Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

П ПРОЛЕТАРИИ всех СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ» ЕНИНСК ОЕ знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издания 4-й I №. 77 (830) ВОСКРЕСЕНЬЕ 31 МАРТА 1957 Г. Цена 20 коп. ■ Советский народ является полновластным и единственным хо­ зяином своей страны. Все, что создано на земле нашей, — все это результат созидательного труда и творческого гения народа. В труде народа, в его ясном сознании, в народной мудрости — источник все новых и новых успехов в продвижении нашей страны к светлому будущему—коммунизму. ♦ т т О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством Т е з и с ы д о к л а д а ' т о в. Н. С. Х р у щ е в а I V. О дальнейшем улучшении планирования и перестройке работы органов планирования, учета и контроля (Продолжение, Начало в № 76.). 1. Необходимость централизованного планового руководст­ ва народным хозяйством вытекает из самой сущности социали­ стическ их производственных отношений, которые базируются на общественной собственности на средства производства. Весь опыт нашего социалистического строительства показывает, что централизованное руководство, планомерное развитие на­ родного хозяйства, направляемое Коммунистической пар­ тией, является залогом непрерывного подъема социалистиче­ ского хозяйства. Государственное планирование позволяет партии и правительству осуществлять единство целей и пол­ ную согласованность в развитии экономики страны, наиболее рационально использовать ее экономические ресурсы, направ­ лять их на решение важнейших народнохозяйственных задач. Плановое ведение народного хозяйства является одним из ко­ ренных преимуществ социалистического строя перед капита­ листическ им строем, с присущими к апитализму антагонисти­ ческими противоречиями, конкуренцией и анархией произ­ водства. Придавая первостепенное значение развитию народного хо­ зяйства по единому общегосударственному плану, В. И. Ленин подчеркивал огромную роль Госплана в осуществлении этой задачи. В конце 1922 года он писал: «Госплан стоит несколько в стороне от наших законода­ тельных учреждений, несмотря на то, что он, как совокуп­ ность сведущих людей, экспертов, представителей наук и и техник и, обладает, в сущности, наибольшими данными для правильного суждения о делах. Однако, мы исходили до сих пор из той точк и зрения, что Госплан должен доставлять государству материал критически разобранный, а государственные учреждения должны решать государственные дела. Я думаю, что при теперешнем положе­ нии, когда государственные дела необыкновенно усложнились, когда приходится сплошь и рядом решать вперемежку вопро­ сы, в которых требуется экспертиза членов Госплана, с во­ просами. в которых таковая не требуется, и даже более того, решать дела, в которых некоторые пунк ты требуют эксперти­ зы Госплана вперемежку с такими пунктами, которые таковой не требуют, я думаю, что в настоящее время следует сделать шаг в сторону увеличения компетенции Госплана». При нынешних масштабах народного хозяйства роль Гос­ плана и местных плановых органов еще более возрастает. Если даже в первые годы Советской власти, когда подавляющее большинство ученых, работавших в Госплане, было заражено буржуазными взглядами и буржуазными предрассудками, В. И. Ленин говорил о необходимости повысить роль Госпла­ на, то в наше время, когда кадры Госплана и плановых ор­ ганов состоят из специалистов, выросших при Советской вла­ сти и накопивших огромный опыт планирования и руководст­ ва социалистическим хозяйством, дальнейшее повышение ро­ ли Госплана в хозяйственном строительстве тем более необхо­ димо. Сейчас, при изменившихся условиях, при наличии вы­ росших кадров, обладающих глубокими инженерными и на­ учными знаниями, а также большим практическим опытом, имеются самые благоприятные возможности для претворения в жизнь указаний В. И. Ленина о дальнейшем расширении функ ций Госплана как в планировании народного хозяйства, так и в координации деятельности по осуществлению народно­ хозяйственного плана. В связи с этим нет необходимости созда­ вать новые центральные органы хозяйственного руководства взамен лик видируемых отраслевых министерств. Отдельные товарищи выдвигают предложения о создании при Совете Министров специальных хозяйственных органов в виде, например, Комитетов при Совете Министров СССР, на которые они предлагают возложить руководство главными от­ раслями тяжелой промышленности. Это означает, что некото­ рыми отраслями промышленности надо будет по-прежнему управлять из центра. Такие предложения по сути дела означают сохранение ста­ рой формы управления только под новым названием, но в ухудшенном виде. Если сохранить управление промышлен­ ностью и строительством из центра по отраслевому принципу, то неизбежно сохранятся и существующие крупные недостат­ ки, свойственные нынешней ведомственной струк туре управ­ ления. Предлагаемые центральные органы неизбежно будут созда­ вать аппараты, аналогичные существующим аппаратам ми­ нистерств и главков, иначе они не смогут выполнять наме­ чаемых для них функ ций управления. Эти органы, как и те­ перешние министерства, будут дублировать работу соответст­ вующих отраслевых подразделений Госплана, тратить силы, время и отвлекать большое количество квалифицированных работников на увязывание и согласование с Госпланом раз­ личных вопросов. Товарищи, вносящие такие предложения, видимо, беспо­ коятся о том, что при исполнении годовых и пятилетиих пла­ нов будут возникать различные оперативные вопросы, кото­ рые как ой-то орган должен решать. Подобные вопросы, кото­ рые в процессе составления плана не были предусмотрены, конечно, будут возникать. Но передавать их на рассмотрение целесообразно только Госплану, ибо никакой другой парал­ лельный орган все равно без Госплана их решать не может. Нельзя допускать, чтобы такие вопросы решались в обход Госплана и Советов народного хозяйства. Намечаемая перестройка управления промышленностью я строительством требует коренного 1 улучшения работы Госпла­ на, чтобы в своей деятельности он опирался на Советы на­ родного к еошетва акопомячдаозю адмаяистратввнмх районов и г «а ш п ы республик , объединял ,и координировал их рабо­ ту, своевременно вносил важнейшие вопросы на расомгрщойЕ? р' Совет Министров СССР и в Центральный Комитет КПСС. Такая перестройка потребует дальнейшего укрепления Госплана СССР, Госпланов союзных республик и местных плановых органов высококвалифицированными работниками, хорошо знающими экономику и техник у производства, стмею- щйми опыт практической работы в промышленности и строи­ тельстве. 2. Госплан СССР должен быть научным планово-экономи­ ческим органом парадного хозяйства страны. Он обязан на ос­ нове изучения потребностей народного хозяйства и учета до­ стижений наук и и техник и разрабатывать предложения по развитию всех отраслей народного хозяйства, в которых необ­ ходимо тщательно учитывать возможности комплексного раз­ вития экономики, более рационально использовать ресурсы в общегосударственных интересах. Необходимо повысить ответ­ ственность Госплана за выполнение разрабатываемых им планов. * , Помимо пятилетних планов Госплан призван разрабаты­ вать перспективные планы на более длительные периоды. На основе этих планов должны определяться правильные соот­ ношения между различными отраслями народного хозяйства и направления для развития отдельных экономических рай­ онов. «...Нельзя,— указывал В. И. Ленин,— работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех» (Сон., том 31, стр. 479). Госплан не должен вмешиваться в административное уп ­ равление экономическими административными районами. Его обязанностью является изучение важнейших вопросов разви­ тия районов, определение направления и темпов развития на­ родного хозяйства через план и установление необходимых пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяй­ ства союзных республик и экономических адшгнистратшшьгх районов.. Такой порядок организации планирования позволит Госпла­ ну лучше отражать в планах задачи коммунистического стро­ ительства, дальнейшего укрепления нашего социалиста веского государства, развития его экономики и к ультуры , -неуклонно­ го роста благосостояния народа. В планах необходимо Пред­ усматривать правильное и рациональное размещение произво­ дительных сил. специализацию промышленности, установле­ ние экономически целесообразных хозяйственных связей меж­ ду районами, комплексное развитие хозяйства экономических районов, исходя из рациональной специализации районов и перспектив их развития. Госплан СССР разрабатывает и представляет на утверж­ дение правительства план создания государственных матери­ альных и продовольственных резервов. 3. Госплан СССР обязан коренным образом улучш ить прак тик у разработки планов развитая народного хозяйства. Планирование нужно построить таким образом, чтобы в тек у­ щем году были утверждены основные плановые показатели па будущий год, а в тек ущей пятилетк е — основные, намет­ ки плана на следующую пятилетк у. Эти плановые показате­ ли должны составляться в разрезе союзных республик и По каждому экономическому административному району. Госпла­ ну. наряду с составлением перспек тивных народнохозяйствен­ ных .плавов, следует разрабатывать и годовые пЛалш. Вместе с тем «а Госплан СССР следует возложить неко­ торые функ ции, обеспечивающие проведение единой цент­ рализованной политик и в развитии важнейших отраслей про­ мышленности, осуществляемые в настоящее время министер­ ств ами. К ним относятся прежде всего рациональное разме­ щение предприятий, правильное направление техническ ого развития промышленности, контроль за улучшением экономи­ ческих показателей ее работы. Ирм этом, видимо, необходимо наделить Госплан СССР определенными правами для опера­ тивного решения вопросов, связанных с координацией работы совнархозов но осуществлению ими народнохозяйственных планов. Госплан СССР должен заниматься сводным планированием на основе планов, разработанных совнархозами и Госпланами республик . Как перспективные, так и тек ущие планы необ­ ходимо составлять на основе учета всех возможностей к аждо­ го экономического административного района. При составле­ нии сводных планов Госплан изучает и учитывает, насколь­ ко правильно составлены местные планы, какой они дают аффект для данного района и насколько они соответствуют интересам развития народного хозяйства страны в целом с тем. чтобы не допуск ать диспропорции, чтобы обеспечить рав­ номерное развитие всех отраслей народного хозяйства, вза­ имно увязывать планы развития хозяйства экономических административных районов. Анализируя планы, составленные экономичесвйми адми­ нистративными районами, Госплан должен пресекать проявле­ ния автаркии, местничества с тем, чтобы интересы данного района не противопоставлялись общегосударственным инте­ ресам. Госплан, изучая представленные планы экономических административных районов, должен вносить коррективы в планы совнархозов, исходя из интересов развития .народного хозяйства, правильного размещения производительных сил, соблюдения пропорций в развитии отдельных отраслей про­ мышленности, осуществления в широких масштабах специа­ лизации и кооперирования, проведения комплексной механи­ зации и автоматизации производства, внедрения новейших достижений наук и и техник и. При условии намечаемой реорганизации управления на­ родным хозяйством Советского Союза, когда главная работа по планированию будет сосредоточена в экономических ад­ министративных районах как по оперативному, планирова­ нию, так и по перспективному планированию, когда в Гос­ плане будет сосредоточена работа по сводному планированию народного хозяйства Советского Союза и когда Госплан бу­ дет наделен правами по координации деятельности совнар­ хозов в выполнении планов, существование Госэкономкомис­ сии на данном этапе становится нецелесообразным и ее не­ обходимо упразднить. На Госплан СССР необходимо возложить так же состав­ ление планов материально-техиического снабжения народно­ го хозяйства и решение тек ущих вопросов, связанных с их осуществлением. В функ ции Госплана, видимо, будет вхо­ дить планирование межрайонных поставок сырья, материа­ лов, толдива, электроэнергии, оборудования и товаров на­ родного потребления на основе планов производства и м ате-' ривльи<ьтехи»ч«йк ого снабжения. При этом работу по снаб­ жению народного хозяйства необходимо построить таким об­ разом, чтобы распределение основной части продук ции, не входящей в народнохозяйственный план, осуществлялось непосредетвсипо Советами народного хозяйства, В централи­ зованном порядке следует, видимо, распределять ограничен­ ное количество действительно остродефицитной продук ции. На первое время, пока не сложатся прочные хозяйственные связи между предприятиями и экономическими районами, в новых условиях Госплану возможно придется заниматься планированием снабжения по отдельным видам продук ции, не включенным в государственный план, но имеющим важ­ ное народнохозяйственное значение. Госплан должен так же осуществлять контроль за строгим соблюдением государст­ венной дисциплины в части взаимных поставок промышлен­ ной продукции экономическими районами 4. В связи с реорганизацией управления промышлен­ ностью и повышением роли Госплана СССР в плановом ру­ ководстве народным хозяйством надо изменить его струк ту­ ру. Видимо, в Госплане СССР придется иметь специальный отдел но перспективному планированию, специализирован­ ные отделы но отраслям народного хозяйства с соответству­ ющими подотделами. В отделах Госплана должны быть ин ­ женеры и экономисты, хорошо знающие техник у и экономи­ к у производства, которые занимались бы не тольк о планиро­ ванием, но и организацией работы по осуществлению пла­ на на местах, систематически выезжая на предприятия и стройк и. Эти специалисты должны глубоко изучать новое в техник е и экономике и внедрять это новое в производство. Отделы Госплана, возглавляемые крупными организаторами и специалистами, будут заниматься не тольк о вопросами пла­ нирования, но и осуществлять контроль за выполнением планов. Руководители основных отделов Госплана СССР по своей подготовке и опыту должны быть на уровне нынеш­ них министров. В Госплане СССР следует, видимо, создать коллегию, в которую входили бы, кроме Председателя Госплана и его за­ местителей, руководители главных отделов Госплана, а так ­ же к рупные специалисты. Иа к оллегии Госплана необходимо рассматривать важнейшие вопросы развития народного хо­ зяйства и его отдельных отраслей. Вопросы, требующие ре­ шения правительства, должны вноситься Госпланом на утверждение Совета Министров СССР. В связи с организацией Советов народного хозяйства и передачей союзных предприятий из союзного подчинения в союэио-реснубликанок'ое намного возрастет роль Госпланов республик, особенно Российской Федерации и Украинской ■ССР. Вопросы планирования и координации работы совнар­ хозов должны решаться, прежде всего, Госпланами респуб­ лик , а это потребует коренной перестройки их работы и ук репления Госпланов опытными рук оводителям и и к вали- ф ициров дни ьми специалистеми. Вся основная работа по составлению плана должна быть перенесена на места, в экономические административные районы. Разработка планов должна начинаться на предприя­ тии, в соответствующем хозяйственном объединении, в Со­ вете народного хозяйства, в Госплане республики, а затем в Госплане СССР. Госплан СССР и Госпланы республик обязаны добивать­ ся, чтобы в планах по экономическим административным районам обеспечивалось развитие тех отраслей промышлен­ ности, для которых в районе имеются наиболее благоприят­ ные условия. Особое .щипание должно быть обращено на развитие хозяйственных связей между промышленностью различных совнархозов. Одна из важных задач Госплана бу­ дет состоять в том, чтобы анализировать эта связи, оказы­ вать помощь в развитии наиболее целесообразных экономи­ ческих связей и активно вмешиваться, если будут обнару­ живаться нерациональные связи. 5 . Следует- обсудить вопрос о создания при Совете Ми­ ’ нистров СССР Инженерно-технического комитета вместо ныне существующей Гостехимки. Инженерно-техническ ий комитет должен обеспечивать изучение по реем отраслям передовой отечественной и зару­ бежной техник и, издавать соответствующую литературу, рассылать ее и тем самым помогать предприятиям и научно­ исследовательским институтам строить свою работу на осно­ ве новейших достижений наук и и техник и. Инженерно-технический комитет призван осуществлять контроль за внедрением новейших достижений наук и и тех­ ники в народное хозяйство и помогать Госплану и совнархо­ зам определять то т научно-техническ ий уровень, на котором необходимо планировать развитие отраслей народного хозяй­ ства, учитывая при этом новейшие достижения наук и и тех­ ники. В интересах технического прогресса необходимо, чтобы государственный план развития народного хозяйства пред­ усматривал мероприятия по внедрению повой техник и, на базе которой осуществляется постоянное совершенствование и рост общественного производства. Инженерно-техническ ий комитет во всей 1 своей работе обязан опираться на выдающихся инженеров, ученых и но­ ваторов производства. В целях быстрейшего освоения и внед­ рения в производство важных техническ их достижений Ин­ женерно-техническому комитету целесообразно привлекать для работы в Комитете новаторов производства, высококвалифи­ цированных инженеров, научных работников и рабочих, ко­ торые внесли ценные техническ ие предложения, сделали от­ крытия или изобретения, создавать им все необходимые усло­ вия для широкого внедрения этих предложений и изобретений в производство и материального поощрения авторов этих предложений. Работа по выявлению и привлечению к сотруд­ ничеству в Комитете так их новаторов должна вестись посто­ янно с тем, чтобы выдающиеся отк рытия, изобретения и ра­ ционализаторские предложения с непосредственным участием их авторов внедрялись в соответствующей отрасли производ­ ства. Состав так их сотрудников в Комитете будет -непрерыв­ но обновляться за счет привлечения все новых и новых ра­ ционализаторов производства и изобретателей. 6 . Существующий ныне Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР), ви­ димо, целесообразно сохранить, имея в виду «еобходаюость решения ряда общих вопросов строительства и проектирова­ ния в стране. Госстрой должен заниматься вопросами координации на- учно-исследоиательс 1 кой и экспериментальной работы в об­ ласти строительства и типового проектирования, вопросами техническ ой информации и распространением как отечествен­ ного, так и зарубежного передового опыта в строительстве, изданием технической литературы по строительству и архи­ тек туре. Б его обязанности будет входить разработка и утверждение некоторых общих норм и техническ их условий строительства и Проектирования, техническ их условий на производство и приемку строительно-монтажных и специаль­ ных работ, строительных стандартов, сметных норм и единых норм выработки рабочих на строительно-монтажные 1 работы. Он дблжёи помогать Госплану и совнархозам разрабатывать основные технические мероприятия в области дальнейшего развития строительной индустрии и снижения стоимости строительства, учитывая при этом новейшие достижения на­ ук и и техник и в строительстве. По заданиям Правительства. Госстрой проводит техниче­ скую экспертизу проектов и смет иа строительство к рупных предприятий и сооружений, выборочную проверку качества проектов и смет по крупным объектам строительства. 7. Успешное решение задач коммунистического строитель- едва немыслимо без единой,,централизованной системы, учета я статистик а в нарелигм хозяйстве страны, имея в виду, что организация строжайшего всенародного учета и контроля за производством и рашраделеияем продуктов- явЦется одним и-з важнейших условий правильного веде-вшя народного хозяй­ ства. , . Централизация учета и статистик и в ' н-аро-дн-ом хозяйстве страны означает, что вся работа по собиранию и разработке отчетных -данных должна быть сосредоточена в органах Цент­ рального статистическ ого управления. Необходимо обеспечить дальнейшее укрепление всей системы государственной стати­ стик и от района, области и до центра. Это надо осуществить за счет лик видации параллельных звеньев в учете и стати­ стик е. Органы ЦСУ должны собирать, разрабатывать и анализа- 4 ровать данные, показывающие не тольк о итога работы Сове­ тов ««.род-ного хозяйства и хозяйственных объединений, но и данные, характеризующие неиспользованные резервы, в-скрьь "вагощие .факты -неудовлетворительного выполнения заданий единого народнохозяйственного плана. Необходимо предусмотреть так ую организацию учете В статистик и, при которой промышленные предприятия и строй­ ки представляли бы отчетность с минимальным количеством показателей тольк о в органы ЦСУ СССР. Б дальнейшем следу­ ет осуществить мероприятия по централизация Учета и стати­ стик и и в других отраслях -народного хозяйства, в частности в сельском хозяйстве, в торговле, в здравоохранении. Успешное осуществление централизации учета и стати­ стики возможно лишь на базе широкой механизации учетной и статистической работы. Необходимо создать в системе ЦСУ широкую сеть машиносчетных станций, оснастив их современ­ ными высокопроизводительными машинами и новейшими сред­ ствами связи. При осуществлении мероприятий по централизации учета и статистик и надо резко упростить и сократить существую­ щий учет и отчетность. Следует также сократить первичный учет на предприятиях и стройках, ликвидировав излишества, которые имеются в этом деле, максимально механизировать первичный учет. 8 , Перестройка управления промышленностью и строи­ тельством должна значительно улучшить использование ма­ териальных и финансовых ресурсов государства, повысить рен­ табельность предприятий, увеличить внутрихозяйственные на­ копления, а также быстрее устранить имеющиеся в настоящее время непроизводительные затраты и потери и тем самым на­ иболее полно использовать резервы промышленности. Советы народного хозяйства должны нести полную ответ­ ственность за финансовую деятельность входящих в их состав отраслевых хозяйственных объеддаей-ий, трестов, комбинатов, управлений, а через них и за финансовую деятельность пред­ приятий и строек. Совнархозы должны осуществлять финан­ совое планирование, регулирование фйнаисовых ресурсов, перераспределение прибыли и оборотных средств, а также создание необходимых финансовых резервов. Совнархозы ^при­ нимают необходимые меры-, обеспечивающие (роет -редгтп^ гльно- . ста отраслевых хозяйственных объединений, выполнение и п-е- * невыполнение ими планов накоплений. Хозяйственным объеди­ нениям должны быть предоставлены хозрасчетные права, ко­ торые в настоящее время имеют главные управления мини­ стерств. Необходимо серьезно ук репить хозяйственный рас­ чет, расширить права руководителей предприятий и хозяйст венных организаций. В качестве основных показателей пла нирования и оценки деятельности предприятий и строек, на ряду с объемом производства и производительностью труда следует установить также рентабельность и использовани производственных фондов. В новых условиях должна быть поднята роль финансовы органов в деле мобилизации денежных ресурсов и обеспечеки финансирования мероприятий, предусматриваемых народи! хозяйственными планами на основе единой финансовой сист( мы страны. Необходимо также повысить ответственность пре, приятии и хозяйственных организаций за выполнение свои финансовых планов. Следует принять меры к тому, чтобы фо; мирование собственных оборотных средств предприятий, ф] на-нсироваше капитального строительства, а так же расход по подготовке кадров и другие затраты производились в зн чительной мере за счет прибылей предприятий. В целях обеспечения своевременного и полного поступл ния в бюджет налога с оборота целесообразно взимать ег как правило, непосредственно с предприятий, а не сбытовь организаций, как это практикуется в настоящее время. Нео ходимо также установить порядок расчетов непосредственно предприятиями по отчислениям их прибылей в бюджет. Должна быть повышена роль Госбанка и банков долгосро пых вложений, усилена связь их с совнархозами и предпрн тиями. Следует обеспечить единство регулирования заработн платы, цен на сельскохозяйственное сырье, розничных ц- имея в виду необходимость соблюдения правильных пропорц в распределении национального дохода, а также правильн пропорций в балансе денежных доходов и. расходов населен: Переход на управление промышленностью и строитель 4 вом по территориальному принципу не должен привести снижению накопления средств, чтобы не потерять важнейи источники для дальнейшего развития народного хозяйства. 1 циалистичсекис накопления долиты распределяться, исходя общегосударственных интересов, и прежде всего по важн шим направлениям в народном хозяйстве. При этом надо ик в виду, что в ряде случаев образование иакоплс-ний шк осуществляться в одних .республик ах, а потребность го-суд ства -к фазвития хозяйства— в других -республиках. Если о-с бить в этом вопросе централизованное руководство, то оред-с могут, быть распылены и тратиться яс на- расширенное производство, а на другие нужды, на которые государство г не может выделять больше определенной доли накоплений, нанеиропанне из бюджета промышленности и строитель- должно производиться в соответствии с заданиями и выпо. ином государственного плана. 9. Материально-техническое снабжение народного хозя ва при новой струк туре управления промышленностью и ст тсльством целесообразно построить по территориальному о ципу при сохранении централизованного планового распре; ния материальных ресурсов. При этом централизованное новое распределение материальных ресурсов по районам д ио сочетаться с предоставлением полной самостоятельное!] вста-м народного хозяйства -в использова-ии-и выделяемы: материалов, а также местных сырьевых ресурсов для рг ТИЯ промышленного производства И ГТПОИТАЛЫ.тпя

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz