Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством Т е з и с ы д о к л а д а т о в. Н. С. Х р у щ е в а (Продолжение )', лизированные базы всю работу по снабже- экономического административного района, а зодукции внутри района и в другие районы. з базы смогут более конкретно изучать по- ятий в^ сырье и материалах, производить ебителей по вопросам правильности хране- шя материальных ценностей, соблюдения вления сверхнормативных и излишних ма­ й. рганизации управления промышленностью, азно сохранить сложившиеся межобластные то и сбыту продук ции с тем, чтобы не нару- е обеспечение промышленных предприятий 1 ым сырьем и материалами, ш , занимающихся сейчас сбытом продукции, юно временно сохранить до тех пор, пока не постоянные связи между предприятиями- [редприятиями-потребителями, пока в эконо- гративных районах не окрепнут новые орга- быта, которые на месте обеспечат выполне- )осах улучшения материально-техническ ого в том, чтобы развивать прямые договорные 1-потребителей с прадприятцями-поставщи- е целесообразную и зкономичсски выгодную ого снабжения и сбыта продук ции. В до­ к у материалов должна быть предусмотрена ная ответственность за выполнение условий м, к оличеству и к ачеству продук ции. Пред- уделить больше внимания изданию и распро- ’ов выпускаемой ими продук ции. Это будет учшению связей между предприятиями, даст [ать номенк латуру выпускаемой продук ции :бя то, что требуется производству, редственных отношений между предприятия- и предприятиями-потребителями даст вов- ъ серьезные недостатки в организации снаб- рез централизованные ведомственные снабы м порядке отпадает необходимость предприя- с заявками в многочисленные инстанции, щнтре снабжением и сбытом. :ечения бесперебойной и ритмичной работы едприятий и строек нужно создавать необхо- лрья, металла, топлива, различных материа- )ганизовывать широкую сеть специальных для свободной продажи предприятиям и лх материалов и изделий, с тем, что руководство промышленностью и дет осуществляться на местах, в экономиче- ’ивных районах могут появляться тенден- стремление строить замкнутое хозяйство Эти тенденции могут проявляться в по­ еною собственную сырьевую базу на ме- шуатация к оторых может быть менее выгод- жйонах, в стремлении организовать в своем во различного оборудования и вспомогатель- которые изготавливаются на специалиэиро- I так же.,и в других отк лонениях от эконо* - зазных методов ведения хозяйства. У некото- отников могут быть попытк и в ущерб разви- ости, имеющей общегосударственное значе- . для удовлетворения местных нужд области, :ики больше средств, чем может выделить го- цели. борьба против этих вредных местнических IX вразрез с общегосударственными интсреса- постоянно в поле зрения партийных, совет- ных и профсоюзных органов, добными явлениями необходимо, кроме средств гководства, в полной мере использовать такие мощные рычаги в рук ах государства, как единое народно­ хозяйственное планирование, централизованные финансы и общегосударственная статистик а. Госплан обязан тщательно изучать экономическую целесообразность намечаемых района­ ми к апитальных вложений и пресекать всякие попытк и ис­ пользовать средства в ущерб общегосударственным интересам для создания замкнутого хозяйства в отдельных районах. В планах должны настойчиво проводиться дальнейшая разумная специализация экономических административных районов и республик и максимальное развитие кооперирования производ­ ства как внутри районов и республик, так и между ними, ес­ ли это экономически себя оправдывает. Это будет способство­ вать развитию широких хозяйственных связей между респуб­ ликами и районами и позволит предотвратить возникновение тенденций к обособленности. Органы планирования, учета и контроля обязаны свое­ временно вскрывать факты неправильного отношения к выпол­ нению заданий народнохозяйственного плана и расходования материальных и денежных ресурсов не по назначению и по­ могать правительству предупреждать попытк и нарушения об­ щегосударственных интересов. Своевременное выполнение го­ сударственных планов и заданий по поставкам продук ции в другие экономические административные районы должно стать законом в работе Советов народного хозяйства. 11. Реорганизация управления промышленностью и строи­ тельством потребует перестройки работы по осуществлению государственного контроля с тем, чтобы работа по контролю строилась на основе вовлечения широких трудящихся масс, была сосредоточена на местах, в республик ах, областях и эко­ номических административных районах. В соответствии с этим, очевидно, следует коренным обра­ зом перестроить содержание и методы работы Министерства государственного к онтроля СССР и министерств государствен­ ного контроля союзных республик . В настоящее время Мини­ стерство госк онтроля имеет громоздкий аппарат, построенный по отраслевому принципу, и пытается охватить буквально все вопросы, вплоть до к онтроля технического уровня развития той или иной отрасли производства, уровня оазвития наук и и техник и, что не приносит никакой пользы. Контролеры пыта­ ются давать указания по вопросам производства, что являет­ ся подменой хозяйственных органов. Крупный недостаток в практике работы органов Госк онтроля состоит в том, что они стремятся силами своих штатных сотрудников собирать обиль­ ные материалы по разным вопросам, стягивая их в аппарат министерства, вместо того, чтобы с помощью широких слоев советской общественности добиваться на месте устранения вскрываемых недостатков. Исходя из новых задач, вытскающйх из перестройки управ­ ления промышленностью и строительством по территориально­ му принципу, видимо, следует разработать новое положение об органах госконтроля как в центре, так и на местах, имея в виду при этом осуществление ленинск их указаний о поста­ новке Контроля и улучшении работы государственного аппа­ рата. 12. В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством и упразднением промышленных и строи­ тельны х министерств возникает необходимость внести изме­ нения в состав Совета Министров СССР. Имея в виду значительное повышение роли Советов Мини- • стров союзных республик в деде „руководства развитием на­ родного хозяйства страны* , целесообразно вверти в состав Сове­ та Министров СССР председателей Советов Министров союз­ ных республик. Видимо, следует также в состав Совета Министров СССР, кроме министров сохраняемых министерств и входящих в на­ стоящее время в правительство председателей Государствен­ ных комитетов, ввести председателя Инженерно-технического' комитета, начальника ЦСУ и по представлению Председателя Совета Министров СССР — заместителей председателя и на­ чальников важнейших отделов Госплана СССР, которые могут быть министрами СССР, как это было сделано в отношении Госэкономкомиссии. V . Дальнейшее расширение прав республик I повышение их роли в управлении хозяйством шля планы социалистического строительства, :ая партия последовательно и настойчиво про- ленияск ую национальную политик у, проявляет дботу о развитии экономики и к ультуры союз- 1 ых республик , всех национальностей и народ- юиные и отсталые нации старой России за го- зласти добились в братском содружестве наро- ючительно больших успехов в подъеме эконо- ии саюей к ультуры . По сравнению с 1913 годом ция всей промышленности, находящейся на захской ССР, увеличилась в 1956 году в 36 :кой ССР— в 22 раза, в Грузинск ой ССР— в 30 кой ССР— в 42 раза, в Армянской ССР— в 45 звой ССР— в 27 раз и т. д. В каждой из союз­ ных республик расцветает к ультура, нацио- орме, социалистическ ая по содержанию. Одним зателей этого является создание национальных >й интеллигенции. Так , например, в Узбекской .е до революции было очень мало своей интел- ерь работает 150 тысяч специалистов с выс- м специальным образованием. В Узбекистане мия наук , в научных учреждениях республики г 6,5 тысячи научных сотрудник ов, а в 31 выс- заведенин обучается более 70 тысяч студентов, до революции так же почти не было своей на- таллигенции, а теперь в народном хозяйстве иботает болев 230 ты сяч специалистов с высшим гадальным образованием; в Академии наук Ка- в различных научных и учебных заведениях— яч научных работников, в 25 вузах республики ;ти 50 тысяч студентов. зоюэных и автономных республик ах создана со- ая промышленность, оснащенная передовой тех- тея квалифицированные кадры рабочих и спе- коренной национальности, расширяется сеть тонателье,них учреждений и высших техниче- с заведений. .еэд КПСС одобрил принятые за последние годы Комитетам партии меры по расширению прав к их органов в хозяйственном и к ультурном г. Съезд признал необходимым дальнейшее рас- 18 республик , что обеспечит всестороннее раз- двет экономики и к ультуры .всех наций и на- -раяы. ятый на XX съезде партии на расширение прав о -------------------- - -------------------------- ны в интересах развития народного хозяйства еще больше расширить права союзных :и автономных республик в деле руководства хозяйственным строительством. 3. Перестройка управления промышленностью и строи­ тельством, упразднение промышленных и строительных ми­ нистерств, передача общесоюзных предприятий в союзно­ республиканское подчинение и создание Советов народного хозяйства в экономических административных районах по­ зволит республиканским, краевым и областным органам зна­ чительно расширить свое влияние н,а руководство и даль­ нейшее развитие всей промышленности и строительства. Исходя из общегосударственных интересов дальнейшего раз­ вития народного хозяйства, ук репления могущества нашей страны и неук лонного роста благосостояния, трудящиеся каждой республик и смогут внести тем больший вклад в об­ щенародное дело, чем полнее они будут использовать воз­ можности своей республик и, чем шире будут развивать творческ ую инициативу и почни народных масс с учетом исторически сложившихся особенностей экономического раз­ вития, природных условий и лучших национальных тради­ ций, с учетом передового оныта других союзных республик , краев и областей. 4. Дальнейшее расширение прав союзных республик в руководстве хозяйством ок ажет благотворное влияние на развитие экономики каждой республики в отдельности и всей страны в целом. Известно, что в ряде республик и районов страны имеется ярко выраженное специфическое направление в развитии экономики, отражающее историче­ ски сложившееся разделение труда в соответствии с геогра­ фическими, экономическими и национальными особенностя­ ми. Та к ; например, в Узбекистане ведущей отраслью разви­ тая хозяйства является хлопок . Следовательно, здесь долж­ ны получить широкое развитие отрасли промышленности, связанные с переработкой хлопк а, а предприятия машино­ строения призваны обслуживать эти отрасли промышленно­ сти и сельское хозяйство. В Азербайджане, Башк ирии, Та­ тарии ведущей отраслью является нефтяная промышлен­ ность. Очевидно, здесь м в дальнейшем получат значитель­ ное развитие отрасли производства, связанные с добычей и переработкой нефти. В Казахстане, где сейчас бу.рно разви­ вается сельскохозяйственное производство, имеются так же все условия для дальнейшего, еще более быстрого роста цветной и черной металлургии, угольной промышленности* машиностроения. В Российской Федерации и На Ук раине исторически сложились и успешно развиваются многие к рупные про­ мышленные , районы, располагающие благоприятными воз­ можностями для подъема различных отраслей промышленно­ сти. Москва и Ленинград определились как ведущие центры точного машиностроения, снабжающие различные отрасли хозяйства и районы страны , наиболее совершенными маши­ нами и оборудованием. На Урале и в Донбассе имеются воз­ можности для успешного развития ряда ведущих отраслей тяжелой индустрии. Такими же возможностями располагают' районы Сибири, Дальнего Востока. тажже^ местных партийных я советск их органов краев в об­ ластей позволит быстрее решать вопросы комплексного раз­ вития экономики в том или ином экономическом адошнист- ратив'ном районе. Осуществление этих мер, наряду с огром­ ным экономическим значением, будет иметь так же и перво­ степенное политическое значение., Эти меры будут способ­ ствовать тому, чтобы и впредь последовательно проводилась ленинск ая национальная политик а, еще больше ук реплялась дружба народов, росли кадры из среды всех национально­ стей страны. 5. Реорганизация управления промышленностью поста­ вит по-новому вопрос о подготовке и более правильном ис­ пользовании кадров специалистов, о более рациональном раз­ мещении высших и средних учебных заведений по респуб­ ликам. Каждый экономический административный район будет заинтересован в подготовке инженерно-техническ их кадров из местных людей в соответствии с потребностями развития народного хозяйства республик и, края, области. Это позволит быстрее решить задачу перебазирования учеб­ ны х заведений в районы размещения соответствующих от­ раслей промышленности. Вузы и техник умы будут более тесно связаны с предприятиями, для которых они готовят кадры. , В настоящее время многие вузы размещены в Москве, Лс- ■нинграде, Киеве, Тбилиси и некоторых других к рупных горо­ дах. Тольк о в четырех названных городах сосредоточено около одной трети всех студентов высших учебных заведений страны и более 40 процентов студентов по промышленным и строи­ тельным специальностям. Оторванность институтов от произ­ водственных баз и неправильное их территориальное размеще­ ние породили серьезные недостатки в комплектовании высших учебных заведений. Сложившаяся практика приема в вузы страдает серьезными недостатками. В настоящее время в ву­ зы, как правило, поступают юноши и девушки, тольк о что окончившие среднюю шк олу, не имеющие лшзненного опыта и не знающие производства. Более правильное размещение высших учебных заведений по республикам и районам даст возможность приблизить тех­ нические вузы к производству, осуществлять прием студентов преимущественно из среды молодежи, поработавшей на произ­ водстве. Наряду с этим необходимо более широко организовать подготовк у инженеров и техников из числа рабочей молодежи без отрыва от производства, непосредственно на заводах и фабриках, а также через сеть заочных высших и средних учеб­ ных заведений. 6. Новая струк тура управления промышленностью и строи­ тельством будет способствовать повышению роли науки в раз­ витии производства, более целеустремленной организации науч­ но-исследовательской работы в республиках, краях и обла­ стях с учетом конкретных нужд промышленности и строитель­ ства данного района. При существующей организации научно-исследовательск их учреждений многие из них обслуживают только узкие нужды министерства или ведомства, которому они подчинены. Ведом­ ственная подчиненность научно-исследовательск их институтов в ряде случаев приводит к тому, что в одном и том же городе работает по неск ольку научных учреждений однородного про­ филя. В 1956 году в стране имелось 496 научно-исследователь­ ских институтов, работающих в области промышленности и строительства, в которых было занято около 45 тысяч науч­ ных работников. Из общего количества научно-исследователь­ ских институтов 40 процентов сосредоточено в Москве и Мо­ сковской области, где размещены научно-исследовательские ин­ ституты более 40 министерств и ведомств. Министерство хими­ ческой промышленности имеет только в Москве 15 научно-ис­ следовательских институтов. Министерство нефтяной промыш­ ленности— 7 институтов. В Ленинграде и Ленинградской обла­ сти размещаются 76 научно-исследовательск их институтов про­ мышленности и строительства, в которых занято почти 8 с половиной тысяч научных работников. Нельзя считать нормальным такое положение, когда толь­ ко в Москве и Ленинграде сконцентрировано больше трех чет­ вертей работников промышленных и строительных научно­ исследовательских институтов, в то время как в ряде союзных республик ощущается острый недостаток кадров для научного обслуживания промышленности и строительства. Задачи борьбы за технический прогресс требуют приближе­ ния к производству деятельности Академии наук СССР и ака­ демий наук союзных республик, их институтов и лаборато­ рий. 7. Некоторые товарищи высказывают опасение, что при- организации управления промышленностью и строительством по территориальному принципу, передаче общесоюзных пред­ приятий в союзно-республиканское подчинение будто бы про­ изойдет ослабление централизованного планового начала в раз­ витии нашего советского хозяйства. Это, конечно, неправильно. Советский Союз является государством, состоящим из 15 рав­ ноправных Советск их Социалистическ их Республик. Народное хозяйство Советского Союза управляется на основе утверждае­ мого Верховным Советом СССР единого народ,нехозяйствен­ ного плана, в котором обобщены планы всех союзных респуб­ лик . В этом плане сочетаются интересы отдельных союзных, автономных республик, краев и областей, интересы расширен­ ного социалистического воспроизводства, укрепления оборонной мощи Советского Союза в целом, повышения материального и к ультурного уровня народа. VI. Повысить роль советских, партийных и профсоюзных организаций в хозяйственном строительстве, еще шире вовлечь массы трудящихся в управление прои з водством 1. Намечаемые, мероприятия по дальнейшему совершенст­ вованию организации управления промышленностью и строи­ тельством ймеют огромное значение в деле коренного улучше­ ния форм и методов управления хозяйственным строительст­ вом в центре и на местах. Проведение в жизнь этих меро­ приятий потребует огромной организаторской работы партий­ ных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций. За годы Советской власти наши общественные организа­ ции нак опили ценнейший опыт в руководстве хозяйственным строительством и в настоящее время располагают многочис­ ленными высококвалифицированными кадрами, способными успешно решать самые сложные вопросы развития промышлен­ ности и строительства. При новой струк туре еще более возра­ стает роль этих организаций в хозяйственном строительстве, в деле вовлечения широких масс трудящихся в управление про­ изводством, в организации всенародного социалистического со­ ревнования за выполнение и перевыполнение государствен­ ных планов. 2. Советы депутатов трудящихся с первых дней созда­ ния социалистического государства рабочих и крестьян яв­ ляю тся органами подлинного народовластия. Свыше 1 миллио­ на 500 тысяч депутатов местных я Верховных Советов, миллионы рабочих, к олхозник ов, интеллигентов —- члены различных комиссий и сек ций Советов, выполняя волю тр у­ дящихся, наказы избирателей, ведут в Советах большую я многогранную деятельность. Наша революция, говорил В. И. Ленин, «подняла через Советскую власть к активному участию в государственном строительстве десятки миллио­ нов тех, которые раньше оставались незаинтересованными в этом строительстве». (Соч., том 31, стр. 467). В современных условиях, когда проводятся меры по приближению руководства хозяйственным строительством к производству* роль республик анск их, краевых, областных, городск их и районных Советов депутатов трудящихся долж­ на значительно повыситься, а работа Советов еще более активизироваться. Великие задачи коммунистического строи­ тельства. к ак ук азывается в решениях XX съезда КПСС, требую т дальнейшего повышения творческой ак тивности и инициативы трудящихся, еще более широкого участия масс в управлении государством, во всей его организаторско-хо­ зяйственной деятельности. Для этого необходимо всемерно развивать советский демократиям, настойчиво улучш ать ра­ боту В'сех советск их органов, ук реплять их связь с массами. В центре внимания Советов депутатов трудящихся по­ стоянно доджяы быть важнейшие вопросы работы промыш­ ленных предприятий и строек по выполнению государствен­ ных заданий, правильного использования всех возможностей и местных ресурсов для подъема производства, забота о не­ уклонном повышении благосостояния трудящихся, выполне­ нии планов жилищного и к ультурно-бытового строительства, развитие творческ ой инициативы во всех областях хозяйст­ венного и к ультурного строительства. 3. Перестройка управления промышленностью и строи­ тельством потребует коренного улучшения работы профессио­ нальных союзов, повышения их роли в хозяйственном строительстве. Профессиональные союзы, объединяющие в своих рядах более 45 миллионов человек, по . определению В. И. Ленина, «должны быть ближайшим я непременным СОТРУДНИКОМ гоевласти, которого руководит во всей се поли­ тическ ой и хозяйственной работе сознательный авангард ра­ бочего к ласса— компартия. Будучи школой коммунизма вооб­ ще, профсоюзы должны быть в частности школой управле­ ния социалистической промышленностью (а затем посте­ пенно и земледелием) для всей массы рабочих, затем и для всех трудящ ихся». (Соч., т. 33, стр. 164— 165). Советские профсоюзы на всех этапах развития нашего государства играли видную роль в социалистическом строи­ тельстве, в решении различных политическ их и хозяйственных задач, в привлечении трудящихся к управлению производ­ ством. Однако раздробленность руководства промышленными предприятиями и стройками между многочисленными мини­ стерствами и ведомствами во многом отрицательно сказалась на работе профсоюзов, Ныне в стране имеется большое к оли­ чество узкоспециализированных но отраслям производства профсоюзов, с громоздкой, многоступенчатой струк турой, чрезмерно раздут аппарат платных работников о нрофсою- должной инициативы и настойчивости в решении коренных задач улучшения производственной деятельности предприя­ тий, слабо занимаются вопросами нормирования и организа­ ции труда, заработной платы , техник и безопасности, вопроса­ ми рационализации и изобретательства, жилищным строи­ тельством и улучшением материально-бытовых условий ра­ бочих и служащих. Осуществление перестройки работы профессиональных сою­ зов по экономическим административным районам будет спо­ собствовать приближению профсоюзных организаций к про­ изводству, создаст более благоприятные условия'для активной деятельности профсоюзных организаций по привлечению тру­ дящихся к управлению производством. Профсоюзы получат больше возможностей глублсе вникать в вопросы планирования производства, повышения производительности труда, лучше влиять на производственную деятельность предприятий и стро­ ек. Они будут конкретнее заниматься вопросами социалистиче­ ского соревнования, развертывания массового движения изо­ бретателей и рационализаторов, контролем за выполнением обязательств по коллек тивным договорам, за проведением в жизнь решений, принимаемых на рабочих собраниях, произ­ водственных совещаниях рабочих и служащих, технических конференциях, хозяйственных ак тивах трудящихся предприя­ тий и учреждений, вопросами улучшения условий труда и быта рабочих и служащих. В связи с изменением струк туры управления промышлен­ ностью и строительством, очевидно, потребуется провести укрупнение профсоюзов, что позволит улучшить работу проф­ союзных органов в республик ах, к раях и областях, устранить многоступенчатость построения руководящих органов, сокра­ тить платный аппарат, шире развернуть самодеятельность в профсоюзных организациях. 4. Важное место в хозяйственном строительстве занимают ленинский комсомол, наша славная советская молодежь, кото­ рые вносят свой достойный вкЛад на всех участк ах социали­ стического строительства. Комсомольские организации и моло­ дежь не раз проявляли инициативу и почин, показывали при­ мер трудового героизма в решении к рупнейших общегосудар­ ственных задач, в строительстве индустриальных центров, промышленных предприятий, в освоении целинных земель. В современных условиях перед комсомольцами и молодежью от­ крываются новые возможности для еще большего развития творческой инициативы молодежи в хозяйственном строительст­ ве, для оказания помощи партийным, советским и хозяйствен­ ным организациям в улучшении работы предприятий и строек, в освоении природных богатств для комплексного развития экономики, особенно в восточных районах страны, в деле под­ готовки квалифицированных кадров для всех отраслей народ­ ного хозяйства и выдвижения из среды молодых рабочих и спе­ циалистов талантливых организаторов и руководителей на различные участк и работы в промышленности и на стройках. 5. Богатейший опыт сорокалетнего развития Советского со­ циалистического государства свидетельствует, что всемирно­ исторические успехи, достигнутые нашей страной, являются результатом огромной организаторской работы Коммунистиче­ ской партии в осуществлении генеральной ленинской линии,, направленной на всемерное развитие экономики страны и ее главной основы — тяжелой индустрии, на укрепление могуще­ ства Советской Родины и неук лонный подъем благосостояния народа. Перестройка руководства хозяйством по территориаль­ ному ^принципу неизмеримо повышает ответственность партий­ ных органов республик, краев и областей, всех партийных ор­ ганизаций за развитие производства и состояние строительст­ ва в каждом экономическом административном районе, выдви­ гает требование к партийным организациям глубже вникать в вопросы экономики промышленности и строительства, опера­ тивно и конкретно руководить промышленными предприятиями и стройками, усиливать свою организаторскую работу в мас­ сах. . При существующих формах руководства, когда планы раз­ рабатывались и осуществлялись через отраслевые министерства и ведомства, местные партийные организации в раде случаев были .чищены возможности более активно влиять на работу предприятий, полнее использовать экономические возможности к г,к .;'го района п области, устранять вредные ведомственные

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz