Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
20 фе враля 1957 г., М5 43 (7965 ЛЕНИНСКОЕ ЗНАМЯ гшушЁ&иаеишьхьттяевшмлшшшшштямтшшаашг; Высокая а гр от ехник а - основа богатого урожая Из опыта выращивания кукурузы С каждым годом до мере разви тия животноводства перед нами все острее встает вопрос об укреплении кормовой базы. Одних коров на фер мах совхоза насчитывается 160, много у нас молодняка крупного ро гатого скота. Ееть у нас довольно большая свиноводческая ферма, По головье скота непрерывно растет. Если в 1954 году на 100 гектаров "'земельных угодий у нас было 18 ко ров и 16,5 головы свиней, то к на чалу 1957 года мы уже имеем со ответственно 21,7 головы коров и 25,6 свиней. Для возрастающего поголовья скота требуется большое количество разнообразных кормов, в том числе— сочных, без чего нель зя получить высоких надоев молока и требуемого количества мяса. Прекрасным, питательным кор мом зарекомендовала себя кукуруза. Надо сказать, что, если бы не куку руза и не кукурузный силос, то наше хозяйство, особенно его животновод ческая отрасль, оказалось бы в тя желом положении. Так, прошлым ле том из-за неблагоприятных погод ных условий мы недостаточно заго товили сена, соломы и других гру бых кормов. Спас нас силос. Его мы заготовили по 16 тонн на каждую фуражную корову. Полностью обес п е ч е н этим сочным кормом и дру гой скот. А это дало нам возмож ность повысить продуктивность жи вотноводства. Если сравнить пока затели на 1 февраля 1956 года и на то же число этого года, то суточ ные надои молока по всему стаду увеличились в два раза. В прошлом году за весь стойловый период на каждую фуражную корову было на доено по 800 килограммов молока, а в этом — почти тоже количество молока мы получили на 1 февраля. Коровы стали упитаннее, каждая из них прибавила в весе почти на 100 килограммов. Вот что значит ку курузный силос! В этой статье мне хочется рас сказать о нашем, правда, неболь шом еще опыте возделывания куку рузы на силос. Кукурузой мы зани маемся сравнительно недаоно, но, видя ее ценность, с каждым годом расширяем площади ее посевов. Ес ли в 1954 году у нас кукурузой было занято 64 гектара, то в 1955 году — 121, в 1956 году — уже 225, планируем увеличить площадь под эту кулигуру и в текущем году. Под кукурузу мы отводим самые лучшие земли. Предшественником ее у нас были табак и многолетние травы. Под эти культуры вносилось большое количество удобрений, так что почва, предназначенная под ку курузу, была богато удобренной. Кукуруза весьма отзывчива на глубину вспашки, поэтому пахали мы на глубину 25— 30 сантиметров. Глубокая зяблевая пахота является одним из средств накопления в поч ве запасов питательных веществ и влаги, необходимых для роста и раз вития растений. Таким образом, фундамент высокого урожая закла дывается еще осенью за счет свое временной п доброкачественной об работки почвы. Важное .значение для повышения урожая кукурузы имеют снегозадер жание и задержание талых вод. С наступлением весны мы стара емся как можно больше сохранить влаги в почве, для этого своевре менно проводим боронование в два следа. Также обращаем особое вни мание на своевременность культива ции при высоком качестве работ. Кукуруза — культура позднего се- ; ва, поэтому предпосевная обработка зяби у нас складывается из трех ✓ культиваций. Каждая культивация сопровождается боронованием. Посев проводится калиброванны ми и протравленными необходимыми химикатами высококачественными семенами. Они заделываются во влажный слой почвы. Вся кукуруза сеется квадратно-гнездовым спо собом, что позволяет механизиро вать наиболее трудоемкие работы при ее возделывании. С появлением всходов мы начи наем тщательный уход за кукурузой. Нами проводится три механических междурядных обработки, прорывка, пасынкование и другие работы. Ни в каком случае нельзя запаз дывать с уборкой кукурузы, так как это приводит к большим потерям урожая. С наступлением холодов у нас. в полё не остался неубранным ни один стебель. Это дало возмож ность своевременно и качественно заложить силос. В 9 траншеях мы законсервировали 420 тонн куку рузных початков и 2320 тонн зеле ной массы. Коллектив нашего совхоза с боль шой любовью занимается возделы ванием кукурузы. В получении вы соких урожаев кукурузы, есть боль шая заслуга наших рабочих—Юлии Ивановой, Валентины Головановой и других членов комсомольско-моло дежного звена, трактористов Ивана Юшкова, Николая Кожина, Григо рия Медведева, комбайнера Дмитрия Лизунова, шофера Анатолия Трофи мова. Замечательно потрудились на ломке початков А. Е. Федорова, В. И. Наумов, Е. П. Киреев и другие. Каждому из них за уход и уборку кукурузы начислено в порядке на туральной оплаты но 1600— 1800 килограммов початков. Образцово организована была за кладка силоса группой, которую воз главлял коммунист т. Гладких. Не которые члены этой группы —- В. Соловьев, Н. Плужников, Е. Сте панова, И. Тимофеева в порядке дополнительной оплаты получили от 2500 до 6000 килограммов куку рузного силоса для своих хозяйств. Говоря о возделывании кукурузы, нельзя не сказать и о тех промахах, которые были допущены у нас в выращивании этой культуры. Нами, например, не производилось искус ственное доопкление, мало внесено было минеральных и местных удоб рений. Эти ошибки мы учтем и не допустим в текущем году. Для проведения снегозадержания на случай слег.:."" Д№,,) нас изготов лено 500 щитов. Готовимся мы и .. задержанию талых вод. Одновремен но изучаем правильную агротехнику возделывания кукурузы. Коллектив нашего совхоза полон решимости получить и в этом году урожай кукурузы- не менее 150-— 200 центнеров силосной массы, до 30 центнеров зерно. Выращивание высоких урожаев зерна и сочной массы позволит в кратчайший срок добиться значи тельного улучшения кормовой базы в совхозах и тем самым повысить продуктивность животноводства и его доходность. Г. ЛИПОВЦЕВ, ! директор совхоза «Прибытковский», I Грязинского района. В этом году свекловоды совхоза «Трубетчинский» бо рются за получение 300 цент неров свеклы с гектара. Отве дены участки, где будет раз мещаться эта культура. Сей час вывозится на эти участки навоз. Вечером свекловоды изучают передовую агротех нику возделывания этой куль туры. На снимке: управляющий Екатериновским участком аг роном Мария Алекеандровна Федулова проводит занятия со свекловодами. Фото Н. Кононыхина. И С Е Л Ь С К И Й К Л У Б КУЛЬТУРНАЯ ЖИЗНЬ СЕЛА Два года заведует Боигыпе-Бо'ев- сним клубом комсомолец Далилуш- кин. За это время он снискал ува жение и любовь колхозников. Да- нилушвин умеет просто и понятно рассказывать о происходящих в стране и за рубежом событиях, хо рошо знает колхозное производство, вникает во все дела артели, тесно увязывает работу клуба с произ водственными делами колхоза. Бла годаря его заботам и горячей любви к порученному делу Болыпе-Боев- свий сельский клуб стал одним из лучших в Долгоруковском районе. Главная опора у клуба — сель ская интеллигенция. Большинство учителей — члены сельского объ единения лекторов. Они выступают с лекциями и докладами, проводят семинары беседчиков, чтецов. Ди ректор средней школы Ф. С. Лупа- рев возглавляет сельское объедине ние лекторов. Лекторы рассказыва ют колхозникам о ходе реализации решений XX съезда партии, о вели ких стройках шестой пятилетки, выступают е докладами на между народные, естественно-научные, сельскохозяйственные и другие темы. Особенно часто выступает в клу бе агроном колхоза Иван.Григорье вич Картавых. За последнее время он прочел лекции: «Хорошие семе- ьд — основа высокого урожая», «Рол» органических и минеральных удобрений», «Как сохранить карто фель в зимних условиях», «Посев кукурузы 1Г§а.|ретр7С-НеЗДрВЬ1М спо собом — залог высокого урожая» и другие. ПрейодавательетцА русского язы ка средней школы Н. Д. Анисимова выступает в клубе и в бригадах колхоза с лекциями о коммунисти ческом воспитании трудящихся, о преодолении религиозных предрас судков и на литературные темы. Часто выступают с лекциями, и докладами преподаватель физики Николай Михайлович Жилкин, пре подаватель географии Иван Георгае- к о р о т к о О В нашей школе большое вни мание уделяется внеклассной рабо те. Работают кружки; математиче ский, химический, «умелые руки». Во время зимних каникул в школе была организована выставка работ, вы полненных членами кружков. Работают в школе и спортивные секции: гимнастическая, лыжная, стрелковая, шахматная. А. ХАЛЕЕВ, учащийся средней щколы № 3 г. Усмани. О В колхозе «Победитель», Мо- лотовского района, выращен хоро ший урожай махорки. Колхоз решил расширить посевы этой культуры. Сейчас колхозники изучают агротех нику ее выращивания. В местном клубе проведена читательская кон ференция по книге Винокуровой «Вы ращивание махорки в Липецкой об ласти». На конференции присутство вало более двухсот человек. Д БОЛУЧЕВСКИЙ. О Заведующую Черепянским клу бом, Лебедянского района, А. Ка лугину не раз критиковали за неудов летворительную постановку работы в клубе. Тов. Калугина правильно восприняла критику и сейчас, в дни подготовки к выборам в меетные Со веты, улучшила работу в клубе. Кру жок художественной самодеятельно сти подготовил концерт для избира телей. в клубе стали ре[улярно де монстрироваться кинофильмы, про водятся беседы. Свежие газеты, жур налы и книги всегда к услугам кол хозников. Имеются теперь в,.клубе и настольные игры. А. КОСОРЕВА. © Закончились годовые экзамена ционные работы у заочников 1 -го и 2-го курсов Задонского техникума механизации и электрификации сель ского хозяйства. Многие заочники до бились серьезных успехов. Сдали эк замены только на «хорошо» и «от лично» П. Королькова и Н. Бычкова (завод «Свободный сокол»), И. Во- робьевский и Н. Благов (г. Задонск), работники областного управления сельского хозяйства тт. Н. Душен- ков, М. Фурсов и другие. И. КУРБАТОВ. вич Перопов, врач Анна Михайлов на Боева, зоотехник колхоза Алек сандра Ивановна Матюхина, инст руктор райкома КПСС по зоне Жар- всщской МТС Василий Андреевич Пухлой. Имеется у клуба и значительный актив из среды колхозников. При его помощи в прошлом году в дни весеннего сева и уборочных работ на полях ежедневно проводились читки, беседы, регулярно издава лись «боевые лиецки». Сейчас актив клуба системати чески проводит культурно-просве тительную работу среди животно водов колхоза. Путем индивидуаль ных и коллективных читок книг и статей и обсуждения их активисты помогают дояркам, телятницам, свинаркам глубже изучить опыт новаторов животноводства, дости жения советской зоотехники и при менять эти достижения у себя на фермах. Совет клуба в своей работе тес но связан с сельской и колхозной Комсомольскими организациями. Се кретари комсомольски:* организа ций: колхозной — И. Д. Бутурвн и сельской — Е. Е. Порошнева с по мощью членов совета клуба и ком сомольцев организуют вечера отды ха, лекции, беседы и читки для молодежи. Как правило, каждое мероприя тие, намечаемое советом клуба для молодежи, проводится совместно с комеоа одьскишн орга®изациями. Боепитание молодежи — важный участок работы совета клуба, и ему Уделяется много внимания. Клуб организует также беседы, громкие читки книг, журналов и газет на дому у жителей еела. Активисты клуба ознакомил® поч ти все население с решениями де кабрьского Пленума ЦК КПСС, а также с итогами хозяйственного года колхоза. Большую помощь оказывают клу бу "Секретарь сельской парторгани зации ТУ Васильев и секретарь кол хозной парторганизации т. Боев, председатель сельсовета т. Рыбин и председатель Волхова «Страна Со ветов» т. Зуев. Работников клуба, а иногда и членов его совета, чте цов, беседчиков, 'редакторов стен ных газет, «боевых листков» и «молний» приглашай1? на заседания исполкома и сессии еезьского Сове та. Чтецов и беседчиков'-приглаша ют-яа семинары агитатор»®, кото рые регулярно проводят партийные организации. На этих сем&шарах он® слушают доклады и лейУЮТ, обмениваются опытом работы, ро- лучают практические указания. \ Совет Клуба и его актив тесно", увязывают евою работу с жизнью ' колхоза, с его повседневными дела ми. Пропаганда сельскохозяйствен ных знаний, опыта передовиков колхозного производства занимает большое место в плане сельского объединения лекторов. Сейчас, например, правление и все члены колхоза «Страна Сове тов» большое внимание уделяют удобрению полей. По просьбе совета клуба агроном сельхозартели т. Кар тавых подготовил, лекцию о приме нении местных удобрений и об их значения в борьбе за высокие уро жаи зерновых и овощных культур. Эта лекция была прослушана с большим интересом. Труппа колхоз ной молодежи, в том числе и школьники старших классов приня ли активное участие в сборе мест ных удобрений. В зависимости от времени года меняются формы клубной работы. Зиме! клуб цаще устраивает лек ции, вечера отдыха молодежи, рабо тают кружки художественной само деятельности. А весной и летом клубные активисты идут в брига ды, звенья. В этот период бывает больше громких читок книг, газет и журналов, больше проводится бе сед, чаще выпускаются «боевые ли стки», «молнии», организуются вы ступления участников художест венной самодеятельности. Больше-Боеееклй сельский клуб становится подлинным очагом куль туры, несущим знания в массы, помогающим воспитанию колхозни ков в коммунистическом духе. В. РОГАЧЕВ, мзтодист областного управления культуры . Каждому молодому шахтеру— среднее образование На шахте № 14 Липецких же лезных рудликЯв хорошо трудятся братья Пустовалопы. Вместе с тем они успешно учатся в седьмом клас се школы рабочей молодея®. Через несколько мееяпев получат аттестаты зрелости шахтеры шах ты Л? 7 Василий Чулш ов, Михаил Чеботарев, Василий Фаустов и дру гие. Не отстают от своих товари щей по работе и учебе шахтер шах ты № 22 Василий Кочуют, слесарь электромеханического цеха Николай Щербаков и другие. Закалка, которую большинство учащейся молодежи получило в го ды Отечественной войны, дала мно гое. Эта молодежь научилась бо роться с трудностями. Бывают та кие моменты, когда шахтеры из-за недостатка свободного времени, осо бенно после трудной второй смены, без предварительного отдыха, при хватив с собой «тормозов» (так шахтеры называют свой обед), при ходят в школу на пятичасовое за нятие. Учащийся 10 класса шахтер Фаустов иногда приходит в школу прямо с шахты в рабочей спецовке. Трудности не пугают рабочую молодежь. Однако многие из этих трудностей можно бы устранить. Ничем не оправдано, например, от сутствие специальных программ и учебников для школ рабочей моло дежи. Учащимся приходится усваи вать программный материал всеобу ча, хотя школа всеобуча занимает ся тридцать учебных часов в неде лю, а школа рабочей молодежи толь ко двадцать. Да и по своему возра сту и жизненному опыту учащиеся школы рабочей молодежи сильно от личаются от учащихся школы вее- обуча. Кругозор у рабочей молодежи Совершенно иной и требования вы ше. чем у детей. В школу рабочей молодежи по ступают юнел® и девушки, имею щие технические специальности, но теоретически они подготовлены сла бо. А к тому же многое из изучен ного ранее постепенно забывается. Вот почему молодым рабочим, кото рые не имеют общего среднего об разования, нельзя оттягивать время поступления в школу рабочей моло дежи. Но многие молодые люди не понимают этого. Среди рабочей молодежи есть девушки и юноши, которые, не ис пытав своих возможностей, при первых трудностях прекращают учебу. Около десяти молодых рабо чих ОКС’а Липецких рудников бро сили! посещать школу, не окончив и первой учебной четверга. Их не хорошему примеру последовали ра бочие складского хозяйства Клавдия Логунова, Мария Пустовалова, Раи са Слепокурова, шахтеры шахты >й 26 Николай Юшин, Михаил Ми тин, шахтер шахты -Л8 25 Василий Кочурин и др^ше. В отсеве сыгра ло срою роль 1 >. равнодушное отно шение комсомольских организаций ряда шахт п предприятий к учебе молодежи. Секретари первичных комсомольских организаций ка® ъ истекшем, так и в текущем учеб ном году по-серьезному не запина лись этой проблемой. Наступает время комплектования классов на новый 1957— 58 учеб ный год, но этот вопрос п еейчас еще не привлек внимания первич ных комсомольских организаций шахт. Условия для повышения общеоб разовательного уровня молодежи на руднике созданы. Для вечерней школы передано рудоуправлением специальное двухэтажное здание. Физический и химический кабине ты школы пополнились оборудова нием, приобретены наглядные посо бия и по другим предметам^ В шко ле работают семь учителей с выс шим педагогическим образованием, остальные учителя, работающие в старших классах, учатея в вузах заочно. Работника в щкоае квали фицированные. Дело за комсомольскими органи зациями рудника. Если они свое временно возьмутся со всей страстью и энергией за дело, то школа рабо чей молодежи ЗчЧ 5 может многое еделать для молодых рабочих. Уже еейчас- надо приступать к учету рабочей молодежи, не имеющей среднего образования, вести повсе дневную разъяснительную работу с ней. _ I .1 К концу апреля нужно пол ностью укомплектовать будущие м ассы шкоды учщцишжя. Б. ИВАНОВ. ЗДЕСЬ СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ МАСТЕРСТВО УЧИТ Доярка ушла с фермы... ■В колхозе имени Микояна, Задон ского района, хорошо знают рядовую колхозницу Есению Ивановну Пере гудову. Три года назад пришла она на молочно-товарную ферму и вско ре стала лучшей дояркой колхоза. В минувшем году она надоила поч ти по 2 тысячи килограммов моло ка от каждой коровы. Сколько ста раний и любви к делу пришлось для этого приложить! Придет, быва ло, на ферму раньше всех, чистоту у коров изведет, приласкает живот ных, осмотрит внимательно — здо ровы ли, хорошо ли едят, пьют? В прошлом году заболела «Рябка», са мая удойная корова. Ей телиться скоро, а она подняться не может. — Сенцом бы ее подкормить,— сказала ветфельдшер,— другого ле карства не требуется. Сенцом... А где его взять, если в колхозе и солома-то на исходе? Ксения Ивановна все же достала сена и выходила «Рябку». А теля та? Сколько е ними было хлопот, но всех до одного довела до дела. Нельзя сказать, что труд доярки оставался незамеченным. Ей на числяли дополнительную оплату, колхозные руководители не упуска ли случая доложить в районе: есть, мол, и у нас передовики, растим, как же... Перегудова наша — золо то, а не работница. В прошлом го ду в премии ее представили. И вдруг все пошло прахом. Воз ле «Рябки» суетится сейчай шуст рая и старательная, но совсем мо лоденькая, шестнадцатилетняя 1ида Гриднева, а Есения Ивановна... си дит дома. Что же случилось? Ксения Ива новна в волнении теребит перед ник, в глазах блестят слезы. Оби дели ее, крепко обидели. В октябре правление колхоза вынесло поста новление: выдать работникам ферм по машине свекольного жома. При везли конюхам, дояркам, всем, кро ме Ксении Ивановны. Она к пред седателю Бубнову: — Как же это? - - — А так,— отвечает он.— Муж твой конюх? Ну. вот, ему жом вы дан, а тебе не будет. Ксения Ивановна, естественно, возмутилась. — При чем тут муж? И опять же — другие семьи, где двое в жи вотноводстве работают, по две ма шины получили, а я что хуже дру гих работаю? Но председатель повернулся спи ной, давая понять, что разговари вать на эту тему не желает. На душе у Ксении Ивановны остался неприятный осадок. За что же с ней так несправед ливо обошлись? И у нее сразу же созрело реше ние: «Раз так — нз пойду на ра боту». Несколько дней она не по является на ферме. Это, казалось ей, заставит председателя изменить отношение к ней. И в самом деле, вскоре председатель вызвал ее и пообещал выдать жом. Перегудова вернулась на ферму, работала доб росовестно. Спустя три недели, она напомнила председателю про обе щанный жом. Тот посмотрел на нее недоуменно и ответил что-то вроде того, что хочет сдержит он свое сло во, хочет — нет. Тогда Перегудова вновь ушла с фермы. Как расценить ее поступок? Ко нечно, как неправильный,^ ошибоч ный. Не так следовало поступить. Председатель колхоза — не само властный хозяин артели. Он подот четен правлению, общему собранию колхозников. Наконец, есть ведь районные организация, куда нужно было обратиться с жалобой на него, Ксения Ивановна пе догадалась это го сделать. Ушла и бросила коров на произвол судьбы, на что не име ла права. Однако есть и другая сторона этого вопроса. Два е лишним меся ца лучшая доярка колхоза не ходят на работу. Происшествие, можно сказать, чрезвычайное. Как же от неслись к нему в колхозе? Предсе датель Бубнов, храня честь мунди ра, стоит на своем и об уходе Пе регудовой ничуть не жалеет. Дес кать, найдем доярку и получше ее. Однако не находится что-то не толь ко лучшей, но и никакой. На фер ме не хватает двух доярок — на группу первотелок и подменной до ярки. Бубнов, возможно, не пони мает, что он по существу вынудят Перегудову оставить работу. В таком случае обязан был. вмешаться секретарь парторганизации т. Еф ремов. Его прямой долг был добить ся немедленного возвращения пере довой доярки на ферму. В колхозе часто бывают инструк тор райкома партии т. Толстых, ру ководители МТС, работники райис полкома. Просто дару даешься, по чему никому из них не пришло в голову вникнуть в эту непригляд ную историю. Вникнуть и разъяс нить Ксении Ивановне ее ошибку, а Бубнову внушить самым серьез ным образом, что доярки — это зо лотой фонд колхоза, который надо ценить. Работа с людьми — самое глав ное в руководстве хозяйством. Это— тонкое искусство. Всякое проявле ние самодурства, прихоти руково дителя в отношении к людям на носят ущерб делу. Яр. ЧЕСНОКОВ. (Ссб. нерр. «Ленинского знам ени»). Аркадию Григорьевичу Шапи ро предложили преподавать ма шиноведение в Задонской сред ней школе № 1. Долго размыш лял учитель над тем. как лучше строить уроки, как заинтересо вать учащихся, привить им лю бовь к технике. И решил по ехать посоветоваться в областной центр, в институт усовершенство вания учителей. Здесь его при нял заведующий кабинетом фи зики и математики Олег Нико лаевич Муругов. Долго говорили они о построении урока при изу чении отдельных деталей автомо биля, о наглядности в преподава нии... Из Ельца специально на кон сультацию в кабинет русского языка и ' литературы института приехала учительница школы ра бочей молодежи № 1 Т. А. Аб рамова. Она неделю прожила в Липецке, осмотрела постоянную методическую выставку по рус скому языку и литературе, побы вала на уроках лучших учителей областного центра, обстоятельно беседовала с работниками кабине та В. М. Блаунштейном и В. И. Потоловой, перечитала статьи пре подавателей литературы липец ких школ М. Д. Кочериной, Б. Т. Панова, опубликованные в жур нале «Литература в школе», по знакомилась с различными мето дическими сборниками и удов летворенная уехала назад. Педагоги часто приезжают и приходят а Липецкий институт усовершенствования учителей, чтобы посоветоваться, поделиться сомнениями, радостями в труд ной, но благородной работе по обучению и воспитанию детей. Создано это учреждение в Ли пецке в ноябре 1954 года. Его возглавил И. А Сурмий. Постепенно институт стал об растать работниками и активом из числа лучших учителей. На ? должность заместителя директо- ( ра пришел один из старейших учителей Липецка В. И. Устинов, отдавший более 40 лет педагоги- ■ ческому труду. Прибыли на рабо- , ту в институт В. Т. Гузеев, Т. П. | Суровикина, имеющие богатый * опыт работы в органах народно- | го образования. | Организационный период про должался недолго. Уже вскоре развернулась работа по перепод- ' готовке педагогических кадров. На курсах при институте обуча- I лись учителя, руководители школ и работники районных отделов народного образования. К чтению лекций и проведению практиче ских занятий были привлечены работники пединститута, лучшие учителя и методисты областного центра. В 1955 году на курсах повы шения квалификации было 746 человек, а в 1956 — 1184 челове ка. Многим учителям курсы ока зали большую помощь. В 1955 году на курсах училась препода ватель биологии Трубетчинской средней школы Н. А. Шишкова. Здесь она узнала много полезно го по организации труда школь ников в сельском хозяйстве. Вер нувшись в школу, Н. А. Шишкова хорошо поставила практикум по уходу за крупным рогатым ско том, который ее ученики прохо дят на животноводческой ферме совхоза «Трубетчинский». Труды опытных учителей обла сти по различным методическим вопросам институт издает отдель ными брошюрами. Издана рабо та директора Тербунекой средней школы Р. А. Бударина «О руко водстве методической работой в микрорайоне средней школы», одобренная Министерством про свещения РСФСР; напечатаны труды учителей г. Липецка Б. Т. Панова — «Некоторые приемы предупреждения речевых оши бок»; Т. Л. Ивановой—«Сложно- синтаксические конструкции»; 3. С. Резцовой—«О повторении русского языка в 7-х классах в последней учебной четверти»; ме тодиста института Н. И. .Волко вой «О повторении на уроках сте реометрии в 10 классе», а также плакат «О производительности труда школьников в колхозах», из опыта работы Молотовекой средней школы. Методисты института—частые и желанные гости в школах. Ра ботники кабинета русского языка и литературы В. М. Блаунштейн и В. И. Потолова за последнее время совершили 26 выездов в 17 районов области. Эти выезды приносят большую пользу учите лям. Вот один пример. Заведую щий кабинетом физики и мате матики О, Н. Муругов, приехав в Троекуровскую среднюю школу, обнаружил, что у Н. И, Новико вой не ладится дело с препода ванием машиноведения. Она ра ботала до школы механиком МТС, теоретический материал знает хорошо, но нуждалась в методической помощи. В течение недели т. Муругов посещал ее уроки, давал конкретные советы по методике изучения с учащими ся трактора, о сочетании показа деталей с объяснением по пла кату. И последующие уроки у Н. И. Новиковой уже стали про ходить лучше. Широко используется институ том и такая форма помощи учи телям, как семинары и практи кумы. Регулярно проводятся они для учителей Липецка по мате матике, физике, химии, машино ведению, по разговорной речи с преподавателями иностранных языков. Большой популярностью, в частности, среди преподавате лей физики старших классов пользуется семинар по изучению электромагнитных колебаний и волн. На занятиях семинара де монстрировались все опыты, кото рые необходимо провести по это му разделу в школе. Хорошо оборудованный каби нет физики и математики инсти тута так покорил учителей, что некоторые из них проводили уро ки для учащихся непосредственно в нем. Так, поступила преподава тель физики 29 средней школы Липецка Н, А, Петухова, а учи тельница 31 средней школы 3. Ф. Молевицкая проводила в этом ка бинете института занятие круж ка юных физиков, на котором демонстрировала наглядные посо бия, изготовленные в школах об ласти самими учащимися. В ряде районов области — Бо- ринеком, Липецком и других — работниками института проведе ны практикумы по труду для учителей начальных класеев. Липецк® институт усовершен ствования учителей поддержива ет тесную евязь с такими же ин ститутами других краев и обла стей РСФСР. Только один каби нет русского языка и литературы получил около двухсот методиче ских' разработок от них, направиз в эти институты, в свою очередь, труды учителей нашей области. П. КАШМЕНСКИЙ. На снимках: вверху — зав. ка бинетом физики и математики О. Н. Муругов готовит приборы к очередному семинару; внизу — зав. кабинетом биологии и химии Г. П. Щербатых (справа) дает консультацию преподавателю био логии школы Ка 5 Р. И. Высоц кой, Фото Л. Черкашина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz