Ленинское знамя. 1956 г. (г. Липецк)
2 Л Е Н И Н С К О Е З Н А М Я 15 ноября 1956 г., № 234 (7 1 5 ) п а р т и й н а я ж и з н ь Настойчиво бороться за выполнение решений ' I ^25^ Член КПСС призван быть активным бойцом за выполнение партийных реше ний. Его первейший долг— быть примером высокой сознательности и организованно сти, образцом в труде и быту. Деятель ность любого члена КПСС оценивается не но его словам, а по тому, как он справляет ся с порученным ему делом. Наша партийная организация старается всемерно развивать творческую активность коммунистов, направлять ее на выявление и использование внутренних резервов про изводства. Партийное бюро не раз ставило на обсуждение вопросы, непосредственно связанные с жизнью и производственной деятельностью коллектива дистанции. Одно из собраний было посвящено обсуж дению вопроса «Об авангардной роли ком мунистов на производстве». На собрании были отмечены как лучшие производствен ники и обществеиники дорожный мастер т. Афонин, мостовой слесарь т. Кузнецов, старший бухгалтер т. Лунева и другие. Но вместе с тем резкой критике подвергались коммунисты тт. Комодиков, Комолов, Бра гин и другие, которые плохо выполняли производственные задания и партийные поручения, слабо участвовали в общест венной жизни. Собрание веколышнуло кол лектив дистанции, заставило многих ком мунистов пересмотреть их отнешеиме к выполнению партийных поручений. Взять, например, коммуниста С. С. Бра гина— старшего мастера механического околотка, ныне исполняющего обязанности дорожного мастера. Одно время он безответ ственно относился к выполнению партий ных поручений, слабо руководил доверен ным ему участком производства. В работе околотка допускался брак. Сейчас т. Бра ш н стал относиться к делу намного лучше. В течение пяти месяцев на его участке не было ни одного случая брака. Он система тически проводит с рабочими беседы, чит ки газет. С душой относится к порученному делу дорожный мастер И. Ф. Афонин. Он полу чил околоток в запущенном состоянии, но еумел мобилизовать силы коллектива на ■преодоление отставания. В соревновании путейцев дистанции околоток занял второе место. И. Ф. Афонин— активный агитатор, часто выступает в ежедневной стенной га зете «За отличный путь». На партийных собраниях мы обсуждали и такие во просы, к ак «Задачи партий ной организации в улуч шении воспитательной ра боты ереди коллектива ди станции», «О безопасности движения поездов», «Задачи партийной организации в усилении идеологической работы среди путейцев», «О готовности дистанции пути к работе в зимних условиях» и другие. Активно прошло у нас собрание, на котором об суждался вопрос о выпол нении партийных поруче ний. Оно осудило пассивных товарищей. Серьезные критические замеча ния были высказаны в адрес начальника дистанции пути т. Королева и заместителя т. Пслукееша, дорожных мастеров тт. Само хина, Алексеева, главного бухгалтера тов. Долан, инженера т. Тамбовцевой и других работников, формально относящихся к по рученному делу. Формальное отношение к делу, невыпол нение партийных решений у нас. рассмат ривается как грубейшее нарушение вну трипартийной демократии, принципов и норм партийной жизни. Мы решили систе матически осуществлять контроль и про верку исполнения. На каждом партийном собрании секретарь или один из членов бюро будет докладывать коммунистам о том, как выполнено решение предыдущего собрания. Члены КПСС, не выполнившие поручения или виновные в срыве партий ных решений, будут обсуждаться на собра нии. Все это, несомненно, повысит ответст венность коммунистов за порученное дело. А чем выше поднимается активность ком мунистов, тем успешнее будут выпол няться задачи, поставленные XX съездом КПСС. Д. ТРИФОНОВ, секретарь партбюро Грязи-Воронежской дистанции пути. Месячник массового распространения литературы Безразличное отношение к торговле книгами Повышать роль коммунистов на производстве Деятельность партийной организации колхоза имени Молотова, Становлянекого района, заметно оживилась после того, как секретарем был избран Е. М. Мешков, а председателем правления колхоза — В. Т. Рохшетров. Партийная организация стала более конкретно заниматься развитием ос новных отраслей колхозного производства. Й вот результат: колхоз впервые за многие годы досрочно, одним из первых в районе, выполнил государственный план развития животноводства по всем видам скота н птицы. Намного возросли денеж ные доходы артели. О роете продуктивно сти скота можно, например, судить по та ким данным: надои в истекшем хозяйст венном году возросли до 2617 килограммов молока на каждую корову. Колхоз успешно выполнил план заготовок молока и продал государству десятки центнеров молока сверх плана. Фермы подготовлены в зиме. Но хозяйственные успехи артели были бы еще больше, если бы партбюро и все коммунисты лучше вели воспитательную работу в массах, настойчивее боролись за укрепление партийной и трудовой дисцип лины. Тот факт, что в колхозе недостаточ но еще читается лекций и докладов, слабо работают культурно-просветительные уч реждения, плохо распространяется опыт передовиков, свидетельствует о том, что партбюро упускает многие важные вопро сы. Секретаря партбюро т. Мешкова ком мунисты заслуженно критиковали на от четно-выборном собрании также зато ,.ч т о он недостаточно занимается вопросами ор ганизации учета труда, хотя сам по спе циальности бухгалтер. На протяжении года ни на заседании партбюро, ни иа общем собрании коммунистов ни разу не обсуж дались эти вопросы. .Партбюро не добилось того, чтобы все без исключения коммунисты показывали пример добросовестного отношения к по рученному им делу, а некоторые из них неправильно ведут себя в быту. Партийная организация обязана устра нить эти недостатки, еще выше поднять ответственность членов партии за артель ные дела. Н. МИХАЙЛОВ. Вопросы воспитания—в центре внимания В первичных партийных организациях колхозов имени Кирова и имени Калинина, Троекуровского района, состоялись отчетно- пыборные собрания. Обсуждая доклады сек ретарей парторганизаций тт. Карманова и Усачева, коммунисты остро ставили вопрос ор улучшении воспитательной работы с колхозниками. Они, в частности, указывали на то, что о колхозах очень редко читаются лекции об опыте передовиков сельского хозяйства, стенные газеты и «боевые листки» вы пускаются от случая к случаю. В партий ной организации колхоза имени Калинина открытые собрания не проводятся. Боль шим недостатком является также и то, что здесь очень редко созываются общеколхоз ные и бригадные собрания. Коммунисты в своих выступлениях тре бовали решительного улучшения полити ческой работы среди колхозников. В цехе сборки тракторов Липецкого тракторного завода. На переднем плане сле- ^ Р ь"с,6°рщик коммунист В. И. Чепрасов. Его среднесменная выработка составляет 170—180 процентов нормы. Фото Л. Черкашнна. Завод меняет профиль В связи с освоением целинных и залеж ных земель, повышением культуры земле делия возросла потребность в сельскохозяй ственной технике, а также запасных дета лях для ее ремонта. По решению прави тельства 9 заводов Министерства сельского хозяйства РСФСР переданы недавно в ве дение Министерства тракторного и сель скохозяйственного машиностроения СССР. В их числе и Елецкий ремонтный завод, именуемый теперь заводом «Сельхоззап- часть». Он будет выпускать запасные ча сти к различным сельхозмашинам: само ходным и прицепным комбайнам, сеноко силкам, тракторным сцепам «С-11», «С-18» и другим — всего более 60 видов, из кото-! рых ранее здесь изготовлялось лишь 10, да и то в очень небольшом объеме. 13 деталей завод делает сейчас из поковок и отливок, получаемых от заводов «Ростсельмаш», Та ганского комбайнового и Сызранского. Про изводство остальных деталей коллектив ос ваивает заново. Ранее действовавший механический цех с его станочным парком явно не удовлетво рял потребности производства. Потребова лось новое оборудование. Им завод в до статке снабжен. В течение последних деся ти месяцев получено 30 единиц станочного оборудования, в том числе — токарно-вин торезные, вертикально-сверлильные, зубо- и горизонтально-фрезерные, протяжной, зубо долбежный и зубострогальный станки, а также новинки отечественной техники, на пример, координатно-расточной станок, предназначенный для особо точных работ по изготовлению инструмента. Для посту пившего оборудования приспособлено по мещение бывшего мотороремонтного цеха, где организован участок будущего инстру ментального цеха. Новое оборудование поступило и в ли тейный цех завода, но производственная площадь его не дает возможности выпол нять план по ряду дефицитных деталей. Этот недостаток будет устранен при введе нии в эксплуатацию нового помещения фор мовочного зала. Освоить новое станочное оборудование— немаловажное дело, от чего во многом за висит его производительность. С этой целью несколько групп рабочих побывало на род ственных заводах в Липецке и других го родах, где переняли опыт работы лучших производственников. На успешное освоение выпуска новой продукции обращено все внимание коллектива. Пример в этом пока зывают передовики производства. Многие рабочие, выполняя порученное дело, инициативно, внимательно присматри ваются к технологии, вносят рационализа торские предложения, внедрение которых позволяет ликвидировать «узкие» места. Так, по предложению модельщика т. Зозу ля и других в литейном цехе внедрена че моданная формовка деталей барабана мо лотилки комбайна, которая позволила полу чать дополнительно до 40 деталей в сме» ну — наполовину больше, чем делали до этого. На столько же выросла выработка в результате внедрения в производство пред ложения т. Замаруева о фрезеровании оси головки шатуна комбайна. Благодаря этим и другим усовершенство ваниям многие фрезеровщики, сверловщи ки работают на 2—3 станках и добиваются высокой производительности труда. Так, фрезеровщики тт. Удовенко и Силяков, сверловщики тт. Шальнев и Оськин, токари тт. Трубицын, Чиков и Соломатин выпол няют сменные задания на 200—250 процен тов и помогают добиваться таких же ре зультатов своим товарищам. Повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции во мно гом будет содействовать механизация тру доемких процессов производства, особенно литейного. Здесь в ближайшее время ме ханизируется очистка серого литья, фор мовка, осваивается заливка чугуна в ко киль. Партийная и профсоюзная организации, дирекция завода сейчас главнее внимание уделяют улучшению организации труда, развертыванию более широкого и действен ного социалистического соревнования. Стенная газета «Ремонтник», еженедель ная сатирическая газета «Крокодил» умело пропагандируют опыт передовиков произ водства, подвергают резкой критике нера дивых работников, особенно нарушителей дисциплины. Рабочие Павлов, Овсянников, мастер Соколов после обсуждения напеча танных заметок о их недостойном поведе нии за последнее время исправились и ста ли добросовестно относиться к порученно му делу. Стенная газета поднимает также перспективные вопросы —- о механизации трудоемких процессов, повышении роли ма стера на производстве, о творчестве и ини циативе в работе и другие. Когда на заводе значительно упала про изводительность труда в связи с освоением особенно трудоемких деталей — шестерен сенокосилок и комбайнов, чугунных дета лей для комбайна «С-6» и других, стенная газета помогла найти резервы роста произ водительности труда, устранить некоторые недостатки, мешающие увеличению выпус ка продукции. Однако коллектив завода не преодолел еще всех трудностей в работе. До сих пор нередки простои станков из-за неисправ ностей, а также по причине отсутствия инструмента и материалов, особенно каче ственных и рядовых сталей холодного и горячего проката, и труб, идущих на запас ные части. В этом повинны не только по ставщики сырья, но и снабженческий ап парат завода. Коллектив уже освоил изготовление дета лей и запасных частей более 40 наимено ваний, но выпуск их еще недостаточен. Итоги работы в октябре, когда коллектив перевыполнил план, показывают, что завод может преодолеть отставание. Механиче ский цех выпустил запасных деталей на 80 тысяч рублей больше, чем в предыду щем месяце. Намного больше дал продук ции и литейный цех. Снижены издержки производства и потери от брака, повыси лась производительность труда, выросло число передовиков производства. Необходимо закрепить успехи, достигну тые в предоктябрьском социалистическом соревновании. С. ЕФЕТ, А. САМОХИН. Село Слобода— крупный населенный пункт в Измалковском районе.» Здесь рас положены колхоз имеет Маяковского, се милетняя школа, лесничество, медпункт. В Слободе много интеллигенции, основная масса жителей— колхозники, механизато ры, рабочие предприятий и артелей. Мно гие из них учатся. Но, как ии странно, в сельском магазине очень трудно найти нужную книгу или справочник но разным отраслям сельского хозяйства. Нет в продаже а многих худо жественных произведений, полюбившихся читателю. Недавно в магазин запью несколько юношей. — Нам, пожалуйста, «Молодую гвар дию» Фадеева, — обратился один из них к продавцу Н. К. Сапрыкиной. — Была одна книжка, ио давно прода ли,— ответила та. — Тогда «Анну Каренину» Толстого. — Тоже нет. Не оказалось в продаже и других сочи нений Л. Н. Толстого, книг Н. А. Некрасо ва, многих произведений советских поэтов и писателей. На самой верхней полке под потолком в беспорядке лежат несколько запыленных и обглоданных мышами книг и брошюр большой давности. — Двадцатый год в торговых органи зациях работаю и никогда не видела такого безобразного отношения к книжной торговле,— сознается т. Сапрыкина.— Сирое на книги большой, а их у нас всего лишь на 300 рублей, да и те хранить негде. Аналогичное положение в Пономарев- ском, Мульшнском, Жильском, Оберецком и во многих других сельских магазинах. Измал'ковсвий райпотребсоюз (председа тель правления т. Мальцев) из месяца в месяц, из квартала в квартал не выполня ет плана книжной торговли. Магазинами Измалковского сельпо в первом и третьем кварталах не продано почти ни одной книги. Не продано ни одной книги во втором квартале Глотовским и Преображенским сельпо. Если за истекшие месяцы Преобра женским сельпо выполнен план книжной торговли немногим более чем на 4 0 про центов, то Глотовским— наполовину меньше. Плохо торгует книгами и магазин, рас положенный в районном центре. В первом квартале им продано книг только на 1 ты сячу рублей при плане 1700 рублей. Во втором квартале от продажи книг не было выручено ни одной копейки, а в третьем квартале план выполнен всего на одну восьмую. Не лучше обстояло дело с книжной тор говлей и в октябре. Ни один магазин по требительской кооперации не выполнил плана книжной торговли. Это не вызывает тревоги у руководите-4 лей райпотребсоюза. Вопрос о продвиже нии книги на село уже давно сошел с по вестки дня заседаний правлений сельпо и райпотребсоюза, районных партийных я советских органов. Торговля книгами в районе лущена на самотек. Вопросами завоза, заказа необхо димой литературы в Измалкове никто не занимается. Населению не известно, какие книги поступают на базу, в магазины. Ко операторы не практикуют такие давно уже оправдавшие себя методы распростра нения литераторы, как книгоношеетшо, продажа литературы в МТС, на рынках... В большинстве магазинов не созданы отделы книг, нет картотек, книжных вит рин, выставок новинок. Отсутствуют книжные выставки и вит рины во многих библиотеках, клубах и красных уголках. Работники культпро- светучреждений самоустранились от тако го важного политического дела, как рас» проетраиеиие книги на селе. До сего вре мени в районе не организован совет со действия книжной торговле. Потребкооперация обязана совместно е работниками культпросветучреждений комплектовать колхозные библиотеки. Средства на это в колхозах есть, но они не используются. Измалковскому райкому партии и рай исполкому уже давно следовало бы заинте ресоваться состоянием книжной торговли в районе. м . НОСОВ. (Соё. корр. «Ленинского знамени»). Книгу обсуждают в цехе Недавно техническая библиотека трак торного завода и заводская профсоюзная библиотека провели читательскую конфе ренцию по книге «Сталевар электропечи» Юдина, Лейкина и Еаблуковекого. Конференция проходила в красном угол ке сталелитейного цеха. Доклад по книге был сделан старшим технологом отдела главного металлурга т. Третьяковым. За- тем выступили читатели— сталевары и заливщики. Тт. Аршинов, Бавыкин и дру гие, говоря о книге, коснулись мнотих вопросов работы своего цеха, отметили ряд недостатков в организации производ ства в плавильном отделении. В частно сти, они указывали на отсутствие необхо димого инструмента на рабочих местах. Н овостройки одн о го с е л а Ч ит ат е л и сообщ ают Много нового появилось за последние два года в селе Аннеека, Тербунсюого района. Построена колхозная мельница с приводом от трактора. Недавно состоялось открытие клуба со зрительным залом на -300 мест. В МТС, расположенной в селе, оборудует ся радиоузел. А. МИНАЕВ. М о щ н ы й к о л о д е ц в к о л х о з е Улучшается водоснабжение обществен ных ферм в сельхозартели «Память Леши на», Хдевеяекого района. Осенью здесь около скотных дворов, радшоложегацых на территории первой полеводческой брига ды, открыт глубинный колодец, откуда при помощи насоса каждую минуту по дается 200 литров воды. Теперь воды вполне достаточно для то го, чтобы удовлетворить потребности двух животноводческих ферм — молочно-товар ной и свиноводческой. А. ТЕРЕХОВ. В р о дны х с е л а х В села Долгоруковского района верну лась большая группа демобилизованных воинов Советской Армии. В строительную бригаду колхоза «Путь Ленина» вступил демобилизованный воин В. Филимонов. Он стал работать плотником. Добросовестно трудится в сельхозартели имени Ленина недавно демобилизовавшийся из армии М. Шеменев. Изъявили желание работать в родном колхозе имени Фруизе бывшие воины Н. Картавых и М. Майориико®. П. ФИЛИМОНОВ. Бдите ль н оеть Боец Липецкой пожарной команды № 2 т. Чистяков находился на порту. Неожиданно он заметил вдали отсвет пла мени. Чистяков объявил тревогу и подраз деление в полном боевом составе выехало к месту предполагаемого пожара. Очаг огня был быстро ликвидирован. Тов. Чистякову объявлена благодар ность за бдительность. А. КАМЫШЕВ. Театр „ К р е м л е в с к и е к у р а н т ы 44 Не слиш ком ли рискованно? Этот вопрос н евольно возни кает у зри теля, п риш едш его п осм отреть спектакль, которы й налагает на актерский коллектив особ ую ответствен ность. Ведь нуж но сделать не только х о р о ший спектакль, но и сум еть п равдиво р а с крыть о б р а з величайш его ч еловека н аш е го врем ен и , которы й так д о р о г и близок всем н ар о д а м м ира, — о б р а з Владимира Ильича Л енина. С каж ем п р ям о ■— в прош лом году Ли пецкий областной драм атический театр м ен ьш е р ад о в ал , б о л ьш е разоч ар о вы вал зри теля. И вот в н овом театральн ом с е зо не, пополнившись значительны м числом но вых актер о в, театр начал свою работу с ;К рем левских курантов» Н. П огодина, — с пьесы, вош едш ей в зо л о то й ф о н д совет ской драм атурги и, ставящ ей п е р е д испол нителями больш ие, трудны е и очен ь ответ ственны е задачи. С волнением и тревогой ож и д аем мы появления на сц ен е Ленина, о б р а з к о то р о го в п ьесе весьм а м н огогран ен — это в е ликий вож дь, о р ган и зато р м асс, гени аль ный тво р ец и искатель, больш ой м ечтатель, которы й «зем лю всю охваты вая р а зо м , ви дел то, что в р ем е н е м закры то» и, нако нец, это «самый человечны й человек». Еще д о появления Л енина на сц ен е мы с вним анием прислуш иваем ся к р азго во р у крестьянина — е ге р я Чуднова (арт. В. Лю барский) и д ер ев е н с к о го зв о н ар я Казанка (арт. А. Воробьёвский). Чудное. Я за свою ж изнь п ер еви д ел м н о ж ество ' образованны х лю дей , ко м не, брат, зн ам ениты е личности на охоту ездили , а отчего Ленин их всех п ревыш ает — не знаю . К азанок. П ростой он.. Ч удное. «Простой»... И простых мы в и д е ли! То, да не то! Не нам с тобой, видно, понять, отчего Владимир Ильич ни на кого н е похож. И м енно таким—просты м , человечны м и в го ж е вр ем я ни на кого не похожим, хотим мы видеть о б р а з Л енина на сцене. И вот в д ер ев ен ск ую избу Чудновых вм е сте с хозяи н ом входит человек, появление которого на сц ен е вы зы вает в зри тельн ом за л е гор яч и е аплодисм енты . Х орош ее п р е д зн ам ен ован и е! И д ал ьш е — первая реп л и ка Л енина («Здравствуйте!»), его о б ъ ясн е ние неудачной охоты («...Мы такие зн ам е нитые охотники, что на фунт дичи нам надо фунт пороху»), его спор со С тепкой (Ю ра Грецев) о том, Л енин он или нет, и о со б ен но реплика, обр ащ ен н ая к п ортрету («Этот важный, надутый господин ни капли на Л енина не похож ... А вот я похож !») — все это ср азу ж е со зд а ет хорош ий контакт м еж д у актер о м и зри телем . Всю картину в д о м е Чудновых артист Г. Г орелов, исполняющ ий роль Ленина, про водит с подлинным актерским м астерством . Ленин Г орелова по-ч еловеч ески прост в о б ращ ении с крестьянской сем ьей , искренне увлечен веселы м сп о р о м со Степкой, его интересует, что такое «П ролеткульт», труд но ли представлять в спектакле банкира, он сокруш ается н еудачей на охоте и с е р ь е зн о задум ы вается, когда в ком нате увидел старинный светец. Именно вот таким и на рисовал его М аяковский в поэм е «Владимир Ильич Ленин». Он, как вы и я. совсем такой ж е, только, м ож ет быть, у самы х глаз мысли больш е наш его м орщ и нят кож ей, да насм еш ливей и твер ж е губы, чем у нас. Или вот сцена на К рем левской н а б е р еж ной. Ночь. Саша Рыбаков (арт. В. Х орохо рин) н еож и данно встречается с Л ениным. Л анин... П очем у вы один, в полночь... С читаете звезды ? Ры баков. П равда, считаю.., не буду от некиваться. Ленин. Влюбились, товарищ Рыбаков? Рыбаков. Не б уд у отнекиваться... Да. Ленин. П ой дем те вм есте гулять, товарищ Рыбаков. В рем я у нас ж естокое, страш ное, теперь как будто и не д о любви, но вы не бойтесь... Лю бите на зд о р о в ь е, р а з это случилось... А ведь хорош о любить? Чув ство-то удивительное! С колько лиричности, сколько теплоты в этой сцене! Рядовой м атрос и великий вож дь вышли в эту чудесную ночь на б е р ег реки, чтобы пом ечтать: один о судьбах России, о смелых, великих планах электри фикации, д ругой— о своей лю бим ой. Они откры ваю т друг другу свои сокровенны е мечты. И зд есь по п ьесе ещ е глубж е р ас кры вается обаятельны й о б р а з великого ч е ловека. В спектакле ж е богатейш ий д р а м атургический м атериал этой картины, к сож алению , артист Горелов растрачивает на внешний рисунок. Д а, нам по кад р ам кинохроники зн аком ы ленинские ж есты . Но р а зв е в этом главное? Нужно бы ло найти такие краски, которы е бы глубоко р аск ры вали внутренний о б р а з вож дя в конкретной обстановке. Но они не были найдены арти стом. П орой так и каж ется, что Ленин ве д ет не задуш евную б е се д у с простым че л о век о м о своих больш их мечтах, а высту пает на м н оголю дн ом митинге. Н ад этой картиной Г орелову предстои т ещ е больш ая работа. Ведь наш ел ж е актер верный тон в к ар тине б еседы Л енина с английским писате лем . В короткой, но острой п олем ике Л енин нем ногословен , но сколько убийст венной логики, бесп ощ адн ой сатиры в его спокойных, коротких ответах! Английский писатель со общ ает Л енину о том, что он со б и рается написать обш ирную книгу про тив М аркса, так как он ем у «надоел». Ленин удивленно смотрит на писателя и внеш не спокойно отвечает: «Ну, что ж е, ва ляйте!». И в зал е р азд ается смех. О чень сд ерж ан , спокоен, и в то ж е вр ем я внут р ен н е страстен артист в этой картине. ещ е ш ире и глубж е раскры ваю щ ей о б р аз Ленина. М ож но м ного говорить о том, как в д р у гих эпизодах удается (или не удает ся) раскры ть о б р а з вож дя артисту Г орело ву, но уж е из приведенны х картин (а они весьм а характерны ) видно, что актер в основном справился со своей трудной з а дачей. Но ем у надо ещ е и ещ е работать по внутреннем у раскры тию о б р аза. З р и тель за это будет только благод арен. Д ругой центральной ф игурой пьесы яв ляется старый инж енер Забели н — сам о бытная натура, человек, лю бящ ий Россию . Но он не верит в поб еду социализм а и упрям о протестует против нового общ ест венного строя, который, по его убеж ден ию , вед ет Россию к гибели. Свой протест он вы раж ает в соверш енн о необычной, шу товской ф о р м е — торгует спичками на Т верской площ ади. За этим занятием зри тель и встречает впервы е Забели на, роль которого в спек такле исполняет артист П. О каем ов. И эта встреча несколько р азочаровы вает. На пе стром ф о н е спекулянтов, уличных вори ш ек, попов, м еняющ их на крупу золоты е кресты , З аб ели н -О каем ов р е зк о вы де ляется своей гордой осанкой, своим п р е зр ен и ем к толпе. Но все это слиш ком п о д черкнуто внешне. Артист не находит зд есь верных интонаций (пожалуй, за исклю чени ем выигрышной сценки с попом). Но дальш е актер словно п е р ер о ж д а е т ся. Он полностью вживается в о б р а з и в больш инстве эп изодов вед ет роль с долж ны м артистическим м астерством . Кульминационным пунктом пьесы явл яет ся встреча Забели на с Л ениным в К рем ле. Честно и п рям о Забели н вы сказы вает свои взгляды : в социализм он не верит. Ленин и не пытается разбить эти взгляды . Он вдох новляет его, крупного специалиста-энерге- тика, идеей электриф икации страны. З а б е лин п ораж ен р азм ах о м ленинских идей, глубиной его мысли. Он растерян . Ему предлагаю т работать — и не просто р а б о тать, а осущ ествлять электриф икацию России — давниш нюю и его м ечту — те перь ж е, нем ед лен н о. Встреча с Л ениным потрясла Забелина, и п осле н ее он сказал родным : — Я сейчас видел гениального человека. С подлинным м астерством показы вает актер п е р ер о ж д е н и е своего героя, поняв ш его созидательную роль комм унистиче ской партии, величие и р азм ах Л енинского плана. О б р аз Забели на — удача актера и реж иссуры в этом спектакле. Прост и естественен м атрос Рыбаков в исполнении артиста В. Х орохорина. С амая больш ая опасность для актера зд есь заклю чалась в том, чтобы не сбиться на тради ци онный о б р а з м о р яч ка в тельняш ке, рубахи- парня, котором у все нипочем. В. Х орохо рин удачно избеж ал этого траф ар ета. Как хорош а непосредственность Ры бакова-Х о рохорина в его отнош ениях с'М аш ей З а б е линой (особен но в сцен е в ком нате гости ницы «М етрополь»). Как трудно сдерж ать ем у себя, чтобы не бросить гневны е слова правды в лицо чуждых ем у лю дей в кварти р е Забели на! К акое спокойствие и вы держ ку проявляет он в ответах на саркастиче ские реплики Забелина! П оказателен в этом отнош ении м ом ен т, когда Забелин прика зы вает Рыбакову покинуть его комнату («...Тогда, сударь, пойдите прочь отсюда! Я вас не зн аю и знать не ж елаю »), Ры ба ков растерян , ош елом лен . Он м учительно дум ает над тем, как ем у себя вести в эту минуту, и вдруг тихо и спокойно отвечает: — А я не уйду. Всю сцену р а зго в о р а Забели н а с Ры бако вым оба артиста п роводят б езупречн о. Вызывает симпатии своей н еп осред ствен ностью в роли Маши Забели ной артистка Е. М амонтова. Х орош о в ед ет роль жены Забели на артистка А. Л анская. Но дум ает ся, что в сцен е расставания с Забели ны м о б е они несколько «переигры ваю т». Их вы крики отчаяния кажутся неестественными. Не совсем нашел себя артист В. Ансаров в роли Д зерж и н ского. В спектакле не чув ствуется ж ел езн о й воли этого неутомим ого «ры царя револю ции». Д еревенский звон арь Казанок (арт. А. Во- робьевский) и нищая старуха (арт. Н. Плю- скова) — это отточенные, законченны е м и ниатюры. С воей безукори зн ен н ой игрой они словно под тверж д аю т слова К. С. Стани славского о то ла , что в спектакле нет б о л ь ших и м аленьких ролей , есть больш ие и м аленьки е актеры . В небольш ой роли часовщ ика есть боль шой м атериал для того, чтобы создать под линно колоритный о б р аз. В исполнении Л. Бляхера часовщ ик—это работящ ий м у д рый старик, которы й влю блен в свое д ел о и спокойно наблю дает за ходом событий. Но какое волнение он испытывает, когда ем у предлагаю т чинить К рем левски е куранты— главные часы государства! Ж аль только, что в этот м ом ен т артист явно «переи гры вает» свою радость — особенно, когда он вы бегает из кабинета Л енина, чтобы н е м ед ленно приступить к рем онту. З д есь чувст вуется ф альш ь. Гости в квартире Забелина: дам а с в я зан ьем (Л. М ухом едьянова), Испуганная (И. Янкина), Скептик (Н. Романов) и Опти мист (Н. В оробьев) — это роли кари катур ные. З д есь не надо бояться ш арж а, гроте ска. Ведь д аж е название р олей п од черки вает это. О днако, если М ухом едьяноза и Янкина сделали попытку создать карика туры, то у Ром анова и особен но В оробь ева этого стрем ления не чувствуется. А напрасно. В пьесе нет ни одн ого показан ного ш ироким планом персон аж а, который бы представлял м ещ анский мир, цепляю щийся за прош лое. Именно такими остры ми ш арж ам и автор попытался в пьесе и зобразить этот бурж уазны й, мещ анский м ирок. ... Под звуки «Интернационала», кото ры е сим волично вызваниваю тся К рем лев скими курантами, опускается занавес. Те перь м ож но ответить на вопрос, заданный в начале этой статьи: не слиш ком ли риско ванно? Нет, Липецкий о б л д р ам театр п р о явил хорош ую творческую смелость и с о з дал волнующий спектакль. Главного реж ис сер а театра В. Н. Т окарева, постазивш его спектакль, и весь актерский состав м ож но поз'дравить с заслуж енным успехом . Этому успеху, несом ненно, способствовало и худо ж ественное оф о р м л ен и е спектакля (ху дож ник Л. С. Д авы дов). С кром ны е, но со ответствующие духу спектакля декорац ии углубляю т о бщ ее впечатление. Хочется, чтобы эта больш ая работа, ко торой п орадовал зри телей коллектив теат ра, бы ла началом его ноеых творческих побед. А. БАБИКОВ. О ’
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz