Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
П ПРОЛЕТАРИИ всех СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ» ЕНИНСК ОЕ знамя ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издания 4-й I №. 77 (830) ВОСКРЕСЕНЬЕ 31 МАРТА 1957 Г. Цена 20 коп. ■ Советский народ является полновластным и единственным хо зяином своей страны. Все, что создано на земле нашей, — все это результат созидательного труда и творческого гения народа. В труде народа, в его ясном сознании, в народной мудрости — источник все новых и новых успехов в продвижении нашей страны к светлому будущему—коммунизму. ♦ т т О дальнейшем совершенствовании организации управления промышленностью и строительством Т е з и с ы д о к л а д а ' т о в. Н. С. Х р у щ е в а I V. О дальнейшем улучшении планирования и перестройке работы органов планирования, учета и контроля (Продолжение, Начало в № 76.). 1. Необходимость централизованного планового руководст ва народным хозяйством вытекает из самой сущности социали стическ их производственных отношений, которые базируются на общественной собственности на средства производства. Весь опыт нашего социалистического строительства показывает, что централизованное руководство, планомерное развитие на родного хозяйства, направляемое Коммунистической пар тией, является залогом непрерывного подъема социалистиче ского хозяйства. Государственное планирование позволяет партии и правительству осуществлять единство целей и пол ную согласованность в развитии экономики страны, наиболее рационально использовать ее экономические ресурсы, направ лять их на решение важнейших народнохозяйственных задач. Плановое ведение народного хозяйства является одним из ко ренных преимуществ социалистического строя перед капита листическ им строем, с присущими к апитализму антагонисти ческими противоречиями, конкуренцией и анархией произ водства. Придавая первостепенное значение развитию народного хо зяйства по единому общегосударственному плану, В. И. Ленин подчеркивал огромную роль Госплана в осуществлении этой задачи. В конце 1922 года он писал: «Госплан стоит несколько в стороне от наших законода тельных учреждений, несмотря на то, что он, как совокуп ность сведущих людей, экспертов, представителей наук и и техник и, обладает, в сущности, наибольшими данными для правильного суждения о делах. Однако, мы исходили до сих пор из той точк и зрения, что Госплан должен доставлять государству материал критически разобранный, а государственные учреждения должны решать государственные дела. Я думаю, что при теперешнем положе нии, когда государственные дела необыкновенно усложнились, когда приходится сплошь и рядом решать вперемежку вопро сы, в которых требуется экспертиза членов Госплана, с во просами. в которых таковая не требуется, и даже более того, решать дела, в которых некоторые пунк ты требуют эксперти зы Госплана вперемежку с такими пунктами, которые таковой не требуют, я думаю, что в настоящее время следует сделать шаг в сторону увеличения компетенции Госплана». При нынешних масштабах народного хозяйства роль Гос плана и местных плановых органов еще более возрастает. Если даже в первые годы Советской власти, когда подавляющее большинство ученых, работавших в Госплане, было заражено буржуазными взглядами и буржуазными предрассудками, В. И. Ленин говорил о необходимости повысить роль Госпла на, то в наше время, когда кадры Госплана и плановых ор ганов состоят из специалистов, выросших при Советской вла сти и накопивших огромный опыт планирования и руководст ва социалистическим хозяйством, дальнейшее повышение ро ли Госплана в хозяйственном строительстве тем более необхо димо. Сейчас, при изменившихся условиях, при наличии вы росших кадров, обладающих глубокими инженерными и на учными знаниями, а также большим практическим опытом, имеются самые благоприятные возможности для претворения в жизнь указаний В. И. Ленина о дальнейшем расширении функ ций Госплана как в планировании народного хозяйства, так и в координации деятельности по осуществлению народно хозяйственного плана. В связи с этим нет необходимости созда вать новые центральные органы хозяйственного руководства взамен лик видируемых отраслевых министерств. Отдельные товарищи выдвигают предложения о создании при Совете Министров специальных хозяйственных органов в виде, например, Комитетов при Совете Министров СССР, на которые они предлагают возложить руководство главными от раслями тяжелой промышленности. Это означает, что некото рыми отраслями промышленности надо будет по-прежнему управлять из центра. Такие предложения по сути дела означают сохранение ста рой формы управления только под новым названием, но в ухудшенном виде. Если сохранить управление промышлен ностью и строительством из центра по отраслевому принципу, то неизбежно сохранятся и существующие крупные недостат ки, свойственные нынешней ведомственной струк туре управ ления. Предлагаемые центральные органы неизбежно будут созда вать аппараты, аналогичные существующим аппаратам ми нистерств и главков, иначе они не смогут выполнять наме чаемых для них функ ций управления. Эти органы, как и те перешние министерства, будут дублировать работу соответст вующих отраслевых подразделений Госплана, тратить силы, время и отвлекать большое количество квалифицированных работников на увязывание и согласование с Госпланом раз личных вопросов. Товарищи, вносящие такие предложения, видимо, беспо коятся о том, что при исполнении годовых и пятилетиих пла нов будут возникать различные оперативные вопросы, кото рые как ой-то орган должен решать. Подобные вопросы, кото рые в процессе составления плана не были предусмотрены, конечно, будут возникать. Но передавать их на рассмотрение целесообразно только Госплану, ибо никакой другой парал лельный орган все равно без Госплана их решать не может. Нельзя допускать, чтобы такие вопросы решались в обход Госплана и Советов народного хозяйства. Намечаемая перестройка управления промышленностью я строительством требует коренного 1 улучшения работы Госпла на, чтобы в своей деятельности он опирался на Советы на родного к еошетва акопомячдаозю адмаяистратввнмх районов и г «а ш п ы республик , объединял ,и координировал их рабо ту, своевременно вносил важнейшие вопросы на расомгрщойЕ? р' Совет Министров СССР и в Центральный Комитет КПСС. Такая перестройка потребует дальнейшего укрепления Госплана СССР, Госпланов союзных республик и местных плановых органов высококвалифицированными работниками, хорошо знающими экономику и техник у производства, стмею- щйми опыт практической работы в промышленности и строи тельстве. 2. Госплан СССР должен быть научным планово-экономи ческим органом парадного хозяйства страны. Он обязан на ос нове изучения потребностей народного хозяйства и учета до стижений наук и и техник и разрабатывать предложения по развитию всех отраслей народного хозяйства, в которых необ ходимо тщательно учитывать возможности комплексного раз вития экономики, более рационально использовать ресурсы в общегосударственных интересах. Необходимо повысить ответ ственность Госплана за выполнение разрабатываемых им планов. * , Помимо пятилетних планов Госплан призван разрабаты вать перспективные планы на более длительные периоды. На основе этих планов должны определяться правильные соот ношения между различными отраслями народного хозяйства и направления для развития отдельных экономических рай онов. «...Нельзя,— указывал В. И. Ленин,— работать, не имея плана, рассчитанного на длительный период и на серьезный успех» (Сон., том 31, стр. 479). Госплан не должен вмешиваться в административное уп равление экономическими административными районами. Его обязанностью является изучение важнейших вопросов разви тия районов, определение направления и темпов развития на родного хозяйства через план и установление необходимых пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяй ства союзных республик и экономических адшгнистратшшьгх районов.. Такой порядок организации планирования позволит Госпла ну лучше отражать в планах задачи коммунистического стро ительства, дальнейшего укрепления нашего социалиста веского государства, развития его экономики и к ультуры , -неуклонно го роста благосостояния народа. В планах необходимо Пред усматривать правильное и рациональное размещение произво дительных сил. специализацию промышленности, установле ние экономически целесообразных хозяйственных связей меж ду районами, комплексное развитие хозяйства экономических районов, исходя из рациональной специализации районов и перспектив их развития. Госплан СССР разрабатывает и представляет на утверж дение правительства план создания государственных матери альных и продовольственных резервов. 3. Госплан СССР обязан коренным образом улучш ить прак тик у разработки планов развитая народного хозяйства. Планирование нужно построить таким образом, чтобы в тек у щем году были утверждены основные плановые показатели па будущий год, а в тек ущей пятилетк е — основные, намет ки плана на следующую пятилетк у. Эти плановые показате ли должны составляться в разрезе союзных республик и По каждому экономическому административному району. Госпла ну. наряду с составлением перспек тивных народнохозяйствен ных .плавов, следует разрабатывать и годовые пЛалш. Вместе с тем «а Госплан СССР следует возложить неко торые функ ции, обеспечивающие проведение единой цент рализованной политик и в развитии важнейших отраслей про мышленности, осуществляемые в настоящее время министер ств ами. К ним относятся прежде всего рациональное разме щение предприятий, правильное направление техническ ого развития промышленности, контроль за улучшением экономи ческих показателей ее работы. Ирм этом, видимо, необходимо наделить Госплан СССР определенными правами для опера тивного решения вопросов, связанных с координацией работы совнархозов но осуществлению ими народнохозяйственных планов. Госплан СССР должен заниматься сводным планированием на основе планов, разработанных совнархозами и Госпланами республик . Как перспективные, так и тек ущие планы необ ходимо составлять на основе учета всех возможностей к аждо го экономического административного района. При составле нии сводных планов Госплан изучает и учитывает, насколь ко правильно составлены местные планы, какой они дают аффект для данного района и насколько они соответствуют интересам развития народного хозяйства страны в целом с тем. чтобы не допуск ать диспропорции, чтобы обеспечить рав номерное развитие всех отраслей народного хозяйства, вза имно увязывать планы развития хозяйства экономических административных районов. Анализируя планы, составленные экономичесвйми адми нистративными районами, Госплан должен пресекать проявле ния автаркии, местничества с тем, чтобы интересы данного района не противопоставлялись общегосударственным инте ресам. Госплан, изучая представленные планы экономических административных районов, должен вносить коррективы в планы совнархозов, исходя из интересов развития .народного хозяйства, правильного размещения производительных сил, соблюдения пропорций в развитии отдельных отраслей про мышленности, осуществления в широких масштабах специа лизации и кооперирования, проведения комплексной механи зации и автоматизации производства, внедрения новейших достижений наук и и техник и. При условии намечаемой реорганизации управления на родным хозяйством Советского Союза, когда главная работа по планированию будет сосредоточена в экономических ад министративных районах как по оперативному, планирова нию, так и по перспективному планированию, когда в Гос плане будет сосредоточена работа по сводному планированию народного хозяйства Советского Союза и когда Госплан бу дет наделен правами по координации деятельности совнар хозов в выполнении планов, существование Госэкономкомис сии на данном этапе становится нецелесообразным и ее не обходимо упразднить. На Госплан СССР необходимо возложить так же состав ление планов материально-техиического снабжения народно го хозяйства и решение тек ущих вопросов, связанных с их осуществлением. В функ ции Госплана, видимо, будет вхо дить планирование межрайонных поставок сырья, материа лов, толдива, электроэнергии, оборудования и товаров на родного потребления на основе планов производства и м ате-' ривльи<ьтехи»ч«йк ого снабжения. При этом работу по снаб жению народного хозяйства необходимо построить таким об разом, чтобы распределение основной части продук ции, не входящей в народнохозяйственный план, осуществлялось непосредетвсипо Советами народного хозяйства, В централи зованном порядке следует, видимо, распределять ограничен ное количество действительно остродефицитной продук ции. На первое время, пока не сложатся прочные хозяйственные связи между предприятиями и экономическими районами, в новых условиях Госплану возможно придется заниматься планированием снабжения по отдельным видам продук ции, не включенным в государственный план, но имеющим важ ное народнохозяйственное значение. Госплан должен так же осуществлять контроль за строгим соблюдением государст венной дисциплины в части взаимных поставок промышлен ной продукции экономическими районами 4. В связи с реорганизацией управления промышлен ностью и повышением роли Госплана СССР в плановом ру ководстве народным хозяйством надо изменить его струк ту ру. Видимо, в Госплане СССР придется иметь специальный отдел но перспективному планированию, специализирован ные отделы но отраслям народного хозяйства с соответству ющими подотделами. В отделах Госплана должны быть ин женеры и экономисты, хорошо знающие техник у и экономи к у производства, которые занимались бы не тольк о планиро ванием, но и организацией работы по осуществлению пла на на местах, систематически выезжая на предприятия и стройк и. Эти специалисты должны глубоко изучать новое в техник е и экономике и внедрять это новое в производство. Отделы Госплана, возглавляемые крупными организаторами и специалистами, будут заниматься не тольк о вопросами пла нирования, но и осуществлять контроль за выполнением планов. Руководители основных отделов Госплана СССР по своей подготовке и опыту должны быть на уровне нынеш них министров. В Госплане СССР следует, видимо, создать коллегию, в которую входили бы, кроме Председателя Госплана и его за местителей, руководители главных отделов Госплана, а так же к рупные специалисты. Иа к оллегии Госплана необходимо рассматривать важнейшие вопросы развития народного хо зяйства и его отдельных отраслей. Вопросы, требующие ре шения правительства, должны вноситься Госпланом на утверждение Совета Министров СССР. В связи с организацией Советов народного хозяйства и передачей союзных предприятий из союзного подчинения в союэио-реснубликанок'ое намного возрастет роль Госпланов республик, особенно Российской Федерации и Украинской ■ССР. Вопросы планирования и координации работы совнар хозов должны решаться, прежде всего, Госпланами респуб лик , а это потребует коренной перестройки их работы и ук репления Госпланов опытными рук оводителям и и к вали- ф ициров дни ьми специалистеми. Вся основная работа по составлению плана должна быть перенесена на места, в экономические административные районы. Разработка планов должна начинаться на предприя тии, в соответствующем хозяйственном объединении, в Со вете народного хозяйства, в Госплане республики, а затем в Госплане СССР. Госплан СССР и Госпланы республик обязаны добивать ся, чтобы в планах по экономическим административным районам обеспечивалось развитие тех отраслей промышлен ности, для которых в районе имеются наиболее благоприят ные условия. Особое .щипание должно быть обращено на развитие хозяйственных связей между промышленностью различных совнархозов. Одна из важных задач Госплана бу дет состоять в том, чтобы анализировать эта связи, оказы вать помощь в развитии наиболее целесообразных экономи ческих связей и активно вмешиваться, если будут обнару живаться нерациональные связи. 5 . Следует- обсудить вопрос о создания при Совете Ми ’ нистров СССР Инженерно-технического комитета вместо ныне существующей Гостехимки. Инженерно-техническ ий комитет должен обеспечивать изучение по реем отраслям передовой отечественной и зару бежной техник и, издавать соответствующую литературу, рассылать ее и тем самым помогать предприятиям и научно исследовательским институтам строить свою работу на осно ве новейших достижений наук и и техник и. Инженерно-технический комитет призван осуществлять контроль за внедрением новейших достижений наук и и тех ники в народное хозяйство и помогать Госплану и совнархо зам определять то т научно-техническ ий уровень, на котором необходимо планировать развитие отраслей народного хозяй ства, учитывая при этом новейшие достижения наук и и тех ники. В интересах технического прогресса необходимо, чтобы государственный план развития народного хозяйства пред усматривал мероприятия по внедрению повой техник и, на базе которой осуществляется постоянное совершенствование и рост общественного производства. Инженерно-техническ ий комитет во всей 1 своей работе обязан опираться на выдающихся инженеров, ученых и но ваторов производства. В целях быстрейшего освоения и внед рения в производство важных техническ их достижений Ин женерно-техническому комитету целесообразно привлекать для работы в Комитете новаторов производства, высококвалифи цированных инженеров, научных работников и рабочих, ко торые внесли ценные техническ ие предложения, сделали от крытия или изобретения, создавать им все необходимые усло вия для широкого внедрения этих предложений и изобретений в производство и материального поощрения авторов этих предложений. Работа по выявлению и привлечению к сотруд ничеству в Комитете так их новаторов должна вестись посто янно с тем, чтобы выдающиеся отк рытия, изобретения и ра ционализаторские предложения с непосредственным участием их авторов внедрялись в соответствующей отрасли производ ства. Состав так их сотрудников в Комитете будет -непрерыв но обновляться за счет привлечения все новых и новых ра ционализаторов производства и изобретателей. 6 . Существующий ныне Государственный комитет Совета Министров СССР по делам строительства (Госстрой СССР), ви димо, целесообразно сохранить, имея в виду «еобходаюость решения ряда общих вопросов строительства и проектирова ния в стране. Госстрой должен заниматься вопросами координации на- учно-исследоиательс 1 кой и экспериментальной работы в об ласти строительства и типового проектирования, вопросами техническ ой информации и распространением как отечествен ного, так и зарубежного передового опыта в строительстве, изданием технической литературы по строительству и архи тек туре. Б его обязанности будет входить разработка и утверждение некоторых общих норм и техническ их условий строительства и Проектирования, техническ их условий на производство и приемку строительно-монтажных и специаль ных работ, строительных стандартов, сметных норм и единых норм выработки рабочих на строительно-монтажные 1 работы. Он дблжёи помогать Госплану и совнархозам разрабатывать основные технические мероприятия в области дальнейшего развития строительной индустрии и снижения стоимости строительства, учитывая при этом новейшие достижения на ук и и техник и в строительстве. По заданиям Правительства. Госстрой проводит техниче скую экспертизу проектов и смет иа строительство к рупных предприятий и сооружений, выборочную проверку качества проектов и смет по крупным объектам строительства. 7. Успешное решение задач коммунистического строитель- едва немыслимо без единой,,централизованной системы, учета я статистик а в нарелигм хозяйстве страны, имея в виду, что организация строжайшего всенародного учета и контроля за производством и рашраделеияем продуктов- явЦется одним и-з важнейших условий правильного веде-вшя народного хозяй ства. , . Централизация учета и статистик и в ' н-аро-дн-ом хозяйстве страны означает, что вся работа по собиранию и разработке отчетных -данных должна быть сосредоточена в органах Цент рального статистическ ого управления. Необходимо обеспечить дальнейшее укрепление всей системы государственной стати стик и от района, области и до центра. Это надо осуществить за счет лик видации параллельных звеньев в учете и стати стик е. Органы ЦСУ должны собирать, разрабатывать и анализа- 4 ровать данные, показывающие не тольк о итога работы Сове тов ««.род-ного хозяйства и хозяйственных объединений, но и данные, характеризующие неиспользованные резервы, в-скрьь "вагощие .факты -неудовлетворительного выполнения заданий единого народнохозяйственного плана. Необходимо предусмотреть так ую организацию учете В статистик и, при которой промышленные предприятия и строй ки представляли бы отчетность с минимальным количеством показателей тольк о в органы ЦСУ СССР. Б дальнейшем следу ет осуществить мероприятия по централизация Учета и стати стик и и в других отраслях -народного хозяйства, в частности в сельском хозяйстве, в торговле, в здравоохранении. Успешное осуществление централизации учета и стати стики возможно лишь на базе широкой механизации учетной и статистической работы. Необходимо создать в системе ЦСУ широкую сеть машиносчетных станций, оснастив их современ ными высокопроизводительными машинами и новейшими сред ствами связи. При осуществлении мероприятий по централизации учета и статистик и надо резко упростить и сократить существую щий учет и отчетность. Следует также сократить первичный учет на предприятиях и стройках, ликвидировав излишества, которые имеются в этом деле, максимально механизировать первичный учет. 8 , Перестройка управления промышленностью и строи тельством должна значительно улучшить использование ма териальных и финансовых ресурсов государства, повысить рен табельность предприятий, увеличить внутрихозяйственные на копления, а также быстрее устранить имеющиеся в настоящее время непроизводительные затраты и потери и тем самым на иболее полно использовать резервы промышленности. Советы народного хозяйства должны нести полную ответ ственность за финансовую деятельность входящих в их состав отраслевых хозяйственных объеддаей-ий, трестов, комбинатов, управлений, а через них и за финансовую деятельность пред приятий и строек. Совнархозы должны осуществлять финан совое планирование, регулирование фйнаисовых ресурсов, перераспределение прибыли и оборотных средств, а также создание необходимых финансовых резервов. Совнархозы ^при нимают необходимые меры-, обеспечивающие (роет -редгтп^ гльно- . ста отраслевых хозяйственных объединений, выполнение и п-е- * невыполнение ими планов накоплений. Хозяйственным объеди нениям должны быть предоставлены хозрасчетные права, ко торые в настоящее время имеют главные управления мини стерств. Необходимо серьезно ук репить хозяйственный рас чет, расширить права руководителей предприятий и хозяйст венных организаций. В качестве основных показателей пла нирования и оценки деятельности предприятий и строек, на ряду с объемом производства и производительностью труда следует установить также рентабельность и использовани производственных фондов. В новых условиях должна быть поднята роль финансовы органов в деле мобилизации денежных ресурсов и обеспечеки финансирования мероприятий, предусматриваемых народи! хозяйственными планами на основе единой финансовой сист( мы страны. Необходимо также повысить ответственность пре, приятии и хозяйственных организаций за выполнение свои финансовых планов. Следует принять меры к тому, чтобы фо; мирование собственных оборотных средств предприятий, ф] на-нсироваше капитального строительства, а так же расход по подготовке кадров и другие затраты производились в зн чительной мере за счет прибылей предприятий. В целях обеспечения своевременного и полного поступл ния в бюджет налога с оборота целесообразно взимать ег как правило, непосредственно с предприятий, а не сбытовь организаций, как это практикуется в настоящее время. Нео ходимо также установить порядок расчетов непосредственно предприятиями по отчислениям их прибылей в бюджет. Должна быть повышена роль Госбанка и банков долгосро пых вложений, усилена связь их с совнархозами и предпрн тиями. Следует обеспечить единство регулирования заработн платы, цен на сельскохозяйственное сырье, розничных ц- имея в виду необходимость соблюдения правильных пропорц в распределении национального дохода, а также правильн пропорций в балансе денежных доходов и. расходов населен: Переход на управление промышленностью и строитель 4 вом по территориальному принципу не должен привести снижению накопления средств, чтобы не потерять важнейи источники для дальнейшего развития народного хозяйства. 1 циалистичсекис накопления долиты распределяться, исходя общегосударственных интересов, и прежде всего по важн шим направлениям в народном хозяйстве. При этом надо ик в виду, что в ряде случаев образование иакоплс-ний шк осуществляться в одних .республик ах, а потребность го-суд ства -к фазвития хозяйства— в других -республиках. Если о-с бить в этом вопросе централизованное руководство, то оред-с могут, быть распылены и тратиться яс на- расширенное производство, а на другие нужды, на которые государство г не может выделять больше определенной доли накоплений, нанеиропанне из бюджета промышленности и строитель- должно производиться в соответствии с заданиями и выпо. ином государственного плана. 9. Материально-техническое снабжение народного хозя ва при новой струк туре управления промышленностью и ст тсльством целесообразно построить по территориальному о ципу при сохранении централизованного планового распре; ния материальных ресурсов. При этом централизованное новое распределение материальных ресурсов по районам д ио сочетаться с предоставлением полной самостоятельное!] вста-м народного хозяйства -в использова-ии-и выделяемы: материалов, а также местных сырьевых ресурсов для рг ТИЯ промышленного производства И ГТПОИТАЛЫ.тпя
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz