Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

20 фе враля 1957 г., М5 43 (7965 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ гшушЁ&иаеишьхьттяевшмлшшшшштямтшшаашг; Высокая а гр от ехник а - основа богатого урожая Из опыта выращивания кукурузы С каждым годом до мере разви­ тия животноводства перед нами все острее встает вопрос об укреплении кормовой базы. Одних коров на фер­ мах совхоза насчитывается 160, много у нас молодняка крупного ро­ гатого скота. Ееть у нас довольно большая свиноводческая ферма, По­ головье скота непрерывно растет. Если в 1954 году на 100 гектаров "'земельных угодий у нас было 18 ко­ ров и 16,5 головы свиней, то к на­ чалу 1957 года мы уже имеем со­ ответственно 21,7 головы коров и 25,6 свиней. Для возрастающего поголовья скота требуется большое количество разнообразных кормов, в том числе— сочных, без чего нель­ зя получить высоких надоев молока и требуемого количества мяса. Прекрасным, питательным кор­ мом зарекомендовала себя кукуруза. Надо сказать, что, если бы не куку­ руза и не кукурузный силос, то наше хозяйство, особенно его животновод­ ческая отрасль, оказалось бы в тя­ желом положении. Так, прошлым ле­ том из-за неблагоприятных погод­ ных условий мы недостаточно заго­ товили сена, соломы и других гру­ бых кормов. Спас нас силос. Его мы заготовили по 16 тонн на каждую фуражную корову. Полностью обес­ п е ч е н этим сочным кормом и дру­ гой скот. А это дало нам возмож­ ность повысить продуктивность жи­ вотноводства. Если сравнить пока­ затели на 1 февраля 1956 года и на то же число этого года, то суточ­ ные надои молока по всему стаду увеличились в два раза. В прошлом году за весь стойловый период на каждую фуражную корову было на­ доено по 800 килограммов молока, а в этом — почти тоже количество молока мы получили на 1 февраля. Коровы стали упитаннее, каждая из них прибавила в весе почти на 100 килограммов. Вот что значит ку­ курузный силос! В этой статье мне хочется рас­ сказать о нашем, правда, неболь­ шом еще опыте возделывания куку­ рузы на силос. Кукурузой мы зани­ маемся сравнительно недаоно, но, видя ее ценность, с каждым годом расширяем площади ее посевов. Ес­ ли в 1954 году у нас кукурузой было занято 64 гектара, то в 1955 году — 121, в 1956 году — уже 225, планируем увеличить площадь под эту кулигуру и в текущем году. Под кукурузу мы отводим самые лучшие земли. Предшественником ее у нас были табак и многолетние травы. Под эти культуры вносилось большое количество удобрений, так что почва, предназначенная под ку­ курузу, была богато удобренной. Кукуруза весьма отзывчива на глубину вспашки, поэтому пахали мы на глубину 25— 30 сантиметров. Глубокая зяблевая пахота является одним из средств накопления в поч­ ве запасов питательных веществ и влаги, необходимых для роста и раз­ вития растений. Таким образом, фундамент высокого урожая закла­ дывается еще осенью за счет свое­ временной п доброкачественной об­ работки почвы. Важное .значение для повышения урожая кукурузы имеют снегозадер­ жание и задержание талых вод. С наступлением весны мы стара­ емся как можно больше сохранить влаги в почве, для этого своевре­ менно проводим боронование в два следа. Также обращаем особое вни­ мание на своевременность культива­ ции при высоком качестве работ. Кукуруза — культура позднего се- ; ва, поэтому предпосевная обработка зяби у нас складывается из трех ✓ культиваций. Каждая культивация сопровождается боронованием. Посев проводится калиброванны­ ми и протравленными необходимыми химикатами высококачественными семенами. Они заделываются во влажный слой почвы. Вся кукуруза сеется квадратно-гнездовым спо­ собом, что позволяет механизиро­ вать наиболее трудоемкие работы при ее возделывании. С появлением всходов мы начи­ наем тщательный уход за кукурузой. Нами проводится три механических междурядных обработки, прорывка, пасынкование и другие работы. Ни в каком случае нельзя запаз­ дывать с уборкой кукурузы, так как это приводит к большим потерям урожая. С наступлением холодов у нас. в полё не остался неубранным ни один стебель. Это дало возмож­ ность своевременно и качественно заложить силос. В 9 траншеях мы законсервировали 420 тонн куку­ рузных початков и 2320 тонн зеле­ ной массы. Коллектив нашего совхоза с боль­ шой любовью занимается возделы­ ванием кукурузы. В получении вы­ соких урожаев кукурузы, есть боль­ шая заслуга наших рабочих—Юлии Ивановой, Валентины Головановой и других членов комсомольско-моло­ дежного звена, трактористов Ивана Юшкова, Николая Кожина, Григо­ рия Медведева, комбайнера Дмитрия Лизунова, шофера Анатолия Трофи­ мова. Замечательно потрудились на ломке початков А. Е. Федорова, В. И. Наумов, Е. П. Киреев и другие. Каждому из них за уход и уборку кукурузы начислено в порядке на­ туральной оплаты но 1600— 1800 килограммов початков. Образцово организована была за­ кладка силоса группой, которую воз­ главлял коммунист т. Гладких. Не­ которые члены этой группы —- В. Соловьев, Н. Плужников, Е. Сте­ панова, И. Тимофеева в порядке дополнительной оплаты получили от 2500 до 6000 килограммов куку­ рузного силоса для своих хозяйств. Говоря о возделывании кукурузы, нельзя не сказать и о тех промахах, которые были допущены у нас в выращивании этой культуры. Нами, например, не производилось искус­ ственное доопкление, мало внесено было минеральных и местных удоб­ рений. Эти ошибки мы учтем и не допустим в текущем году. Для проведения снегозадержания на случай слег.:."" Д№,,) нас изготов­ лено 500 щитов. Готовимся мы и .. задержанию талых вод. Одновремен­ но изучаем правильную агротехнику возделывания кукурузы. Коллектив нашего совхоза полон решимости получить и в этом году урожай кукурузы- не менее 150-— 200 центнеров силосной массы, до 30 центнеров зерно. Выращивание высоких урожаев зерна и сочной массы позволит в кратчайший срок добиться значи­ тельного улучшения кормовой базы в совхозах и тем самым повысить продуктивность животноводства и его доходность. Г. ЛИПОВЦЕВ, ! директор совхоза «Прибытковский», I Грязинского района. В этом году свекловоды совхоза «Трубетчинский» бо­ рются за получение 300 цент­ неров свеклы с гектара. Отве­ дены участки, где будет раз­ мещаться эта культура. Сей­ час вывозится на эти участки навоз. Вечером свекловоды изучают передовую агротех­ нику возделывания этой куль­ туры. На снимке: управляющий Екатериновским участком аг­ роном Мария Алекеандровна Федулова проводит занятия со свекловодами. Фото Н. Кононыхина. И С Е Л Ь С К И Й К Л У Б КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛА Два года заведует Боигыпе-Бо'ев- сним клубом комсомолец Далилуш- кин. За это время он снискал ува­ жение и любовь колхозников. Да- нилушвин умеет просто и понятно рассказывать о происходящих в стране и за рубежом событиях, хо­ рошо знает колхозное производство, вникает во все дела артели, тесно увязывает работу клуба с произ­ водственными делами колхоза. Бла­ годаря его заботам и горячей любви к порученному делу Болыпе-Боев- свий сельский клуб стал одним из лучших в Долгоруковском районе. Главная опора у клуба — сель­ ская интеллигенция. Большинство учителей — члены сельского объ­ единения лекторов. Они выступают с лекциями и докладами, проводят семинары беседчиков, чтецов. Ди­ ректор средней школы Ф. С. Лупа- рев возглавляет сельское объедине­ ние лекторов. Лекторы рассказыва­ ют колхозникам о ходе реализации решений XX съезда партии, о вели­ ких стройках шестой пятилетки, выступают е докладами на между­ народные, естественно-научные, сельскохозяйственные и другие темы. Особенно часто выступает в клу­ бе агроном колхоза Иван.Григорье­ вич Картавых. За последнее время он прочел лекции: «Хорошие семе- ьд — основа высокого урожая», «Рол» органических и минеральных удобрений», «Как сохранить карто­ фель в зимних условиях», «Посев кукурузы 1Г§а.|ретр7С-НеЗДрВЬ1М спо­ собом — залог высокого урожая» и другие. ПрейодавательетцА русского язы­ ка средней школы Н. Д. Анисимова выступает в клубе и в бригадах колхоза с лекциями о коммунисти­ ческом воспитании трудящихся, о преодолении религиозных предрас­ судков и на литературные темы. Часто выступают с лекциями, и докладами преподаватель физики Николай Михайлович Жилкин, пре­ подаватель географии Иван Георгае- к о р о т к о О В нашей школе большое вни­ мание уделяется внеклассной рабо­ те. Работают кружки; математиче­ ский, химический, «умелые руки». Во время зимних каникул в школе была организована выставка работ, вы­ полненных членами кружков. Работают в школе и спортивные секции: гимнастическая, лыжная, стрелковая, шахматная. А. ХАЛЕЕВ, учащийся средней щколы № 3 г. Усмани. О В колхозе «Победитель», Мо- лотовского района, выращен хоро­ ший урожай махорки. Колхоз решил расширить посевы этой культуры. Сейчас колхозники изучают агротех­ нику ее выращивания. В местном клубе проведена читательская кон­ ференция по книге Винокуровой «Вы­ ращивание махорки в Липецкой об­ ласти». На конференции присутство­ вало более двухсот человек. Д БОЛУЧЕВСКИЙ. О Заведующую Черепянским клу­ бом, Лебедянского района, А. Ка­ лугину не раз критиковали за неудов­ летворительную постановку работы в клубе. Тов. Калугина правильно восприняла критику и сейчас, в дни подготовки к выборам в меетные Со­ веты, улучшила работу в клубе. Кру­ жок художественной самодеятельно­ сти подготовил концерт для избира­ телей. в клубе стали ре[улярно де­ монстрироваться кинофильмы, про­ водятся беседы. Свежие газеты, жур­ налы и книги всегда к услугам кол­ хозников. Имеются теперь в,.клубе и настольные игры. А. КОСОРЕВА. © Закончились годовые экзамена­ ционные работы у заочников 1 -го и 2-го курсов Задонского техникума механизации и электрификации сель­ ского хозяйства. Многие заочники до­ бились серьезных успехов. Сдали эк­ замены только на «хорошо» и «от­ лично» П. Королькова и Н. Бычкова (завод «Свободный сокол»), И. Во- робьевский и Н. Благов (г. Задонск), работники областного управления сельского хозяйства тт. Н. Душен- ков, М. Фурсов и другие. И. КУРБАТОВ. вич Перопов, врач Анна Михайлов­ на Боева, зоотехник колхоза Алек­ сандра Ивановна Матюхина, инст­ руктор райкома КПСС по зоне Жар- всщской МТС Василий Андреевич Пухлой. Имеется у клуба и значительный актив из среды колхозников. При его помощи в прошлом году в дни весеннего сева и уборочных работ на полях ежедневно проводились читки, беседы, регулярно издава­ лись «боевые лиецки». Сейчас актив клуба системати­ чески проводит культурно-просве­ тительную работу среди животно­ водов колхоза. Путем индивидуаль­ ных и коллективных читок книг и статей и обсуждения их активисты помогают дояркам, телятницам, свинаркам глубже изучить опыт новаторов животноводства, дости­ жения советской зоотехники и при­ менять эти достижения у себя на фермах. Совет клуба в своей работе тес­ но связан с сельской и колхозной Комсомольскими организациями. Се­ кретари комсомольски:* организа­ ций: колхозной — И. Д. Бутурвн и сельской — Е. Е. Порошнева с по­ мощью членов совета клуба и ком­ сомольцев организуют вечера отды­ ха, лекции, беседы и читки для молодежи. Как правило, каждое мероприя­ тие, намечаемое советом клуба для молодежи, проводится совместно с комеоа одьскишн орга®изациями. Боепитание молодежи — важный участок работы совета клуба, и ему Уделяется много внимания. Клуб организует также беседы, громкие читки книг, журналов и газет на дому у жителей еела. Активисты клуба ознакомил® поч­ ти все население с решениями де­ кабрьского Пленума ЦК КПСС, а также с итогами хозяйственного года колхоза. Большую помощь оказывают клу­ бу "Секретарь сельской парторгани­ зации ТУ Васильев и секретарь кол­ хозной парторганизации т. Боев, председатель сельсовета т. Рыбин и председатель Волхова «Страна Со­ ветов» т. Зуев. Работников клуба, а иногда и членов его совета, чте­ цов, беседчиков, 'редакторов стен­ ных газет, «боевых листков» и «молний» приглашай1? на заседания исполкома и сессии еезьского Сове­ та. Чтецов и беседчиков'-приглаша­ ют-яа семинары агитатор»®, кото­ рые регулярно проводят партийные организации. На этих сем&шарах он® слушают доклады и лейУЮТ, обмениваются опытом работы, ро- лучают практические указания. \ Совет Клуба и его актив тесно", увязывают евою работу с жизнью ' колхоза, с его повседневными дела­ ми. Пропаганда сельскохозяйствен­ ных знаний, опыта передовиков колхозного производства занимает большое место в плане сельского объединения лекторов. Сейчас, например, правление и все члены колхоза «Страна Сове­ тов» большое внимание уделяют удобрению полей. По просьбе совета клуба агроном сельхозартели т. Кар­ тавых подготовил, лекцию о приме­ нении местных удобрений и об их значения в борьбе за высокие уро­ жаи зерновых и овощных культур. Эта лекция была прослушана с большим интересом. Труппа колхоз­ ной молодежи, в том числе и школьники старших классов приня­ ли активное участие в сборе мест­ ных удобрений. В зависимости от времени года меняются формы клубной работы. Зиме! клуб цаще устраивает лек­ ции, вечера отдыха молодежи, рабо­ тают кружки художественной само­ деятельности. А весной и летом клубные активисты идут в брига­ ды, звенья. В этот период бывает больше громких читок книг, газет и журналов, больше проводится бе­ сед, чаще выпускаются «боевые ли­ стки», «молнии», организуются вы­ ступления участников художест­ венной самодеятельности. Больше-Боеееклй сельский клуб становится подлинным очагом куль­ туры, несущим знания в массы, помогающим воспитанию колхозни­ ков в коммунистическом духе. В. РОГАЧЕВ, мзтодист областного управления культуры . Каждому молодому шахтеру— среднее образование На шахте № 14 Липецких же­ лезных рудликЯв хорошо трудятся братья Пустовалопы. Вместе с тем они успешно учатся в седьмом клас­ се школы рабочей молодея®. Через несколько мееяпев получат аттестаты зрелости шахтеры шах­ ты Л? 7 Василий Чулш ов, Михаил Чеботарев, Василий Фаустов и дру­ гие. Не отстают от своих товари­ щей по работе и учебе шахтер шах­ ты № 22 Василий Кочуют, слесарь электромеханического цеха Николай Щербаков и другие. Закалка, которую большинство учащейся молодежи получило в го­ ды Отечественной войны, дала мно­ гое. Эта молодежь научилась бо­ роться с трудностями. Бывают та­ кие моменты, когда шахтеры из-за недостатка свободного времени, осо­ бенно после трудной второй смены, без предварительного отдыха, при­ хватив с собой «тормозов» (так шахтеры называют свой обед), при­ ходят в школу на пятичасовое за­ нятие. Учащийся 10 класса шахтер Фаустов иногда приходит в школу прямо с шахты в рабочей спецовке. Трудности не пугают рабочую молодежь. Однако многие из этих трудностей можно бы устранить. Ничем не оправдано, например, от­ сутствие специальных программ и учебников для школ рабочей моло­ дежи. Учащимся приходится усваи­ вать программный материал всеобу­ ча, хотя школа всеобуча занимает­ ся тридцать учебных часов в неде­ лю, а школа рабочей молодежи толь­ ко двадцать. Да и по своему возра­ сту и жизненному опыту учащиеся школы рабочей молодежи сильно от­ личаются от учащихся школы вее- обуча. Кругозор у рабочей молодежи Совершенно иной и требования вы­ ше. чем у детей. В школу рабочей молодежи по­ ступают юнел® и девушки, имею­ щие технические специальности, но теоретически они подготовлены сла­ бо. А к тому же многое из изучен­ ного ранее постепенно забывается. Вот почему молодым рабочим, кото­ рые не имеют общего среднего об­ разования, нельзя оттягивать время поступления в школу рабочей моло­ дежи. Но многие молодые люди не понимают этого. Среди рабочей молодежи есть девушки и юноши, которые, не ис­ пытав своих возможностей, при первых трудностях прекращают учебу. Около десяти молодых рабо­ чих ОКС’а Липецких рудников бро­ сили! посещать школу, не окончив и первой учебной четверга. Их не­ хорошему примеру последовали ра­ бочие складского хозяйства Клавдия Логунова, Мария Пустовалова, Раи­ са Слепокурова, шахтеры шахты >й 26 Николай Юшин, Михаил Ми­ тин, шахтер шахты -Л8 25 Василий Кочурин и др^ше. В отсеве сыгра­ ло срою роль 1 >. равнодушное отно­ шение комсомольских организаций ряда шахт п предприятий к учебе молодежи. Секретари первичных комсомольских организаций ка® ъ истекшем, так и в текущем учеб­ ном году по-серьезному не запина­ лись этой проблемой. Наступает время комплектования классов на новый 1957— 58 учеб­ ный год, но этот вопрос п еейчас еще не привлек внимания первич­ ных комсомольских организаций шахт. Условия для повышения общеоб­ разовательного уровня молодежи на руднике созданы. Для вечерней школы передано рудоуправлением специальное двухэтажное здание. Физический и химический кабине­ ты школы пополнились оборудова­ нием, приобретены наглядные посо­ бия и по другим предметам^ В шко­ ле работают семь учителей с выс­ шим педагогическим образованием, остальные учителя, работающие в старших классах, учатея в вузах заочно. Работника в щкоае квали­ фицированные. Дело за комсомольскими органи­ зациями рудника. Если они свое­ временно возьмутся со всей страстью и энергией за дело, то школа рабо­ чей молодежи ЗчЧ 5 может многое еделать для молодых рабочих. Уже еейчас- надо приступать к учету рабочей молодежи, не имеющей среднего образования, вести повсе­ дневную разъяснительную работу с ней. _ I .1 К концу апреля нужно пол­ ностью укомплектовать будущие м ассы шкоды учщцишжя. Б. ИВАНОВ. ЗДЕСЬ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ МАСТЕРСТВО УЧИТ Доярка ушла с фермы... ■В колхозе имени Микояна, Задон­ ского района, хорошо знают рядовую колхозницу Есению Ивановну Пере­ гудову. Три года назад пришла она на молочно-товарную ферму и вско­ ре стала лучшей дояркой колхоза. В минувшем году она надоила поч­ ти по 2 тысячи килограммов моло­ ка от каждой коровы. Сколько ста­ раний и любви к делу пришлось для этого приложить! Придет, быва­ ло, на ферму раньше всех, чистоту у коров изведет, приласкает живот­ ных, осмотрит внимательно — здо­ ровы ли, хорошо ли едят, пьют? В прошлом году заболела «Рябка», са­ мая удойная корова. Ей телиться скоро, а она подняться не может. — Сенцом бы ее подкормить,— сказала ветфельдшер,— другого ле­ карства не требуется. Сенцом... А где его взять, если в колхозе и солома-то на исходе? Ксения Ивановна все же достала сена и выходила «Рябку». А теля­ та? Сколько е ними было хлопот, но всех до одного довела до дела. Нельзя сказать, что труд доярки оставался незамеченным. Ей на­ числяли дополнительную оплату, колхозные руководители не упуска­ ли случая доложить в районе: есть, мол, и у нас передовики, растим, как же... Перегудова наша — золо­ то, а не работница. В прошлом го­ ду в премии ее представили. И вдруг все пошло прахом. Воз­ ле «Рябки» суетится сейчай шуст­ рая и старательная, но совсем мо­ лоденькая, шестнадцатилетняя 1ида Гриднева, а Есения Ивановна... си­ дит дома. Что же случилось? Ксения Ива­ новна в волнении теребит перед­ ник, в глазах блестят слезы. Оби­ дели ее, крепко обидели. В октябре правление колхоза вынесло поста­ новление: выдать работникам ферм по машине свекольного жома. При­ везли конюхам, дояркам, всем, кро­ ме Ксении Ивановны. Она к пред­ седателю Бубнову: — Как же это? - - — А так,— отвечает он.— Муж твой конюх? Ну. вот, ему жом вы­ дан, а тебе не будет. Ксения Ивановна, естественно, возмутилась. — При чем тут муж? И опять же — другие семьи, где двое в жи­ вотноводстве работают, по две ма­ шины получили, а я что хуже дру­ гих работаю? Но председатель повернулся спи­ ной, давая понять, что разговари­ вать на эту тему не желает. На душе у Ксении Ивановны остался неприятный осадок. За что же с ней так несправед­ ливо обошлись? И у нее сразу же созрело реше­ ние: «Раз так — нз пойду на ра­ боту». Несколько дней она не по­ является на ферме. Это, казалось ей, заставит председателя изменить отношение к ней. И в самом деле, вскоре председатель вызвал ее и пообещал выдать жом. Перегудова вернулась на ферму, работала доб­ росовестно. Спустя три недели, она напомнила председателю про обе­ щанный жом. Тот посмотрел на нее недоуменно и ответил что-то вроде того, что хочет сдержит он свое сло­ во, хочет — нет. Тогда Перегудова вновь ушла с фермы. Как расценить ее поступок? Ко­ нечно, как неправильный,^ ошибоч­ ный. Не так следовало поступить. Председатель колхоза — не само­ властный хозяин артели. Он подот­ четен правлению, общему собранию колхозников. Наконец, есть ведь районные организация, куда нужно было обратиться с жалобой на него, Ксения Ивановна пе догадалась это­ го сделать. Ушла и бросила коров на произвол судьбы, на что не име­ ла права. Однако есть и другая сторона этого вопроса. Два е лишним меся­ ца лучшая доярка колхоза не ходят на работу. Происшествие, можно сказать, чрезвычайное. Как же от­ неслись к нему в колхозе? Предсе­ датель Бубнов, храня честь мунди­ ра, стоит на своем и об уходе Пе­ регудовой ничуть не жалеет. Дес­ кать, найдем доярку и получше ее. Однако не находится что-то не толь­ ко лучшей, но и никакой. На фер­ ме не хватает двух доярок — на группу первотелок и подменной до­ ярки. Бубнов, возможно, не пони­ мает, что он по существу вынудят Перегудову оставить работу. В таком случае обязан был. вмешаться секретарь парторганизации т. Еф­ ремов. Его прямой долг был добить­ ся немедленного возвращения пере­ довой доярки на ферму. В колхозе часто бывают инструк­ тор райкома партии т. Толстых, ру­ ководители МТС, работники райис­ полкома. Просто дару даешься, по­ чему никому из них не пришло в голову вникнуть в эту непригляд­ ную историю. Вникнуть и разъяс­ нить Ксении Ивановне ее ошибку, а Бубнову внушить самым серьез­ ным образом, что доярки — это зо­ лотой фонд колхоза, который надо ценить. Работа с людьми — самое глав­ ное в руководстве хозяйством. Это— тонкое искусство. Всякое проявле­ ние самодурства, прихоти руково­ дителя в отношении к людям на­ носят ущерб делу. Яр. ЧЕСНОКОВ. (Ссб. нерр. «Ленинского знам ени»). Аркадию Григорьевичу Шапи­ ро предложили преподавать ма­ шиноведение в Задонской сред­ ней школе № 1. Долго размыш­ лял учитель над тем. как лучше строить уроки, как заинтересо­ вать учащихся, привить им лю­ бовь к технике. И решил по­ ехать посоветоваться в областной центр, в институт усовершенство­ вания учителей. Здесь его при­ нял заведующий кабинетом фи­ зики и математики Олег Нико­ лаевич Муругов. Долго говорили они о построении урока при изу­ чении отдельных деталей автомо­ биля, о наглядности в преподава­ нии... Из Ельца специально на кон­ сультацию в кабинет русского языка и ' литературы института приехала учительница школы ра­ бочей молодежи № 1 Т. А. Аб­ рамова. Она неделю прожила в Липецке, осмотрела постоянную методическую выставку по рус­ скому языку и литературе, побы­ вала на уроках лучших учителей областного центра, обстоятельно беседовала с работниками кабине­ та В. М. Блаунштейном и В. И. Потоловой, перечитала статьи пре­ подавателей литературы липец­ ких школ М. Д. Кочериной, Б. Т. Панова, опубликованные в жур­ нале «Литература в школе», по­ знакомилась с различными мето­ дическими сборниками и удов­ летворенная уехала назад. Педагоги часто приезжают и приходят а Липецкий институт усовершенствования учителей, чтобы посоветоваться, поделиться сомнениями, радостями в труд­ ной, но благородной работе по обучению и воспитанию детей. Создано это учреждение в Ли­ пецке в ноябре 1954 года. Его возглавил И. А Сурмий. Постепенно институт стал об­ растать работниками и активом из числа лучших учителей. На ? должность заместителя директо- ( ра пришел один из старейших учителей Липецка В. И. Устинов, отдавший более 40 лет педагоги- ■ ческому труду. Прибыли на рабо- , ту в институт В. Т. Гузеев, Т. П. | Суровикина, имеющие богатый * опыт работы в органах народно- | го образования. | Организационный период про­ должался недолго. Уже вскоре развернулась работа по перепод- ' готовке педагогических кадров. На курсах при институте обуча- I лись учителя, руководители школ и работники районных отделов народного образования. К чтению лекций и проведению практиче­ ских занятий были привлечены работники пединститута, лучшие учителя и методисты областного центра. В 1955 году на курсах повы­ шения квалификации было 746 человек, а в 1956 — 1184 челове­ ка. Многим учителям курсы ока­ зали большую помощь. В 1955 году на курсах училась препода­ ватель биологии Трубетчинской средней школы Н. А. Шишкова. Здесь она узнала много полезно­ го по организации труда школь­ ников в сельском хозяйстве. Вер­ нувшись в школу, Н. А. Шишкова хорошо поставила практикум по уходу за крупным рогатым ско­ том, который ее ученики прохо­ дят на животноводческой ферме совхоза «Трубетчинский». Труды опытных учителей обла­ сти по различным методическим вопросам институт издает отдель­ ными брошюрами. Издана рабо­ та директора Тербунекой средней школы Р. А. Бударина «О руко­ водстве методической работой в микрорайоне средней школы», одобренная Министерством про­ свещения РСФСР; напечатаны труды учителей г. Липецка Б. Т. Панова — «Некоторые приемы предупреждения речевых оши­ бок»; Т. Л. Ивановой—«Сложно- синтаксические конструкции»; 3. С. Резцовой—«О повторении русского языка в 7-х классах в последней учебной четверти»; ме­ тодиста института Н. И. .Волко­ вой «О повторении на уроках сте­ реометрии в 10 классе», а также плакат «О производительности труда школьников в колхозах», из опыта работы Молотовекой средней школы. Методисты института—частые и желанные гости в школах. Ра­ ботники кабинета русского языка и литературы В. М. Блаунштейн и В. И. Потолова за последнее время совершили 26 выездов в 17 районов области. Эти выезды приносят большую пользу учите­ лям. Вот один пример. Заведую­ щий кабинетом физики и мате­ матики О, Н. Муругов, приехав в Троекуровскую среднюю школу, обнаружил, что у Н. И, Новико­ вой не ладится дело с препода­ ванием машиноведения. Она ра­ ботала до школы механиком МТС, теоретический материал знает хорошо, но нуждалась в методической помощи. В течение недели т. Муругов посещал ее уроки, давал конкретные советы по методике изучения с учащими­ ся трактора, о сочетании показа деталей с объяснением по пла­ кату. И последующие уроки у Н. И. Новиковой уже стали про­ ходить лучше. Широко используется институ­ том и такая форма помощи учи­ телям, как семинары и практи­ кумы. Регулярно проводятся они для учителей Липецка по мате­ матике, физике, химии, машино­ ведению, по разговорной речи с преподавателями иностранных языков. Большой популярностью, в частности, среди преподавате­ лей физики старших классов пользуется семинар по изучению электромагнитных колебаний и волн. На занятиях семинара де­ монстрировались все опыты, кото­ рые необходимо провести по это­ му разделу в школе. Хорошо оборудованный каби­ нет физики и математики инсти­ тута так покорил учителей, что некоторые из них проводили уро­ ки для учащихся непосредственно в нем. Так, поступила преподава­ тель физики 29 средней школы Липецка Н, А, Петухова, а учи­ тельница 31 средней школы 3. Ф. Молевицкая проводила в этом ка­ бинете института занятие круж­ ка юных физиков, на котором демонстрировала наглядные посо­ бия, изготовленные в школах об­ ласти самими учащимися. В ряде районов области — Бо- ринеком, Липецком и других — работниками института проведе­ ны практикумы по труду для учителей начальных класеев. Липецк® институт усовершен­ ствования учителей поддержива­ ет тесную евязь с такими же ин­ ститутами других краев и обла­ стей РСФСР. Только один каби­ нет русского языка и литературы получил около двухсот методиче­ ских' разработок от них, направиз в эти институты, в свою очередь, труды учителей нашей области. П. КАШМЕНСКИЙ. На снимках: вверху — зав. ка­ бинетом физики и математики О. Н. Муругов готовит приборы к очередному семинару; внизу — зав. кабинетом биологии и химии Г. П. Щербатых (справа) дает консультацию преподавателю био­ логии школы Ка 5 Р. И. Высоц­ кой, Фото Л. Черкашина.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz