Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
2 О дальнейше м совершенствовании организации управления промышленностью и строительством Т е з (Продолжение, Начало на 1-й стр.), вега будут способствовать также устранению многих недо статков, имеющихся при теперешних формах управления промышленностью и строительством. ®^гпным недостатком в практике руководства проиыш- ленностью и строительством является наличие ведомственных оарьеров, что часто тормозит решение многих важнейших во- ? азвития народного хозяйства. Многочисленные факты ... _ рят 0 том• что ® результате узковедомственного подхода к делу со стороны некоторых хозяйственных руководителей ^ У?арство несет большие потери, на длительный срок за держивается решение ряда неотложных народнохозяйствен ных задач. Взять, например, такой важный вопрос, как про изводство тракторов. Работники сельскохозяйственных орга нов и машиностроители хорошо знают, что колесные тракто ры для многих видов работ имеют значительные преимущест ва перед гусеничными. Опыт некоторых машинно-тракторных станции, а также сельского хозяйства зарубежных стран по казывает, что количество гусеничных, тракторов от общего парка целесообразно иметь около 10 процентов, а колесных— у процентов. Если иметь такое соотношение колесных и гу сеничных тракторов, то выпуск гусеничных тракторов в 1957 году неооходимо было бы уменьшить на несколько десятков тысяч штук и вместо них изготовить такое же количество колесных тракторов. Такая замена дает на один трактор при одной и той же мощности двигателя в 55 лошадиных сил следующие преимущества: расход металла уменьшится на тонны, вес трактора, приходящийся на одну лошадиную силу, уменьшится в 1,5 раза, расход цветного металла сокра тится почти на 30 процентов и трудоемкость в производстве сократится более чем в два раза, что позволит увеличить выпуск тракторов на тех же производственных площадях. Себестоимость тракторов будет меньше примерно на 20 про центов, стоимость ремонта и технического ухода на гектар выработки будет почти в два раза меньше. Таким образом, если сделать расчет на каждые 100 ты сяч выпущенных колесных тракторов вместо гусеничных, народное хозяйство получит экономию по металлопрокату 56 тысяч тонн, по серому чугуну — 68 тысяч тонн, по сталь ному литью — 92,5 тысячи тонн и по цветным металлам— почти 4 тысячи тонн. Общая экономия от снижения себестои мости составит при этом 160 миллионов рублей. На эти сред ства можно создать производственные мощности на выпуск 4.00 тысяч резиновых шин в год, а этого количества доста точно для 100 тысяч тракторов. Несмотря на огромную выго ду для народного хозяйства такой замены, этот вопрос вовре мя не был решен из-за ведомственных споров между мини стерствами. 4. Ведомственный подход приводит к ослаблению, а не редко и к нарушению нормальных производственных связей между предприятиями различных отраслей промышленности, расположенными в одном и том же экономическом админист ративном районе. При узковедомственном подходе далеко не полностью используются возможности оперативно решать хо зяйственные вопросы на местах, более целесообразно распре делять имеющиеся материальные, трудовые и финансовые ре сурсы и принимать конкретные меры для быстрейшей лик видации недостатков, выявляющихся, в ходе выполнения пла нов. Из-за узковедомственного подхода различных министерств нерационально используется часть производственных мощно стей на многих предприятиях. В Ленинграде, например, про изводится до 360 тысяч тонн чугунного и стального литья в год, из которых только 250 тысяч тонн потребляются пред приятиями Ленинграда, а остальное литье вывозится. Одно временно в Ленинград ввозится до 40 тысяч тонн крупного чугунного и стального литья. В этом случае в связи с нали чием производственных мощностей строительство новых ли тейных цехов должно быть строго ограничено. Между тем, вследствие исключительно ведомственных тенденций имеют место случаи нерационального строительства. Так, например, при наличия в Ленинграде завода «Ленстаиколит» мощностью около 30 тысяч тонн чугунного литья в год на станкострои тельном заводе имени Свердлова строится второй чугуноли тейный цех мощностью в 5 тысяч тонн литья в год и имеет ся третий действующий цех мощностью в 4 тысячи тонн. Все это создается при смежном территориальном расположе нии этих заводов и одновременном вывозе с завода «Лен- станколит» подобного литья более 8 тысяч тонн в год. Такая практика приносит государству большой материальный ущерб. Подобные недостатки, а их имеется немало и в других ме стах. возникают потому, что планы производства и строи тельства' новых цехов и заводов разрабатываются в каждом из министерств без учета того, что делается в других мини- "етерствах. без учета особенностей отдельных районов, без участия местных работников. 5. Большой ущерб народному хозяйству приносит суще ствующая ныне разобщенность строительных организаций между многочисленными министерствами и ведомствами. Ото приводит к тому, что в одном и том же городе или районе каждая из строительных организаций создает свою производ ственную базу, обрастает большим количеством подсобных предприятий и хозяйств, организует свой автотранспорт, склады снабжения, в связи с чем ассигнования на создание строительных баз резко возрастают, а эффективность от их деятельности снижается. Такая разобщенность приводит к тому, что в одной обла сти или в одном городе строительные работы ведет множест во организаций. Так, например, на территории Челябинской области строительные работы осуществляются 182 строитель но-монтажными организациями 25 министерств и ведомств; в Свердловской области строительство ведут 203 строитель но-монтажные организации 30 министерств и ведомств, вы полняя зачастую работы силами своих организаций в одном районе, на одной улице. Дело дошло, например, до того, что строительство иа Кузбасской улице Свердловска восьми жи лых домов поручено вести строительным организациям семи различных министерств и ведомств. В таком областном цент ре, как Белгород, имеется шесть строительных и семь спе циализированных организаций 8 министерств и ведомств, вы полняющих все вместе строительные работы на 90 миллио нов рублей. В результате подобной практики средства, выделяемые на строительство промышленных предприятий и жилых домов, распыляются, затягиваются сроки строительства, значитель но возрастает стоимость строительньгх работ, плохо использу ются строительные механизмы, транспорт, увеличиваются расходы на содержание административно-хозяйственного пер сонала, что, в конечном счете, дорого обходится государству. Как показывает опыт работы объединенных строительных ор ганизаций в Москве, Ленинграде и ряде других городов, такие, укрупненный строительные организации е управлением по территсриалвному признаку позволяют устранить указанны; выше недостатки а значительно улучшить качественные по казатели в строительстве. 6 . При существующих формах управления промышлен ностью и строительством каждое министерство во многих слу чаях стремится изготовить для себя все, не считаясь с за тратами средств и материалов, не считаясь с тем, что это ведет к неполному использованию производственных площа дей и оборудования, вызывает встречные, дальние и другие нерациональные перевозки, и с ы д о к л а д а т о в. Н. С. Х р у щ е производства и инженерно-техниче- В машиностроительной промышленности, например, в силу слаоого развития специализации и кооперирования прелпрпя- тии, производство литья, поковок и штамповок распылено между большим количеством мелких предприятий многих ми- шстерств и ведомств. Удельный вес специализированных за водов по производству чугунного и стального литья и штам повок все еще очень мал. Производственная кооперация носит преимущественно внутриведомственный характер, а кооперация между предпри ятиями различных министерств развивается очень слабо, что приводит к неудовлетворительному .использованию производ ственных мощностей. Так, на киевском заводе «Красный эк скаватор» Министерства строительного и дорожного машино строения проведена реконструкция и расширение литейного цеха, и теперь завод поставляет литье предприятиям этого министерства, расположенным в Ташкенте, Ленинграде, Свердловске, Куйоышеве, Курске, Ижевске и даже в Тюмени и Кургане. В то же время из этих городов другие министер ства значительное количество литья вывозят в другие рай оны страны. Таким образом, литье перевозится на расстояние свыше 3.500 километров. Стоимость перевозки чугунного литья с киевского завода «Красный экскаватор» в Тюмень составляет'' более 20 процентов стоимости его производства. При более хозяйственном, отношения к делу можно было бы удовлетворить заводы строительного и дорожного машиностро ения на месте литьем, производимым на предприятиях дру гих министерств, и обойтись без встречных перевозок. Од нако узковедомственные интересы министерства не дают воз можности решить этот вопрос правильно, по-государственно му. Нерациональные перевозки грузов наносят большой ущерб народному хозяйству. 7. Одна из важнейших причин, которая вызывает необхо димость перестройки управления промышленностью и строи тельством, заключается также и в том, чтобы более правиль но использовать специалистов и шире привлечь к руководст ву промышленностью и стройками многочисленные кадры местных работников. Организуя в широких масштабах подготовку специалистов для всех отраслей народного хозяйства, партия и правительст во особое внимание уделяли созданию инженерно-технических кадров. Если в 1928 году инженеров и техников было у нас 98 тысяч, то в настоящее время их имеется более 1 миллиона 600 тысяч человек. Высшими учебными заведениями страны за годы Советской власти выпущено свыше 3 миллионов 500 тысяч специалистов, в том числе около одного миллиона ин женеров. Значительно возросло число научных работников. Ес ли в 1913 году научных работников в научных учреждениях и высших учебных заведениях было немногим больше 10 ты сяч человек, то теперь таких работников имеется 240 тысяч человек. \ Эти данные показывают, какой огромной армией квалифи цированных кадров располагает наша, страна. Однако при сло жившейся практике в аппарат управления отвлекается от не посредственного участия в производстве большое количество способных организаторов ских работников. За последние годы проделана большая работа по устране нию недостатков в организационной структуре и ликвидации излишеств в штатах управленческого аппарата. В целом чис ленность управленческого, заготовительного и другого непроиз водственного персонала за последние три года была сокраще на более чем на 900 тысяч человек, значительная часть из них переведена на производство. Но аппарат управления хо зяйством остается все еще громоздким. Перестройка руководства промышленностью и строительст вом позволит значительно сократить и упростить аппарат, устранить имеющиеся недостатки в использовании квалифи цированных кадров, переключить людей, освобождающихся из аппарата управления и обслуживания, на предприятия и стройки, туда, где непосредственно создаются материальные ценности. 8 . Существующая структура промышленных и строитель ных министерств является многоступенчатой и сложной. Ми нистерства и ведомства, осуществляя из центра руководство предприятиями, расположенными на всей территории стра ны, неизбежно обрастают многочисленными параллельно дейст вующими организациями — различными сбытовыми и снаб женческими конторами, базами, трестами и т. д. В министер-* ствах имеется много различных главков, управлений, отделов и других структурных подразделений. Территориальные глав ки, которые занимаются предприятиями Сибири, Средней Азии, Дальнего Востока и других отдаленных районов, как правило, находятся в Москве. Громоздкая структура министерств при водит к тому, что решение вопросов, выдвигаемых предприя тиями, проходит длинный путь, через большое количество сту пеней и инстанций. Из-за ведомственной разобщенности и уда ленности министерств и главков от предприятий и строек ра ботники министерств вынуждены тратить много времени на межведомственную переписку, составление и рассылку прика зов и распоряжений, сводок и докладных записок в ущерб практической организаторской работе на заводах, фабриках и стройках. Огромные бумажные потоки, идущие из мини стерств, отвлекают от конкретных дел большое число работ ников предприятий. В центр вызывается с мест много спе циалистов, которые отрываются от живой производственной работы и месяцами находятся в министерствах. Все эти недостатки отрицательно сказываются на практике разработки и осуществления планов предприятий и строек, влекут за собой слабое использование имеющихся производст венных мощностей и распыление средств по многочисленным объектам в капитальном строительстве. 9. Отраслевая структура управления промышленностью и строительством отрицательно сказывается также и на органи зации материально-технического снабжения предприятий и строек. Каждое из министерств и ведомств име^г свой большой снабженческий и сбытовой аппарат. Сеть снабженческих орга низаций является громоздкой и дорогостоящей. В промышлен ных центрах, как правило, параллельно действуют многочис ленные снабы и сбыты различных министерств и ведомств. В Ленинграде, например, насчитывается 123 снабженческие ор ганизации, в Харьковской области — 74, в Новосибирской — 76. Министерства нередко насаждают по нескольку параллель но действующих снабженческих контор и агентств в одном и том же городе. Министерство строительства СССР, к примеру, имело в Москве 15 снабженческих организаций, в Ленингра де — 9, в Минске — 7, в Новосибирске — 6. Несмотря на наличие большого аппарата ведомственных снабженческих организаций, сырье и материалы на предприя тия и стройки нередко поставляются несвоевременно и некомп лектно. Это затрудняет работу предприятий и строек, нару шает ритмичность, порой приводит к простоям рабочих и обо рудования, к накоплению и замораживанию значительных ма териальных ценностей на одних предприятиях и к нехватке их на других. Министерства, будучи территориально оторванными от предприятий, слабо знают их нужды и зачастую не прини мают своевременно мер к удовлетворению запросов предприя тий и строек. 10. В интересах дальнейшего развития народного хозяй ства страны^ февральский Пленум ЦК КПСС признал необхо димым перейти к таким формам руководства хозяйственным строительством, при которых более полно сочеталось бы конкретное и оперативное-руководство на местах со строгим соблюдением централизованного планового начала в масшта бах страны. Осуществление перестройки управления про мышленностью и строительством в указанном направлении обеспечит дальнейшее укрепление ленинского принципа демо кратического централизма я планового начала в руководстве народным хозяйством. В. Е. Ленин неоднократно подчеркивал, в а что при осуществлении централизованного руководства со стороны Советского государства и Коммунистичеокой партии социалистическим строительством необходимо широко при влекать местные органы к решению хозяйственных вопросов. «Отсутствие на местах согласованной работы различных ве домств,— писал В. И. Ленин,— одно из больших зол, пре«- пятствующих хозяйственному строительству. Надо обратить на этот вопрос громадное внимание... На местах, ближе к массам рабочих и крестьян, эти недостатки виднее, и места же должны выработать — путем обмена опыта — приемы успешной борьбы с этими недостатками» (Соч., т. 32, стр* 364— 365). * I I I . Органы управления промышленностью и строительством в республиках, краях и областях 1. В соответствии с задачами дальнейшего подъема на родного хозяйства на современном этапе его развития необхо димо перенести центр тяжести оперативного руководства про мышленностью и ^строительством на места, ближе к пред приятиям и стройкам. В этих целях, видимо, следует перей ти от прежних организационных форм управления через от раслевые министерства и ведомства ж новым формам управле ния по территориальному принципу. Формой такого управле ния могут быть, например, Советы народного хозяйства (сов нархозы). Перестройка, проведенная в этом направлении, будет соответствовать интересам дальнейшего осуществления ленинского принципа демократического централизма в Обла сти хозяйственного строительства, который предполагает все мерное развитие творческой инициативы масс, местных орга нов при руководящей роли центра. Известно, какое огромное значение предавал В. И. Ленин новым органам управления экономическим строительством— Высшему совету народного хозяйства и местным совнархозам. «На Высший совет народного хозяйства легла теперь одна из трудных и одна из самых благодарных задач,— говорил В. И. Ленин в 1918 году.— Нет никакого сомнения, что, чем дальше будут двигаться завоевания Октябрьской революции, чем глубже пойдет этот переворот, который начат ею, чем прочнее будут закладываться основы завоеваний социалисти ческой революции и упрочение социалистического строя, тем больше, тем выше будет становиться роль советов народного хозяйства, которым предстоит одним только из всех государ ственных учреждений сохранить за собой прочное место, которое будет тем более прочно, чем ближе мы будем к уста новлению социалистического порядка, чем меньше будет на добности в аппарате чисто административном, в аппарате, ве дающем собственно только управлением. Этому аппарату суждено, после того как елрмлено будет окончательно сопро тивление эксплуататоров, после того как трудящиеся научат ся организовывать социалистическое производство,— этому аппарату управления в собственном, тесном, узком смысле слова, аппарату старого государства суждено умереть, а ап парату типа Высшего совета ■народного хозяйства суждено расти, развиваться и крепнуть, заполняя’ собой всю главней шую деятельность организованного общества». (Соч., том 27, стр. 372). . В настоящее время, когда в стране имеется мощная мате риально-техническая база, выросли многочисленные кадры ■высококвалифицированных специалистов, руководителей предприятий и строек, во много раз возросла численность ра бочего класса, неизмеримо поднялся его культурно-техниче ский уровень, созданы "благоприятные условия для того, что бы осуществлять, руководство народным хозяйством по терри ториальному принципу. Такая форма управления предоставит большие права со ветским, партийным, хозяйственным и профсоюзным органи зациям республик, краев и областей, повысит их ответствен ность за развитие экономики, позволит еще больше привлечь к руководству хозяйственным строительством широкие массы трудящихся. 2. Если будет признано целесообразным принять предло жение о создании органов территориального управления про мышленностью и строительством в виде Сонетов народного хо зяйства в республиках, краях и областях” то отпадет необхо димость иметь союзные и республиканские министерства, ведающие промышленностью и строительством. Исходя из ус ловий. которые имеются в настоящее время в развитии на родного хозяйства Советского Союза, из наличия квалифици рованных кадров на местах и возросшего объема промыш ленного производства, наиболее целесообразной структурой управления промышленностью и строительством могут явить ся Советы народного хозяйства по экономическим администра тивным районам. Советы народного хозяйства, как правило, следует созда вать применительно в существующему административному делению, учитывая при этом уровень развития промышлен ности в области, крае и республике. Такими экономически ми административными районами являются, например, Свердловская область, Челябинская область. Башкирская АССР, каждая из которых имеет высокоразвитую леняость. Было бы совершенно нецелесообразно промыш- создаваль совнархозы для такого огромного экономического района, как Урал в целом, так как при такой организации управления не будет создано условий для оперативного и конкретного руководства большим количеством промышленных предприя тий и строек. Однако нет необходимости иметь совнархозы во всех об ластях, краях и автономных республиках, а создавать их следует там, где промышленность достаточно развита. Ес тественно, что при решении вопроса о создании совнархозов необходимо конкретно анализировать всю совокупность условий .развитая промышленности и строительства в дан ной- области. В ряде случаев может оказаться оправданным создание совнархозов и в таких областях, где промышлен ность, хотя и не сильно развита, но из-за отдаленности и территориальной разбросанности нуждается в создании ор ганов управления на месте. Примерами здесь могут слу жить Якутская АССР и Магаданская область. В других об ластях, где ^промышленность слабо развита, видимо, целесо образно объединить управление промышленностью ряда смежных областей. Например, в ведение Ленинградского Со вета народного хозяйства целесообразно включить промыш ленные предприятия соседних—Новгородской и Псковской областей, а возможно, и Вологодской области. В Украинской -республике Львовскому Совету народного хозяйства могут быть подчинены предприятия, расположенные в Дрогобыч- ской, Ота-нйславской, Закарпатской, Волынской, Ровеяской, Тернопольской и Черновицкой областях. Однако этот вопрос необходимо решать после тщательного его изучения. Возможно, что в некоторых союзных республиках, осо бенно там, ^где нет областного деления, целесообразно иметь один Совет народного хозяйства. Этот вопрос также требует дополнительного обсуждения. 3. Совет народного хозяйства области, края и республи ки будет представлять основное звено управления промыш ленностью и строительством, он непосредственно управляет подчиненными ему предприятиями и стройками, руководст вуясь заданиями общегосударственного плана развития на родного хозяйства. В вопросах планирования Советы народ ного хозяйству находятся в двойном подчинении — прави тельству союзной республики я правительству СССР. В связи с этим следует пересмотреть существующий по рядок деления промышленности по формам подчинения. В дальнейшем следует подразделять промышленность на союз но-республиканскую и местную. Каше предприятия в той или иной республике должны быть отнесены к союзно-рес публиканской и местной промышленности, необходимо до полнительно уточнить по каждому району. В ведение Совета народного хозяйства должны быть пе реданы промышленные предприятия, комбинаты, тресты и другие производственные объединения, стройки, а также конторы и базы по материально-техническому снабжению и другие организации, находящиеся в настоящее время в ве дении союзных и союзно-республиканских министерств, и часть предприятий республиканской промышленности; дру гую часть предприятий республиканской промышленности целесообразно передать в подчинение местных Советов. 4. Советы народного хозяйства краев, областей и республик будут наделены всеми правами, необходимьми для осуществле ния хозяйственной и финансовой деятельности, и нести полную ответственность за выполнение планов производства и эконо мические результаты деятельности подчиненных им предприя тий. В задачи Советов народного хозяйства будут входить раз работка и осуществление перспективных и текущих планов производства, разработка плавов специализации предприятий, планов кооперирования производства и взаимных поставок сырья и полуфабрикатов как внутри экономического админи стративного района, так и в другие области и республики; со ставление и осуществление планов материально-технического снабжения. 5. Советы народного хозяйства призваны при активном участии местных организаций оперативно решать задачи раз вития промышленности и строительства данной области или республики, исходя из общегосударственных интересов. Создание совнархозов позволит решать на местах важней шие хозяйственные вопросы, многие 5из которых раньше ми нистерства и ведомства разрешали тоЛькЬ в центре. При новой организации руководства промышленностью и строительством вместо множества различных мелких строи тельных организаций отдельных министерств и ведомств Со веты народного хозяйства смогут создать единые строительные организации, что будет ускорять строительные работы, ввод в действие производственных мощностей, даст возможность более рационально использовать строительные механизмы и сни зить стоимость строительства. Создание совнархозов откроет большие возможности для использования внутренних резервов предприятий, широкого развития специализаций и кооперирования как внутри эконо мических административных районов, так и между районами и республиками. 6 . Аппараты совнархозов не должны быть' громоздкими, их структура- будет определяться действительными потребно стям® и особенностями каждой области, к.рая или республики. При совнархозе целесообразно создать технико-экономиче ский Совет, в который войдчт крупные специалисты, новато ры и передовики производства, руководители партийных, со ветских, хозяйственных, профсоюзных, научно-исследователь ских и других организаций. Основной задачей технико-эконо мического Совета является рассмотрение общих вопросов раз вития промышленности области, края или республики, внутри районного производственного кооперирования, обсуждение крупных производственно-технических и экономических вопро сов, мероприятий по обеспечению выполнения плана, росту производительности труда, снижению себестоимости и повыше нию качества продукции и т. д. Советы народного хозяйства должны строить свою работу на основе широкого участия тру дящихся в управлении промышленностью и строительством. Основную работу по руководству предприятиями и строй ками следует сосредоточить в подчиненных совнархозам комбинатах, трестах и других хозяйственных объединениях, построенных по отраслевому принципу. Аппарат же Совета на родного хозяйства должен быть небольшим. В зависимости от количества подчиненных ему предприятий и существующей формы организации предприятий различных отраслей целесо образно иметь в аппарате совнархоза небольшие подразделения по планированию, материально-техническому снабжению, фи нансам, труду и другие. В ведение совнархозов перейдет большинство проектных, научных, опытных и конструкторских организаций, находя щихся в настоящее время в подчинении союзных и союзво- рослубликанских министерств. Наряду с решением задачи улучшения руководства крупной промышленностью и строительством должен быть решен рес публиканскими и местными органами также вопрос об улучше нии управления местной промышленностью. Управление местной промышленностью можно было бы полностью сосредоточить в руках местных советских органов. В ряде случаев предприятия, имеющие чисто местное значе ние, находятся сейчас в ведении республиканских и союзно- республиканских министерств. Такие предприятия могут быть переданы в ведение местных Советов депутатов трудя- щйхся. Сосредоточение управления местной промышленностью в руках местных органов повысит их роль в руководстве хо зяйством. Советы Министров автономных республик, а также крае вые и областные Советы депутатов трудящихся имеют право заслушивать доклады председателей Советов народного хозяй ства соответствующих экономических административных рай онов и таким образом участвовать в управлении развитием промышленности и строительства на территория своей рес публики, области или края, активно воздействовать на ход выполнения народ.но-хозяй&тЕенното плана. Вместе с тем было бы нецелесообразно в настоящее время полностью подчинять руководство прсмышлкннсетсло и строительством местным Со ветам депутатов трудящихся в краях, областях и автономных республиках, имея в виду значительное увеличение объема производства в промышленности местного подчинения, а так же большие и ответственные задачи по руководству дальней шим развитием сельского хозяйства. (Окончание следует.). -мн
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz