Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
1 3 н ояб ря 1 9 5 7 г., X» 2 6 7 (1 0 2 0 )’ ЛЕНИНСКОЕ ЗТГЯМЯ V ЯГ ГЛ По о п ы ту лучш их св ек ловодов Н овый сп особ обработк и свек лови чн ых плантац ий к ол хоз име ни Кали ни на Хл евен ского рай он а вп ервы е применил в п рошлом году. Р езу л ьтаты получились хо рошие. Н а у ч астк ах с м ехан и зи рован ной букети ровкой ур ож ай состави л по 212 ц ен тн еров Кор ней с гек тар а. Там ж е, гд е п ро р ы вк а загущ ен н ы х всход ов п ро и звод и л ась вручн ую, бы ло со бр а но с гек тар а по 160 цен тн еров. Агроном к о л хо за т. Ц у ц аева под сч и тал а, что о бщ ая п р и бавк а у р о ж ая по к ол хозу в целом вы р ази л ась в 3280 ц ен тнерах. И наче говоря , к ол хоз д ал стран е дополн ительн о п о ч т и *3300 пудов сахар а. В нынешнем год у п лантац ии сахар н ой свеклы со ставл я л и 115 гек тар ов. Посев п роизвел и свое времен но, но по к аки м-то причи нам всходы не везд е получились равн омерн ы е. Вот тогд а и встал серьезн ый воп рос: к ак бы ть с ме хан и зи рован н ой букети ровкой ? Ведь д аж е в п еред овом по свек л овод ству Д обри н ском рай он е н екоторы е к ол хозы не р еш аю тся при мен ять бук ети ровку на изре- женн ых всход ах. О тд ельн ы е чле ны п равлен и я к ол хоза, бри гад и ры, д а и сам а т. Ц у ц аева были не прочь огр ан и ч и ться в этом год у ручной проры вкой. Но ре-1 шили п осоветоваться со звен ье выми. Те реши тельн о вы ск аза ли сь за букети ровку. — П усть гу сто та н асаж ден и й буд ет н есколько мен ьше, чем п реж де, — зая ви л а звен ьевая Н ин а Степ ан овн а З и бр ова, — зато корни свеклы получ атся гор азд о круп нее. Так ую ж е мы сл ь вы ск азал и многие Другие колхозн и ки . Их мнение ' о к азал о сь решающ и м . Вслед за м ехан и зи рован н ой ш а ровкой тр ак тор и сты Хлевенской МТС н ач ал и бук ети ровку сахар ной свеклы . Р аботал и бы стро и доброк ач е ствен но, за к аж д ы й ден ь пло щ ад ь обработан н ы х п лантац ий увел и ч и вал ась на 15 — 17 гек та ров. В обшей сл ож н ости н ар езк а бук етов бы л а сд ел ан а за ш есть к ал ен дарн ы х дней. Всл ед за п роходом трак торн ы х к ул ьти ватор ов кол хозн и цы бы ст ро завер ш ал и н ач атое м ехан и за торам и сам ое н еотлож н ое д е л о - р азбор к у бук етов. В п осл едующ ее вр ем я к ал и нинские свек л овод ы не осл абл я ли своего вн им ани я к п л ан та циям. Они три ж ды произвели гл убокое моты ж ен и е м еж д у р я дий тр ак торн ы ми оруди ями , а колхозн и цы н еодн ократн о ры хл и ли тя п к ам и почву в р я д к ах и удал я л и сорняки . Своеврем ен н о провели уборку у р о ж ая и сд ач у его н а Борин- ский сахарн ы й заво д . В конце ок тя бр я подвел и итоги. Они об-> р ад овал и всех кол хозн и к ов и тр ак тор и стов. С к аж д ого и з 115 гек тар ов у р ож ай состави л в среднем по 217 ц ен тнеров. Пер- вен ство в соревн ован и и свек л о вод ов к о л хо за о д ер ж ал о звен о Нины Степ ан овн ы З и бр овой ; на п лощ ади в 15 гек тар ов оно п о лучил о по 305 ц ен тн еров корней с гек тар а. Второе место зан я л о звен о Марии Ти хон овны Зи бро вой, получившее 270-центнеровый урож ай . Вы и гр ав в у р ож ае, к ол хоз сэко' номил на механ и зи рован н ой бу кети ровке бол ьшое кол и чество трудодн ей , тем самы м зн ач и тельн о удешеви л стои мость про дукции. — Теп ерь мы окон чательно убеди лись в неоспоримом преиму щ естве механ и зи рован н ой про ры вки сахар н ой свек л ы ,—у твер ж д аю т бри гади р к ол хоза Тихон Зи бр ов и агрон ом Мария Ц у ц ае ва.— В будущ ем год у будем еще полнее м ехан и зи р овать все тр у д о емкие п роцессы н а свеклови чн ы х п л ан тац и я х. Это п озвол и т ненз менно п овы ш ать у р ож ай свеклы , ещ е бол ее облегч и ть тр у д кол хозниц. А. ФЕД О Р О В В сор евн ующ ихся к о л х о за х Н е п е р в ы й год с о р е в н у ю т с я м е ж д у собой к о л х о зы и м ен и С тал и н а и « З а в е т ы Л ен и н а» В ол ы н ского р ай о н а. Это со р ев н о в ан и е п ер ер о сл о в н а стоящ ую п р о и зв о д ств ен н у ю друж бу* В заи м о п р о в ер к и в ы п о л н е н и я п р и н я т ы х с о ц и а л и с т и ч е с к и х о б я за т е л ь с т в п р о в о д я тс я зд есь р е гу л я р н о п осл е за в е р ш е н и я о тд ел ь н ы х с е л ь с к о х о зя й с т в е н н ы х к а м п а н и й . Д ел е га ц и и каж д о го и з со р ев н у ю щ и х ся к о л х о зо в , п р и е з ж а я д р у г к д р у гу , о ч ен ь д ц а т е л ь н о и зу ч а ю т в се х о р о ш ее, и н т е р е с у ю т с я , к а к оно д о сти г н у т о , и с т р е м я т с я п е р е н я т ь п ередо вой оп ы т. П о -т о в а р и щ е с к и т а к т и ч но. но в то ж е в р е м я п о -х о зя й с к и строго одна сто р о н а у к а з ы в а е т д р у гой н а н ен о р м ал ьн о сти в вед ен и и х о з я й с т в а , д а е т с о в е т ы , к а к и х у с т р а н и т ь . Э тому у ста н о в л е н н о м у п р а в и л у не и зм ен и л и соседи и к о гд а п р о во ди ли п р о в е р к у го то вн о сти ж и в о тн о в о д ч е с к и х п ом ещ ен и й к зи м овке скота. П р ед сед ател ь к о л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» М и хаи л Г р и го р ьев и ч К а р а банов с т а л п о к а зы в а т ь гостям и з со р ев н у ю щ ей ся се л ьх о за р т е л и в п ервую очеред ь н о вы е ж р т п ^ я о в о л - ч е с к и е п о м ещ ен и я. О чень п о н р а в и л с я им к о р о в н и к , п о стр о ен н ы й в де р е в н е Т о л с т а я Д убрава. П о н р ав и л ся и сам к о р о в н и к , и ■ его роди льн ое п ом ещ ен и е, и .т е л я т н и к д л я по рож д ен н ого м о л о д н я к а. Б ы л а в ы с к а за н а п о х в а л а и по п оводу того, что рядом п остр о ен ы си л осн ы е со о р у ж е н и я . — К орм уш ки к у д а л у ч ш е н аш и х! — п р и зн а л а с ь п р ед сед ател ь к о л х о за и м ен и С тал и н а М. Д. Ш ар о ва. — В идно, у м ел ы е м а с т е р а их д ел ал и . — Н у что ж е , — говори т т. К а р аб ан о в , — есл и п о н р а в и л и с ь н аш и к о р м у ш к и , п ом ож ем и вам т а к и е сд е л а т ь в новом к о р о в н и к е. П ри ш л ем н аш его м астер а Ш у н ь к о в а . Он пом ож ет. Ч л ен ы д е л егац и и с бл аго д ар н о стью п ри н и м аю т п р едл ож ен н ую по м ощ ь и со вету ю т соседям в новом ко р о в н и к е п ро вести п одвесную до ро гу , в н ед о и ть авто п о ен и е. — Это будет сдел ан о в б л и ж ай ш ее в р ем я , — ' говори т М. Г. К а р а бан ов. — П одвесн ую дорогу мы у ж е п ри обрел и . Н а д н я х п ри ед ут ----------------- $ й й В за и м о п р о в е р к а вы п ол н ен и я со ц и а л и ст и ч ес к и х о б я зат ел ь ст в ■» м е х а н и за т о р ы О стровской МТС, з а й м у т с я м о н таж н ы м и работам и . В п ом ещ ен и и д л я н ово р о ж д ен ного м о л о д н я к а го сти п о со вето вал и л у ч ш е за д е л а т ь ф рон тон и за м а за т ь щ елщ в к р ы ш е , где н еп л отн о п р и л е гаю т д р * , к д р у гу л и с т ы ш и ф ер а. Этот со вет п р е д с е д а те л ь ко л х о за т. К ар аб ан о в т у т ж е п ер ед ал к а к у к а за н и е д л я н ем едл ен н ого и с п о л н е н и я б р и гад и р у п ер во й к о м п л е к с ной б р и гад ы А. Н . Б ор о д и н у . О см отрев все .с м е щ е н и я м олоч н о -т о в а р н ы х ф ерм , д е л е га ц и я и з к о л х о за и м ен и С тал и н а п р и ш л а к в ы воду, что с е л ь х о за р т е л ь к зи м овке в основном го то в а. П о м ещ ен и я х о рош о оборуд ован ы , у т е п л е н ы . Но., отм ети в п о л о ж и тел ь н о е, п р о вер я ю щ и е в то ж е в р е м я сер ьезн о к р и т и к о в а л и соседей за н и зкую п р о д у к т и в н о с т ь „-й н о го ста д а . Б ы л и в с к р ы т ы п р и ч и н ы н и зк и х н адоев м о л о ка. Одной и з н и х я в л я е т с я то, что бр и гад и р ы к о м п л е к с н ы х бри гад у с т р а н и л и с ь от борьбы за у в е л и ч е ни е н адоев м ол ока, п е р е д а в это дело у ч е т ч и к а м ф ерм . Н едостаточн о х о рош о п о ставл ен о в ко л х о зе и к о рм л ен и е скота. — Б ы н е р е гу л я р н о п о д к ар м л и ваете к о р о в ,— го в о р и т зо о тех н и к ко л х о за и м ен и С тал и н а т. А рхи п о ва. — Во вто р о й бри гад е м ы обн а р у ж и л и даж е ф а к ты , к о гд а ск о ту за д а в а л с я п лохо вы м ы ты й к а р т о ф ел ь. Ж а л еете в ы и к о н ц е н т р а т ы . Л у ч ш а я д о я р к а к о л х о за и м ен и С тал и н а, д е п у т а т р а й с о в е т а т. Я н о в а р а с с к а з а л а о своем м етоде р аб о т ы и п о с о в е то в а л а, что сд е л а т ь д л я у в е л и ч е н и я н ад о ев м ол ока в к о л х о зе « З а в е т ы Л ен и н а» . Н еплохо п одготовл ен ы к зим е с в и н а р н и к и . П ри осм отре и х п р о в е р яю щ и е за и н т е р е с о в а л и с ь н о в ш ест вом : б а р д о х р ан и л и щ а со о р у ж ен ы в н у т р и п ом ещ ен и й . З о о тех н и к к ол х о за т. А рхи п ова д етал ьн о р а зо б р а л а с ь в их у стр о й ств е. О днако и на сви н оф ерм е и м ею тся н ед о статки . — У ч ьей это сви н о м атк и м ало Свинарка ордена Ленина колхоза имени Ильича Добринского рай она А. М. Аленичева получила за 9 месяцев этого года по 22 деловые поросенка от каждой свиноматки. На снимке: А. М. Аленичева дает поросятам минеральную под кормку. Фото Л. Черкашина. п о р о ся т? — ■ с п р о с и л а с в и н а р к а т. О корокова и з к о л х о за и м ен и С та л и н а . — У в а ш е й , — о тв е ти л а м олодая с в и н а р к а З и н а и д а К о р н еева. — К а к это « у н а ш е й » ? — п е р е сп р о си л а О корокова. — И ли они у вас н е за к р е п л е н ы з а о тд ел ьн ы м и св и н ар к ам и ? О к а за л о сь , что ч е т ы р е с в и н а р к и « в м е с те » у х а ж и в а ю т за с в и н о м а т к а м и . П р е д став и тел и с о р ев н у ю щ его ся к о л х о за у к а з а л и н а н еп р ав и л ь н у ю о р ган и зац и ю т р у д а . Т ов. О корокова, п о л у ч и в ш а я у ж е по 1 8 д ел о в ы х по р о ся т от к аж д о й с в и н о м атк и , р а с с к а за л а , к а к т р и года том у н азад и х ко л х о з м ного п р о и гр ы в а л и з-за того, что в у ходе за сви н о п о го л о вь- ем ц а р и л а о б езл и ч к а. С ерьезн ой к р и т и к е п о д вер гл и п р о в ер я ю щ и е р у к о в о д и тел ей к о л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» за пл охое со сто ян и е п т и ц е в о д с т в а . П ти ч н и к п лохо оборуд ован . Н е у д о в л етв о р и тел ьн о п о с т а в л е н уход за н е су ш к ам и . А вот п а с е к а этого к о л х о за , н а оборот, очен ь п о н р а в и л а с ь соседям . Г ости у зн а л и , что он а д а л а к о л х о зу больш ой доход, и р е ш и л и н еп р е м енно п р и с л а т ь сю да н а эк ск у р си ю своего п чел о во д а. П осле т щ а т е л ь н о й п р о в е р к и со сто ял о сь собран и е а к т и в а ко л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» . Ч л е н ы д е л егац и и р а с с к а з а л и со б р авш и м ся о свои х в п е ч а т л е н и я х . — Ж и в о тн о в о д ч еск и е п о м ещ ен и я у в а с доб ротн ы е, хорош о оборудо в а н ы и н еп л охо п о д го то вл ен ы к зи м е ,— обобщ ила п р е д с е д а т е л ь к о л х о за и м ен и С тал и н а т. Ш а р о в а .— Х орош ее п о л о ж ен и е у в а с и с к о р м овой базой . А в о т п р о д у к ти вн о сть ск о та ещ е н и з к а я . Т е п е р ь в ы и м е ете все в о зм о ж н о сти д о гн ать н ас по п р о и зв о д ств у м о л о ка, я и ц и м я с а . Н а сл ед ую щ и й д ен ь д е л е га ц и я к о л х о за « З а в е т ы Л ен и н а» п р и б ы л а с о тветн ы м ви зи то м в с е л ь х о за р т е л ь и м ен и С тал и н а. Е е и н т е р е с о в а л а не то л ьк о п о д го то вк а к зи м е, но и то, к а к соседи доб и ли сь в ы с о к ой п р о д у к ти в н о с ти дойного стад а. Во в р е м я п р о в ер к и он и п о б ы вал и н а в с е х тр ех м о л о ч н о -то в ар н ы х ф ер м ах , н а сви н оф ерм е, осм отрели т е л я т н и к , п т и ч н и к , п ого во р и л и с кол х о зн ы м и ж и во тн о во д ам и . Осо бенно больш ой и н т е р е с п р и б ы в ш и е п р о я в и л и к п ти ц еф ер м е. О ни у д и в и л и сь: н а п т и ч н и к е у с л о в и я н и ч у ть не л у ч ш е , чем у н и х , а р е зу л ь т а т ы трудн о с р а в н и т ь : соседи п о л у ч и л и 1 1 2 я и ц н а н е с у ш к у , а они — то л ьк о 3 4 . Р а зо б р а в ш и с ь в д е л а х п о гл у б ж е, п р е д с т а в и т е л и к о л х о за « З а в е т ы Л е н и н а» о тм ети л и , что, е с л и по п р о д у к ти в н о сти ск о та со с е д н я я а р тел ь вп ер ед и , и у ,н е е е с ть ч ем у п о у ч и т ь с я , то с п одготовкой к зим е соседи за п о зд а л и . В ко р о в н и к е т р е т ье й б р и гад ы , н а п р и м е р , не все рам ы за с т е к л е н ы , не у б р а н а и з п о м ещ ен и я п р о с у ш е н н а я м ах о р к а . Не п о д ел ан ы к о р м у ш к и в новом к о р о в н и к е п ер во й б р и гад ы ; н е доде л ан ы ко р м у ш к и в т е л я т н и к е т р е т ь ей бри гад ы . Т о вар и щ ам и з к о л х о за и м ен и С тал и н а п р и ш л и сь п о к р а с н е т ь , но п р и н я т ь за м е ч а н и я . О дноврем енно они с о гл аси л и сь с п р ед л о ж ен и ем со р ев н у ю щ и х ся с н и м и то в ар и щ ей о том , что н а б уд ущ и й год им н еоб ходим о р а с ш и р и т ь с в и н а р н и к , и н а че н е л ь зя будет у в е л и ч и т ь п р о и з водство св и н и н ы . П осле п р о в е р к и со сто ял о сь р а с ш и рен н ое собран и е кол хозн ого а к т и в а . * * * В В ол ы н ском р ай о н е п овсем естн о п рош л и п одобны е в заи м о п р о в ер к и . Они п ом огли у л у ч ш и т ь п одготовку ко л х о зо в к зи м о вке ск о та . Н . Ш А Ш К О В . .ай Группа студентов — передовиков учебы Ли пецкого педагогическо го института. Каждый из них имеет уже прак тический стаж работы. Слева направо: Л. М ед- вед ев — бывший мастер, офицер запаса, В. Ан ти п ов — бывший мастер Казацкого крахмало паточного завода, А. Ч ер к асова — в н ед ав нем прошлом учительни ца начальных классов, В. Ролдугин — оф и цер запаса, В. О чкален ко — бывший учитель началь ных классов. Фото В. Вол ч к ова. И у н у р у з а и з Л и пе цк ой о б ла ст и на ВСХ В Н а В сесою зн ой с е л ь с к о х о зя й с т в е н н ой в ы с т а в к е п р о в о д и тс я в с есо ю з н ы й см отр д о сти ж ен и й в в ы р а щ и в а н и и к у к у р у з ы н а зер н о . Н а см отр п р е д с т а в л е н о более 3 0 0 л у ч ш и х сор тов и ги бри д ов к у к у р у з ы в сн о п ах , п о ч а т к а х и зер н е, в ы р а щ и в а е м ы х к о л х о зам и , с о в х о зам и и н а у ч н о - и с с л е д о в а т е л ьс к и м и у ч р е ж д е н и я м и р а зл и ч н ы х р ай о н о в с т р а н ы . В сеобщ ее в н и м а н и е п р и в л е к а е т к у к у р у з а из Л и п ец к о й об л асти , в ы р а щ е н н а я эл и тн о -сем ен о в о д ч еск и м свек л о со вх о зо м « П е т р о в с к и й » . В этом совх о зе н а д в у х г е к т а р а х бы л п о с е я н двой н ой м е ж л и н ей н ы й ги б ри д « В И Р -4 2 » . Он д а л по 4 5 ц е н т н ер о в з е р н а с ге к т а р а . Э к с п е р тн а я к о м и с с и я п р и с т у п и л а к о ц ен к е э к с п о н а то в . Х о зя й с т в а , об р а зц ы к о т о р ы х буд ут п р и зн а н ы л у ч ш и м и , п о л у ч а т д и п л о м ы , зо л о ты е и се р е б р я н ы е м ед ал и , ц е н н ы е п о д ар к и . О ни буд ут у тв е р ж д е н ы т а к ж е у ч а с т н и к а м и ВСХВ 1 9 5 8 года. Л. АПАРНИК О В, У передовых птицеводов П ередовы е п т и ч н и ц ы обл асти и з к о л х о за и м ен и К у й б ы ш ев а Л ебедян ского в а й о н а М. М. З о то в а и Е . Д. К о ко р и н а с ч естью в ы п о л н я ю т свое о б я зател ь ств о — п о л у ч и ть за год я о 1 8 0 я и ц от к а ж д о й н е с у ш к и . Они у ж е п о л у ч и л и по 1 6 0 я и ц . З а счет о тк о р м а м олоды х п е т у ш ков и в ы б р а к о в а н н ы х с т а р ы х к ур т т . Зо то ва и К о к о р и н а у ж е с д ал и го с у д а р с т в у около 2 0 0 п удов п т и ч ь его м яса. С. СОЛОВЬЕВ. С л у ч айно с т ь и л и за кономе рно с т ь? (Р а зм ы ш л е н и я у т ел еви зо р а ) Этот вопрос задавали себе многие горожане, читая газетные статьи о приеме телевизионных передач в Ли пецке. Мнения на этот счет самые разнообразные. Большинство же, по жалуй, сходится на том, что теле визионный прием у нас дело случай ное и поэтому представляет интерес только для любителей. Они-де ис пытывают большое удовлетворение от самого факта приема, который, может, и случается раз или два в месяц. Действительно, Липецк находится в значительном удалении от дейст вующих телевизионных передатчи ков — Воронежского, Рязанского и Сталиногорского, поэтому для прие ма передач этих центров требуется тщательное выполнение правил мон тажа приемного пункта телевидения, применение сложной антенны и ан тенного усилителя. Если принять во внимание, что липецкие радио любители не имели никакого опыта в дальнем приеме телевидения, то их первые успешные эксперименты явились большим достижением. Теоретическая сторона вопроса дальнего приема телевизионных пе редач в настоящее время еще дале ко не изучена. Однако уже на осно ве известного опыта можно сказать, что до Липецка регулярно доходят телевизионные сигналы из Рязани и Воронежа. Более того, при высоте антенны в 25—30 метров и располо жении ее в возвышенной части горо да с отметками 140— 150 м антенна попадает в зону прямого луча Воро нежского телевизионного центра. При прямой видимости между ан теннами передатчика и приемника на ультракоротковолновом диапазо- Д е ч а т ь —в а г а с сы? П ре мии за расп ро странен ие га зет и журналов К олл екти вы свя зи сто в Д ол горук овск ого и Хвор остя н ск ого рай он ов усп ешн о выполни ли свои соц и али сти чески е о б я зате л ь ства в ч есть 40-й годовщи н ы Вели кого О к тя бря по п роведен и ю подписки н а газеты и ж у р н алы н а 1958 г. О бл астн ое уп равл ен и е свя зи объ я ви л о бл агод ар н ость д ол горуковск и м и хворостян ск и м свя зи стам . Н ачал ьн и ку Д ол горук овск ой кон торы свя зи т. Р атьк о и н ач ал ьн и ку Хворостя н ск ой кон торы свя зи т. Д он гу зову вы д ан ы премии по 400 рублей . Премии по 200 рублей пол учил и: рай орган и - зато р «С ою зп еч ати » Д ол горук овск ой кон торы свя зи т. Ми тин а, р ай ор га- н и затор «С ою зп еч ати » Хворостя н ск ой кон торы свя зи т. Н ови к ова, н ач ал ь ник отд ел ен и я свя зи Б. Сл еп уха Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Фи л атов, н а чал ьни к отд ел ен и я свя зи В. Л ом овец Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Кленни- ков, нач ал ьн и к отделен и я свя зи Д о л гу ш а Д ол горук овск ого р ай он а т. Л о- тар ев, нач ал ьн и к отделен и я свя зи со вхо за им. П ушки н а Хвор остя н ск ого р ай он а т. Тол к ал и н а, н ач ал ьн и к отделен и я свя зи К ор о бовк а Хвор остя н ского р ай он а т. О ди нц ов, н ач ал ьн и к отд ел ен и я свя зи со вхо за «П р а вд а » т. К арел и н а. Премии по 100 рубл ей п ри суж ден ы общ ествен н ом у р асп ростран и телю к ол хо за «С о ветск ая Р о сси я » Д ол гор у к овск ого р ай он а т. К орови н у, общ е ствен н ому р асп ростран и телю к о л хо за имени К али н и н а Д ол гор у к овск ого р ай он а т. Алехи ну, общ ествен н ом у р асп ростран и телю к о л хо за имени XX п ар тсъ еэд а Д ол гор у к овск ого р ай он а т. М оргач еву, общ ествен н ы м р асп ростран и тел я м Хворостя н ск ой м аши н н о-трак торн ой стан ци и тт. Фи- нагин у и Брякин ой . Театр „ С Т А Р И К " Постановка пьесы !М. Горького «Старик» в областном драматиче ском театре — значительное собы тие в культурной жизни Липецка. Дело в том, что это произведение незаслуженно забыто многими теат рами, считается «трудным для по становки». А наш театр «рискнул» (и, надо сказать, не напрасно) взяться за работу над этой пьесой. Философско-этическая драма Горь кого «Старик», написанная за 2 года до революционных событий Великого Октября (1915 г.), направлена про тив религиозного культа страдания, выдвинутого в творчестве Ф. М. Д о стоевского. В пьесе «Старик» Горь кий выступил против популярной в дореволюционной России теории «спасения души страданием», против идеологии реакционной интеллиген ции с ее ложным христианским гума низмом и религиозно-моральными предрассудками. В предисловии к пьесе Горький писал: «В пьесе,«Старик» я старался указать, как отвратителен человек, влюбленный в свое страдание, счи тающий, что оно дает ему право мести за все то, что ему пришлось перенести». ...Подрядчик-строитель Мастаков, в прошлом по ошибке осужденный за убийство и сосланный на каторгу, бежал и стал жить под вымышлен ной фамилией, достиг благосостоя ния и «вышел в люди». В начале спектакля мы видим Мастакова в торжественной обстановке по случаю окончания им строительства учили ща. Но радостное событие в жизни Мастакова омрачено обстоятельства ми, грозящими разоблачением его прошлого. Мастаков узнает «по гла зам» на паперти собора своего быв шего товарища по каторге Антона, отбывшего 12 лет наказания и пре вратившегося в Старика — «странни ка бродячей Руси». Семь лет искал ' Старик Мастакова, чтобы отомстить за свои страдания. Он постоянно угрожает Мастакову разоблачением прошлого, и тот, не видя выхода в борьбе против Старика и не желая капитулировать перед ним, кончает самоубийством. Показ постепенно нарастающего напряжения конфликта, столкнове ния характеров основных персона жей пьесы — вот задача, которая стояла перед исполнителями и кото рую театру в основном удалось вы полнить. Прежде всего, следует отметить талантливую игру артиста Д. Корса кова, создавшего очень выразитель ный образ Старика. Появлению его на сцене пред шествует ощущение смутной тревоги. Тревога эта звучит в речи Мастако ва (арт. В. Кобец), ощущение тре воги не покидает падчерицу Маста- кова Таню (арт. Е. Власова), кото рая ждет, чтобы «что-нибудь случи лось». Тревожное ожидание подчер кивается и другими средствами; за сценой звучит мотив песни «Послед ний нонешний денечек», а в первом акте Степаныч (арт. Ф. Толоцкий) напевает песенку: Сидит Ваня, между прочим, В распроклятой растюрьме... Такова обстановка, предшествую щая появлению Старика-Корсакова. И вот вступает на сцену его злове щая фигура. И уже до конца спек такля артист держит зрителя в по стоянном напряжении, приковывает внимание к своим действиям и по ведению, ни на минуту не дает за бывать о своем присутствии. Куль минационной выразительности до стигает артист Д. Корсаков в споре с Софьей Марковной (арт. Г. Кориц- кая) в третьем акте. Зритель неиз менно встречает эту сцену аплоди сментами, которые, разумеется, от носятся не к торжеству Старика над Софьей Марковной, а именно к исполнению актера, столь ярко и полно раскрывающего самое нутро черной фигуры Старика. Но, отмечая в целом удачное и мастерское исполнение роли Стари ка, нельзя не указать и на некото рые недостатки, мешающие всесто роннему показу этого сложнейшего образа. Актер иногда излишне су етлив, много действует и, по-види мому, слишком много заботится о том, чтобы показать Старика вызы вающим чувство отвращения. Это приводит к некоторому упрощению. Старик, по Горькому, значительно сложнее и многограннее, чем у Кор сакова. Он' умнее, у него незауряд ная воля. Именно поэтому он так и опасен для окружающих. Невольно приходит на память из вестная формула К. С. Станислав ского: «Когда играешь злого, ищи, где он добрый». Эта формула не при зывает, конечно, к тому, чтобы оправдывать действия Старика, по казывать его на сцене доброй и свет лой личностью. Но она, эта форму ла, могла бы помочь актеру правиль но подойти к созданию образа, ис пользовать все выразительные воз можности, не чернить весь образ только черной краской, а внести в него некоторый контраст, отчего убе дительнее и полнее могла бы рас крыться отрицательная сущность «злого». Думается, если бы артист уделил этой стороне больше внимания, об раз Старика в спектакле прозвучал бы еще сильнее. Великолепно исполнила роль Деви цы артистка М. Афонина. Внешне молчаливая, с «тупым животным ли цом» и неподвижными «мертвыми» глазами, Девица Афониной, совер шенно подавленная и подчиненная Стариком, скрывает в себе большую внутреннюю силу, скрывает с тем, чтобы однажды под влиянием окру жающих ее людей взбунтоваться. Артистка постепенно развивает этот образ. И чем ярче и не навязчивее она это делает, тем убедительнее и колоритнее становится этот образ, тем внимательнее следит за ней зри тель. Очень выразительна мизан сцена в четвертом акте, когда Деви ца под взглядом Старика движется к нему против своей воли, словно жертва, притягиваемая удавом. Мастаков и Софья Марковна в спектакле нашего театра отошли на второй план по сравнению со Стари ком и Девицей. Они в отличие от Д е вицы не оказывают активного про тиводействия Старику. Такая расста новка акцентов постановщиком спек такля главным режиссером театра заслуженным деятелем искусств РСФСР В. Н. Токаревым не подчер кивает в этой пьесе полемику Горь кого с Достоевским. И это нам пред ставляется оправданным. Однако мы придерживаемся мнения, что более яркий показ образов Мастакова и Софьи Марковны обогатил бы спектакль, не противореча замыслу режиссера. В образе Мастакова Горький вы ступил с идеей «духовного здоровья, бодрости, веры в творческие силы разума и воли». Широкой, талант ливой, жизнерадостной и способной созидать натурой представляется нам Мастаков по пьесе. К сожале нию, нельзя этого сказать о Маета- кове в спектакле. Маетаков-Кобец в борьбе со Стариком в сущности очень скоро и слишком легко при знает, что для него наступил неиз бежный крах, гибель. Заключитель ные слова Мастакова в четвертом акте: «Я спокойно говорю: я про пал», с таким же «успехом» могли бы прозвучать у Мастакова-Кобца, скажем, во втором акте в сцене первоначального появления Старика на сцене. Не помогают здесь и от дельные, решенные внешними прие мами сцены, когда Мастаков воз буждается в споре со Стариком и делается «страшным» (по ремарке Горького). Не убеждает в спектакле и Софья Марковна в исполнении артистки Г. Корицкой. Артистка слишком ров но и спокойно играет свою роль, не находит ярких выразительных средств для передачи душевного со стояния Софьи Марковны. Артистке не удается не только выразить в споре со Стариком свои идеи, свое мировоззрение, но и чувство любви к Мастакову. А ведь Софья Марков на должна бороться за Мастакова, за свою любовь, а следовательно, и за свои идеалы. Более значительным и интересным нам представляется исполнение роли Харитонова (арт. Л. Бляхер), хотя в решении этого образа также есть спорные моменты, когда, например, купец Харитонов трактуется лишь в комедийном и даже буффонном плане без подчеркивания в нем хищ нического начала. Своеобразно исполнение ролей За харовны (арт. Е. Воробьевская), Якова (арт. Е. Смирнов) и камен щика (арт. С. Андреев). Декоративно - худ ож ест в ен н о е оформление спектакля, выполненное художником А. Ф. Бобылкиным, пре дельно просто, настолько просто, что на первый взгляд пугает своей не привычной новизной и условностью. Но эта условность в данном случае не абстрактная. Художественное оформление спектакля ценно тогда, когда оно не отвлекает зрителя, а содействует выразительности драма тического действия, раскрытию со держания произведения. Оформле ние, решенное в этом спектакле на черном бархате, особенно кабинет Мастакова, помогает создать соот ветствие правды сценической обста новки правде переживаемых чувств. Пожалуй, единственный упрек, который можно высказать по пово ду декоративно • художественного оформления — это плохо установ ленный на сцене станок, по которому актеры ходят, как на пружинах, я совершенно не укрепленные и посто янно раскачивающиеся ворота. Все эти досадные «огрехи» отвлекают как зрителя, так, вероятно, и акте ров. Итак, в спектакле «Старик» нали цо как серьезные актерские удачи, так и менее удачное решение от дельных ролей. Но в целом поста новка относится к числу наиболее значительных работ театра. Заслуженный успех спектакля во многом определила четкая режис серская работа. Какую цель пресле довал режиссер постановкой спек такля? Ведь, если в спектакле поле мика Горького с Достоевским ото двинута на второй план, не нару шился ли идейный смысл произведе ния? По замыслу режиссера спек такль должен перебрасывать мостик в сегодняшний день. Потому и не заостряется полемика Горького < Достоевским, потому и подчерки вается в спектакле поражение Ста рика, разрыв (быть может, оконча тельный, а не на «пять минут») с ним Девицы, в которой просыпается че ловеческое и которая в финале не уходит вслед за Стариком в «ды'ру» а идет другой дорогой. Всеми этими приемами режиссер всячески ста рается развенчать мнимую силу Старика. Подобная режиссерская трактовка является следствием стремления сделать горьковское про изведение максимально понятным современному зрителю. И это вполне оправданно. Спектакль «Старик» заставляет зрителя сравнить показанное в нем с современной действительностью, показывает, как за 40 лет своего су ществования социалистический строй изменил не только облик страны, но и психологию, душу человека, под нял человеческое достоинство на небывалую высоту. В. ЛУТОВ. не считается, что хорошая связь га- рантирована. По этому, несмотря на н е б о л ь ш у ю мощность Воро-, нежского телеви зионного передат чика (0,5 квт), его сигналы можно надежно принимать по крайней мере на двух третях территории города. Передатчик Рязанской телевизи онной станции находится на более далеком расстоянии. Условия пря мой видимости здесь уже не соблю даются. Зато мощность Рязанской станции достаточно большая (2,5 квт) и это позволяет практиче ски вести прием и вне пределов пр^- мой видимости. Таким образом, удачи липецких любителей телевидения не являются случайными. Более того, долговре менные наблюдения за сигналами Рязанского и Воронежского передат чиков телевидения показали, что в любительских установках еще не все совершенно, что прием можно вести гораздо лучше. Это обстоятельство, наряду с под готовкой к строительству Липецкой телевизионной станции, явилось по водом к оборчтованию приемного телевизионного пункта при Липец-' ком облпроекте. На крыше здания была установлена двухэтажная пяТи- элементная вращающаяся антенна, выполненная по размерам, соответст вующим приему второго канала те левидения, в котором работают Во ронежский и Рязанский центры. Вы сота антенны над крышей — около 10 метров, от земли — около 30 м. Прием ведется на телевизионный приемник «Рубин», снабженный двухламповым Фабричным антенным усилителем УПТ-2. Установка была смонтирована пе ред октябрьским праздником. Сразу же после включения были п р и н я т ы передачи из Воронежа и Рязани. Сигналы были достаточно сильны, и иногда приемник работал удовлетво рительно даже без антенного усили теля. Были просмотрены передачи «Творческий вечер артистов МХАТ», футбольный матч с московского ста диона имени Ленина. В предоктябрьские дни были про- смотрены также кинокартины «Ле нин в Октябре», «Ленин в 1918 го ду», новые фильмы «Здесь жил Ле нин» и «Семья Ульяновых». С по мощью телевизора мы имели возмож ность послушать и посмотреть вечера' встреч старых большевиков Москвы, Воронежа. Утром 6 ноября без антенного уси лителя удалось посмотреть открытие юбилейной сессии Верховного Совета СССР, посвященное 40-летию Вели кой (Октябрьской социалистической революции, где с докладом выступил Н. С. Хрущев. В день великого праздника у экра на телевизора собрались сотрудники облпроекта. В 9 ч. 50 м. экран те левизора ожил, развернулась пано рама столицы нашей Родины — Мо сквы. По случаю праздника многие пред приятия города прекратили работу, и экран телевизора очистился от по мех. Качество приема стало отлич ным. ...Вот мы в центре столицы. Вид ны Кремлевские башни, Историче ский музей. На Манежной и Крас ной площадях выстроились ровные квадраты войсковых частей. На зда нии ГУМа огромный портрет Вла димира Ильича Ленина. Стрелки курантов приближаются к десяти часам. Мы видим, как на Мавзолей поднимаются руководители Советского государства, гости из дружественных республик. Рядом с тт. Булганиным, Ворошиловым—Мао Цзэ-дун, Хо Ши Мин и другие руко водители Коммунистических партий. Снимает шляпу, обращаясь к кому-то с приветствием Никита Сергеевич Хрущев. Часы на Спасской башне бьют десять. Маршал Советского Союза Мали новский на сверкающей машине объ езжает выстроенные на площадях воинские подразделения. ...Два часа у экрана телевизора проходят незаметно. Факты говорят за то, что телеви дение уже пришло в Липецк. Н. К О Ж ЕВН И К О В, инженер-телевизионщик. По материалам «Л енинского знамени» „Необъективная кри ти ка " Так называлась статья, опублико ванная в «Ленинском знамени». В ней была подвергнута критике ре дакция грязинской районной газеты «Ленинская искра», опубликовавшая без проверки, корреспонденцию ди ректора 'Матырской МТС А. Антоно ва, в которой критика колхоза «12-й Октябрь» была необоснованной. Редактор газеты «Ленинская ис кра» т. Зелепукин сообщил в редак цию, что статья обсуждалась на со вещании работников редакции рай онной газеты. Критика в адрес ре дакции признана справедливой. При няты меры, чтобы подобные ошибки в работе редакции не допускались.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz