Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

21 февраля 1957 г., Ха 44 (797)’ Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 3 Страница но ватора № 2 Т вори, ☆ ☆ выдумывай, пробуй! ☆ ' В содружестве с, инженерами В поисках нового Одним из активных рационализа­ торов Елецкого .завода станочной гидроаппаратуры является технолог Иван Иванович Данилов. Он многое сделал по совершенствованию техно­ логии обработки стальных и чугун­ ных деталей для основных изделий завода — лопастных ыаслонаеосов. Только в прошедшем году Данилов внес 10 рационализаторских пред­ ложений, многие из которых одоб­ рены советом БРИЗа и внедре­ ны в производство. Вот одно из нов- И. И. Данилов. шеств. Для изготовления основной детали лопастного насоса — стато­ ра применялась сталь-труба диамет­ ром 78 ,8 x 1 3 ,2 мм. Однажды завод оказался в затруднительном поло­ жении со снабжением сталью такого диаметра. Технолог предложил заме­ нить остродефицитную сталь на другую, диаметром 7 5 ,5 x 1 1 ,5 мм., которая имелась на заводе. Теперь статоры идут без токарной обра­ ботки прямо под шлифовку. Это позволило сократить трудо­ емкость на изготовление статоров на 10 процентов и на 30 процентов ^экономить стали, которая раньше уходила в стружку. Только от внед­ рения этого предложения завод по­ лучил свыше 13 тысяч рублей го­ довой экономии. Ряд рационализаторских предло­ жений т. Данилова находится в ста­ дии экспериментирования и опробо­ вания. Особенно ценны два из них, внесенных уже в этом году. 8 янва­ ря т. Данилов предложил скоростной метод разведения хлористобариевой ванны для закалки лопаток и других стальных деталей на насосы. Этот метод интересен тем. что сокращает процесс розжига на 2— 3 часа, рас­ ход электроэнергии уменьшается в три раза. 6 февраля БРИЗом завода сдан заказ инструментальному цеху "г изготовление приспособления, с по­ мощью которого можно править шли­ фовальные круги, заменив алмазный карандаш. Вместо алмазного каран­ даша новатор предложил использо­ вать отходы твердого сплава от рез­ цов и изготовить ролики с нара­ щиванием твердого сплава. Завод ожидает от этого новшества замену дорогостоящих алмазов. В. ЧЕУСОВ. М о л о д о м у л э з а т о р у Тебя учил твой сменный мастер,— Рукам послушен стал станок; И ты в труде увидел счастье, Голубоглазый паренек. Ночная смена иль дневная — Станок включен на полный ход, И под резном деталь стальная Свой совершает оборот. Да и резец теперь особый — Придумал сам для токарей — С заточкой двусторонней,чтобы Снималась стружка побыстрей. Да. ты в труде увидел счастье, Тобою избран верный путь,— Тебя учил твой сменный мастер,— Учебы той достоин будь! Ст. СЕРИКОВ. Рационализаторы 1ебедянского литейно-механического завода вно­ сят значительный вклад в дело дальнейшей механизации производ­ ственных процессов. Конструктор А. А. Зеленев и формовщик Г. С. Руднев создали оригинальную конструкцию перед­ вижной землееёялви с транспорте­ ром— машины, которая значительно облегчила труд земледелие и увели­ чила его производительность на 40 процентов. Эта землесеялка внед­ ряется сейчас на ряде других заво­ дов Министерства городского и сельского строительства. Технолог В. Д. Руднев предложил малогабаритную, удобную в экс­ плуатации конструкцию ленточно­ го транспортера в сочетании с ковшевым элеватором. Внедрение предложения дало возможность не только облегчить труд и улучшить качество землепр 1 иготовления, но и повысить производительность тру­ да в полтора раза. Из шести ранее занятых земледелов двое высвобож­ дены для другой работы. Заливка мелких форм долгое вре­ мя в цехе была весьма трудоемкой операцией. Расплавленный металл, выпущенный из вагранки, в ре­ зультате многократной заливки мел­ ких форм терял большое количест­ во тепла, становился не жидкотеку­ чим. Это вело к повышению брака, заставляло заливщиков пользо­ ваться мелкими разливочными ковшами-ручниками, разливка с помощью которых—непроизводи­ тельная, тяжелая операция. Группа рационализаторов в со­ дружестве с техническими работни­ ками решила эту задачу. Сейчас заливка Форм производится с по­ мощью барабанного ковша, транс­ портируемого по подвесной дороге. Рациональная конструкция ковша и подвеска облегчила труд залив­ щиков. повысила его производи­ тельность на 20 процентов, дала возможность снизить брак по за­ ливке. Поковки для стальных. зубчатых колес завод получал по кооперации Новаторами Уеманского , механи­ ческого. завода в прошлом году было внесено 82 рационализаторских предложения, из которых 61 внед­ рено в производство. В достижениях рационализаторов есть доля и моего труда. Четыре мо­ их предложения внедрены в произ­ водство и дают экономический эф­ фект 12.150 рублей в год. Особенно меня радует одно новшество— это упрощенная схема монтажа элек­ трооборудования прибора сушильно­ го шкафа, что сокращает расход времени и материала и дает годо­ вую экономию более 10 тысяч рублей. Сейчас я работаю над усовершен­ ствованием сушильного шкафа. Ес­ ли раньше воздух поступал в су­ шильную камеру от ьентиляторов по специальной трубе, смонтированной на корпусе шкафа (фото N° 1), то теперь он будет проходить в камеру по сделанному' отверстию между сте­ нок корпуса шкафа (стенки в су­ шильном шкафе двойные). Новый шкаф (фото № 2) на 8 килограм­ мов легче прежнего. Первые испытания усовершен­ ствованного шкафа дали положи­ тельные результаты. По предвари­ тельным подсчетам, экономический эффект от этого предложения соет.Ф из г. Вологды. Рационализатор С. А. Голубев предложил заменить сталь­ ные шестерня станка для правки и резки арматуры на литые из чугу­ на.. Это предложение дает заводу годовую экономию в сумме'82 ты­ сячи рублей. Заслуживает внимания ориги­ нальная многорезцовая оправка, внедренная токарями тт. П. Н. Ду­ бининым и~В. Н. Леонтьевым на операции продольной проточки шпинделя вентиля. Специальная геометрия режущего инструмента, его рациональное расположение по­ зволили увеличить коэффициент использования мощности оборудова­ ния, повысить виброустойчивость системы, в результате чего произ­ водительность труда за счет увели­ чения режимов резания, совмеще­ ния технологических переходов и сокращения вспомогательного вре- '<"ни увеличилась но операции па 27 процентов. Совместными усилиями ряда ра­ ционализаторов реконструирована и технически усовершенствована печь обжига па ковкий чугун. Эта печь имела существенные конструктив­ ные недостатки, следствием чего являлась низкая производитель­ ность, слишком большой расход топлива, высокий брак фита-нгов. Изменив схему движения горячих газов, глупца рационализаторов до­ билась болео равномерного прппрева опт-ч и еомращеяиз никла отжига с 69 до 56 часов. Значительно со­ кратился удельный расход топлива, повысилось качества отжига. Сейчас у нас на заводе каждый седьмой рабочий принимает участие в рационализации производства, а в метано-сборочном цехе каждый пя­ тый рабочий является рационали­ затором. Большинство из них рабо­ тает не в одиночку, а группами, в содвугготве с опытными инже­ нерами. В ЭТОМ— залог у с н о л я . Н. ВОЛЫНЧИКОВ, начальник технического отдала зэвяяа. М. ВАНШТЕЙН, зам. секретаря партбюро. вит примерно . 18—-19 тысяч, руб­ лей. .. . Рационализаторы и изобретатели принесли бы своему заводу еще больше пользы, если бы в отделах и цехах, и особенно в техническом отделе (начальник т. Копейкин), не тормозили бы это дело, а энергич­ нее поддерживали рабочих. Ведь многие предложения, внесенные еще в прошлом году, до спх пор не рас­ смотрены, а некоторые из приня­ тых не внедрены. И. ТИХОНОВ, электромонтер Усманского механического завода. Фото 1. Фото 2. Семь шайб вместо шести За последний год я внес семь ра­ ционализаторских .предложений, ■из них пять внедрено. Недавно внес еще одно простое, но полезное нов­ шества— приспособление для штам­ повки шайб. На матрице того же са­ мого диаметра просверливается не шесть отверстий, как раньше, а семь. Это позволяет за каждый удар штампа вырубить семь шайб вместо шести, а за смену один рабочий сделает их тысячи. Предложение поможет сэкономить металл, ускорить выпуск шайб, иду­ щих на изготовление электрощеток и швейных машин. Экономический эффект составляет 15 тысяч рублей в год. Сейчас работаю над приспособле­ нием для автоматической прессовки дисков, которая позволит в не­ сколько раз повысить производи­ тельность труда основной группы рабочих нашего завода. Н. ДЕМЕНТЬЕВ, слесарь-инструментальщик Елецкого завода «Прожекторные угли». Токарь-универсал Василий Веденеев известен на Липецком тракторном заводе, как токарь-универсал. Изготовляя раз­ личные сложные детали, он доби­ вается снижения трудоемкости за счет сокращения вспомогательного времени и повышенных режимов ре­ зания металла. На рабочем месте у него всегда об­ разцовый порядок— инструмент под рукой, резцы заточены, станок тща­ тельно вычищен. В свою работу Ве­ денеев стремится внести что-нибудь новое. Недавно ему было поручено изготовить партию колпачков для клапана компрессора. Колиачек представляет собою цилиндрик с донышком. Для выполнения опера­ ции необходимо четыре перехода: обтачивание, сверление, зенверова- ние и отрезка. Произвести все пе­ реходы на токарно-винторезном станке очень трудно, но токарь вы­ шел из положенд.1. Он изготовил специальные оправки. В одну за­ прессовал сверло, в другую— зенкер. Получилась своеобразная «револь­ верная головка». - Если раньше сверлить и зенке­ ровать приходилось вручную, то те­ перь— самоходом суппорта. Трудо­ емкость операции снизилась в два раза, во столько же увеличилась производительность. Веденеев экономно расходует ре­ жущий инструмент, применяет про­ грессивную форму заточки. #Обычно поломанные метчики идут на пере­ плавку. Веденеев перетачивает их на прорезные и отрезные резцы. 15 лет работает Веденеев тока­ рем. В теплосиловом цехе трактор­ ного завода у него, много учеников и последователей. Токарь-новатор обязался ко дню выборов в местные Советы депутатов трудящихся вы­ полнить полугодовую норму. Н. ВАСИЛЬЧИКОВ. Тысячи рублей экономии Мои предложения Одно время на нашем заводе воз­ никли трудности в заточке шпо­ ночных и шлице­ вых протяжек. Не­ обходимого то- в. я. Дмитриев карно го станка для этого не ока­ залось. Тогда я предложил исполь­ зовать для возникших нужд универ­ сально-заточный станок АЗ-63, вне­ ся к нему необходимые дополнения. Былп изготовлены две чугунные плиты длиною по 650 мм с че­ тырьмя отверстиями каждая для крепления к основному столу стан­ ка. В результате стол сганка удли -1 нился до 1500 мм. На специальном угольнике кренится протяжка, а за­ точка осуществляется при помощи универсальной головки— узла стан­ ка. Шлицевая протяжка затачи­ вается на центрах. Сложным и трудоемким делом бы­ ла обработка опок для безопочной формовки— на заводе внутренняя часть алюминиевых опок обраба­ тывалась вручную шаберами. Тогда я предложил изготовить фрезу со вставными ножами, уклон фрезы 7 градусов. Фреза вставляется в конус шпин­ деля вертикально-фрезерного стан­ ка, а две половинки опок— верхняя и нижняя— крепятся на столе стан­ ка. Фреза имеет уклон 7 градусов и с этим уклоном фрезерует внут­ реннюю поверх­ ность. При этом чи­ стота обработки не уступает шабровке. Предложение поз­ воляет сохранить одинаковые разме­ ры и взаимозаме­ няемость опок, сни­ зило время на обра­ ботку и себестои­ мость продукции. (См, чертеж № 2). Известно, что мно­ гие детали на заво­ дах обрабатывают­ ся по токарной опе- I /■ &6С \ рации посредством ершей. Ерш из­ готавливается из высокосортной ста­ ли. Отработав определенное время, он выходит из строя. Обычно эти ерши списываются в металлолом. Я предложил за- ершенную часть ер­ ша обрабатывать на шлифовальном стан­ ке под углом 60 градусов. В резуль­ тате выходит глухой центр с сохранением конуса Морзе. Полу­ ченный центр ие- рользуют как глу­ хой на токарные, шлифовальные, фре­ зерные станки. (См. чертеж № 1). На нашем заво­ де ча--’ть 1 случаи разрыва червячных фрез, и из-за отсут­ ствия этого инстру­ мента порою сдер­ живается выполне­ ние плана. ,Кроме того, стоимость фре­ зы 400—500 руб­ лей, а в результате разрыва ее прихо­ дится выбрасывать, хотя должной отдачи от нее не получено. конус Моргек/. 3 Ч ер теж № 2. Мною предложено изготовить хо­ мут, в который помещается разор­ ванная фреза и на оправке в цент­ рах универсально-заточного станка прошлифовывать ступицы фрезы с обеих сторон по 100 мм. При этом длина фрезы уменьшается в резуль­ тате проточки, однако это не ме­ шает использовать ее для нарезки зубьев. После того, как проточена сту­ пица, вытачиваются стальные два кольца и на горячую посадку насажива­ ются на проточен­ ные ступицы фрезы. Этот метод вос­ становления разор­ ванных фрез вполне оправдывает себя. У нас на заводе ис­ пользуется пять та­ ких фрез и работают они вот уже продол­ жительное время. Работы для нас, рационализа т о р о в , непочатый край, и хочется сделать мно­ гое. Большую по­ мощь нам, рациона­ лизаторам, оказыва­ ет ведущий конст­ руктор завода т. По­ пов. Включившись в предоктябрьское со­ циалистическое со­ ревнование, коллек­ тив нашего завода взял обязательство досрочно выполнить годовую программу. Активным уча­ стием в рационализаторской работе постараюсь внести долю своего тру­ да в выполнение этого обязатель­ ства. В. ДМИТРИЕВ, фрезеровщик Елецкого агрегатного завода. Семья рационализатора С юных лет Захар Андре­ евич Бадакин работал кузне­ цом. Позже овладел специаль­ ностями токаря, слесаря, сто­ ляра и фрезеровщика. За 20 лет работы в МТС он внес много рационализаторских предложений. К изобретательству Бадакин пристрастился давно. Еще в 1939 году семь его Изделий демонстрировались на Все­ союзной сельскохозяйствен­ ной выставке в Москве. Это были универсальный станок для притирки клапанов мото­ ров, сменные оси плугов и культиваторов и другие. Сейчас Захар Андреевич ра­ ботает заведующим мастер­ ской Вязовицкой МТС Долго­ руковского района. Вместе с ним трудятся его сыновья: Анатолий — механиком-конт- ролером и Александр—меха­ ником сельхозмашин. Млад­ ший сын Евгений учится в За­ донском сельскохозяйствен­ ном техникуме. Любовь к изобретательству Бадакин привил сыновьям. Не­ давно семья рационализаторов сконструировала навесной подъемный кран, смонтирован­ ный на тракторе «ДТ-54». Кран применяется для поднятия де­ талей при разборке комбай­ нов и разгрузке грузов с же­ лезнодорожных платформ. ки — вот далеко не полный перечень новшеств, внесенных неутомимыми рационализато­ рами. На снимке' (слева направо): Анатолий, Захар Андреевич и Александр Бадакины за раз­ работкой приспособления для поднятия коробок скоростей и редуктороз на комбайнах «С-4». Фото и текст 1- Л. Чзркашииа. Кран заменяет 10—15 чело­ век. Бадакины изготовили ори­ гинальный деревообделочный станок, который выполняет не­ сколько операций: пилит, дол­ бит, строгает, ' фрезерует. Пресс для опрессовки скатных и стрясных досок комбайна «С-4», приспособления для шплинтовки гусениц трактора, для изготовления звеньев транспортера картофелекопал- Ни минуты простоя Из опыта работы бригады грузчиков А. И. Шмелева Работа грузчиков в зимних усло­ виях осложняется тем, что смерз­ шиеся грузы: руда, уголь, песок и другие значительно снижают темпы работы, затягивая время выгрузки. Бригада, которой руководит Ан­ тон Иванович Шмелев, за счет пра­ вильной подготовки и организации труда добилась значительных успе­ хов в преодолении зимних трудно­ стей. Инструмент, которым работает бригада, всегда находится в хоро­ шем состоянии. За десять—пятнад­ цать минут до начала смены бри­ гадир подучает задание на работу. Заблаговременное получение ин­ струмента экономит 8— 10 минут рабочего времени одного человека, а на всю бригаду экономия состав­ ляет 32— 40 минут. На месте выгрузки члены брига­ ды старательно осматривают фронт порученной работы, распределяя груз на равные объемы. Осмотр фронта позволяет соблюдать правила техники безопасности во время ра­ боты, а распределение груза на рав­ ные объемы заставляет отстающих подтягиваться до уровня передовых. Случается так. Люки у полуваго­ на открыты, а выгрузка не происхо­ дит: руда смерзлась в единую массу и висит над люками, не вывали­ ваясь. Как быть в таком случае, как выгружать? Прежде чем приступить к выгрузке, бригада быстро, но с осторожностью осматривает руду, не ложная ли это смерзаемость. Это гарантирует работающих от вне­ запного обвала. Выгрузка начинается в^ местах, где насыпан наименьший слой (обычно он бывает между полями у крайних и средних люков). Два грузчика пробивают тонкий слой руды над люками, освобождая для удобства в работе поперечную балку, два других — отделяют РУДУ от стенок вагона. Тов. Шме­ лев учит членов своей бригады, что в момент рыхления не следует за­ хватывать большие участки, так как пневматический молоток за­ стревает, отнимая дополнительно силу и время. Освободив люки от нависшей ру­ ды, бригада переходит к ее окон­ чательной выгрузке. Три грузчика, расположившись на одном из уча­ стков, рыхлят смерзшуюся руду пневматическими молотками, чет­ вертый — проталкивает в люки. Пнематические молотки при одно- А н т и м е х а В землеприготовительном отделе­ нии литейного цеха Липецкого стан­ костроительного завода были уста­ новлены механизированные смеши­ вающие бегуны. Открывание и за­ крывание люка, производилось с по­ мощью сжатого воздуха, поступаю­ щего от компрессора. Рабочие были довольны. Сокра­ тилось вспомогательное время, по­ высилась производительность труда. Но вскоре механизацию ликвидиро­ вали. Люки стали открывать и за­ крывать по-прежнему вручную. Как выяснилось, инициатором этого «новшества» оказался работник ли­ тейного цеха С. С. Панин. Он подал в БРИЗ такое «рационализаторское» предложение: «Ввиду того, что не­ целесообразно из-за одних бегунов гонять компрессор, предлагаю от­ крывание и закрывание люка пере­ вести с механизированного на руч­ ной...». На заявлении «рационализа­ тора» Панина начальник цеха т. Не­ стеров наложил резолюцию: «Пред­ ложение считаю приемлемым. Эиа« временной работе создают резо­ нанс колебаний, который способст­ вует быстрейшему рыхлению смерзшейся руды. Как только полувагон выгружен, бригада без промедления присту­ пает к его обработке (очистке, об­ метанию и закрытию люков). И здесь труд распределен. Два груз­ чика, находясь внутри полуваго­ на, очищают и обметают люки, два других одновременно произво­ дят закрывание. Вставив ломики в запорный угольник люка, грузчики совмест­ ными усилиями резко поднимают его до уровня запорных крючков-. Как только крючки захватили за­ порные угольники люка, один из рабочих закрывает поворотную со­ бачку, предохоаняя люк от произ­ вольного открытия в момент толч­ ков и движения. Несколько иначе, чем другие, работает бригада на платформе. Для создания удобства в выгруз­ ке руда, находящаяся скраю, вы­ брасывается первой. Дальнейшая работа производится по всему фронту, только с той разницей, что четвертый член бригады рабо­ тает не молотком, а лопатой, сбра­ сывая с платформы разрыхленную РУДУ. Опытные грузчики знают, что лопату с находящимся в ней гру­ зом поднимать высоко не сле­ дует, так как это приводит к быст­ рой усталости. Значительно лучше работать в низкой стойке, не ссу- туливаясь, держась одной рукой за ручку ближе к лопате, а другой — как удобнее. Не менее важным фактором, приносящим успех бригаде Шмеле­ ва, является согласованность и взаимная выручка. Где работу трудно выполнить одному-двум — немедленно подключается вся бригада. При этом нет лишней толкотни — каждый выполняет порученное ему дело. • Работая таким образом,’ брига­ да т. Шмелева добилась неплохих результатов. Время на выгрузку смерзшейся руды из полувагона и платформы при норме 1 час 10 минут сокращено на 30— 35 ми­ нут. Норма выработки в среднем составляет 140— 150 процентов. Л. МЕДВЕДЕВ, нермировщии службы погрузки-выгрузки железнодорожного цеха НЛМЗ. н и з а т о р ы номический эффект подсчитать пос­ ле внедрения». Конструктор т. Болдырев пытался доказать абсурдность и вредность этого предложения, но его доводы не приняли во внимание. Антиме­ ханизаторы одержали верх. Говорят, Панин ожидает вознаграждение за свое «новшество». Ведь его пред­ ложение поддержал сам начальник цеха Нестеров В. БЕЗРУКАВНИКОВ. И з м е н е н и е к о н с т р у к ц и и м у ф т ы Раньше мне казалось невозмож­ ным изменить тот или иной произ­ водственный процесс, внести что-то новое в технику и механизмы, ду­ мал, что технический протресс— де­ ло только изобретателей, конструк­ торов, ученых. Но, проработав не­ сколько лет на Липецком заводе ка­ нализационных чугунных труб, я убедился, что многое могут сделать и рядовые рабочие. Как-то на нашем заводе потребой вало'сь в кратчайший срок освоить и пустить в производство всю осна­ стку по отливке фасонов в земля­ ные формы и в кокили. Изготовле­ ние моделей фасонины, моделей кокилей по существовавшему про­ цессу было громоздким, отнимало много времени. Вместе с модельщи­ ком Д. А. Бурцевым я предложил упростить изготовление моделей —* формовать и отливать их с само­ родным болваном, ликвидировать все сухие стержни и многочислен­ ную оснастку для изготовления стержней к моделям фасонины, к моделям кокилей и для отливки ко­ килей, Это дало большую экономию! Вверху: прежняя муфта; внизу — после рационализации, пиломатериала, гвоздей, клея и главное — ускорило работу, снизи­ ло себестоимость изделий. Общая экономия составила свыше 75 ты­ сяч рублей в год. Так я стал ра­ ционализатором. Наиболее ценным оказалось моё предложение по изменению конст­ рукций муфт 50, 100, 150 мм. Ес-< ли раньше толщина тела муфт над внутренним пояском достигала 16x40 мм, а вся деталь имела тол* щину тела 5 мм, то теперь вся де­ таль имеет толщину 5 мм с плав-< ными переходами над внутренним пояском. Как видно на чертежах, измене-* яия произведены небольшие, но так как муфты являются массовыми де-* талями и выпускаются они в огром­ ном количестве, экономия металла получается большая. Свыше 100 тысяч рублей годовой экономии —« таков экономический эффект. Мне удалось изменить конструк­ цию «ревизий», что также дает большую экономию металла. Оба ети предложения ведут к изменению го­ сударственного стандарта на эти детали. За свои рационализаторские пред­ ложения я получил несколько ты­ сяч рублей вознаграждения, мой труд неоднократно отмечался благо­ дарностями дирекции завода и цен­ ными подарками. Сейчас на нашем заводе создают­ ся комплексные бригады рациона­ лизаторов. Что не под силу одному, будем решать сообща, будем искать новые пути дальнейшего совершен­ ствования производства. В. ЧЕРН0ВАЛОВ, модельщик Липецкого завода канализационных чугунных труб.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz