Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
П ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ! ЕНИНСКОЕ з ц л м о А Н Н п 1 / I ОРГАН ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО КОМИТЕТОВ КПСС, ОБЛАСТНОГО И ГОРОДСКОГО СОВЕТОВ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ Год издания 5-# № 37 (790) С Р Е Д А *: ФЕВРАЛЯ | 1957 г. | а Цена 20 коп. Вчера закончила свою р а б о т у VI сессия В ерховного С ов ета С С С Р . В ерхов ный С овет об судил доклад Министра Иностранных Д ел С С С Р Д . Т. Шепилова о международном положении и внешней политике С ов етск ого С ою за . Министр культуры С С С Р Н. А . Михайлов по поручению С ов етск ого правительства отв е тил на запрос группы депутатов о расширении культурных связей между С о в ет ским С ою зом и всеми государствами мира. Приняты соответствующ и е Законы и Постановления. Шестая сесс ия Верховного Совета СССР 12 февраля в Москве, в Большом Кремлевском Дворце продолжала ра боту шестая сессия Верховного Со вета СССР четвертого созыва. В десять часов утра открылось совместное заседание Совета Союза и Совета Национальностей. В зале присутствуют многочис ленные гости— новаторы москов ской промышленности, ученые, дея тели советской культуры, предста вители общественных организаций, партийные и советские работники. Заполнены ложи дипломатического корпуса. Присутствуют советские и иностранные корреспонденты. Бурными аплодисментами депу таты и гости встречают появление в правительственных ложах това рищей Н. А. Булганина, К. Е. Во рошилова, Л. М. Кагановича, А. И. Кириченко, Г. М. Маленкова, А. И. Микояна, В. М. Молотова, М. Г. Первухина, М. 3. Сабурова, М. А. Суслова, Н. С. Хрущева, Л. И. Брежнева, Н. А. Мухитдинова, Д. Т. Шепилова, Е. А. Фурцевой, Н. М. Шверника, А. Б. Аристова, Н. И. Беляева, П. Н. Поспелова. Председательствует — Председа тель Совета Национальностей депу тат В. Т. Лацис. Верховный Совет переходит к обсуждению следующе го вопроса повестки дш^-утверж- дению Положения о Верховном суде СССР. С содокладом выступил Пред седатель Комиссии законодательных предположений Совета Союза депу тат М. А. Ясное. XX съезд Коммунистической пар тии Советского Союза, сказал он, обязал все партийные и советские органы бдительно стоять на стра же советской законности, решитель но и сурово пресекать всякое про явление беззакония и произвола, бороться с любыми нарушениями социалистического правопорядка. Съезд полностью одобрил осущест вленные Центральным Комитетом партии меры по укреплению социа листической законности, по строго му соблюдению гарантированных Конституцией прав граждан. В де ле обеспечения точного и неуклон ного исполнения советских законов важная роль принадлежит судеб ным органам. Всей своей деятельно стью суд обеспечивает строгое соб людение законов, выражающих волю всего советского народа. Суд в на шей стране— это не только орган принуждения. Велики и ответствен ны его задачи в воспитании граж дан в духе сознательного, коммуни стического отношения к обществен ным обязанностям. Докладчик отмечает, что за пос леднее время существенным обра зом поднята роль областных и крае вых судов, Верховных судов союз ных и автономных республик. Останавливаясь далее на основ ных вопросах проекта Положения о Верховном суде СССР, тов. Яснов говорит, что Комиссии законода тельных предположений обеих па лат считают необходимым ограни чить надзорные функции Верхов ного суда СССР по делам, рассмот ренным судебными органами союз ных республик, с таким расчетом, чтобы рассмотрение дел в порядке надзора, как правило, заканчива лось в судебных органах союзных республик. Предлагаемые измене ния компетенции Верховного суда СССР будут вместе с тем означать значительное расширение прав су дебных органов союзных республик. Проектом Положения предусматри вается, что в состав Верховного суда СССР наряду с его членами, избираемыми Верховным Советом СССР, должны входить по должно сти также и председатели Верхов ных судов союзных республик. Их непосредственное участие в работе Верховного суда СССР будет содей ствовать последовательному приме нению единых принципов социали стического правосудия на террито рии всех союзных республик. Пре дусматривается, что все коллегии Верховного суда СССР, в том числе и Военная коллегия, должны рас сматривать дела по первой инстан ции во всех случаях с обязатель ным участием народных заседате лей, что придаст социалистическо му правосудию глубоко демократи ческий характер, еще более подни мет авторитет судебных органов. В связи с тем, что наблюдается значительное снижение количества преступлений, совершаемых работ никами транспорта, Комиссии зако нодательных предположений счита ют, что дальнейшее существование Транспортной коллегии, равно как и всей системы транспортных су дов, не вызывается необходимостью, поэтому комиссии вносят предложе ние об их упразднении. Принятие Положения о Верхов ном суде СССР, заключает депутат М. А. Яснов, значительно поднимет роль судебных органов союзных и автономных республик в осуществ лении правосудия и послужит даль нейшему укреплению суверенитета союзных республик. В прениях по докладу депутата М. А. Яснова выступили депутаты Г. Я. Рудь (Молдавская ССР), П. Св итов (Кара-Калпакская АССР), Р. А. Руденко (Ворошиловградская об ласть) и член Верховного суда СССР старого состава Н. К. Морозов. Они высказались за утверждение Поло жения о Верховном суде СССР. Верховный Совет СССР раздель ным голосованием по палатам при нимает Закон об утверждении Поло жения о Верховном суде СССР. Так же принимается Закон об упраздне нии транспортных судов. Затем Верховный Совет переходит к. избранию Верховного суда СССР в связи с истечением сроков полномо чий Верховного суда СССР старого состава. По предложению депутата Д. С. Коротченко, выступившего по поручению Советов старейшин обеих палат, Верховный суд избирается в составе Председателя Верховного суда, двух заместителей Председа теля, девяти членов Верховного су да СССР и двадцати народных за седателей. Председателем Верховно го суда СССР избран депутат А. Ф. Горкин. В связи с этим избранием тов. А. Ф. Горкин освобождается от обязанностей Секретаря Президиума Верховного Совета СССР. Секрета рем Президиума Верховного Совета СССР избран депутат М. П. Георгад зе (Грузинская ССР). После этого Верховный Совет СССР перешел к рассмотрению пос леднего вопроса повестки дня — о международном положении и внеш ней политике Советского Союза. С докладом выступил Министр Иност ранных Дел СССР депутат Д. Т. Шепилов. Его доклад был выслушан с большим вниманием и неоднократ но прерывался аплодисментами. Доклад Д. Т. Шепилова В начале доклада тов. Д. Т. Ше- лилов говорит, _что краеугольным камнем внешней политики Совет ского государства является курс на мирное сосуществование двух про тивоположных общественных си стем. Уважение суверенных прав всех стран — больших и малых, строгое невмешательство во внут ренние дела других государств, ■полное равноправие во взаимоотно шениях— таковы незыблемые прин ципы нашей внешней политики. Докладчик напоминает о большой работе, проделанной Советским пра вительством за последние годы с целью добиться смягчения между народной напряженности. Общеизве стно, что при активном участии Со ветского Союза было достигнуто прекращение войны в Корее в 1953 году, потушен очаг войны в Ищдо- Китае в 1954 году, урегулирован австрийский вопрос. По инициати ве Советского правительства норма лизованы советско-югославские от ношения. Установлены дипломати ческие отношения между СССР и Федеративной^ Республикой Герма нии. На Женевском совещании Глав Правительств Советского Сою за, Соединенных Штатов Америки, Англии и Франции летом 1955 го да состоялся дружественный обмен мнениями, в результате которого Главы Правительств четырех дер жав единодушно задайли о своем «желании внести вклад в дело ос лабления международной напряжен ности и упрочения доверия между государствами» и о стремлении «устранить угрозу войны и умень шить бремя вооружений». Мы особенно рады, сказал тов. Шепилов, отметить укрепление дружественного сотрудничества Со ветского Союза с великой держа вой— Индией, а также с Индоне зией, Египтом, Сирией, Афганиста ном и другими странами Азии и Африки. Наш народ приветствовал установление дипломатических от ношений с Камбоджей, Суданом, Цейлоном, Тунисом, Либерией, Не палом. Большое значение имеет нормализация отношений между СССР и Японией, у' что открывает широкие перспективы для делового сотрудничества между обеими стра нами. Значительное развитие получили личные контакты между государ ственными деятелями Советского Союза и зарубежных стран. Труд но переоценить политическое зна чение визитов тт. Булганина и Хрущева в Индию, Бирму и Афга нистан, а также в Англию. Благо творные результаты дали поездки тов. Ворошилова в Финляндию, тов. Микояна в страны Азии, а также зарубежные поездки других руководителей Советского прави тельства. Советский Союз посетили руко водящие государственные и общест венные деятели стран народной де мократии и многих других госу дарств. Плодотворно развивался в минув шем году начатый по инициативе Советского Союза обмен парламент скими делегациями со многими странами, расширялись экономиче ские и культурные международные связи СССР. Известное ослабление междуна родной напряженности открыло путь к уменьшению тяжелого бре мени, которое несет человечество в связи с гонкой вооружений. Со ветское правительство приложило серьезные усилия, чтобы сдвинуть с мертвой точки дело разоруже ния. Оно пошло на одностороннее и значительное сокращение воору женных сил — на 1.840 тысяч человек, соответственно уменьшив расходы на оборону. В январе 1956 года Советский Союз передал Финляндии свою военную базу в Поркжала-Удд. Значительно сокра тили свои вооруженные силы и во енные расходы также Китай, Поль ша, Чехословакия и другие страны народной демократии. 17 ноября 1956 года Советское правительство выдвинуло новые важные предложения о разоруже нии, значительно облегчающие воз можности к достижению соглаше ния по этому вопросу. Как же ответили на искреннее стремление укрепить мир, прояв ленное Советским Союзом, странами народной демократии и всеми миро любивыми силами, ведущие запад ные державы? Факты показывают, что в пра вящих кругах этих держав проис ходит борьба между двумя тенден циями в области внешней полити ки. Наиболее трезвые деятели пони мают, что национальные интересы их стран требуют ослабления меж дународной напряженности. Однако в политике этих стран в конце 1956 года взяла верх другая, про тивоположная тенденция. Путь укрепления сотрудничест ва между народами явно не устра ивает сторонников этой второй тен денции, ставящих свои корыстные цели выше национальных интере сов, выше интересов мира и безо пасности. Вот почему они не толь ко не поддержали инициативу Со ветского Союза и других миролю бивых государств, направленную на оздоровление международной обста новки, но, наоборот, предприняли попытки перейти в открытое на ступление по двум основным на правлениям— против национально- освободительного движения на Во стоке и против великого содруже ства социалистических стран. Таким образом, определенные империалистические круги, по сути дела, уклоняются от принятия идеи мирного сосуществования и по- прежнему делают ставку на на сильственные методы разрешения международных проблем. Большую роль при этом, конечно, играет то обстоятельство, что мо нополисты используют международ ную напряженность для безудерж ной гонки вооружений,— ведь воен ные поставки Приносят им огром ные прибыли. Известно, что за 7 лет существования Северо-атлан тического блока его участники за тратили на гонку вооружений более 364 миллиардов долларов. На 1957 год проектируется дальнейшее уве личение военных расходов стран НАТО примерно на 5— 8 процентов. США тратят сейчас на вооружения фактически столько же, сколько они расходовали в годы войны. Так, за период с 1940 по 1945 гг. Соеди ненные Штаты Америки тратили в год в среднем 42,2 миллиарда дол ларов, а на 1957— 1958 бюджет ный год в США планируется израс ходовать 45,3 миллиарда долларов, а вместе с платежами по обязатель ствам, связанным с прошлыми вой нами, 57,3 миллиарда долларов, что составляет 77 процентов всех расходов по государственному бюд жету. Такой военный бюджет— на стоящее золотое дно для монопо лий, специализирующихся на про изводстве вооружений. Кто же из них захочет убавлять свои при были? Но одновременно действовали и другие причины. После IX съезда КПСС незадачливые стратеги бур жуазного мира превратно истолко вали существо нашей собственной критики ошибок и недостатков в различных областях партийной жизни и государственного строи тельства, критики, являющейся по казателем несокрушимой монолит ности нашей ленинской партии и великой жизненной силы советского общественного строя. Принимая же лаемое за действительное, они на чали рассчитывать на некую «эво люцию» советского строя, на то, что мы откажемся от «некоторых сторон» диктатуры пролетариата и станем, если не «беленькими», то, по крайней мере, «розовенькими». Стратеги буржуазного мира явно ошибочно оценивали также силу и мощь национально-освободительных движений на Востоке. Когда же империалисты убеди лись в неуклонно растущей мощи социалистических стран, в том, что морально-политическое единство их народов крепнет, а всякие домыслы об «эволюции» советского строя в сторону буржуазных режимов яв ляются пустой фантастикой, когда они поняли, что мечты о сохране нии и упрочении системы колони ального рабства на Востоке по строены на песке, тогда они снова пустили в ход отравленное оружие антинародных заговоров и военных авантюр. Так вспыхнула агрессия Англии, Франции, Израиля против Египта, так возник контрреволюционный мятеж в Венгрии, входившие в еди ный, широко задуманный стратеги ческий план. Авторы этого плана рассчитыва ли двумя ударами изменить в свою пользу положение на мировой аре не. Однако они переоценили свои силы и недооценили силы лагеря социализма, а также силы нацио нально-освободительного движения в странах Востока. Они явно про считались и получили двойной контрудар сокрушительной силы. Тов. Шепилов говорит далее об уроках империалистической агрес сии в Египте. Англия и Франция, не говоря уже об Израиле, на долю которого была отведена неприглядная роль застрельщика агрессии, потерпели прежде всего военное поражение. Англия и Франция потерпели далее поражение в экономическом отно шении, ибо война принесла им серьезное обострение трудностей в области экономики и резко усилила их зависимость от США. Наконец, Англия и Франция потерпели в вой не против Египта тяжелое мораль но-политическое поражение. Их влияние на Востоке оказалось силь но подорванным. Казалбсь, что эти уроки должны были бы отрезвить тех, кто до сих пор отказывался идти в ногу со временем. Тем не менее и сейчас не прекращаются козни империалистов против стран Арабского Востока и, прежде всего, против Египта, Си рии, Иордании, Йемена, Саудовской Аравии, что не может не вызывать тревоги всех миролюбивых народов. Тем, кто продолжает эту игру с огнем, следовало бы учесть, однако, что ни прямые военные авантюры, ни скрытые козни не могут преодо леть действие непреложных законов общественного развития. Нет таких сил, которые смогли бы навязать фежим чужеземного господства на родам, поднявшимся на борьбу за свое освобождение. Поражение инспирированного извне контрреволюционного восста ния в Венгрии, а также поражение агрессоров в Египте, говорит док ладчик, означают крупный провал империалистического курса поли тики «с позиции силы» и служат новым свидетельством продолжаю щегося ослабления капиталистиче ской системы. Развитие событий в Венгрии и на Ближнем Востоке, быстрая изо ляция и провал заговорщиков и агрессоров подтвердили справедли вость и жизненность положений IX съезда партии о том, что в современных условиях война не является фатальной неизбежностью, что войны могут быть предотвра щены и пресечены, что при суще ствующей ^расстановке сил на меж дународной арене единственно ре алистической политикой является политика мирного сосуществования государств с различным социаль ным строем. События в Египте и в Венгрии показали, с другой стороны, сколь своевременно и важно предупреж дение, сделанное X I съездом КПСС, который, провозглашая политику мирного сосуществования, в то же время подчеркнул: ■«нам нужно соблюдать величайшую бдитель ность. Пока на земном шаре остает ся капитализм, реакционные силы, представляющие интересы капита листических монополий, будут и впредь стремиться к военным аван тюрам и агрессии, могут пытаться развязать войну». Тов. Шепилов говорит далее о благотворном влиянии, оказывае мом на международную обстановку социалистическим лагерем, являю щимся главной крепостью мира и безопасности народов. В процессе братского сотрудничества стран социалистического лагеря сложился новый тип международных отноше ний. Связи между социалистиче скими странами строятся на осно ве полного равноправия, уважения территориальной целостности, госу дарственной независимости и суве ренитета, на основе невмешательст ва во внутренние дела друг друга. Преимущества нового способа производства, все большее укреп ление отношений братского сотруд ничества и взаимопомощи между свободными странами являются ре шающим условием бурного роста экономики всех государств социа листического лагеря, непрерывного подъема народного благосостояния и культуры. Достаточно оказать, что в 1956 г. объем промышлен ной продукции в СССР и странах народной демократии превысил до военный уровень более чем в 4 раза, в то время как в капитали стических странах всего лишь на 90 процентов. В 1956 году довоен ный уровень промышленного про изводства превзойден: в Герман ской Демократической Республике— в 2,2 раза, в Чехословакии — бо лее чем в 2,7 раза, в Румынии— почти в 3,3 раза, в Венгрии — в 3,2 раза, в Польше — более чем в 5 раз, в Болгарии — более чем ■в 6 раз, в Албании — примерно в 11 раз и т. д. Огромного про гресса в индустриальном развитии достиг великий Китай. Здесь заново созданы и создаются десятки от раслей индустрии на первоклассной технической основе. За последние пять лет темпы развития- промыш ленности социалистических стран превышали темпы развития про мышленности капиталистических стран в 2,6 раза. Империалисты прилагают все усилия к тому, чтобы помешать развитию социалистических госу дарств. Этим целям служит, в частности, американская политика экономической дискриминации сво бодных государств, запрета торго вать с народным Китаем, экономи ческого давления на все страны социализма. Пытаясь подорвать и расколоть единство социалистического лагеря, империалисты используют еще не изжитые до конца в некоторых странах шовинизм, узконационали стические чувства и иные пере житки прошлого. Они стремятся разобщить социалистические стра ны, подхватывая, в частности, рас пространяемые в последнее время идеи так называемого «националь ного коммунизма». Но все эти по пытки обречены на провал, ибо во взаимоотношениях между социа листическими странами нет и не может быть непреодолимых проти воречий и столкновений интересов. Конечно, в жизни большой семьи народов дело не обходится без от дельных ошибок, трудностей, недо статков. Однако по мере того, как эти недостатки и ошибки 'вскрыва ются, они преодолеваются и ликви дируются. В соответствии с исторически ми решениями XX съезда КПСС Правительство Советского Союза приняло со своей стороны необходи мые меры к тому, чтобы устранить всякую шишу, на которой могли бы возникнуть какие-либо шерохо ватости и недоразумения во взаи моотношениях между братскими странами. 30 октября 1956 года была обнародована «Декларация Правительства СССР об основах раз вития и дальнейшего укрепления дружбы и сотрудничества между Советским Союзом и другими социа листическими государствами», в которой четко сформулированы принципы пролетарского интерна ционализма применительно к со временному этапу развития братско го сотрудничества стран социали стического лагеря. _ Руководствуясь этой Деклараци ей, Советское правительство прове ло за последние месяцы двусторон ние переговоры с правительствами Польской Народной Республики, Румынской Народной Республики, Германской Демократической Рес публики, Китайской Народной Рес публики, Чехословацкой Республи ки. В ходе этих переговоров, про текавших в обстановке сердечности и дружбы, в духе полного взаимо понимания и откровенности, были обстоятельно и всесторонне рас смотрены отношения между Совет ским и другими социалистическими государствами. Результаты пере говоров еще раз убедительно пока зали всему миру нерушимую друж бу и сплоченность социалистиче ского содружества. Докладчик отмечает, что в ре зультате усилий правительства Со ветского Союза, навстречу которым пошло и правительство Югославии, достигнута нормализация отноше ний между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославии. Мы и впредь, сказал он, будем принимать все необходимые меры к тому, чтобы советско-югославские отношения развивались успешно на дружеской и равноправной основе. В следующем разделе доклада тов. Д. Т. Шепилов говорит об уг лублении противоречий между глав ными капиталистическими держа вами. Владимир Ильич Ленин доказал, что в эпоху империализма в силу действия закона неравномерности, скачкообразности развития капита листических стран происходят глу бокие изменения в соотношении экономической и военной мощи различных империалистических дер жав. Эти изменения в свою оче редь вызывают неизбежное обостре ние борьбы империалистов за пере дел колониальных владений и сфер влияния. Жизнь целиком подтвер дила правоту Ленина и в новых, современных условиях. Образование мировой социали стической системы привело к зна чительному сокращению зоны капи талистической эксплуатации. Одно временно усилился распад колони альной системы империализма. Истекший 1956 год наглядно показал растущие изменения в рас становке сил внутри капиталисти ческого лагеря: все больше усили вается господствующее положение Соединенных Штатов Америки; рез ко ослабевают международные по зиции Англии и Франции; значи тельно возрастает роль Западной Германии; набирает силы Япония. Все это ведет к углублению и обо стрению впутриимпертлистических противоречий. Особой остроты и напряженности достигла борьба между США и Анг лией на Ближнем и Среднем Восто ке. В послевоенные годы США ли шили в этой зоне Англию ее решаю щих позиций в области добычи нефти. Так, в 1937 году на долю США приходилось лишь около 13 процентов добычи ближневосточной нефти, а на долю Англии — более 80 процентов. Теперь же картина изменилась коренным образом: в 1956 году США контролировали 60 процентов добычи ближневосточной нефти, а Англия — около одной трети. Ближний Восток стал ареной на пряженной схватки между двумя странами, ослабевшими колониаль ными империями — Англией и Францией, — и новой, более силь ной, американской империей. Конеч но, и США, и Англия, и Франция едины в своем стремлении подавить движение арабских народов за на циональную свободу и независи мость. Но США хотят добиться этой цеди таким путем, чтобы -в итоге стать хозяином всех находящихся в данном районе нефтяных ресурсов и стратегических плацдармов, В результате провала англо-фран ко-израильской агрессии против Египта перевес США над своими соперниками усилился еще больше. Теперь, опираясь на новое соотно шение сил, США поставили в поря док дня задачу полного вытеснения Англии и Франции из зоны Ближ него и Среднего Востока. Нагляд ным тому подтверждением служит так называемая «доктрина Эйзен хауэра», согласно которой США на мереваются покрыть этот район сетью атомных баз, наводнить его своими войсками и в удобный мо мент начать из этого района агрес сивную войну. Проповедники «доктрины Эйзен хауэра» утверждают, будто она со действует... проведению в жизнь принципов ООН об уважении суве ренитета и независимости госу дарств и права народов на самооп ределение. Трудно представить -себе, на кого рассчитаны подобные ут верждения, ставящие всем очевид ные факты вверх ногами. Ведь в действительности «доктрина Эйзен хауэра» является грубейшим нару шением принципов ООН. Осущест вление этой доктрины было бы рав носильным ликвидации ООН, по скольку США захватили бы в свои руки неограниченные диктаторские права в данном районе земного ша ра и фактически лишили бы неза висимости целый ряд стран— членов Организации Объединенных Наций. «Доктрина Эйзенхауэра» служит наглядной иллюстрацией того, что именно США выступают теперь в роли главного оплота системы ко лониального гнета. Докладчик подчеркивает, что ан тагонизм между США и Англией, а также между США и Францией в со временных условиях достигает все большего накала. Правящие круги США хотят не только оттеснить сво их соперников. Их цель состоит в том, чтобы превратить Англию, а заодно и Францию, из «младших партнеров» в «старших вассалов». К этому надо добавить, что в по следнее время в капиталистическом мире все больше обостряются противоречия, связанные с залет ным возрастанием роли Западной Германии. Но некоторым важным показателям — и прежде всего по выплавке чугуна и стали — Запад ная Германия оставила позади Анг лию, не говоря уже о Франции, т. е. ■вышла на второе место в капита листическом мире, а по добыче ка менного угля она занимает третье место. Теперь Западная Германия явно нацелилась на то, чтобы и по экспорту оттеснить Англию и занять после США второе место. Таким образом, Федеративная Рес публика Германии уже выступает в роли сильного и опасного соперника Англии и Франции. Нельзя не видеть, что правящие англо-французские круги собствен ными 'руками способствуют усиле нию за их счет Западной Германии. На Дальнем Востоке одним из источников усиления противоречий в лагере капитализма является на ращивание сил Японией. В настоя щее время общий ищете ее про мышленного производства превы шает предвоенный уровень более чем в два раза. Япония упорно и на стойчиво стремится обеспечить рост экспорта, особенно в страны Азии, и потеснить своих конкурентов, в первую очередь Англию. В то же время растет решимость большин ства японского народа и некото рых влиятельных кругов Японии ос вободить страну от диктаторского контроля США и обеспечить ее не зависимое существование. Таким образом, на нынешнем эта пе имеет место значительное обо стрение противоречий между глав ными капиталистическими держа вами. Особенности мировой капита листической экономики всячески питают это обострение. Само разви тие капиталистической экономики идет очень неравномерно. Налицо либо приостановка, либо снижение темпов роста промышленного про изводства в ряде главных капита листических стран. Искусственное «взвинчивание конъюнктуры» пу тем гонки вооружений, создания больших государственных стратеги ческих запасов, нездорового увели чения потребительского кредита и продаж в рассрочку перестает да вать эффект, и действие непрелож ных законов развития капитали стического цикла становится все более ощутимым. Руководствуясь заботой о сохра нении и укреплении мира, прави тельство СССР, говорит далее Д. Т. Шепилов, считает своим долгом в современной сложной международ ной обстановке снова призвать на роды и правительства ж конструк тивным усилиям в интересах дела мира. В .настоящее время вопрос о том, куда, в каком направлении долж но пойти дальнейшее развитие меж дународных отношений, приобретает решающее значение. Общеизвестно, что правящие американские круги дают на этот вопрос свой опреде ленный ответ. Они выдвигают соб ственную схему международных отношений. Какие же элементы включает эта схема? Вот они: Соединенным Штатам Америки должна принадлежать «роль энер гичного руководства миром»; эта роль должна осуществляться на всех континентах земного шара; она должна основываться на непрерыв но растущей военной мощи США. Далее, согласно этой схеме, в мир© вообще существует лишь одна про блема безопасности, а именно — проблема безопасности Соединенных Штатов, Но так как в действитель ности им никто и нигде не угрожает, то авторы схемы придумали весьма оригинальную теорию так называе мой «взаимозависимости», согласно которой национальная безопасность США не может быть обеспечена, ес ли они не будут господствовать в Европе и Азии, на Ближнем Восто ке и в бассейне Тихого океана. Нельзя не видеть, что предлагае мый Соединенными Штатами «миро вой порядок» ведет не к урегули рованию международных отношений, а к искусственному обострению их. Он означает не мирное сосущество вание государств, принадлежащих к разным социальным системам, а разжигание «холодной войны», вме шательство во внутренние дела Дру гих стран, подрывную деятельность против социалистических госу дарств, а также против всех других стран, стоящих за укрепление мира. Разве могут быть хоть малейшие сомнения в том, что международные отношения, построенные в таком духе, были бы чреваты опасными осложнениями и конфликтами? Человечество жизненно заинтере совано в том, чтобы этого не слу чилось. Народы добиваются совер шенно иных международных отно шений. Они требуют, чтобы на ми ровой арене восторжествовал прин цип мирного сосуществования. В со ответствия с этим требованием Со ветское правительство в своей поли тике проявляет и будет проявлять величайшую выдержку, терпение и настойчивость. Оно не поддастся ни на какие провокации. Она ис пользует всякую возможность, что бы предотвратить новые осложне ния и конфликты. Оно продолжает настойчиво добиваться урегулирова- (Окончание на 2-й стр.).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz