Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ‘13 марта 1957 г., № 61' (814) Политическое просвещение П он ту молчали слушатели Советский народ гордится тем, что наша молодежи участвует в хо зяйственном и культурном строи тельстве. Но в деятельности комсо мольских организаций имеются и серьезные недостатки, особенно в идейно - воспитательной работе. Именно на коренное улучшение идейно-воспитательной работы ком сомольских организаций направле но постановление недавно состояв шегося пленума ЦК ВЛКСМ. Огромно значение политической учебы в идейном воспитании моло дежи. В настоящее время в Липец ке работает 21 политшкола, боль шинство их слушателей — комсо мольцы. ...На очередное занятие собрались слушатели политшколы горпище- комбината. Место для занятий — хорошо оборудованный красный уго лок. Задолго до начала занятий при шел пропагандист Г. Т. Гребенни ков. Вскоре за столы уселись де вушки — молодые работницы ком бината. Пропагандист говорит об основ ных вопросах темы — «Великая Октябрьская социалистическая ре волюция», которую он подробно из ложил на прошедшем занятии. Слу шатели должны рассказать о под готовке и победе Великого Октяб ря, о первых декретах Советской власти. Выступают Крюкова, Рыле- ва, Беляева. Пропагандист ставит им дополнительные вопросы, уточ няет выступления слушателей. В этот день выступило только трое. На следующем занятии вы ступило еще меньше — двое. Чем же это объясняется, почему молчали слушатели? Оказывается, на пер вом занятии из 2 2 слушателей, числящихся по списку, присутство вало только 6, на другом— 16. Причем, большинство их к заня тиям не было готово, объясняя это тем, что не слушали рассказа про пагандиста. Комсомолец Кузнецов, который регулярно посещает заня тия, ни разу не выступал.”На во просы. задаваемые пропагандистом, он отказывается отвечать. А ведь он по своему уровню в состояния хо рошо усвоить учебный материал. Однако он этого не делает, а про пагандист и комсомольская органи зация довольствуются тем, что он посещает занятая.' Несмотря на ста рание пропагандиста, несмотря на то, что обсуждалась интересная те ма — Октябрьская революция, за нятия прошли скучно. В чем ж е причина плохой посе щаемости в политшколе горпище- комбината, чем объяснить пассив ность слушателей? Вся беда в том, что в комсомольской организации предприятия нет должной дисцип лины, комсомольцы не чувствуют ответственности за выполнение Устава ВЛКСМ. Как <ии странно, комсомольская организация не ведет борьбы против тех, кто системати чески не посещает занятия. Комсо молец Соломонов, йап рйщ », за все время е начала учебного года посе тил лишь 3 занятия, а за послед нее время вообще перестал учиться. Больше того, секретарь комсомоль ской организации т. Харина сама не работает над повышением своего идейного уровня, почти н е-и н тере суется учебой комсомольцев. В создавшемся положении повин на партийная организация горпи- щекомбината и ее секретарь т. На умова. Партийная организация г. у- боко не интересуется политической учебой комсомольцев, не вникает в содержание проводимых занятий, своевременно не принимает дейст венных мер по устранению недо статков. Пропагандист т. Гребенников не использует разнообразные формы повышения активности слушателей. В кружке учатся четыре комсомол ки со средним образованием. Их, как наиболее подготовленных, можно привлекать к самостоятельной ра боте, к тому, чтобы каждая из них подготовилась по одному конкрет ному вопросу для более обстоятель ного выступления на занятиях. Та ким образом, пропагандист мог бы привлечь к участию в собеседова ниях большее число слушателей. Это повысит ответственность каж дого перед товарищем. У слушате лей появится интерес к занятиям, уверенность в своих силах. Е. ГОНЧАРОВА, инструктор Липецкого горкома КПСС. В кружке текущей политики По предложению секретаря парт бюро т. Моргунова мне поручили •руководить в этом году на заводе кружком текущей политики. В нем изъявили желание заниматься более 30 производственников. Они живо интересуются событиями, происхо дящими в нашей стране и за рубе жом. Я стремлюсь к тому, чтобы каж дое занятие не было оторванным от наших производственных дел, что бы оно проходило не только на вы соком идейно-теоретическом уровне, но и в тесной связи с жизнью . Когда обсуждалось решение де кабрьского Пленума ЦК КПСС, ука завшее на необходимость дальней шего изыскания резервов произ водства, слушатели показали, какие большие неиспользованные резервы имеются и на нашем заводе. Еж е годно коллектив завода терпит ог ромные убытки от брака. В 1 9 5 6 году они превысили миллион руб лей. На эти средства можно было бы построить жилища более чем для 2 0 семей. Только в литейных цехах, на двух плавильных участ ках, ежемесячно пережигается сверх нормы до 60 тонн кокса, а в год— почти 8 0 0 тонн. Завод от этого т е ряет еще около полмиллиона руб лей. В первом механическом цехе на грубой обработке роторов (2 -я и 3-я операции) до 60 процентов стали уходит в стружку. Было под считано, что за последние 5 лет в стружку ушло столько металла, что его хватило бы для выполнения за водом двух годовых программ! Эти и другие примеры заставили глубоко задуматься слушателей. Они внесли много предложений по устранению недостатков. Но в работе кружка имеется серьезный недостаток. Многие слу шатели работают в разных сменах и, естественно, вынуждены часто пропускать занятия. Между тем, кружок можно разбить на две или на три группы. Это позволим бы повысить организационный уро вень занятий. Хочется сказать и о том, что в Елецком горкоме партии не оказы вают достаточной помощи руково дителям кружков текущей полити ки. Часто проводимые для нас се минары носят поверхностный х а рактер. Таким, например, оказался семинар, который проводился работ ником горкома КПСС т. . Лукиной. В. ЧЕУСОВ, пропагандист Елецкого завода гидроаппаратуры. Забойная бригада И. С. Корнукова шахты № 3-бис Водопьяновского рудника — передовая в Липецком рудоуправлении. Участвуя в сорев новании в честь 40-й годовщины Великого Октября, бригада выполня ет производственное задание на 130—450 процентов. На снимке: забойщик И. С. Корнуков и крепильщик его бригады В. П. Бровкин. Фото Л. Черкашина. ----------------- » 4 ------------------- По страницам районных газет Опыт леб едян ски х пт и ц е в о д о в— всем ко л х о зам Долгоруковская районная газета «Звезда» ведет борьбу за развитие птицеводства и повышение его про дуктивности. Она критикует недо статки, настойчиво , пропагандирует передовой опыт. Совместно с райкомом партии ре дакция организовала экскурсию на передовые фермы Лебедянского рай она, а затем опубликовала выступ ления как экскурсантов, так и ле бедянских птицеводов. Особый ин терес представляет рассказ предсе дателя колхоза имени Молотова, Лебедянекцго района, т. Калядина о том, как колхозники добились вы сокой продуктивности птицефермы. Главное внимание, пишет т. Каля- дин, мы уделяем улучшению пород ности кур, правильному кормлению и содержанию, а также материаль ной заинтересованности птичниц. Тов. Калядин подробно рассказал о распорядке дня на ферме, рационе кормления, о комплектовании и улуч шении породности стада, о поощре нии работников фермы. Принятые меры дали возможность получить за год от каждой несушки 150—160 яиц. Много ценного найдут птичницы в корреспонденциях экскурсантов — главного зоотехника Долгоруковской МТС т. Артемова, зав. птицефермой колхоза имени Хрущева т. Марты нова и других передовиков птице водства. В корреспонденции «По примеру лебедянцев» газета рассказывает, что распространение опыта передовых птицеводов положительно сказывает ся на повышении продуктивности ферм. В колхозе имени Молотова, пишет газета, никогда не было, что бы куры неслись зимой. В этом го ду в результате применения опыта лебедянцев куры начали нестись в первых числах февраля. Опыт лебедянских птицеводов ши роко пропагандирует Трубетчинская районная газета «Знамя коммуниз ма». На ее страницах выступили и подробно рассказали о путях повы шения продуктивности кур птични цы—Зотова из колхоза имени Куй бышева, Маркова—из колхоза имени Молотова, Зайцева — из колхоза «Путь Сталина» и другие. Больше ст ран е п р о д укт о в ж ивот новодст ва Колхозники ордена Ленина кол хоза имени Ильича, Добринского района, в ответ на Обращение ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР ко всем работникам сельского хозяйства взяли обязательство про извести в 1958.году 31 центнер сви нины на 100 гектаров пашни и та ким путем выполнить задание ше стой пятилетки по производству сви нины за три года. О практических мероприятиях по выполнению взятых обязательств рассказывают на страницах район ной газеты «Ленинский путь» руко водители колхоза и работники сви новодческой фермы. Председатель колхоза т. Зарицкий пишет, что в 1956 году колхоз получил на 100 гектаров сельскохозяйственных уго дий 33,8 центнера мяса, в том чис ле более 19 центнеров свинины на 100 гектаров пашни. Выращено по росят от основной свиноматки 22,6 головы и от разовой 8,4. На основе достигнутых успехов есть все возможности за три года выполнить задание пятилетки. В этих целях колхоз решил на каж дую основную матку иметь не ме нее четырех разовых маток. Намече ны и другие мероприятия, в том числе создать прифермские участки, заготовить не менее 4 тонн корне плодов, механизировать трудоемкие процессы. Разработаны меры по- ошпения работников фермы. Свинарки М. Верзилина, 3. Аксе нова, зав. СТФ Т. Размолодина рас сказывают, как они практически вы полняют взятые обязательства. Се кретарь партийной организации г. Григорьев делится опытом работы с животноводческими кадрами, орга низации социалистического соревно вания. Обобщив на страницах газеты опыт передового колхоза, редакция оказала помощь животноводам. Новый журнал „Вопросы истории КПСС'1 С мая 1957 года начнет издавать ся новый журнал «Вопросы истории КПСС», орган института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. Перио дичность журнала — один раз в два месяца. В новом издании будут печататься научные статьи, сообщения, лекции, доклады по истории КПСС, по исто рии братских коммунистических ра бочих партий и международного ра бочего движения. Журнал также бу дет публиковать рецензии, обзоры литературы, статьи по вопросам на учного исследования и преподавания истории, новые документальные ма териалы истории КПСС и братских коммунистических партий. Подписка принимается без ограни чения во всех предприятиях связи области и в отделах «Союзпечати». Быстрее завершить завоз нефтепродуктов в МТС Одним из важных условий подго товки машинно-тракторных станций к весенне-полевым работам являет ся создание достаточного запаса нефтепродуктов. Наличие емкостей в МТС нашей области позволяет на копить в зимнее время горючее и смазочные материалы не только для проведения весеннего сева, но и для подъема паров. Хорошо обстоит дело с завозом нефтепродуктов в Добринокой, Жср- новекпй, Вязовицкой, Задонской, Молотовской, Дмитряшевекой и ряде других машинно-тракторных стан ций области. Руководители их при няли все меры к тому, чтобы до срочно завершить завоз. Однако в ряде МТС области до се го времени запас нефтепродуктов недостаточен. Так обстоит дело в МТС Волов гжото и Грязинского райо нов, а также в Воскресенской, Дан- ковской, Измалковокой и Троеку ров ской МТС. Несвоевременный завоз нефте продуктов ставит эти МТС и затруд нительное положение, создает угро зу успешному проведению весенне- полевых работ на высоком агротех ническом уровне, не дает возмож ности районным нефтебазам «Глав- нефтссбыта» производить дальней ший прием поступающего горючего. Создавая запасы горюче-смазоч ных материалов на весенний пери од, руководители МТС должны поза ботиться о правильном их хране нии. Но. как показывают факты, контроль за этим важным участком работы за последнее время ослаб. Так, недавно в МТС им. Димитрова было спущено более 11 тонн ди зельного топлива. Большие потери горючего в ряде МТС области допускаются по при чине отсутствия огнестойких фун даментов под крупные резервуары. Это приводит к порче самих резер вуаров и в образованию течи в них. Пора навести в нефтехозяйствах МТС образцовый порядок. А. ГЛУСКИН, начальник отдела горюче смазочных материалов облсепьхсзуправления. ■ум п /м п я - э т и К Н И Г И Персиянцева Н. П. Слово колхоз ной доярки. «Московский рабочий», 1956 г. Н. П. Персиянцева — депутат Вер ховного Совета РСФСР, доярка кол хоза «Красная заря», Луховицкого района, Московской области, делится своим опытом раздоя коров, позво лившим ей за 20 лет работы полу чить 686.083 килограмма молока. Она рассказывает о том, как в колхозе обеспечивают скот кормами, как соз дают правильный режим кормления и содержания скота, как добиваются равномерного получения молока в течение всего года. Дунаевский А. М. Ливенский клад. Очерки о людях и делах одного племрассадника. Сельхозгиз, 1956 г. «Ливенским кладом» автор назы вает новую высокопродуктивную по роду свиней, выведенную в Ливав- ском племрассаднике Орловской об ласти. В книге рассказно о том,как было положено начало племенной ра боте с ливенской породой, о самоот верженном труде создателей этой породы — зоотехников Н. Н. Ко- ровецкой, П. Г. Букреева, колхозниц Н. Е. Грешниковой, М. А. Свеженце- вой и других, преодолевших множе ство трудностей на своем пути к це ли. Автор описывает также встречу знатной свинарки А. Е. Люсковой с ливенскими животноводами. З ам ет ки / т о 4 о советских лю д я х ъбЛЬСКМИ фбЛЬДШбО Усталый, но довольный возвра щался в эту ночь Гаврила Ива нович Панарин из деревни Рас свет к себе домой в Квитки. Супруга, Елена Михайловна, встретила его, как обычно, ла сковым ворчанием: — Уж скоро семьдесят, а ты все пешком по ночам бродишь. — Ничего. Я солдат револю ции, а солдату ничего не страшно. — Ну, ладно, ладно, садись чайку попей, солдат, да расска жи про случай у Мальцевых. — Случай, как прыщ, выско чил наружу, а болезнь внутри. Ее надо распознавать да ле чить, — загозорил Гаврила Ива нович, улыбаясь. — Ну и семья у этих Мальцевых! Заболела старушка, так они ей свечу при готовили по старому обряду, весь люд собрали. Сына из Москвы вызвали, дочь тоже из какого-то города приехала... Ну, а старушка взяла — и выздоро вела. Гаврил Иванович довольный смеется и ничего не говорит, как определил он болезнь Ксе нии Стефановны Мальцевой — «крупозное воспаление легких», каких трудов стоило вылечить ее до полного выздоровления. Таких случаев у Г. И. Панарина много. Еще до революции тринадца тилетним крестьянским мальчи ком он поступил па Елецкий ко жевенный завод купца Валуйско- го, где испытал и притеснения, и нужду. Затем началась первая импе риалистическая война. Впервые Гаврилу Ивановичу тогда при шлось очутиться на поле боя. Грохот снарядов, свист и жужжа ние пуль, крики... — Ноги тогда приросли к зем ле, телом овладела непоборимая дрожь, — вспоминает Панарин. — Прильнул я тогда к какому-то большому камню, лежащему по среди поля, и то ли от страха, то ли от злости горько заплакал. И вдруг увидел: мимо на боку, странно и беспомощно загребая одной рукой, ползет солдат, а из плеча его через разорванную гимнастерку капают густые крас ные капли. И на смену страху пришла силь ная ненависть к тем, кто ни за что, ни про что гонит людей на смерть, и одновременно — лю бовь к простому русскому чело веку. Бросился к раненому сол дату, перевязал его и вынес с поля боя. С тех пор Гаврила Иванович начал перевязывать раны. Опыт, приобретенный в импе риалистическую войну, помог Г. И. Панарину в дни Великого Октября. Он не только принимал участие в революции с винтов кой в руках, но и помогал вра чам в спасении жизни многих бойцов и командиров, получив ших ранение на фронте. В годы Советской власти Гаври ла Изанович работает в медицин ских учреждениях сперва на Кав казе, а затем, начиная с 1929 года, в Волынском районе. Пер вые дни работы приносили мно го тревог. Однако все шло по- хорошему. В некоторых случаях он направлял больных к опыт ным специалистам. А по вечерам много занимался. Советская власть предоставила возможность Г. И. Панарину учиться. Закончив Орловский ме дицинский техникум заочного обучения, он стал уже настоя щим фельдшером. Но народ его так не называл. — Наш сельский врач! — го ворили люди, побывавшие хоть один раз у него на приеме. В 1945 году Г. И. Панарина пе ревели в самый отдаленный в Волынском районе Квитковский медицинский пункт. Старинное, приземистое здание, в котором разместили медпункт, было со вершенно не приспособлено для работы. Стены с отвалив шейся штукатуркой. Окна — где стекло, а где и фанера. Сыро, мрачно... Гаврила Иванович со своей же ной принялся за наведение по рядка, и скоро помещение стало неузнаваемым. Началась будничная, полная тревог и волнений, жизнь сель ского медика, неустанного борца против болезней и смерти. Гав рила Иванович все время про должал работать над повышением своей квалификации. Он перечи тывал десятки книг на медицин ские темы. Методы его лечения оказывались все более и более действенными, и народ полюбил его. С утра и до позднего вечера Гаврила Иванович принимает больных. Он старается сделать для человека все, что может. Добрым словом вспоминают его Иван Дроганов, Федор Куль ков, Петр Малахов и многие дру гие колхозники, которых он ле чил... К фельдшеру Панарину приез жают больные не только из прилегающих дерезень, но и из других районов. И Гаврила Ива нович никому не отказывает. Несмотря на загрузку огром ной повседневной работой с больными, Гаврила Иванович не уходит на пенсию, не расстается на старости лет с книгами, при стально следит за наукой. На столе у него, как неизмененные спутники, книги, газеты, журналы. Кроме этого, среди них труды Павлова, Дарвина и других уче ных. Сельский фельдшер Гаврила Иванович Панарин завоевал боль шое уважение среди жителей села. м . НОСОВ. Советы специалист а Зимняя подкормка пчел В прошлом году погода не благо приятствовала медосбору. Большин ство пчелиных семей не только не дало товарного меда, но не смог ло даже обеспечить себя кормом на зимний период. Считается, что се мье на зиму нужно по меньшей ме ре 6 — 8 килограммов меда. Семьи, которые не имеют такого количест ва меда, необходимо подкармливать, иначе они погибнут. Подкармливать пчел, если нет не- . да, можно густым сахарным сиро пом, медово-сахарной смесью или леденцом. Наиболее распространенным кор мом в зимнее время является са харный сироп. Приготовляют его так: на две части сахара берут од ну часть воды, воду кипятят в каст рюле, а затем при постоянном по мешивании в нее всыпают сахар. По лученный таким образом сироп ох лаждают до температуры парного молока, разливают в литровые или пол-литровые банки, горлышко ко торых обертывают сложенной в два слоя и смоченной водой марлей. Банки с кормом помещают в улей над клубом пчел. Предварительно в холстине, покрывающей гнездо, делается вывез по размеру горлыш ка банки. На обнаженные верхние бруски рамок укладываются две па лочки, а на них вверх дном уста навливают банку. Если потолки не холстяные, а деревянные, то сде ланные в них отверстия закрывают металлической сошкой, и байку ой- На школьные темы Дело всех учителей В текущем учебном году внимание работников школ и органов народно го образования больше всего обраще но на преодоление коренного недо статка известного отрыва школ от производства, от жизни. Однако за дача политехнизации обучения и привития учащимся любви к труду должна решаться прежде всего на основе резкого повышения качества учебно-воспитательной работы на чальных, семилетних и средних школ, борьбы с второгодничеством и •преждевременным выбытием уча щихся из школ. Но об этом кое-где забывают. То обстоятельство, что в области более 5 0 0 детей в возрасте от 7 до 15 лет не охвачено школой, а свы ше двух с половиной тысяч уча щихся 5— 10 классов перестали по сещать занятия, не может не вы звать чувства тревоги. Причины этого: отсутствие мест в школьных интернатах, необеспечеивость транс порт ом, нерадивое отношение неко торых родителей к обучению своих детей; а главное отставание части ребят, серьезные пробелы в знани ях. вынуждающие и х прекратить посещение школы. Низкое качество уроков у некото рых учителей, отсутствие дружной и организованной работы в педаго гических коллективах имеют место и в этом учебном году. Успеваемость учащихся несколько выше, чем в прошлом году, тем не менее она про должает оставаться все еще на низ ком уровне. Почти седьмая часть учащихся имеет неудовлетворитель ные оценки за вторую четверть, осо бенно плохо вырабатываются навы ки письма, счета, чтения. Две трети всех отстающих не ус певают по русскому языку. Многие имеют слабые знания по истории, географии, биологии и другим пред метам. Их неуспеваемость коренится опять-таки в плохом знании русско го языка. Известно, что хорошее владение языком, умение лаконич но, грамотно и четко выражать свои мысли является предварительным условием приобретения знаний по любому предмету. Поэтому борьба за грамотность, повышение куль туры устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления должны быть предметом повседневного внимания всех учи телей и особенно руководителей школ, как организаторов учебно- воспитательного процесса в целом. Ведущая роль в борьбе за гра мотность, безусловно, принадлежит учителям русского языка. В янва ре и феврале этого года была про ведена инспекторско-методическая проверка состояния преподавания и знаний учащихся по этому предме ту в 75 школах 14 районов обла сти. Прочные знания показали уча щиеся Чернолесской и Злобинской семилетних школ, Становлянского района (учительницы Говорова А. Т .. и Борзых А. А.), Николаев ской и Бруславовской семилетних школ, Краснинского района (учите ля Якунин П. П. и Дорофеева 3. Д.), Октябрьской семилетней школы, Добровского района (учительницы Шахова Г. И. и Рыжкова Е. А.). В большинстве проверенных школ под твердилась объективность выстав ленных за вторую четверть оце нок, они в основном совпали с оценками за контрольные работы по текстам института усовершен ствования учителей. Однако немало и таких школ, в которых обнаружена очень низкая грамотность. В Ильичевской сред ней школе, Добринского района, не написали контрольную работу 67 процентов учащихся, в В.-Казин- ской семилетней школе, Чернявско го района,— 6 8 , в Соловьев ской семилетней школе, Становлянского района, — 7 6 . Такой же процент неуспеваемости и в Б.-Хомутсц- кой средней школе, Добровского района. В этих и ряде других школ учи теля и руководители плохо знают программы, объяснительные за писки, методические письма Ми нистерства просвещения, новый свод правил орфографии и др. Во многих школах нет нагляд ных пособий по русскому языку, хотя написать орфографические и синтаксические таблицы по силам и средствам каждой школе. Неко торые учителя приходят на уроки неподготовленными, не разрабаты вают детальных планов, затягивают опрос, не разнообразят виды пись менных рабе •,■ очень мало упраж няют ребят в письме на уроке. На уроках чтения много времени зани мается на вводные беседы и от веты на вопросы, в результате че го само чтение проводить некогда. Такие общепризнанные приемы борьбы за грамотность, как сло варная работа, работа над ошибка ми, повторение старого в связи с прохождением нового, применяются, далеко не всеми учителями. Разумеется, что там, где мирятся с плохими уроками по русскому языку, нечего и думать о повы шении грамотности, там ее не мо жет быть. Но в практике встреча ются случаи, когда учитель русско го языка владеет методикой, добро совестно готовится к урокам, де лает как будто все, а грамотность, культура речи, логическое мышле ние учащихся остаются на низком уровне. Это получается потому, что вся тяжесть возлагается на плечи одного Словесника, а руководители школ и весь педколлектив стоят в стороне. Опыт передовых школ, таких, как Тербунскал, Чаплыгинская № 9, КривоиоляН'ОКая, Усманекая М 1, Троекуровская и другие показыва ет, что успех в борьбе за грамот ность достигается усилиями всего коллектива и применением целой системы постоянных мероприятий. В этих коллективах учителя преж де всего требовательны к своей ре чи, к своему письму и чтению. Они не гнушаются брать в руки грам матику, постоянно пользуются с.щ- варем, вежливо, по-товарищески по правляют письмо и произношение ДРУГ у друга, а в иных школах прак тикуются и учительские диктанты. Одним словом, они учатся, повыша ют культуру своей речи, развивают логическое мышление и несут это учащимся, каждый на своем уроке. Было бы очень полезно всем дирек торам школ организовать и возгла вить такую учебу в своих педкол лективах. Важным средством повышения общего культурного уровня и раз вития мышления учащихся являет ся привитие им страсти к чтению. С этим в школах все согласны, но этого мало. Чтение надо организо вать. Надо систематически, из года в год пополнять библиотеки,'не до пускать расходования средств, предназначенных на книги, на хо зяйственные нужды. К сожалению, многие директора школ не заботят ся о пополнении библиотек. В школах, как правило, выве шиваются списки рекомендательной литературы: даются задания по чтению на каникулы, но не про веряется выполнение, не поощря ются прилежные, * не публикуются результаты. Только систематическим контролем, поощрением можно до биться прочтения всеми учащими ся программной художественной ли тературы. Руководство чтением, ко нечно, должно принадлежать словес нику, а организация и контроль — классному руководителю, директору и завучу школы. Кроме всего, уча щиеся должны научиться чувство вать силу художественного слова, богатство родного языка. А это все го успешнее достигается через та кие внеклассные мероприятия, как конкурсы на лучшее чтение худо жественных ппойзведений, читатель ские конференции, драматические кружки, творческие художественные вечера и т. п. Большую роль в повышении грамотности играет правильное орфографическое окружение уча щихся. Все, что ученик видит в школе написанным, должно быть написано правильно. Между тем ученики часто встречают ошибки в стенгазетах, текстовых плака тах, расписаниях, объявлениях, на классной доске. Вред от этого ог ромный. Психологами установлено, что если первое восприятие было восприятием неправильно написан ного, то оно удерживается в па мяти во много раз прочнее, чем второе восприятие с исправлением ошибки. Поэтому и считается, что учить легче, чем переучивать. Непростительно мало уделяется у нас внимания письму. Ошибочно в нем видеть только технику, оно является для большинства учащих ся непременным условием кыработ ки прочного навыка гра.чйиости аккуратности и прилежности. Смот ры тетрадей, исп<шзевание пропи сей, а главное постоянный пример письма учителей на всех уроках, их контроль за ведением тетра дей — это средство борьбы за гра мотность надо применять постоян но в каждой школе от начальной и до средней включительно. Учителя средних школ часто обижаются на учителей семилет них, а последние на учителей на чальных школ за плохую подготовку пришедших учащихся. Практика подсказала хорошее средство для обеспечения преемственности меж ду 4 и 5, 7 и 8 классами. Таким средством является объединение учителей микрорайона школ в еди ную методическую организацию, оказание взаимной методической помощи. Однако положительный опыт такой организации методиче ской работы в микрорайоне, накоп ленный в Тербунской средней шко ле, слабо рще используется в дру гих школах. Повышения качества учебно- воспитательной работы и знаний учащихся надо добиваться по всем предметам. И если педагогические коллективы под руководством ди ректоров и заведующих школами широким фронтом включатся в борьбу за грамотность, развитие логического мышления, повышение культуры устной и письменной ре чи учащихся, решение общей зада чи будет поставлено на прочный фундамент и пойдет более быстры ми темпами. Чтобы успешно разрешить про блему грамотности, надо директо рам и заведующим занять положе ние первых учителей в школах, стать прежде всего педагогами-орга* низаторами, а не только администра торами и хозяйственниками. ✓ И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отде лом народного образования. рмвды вают на сетку. Для приготовления медово-сахар ной смеси берется одна часть са харной пудры и три части центро бежного меда. Замешивается тесто образная масса. Берут 5 0 0 граммов такого теста, делают из него лепеш ку, завертывают ее в марлю и до жат на сетку над клубом пчел. Сахарный леденец для подкормки готовят из одной части холодной во ды и пяти частей сахара. Такой ра створ сахара кипятят, строго наблю дая за тем, чтобы сахар не подгорел. Подгорелый сахар вреден для пчел. Кипятить раствор нужно до тех пор, попа сироп станет тянуться и не бу дет стекать с ложка каплями. Сва ренную таким образом массу разли вают в мелкие тарелки или пчело водные рамки, прдклебяые с одной стороны бумагой. ОхзмчзшйДь, мас са превращается в леденен, который помещают в гнездо непосредственно к клубу. Если помещение, где зимуют пче лы, сухое, то лучше подкармливать их сахарным сиропом. Во влажных помещениях лучше подкармливать медово-сахарной смесью *ила леден цом. А. ШУБИН, старший зоотехник област ной иянтвры гпслзссаства. М еталлурги готовятся к ф естивалю Новую интересную программу готсеят учзстюш и художественной смодеятелмрст.и Дома культуры Новодипецкого металлургического завода в Всемирному фестивалю мо лодежи. Хор разучил новые п есет, кото рые вошли в концертную програм му. Дра.мкружковцы работают над музыкальной комедией Александро ва «Свадьба в Малиновке». Ряд ин тересных номеров подготовил хорео- гр а ф и таш й кружев,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz