам изготовил детали для стан ка, а затем смонтировал его. Станок приводится в движение электромотором и имеет высо кую производительность. Станок молодого рационализатора уже пущен в эксплуата цию. На снМмке: слесарь В. В. Ляхов у станка своей конструкции. Фото В. Малыка. Сталелитейный цех нашего заво да имеет новейшее техническое обо рудование. Не сколько лет назад в цехе появились ви м в д кш в о д и т а а ш ы е стержй е- вые м 1 ногошпиЕдельяые машины, применяемые при формовке стерж ней для проушины звеньев гусе лец. Появление таких машин значи тельно облегчило труд стерженщиц. По пути дальнейшей механизации А. ГОНЧАРОВ. имеет бункер для запаса Стержневой массы и приемник, в котором происходит процесс фор мовки стержней. Проводя профи лактический ремонт таких машин, я всегда обращал внимание на То обстоятельство, что перемешивание стержневой массы в приемнике не достаточно. Стерженщица, обслу живающая машину, вынуждена бы вает деревянной лопатой вручную перемешивать стержневой состав, чтобы ускорить выход готовых стержней из отверстий приеМнИКа. При всох высших качествах агре гата это было существенным его недостатком. Пришлось немало Подумать на! Дальнейшей модернизацией стерж невой машины. А что, если в приемнике устано вить о т о м а ш ь -н ы й механизм пе ремешивания, чтобы вовсе ликви дировать ручной труд на этой опе рации? Задавшись такой цель», я стал детально изучать па та н у, ев свойства и особенности. Между де лом, По своим собственным нему дреным чертежам стал изготовлять такой механизм. Установил ето на оДНон из машин, соединил цепью с нижними вращающимися шестер нями агрегата. Механизм состоял ИЗ обычного вала, с закрепленными в нем металлическими пластинками— рыхлителями. Двадцать два рыхли теля были установлены Нод углом В 129 градусов друг от друга. Запустив механизм, я убедился, что достиг своей цели. Процесс пе ремешивания состава стал более, интенсивным. Стержни формовались значительно быстрей, чем раньше. Очень важно, что они выходили йз отверстий приемника болев равно мерно и быстро заполняли гнезда сушильной плиты. До модернизаций стержневой машины наблюдалось такое явление, тогда один — два стержня уже были готовы, а осталь ные только начинали формоваться. Чтобы выровнить их, стерженщи цам приходилось обрезать длинный стержни, из-за чего большое коли чество готовой массы шло в отход. Мое предложение было принято и внедрено на всех стержневых Ма шинах. Это позволило яйквйдпро вале ручное перемешиваний мас сы, повысило производительность труда стерженщиц, снизило трудо емкость йа 20 процентов. Участвуя в конкурсе молодых рационализаторов, мне очень при» йтно сознавать, ЧТо я прянее поль зу родному заводу, А. ГОНЧАРОВ, еяебарь ремонтной службы сталелитейного цеха. ой .-г Модернизация точечных машин В прессовом цехе нашего завода широко применяются различные ви ды электросварки. Особенно важное значение имеют Точечные электро сварочные машнны «Веваг», парк которых значителен. Мне, как дежурному цеховому электрику, приходится иметь дело с текущим ремонтом электросвароч ных машин. Самой частой причиной выхода из строя во время работы является повреждение Так Называ емых магнитных контакторов, кото рые являются ответственным узлом точечной машины. Я задумался над тем, как ликви дировать этот недостаток конструк ции. Стал подробно изучать схему машины и пришел к выводу, ЧТО выход из положения может быть найден, если вовсе убрать магнит ные контакторы и заменить их ка ким-то другим, более надежным уз лом. После различных экспериментов. Мне удалось получить неплохие ре зультаты, заменив магнитные кон такторы ламповыми игна-тронными Прерывателями. Качество точечной сварки осталось прежним, а повреж дения машин совсем прекратились. Машины стали работать после заме ны контакторов вполне надежно и не требуют постоянного текущего ре монта. Такая модернизация внедре на по моему предложению уже по чти на всех точечных машинах. В результате ликвидированы вынуж денные простои электросварщикоз. В. ЮРШИН, Элентрик прессового цеха. Г "
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz