Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)
'Л Е Н И I I С К О Е З Н А М Я 50’ окт я б ря Т957 г., 7« 257 (КМЮ5 Навстр ечу 40 -летию В елико г о Окт я б ря М О С К В А - С Т О Л Ж Ц А С С С Р лйг « С то лице ю С о ю за С оветски х С оциалистических Р еспублик является го р о д М о скв а » — статья 23 Д о го в о р а о б о б р а зо ва ни и С о ю за С оветских С оциалистических Р еспублик. ( П р инято на I съ е з де С оветов р абочих, кр е стьян ски х и кр а с н о а р м е й ски х депутатов С о ю за С оветски х С оциали стических Р еспублик 30 д е ка б р я 1922 год э). На знам ени М о с кв ы п р и кр е п л е н о р д е н Л енина. Высшей награды С о ве тско го С о ю за М о с кв а у д о стоена в связи с 800-летием за вы да ющ иеся заслуги тр уд ящ ихся М о с кв ы п е р е д Родиной, за м у ж е ств о и ге р о и з м , пр о яв ле нны е в б о р ь б е с ф аш истским и захватчикам и, за успехи, д о сти гн у ты е в развитии пр о мы ш ле нно сти, культур ы и в осущ ествлении ген е р а льн о го плана р е к о н с т р у к ции го р о д а . Памятные сердцу вехи Памятник В. И. Левину на Со ветской площади. Фото С. Иванова-Алилуева (Фотохроника ТАСС). Ц и ф р ы и ф а н т ы Крупная промышленность Мо сквы выпускает продукции в 61 раз больше, чем до революции. * «, * Дореволюционную Москву на зывали «ситцевой», так как ее промышленность производила главным образом ткани. Теперь почти 50 процентов рабочих сто лицы занято в машиностроитель ной и металлообрабатывающей промышленности и до 25 процен тов — на предприятиях легкой промышленности. * ч, * Московский железнодорожный узел — самый крупный в стране. Каждые сутки здесь грузятся ш выгружаются 30 тысяч товарных вагонов. Каждую минуту в сто лицу прибывает или из Москвы отправляется пассажирский поезд. * * * Столичным транспортом еже дневно пользуется более 8 мил лионов человек. * -V ^ . Разовый тираж издающихся в Москве центральных и городских газет достигает 18 миллионов экземпляров. * * * Вузы столицы ежегодно выпус кают 40 тысяч молодых специа листов 250 специальностей. * «, * В Москве овыше 30 тысяч вра чей и 50 тысяч среднего меди цинского персонала. Это — боль ше, чем было до революции во всей России. * * * Столица Советского Союза свя зана прямым воздушным сообще нием с 77 городами Европы и Азии. * ... * В Москве 3.000 улиц н проез дов общей длиной 1.500 километ ров. * * * В' столице насчитывается около тысячи библиотек. В них хра нится более 50 миллионов книг— столько, сколько во всех круп нейших публичных библиотеках Англии, Франции, США и Ита лии вместе взятых. А з то б у а ы и а в то м о б и л и М о ск о в ск о г о а в то з а в о д а Этот год для коллектива автоза вода имени Лихачева знаменателен рядом событий. Выполняя решения XX съезда КПСС,, автозаводцы при ступили к обновлению парка выпу скаемых машин. В дни VI Всемирного фестиваля молодежи на улицах и площадях столицы появились автобусы марки «ЗИЛ-158А». С 1-то октября завод отказался от производства автобу сов прежней марки «ЗИЛ-155» и вместо них начал выпускать новые городские автобусы «ЗИЛ-158». Эти автобусы более вместительны и комфортабельны, чем прежние. Че рез неделю. 7 октября, на заводе отмечали еще одно событие: переход на массовое производство новых двухосных грузовиков «ЗИЛ-164», которые пришли на смену хорошо зарекомендовавшим себя машинам «ЗИЛ-150». Благодаря ряду нов шеств мощность двигателя повыше на с 95 до 100 лошадиных сил. На очереди — выпуск новых трех осных грузовиков «ЗИЛ-157» с подкачкой шин, новых легковых ав томобилей высшего класса «ЗИЛ- 111». подготовка к производству которых надвертывается полным хо дом. Зима 1920 года выдалась в Моск ве суровой и снеж ной. В феврале на столицу обру шилась гигантская лавина снега. Мет ровая толща его лежала на улицах и площадях, оста новился транспорт, закрылись'' многие магазины и предприятия. Не могли выехать из Москвы и отряды опол ченцев, сформировавшиеся для от правки на фронт. В эти дни В. И. Ленин вызвал к себе нескольких членов Москов ского Совета рабочих и красноар мейских депутатов, чтобы посовето ваться, как привести в порядок го род. Среди них был и Григорий Пет рович Никулин. Участник револю ционных октябрьских боев в столице Г. И. Никулин вот уже 38 лет яв ляется депутатом городского Совета. Рассказывая об этом случае, он напоминает, что это была его пер вая встреча с вождем. А вскоре вслед за этим, в марте 1920 г., когда молодая Советская республика еще находилась в кольце интервен ции, на пленуме Московского Сове та выступил Владимир Ильич. — В зале заседаний Моссовета,— вспоминает Григорий Петрович, — в этот день собралось много народу. Добрая половина была еще одета в шинели и кожанки. В призыве Денина — переключаться на хозяй ственную работу — многие увиде ли тогда глубокую уверенность вож дя в скорой победе над врагами ре волюции. На этом пленуме Влади мир Ильич говорил, что на очереди стоит задача очистить Москву от грязи и запущенности, сделать Моск ву примером для всей страны. — Это выступление Владимира Ильича, — продолжает свой рассказ Григорий Петрович — ныне дирек тор Сталинской станции Московско го водопровода. — мы все приня ли как боевую программу действий. Но с чего начать? Городская упра ва оставила нам в наследство бес численные купеческие лабазы и бесконечную грязь, на болотной пло щади, скопище деревянных домишек и разбитые ухабами мостовые. При шлось браться сразу за все — при водить в порядок улины и площади, налаживать городской транспорт. Особенно тяжелым было снабжение Москвы водой. Рублевская водопро водная станция, подающая воду из Москвы-реки, обеспечивала только центральную часть города. Несколь ко сотен водовозов, ежедневно раз- ■возивших бочки с ведой на окраи ны. были типичной деталью жизни Москвы 30-х годов. Не раз на засе даниях президиума Моссовета вы сказывались предложения провести воду из Оки, построить на Москве- реке плотины. Но правильное реше ние этой важной задачи было най дено лишь в 1931 году, когда пле нум ЦК партии постановил увели чить водный запас Москвы-реки за счет соединения ее с Волгой кана лом и создания водохранилища. А в 1937 году Москва стала получать еще десятки миллионов ведер воды в сутки от Сталинской водопровод ной станции, крупнейшей станции в Европе. Шаг за шагом выполнялась по ставленная Ильичом задача. На ме сте старых с четырьмя— пятью-клас- снымя комнатами школ вырастали светлые и просторные четырехэтаж- ные здания, дома пионеров, детские парки, ясли, больницы. Бывшему ка менщику Григорию Петровичу Нику лину в 1929 году поручают руко водство трестом «Москомстрой». Он вспоминает, с каким энтузиазмом трудились тогда москвичи на строи тельстве родного города. Сотни ком сомольцев участвовали в воскресни ках, покрывали брусчаткой Красную площадь, одевали в гранит берега Москвы-реки. проводили трамвай ные пути в Сокольники. Большим праздником для москвичей был один из дней 1924 года, когда на улицах города появились отечественные ав тобусы. первые вестники сегодняш них экспрессов, которых в Москве сейчас насчитывается до полутора тысяч. Григорий Петрович помнит тот летний день 1933 года, когда у Белорусского вокзала через Ленин градское шоссе была протянута красная ленточка. Ее разрезал пер вый московский троллейбус. А через два года весь мир облетело известие о том, что в Моек------------------------- с? .ве построен метро политен. В потоке насущ ных дел дня не забывалось и глав ное — строитель ство города. Не хватало техники. материалов, но уже в 1931 году для москвичей было построено 430 тысяч квадратных метров жилой площади. Особенно радовали успе хи строителей, возводивших школы, детские сады, больницы. Это имен но в 30-х годах зародилась традиция к 1 сентября дарить в подарок школьникам новые здания. Конечно, строители тогда и мечтать не могли о том. чтобы возвести здание за 20 дней. Но типовые проекты школ, которые в основе своей сохранились и сейчас, были разработаны в те годы. Более ста тысяч юных москвичей воспитываются сейчас в детских са дах города. А мне вспоминается, говорит Г. П. Никулин, как мы поздравляли друг друга с тем, что построили первые ясли и детские сады на тысячу малышей. Всего 20 больниц получили мы в наследство от Московской городской управы в 1917 году. А сейчас их уже более 200. По количеству больничных ко ек Москва превзошла все города мира. О многом еще рассказывает Гри горий Петрович — о том, как за кладывались первые километры теп лофикационных путей, протянув шихся сейчас на 400 километров в длину, о том, как пришла, наконец, в Москву волжская вода и позволи ла увеличить мощность водопровода в 14 раз. Свыше семисот избранни ков жителей столицы — депутатов Московского Совета трудятся сейчас в разных областях хозяйственной и культурной жизни Москвы. Москви чи доверили им хозяйство своего большого города. Эту почетную зада чу выполняет вместе с ними стапый большевик Григорий Петрович Ни кулин. II слушая рассказ этого се дого, но еще не старого человека, чувствуешь, как гордится он своей водной Москвой, завоеванной им з огне октябрьских сражений, превра щенной руками миллионов таких как он в одну из красивейших сто лиц мира. (ТАСС). Н овые элект р одвигатели В текущем году коллектив завода «Динамо» освоил выпуск ряда новых, более совершенных видов элек тротехнической продукции. Запущен в серийное про изводство кпановый электродвигатель на кремне-орга- нической изоляции. Он имеет меньшие габариты, бо лее долговечен и надежен в эксплуатации, может ра ботать даже при внешней температуре 6 0— 70 гра дусов. За счет снижения веса за год сбережено 500 тонн материалов. Успехом коллектива явилось освое ние новых промышленных контроллеров. Прежние ап параты были громоздкими, трудоемкими и допускали 120 включений в час. новые — на 600 включений. Более совершенная конструкция аппа ратов значитель но упростила технологию производства, позволила на тех же площадях увеличить их вы пуск в 2,5 раза. В текущем году выпущен также комплект электро оборудования автоматического управления шлюзами гидросооружений. Примененная в нем новая схема дает возможность на 25 процентов сократить продол жительность прохождения судов через шлюзы. На станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе недавно закончена сборка новых токарных гидроколировальных полуавтоматов модели МР-39. На снимке: контролер ОТК М. П. Денисов проверяет зажим задней бабки нового станка. Фото Б. Трепетова. (Фотохроника ТАСС). Москва1 сегодня. Красная площадь. Фото Н. Грановского. ' (Фотохроника ТАСС). Глазами иностранцев Тысячи туристов, деятелей куль туры, ученых, специалистов про мышленности и сельского хозяйства ежегодно приезжают в Советский Союз, чтобы ознакомиться с жизнью советского народа. С ин тересом осматривают они истори ческие и архитектурные памятники столицы, посещают музеи, театры, беседуют с жителями города. По кидая Москву, они охотно делятся своими впечатлениями. — Я не был в Москве с 1933 го да, — заявил член парламента Англии Харфорд Монтгомери-Хайд. —То, что я увидел сейчас в совет ской столице, произвело на меня огромное впечатление. Облик горо да изменился: всюду идет стройка, размах которой поражает. Приятно встречаться и беседовать с полны ми оптимизма советскими людьми. Везде я видел доказательства не прерывно растущего благосостоя ния народа. Ректор Дамасского университета доктор Шаукат Кановати выразил свое мнение о Москве следующими словами: —Можно бесконечно много гово рить о прекрасном Московском университете, который вносит ог ромный вклад в мировую науку, о заводах, на которых счастливые люди создают материальные цен ности для своего народа, о рас цвете искусства, воспитывающего в народе гуманные идеи и хорошие вкусы и, наконец, о советских лю дях с их открытым сердцем, пре исполненным любви к миру. —Москва это город открытых дверей для тех, кто хочет узнать о том. что сделал великий совет ский народ для дела мира и сча стья людей, — заявил молодой боливийский поэт Джордж Каль- вимонтес. Член законодательного собрания штата Пернамбуко (Бразилия) Эмидио Кавальканти сказал: — Москва является центром но вой цивилизации, без знакомства с этим городом невозможно понять душу русских. * * * Только в прошлом году в совет ской стране побывало 168 проф союзных делегаций из 47 стран ми ра. 62 делегации ученых и деяте лей культуры 43 государств были гостями Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), а свыше 487 тысяч ино странцев приезжали в качестве ту ристов, по семейным, религиозным или деловым соображениям. С Л А В Я У Ч Е Н Ы Х М О С К В Ы I. Вместе с Лениным... В самое тяжелое время кризиса топлива и электроснабжения, к о п а кольцо интервенции сжимало моло дую республику Советов. Глеб Мак симилианович Кржижановский при поддержке Владимира Ильича нала живает в Москве работу стан ции «Электропередача». Промыш ленность. транспорт, жилища мос ковских рабочих получают свет. Лампочки Ильича словно предсказы вали победу во что бы то ни стало, победу тех, в ком сосредоточились ум. совесть, честь народов России. Шаг за шагом вместе с Лениным большевик-ученый Кржижановский разрабатывает знаменитый план электрификации России. В мороз ный день 1920 года о.н входит в подъезд Большого театра и вот его голос уже звучит с трибуны засе дающего здесь Всероссийского VIII съезда Советов. Советской власти докладывается ленинский план ГОЭЛРО. Почти 50 лет Глеб Максимилиа нович Кржижановский живет и ра ботает в Москве. Это один из ста рейших членов нашей партии, рабо тавший вместе с Лениным, агент «Искры» и революционный поэт, патоиарх советской энергетики. Гле ба Максимилиановича Кржижанов ского. несмотря на его 85-летний возраст, можно застать в кипучем творческом размышлении и в его квартире на улице Осипенко, и в энергетическом институте имени Кржижановского на Большой Ка лужской в Москве. ■а- Москва — признанный центр советской науки. Открытия, ро дившиеся в лабораториях московских ученых, снискали мировую славу науке, достижения которой направлены на благо всего чело вечества. Ниже мы публикуем несколько примеров, напоминающих о зна чении патриотического труда ученых Москвы. По пути, указанному Лениным, Коммунистической партией, Г. М. Кржижановский вместе с другими советскими специалистами двигал вперед советскую энергетику — от плана ГОЭЛРО до ежиной высоко вольтной сети, которая опояшет вскоре всю страну. ...Глеб Максимилианович, прищу рив глаза, смотрит в окно на рас стилавшийся перед ним знакомый и любимый пейзаж московских улиц и думает о том, как радовался бы Ленин, когда узнал бы, что по даль ней линии электропередач дает ток в Москву Куйбышевская ГЭС, а на Ленинских горах — Дворец науки, где вместе с советскими студентами овладевают знаниями юноши и де вушки Витая, Албании, Болгарии, Румынии, всего великого лагеря ми ра, демократии и социализма. Летите Кржижановского— энерге тический институт Академии наук СССР в Москве — центр научной энергетической мысли всей страны. II. Мирный этой Помнятся фотография, опублико ванная в газетах, и подпись под ней: «Первая в мире». Это вступила в строй близ Москвы первая в мире атомная электростанция и ее лучи стой энергией осветились ближай шие города и села. Мирный атом пе реселился в электрические лампоч ки, осветившие заводские цехи, школы, больницы, жилища. Большой труд московских ученых и инженеров был вложен в этот первенец атомной энергетики, вслед за которым воздвигаются новые, во много раз более мошные. II каждый зарубежный гость 'Москвы, сходя щий с самолета на Внуковском аэро дроме. просит прежде всего показать ему «первую в мире». Здесь побы вали и американские сенаторы, и польские рабочие, и индийские фи зики, и китайские инженеры, они хотели видеть не только реактор, где свершается процесс получения тепловой энергии с помощью рас щепляющихся атомов урана, но и тех. кто это сделал. Творцы первой атомной электро станции — это ученые-москвичи, рожденные и воспитанные Октяб рем. Б нынешнем году Д. И. Бло- хинпев, Н. А. Доллежаль. А. К. Красин, В. А. Малых получили за свой труд наивысшую награду — Ленинскую премию. III. Умные машины В лабораториях Москвы, так же как на ее предприятиях, все шире вступает в свои права новейшая техника, облегчающая труд иссле дователей, делающая его все более производительным и эффективным. «Умные машины», созданные така ми учеными Москвы, как академик С. А. Лебедев, член-корреспондент И. С. Брук и другие, заменяют те перь труд тысяч математиков. Без них невозможно было бы в короткие сроки произвести сложнейшие рас четы. связанные с реакторами и ускорителями, с запуском ракет, ис кусственного спутника Земли, взволновавшего в эти дни всю миро вую общественность. Сердцем института точной меха ники и вычислительной техники стала машина «БЭСМ», совершаю щая в среднем восемь тысяч ариф метических действий в секунду и заменяющая труд 30 тысяч вычисг жителей. Это не единственная ныне модель. Академия наук располагает уже и такой совершенной машиной как «Стрела». А в лаборатории уп равляющих машин и систем Акаде мии да установке «М-2» сотавляюг- ся программы, по которым будет ра ботать специализированная вычис лительная машина, служащая для управления объединенными энерго системами. В этой же лаборатории ведутся расчеты, которые прибли жают нас к многообразному исполь зованию цифровых машин в плани ровании народного хозяйства. (ТАСС). И С Т О Р И Я БЫВШЕЙ О К Р А И Н Ы Рассказ П. П. Жу кова, члена КПСС с 1917 года Застава Ильича...- Кто из жителей Москвы ве знает этого оживленного уголка столицы. Здесь раскинулись огромные корпу са металлургического завода «Серп и молот», вагоноремонтного завода имени Войтовича, завода «Моска- бель» и других предприятий. Отсю да начинается широкая асфальтиро ванная лента шоссе Энтузиастов. Бесконечной вереницей по этой ма гистрали, связывающей Москву с Владимиром, Горьким и другими городами страны, движутся автома шины. а по обеим сторонам шоссе высятся красивые многоэтажные жилые корпуса, здания школ, клу бов. Мое внимание часто привлекает небольшой каменный верстовой столб — немой свидетель бурного роста столицы. На нем высечена надпись: «От Москвы две версты 1783 г». Далекой окраиной была некогда застава Ильича. Вот что о ней говорилось в «Описании импе раторского большого города Моск вы»: «У большой Володимирской доро ги — застава каменная, называет ся Рогожская. Хлеба средствен.ны, покосы худы... При заставе Рогож ская слобода. В оной слободе ямщи ков и поселившихся разных чинов людей мужского и женского пола 528 человек, дворов 100...». Медленно передвигалась граница Москвы в дореволюционные годы. За 135 лет она отодвинулась всего на две версты. Грязь, тесные и пу танные улочки, множество каба ков — таким выглядел сорок лет назад этот район. Это я сам видел. Ведь я живу в этом районе с 1913 года. Славный революционный путь прошли рабочие завода Гужона, ны не крупнейшего металлургического завода «Серп и молот», вагоноре монтного завода имени Войтовича— бывших Курских вагонных мастер ских и других предприятий. В марксистских кружках зрело рево люционное сознание металлургов, железнодорожников. Под руководст вом большевиков они участвовали в трех революциях, сражались на московских баррикадах, ковали ору жие в цехах и вместе со всеми ра бочими города добывали победу в октябре 1917 года. Этот год для ме ня особенно знаменателен —- я вступил в члены Коммунистической партии. О героическом прошлом пролета-* риата рассказывают и названия улиц, предприятий бывшего Рогож ского, ныне Калининского района. Намять о роте самокатчиков, при нимавших участие в октябрьских боях, хранит Самокатная улица. Именем жертвы революции 1917 го да рабочего завода Гужон большеви ка Иллариона Астахова назван Яузский мост. Имя рабочего Войто вича. отдавшего свою жизнь за •победу революции, носит вагоноре монтный завод. Я хорошо помню, как в 1918 году перед нами — рабочими Кур ских вагонных мастерских выступил Владимир Ильич Левин. Он говорил о тяжелом положении в стране, призвал нас, железнодорожников, быстрее ремонтировать вагоны, не обходимые для перевозки из южных районов хлеба и продовольствия. В память о посещении района В. И. Лениным Рогожская застава была переименована в заставу Ильича. Не узнать теперь нашего рай она. Он стал одним из крупнейших в столице. Только за последние го ды на шоссе Энтузиастов. Лефор товском валу и Красноказарменной улице построено ^олее ста тысяч квадратных метров жилой площади. Повсюду видны леса новостроек, башенные краны. Неузнаваем стал и родной мне ва гоноремонтный завод имени Войто вича. Это— крупный технически ос нащенный завод. Более чем в 25 раз возросла мощность завода «Мос- кабель». свыше 1700 предприятий страны снабжает своей продукцией завод «Серп и молот». Построен ряд новых предприятий, продукцию’ •которых знают во всех уголках страны. Бывшая московская окраина ста ла районом науки и культуры. Здесь, на месте пустырей и огоро дов возвышаются корпуса Москов ского энергетического института. Тысячи студентов обучаются в аудиториях и лабораториях Всесо юзного электротехнического инсти тута имени В. И. Ленина. В районе создан ряд научно-исследователь ских учреждений, открыты вечерний металлургический институт и дру гие учебные заведения, много клу бов. библиотек. Такова история одной из многих бывших окраин Москвы... Л итературная запись В. АМ П ЛЕЕВА. Они защ ищ али Р о д и н у Автозаводцу Ивану Бардыбахину редко приходилось обращаться к воспоминаниям о своей жизни. Все казалось, что прожито мало и если начать писать трудовую биографию, то она уложится в одну строку: «Работа на автозаводе». Здесь, на столичном предприятии, работал он сам. работал его оАец — Кондратий Иванович, а потом и братья — Александр. Петр, Николай, Алек сей. Когда над страной заполыхали пожарища, когда фашистский сапог стал топтать советскую землю, Иван, как старший, собрал братьев: — Сами своими руками строили свое счастье. Будем его защищать. Идем в армию добровольцами.^ Братья ответили: — Идем все вместе. Пять братьев-патриотов одели солдатские шинели, попрощались с семьями, с заводом. Так в-москов ской коммунистической дивизии по явился пулеметный расчет Бардыба- хиных. Командиром стал старший брат Иван. Много боевых дел записано на счету пулеметного расчета братьев- воинов. Славными ратными подви гами отмечен их трудный солдат ский путь. Помнит Иван Бардыбахин мороз ный декабрьский день 1941 года,- Это было на Волоколамском направ лении. Долго шел бой, и расчет Барлыбахвных непрерывно поливал свинцовым огнем гитлеровцев, рвав шихся к одной из важных коммуни каций. Пулеметный расчет пятерых братьев ушел с оборонительного ру бежа только тогда, когда подоспело подкрепление... Это лишь один из многих эпизодов солдатской службы братьев. А пока братья воевали на фронте, в цехах завода их заменили жены •и дети. Под могучим натиском Советской Армии фашистские полчища повер нули вспять от Москвы. В одном из боев расчет Бардыбахиных потерял младшего брата — Алексея, погиб шего смертью храбрых. В другом бою был тяжело ранен старший брат Иван. Остальные братья дошли до Берлина. Когда отгремели за.тпы и салюты в честь победы, Бардыбахины вер нулись на родной завоз кавалерами многих боевых орденов. Они снова в трудовом строю, снова за обычным делом: Иван — мастер модельного цеха. Александр — контролер, а Петр — кузовщик автобусного це ха. Николай •— шофер-испытатель машин. Н. УШ АТИК ОЗ .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz