Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)

Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 5 18 ноября 1950 г.. М 237 (718) с ш р л ы м ы ^ а и Г^ТОЯЛА погорая пора осени. Все в природе было весело и значительно. Зрелость поры с особой остротой чувство­ валась в саду. Отягощенный плодами, сад стоял осанисто, величаво. Мягкие лучи ут­ реннего солнца золотили прозрачно-медо­ вые ранеты, янтарные антоновки и одетые в розовый бархат анисы. Лучи солнца от­ ражались в дрожащих каплях росы, ко­ торыми были покрыты плоды. В саду шел сбор яблок. Работами рас­ поряжалась молодая на вид, но с совершен­ но седыми волосами женщина. Небольшой и слегка вздернутый нос ее, припухлые и яркие губы, голубые, озорные глаза, об­ рамленные черными густыми ресницами и смотрящие на мир е достоинством, — все это говорило о хорошей русской красоте и невольно заставляло любоваться. Но вот ■'^'здосы, зачесанные назад по-мужски, без доб ора... Густая седина их свидетельство­ вала о пережитой буре. — Матрена Петровна, — назвалась женщина. — Бригадир садоводческой, Ку­ ликова. Голос ее, против ожидания, оказался слабым и даже беспомощным, но звучал с той проникновенностью, которая подкупает и в которую веришь. Пригласив меня в бе­ седку, опутанную хмелем, Матрена Петров­ на, сославшись на необходимость дать не­ отложное распоряжение работающим, быстро и легко ушла в глубь сада. И едва она успела скрыться за раски­ дистыми деревьями, занимающими огром­ ную площадь, как к беседке подошли юно­ ша и девушка. Они шли, крепко взявшись за руки, да так и остановились, не разни­ мая их. — Мы к Матрене Петровне, — объяс­ нили пришедшие. — Поагитироваться при- --ДПЛИ. — Как вы сказали? Выяснилось, что Петя и Надя, недавно окончив среднюю школу, выбирают себе профессии. Сначала они хотели стать па­ сечниками, но, не поняв сущности пчело­ водства, пошли в овощеводческую бригаду. Там они и работают. Работают, но недо­ вольны этим. — Тянет нас в сад, — сказал Петя. — Очень, — подтвердила Надя, — но... сумеем ли мы привязаться к нему? По-на­ стоящему, понимаете? Я догадывался, что пришедшие все еще переживают пору исканий и что их мяту­ щимся душам требуется нечто большее, чем только слова совета. Не зная, как ото­ зваться на их бесхитростную откровен­ ность, я беспомощно оглянулся. Позади стояла Матрена Петровна. Вытирая о фар­ тук измазанные свежей землей руки, она слушала признание ребят внимательно и о чем-то сосредоточенно думала, закусив при­ пухлую губу. — II что же вы им скажете? — спро­ сил я у нее. — Ходят они ко мне давно, — в раз­ думья проговорила Матрена Петровна и сделала жест, приглашающий всех при­ сесть. В беседке стояли корзины с яблоками. — Кушайте, — сказала Матрена Пет­ ровна и сама взяла в руки спелый плод. Пытливо повертела его в руках, будто впервые видела или взвешивала, определяя, сколько же он, выращенный на родной зем­ ле, вобрал в себя солнца. — Я райекажу вам про это вот, — про­ говорила Матрена Петровна, бережно кладя на столик перед собой яблоко. — Про то, как родилось оно. Она окинула взглядом сад, задержавшись на одном из деревьев, стоявшем неподалеку от беседки. Когда она взглянула на него, в глазах ее метнулся ужас. Это было как вспышка молнии, и я не уверен теперь, что это произошло на самом деле. Не меняя по­ зы и голоса. Матрена Петровна продол­ жала: — Я расскажу, как стало возможным рождение этого яблока и... Впрочем, слу­ шайте. И вот. что она поведала. На берегу тихой речки стояло богатое С А Д колхозное село. А в нем жил молодой колхозник. Любил тот парень девушку и свой сад, в котором работал. Любил сильно и страст­ но, как можно любить саму жизнь. Девушка иногда испытывала парня, что ему ближе: сад, заложенный в пору созда­ ния колхоза, или она, ровесница этого са­ да, вступившая в свою семнадцатую весну? — А что ты мне без сада? — отвечал на это парень. — И для чего сад без тебя? Девушка морщила свой лоб, еще не при­ выкший вмещать всю мудрость жизни, и снова спрашивала: — Что слаще: эта медовая медовка или мои поцелуи? На это парень, смеясь, говорил: — Вкус плодов познается не сразу, — и цитировал ей любимого своего писателя Горького: — «В-се познается сравнением». Учились они вместе и работали рядом. Все шло хорошо и все впереди было ясно. Мелкие размолвки, возникавшие у них, как они возникают у многих идущих по земле рядом, не принимались в счет. Влюбленные торопили время и ждали осени. На эту пору была . положена их свадьба. Ходили они в ту весну по саду, кото­ рый покрылся ки­ пенью цветов, и гово­ рили о разных разно­ стях, о жизни боль­ шой и малой — та­ кой, какой она есть- Как-то знакомые из районного центра прислали ей два биле­ та в театр. В нем предстояло выступление знаменитостей. И ей, ш; видевшей еще ни одного настоящего артиста, страшно хотелось поехать. Но... парень боялся в тот вечер заморозков и остался в саду. Сидели, они в шалаше, и тогда он показался ей не таким блажен­ ным раем, как утверждается об этом в по­ говорках. — Вредный ты, превредный,— корила она парня. — Для тебя колхозный сад — это все. II обиженно -смотрел# на звезды, мигавшие с высоты холодно и- загадочно. — Сад — это ты, — садился на своего конька парень, — а ты — это сад. Девушка, сердясь, молчала, а парень пытался растормошить ее, как мог: — Понимаешь ли ты, что значат для человека фрукты и сколько их требуется ему? Вникни: для нормального развития человеческого организма, особенно детско­ го, требуется ежегодно не менее ста кило­ граммов. А кто их должен выращивать? Уйдем мы на твой концерт, а ночью вдруг мороз. Не окури в такой момент цветов са­ да, погибнут они. Не видать тогда пло­ дов... Девушка вздохнула: — Господи, какая скука! — Скука? — поразился парень. — Ка­ кой же тебе веселости нужно? В чем ты ее видишь? Разве же можно, к примеру, цело­ вать тебя, зная, что погублено дело, за ко­ торое отвечаешь? Парень говорил и весь горел высоким огнем. Одухотворенное лицо его становилось еще красивее, а глаза покоряли и звали к себе. Никогда еще он не был для девушки так близок и желанен, как в такое свое горение. И, смотря на него, она благослов­ ляла час, в который вызвала эту вспышку большого и ни с чем несравнимого пла­ мени. — Родной мой, — шептала она. Призыв доходил до парня, и он бережно брал руки девушки в свои руки, а смелея, жарко целовал ее. Все было хорошо и ясно, п казалась, что мирному счастью не будет конца. Но слу­ чилось по-другому. На землю пришла' война. Р а с с к а з — Куда же мы теперь? — растерялась девушка. — Ты уходи оо всеми на восток. — А ты?— встревожилась девушка. — Я останусь тут. — Ты с ума сошел, —- возмущалась де­ вушка. — Врагу хочешь служить? Парень объяснил, что хочет спасти сад. Она плакала, умоляя не делать глупо­ стей, но он оставался непреклонен. И тогда у девушки созрело решение: п она останется, но затем, чтобы уберечь его от падения. Она поклялась себе: если он откажется от ее любви и, не дай бог, отре­ чется от любви к родн-ой земле и своему народу, она убьет его. Гитлеровцы заняли село поздней осенью. Вскоре они призвали к себе парня-садов- ника. — Дрова нужны, — сказал ему ефрей­ тор, прислуживавший своему офицеру. — Где же я в-озьму их в степи? — отозвался на это парень. — В саду. Ефрейтор со своим офицером заняли гор­ ницу девушки. И она, ютившаяся на кухне, слышала, замирая., как парень ответил па это требование ефрейтора: — Сад рубить? Что ж, можно. Но только боюсь я за вас, господин началь­ ник. — Что такое? — В закон я ве­ рю, — объяснил па­ рень. — В наших краях за каждое по­ губленное фруктовое дерево плата положе­ на — голова того, кто будет греться теплом срубленного дерева. Непосредственно или кого-либо из его соплеменников. — Чепуха, — фыркнул ефрейтор. — Руби! Парень развел руками: — Воля ваша, — но только я верю в него. — В кого это? — В хозяина сада. Видите ли, места у нас степные и хозяин сада сильно бережет деревья, особенно фруктовые. Гневен он к тем, кто губит их. — Кто этот хозяин? Покажи. — Не могу,— отговорился парень.— Он, как бы вам сказать, невидим. — Дух, что ли? — Да вроде этого. Ефрейтор грохиул по столу кулаком: — Сказки! Нам можно. Все выру-бим и сожжем. Парень привез первую срубленную яб­ лоню. А ночью был убит один из солдат гитлеровского гарнизона. На второй день ефрейтор потребовал еще дров. П снова парень привез яблоню, а ночыо еще на одного солдата стало меньше в гитлеровском гарнизоне. 3а. пять дней в саду было срублено семь яблонь и за это время было убито семь солдат. В селе и вокруг происходили и более значительные события. То взлетали на воздух гитлеровские склады с оружием, то попадали под обстрел грузовики с войска­ ми. Но расследованием этого занижалось начальство ефрейтора. Сам же он с ужа­ сом думал о мести невидимого, а потому неуловимого духа — хозяина, бравшего за каждое свое фруктовое дерево по сол­ дату. — И до вас может дойти очередь, — предупредил парень ефрейтора. Вырубка сада была прекращена. Больше того, ефрейтор, рассказавший солдатам о законе края, над которым сначала смеялся, но в с и л у которого вынужден был пове­ рить. добился охраны сада. Его добровольно караулили сами солдаты, боясь мести хо­ зяина. Но вскоре после этого парень все же попался. Его поймали у склада с горю­ чим, который он намеревался поджечь. — Так это ты дух-хозяин? — затопал на него офицер. — Ты партизан? — Да. — Ёто тебе помогал? — Сам. — Назови сообщников, — требовал офи­ цер, — и я подарю тебе жизнь. Допрос шел в бывшей горнице девуш­ ки. Прикинувшись с первого дня поселе­ ния в ее доме гитлеровцев больной, сидя на кухне и кутаясь в лохмотья, она с ли­ хорадочным напряжением слушала: — Я подарю тогда тебе жизнь. — А зачем? — Разве тебе не дорога она? — Жизнь-то?— с чувством переспро­ сил парень. — Дорога! Ведь она дается че­ ловеку один раз. Как же не дорожить ею? При всех случаях и всегда ее надо бе­ речь, кар самое дорогое на свете. Угадывалось, что увидевший свой конец парень говорил это не для себя и не офи­ церу же, а ей, слышавшей его голос. — Ты молод и у тебя, видимо, есть не­ веста? — продолжал офицер. — Есть. — Где она? Парень вздохнул и ничего не ответил. Офицер барабанил по столу костлявыми пальцами: — Ну? — Что вам угодно? — Я хпзу, чтобы ты жил и всегда ви­ дел свою невесту. Назови сообщников. Офицер подошел к парню ближе, заго­ ворил доверительно: — Не ломайся, ведь каждому своя жизнь дороже. Вот хоть их спроси, — кивнул он на стоявших позади других офице­ ров. Парень молчал, а допрашивающий мял длинными и вздрагивающими пальцами сигарету. -—- Ну, что они тебе, толкнувшие на... Как это по-русски? На гибельный шаг? Подумай хорошенько, разве же найдется на свете человек, который согласится от­ дать тебе свою жизнь или даже свою не­ весту? Запомни: каждый покупается и продается... Парень вспыхнул яростью и рванулся вперед, пытаясь освободить связанные ру­ ки. Это ему не удалось. Тогда он звучно плюнул в сторону отпрянувших назад гитлеровцев и с гневным презрением бро­ сил им в лцдо: А вы на земле проживете, Как черви слепые живут, Ни сказок о вас не расскажут, Ни песен про вас не споют... Повесили парня утром на одной из яб­ лонь сада, который он растил и в котором работал. Девушка, видевшая казнь люби­ мого, стала седой. Когда Матрена Петровна замолчала и подняла строгие глаза на своих слушате­ лей, то увидела: Надя и Петя стояли, по­ давшись вперед, готовые продолжить под­ виг погибшего. — Похоронили ли его? — унимая вол­ нение, спросил Петя. Матрена Петровна кивнула: да, вскоре после смерти парня село заняли партиза­ ны, с которыми он был связан. Они дер­ жали село в руках до прихода частей Красной армии. — Хорошо. — облегченно сказал Петя. А Надя, не выпускавшая своей руки из руки Пети, спросила: — А памятник ему поставлен? — Вот он, — обвела вокруг взглядом Матрена Петровна. Она снова задержалась на яблони, стоявшей неподалеку от бесед­ ки, и закрыла рукой глаза. Стояла, скло­ нив седую голову, и молча выплакивала свою беду, которую ей, наверное, не вы ­ плакать ‘вовеки. А вокруг раскинулись отягощенные спе­ лыми плодами деревья сада и все вокруг говорило о зрелости — вс-е напоминало о великом смысле жизни. М. ПОЛИКАРПОВ. ПИСЬМО И З ПИТАЯ Почтальон торопливо в окно постучал и сказал: — Вам письмо из Китая!.. На конверте увидел я подпись: «Ли Чан», в наш ем цехе Ли Чана все знают. Я письмо это в цех к сталеварам принес, где при боем бушует огонь над печами, где учили недавно , ср ед ь радуж ны х зв е зд сталь по-русски варить мы китайца Ли Чана. Он в б р езен товой куртке высокий стоял, вм есте с нами за плавкой деж урил. Здесь впервы е: «Готова!» — он см ело сказал, сам глаза узковаты е радостно щ уря... ❖ ...Под Аньш анем сады м олоды е шумят. Над Китаем огром ны е зори проснулись... Пишет всем нам Ли Чан, что с д рузьям и опять выдал плавку стране скоростную ! Гр. ИВАНОВ. Египтяне, вы не одиноки! Далеко от наших мест Египет: Там всегда прозрачны небеса. Там зима сугробов не насыплет, Не покроет инеем леса: Там свои обычаи в народе, И народный быт совсем иной. Но стремленье египтян к свободе Нас роднит с далекою страной. Египтяне! В сотнях тысяч писем Пишут люди из различных стран, Что Египет будет независим. Несмотря на злобу англичан. Мир следит с волненьем за боями В ваших знойных, солнечных краях, И готовы люди вместе с вами Принимать участие в боях. Л. СОЛОВЬЕВ. е т е а н у ...Шел семнадцатый год по свету. — Мир лачугам! — братались солдаты, По окопам читали в газетах: «Свергнут нами царизм проклятый!» Повалили полки с позиций... За судьбу страны беспокоясь, Взял и ты драгунку — сгодится! — И бегом на товарный поезд... Пламенело небо над степью. И летел на Руси по ветру Гнезд помещичьих серый пепел. ...Шел семнадцатый год по свету. Край родной тебя встретил бедою, Коркой хлеба да плачем малых. Съел ты корку, запил водою, Но не лег отдыхать устало. Ты работал и в дождь и в стужу, Понимая, что труд твой дорог. Знал, что юной республике нужен Хлеб и уголь, свинец и порох. Рыл картошку в осеннюю слякоть, Спекулянтам об отнятом хлебе Довелось пред тобой поплакать. Было это не легким бременем, До всего тебе было дело, Может быть, от того преждевременно Голова твоя поседела. По стране, старье отметая, Шаг чеканили пятилетки, И село твое, расцветая, Заменило убор свой ветхий. В каждой хате полный достаток, — Щедрым стал трудодень в артели. А твои пострелята-внучата Букварей накупить успели. И завидуешь ты внучатам, Сожалея, что сделано мало: — Эх, сейчас бы, друзья, начать нам В самый раз свою жизнь сначала. И УТ Ь - Д О Р О Г 1 Всюду снег и даль без края, Ветер северный гудит, Мчится газик, оставляя Вихри снега позади. Глядя зорко на дорогу, Чутко слушая мотор. Юн лицом, но взглядом строгий, За рулем сидит шофер. Он работает в колхозе, Этот шустрый паренек, И людей и грузы возит, Совершая рейсы в срок. И сегодня, как обычно, Путь-дорога далека, Но уверенно, привычно На руле лежит рука. А. ДУБИНИН. М а л я р Изучал ты и кредит и дебет, М. ГЛАЗКОВ. село Казаки, Елецкого района. С ш е ж м ш ж с и Д н е м н о я б р ь с к и м п о -м а й с к и я р к и м М ы с тобою п р о х о д и м п а р к о м . Т и х о , неж но п лы в ут сн еж и н к и Н а д тобой, ч е р н о г л а з а я Н и н к а ! Н а д тобой, д о р о г а я д е в ч о н к а ! Ты с м е еш ь с я л у к а в о и зв о н к о . И , у с е в ш и с ь н а п а п к и н ы . п л е ч и , Что-то радост ное л е п е ч е ш ь . У хват и ла р у ч о н к о й ветку, Чуть т р я х н у л а , и с е л к и г у л к о С н е г п о с ы п а л с я м е л к и й - м е л к и й , П р е в р а т и вш и й тебя в с н е г у р к у . Вот опять ты см е еш ь с я , к р о ш к а ! И , хоть д о м а н а с ждут с п о д а р к о м , М ы и д е я с н о в а той же д о р ож к о й , К той же е л к е и тем же п а р к о м . М ы бы д о л ь ш е г у л я л и , у в е р е н : Н и ч е г о б н е с л у ч и л о с ь с н а м и , Н о см от ри-ка — и з -з а д е р е в ь е в Н а м на вст р еч у торопится м а м а . Ох, сейчас и достанется п а п к е ,— А тебя сним ет с п л е ч , р а с ц е лу ет . Х о р о ш о ,— скажет ,— - в Н иж н ем п а р к е — Т о л ь к о ветер п о -з и м н е м у дует! А . Л А С К И Н . Писать хорошие стихи дело нелегкое Рассыпав солнечные блестки, Погожим выдался денек, И с солнцем вместе на подмостки Поднялся скромный паренек. Об этом он мечтал когда-то, Теперь этаж за этажом, Раствором чуть голубоватым Любовно белит новый дом. Как ловок он в работе спорой! К чему стремится он — спроси. Чтоб стал наш Липецк, славный город, Как этот новый дом, красив. Б. ЦВЕТАЕВ. После того, как в «Ленинском знамени» стали регулярно публиковаться литера­ турные страницы, приток стихов в редак­ цию зЙачительно увеличился. В их числе нередко встречаются такие, которые но­ сят на себе следы упорной работы, серь­ езных размышлений. Эти стихи, как пра­ вило, сразу находят место на страницах газеты. За последнее время наряду с та­ кими, сравнительно известными в области поэтами, как Ст. Серпков, Борис Цветаев и II. Дьяков, в газете выступили тт. Мось- янов, Гладков, Ласкин, Соловьев и неко­ торые другие, чьи стихи впервые зазвуча­ ли с большой общественной трибуны. Это— отрадное явление. Но надо сказать, что в газете печатается лишь незначитель­ ная часть присылаемых стихов. Многие стихи, к сожалению, непригодны к опуб­ ликованию, так как их авторы не всегда критически относятся к своему творче­ ству и нередко, взяв хорошую, нужную тему, пишут без соблюдения элементар­ ных правил стихосложения, наспех. Ученик 10 класса Данковтоой средней школы 1 Н. Суши лип прислал стихо­ творение, посвященное празднику Велико­ го Октября. В нем он говорит о гордости советских людей за свою Родину— Совет­ ский Союз. Мысли, содержание этого сти­ хотворения хорошие, ясные, правильные. Но форма, в которую облекает свои чув­ ства Сушилин, несовершенна: «Нашей страной может каждый гор­ диться, Будь он рабочий, солдат, инженер. Право дано нам упорно трудиться, Каждый желает улучшить пример». Из этой строфы видно, что не автор владеет рифмой, а рифма «команду­ ет» им. Для слова «инженер» он подо­ брал рифму «пример», а к ней уже «при­ писал» остальное. На первый взгляд, как будто все правильно. Но с точки зрения смысловой точности здесь имеются серь­ езные погрешности. Улучшить можно ре­ зультат, показатели, что же касается примера, то его можно показать, ему мож­ но последовать. А в другой строфе т. Су­ шилин вообще перестает соблюдать рифму. Слово «счастливый» он рифмует со словом «милый», слово «мы» со словом «ста­ каны». Хорошие темы- для своих стихов взял т. Поликарпов. В одном из них, под назва­ нием «О нашей жизни», он пишет о кол­ хозном селе, о том ножом, что сейчас для него характерно. Но как и т. Сушилин, даже еще в большей степени, он очень небрежно обращается с рифмой, не соблю­ дает ее. Этим же недостатком страдают стихотворения т. Осипова— «Гроза», «За рекою широкой», т. Федотова— «Октябрь». У некоторых товарищей, желающих писать стихи, существует мнение, что писать их нетрудно. Это неверно. Поэти­ ческое творчество;—один из самых слож­ ных п трудных видов литературного тру­ да. Выразить коротко, в стихотворной форме мысль, нарисовать яркий запоми­ нающийся образ— дело сложнее, требующее не только способностей, но и широких поена,ний в области языка. Недаром Владимир Маяковский гово­ рил. что он, прежде чем отыскан, пужш-о слово, изводил тысяяш тонн «словесной руды». Поэт неустанно искал такие срав­ нения, такие слова, такие образы, кото­ рые бы предельно точно выражали его мысль, чтобы их нельзя было заменить другими без ущерба для содержания. Тон. Мачнев— автор стихотворения «Осень»— над отдельными- словами стает г слова-синонимы, как бы говоря редак­ ции: «выбирайте любое». В одном месте, например, он употребляет слово «лэлест», а рядом в скобках ставит: «или согреет». Но ведь эти слова выражают разные по­ нятия. Или над словом «обильный» он ставит слово «текущий». И эти слова раз­ ные, и каждое из них должно наиболее точно выражать определенную, желатель­ ную автору мысль. Подобные недостатки прежде всего про­ исходят от некритического отношения не­ которых авторов к своему творчеству, от недостатка трудолюбия, от нежелания за­ черкивать неудачные и искать новые вы ­ ражения, новые слова, новые образы. Один из наших авторов т. Батраков, дав­ но пишущий стихи, прислал в редакцию цикл лирических стихотворений. В целом они оставляют неплохое впечатление, но отдельные места бросаются в глаза своей недоработкой. Он пишет, например: «Сад опустел и пожелтел, В нем стало тихо-тихо, И облака издалека Над ним несутся лихо». Слово «лихо» здесь совершено неумест­ но. Облака могут плыть, иногда говорят, что облака бегут и даже мчатся. Но эти определения скорости- движения облаков употребляются в зависимости от погоды. У автора сказано, что в саду было тихо­ тихо. Да и вообще слово «лихо» к облакам применять нельзя. Можно сказать «лихая конница», «лихая тройка», «лихая, пля­ ска», но «лихие облака»— это уже неле­ пость, Неудачным словоупотреблением стра­ дают и стихи т. Попова, который, па- пример, пишет, что: «Из амбаров колхоз­ ных подводы отправляют зерню по труду». Здесь не ясно, кто отправляет зерно и ко­ му. А таких фраз в стихах т. Попова много. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что отдельные начинающие поэты пренебрегают элементарными правилами стихосложения, забывают о том, что со­ держание стихотворения выражается через его форму, и эта форма должна быть совершенной. Чтобы научиться писать сти­ хи, требуется много знать, изучать жизнь, непрерывно расширять свой кругозор, искусно владеть родным языком, техникой ! стихосложения. И обязательно надо вос- I иитывать в себе критическое отношение ! к своему творчеству, серьезное отношение к литературному труду. Без этого нельзя написать стихи, достойные общественного вниманий, Г. солодков.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz