Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я Я января Ш>7 г., № 26 (779) ! Страница новатора № 1 Грандиозные задачи стоят перед тружениками промышленности, транспорта и строек в шестой пяти летке. На базе новой техники и передового опыта тре буется резко увеличить выпуск продукции, ускорить темпы промышленного и жилищного строительства, увеличить про пускную способность железных дорог. Вместе со всем советским народом настойчиво борются за претворение в жизнь решений исторического XX съезда КПСС и трудящиеся нашей области. Стране надо много металла, тракторов и других машин. Однако, как отметил декабрьский Пленум ЦК КПСС, на предприятиях металлургической, машиностроительной про мышленности и других отраслей народного хозяйства все еще недостаточно используются имеющиеся богатые резер- вы. Пленум указал на необходимость всемерно развивать творческую инициативу и активность масс в борьбе за тех нический прогресс, всячески поддерживать все новое, пере довое, прогрессивное. В этом — залог успешного выполне ния повышенных обязательств, взятых коллективами пред приятий в соревновании за достойную встречу 40-й годовщи ны Великого Октябоя. О славных делах новаторов и о том, что мешает дости жению еще больших успехов, рассказывают на этой стра нице сами передовики производства. Такие страницы газе та «Ленинское знамя» будет печатать периодически. Товарищи рационализаторы! Шлите нам больше материа лов о своих новшествах. Пишите, как воплощаются в жизнь ваши творческие замыслы. творцы ☆ ☆ К объединенным усилиям новаторов Эффективные методы каменной кладки Партия и Правительство неодно кратно обращали внимание строите лей на необходимость эффективного использования строительных мате риалов. Одним из действенных методов экономии стройматериалов являются многорядная система перевязки ка менной кладки и облегченные клад ки. Преимущества многорядной клад ки перед цепной общеизвестны. Ее нужно в полном объеме возобновить в нашем городском и сельском стро ительстве. Остановлюсь более подробно на облегченных кладках в малоэтаж ном городском строительстве, осо бенно в колхозном и индивидуаль ном, как наиболее простых, всем до ступных и экономичных. Широкого распространения заслуживает клад ка по системе русского инженера Герарда. Суть ее заключается в сле- . дующем. Общая толщина наружных стен— 38 сантиметров, т. е. в полтора кир пича. Отека кладется из двух ложковых кир пичей с оставлением посредине зазора в 12 сантиметров, который заполняется рыхлящи ми материалами: гра нулированным домен ным шлаком или мел ким угольным шлаком и любой золой; зазор можно засыпать также древесными опилками и торфяной крошкой. Последние необходимо актисептир о в а т ь — пропитывать раство ром фтористого нат рия. Перевязка крайних стенок делается тыч ковыми кирпичами на том же растворе, что и кладка стен, или ме таллическими скоба- системы Герарда лишь тем, что че рез каждые 3— 5 ложковых рядов на общих стенках кладется тычковый ряд, а середина заполняется теп лым ^бетоном, который готовится из бдной части известкового теста и трех — четырех частей шлака. Ес ли вместо извести применяется це мент, то такую кладку можно вести в многоэтажном строительстве. Тол щина стен— 51 сантиметр (рис. 2). Забыта в нашей области и кир пично-засыпная кладка системы По- пова-Орлянкина. Она ведется так же, как и кирпично-бетонная, но вместо бетона между кирпичными стенками на высоту 4 рядов засы пают гранулированный или уголь ный шлак. Стены между собой пе ревязывают тычковыми рядами, как показано на рис. 3. Поверхность за сыпки шлака покрывают известко вым молоком. Кладка с засыпками по системе Герарда и Попова-Орлянкина допу- Кпадка по системе Ъерарда Скоба Кирпично -бетонная кладка Сл.СЗ р и с 1 | 25 см | теплый Кирпично-засыпная кладка рис 2 Г 8 гз ш о/*- _ а н в 1 51см рис 3 ми. Скобы могут быть из круглого скается для стен высотой до 2 эта- железа диаметром 8— 4 миллиметра или обручного железа. Кладка ст - ны начинается и кончается тычко выми рядами на теплом растворе, т. е. одна часть вяжущего материа ла и три части шлакового песка. По теплопроводности кладка по системе Герарда толщиной 38 сан тиметров соответствует толщине стены в 51 сантиметр, сложенной из красного или силикатного кир пича. Порядок кладки и конструк ция скоб изображены на чертеже (рис. 1). Большую выгоду приносит кир пично-бетонная кладка по системе Попова. Эта кладка отличается от жей, Она приносит большой эффект. Прежде всего расход кирпича и ра створа уменьшается на 20— 60 про центов; на столько же снижается-вес стен и. следовательно, сокращаются расходы на транспортировку мате риалов; вместо дорогостоящего кир пича и раствора широко применя ются шлаки, зола, опилки, торфяная крошка. Облегченные кладки должны най ти широкое применение в жилищ ном, особенно в индивидуальном и сельскохозяйственном строитель стве. С. ТАМБОВЦЕВ, инженер-строитель. В энергетическую лабораторию цеха контрольно-измерительных приборов и автоматики Новолипец кого металлургического завода из доменного цеха принесли очередную пачку диаграмм с регистрирующих приборов. Здесь, в умелых руках планиметристов, диаграммы расска жут о тех сложных процессах, ко торые произошли за минувшие сут ки. Подсчитают по ним и расход материалов. Начальник лаборатории инженер Степан Дмитриевич Жидков, про сматривая диаграммы, задержал на одной из них свой взгляд. Эуо была диаграмма с буревого сигнализатора портального крана. Беспрерывно идет доменный про цесс. Беспрерывно работает и кран, обеспечивая подачу в вагон-весы материалов. Занимая собой большую площадь, кран представляет хоро шую мишень для ветра. При боль шой скорости ветра он может быть выбит с места и даже повален. Чтобы этого не случилось, на еа: мой верхней точке крана установ лен прибор — буревой сигнализа тор. При скорости ветра свыше 15 метров в секунду срабатывает реле прибора и включается звуковая си рена. При дальнейшем усилении ветра включаются автоматические захваты, и кран как бы приковы вается к рельсам, по которым он совершает передвижение. И тогда уж никакая сила не сдвинет его е места. Жидков заметил, что на диаграм ме много произвольных штрихов, которые вызывались не порывами ветра, а какими-то пока еще неиз вестными причинами. Выяснением этих причин занялся бригадир рас ходомерной группы Дмитрий Мат веевич Некрасов. Он несколько раз внимательно наблюдал за характе ром работы прибора во время дви жения крана. Вскоре Некрасов пришел к такому заключению: при бор, несмотря на его хорошую чув ствительность, имел недостаток. Кольцевые весы, положенные в его основу, хорошо реагировали на из мерение силы ветра и на всякое перемещение крана. Но движение крана вызывало раскачивание кольцевых весов, отсюда и получа лись произвольные, никому не нуж ные штрихи. Теперь, когда была разгадана эта неясность, Некрасов задумался над созданием нового прибора, на который бы не влияли никакие посторонние помехи. Основная трудность заключалась в том, чтобы прибор был предельно прост в изготовлении и эксплуата ции. И Некрасов блестяще спра вился с этой задачей. В заводском БРИЗ’е внимательно ознакомились с его эскизами и одобрили ценное предложение. Прибор вскофе был изготовлен и собран самим Некра совым. В его основу Дмитрий Мат веевич положил поплавковый рас ходомер с масляным заполнением. Так был создан новый прибор, гарантирующий безаварийную ра боту крана. Новатор Некрасов принадлежит к числу тех людей, которые никогда не довольствуются достигнутым. Долгое время машинисты паровоз душной станции жаловались на то, что имеющийся у них прибор рас хода воздуха на доменные печи ра ботает нечувствительно, причем малый его габарит требовал от ма шинистов постоянного зрительного напряжения. И тут на помощь ма шинистам пришел Некрасов. Много вариантов пришлось перепробовать, прежде чем идея стала воплощаться в жизнь. И все-таки Дмитрий Мат веевич создал прибор высокого клас са точности. Теперь с любого угол ка машинного зала можно увидеть большой экран, изготовленный из матового стекла. На экране круп ным шрифтом нанесены деления, через линзу направляется полоска света, а линза с лампочкой соедине на непосредственно с указателем расходомера. Даже небольшое изме нение расхода воздуха на экране показывается хорошо. Это дает ма- У с п е х Захлестнут Водопадом Поздравлений, Мужским объятьем, Криками девчат,— Тебе кричат, Что ты почти что гений, Что нет сомнений, Все тебе кричат! И лишь один Стоит у самой двери. Он молча Принимает твой успех... О том, Что он сочувствует и верит, Он говорил — В отличие от всех — Еще тогда, Когда над чертежами Склонялся ты С кровинкой на губе, • Когда глушил ты Черный чай ночами И сомневался ^ Чуточку в себе... Михаил НАЙДИЧ. шиниетам возможность своевремен но делать необходимые поправки в режиме работы. Среди рационализаторов цеха кон трольно-измерительных приборов и автоматики заслуженным авторите том пользуется также мастер по производственным процессам домен ного цеха Николай Алексеевич Ко стенко. Результат его творческих поисков — 16 рационализаторских предложений, уже внедренных в производство. Вот наиболее значи тельные из них. Трубопровод, идущий от доменной печи, в зоне дросселя загрязнялся. Для его чистки требовалось много труда и времени. Над механизаци ей процесса и задумался новатор. Не один вечер просидел он над чер тежами и расчетами. Наконец, ре шение было найдено. Сейчас очист ка трубопровода производятся авто матически — автоматом, созданным т. Костенко. Его же руками создан прибор— регистратор работы конусов доменных печей. Изменение конст рукции сигнализатора разности дав лений позволило наиболее точно судить о процессах, совершающих ся в доменных печах. Портрет т. Костенко вот уже не сколько лет подряд не сходят с дос ки лучших рационализаторов за-* вода. Многие рабочие цеха ведут на стойчивую борьбу за технический прогресс. Из 80 человек, работаю щих в цехе, около 30 — рациона лизаторы. Творческое содружество рабочих, инженеров и техников способствует развитию инициативы масс, повы шает их активность в борьбе за со вершенствование производства. Включившись в социалистическое соревшвание за достойную встре чу 40-й годовщины Великого Ок тября, коллектив Новолипецкого металлургического завода обязался дать в 1957 году сверх плана про дукции на 1 миллион рублей; повы сить производительность труда про тив плана на 1 процент; сэконо мить ;4 ТЫСЯЧИ ТОНН РУДЫ, 2 ТЫСЯ-| чи тонн кокса; выплавить вз сэко номленных материалов 2 тысячи тонн чугуна, улучшить коэффици ент использования полезного объе ма доменных печей. В решение этих задач внесут свой вклад наши рационализаторы и новаторы про изводства — неутомимые творцы технического прогресса. С ЛОГУНОВ, электрослесарь Новолипецкого металлургического завода. Т Высокостейкие резцы Главная тема моей рационализа торской работы — это совершенст вование режущего инструмента. На заводе я внедрил уже свыше 20 кон струкций резцов, многие из которых принесли немалый экономический эффект. Недавно я сконструировал новые, более стойкие резцы, о ко торых. главным образом, и хочу рас сказать. Большую ценность представляет резец с углом наклона в 30 граду сов и стружколомной канавкой. Он иепытан при обработке ряда деталей и г/оказал положительные результа ты. Во-первых, резец может рабо тать без переточки 8— 10 рабочих смен, т. е. 940— 970 минут машин ного времени вместо 60— 90 минут Плавки без футеровки Металлургический цех. Короткая тишина. Время смены. У завалоч ной машины, стоящей возле тиглей, в которых только что выплавили сплав № 3, собрались плавильщи ки. Одни из них, хорошо потрудив шись, перекуривают перед уходом в душевую, другие, увлекшись спо ром, не замечают, что пора уже приступать к работе. — Ну как, Володя, пла-вил без футеровки? — спросил бригадир Писарев у только что сменившего ся бригадира Ткаченко. — Плавил, — неопределенно от ветил тот. — Все три плавки? — удивился Писарев. — Нет, Петро, только одну... — Почему же? — Да, видишь ли. инструкции пока нет и приказа тоже. К тому же опасно, по-моему. Уйдет вот плавка, тогда заговоришь по-ино му... — Правильно, — вмешалась в разговор мастер смены Полина Фе доровна Захарова.— Писареву я тоже больше не разрешу плавить без фу теровки. — Полина Федоровна! — сказал задетый за живое бригадир пла вильщиков Орлов. — Неужели вы забыли, что горнмсаж или корка, образующаяся во время плавления, то же, что и футеровка, если даже не лучше? Плавить без футеровки должны! 30 плавок сплавили — результат отличный. Разве это не доказательство? Но мастер был неумолим. ...Узнав, что П. Ф. Захарова не разрешает плавить без футеровки, Писарев пошел к заместителю на чальника цеха и доложил об этом. Тот посмотрел в упор на бригадира, поправил очки и, вытащив из жур нала три стандартных листа, отпе чатанных на машинке, подал их Писареву. — Иди, Петро, плавь, — улыб нулся заместитель, — а Захаровой скажи, что инструкция и приказ есть! Собрав всех членов бригады, Пи сарев предварительно предупредил их о том, что плавить будут по- вовому. — Посмотрим, кто был прав, — заметил при этом Писарев и начал расставлять членов бригады.— Ты, Леня, иди на заготовку пгахты, — сказал он плавильщику Ситнико ву, — а Бессонов будет работать со мной на тиглях... Не прошло и двух часов, как шихта была готова. С подготовкой тиглей было еще проще. Их больше футеровать не надо. Вытащив плав ки, Писарев заровнял ямы, насыпал магнезита и установил сразу все тигли. На все это ушло несколько минут. Приступили к первой плавке. Бессонов заправлял шлаковые ямы, а Писарев, включив завалочную ма шину, наблюдал за ходом плавки. Шихта, поступавшая в тигель, вспыхивала ярким пламенем и, превращаясь в расплавленную мас су, растекалась по всем тиглям — ровно идет планка! Сделав неболь шую выдержку, Бессонов открыл летку. Из тигля с большим напором ударила ярко-красная струя шлака. Кверху устремилось облако газов. В цехе стало светло, словно произошла сильная вспышка магния. Вот Пи сарев достает из тигля ложку ме талла для пробы: есть плавка! Незаметно сплавили вторую и третью плавки. Свободного времени до конца смены оставалось более двух часов. Так Писарев еще раз подтвердил практикой, что предло жение, внесенное им и Орловым,— плавить без футеровки — сулит ог ромные выгоды. А ценность нового метода заклю чается вот в чем. Раньше на Футе ровку тигля шло 60 кирпичей, а теперь всего лишь 4— 5 штук. Го довой экономический эффект данно го предложения составляет около 100 тысяч рублей. Новшество довольно интересное. Если не отразится на извлечении ведущего элемента, то оно позво лит, кроме того, высвободить одного человека в каждой бригаде, а так же площадь тигля. Следовательно, это может дать лишнюю плавку в смену, да еще с увеличением шихты процентов на 10! При внедрении этого предложения на заводе немало было кривотолков. Многие, даже опытные специалисты доказывали, что из этой затеи ни чего не выйдет. Но Писарев опрг верг эти мнения. И. ХОВАНСКИХ, плавильщик Липецкого завода ферросплавов. прежних резцов. Во-вторых, нали чие стружколомной канавки созда ет дробление стружки, что является необходимым условием безопасности труда для станочников. Долгое время у станочников пер вого отделения цеха шас си Т. Тихоновой и Т. Со коловой получалась слив ная стружка. Даже резцы со стружколомным порож ком не обеспечивали дроб ление стружки. Она за вивалась и создавала серь езную угрозу безопасно сти работы. Станочники часто получали травмы и, наконец, потребовали от начальника отделе н и я т. Ботова и заместителя начальника цеха т. Перву шина создать нормальные условия для работы. Этого нельзя было решить, не изменив конструкцию рез цов. Начальник техбюро цеха т. Цимбаленко и т. Первушин обратились ко просьбой создать такие которые при обработке деталей одно временно дробили бы и стружку. Эту работу я выполнил. Создан ный мною резец со стружколомной канавкой (чертеж внизу) коренным образом отличается от ранее приме рам. Следует, однако, сказать, что в отделе главного технолога завода почему-то медлят с заказом на их изготовление. Вообще на заводе еще не изжиты факты пренебрежительного отноше- Ранее прим енявш и еся р е з ц ы СтрцжкозавиЗотель мне С иезцы, Р е з ц ы , § предложенные т. ПопобыМ пившихся резцов (верхний чертеж). Новый резец дробит стружку при различной глубине резания — от 2 до 10 миллиметров, а также при обработке деталей из разных марок сталей. Станочники рады этим рез- ния к предложениям новаторов. Че го стоит, например, «история» с созданием новой конструкции под держивающего кронштейна для зу бофрезерных станков «Комсомолец», предложенной мною в соавторстве с мастером т. Тормышевым? Вначале главный механик заво да т. Степанов и его заместитель т. Поля ков отклонили наше предложение, как не обоснованное. Тогда мы сами изготовили опыт ный образец крон штейна и показали его заместителям глав ного технолога тт. Дае- ну и Ратнеру и зам. -датаого и нже н е р а т. Николаеву. Они поддержали новшество. Наконец, одобрил на ше предложение и за водской технический совет, который реко мендовал т. Степанову внедрить новые крон штейны на всех стан ках. Но т. Степанов и сейчас верея себе: он дал указание внедрить кронштейны лишь при фрезеровании шестерен с малыми модулями. Ф. ПОПОВ, мастер Липецкого тракторного завода. В творческом содружестве В сборочном цехе Липецкого станкостроительного завода пос ле работы часто остаются два молодых производственника. Это неутомимые новаторы, творцы технического прогресса, извест ные всему заводу слесарь сбор ки Демьян Демьянозич Березняк и недавно назначенный замести телем начальника цеха Виктор Алексеевич Иванов. Сперва т. Березняк вносил мел кие предложения. В последнее же время он стал задумываться над конструктивными изменения ми. Девять предложений подал он только в 1956 году, из них 6 принято к внедрению в произ водство. Вот путь одного его ра ционализаторского предложения. Второй год завод выпускает то карные станки марки 1А-62. В комплекте станка есть гидроко пировальный суппорт, который обеспечивает выточку деталей по заданному шаблону. С трудом производится установка резца на этом * суппорте, сложна техноло гия узла. «Но разве нельзя это сделать иначе, проще, удоб нее?»—задумался Березняк. И вот он переносит рукоятку с нониусом на середину каретки. На заседании БРИЗ'а главный инженер завода т. Говоруха под держал поданную Березняком мысль. Новшество скоро будет внедрено в производство. Оно принесет немалый эффект. Одно го только чугуна будет сэконом лено 3,5 килограмма на каждом изделии, значительно уменьшает ся стоимость и трудоемкость гидросуппорта. Виктор Алексеевич Иванов ра ботает на заводе всего лишь около четырех месяцев. Но за этот короткий срок он успел по дать уже 13 ценных предложе ний, из которых 10 находятся в стадии внедрения и одно пред ложение уже внедрено. Ему, инженеру, окончившему Воро нежский сельскохозяйственный институт, легче, чем другим, за ниматься рационализацией. Ион горячо взялся за Это дело, вме сте с тем оказывая большую по мощь товарищам. Многие свои предложения он разработал в содружестве с т. Березняком. М. МАЗУР. На |мне: рационализаторы станкозавода В. А. Иванов и Д. Д. Березняк за разработкой измененной конструкции гидро- суппорта. Фото Л. Черкашина. За уплотненную погрузну свеклы На свеклопогрузочных станциях Елецкого отделения дороги, значи тельная часть которых находится на территории нашей области, сейчас скопилось свеклы до 10 тысяч ва гонов. Отгрузить ее предстоит в те чение ближайших двух— трех меся цев. Однако отгрузка идет крайне медленно — не хватает вагонов. Чтобы обойтись мейыпим количе ством вагонов, ее необходимо гру зить только уплотненным способом. Находясь недавно на станциях Данков и Рождество по обмену опы том уплотненной загрузки вагонов, я обратил внимание на то, что уста новленная техническая норма за грузки свеклой четырехосных полу вагонов систематически не выпол няется. Средняя загрузка таких ва гонов колеблется в пределах 45'— 46 тонн вместо 47 тонн по норме. Там при загрузке я увидел, что по лувагоны загружались только на уровне с бортами. Я попросил доба вить еще по три ковша, и когда эти полувагоны по моему предложению загрузили с «шапкой», т. е. выше уровня бортов примерно на 30— 40 сантиметров, то это сразу увеличило загрузку каждого полувагона на 3— 4 тонны. Сохранность груза в пути следования была полностью обеспечена. После загрузки пяти четырехос ных полувагонов таким способом экономится один двухосный вагон. Загрузку полувагонов свеклой можно увеличить еще на 2— 3 тон ны, но для этого нужно устранить некоторые помехи, мешающие уплот ненной загрузке вагонов. Как изве стно, свеклу грузят механическим путем — тракторной лопатой. Чем с большей высоты падает свекла, тем лучше она утрамбовывается. Поэто му тракторные лопаты должны быть установлены на площадке, находя щейся на уровне пола вагона. Е со жалению, на многих наших стан циях площадки не только низки, но на ряде станций они совершенно от сутствуют. Необходимо, чтобы такие площад ки на свеклопунктах были построе ны. Они несложные и мало требуют затрат. Отсутствие их приводит к тому, что часть свеклы при погруз ке падает на землю, «шапка» нара щивается вручную, на что уходит много времени и труда подсобных рабочих. Еще в 1953 году при производ стве опытных погрузок камня и щебня на четырехосные платформы уплотненным способом, во избежа ние потерь камня через борты, я применял съемные щиты. Такие щи ты, по моему мнению, необходимо применить и при загрузке полува гонов свеклой Это намного сокра тит потери свеклы в пути. На станции Елец все массовые грузы — камень, щебень, мука, зер но, махорка — грузятся только уп лотненным способом. Это дает боль шую экономию. Только за один 1956 год благодаря этому погруже но дополнительно около 20 тысяч тонн груза. Для этого понадобилось бы примерно 15 составов, или 800 — 900 вагонос* УплотненнаяТ^огрузка грузов — ТТТТТГЛЛ тг « ■Л »лЛ '1*ЛЛ ТТЛ -гг.. большое и полейте дело. И. БУТОВ, старший весовщик станции Елец. Литье центробежным способом Центробежная отливка труб, вне дренная на нашем заводе, способст вует резкому подъему производи тельности труда, улучшению каче ства выпускаемой продукции и, са мое главное, увеличению объема производства. В связи е этим перед коллективом Липецкого завода чу гунных канализационных труб ста ла новая задача — поднять уровень производства фасонных частей про порционально росту производства труб. Надо сказать, что и эта зада ча успешно решается путем внедре ния кокильной отливки фасонных частей с применением сырых стерж ней. Технология кокильной отлив ки фасонов на карусельно-кокиль ных и пескодувных машинах яв ляется прогрессивной, обеспечиваю щей рост производительности’ труда в два — два. с половиной раза. Большой вклад в осуществление этих новшеств внесли наши рацио нализаторы. За обслуживание цент робежной машины бригадой в коли честве двух человек, вместо трех, выступил машинист центробежной машины С. Рылев. который систе матически выполняет по две нор мы. В настоящее время все центро бежные машины по отливке труб диаметром 50 и 100 миллиметров обслуживаются двумя рабочими, и каждый из них выполняет нормы в среднем на 160 процентов. Немало ценных рационализатор ских предложений внес машинист центробежной машины И. Боев. Конструкция стального желоба, предложенного им, значительно ус корила освоение машины по отливке труб диаметром 50 миллиметров не только на нашем заводе, но и на других заводах Министерства про мышленности стройматериалов. В значительной степени улучшила технологию изготовления литейной оснастки центробежная машина, из готовленная по предложению тока ря-скоростника инструментального цеха В. Загородила. Она исполь зуется для отливки калибрующих втулок и металлических стержней. В конце прошлого года на заводе .освоена центробежная отливка ро торов и рубашек. Это дало' возмож ность улучшить балансировку, что в свою очередь способствует сокра щению брака труб по разностенно- сти. Новшества, осуществленные по инициативе рационализаторов, во многом способствуют успешной ра боте предприятия. Достаточно ска зать', что себестоимость 50-милли метровых труб снижена с 1953 го да почти в два раза. Е. СОРОКИН, главный инженер. А. КИРЕЕВ, начальник технического отдела. Г / ■>\ Л .. ж»
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz