Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

25 м:ртз 1057 г.. Л« 72 (825) I Заметки о советских людях ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ РЙШЗв"-''№ч':;«Ш Ш В М Н В 1 аН В П П ||^ ^ ^ ^М Н ш/м о д н а и з л у ч ш и х Когда стали спрашивать об Ан­ тонине Скворцовой, зоотехник Иван Семенович Шаповалов рас­ сказал: — Тоня молодец! Она—одна из лучших доярок колхоза. Слу­ чаи с кормами? Да, было такое. В начале марта. Кладовщик Александров отпускал грубые корма, как всегда, кошелкой, в которой три с половиной кило­ грамма. Да, раньше взвешивали. Когда подошла очередь получать Тоне, она попросила дополнить кошелку. Кладовщик заупрямил­ ся. Посудина, мол, проверенная и все точно. Но и Тоня не сда­ лась. Она потребовала взвесить кошелку. Тут и народ, как на грех, собрался. Ветеринарный врач Ложкин, я, конечно, был, доярки... Инструктор райкома комсомола Николай Куликов приехал: Тоня первенство в со­ ревновании молодых доярок рай­ она завоевала, ей вымпел райко­ ма комсомола вручали. Да... Так вот, она потребовала перевесить эту злосчастную кошелку. И что вы думаете, оказалась права! Преднамеренного обмана, конеч­ но, не было, но факт, так ска­ зать, принципиальный. Очень на­ стойчивая девушка, — зоотехник развел руками. — Давит ли она дояркой, ин­ тересуетесь?—переспросил Иван Семенович и улыбнулся. — Нет, только второй год. А в колхозе работает третий. До этого год телятницей была. А ма.ь и сейчас работает телятни­ цей, в прошлом году вырастила 25 телочек, а а нынешнем году выращивает 37. Да, так поначалу Тоня матери помогала. Прибе­ жит, помню, на телятник, шуст­ рая, бойкая, ростом вот такая (зоотехник поднимает ладонь на метр от земли) — и сразу бе­ рется вычищать станки, чистить телят. ... Все это было три года назад. Работу Тоня освоила быстро, уп­ равляться стала не хуже матери. Зашел я как-то в телятник, Т- ,я ко мне: — Иван Семенович, давайте и мне группу. Я тоже хочу быть телятницей. — Молода, — говорю, — под­ расти! — Нет, не молода! Я ей и так, и этак разъясняю. Ничего не помогает. Хочу, гово- Гассказ зоотехника козхоз! „Путь к коммунизму“, Криснинского района рит, выращивать сама — и все. Ну, поговорили в правлении и решили дать ей группу телят— 25 голов, всех 25 выходила. От­ менно работала. За это им с матерью двух телят-полугодови- ков дали. Иван Семенович замолчал, по­ лез за папиросой. — А в прошлом году, — вновь зазвучала его неторопливая речь, — партийная организация всерьез занялась кадрами жи­ вотноводов. Токе предложили стать дояркой. Погрустила она немного: не хотелось от телят уходить. Но согласилась. Закре­ пили за ней десять коров. Хо­ дит она, работает, все вроде у нее как нужно, а у .нас сердце не на месте. Молодая, думаем, горячая, вдруг сорвется. Все-таки, знаете, десять коров! Каждую вовремя накорми да напои, по­ чисти да прогулку сделай, успей ко времени на работу да за ра­ ционом следи... Доярке работы хватает, чего там говорить. Но сомнения наши были на­ прасными. Руки у Тони оказались цепкими, рабочими. Замечу, что доярки наши опытные, знают цену трудолюбию и заслужить их доверие нелегко. Но коллек­ тив трудолюбивых любит. Тоня пришла в коллектив с горячим желанием быть полезной делу. И доярки охотно приняли Тоню в свою семью, стали помогать ей осваивать работу. Вскоре она пошла рядом с такими мастера­ ми, как Александра Даниловна Грешникова и Федосья Назаров­ на Александрова. Эти доярки не один год держат первенство в соревновании, обогнать их не так-то просто. Зоотехник задумался, что-то вспомнив, и продолжал: — Однако Тоня умело выбрала путь. Она не захотела довольст­ воваться тем, чТо узнала от передовых доярок своего колхо­ за... Тоня пошла дальше, к опы­ ту лучших доярок области и страны. Она взялась за книги. И стала работать еще увереннее, еще лучше. Когда подвели итоги прошлого года, оказалось, что молодая доярка Скворцова на­ доила 2700 килограммов молока от каждой фуражной коровы, сохранила и вырастила 9 телят. Результат вроде бы и неплохой, но девушка не остановилась на этом. Тоня одной из первых включилась в соревнование в честь сорокалетия Советской вла­ сти. В нынешнем году она реши­ ла надоить не менее трех с по­ ловиной тысяч килограммов и получила уже по тонне молока от коровы. Сейчас в самом раз­ гаре борьба за создание высо­ коудойного стада. Каждая доярка взамен выбракованных коров взяла по нескольку телок. Ак­ тивно трудится и Тоня. У нее че­ тыре нетели. С каждой телкой девушка работает очень стара­ тельно. Конечно, нелегко и ей приходится. Но Тоня твердо ре­ шила выходить из четырех телок высокоудойных коров. А как этого добиться? — Иван Семено­ вич помолчал. — Тут трудов требуется не­ мало. Главное, хорошо к отелу животное подготовить, приучить его к дойке, а потом добросове­ стно раздоить. Над этим и рабо­ тает сейчас Тоня. Каждая телка у нее на особом учете. Кормит их Тоня по рациону, а чтобы при­ учить к дойке, дважды в день подсаживается с подойником и проделывает все операции, как и с дойной коровой: массажирует вымя, сжимает в кулаке сосок так, как это делается при на­ стоящей дойке, потом снова мас­ саж. Я уже не говорю о том, что все животные, закрепленные за Скворцовой, всегда чистые, стоят в сухих стойлах. Вот какая наша Тоня — замечательная доярка! Записал В. МИНАКОВ. Применение котельных и доменных шлаков в строительстве В Липецкой области большие за­ пасы котельных и дооаенных шла­ ков, которые с успехом могут ири- меняться для малоэтажного и в осо­ бенности колхозного строительства. Из этих шлаков можно делать фун­ даменты. стены, полы и перекры­ тия как в надземных, так и под­ земных сооружениях. Для использования котельного шлака берут по весу одну часть известкового раствора, по конси­ стенции схожего со сметаной, и шесть частей шлака и тщательно перемешивают. П ри ручном перемешивании сна­ чала делают в шлаке борозду, за­ тем известковую сметану превраща­ ют в известковое молоко и льют его в борозду, а затем перемешивают до однообразного состояния. Лучше шлак и вяжущие материалы пере­ мешивать в растворомешалках, ко­ торые нетрудно изготовить в мест­ ных условиях. Вместо извести мож­ но применять любой цемент, за ис­ ключением гипсового и магнезиаль­ ного. Полученную смесь шлака и вяжущего материала укладывают в фундаменты или стевы. Кладку стен ведут в формах и утрамбовывают. Расчетная толщина стен из указанной смеси прини­ мается в 40 см для наружных стен, а для внутренних — 20 см. Пз шлака и вяжущих материалов мож­ но делать камни (шлакоблоки) раз­ мером 19 х 19 х 40 см, которые вы­ держиваются в нормальных услови­ ях 10— 12 суток, а потом кладут из них фундамент или стены. Рас­ четный срок твердения шлакоблоков в нормальных условиях 28 суток. Доменный шлак получается из доменных печей двух видов: от­ вальный шлак, который сливается из шлаковозов под откос и превра­ щается в стекловидную форму, и гранулированный, который из шла­ ковозов выливается во влажную среду и получает зернистую струк­ туру. Если отвальный или гранули­ рованный шлак размолоть на мель­ ницах или бегунах, и во время раз­ мола добавить 2— 5 процентов из­ вести или цемента по весу, то по­ лучится пробужденный бетон. Про­ бужденным он называется потому, что известь или цемент пробуждают активные свойства шлаков и шлаки быстрее твердеют. Из пробужденного бетона можно делать фундаменты, стены, армиро­ ванные плиты перекрытия с не­ большой нагрузкой и малым проле­ том. В особенности такой бетон хо­ рошо ведет себя в сырых местах. Шлаки можно смешивать между собой в определенных соотношениях и применять в отдельности. Уклады­ вать пробужденный бетон нужно не позже 4 часов с начала приготовле­ ния, так как при более длительном хранении на воздухе он теряет свои свойства. С. ТАМБОВЦЕВ, и н ж ен ер -стр о и тел ь. Полнее удовлетворять спрос покупателей (По письмам читателей) С каждым годом растет сеть тор­ говых точек, увеличивается коли­ чество и расширяется ассортимент поступающих в продажу продоволь­ ственных и промышленных това­ ров. Однако не везде хорошо удовлет­ воряется спрос покупателей, неред­ ко в продаже нет товаров первой необходимости. Об этом свидетель­ ствуют письма, поступающие в ре­ дакцию. > В одном из писем, опубликован­ ных в газете, сообщалось, что в ма­ газинах Ельца и Чернявы на про­ тяжении многих месяцев нет в про­ даже батарей к радиоприемникам «Роди;ва-47». Заместитель начальника област­ ного управления торговли т. Вар­ навский на это письмо прислал от­ вет такого содержания: «Управле­ нием торговли было установлено, что в ряде районов нашей области торговля радиопита.н'ием указанно­ го ассортимента производится с большими перебоями. По объясне­ нию Росглавкоопторга, промышлен­ ность не может удовлетворить пол­ ностью спрос покупателей на радио- питавие указанного ассортимента. Принимаются меры к увеличению выпуска промышленностью радио­ питания, наряду с этим расширяет­ ся организация торговли другим ви­ дом радиопитания — термоалектро- генероторами». С таким ответом нельзя согла­ ситься. Ссылка на то, что промыш­ ленность якобы не' может удов­ летворить полностью спрос поку­ пателей на батареи для приемников, неосновательна, ибо в других об­ ластях эти товары имеются в из­ бытке. Вся беда в том, что неко­ торые, наши торгующие организа­ ции не завозят в магазины радио- питаяие и теш самым вызывают справедливые нарекания трудя­ щихся. Об отсутствии батарей для ра­ диоприемников пишет колхозник И. С. Курдюков из сельхозартели «Заря коммунизма», Воловского рай­ она. Сообщая о том, что во многих домах колхозников бездействуют ра­ диоприемники, т. Курдюков ставит вопрос, чтобы обеспечением радио- питания интересовались не только торговые организации, но и район­ ные конторы связи, которым изве­ стно наличие батарейных приемки- кон в районе. Об этом же пишут в редакцию жители Добрииского района гг. Стрельников и Красников. В магазинах некоторых районов нет в продаже даже таких товаров, как электрические лампо.чки. Как сообщает житель села Дурновка, Красин,некого района, Н. Самохин, из-за отсутствия в продаже элект­ ролампочек, в домах колхозников горят керосиновые лампы. «Где купить раковину для умы­ вальника?»— спрашивает житель Липецка Н. Ломов. Читатели тт. Кириллов, Зайцев (Липецк), т. Ло­ гачев (Измалково), т. Транько (Елец) сообщают о фактах наруше­ ния правил советской торговли. А. С. Транько. например, сообщает, что в Елецкий магазин культтова­ ров № 6 поступили швейные ма­ шинки, но проданы о,ни были из- под прилавка. Долг работников торговых орга­ низаций и предприятий общест­ венного питания — до конца устра­ нить недостатки в работе, полнее удовлетворять спрос населения. Врачи районной больницы Резкий сигнал кареты «скорой помощи» нарушил больничную ти­ шину. Седоволосый, но с молодым лицом и юношеским блеском в гла­ зах врач Александр Николаевич Боголюбов встал со стула, вышел в коридор. За ним последовали его ординатор Мария Павловна Пожида­ ева, медицинские сестры Полина Распопов® и Любовь Гугищева. Они ждали машину. Около часа назад в больницу сообщили но телефону, что в'селе Кривополянье отравилась угарным газом 19-летняя Ольга, Пониткова. Санитары .внесли Пониткову в палату. Боголюбов осмотрел ее: больная не реагировала на окружа­ ющее, не чувствовала уколов, гу­ бы ее и лицо почернели, пульс еле прощупывался. Токсический сон. В медицинской практике известно мало случаев, когда при таком сильном отравлении угарным газом человеку возвращалась жизнь. Все — ординаторы, медицинские сестры, пришедшие из других па­ лат, смотрели на Боголюбова. Он минуту молчал, затем сказал: — Надо применить кровопуска­ ние. Это был рискованный, но и единственный шаг. Врач понимал, что у больной поражена угарным газом кровь, и ее нужно «заме­ нить». Если не будет это сделано, девушка не проснется никогда. Но оказалось, что имеющаяся в больнице кровь доноров не подхо­ дит по группе. Что делать? Алек­ сандр Николаевич переводит взгляд с одного своего помощника на другого. Санитарка Шура Якуш­ и н а подалась вперед. — У меня, Александр Николае­ вич, третья группа. — Нужно не меньше четырех­ сот граммов. Выдержите ли, Шура? — Выдержу, — твердым голо­ сом ответила Якуш ина и с*ала закатывать рукав своего платья. Больной сделали переливание. Через несколько минут вздрогнули ее веки и открылись глаза. Где- то там, в глубине их, засветилась жя-знь. К концу вторых суток, когда было сделано четвертое пе­ реливание крови, Поииткова при­ шла в себя. И только теперь она поняла, что случилось с ней. Спустя две недели, выздоровев­ шая Ольга Пониткова прощалась с больницей, с Боголюбовым. — Спасибо, Александр Николае­ вич, большое спасибо...— И круп­ ные слезы, слезы радости и бла- годарности“' потекли по щекам де­ вушки. Затем она подбежала к Шуре Якушиной и крепко ее по­ целовала. Боголюбов постоял минуту— другую, провожая взглядом «из мертвых воскресшую», но думал он уже о другом—как вернуть к тру­ ду Лизу Сарычеву. В течение пяти лет Сарычева была прикована в постели, не мог­ ла двигаться. Какие методы ни при­ меняли к ней! Но ничего не дей­ ствовало. Боголюбов пришел к мысли, что Сарычева потеряла ве­ ру в свое выздоровление, поэтому не побуждает себя бороться с бо­ лезнью. Врач помнил слова вели­ кого Павлова о том, что лечить нужно не болезнь, а больного. По­ степенно вселял Александр Нико­ лаевич в Сарычеву уверенность, что она скоро вернется в строй, к труду. Итоги двухлетней работы Партийная организация и пед­ коллектив нашей школы много рабо­ тают над претворением в жизнь ре­ шений Коммунистической партии о политехническом обучении. Мы поставили перед собой следу­ ющие задачи: давать учащимся прочные в глубокие знания основ наук, увязывать теорию с практи­ кой. ознакомить учащихся с науч­ ными основами современного произ­ водства и его техникой, воспитать у школьников любовь в труду и при­ вить им необходимые практические навыки. Так как осуществление политех­ нического обучения требует сущест­ венных изменений в преподавании основ наук, мы стремимся добиться, чтобы преподаватели таких предме­ тов. как химия, физика, раскрыва­ ли перед учащимися основные на­ учные принципы современного про­ изводства. при изучении программ­ ного материала уделяли как можно больше внимания тем вопросам, ко­ торые имеют применение в совре­ менной технике. Преподаватели химии тт. Арха­ рова и Масленников, как правило, сопровождают уроки демонстрацией опытов, увязывают теорию с прак­ тикой. После прохождения темы «К ррм н и й » проводилась экскурсия на кирпичный завод, изучение те­ мы «Белки» сопровождалось экс­ курсией на кожевенный завод. При проведении урока по теме «Металлы» в 10-м классе Н. И. Масленников, объясняя процесс вы­ плавки стали из чугуна, рассказал о новейших достижениях советской техники— выплавке стали в элек­ тропечах с применением кислоро­ да — и провел с учащимися экс­ курсию на механический завод, где они познакомились с сортами угле­ родистой и легированной стали, с их Из опыта политехнического обучения в школе й использованием и применением на заводе. Помимо этого, учащиеся по­ знакомились со способами борьбы с коррозией металлов (никелирование и покрытие краской). После изучения темы «Углекис­ лый газ» была Проведена экскурсия на завод фруктовых вод. Накануне каждой экскурсии пе­ ред учащимися ставились конкрет­ ные задачи и указывалась цель экскурсии. С экскурсоводом зара­ нее определялось, на какие момен­ ты, связанные с применением зако­ нов химии в производстве, он дол­ жен обратить особое внимание, ка­ кие общие научные принципы про­ изводства нужно разъяснить уча­ щимся. После экскурсии на уроке подводятся ее итоги. Чтобы лучше подготовить уча­ щихся к практической деятельно­ сти, т. Масленников проводит с ни­ ми внеклассную, кружковую рабо­ ту, в ходе которой они изучают во­ просы аналитической химии. Большую работу по внедрению элементов политехнического обуче­ ния в преподавание ведут и другие преподаватели школы. Преподава­ тель географии Александра Сергеев­ на Шестова вместе с учащимися оборудовала школьную географиче­ скую площадку, на которой еже­ дневно проводятся раблюденяя за погодой. За последние два года коренным образом перестроена работа на при­ школьном учебно-опытном участке. Учебные занятия на участке про­ водит преподаватель Лидия Иванов­ на Павперова по заранее намечен­ ному плану. Всех учащихся она раз­ била на звенья. Каждое звено полу­ чает определенное задание. Работы по выращиванию растений, нача­ тые учащимися в учебное время, продолжаются ими в летний период. Осенью проводятся школьные сель­ скохозяйственные выставки, на ко­ торых учащиеся делятся опытом. Те, кто добился лучших показате­ лей в работе на участке, награж­ даются ценными подарками. Так, в этом учебном году были награжде­ ны учащиеся Лидия Дурова. Вик­ тор Корнев, Валентина Дурова, Александр Губин, Александр Проко­ пов, Зоя Никонова. Большое внимание мы уделяем организации работы в школьных мастерских. Под слесарную мастер­ скую мы выделили помещение пло­ щадью в 50 квдтратных метров. Оборудовать мастерскую нам помог механический запад. Он передал школе действующий токарно-винто­ резный станок. Комсомольская бригада завода установила его и подключила к электросети. На заво­ де же нам сделали два верстака на 8 рабочих мест каждый. Сейчас в мастерской имеется 16 рабочих мест, которые полностью оборудо­ ваны. Преподаватель Алексей Иванович Березин ознакомил школьников е металлорежущими станками, изу­ чил с ними основные частя токар­ но-винторезного станка. Учащиеся научились пользоваться слесарны­ ми тисками, готовить рабочее место. Большое внимание было обращено- преподавателем на правила техни­ ки безопасности. Каждый ученик получил навыки произвольной рубки и опиливания металлов. Постепенно работа услож­ нялась: учащиеся стали сами де­ лать .разметку листового металла, производить рубку и опиливание по ней. Затем они переходили в изго­ товлению прокладки резца и окон­ ной петли. Получив некоторые навыки сле­ сарной работы, учащиеся присту­ пают в работе на токарном станке, где осваивают проточку, сверловку и обрезку металла. Ученика 9-х классов на уроках машиноведения изучают автомобиль. В апреле Прошлого года мы полу­ чила из автороты комплект узлов и деталей автомобиля «ЗИС-5». За первое полугодие школьники изучи­ ли кривошипно-шатунный и газо- распределительный механизмы, си­ стемы питания, охлаждения, зажи­ гания автомобильного двигателя. На практических занятиях они производили разборку и сборку дви­ гателя, регулировку зазоров клапа­ нов, установку зажигания, а при проведении экскурсий в автороту и химлесхоз — заправку автомобиля маслом, горючим, водой и запуск двигателя. Успешному решению задач все­ стороннего развития и воспитания детей способствует их активное участие в общественно-полезном труде. Виды общественно-полезной работы, в которой,принимают уча­ стие учащиеся, довольно разнообраз­ ны: школьники трудятся на при­ школьном участке, они озеленили территорию школы, участвовали в благоустройстве и озеленении горо­ да, в сборе металлолома и лекарст­ венных растений, в проведении Не­ дели сада, месячника книги, в сбо­ ре макулатуры и т. д. Но особенно большую работу про­ водят школьники в колхозах и сов­ хозах. Большинство учащихся на­ шей школы проживает на террито­ рии колхоза имени Димитрова. В летние каникулы все они с большой охотой работают в этом колхозе. Помимо этого, школы Усмана на территории колхоза имени Сталина имели комсомольско-молодежный ла­ герь, где ■находилось 70 учащихся, которые не только отдыхали там, но и принимали активное участие в сельскохозяйственном труде. Рабо­ тали они по 6 часов в сутки в те­ чение 25 дней. С 7 сентября по 13 октября уча­ щиеся 8— 9-х классов работали в совхозе «Ударник». Они занимались рубкой, сбором и пластовкой та­ бака. За 32 дня работы в совхозе школьники срубили табак на пло­ щади 47,7 гектара, заработали в совхозе около 10.000 рублей. Тридцать школьников работали в колхозе имени Сталина. Они труди­ лись на току, убрали 10 гектаров картофеля. Правление колхоза отме­ тило организованность учащихся и их добросовестное отношение в ра­ боте. Однако надо отметить, что в ор­ ганизации труда учащихся в колхо­ зе имеются еще серьезные недо­ статки. На протяжении трех лет учащиеся оказывают помощь колхо­ зам, я каждый раз их посылают ра­ ботать в новый колхоз. В этом по­ винны и партийная организация школы и руководящие районные организации, которые не продумали должным образом этот серьезный вопрос и не закрепили каждую шко­ лу за определенным колхозом. По­ лучается так, что постоянную связь школа поддерживает с колхозом имени Димитрова, а на сезонные работы школьников посылают в другие колхозы. Большие недостатки имеются у нас и в организации работы в ма­ стерских: в столярной мастерской часто не хватает лесоматериалов, да и оборудование гам еще слишком бедно, а средства, отпускаемые аа оборудование, незначительны. Л. ЗИБАРЕВА, с ек р етар ь п а р ти й н о й о р ган и зац и и ш колы № 3 г. У см ани. ☆ Очерк & — Вы шутите, доктор?— сквозь слезы спрашивала больная. — Все зависит от вас, — про­ должал Боголюбов. — У вас нет паралича, стоит только вам захо­ теть— и вы пойдете. Да, д.а: вы бу­ дете ходить. II Сарычева поднялась с посте­ ли, стала ходить. Сейчас она ра­ ботает, вышла замуж. Свыше грех десятков лег тру­ дится Боголюбов в Чаплыгинской районной больнице. Многих людей он избавил от страданий и вернул в строй, много спас человеческих жизней от смерти. Среди населения, в коллективе медицинских работни­ ков о нем говорят с большим ува­ жением. Рука об руку с Боголюбовым трудится другой замечательный че­ ловек, заслуженный врач республи­ ки Ольга Николаевна Соловьева. Почти полвека назад началась ее врачебная деятельность в Чаплы- гинском районе. Училась она в Петербурге. Там Соловьева в 1905 году видела молодого Ленина, слушала его речь. В 1910 году она с группой студентов была исключена из института за участие в революционном кружке. Только через два года Соловьевой удалось защитить диплом врача. Трудно пришлось молодому вра- чу-шнеколо-гу на первых порах. Женщины тогда больше верили баб- ке-повитухе, чем доктору... Сразу же после революции Ольга Никола­ евна открыла при больнице женскую палату, а затем родильное отделе­ ние, к о т о ры м бессменно заведует до сих пор. Через ее руки прошло не­ сколько поколений. Она теперь уже принимает роды у тех, кто три­ дцать— сорок лет назад побывал в ее теплых, ласковых руках. В праздники Ольга Николаевна прикалывает на грудь орден Лени­ на. Это Родина отметила ее такой высокой наградой за верность в служении народу. Далеко за пределами Чаплыгин- ского района хорошо знают и высо­ ко ценят мастерство хирурга Васи­ лия Михайловича Целовальников®, этого немного резковатого, но про­ стого и сердечного врача. Невысокого роста, кряжистый, с мускулистыми руками, Целовальни­ ков как бы олицетворяет собой здоровье, силу и мужество. Боль­ ные беспредельно верят этому че­ ловеку, доверяют ему самое доро­ гое;—жизнь. Поздно ночью дежурная сестра сообщила Целовальвикову, что хи­ рург Колыбельокой больницы А. 0, Товарных привезла больного Петра Шурыгина. Сама Товарных не ре­ шилась делать операцию и обрати­ лась за помощью к Целовальникову. — Что у больного?— с п ро с и л Ва­ силий Михайлович у Товарных, войдя в хирургическое отделение. — Язва желудка. — Приготовиться к операции,— сделал распоряжение Целовальников старшей операционной сестре.— Ас­ систентом будете вы,—обращаясь к Товарных, заключил хирург. У больного помутненное сознание. Хирург осмотрел его, сделал заклю­ чение. — Общий перитонит. И вот уже хирургический нож делает свое дело. В движениях хи­ рурга — уверенность, спокойствие. Взгляд в сторону операционной ‘се­ стры — и в руках Целовальиико- ва— ножницы, еще взгляд— комоч­ ки ваты, еще — игла... Операцил длилась около двух часов. Хирург отходит от стола, сдергивает повяз­ ку со рта, тихо говорит в сторону больного: — Жить будет. Потеряй мы один час — и конец человеку. Одевшись, хирург вышел из боль­ ницы. Была полночь. Тишина, от которой звенит в ушах. Почему-то вспомнилось, что точно такая же тишина стояла ночью под Ленин­ градом, когда шла подготовка к ре­ шительному бою... На рассвете заухали дальнобойные орудия, со­ трясая все вокруг, запылала огнем земля. Медсанбат, где ведущим хи­ рургом был майор Целовальников, расположился в каком-то разрушен­ ном доме. Не прошло и двадцати минут, как сюда стали поступать раненые. Под утро в медсанбат доставили молоденького лейтенанта, Он открыл глаза и произнес: — Наши пошли, товарищи, фа­ шисты отступают. Он не потерял сознания, даже когда Целовальников, в скользких резиновых перчатках приступил к сложной операции в его брюшной полости. После операцил лейтенан­ та отвезли в тыл, в армейский гос­ питаль... Думалось Целовальникову, что никогда он не встретится с теми, кого спае от явной смерти, кого возвратил в семью, в детям, кому дал жизнь. Но, как говорится, гора с горой не сходится, а человек с человеком встречается. ...Случилось это прошлым летом, когда Василий Михайлович ездил, как делегат, на Всесоюзный съезд хирургов. Он только что вышел из института хирургии имени академи­ ка Вишневского, направляясь в троллейбусной остановке. В это время проходивший мимо него вы­ сокий молодой человек в шляпе остановился и вдруг, вскинув руки, бросился к нему. Схватил оторопев­ шего Василия Михайловича в охап­ ку, затряс с силой: — Товарищ майор... Отпустив Целовальников®, незна­ комец спросил: — Не узнаете? Помните, под Ленинградом? Лейтенантом тогда я был. Ранение в живот? И Целовальников вспомнил. — Как же, как же... У вас тог­ да я три с лишним метра кишеч­ ника отхватил. Тогда мы с вами и познакомиться не успели. Меня зо­ вут Василий Михайлович Цело­ вальников. — Сергей Воронин. А это мои жена и дочка. Только тут заметил Целовальни­ ков, что рядом с ним стоят моло­ дая женщина и девочка лег семи— восьми. Женщина улыбалась, а по ее лицу текли слезы. — Спасибо вам,— тихо прогово­ рила она, обращаясь к Василию Михайловичу.— За мужа и отца.—• Мать погладила девочку по голо­ ве.— Он нам рассказывал о вас, только’ не знал вашу фамилию. И вот встретились... Оказалось, что Воронин после выздоровления побывал с оружием в руках в Берлине, после войны окончил университет, а теперь ра­ ботает в одном из московских на­ учно-исследовательских институ­ тов. В прошлом году защитил дис­ сертацию, получил звание канди­ дата технических наук... Как же все-таки благородна проЧ Фессия врача!. V А. ЮДАН0В, Воспитанники училища механизации Ежегодно более 250 человек оканчивают Лебедянское училище механизации сельского хозяйства. Воспитанников училища можно встретить не только в Липецкой и соседней Рязанской областях, но и во многих других местах нашей необъятной Родины. По призыву Коммунистической партии часть выпускников нашего училища в 1955 году уехала работать**на це­ линные и залежные земли. В их числе был и Михаил Милюков из Трубетчинского района. Теперь Ми­ хаил работает в Костекской МТС, Дзйамбульского района, Алма-Атин­ ской области. Недавно он прислал в училище дисьмо, в котором пи­ шет: «...В 1956 году, работая на трак­ торе «ДТ-54», я выработал 900 тру­ додней, на которые получил 2 тон­ ны хлеба и 6 тысяч рублей деньга­ ми. Почва здесь—тяжелая, каме­ нистая. Наша бригада обслуживает колхоз имени Джангелдина, распо­ ложенный в предгорьях хребта Ала-Тау. Урожай мы собрали по 13 центнеров с гектара. Мне очень пригодились знания, полученные в Лебедянском училище механизации Условия для . работы у нас хоро­ шие...» Вместе с Малюковым окончил училище и лебедянец Юрий Кани- щев. Еще учащимся он сильно ув­ лекался спортом: играл в футбол, участвовал в физкультурных сорев­ нованиях. Команда легкоатлетов, в которой был и Юрий, завоевала первое место среди команд училищ т о у л о в ы х резервов области и полу­ чила награду — переходящий ку-» бок. Занятия спортом оказали боль-» шое влияние на дальнейший пучь Юрия Канищева. По окончании учебы он был призван в ряды Со­ ветской Армии, где служит и в на- стоящее время. Недавно (с 1 по 10 марта) он был в Лебедяни в крат­ косрочном отпуске и, выступая в клубе училища перед учащимися, сказал: — За время службы я окончил полковую школу, получил 17 бла­ годарностей от командования, имею значок отличного стрелка. Взыска­ ний по службе у меня нет. Мно­ гим из вас придется служить в Со­ ветской Армии, а для этого надо сейчас хорошо учиться и быть дис- циплинироваиными. Активно уча-» ствуйте во всех физкультурных ме- роприятиях, берегите и развивайте спортивную честь училища. Сейчас в училище готовятся две группы комбайнеров-делинников. Я призы­ ваю будущих механизаторов изу­ чить комбайн в совершенстве и применить свои знания на уборке урожая 1957 года на целинных землях. Мы рассказали здесь только в двух юношах, вступивших в само­ стоятельную жизнь. Но и другие выпускники училища, каждый на своем посту, живут и трудятся на благо нашей великой Родины, ко­ торая выучила и воспитала их. А. КУРКОВ, п р еп од аватель Л ебедянского у ч и л и щ а м ех ан и зац и и сельского х о зяй ств а .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz