Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством Т е з и с ы д о к л а д а т о в. Н. С. Х р у щ е в а (Продолжение )', лизированные базы всю работу по снабже- экономического административного района, а зодукции внутри района и в другие районы. з базы смогут более конкретно изучать по- ятий в^ сырье и материалах, производить ебителей по вопросам правильности хране- шя материальных ценностей, соблюдения вления сверхнормативных и излишних ма й. рганизации управления промышленностью, азно сохранить сложившиеся межобластные то и сбыту продук ции с тем, чтобы не нару- е обеспечение промышленных предприятий 1 ым сырьем и материалами, ш , занимающихся сейчас сбытом продукции, юно временно сохранить до тех пор, пока не постоянные связи между предприятиями- [редприятиями-потребителями, пока в эконо- гративных районах не окрепнут новые орга- быта, которые на месте обеспечат выполне- )осах улучшения материально-техническ ого в том, чтобы развивать прямые договорные 1-потребителей с прадприятцями-поставщи- е целесообразную и зкономичсски выгодную ого снабжения и сбыта продук ции. В до к у материалов должна быть предусмотрена ная ответственность за выполнение условий м, к оличеству и к ачеству продук ции. Пред- уделить больше внимания изданию и распро- ’ов выпускаемой ими продук ции. Это будет учшению связей между предприятиями, даст [ать номенк латуру выпускаемой продук ции :бя то, что требуется производству, редственных отношений между предприятия- и предприятиями-потребителями даст вов- ъ серьезные недостатки в организации снаб- рез централизованные ведомственные снабы м порядке отпадает необходимость предприя- с заявками в многочисленные инстанции, щнтре снабжением и сбытом. :ечения бесперебойной и ритмичной работы едприятий и строек нужно создавать необхо- лрья, металла, топлива, различных материа- )ганизовывать широкую сеть специальных для свободной продажи предприятиям и лх материалов и изделий, с тем, что руководство промышленностью и дет осуществляться на местах, в экономиче- ’ивных районах могут появляться тенден- стремление строить замкнутое хозяйство Эти тенденции могут проявляться в по еною собственную сырьевую базу на ме- шуатация к оторых может быть менее выгод- жйонах, в стремлении организовать в своем во различного оборудования и вспомогатель- которые изготавливаются на специалиэиро- I так же.,и в других отк лонениях от эконо* - зазных методов ведения хозяйства. У некото- отников могут быть попытк и в ущерб разви- ости, имеющей общегосударственное значе- . для удовлетворения местных нужд области, :ики больше средств, чем может выделить го- цели. борьба против этих вредных местнических IX вразрез с общегосударственными интсреса- постоянно в поле зрения партийных, совет- ных и профсоюзных органов, добными явлениями необходимо, кроме средств гководства, в полной мере использовать такие мощные рычаги в рук ах государства, как единое народно хозяйственное планирование, централизованные финансы и общегосударственная статистик а. Госплан обязан тщательно изучать экономическую целесообразность намечаемых района ми к апитальных вложений и пресекать всякие попытк и ис пользовать средства в ущерб общегосударственным интересам для создания замкнутого хозяйства в отдельных районах. В планах должны настойчиво проводиться дальнейшая разумная специализация экономических административных районов и республик и максимальное развитие кооперирования производ ства как внутри районов и республик, так и между ними, ес ли это экономически себя оправдывает. Это будет способство вать развитию широких хозяйственных связей между респуб ликами и районами и позволит предотвратить возникновение тенденций к обособленности. Органы планирования, учета и контроля обязаны свое временно вскрывать факты неправильного отношения к выпол нению заданий народнохозяйственного плана и расходования материальных и денежных ресурсов не по назначению и по могать правительству предупреждать попытк и нарушения об щегосударственных интересов. Своевременное выполнение го сударственных планов и заданий по поставкам продук ции в другие экономические административные районы должно стать законом в работе Советов народного хозяйства. 11. Реорганизация управления промышленностью и строи тельством потребует перестройки работы по осуществлению государственного контроля с тем, чтобы работа по контролю строилась на основе вовлечения широких трудящихся масс, была сосредоточена на местах, в республик ах, областях и эко номических административных районах. В соответствии с этим, очевидно, следует коренным обра зом перестроить содержание и методы работы Министерства государственного к онтроля СССР и министерств государствен ного контроля союзных республик . В настоящее время Мини стерство госк онтроля имеет громоздкий аппарат, построенный по отраслевому принципу, и пытается охватить буквально все вопросы, вплоть до к онтроля технического уровня развития той или иной отрасли производства, уровня оазвития наук и и техник и, что не приносит никакой пользы. Контролеры пыта ются давать указания по вопросам производства, что являет ся подменой хозяйственных органов. Крупный недостаток в практике работы органов Госк онтроля состоит в том, что они стремятся силами своих штатных сотрудников собирать обиль ные материалы по разным вопросам, стягивая их в аппарат министерства, вместо того, чтобы с помощью широких слоев советской общественности добиваться на месте устранения вскрываемых недостатков. Исходя из новых задач, вытскающйх из перестройки управ ления промышленностью и строительством по территориально му принципу, видимо, следует разработать новое положение об органах госконтроля как в центре, так и на местах, имея в виду при этом осуществление ленинск их указаний о поста новке Контроля и улучшении работы государственного аппа рата. 12. В связи с перестройкой управления промышленностью и строительством и упразднением промышленных и строи тельны х министерств возникает необходимость внести изме нения в состав Совета Министров СССР. Имея в виду значительное повышение роли Советов Мини- • стров союзных республик в деде „руководства развитием на родного хозяйства страны* , целесообразно вверти в состав Сове та Министров СССР председателей Советов Министров союз ных республик. Видимо, следует также в состав Совета Министров СССР, кроме министров сохраняемых министерств и входящих в на стоящее время в правительство председателей Государствен ных комитетов, ввести председателя Инженерно-технического' комитета, начальника ЦСУ и по представлению Председателя Совета Министров СССР — заместителей председателя и на чальников важнейших отделов Госплана СССР, которые могут быть министрами СССР, как это было сделано в отношении Госэкономкомиссии. V . Дальнейшее расширение прав республик I повышение их роли в управлении хозяйством шля планы социалистического строительства, :ая партия последовательно и настойчиво про- ленияск ую национальную политик у, проявляет дботу о развитии экономики и к ультуры союз- 1 ых республик , всех национальностей и народ- юиные и отсталые нации старой России за го- зласти добились в братском содружестве наро- ючительно больших успехов в подъеме эконо- ии саюей к ультуры . По сравнению с 1913 годом ция всей промышленности, находящейся на захской ССР, увеличилась в 1956 году в 36 :кой ССР— в 22 раза, в Грузинск ой ССР— в 30 кой ССР— в 42 раза, в Армянской ССР— в 45 звой ССР— в 27 раз и т. д. В каждой из союз ных республик расцветает к ультура, нацио- орме, социалистическ ая по содержанию. Одним зателей этого является создание национальных >й интеллигенции. Так , например, в Узбекской .е до революции было очень мало своей интел- ерь работает 150 тысяч специалистов с выс- м специальным образованием. В Узбекистане мия наук , в научных учреждениях республики г 6,5 тысячи научных сотрудник ов, а в 31 выс- заведенин обучается более 70 тысяч студентов, до революции так же почти не было своей на- таллигенции, а теперь в народном хозяйстве иботает болев 230 ты сяч специалистов с высшим гадальным образованием; в Академии наук Ка- в различных научных и учебных заведениях— яч научных работников, в 25 вузах республики ;ти 50 тысяч студентов. зоюэных и автономных республик ах создана со- ая промышленность, оснащенная передовой тех- тея квалифицированные кадры рабочих и спе- коренной национальности, расширяется сеть тонателье,них учреждений и высших техниче- с заведений. .еэд КПСС одобрил принятые за последние годы Комитетам партии меры по расширению прав к их органов в хозяйственном и к ультурном г. Съезд признал необходимым дальнейшее рас- 18 республик , что обеспечит всестороннее раз- двет экономики и к ультуры .всех наций и на- -раяы. ятый на XX съезде партии на расширение прав о -------------------- - -------------------------- ны в интересах развития народного хозяйства еще больше расширить права союзных :и автономных республик в деле руководства хозяйственным строительством. 3. Перестройка управления промышленностью и строи тельством, упразднение промышленных и строительных ми нистерств, передача общесоюзных предприятий в союзно республиканское подчинение и создание Советов народного хозяйства в экономических административных районах по зволит республиканским, краевым и областным органам зна чительно расширить свое влияние н,а руководство и даль нейшее развитие всей промышленности и строительства. Исходя из общегосударственных интересов дальнейшего раз вития народного хозяйства, ук репления могущества нашей страны и неук лонного роста благосостояния, трудящиеся каждой республик и смогут внести тем больший вклад в об щенародное дело, чем полнее они будут использовать воз можности своей республик и, чем шире будут развивать творческ ую инициативу и почни народных масс с учетом исторически сложившихся особенностей экономического раз вития, природных условий и лучших национальных тради ций, с учетом передового оныта других союзных республик , краев и областей. 4. Дальнейшее расширение прав союзных республик в руководстве хозяйством ок ажет благотворное влияние на развитие экономики каждой республики в отдельности и всей страны в целом. Известно, что в ряде республик и районов страны имеется ярко выраженное специфическое направление в развитии экономики, отражающее историче ски сложившееся разделение труда в соответствии с геогра фическими, экономическими и национальными особенностя ми. Та к ; например, в Узбекистане ведущей отраслью разви тая хозяйства является хлопок . Следовательно, здесь долж ны получить широкое развитие отрасли промышленности, связанные с переработкой хлопк а, а предприятия машино строения призваны обслуживать эти отрасли промышленно сти и сельское хозяйство. В Азербайджане, Башк ирии, Та тарии ведущей отраслью является нефтяная промышлен ность. Очевидно, здесь м в дальнейшем получат значитель ное развитие отрасли производства, связанные с добычей и переработкой нефти. В Казахстане, где сейчас бу.рно разви вается сельскохозяйственное производство, имеются так же все условия для дальнейшего, еще более быстрого роста цветной и черной металлургии, угольной промышленности* машиностроения. В Российской Федерации и На Ук раине исторически сложились и успешно развиваются многие к рупные про мышленные , районы, располагающие благоприятными воз можностями для подъема различных отраслей промышленно сти. Москва и Ленинград определились как ведущие центры точного машиностроения, снабжающие различные отрасли хозяйства и районы страны , наиболее совершенными маши нами и оборудованием. На Урале и в Донбассе имеются воз можности для успешного развития ряда ведущих отраслей тяжелой индустрии. Такими же возможностями располагают' районы Сибири, Дальнего Востока. тажже^ местных партийных я советск их органов краев в об ластей позволит быстрее решать вопросы комплексного раз вития экономики в том или ином экономическом адошнист- ратив'ном районе. Осуществление этих мер, наряду с огром ным экономическим значением, будет иметь так же и перво степенное политическое значение., Эти меры будут способ ствовать тому, чтобы и впредь последовательно проводилась ленинск ая национальная политик а, еще больше ук реплялась дружба народов, росли кадры из среды всех национально стей страны. 5. Реорганизация управления промышленностью поста вит по-новому вопрос о подготовке и более правильном ис пользовании кадров специалистов, о более рациональном раз мещении высших и средних учебных заведений по респуб ликам. Каждый экономический административный район будет заинтересован в подготовке инженерно-техническ их кадров из местных людей в соответствии с потребностями развития народного хозяйства республик и, края, области. Это позволит быстрее решить задачу перебазирования учеб ны х заведений в районы размещения соответствующих от раслей промышленности. Вузы и техник умы будут более тесно связаны с предприятиями, для которых они готовят кадры. , В настоящее время многие вузы размещены в Москве, Лс- ■нинграде, Киеве, Тбилиси и некоторых других к рупных горо дах. Тольк о в четырех названных городах сосредоточено около одной трети всех студентов высших учебных заведений страны и более 40 процентов студентов по промышленным и строи тельным специальностям. Оторванность институтов от произ водственных баз и неправильное их территориальное размеще ние породили серьезные недостатки в комплектовании высших учебных заведений. Сложившаяся практика приема в вузы страдает серьезными недостатками. В настоящее время в ву зы, как правило, поступают юноши и девушки, тольк о что окончившие среднюю шк олу, не имеющие лшзненного опыта и не знающие производства. Более правильное размещение высших учебных заведений по республикам и районам даст возможность приблизить тех нические вузы к производству, осуществлять прием студентов преимущественно из среды молодежи, поработавшей на произ водстве. Наряду с этим необходимо более широко организовать подготовк у инженеров и техников из числа рабочей молодежи без отрыва от производства, непосредственно на заводах и фабриках, а также через сеть заочных высших и средних учеб ных заведений. 6. Новая струк тура управления промышленностью и строи тельством будет способствовать повышению роли науки в раз витии производства, более целеустремленной организации науч но-исследовательской работы в республиках, краях и обла стях с учетом конкретных нужд промышленности и строитель ства данного района. При существующей организации научно-исследовательск их учреждений многие из них обслуживают только узкие нужды министерства или ведомства, которому они подчинены. Ведом ственная подчиненность научно-исследовательск их институтов в ряде случаев приводит к тому, что в одном и том же городе работает по неск ольку научных учреждений однородного про филя. В 1956 году в стране имелось 496 научно-исследователь ских институтов, работающих в области промышленности и строительства, в которых было занято около 45 тысяч науч ных работников. Из общего количества научно-исследователь ских институтов 40 процентов сосредоточено в Москве и Мо сковской области, где размещены научно-исследовательские ин ституты более 40 министерств и ведомств. Министерство хими ческой промышленности имеет только в Москве 15 научно-ис следовательских институтов. Министерство нефтяной промыш ленности— 7 институтов. В Ленинграде и Ленинградской обла сти размещаются 76 научно-исследовательск их институтов про мышленности и строительства, в которых занято почти 8 с половиной тысяч научных работников. Нельзя считать нормальным такое положение, когда толь ко в Москве и Ленинграде сконцентрировано больше трех чет вертей работников промышленных и строительных научно исследовательских институтов, в то время как в ряде союзных республик ощущается острый недостаток кадров для научного обслуживания промышленности и строительства. Задачи борьбы за технический прогресс требуют приближе ния к производству деятельности Академии наук СССР и ака демий наук союзных республик, их институтов и лаборато рий. 7. Некоторые товарищи высказывают опасение, что при- организации управления промышленностью и строительством по территориальному принципу, передаче общесоюзных пред приятий в союзно-республиканское подчинение будто бы про изойдет ослабление централизованного планового начала в раз витии нашего советского хозяйства. Это, конечно, неправильно. Советский Союз является государством, состоящим из 15 рав ноправных Советск их Социалистическ их Республик. Народное хозяйство Советского Союза управляется на основе утверждае мого Верховным Советом СССР единого народ,нехозяйствен ного плана, в котором обобщены планы всех союзных респуб лик . В этом плане сочетаются интересы отдельных союзных, автономных республик, краев и областей, интересы расширен ного социалистического воспроизводства, укрепления оборонной мощи Советского Союза в целом, повышения материального и к ультурного уровня народа. VI. Повысить роль советских, партийных и профсоюзных организаций в хозяйственном строительстве, еще шире вовлечь массы трудящихся в управление прои з водством 1. Намечаемые, мероприятия по дальнейшему совершенст вованию организации управления промышленностью и строи тельством ймеют огромное значение в деле коренного улучше ния форм и методов управления хозяйственным строительст вом в центре и на местах. Проведение в жизнь этих меро приятий потребует огромной организаторской работы партий ных, советских, хозяйственных, профсоюзных и комсомольских организаций. За годы Советской власти наши общественные организа ции нак опили ценнейший опыт в руководстве хозяйственным строительством и в настоящее время располагают многочис ленными высококвалифицированными кадрами, способными успешно решать самые сложные вопросы развития промышлен ности и строительства. При новой струк туре еще более возра стает роль этих организаций в хозяйственном строительстве, в деле вовлечения широких масс трудящихся в управление про изводством, в организации всенародного социалистического со ревнования за выполнение и перевыполнение государствен ных планов. 2. Советы депутатов трудящихся с первых дней созда ния социалистического государства рабочих и крестьян яв ляю тся органами подлинного народовластия. Свыше 1 миллио на 500 тысяч депутатов местных я Верховных Советов, миллионы рабочих, к олхозник ов, интеллигентов —- члены различных комиссий и сек ций Советов, выполняя волю тр у дящихся, наказы избирателей, ведут в Советах большую я многогранную деятельность. Наша революция, говорил В. И. Ленин, «подняла через Советскую власть к активному участию в государственном строительстве десятки миллио нов тех, которые раньше оставались незаинтересованными в этом строительстве». (Соч., том 31, стр. 467). В современных условиях, когда проводятся меры по приближению руководства хозяйственным строительством к производству* роль республик анск их, краевых, областных, городск их и районных Советов депутатов трудящихся долж на значительно повыситься, а работа Советов еще более активизироваться. Великие задачи коммунистического строи тельства. к ак ук азывается в решениях XX съезда КПСС, требую т дальнейшего повышения творческой ак тивности и инициативы трудящихся, еще более широкого участия масс в управлении государством, во всей его организаторско-хо зяйственной деятельности. Для этого необходимо всемерно развивать советский демократиям, настойчиво улучш ать ра боту В'сех советск их органов, ук реплять их связь с массами. В центре внимания Советов депутатов трудящихся по стоянно доджяы быть важнейшие вопросы работы промыш ленных предприятий и строек по выполнению государствен ных заданий, правильного использования всех возможностей и местных ресурсов для подъема производства, забота о не уклонном повышении благосостояния трудящихся, выполне нии планов жилищного и к ультурно-бытового строительства, развитие творческ ой инициативы во всех областях хозяйст венного и к ультурного строительства. 3. Перестройка управления промышленностью и строи тельством потребует коренного улучшения работы профессио нальных союзов, повышения их роли в хозяйственном строительстве. Профессиональные союзы, объединяющие в своих рядах более 45 миллионов человек, по . определению В. И. Ленина, «должны быть ближайшим я непременным СОТРУДНИКОМ гоевласти, которого руководит во всей се поли тическ ой и хозяйственной работе сознательный авангард ра бочего к ласса— компартия. Будучи школой коммунизма вооб ще, профсоюзы должны быть в частности школой управле ния социалистической промышленностью (а затем посте пенно и земледелием) для всей массы рабочих, затем и для всех трудящ ихся». (Соч., т. 33, стр. 164— 165). Советские профсоюзы на всех этапах развития нашего государства играли видную роль в социалистическом строи тельстве, в решении различных политическ их и хозяйственных задач, в привлечении трудящихся к управлению производ ством. Однако раздробленность руководства промышленными предприятиями и стройками между многочисленными мини стерствами и ведомствами во многом отрицательно сказалась на работе профсоюзов, Ныне в стране имеется большое к оли чество узкоспециализированных но отраслям производства профсоюзов, с громоздкой, многоступенчатой струк турой, чрезмерно раздут аппарат платных работников о нрофсою- должной инициативы и настойчивости в решении коренных задач улучшения производственной деятельности предприя тий, слабо занимаются вопросами нормирования и организа ции труда, заработной платы , техник и безопасности, вопроса ми рационализации и изобретательства, жилищным строи тельством и улучшением материально-бытовых условий ра бочих и служащих. Осуществление перестройки работы профессиональных сою зов по экономическим административным районам будет спо собствовать приближению профсоюзных организаций к про изводству, создаст более благоприятные условия'для активной деятельности профсоюзных организаций по привлечению тру дящихся к управлению производством. Профсоюзы получат больше возможностей глублсе вникать в вопросы планирования производства, повышения производительности труда, лучше влиять на производственную деятельность предприятий и стро ек. Они будут конкретнее заниматься вопросами социалистиче ского соревнования, развертывания массового движения изо бретателей и рационализаторов, контролем за выполнением обязательств по коллек тивным договорам, за проведением в жизнь решений, принимаемых на рабочих собраниях, произ водственных совещаниях рабочих и служащих, технических конференциях, хозяйственных ак тивах трудящихся предприя тий и учреждений, вопросами улучшения условий труда и быта рабочих и служащих. В связи с изменением струк туры управления промышлен ностью и строительством, очевидно, потребуется провести укрупнение профсоюзов, что позволит улучшить работу проф союзных органов в республик ах, к раях и областях, устранить многоступенчатость построения руководящих органов, сокра тить платный аппарат, шире развернуть самодеятельность в профсоюзных организациях. 4. Важное место в хозяйственном строительстве занимают ленинский комсомол, наша славная советская молодежь, кото рые вносят свой достойный вкЛад на всех участк ах социали стического строительства. Комсомольские организации и моло дежь не раз проявляли инициативу и почин, показывали при мер трудового героизма в решении к рупнейших общегосудар ственных задач, в строительстве индустриальных центров, промышленных предприятий, в освоении целинных земель. В современных условиях перед комсомольцами и молодежью от крываются новые возможности для еще большего развития творческой инициативы молодежи в хозяйственном строительст ве, для оказания помощи партийным, советским и хозяйствен ным организациям в улучшении работы предприятий и строек, в освоении природных богатств для комплексного развития экономики, особенно в восточных районах страны, в деле под готовки квалифицированных кадров для всех отраслей народ ного хозяйства и выдвижения из среды молодых рабочих и спе циалистов талантливых организаторов и руководителей на различные участк и работы в промышленности и на стройках. 5. Богатейший опыт сорокалетнего развития Советского со циалистического государства свидетельствует, что всемирно исторические успехи, достигнутые нашей страной, являются результатом огромной организаторской работы Коммунистиче ской партии в осуществлении генеральной ленинской линии,, направленной на всемерное развитие экономики страны и ее главной основы — тяжелой индустрии, на укрепление могуще ства Советской Родины и неук лонный подъем благосостояния народа. Перестройка руководства хозяйством по территориаль ному ^принципу неизмеримо повышает ответственность партий ных органов республик, краев и областей, всех партийных ор ганизаций за развитие производства и состояние строительст ва в каждом экономическом административном районе, выдви гает требование к партийным организациям глубже вникать в вопросы экономики промышленности и строительства, опера тивно и конкретно руководить промышленными предприятиями и стройками, усиливать свою организаторскую работу в мас сах. . При существующих формах руководства, когда планы раз рабатывались и осуществлялись через отраслевые министерства и ведомства, местные партийные организации в раде случаев были .чищены возможности более активно влиять на работу предприятий, полнее использовать экономические возможности к г,к .;'го района п области, устранять вредные ведомственные
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz