Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1957 г. (г. Липецк)

'Л Е Н И I I С К О Е З Н А М Я 50’ окт я б ря Т957 г., 7« 257 (КМЮ5 Навстр ечу 40 -летию В елико г о Окт я б ря М О С К В А - С Т О Л Ж Ц А С С С Р лйг « С то лице ю С о ю за С оветски х С оциалистических Р еспублик является го р о д М о скв а » — статья 23 Д о го в о р а о б о б р а зо ва ни и С о ю за С оветских С оциалистических Р еспублик. ( П р инято на I съ е з­ де С оветов р абочих, кр е стьян ски х и кр а с н о а р ­ м е й ски х депутатов С о ю за С оветски х С оциали­ стических Р еспублик 30 д е ка б р я 1922 год э). На знам ени М о с кв ы п р и кр е п л е н о р д е н Л енина. Высшей награды С о ве тско го С о ю за М о с кв а у д о ­ стоена в связи с 800-летием за вы да ющ иеся заслуги тр уд ящ ихся М о с кв ы п е р е д Родиной, за м у ж е ств о и ге р о и з м , пр о яв ле нны е в б о р ь б е с ф аш истским и захватчикам и, за успехи, д о сти гн у­ ты е в развитии пр о мы ш ле нно сти, культур ы и в осущ ествлении ген е р а льн о го плана р е к о н с т р у к­ ции го р о д а . Памятные сердцу вехи Памятник В. И. Левину на Со­ ветской площади. Фото С. Иванова-Алилуева (Фотохроника ТАСС). Ц и ф р ы и ф а н т ы Крупная промышленность Мо­ сквы выпускает продукции в 61 раз больше, чем до революции. * «, * Дореволюционную Москву на­ зывали «ситцевой», так как ее промышленность производила главным образом ткани. Теперь почти 50 процентов рабочих сто­ лицы занято в машиностроитель­ ной и металлообрабатывающей промышленности и до 25 процен­ тов — на предприятиях легкой промышленности. * ч, * Московский железнодорожный узел — самый крупный в стране. Каждые сутки здесь грузятся ш выгружаются 30 тысяч товарных вагонов. Каждую минуту в сто­ лицу прибывает или из Москвы отправляется пассажирский поезд. * * * Столичным транспортом еже­ дневно пользуется более 8 мил­ лионов человек. * -V ^ . Разовый тираж издающихся в Москве центральных и городских газет достигает 18 миллионов экземпляров. * * * Вузы столицы ежегодно выпус­ кают 40 тысяч молодых специа­ листов 250 специальностей. * «, * В Москве овыше 30 тысяч вра­ чей и 50 тысяч среднего меди­ цинского персонала. Это — боль­ ше, чем было до революции во всей России. * * * Столица Советского Союза свя­ зана прямым воздушным сообще­ нием с 77 городами Европы и Азии. * ... * В Москве 3.000 улиц н проез­ дов общей длиной 1.500 километ­ ров. * * * В' столице насчитывается около тысячи библиотек. В них хра­ нится более 50 миллионов книг— столько, сколько во всех круп­ нейших публичных библиотеках Англии, Франции, США и Ита­ лии вместе взятых. А з то б у а ы и а в то м о б и л и М о ск о в ск о г о а в то з а в о д а Этот год для коллектива автоза­ вода имени Лихачева знаменателен рядом событий. Выполняя решения XX съезда КПСС,, автозаводцы при­ ступили к обновлению парка выпу­ скаемых машин. В дни VI Всемирного фестиваля молодежи на улицах и площадях столицы появились автобусы марки «ЗИЛ-158А». С 1-то октября завод отказался от производства автобу­ сов прежней марки «ЗИЛ-155» и вместо них начал выпускать новые городские автобусы «ЗИЛ-158». Эти автобусы более вместительны и комфортабельны, чем прежние. Че­ рез неделю. 7 октября, на заводе отмечали еще одно событие: переход на массовое производство новых двухосных грузовиков «ЗИЛ-164», которые пришли на смену хорошо зарекомендовавшим себя машинам «ЗИЛ-150». Благодаря ряду нов­ шеств мощность двигателя повыше­ на с 95 до 100 лошадиных сил. На очереди — выпуск новых трех­ осных грузовиков «ЗИЛ-157» с подкачкой шин, новых легковых ав­ томобилей высшего класса «ЗИЛ- 111». подготовка к производству которых надвертывается полным хо­ дом. Зима 1920 года выдалась в Моск­ ве суровой и снеж­ ной. В феврале на столицу обру­ шилась гигантская лавина снега. Мет­ ровая толща его лежала на улицах и площадях, оста­ новился транспорт, закрылись'' многие магазины и предприятия. Не могли выехать из Москвы и отряды опол­ ченцев, сформировавшиеся для от­ правки на фронт. В эти дни В. И. Ленин вызвал к себе нескольких членов Москов­ ского Совета рабочих и красноар­ мейских депутатов, чтобы посовето­ ваться, как привести в порядок го­ род. Среди них был и Григорий Пет­ рович Никулин. Участник револю­ ционных октябрьских боев в столице Г. И. Никулин вот уже 38 лет яв­ ляется депутатом городского Совета. Рассказывая об этом случае, он напоминает, что это была его пер­ вая встреча с вождем. А вскоре вслед за этим, в марте 1920 г., когда молодая Советская республика еще находилась в кольце интервен­ ции, на пленуме Московского Сове­ та выступил Владимир Ильич. — В зале заседаний Моссовета,— вспоминает Григорий Петрович, — в этот день собралось много народу. Добрая половина была еще одета в шинели и кожанки. В призыве Денина — переключаться на хозяй­ ственную работу — многие увиде­ ли тогда глубокую уверенность вож­ дя в скорой победе над врагами ре­ волюции. На этом пленуме Влади­ мир Ильич говорил, что на очереди стоит задача очистить Москву от грязи и запущенности, сделать Моск­ ву примером для всей страны. — Это выступление Владимира Ильича, — продолжает свой рассказ Григорий Петрович — ныне дирек­ тор Сталинской станции Московско­ го водопровода. — мы все приня­ ли как боевую программу действий. Но с чего начать? Городская упра­ ва оставила нам в наследство бес­ численные купеческие лабазы и бесконечную грязь, на болотной пло­ щади, скопище деревянных домишек и разбитые ухабами мостовые. При­ шлось браться сразу за все — при­ водить в порядок улины и площади, налаживать городской транспорт. Особенно тяжелым было снабжение Москвы водой. Рублевская водопро­ водная станция, подающая воду из Москвы-реки, обеспечивала только центральную часть города. Несколь­ ко сотен водовозов, ежедневно раз- ■возивших бочки с ведой на окраи­ ны. были типичной деталью жизни Москвы 30-х годов. Не раз на засе­ даниях президиума Моссовета вы­ сказывались предложения провести воду из Оки, построить на Москве- реке плотины. Но правильное реше­ ние этой важной задачи было най­ дено лишь в 1931 году, когда пле­ нум ЦК партии постановил увели­ чить водный запас Москвы-реки за счет соединения ее с Волгой кана­ лом и создания водохранилища. А в 1937 году Москва стала получать еще десятки миллионов ведер воды в сутки от Сталинской водопровод­ ной станции, крупнейшей станции в Европе. Шаг за шагом выполнялась по­ ставленная Ильичом задача. На ме­ сте старых с четырьмя— пятью-клас- снымя комнатами школ вырастали светлые и просторные четырехэтаж- ные здания, дома пионеров, детские парки, ясли, больницы. Бывшему ка­ менщику Григорию Петровичу Нику­ лину в 1929 году поручают руко­ водство трестом «Москомстрой». Он вспоминает, с каким энтузиазмом трудились тогда москвичи на строи­ тельстве родного города. Сотни ком­ сомольцев участвовали в воскресни­ ках, покрывали брусчаткой Красную площадь, одевали в гранит берега Москвы-реки. проводили трамвай­ ные пути в Сокольники. Большим праздником для москвичей был один из дней 1924 года, когда на улицах города появились отечественные ав­ тобусы. первые вестники сегодняш­ них экспрессов, которых в Москве сейчас насчитывается до полутора тысяч. Григорий Петрович помнит тот летний день 1933 года, когда у Белорусского вокзала через Ленин­ градское шоссе была протянута красная ленточка. Ее разрезал пер­ вый московский троллейбус. А через два года весь мир облетело известие о том, что в Моек------------------------- с? .ве построен метро­ политен. В потоке насущ­ ных дел дня не забывалось и глав­ ное — строитель­ ство города. Не хватало техники. материалов, но уже в 1931 году для москвичей было построено 430 тысяч квадратных метров жилой площади. Особенно радовали успе­ хи строителей, возводивших школы, детские сады, больницы. Это имен­ но в 30-х годах зародилась традиция к 1 сентября дарить в подарок школьникам новые здания. Конечно, строители тогда и мечтать не могли о том. чтобы возвести здание за 20 дней. Но типовые проекты школ, которые в основе своей сохранились и сейчас, были разработаны в те годы. Более ста тысяч юных москвичей воспитываются сейчас в детских са­ дах города. А мне вспоминается, говорит Г. П. Никулин, как мы поздравляли друг друга с тем, что построили первые ясли и детские сады на тысячу малышей. Всего 20 больниц получили мы в наследство от Московской городской управы в 1917 году. А сейчас их уже более 200. По количеству больничных ко­ ек Москва превзошла все города мира. О многом еще рассказывает Гри­ горий Петрович — о том, как за­ кладывались первые километры теп­ лофикационных путей, протянув­ шихся сейчас на 400 километров в длину, о том, как пришла, наконец, в Москву волжская вода и позволи­ ла увеличить мощность водопровода в 14 раз. Свыше семисот избранни­ ков жителей столицы — депутатов Московского Совета трудятся сейчас в разных областях хозяйственной и культурной жизни Москвы. Москви­ чи доверили им хозяйство своего большого города. Эту почетную зада­ чу выполняет вместе с ними стапый большевик Григорий Петрович Ни­ кулин. II слушая рассказ этого се­ дого, но еще не старого человека, чувствуешь, как гордится он своей водной Москвой, завоеванной им з огне октябрьских сражений, превра­ щенной руками миллионов таких как он в одну из красивейших сто­ лиц мира. (ТАСС). Н овые элект р одвигатели В текущем году коллектив завода «Динамо» освоил выпуск ряда новых, более совершенных видов элек­ тротехнической продукции. Запущен в серийное про­ изводство кпановый электродвигатель на кремне-орга- нической изоляции. Он имеет меньшие габариты, бо­ лее долговечен и надежен в эксплуатации, может ра­ ботать даже при внешней температуре 6 0— 70 гра­ дусов. За счет снижения веса за год сбережено 500 тонн материалов. Успехом коллектива явилось освое­ ние новых промышленных контроллеров. Прежние ап­ параты были громоздкими, трудоемкими и допускали 120 включений в час. новые — на 600 включений. Более совершенная конструкция аппа ратов значитель­ но упростила технологию производства, позволила на тех же площадях увеличить их вы пуск в 2,5 раза. В текущем году выпущен также комплект электро­ оборудования автоматического управления шлюзами гидросооружений. Примененная в нем новая схема дает возможность на 25 процентов сократить продол­ жительность прохождения судов через шлюзы. На станкостроительном заводе имени Серго Орджоникидзе недавно закончена сборка новых токарных гидроколировальных полуавтоматов модели МР-39. На снимке: контролер ОТК М. П. Денисов проверяет зажим задней бабки нового станка. Фото Б. Трепетова. (Фотохроника ТАСС). Москва1 сегодня. Красная площадь. Фото Н. Грановского. ' (Фотохроника ТАСС). Глазами иностранцев Тысячи туристов, деятелей куль­ туры, ученых, специалистов про­ мышленности и сельского хозяйства ежегодно приезжают в Советский Союз, чтобы ознакомиться с жизнью советского народа. С ин­ тересом осматривают они истори­ ческие и архитектурные памятники столицы, посещают музеи, театры, беседуют с жителями города. По­ кидая Москву, они охотно делятся своими впечатлениями. — Я не был в Москве с 1933 го­ да, — заявил член парламента Англии Харфорд Монтгомери-Хайд. —То, что я увидел сейчас в совет­ ской столице, произвело на меня огромное впечатление. Облик горо­ да изменился: всюду идет стройка, размах которой поражает. Приятно встречаться и беседовать с полны­ ми оптимизма советскими людьми. Везде я видел доказательства не­ прерывно растущего благосостоя­ ния народа. Ректор Дамасского университета доктор Шаукат Кановати выразил свое мнение о Москве следующими словами: —Можно бесконечно много гово­ рить о прекрасном Московском университете, который вносит ог­ ромный вклад в мировую науку, о заводах, на которых счастливые люди создают материальные цен­ ности для своего народа, о рас цвете искусства, воспитывающего в народе гуманные идеи и хорошие вкусы и, наконец, о советских лю дях с их открытым сердцем, пре­ исполненным любви к миру. —Москва это город открытых дверей для тех, кто хочет узнать о том. что сделал великий совет­ ский народ для дела мира и сча­ стья людей, — заявил молодой боливийский поэт Джордж Каль- вимонтес. Член законодательного собрания штата Пернамбуко (Бразилия) Эмидио Кавальканти сказал: — Москва является центром но­ вой цивилизации, без знакомства с этим городом невозможно понять душу русских. * * * Только в прошлом году в совет­ ской стране побывало 168 проф­ союзных делегаций из 47 стран ми­ ра. 62 делегации ученых и деяте­ лей культуры 43 государств были гостями Всесоюзного общества культурной связи с заграницей (ВОКС), а свыше 487 тысяч ино­ странцев приезжали в качестве ту­ ристов, по семейным, религиозным или деловым соображениям. С Л А В Я У Ч Е Н Ы Х М О С К В Ы I. Вместе с Лениным... В самое тяжелое время кризиса топлива и электроснабжения, к о п а кольцо интервенции сжимало моло­ дую республику Советов. Глеб Мак­ симилианович Кржижановский при поддержке Владимира Ильича нала­ живает в Москве работу стан­ ции «Электропередача». Промыш­ ленность. транспорт, жилища мос­ ковских рабочих получают свет. Лампочки Ильича словно предсказы­ вали победу во что бы то ни стало, победу тех, в ком сосредоточились ум. совесть, честь народов России. Шаг за шагом вместе с Лениным большевик-ученый Кржижановский разрабатывает знаменитый план электрификации России. В мороз­ ный день 1920 года о.н входит в подъезд Большого театра и вот его голос уже звучит с трибуны засе­ дающего здесь Всероссийского VIII съезда Советов. Советской власти докладывается ленинский план ГОЭЛРО. Почти 50 лет Глеб Максимилиа­ нович Кржижановский живет и ра­ ботает в Москве. Это один из ста­ рейших членов нашей партии, рабо­ тавший вместе с Лениным, агент «Искры» и революционный поэт, патоиарх советской энергетики. Гле­ ба Максимилиановича Кржижанов­ ского. несмотря на его 85-летний возраст, можно застать в кипучем творческом размышлении и в его квартире на улице Осипенко, и в энергетическом институте имени Кржижановского на Большой Ка­ лужской в Москве. ■а- Москва — признанный центр советской науки. Открытия, ро­ дившиеся в лабораториях московских ученых, снискали мировую славу науке, достижения которой направлены на благо всего чело­ вечества. Ниже мы публикуем несколько примеров, напоминающих о зна­ чении патриотического труда ученых Москвы. По пути, указанному Лениным, Коммунистической партией, Г. М. Кржижановский вместе с другими советскими специалистами двигал вперед советскую энергетику — от плана ГОЭЛРО до ежиной высоко­ вольтной сети, которая опояшет вскоре всю страну. ...Глеб Максимилианович, прищу­ рив глаза, смотрит в окно на рас­ стилавшийся перед ним знакомый и любимый пейзаж московских улиц и думает о том, как радовался бы Ленин, когда узнал бы, что по даль­ ней линии электропередач дает ток в Москву Куйбышевская ГЭС, а на Ленинских горах — Дворец науки, где вместе с советскими студентами овладевают знаниями юноши и де­ вушки Витая, Албании, Болгарии, Румынии, всего великого лагеря ми­ ра, демократии и социализма. Летите Кржижановского— энерге­ тический институт Академии наук СССР в Москве — центр научной энергетической мысли всей страны. II. Мирный этой Помнятся фотография, опублико­ ванная в газетах, и подпись под ней: «Первая в мире». Это вступила в строй близ Москвы первая в мире атомная электростанция и ее лучи­ стой энергией осветились ближай­ шие города и села. Мирный атом пе­ реселился в электрические лампоч­ ки, осветившие заводские цехи, школы, больницы, жилища. Большой труд московских ученых и инженеров был вложен в этот первенец атомной энергетики, вслед за которым воздвигаются новые, во много раз более мошные. II каждый зарубежный гость 'Москвы, сходя­ щий с самолета на Внуковском аэро­ дроме. просит прежде всего показать ему «первую в мире». Здесь побы­ вали и американские сенаторы, и польские рабочие, и индийские фи­ зики, и китайские инженеры, они хотели видеть не только реактор, где свершается процесс получения тепловой энергии с помощью рас­ щепляющихся атомов урана, но и тех. кто это сделал. Творцы первой атомной электро­ станции — это ученые-москвичи, рожденные и воспитанные Октяб­ рем. Б нынешнем году Д. И. Бло- хинпев, Н. А. Доллежаль. А. К. Красин, В. А. Малых получили за свой труд наивысшую награду — Ленинскую премию. III. Умные машины В лабораториях Москвы, так же как на ее предприятиях, все шире вступает в свои права новейшая техника, облегчающая труд иссле­ дователей, делающая его все более производительным и эффективным. «Умные машины», созданные така­ ми учеными Москвы, как академик С. А. Лебедев, член-корреспондент И. С. Брук и другие, заменяют те­ перь труд тысяч математиков. Без них невозможно было бы в короткие сроки произвести сложнейшие рас­ четы. связанные с реакторами и ускорителями, с запуском ракет, ис­ кусственного спутника Земли, взволновавшего в эти дни всю миро­ вую общественность. Сердцем института точной меха­ ники и вычислительной техники стала машина «БЭСМ», совершаю­ щая в среднем восемь тысяч ариф­ метических действий в секунду и заменяющая труд 30 тысяч вычисг жителей. Это не единственная ныне модель. Академия наук располагает уже и такой совершенной машиной как «Стрела». А в лаборатории уп­ равляющих машин и систем Акаде­ мии да установке «М-2» сотавляюг- ся программы, по которым будет ра­ ботать специализированная вычис­ лительная машина, служащая для управления объединенными энерго­ системами. В этой же лаборатории ведутся расчеты, которые прибли­ жают нас к многообразному исполь­ зованию цифровых машин в плани­ ровании народного хозяйства. (ТАСС). И С Т О Р И Я БЫВШЕЙ О К Р А И Н Ы Рассказ П. П. Жу кова, члена КПСС с 1917 года Застава Ильича...- Кто из жителей Москвы ве знает этого оживленного уголка столицы. Здесь раскинулись огромные корпу­ са металлургического завода «Серп и молот», вагоноремонтного завода имени Войтовича, завода «Моска- бель» и других предприятий. Отсю­ да начинается широкая асфальтиро­ ванная лента шоссе Энтузиастов. Бесконечной вереницей по этой ма­ гистрали, связывающей Москву с Владимиром, Горьким и другими городами страны, движутся автома­ шины. а по обеим сторонам шоссе высятся красивые многоэтажные жилые корпуса, здания школ, клу­ бов. Мое внимание часто привлекает небольшой каменный верстовой столб — немой свидетель бурного роста столицы. На нем высечена надпись: «От Москвы две версты 1783 г». Далекой окраиной была некогда застава Ильича. Вот что о ней говорилось в «Описании импе­ раторского большого города Моск­ вы»: «У большой Володимирской доро­ ги — застава каменная, называет­ ся Рогожская. Хлеба средствен.ны, покосы худы... При заставе Рогож­ ская слобода. В оной слободе ямщи­ ков и поселившихся разных чинов людей мужского и женского пола 528 человек, дворов 100...». Медленно передвигалась граница Москвы в дореволюционные годы. За 135 лет она отодвинулась всего на две версты. Грязь, тесные и пу­ танные улочки, множество каба­ ков — таким выглядел сорок лет назад этот район. Это я сам видел. Ведь я живу в этом районе с 1913 года. Славный революционный путь прошли рабочие завода Гужона, ны­ не крупнейшего металлургического завода «Серп и молот», вагоноре­ монтного завода имени Войтовича— бывших Курских вагонных мастер­ ских и других предприятий. В марксистских кружках зрело рево­ люционное сознание металлургов, железнодорожников. Под руководст­ вом большевиков они участвовали в трех революциях, сражались на московских баррикадах, ковали ору­ жие в цехах и вместе со всеми ра­ бочими города добывали победу в октябре 1917 года. Этот год для ме­ ня особенно знаменателен —- я вступил в члены Коммунистической партии. О героическом прошлом пролета-* риата рассказывают и названия улиц, предприятий бывшего Рогож­ ского, ныне Калининского района. Намять о роте самокатчиков, при­ нимавших участие в октябрьских боях, хранит Самокатная улица. Именем жертвы революции 1917 го­ да рабочего завода Гужон большеви­ ка Иллариона Астахова назван Яузский мост. Имя рабочего Войто­ вича. отдавшего свою жизнь за •победу революции, носит вагоноре­ монтный завод. Я хорошо помню, как в 1918 году перед нами — рабочими Кур­ ских вагонных мастерских выступил Владимир Ильич Левин. Он говорил о тяжелом положении в стране, призвал нас, железнодорожников, быстрее ремонтировать вагоны, не­ обходимые для перевозки из южных районов хлеба и продовольствия. В память о посещении района В. И. Лениным Рогожская застава была переименована в заставу Ильича. Не узнать теперь нашего рай­ она. Он стал одним из крупнейших в столице. Только за последние го­ ды на шоссе Энтузиастов. Лефор­ товском валу и Красноказарменной улице построено ^олее ста тысяч квадратных метров жилой площади. Повсюду видны леса новостроек, башенные краны. Неузнаваем стал и родной мне ва­ гоноремонтный завод имени Войто­ вича. Это— крупный технически ос­ нащенный завод. Более чем в 25 раз возросла мощность завода «Мос- кабель». свыше 1700 предприятий страны снабжает своей продукцией завод «Серп и молот». Построен ряд новых предприятий, продукцию’ •которых знают во всех уголках страны. Бывшая московская окраина ста­ ла районом науки и культуры. Здесь, на месте пустырей и огоро­ дов возвышаются корпуса Москов­ ского энергетического института. Тысячи студентов обучаются в аудиториях и лабораториях Всесо­ юзного электротехнического инсти­ тута имени В. И. Ленина. В районе создан ряд научно-исследователь­ ских учреждений, открыты вечерний металлургический институт и дру­ гие учебные заведения, много клу­ бов. библиотек. Такова история одной из многих бывших окраин Москвы... Л итературная запись В. АМ П ЛЕЕВА. Они защ ищ али Р о д и н у Автозаводцу Ивану Бардыбахину редко приходилось обращаться к воспоминаниям о своей жизни. Все казалось, что прожито мало и если начать писать трудовую биографию, то она уложится в одну строку: «Работа на автозаводе». Здесь, на столичном предприятии, работал он сам. работал его оАец — Кондратий Иванович, а потом и братья — Александр. Петр, Николай, Алек­ сей. Когда над страной заполыхали пожарища, когда фашистский сапог стал топтать советскую землю, Иван, как старший, собрал братьев: — Сами своими руками строили свое счастье. Будем его защищать. Идем в армию добровольцами.^ Братья ответили: — Идем все вместе. Пять братьев-патриотов одели солдатские шинели, попрощались с семьями, с заводом. Так в-москов­ ской коммунистической дивизии по­ явился пулеметный расчет Бардыба- хиных. Командиром стал старший брат Иван. Много боевых дел записано на счету пулеметного расчета братьев- воинов. Славными ратными подви­ гами отмечен их трудный солдат­ ский путь. Помнит Иван Бардыбахин мороз­ ный декабрьский день 1941 года,- Это было на Волоколамском направ­ лении. Долго шел бой, и расчет Барлыбахвных непрерывно поливал свинцовым огнем гитлеровцев, рвав­ шихся к одной из важных коммуни­ каций. Пулеметный расчет пятерых братьев ушел с оборонительного ру­ бежа только тогда, когда подоспело подкрепление... Это лишь один из многих эпизодов солдатской службы братьев. А пока братья воевали на фронте, в цехах завода их заменили жены •и дети. Под могучим натиском Советской Армии фашистские полчища повер­ нули вспять от Москвы. В одном из боев расчет Бардыбахиных потерял младшего брата — Алексея, погиб­ шего смертью храбрых. В другом бою был тяжело ранен старший брат Иван. Остальные братья дошли до Берлина. Когда отгремели за.тпы и салюты в честь победы, Бардыбахины вер­ нулись на родной завоз кавалерами многих боевых орденов. Они снова в трудовом строю, снова за обычным делом: Иван — мастер модельного цеха. Александр — контролер, а Петр — кузовщик автобусного це­ ха. Николай •— шофер-испытатель машин. Н. УШ АТИК ОЗ .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz