Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
27 марта 1957 г., М 73 (826) ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ 3 Страница новатора № 3 Н аш и у с п е х и в с о в е р ш е н с т в о в а н и и п р о и з в о д с т в а Заведующий механической мастерской ТЭЦ Новолипецко го завода А. М. Голощапов — активный рационализатор. За последние три года им внедре но около двадцати рационали заторских предложений. Одним из наиболее эффек тивных предложений является разъемная втулка с направля ющими роликами на шарико вых подшипниках портально го крана углеперегружателя. Предложенная втулка снижа ет трение стального троса и неподвижной бронзовой втул ки. В результате срок работы втулки увеличился с 2—3 не дель до года, а трос вместо трех месяцев стал служить 6—8 месяцев. На снимке: А. М. Голоща пов с исполнителем его пред ложений лучшим слесарем ма стерской И. Г. Иноземцевым за разработкой нового предло жения. Фото Л. Черкашина. Приспособление на зубофрезерном станке Работа механических мастерских нашего комбината сложна и много образна. Здесь производится не толь ко ремонт деталей машин, но и из готовление сложных узлов и запас ных частей к заводскому оборудо ванию. В наших мастерских име ются токарные станки средних раз меров, т. е. «ДИП-200» или «1ИП-300». На этих станках мож но производить обточку поверхно стей деталей диаметром до 400— 600 миллиметров. Для обработки наружных цилиндрических поверх ностей деталей большого диаметра необходимо иметь токарные станки с большей высотой центров. Но как быть, если этих станков нет? Мне удалось сделать приспособление к имеющимся станкам. Коротко расскажу, в чем оно за ключается. Обработку цилиндриче ских поверхностей деталей больших размеров я предложил проводить на имеющемся у нас зубофрезерном станке «ЗФ-01». В подшипнике суппорта устанав ливается короткая специальная I ПоЬшипниксколЬзящий Заготовка Мои предложения Поступающий на дро'бление камень- известняк содержит до 40 процентов при меси глины и раз личного мусора. На личие глины значи тельно снижало, осо бенно в сырую по году. производитель ность дробильно сортировочного обо рудования и ухуд шало качество вы рабатываемого щеб ня. Надо было как- то отделить от по ступающего на дро билку камня глину и мусор. Я предло жил вместо сплош ного лотка между загрузочным питате лем и первичной дробилкой «СМ-16А» дополнительно уста новить колосники. Через них примеси проваливаются те перь вниз. Колосник, как это показано на схеме, изготовляется из старого железнодо рожного рельса, по дошва которого от резана газосваркой. Так как от постоян ных ударов крупных камней рельс ло пается, то для про дления срока годно сти колосника на го ловку рельса прива ривается прут из круглого железа ди аметром 70 милли метров. Колосники изготовлены съемны ми и каждый уста навливается под уг лом 40—45 градусов в прорези опорных плит, сделанных из листового железа толщиной 20—30 миллиметров. Длина определяет ся расстоянием меж ду загрузочным пи тателем и первичной дробилкой. Чем длиннее колосник, тем лучше сорти ровка. Установ л е н н о е расстояние между Круглое Ж -ЗО ф 7 0 м м колосниками в 90 мм по нижней опор ной плите привело к отсортировке вместе с мусором большого количества делового окола. Тогда над бункером был уста новлен дополнитель ный колосник из круглого 20-мм. же леза с просветом в 50 мм. Отобранный таким образом окол через небольшой транспортер - пита тель подается на по- родоотборочный кон вейер с лентой мет ровой ширины и ско ростью движения 0,2 метра в секунду, на котором ручным способом отбирают ся все куски глины размером свыше 50 мм, и чистый окол камня поступает в первичную или в повторную дробил ку, в зависимости от условий, создавае мых технологической схемой. После такой сор тировки качество щебня резко улуч шилось, замусэрен- ность его не превы шает одного процен та. Транспортерные ленты, барабаны, грохоты теперь не забиваются глиной, не стало поломок механизмов. Мною было также предложено усилить узел повторного дробления без оста новки работы Дро бильного цеха и до полнительных капи тальных затрат. Вне дрение этого предло жения позволило увеличить выходную щель первичной дро билки до 125—130 мм и таким обра зом повысить произ водительность на 20—30 процентов. Однако установ ленный один грохот «СМ-60» не смог обеспечить пропуск релЬс н/к до колосник / ж = Ч Ко/юсникобаярешетка увеличенного объе ма дробленого кам ня с качественным отсевом отходов от дробления, имея размеры ячеек 10 х 10 мм в нижнем, втором сортиро вочном сите, кото рые не рассчитыва лись на повышенную производительность. Кроме того, плете ные из проволоки квадратные вторые сита грохота часто забивались глиной и выходили из строя. Проволочные квад ратные сита на виб рогрохоте «СМ-60» по моему предло жению были заме нены на сварные из колец, сделанных из 16-мм. круглого же леза диаметром 75 мм. Вторые сита также изготовлены сварными кольцами диаметром 30 мм из 10-мм. катанки. Предназначены они для отсева щебня фракции 7—25 мм вместе с отходами, для сортировки ко торых был установ лен дополнительный вибрационный гро хот «ГУП-1». В результате ус тановки сварных кольцевых сит повы силась производи тельность грохота на 15—20 процентов и отпала необходи мость в установке дополнит е л ь н о г о грохота. На вторичном гро хочении, доводящем щебень до полной кондиции, работал малопроизводител ь- ный барабанный гро хот, смонтирован ный на деревянных опорах. Мною была разра ботана конструкция подвесок к грохоту, что позволило с не большими затратами на установку двух деревянных опор произвести подвеску грохота. В результате вне- шения моих рацио- (ализаторских пред ложений резко под нялась производи тельность дробиль ного цеха, улучши лось качество про дукции и получено несколько сотен ты сяч рублей эконо мии. М. ДУШАНИН, начальник дробильного цехя Данковскою щебеночною завода оправка с резцом, закрепленным на ней (см. чертеж). Оправка с рез цом не получает вращения, но име ет вертикальное перемещение (по дачу). Заготовка устанавливается на оправке стола и получает вра щательное движение. Врезание про изводится при перемещении стола по направляющим станины. Это до стигается путем поворота рукоят ки. Отсчет глубины резания произ водится по шкале нониуса. Таким образом, при поворачива нии вертикального винта переме щается суппорт с оправкой и за крепленным в ней резцом и произ водится обточка поверхности заго товки диаметром до 800 миллимет ров. Ширина обрабатываемой по верхности зависит от величины хо да суппорта и может быть равна 400 миллиметрам. С помощью такого приспособле ния можно обрабатывать не только гладкие цилиндрические поверхно сти, но также и текетропные шкивы. н. овцынов, ф р езеровщ ик Г рязиненого ком бин ата п ищ евы х к о н ц ен тратов. 2 0 0 ты с я ч к и л ом е тр о в б ез к а п и т а л ь н о го р е м о н т а За четыре года автомашина «ЗИС-150» № 23-54 прошла более 200 тысяч километров без капи тального ремонта. Работает на этой машине шофер Хлевенской автороты Михаил Сер геевич Артамонов. Он обеспечивает повседневный уход за машиной, одовая экономия 100 тысяч рублей М. С. Артамонов. правильно эксплуатирует ее в лю бых условиях и в любое время года. Постоянное внимание в рабо те системы охлаждения двигателя, поддержание оптимального теплово го режима способствовало не толь ко повышению срока службы дви гателя, но и сохранению радиато ра, который не заменялся с начала эксплуатации. Среднегодовое выполнение про изводственного задания у т. Арта монова составляет 132 процента. За четыре года работы на этой ма шине шофер-новатор сэкономил око ло 6 тысяч килограммов горючего. Экономия средств от ремонта со ставила свыше 26 тысяч рублей. П. ХАРИТОНОВ, н а ч а л ь н и к производствен но техн и ч еск ого отдела Л ипецкого о б лавтотреста. Школа передового опыта В фасонно-литейном цехе метал лургического завода «Свободный сокол» организована школа передо вого опыта. Лучшие формовщики Н. Коломейцев и Б. Елфимов в те чение месяца на рабочем месте пе редавали молодым рабочим свой опыт, оказывали им практическую помощь в освоении передовых мето дов труда. С помощью тт. Коломейцева, Ел- фимова и мастера т. Ворончихина овладели специальностью формов щика тт. Монаенков, Логунов, Ти тов, Сухомилинов и другие. С. ВАСИЛЬЕВ. В прошлом году наш завод начал выпуск отечественных отопитель ных котлов системы инженера М. Гребенюка— «МГ-2» взамен ста рого котла— «Стреля». Новый котел имеет ряд преиму ществ. Теплолроизводительность од ного квадратного метра поверхности нагрева в нем в полтора раза вы ше. В котле можно сжигать любой вид топлива, он оборудован качаю щимися колосниками, облегчающи ми труд кочегара, Но, несмотря на очевидные преи мущества, котел «МГ-2» имеет ряд конструктивных недостатков. Я и мои товарищи по техническому от делу стали думать над тем, как усо вершенствовать отдельные узлы и элементы нового котла. Мною, например, была изменена конструкция тяг, в результате че го при изготовлении каждого котла стало экономиться 6,3 кг проката, 0,7 килограмма электродов и резко сократилась трудоемкость работ. Продолжая работу по усовершен ствованию котла; совместно с тех нологом С. П. Дубовиком начали искать пути к увеличению поверх ности нагрева котла. Было разрабо тано много вариантов, »о останови лись ва дополнительном ребре аэра ционной часта секции, которое не требовало переделки моделей и формовочных станков. Введений до полнительного ребра на секции по зволило увеличить поверхность ее нагрева на 0,1 квадратных метра и повысить теплопроиэводительность каждой секции на 1200 килока лорий в час. Применение дополнительного реб ра полностью ликвидировало ли тейный брак по обжиму и засору формы. Расход металла на 1 квад ратный метр увеличенной поверх ности нагрева составил 15 кг вме сто 91,9 кг. Стоимость изготовле ния секций осталась прежней, а го довая5экономия от этого усовершен ствования составила 96 тысяч руб лей деньгами. В содружестве с С. П. Дубовиком и технологом И. М. Ласточкиным мы произвели конструктивные из- Сещия котла МГ -2 Заштрихованнаячасть . дополнительное ребро, бее ребра Нк= 2.1м* Сребром Ик= 2.2м* менения топочной и соединительной арматуры котла (патрубок, колено, заглушка, загрузочный и зольнико- вый фронта, дверка), которые в на стоящее время находятся в стадии изготовления моделей. По предварительным подсчетам, это даст экономию на каждый ко тел— металла 50 килограммов, электроэнергии 2,4 киловатт-часа, причем время изготовления умень шится на 4,5 часа. Общая годовая экономия составит около 100 тысяч рублей. В. РОМАНОВ, старш и й технолог Ч ап лы ги н ско го ч угу н оли тей н ого завода. Сварка металла трением Токарь Эльбрусского рудника Ставропольского края А. И. Чудиков открыл интересный метод сварки ме талла трением. На обычном токар ном станке токарь-новатор закрепил одну деталь неподвижно, а вторую вставил во вращающийся патрон. Затем он пустил в ход станок и вплотную сблизил детали. Между ними возникло интенсивное трение, в результате которого возникла чрезвычайно высокая температура. Трущиеся поверхности в короткое время раскалились докрасна, и когда станок остановился, детали оказались прочно соединенными, Операция заняла всего 10—15 се кунд. Замечательное открытие токаря Чудинова уже применяется на ря де предприятий и МТС страны. Им заинтересовался Ленинградский Все союзный научно-исследовательский институт электросварочного обору дования. . Метод сварки металла трением можно осуществлять в полевых ус ловиях, при отсутствии электро энергии. Для этого одну из свари ваемых деталей нужно привести в движение при помощи двигателя внутреннего сгорания. ■'ЪЛ Г 'г - Вклад механизаторов Механизаторы Лебедянской МТС внесли много новшеств, способст вующих ускорению темпов и повы шению качества ремонта тракторов и других машин. Токарь Ю. Клубков совместно с механиком М. Чернышовым освоили упрочение главной передачи и ре ставрацию посадочных мест под гнездо вторичного вала заднего мо ста трактора. Рационализаторы из готовили резцовую головку с на правляющим диском. Этим прибором растачивается износ посадочных мест. Слесарь по ремонту топливной аппаратуры Л. Спекторский изгото вил прибор для притирки обратных клапанов плунжерной пары топлив ного насоса. Посильный вклад в рационализа торскую работу вношу и я. Рань ше у нас заточка затупившейся кромки дисков для сеялок произво дилась на наждачном камне, на что уходило много времени и труда ра бочих. Мною изготовлен прибор для протачивания режущей кромки се- ялочных дисков. Этот прибор уста новлен на токарном станке. Если раньше на заточку режущей кром ки одного диска уходило 5— 6 ми нут, то теперь эта работа выпол няется за полминуты. А. ЖДАНОВ, то к ар ь м астерской Л ебедянской МТС. Своими р у к а м и Группа рационализаторов Липец кого телеграфа под руководством ин женера т. Гулевского сконструиро вала и изготовила своими силами дуплексный прибор, применение ко торого позволило увеличить про пускную способность обмена теле грамм в два с лишним раза. Сейчас на телеграфе изготовлено пять таких приборов. М. Щ ЕЛКИН , те х н и к Л ипецкого те легр аф а. Благодаря преимуществам нового способа сварки он может быть при менен в массовом производстве на машиностроительных заводах и мно гих других предприятиях, что по зволит во много раз сократить рас ход электроэнергии, снизить уста новленные мощности сварочного оборудования и источников его пи тания, высвободить производствен ные площади, облегчить переход к полной автоматизации производ ства. Доброе дело открыл т. Чудиков. Сколько народных средств будет сэкономлено благодаря широкому применению сварки металла мето дом трения. Он очень прост и лег ко применим в любой мастерской, где имеются токарные станки. Товарищи рационализаторы, ис пытайте метод Чудинова у себя на предприятиях и напишите о своих опытах нам в газету. Сам сделал станок Когда какая-нибудь деталь железнодорожного крана вы ходила из строя, то слесарям приходилось ремонтировать или изоготовлять ее в ремонт но-механическом цехе. На это уходило много времени и средств. — А что, если у себя обору довать мастерскую? — предло жил слесарь кранового хозяй-> ства Новолипецкого металлур гического завода Лев Алексе евич Сидоров. Предложение Л. А. Сидоро ва поддержали его товарищи по работе и начальник крано вого хозяйства т. Крахт. Для будущей мастерской было от ведено пустующее помещение, которое находится рядом с управлением кранового хозяй ства. Лев Алексеевич Сидоров ре шил для мастерской сделать сверлильный станок. Он разра ботал конструкцию этого стан ка и сделал чертеж. Предло жение рационализатора было одобрено руководством кра нового хозяйства. В конструи ровании станка Льву Алексе евичу помогли электросвар щик Николай Попов и слесарь Валентин Данилов. Спустя не которое время станок был собран и установлен в новой мастерской. Он имеет восемь скоростей с числом оборотов от 300 до 2380 в минуту. На нем можно сверлить отвер стия диаметром от Т до 20 миллиметров. В цехе подсчита ли, что приобретение такого станка обошлось бы заводу в несколько тысяч рублей. Ря дом со станком было установ лено наждачное точило. Его тоже изготовил Лев Алексе евич Сидоров. На снимке: Л. А. Сидоров за работой на изготовленном им сверлильном станке. А. КОНОПКИН. Творческая инициатива Среди коллектива Грязинекого специазкзироваияог» строительно- жштажното управления «Роецентро- продстрой» немало людей, которые внесли ряд ценных предложений, усовершенствований и изобретений, применение которых принесло зна чительную пользу в работе и дало экономию до 100 тысяч рублей. Рационализаторы тт. Хотеев, Па ринов, Кислое, Панов изготовили фрезерный станов по дереву, вы полняющий до 12 операций, торцо-- вочный станок, педальную циркуль ную пилу, агрегат для сушки шту катурен в зимних условиях. Заслуживает внимания предложе ние бригадира ЦЭМ т. Ролдугина Ф. Н. о замене лучевого заземления опор высоковольтной линии элек тропередачи на контурное заземле ние, что значительно снизило объ ем земляных работ и потребное ко личество металла, удешевило стои мость работ на 13 тысяч рублей. Начальник производственно-тех нического отдела т. Темницкий А. И. предложил изменить проект подъ ездных железнодорожных путей на площадке завода «Стройдеталь» с заменой первоначально предусмот ренных шести стрелочных перево дов на два перевода. Построенный по его предложению путь дал эко номию в 50 тысяч рублей. Несколько ценных предложений внесено мастером сантехнических работ т. Ночевкиным, слесарем т. Лукиным, электриком т. Киело- (Бым. Сейчас главный механик стройуправления В. В. Хотеев и ма стер С. И. Ночевжин разрабатыва ют новую конструкцию инвентар ных облегченных лесов для внут ренних и наружных отделочных работ на фасадах многоэтажных зданий. Это позволит значительно сократить расход лесоматериала и уменьшить трудоемкость работ по возведению и разборке лесов. БРИЗ опубликовал для широкого обсуждения 100 тем. Л. СОБОЛЕВ, н ачал ьн и к, Г р язи неко го ССМУ «Ц ен троп род строй». М ет од р а б от ы за б ойщ и к а Н о ви к о ва Забойщик Липецкого рудоуправ ления Я. Г. Новиков применил но вый метод отбойки руды. Сначала Новиков делает подбой нижней ча сти пласта, т. е. очищает подошву забоя. После того, как пласт ока жется отделенным от подошвы под боем, забойщик прорезает верти кальную бороздку сверху вниз, отступая от кровли на 15— 20 см. Затем бороздка расширяется по ширине до 20—25 см и на 15— 20 см в глубину. В рудном пласте получаются дополнительные две небольшие Обнаженные плоскости. После этого он приступает к отбой ке основной массы руды на отвал. Прогрессивный метод работы по зволяет тов. Новикову ежемесячно выполнять задание на 150 и более процентов. У рационализаторов тракторного П росто и вы годно В цехе шасси на месте сборки кронштейна направля ющего колеса собирался один кронштейн. При этом его приходилось переносить с одного места на другое для сболчивания с ребристой планкой. Сборка была трудной и непроизводительной. Слесари-сборщики С. Мещеряков, Н. Шальнев и В. Антипов предложили наварить на месте сборки два отрезка швеллера, что дало возможность собирать сра зу четыре кронштейна. Предложение, не потребовавшее никаких затрат для его внедрения, снизило трудоемкость сборки на 5 ми нут на машино-комплект и будет экономить заводу ежегодно 4 тысячи рублей. Вкладыши И. Ианнпа Биметаллические вкладыши шатунного подшипника во время работы двигателя часто выходили из строя из-за так называемого «пригорания» к шейке вала. Приходилось разбирать двигатель и ставить новые вкдадыши. Это приводило к простоям машины в экс плуатации. Начальник бюро технического контроля моторного цеха Н. Папин предложил изменить конструкцию вкладыша, увеличив допуск на зазор по толщине. Пос ле этого брак уменьшился, улучшилась эксплуатация и смазка вкладышей и шейки вала. Внедренное предложение будет экономить заводу ежегодно 7 тысяч рублей, П. АНЦУПОВ. У дачное р еш ени е во п р о с а Долгое время на тракторном заводе не удавалось решить вопрос с сушкой окрашенных тракторов. Тракторы шли по конвейеру, собирались, красились, проходили через сушильную камеру, но выходили из нее липкими. В результате краска сдиралась, пачка лась, и внешний вид машин получался неприглядным. Просто и удачно решил этот вопрос начальник электросилового цеха т. Рягузов В. Н. Он предложил поднять температуру в сушильной камере. Предложение сводится к следующему: вдоль всей камеры натягиваются металлические полосы, которые по всей поверхности изолированы листовым 'асбестом. К концам полос подключается электрический ток на пряжением в 34 вольта. Эти полосы нагреваются до температуры 350—400°, повышают температуру в камере и способствуют про сыхайте краски. Предложение т. Рягузова за свою простоту, эконо мичность и безопасность получило всеобщее одобрение и внедряется в производство. Температура в камере поднялась до 130 градусов вместо прежних 75—90 градусов. Сушка окрашенных машин улучшилась, но сделано еще не все. Если-радиаторы калориферов перенести в камеру, то это не только повысит температуру в каме ре, но и сделает- ее стабильной, позволит сэкономить в год 360 тысяч киловатт-часов электроэнергии. Необхо димо также заливать дизель трактора перед покрасоч ной камерой не холодной водой, а горячей, с темпера турой до 90 градусов. В. НЕХАЕВ, уполномоченный БРИЗа. З а дол гов ечн о сть поршня Качество каждой машины в значительной мере опре деляется прочностью наиболее ответственных деталей. Одной из таких деталей двигателя «КД-35» является поршень. Анализ рекламаций, поступающих на наш трактор- нимке: кандидат технических наук И. С. Штейнберг инструктирует станочницу моторного цеха А. Казакову. Фото В. Малыка. ——— ——й * ■ ныи завод, показал, что наиболее опасным очагом зарождения усталостных трещин в поршне является выточка для маслосъемной канавки. Почти все обрывы поршней происходят по маслосъемной канавке. Это приводит к многочасовым простоям тракторов, а также вызывает необходимость увеличения выпуска поршней. Начальником лаборатории резания т. Лутовым В. М. и слесарем т. Усачевым Ф. В. под руководством канди дата технических наук т. Штейнберга И. С. найден достаточно эффективный и простой метод повышения прочности поршней. Маслосъемник канавки поршня на месте, где обычно происходит обрыв, прокатывается на токарном станке при помощи специального приспособления двумя роли ками, Как показали- опыты, это позволяет во много раз увеличить время работы поршней. Обкатка канавок производится одновременно с про точкой холодильника. Таким образом, время на обоаботку поршней не увеличилось. Операция упрочения поршней проста технологически и может с успехом проводиться в условиях МТС В. КУЗНЕЦОВ, инженер лаборатории резания и упрочения.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz