Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

27 марта 1957 г., М 73 (826) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Страница новатора № 3 Н аш и у с п е х и в с о в е р ш е н с т в о в а н и и п р о и з в о д с т в а Заведующий механической мастерской ТЭЦ Новолипецко­ го завода А. М. Голощапов — активный рационализатор. За последние три года им внедре­ но около двадцати рационали­ заторских предложений. Одним из наиболее эффек­ тивных предложений является разъемная втулка с направля­ ющими роликами на шарико­ вых подшипниках портально­ го крана углеперегружателя. Предложенная втулка снижа­ ет трение стального троса и неподвижной бронзовой втул­ ки. В результате срок работы втулки увеличился с 2—3 не­ дель до года, а трос вместо трех месяцев стал служить 6—8 месяцев. На снимке: А. М. Голоща­ пов с исполнителем его пред­ ложений лучшим слесарем ма­ стерской И. Г. Иноземцевым за разработкой нового предло­ жения. Фото Л. Черкашина. Приспособление на зубофрезерном станке Работа механических мастерских нашего комбината сложна и много­ образна. Здесь производится не толь­ ко ремонт деталей машин, но и из­ готовление сложных узлов и запас­ ных частей к заводскому оборудо­ ванию. В наших мастерских име­ ются токарные станки средних раз­ меров, т. е. «ДИП-200» или «1ИП-300». На этих станках мож­ но производить обточку поверхно­ стей деталей диаметром до 400— 600 миллиметров. Для обработки наружных цилиндрических поверх­ ностей деталей большого диаметра необходимо иметь токарные станки с большей высотой центров. Но как быть, если этих станков нет? Мне удалось сделать приспособление к имеющимся станкам. Коротко расскажу, в чем оно за­ ключается. Обработку цилиндриче­ ских поверхностей деталей больших размеров я предложил проводить на имеющемся у нас зубофрезерном станке «ЗФ-01». В подшипнике суппорта устанав­ ливается короткая специальная I ПоЬшипниксколЬзящий Заготовка Мои предложения Поступающий на дро'бление камень- известняк содержит до 40 процентов при­ меси глины и раз­ личного мусора. На­ личие глины значи­ тельно снижало, осо­ бенно в сырую по­ году. производитель­ ность дробильно­ сортировочного обо­ рудования и ухуд­ шало качество вы­ рабатываемого щеб­ ня. Надо было как- то отделить от по­ ступающего на дро­ билку камня глину и мусор. Я предло­ жил вместо сплош­ ного лотка между загрузочным питате­ лем и первичной дробилкой «СМ-16А» дополнительно уста­ новить колосники. Через них примеси проваливаются те­ перь вниз. Колосник, как это показано на схеме, изготовляется из старого железнодо­ рожного рельса, по­ дошва которого от­ резана газосваркой. Так как от постоян­ ных ударов крупных камней рельс ло­ пается, то для про­ дления срока годно­ сти колосника на го­ ловку рельса прива­ ривается прут из круглого железа ди­ аметром 70 милли­ метров. Колосники изготовлены съемны­ ми и каждый уста­ навливается под уг­ лом 40—45 градусов в прорези опорных плит, сделанных из листового железа толщиной 20—30 миллиметров. Длина определяет­ ся расстоянием меж­ ду загрузочным пи­ тателем и первичной дробилкой. Чем длиннее колосник, тем лучше сорти­ ровка. Установ л е н н о е расстояние между Круглое Ж -ЗО ф 7 0 м м колосниками в 90 мм по нижней опор­ ной плите привело к отсортировке вместе с мусором большого количества делового окола. Тогда над бункером был уста­ новлен дополнитель­ ный колосник из круглого 20-мм. же­ леза с просветом в 50 мм. Отобранный таким образом окол через небольшой транспортер - пита­ тель подается на по- родоотборочный кон­ вейер с лентой мет­ ровой ширины и ско­ ростью движения 0,2 метра в секунду, на котором ручным способом отбирают­ ся все куски глины размером свыше 50 мм, и чистый окол камня поступает в первичную или в повторную дробил­ ку, в зависимости от условий, создавае­ мых технологической схемой. После такой сор­ тировки качество щебня резко улуч­ шилось, замусэрен- ность его не превы­ шает одного процен­ та. Транспортерные ленты, барабаны, грохоты теперь не забиваются глиной, не стало поломок механизмов. Мною было также предложено усилить узел повторного дробления без оста­ новки работы Дро­ бильного цеха и до­ полнительных капи­ тальных затрат. Вне­ дрение этого предло­ жения позволило увеличить выходную щель первичной дро­ билки до 125—130 мм и таким обра­ зом повысить произ­ водительность на 20—30 процентов. Однако установ­ ленный один грохот «СМ-60» не смог обеспечить пропуск релЬс н/к до колосник / ж = Ч Ко/юсникобаярешетка увеличенного объе­ ма дробленого кам­ ня с качественным отсевом отходов от дробления, имея размеры ячеек 10 х 10 мм в нижнем, втором сортиро­ вочном сите, кото­ рые не рассчитыва­ лись на повышенную производительность. Кроме того, плете­ ные из проволоки квадратные вторые сита грохота часто забивались глиной и выходили из строя. Проволочные квад­ ратные сита на виб­ рогрохоте «СМ-60» по моему предло­ жению были заме­ нены на сварные из колец, сделанных из 16-мм. круглого же­ леза диаметром 75 мм. Вторые сита также изготовлены сварными кольцами диаметром 30 мм из 10-мм. катанки. Предназначены они для отсева щебня фракции 7—25 мм вместе с отходами, для сортировки ко­ торых был установ­ лен дополнительный вибрационный гро­ хот «ГУП-1». В результате ус­ тановки сварных кольцевых сит повы­ силась производи­ тельность грохота на 15—20 процентов и отпала необходи­ мость в установке дополнит е л ь н о г о грохота. На вторичном гро­ хочении, доводящем щебень до полной кондиции, работал малопроизводител ь- ный барабанный гро­ хот, смонтирован­ ный на деревянных опорах. Мною была разра­ ботана конструкция подвесок к грохоту, что позволило с не­ большими затратами на установку двух деревянных опор произвести подвеску грохота. В результате вне- шения моих рацио- (ализаторских пред­ ложений резко под­ нялась производи­ тельность дробиль­ ного цеха, улучши­ лось качество про­ дукции и получено несколько сотен ты­ сяч рублей эконо­ мии. М. ДУШАНИН, начальник дробильного цехя Данковскою щебеночною завода оправка с резцом, закрепленным на ней (см. чертеж). Оправка с рез­ цом не получает вращения, но име­ ет вертикальное перемещение (по­ дачу). Заготовка устанавливается на оправке стола и получает вра­ щательное движение. Врезание про­ изводится при перемещении стола по направляющим станины. Это до­ стигается путем поворота рукоят­ ки. Отсчет глубины резания произ­ водится по шкале нониуса. Таким образом, при поворачива­ нии вертикального винта переме­ щается суппорт с оправкой и за­ крепленным в ней резцом и произ­ водится обточка поверхности заго­ товки диаметром до 800 миллимет­ ров. Ширина обрабатываемой по­ верхности зависит от величины хо­ да суппорта и может быть равна 400 миллиметрам. С помощью такого приспособле­ ния можно обрабатывать не только гладкие цилиндрические поверхно­ сти, но также и текетропные шкивы. н. овцынов, ф р езеровщ ик Г рязиненого ком бин ата п ищ евы х к о н ц ен тратов. 2 0 0 ты с я ч к и л ом е тр о в б ез к а п и т а л ь н о го р е м о н т а За четыре года автомашина «ЗИС-150» № 23-54 прошла более 200 тысяч километров без капи­ тального ремонта. Работает на этой машине шофер Хлевенской автороты Михаил Сер­ геевич Артамонов. Он обеспечивает повседневный уход за машиной, одовая экономия 100 тысяч рублей М. С. Артамонов. правильно эксплуатирует ее в лю­ бых условиях и в любое время года. Постоянное внимание в рабо­ те системы охлаждения двигателя, поддержание оптимального теплово­ го режима способствовало не толь­ ко повышению срока службы дви­ гателя, но и сохранению радиато­ ра, который не заменялся с начала эксплуатации. Среднегодовое выполнение про­ изводственного задания у т. Арта­ монова составляет 132 процента. За четыре года работы на этой ма­ шине шофер-новатор сэкономил око­ ло 6 тысяч килограммов горючего. Экономия средств от ремонта со­ ставила свыше 26 тысяч рублей. П. ХАРИТОНОВ, н а ч а л ь н и к производствен но­ техн и ч еск ого отдела Л ипецкого о б лавтотреста. Школа передового опыта В фасонно-литейном цехе метал­ лургического завода «Свободный сокол» организована школа передо­ вого опыта. Лучшие формовщики Н. Коломейцев и Б. Елфимов в те­ чение месяца на рабочем месте пе­ редавали молодым рабочим свой опыт, оказывали им практическую помощь в освоении передовых мето­ дов труда. С помощью тт. Коломейцева, Ел- фимова и мастера т. Ворончихина овладели специальностью формов­ щика тт. Монаенков, Логунов, Ти­ тов, Сухомилинов и другие. С. ВАСИЛЬЕВ. В прошлом году наш завод начал выпуск отечественных отопитель­ ных котлов системы инженера М. Гребенюка— «МГ-2» взамен ста­ рого котла— «Стреля». Новый котел имеет ряд преиму­ ществ. Теплолроизводительность од­ ного квадратного метра поверхности нагрева в нем в полтора раза вы­ ше. В котле можно сжигать любой вид топлива, он оборудован качаю­ щимися колосниками, облегчающи­ ми труд кочегара, Но, несмотря на очевидные преи­ мущества, котел «МГ-2» имеет ряд конструктивных недостатков. Я и мои товарищи по техническому от­ делу стали думать над тем, как усо­ вершенствовать отдельные узлы и элементы нового котла. Мною, например, была изменена конструкция тяг, в результате че­ го при изготовлении каждого котла стало экономиться 6,3 кг проката, 0,7 килограмма электродов и резко сократилась трудоемкость работ. Продолжая работу по усовершен­ ствованию котла; совместно с тех­ нологом С. П. Дубовиком начали искать пути к увеличению поверх­ ности нагрева котла. Было разрабо­ тано много вариантов, »о останови­ лись ва дополнительном ребре аэра­ ционной часта секции, которое не требовало переделки моделей и формовочных станков. Введений до­ полнительного ребра на секции по­ зволило увеличить поверхность ее нагрева на 0,1 квадратных метра и повысить теплопроиэводительность каждой секции на 1200 килока­ лорий в час. Применение дополнительного реб­ ра полностью ликвидировало ли­ тейный брак по обжиму и засору формы. Расход металла на 1 квад­ ратный метр увеличенной поверх­ ности нагрева составил 15 кг вме­ сто 91,9 кг. Стоимость изготовле­ ния секций осталась прежней, а го­ довая5экономия от этого усовершен­ ствования составила 96 тысяч руб­ лей деньгами. В содружестве с С. П. Дубовиком и технологом И. М. Ласточкиным мы произвели конструктивные из- Сещия котла МГ -2 Заштрихованнаячасть . дополнительное ребро, бее ребра Нк= 2.1м* Сребром Ик= 2.2м* менения топочной и соединительной арматуры котла (патрубок, колено, заглушка, загрузочный и зольнико- вый фронта, дверка), которые в на­ стоящее время находятся в стадии изготовления моделей. По предварительным подсчетам, это даст экономию на каждый ко­ тел— металла 50 килограммов, электроэнергии 2,4 киловатт-часа, причем время изготовления умень­ шится на 4,5 часа. Общая годовая экономия составит около 100 тысяч рублей. В. РОМАНОВ, старш и й технолог Ч ап лы ги н ско го ч угу н оли тей н ого завода. Сварка металла трением Токарь Эльбрусского рудника Ставропольского края А. И. Чудиков открыл интересный метод сварки ме­ талла трением. На обычном токар­ ном станке токарь-новатор закрепил одну деталь неподвижно, а вторую вставил во вращающийся патрон. Затем он пустил в ход станок и вплотную сблизил детали. Между ними возникло интенсивное трение, в результате которого возникла чрезвычайно высокая температура. Трущиеся поверхности в короткое время раскалились докрасна, и когда станок остановился, детали оказались прочно соединенными, Операция заняла всего 10—15 се­ кунд. Замечательное открытие токаря Чудинова уже применяется на ря­ де предприятий и МТС страны. Им заинтересовался Ленинградский Все­ союзный научно-исследовательский институт электросварочного обору­ дования. . Метод сварки металла трением можно осуществлять в полевых ус­ ловиях, при отсутствии электро­ энергии. Для этого одну из свари­ ваемых деталей нужно привести в движение при помощи двигателя внутреннего сгорания. ■'ЪЛ Г 'г - Вклад механизаторов Механизаторы Лебедянской МТС внесли много новшеств, способст­ вующих ускорению темпов и повы­ шению качества ремонта тракторов и других машин. Токарь Ю. Клубков совместно с механиком М. Чернышовым освоили упрочение главной передачи и ре­ ставрацию посадочных мест под гнездо вторичного вала заднего мо­ ста трактора. Рационализаторы из­ готовили резцовую головку с на­ правляющим диском. Этим прибором растачивается износ посадочных мест. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры Л. Спекторский изгото­ вил прибор для притирки обратных клапанов плунжерной пары топлив­ ного насоса. Посильный вклад в рационализа­ торскую работу вношу и я. Рань­ ше у нас заточка затупившейся кромки дисков для сеялок произво­ дилась на наждачном камне, на что уходило много времени и труда ра­ бочих. Мною изготовлен прибор для протачивания режущей кромки се- ялочных дисков. Этот прибор уста­ новлен на токарном станке. Если раньше на заточку режущей кром­ ки одного диска уходило 5— 6 ми­ нут, то теперь эта работа выпол­ няется за полминуты. А. ЖДАНОВ, то к ар ь м астерской Л ебедянской МТС. Своими р у к а м и Группа рационализаторов Липец­ кого телеграфа под руководством ин­ женера т. Гулевского сконструиро­ вала и изготовила своими силами дуплексный прибор, применение ко­ торого позволило увеличить про­ пускную способность обмена теле­ грамм в два с лишним раза. Сейчас на телеграфе изготовлено пять таких приборов. М. Щ ЕЛКИН , те х н и к Л ипецкого те легр аф а. Благодаря преимуществам нового способа сварки он может быть при­ менен в массовом производстве на машиностроительных заводах и мно­ гих других предприятиях, что по­ зволит во много раз сократить рас­ ход электроэнергии, снизить уста­ новленные мощности сварочного оборудования и источников его пи­ тания, высвободить производствен­ ные площади, облегчить переход к полной автоматизации производ­ ства. Доброе дело открыл т. Чудиков. Сколько народных средств будет сэкономлено благодаря широкому применению сварки металла мето­ дом трения. Он очень прост и лег­ ко применим в любой мастерской, где имеются токарные станки. Товарищи рационализаторы, ис­ пытайте метод Чудинова у себя на предприятиях и напишите о своих опытах нам в газету. Сам сделал станок Когда какая-нибудь деталь железнодорожного крана вы­ ходила из строя, то слесарям приходилось ремонтировать или изоготовлять ее в ремонт­ но-механическом цехе. На это уходило много времени и средств. — А что, если у себя обору­ довать мастерскую? — предло­ жил слесарь кранового хозяй-> ства Новолипецкого металлур­ гического завода Лев Алексе­ евич Сидоров. Предложение Л. А. Сидоро­ ва поддержали его товарищи по работе и начальник крано­ вого хозяйства т. Крахт. Для будущей мастерской было от­ ведено пустующее помещение, которое находится рядом с управлением кранового хозяй­ ства. Лев Алексеевич Сидоров ре­ шил для мастерской сделать сверлильный станок. Он разра­ ботал конструкцию этого стан­ ка и сделал чертеж. Предло­ жение рационализатора было одобрено руководством кра­ нового хозяйства. В конструи­ ровании станка Льву Алексе­ евичу помогли электросвар­ щик Николай Попов и слесарь Валентин Данилов. Спустя не­ которое время станок был собран и установлен в новой мастерской. Он имеет восемь скоростей с числом оборотов от 300 до 2380 в минуту. На нем можно сверлить отвер­ стия диаметром от Т до 20 миллиметров. В цехе подсчита­ ли, что приобретение такого станка обошлось бы заводу в несколько тысяч рублей. Ря­ дом со станком было установ­ лено наждачное точило. Его тоже изготовил Лев Алексе­ евич Сидоров. На снимке: Л. А. Сидоров за работой на изготовленном им сверлильном станке. А. КОНОПКИН. Творческая инициатива Среди коллектива Грязинекого специазкзироваияог» строительно- жштажното управления «Роецентро- продстрой» немало людей, которые внесли ряд ценных предложений, усовершенствований и изобретений, применение которых принесло зна­ чительную пользу в работе и дало экономию до 100 тысяч рублей. Рационализаторы тт. Хотеев, Па­ ринов, Кислое, Панов изготовили фрезерный станов по дереву, вы­ полняющий до 12 операций, торцо-- вочный станок, педальную циркуль­ ную пилу, агрегат для сушки шту­ катурен в зимних условиях. Заслуживает внимания предложе­ ние бригадира ЦЭМ т. Ролдугина Ф. Н. о замене лучевого заземления опор высоковольтной линии элек­ тропередачи на контурное заземле­ ние, что значительно снизило объ­ ем земляных работ и потребное ко­ личество металла, удешевило стои­ мость работ на 13 тысяч рублей. Начальник производственно-тех­ нического отдела т. Темницкий А. И. предложил изменить проект подъ­ ездных железнодорожных путей на площадке завода «Стройдеталь» с заменой первоначально предусмот­ ренных шести стрелочных перево­ дов на два перевода. Построенный по его предложению путь дал эко­ номию в 50 тысяч рублей. Несколько ценных предложений внесено мастером сантехнических работ т. Ночевкиным, слесарем т. Лукиным, электриком т. Киело- (Бым. Сейчас главный механик стройуправления В. В. Хотеев и ма­ стер С. И. Ночевжин разрабатыва­ ют новую конструкцию инвентар­ ных облегченных лесов для внут­ ренних и наружных отделочных работ на фасадах многоэтажных зданий. Это позволит значительно сократить расход лесоматериала и уменьшить трудоемкость работ по возведению и разборке лесов. БРИЗ опубликовал для широкого обсуждения 100 тем. Л. СОБОЛЕВ, н ачал ьн и к, Г р язи неко го ССМУ «Ц ен троп род строй». М ет од р а б от ы за б ойщ и к а Н о ви к о ва Забойщик Липецкого рудоуправ­ ления Я. Г. Новиков применил но­ вый метод отбойки руды. Сначала Новиков делает подбой нижней ча­ сти пласта, т. е. очищает подошву забоя. После того, как пласт ока­ жется отделенным от подошвы под­ боем, забойщик прорезает верти­ кальную бороздку сверху вниз, отступая от кровли на 15— 20 см. Затем бороздка расширяется по ширине до 20—25 см и на 15— 20 см в глубину. В рудном пласте получаются дополнительные две небольшие Обнаженные плоскости. После этого он приступает к отбой­ ке основной массы руды на отвал. Прогрессивный метод работы по­ зволяет тов. Новикову ежемесячно выполнять задание на 150 и более процентов. У рационализаторов тракторного П росто и вы годно В цехе шасси на месте сборки кронштейна направля­ ющего колеса собирался один кронштейн. При этом его приходилось переносить с одного места на другое для сболчивания с ребристой планкой. Сборка была трудной и непроизводительной. Слесари-сборщики С. Мещеряков, Н. Шальнев и В. Антипов предложили наварить на месте сборки два отрезка швеллера, что дало возможность собирать сра­ зу четыре кронштейна. Предложение, не потребовавшее никаких затрат для его внедрения, снизило трудоемкость сборки на 5 ми­ нут на машино-комплект и будет экономить заводу ежегодно 4 тысячи рублей. Вкладыши И. Ианнпа Биметаллические вкладыши шатунного подшипника во время работы двигателя часто выходили из строя из-за так называемого «пригорания» к шейке вала. Приходилось разбирать двигатель и ставить новые вкдадыши. Это приводило к простоям машины в экс­ плуатации. Начальник бюро технического контроля моторного цеха Н. Папин предложил изменить конструкцию вкладыша, увеличив допуск на зазор по толщине. Пос­ ле этого брак уменьшился, улучшилась эксплуатация и смазка вкладышей и шейки вала. Внедренное предложение будет экономить заводу ежегодно 7 тысяч рублей, П. АНЦУПОВ. У дачное р еш ени е во п р о с а Долгое время на тракторном заводе не удавалось решить вопрос с сушкой окрашенных тракторов. Тракторы шли по конвейеру, собирались, красились, проходили через сушильную камеру, но выходили из нее липкими. В результате краска сдиралась, пачка­ лась, и внешний вид машин получался неприглядным. Просто и удачно решил этот вопрос начальник электросилового цеха т. Рягузов В. Н. Он предложил поднять температуру в сушильной камере. Предложение сводится к следующему: вдоль всей камеры натягиваются металлические полосы, которые по всей поверхности изолированы листовым 'асбестом. К концам полос подключается электрический ток на­ пряжением в 34 вольта. Эти полосы нагреваются до температуры 350—400°, повышают температуру в камере и способствуют про­ сыхайте краски. Предложение т. Рягузова за свою простоту, эконо­ мичность и безопасность получило всеобщее одобрение и внедряется в производство. Температура в камере поднялась до 130 градусов вместо прежних 75—90 градусов. Сушка окрашенных машин улучшилась, но сделано еще не все. Если-радиаторы калориферов перенести в камеру, то это не только повысит температуру в каме­ ре, но и сделает- ее стабильной, позволит сэкономить в год 360 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Необхо­ димо также заливать дизель трактора перед покрасоч­ ной камерой не холодной водой, а горячей, с темпера­ турой до 90 градусов. В. НЕХАЕВ, уполномоченный БРИЗа. З а дол гов ечн о сть поршня Качество каждой машины в значительной мере опре­ деляется прочностью наиболее ответственных деталей. Одной из таких деталей двигателя «КД-35» является поршень. Анализ рекламаций, поступающих на наш трактор- нимке: кандидат технических наук И. С. Штейнберг инструктирует станочницу моторного цеха А. Казакову. Фото В. Малыка. ——— ——й * ■ ныи завод, показал, что наиболее опасным очагом зарождения усталостных трещин в поршне является выточка для маслосъемной канавки. Почти все обрывы поршней происходят по маслосъемной канавке. Это приводит к многочасовым простоям тракторов, а также вызывает необходимость увеличения выпуска поршней. Начальником лаборатории резания т. Лутовым В. М. и слесарем т. Усачевым Ф. В. под руководством канди­ дата технических наук т. Штейнберга И. С. найден достаточно эффективный и простой метод повышения прочности поршней. Маслосъемник канавки поршня на месте, где обычно происходит обрыв, прокатывается на токарном станке при помощи специального приспособления двумя роли­ ками, Как показали- опыты, это позволяет во много раз увеличить время работы поршней. Обкатка канавок производится одновременно с про­ точкой холодильника. Таким образом, время на обоаботку поршней не увеличилось. Операция упрочения поршней проста технологически и может с успехом проводиться в условиях МТС В. КУЗНЕЦОВ, инженер лаборатории резания и упрочения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz