Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
21 февраля 1957 г., Ха 44 (797)’ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Страница но ватора № 2 Т вори, ☆ ☆ выдумывай, пробуй! ☆ ' В содружестве с, инженерами В поисках нового Одним из активных рационализа торов Елецкого .завода станочной гидроаппаратуры является технолог Иван Иванович Данилов. Он многое сделал по совершенствованию техно логии обработки стальных и чугун ных деталей для основных изделий завода — лопастных ыаслонаеосов. Только в прошедшем году Данилов внес 10 рационализаторских пред ложений, многие из которых одоб рены советом БРИЗа и внедре ны в производство. Вот одно из нов- И. И. Данилов. шеств. Для изготовления основной детали лопастного насоса — стато ра применялась сталь-труба диамет ром 78 ,8 x 1 3 ,2 мм. Однажды завод оказался в затруднительном поло жении со снабжением сталью такого диаметра. Технолог предложил заме нить остродефицитную сталь на другую, диаметром 7 5 ,5 x 1 1 ,5 мм., которая имелась на заводе. Теперь статоры идут без токарной обра ботки прямо под шлифовку. Это позволило сократить трудо емкость на изготовление статоров на 10 процентов и на 30 процентов ^экономить стали, которая раньше уходила в стружку. Только от внед рения этого предложения завод по лучил свыше 13 тысяч рублей го довой экономии. Ряд рационализаторских предло жений т. Данилова находится в ста дии экспериментирования и опробо вания. Особенно ценны два из них, внесенных уже в этом году. 8 янва ря т. Данилов предложил скоростной метод разведения хлористобариевой ванны для закалки лопаток и других стальных деталей на насосы. Этот метод интересен тем. что сокращает процесс розжига на 2— 3 часа, рас ход электроэнергии уменьшается в три раза. 6 февраля БРИЗом завода сдан заказ инструментальному цеху "г изготовление приспособления, с по мощью которого можно править шли фовальные круги, заменив алмазный карандаш. Вместо алмазного каран даша новатор предложил использо вать отходы твердого сплава от рез цов и изготовить ролики с нара щиванием твердого сплава. Завод ожидает от этого новшества замену дорогостоящих алмазов. В. ЧЕУСОВ. М о л о д о м у л э з а т о р у Тебя учил твой сменный мастер,— Рукам послушен стал станок; И ты в труде увидел счастье, Голубоглазый паренек. Ночная смена иль дневная — Станок включен на полный ход, И под резном деталь стальная Свой совершает оборот. Да и резец теперь особый — Придумал сам для токарей — С заточкой двусторонней,чтобы Снималась стружка побыстрей. Да. ты в труде увидел счастье, Тобою избран верный путь,— Тебя учил твой сменный мастер,— Учебы той достоин будь! Ст. СЕРИКОВ. Рационализаторы 1ебедянского литейно-механического завода вно сят значительный вклад в дело дальнейшей механизации производ ственных процессов. Конструктор А. А. Зеленев и формовщик Г. С. Руднев создали оригинальную конструкцию перед вижной землееёялви с транспорте ром— машины, которая значительно облегчила труд земледелие и увели чила его производительность на 40 процентов. Эта землесеялка внед ряется сейчас на ряде других заво дов Министерства городского и сельского строительства. Технолог В. Д. Руднев предложил малогабаритную, удобную в экс плуатации конструкцию ленточно го транспортера в сочетании с ковшевым элеватором. Внедрение предложения дало возможность не только облегчить труд и улучшить качество землепр 1 иготовления, но и повысить производительность тру да в полтора раза. Из шести ранее занятых земледелов двое высвобож дены для другой работы. Заливка мелких форм долгое вре мя в цехе была весьма трудоемкой операцией. Расплавленный металл, выпущенный из вагранки, в ре зультате многократной заливки мел ких форм терял большое количест во тепла, становился не жидкотеку чим. Это вело к повышению брака, заставляло заливщиков пользо ваться мелкими разливочными ковшами-ручниками, разливка с помощью которых—непроизводи тельная, тяжелая операция. Группа рационализаторов в со дружестве с техническими работни ками решила эту задачу. Сейчас заливка Форм производится с по мощью барабанного ковша, транс портируемого по подвесной дороге. Рациональная конструкция ковша и подвеска облегчила труд залив щиков. повысила его производи тельность на 20 процентов, дала возможность снизить брак по за ливке. Поковки для стальных. зубчатых колес завод получал по кооперации Новаторами Уеманского , механи ческого. завода в прошлом году было внесено 82 рационализаторских предложения, из которых 61 внед рено в производство. В достижениях рационализаторов есть доля и моего труда. Четыре мо их предложения внедрены в произ водство и дают экономический эф фект 12.150 рублей в год. Особенно меня радует одно новшество— это упрощенная схема монтажа элек трооборудования прибора сушильно го шкафа, что сокращает расход времени и материала и дает годо вую экономию более 10 тысяч рублей. Сейчас я работаю над усовершен ствованием сушильного шкафа. Ес ли раньше воздух поступал в су шильную камеру от ьентиляторов по специальной трубе, смонтированной на корпусе шкафа (фото N° 1), то теперь он будет проходить в камеру по сделанному' отверстию между сте нок корпуса шкафа (стенки в су шильном шкафе двойные). Новый шкаф (фото № 2) на 8 килограм мов легче прежнего. Первые испытания усовершен ствованного шкафа дали положи тельные результаты. По предвари тельным подсчетам, экономический эффект от этого предложения соет.Ф из г. Вологды. Рационализатор С. А. Голубев предложил заменить сталь ные шестерня станка для правки и резки арматуры на литые из чугу на.. Это предложение дает заводу годовую экономию в сумме'82 ты сячи рублей. Заслуживает внимания ориги нальная многорезцовая оправка, внедренная токарями тт. П. Н. Ду бининым и~В. Н. Леонтьевым на операции продольной проточки шпинделя вентиля. Специальная геометрия режущего инструмента, его рациональное расположение по зволили увеличить коэффициент использования мощности оборудова ния, повысить виброустойчивость системы, в результате чего произ водительность труда за счет увели чения режимов резания, совмеще ния технологических переходов и сокращения вспомогательного вре- '<"ни увеличилась но операции па 27 процентов. Совместными усилиями ряда ра ционализаторов реконструирована и технически усовершенствована печь обжига па ковкий чугун. Эта печь имела существенные конструктив ные недостатки, следствием чего являлась низкая производитель ность, слишком большой расход топлива, высокий брак фита-нгов. Изменив схему движения горячих газов, глупца рационализаторов до билась болео равномерного прппрева опт-ч и еомращеяиз никла отжига с 69 до 56 часов. Значительно со кратился удельный расход топлива, повысилось качества отжига. Сейчас у нас на заводе каждый седьмой рабочий принимает участие в рационализации производства, а в метано-сборочном цехе каждый пя тый рабочий является рационали затором. Большинство из них рабо тает не в одиночку, а группами, в содвугготве с опытными инже нерами. В ЭТОМ— залог у с н о л я . Н. ВОЛЫНЧИКОВ, начальник технического отдала зэвяяа. М. ВАНШТЕЙН, зам. секретаря партбюро. вит примерно . 18—-19 тысяч, руб лей. .. . Рационализаторы и изобретатели принесли бы своему заводу еще больше пользы, если бы в отделах и цехах, и особенно в техническом отделе (начальник т. Копейкин), не тормозили бы это дело, а энергич нее поддерживали рабочих. Ведь многие предложения, внесенные еще в прошлом году, до спх пор не рас смотрены, а некоторые из приня тых не внедрены. И. ТИХОНОВ, электромонтер Усманского механического завода. Фото 1. Фото 2. Семь шайб вместо шести За последний год я внес семь ра ционализаторских .предложений, ■из них пять внедрено. Недавно внес еще одно простое, но полезное нов шества— приспособление для штам повки шайб. На матрице того же са мого диаметра просверливается не шесть отверстий, как раньше, а семь. Это позволяет за каждый удар штампа вырубить семь шайб вместо шести, а за смену один рабочий сделает их тысячи. Предложение поможет сэкономить металл, ускорить выпуск шайб, иду щих на изготовление электрощеток и швейных машин. Экономический эффект составляет 15 тысяч рублей в год. Сейчас работаю над приспособле нием для автоматической прессовки дисков, которая позволит в не сколько раз повысить производи тельность труда основной группы рабочих нашего завода. Н. ДЕМЕНТЬЕВ, слесарь-инструментальщик Елецкого завода «Прожекторные угли». Токарь-универсал Василий Веденеев известен на Липецком тракторном заводе, как токарь-универсал. Изготовляя раз личные сложные детали, он доби вается снижения трудоемкости за счет сокращения вспомогательного времени и повышенных режимов ре зания металла. На рабочем месте у него всегда об разцовый порядок— инструмент под рукой, резцы заточены, станок тща тельно вычищен. В свою работу Ве денеев стремится внести что-нибудь новое. Недавно ему было поручено изготовить партию колпачков для клапана компрессора. Колиачек представляет собою цилиндрик с донышком. Для выполнения опера ции необходимо четыре перехода: обтачивание, сверление, зенверова- ние и отрезка. Произвести все пе реходы на токарно-винторезном станке очень трудно, но токарь вы шел из положенд.1. Он изготовил специальные оправки. В одну за прессовал сверло, в другую— зенкер. Получилась своеобразная «револь верная головка». - Если раньше сверлить и зенке ровать приходилось вручную, то те перь— самоходом суппорта. Трудо емкость операции снизилась в два раза, во столько же увеличилась производительность. Веденеев экономно расходует ре жущий инструмент, применяет про грессивную форму заточки. #Обычно поломанные метчики идут на пере плавку. Веденеев перетачивает их на прорезные и отрезные резцы. 15 лет работает Веденеев тока рем. В теплосиловом цехе трактор ного завода у него, много учеников и последователей. Токарь-новатор обязался ко дню выборов в местные Советы депутатов трудящихся вы полнить полугодовую норму. Н. ВАСИЛЬЧИКОВ. Тысячи рублей экономии Мои предложения Одно время на нашем заводе воз никли трудности в заточке шпо ночных и шлице вых протяжек. Не обходимого то- в. я. Дмитриев карно го станка для этого не ока залось. Тогда я предложил исполь зовать для возникших нужд универ сально-заточный станок АЗ-63, вне ся к нему необходимые дополнения. Былп изготовлены две чугунные плиты длиною по 650 мм с че тырьмя отверстиями каждая для крепления к основному столу стан ка. В результате стол сганка удли -1 нился до 1500 мм. На специальном угольнике кренится протяжка, а за точка осуществляется при помощи универсальной головки— узла стан ка. Шлицевая протяжка затачи вается на центрах. Сложным и трудоемким делом бы ла обработка опок для безопочной формовки— на заводе внутренняя часть алюминиевых опок обраба тывалась вручную шаберами. Тогда я предложил изготовить фрезу со вставными ножами, уклон фрезы 7 градусов. Фреза вставляется в конус шпин деля вертикально-фрезерного стан ка, а две половинки опок— верхняя и нижняя— крепятся на столе стан ка. Фреза имеет уклон 7 градусов и с этим уклоном фрезерует внут реннюю поверх ность. При этом чи стота обработки не уступает шабровке. Предложение поз воляет сохранить одинаковые разме ры и взаимозаме няемость опок, сни зило время на обра ботку и себестои мость продукции. (См, чертеж № 2). Известно, что мно гие детали на заво дах обрабатывают ся по токарной опе- I /■ &6С \ рации посредством ершей. Ерш из готавливается из высокосортной ста ли. Отработав определенное время, он выходит из строя. Обычно эти ерши списываются в металлолом. Я предложил за- ершенную часть ер ша обрабатывать на шлифовальном стан ке под углом 60 градусов. В резуль тате выходит глухой центр с сохранением конуса Морзе. Полу ченный центр ие- рользуют как глу хой на токарные, шлифовальные, фре зерные станки. (См. чертеж № 1). На нашем заво де ча--’ть 1 случаи разрыва червячных фрез, и из-за отсут ствия этого инстру мента порою сдер живается выполне ние плана. ,Кроме того, стоимость фре зы 400—500 руб лей, а в результате разрыва ее прихо дится выбрасывать, хотя должной отдачи от нее не получено. конус Моргек/. 3 Ч ер теж № 2. Мною предложено изготовить хо мут, в который помещается разор ванная фреза и на оправке в цент рах универсально-заточного станка прошлифовывать ступицы фрезы с обеих сторон по 100 мм. При этом длина фрезы уменьшается в резуль тате проточки, однако это не ме шает использовать ее для нарезки зубьев. После того, как проточена сту пица, вытачиваются стальные два кольца и на горячую посадку насажива ются на проточен ные ступицы фрезы. Этот метод вос становления разор ванных фрез вполне оправдывает себя. У нас на заводе ис пользуется пять та ких фрез и работают они вот уже продол жительное время. Работы для нас, рационализа т о р о в , непочатый край, и хочется сделать мно гое. Большую по мощь нам, рациона лизаторам, оказыва ет ведущий конст руктор завода т. По пов. Включившись в предоктябрьское со циалистическое со ревнование, коллек тив нашего завода взял обязательство досрочно выполнить годовую программу. Активным уча стием в рационализаторской работе постараюсь внести долю своего тру да в выполнение этого обязатель ства. В. ДМИТРИЕВ, фрезеровщик Елецкого агрегатного завода. Семья рационализатора С юных лет Захар Андре евич Бадакин работал кузне цом. Позже овладел специаль ностями токаря, слесаря, сто ляра и фрезеровщика. За 20 лет работы в МТС он внес много рационализаторских предложений. К изобретательству Бадакин пристрастился давно. Еще в 1939 году семь его Изделий демонстрировались на Все союзной сельскохозяйствен ной выставке в Москве. Это были универсальный станок для притирки клапанов мото ров, сменные оси плугов и культиваторов и другие. Сейчас Захар Андреевич ра ботает заведующим мастер ской Вязовицкой МТС Долго руковского района. Вместе с ним трудятся его сыновья: Анатолий — механиком-конт- ролером и Александр—меха ником сельхозмашин. Млад ший сын Евгений учится в За донском сельскохозяйствен ном техникуме. Любовь к изобретательству Бадакин привил сыновьям. Не давно семья рационализаторов сконструировала навесной подъемный кран, смонтирован ный на тракторе «ДТ-54». Кран применяется для поднятия де талей при разборке комбай нов и разгрузке грузов с же лезнодорожных платформ. ки — вот далеко не полный перечень новшеств, внесенных неутомимыми рационализато рами. На снимке' (слева направо): Анатолий, Захар Андреевич и Александр Бадакины за раз работкой приспособления для поднятия коробок скоростей и редуктороз на комбайнах «С-4». Фото и текст 1- Л. Чзркашииа. Кран заменяет 10—15 чело век. Бадакины изготовили ори гинальный деревообделочный станок, который выполняет не сколько операций: пилит, дол бит, строгает, ' фрезерует. Пресс для опрессовки скатных и стрясных досок комбайна «С-4», приспособления для шплинтовки гусениц трактора, для изготовления звеньев транспортера картофелекопал- Ни минуты простоя Из опыта работы бригады грузчиков А. И. Шмелева Работа грузчиков в зимних усло виях осложняется тем, что смерз шиеся грузы: руда, уголь, песок и другие значительно снижают темпы работы, затягивая время выгрузки. Бригада, которой руководит Ан тон Иванович Шмелев, за счет пра вильной подготовки и организации труда добилась значительных успе хов в преодолении зимних трудно стей. Инструмент, которым работает бригада, всегда находится в хоро шем состоянии. За десять—пятнад цать минут до начала смены бри гадир подучает задание на работу. Заблаговременное получение ин струмента экономит 8— 10 минут рабочего времени одного человека, а на всю бригаду экономия состав ляет 32— 40 минут. На месте выгрузки члены брига ды старательно осматривают фронт порученной работы, распределяя груз на равные объемы. Осмотр фронта позволяет соблюдать правила техники безопасности во время ра боты, а распределение груза на рав ные объемы заставляет отстающих подтягиваться до уровня передовых. Случается так. Люки у полуваго на открыты, а выгрузка не происхо дит: руда смерзлась в единую массу и висит над люками, не вывали ваясь. Как быть в таком случае, как выгружать? Прежде чем приступить к выгрузке, бригада быстро, но с осторожностью осматривает руду, не ложная ли это смерзаемость. Это гарантирует работающих от вне запного обвала. Выгрузка начинается в^ местах, где насыпан наименьший слой (обычно он бывает между полями у крайних и средних люков). Два грузчика пробивают тонкий слой руды над люками, освобождая для удобства в работе поперечную балку, два других — отделяют РУДУ от стенок вагона. Тов. Шме лев учит членов своей бригады, что в момент рыхления не следует за хватывать большие участки, так как пневматический молоток за стревает, отнимая дополнительно силу и время. Освободив люки от нависшей ру ды, бригада переходит к ее окон чательной выгрузке. Три грузчика, расположившись на одном из уча стков, рыхлят смерзшуюся руду пневматическими молотками, чет вертый — проталкивает в люки. Пнематические молотки при одно- А н т и м е х а В землеприготовительном отделе нии литейного цеха Липецкого стан костроительного завода были уста новлены механизированные смеши вающие бегуны. Открывание и за крывание люка, производилось с по мощью сжатого воздуха, поступаю щего от компрессора. Рабочие были довольны. Сокра тилось вспомогательное время, по высилась производительность труда. Но вскоре механизацию ликвидиро вали. Люки стали открывать и за крывать по-прежнему вручную. Как выяснилось, инициатором этого «новшества» оказался работник ли тейного цеха С. С. Панин. Он подал в БРИЗ такое «рационализаторское» предложение: «Ввиду того, что не целесообразно из-за одних бегунов гонять компрессор, предлагаю от крывание и закрывание люка пере вести с механизированного на руч ной...». На заявлении «рационализа тора» Панина начальник цеха т. Не стеров наложил резолюцию: «Пред ложение считаю приемлемым. Эиа« временной работе создают резо нанс колебаний, который способст вует быстрейшему рыхлению смерзшейся руды. Как только полувагон выгружен, бригада без промедления присту пает к его обработке (очистке, об метанию и закрытию люков). И здесь труд распределен. Два груз чика, находясь внутри полуваго на, очищают и обметают люки, два других одновременно произво дят закрывание. Вставив ломики в запорный угольник люка, грузчики совмест ными усилиями резко поднимают его до уровня запорных крючков-. Как только крючки захватили за порные угольники люка, один из рабочих закрывает поворотную со бачку, предохоаняя люк от произ вольного открытия в момент толч ков и движения. Несколько иначе, чем другие, работает бригада на платформе. Для создания удобства в выгруз ке руда, находящаяся скраю, вы брасывается первой. Дальнейшая работа производится по всему фронту, только с той разницей, что четвертый член бригады рабо тает не молотком, а лопатой, сбра сывая с платформы разрыхленную РУДУ. Опытные грузчики знают, что лопату с находящимся в ней гру зом поднимать высоко не сле дует, так как это приводит к быст рой усталости. Значительно лучше работать в низкой стойке, не ссу- туливаясь, держась одной рукой за ручку ближе к лопате, а другой — как удобнее. Не менее важным фактором, приносящим успех бригаде Шмеле ва, является согласованность и взаимная выручка. Где работу трудно выполнить одному-двум — немедленно подключается вся бригада. При этом нет лишней толкотни — каждый выполняет порученное ему дело. • Работая таким образом,’ брига да т. Шмелева добилась неплохих результатов. Время на выгрузку смерзшейся руды из полувагона и платформы при норме 1 час 10 минут сокращено на 30— 35 ми нут. Норма выработки в среднем составляет 140— 150 процентов. Л. МЕДВЕДЕВ, нермировщии службы погрузки-выгрузки железнодорожного цеха НЛМЗ. н и з а т о р ы номический эффект подсчитать пос ле внедрения». Конструктор т. Болдырев пытался доказать абсурдность и вредность этого предложения, но его доводы не приняли во внимание. Антиме ханизаторы одержали верх. Говорят, Панин ожидает вознаграждение за свое «новшество». Ведь его пред ложение поддержал сам начальник цеха Нестеров В. БЕЗРУКАВНИКОВ. И з м е н е н и е к о н с т р у к ц и и м у ф т ы Раньше мне казалось невозмож ным изменить тот или иной произ водственный процесс, внести что-то новое в технику и механизмы, ду мал, что технический протресс— де ло только изобретателей, конструк торов, ученых. Но, проработав не сколько лет на Липецком заводе ка нализационных чугунных труб, я убедился, что многое могут сделать и рядовые рабочие. Как-то на нашем заводе потребой вало'сь в кратчайший срок освоить и пустить в производство всю осна стку по отливке фасонов в земля ные формы и в кокили. Изготовле ние моделей фасонины, моделей кокилей по существовавшему про цессу было громоздким, отнимало много времени. Вместе с модельщи ком Д. А. Бурцевым я предложил упростить изготовление моделей —* формовать и отливать их с само родным болваном, ликвидировать все сухие стержни и многочислен ную оснастку для изготовления стержней к моделям фасонины, к моделям кокилей и для отливки ко килей, Это дало большую экономию! Вверху: прежняя муфта; внизу — после рационализации, пиломатериала, гвоздей, клея и главное — ускорило работу, снизи ло себестоимость изделий. Общая экономия составила свыше 75 ты сяч рублей в год. Так я стал ра ционализатором. Наиболее ценным оказалось моё предложение по изменению конст рукций муфт 50, 100, 150 мм. Ес-< ли раньше толщина тела муфт над внутренним пояском достигала 16x40 мм, а вся деталь имела тол* щину тела 5 мм, то теперь вся де таль имеет толщину 5 мм с плав-< ными переходами над внутренним пояском. Как видно на чертежах, измене-* яия произведены небольшие, но так как муфты являются массовыми де-* талями и выпускаются они в огром ном количестве, экономия металла получается большая. Свыше 100 тысяч рублей годовой экономии —« таков экономический эффект. Мне удалось изменить конструк цию «ревизий», что также дает большую экономию металла. Оба ети предложения ведут к изменению го сударственного стандарта на эти детали. За свои рационализаторские пред ложения я получил несколько ты сяч рублей вознаграждения, мой труд неоднократно отмечался благо дарностями дирекции завода и цен ными подарками. Сейчас на нашем заводе создают ся комплексные бригады рациона лизаторов. Что не под силу одному, будем решать сообща, будем искать новые пути дальнейшего совершен ствования производства. В. ЧЕРН0ВАЛОВ, модельщик Липецкого завода канализационных чугунных труб.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz