Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

1 3 н ояб ря 1 9 5 7 г., X» 2 6 7 (1 0 2 0 )’ ЛЕНИНСКОЕ ЗТГЯМЯ V ЯГ ГЛ По о п ы ту лучш их св ек ловодов Н овый сп особ обработк и свек ­ лови чн ых плантац ий к ол хоз име­ ни Кали ни на Хл евен ского рай он а вп ервы е применил в п рошлом году. Р езу л ьтаты получились хо­ рошие. Н а у ч астк ах с м ехан и зи ­ рован ной букети ровкой ур ож ай состави л по 212 ц ен тн еров Кор­ ней с гек тар а. Там ж е, гд е п ро­ р ы вк а загущ ен н ы х всход ов п ро­ и звод и л ась вручн ую, бы ло со бр а­ но с гек тар а по 160 цен тн еров. Агроном к о л хо за т. Ц у ц аева под­ сч и тал а, что о бщ ая п р и бавк а у р о ж ая по к ол хозу в целом вы р ази л ась в 3280 ц ен тнерах. И наче говоря , к ол хоз д ал стран е дополн ительн о п о ч т и *3300 пудов сахар а. В нынешнем год у п лантац ии сахар н ой свеклы со ставл я л и 115 гек тар ов. Посев п роизвел и свое­ времен но, но по к аки м-то причи­ нам всходы не везд е получились равн омерн ы е. Вот тогд а и встал серьезн ый воп рос: к ак бы ть с ме­ хан и зи рован н ой букети ровкой ? Ведь д аж е в п еред овом по свек ­ л овод ству Д обри н ском рай он е н екоторы е к ол хозы не р еш аю тся при мен ять бук ети ровку на изре- женн ых всход ах. О тд ельн ы е чле­ ны п равлен и я к ол хоза, бри гад и ­ ры, д а и сам а т. Ц у ц аева были не прочь огр ан и ч и ться в этом год у ручной проры вкой. Но ре-1 шили п осоветоваться со звен ье­ выми. Те реши тельн о вы ск аза­ ли сь за букети ровку. — П усть гу сто та н асаж ден и й буд ет н есколько мен ьше, чем п реж де, — зая ви л а звен ьевая Н ин а Степ ан овн а З и бр ова, — зато корни свеклы получ атся гор азд о круп нее. Так ую ж е мы сл ь вы ск азал и многие Другие колхозн и ки . Их мнение ' о к азал о сь решающ и м . Вслед за м ехан и зи рован н ой ш а­ ровкой тр ак тор и сты Хлевенской МТС н ач ал и бук ети ровку сахар ­ ной свеклы . Р аботал и бы стро и доброк ач е ствен но, за к аж д ы й ден ь пло­ щ ад ь обработан н ы х п лантац ий увел и ч и вал ась на 15 — 17 гек та­ ров. В обшей сл ож н ости н ар езк а бук етов бы л а сд ел ан а за ш есть к ал ен дарн ы х дней. Всл ед за п роходом трак торн ы х к ул ьти ватор ов кол хозн и цы бы ст­ ро завер ш ал и н ач атое м ехан и за­ торам и сам ое н еотлож н ое д е л о - р азбор к у бук етов. В п осл едующ ее вр ем я к ал и ­ нинские свек л овод ы не осл абл я ­ ли своего вн им ани я к п л ан та­ циям. Они три ж ды произвели гл убокое моты ж ен и е м еж д у р я ­ дий тр ак торн ы ми оруди ями , а колхозн и цы н еодн ократн о ры хл и ­ ли тя п к ам и почву в р я д к ах и удал я л и сорняки . Своеврем ен н о провели уборку у р о ж ая и сд ач у его н а Борин- ский сахарн ы й заво д . В конце ок тя бр я подвел и итоги. Они об-> р ад овал и всех кол хозн и к ов и тр ак тор и стов. С к аж д ого и з 115 гек тар ов у р ож ай состави л в среднем по 217 ц ен тнеров. Пер- вен ство в соревн ован и и свек л о­ вод ов к о л хо за о д ер ж ал о звен о Нины Степ ан овн ы З и бр овой ; на п лощ ади в 15 гек тар ов оно п о­ лучил о по 305 ц ен тн еров корней с гек тар а. Второе место зан я л о звен о Марии Ти хон овны Зи бро вой, получившее 270-центнеровый урож ай . Вы и гр ав в у р ож ае, к ол хоз сэко' номил на механ и зи рован н ой бу­ кети ровке бол ьшое кол и чество трудодн ей , тем самы м зн ач и ­ тельн о удешеви л стои мость про­ дукции. — Теп ерь мы окон чательно убеди лись в неоспоримом преиму­ щ естве механ и зи рован н ой про ры вки сахар н ой свек л ы ,—у твер ж д аю т бри гади р к ол хоза Тихон Зи бр ов и агрон ом Мария Ц у ц ае­ ва.— В будущ ем год у будем еще полнее м ехан и зи р овать все тр у д о­ емкие п роцессы н а свеклови чн ы х п л ан тац и я х. Это п озвол и т ненз менно п овы ш ать у р ож ай свеклы , ещ е бол ее облегч и ть тр у д кол хозниц. А. ФЕД О Р О В В сор евн ующ ихся к о л х о за х Н е п е р в ы й год с о р е в н у ю т с я м е ж ­ д у собой к о л х о зы и м ен и С тал и н а и « З а в е т ы Л ен и н а» В ол ы н ского р ай о ­ н а. Это со р ев н о в ан и е п ер ер о сл о в н а ­ стоящ ую п р о и зв о д ств ен н у ю друж бу* В заи м о п р о в ер к и в ы п о л н е н и я п р и ­ н я т ы х с о ц и а л и с т и ч е с к и х о б я за ­ т е л ь с т в п р о в о д я тс я зд есь р е гу л я р н о п осл е за в е р ш е н и я о тд ел ь н ы х с е л ь ­ с к о х о зя й с т в е н н ы х к а м п а н и й . Д ел е­ га ц и и каж д о го и з со р ев н у ю щ и х ся к о л х о зо в , п р и е з ж а я д р у г к д р у гу , о ч ен ь д ц а т е л ь н о и зу ч а ю т в се х о р о ­ ш ее, и н т е р е с у ю т с я , к а к оно д о сти г­ н у т о , и с т р е м я т с я п е р е н я т ь п ередо­ вой оп ы т. П о -т о в а р и щ е с к и т а к т и ч ­ но. но в то ж е в р е м я п о -х о зя й с к и строго одна сто р о н а у к а з ы в а е т д р у ­ гой н а н ен о р м ал ьн о сти в вед ен и и х о з я й с т в а , д а е т с о в е т ы , к а к и х у с т р а н и т ь . Э тому у ста н о в л е н н о м у п р а в и л у не и зм ен и л и соседи и к о гд а п р о во ­ ди ли п р о в е р к у го то вн о сти ж и в о тн о ­ в о д ч е с к и х п ом ещ ен и й к зи м овке скота. П р ед сед ател ь к о л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» М и хаи л Г р и го р ьев и ч К а р а ­ банов с т а л п о к а зы в а т ь гостям и з со р ев н у ю щ ей ся се л ьх о за р т е л и в п ервую очеред ь н о вы е ж р т п ^ я о в о л - ч е с к и е п о м ещ ен и я. О чень п о н р а в и л ­ с я им к о р о в н и к , п о стр о ен н ы й в де­ р е в н е Т о л с т а я Д убрава. П о н р ав и л ся и сам к о р о в н и к , и ■ его роди льн ое п ом ещ ен и е, и .т е л я т н и к д л я по­ рож д ен н ого м о л о д н я к а. Б ы л а в ы ­ с к а за н а п о х в а л а и по п оводу того, что рядом п остр о ен ы си л осн ы е со­ о р у ж е н и я . — К орм уш ки к у д а л у ч ш е н аш и х! — п р и зн а л а с ь п р ед сед ател ь к о л х о ­ за и м ен и С тал и н а М. Д. Ш ар о ва. — В идно, у м ел ы е м а с т е р а их д ел ал и . — Н у что ж е , — говори т т. К а ­ р аб ан о в , — есл и п о н р а в и л и с ь н аш и к о р м у ш к и , п ом ож ем и вам т а к и е сд е л а т ь в новом к о р о в н и к е. П ри ­ ш л ем н аш его м астер а Ш у н ь к о в а . Он пом ож ет. Ч л ен ы д е л егац и и с бл аго д ар н о ­ стью п ри н и м аю т п р едл ож ен н ую по­ м ощ ь и со вету ю т соседям в новом ко р о в н и к е п ро вести п одвесную до­ ро гу , в н ед о и ть авто п о ен и е. — Это будет сдел ан о в б л и ж ай ­ ш ее в р ем я , — ' говори т М. Г. К а р а ­ бан ов. — П одвесн ую дорогу мы у ж е п ри обрел и . Н а д н я х п ри ед ут ----------------- $ й й В за и м о п р о в е р к а вы п ол н ен и я со ц и а л и ст и ч ес к и х о б я зат ел ь ст в ■» м е х а н и за т о р ы О стровской МТС, з а й ­ м у т с я м о н таж н ы м и работам и . В п ом ещ ен и и д л я н ово р о ж д ен ­ ного м о л о д н я к а го сти п о со вето вал и л у ч ш е за д е л а т ь ф рон тон и за м а за т ь щ елщ в к р ы ш е , где н еп л отн о п р и л е ­ гаю т д р * , к д р у гу л и с т ы ш и ф ер а. Этот со вет п р е д с е д а те л ь ко л х о за т. К ар аб ан о в т у т ж е п ер ед ал к а к у к а за н и е д л я н ем едл ен н ого и с п о л ­ н е н и я б р и гад и р у п ер во й к о м п л е к с ­ ной б р и гад ы А. Н . Б ор о д и н у . О см отрев все .с м е щ е н и я м олоч­ н о -т о в а р н ы х ф ерм , д е л е га ц и я и з к о л ­ х о за и м ен и С тал и н а п р и ш л а к в ы ­ воду, что с е л ь х о за р т е л ь к зи м овке в основном го то в а. П о м ещ ен и я х о ­ рош о оборуд ован ы , у т е п л е н ы . Но., отм ети в п о л о ж и тел ь н о е, п р о ­ вер я ю щ и е в то ж е в р е м я сер ьезн о к р и т и к о в а л и соседей за н и зкую п р о ­ д у к т и в н о с т ь „-й н о го ста д а . Б ы л и в с к р ы т ы п р и ч и н ы н и зк и х н адоев м о л о ка. Одной и з н и х я в л я е т с я то, что бр и гад и р ы к о м п л е к с н ы х бри гад у с т р а н и л и с ь от борьбы за у в е л и ч е ­ ни е н адоев м ол ока, п е р е д а в это дело у ч е т ч и к а м ф ерм . Н едостаточн о х о ­ рош о п о ставл ен о в ко л х о зе и к о рм л ен и е скота. — Б ы н е р е гу л я р н о п о д к ар м л и ­ ваете к о р о в ,— го в о р и т зо о тех н и к ко л х о за и м ен и С тал и н а т. А рхи п о­ ва. — Во вто р о й бри гад е м ы обн а­ р у ж и л и даж е ф а к ты , к о гд а ск о ту за д а в а л с я п лохо вы м ы ты й к а р т о ­ ф ел ь. Ж а л еете в ы и к о н ц е н т р а т ы . Л у ч ш а я д о я р к а к о л х о за и м ен и С тал и н а, д е п у т а т р а й с о в е т а т. Я н о ­ в а р а с с к а з а л а о своем м етоде р аб о ­ т ы и п о с о в е то в а л а, что сд е л а т ь д л я у в е л и ч е н и я н ад о ев м ол ока в к о л х о ­ зе « З а в е т ы Л ен и н а» . Н еплохо п одготовл ен ы к зим е с в и н а р н и к и . П ри осм отре и х п р о в е ­ р яю щ и е за и н т е р е с о в а л и с ь н о в ш ест­ вом : б а р д о х р ан и л и щ а со о р у ж ен ы в н у т р и п ом ещ ен и й . З о о тех н и к к ол ­ х о за т. А рхи п ова д етал ьн о р а зо б р а ­ л а с ь в их у стр о й ств е. О днако и на сви н оф ерм е и м ею тся н ед о статки . — У ч ьей это сви н о м атк и м ало Свинарка ордена Ленина колхоза имени Ильича Добринского рай­ она А. М. Аленичева получила за 9 месяцев этого года по 22 деловые поросенка от каждой свиноматки. На снимке: А. М. Аленичева дает поросятам минеральную под­ кормку. Фото Л. Черкашина. п о р о ся т? — ■ с п р о с и л а с в и н а р к а т. О корокова и з к о л х о за и м ен и С та­ л и н а . — У в а ш е й , — о тв е ти л а м олодая с в и н а р к а З и н а и д а К о р н еева. — К а к это « у н а ш е й » ? — п е р е ­ сп р о си л а О корокова. — И ли они у вас н е за к р е п л е н ы з а о тд ел ьн ы м и св и н ар к ам и ? О к а за л о сь , что ч е т ы р е с в и н а р к и « в м е с те » у х а ж и в а ю т за с в и н о м а т к а ­ м и . П р е д став и тел и с о р ев н у ю щ его ся к о л х о за у к а з а л и н а н еп р ав и л ь н у ю о р ган и зац и ю т р у д а . Т ов. О корокова, п о л у ч и в ш а я у ж е по 1 8 д ел о в ы х по­ р о ся т от к аж д о й с в и н о м атк и , р а с ­ с к а за л а , к а к т р и года том у н азад и х ко л х о з м ного п р о и гр ы в а л и з-за того, что в у ходе за сви н о п о го л о вь- ем ц а р и л а о б езл и ч к а. С ерьезн ой к р и т и к е п о д вер гл и п р о в ер я ю щ и е р у к о в о д и тел ей к о л х о ­ за « З а в е т ы Л ен и н а» за пл охое со­ сто ян и е п т и ц е в о д с т в а . П ти ч н и к п лохо оборуд ован . Н е у д о в л етв о р и ­ тел ьн о п о с т а в л е н уход за н е су ш к ам и . А вот п а с е к а этого к о л х о за , н а ­ оборот, очен ь п о н р а в и л а с ь соседям . Г ости у зн а л и , что он а д а л а к о л х о ­ зу больш ой доход, и р е ш и л и н еп р е­ м енно п р и с л а т ь сю да н а эк ск у р си ю своего п чел о во д а. П осле т щ а т е л ь н о й п р о в е р к и со­ сто ял о сь собран и е а к т и в а ко л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» . Ч л е н ы д е л егац и и р а с с к а з а л и со б р авш и м ся о свои х в п е ч а т л е н и я х . — Ж и в о тн о в о д ч еск и е п о м ещ ен и я у в а с доб ротн ы е, хорош о оборудо­ в а н ы и н еп л охо п о д го то вл ен ы к зи ­ м е ,— обобщ ила п р е д с е д а т е л ь к о л ­ х о за и м ен и С тал и н а т. Ш а р о в а .— Х орош ее п о л о ж ен и е у в а с и с к о р ­ м овой базой . А в о т п р о д у к ти вн о сть ск о та ещ е н и з к а я . Т е п е р ь в ы и м е­ ете все в о зм о ж н о сти д о гн ать н ас по п р о и зв о д ств у м о л о ка, я и ц и м я с а . Н а сл ед ую щ и й д ен ь д е л е га ц и я к о л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» п р и б ы л а с о тветн ы м ви зи то м в с е л ь х о за р ­ т е л ь и м ен и С тал и н а. Е е и н т е р е с о ­ в а л а не то л ьк о п о д го то вк а к зи м е, но и то, к а к соседи доб и ли сь в ы с о ­ к ой п р о д у к ти в н о с ти дойного стад а. Во в р е м я п р о в ер к и он и п о б ы вал и н а в с е х тр ех м о л о ч н о -то в ар н ы х ф ер м ах , н а сви н оф ерм е, осм отрели т е л я т н и к , п т и ч н и к , п ого во р и л и с кол х о зн ы м и ж и во тн о во д ам и . Осо­ бенно больш ой и н т е р е с п р и б ы в ш и е п р о я в и л и к п ти ц еф ер м е. О ни у д и в и ­ л и сь: н а п т и ч н и к е у с л о в и я н и ч у ть не л у ч ш е , чем у н и х , а р е зу л ь т а т ы трудн о с р а в н и т ь : соседи п о л у ч и л и 1 1 2 я и ц н а н е с у ш к у , а они — то л ьк о 3 4 . Р а зо б р а в ш и с ь в д е л а х п о гл у б ж е, п р е д с т а в и т е л и к о л х о за « З а в е т ы Л е­ н и н а» о тм ети л и , что, е с л и по п р о ­ д у к ти в н о сти ск о та со с е д н я я а р тел ь вп ер ед и , и у ,н е е е с ть ч ем у п о ­ у ч и т ь с я , то с п одготовкой к зим е соседи за п о зд а л и . В ко р о в н и к е т р е т ье й б р и гад ы , н а п р и м е р , не все рам ы за с т е к л е н ы , не у б р а н а и з п о ­ м ещ ен и я п р о с у ш е н н а я м ах о р к а . Не п о д ел ан ы к о р м у ш к и в новом к о ­ р о в н и к е п ер во й б р и гад ы ; н е доде­ л ан ы ко р м у ш к и в т е л я т н и к е т р е т ь ­ ей бри гад ы . Т о вар и щ ам и з к о л х о за и м ен и С тал и н а п р и ш л и сь п о к р а с н е т ь , но п р и н я т ь за м е ч а н и я . О дноврем енно они с о гл аси л и сь с п р ед л о ж ен и ем со р ев н у ю щ и х ся с н и м и то в ар и щ ей о том , что н а б уд ущ и й год им н еоб­ ходим о р а с ш и р и т ь с в и н а р н и к , и н а че н е л ь зя будет у в е л и ч и т ь п р о и з­ водство св и н и н ы . П осле п р о в е р к и со сто ял о сь р а с ­ ш и рен н ое собран и е кол хозн ого а к т и в а . * * * В В ол ы н ском р ай о н е п овсем естн о п рош л и п одобны е в заи м о п р о в ер к и . Они п ом огли у л у ч ш и т ь п одготовку ко л х о зо в к зи м о вке ск о та . Н . Ш А Ш К О В . .ай Группа студентов — передовиков учебы Ли­ пецкого педагогическо­ го института. Каждый из них имеет уже прак­ тический стаж работы. Слева направо: Л. М ед- вед ев — бывший мастер, офицер запаса, В. Ан­ ти п ов — бывший мастер Казацкого крахмало­ паточного завода, А. Ч ер к асова — в н ед ав­ нем прошлом учительни­ ца начальных классов, В. Ролдугин — оф и цер запаса, В. О чкален ко — бывший учитель началь­ ных классов. Фото В. Вол ч к ова. И у н у р у з а и з Л и пе цк ой о б ла ст и на ВСХ В Н а В сесою зн ой с е л ь с к о х о зя й с т в е н ­ н ой в ы с т а в к е п р о в о д и тс я в с есо ю з­ н ы й см отр д о сти ж ен и й в в ы р а щ и в а ­ н и и к у к у р у з ы н а зер н о . Н а см отр п р е д с т а в л е н о более 3 0 0 л у ч ш и х сор­ тов и ги бри д ов к у к у р у з ы в сн о п ах , п о ч а т к а х и зер н е, в ы р а щ и в а е м ы х к о л х о зам и , с о в х о зам и и н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ьс к и м и у ч р е ж д е н и я м и р а зл и ч н ы х р ай о н о в с т р а н ы . В сеобщ ее в н и м а н и е п р и в л е к а е т к у к у р у з а из Л и п ец к о й об л асти , в ы ­ р а щ е н н а я эл и тн о -сем ен о в о д ч еск и м свек л о со вх о зо м « П е т р о в с к и й » . В этом совх о зе н а д в у х г е к т а р а х бы л п о с е я н двой н ой м е ж л и н ей н ы й ги б ­ ри д « В И Р -4 2 » . Он д а л по 4 5 ц е н т ­ н ер о в з е р н а с ге к т а р а . Э к с п е р тн а я к о м и с с и я п р и с т у п и л а к о ц ен к е э к с п о н а то в . Х о зя й с т в а , об­ р а зц ы к о т о р ы х буд ут п р и зн а н ы л у ч ­ ш и м и , п о л у ч а т д и п л о м ы , зо л о ты е и се р е б р я н ы е м ед ал и , ц е н н ы е п о д ар к и . О ни буд ут у тв е р ж д е н ы т а к ж е у ч а с т ­ н и к а м и ВСХВ 1 9 5 8 года. Л. АПАРНИК О В, У передовых птицеводов П ередовы е п т и ч н и ц ы обл асти и з к о л х о за и м ен и К у й б ы ш ев а Л ебедян ­ ского в а й о н а М. М. З о то в а и Е . Д. К о ко р и н а с ч естью в ы п о л н я ю т свое о б я зател ь ств о — п о л у ч и ть за год я о 1 8 0 я и ц от к а ж д о й н е с у ш к и . Они у ж е п о л у ч и л и по 1 6 0 я и ц . З а счет о тк о р м а м олоды х п е т у ш ­ ков и в ы б р а к о в а н н ы х с т а р ы х к ур т т . Зо то ва и К о к о р и н а у ж е с д ал и го с у д а р с т в у около 2 0 0 п удов п т и ч ь ­ его м яса. С. СОЛОВЬЕВ. С л у ч айно с т ь и л и за кономе рно с т ь? (Р а зм ы ш л е н и я у т ел еви зо р а ) Этот вопрос задавали себе многие горожане, читая газетные статьи о приеме телевизионных передач в Ли­ пецке. Мнения на этот счет самые разнообразные. Большинство же, по­ жалуй, сходится на том, что теле­ визионный прием у нас дело случай­ ное и поэтому представляет интерес только для любителей. Они-де ис­ пытывают большое удовлетворение от самого факта приема, который, может, и случается раз или два в месяц. Действительно, Липецк находится в значительном удалении от дейст­ вующих телевизионных передатчи­ ков — Воронежского, Рязанского и Сталиногорского, поэтому для прие­ ма передач этих центров требуется тщательное выполнение правил мон­ тажа приемного пункта телевидения, применение сложной антенны и ан­ тенного усилителя. Если принять во внимание, что липецкие радио­ любители не имели никакого опыта в дальнем приеме телевидения, то их первые успешные эксперименты явились большим достижением. Теоретическая сторона вопроса дальнего приема телевизионных пе­ редач в настоящее время еще дале­ ко не изучена. Однако уже на осно­ ве известного опыта можно сказать, что до Липецка регулярно доходят телевизионные сигналы из Рязани и Воронежа. Более того, при высоте антенны в 25—30 метров и располо­ жении ее в возвышенной части горо­ да с отметками 140— 150 м антенна попадает в зону прямого луча Воро­ нежского телевизионного центра. При прямой видимости между ан­ теннами передатчика и приемника на ультракоротковолновом диапазо- Д е ч а т ь —в а г а с сы? П ре мии за расп ро странен ие га зет и журналов К олл екти вы свя зи сто в Д ол горук овск ого и Хвор остя н ск ого рай он ов усп ешн о выполни ли свои соц и али сти чески е о б я зате л ь ства в ч есть 40-й годовщи н ы Вели кого О к тя бря по п роведен и ю подписки н а газеты и ж у р ­ н алы н а 1958 г. О бл астн ое уп равл ен и е свя зи объ я ви л о бл агод ар н ость д ол горуковск и м и хворостян ск и м свя зи стам . Н ачал ьн и ку Д ол горук овск ой кон торы свя зи т. Р атьк о и н ач ал ьн и ку Хворостя н ск ой кон торы свя зи т. Д он гу зову вы ­ д ан ы премии по 400 рублей . Премии по 200 рублей пол учил и: рай орган и - зато р «С ою зп еч ати » Д ол горук овск ой кон торы свя зи т. Ми тин а, р ай ор га- н и затор «С ою зп еч ати » Хворостя н ск ой кон торы свя зи т. Н ови к ова, н ач ал ь­ ник отд ел ен и я свя зи Б. Сл еп уха Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Фи л атов, н а­ чал ьни к отд ел ен и я свя зи В. Л ом овец Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Кленни- ков, нач ал ьн и к отделен и я свя зи Д о л гу ш а Д ол горук овск ого р ай он а т. Л о- тар ев, нач ал ьн и к отделен и я свя зи со вхо за им. П ушки н а Хвор остя н ск ого р ай он а т. Тол к ал и н а, н ач ал ьн и к отделен и я свя зи К ор о бовк а Хвор остя н ­ ского р ай он а т. О ди нц ов, н ач ал ьн и к отд ел ен и я свя зи со вхо за «П р а вд а » т. К арел и н а. Премии по 100 рубл ей п ри суж ден ы общ ествен н ом у р асп ростран и телю к ол хо за «С о ветск ая Р о сси я » Д ол гор у к овск ого р ай он а т. К орови н у, общ е­ ствен н ому р асп ростран и телю к о л хо за имени К али н и н а Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Алехи ну, общ ествен н ом у р асп ростран и телю к о л хо за имени XX п ар тсъ еэд а Д ол гор у к овск ого р ай он а т. М оргач еву, общ ествен н ы м р асп ростран и тел я м Хворостя н ск ой м аши н н о-трак торн ой стан ци и тт. Фи- нагин у и Брякин ой . Театр „ С Т А Р И К " Постановка пьесы !М. Горького «Старик» в областном драматиче­ ском театре — значительное собы­ тие в культурной жизни Липецка. Дело в том, что это произведение незаслуженно забыто многими теат­ рами, считается «трудным для по­ становки». А наш театр «рискнул» (и, надо сказать, не напрасно) взяться за работу над этой пьесой. Философско-этическая драма Горь­ кого «Старик», написанная за 2 года до революционных событий Великого Октября (1915 г.), направлена про­ тив религиозного культа страдания, выдвинутого в творчестве Ф. М. Д о­ стоевского. В пьесе «Старик» Горь­ кий выступил против популярной в дореволюционной России теории «спасения души страданием», против идеологии реакционной интеллиген­ ции с ее ложным христианским гума­ низмом и религиозно-моральными предрассудками. В предисловии к пьесе Горький писал: «В пьесе,«Старик» я старался указать, как отвратителен человек, влюбленный в свое страдание, счи­ тающий, что оно дает ему право мести за все то, что ему пришлось перенести». ...Подрядчик-строитель Мастаков, в прошлом по ошибке осужденный за убийство и сосланный на каторгу, бежал и стал жить под вымышлен­ ной фамилией, достиг благосостоя­ ния и «вышел в люди». В начале спектакля мы видим Мастакова в торжественной обстановке по случаю окончания им строительства учили­ ща. Но радостное событие в жизни Мастакова омрачено обстоятельства­ ми, грозящими разоблачением его прошлого. Мастаков узнает «по гла­ зам» на паперти собора своего быв­ шего товарища по каторге Антона, отбывшего 12 лет наказания и пре­ вратившегося в Старика — «странни­ ка бродячей Руси». Семь лет искал ' Старик Мастакова, чтобы отомстить за свои страдания. Он постоянно угрожает Мастакову разоблачением прошлого, и тот, не видя выхода в борьбе против Старика и не желая капитулировать перед ним, кончает самоубийством. Показ постепенно нарастающего напряжения конфликта, столкнове­ ния характеров основных персона­ жей пьесы — вот задача, которая стояла перед исполнителями и кото­ рую театру в основном удалось вы­ полнить. Прежде всего, следует отметить талантливую игру артиста Д. Корса­ кова, создавшего очень выразитель­ ный образ Старика. Появлению его на сцене пред­ шествует ощущение смутной тревоги. Тревога эта звучит в речи Мастако­ ва (арт. В. Кобец), ощущение тре­ воги не покидает падчерицу Маста- кова Таню (арт. Е. Власова), кото­ рая ждет, чтобы «что-нибудь случи­ лось». Тревожное ожидание подчер­ кивается и другими средствами; за сценой звучит мотив песни «Послед­ ний нонешний денечек», а в первом акте Степаныч (арт. Ф. Толоцкий) напевает песенку: Сидит Ваня, между прочим, В распроклятой растюрьме... Такова обстановка, предшествую­ щая появлению Старика-Корсакова. И вот вступает на сцену его злове­ щая фигура. И уже до конца спек­ такля артист держит зрителя в по­ стоянном напряжении, приковывает внимание к своим действиям и по­ ведению, ни на минуту не дает за­ бывать о своем присутствии. Куль­ минационной выразительности до­ стигает артист Д. Корсаков в споре с Софьей Марковной (арт. Г. Кориц- кая) в третьем акте. Зритель неиз­ менно встречает эту сцену аплоди­ сментами, которые, разумеется, от­ носятся не к торжеству Старика над Софьей Марковной, а именно к исполнению актера, столь ярко и полно раскрывающего самое нутро черной фигуры Старика. Но, отмечая в целом удачное и мастерское исполнение роли Стари­ ка, нельзя не указать и на некото­ рые недостатки, мешающие всесто­ роннему показу этого сложнейшего образа. Актер иногда излишне су­ етлив, много действует и, по-види­ мому, слишком много заботится о том, чтобы показать Старика вызы­ вающим чувство отвращения. Это приводит к некоторому упрощению. Старик, по Горькому, значительно сложнее и многограннее, чем у Кор­ сакова. Он' умнее, у него незауряд­ ная воля. Именно поэтому он так и опасен для окружающих. Невольно приходит на память из­ вестная формула К. С. Станислав­ ского: «Когда играешь злого, ищи, где он добрый». Эта формула не при­ зывает, конечно, к тому, чтобы оправдывать действия Старика, по­ казывать его на сцене доброй и свет­ лой личностью. Но она, эта форму­ ла, могла бы помочь актеру правиль­ но подойти к созданию образа, ис­ пользовать все выразительные воз­ можности, не чернить весь образ только черной краской, а внести в него некоторый контраст, отчего убе­ дительнее и полнее могла бы рас­ крыться отрицательная сущность «злого». Думается, если бы артист уделил этой стороне больше внимания, об­ раз Старика в спектакле прозвучал бы еще сильнее. Великолепно исполнила роль Деви­ цы артистка М. Афонина. Внешне молчаливая, с «тупым животным ли­ цом» и неподвижными «мертвыми» глазами, Девица Афониной, совер­ шенно подавленная и подчиненная Стариком, скрывает в себе большую внутреннюю силу, скрывает с тем, чтобы однажды под влиянием окру­ жающих ее людей взбунтоваться. Артистка постепенно развивает этот образ. И чем ярче и не навязчивее она это делает, тем убедительнее и колоритнее становится этот образ, тем внимательнее следит за ней зри­ тель. Очень выразительна мизан­ сцена в четвертом акте, когда Деви­ ца под взглядом Старика движется к нему против своей воли, словно жертва, притягиваемая удавом. Мастаков и Софья Марковна в спектакле нашего театра отошли на второй план по сравнению со Стари­ ком и Девицей. Они в отличие от Д е­ вицы не оказывают активного про­ тиводействия Старику. Такая расста­ новка акцентов постановщиком спек­ такля главным режиссером театра заслуженным деятелем искусств РСФСР В. Н. Токаревым не подчер­ кивает в этой пьесе полемику Горь­ кого с Достоевским. И это нам пред­ ставляется оправданным. Однако мы придерживаемся мнения, что более яркий показ образов Мастакова и Софьи Марковны обогатил бы спектакль, не противореча замыслу режиссера. В образе Мастакова Горький вы­ ступил с идеей «духовного здоровья, бодрости, веры в творческие силы разума и воли». Широкой, талант­ ливой, жизнерадостной и способной созидать натурой представляется нам Мастаков по пьесе. К сожале­ нию, нельзя этого сказать о Маета- кове в спектакле. Маетаков-Кобец в борьбе со Стариком в сущности очень скоро и слишком легко при­ знает, что для него наступил неиз­ бежный крах, гибель. Заключитель­ ные слова Мастакова в четвертом акте: «Я спокойно говорю: я про­ пал», с таким же «успехом» могли бы прозвучать у Мастакова-Кобца, скажем, во втором акте в сцене первоначального появления Старика на сцене. Не помогают здесь и от­ дельные, решенные внешними прие­ мами сцены, когда Мастаков воз­ буждается в споре со Стариком и делается «страшным» (по ремарке Горького). Не убеждает в спектакле и Софья Марковна в исполнении артистки Г. Корицкой. Артистка слишком ров­ но и спокойно играет свою роль, не находит ярких выразительных средств для передачи душевного со­ стояния Софьи Марковны. Артистке не удается не только выразить в споре со Стариком свои идеи, свое мировоззрение, но и чувство любви к Мастакову. А ведь Софья Марков­ на должна бороться за Мастакова, за свою любовь, а следовательно, и за свои идеалы. Более значительным и интересным нам представляется исполнение роли Харитонова (арт. Л. Бляхер), хотя в решении этого образа также есть спорные моменты, когда, например, купец Харитонов трактуется лишь в комедийном и даже буффонном плане без подчеркивания в нем хищ­ нического начала. Своеобразно исполнение ролей За­ харовны (арт. Е. Воробьевская), Якова (арт. Е. Смирнов) и камен­ щика (арт. С. Андреев). Декоративно - худ ож ест в ен н о е оформление спектакля, выполненное художником А. Ф. Бобылкиным, пре­ дельно просто, настолько просто, что на первый взгляд пугает своей не­ привычной новизной и условностью. Но эта условность в данном случае не абстрактная. Художественное оформление спектакля ценно тогда, когда оно не отвлекает зрителя, а содействует выразительности драма­ тического действия, раскрытию со­ держания произведения. Оформле­ ние, решенное в этом спектакле на черном бархате, особенно кабинет Мастакова, помогает создать соот­ ветствие правды сценической обста­ новки правде переживаемых чувств. Пожалуй, единственный упрек, который можно высказать по пово­ ду декоративно • художественного оформления — это плохо установ­ ленный на сцене станок, по которому актеры ходят, как на пружинах, я совершенно не укрепленные и посто­ янно раскачивающиеся ворота. Все эти досадные «огрехи» отвлекают как зрителя, так, вероятно, и акте­ ров. Итак, в спектакле «Старик» нали­ цо как серьезные актерские удачи, так и менее удачное решение от­ дельных ролей. Но в целом поста­ новка относится к числу наиболее значительных работ театра. Заслуженный успех спектакля во многом определила четкая режис­ серская работа. Какую цель пресле­ довал режиссер постановкой спек­ такля? Ведь, если в спектакле поле­ мика Горького с Достоевским ото­ двинута на второй план, не нару­ шился ли идейный смысл произведе­ ния? По замыслу режиссера спек­ такль должен перебрасывать мостик в сегодняшний день. Потому и не заостряется полемика Горького < Достоевским, потому и подчерки вается в спектакле поражение Ста рика, разрыв (быть может, оконча­ тельный, а не на «пять минут») с ним Девицы, в которой просыпается че­ ловеческое и которая в финале не уходит вслед за Стариком в «ды'ру» а идет другой дорогой. Всеми этими приемами режиссер всячески ста рается развенчать мнимую силу Старика. Подобная режиссерская трактовка является следствием стремления сделать горьковское про­ изведение максимально понятным современному зрителю. И это вполне оправданно. Спектакль «Старик» заставляет зрителя сравнить показанное в нем с современной действительностью, показывает, как за 40 лет своего су­ ществования социалистический строй изменил не только облик страны, но и психологию, душу человека, под­ нял человеческое достоинство на небывалую высоту. В. ЛУТОВ. не считается, что хорошая связь га- рантирована. По­ этому, несмотря на н е б о л ь ш у ю мощность Воро-, нежского телеви­ зионного передат­ чика (0,5 квт), его сигналы можно надежно принимать по крайней мере на двух третях территории города. Передатчик Рязанской телевизи­ онной станции находится на более далеком расстоянии. Условия пря­ мой видимости здесь уже не соблю­ даются. Зато мощность Рязанской станции достаточно большая (2,5 квт) и это позволяет практиче­ ски вести прием и вне пределов пр^- мой видимости. Таким образом, удачи липецких любителей телевидения не являются случайными. Более того, долговре­ менные наблюдения за сигналами Рязанского и Воронежского передат­ чиков телевидения показали, что в любительских установках еще не все совершенно, что прием можно вести гораздо лучше. Это обстоятельство, наряду с под­ готовкой к строительству Липецкой телевизионной станции, явилось по­ водом к оборчтованию приемного телевизионного пункта при Липец-' ком облпроекте. На крыше здания была установлена двухэтажная пяТи- элементная вращающаяся антенна, выполненная по размерам, соответст­ вующим приему второго канала те­ левидения, в котором работают Во­ ронежский и Рязанский центры. Вы­ сота антенны над крышей — около 10 метров, от земли — около 30 м. Прием ведется на телевизионный приемник «Рубин», снабженный двухламповым Фабричным антенным усилителем УПТ-2. Установка была смонтирована пе­ ред октябрьским праздником. Сразу же после включения были п р и н я т ы передачи из Воронежа и Рязани. Сигналы были достаточно сильны, и иногда приемник работал удовлетво­ рительно даже без антенного усили­ теля. Были просмотрены передачи «Творческий вечер артистов МХАТ», футбольный матч с московского ста­ диона имени Ленина. В предоктябрьские дни были про- смотрены также кинокартины «Ле­ нин в Октябре», «Ленин в 1918 го­ ду», новые фильмы «Здесь жил Ле­ нин» и «Семья Ульяновых». С по­ мощью телевизора мы имели возмож­ ность послушать и посмотреть вечера' встреч старых большевиков Москвы, Воронежа. Утром 6 ноября без антенного уси­ лителя удалось посмотреть открытие юбилейной сессии Верховного Совета СССР, посвященное 40-летию Вели­ кой (Октябрьской социалистической революции, где с докладом выступил Н. С. Хрущев. В день великого праздника у экра­ на телевизора собрались сотрудники облпроекта. В 9 ч. 50 м. экран те­ левизора ожил, развернулась пано­ рама столицы нашей Родины — Мо­ сквы. По случаю праздника многие пред­ приятия города прекратили работу, и экран телевизора очистился от по­ мех. Качество приема стало отлич­ ным. ...Вот мы в центре столицы. Вид­ ны Кремлевские башни, Историче­ ский музей. На Манежной и Крас­ ной площадях выстроились ровные квадраты войсковых частей. На зда­ нии ГУМа огромный портрет Вла­ димира Ильича Ленина. Стрелки курантов приближаются к десяти часам. Мы видим, как на Мавзолей поднимаются руководители Советского государства, гости из дружественных республик. Рядом с тт. Булганиным, Ворошиловым—Мао Цзэ-дун, Хо Ши Мин и другие руко­ водители Коммунистических партий. Снимает шляпу, обращаясь к кому-то с приветствием Никита Сергеевич Хрущев. Часы на Спасской башне бьют десять. Маршал Советского Союза Мали­ новский на сверкающей машине объ­ езжает выстроенные на площадях воинские подразделения. ...Два часа у экрана телевизора проходят незаметно. Факты говорят за то, что телеви­ дение уже пришло в Липецк. Н. К О Ж ЕВН И К О В, инженер-телевизионщик. По материалам «Л енинского знамени» „Необъективная кри ти ка " Так называлась статья, опублико­ ванная в «Ленинском знамени». В ней была подвергнута критике ре­ дакция грязинской районной газеты «Ленинская искра», опубликовавшая без проверки, корреспонденцию ди­ ректора 'Матырской МТС А. Антоно­ ва, в которой критика колхоза «12-й Октябрь» была необоснованной. Редактор газеты «Ленинская ис­ кра» т. Зелепукин сообщил в редак­ цию, что статья обсуждалась на со­ вещании работников редакции рай­ онной газеты. Критика в адрес ре­ дакции признана справедливой. При­ няты меры, чтобы подобные ошибки в работе редакции не допускались.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz