Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

2 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ ‘13 марта 1957 г., № 61' (814) Политическое просвещение П он ту молчали слушатели Советский народ гордится тем, что наша молодежи участвует в хо­ зяйственном и культурном строи­ тельстве. Но в деятельности комсо­ мольских организаций имеются и серьезные недостатки, особенно в идейно - воспитательной работе. Именно на коренное улучшение идейно-воспитательной работы ком­ сомольских организаций направле­ но постановление недавно состояв­ шегося пленума ЦК ВЛКСМ. Огромно значение политической учебы в идейном воспитании моло­ дежи. В настоящее время в Липец­ ке работает 21 политшкола, боль­ шинство их слушателей — комсо­ мольцы. ...На очередное занятие собрались слушатели политшколы горпище- комбината. Место для занятий — хорошо оборудованный красный уго­ лок. Задолго до начала занятий при­ шел пропагандист Г. Т. Гребенни­ ков. Вскоре за столы уселись де­ вушки — молодые работницы ком­ бината. Пропагандист говорит об основ­ ных вопросах темы — «Великая Октябрьская социалистическая ре­ волюция», которую он подробно из­ ложил на прошедшем занятии. Слу­ шатели должны рассказать о под­ готовке и победе Великого Октяб­ ря, о первых декретах Советской власти. Выступают Крюкова, Рыле- ва, Беляева. Пропагандист ставит им дополнительные вопросы, уточ­ няет выступления слушателей. В этот день выступило только трое. На следующем занятии вы­ ступило еще меньше — двое. Чем же это объясняется, почему молчали слушатели? Оказывается, на пер­ вом занятии из 2 2 слушателей, числящихся по списку, присутство­ вало только 6, на другом— 16. Причем, большинство их к заня­ тиям не было готово, объясняя это тем, что не слушали рассказа про­ пагандиста. Комсомолец Кузнецов, который регулярно посещает заня­ тия, ни разу не выступал.”На во­ просы. задаваемые пропагандистом, он отказывается отвечать. А ведь он по своему уровню в состояния хо­ рошо усвоить учебный материал. Однако он этого не делает, а про­ пагандист и комсомольская органи­ зация довольствуются тем, что он посещает занятая.' Несмотря на ста­ рание пропагандиста, несмотря на то, что обсуждалась интересная те­ ма — Октябрьская революция, за­ нятия прошли скучно. В чем ж е причина плохой посе­ щаемости в политшколе горпище- комбината, чем объяснить пассив­ ность слушателей? Вся беда в том, что в комсомольской организации предприятия нет должной дисцип­ лины, комсомольцы не чувствуют ответственности за выполнение Устава ВЛКСМ. Как <ии странно, комсомольская организация не ведет борьбы против тех, кто системати­ чески не посещает занятия. Комсо­ молец Соломонов, йап рйщ », за все время е начала учебного года посе­ тил лишь 3 занятия, а за послед­ нее время вообще перестал учиться. Больше того, секретарь комсомоль­ ской организации т. Харина сама не работает над повышением своего идейного уровня, почти н е-и н тере­ суется учебой комсомольцев. В создавшемся положении повин­ на партийная организация горпи- щекомбината и ее секретарь т. На­ умова. Партийная организация г. у- боко не интересуется политической учебой комсомольцев, не вникает в содержание проводимых занятий, своевременно не принимает дейст­ венных мер по устранению недо­ статков. Пропагандист т. Гребенников не использует разнообразные формы повышения активности слушателей. В кружке учатся четыре комсомол­ ки со средним образованием. Их, как наиболее подготовленных, можно привлекать к самостоятельной ра­ боте, к тому, чтобы каждая из них подготовилась по одному конкрет­ ному вопросу для более обстоятель­ ного выступления на занятиях. Та­ ким образом, пропагандист мог бы привлечь к участию в собеседова­ ниях большее число слушателей. Это повысит ответственность каж ­ дого перед товарищем. У слушате­ лей появится интерес к занятиям, уверенность в своих силах. Е. ГОНЧАРОВА, инструктор Липецкого горкома КПСС. В кружке текущей политики По предложению секретаря парт­ бюро т. Моргунова мне поручили •руководить в этом году на заводе кружком текущей политики. В нем изъявили желание заниматься более 30 производственников. Они живо интересуются событиями, происхо­ дящими в нашей стране и за рубе­ жом. Я стремлюсь к тому, чтобы каж ­ дое занятие не было оторванным от наших производственных дел, что­ бы оно проходило не только на вы­ соком идейно-теоретическом уровне, но и в тесной связи с жизнью . Когда обсуждалось решение де­ кабрьского Пленума ЦК КПСС, ука­ завшее на необходимость дальней­ шего изыскания резервов произ­ водства, слушатели показали, какие большие неиспользованные резервы имеются и на нашем заводе. Еж е­ годно коллектив завода терпит ог­ ромные убытки от брака. В 1 9 5 6 году они превысили миллион руб­ лей. На эти средства можно было бы построить жилища более чем для 2 0 семей. Только в литейных цехах, на двух плавильных участ­ ках, ежемесячно пережигается сверх нормы до 60 тонн кокса, а в год— почти 8 0 0 тонн. Завод от этого т е­ ряет еще около полмиллиона руб­ лей. В первом механическом цехе на грубой обработке роторов (2 -я и 3-я операции) до 60 процентов стали уходит в стружку. Было под­ считано, что за последние 5 лет в стружку ушло столько металла, что его хватило бы для выполнения за­ водом двух годовых программ! Эти и другие примеры заставили глубоко задуматься слушателей. Они внесли много предложений по устранению недостатков. Но в работе кружка имеется серьезный недостаток. Многие слу­ шатели работают в разных сменах и, естественно, вынуждены часто пропускать занятия. Между тем, кружок можно разбить на две или на три группы. Это позволим бы повысить организационный уро­ вень занятий. Хочется сказать и о том, что в Елецком горкоме партии не оказы­ вают достаточной помощи руково­ дителям кружков текущей полити­ ки. Часто проводимые для нас се­ минары носят поверхностный х а ­ рактер. Таким, например, оказался семинар, который проводился работ­ ником горкома КПСС т. . Лукиной. В. ЧЕУСОВ, пропагандист Елецкого завода гидроаппаратуры. Забойная бригада И. С. Корнукова шахты № 3-бис Водопьяновского рудника — передовая в Липецком рудоуправлении. Участвуя в сорев­ новании в честь 40-й годовщины Великого Октября, бригада выполня­ ет производственное задание на 130—450 процентов. На снимке: забойщик И. С. Корнуков и крепильщик его бригады В. П. Бровкин. Фото Л. Черкашина. ----------------- » 4 ------------------- По страницам районных газет Опыт леб едян ски х пт и ц е в о д о в— всем ко л х о зам Долгоруковская районная газета «Звезда» ведет борьбу за развитие птицеводства и повышение его про­ дуктивности. Она критикует недо­ статки, настойчиво , пропагандирует передовой опыт. Совместно с райкомом партии ре­ дакция организовала экскурсию на передовые фермы Лебедянского рай­ она, а затем опубликовала выступ­ ления как экскурсантов, так и ле­ бедянских птицеводов. Особый ин­ терес представляет рассказ предсе­ дателя колхоза имени Молотова, Лебедянекцго района, т. Калядина о том, как колхозники добились вы­ сокой продуктивности птицефермы. Главное внимание, пишет т. Каля- дин, мы уделяем улучшению пород­ ности кур, правильному кормлению и содержанию, а также материаль­ ной заинтересованности птичниц. Тов. Калядин подробно рассказал о распорядке дня на ферме, рационе кормления, о комплектовании и улуч­ шении породности стада, о поощре­ нии работников фермы. Принятые меры дали возможность получить за год от каждой несушки 150—160 яиц. Много ценного найдут птичницы в корреспонденциях экскурсантов — главного зоотехника Долгоруковской МТС т. Артемова, зав. птицефермой колхоза имени Хрущева т. Марты­ нова и других передовиков птице­ водства. В корреспонденции «По примеру лебедянцев» газета рассказывает, что распространение опыта передовых птицеводов положительно сказывает­ ся на повышении продуктивности ферм. В колхозе имени Молотова, пишет газета, никогда не было, что­ бы куры неслись зимой. В этом го­ ду в результате применения опыта лебедянцев куры начали нестись в первых числах февраля. Опыт лебедянских птицеводов ши­ роко пропагандирует Трубетчинская районная газета «Знамя коммуниз­ ма». На ее страницах выступили и подробно рассказали о путях повы­ шения продуктивности кур птични­ цы—Зотова из колхоза имени Куй­ бышева, Маркова—из колхоза имени Молотова, Зайцева — из колхоза «Путь Сталина» и другие. Больше ст ран е п р о д укт о в ж ивот новодст ва Колхозники ордена Ленина кол­ хоза имени Ильича, Добринского района, в ответ на Обращение ЦК КПСС и Совета Министров Союза ССР ко всем работникам сельского хозяйства взяли обязательство про­ извести в 1958.году 31 центнер сви­ нины на 100 гектаров пашни и та­ ким путем выполнить задание ше­ стой пятилетки по производству сви­ нины за три года. О практических мероприятиях по выполнению взятых обязательств рассказывают на страницах район­ ной газеты «Ленинский путь» руко­ водители колхоза и работники сви­ новодческой фермы. Председатель колхоза т. Зарицкий пишет, что в 1956 году колхоз получил на 100 гектаров сельскохозяйственных уго­ дий 33,8 центнера мяса, в том чис­ ле более 19 центнеров свинины на 100 гектаров пашни. Выращено по­ росят от основной свиноматки 22,6 головы и от разовой 8,4. На основе достигнутых успехов есть все возможности за три года выполнить задание пятилетки. В этих целях колхоз решил на каж­ дую основную матку иметь не ме­ нее четырех разовых маток. Намече­ ны и другие мероприятия, в том числе создать прифермские участки, заготовить не менее 4 тонн корне­ плодов, механизировать трудоемкие процессы. Разработаны меры по- ошпения работников фермы. Свинарки М. Верзилина, 3. Аксе­ нова, зав. СТФ Т. Размолодина рас­ сказывают, как они практически вы­ полняют взятые обязательства. Се­ кретарь партийной организации г. Григорьев делится опытом работы с животноводческими кадрами, орга­ низации социалистического соревно­ вания. Обобщив на страницах газеты опыт передового колхоза, редакция оказала помощь животноводам. Новый журнал „Вопросы истории КПСС'1 С мая 1957 года начнет издавать­ ся новый журнал «Вопросы истории КПСС», орган института марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. Перио­ дичность журнала — один раз в два месяца. В новом издании будут печататься научные статьи, сообщения, лекции, доклады по истории КПСС, по исто­ рии братских коммунистических ра­ бочих партий и международного ра­ бочего движения. Журнал также бу­ дет публиковать рецензии, обзоры литературы, статьи по вопросам на­ учного исследования и преподавания истории, новые документальные ма­ териалы истории КПСС и братских коммунистических партий. Подписка принимается без ограни­ чения во всех предприятиях связи области и в отделах «Союзпечати». Быстрее завершить завоз нефтепродуктов в МТС Одним из важных условий подго­ товки машинно-тракторных станций к весенне-полевым работам являет­ ся создание достаточного запаса нефтепродуктов. Наличие емкостей в МТС нашей области позволяет на­ копить в зимнее время горючее и смазочные материалы не только для проведения весеннего сева, но и для подъема паров. Хорошо обстоит дело с завозом нефтепродуктов в Добринокой, Жср- новекпй, Вязовицкой, Задонской, Молотовской, Дмитряшевекой и ряде других машинно-тракторных стан­ ций области. Руководители их при­ няли все меры к тому, чтобы до­ срочно завершить завоз. Однако в ряде МТС области до се­ го времени запас нефтепродуктов недостаточен. Так обстоит дело в МТС Волов гжото и Грязинского райо­ нов, а также в Воскресенской, Дан- ковской, Измалковокой и Троеку­ ров ской МТС. Несвоевременный завоз нефте­ продуктов ставит эти МТС и затруд­ нительное положение, создает угро­ зу успешному проведению весенне- полевых работ на высоком агротех­ ническом уровне, не дает возмож­ ности районным нефтебазам «Глав- нефтссбыта» производить дальней­ ший прием поступающего горючего. Создавая запасы горюче-смазоч­ ных материалов на весенний пери­ од, руководители МТС должны поза­ ботиться о правильном их хране­ нии. Но. как показывают факты, контроль за этим важным участком работы за последнее время ослаб. Так, недавно в МТС им. Димитрова было спущено более 11 тонн ди­ зельного топлива. Большие потери горючего в ряде МТС области допускаются по при­ чине отсутствия огнестойких фун­ даментов под крупные резервуары. Это приводит к порче самих резер­ вуаров и в образованию течи в них. Пора навести в нефтехозяйствах МТС образцовый порядок. А. ГЛУСКИН, начальник отдела горюче­ смазочных материалов облсепьхсзуправления. ■ум п /м п я - э т и К Н И Г И Персиянцева Н. П. Слово колхоз­ ной доярки. «Московский рабочий», 1956 г. Н. П. Персиянцева — депутат Вер­ ховного Совета РСФСР, доярка кол­ хоза «Красная заря», Луховицкого района, Московской области, делится своим опытом раздоя коров, позво­ лившим ей за 20 лет работы полу­ чить 686.083 килограмма молока. Она рассказывает о том, как в колхозе обеспечивают скот кормами, как соз­ дают правильный режим кормления и содержания скота, как добиваются равномерного получения молока в течение всего года. Дунаевский А. М. Ливенский клад. Очерки о людях и делах одного племрассадника. Сельхозгиз, 1956 г. «Ливенским кладом» автор назы­ вает новую высокопродуктивную по­ роду свиней, выведенную в Ливав- ском племрассаднике Орловской об­ ласти. В книге рассказно о том,как было положено начало племенной ра­ боте с ливенской породой, о самоот­ верженном труде создателей этой породы — зоотехников Н. Н. Ко- ровецкой, П. Г. Букреева, колхозниц Н. Е. Грешниковой, М. А. Свеженце- вой и других, преодолевших множе­ ство трудностей на своем пути к це­ ли. Автор описывает также встречу знатной свинарки А. Е. Люсковой с ливенскими животноводами. З ам ет ки / т о 4 о советских лю д я х ъбЛЬСКМИ фбЛЬДШбО Усталый, но довольный возвра­ щался в эту ночь Гаврила Ива­ нович Панарин из деревни Рас­ свет к себе домой в Квитки. Супруга, Елена Михайловна, встретила его, как обычно, ла­ сковым ворчанием: — Уж скоро семьдесят, а ты все пешком по ночам бродишь. — Ничего. Я солдат револю­ ции, а солдату ничего не страшно. — Ну, ладно, ладно, садись чайку попей, солдат, да расска­ жи про случай у Мальцевых. — Случай, как прыщ, выско­ чил наружу, а болезнь внутри. Ее надо распознавать да ле­ чить, — загозорил Гаврила Ива­ нович, улыбаясь. — Ну и семья у этих Мальцевых! Заболела старушка, так они ей свечу при­ готовили по старому обряду, весь люд собрали. Сына из Москвы вызвали, дочь тоже из какого-то города приехала... Ну, а старушка взяла — и выздоро­ вела. Гаврил Иванович довольный смеется и ничего не говорит, как определил он болезнь Ксе­ нии Стефановны Мальцевой — «крупозное воспаление легких», каких трудов стоило вылечить ее до полного выздоровления. Таких случаев у Г. И. Панарина много. Еще до революции тринадца­ тилетним крестьянским мальчи­ ком он поступил па Елецкий ко­ жевенный завод купца Валуйско- го, где испытал и притеснения, и нужду. Затем началась первая импе­ риалистическая война. Впервые Гаврилу Ивановичу тогда при­ шлось очутиться на поле боя. Грохот снарядов, свист и жужжа­ ние пуль, крики... — Ноги тогда приросли к зем­ ле, телом овладела непоборимая дрожь, — вспоминает Панарин. — Прильнул я тогда к какому-то большому камню, лежащему по­ среди поля, и то ли от страха, то ли от злости горько заплакал. И вдруг увидел: мимо на боку, странно и беспомощно загребая одной рукой, ползет солдат, а из плеча его через разорванную гимнастерку капают густые крас­ ные капли. И на смену страху пришла силь­ ная ненависть к тем, кто ни за что, ни про что гонит людей на смерть, и одновременно — лю­ бовь к простому русскому чело­ веку. Бросился к раненому сол­ дату, перевязал его и вынес с поля боя. С тех пор Гаврила Иванович начал перевязывать раны. Опыт, приобретенный в импе­ риалистическую войну, помог Г. И. Панарину в дни Великого Октября. Он не только принимал участие в революции с винтов­ кой в руках, но и помогал вра­ чам в спасении жизни многих бойцов и командиров, получив­ ших ранение на фронте. В годы Советской власти Гаври­ ла Изанович работает в медицин­ ских учреждениях сперва на Кав­ казе, а затем, начиная с 1929 года, в Волынском районе. Пер­ вые дни работы приносили мно­ го тревог. Однако все шло по- хорошему. В некоторых случаях он направлял больных к опыт­ ным специалистам. А по вечерам много занимался. Советская власть предоставила возможность Г. И. Панарину учиться. Закончив Орловский ме­ дицинский техникум заочного обучения, он стал уже настоя­ щим фельдшером. Но народ его так не называл. — Наш сельский врач! — го­ ворили люди, побывавшие хоть один раз у него на приеме. В 1945 году Г. И. Панарина пе­ ревели в самый отдаленный в Волынском районе Квитковский медицинский пункт. Старинное, приземистое здание, в котором разместили медпункт, было со­ вершенно не приспособлено для работы. Стены с отвалив­ шейся штукатуркой. Окна — где стекло, а где и фанера. Сыро, мрачно... Гаврила Иванович со своей же­ ной принялся за наведение по­ рядка, и скоро помещение стало неузнаваемым. Началась будничная, полная тревог и волнений, жизнь сель­ ского медика, неустанного борца против болезней и смерти. Гав­ рила Иванович все время про­ должал работать над повышением своей квалификации. Он перечи­ тывал десятки книг на медицин­ ские темы. Методы его лечения оказывались все более и более действенными, и народ полюбил его. С утра и до позднего вечера Гаврила Иванович принимает больных. Он старается сделать для человека все, что может. Добрым словом вспоминают его Иван Дроганов, Федор Куль­ ков, Петр Малахов и многие дру­ гие колхозники, которых он ле­ чил... К фельдшеру Панарину приез­ жают больные не только из прилегающих дерезень, но и из других районов. И Гаврила Ива­ нович никому не отказывает. Несмотря на загрузку огром­ ной повседневной работой с больными, Гаврила Иванович не уходит на пенсию, не расстается на старости лет с книгами, при­ стально следит за наукой. На столе у него, как неизмененные спутники, книги, газеты, журналы. Кроме этого, среди них труды Павлова, Дарвина и других уче­ ных. Сельский фельдшер Гаврила Иванович Панарин завоевал боль­ шое уважение среди жителей села. м . НОСОВ. Советы специалист а Зимняя подкормка пчел В прошлом году погода не благо­ приятствовала медосбору. Большин­ ство пчелиных семей не только не дало товарного меда, но не смог­ ло даже обеспечить себя кормом на зимний период. Считается, что се­ мье на зиму нужно по меньшей ме­ ре 6 — 8 килограммов меда. Семьи, которые не имеют такого количест­ ва меда, необходимо подкармливать, иначе они погибнут. Подкармливать пчел, если нет не- . да, можно густым сахарным сиро­ пом, медово-сахарной смесью или леденцом. Наиболее распространенным кор­ мом в зимнее время является са­ харный сироп. Приготовляют его так: на две части сахара берут од­ ну часть воды, воду кипятят в каст­ рюле, а затем при постоянном по­ мешивании в нее всыпают сахар. По­ лученный таким образом сироп ох­ лаждают до температуры парного молока, разливают в литровые или пол-литровые банки, горлышко ко­ торых обертывают сложенной в два слоя и смоченной водой марлей. Банки с кормом помещают в улей над клубом пчел. Предварительно в холстине, покрывающей гнездо, делается вывез по размеру горлыш­ ка банки. На обнаженные верхние бруски рамок укладываются две па­ лочки, а на них вверх дном уста­ навливают банку. Если потолки не холстяные, а деревянные, то сде­ ланные в них отверстия закрывают металлической сошкой, и байку ой- На школьные темы Дело всех учителей В текущем учебном году внимание работников школ и органов народно­ го образования больше всего обраще­ но на преодоление коренного недо­ статка известного отрыва школ от производства, от жизни. Однако за­ дача политехнизации обучения и привития учащимся любви к труду должна решаться прежде всего на основе резкого повышения качества учебно-воспитательной работы на­ чальных, семилетних и средних школ, борьбы с второгодничеством и •преждевременным выбытием уча­ щихся из школ. Но об этом кое-где забывают. То обстоятельство, что в области более 5 0 0 детей в возрасте от 7 до 15 лет не охвачено школой, а свы­ ше двух с половиной тысяч уча­ щихся 5— 10 классов перестали по­ сещать занятия, не может не вы­ звать чувства тревоги. Причины этого: отсутствие мест в школьных интернатах, необеспечеивость транс­ порт ом, нерадивое отношение неко­ торых родителей к обучению своих детей; а главное отставание части ребят, серьезные пробелы в знани­ ях. вынуждающие и х прекратить посещение школы. Низкое качество уроков у некото­ рых учителей, отсутствие дружной и организованной работы в педаго­ гических коллективах имеют место и в этом учебном году. Успеваемость учащихся несколько выше, чем в прошлом году, тем не менее она про­ должает оставаться все еще на низ­ ком уровне. Почти седьмая часть учащихся имеет неудовлетворитель­ ные оценки за вторую четверть, осо­ бенно плохо вырабатываются навы­ ки письма, счета, чтения. Две трети всех отстающих не ус­ певают по русскому языку. Многие имеют слабые знания по истории, географии, биологии и другим пред­ метам. Их неуспеваемость коренится опять-таки в плохом знании русско­ го языка. Известно, что хорошее владение языком, умение лаконич­ но, грамотно и четко выражать свои мысли является предварительным условием приобретения знаний по любому предмету. Поэтому борьба за грамотность, повышение куль­ туры устной и письменной речи учащихся, развитие логического мышления должны быть предметом повседневного внимания всех учи­ телей и особенно руководителей школ, как организаторов учебно- воспитательного процесса в целом. Ведущая роль в борьбе за гра­ мотность, безусловно, принадлежит учителям русского языка. В янва­ ре и феврале этого года была про­ ведена инспекторско-методическая проверка состояния преподавания и знаний учащихся по этому предме­ ту в 75 школах 14 районов обла­ сти. Прочные знания показали уча­ щиеся Чернолесской и Злобинской семилетних школ, Становлянского района (учительницы Говорова А. Т .. и Борзых А. А.), Николаев­ ской и Бруславовской семилетних школ, Краснинского района (учите­ ля Якунин П. П. и Дорофеева 3. Д.), Октябрьской семилетней школы, Добровского района (учительницы Шахова Г. И. и Рыжкова Е. А.). В большинстве проверенных школ под­ твердилась объективность выстав­ ленных за вторую четверть оце­ нок, они в основном совпали с оценками за контрольные работы по текстам института усовершен­ ствования учителей. Однако немало и таких школ, в которых обнаружена очень низкая грамотность. В Ильичевской сред­ ней школе, Добринского района, не написали контрольную работу 67 процентов учащихся, в В.-Казин- ской семилетней школе, Чернявско­ го района,— 6 8 , в Соловьев ской семилетней школе, Становлянского района, — 7 6 . Такой же процент неуспеваемости и в Б.-Хомутсц- кой средней школе, Добровского района. В этих и ряде других школ учи­ теля и руководители плохо знают программы, объяснительные за­ писки, методические письма Ми­ нистерства просвещения, новый свод правил орфографии и др. Во многих школах нет нагляд­ ных пособий по русскому языку, хотя написать орфографические и синтаксические таблицы по силам и средствам каждой школе. Неко­ торые учителя приходят на уроки неподготовленными, не разрабаты­ вают детальных планов, затягивают опрос, не разнообразят виды пись­ менных рабе •,■ очень мало упраж­ няют ребят в письме на уроке. На уроках чтения много времени зани­ мается на вводные беседы и от­ веты на вопросы, в результате че­ го само чтение проводить некогда. Такие общепризнанные приемы борьбы за грамотность, как сло­ варная работа, работа над ошибка­ ми, повторение старого в связи с прохождением нового, применяются, далеко не всеми учителями. Разумеется, что там, где мирятся с плохими уроками по русскому языку, нечего и думать о повы­ шении грамотности, там ее не мо­ жет быть. Но в практике встреча­ ются случаи, когда учитель русско­ го языка владеет методикой, добро­ совестно готовится к урокам, де­ лает как будто все, а грамотность, культура речи, логическое мышле­ ние учащихся остаются на низком уровне. Это получается потому, что вся тяжесть возлагается на плечи одного Словесника, а руководители школ и весь педколлектив стоят в стороне. Опыт передовых школ, таких, как Тербунскал, Чаплыгинская № 9, КривоиоляН'ОКая, Усманекая М 1, Троекуровская и другие показыва­ ет, что успех в борьбе за грамот­ ность достигается усилиями всего коллектива и применением целой системы постоянных мероприятий. В этих коллективах учителя преж­ де всего требовательны к своей ре­ чи, к своему письму и чтению. Они не гнушаются брать в руки грам­ матику, постоянно пользуются с.щ- варем, вежливо, по-товарищески по­ правляют письмо и произношение ДРУГ у друга, а в иных школах прак­ тикуются и учительские диктанты. Одним словом, они учатся, повыша­ ют культуру своей речи, развивают логическое мышление и несут это учащимся, каждый на своем уроке. Было бы очень полезно всем дирек­ торам школ организовать и возгла­ вить такую учебу в своих педкол­ лективах. Важным средством повышения общего культурного уровня и раз­ вития мышления учащихся являет­ ся привитие им страсти к чтению. С этим в школах все согласны, но этого мало. Чтение надо организо­ вать. Надо систематически, из года в год пополнять библиотеки,'не до­ пускать расходования средств, предназначенных на книги, на хо­ зяйственные нужды. К сожалению, многие директора школ не заботят­ ся о пополнении библиотек. В школах, как правило, выве­ шиваются списки рекомендательной литературы: даются задания по чтению на каникулы, но не про­ веряется выполнение, не поощря­ ются прилежные, * не публикуются результаты. Только систематическим контролем, поощрением можно до­ биться прочтения всеми учащими­ ся программной художественной ли­ тературы. Руководство чтением, ко­ нечно, должно принадлежать словес­ нику, а организация и контроль — классному руководителю, директору и завучу школы. Кроме всего, уча­ щиеся должны научиться чувство­ вать силу художественного слова, богатство родного языка. А это все­ го успешнее достигается через та­ кие внеклассные мероприятия, как конкурсы на лучшее чтение худо­ жественных ппойзведений, читатель­ ские конференции, драматические кружки, творческие художественные вечера и т. п. Большую роль в повышении грамотности играет правильное орфографическое окружение уча­ щихся. Все, что ученик видит в школе написанным, должно быть написано правильно. Между тем ученики часто встречают ошибки в стенгазетах, текстовых плака­ тах, расписаниях, объявлениях, на классной доске. Вред от этого ог­ ромный. Психологами установлено, что если первое восприятие было восприятием неправильно написан­ ного, то оно удерживается в па­ мяти во много раз прочнее, чем второе восприятие с исправлением ошибки. Поэтому и считается, что учить легче, чем переучивать. Непростительно мало уделяется у нас внимания письму. Ошибочно в нем видеть только технику, оно является для большинства учащих­ ся непременным условием кыработ ки прочного навыка гра.чйиости аккуратности и прилежности. Смот­ ры тетрадей, исп<шзевание пропи­ сей, а главное постоянный пример письма учителей на всех уроках, их контроль за ведением тетра­ дей — это средство борьбы за гра­ мотность надо применять постоян­ но в каждой школе от начальной и до средней включительно. Учителя средних школ часто обижаются на учителей семилет­ них, а последние на учителей на­ чальных школ за плохую подготовку пришедших учащихся. Практика подсказала хорошее средство для обеспечения преемственности меж­ ду 4 и 5, 7 и 8 классами. Таким средством является объединение учителей микрорайона школ в еди­ ную методическую организацию, оказание взаимной методической помощи. Однако положительный опыт такой организации методиче­ ской работы в микрорайоне, накоп­ ленный в Тербунской средней шко­ ле, слабо рще используется в дру­ гих школах. Повышения качества учебно- воспитательной работы и знаний учащихся надо добиваться по всем предметам. И если педагогические коллективы под руководством ди­ ректоров и заведующих школами широким фронтом включатся в борьбу за грамотность, развитие логического мышления, повышение культуры устной и письменной ре­ чи учащихся, решение общей зада­ чи будет поставлено на прочный фундамент и пойдет более быстры­ ми темпами. Чтобы успешно разрешить про­ блему грамотности, надо директо­ рам и заведующим занять положе­ ние первых учителей в школах, стать прежде всего педагогами-орга* низаторами, а не только администра­ торами и хозяйственниками. ✓ И. ПОНОМАРЕВ, заведующий областным отде­ лом народного образования. рмвды вают на сетку. Для приготовления медово-сахар­ ной смеси берется одна часть са­ харной пудры и три части центро­ бежного меда. Замешивается тесто­ образная масса. Берут 5 0 0 граммов такого теста, делают из него лепеш­ ку, завертывают ее в марлю и до­ жат на сетку над клубом пчел. Сахарный леденец для подкормки готовят из одной части холодной во­ ды и пяти частей сахара. Такой ра­ створ сахара кипятят, строго наблю­ дая за тем, чтобы сахар не подгорел. Подгорелый сахар вреден для пчел. Кипятить раствор нужно до тех пор, попа сироп станет тянуться и не бу­ дет стекать с ложка каплями. Сва­ ренную таким образом массу разли­ вают в мелкие тарелки или пчело­ водные рамки, прдклебяые с одной стороны бумагой. ОхзмчзшйДь, мас­ са превращается в леденен, который помещают в гнездо непосредственно к клубу. Если помещение, где зимуют пче­ лы, сухое, то лучше подкармливать их сахарным сиропом. Во влажных помещениях лучше подкармливать медово-сахарной смесью *ила леден­ цом. А. ШУБИН, старший зоотехник област­ ной иянтвры гпслзссаства. М еталлурги готовятся к ф естивалю Новую интересную программу готсеят учзстюш и художественной смодеятелмрст.и Дома культуры Новодипецкого металлургического завода в Всемирному фестивалю мо­ лодежи. Хор разучил новые п есет, кото­ рые вошли в концертную програм­ му. Дра.мкружковцы работают над музыкальной комедией Александро­ ва «Свадьба в Малиновке». Ряд ин­ тересных номеров подготовил хорео- гр а ф и таш й кружев,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz